GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Контрольная по психологии (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Контрольная по психологии (Психология)




Вариант 2



1. Апперцепция это:
а) различное восприятие предметов разными людьми

Синестезия это:

б) возникновение под влиянием раздражителя одного анализатора ощущения,
характерного для другого

Основные подходы к определению типов темперамента. Классические
типы темперамента.



Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие
динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой
понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических
процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние
особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или
замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность
личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не
является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее
возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами
характера или способностями) Можно выделить следующие основные компоненты,
определяющие темперамент:
1) Общая активность психической деятельности и поведения человека
выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и
преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной
деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.
Можно отметить две крайности: с одной стороны - вялость, инертность,
пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и
стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются
представители различных темпераментов.
2) Двигательная, или моторная, активность показывает состояние
активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в
быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека,
его внешней подвижности ( или, наоборот, сдержанности ), говорливости ( или
молчаливости ).
3) Эмоциональная активность выражается в эмоциональной
впечатлительности (восприимчивость и чуткость к
эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности
(быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их).
Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и
имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до
известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н. э. описал четыре
темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический
темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент,
меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло
дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только
исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные
И. П. Павловым установили, что физиологической основой темперамента
являются сочетания основных свойств нервных процессов. Согласно учению И.
П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания
психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности
нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности
является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов -
возбуждения и торможения. Были установлены три свойства процессов
возбуждения и торможения:
1) сила процессов возбуждения и торможения,
2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,
3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток
переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное
возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость)
нервной клетки. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью
нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и
торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки
быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в
слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью,
их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает
большой чувствительностью даже на слабые раздражители она дает
соответствующую реакцию.
Важным свойством высшей нервной деятельности является
уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение
возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно
уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается, преобладает
или процесс торможения или возбуждения.
Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность
нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой
сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и
прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения
нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного
процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных
связей, выработки и изменения динамического стереотипа.
Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и
торможения были положены в основу определения типа высшей нервной
деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и
уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре
основных типа высшей нервной деятельности:
Слабый тип.
Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные,
длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы
торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается
выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая
чувствительность (т. е. низкий порог) на действия раздражителей.
Сильный уравновешенный тип.
Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется
неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов
возбуждения над процессами торможения.
Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения
сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость
нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.
Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные
процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне
всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным,
это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе
могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе
жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в
этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и
есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении
человека.
Особенности психической деятельности человека, определяющие его
поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе
индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной
деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает
характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его
психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни
поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.
Психологическая характеристика темпераментов
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами"
индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим
образом:
сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.

Сангвинический темперамент.
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко
переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит
однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается
в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая,
быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но
этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если
раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес
впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он
проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же
воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния
активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него
появляется безразличие, скука, вялость.
У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и
недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не
отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же
быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение
сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее
настроение.
Флегматический темперамент.
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив,
уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность,
упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические
процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика
внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого -
уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с
людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него
устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и
в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из
себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко
выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует
развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не
допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость,
инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных
условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное
отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Холерический темперамент.
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны,
неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них
быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное
этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности,
порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и
выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения.
Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко
проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется.
Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его
деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая
при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая
трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии
может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий
спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко
падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность,
эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно
оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в
коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость
порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
Меланхолический темперамент.
У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с
трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение
вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и
прекращение ее В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало
заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным
напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического
темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и
длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды,
огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо.
Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и
одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто
смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое,
необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и
спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и
работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и
совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную
восприимчивость к внешним воздействиям.
Психологи установили, что слабость нервной системы не является
отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется
с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система
- нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное
преимущество. Следует помнить, что деление людей на четыре вида
темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные
типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных
темпераментов.
"Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.
Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной
деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания
это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит
«маскировка» истинного темперамента. Темперамент накладывает отпечаток на
способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в
общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая
необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает,
смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с
трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не
замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные
отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без
молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а
устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников,
напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь
устойчива.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его
темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести
дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от
одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а
однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к
быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой
регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и
сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности
реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.
Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные
характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна
и «великая» и социально-ничтожная личность.



4. Этапы восприятия: перцепция и апперцепция. Нарушение восприятия.


Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают
субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной
активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность
ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с
рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только
человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в
жизненном опыте.
В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов,
конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас,
восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в
виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том
случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство
сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это
ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту,
ассоциируется с ним).
Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их
образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для
восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.
Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит
в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство
(например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия
и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ,
включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых
человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы
некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-
либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и
уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.
Восприятие — целостное отражение предметов и явлений объективного
мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Восприятие
предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и
наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно
требует объединения основных естественных признаков и сопоставления
воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный
двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движения глаз при
рассматривании и т. п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность
мозга по синтезу целостного образа. Образ, складывающийся в результате
процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу
сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает
активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые
признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают
и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое,
осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный
и мышечный. — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.
Перцепция – это первоначальная, объективная идентификация
объектов и явлений.
Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с
активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования
образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот
процесс, можно представить себе следующим образом:
1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и
принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному
объекту.
2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений
комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о
том, что это за объект.
3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с
последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или
опровергающих правильность принятого гипотетического решения.
4. Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему
еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.


Закономерность субъективности восприятия — одну и ту же информацию
люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих
интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от
содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит
название апперцепции. Апперцепция – понятие, введенное немецким ученым Г.
Лейбницем. Определяет состояние особенной ясности сознания, его
сосредоточенности на чем-либо. В понимании другого немецкого ученого
В.Вундта, обозначало некоторую внутреннюю силу, направляющую течение мысли
и ход психических процессов. При предъявлении испытуемым незнакомых фигур
уже на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым можно было бы
отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и
проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории.
Таким образом, при восприятии активизируются следы прошлого опыта. Поэтому
один и тот же предмет может по разному восприниматься разными людьми.
Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком
задачей, и мотивами его деятельности; в его процессе участвуют установки,
эмоции которые могут изменять содержание восприятия. Это необходимое
условие ориентировки человека в окружающей среде.
Предметность, целостность, константность и категориальность
(осмысленность и означенность) — это основные свойства образа,
складывающиеся в процессе и результате восприятия. Свойства восприятия:
1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета.
Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов
не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы
мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого
набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали
предмета человеком непосредственно в данный момент времени не
воспринимаются. Однако способность целостного зрительного восприятия
предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о
восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили
зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир
предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и
величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели
целостные предметы. Постепенно через несколько недель у этих людей
формируется зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что
они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в
процессе практики, т. е. восприятие — система перцептивных действий,
которыми надо овладеть.
2. Константность восприятия — благодаря константности мы воспринимаем
окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и
т. п. Источником константности восприятия являются активные действия
перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия).
Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях
позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру
воспринимаемого объекта. Константность восприятия — не врожденное свойство,
а приобретенное. Нарушения константности восприятия происходят, когда
человек попадает в незнакомую ситуацию, например, люди, когда они смотрят с
верхних этажей высотного здания вниз, то им автомобили, пешеходы кажутся
маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте,
сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их
размеров.
3. Структурность восприятия — восприятие не является простой суммой
ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений
обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные
звуки, - а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один
рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
4. Осмысленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с
пониманием сущности предметов.
5. Избирательность восприятия — проявляется в преимущественном выделении
одних объектов по сравнению с другими.
Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже
бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное
(собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны
воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. Т. е. восприятие
протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «что это такое
0?».
Виды восприятия выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие
отношений, движений, пространства, восприятие человека.
Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии)
обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере
известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины:
практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий
восприятия и т. д.
Описанные свойства предметности, целостности, константности и
категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно
складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием
работы анализаторов, синтетической деятельности мозга. Чаще и больше всего
свойства восприятия изучались на примере зрения — ведущего органа чувств у
человека. Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно
воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина — образ,
внесли представители гешталътпеихологии — направления научных исследований,
сложившегося в начале XX в. в Германии. Одним из первых классификацию
факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле
гештальтпсихологии предложил М.Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие:
1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших
соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в
зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей
вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.
2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том,
что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.
2. Фактор «естественного продолжения». Он проявляется в том, что
элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с
большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти
фигуры, форму и контуры, чем в другие.
4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия выступает как
стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые
изображения.
Восприятие человеком сложных, осмысленных изображений
происходит следующим образом. В первую очередь срабатывает механизм
влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении
наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную
информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление.
Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний
мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа
на него пока не получено. В древности этот вопрос звучал примерно так: все
ли знания о мире к нам поступают только через органы чувств или часть из
них вносится в восприятие разумом, относительно независимо от внешнего
мира? При глубоком рассмотрении этот вопрос оказывается не таким уж
простым, каким может показаться на первый взгляд.
Психология органов чувств до настоящего времени не способна
объяснить до конца, каким образом вся информация, в том числе абстрактные
знания (к примеру, схемы мышления, интуиция, гештальтструктуры восприятия и
т.п.), которыми мы располагаем, могут поступать через рецепторы. Факты,
которые нами только что были рассмотрены, свидетельствуют о том, что по
меньшей мере часть того, что входит в содержание наших образов, напрямую с
действительностью не связана. Это требует создания такой теории восприятия,
которая бы учитывала и удовлетворительно объясняла множество имеющихся
фактов.
Со времени английского философа и психолога Дж Локка, который одним из
первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций
восприятия. Одна из них получила название нативистской (от слова «натура» —
природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека
от природы «способностей ума». Другая теория (эмпиризм) утверждает, что
формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш
мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме
умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на
восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы
существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с
этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и
восприятие движения.
Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета.
Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы
совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях.
Сложный комплекс приборов, лежит в основе восприятия пространства. Он
требует столь же сложной организации аппаратов, осуществляющих центральную
регуляцию пространственного восприятия. Таким центральным аппаратом
являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия»,
которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестезического и
вестибулярного анализаторов.
Восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных
уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия
длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные
ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним
относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых
образований. К ним относятся такие циклические явления, как биение сердца,
ритм дыхания, а для более длительных интервалов – ритмика смены сна и
бодрствования, появление голода и т.п.
В качестве наиболее вероятных кандидатов на роль биологических часов
называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела.
Последнее частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов,
влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться.
Например, хинин и алкоголь чаще всего замедляют субъективно воспринимаемый
ход времени, а кофеин ускоряет его. Субъективная продолжительность времени
частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой по времени
кажется нам интересная и осмысленная деятельность. Гораздо дольше для
нашего восприятия продолжается та, которая заполнена бессмысленными и
неинтересными занятиями. В одном эксперименте человек провел в изоляции
четыре дня, находясь в звуконепроницаемой комнате и занимаясь в это время
чем хотел. Через определенные интервалы времени ему звонил экспериментатор
и интересовался, который час (у самого испытуемого часов не было).
Оказалось, что в течение первого дня пребывания в этих условиях, когда
испытуемый еще находил для себя интересные занятия, его субъективное время
шло с ускорением и убежало вперед почти на четыре часа. Затем его
«внутренние часы» начали постепенно отставать и к концу четвертого дня
пребывания в изоляции уже ошибались по сравнению с реальным временем
примерно на сорок минут.
Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия
в восприятии хода времени. Кроме того, у одного и того же человека оценки
времени могут варьировать в широких пределах в зависимости от его душевного
и физического состояния. При хорошем настроении время идет чуть быстрее,
чем обычно, а в состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее.

Восприятие движения – очень сложный вопрос, природа которого еще не
вполне выяснена. Основным принципом, регулирующим восприятие движения,
является осмысление ситуации в объективной действительности на основе
всего прошлого опыта человека.

Восприятие и оценка движения также основаны на последовательном
использовании информации, исходящей из нескольких различных источников.
Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие оценить его
направленность и скорость. Наличие или отсутствие движения в поле зрения
констатируется нейронами-детекторами движения или новизны, входящими в
нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса). Эти
нейроны обладают генетически заданной способностью генерировать импульсы
при возникновении движения какого-либо объекта в поле зрения.
Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения
отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а также отмечаться
последовательностью сокращения-расслабления определенной группы мышц глаз,
головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом.
То обстоятельство, что восприятие движения и его направления
физиологически связано, в частности, с перемещением изображения на
сетчатке, доказывается существованием иллюзии движения, обычно возникающей
в том случае, когда в поле зрения один за другим с небольшими интервалами
времени зажигаются два светящихся точечных объекта, находящихся друг от
друга на сравнительно небольшом расстоянии. Если интервал времени между
зажиганием первого и второго объектов становится меньше 0,1 с, то возникает
иллюзия перемещения светового источника из одного положения в другое, с
первого места на второе, причем зрительно-иллюзорно субъектом даже
прослеживается траектория соответствующего «движения». Это явление получило
название «фи-феномен».
Еще одним аргументом в пользу того же самого вывода о
психофизиологическом механизме восприятия движения может служить так
называемый автокинетический эффект. Это явление представляет собой
кажущееся, иллюзорное движение в темноте неподвижной светящейся точки.
Автокинетический эффект возникает у многих людей в том случае, если
неподвижная точка в зрительном поле является единственным видимым объектом,
т.е. если ее положение невозможно идентифицировать в пространстве, сравнить
и оценить относительно какого-либо другого видимого объекта. Скорость
движения, по-видимому, оценивается по скорости перемещения изображения
предмета на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих в
следящих движениях.
Много полезного в понимание связанных с движениями психофизиологических
механизмов восприятия внес русский физиолог И.М.Сеченов. Он напрямую связал
их с работой мышечной системы. Расстояние до предметов, их глубина и
высота, пути и скорости движения, писал И.М.Сеченов, все это продукты
«мышечного чувства», т.е. ощущений, поставляемых в мозг работающей мышцей.
То же мышечное чувство, являясь дробным в прерывистых периодических
движениях, становится измерителем времени.
Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его
непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями,
несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.
Другой важный закон восприятия состоит в относительной
устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их
функционирование связано с мышлением. Приведем в качестве иллюстрации этой
идеи результаты одного весьма показательного эксперимента.
В данном опыте людям с нормальным зрением предлагалось некоторое
время носить очки, искажающие воспринимаемое пространство, формы и
расположение в нем предметов. Выяснилось, что человек, только что надевший
такие очки, вначале видит окружающие предметы в искаженном свете, т.е.
именно так, как его восприятие оптически изменяют очки. Однако затем
сознание человека постепенно научается не замечать, корректировать
оптические искажения и человек начинает видеть вещи обычным для него
способом, как если бы зрительно воспринимаемое пространство в
действительности оптически не было искажено. Со временем индивид вовсе
перестает замечать имеющиеся у него очки. Однако когда он внезапно снимает
их, то некоторое время его обычное зрение оказывается искривленным
сообразно тому, как раньше изменяли восприятие носимые им специальные очки.
В одном из опытов подобного рода человек носил очки, которые
оптически переворачивали для него видимый мир. Со временем он настолько
привык к этим очкам, что начал воспринимать все в нормальном свете, без
переворотов и инверсий зрительного пространства. Парадоксальность данного
опыта состоит в том, что когда человеку сняли очки, то первое время уже без
них он видел обычный окружающий мир также перевернутым.
Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные
упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации,
корректирующей неверно складывающийся образ. Этот факт иллюстрирует
следующий опыт. Людей погружали в сосуд с водой, температура которой была
весьма комфортной. Человек, оказавшийся в такой воде, не имел возможности
ничего видеть и слышать в течение довольно длительного времени. Специальное
покрытие, которое было на его руках, не позволяло получать в достаточном
количестве и осязательные ощущения. В этих условиях у испытуемых отмечались
заметные изменения восприятия. У них возникали галлюцинации и нарушения
восприятия времени. Когда период сенсорной изоляции заканчивался, то у
многих испытуемых обнаруживалась, кроме того, общая утрата ориентации в
пространстве и времени. Люди, прошедшие через эти опыты, оказались
неспособными сразу после их окончания отчетливо воспринимать формы
предметов. Так же существенно изменилось у них и восприятие цвета.
Из этих опытов Д.Бом делает следующий вывод: «Общие структурные элементы
«настройки», установившиеся в мозгу с раннего детства, имеют тенденцию
распадаться, когда им не приходится сталкиваться с окружением, обладающим
соответствующей структурой».
Если образы зрительного восприятия, относящиеся к внешним объектам,
обнаруживают свою устойчивость или неустойчивость в зависимости от
постоянного притока информации, подтверждающей их правильность или
ошибочность, то устойчивость образов внутренних состояний, связанных с
телесными ощущениями, объясняется, вероятно, постоянством действующих
глубинных структур и механизмов мозга. Об этом говорит известный факт,
называемый фантомом конечности. Он проявляется в том, что после ампутации
руки или ноги человек в течение длительного времени может продолжать
«чувствовать» отсутствующую часть конечности, причем ощущает ее так, как
будто она сохранная и по-прежнему находится на своем обычном месте. Он
ощущает в ней боль, пытается двигать ею, забывая о том, что она на самом
деле уже удалена, время от времени даже предпринимает попытки
воспользоваться ею для захвата, касания и движения предметов.
Из всего того, что уже было сказано о восприятии, следует, что
оно изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается.
А.В.Запорожец описал процесс развития восприятия у детей следующим образом.
В первые месяцы жизни ребенка развитие его сенсорных функций, его
перцептивных действий, направленных на восприятие, опережает развитие
телесных движений и оказывает на них влияние. Довольно рано ориентировочные
реакции детей достигают большого уровня сложности и выполняются при помощи
ряда различных анализаторов. У младенца ориентировочные движения глаз,
например, выполняют лишь установочную роль, т.е. направляют рецептор на
восприятие сигналов. Теми же движениями, однако, не производится
обследование предметов так, как это имеет место при движении по предмету
глаз взрослого. Благодаря точной установке рецепторов ребенок в первые
месяцы жизни оказывается способным зрительно различать старые и новые для
него объекты, которые отличаются друг от друга величиной, цветом и формой.
Начиная с трех-четырех месяцев жизни сенсорные функции включаются в
практические действия, перестраиваются на их основе и постепенно сами
приобретают более совершенный вид ориентировочно-исследовательских
перцептивных действий.
При переходе от раннего к дошкольному возрасту под влиянием
игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды
зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять
воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в
отдельности и затем объединяя в единое целое. Помимо контура предмета,
здесь выделяются его структура, пространственные характеристики,
соотношение составляющих его частей.
А.В.Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под
влиянием обучения проходит ряд этапов. На первом этапе перцептивные
проблемы, связанные со становлением адекватного образа, решаются ребенком в
практическом плане путем действий с материальными предметами. Исправления в
перцептивные действия при необходимости их коррекции здесь вносятся в сами
манипуляции с предметами по ходу выполнения действия. Прохождение этого
этапа ускоряется, и его результаты становятся более весомыми, если ребенку
предлагаются «перцептивные эталоны» — образцы, с которыми он может
соотносить, сравнивать формирующийся образ.
На следующем этапе сенсорные процессы сами превращаются в
своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью
собственных движений рецептивных аппаратов. На данном этапе дети знакомятся
с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых
ориентировочно-исследовательских движений рук и глаз, причем ручное и
зрительное обследование ситуации обычно предшествует практическим действиям
в ней, определяя их характер и направленность.
На третьем этапе начинается процесс своеобразного сворачивания
перцептивных действий, их сокращения до необходимого и достаточного
минимума. Эфферентные звенья соответствующих действий оттормаживаются, и
внешнее восприятие ситуации начинает создавать впечатление пассивного
рецептивного процесса.
На следующих, более высоких ступенях сенсорной обученности дети
приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать
определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих
свойств друг от друга, обнаруживать и использовать связи и отношения,
существующие между ними. Перцептивное действие превращается в идеальное.
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие
решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений,
получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое
явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления,
который складывается в ходе активного их отражения.







Реферат на тему: Контрольная работа
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации



Санкт-Петербургская государственная
инженерно-экономическая академия



Кафедра управления трудовыми и социальными процессами.



Контрольное задание
по дисциплине «Психология и педагогика»



Выполнил студент(ка)
гр.
Первого курса заочного
отд.
Факультет



Санкт-Петербург
2002

Вопрос №6. Представление и воображение. Придумайте (найдите в жизни,
подберите из литературы) пример на тему «Представление воображения».

Представление – образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе
их припоминания или продуктивного воображения. Представления возникают в
отсутствие относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки и менее
детальны, чем, например, восприятия, но в то же время более схематизированы
и обобщены: в них отражаются наиболее характерные наглядные особенности,
свойственные целому классу сходных объектов. Однако степень обобщенности в
представлении может быть разной; в связи с этим различают единичные и общие
представления: единичные представления более индивидуальны и конкретны по
свой наглядности, чем общие, но в единичных представлениях содержится
известное обобщение, поскольку они являются суммированными образами многих
восприятий отдельных объектов. В этом заключается важная познавательная
роль представлений как переходной ступени от восприятия к абстрактно-
логическому мышлению.
Различают представления памяти и представления воображения.
Представления памяти – воспроизведенные образы воспринятых ранее предметов
и явлений. Физиологическая основа представлений памяти – повторное
возбуждение в головном мозге тех систем временных связей, которые возникли
при восприятии каких-либо объектов и актуализируются вновь под воздействием
не этих самих объектов, а других раздражителей, связанных с ними в прошлом
опыте, или же под воздействием отдельных элементов тех же самых объектов.
В процессе своего сохранения и воспроизведения представления памяти
подвергаются значительным изменениям, выражающимся в сглаживании
особенностей воспринятого раньше объекта и его уподоблении другим сходным с
ним объектам или, напротив, в усилении своеобразия данного объекта, в
подчеркивании его специфических признаков. Такие изменения в представлениях
памяти совершаются как непроизвольно, в силу взаимодействия образов, так и
под влиянием произвольной деятельности – при мысленном анализе и синтезе с
выделением в образах общих и специфических особенностей предметов.
Переконструирование образов может приводить к возникновению новых образов –
представлений воображения.
Воображение – универсальная человеческая способность к построению новых
целостных образов действительности путем переработки содержания
сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-
смыслового опыта. Воображение – это способ овладения человеком сферой
возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный
характер.
Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете
(или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само
это понятие (а схема получит отчетливое, реализуемое в конкретном материале
выражение). Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через
схему действий) фиксируется воображением в виде некоторой существенной,
всеобщей тенденции развития целостного объекта.
Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или
менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения
реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого.
Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого
поиска.
Основная тенденция памяти – возобновление образов в максимальном
приближении к эталону, т.е. в конечном счете, приближение к точной копии
ситуации, имевшей когда-то место в поведении, или объекта, который был
воспринят, понят, осознан. Основная тенденция воображения – преобразование
представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счете, создание модели
ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. И та, и другая тенденции
являются относительными: мы узнаем своего знакомого и через много лет, хотя
его черты, одежда, даже голос заметно изменились, и точно так же в любом
новом образе, созданном фантазией, проступают черты известного.
Что касается примеров на тему «Представление воображения», то мне
кажется, что их в жизни можно найти предостаточно. Например, очень частая
ситуация, когда человек очень хочет свой собственный дом. И он рисует в
воображении картинку, каким должен быть его дом. Человек видит на этой
картинке, из чего он построен, сколько у него этажей, чем отделан дом. Т.е.
человек «видит» свой дом.
Или можно привести такой пример. Наверное, у каждого человека в жизни
был такой период, когда он очень хотел влюбиться, иметь рядом близкого
человека, который впоследствии мог бы стать и супругом. И, наверное, каждый
человек представлял своего желаемого супруга. Он представлял человека с
определенной внешностью, определенными душевными качествами, ведущего себя
так, как хотелось бы ему. Т.е. опять же человек рисует картинку в своем
воображении, на которой видит своего будущего избранника.
Или такой пример. Деятельность модельера, конструктора одежды требует
большого воображения. И, мне кажется, что перед тем, как нарисовать модель
на листе бумаги, модельер рисует ее в своем воображении. Он представляет
какая она будет, из какого материала, какого цвета, как эта модель будет
смотреться на человеке. И только затем это представление переносится на
бумагу, а затем и в жизнь.
Но, наверное, самый простой пример, когда человек представляет, как
будут развиваться те или иные события в его жизни.

Вопрос №13. В разделе «Психология личности» разные авторы рассматривают
«набор» черт или свойств (качеств) личности. С какой структурой личности вы
бы согласились. Дайте обоснование. Или у вас есть мнение о возможности
создания какой-то новой конструкции?

Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции,
имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди
демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные
характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой
психики. В этом смысле они аналогичны таким понятиям, как атомы и клетки в
естественных науках. Однако структурные концепции строго гипотетичны по
своей природе. Их невозможно увидеть под микроскопом, как, например,
нейроны мозга.
Для объяснения того, что представляют собой люди, персонологи предложили
некую мозаику, составленную из концепций. Один из наиболее популярных
примеров структурных концепций – это концепция черт личности. Черта
рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя
определенным образом в разнообразных ситуациях. Распространенные примеры
черт личности – импульсивность, честность, чувствительность и робость.
Олпорт, Кеттелл, Айзенк, трое ведущих авторитетов в области изучения черт
личности, полагали, что структуру личности лучше всего схематически
представить в терминах гипотетических качеств, лежащих в основе поведения.
На другом уровне анализа структура личности может быть описана при
помощи концепции типа личности. Тип личности описывается в виде
совокупности множества различных черт, образующей самостоятельную категорию
с четко очерченными границами. По сравнению с концепциями, имеющими дело с
чертами личности, подобные концепции подразумевают более постоянные и более
обобщенные поведенческие характеристики. Поскольку люди наделены многими
чертами, выраженными в разной степени, их обычно описывают как
принадлежащих к тому или иному типу. Например, Карл Густав Юнг
придерживался мнения, что люди разделяются на две категории: интровертов и
экстравертов. С этой точки зрения любая личность – непременно либо одно,
либо другое.
Теории личности различаются в зависимости от концепций, используемых при
описании структуры личности. Некоторые теоретики выдвигают в высшей степени
сложные и тщательно разработанные построения, множество составных частей
которых связаны друг с другом множеством путей. Предложенное Фрейдом
разделение личности на три уровня – ид, эго и суперэго является
иллюстрацией необычайно сложного описания структуры и ее организации.
Другие теоретики, наоборот предлагают более просто организованные системы,
с ограниченным набором составных частей и малым количеством связей между
ними. Примером может служить концепция личностных конструктов, предложенная
выдающимся теоретиком когнитивной психологии Джорджем Келли для объяснения
относительно постоянных измерений структуры личности.
Любой подход к личности, если он претендует на полезность, должен так
или иначе рассматривать вопрос: что представляют собой стабильные,
неизменные аспекты поведения человека. Проблема структуры и, что более
важно, природа ее организации и влияние на функционирование индивидуума
является ключевым моментом во всех теориях личности.
Из большого числа структур личности, торий личности я бы согласился со
структурой личности К. Г. Юнга. Для начала, я думаю, следует обозначить
основные моменты его теории, его структуры личности.
Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности)
состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: Эго, личного
бессознательного и коллективного бессознательного.
Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент
psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения,
благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем
себя людьми. Благодаря Эго мы способны видеть результаты своей обычной
сознательной деятельности.
Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые
когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те
чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть
отмеченными в сознании. Юнг сделал упор на том, что личное бессознательное
содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей,
чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного
опыта или из родового, наследственного опыта. Однажды сформировавшись,
комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение.
И, наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в
структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным.
Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов
памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены
мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся
результатом нашего общего эмоционального прошлого.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из
мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально,
«первичных моделей»). Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые
предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события
определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы
как таковые, а скорее именно предрасполагающие факторы, под влиянием
которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия,
мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной
здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и
поведенчески на конкретные ситуации – например, при неожиданном
столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или
смертью.
Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть
неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга
уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.
Персона (от латинского слова «persona», обозначающего «маска») – это
наше публичное лицо, то есть то, как мы предъявляем себя в отношениях с
другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем
в соответствии с социальными требованиями.
В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к
окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную,
дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально
неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и
страсти. Но в то же время, Юнг рассматривал тень как источник жизненной
силы, спонтанности и творческого начала в жизни человека.
В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной
андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в
мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус –
внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона.
Самость – наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет
собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все
другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек
ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга
развитие самости – это главная цель человеческой жизни.
Из многих существующих на сегодняшний день структур личности я выделил
именно эту потому, что она наиболее точно, на мой взгляд, отражает основные
элементы личности. Я согласен с определением Эго: в нем представлено все,
что мы осознаем. И согласен с определением личного бессознательного: это
хранилище подавленного из сознания материала, а также скоплений связанных
между собой мыслей и чувств, называемых комплексами. Выше я указывал на то,
что, по мнению Юнга, комплексы могут оказывать влияние на поведение
человека. Я также разделяю это положение, ведь очень часто человек в
похожих по своей сути ситуациях действует одним и тем же образом, но при
ближайшем рассмотрении не может объяснить для себя, откуда этот самый
способ реагирования. Например, человек с комплексом власти может
расходовать значительное количество психической энергии на деятельность,
прямо или символически связанную с темой власти.
Что касается коллективного бессознательного и его архетипов, то я не
могу не согласиться, например, с определением персоны. Ведь у человека
существует множество социальных ролей, которые он проигрывает в
соответствии с общественными ожиданиями. В одной ситуации хороша одна роль,
в другой ситуации – другая. Персона, по сути, нужна нам, чтобы лучше ладить
с другими людьми. Также и тень, которая скрывается за персоной. Наверное,
каждый человек имеет какие-то качества, которые он скрывает от чужих глаз
или даже от себя самого, имеет что-то, что неприятно иметь (какие-то
аморальные мысли и страсти).
Юнг указывает на такие архетипы, как анима и анимус. Я согласен с этими
архетипами хотя бы потому, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и
мужские, и женские гормоны. И в каждом человеке можно встретить качества,
которые присущи противоположному полу. Например, издавна считается, что
женщина должна быть слабой и покорной, но в жизни мы очень часто можем
встретить очень сильных и волевых женщин, т.е. с признанными обществом
мужскими чертами характера. Также, и наоборот, мужчина может быть слабым и
покорным, как женщина. Надо отметить также, что к настоящему времени
существует немало работ, посвященных выраженности фемининности
(женственности) и маскулинности (мужественности) в мужчинах и женщинах.
И в довершение – самость. Я думаю, у каждого человека есть идеал,
представление о том, чего он хочет достичь, каким он хотел бы быть. Каждый
человек хочет достичь согласия с самим собой, гармонии личности, т.е., по
словам Юнга, «обрести самость». В понимании Юнга развитие самости – главная
цель человеческой жизни.
У теории Юнга много критиков, но также много и сторонников. Я же считаю,
что единственный недостаток данной теории только в том, что она не
подтверждена эмпирически. Это как раз то, за что теория повергалась
критике. Теория построена исключительно на субъективных умозаключениях. Но,
несмотря на это, теория Юнга имеет огромное влияние в психологии и имеет
огромное число приверженцев.
Что касается создания новой конструкции, то, я считаю, что такое
возможно. Ведь психология как наука не стоит на месте, и я не исключаю, что
будут появляться все новые и новые теории, новые структуры личности. Хотя,
если посмотреть с другой стороны, будет сложно создать что-то кардинально
новое, не существовавшее ранее. Ведь даже существующие на сей день теории
личности заимствуют какие-то положения, какие-то элементы у других теорий.
В связи с этим надо отдать дань Фрейду, т.к. его теория была первой, в
которой так подробно описана структура личности человека. А уже вслед за
его теорией появились все те, которые известны сейчас.

Вопрос № 20. При воспитании оказывается совершенно неодинаковой роль
поощрения и наказания. Объясните и проиллюстрируйте это положение
примерами.

В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные
взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни
считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять,
другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же

Новинки рефератов ::

Реферат: Проблемы и состояние страхового сектора в России (Страхование)


Реферат: Социальные права (Государство и право)


Реферат: Личность на фоне Российской империи: Николай Второй (История)


Реферат: Защита информации от несанкционированного доступа методом криптопреобразования ГОСТ (Программирование)


Реферат: Салат Оливье (Кулинария)


Реферат: Виртуальная реальность - ее плюсы и минусы (Программирование)


Реферат: Изобразительное искусство Древнего Египта (Культурология)


Реферат: Пенсионное обеспечение (Право)


Реферат: Ответственность за вред, причиненный актами правоохранительных органов и суда (Право)


Реферат: Производство стали (Металлургия)


Реферат: Линейное программирование: решение задач графическим способом (Компьютеры)


Реферат: Павел Иванович Пестель (История)


Реферат: Культ научно-технического разума и его противники (Философия)


Реферат: Охрана труда (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения (Технология)


Реферат: Учет и аудит расчетов по товарным операциям (Аудит)


Реферат: Буддизм (Религия)


Реферат: Налоговая система Нидерландов (Финансы)


Реферат: Изучение функций в школьном курсе математики VII-VIII классов (Педагогика)


Реферат: Проблемы бухгалтерского учета и их влияние на экономику предприятия на Украине (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист