GeoSELECT.ru



История / Реферат: История государства и права России (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История государства и права России (История)



1. Контрреф. 80-90гг. 19в. Эпоха контрреф. нач.с убийством Ал-дра2
1.3.1881. Отход от принципов суд. реф. 1864. Увел. адм. репрессии. МВД и
ген-губ-ру разреш. передавать ряд дел на рассм. воен. судов по з-нам воен.
вр. Суду предост. право объявл. дело секретным. В 1889- полож-е “о земских
участк. нач-ках”- вуездах вместо мир. судей, широк. адм-суд. правами в отн-
и крест. нас-я. В городах - вместо мир. судей появ. гор. 1892 - нов.
городовое полож-е: выборщиками м.б. только с опр. им. цензом, а раньше- все
налогопл-ки. 1887 - циркуляр “о кухаркиных детях”.

2. Распад СССР. Радикальн. реф. 85г- лозунги: глас-ть, перестройка,
ускорение. С 1988 нач. межнац. столкновения. Признали восст-ть роль
Советов, кот. якобы забрала партия. Рук. роль партии при этом. д. сохр-ся.
В 06.88 –19 партконф-я –идея констит. реф. Была восст. 2-уровн. с-ма
представит. органов: съезд нардепов и ВерхС из депов съезда. Пост През-та
СССР (Горби избран парламентом –нелегитим.) С 90 КПСС утрач. монополию на
власть, возн. полит. партии. В 90 разраб. проект нов. дог. (союзного),
значит. расшир. права респ-к. 04.91- союзн. центр и 9 респ-к (кроме
Прибалт., Груз, Арм, Молд.) подпис. нов. союзн. дог. Вильн. и Рига -столкн-
я с воеными. На март 91 назн. референдум о сохр-и СССР. В марте нач.
забастовки с треб. отст. През-та и роспуска ВСовета. Референд. подтв.
раскол общ-ва. В 06.91 -Ельцин-През-т. 19.08.91 -ГКЧП. 8 респ-к заявл. о
своей незав-ти. В нач. дек. 91 UA заявл. о незав-ти. Обр. СНГ.

3. Судебн. реф. 1864. Не было раньше гласности, сложн. с-ма. Нов. принципы:
бессословность суда, отмена с-мы формальн. док-в, отдел. суда от адм-ции,
введ. присяжных. Суды местные (местные, мир. судьи) и общие. Несмен. судей
и след-лей, прокур. надзор. Адвокаты.

4. Изм-я в составе СССР в 1936-77гг. В К-и 1936г. закрепл. федер. с-ма,
сост. из разнородных S-тов. Полноправн. S-тами фед-ции явл. союзн. респ-ки.
В 1936- преобраз. ЗСФСР (на Гр., Арм, Азерб.). Автономные респ-ки Киргизия
и Казах. преобр. в союзные. Бывшие независ. Прибалты вошли в кон. 30-х.
10.39- Верх.Совет СССР реш. вкл-ть З.Укр. в Укр. и З.Бел. в Бел.

5. Созд. рос. адвокатуры. (присяжн поверенные). Реф. 1864. Не было раньше
гласности, сложн. с-ма. Нов. принципы: бессословность суда, отмена с-мы
формальн. док-в, отдел. суда от адм-ции, введ. присяжных. Суды местные
(местные, мир. судьи) и общие. Несмен. судей и след-лей, прокур. надзор.
Адвокаты.

6. Разв-е ГиП в 1950-60. Тенд-я к децентр-и упр-я эк-кой, демокр. гос. упр-
я. 02.56- 20 съезд КПСС –доклад Хрущева о культе лич-ти. Разукрупн-е мин-в
и преобр-е многих комитетов в мин-ва. 4-звен. стр-ра упр-я: главк-упр-е-
отдел-сектор. Сокр. числ-ть аппарата. ОТрасл. принцип замен. террит-ным. В
63 снова созд. ВСНХ, кот. встал над всей с-мой упр-я эк-кой. В с/х техника
из рук МТС перед. колх. Обязат. поставки с/х пр-ции в58 замен. гос.
закупками. Отмен. угол. отв-ть за прогулы. Созд. комиссии по труд. спорам.
56- з-н о шос. пенсиях. 53- амнистия. 58- нов. основы угол. з-нод-ва. Цель
–охрана гос. строя, соц. правопор-ка. Возраст наказ-я –с14 ( до 16. 60-
новый УК. 61- 22 съезд партии прин. нов. прогр., в кот. наметили перех. к
комм-му: 61-71 –созд. мат-тех. базы, 71-81- вступл-е в ком-м. Со снятия в
64 Хр-ва нач. нов. адм. центр-я.

7. Псковская судная грамота. Ист-ками права в Сев-Зап. Руси (Пск., Новг.)
были Рус. правда, вечевое з-нод-во, дог. с князем, судебн. практика. От ПСГ
сохр. фрагмент о судоустр-ве и судопр-ве. Суд. чины: дъяки, приставы и
писцы. ПСГ(1647) - 120 сатей - гражд-прав отн-я, обязат., суд. право.
Вещное - было движ. и недв. им-во, вотчина(наслед.) и кормление (усл.)
землевл-е. Обязат. право - дог к/п, мены, займа и др. Суд. процесс -
состязат. хар-р. Институт судебн. представит-ва. За третью кражу смерть.
Суд наз. извод. Суд братщины.

8. Первая рус. рев-я и возн. Советов. Нач. с «кров. воскр.» 9.1.1905. Наи>
арзв. к концу года. В ходе созд. Советы (раб. депов, солд. и матр., кр-
ских). Сначала - стач. комитеты. Зачатки нар. гос. власти. 44 из 55
Советов оказ. под влиянием большевиков.

9. Предпосылки и особ-ти процесса центр-ции гос-ва на Руси. Ослаб. Зол.
Орда. Во 2 пол. 14в. в Сев-Вост. усил. тенденции к объед-ю вокруг Моск. кн-
ва, созд. центр. гос. аппарата. Церковь стан-ся полит. силой. Царь -
помазан. божий. Т.о. 3 силы сост. основу сословно-предст. с-мы правл-я:
феодалы, дворяне, верхушка посада. Князь наз. царем. Влияние Византии -
правосл. держава. Форм. приказно-воеводск. с-ма гос. упр-я. Высш. орг.
власти - боярск. Дума. Объед-е рус. земель затяг. на 100 лет.

10. ГиП Рос. при WW1. 19.07.1914 Рос. вступ. в WW1. Значит. часть Рос на
воен. полож. (50губ.) В р-не воен. д-й и воен. полож-я -суд. власть
принадл. воен-окр. судам и ГВС. Д-ет 4-я ГД, избр. в 1912. Воен-пром.
комитеты., но их недост. и в 1915 -особые совещания. Увел. роли гос-ва -все
на фронт, увел налоги.

11. Розв-е Гос. аппарата в 1 пол. 19в. Дальнейш. центр-я и бюрокр. гос апп.
1810 - Гос совет. Числ-ть 40-80чел., назн. императором, просущ. до 1917.
Цель -приведение прав. с-мы к единообразию. 5 департ-тов: з-нов, дел воен.,
гр. и дух., гос. экономии, наук, пром-ти и торговли. Канцелярия - глава -
госсекретарь. В 20-е гг. ГС утрач. моноп. на з-нотв-во Эта работа сосредот.
в СЕВК (с 1826). Сенат стал высш. судебн. орг. 1802 - манифест об учр-и мин-
в. (всего 8), созд комитет мин-в (кабинет мин-в). 1827 - жандармский корпус
- воор. опора 3 отд. СЕВК. Суд. упр-е осущ. Минюст.

12. Стан-е и разв-е Сов. органов ГБ. В 1918 созд. рев. трибуналы., Центр.
рев. триб. и кассац. отдел при ВЦИКе. В 1920 -ф-ции следств. комиссий -ВЧК
(орган СНК) и особые отделы. Могли всё. 02.1922 вместо ВЧК -ГПУ при НКВД.
На местах -политотделы ГПУ. В армии и на флоте -особые отд. К-я 1924 учр.
при СНК ОГПУ. 1932 -созд ГУМилиции при ОГПУ. В 1934 созд. Объед. НКВД СССР,
в сост. кот. ОГПУ, а в 1941 ОНКВД дел. на НКВД СССР и наркомат ГБ.

13. Суд присяжных в Рос. По реф. 1864 был введен на уровне первого звена
общей суд. с-мы (окружн. судов). Вопрос, виновен ли подсудимый. 25-70 лет.
Ценз оседлости 2 г. В заседании - 12 присяжных.

15. Судебник 1497г. Первый в Рос. великокняж. с-к - нормы Рус Правды,
обычн. права, суд. практики. Гл. цель - распр-е юрисдикции вел князя на всю
терр. гос-ва. Преступл-е поним-ся теперь как наруш. устан-х норм.
Облихование - если лихой - м. пытать. Крамола - антигос. деяние - гос.
преступл-е. Должн. прест-я. Ввод. членовр. наказ-я, штрафы. Процесс:
состязат. при фигне и розыскн. при серьезн. делах. Исп. повальный обыск.
Суд: наместников, приказной, Б.Думы, и Вел. князя. Судебник небольшой (68
статей, без нумерации).

16. Февр. рев-я и падение самодерж-я. Мощн. волна забастовок в нач. 1917.
Путил. з-д -18.02. Проблемы с погодой и трудно завести продовольствие -
слухи о голоде. 23.02. -митинги многолюдн. Расстрел демонстрантов и войска
стали перех на стор. 27.02. Тогда же нач. д-ть Петр. совет раб. и солд.
депов (>-во меньш-ков и эсеров). Царское прав-во практ-ки прекр. 2.3.1917
-Врем. прав-во.

17. Новг. и Пск. феод. респ. Распад Киевск. руси. (т.к. товарообмен
отсутств., феод. верхушка (бояре) превр. в феод. землевл. и хотят быть
самост. Стан-ся 12 княжеств. С 1240г. Руси не стало. С-ма иммунитетов
(кажд. феодал - свое право и дружина). В Новг. и Пск. слож. своеобр. респ-
ки. Гос. упр-е - через с-му вечевых органов. Вече избирало князя. Участв.
все своб. люди города. Боярск. совет (во главе с архиеписк.) - созыв вече,
пректы реш-й, контроль. Незав-ть Пскова Новг. признал только в 1348г.

18. Происх и ред. Рус. Правды. Наи> ранн. ист-ками писанн. права вРос. явл.
дог с Византией, церковн. уставы князей. 3 осн. ред. РП: краткая (1054-
Правда Ярослава и Яр-чей) пространная (1113- связ. с уставом Вл. Мономаха и
судом Ярослава) сокращ. (сер. 15в.) Ист-ки кодиф-и - нормы обычн. права
(полож-е о кровн. мести и круг. поруке) и княж. судебн. практика. Стрем.
огр-ть кровн. месть, но сохр. кр. поруку. Чем круче убитый, тем > за него
денег. Особ. пор-к насл-я недв-ти для привилег. слоя (князья и бояре).
Люди: посадские люди и смерды-общинники, закупы, холопы. Преступл-е по РП -
обида, а не наруш. з-на.

19. Избир. з-н 11.12.1905. Изм. полож-я о выб. в ГД. Расшир. круг изб-лей.
Право неравн. для разн. курий. Депы изб. избират. собр-ями, сост. из выб-
ков от кажд. губ. и ряда крупн. городов. Выб-ки изб. по 4 куирям: земл-цы,
гор. жители, кр-не, раб.

20. Дворцово-вотчин. с-ма упр-я. В 11-12в. в Киев. руси сущ. десятичн. с-ма
упр-я. (довер. люди князя, сыновья, опир. на воен. - сотники и десятские -
жили за счет сборов с нас-я - кормлений). Эта с-ма со врем. замен. дв.-
вотчин., при кот. полит. власть принадл. соб-ку (боярину-вотчиннику). 2
центра власти: княж. двор и бояр. вотчина.

21. Гос совет и ГД по осн. з-нам 23.04.1906. 20.04 вышло “учр-е ГД”, в кот.
опр. ее компетенция (разраб. и обсужд. з-нопроектов, утв-е гос. бюджета, о
строит-ве ж/д и учр-и АО). Дума избир. на 5 лет., деп. не подотч. изб-лям,
а только Сенату. Император м. доср. распустить ГД. Одновр-но - полож-е о
ГС. - стал верхн. палатой с теми же правами, что и ГД. 1/2 членов ГС
выборн., 1/2- царь. Предс-ль и вице -ежегод. назн. царь. 1/2членов =98чел.
По осн. з-нам 23.04.1906 з-нод. власть император осущ. совместно с ГС и ГД,
без их одобр. з-н не вступ. М.б. указ, но только на 2 м-ца.

22. Реорг-я Рос. прокуратуры во 2 пол. 19в. Согласно судебн. реф. 1864 изм.
ф-ции п-ры. Возгл. генерал-пр-р, кот. был мин. юстиции. При сенате ввод. 2
обер-прокуроры и их товарищи, в окружн. судах и суд. палатах - пр-ры и их т-
щи. ПР-ра независ.

23. Сов. ГиП в пер. ВОВ. В 06.41 Президиум Верх. С-та СНК и ЦК ВКП издали
постан-е о созд-и высш. чрезвыч. отгана –ГКО (гос. ком. обороны), кот.
сосред. всю власть. Все орг-и и лица д.б. вып-ть его распор-я. Д-вовали
через с-му гос., парт. и обществ. органов и своих уполн-х. Летом 1941 созд.
комитет по эвакуации при ГКО. В 07.41 Политбюро ЦК ВКП приняло постан-е об
орг-и партизанск. движ-я на оккуп. терр. В 1942 при ставке главкома обр-ся
Центр. штаб партиз. дв-я. Интенсивно проходило воен. строит-во. Право в
период ВОВ: сужена область дог. отн-й (осн-ем их возн-я стали даже план.
задания), тенд-я к центр-и, угол. право –шире стал исп-ся принцип аналогии
и возмездия как цель наказ-я. Мобил-я всех возможн. рес-сов. Введ. труд.
повин-ть, ( min кол-во трудодней для колх.

24. Возн. и хар. особ-ти. рус. гос-ва. Перерастание родов. общин в
сельские. 7-8вв. - воен. демократия. Высш. орган власти - нар. собрание.
Обр-е гос-ва у вост. славян обусл. разлож-ем родоплем. отн-й. К 8в. - 14
племен. союзов. Князья и дружина. 3 осн. центра - Куяба(Киев), Славия
(Новг.), Артания (Рязань). К 9 в. многие объед. в “русск. землю”(Киев-
центр). 882г.- Киев и новг. объед под вл. Киева. 9-11в. -еще присоед. Рюрик
с братьями (были кн. в Новг.) Вече. Исполнит. органн - совет старейшин.
Раннефеод. монархия. Унитарное гос-во.

25. Осн. з-ны 23.04.1906. Опр-ся 2-палатная парлам. с-ма (ГС и ГД). Осущ. з-
нод. власть вместе с императором, но без его утв-я з-н не имеет силы. ГС
стал верхн. палатой с теми же правами, что и ГД. 1/2 членов ГС выборн., 1/2-
царь. Предс-ль и вице -ежегод. назн. царь. 1/2членов =98чел.

26. Городская реф. 1870. 16.07.1870 “городовое полож-е”, закрепл. с-му
органов гор. общ. упр-я: гор. избират. собрание и гор. думу (с гор. управой
- исполнит. органом). Все гор. избиратели дел. на 3 гр. по им-вен. цензу,
кажд. из кот. избир. 1/3 гласных в гор. думу. Дума и управа - на 4г. возгл.
гор. голова. Избиратели - 25лет, д. владеть недв-тью. Тайное голос-е. Дума
м. устан-ть сборы.

27. Конст-я 1977. В 62 созд. констит. комиссия. Стали активно подчерк.:
укрепл. з-ности, активн. вкл-е гр-н в упр-е общ. делами, ( роли общ. орг-й,
( общ. самоупр-я. На 7 внеочер. сессии Верх.С принял деклар-ю о принятии и
объявл-и Конст-и СССР. Подчерк. свою преемств-ть с предшеств. Цель –ком-м.
Основа эк. –соц. соб-ть на ср-ва пр-ва. Основа полит. с-мы –Советы. Рук.
роль КПСС. Сост. из 9 разделов. К-я закрепл.: нов. формы непоср. демокр.
–всенар. обсужд. и референдум, право на обжал-е д-й должн. лиц и др., на
охрану жилища, здоровья, своб. тв-ва, право респ-к на выход из СССР,
подчерк. знач-е лич-ти, деклар. уваж-е и охрану её прав и свобод.

28. Земск. реф. 1864. Дореф. с-ма отраж. интересы дворян. Провед. реф. 1861
треб. перестр. с-мы местн. упр-я. У земств нет исп. органа, а с пом. гос.
аппарата. Губернатор в теч. 7 дн. м наложить вето на любое распор-е земск.
органа. Для выборов в з. учр-я предпол. дел. уездное нас-е на 3 части
(курии). 1.1.1864 - полож-е “о губ. и уездн. земск. учр-ях”. 3 курии: гор.,
сельская, уездных землевл-цев. Земск. собранние и управа- исполн. орган -
изб. на 3г. Не созд. орг, возгл. д-ть земств, не было и низшего звена. Т.о.
реф. носила бурж. хар-р.

29. Конституция 1936г. В 1924-36гг в стране произошли существ. эк. и полит.
изм-я. В 02.35 пленум ЦК ВКП реш. внести изм-я в К-ю (в части уточн-я соц-
эк. основы общ-ва и изм-я избир. с-мы). Была созд. констит. комиссия во гл.
со Стал. 12.36- 8 съезд Советов утв. К-ю (13 глав и 146ст.). Полит основу
СССР сост. Советы депов, кот. ( вся власть. Эк. основа -соц. с-ма хоз-ва и
соц. соб-ть на ср-ва пр-ва (м.б. гос. и кооп-колхозн.) Труд = обяз-ть.
Всеобщее равное прямое избират. право при тайн. голос-и с 18л. Право на
труд, отдых, мат. обесп-е, образ-е. Рав-во полов, нац-тей, своб. слова,
печати, собраний, митингов, шествий, демонстраций. Отд. церкви от гос-ва и
шк. от церкви.

30. Булыгинская дума и ее крах. Рев-я 1905 вынуд. царя задуматься. 08.1905
-Ник.2 манифест об учр-и ГД, учр-е ГД и полож-е о выб. в ГД. ГД- предст.
орг., изб. на 5л. ан осн. цензового сословн. изб. права. Булыгин - рук-ль
комиссии, МВД. Ущемили в правах самых дохлых. Выборы- по 3 куриям: уезд.
землевл., гор. изб-лей, кр-н -домохозяев.Император м. распустить. Но это не
дало раз-тов и рев-я продолж.

32. Зн-е отмены креп. права в Рос.

33. Грубые наруш-я з-ности в пер. коллективизации хоз-ва. На апрельск 29г.
пленуме ЦК Сталин сказ., что агр. сектор явл. гл. и единств. виновником эк.
кризиса в стране. В 06.29. нач. масс. кол-я. В деревню направл. тысячи
рабочих, партийцев и ГПУшников. Преоблад. формой хоз-ния признав. с/х
артель (земля, скот, техника обобществл.). Разр. прогр. по борьбе с
кулачеством (разбив. на 3 гр.) В 03.30 -постан-е ЦК «о борьбе против
искривл-я партлинии в колх. дв-и» -после этого нач. масс. выход кр-н из
колх. 08.32-з-н, сурово наказ. за хищения колх. соб-ти. Продотряды, масс.
голод. К 1935г. 99% всех обраб. земель стали соц. соб-тью.

34. Предпосылки и подг-ка отмены креп. права в Рос. В 1 пол. 19в. сформ.
соц-полит. предпосылки для бурж. реф., а креп. право сдерж. разв-е рынка.

35. Конст-я 1924. В 12.1922 1 съезд Советов СССР утв. Деклар. и Дог. об
обр-и СССР 4 респ-каим (РСФСР, UA, BY, ЗСФСР). Кажд. из них уже имела свою
К-ю. Съезд прин. реш. о разраб. общесоюз. К-и, кот. была утв. 2 съездом в
1.1924. Объед-е на принципах добровол. и равноправия. Дог. сост. из 11
глав. Исключит. ведение Союза вх.: внеш. отн-я и торговля, ? W и мира, рук-
во и план-е эк-ки и б-та, орг. и рук-во ВС, основы з-нод-ва. Утв-е и изм-е
К-и нах-ся в искл. компет. съезда советов. Респ. имела право выхода. Высш.
орган власти в СССР -съезд советов СССР, избир. от гор. советов (1 чел на
25тыс. изб-лей). В перерыве м. съездами высш. орг. власти -ЦИК, в пром-ках
м. сессиями кот - президиум. ЦИК. Цик форм-ет высш. исполнит. и распорядит.
орган - СНК (предс-ль, зам и 10 наркомов).

36. Полож-е 19.02.1861. Только в 1883 все кр-не были переведены в сост-е
соб-ков.

37. Индустр-ция страны и нач. отступл-я от принципов НЭПа. На 4 съезде
партии в 1925 был сделан вывод: СССр д. завоевать эк. самост-ть, чтобы
превр-ся из страны ввозящей маш. и обор-е в страну произв. Это бвла идеол.
предпосылка инд-ции. Перв. 5-л. план в 1929, даешь 5 в 4. Планир-е в пром-
ти замен. адм. способом распр-я. Обновл-е тех. кадров -рабочих-партийцев -в
начальники -негат. сказалось на пр-ве. В 31г. попыт. остановить этот
процесс. 23-ввели труд. книжку, с-ма прописки, ввод. суровые мекры наказ-я
за прогул на работе. В 27г. реорг. аппарат ВСНХ: вместо единого центр. упр-
я гос. пром-тью созд. отрасл. гл. упр-я, на них опир-ся план.-эк. упр-е. В
30г. от ВСНХ стали отдел-ся самост. отрасли. С-ма упр-я: главк-трест-п/п.

38. ИГП как юр. наука. Изуч. эволюцию стр-р, институтов и мех-мов гос.
власти; разв-е с-мы в целом и отд. отраслей права. Выявл. осн. причины и
следствия возн-я, расцвета и упадка гос. и прав. с-м и институтов. Исход.
факты: гос-во возн. на осн. племенн. терр. объед-й, а право склад. из
обычая. Связь времен.

39. Манифест 17.10.1905. «об усовершенствовании гос. порядка». Вводил
гражд. своб. и орг-л з-нодат. орган (ГД), огран. монарх. власть. Полож-я:
дарование своб. совести, слова, собраний, союзов; привлеч. к выб. широк.
слоев нас-я; обязат. утв-е ГД всех з-нов.

40. Созд. полн. собр-я и свода з-нов Рос. империи. После смерти Ал-дра1 в
1823 комиссия по разр-ке нов. Улож-я была прервана. Ник1 хотел Свод з-нов,
а не новое уложение. Улож. комиссия преобр. во 2 отд. СЕВК (1826) во главе
со Сперанским. Решили свести все действ. и нед. з-ны без изм-й. Образец-
К.Юстиниана. Сокращали, выбирали лучшие. Свод д.б. сост. из 8 разд. Впервые
гражд, право выдел. как отрасль. Ввели Свод (в 15Т.) с 1.1.1835, а законч.
в 1832.

41. Декларация и дог. об образ-и СССР. В 12.1922 1 съезд Советов СССР утв.
Деклар. и Дог. об обр-и СССР 4 респ-каим (РСФСР, UA, BY, ЗСФСР). Кажд. из
них уже имела свою К-ю. Съезд прин. реш. о разраб. общесоюз. К-и, кот. была
утв. 2 съездом в 1.1924. Объед-е на принципах добровол. и равноправия. Дог.
сост. из 11 глав. Исключит. ведение Союза вх.: внеш. отн-я и торговля, ? W
и мира, рук-во и план-е эк-ки и б-та, орг. и рук-во ВС, основы з-нод-ва.
Утв-е и изм-е К-и нах-ся в искл. компет. съезда советов. Респ. имела право
выхода. Высш. орган власти в СССР -съезд советов СССР, избир. от гор.
советов (1 чел на 25тыс. изб-лей). В перерыве м. съездами высш. орг. власти
-ЦИК, в пром-ках м. сессиями кот - президиум. ЦИК. Цик форм-ет высш.
исполнит. и распорядит. орган - СНК (предс-ль, зам и 10 наркомов).

42. Соборное улож-е 1649г. Восстание в Москве в 1648. Созван З.Собор и
приняли СУ. Это попытка созд. свод всех д-щих прав. норм. Намеч. раздел. по
статьям и институтам. Глава гос-ва - царь - самодерж. и наследн. монарх.
Суд дел на суд и вершение. № раза отв-к не явл. на суд - проиграл. С-ма
доказ-в (повальн. обыск, свидет.). Реглам-ся пытка (осн-е - рез-ты обыска).
Понятие соуч-ков прест-я. Прест дел на умышл., неостор. (одинак. наказ.) и
случ. Смягч. и отягч. обст-ва. Прест.против церкви - на 1 месте. У
помещиков - пожизн. владение, а в соб-ти гос-ва. Срок приобр. давн-ти =40
лет. Брак М-15, Ж-12лет. Не более 3 раз. Состяза. и роз. процессы.

43. Окт. переворот и провозгл. Сов. власти. 25.10.1917 вечером уже нач.
работу 2 Всерос. съезд советов раб. и солд. депов, провозгл. себя высшим
орг. власти в Рос. Меньшевики и эсеры покинули засед-е. Провозгл. переход
власти Советам. Съезд сформ. Совнарком -прав-во. Декрет о мире, земле. ВЦИК
был высш. органом власти в перерывах м. сессиями съезда. Созд. прав-во -СНК
и наркоматы.

44. Реф. органов местн. самоупр-я при П1. МУ нач. в 18в. на осн. старой
мод.: воеводск. упр-е и с-ма и с-ма обл. приказов. При П1 внос. изм-я: 1702-
ввод. институт воев. товарищей из местн. двор-ва, 1708- нов. терр. дел-е
на 8 губ., по кот. распр. все уезды и города. В 1713-14 ч-ло губ. увел. до
11. Губернатор- власть. В ходе реф. к концу 1715 - с-ма местн. упр-я: уезд-
провинция-губ-я. В 1719 11 губ-й дел. на 45 првинций, а они на округа.

45. Воен. коммунизм. Сост. в 3.1919 8 съезд РКП сформулир. осн. принципы
ВК: идея воен-полит. союза раб. и кр-н, max центр-я эк. пол-ки (главкизм,
продразв., труд. повин-ть)., все -для победы в гражд. войне, отмена 1920
СНК платы за топливо, жилье и т.д. Нац-ция п/п-й. Центр. с-ма упр-я пром-
тью (главкизм) -все у ВСНХ. Продразверстка, воор. продотряды.

46. Перех. от коллег. к мин. с-ме упр-я при Ал-дре1. Центр-ция треб.
пересм. с-мы отрасл. органов гос. упр-я. 1802- манифест “об учр-и мин-в”.
Облад > оператив-тью в делах упр-я, персон. отв-ть рук-лей. 8 мин-в. (воен.
и сухоп. сил, морских, МИД, МинЮст, МВД, МФ, коммерции, нар. просв.)
Предст. ежег. отч. в Сенат. 1811- (Сперанский) - “общее учр-е мин-в” - мин-
ва - высш. исполн. власть, подчин. императ. Министры назн. императором.
Аппарат мин-вдел. на департ-ты и канцелярии. 1812 - комитет мин-в.
-совещат. орган.

47. НЭП и его сущ-ть. Гос. с-ма: уточн-ся ф-ции гос. органов, разгран.
полномочий СНК и СТО (ведает эк. ф-циями). В 1923 СТО преобр. в эк.
совещаие. 1921 -Госплан. Центры и главки ВСНХ преобр. в орг. планир-я. 1921-
замена продразверстки продналогом (заплати его и излишки по устан-м
наркомпродом поменять). Тов.обмен. ф-ции - в руках потребкооперации. Денац-
ция мелк. и кустарн. п/п-й. Разв-е своб. обмена. 08.1921 -наказ СНК «О
НЭПе». Гос. п/п-я перевод. на хозрасчет. Частное посредн-во (м. гос. п/п
запрещено в 1923). Активизир. д-ть тов. бирж.Формы хоз-ния: АО, трест
(участие гос-ва в правлении), синдикаты и кооперативы. Созд. общ-ва взаимн.
кредит-я. В 1926-27 -уменьш. кр-е частн. сектора, т.к. гос-во хочет
контролировать это. Комиссия по ценам (1924 -устан. предельн. цены).
Налоги.

48. Стан-е абс. мон-и в России. Нач. склад-ся к концу 17в. АМ опир-ся на
крепостн-во (а везде на кап. с-му). Нач. склад. сословие дворянства. Глава
гос-ва - всё. Полицейское гос-во (созд. проф. полиция и гос-во стрем. вмеш-
ся во все мелочи жизни). Для АМ хар-ны частые дворц. перевороты. Барщинное
помещичье пр-во (прообраз кап.), мануфакт. Правящ. классом ост. дворяне
(единств. служилое сословие). 1682 - отмен. местнич-во - теперь аристокр.
происх. не влияет на гос. долж-ти. 1714 - указ о единонасл-и. Табель о
рангах приравн. воен. и гр. службу.

49. Учредит. собрангие и его роспуск. Выборы в УС -11.1917. >-во мест
получ. меньш-ки и эсеры. 3.1.1918 ВЦИК принял декрет о признании контррев.
д-ем всех попыток присвоить ф-ции гос. власти, возл. на СНК право
подавлять. 5.1.1918 откр. УС и Предс-ль ВЦИК зачит. прогр. партии ,но >-во
отказались это обсужд. и больш-ки ушли, а вечером караул закрыл заседание.
На др. день ВЦИК -декрет о роспуске УС.

50. Перестр. центр. гос. аппарата при П1. 1722-табель о рангах. Рук-во в д-
ти строгим предписаниям, бюрократия, как с-ма упр-я. Уравн. воен. и гр.
служба. Реф. высш. орг. власти: 1699- ближняя канцелярия (адм-фин. контроль
за д-тью всех гос. учр-й). Бурмистерская палата или Ратуша - для улучш.
пост. налогов, усл-я пром-ти и торг. В 1708 она превр. в центр. казнач-во
(12 фин. приказов). 1710-19 - столица-Питер, Сенат вместо прежних орг.
власти - сначала для правления во время походов Петра, потом ост. Компет-я:
суд, фин. и налог. контроль, внешторг и кр-тные полномочия. 1712 -
расправн. палата - аппеляц. орган. 1718- в Сенат вх. през-ты всех созд-х
коллегий. 1722 - Сенат стан-ся надведомств. контрольн. органом. 1715- созд.
генерал-ревизор (контр. д-ть Сената). За собл. з-нности следили фискалы.

51. Конст. РСФСР 1918. Прин. 10.07.1918 на 5 съезде Советов. -первая Совю К-
я, избрали нов. состав ВЦИК. 6 разделов: деклар. прав труд-ся и экспл.
народа (диктатура пролет-та), общие полож-я к РСФСР, орг-я Сов. власти,
изб. право, бюдж., о гербе и флаге. Срок д-я к-и -«переход от кап к соц.)
ВЦИК форм прав-во -СНК (из комиссаров, возгл. отрасл. наркоматы). К выборам
-только трудящиеся. Созд. прав. база для последующ. з-но-творч.

52. Сословно-предст. мон-я. (до 3/4 17в.). С 1547г. при Иване 4 Грозном
глава гос-ва стал носить офиц. титул царя и князя Моск., перед. по насл-ву.
Пост. д-щая бояр. дума. В 1549 в ее сост. учрежд. “избранная дума” (рада)
из доверен. лиц. Земск. соборы (в их сост. - Б.Дума) - избирали царя. Гл.
бюрократы и служаки - дворяне. Они, верхушка посад. нас-я и дух. и светск.
аристокр-я - 3 осн. сословия, вх. в Собор. На местах - земскиеи губные избы
(фин-налог. и полиц.-суд. ф-ции) Их д-ть контрол. отрасл. приказы. В 17в.
они стали подч-ся воеводам, опир. на приказную избу.

53. Двоевл. и его хар. черты. После февр. рев. устан. своеобр. переплетение
бурж. и реаол.-демокр. диктатуры раб. и кр-н. В орг-и верх. власти выявл. 2
линии: 1.линия бурж., стрем. сконц. з-нод. и исп. власть в руках врем. пр-
ва, не допустить созыва учр. собрания. 2.линия труд-ся -созвать УС. Факт-ки
2 прав-ва: Врем. и Советы. 1.9.1917 Рос провозгл. Респ-кой. -врем. совет
респ-ки.

54. Стан-е и хар. особ-ти приказн. с-мы упр-я. В 14в. парал-но с усил.
власти царя форм. приказная гос. с-ма. Хар-на центр-ция и сословность.
Высш. орг. власти - Б.Дума, сост. из свестк. и дух. феодалов. Это был
совещат. орган. Отрасл. органами были приказы (разбойный, казен.,
посольск.), совм. адм. и суд. ф-ции. Глава приказа - боярин, + дъяки и
писцы.

55. Двоевл. и его хар. черты. После февр. рев. устан. своеобр. переплетение
бурж. и реаол.-демокр. диктатуры раб. и кр-н. В орг-и верх. власти выявл. 2
линии: 1.линия бурж., стрем. сконц. з-нод. и исп. власть в руках врем. пр-
ва, не допустить созыва учр. собрания. 2.линия труд-ся -созвать УС. Факт-ки
2 прав-ва: Врем. и Советы. 1.9.1917 Рос провозгл. Респ-кой. -врем. совет
респ-ки.


56. Гос-прав. реф. Екат2. Укрепл. принципы просвещ. абсол-ма. Идея “з-нной
монархии”. Ряд спец. комиссий, кот. д.б. уст-ть lim з-ннойвласти прав-ва.
Мон-я полаг. лучшей формой правл-я. Е2 написала наказ в 1766 для новой
уложенной (кодификац.) комиссии о принципах прав. пол-ки и с-мы.Никаких
огран-й монарху. В комиссию напр. депутаты от центр. органов упр-я, уездн.
двор-ва, солдат, гос. кр-н, казаков, городов. Улож=е: 1775- “учр-я для упр-
я губерний” - 50 губ. (удвоили) - по пр-ку кол-ва нас-я, упраздн.
провинции, губернатор, губ. прокурор - надзор за з-нностью, городничий,
реф. суд. с-мы (Сенат-высшю суд. орган, для кажд. сословия - свои суды).
1785 - “Жалованная грамота двор-ву” - не обяз. служить, насл. звание,
личные, имущ. права. 1785- жалованная грамота городам. Гор. нас. дел. на 6
сословий. Избир. Гор. Думу.

57. Взаимоотн-я респ-к до обр-я СССР. Декл-я прав народов Рос. в 1917
провозгл. право на самоопр-е для кажд. нации. PL, FIN и Прибалты отошли.
1918 -провозгл. Закавказ.респ., потом она распалась на 3. 1920- Армения
-ССР, 1921-Грузия. 1918-22 разв-е союза респ-к шло по пути вхожд-я в состав
РСФСР и по пути 2-стор. договоров: 1918 -попытка сформ. первую автономию в
рамках фед-ции (Татаро-Башк.) В 1920 -расп. на 2 с огр. правами. 1920-22
автономия предост. киргизам, марийцам, дагам и др. Широка автономия
-Туркестану. К концу 1922 в сост. РСФСР -10 автономн. респ. и 11 авт. обл.
Межресп. договора в 1920 -с Азерб., UA, BY, GA, Армения. С 1922-
Закавк.СФСР (Груз, Арм, Азер.)

58. Образ-е Гос Совета. Созд. в 1810 в кач-ве высш. з-нодат. орг., разраб.
з-нопроекты. Предс.- император. Числ-ть 40-80чел., назн. императором,
просущ. до 1917. Цель -приведение прав. с-мы к единообразию. 5 департ-тов:
з-нов, дел воен., гр. и дух., гос. экономии, наук, пром-ти и торговли.
Канцелярия - глава - госсекретарь.

59. Причины и ход образ-я СССР. Декл-я прав народов Рос. в 1917 провозгл.
право на самоопр-е для кажд. нации. PL, FIN и Прибалты отошли. 1918
-провозгл. Закавказ.респ., потом она распалась на 3. 1920- Армения -ССР,
1921-Грузия. 1918-22 разв-е союза респ-к шло по пути вхожд-я в состав РСФСР
и по пути 2-стор. договоров: 1918 -попытка сформ. первую автономию в рамках
фед-ции (Татаро-Башк.) В 1920 -расп. на 2 с огр. правами. 1920-22 автономия
предост. киргизам, марийцам, дагам и др. Широка автономия -Туркестану. К
концу 1922 в сост. РСФСР -10 автономн. респ. и 11 авт. обл. Межресп.
договора в 1920 -с Азерб., UA, BY, GA, Армения. С 1922- Закавк.СФСР (Груз,
Арм, Азер.)

60. Гос. переворот 3.6.1907. Весной 1096 нач. раб. новая ГД. проблема -
одинак. полномочия ГС (1/2 - из высших чиновников) и ГД. ГД-треб. отст.
прав-ва, 8.6.1906 парв-во распускает ГД (просущ. 72 дня). 02.1907 -нач. раб
2-я ГД, пытаясь сотрудн. с прав-вом. Премьер Столыпин. М. 1и 2 ГД -указы об
уравн. кр-н в правах с др. сосл-ями, о праве кр-н закрепл. за собой наделы
в соб-ть. ГД -против прогр. реформ и распустили (просущ. 102 дн.) Вместе с
маниф. 3.6.1907 о роспуске ГД опубл. нов. полож-е о выборах, где > выб-ков
от земл-цев, < от кр-н. В рез-те наруш. осн. з-ны, т.к. царь утв. нов.
полож-е о выб. без санкции ГД и ГС.




Реферат на тему: История государства и права России в 1-й половине XIX века

| |
|Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов |
|Дальневосточный филиал |
|------------------- |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
| |
|по предмету "История государства и права России" |
| |
| |
| |
| |
|тема: ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ |
|В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА |
| |
| |
| |
| |
| |
|Руководитель: доцент,к.и.н. |
|ТИМОФЕЕВА А.А.. |
| |
|Выполнил: студент юридического |
|факультета (в/о) I год |
|обучения |
|МАЛЫГИН О.А. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|г. Владивосток, 1997 г. |


СОДЕРЖАНИЕ


1. Общая характеристика государственного строя России
2. Развитие государственной системы.
3. Правовое положение церкви.
4. Особенности управления окраинами.
5. Кодификация русского права.
6. Характеристика права.
7. Уголовное право.
8. Выводы.
9. Литература.



1. Общая характеристика государственного строя России

Первая половина XIX века характеризовалась кризисом феодально-
крепостнической формации, в недрах которой шел процесс формирования
капиталистического уклада. Это отражалось и на политической надстройке -
самодержавном и дворянско-бюрократическом государстве, которое переживало
все углубляющийся кризис.
Характерной особенностью абсолютизма этого времени явилась его
способность к лавированию, гибкой смене курса политики, к второстепенным
уступкам с целью сохранения крепостного строя. [3]

2. Развитие государственной системы.

Эволюция государственной системы, сформированной в первой четверти
XVIII века, происходила в течение всего столетия. Определенно наметились
дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата,
параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и
управления. [1]
Установившаяся в последнюю четверть XVIII в. и доведенная до
крайности в конце века военно-полицейская диктатура не вызывала
"успокоения" страны. Неудовлетворенные внутренней и внешней политикой Павла
I дворянские верхи устранили его путем дворцового переворота. Этот
переворот был последним в истории российского абсолютизма, что
свидетельствовало об известной внутренней консолидации класса-сословия
помещиков-дворян, вызванной опасностью массовых крестьянских волнений.
[3]
До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал
Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из
12 членов, который просуществовал до 1810 г. В 1810 г. в качестве высшего
законодательного органа был создан Государственный совет.
Председателем Государственного совета являлся император.
Численность органа колебалась от 40 до 80 членов. Члены совета назначались
императором или входили в него по должности(министры).
Государственный совет состоял из пяти департаментов - департамент
законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии
и дел Царства Польского (создан в 1831 г.)
В 20-х гг. XIX в. Государственный совет утратил свою монополию на
законотворчество. Эта работа с 1826 г. сосредотачивается в Собственной Его
Величества канцелярии, в специальных комитетах и министерствах.
Канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных
отраслевых органов государственного управления. Канцелярия состояла из
шести отделений, которые были образованы с 1826 по 1842 гг.
Первое отделение контролировало деятельность министров,
министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением
высших чиновников.
Второе отделение осуществляло кодификационные работы, проводило
обобщение юридической практики.
Третье отделение было создано для руководства борьбой с
государственными преступлениями.
Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и
женскими учебными заведениями.
Пятое отделение было специально создано в 1836 г. для подготовки
проекта реформы по управлению государственными крестьянами.
Шестое отделение занималось подготовкой материалов, относящихся к
управлению территорией Кавказа.
Сенат утвердился как высший судебный орган государства. Все
департаменты Сената превратились в высшие апелляционные инстанции для
судов губерний.
Дальнейшая централизация государственного управления потребовала
пересмотра системы отраслевых органов государственного управления. В 1802
г. был принят манифест "Об учреждении министерств" и было образовано 8
министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел,
юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.
В задачи министерств входила организация "сношений с местами",
подготовка справок о текущих делах и отчетов. В 1811 г. издается "Общее
учреждение министерств" - документ, подготовленный М.М.Сперанским. На
основании этого акта власть министров определялась как высшая
исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской
власти.
С начала XIX в. правительство было вынуждено проводить
соответствующий историческому развитию путь лавирования, обещаний и
реформ. Реформы приспособили политический строй России к буржуазным
отношениям, укрепили высший и центральный государственный аппарат, теснее
связали его с местными учреждениями.


3. Правовое положение церкви.

Правительство стремится создать собственный идеологический аппарат
и окончательно подчинить ему бюрократизированное духовенство. Церковных
иерархов предполагалось устранить от управления церковью в центре и на
местах, передав управление государственному органу. В 1817 г. создается
Министерство духовных дел и народного просвещения, которому передавались
административные функции Синода, устанавливался контроль за его судебной
деятельностью. Синод подчинялся Министерству духовных дел.
В ведение обер-прокурора Синода передаются некоторые вопросы, ранее
рассматриваемые самим органом. В 30-е гг. в непосредственное ведение обер-
прокурора переходят канцелярия Синода и комиссия духовных училищ. В 1836 г.
создаются особая канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет,
подчиненный обер-прокурору. Все исполнительные органы Синода оказались
подчиненными одному лицу, а высший орган церковного управления оказался
изолированным от местного аппарата, утратившим хозяйственные, финансовые и
административные функции, перешедшие к светским органам и чиновникам.
Государство стремилось организационно и административно подчинить себе
церковь, сохранив ее в качестве идеологической системы и центра.



4. Особенности управления окраинами.

Система управления окраинами России характеризовалась "особенным"
административно-территориальным делением ( наместничества, генерал-
губернаторства, области, округа, магалы ) и наличием "особенных"
специфических, нередко только для данной окраины, учреждений и должностных
лиц.
Специфика управления отдельными окраинами определялась местными
задачами царизма. Например, на Кавказе она была вызвана частыми войнами с
Турцией и Персией и почти постоянным состоянием войны с горскими народами,
в Польше - необходимостью укрепления западных границ и угрозой восстания и
т.п. "Местные" задачи военного подавления окраин требовали предоставления
администрации этих окраин широкой самостоятельности в действиях, известной
"независимости" от центральных, а порой и высших правительственных
учреждений.
Во главе генерал-губернаторства стоял генерал-губернатор,
наделенный обширнейшими административными, хозяйственными, финансовыми и
судебными полномочиями. Его деятельность контролировалась советом из
назначенных царем чиновников. В каждой губернии администрация возглавлялась
губернатором, при котором действовал совещательный совет. Губернатор
управлял губернией с помощью губернского правления. В губернии действовали
казенная палата и губернский суд. Губернии подразделялись на округа. Во
главе управления округом стоял окружной начальник, при котором был
совещательный окружной совет из чиновников округа.
Полицией округа заведовал земский исправник, возглавлявший земский
суд. Кроме того, в каждом округе был окружной суд и окружное казенное
управление; в городах полицией руководил городничий. Личный состав
учреждений был назначаемым. Хозяйственное управление города осуществлялось
сословной думой, состоявшей из головы и двух-трех заседателей. Управление в
малолюдных городах состояло из городничего и выборного старосты.



5. Кодификация русского права.

Реформы, в системе центральных органов власти и управления
сопровождались развернутой кодификацией русского права. Основные
направления работы были намечены в деятельности Уложенной комиссии
Екатерины II.
С воцарением Александра I изменились задачи кодификации, которые
формулировались следующим образом:
а) законы должны утверждаться на "непоколебимых основаниях права";
б) они должны определять все части государственного управления,
пределы компетенции государственных органов, права и обязанности подданных
в соответствии с "духом правления, политическим и естественным положением
государства и народным характером";
в) они должны располагаться по строгой системе;
г) они должны содержать в себе правила для отправления правосудия.
Комиссии поручалось составить общие государственные законы,
действующие на территории всей России. Из массы действующих законов
следовало выбрать те, которые "наиболее полезны для блага народа и
соответствуют духу нации и естественным условиям страны".
Комиссию возглавил Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839),
крупнейший государственный деятель, занимавший ряд важных государственных
постов (директор департамента Министерства внутренних дел, статс-секретарь
царя, государственный секретарь). В октябре 1809 г. Сперанский составил
план государственных преобразований - "Введение к уложению государственных
законов". В этом проекте Сперанский рекомендовал царю дать стране
конституцию, которая должна будет только "облечь правление самодержавное
всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в сущности ту же силу
и то же пространство самодержавия" [4]
В основу государственного устройства Сперанским был положен принцип
разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из
них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго
очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких
уровней во главе с Государственной думой - всероссийским представительным
органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам,
представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.
Все власти - законодательная, исполнительная и судебная соединялись
в Государственном совете, члены которого назначались царем. Если в
Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору
утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить
в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.
Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в
руках царя. Но Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть
свободными, они должны выражать "мнение народное". В этом и заключался его
принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел
поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа
открывает путь к безответственности властей.
По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все
граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных
крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не
участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из
них Сперанский сформулировал так: "Никто не может быть наказан без
судебного приговора". Это должно было ограничить власть помещиков над
крепостными.
Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан
Государственный совет. Сперанский внес на его рассмотрение подготовительный
проект первой части гражданского Уложения, чуть позже - проект второй
части. Будучи рецепцией французского законодательства, обе части вызвали
решительную критику, но, несмотря на это, в 1812 г. в Государственный совет
был внесен проект третьей части Уложения.
При разработке системы Уложения комиссия обратилась к анализу
Соборного Уложения 1649 г., шведского, датского, прусского и французского
законодательств. В 1813 г. был подготовлен проект уголовного Уложения, в
1814 г. - торговое Уложение. В 1815-1821 гг. был подготовлен свод указов к
первым двум частям гражданского и к уголовному Уложению. Комиссия
Розенкампфа, сменившего Сперанского, подготовила также первую часть устава
гражданского судопроизводства и исправила проекты торгового и уголовного
Уложений.
Однако, император Николай I, продолжая дело своих предшественников
по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов, а
не нового Уложения. Уложенная комиссия была преобразована во второе
отделение Собственной канцелярии Его Величества (1826 г.). Из двух
возможных подходов к кодификации права - сведение всех существующих
(действующих и недействующих) законов воедино и без изменений и составление
нового Уложения - был выбран первый (образцом для будущего Свода стал
кодекс Юстиниана).
Юридическая техника для составления Свода основывалась на методике,
разработанной И.Бэнтамом:
а) статьи Свода, основанные на одном действующем указе, излагать
теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений;
б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами
главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов;
в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие;
г) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более
поздний.
По мысли Сперанского, законы следовало разделять на основе
сосуществования двух правовых порядков: государственного и гражданского.
Государственные законы подразделяются на четыре категории: законы основные,
учреждения, законы государственных сил, законы о состояниях, а также законы
предохранительные (уставы благочиния) и законы уголовные. Гражданские
законы подразделяются на три категории: законы "союза семейственного",
общие законы об имуществах и законы межевые, определяющие порядок "развода"
границ владения, особенные законы об имуществах (сфера торговли,
промышленности, кредита); законы о порядке взыскания по бесспорным делам,
законы о судопроизводстве гражданском, межевом и торговом, законы о мерах
гражданских взысканий.
Впервые сфера гражданского права была выделена как особая отрасль.
Параллельно с работой над Сводом проходила работа по подготовке
хронологического собрания законов. Создание Полного собрания законов было
необходимо для работы над составлением Свода законов и стало
подготовительным этапом к его изданию. 10 января 1832 г. Государственный
совет рассмотрел подготовленные 15 томов Свода и 56 томов Полного собрания
законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской
Империи с 1 января 1835 г. Таким образом, работа, начатая еще Екатериной
II, была завершена.


6. Характеристика права.

В рассматриваемый период в российском законодательстве впервые
сложились основные отрасли права: государственное, гражданское,
административное, уголовное, процессуальное.
В ст.1 Основных законов была сформулирована идея самодержавной
власти: "Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный".
Смертная власть грозила всякому, кто имел даже умысел на покушение на особу
и власть императора.
Развитие частного (гражданского) права проходило на основе
кодификации старых норм права: сохранились элементы сословного неравенства,
ограничения вещных и обязательственных прав. Крестьянам запрещено было
выходить из общины и закреплять за собой земельный надел. Ограничивалась
правоспособность и дееспособность духовных лиц и евреев. Продолжало
существовать право родового купца и система майоратов, земельных владений
изъятых из оборота и переходивших по наследству старшему в роде.
В области наследственных прав дочери имели меньшие права, чем
сыновья.
Система вещного права состояла из права владения, права
собственности, права на чужую вещь (сервитуты), залогового права.
Различалось законное и незаконное владение. Закон различал спор о
владении от спора о собственности и обеспечивал неприкосновенность первого
независимо от решения второго вопроса.
В Своде так определяется право собственности: " Собственность есть
власть в порядке гражданскими законами установленном, исключительно и
независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться
имуществом вечно и потомственно". Сервитутные права включали ограничение на
"право участия общего" (право проезда по дорогам, на речных судах) -
осуществлялось в административном порядке, и ограничение на "право участия
частного" (право владельца земли и покосов, лежащих в верхнем течении реки,
требовать, чтобы сосед не поднимал уровень речной воды запрудами и не
затоплял его пашен и лугов, чтобы сосед не пристраивал ничего к стене его
дома, не сорил на его дворе и т.п.).
В обязательном праве различались обязательства из договоров и
обязательства из причинения вреда. Предметом договора могли быть имущество
или действия лиц. Цель договоров не могла противоречить закону и
общественному порядку. Договор заключался по взаимному согласию сторон.
Средствами обеспечения договоров являлись: задаток, неустойка,
поручительство, залог и заклад. Договоры оформлялись домашним,
нотариальным, явочным или крепостным порядком.
В новых экономических условиях широкое распространение получает
договор товарищества. Предусматривались следующие их виды: 1)
товарищество полное (члены товарищества отвечают за его сделки всем своим
имуществом);
2) товарищество на вере или по вкладам (часть членов, "товарищи",
отвечают всем своим имуществом, часть, "вкладчики", - только сделанными
вкладами);
3) товарищество по участкам или компания на акциях;
4) товарищество трудовое или артель (члены связаны круговой
порукой, имеют общий счет).
Для возникновения товарищества требовалась регистрация (для
возникновения акционерного общества - разрешение правительства).
В сфере наследственного права расширялась завещательная свобода.
Завещать можно было кому угодно и что угодно из имущества (или все
имущество). Признавались недействительными завещания сделанные безумными,
умалишенными и самоубийцами, несовершеннолетними, монахами и лицами по суду
лишенными прав состояния. Не имели силы завещания недвижимости в пользу
евреев, поляков и иностранцев в тех местах, где они не могли владеть
недвижимостью. Не могли завещаться родовые майоратные и заповедные имения.
Когда после умершего не оставалось наследников или никто не являлся
в течение десяти лет со времени вызова к наследству, имущество признавалось
выморочным и поступало государству, дворянству, губернии, городу или
сельскому обществу.


7. Уголовное право.

В 1845 г. был принят новый уголовный кодекс "Уложение о наказаниях
уголовных и исправительных". В нем сохранился сословный подход к
квалификации наказания и определению санкций в соответствии с
установленными привилегиями. Под преступлением понималось "как само
противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания
законом предписано". Важнейшими были преступления против веры,
государственные, против порядка управления, должностные, имущественные,
против благочиния, законов о состоянии, против жизни, здоровья, свободы и
чести частных лиц, семьи и собственности.
Вменение устранялось по следующим основаниям: случайность,
малолетство, безумие, сумасшествие, беспамятство, ошибка (случайная или
результат обмана), принуждение, непреодолимая сила, необходимая оборона.
Субъективная сторона подразделялась на: умысел, неосторожность.
Соучастники ( по сговору либо без сговора) преступления делились на
зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников,
попустителей, укрывателей.
К уголовным наказаниям относились: лишение всех прав состояния и
смертная казнь (ссылка на каторгу, ссылка на поселение в Сибирь или на
Кавказ). Лишение прав состояния означало гражданскую смерть: лишение прав,
преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав.
К исправительным наказаниям относились: лишение всех особенных прав
и преимуществ и ссылка в Сибирь, отдача в исправительные арестантские
отделения, ссылка в другие губернии, заключение в тюрьме, в крепости,
арест, денежные взыскания и др. Лишение всех особенных прав и преимуществ
заключалось в лишении почетных титулов, дворянства, чинов, знаков отличия,
права поступать на службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и
опекуном. Применялось также частичное лишение некоторых прав и преимуществ.



Выводы.

В первой половине XIX в. абсолютная монархия в России стремилась
приспособить государственный аппарат к изменениям в экономическом строе
(кризис феодального строя, появление в недрах феодальной формации
капиталистического уклада). Специфическими чертами монархии была ее
политическая гибкость (лавирование между реформами и военно-полицейскими
методами управления), укрепление внешней "законности" императорской власти
и деятельности учреждений, проекты реформ, исходящие от представителей
высшей бюрократии, усиление карательного аппарата и идеологического
воздействия государства.
На рубеже XVIII и XIX вв. произошла смена коллегиальной формы
управления министерской, вызвавшей усиление бюрократизации всего аппарата.
Созданные реформой 1802-1811 гг. министерства и главные управления
обособились в самостоятельные управления с более четкой п сравнению с
коллегиями компетенцией, порядком взаимоотношений с высшими и местными
учреждениями и делопроизводством.
Продолжали существовать основные административные, полицейские,
финансовые и судебные учреждения и сословные органы, созданные реформами
1775-1785 гг.
На большей части окраин правительство создало "особенное"
управление, характерными особенностями которого были большая
самостоятельность местной администрации наместничества или генерал-
губернаторства, слияние военного и гражданского управления, а на
некоторых окраинах - привлечение местной феодальной и родо-племенной
верхушки в отдельных звеньях управления и суда.
Кризис феодально-крепостнического строя отразился и на
государственном аппарате России: его основные звенья (управление армией,
суд, полицейские, цензурные и финансовые органы) к середине XIX в.
оказались неспособными к выполнению своих задач.
Антифеодальные выступления крестьян, борьба революционной
демократии, политический кризис государственности после Крымской войны
поставили вопрос о реформах всего государственного аппарата России. [3]

Литература

1. И.А.Исаев "История государства и права России",М.:
Юристъ, 1996
2. История России. С начала XVIII до конца XIX в.,
отв.ред.А.Н.Сахаров, М.: Изд.АСТ, 1996
3. Н.П.Ерошкин "История государственных учреждений дорево-
люционной России", М.: Высш.,шк., 1983
4. М.М. Сперанский. "Проекты и записки", М., 1961




Новинки рефератов ::

Реферат: Русский музей- культурный центр XIX века (Культурология)


Реферат: Художник Северного Возрождения: Ян ван Эйк (Искусство и культура)


Реферат: Гражданско-правовое положение несовершеннолетних (Гражданское право и процесс)


Реферат: Коммерческий кредит (Деньги и кредит)


Реферат: Формы и виды кредита (Деньги и кредит)


Реферат: Нематериальные блага и способы их защиты (Право)


Реферат: "Сократический поворот" в философии: Идеи и метод философии Сократа. Проблема человека (Философия)


Реферат: Афганистан в конце XX в (История)


Реферат: Проект производственного комплекса базы МСУ (Транспорт)


Реферат: Псковский историко-художественный музей-заповедник (Искусство и культура)


Реферат: Мотивация преступного поведения (Контрольная) (Психология)


Реферат: Управление финансами в некоммерческих организациях (Финансы)


Реферат: Логика (Контрольная) (Психология)


Реферат: Возникновение Волжской Булгарии (История)


Реферат: Н.Я. Данилевский. Россия и Европа (Философия)


Реферат: Царь Иван Грозный (Исторические личности)


Реферат: Многопартийность и политические партии (статус) (Теория государства и права)


Реферат: Розвиток процесів памiяті в молодшому шкільному віці (Компьютеры)


Реферат: Гражданское общество. Формирование теории гражданского общества. (Гражданское право и процесс)


Реферат: Моя система оздоровления (Безопасность жизнедеятельности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист