GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Курс лекций по возрастной психологии (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Курс лекций по возрастной психологии (Психология)



Предмет, структура и задачи П.
1. История становления
2. Предмет, задачи и структура
3. Гуманитарная и авторитарная концепции пед. процесса
В становлении П выделяют 3 этапа:

1 - общедидактицеский(17-19в)
Осн. представители: Песталотццы, Руссо, Каменский, Гербат, Кактерев.
Основные проблемы: связь развития, воспитания и обучения. Творческая
активность детей, развитие способностей детей, роль личности учителя.

2 - самостоятельная наука(17-19в)
как применить педагогику и психологию
Основные представители: Пиаже, Валон, Дьюи, Уотсон, Скинер.
Развитие тестовой психологии, все, что связано с педологией

3 - Разработать обучающие технологии и дать им обоснование.
Психологические задачи образовательного процесса
Объект изучения - человек
Предмет - механизмы и закономерности освоения социо-культурного опыта
человеком в образовательном процессе.
Основные проблемы - управление умственной деятельностью учеников,
формирование их познавательных процессов, личность учителя и различные виды
взаимодействий.
4 компонента:
1 психология образовательной деятельности(единство учителя и ученика)
2 психология учебной деятельности и его субъекта - ученика.
3 психология педагогической деятельности и ее субъекта - учителя
4 психология учебно-педагогического сотрудничества и общения
Теоретические задачи:
1 Раскрыть психологическое содержание обучения и воспитания.
2 Дать психологический анализ механизмов развивающего обучения
3 Выявить психологические механизмы и обоснование обучающих технологий.
4 Разработать психологически обоснованные требования к пед. общению.
практические задачи:
1 Помочь педагогу строить обучение на психологической основе.
2 Помогать создавать благоприятный психологический климат в школах.
3 Помочь педагогу реализовать себя, свои педагогические способности.
педагогическая психология ближе к дидактике и методике, общей и возрастной
психологии, медицине.
Гуманитарная концепция предполагает направленность на личность.

Принцип диологизации
Принцип проблематизации(направленность на активизацию познавательной
активности)
принцип персонализации(взаимодействие личностей, а не ролей)
принцип индивидуализации

Подход Роджерса
2 типа учения:
1 Бессмысленное(принудительное, безличностное, оценивается извне,
направлено на усвоение значений, опирается на память)
2 Осмысленное(свободное, самостоятельное, творческое, направленное на
усвоение смысла, опирается на мышление)
Учитель создает благоприятные условия, он должен обладать 3-мя установками:
1 искренность и открытость
2 принятие и доверие(вера учителя в возможности своих учеников)
3 эмфатическое понимание(умение учителя понимать учеников)

Роджерс исследовал учителей, обладающих такими установками.

Приемы:
Умение адаптировать средства обучения к возрасту и особенностям
учеников.
Создание сферы обратных связей в системе обучения(постоянно следить
за тем, как дети усваивают материал
Заключение контракта с учениками.
Различные формы групповой и парной работы.
Организовать группы свободного общения( для учеников, учителей, тез и
других)

Критерии оценки работы учителя:
Активность учеников
характер общения
характер вопросов к учителю
когнитивное функционирование
контакт глаз



Психология учебной деятельности и ее субъекта

1. Сущность и закономерности учебной деятельности

2. Структура

3. Психологическая характеристика усвоения

4. Типология неуспевающих учеников.

В образовательный процесс включены 4 компонента(научение, обучение, учение,
учебная деятельность)
1. Научение - всякое устойчивое, целесообразное изменение поведения и
деятельности ребенка, предшествующее деятельности и не вызывается
врожденными физиологическими реакциями организма.
Научение бывает 2-х видов:
1 - рефлекторное(оно не сознательно, автоматическое, основанное на
подражании)
2 - когнитивное(основано на сознательном наблюдении, эксперименте и
осмысленных действиях)
2. Обучение - целенаправленное последовательная передача общественно-
исторического социо-культурного опыта другому человеку в специально
организованных условиях. Это двойственный процесс(ученик- учитель)
3. Учение - активность человека, его деятельность и фактор психологического
развития
Учение имеет 2 стороны:
1 - учение - накопление знаний
2 - учение - умение оперировать этими знаниями
Эффективность учения зависит от того:
чему обучают(содержание материала)
кто и как обучает(методика)
когда обучают
4. Учебная деятельность - воспроизведение накопленных человеком знаний,
умений и способностей.
Ряд характеристик:
-направленность на изучение материала
-осваиваются научные понятия
-имеет программу действий
-ведет к изменениям в самом человеке
-в ней формируется самоконтроль и саморегуляция

в учебной деятельности выделяют 3 стороны:
1 содержательная(знания)
2 операциональная(способы усвоения знаний
3 мотивационная(желание учиться)
Выделяют 3 группы мотивов учения
- отрицательные мотивы
- положительные мотивы ( долг перед родителями, желание быть лучше)
- собственно-познавательные мотивы ( сам мотив учения)
Пути формирования мотивов:
1. Учитель пытается довести до ученика, что ему необходимо учиться
2. Учитель пытается организовать деятельность ученика.
Методы:
- опора на потребность
- организация учебного процесса
- использование отметок
Человека можно сравнивать только с самим собой ( вчера не смог сделать,
сегодня сможешь)

Структура учебного процесса
Учебные задачи, учебные действия, контроль и оценка
В задаче указывается, что необходимо сформировать
Состав задачи:
Предметная область, отношения, которые связывают эти объекты
Требования - то, что нужно сделать в ходе задачи
Оператор - как это сделать, как решить задачу
Учебные действия
Учебная деятельность отвечает на вопрос "Как выполнить?"
Действия:
1. С позиции ученика
целеполагание
программирование
планирование
исполнительство
контроль и самоконтроль
оценка и самооценка
2. с позиции учителя
преобразование
исследование
3. С позиции особенностей психических процессов
перцептивные
мыслительные
интеллектуальные
4. По степени самостоятельности
репродуктивные
редуктивные
5. контроль (этапы)
контроль за результатами
поэтапный контроль (за этапами выполнения)
контроль за процессом организации
Показатели
1. Умение перед началом деятельности планировать и прогнозировать трудности
2. Умение изменять действия при изменении условий
3. умение чередовать развернутый и сокращенный виды контроля
4. Умение переходить от работы с натуральными объектами к работе с
символами
5. Умение составлять проверочные задания
САМОКОНТРОЛЬ
Выделяют 4 стадии проявления:
- отсутствие (контроль только со стороны учителя)
- полный самоконтроль
- выборочный самоконтроль (контролируются только самые главные моменты)
- внутренний самоконтроль ( ученик чувствует, что допустил ошибку, и сам
исправляется)
- оценка ( отличать от отметки)
2 типа оценок:
ретрооцептивные (мера усвоенных знаний)
прогностическая (прогнозирование своих возможностей)
Результат учебной деятельности - усвоение.
Процесс письма, смысловой переработки, сохранение полученных знаний и их
использование на практике в новых ситуациях.
Психологические компоненты освоения:
1. Отношение к учению(+) (Должно быть связано с практикой, надлежащее
изложение материала, организация активности учеников)
2. Наглядное восприятие материала
3 вида наглядности:
1. предметная
2. изобразительная
а)собственно изобразительная (картинки, макетки)
б)символическая (схемы, графики)
в)словесная (учитель владеет речью)
3.Осмысление (какие применяются для усвоения)
4. Запоминание (как организован процесс...)
В результате обучения должны сформироваться учебные понятия.
. Условие - должна быть развита аналитико-синтетическая функция головного
мозга.
Неверное формирование научных понятий называется генерализацией.
2 причины: объективная и субъективная(влияние нашего восприятия,
житейских понятий, недостатки в работе учителя)
. Вводя новые понятия детям необходимо подчеркивать существенное и
несущественное.
. Давать возможность изменять понятия, чтобы было видно существенное и
несущественное.
. Результат усвоения - это знания, умения и навыки.
Существенные признаки, по которым можно судить о навыках:
Внешние признаки (скорость и отсутствие ошибок)
Внутренние признаки (низкая утомляемость, неосознанность этапов
отсутствие промежуточных этапов)
Умения: общие (для любого предмета) и специальные (для конкретного
предмета).
3 группы общеучебных умений:
1. Учебноорганизационные ( намечать задачи, рационально панировать свои
действия, создавать благоприятные условия для детей);
2. Учебноинформационные ( библиографический поиск, работа с книгами,
справочниками);
3. Умение наблюдать;
4. Учебноинтеллектуальные ( мотивировать свою деятельность, внимательно
воспринимать, рационально запоминать, логически осмысливать, решать
проблемы, самостоятельно решать задачи, осуществлять самоконтроль)
Этапы формирования общеучебного умения:
1. выявление исходного уровня развития умений у учеников
2. инструктаж о содержании умений ( рассказать в чем суть умений и как их
формировать)
3. этап по обработке умений
4. применение умений в новых условиях
5. контроль за формированием умений
6. сформированность умений
В основе:
Обучаемость - восприимчивость к знаниям. Бывает общая и специальная. В
основе обучаемости лежит развитость мышления.
1. развитость продуктивного мышления(практическое, условно - логическое).
2. умение устанавливать связь между абстрактным и конкретным.
3. гибкость мышления.
На обучаемость влияет:
1. самоконтроль
2. отношение к школе, учебе, учителю
3. тип усвоения
4. заинтересованность
5. отношение к учебе родителей
Признаки, по которым можно судить об обучаемости:
1. обобщенность мыслительной деятельности
2. самостоятельность
3. гибкость
4. осознанность
5. общий тонус
6. специфика запоминания
Отношение:
Три группы неуспевающих учеников:
1. Низкая обучаемость
+ отношение к школе
позиция школьника
а) чистые практики
б) лентяи (привыкли списывать)
2. Высокая обучаемость
- отношение к школе
утрата позиции школьника
а) хорошо развито мышление, знают много, но не по предмету,
могут реализовываться в кружках.
б) хулиганы (достаточно умны, любят верховодить)
3.Очень трудные для учителей.

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
. Этапы активизации процесса обучения
. Современные теории обучения
. Формирование творческого мышления
. Психологические критерии оценки методики обучения
. Психологические особенности применения индивидуального и
дифференциального подходов в обучении
. Психологические основы к изучению иностранных языков.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
1. группировка учащихся( возраст, способности)
2. эллективная система обучения ( предметы по выбору)
3. неградуированные классы
4. программированное обучение
5. компьютерное обучение
ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ, ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ГАЛЬПЕРИНА
Четыре характеристики умственного действия.
1. степень овладения умственной деятельностью
а) предметные действия (наглядно-действенное мышление)
б) уровень громкой речи без опоры на предметы ( наглядно-образное
мышление)
в) действия в уме (абстрактное, словесно-логическое мышление)
2. степень обобщености (умение опираться на существенные признаки)
3. степень сокращенности (полнота промежуточных операций)
4. 4. степень освоенности (способность использовать в других ситуациях)

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
. Предварительное знакомство с деятельностью и выделение ее ориентировочной
основы
. Материализованный
. Внешнеречевой
. Внешняя речь про себя
. умственный план
ТРИ ВИДА ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ:
1. дается образец действия и результат. Подробных инструкций не дается.
2. дается и образец, и результат, и подробные инструкции.
3. Анализ самого действия. Учитель учит анализировать и выделять
существенные моменты.
Материализованный этап - это карточка.
Внешнеречевой этап - проговаривание вслух
Умственный план - учитель дает нестандартные задания, и если дети усвоили
материал, то они способны его выполнить.
Данная система дает умение учиться, развивает логическое мышление.
ТЕОРИЯ ТЕРЕТИЧЕСКОГО ОБОБЩЕНИЯ ДАВЫДОВА
Давыдов выделил два вида мышления:
. эмпирическое (повседневное, по законам индукции, от частного к общему.
. теоретическое ( научное, развивается по законам дедукции, от общего к
частному)
Ввел понятие модели.
СИСТЕМА ЗАНКОВА
ПРИНЦИП РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
. обучение на высоком уровне
. ведущая роль теоретических знаний
. осознание школьниками собственного учения
. работа над развитием всех учащихся.
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СКИННЕРА
1. разбиение всего материала на малые составные части (шаги)
2. поощрение за правильный шаг и наказание за неправильный
3. наличие системы подсказок
Общее все они направлены на индивидуальное обучение.
Форма обучения - групповая (детям приходится общаться).
Не должно быть перегрузки (не больше двух уроков, ведь каждая тема подходит
для этого)
4. во всем подчеркивать дисциплину.
Требования для закрепления нового материала:
1. оптимальный состав группы - 5 человек
2. группы отбираются исходя из успеваемости
3. желательно, чтобы знания были разные по предмету
4. желательно, чтобы сидели кругом
5. необходимо учитывать взаимоотношение учеников
6. необходимо выбрать старосту, которого нужно чаще менять
7. менять состав групп
8. подбирать для каждой группы свои задания
9. разумно сочетать групповую форму работы со всеми остальными.
Варианты групповой работы:
Мозаика
состав группы - 5 человек. Они объединяются на 3-4 урока. Основная нагрузка
на дом. Каждый готовит свою тему, а на уроке друг друга обучают. Каждый
зависит от других.
Турниры
состав группы 4-5 человек. Группа работает 3 урока, на 4-ый проводится
турнир между группами.
Раделение труда
каждый в группе выполняет какую-то свою часть работы (организатор,
летописец, эрудит, практик, спикер). Каждый бывает в различных ролях).
Работа в парах
Объединяются с разной успеваемостью. Более сильный ученик выступает в роли
учителя. Повышается ответственность, активность, обмен знаниями,
эффективность обучения.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
. метод погружения
. мозговой шторм (применяется начиная с подросткового возраста, спонтанно!)
. деловые игры (большие по объему, требуют огромной подготовки, имеет цель,
сценарий, комплект ролей)
. ролевые игры
. нейро-лингвистическое программирование (влияет на подсознание).
3 вида мышления:
1. Активное
2. Самостоятельное
3. Творческое
Для развития всех уровней мышления характерно проблемное обучение.
3 вида проблемного обучения:
1. учитель указывает на проблему, формирует ее, помогает ученикам решать
ее.
2. учитель только указывает на проблему.
3. учитель только подбрасывает идею.
Самое сложное(способы усложнения):
варьировать условия заданий, лишние данные, несформулированный вопрос,
проблема между житейскими и научными понятиями, теорией и практикой.
Критерии оценки
1. Методика должна быть развивающей.
2. Опора на зону ближайшего развития, а не на актуального.
3. Должны обеспечиваться функции высших психических процессов.
4. Должна происходить развитие личности (обогащение опыта).
5. Учебное сотрудничество (диалог, а не монолог).
6. Должен активизироваться познавательный интерес.
7. Должно развиваться творчество.
8. Процесс должен опираться на мышление, а не на память.
9. Должен учитываться возраст учеников.
Индивидуальный подход - подбор заданий, которые соответствуют каждому
ученику.
Дифференцированный подход - выделение групп учеников со сходными
психическими особенностями: устные, письменные, у доски, групповые, и т.д.)
ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ. Сильные и слабые стороны учебной деятельности.
. Успеваемость.
. Уровень развития.
. Характер мышления.
. Интересы.
. Кругозор.
. Отношение к предмету.
. Межличностные отношения в классе.
Возможные формы урока:
. Традиционная (объяснение, домашнее задание).
. Дискуссия.
. Лабораторные работы.
Факторы, влияющие на форму урока:
1. Уровень развития психики учеников.
2. Особенности интересов.
3. Микроклимат в классе.
4. Ведущая деятельность.
=================ПРОПУЩЕНО==============
МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1. Подражание - самый первый метод. Только для самых маленьких. Высокие
требования к поведения взрослого человека(обучающего).
2. Внушение - второй метод. Направлен на подсознание. Некритическое
восприятие. Авторитет -> эффективность. Неэффективно в подростковом и
юношеском возрастах. Огромная ответственность.
3. Заражение - ситуативный, эмоциональный метод. Успешность завысит от
веры заразителя в то, что говорит. Очень важны: Настроение, энтузиазм,
актерское мастерство.
4. Убеждение - направлен на мышление, осознание. Цель - доказать что-
то(взгляды, истинность, ложность). Только если человек истинно принял чью-
нибудь точку зрения, то только тогда убеждающий достиг цели.
Условия:
. Объективность должен сам верить в то, что говорит.
. Полнота раскрытия вопроса.
. Необходимо использовать общие положения, конкретные факты.
. Достаточный уровень эмоциональности.
. Речь должна быть доступной.
. Необходимо анализировать факты, известные собеседнику.
. Логичность речи.
. Учитывание индивидуальных особенностей человека.
. Устранить все возможные сомнения и возражения.
ПРИЕМЫ ВЛИЯНИЯ
. Созидающие. Направлены на активизацию положительных эмоций. Поощрение
(доброта, внимание, показать превосходство в знаниях, активизация чувств,
планковый подход, доверие, поддержка, и т. д.)
. Тормозящие. (ориентированы на отрицательные эмоции, приказание, ласковый
упрек, мнимое безразличие, недоверие, ирония, развенчание, возмущение,
осуждение, наказание, пренебрежение).
. Взрыв - эмоциональная реакция. Безотказен.
Приемы взаимодействия:
. предоставление свободы выбора
. смена социальной позиции
. развитие идентификации
ВЛИЯНИЕ:
. Целенаправленное (учитель ставит цель, разрабатывает программу)
. Нецеленаправленное (учитель не ставит целей, но все равно влияет)
Планы влияния:
. рулевой (урокодатель)
. личностный (знание - не цель, а средство, учитель - личность)
. Аспекты личностного влияния:
. учитель - представитель науки, которую он преподает
. учитель - посредник (теория - практика)
. владение средствами общения (общение - воспитание)
. учитель - социальный эталон.
ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНОГО ВЛИЯНИЯ (моменты):
1. Социально - психологический (доверие к учителю)
а) учитель - представитель учебного заведения
б) доверие на конкретном уроке (ситуативное)
в) доверие стабильное (длительное взаимодействие).
. Познавательно - педагогический (передача знаний)
. Конструирующе - педагогический (учитель воздействует как личность)
. Варианты межличностных отношений:
. Конъюнктивный (объединяющий) «МЫ»
. Дизъюктивный (разъединяющий) противопоставление учитель - ученики
«ВЫ» и «Я»
. хаотический (учитель - человек настроения)
Предпосылки успешного личностного взаимодействия:
1. Личностные (качества: профессиональная направленность, владение
темпераментом, благоприятные черты характера, способности)
2. Ситуативные (непредсказуемые. Основное качество учителя - гибкость.)
=================ПРОПУЩЕНО==============
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Педагогическое общение - профессиональное общение преподавателя с учениками
на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и
направленное на создание благоприятного психологического климата и
оптимизацию отношений.
Выделяют 3 стороны педагогического общения:
1. обмен информацией
2. межличностное взаимодействие
3. восприятие и понимание людьми дуг друга.
Педагогическое общение - творческий процесс:
. творчество в организации учебной информации
. умение познать личность учеников
. творчество в выстраивании взаимоотношений
Качества учителей, требуемые учениками:
. Конкретность
. демократичность
. личностные качества (терпеливость, эрудированность, разнообразие
интересов, современность, чуткость, понимание)
. Умение влиять на учеников (подобрать подходящий метод воздействия)
. Объективная оценка, отметки.
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
1. Подготовка к педагогическому общению дома.
2. Первые минуты урока (постановка цели, задач).
3. Управление вниманием на уроке:
способы привлечения внимания:
. голосовой (немонотонность)
. речевой (умышленные оговорки, ошибки, вставлять в рассказ фамилию
или имя отвлекающегося, шутки, термины из другого предмета и т. д.)
. мимика и пантомимика
. организационные.
8. Обратная связь (проверка усвоенного)
9. Выбор форм поощрения и наказания.
Виды критики(25):
1. подбодрение
2. упрек
3. надежда
4. аналогия
5. похвала
6. озабоченность
7. безличная критика
8. сопереживание
9. сожаление
10. удивление
11. ирония
12. намек
13. смягчение
14. укоризна
15. замечание
16. предупреждение
17. требование
18. вызов
19. совет
20. конструктивная критика
21. опасение
22. окрик
23. обида
24. покровительство
25. угроза
26. Подведение итогов.
Педагогическое общение имеет свою структуру:
Позиции делят на внешние и внутренние:
Внешние (поведение, как учитель ведет себя на уроке
. позиция превосходства
. позиция равенства
. позиция подчинения
Внешние (установки учителя на определенное общение)
. Установка (позиция) ребенка ( решение проблем перекладывается на
других)
. Установка взрослого человека (сам обдумывает ситуацию)
. Позиция родителя (воспитателя)
КОНФЛИКТ
2 группы:
1. внутриличностные (с самим собой, между разными мотивами, между хочу и
могу)
2. межличностные (между людьми)
Этапы разрешения внутриличностных конфликтов:
. Помочь человеку осознать, какие тенденции вступили в противоречие
. Человек приходит к выводу, что ситуация требует разрешения
. Вернуть человеку эмоциональное равновесие
. Человек должен пересмотреть самооценку (прийти к адекватной)
. Изменить уровень притязания, заняться самоконтролем
. Дальнейшее оберегание человека от межличностных конфликтов
Межличностные конфликты:
1. Мотивационные (конфликт лидерства между учениками)
2. Организационные (недостатки в организации школьной жизни)
. 1-ый конфликтный период - адаптация к школе
. 2-ой конфликтный период - переход в среднюю школу
. 3-ий конфликтный период - 9 класс (остаться или уходить)
. 4-ый конфликтный период - 11 класс (самоопределение)
7. Конфликт взаимодействия (чисто личностный, когда не могут договориться
два человека).
Структура конфликта включает в себя внешние, внутренние позиции и объект.
Сфера конфликта
1. деловая (обсуждается поступки, действия учеников)
2. личная (обсуждаются личные качества)
Динамика конфликта
1. Нарастание
2. Реализация
3. Затухание (характерно чувство вины).
Два варианта:
1. постараться лучше понять собеседника (поставить себя на его место,
логически обдумать, и т.д.)
2. Управление своим эмоциональным состоянием.
Выход из конфликтов:
1. тип - конфликт учителя и ученика. (диалог)
. задавая вопрос - подождать ответа
. делать паузы, не занимать все коммуникативное пространство
. вопросы должны быть развернутыми
. высказав свою точку зрения, не бояться критики со стороны ученика
. поощрять ученика высказывать свое мнение (Как ты считаешь?...)
7. тип - конфликт между учениками
Методика посредничества (посредник - взрослый) в четыре шага:
1. найдите время, чтобы поговорить (никуда не спешить, желательно
отдельное посещение)
2. оговорить два правила:
если начались переговоры, то их нельзя прерывать
нельзя использовать силовые приемы
посредник сохраняет нейтралитет
3. взаимные претензии
4. соглашение (оговаривается проведение каждой стороны, наказание за
нарушение соглашения, докум. Фикс.)
5. Конфликт учителя с родителями
Установки, с которыми родители приходят в школу:
оборонительная
наступательная
растерянная
Три фазы общения:
1. сопротивление эмоциональному воздействию
2. установление равноправного общения (доброжелательность, начинать
необходимо с хорошего, подчеркивать значимость родителей в воспитании,
предложить подумать вместе)
3. Отыскание форм сотрудничества
МЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА
Правила:
. Главное- диалог, отношения, а не правота учителя
. Обсуждать проблемы
. По возможности учитывать интересы собеседника
. Искать варианты решения
. Не верить генетике
. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга
Варианты исхода конфликта:
1. сотрудничество (выход для каждого)
2. соперничество
3. компромисс
4. избегание
5. приспособление (полная уступка)
SEEMS TO END HERE...




Реферат на тему: Курс лекций по ораторскому искусству

Курс "Ораторское искусство"

Представленный ниже материал подготовлен благодаря тем лекциям, которые я
слушал у Феликса в Москве в 1999 г. Если Вас заинтересовал этот материал,
Вы сможете связаться с ним по тел. (095)203-2480 и пройти курс лекций по
ораторскому искусству. Также исходные тексты лекций были дополнены моими
наблюдениями и примерами из практики. Копирование ничем не ограничено и
приветствуется (при ссылке на авторов).

Альтернативный довольно неплохой курс г-на Шахиджаняна Вы сможете найти по
адресу http://1001.vdv.ru/books/speak

Михаил Иванов

riersi@yahoo.com



Содержание:

1 "Уверенность в себе" 2

2 Непрерывность речи 3

3 Композиция речи - Compositio 4

4 Контакт с аудиторией 6

5 Интонационная выразительность 8

6 Словарный запас 10

7 Понятность речи 11

8 Артистизм 11

9 Маленькие советы 12


Разминка


Упражнение №1 "Тренировка короткой памяти"

Упражнение в группе. Каждый член группы представляется (Меня зовут Дима...)
Каждый последующий повторяет имена всех предыдущих в том порядке, в котором
они представлялись и называет свое имя.



Упражнение № 2

Участвующие рассказывают о своих опытах публичных выступлений (удачных и
неудачных)



"Уверенность в себе"


Через скованность проходят все люди. Человек не рождается скованным, таким
его делает общество. 90% людей боятся публичных выступлений. Для некоторых
страх перед аудиторией занимает второе место после страха смерти.



Примеры. Наполеон упал в обморок при своем первом выступлении в Парламенте.
Рокоссовский брал уроки публичного выступления.



На самом деле избавится от скованности не так сложно, как это кажется на
первый взгляд. Скованный человек боится, что о нем плохо подумают и это и
вызывает скованность. Волнение забирает часть эмоциональной энергии,
необходимой для выступления. При выступлении перед аудиторией нас смущает:

. Количество слушателей

. Состав аудитории

- По степени знакомства (родственники, коллеги, чужие люди…)

- По степени авторитетности

. Возможные последствия выступления



Методы борьбы со скованностью

Страх имеет свой диапазон от легкого испуга до панического ужаса.

Существуют следующие способы борьбы со скованностью при публичных
выступлениях:



Упражнение

Пение в аудитории (все слушатели) для повышения уровня уверенности в себе.



Упражнение

Тема для обсуждения в аудитории - "Смертная казнь за и против" Желающие
высказаться выходят и рассуждают на эту тему, отстаивая свою точку зрения.

По результатам - обсуждение ошибок и методов их исправления.



1. Практика. Она способствует приобретению привычки находиться в центре
внимания)

2. Предварительная подготовка, т.е. доскональное знание темы, наличие плана
выступления, подсказок

3. Физическая расслабленность. Неконтролируемые мышечные зажимы отнимают
часть эмоциональной энергии.

4. Верить в то, что выглядишь и говоришь хорошо.

5. Работа с зеркалом, магнитофоном. Сбор мнений и замечаний слушателей.

6. Делать то, что страшно (принцип работы с тяжелыми весами - метод
японских менеджеров) Пример - рассказать свою биографию в метро. Спеть
песню в публичном месте.

7. Самовнушение (для создания нужного настроения)

Представить, что слушатели - Ваши друзья. Представить, что слушатели - Ваши
подчиненные или люди, которые заняли у Вас деньги и не вернули в срок.
Самовнушением надо заниматься непосредственно перед выступлением.

8. Надевать "маску" уверенности. Внешняя уверенность способствует
проявлению внутренней уверенности.



|Признаки уверенности |Признаки неуверенности |
|Зрительные |
|Правильная осанка |Сутулость |
|Уверенное выражение лица. Расслабленные |Неуверенность, выражение растерянности, |
|мышцы лица |испуга |
|Взгляд прямой, в глаза. Он говорит - на |Бегающий взгляд, "прячущиеся" глаза |
|него, я говорю - можно и отвести глаза. | |
|Взгляд фиксированный, не менее 2 сек. На | |
|одном объекте. | |
|Жесты |
|Жесты соответствуют словам |Лишние жесты без привязки к словам |
|При перемещении взгляда поворачивается |Перемещение взгляда только глазами |
|вся голова | |
|Слуховые |
|Голос достаточно громкий (не путать с |Голос тихий, "дрожащий" |
|криком), рассчитанный на последний ряд, | |
|ровный (Перед выступлением можно | |
|проверить как вас слышно) | |
|Тон голоса уверенный, речь эмоциональная | |
|(м.б. радость, удивление и т.д.) | |
|Нет лишних пауз, заикания |Лишние паузы, заикание |
|Однозначность в действиях. Сначала решил, а потом сделал. Неоднозначность в |
|действиях трактуется как смущение, не знание темы. |
|Не надо извиняться без надобности. |
|Не следует использовать неоднозначных слов |
|Избегать словосочетаний типа "может быть", "наверное" … |



Упражнение

Ролевая игра. Надо представить себя в роли Президента России. Слушатель
садится за стол перед аудиторией. Аудитория задает вопросы (в т.ч. и
"неприятные"), на которые необходимо ответить, проявив все признаки
уверенности



Упражнение

Для раскрепощения - чтение стихов вслух перед аудиторией. Отрывок готовит
модератор. Маркером выделяются ударные слова.



Слушатель ждет, что ему подадут яркую речь. Блеклое выступление он не
слушает, а если она еще и несодержательная, то многие "голосуют ногами",
создавая при этом еще худшую обстановку.



Упражнение

Тема для обсуждения "Гороскопы, нужны ли они? А если нужны, то кому?"



Непрерывность речи


Н.р. - способность говорить бесконечно долго на самые разнообразные темы.
Она необходима тогда, когда мы либо забываем план речи, либо говорим
экспромтом.



Ненужные паузы во время выступления одно из худшего, что может произойти.
Аудитория начинает волноваться за выступающего. Если все же это случилось,
то паузу надо обязательно держать, т.е. не проявлять признаков волнения,
либо заполнять речью. При этом все мысли хороши кроме банальностей и
глупости.



Методы избегания ненужных пауз.

1. Развитие последней мысли, т.е. та мысль, на которой ты остановился,
является темой для дальнейших рассуждений.

2. Использование слов стимулирующих появление очередных мыслей:

Потому что, поэтому, иначе сказать, например, кроме того

3. Метод "блуждания по лабиринту"



А. Ответвление к смежным темам.

Пример: Автомобиль – ГИБДД - Госчинвники-Взятка-Тюрма-Сибирь

Рекомендация. Отвлекаться не более чес на одну ступень



Б. Всестороннее освещение темы. Мысленно или вслух задаешь себе вопросы и
сам на них вслух отвечаешь.

Пример. Автомобиль ( Какие марки? Кто их предпочитает?)



Упражнение на тренировку памяти. Попытаться вспомнить цепочку своих
рассуждений в обратном направлении.



Использование этих методов позволяет сделать речь плавной, когда одна мысль
логически следует из другой и при этом сохраняются все признаки уверенности



Прим. Если есть проблемы с ненужными паузами, то лучше избегать
пользоваться этими методами.



Упражнение: Слушатель говорит на заданную тему и по сигналу (хлопок) без
паузы продолжает говорить на другую тему. Тема совпадает со словом на
котором он остановился.



Упражнение: Говорить на тему средней сложности в течение 10 минут

( мозжечок, дирижабль, )

Упражнение: Продержаться на незнакомом слове 1 минуту.

Нельзя фантазировать и говорить откровенную глупость

( Консалитет ( морская квитанция), пиот, блювал (синий кит) кашпо,
лонжерон, гугол = 10**100, прецессия (ось вращения), эстамп, фактор
"комодити")

Подсказка: ассоциации, звучание слова



Тема для обсуждения: Клонирование: за и против



Композиция речи - Compositio


Все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во-
первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых,
расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих,
облечь и украсить все это словами; в-четвертых, укрепить речь в памяти; в-
пятых, произнести ее с достоинством и приятностью» Цицерон

К.р. обусловлена психологией восприятия психологии восприятия слушателя.
Она обеспечивает понятность и длительность запоминания речи, наводит
порядок в мышлении говорящего.



Три принципа построения речи:

1. Классическая схема (вступление, основная часть, заключение) Вступление и
заключение по объему должно быть не более 1/3 от всего объема
выступления.

2. Целеустремленность. Любая речь имеет общую и конкретную цели.



Общие цели:

. Убедить

. Призвать к действию

. Информировать

. Развлечь

. Воодушевить

. Получить ответную реакцию

. Произвести впечатление ( как правило - это скрытая цель)



В выступлении обязательно должна быть главная мысль (тезис), которому
посвящено все выступление. Это "ствол дерева речи". На нем надо
фокусироваться. С него начинать и им заканчивать ("Запоминается
последнее". Штирлиц 17 мгновений весны)



3. Последовательность

4. Каждая мысль должна логично вытекать из предыдущие. Нужен "мостик". Надо
готовить слушателей. Переход к последующей мысли только после того, как
закончена последняя

( не пересекаться и не повторяться).



Речь - самолет в полете. Есть взлет, основной маршрут, посадка, определено
время полета. Нельзя отклоняться от маршрута, возвращаться назад, нужно
"перелетать" в следующий участок только поле того, как закончен предыдущий.



Универсальный способ построения речи:

1. Сформулировать тезис

2. Раскрыть его (привести аргументы «за» и «против»)

3. Повторить тезис еще раз



Необходимо иметь "перспективу речи". У человека точка внимания только одна.
Тяжело держать в голове сразу несколько мыслей.



Упражнение: Даны два разных слова. Надо говорить об одном и плавно
подводить речь к другому

Темы

Математика и кино

Автомобиль и чеснок

Девушка и напильник

Високосный год и чемодан

Любовь и керосин

Небо и теория вероятности

Есенин и взятка



Такое упражнение стимулирует мышление.



Тема для обсуждения: "Церковь и религия" (Церковь не в бревнах, а в
ребрах)



Совет Перед выступлением всегда оставлять свои координаты. Меня зовут
______, должность, по таким-то вопросам со мной можно связаться по тел
___________. Это же стоит повторить и после выступления.



Совет Если Вы выступаете перед аудиторией и у Вас есть презентационные
материалы для демонстрации их на экране, то необходимо иметь указку. Для
этих целей идеально подходит детская игрушка «лазерный луч». При этом,
обязательно надо предварительно проверить, как Ваша презентация читается на
компьютере, т.к. зачастую возникают проблемы со шрифтами, освещением и д.р.



Контакт с аудиторией


Когда аудитория незнакомая, то м/у выступающим и публикой возникает стена
"официальности", недоверия, которое препятствует воздействию на слушателей.
Такое происходит практически всегда. Стену надо разрушить, т.е. установить
контакт. Хотя со временем "стена" разрушается сама, лучше убрать ее сразу.
Этому помогают следующие средства контакта с аудиторией.

. Доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне
голоса

. Естественность

. Раскрепощенность

. Разговорный стиль изложения

. Свободные жесты и движения

Зрительный контакт (это забота о слушателе). Большая часть времени надо
смотреть в глаза, фиксируя взгляд.

"Мы" как форма общения вместо "Я"- "Вы". Потому что я-вы =
противопоставление, я мы - одно целое



Методы привлечения внимания

1. Содержание речи (м.б. сдобрена хорошими, запоминающимися примерами)

2. Яркость - интонация, эмоциональность

3. Паузы (начальная). Важно делать паузы до и после главных мыслей (Гитлер
держал паузу до 10 минут)

4. "Сказка". Интересный рассказ, анекдот, любопытный факт (Должна быть
конкретика (кто? где? когда?)

5. Вопросы слушателям. Часть информации полезно донести в виде диалога,
т.к. характер монолога притупляет внимание слушателя. Когда человек
слышит вопрос, он начинает мысленно отвечать на него. При этом не всегда
уместно задавать вопросы.

6. Интригование - обещание интересной мысли. ( А сейчас я Вам расскажу
интересный случай) Часто этим приемом пользоваться нельзя

7. Наглядность (привлечение зрительного внимания)

. Заранее подготовленные иллюстрации, презентация

. Рисование на доске (никогда нельзя поворачиваться спиной к залу, даже
если рисуешь)

. Демонстрация на личном примере (вот, посмотрите на мой галстук…)

Навыки тренируются постепенно. Сначала нужно, чтобы соответствовали жесты,
затем другой элемент

8. Дикция (как резкость фотографии)

Существуют дефекты от небрежного произношения. Есть врожденные дефекты.

Звуки рождают губы и язык. Надо создать как можно больший объем во рту.
Губы должны быть слегка напряжены



Для тренировки надо проговаривать скороговорки



. Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул руку в реку
Грека, рак за руку Греку цап

. Шла Саша по шоссе и сосала сушку

. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла Кларнет

. Карл у Клары украл доллары, а Клара у Карла - квартальный отчёт
(Современный вариант)

. У перепела и перепелки пять перепелят.

. Сшит колпак не по-колпаковски, надо бы колпак переколпаковать,
перевыколпаковать.

. На дворе дрова, на дровах братва, у братвы трава (шутка).

. Не видно - ликвидны акции или не ликвидны.

. Кукушка кукушонку купила капюшон, так в капюшоне он смешон.

. Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не
выприватизировали.

. Нищий шуршит тыщами и пятидесятитысячными.

. Высшие эшелоны шествовали подшофе.

. Налогооблагаемая благодать.

. Невзначай зачали чадо до бракосочетания.

. Израиль из рая ль?

. На ура у гуру инаугурация прошла.

. Горький окал около колонии Макаренко.

. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

. Невелик бицепс у эксгибициониста.

. Саша - само совершенство, а еще самосовершенствуется!

. Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

. Тпру, тпру, Жириновский, тпру!

. В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии.

. Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

. Кто не работает, тот не ест то, что ест тот кто работает.

. Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

. На нее глазели глаза газели.

. Недопереквалифицировавшийся.

. Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн"
на "Кармен".

. Шеф швейни лжив - пошив паршив.

. Все скороговорки не перевыскороговоришь.

. Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал
ларингиты

С хорошей коллекцией скороговорок можно познакомиться по адресу

http://rannee-razvitie.psyinfo.net.ru/storage/store14.htm



Упражнение: Сесть перед зеркалом и непрерывно смотреть себе в глаза 2-3
мин.

Упражнение: Стул, стол, комод - твои слушатели. Перед ними надо произносить
речь, смотря только на них.



Прим. Когда человек что-то видит и вспоминает об этом взгляд уходит вправо
вверх. Когда он что-то представляет - взгляд уходит влево вниз. Прирученный
взгляд отнимает козыри у твоих собеседников.



В случае, если существуют проблемы с произношением, нужно заготовить стакан
воды и уменьшить скорость речи.



Интонационная выразительность


И.в. необходима для привлечения внимания слушателей и облегчения понимания
речи.



. Паузы

. Тон голоса (диапазон по высоте) Речь - как песня и желательно, чтобы
амплитуда была большой.

. Громкость

. Темп



Надо делать ударение на ключевые слова. Они, как правило, громче/тише,
ниже/выше и заключаются в паузы.



Пример Комбинация протонов и электронов делает все многообразие мира.

Вопросительное ударение передается повышением тона в голосе, утвердительное
- понижением



Правила ударения в русском языке.

1. Перечисляемые слова - ударные. Банки, инвестиционные компании - все
являются финансовые институтами

2. Слово, обобщающие перечисление - ударные. Все, ничто, нигде, никогда,
всегда

3. Слово, содержащие вопрос, ударное - где, куда, зачем, откуда

4. Противостоящие слова - ударные (что посеешь, то и пожнешь )

5. Слово, с которым что-то сравнивается, ударное (злой как черт, глупый -
как пробка)

6. Правило прилагательного. Если прилагательное стоит перед определенным
существительным, то ударение падает на существительное (при прочих равных
условиях)

Если прилагательное стоит после существительного, тогда ударение падает на
существительное.



Упражнение: Берется предложение и делается разное ударение (вопросительное,
восклицательное, утвердительное) Интонация - растерянность, ярость,
равнодушие



Сегодня на улице холодно

Я вам устрою

Мне деньги нужны

Я сам не местный

Россия Вас не забудет

Жизнь прожить не реку перейти

Кавалерия атакует флот и побеждает



Упражнение: Все слушатели пишут название речи и тезисы к нем. После чего
наугад выбирают и ярко эмоционально раскрывают тему.



Есть ли жизнь на Марсе

Кому надо отдать деньги вкладчиков Сбербанка

Даешь инвестиции в Южный Полюс

Деньги надо хранить в китайских юанях

Кто за нас, братцы



Упражнение: Выделять ударением слова.

Если я этого достиг, то не благодаря, а вопреки тебе.



Прочитать отрывок из стихотворения

Скрипка издергалась, упрашивая,

И вдруг разревелась,

Так по-детски,

Что барабан не выдержал:

«Хорошо, хорошо, хорошо!»

А сам устал,

Не дослушал скрипкиной речи,

Шмыгнул на горящий Кузнецкий

И ушел.

В.В. Маяковский



Быть иль не быть – таков вопрос;

Что благородней –духом покориться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством? Умереть, уснуть –

И только; и сказать, что сном кончаешь

Тоску и тысячу природных мук,

Наследье плоти, - как такой развязки

Не ждать? Умереть, уснуть, - Уснуть!

И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность;

Какие сны приснятся в смертном сне,

Когда мы сбросим этот бренный шум, -

Вот что сбивает нас; вот где причина

Того, что бедствия так долговечны;

Кто снес бы плети и глумленья века,

Гнет сильного, насмешку гордеца,

Боль презренной любви, судей медливость,

Заносчивость властей и оскорбленья,

Чинимые безропотно заслуге,

Когда б он сам мог дать себе расчет

Простым кинжалом? …

В. Шекспир



Словарный запас


Чем больше словарный запас, тем более выразительна речь. Словарный запас
человека делиться на активный и пассивный. Весь словарь русского языка
около 40 тыс. слов, первые 1000 слов составляют 67% от словаря обычного
человека, первые 100 наиболее употребляемых слов – 41%, первые 10 слов –
18%. Шекспир использовал –14 тыс. слов, Пушкин –27 тыс., средний человек –4-
5 тыс.



Методы увеличения словарного запаса

1. Чтение вслух. Помогает запоминать новые слова. Когда читаешь про себя
быстро забываешь

2. Изучение словаря синонимов. В среднем слово имеет 5 синонимов, но есть и
слова у которых их более 40 (хорошо). Прим. В 2000 офисе в word есть
стандартная функция подбора синонимов в правом меню мыши.

3. Беседы.

4. Важно завести тетрадь, в которую записывать понравившиеся слова и
обороты. Чтобы они были в активе нужно периодически их перечитывать.
Прим. Если новое слово в течение дня произнести три раза, оно становиться
обиходным.

Афоризм. Если каждый месяц ты будешь учить 5 новых слов, то через год
друзья будут думать, за кого он себя принимает.



Наш словарный запас динамичен. Если долго не говорить, то он уменьшается.
Если находиться в профессиональной среде – то появляется жаргон.



Упражнение: Ролевая игра. Руководитель ругает подчиненных.

Тема для обсуждения: конец света



Убедительность речи.

Требование к аргументации

1. Аргументы должны быть резкими. Они могут воздействовать как на разум,
так и на чувства

2. Аргументы должны быть конкретными. Инфляция не просто низкая, а равна
18% в год. Общие фразы звучат голословно и отрицательно действуют на
человека.



Методы внушения

Внушение удается, когда человек не задумываясь верит говорящему. Зачастую
можно внушить даже абсолютную чушь умным людям.

1. уверенный тон голоса (я знаю, о чем говорю и не верить в это просто
смешно). Между уверенным тоном голоса и содержанием речи связи может и
не быть.

2. Однозначная аргументация

Акцентировать внимание слушателей только на выгодах, скрывая недостатки
тезиса. Слушатели не всегда знают о предмете все. Для большей
убедительности слушателям можно привести 2-3 аргумента и доказать их
несостоятельность. Данный метод очень опасен и действует в очень
ограниченных ситуациях.

3. Убеждающие обороты. Их нужно ставить перед внушаемым утверждением (как
известно, давно доказано, ни для кого не секрет и т.д.). Их можно
использовать, когда нет времени на доказательство тезиса, либо когда
не знаешь как это сделать, либо перед ложным утверждением.

4. Ссылка на авторитет. Люди часто слепо верят авторитетам. М.б. ссылка
на специальную литературу, статистику. Часто ораторы ссылаются на
Библию.

5. «Гомеров порядок» расположения аргументов. На первом месте – сильный,
далее слабее, еще слабее, а в конце – самый сильный. Такой порядок
обусловлен свойством человеческой памяти – запоминать начало и конец
речи. Речь производит впечатление еще и после ее прослушивания.

6. Выработка рефлекса на правду. Правда, правда, правда, внушаемое
утверждение, правда …

7. Утверждение за слушателя. Как видите, вы это обязательно сделаете, вы
точно будете вспоминать. Обычно этим методом заканчивают речь

8. «Намек». Заложить ответ в вопрос. Использовался в референдуме. Хотите
ли Вы, что бы СССР сохранился? Хотите ли Вы, чтобы республики получили
независимость? Человеку психологически легче отвечать положительно,
чем отрицательно.



Нужно, что бы человек ответил хотя бы нейтрально. В этом случае, возможно
воспользоваться методом «Да, и». Убеждающая речь оказывает большее влияние
на слушателя, когда она произнесена целиком от начала до конца, а не в
форме полемики. Если же все же полемика началась, то лучше прервать ее и
сказать, что на все вопросы Вы ответите по окончанию выступления.



Темы для произнесения речи:

Читать книги/не читать книги

Платить налоги/ не платить налоги

Ешьте мясо / не ешьте мясо


Нелепые темы

Выходить замуж надо в 10 лет

Давайте загрязнять атмосферу

Давайте запретим все светофоры

Давайте сыпать соль на дороги



Понятность речи


Причины неясности выражения мыслей говорящего м.б. из-за:

1. Нечеткость выражения. Осознанные и неосознанные недомолвки. Многие
думают, если мне известно, значит и всем другим тоже. Необходимо
использовать набор т.н. ключевых терминов.

2. По «техническим» причинам. Оратор говорит невнятно, слишком быстро или
очень тихо.

3. Построения очень длинных предложений, когда слушатель забывает с чего
начал оратор.

4. От использования сложных понятий без объяснения. Надо стремиться к
простоте изложения

5. Степень ораторской подготовки определяется тем, как ты влияешь на
слушателя.

Если аудитория состоит из разных людей, необходимо расчитывать на самого
неподготовленного слушателя.



Упражнение. Игра в испорченный телефон

Передать по цепочке. Когда космонавт Леонов вышел в открытый космос, он
начал вращаться. Ему не от чего было оттолкнуться, затем он зацепился
за трос и сумел остановиться. Но тут у него расстегнулся скафандр.

Тема для обсуждения «Добро и зло»

Артистизм


Для создания образа надо перевоплотиться. Актеры делают это, используя свое
внутреннее настроение. Через элементы речи можно выразить свое настроение.
Но, если выступающий при этом «переигрывает», то это так же плохо, если он
выступает «серо».

Методика «вживания» в роль

1. Изобразить маску на лице, отражающую твое настроение. При этом
появляются зачатки настроения. Когда я хочу узнать, что думает мой
собеседник, я делаю тоже выражение лица и начинаю думать.

2. Вспомнить, какое-либо событие и через это усиливается ощущение. (Если
надо заплакать, то пожалей себя, если надо рассмеяться, то вспомни что-
нибудь смешное)

Никогда нельзя говорить «по бумажке» - это усыпляет слушателей.



Упражнение: Ролевая игра

Художник взял аванс и нарисовал портрет, который не понравился заказчику,
который пытается вернуть аванс. Задача заказчика взять аванс, задача
художника – «продать» портрет.

Маленькие советы



1. Не забывайте перечитывать эти заметки перед любым большим выступлением.
Это поможет Вам освежить в памяти маленькие хитрости и приемы мастерства.

2. При подготовке к выступлению необходимо взять достаточное количество
визиток.
3. Старайтесь избегать выступление сразу после и до обеда. Как бы Вы хорошо
ни говорили, люди не будут слушать Вас внимательно.
4. Во время выступления необходимо выключить свой мобильный телефон,
пейджер, будильник на часах ect.
5. Если Вы выступаете с презентацией, было бы неплохо, если бы и у
слушателей на руках (в раздаточных материалах) были основные тезисы
презентации.
6. Перед выступлением позаботьтесь о том, чтобы на столе была вода. Помимо
того, что она утоляет жажду, это может помочь сделать паузу в нужном Вам
месте.
7. Перед выступлением проверьте сами или попросите организаторов проверить
еще раз все оборудование – микрофон, проектор и др.
8. Перед выступлением можно подготовить записки самому себе с заранее
продуманными ответами и «пустить» их через зал. Это может оживить
дискуссию и осветить те вопросы, которые неудобно рассказывать от первого
лица. Например, реклама вашей компании.
9. Иногда, шрифты в Вашей презентации не совпадают со шрифтами, имеющимися
на компьютере организаторов, тогда в Вашей презентации вместо шрифтов
появляются знаки вопроса, квадратики и т.д. Чтобы избежать этого можно:

1. сохранить файл с внедренными шрифтами сохранить как/сервис/внедрить
шрифты True type

2. сохранить на дискете шрифты отдельно и в случае необходимости
установить их
10. Никогда не утомляйте людей цифрами. Больше трех четырех цифр все равно
никто не воспринимает. Если без них в выступлении никак не обойтись, то
подготовьте их предварительно и раздайте.
11. Публичные выступления дают возможность лучше сформулировать свои мыли и
еще глубже вникнуть в тему.



Желаю Вам успехов в Ваших публичных выступлениях.

Михаил Иванов




Новинки рефератов ::

Реферат: Бауманская улица (История)


Реферат: Разработать технологический процесс и спроектировать механический участок обработки детали "Вал первичный" №41526-96 с годовым выпуском 350000 штук при двух сменной работе (Технология)


Реферат: Настройки bios (Компьютеры)


Реферат: Глобальные и локальные сети (Программирование)


Реферат: Институт гражданства РФ (Гражданское право и процесс)


Реферат: Государственное управление предприятием в переходной экономике (Предпринимательство)


Реферат: Структура тренировочных нагрузок в занятиях с юными бегунами на средние дистанции (Спорт)


Реферат: Ремонт оросительной системы (Сельское хозяйство)


Реферат: Углеводы, жиры и белки - источники энергии для человека и животных (Биология)


Реферат: Культура организации (Менеджмент)


Реферат: Особливості контролю знань з математики (Педагогика)


Реферат: Графические редакторы на примере Adobe ImageStyler (Программирование)


Реферат: Профессиональная этика журналистов (Культурология)


Реферат: Йога как одна из древнейших систем оздоровления духа и тела (Спорт)


Реферат: История русской Архитектуры (Архитектура)


Реферат: Мотивация персонала (Менеджмент)


Реферат: Травмы, возникающие при падении с высоты (Криминалистика)


Реферат: Столыпин жизнь и реформы (Исторические личности)


Реферат: А. Солженицын (Литература : русская)


Реферат: Навигационные комплексы "Гланасс" и "Новстар" (Радиоэлектроника)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист