GeoSELECT.ru



История / Реферат: Крещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Крещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях (История)




Голос души автора сего…


Нынче мы отмечаем круглую дату – 2000-летие Христианства. Уже было
написано множество работ по этой теме, сколько было телепередач… И это за 9
с небольшим лет нашей российской «демократии». Христианство опять вошло в
моду. Теперь даже в Совете Федерации заседают представители крупных
религиозных конфессий. Правда главенство отдается христианству. Но почему
христианству ? Может потому, что оно явилось изначально золотой серединой
между замкнутостью иудаизма как конфессии, и нетерпимостью к инакомыслию и
«неверным» у ислама.
Несмотря на 20-летие воинствующего атеизма, христианство все же
осталось в русских. (20-летие воинствующего атеизма – это мое личное
мнение: я считаю, что когда Сталин пригласил к себе попов и разрешил им
открыть семинарии во время войны воинствующий атеизм кончился. Именно
ленинская политика была политикой атеизма. Сталин погубил «великое дело»
тов. Ленина.)
Но в чем были правы волхвы Киева и Новгорода, и позже – коммунисты, -
так это в том, что христианство губит человеческое(творческое) начало. Оно
– изначально чуждая религия. Христианство было чуждо свободолюбивым
славянам. Но то, что христианство – исконно русская религия – чистая
правда. Христианство не смогло бы утвердиться, если бы оно не имело военной
поддержки. Взгляд со стороны: «…православие (христианство) утвердилось на
Руси благодаря тому, что Владимир из-за своей алчности и жажды власти
продался Византии, которая помогла ему с администрированием и финансами…»
Начать порабощать собственный народ, родную кровь мог только очень жестокий
и беспринципный человек. А может он вовсе и не славянин по происхождению? В
этом свете теория норманистов выглядит очень убедительно. Но, теории -
теориями, а по историческим источникам все выглядит совершенно иначе.

Выбор веры


Религиозная политика князя Владимира в 980-е годы отличалась, как
кажется, известным налетом авантюризма, что, собственно, и неудивительно:
князь был чистокровным скандинавом, хотя и рожденным на Руси, и к
традиционной славянской вере относился, видимо, вполне скептически (как,
возможно, и ко всем остальным). Да и трудно предположить, что у вечных
странников-варягов, даже благородной крови, потомком которых он был,
оставалось после веков жизни на чужой земле за душой что-то особенно
святое. Княжеская авантюра нашла свое отражение в летописном рассказе об
«испытании вер», уже изложенном выше. Итак, в 986 г. к князю якобы
зачастили миссионеры из разных стран. Владимир выслушал всех, затем
осуществил «разведку» и после совета и зрелого размышления остановился на
восточном (византийском) христианстве ради красоты богослужения. Нужно
думать, что бродячий фольклорный сюжет «испытания вер» был призван
«облагородить» летописную историю, подменив сведения о княжеских поисках
новой политической ориентации, а соответственно — и веры, поскольку в
средние века (а кое-где и сегодня) эти вещи не разделяли: единоверец был
союзником.
Князь, видимо, поочередно давал понять мусульманам (Волжской
Болгарии), иудеям, западным и восточным христианам, что не прочь принять их
веру и закон, и, очевидно, следил за реакцией, взвешивая плюсы и минусы,
«за» и «против». Заметим, что Владимиру не пришло в голову сменить
славянское язычество на близкое балтийское или чуждое, но сходное в
основных принципах угро-финское: их носители (голядь, чудь, весь, меря и
пр.) сами зависели от Руси.
Князь выбирал между различными вариантами единобожия (монотеизма),
поскольку в сопредельных и доступных его влиянию землях просто не было
мощных государств, потенциальных союзников, исповедовавших иные религии (не
брать же в расчет далекую Индию или и вовсе запредельный Китай, куда
добирались разве что купцы по Великому шелковому пути). А европейские
языческие народы сами наперебой крестились. Конечно, окончательный выбор
был продиктован прежде всего экономическими соображениями: именно в
Константинополе испокон веков сходились торговые связи восточных славян со
всем средиземноморским миром, что порождало тесные отношения попеременного
сотрудничества-соперничества с империей. Но не следует забывать и
единственного в своем роде и тогдашнем мире византийского великолепия,
пленявшего не одно поколение славянских и варяжских купцов и воинов.
Отказавшись от ориентации на разгромленную Хазарию, Русь, вполне
естественно, обратилась в сторону Византии. Но если «хазарский» период не
привел к принятию иудаизма, период «византийский» мог открыться только
официальным крещением (т.е. утверждением государственного статуса
христианства) — иначе «разговор», диалог просто оказался бы невозможен.
Русь как бы взялась изучить «язык» интересного и нужного ей собеседника, но
с первого же момента, видимо, решила «выторговать» за этот шаг как можно
больше: династический брак князя с византийской принцессой и соответственно
полноправный статус в европейской политике. Добиться этого, особенно
принцессы, было нелегко — нужно знать унаследованное из античных времен
высокомерное отношение ромеев к варварам-язычникам, даже желающим
креститься.
Примерный ход событий, связанных с крещением князя Владимира и его
браком, восстановлен польским историком Анджеем Поппэ. Согласно его версии,
Владимир крестился 6 января 988 г. в Киеве, а не в Корсуни-Херсоне (близ
нынешнего Севастополя), как говорит летописец. Впрочем, среди историков
преобладают сторонники херсо-несского крещения. В качестве даты крещения
называют также 1 марта 987 г., есть сведения, что не от греческих, а от
болгарских (славянских) священников. Согласно летописной версии, Владимир
взял Корсунь, чтобы вынудить Византию отдать за него Анну. По более
убедительной реконструкции А. Поппэ, произошло это из-за отпадения
своевольного города от империи — князь выполнял здесь свои союзнические
обязательства, а город вернул императору в качестве своеобразного выкупа за
невесту. Летописная история крещения князя в Корсуни маловероятна еще по
одной причине: корсунское священство в вероисповедном плане отличалось от
константинопольского, и отношения между ними были весьма напряженными.
Странно было бы, ориентируясь на Византию, принимать крещение в непокорном
городе, исповедующем к тому же иной вариант вероучения.

Крещение Руси


Вскоре после крещения князя были окрещены и киевляне-язычники.
Принятие таинства было, как сказали бы сегодня, добровольно-принудительным.
Предварительно по велению князя низвергли идолы его собственного пантеона:
одни изрубили, другие сожгли, а Перуна привязали к конскому хвосту и
волочили его с горы к ручью, причем двенадцать мужей избивали идол палками.
«Делалось это, — говорит летописец, — не потому, что дерево что-нибудь
чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе».
Перуна кинули в Днепр, и специально приставленные люди отпихивали его от
берега до самых днепровских порогов, которые, видимо, воспринимались как
граница «своего» мира (такая граница может не совпадать с политической).
Власть князя, как видно, была весьма сильна: он решительно расправился с
идолами, не побоявшись народного возмущения. Более того, если верить
летописи, никаких волнений в Киеве и не последовало. А князь, не давая
язычникам опомниться, послал по всему городу глашатаев со словами: «Если не
придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или
раб, — да будет мне враг». Угроза достаточно серьезная.
Обратим внимание на места постройки церквей: они фактически заместили
языческие святилища, как бы унаследовав сакральность (священность) их мест.
Тот же механизм замещения будет в полную силу действовать и в народных
представлениях, приведя в итоге к возникновению новой картины мира на
основании синтеза языческой и христианской моделей. Противоречие между
верами с веками сгладилось, сошло на нет. Христианство, еще на византийской
почве включившее в себя многие элементы языческой народной магии, слилось в
сознании масс народа со славянскими верованиями и обрядами. У развитой
монотеистической религии (иудаизм, христианство, ислам) и магического
язычества есть нечто общее, а именно — признание существования «мира иного»
и его влияния на мир здешний и живущих в нем людей. Но это влияние и
взаимодействие миров трактуется по-разному. Религия — это диалог с высшим
существом, где человек, признавая свою подчиненность божественной воле и
надеясь получить посмертное спасение в результате милости Бога, обращается
к Нему с хвалой или просьбой. Других причин для молитвы, по сути, не
существует. Божество для религиозного сознания — высшая личность,
индивидуальность, совершенно свободная и подчиняющаяся только Своей воле.
Для магии иной мир населен множеством существ, которые тем не менее
являются мнимыми (как и христианские бесы), поскольку несвободны. Эти
ложные индивиды в принципе не отличаются от безличных слепых сил, с
которыми работает наука (имеющая некоторые общие основания с магией, в
частности предпосылку существования вечных неизменных законов, знание
которых позволяет осуществлять целенаправленную предсказуемую деятельность
по изменению мира). Объекты магии вполне поддаются управлению и
использованию, для чего следует овладеть магической техникой (заклинаниями,
тайными именами и т.п.). Тогда результат гарантирован.


Двоеверие


Традиционная вера и не собиралась умирать на Руси. Как писал иеромонах
Иоанн (Кологривов), русский католик, член ордена иезуитов, читавший в
середине XX в. лекции в Папском Восточном институте в Риме, «имена
языческих богов и самая память о них были вырваны из русской души, но
христианству тем не менее нс всегда удавалось укоренить в ней свои догматы
и верования. Евангельское учение и древние языческие представления
расположились одно над другими, и это положение не исчезло до наших дней.
Не только языческие обряды народ кое-где сохранил, но и самый дух
многобожия под христианскою внешностью; или, говоря еще яснее, русское
народное христианство представляет собою некое языческое христианство, где
многобожие представлено верованиями, а христианство—культом». Язычество
долгое время открыто сопротивлялось христианизации (полностью Русь была
окрещена в XII в.), а будучи наконец побеждено и уступив важнейшие позиции,
по-прежнему наполняло «низкие», бытовые уровни народной жизни, благополучно
сосуществуя с христианством, деля с ним сферы влияния и постепенно сливаясь
в единое мировоззрение, называемое в науке вслед за средневековыми
церковными авторами «двоеверием».
Еще в Риме пламенному раннему христианству, религии откровения и
жертвенного искупления, религии последних времен, когда конец привычно
устойчивого мира кажется совсем близким, почти ощутимым, пришлось
приспосабливаться к условиям длительного бытования, да еще и в статусе
государственной религии огромной пышной многонациональной империи. Так было
в Византии: культ Диониса, например, оказался заменен культом св. Георгия,
храмы в чью честь строились на местах былых Дионисовых святилищ, а
праздники совпадали с днями дионисий, — отождествление пространственное и
временное приводило к отождествлению самой христианской фигуры с языческой.
Так было на Западе. Так было и на Руси. Известно, например, что в Новгороде
церковь св. Власия стояла на Волосовой улице, а святой в ней был изображен
на иконе в окружении скота (ср. «скотья бога» Волоса). Таких примеров можно
было бы привести немало.

Как умирала языческая свобода…


Принесенное «из-за моря» и навязываемое княжеской властью христианство
было для русского смерда или простого горожанина своего рода «речью на
непонятном языке». Идеи ожидания Мессии (Спасителя) и его вторичного
прихода, самопожертвования во искупление человеческих грехов, линейного
времени и всеобщего воскресения мертвых «во плоти» в конце времен не имели
прямых соответствий в языческих представлениях о мире. Понятным в новой
вере было только то, что имело традиционные соответствия. Например,
эсхатологические ожидания, связанные с представлениями о грядущем конце
света, времен и Страшном суде как прологе «будущего века», Царства Божия,
могли как-то соотноситься с традиционным представлением о гибели мира и его
возрождении в новом качестве. Известен был и мотив смерти и воскресения
сына бога. В общем же, чтобы сделать язык новой веры понятным, необходимо
было установить соответствия старых и новых персонажей, т.е. осуществить
перевод. Такому «переводу» и был подвергнут языческий пантеон. Фигуры
верхних уровней иерархии совпали в новой модели с христианской «верхушкой»:
божественным семейством, ангелами, святыми, мифологические функции получил
и сам Христос. Произошло это фактически вопреки официальному объявлению
прежних богов демонами. Просто иначе объяснить массам новое учение едва ли
было возможно. В качестве бесов переосмыслились преимущественно низшие
существа языческой иерархии, а многие из них и вовсе сохранились в народных
представлениях без особых изменений.
Богородица и особенно Параскева-Пятница и Анастасия приняли, вероятно,
функции Мокоши (насколько они поддаются реконструкции); парные святые
естественно заместили мифических близнецов (близнечные мифы широко
распространены у многих народов; у индоевропейцев близнецы регулярно
связаны с конями. Георгий-победоносец и пророк Илия слились во едино с
образом Перуна. Христос стал пониматься как существо воплотившее суть три
ипостаси единого: Род, Сварог, Даждьбог.
И таких примеров можно привести множество.




Реферат на тему: Крещение князя Владимира


Крещение князя Владимира.

При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего
значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие
христианства.

Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом
Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в
обращении ко Христу после гонений на христиан и затем - в ревностном
обращении язычников в христианство.

В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое
воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить
Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. «И стал Владимир
княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за
теремным двором: деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми усами,
затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы,
называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот» (под
980 год).

В благодарность богам за победу, одержанную над ятвягами (983 год) решено
было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из христианской
семьи. Его отец обличил ничтожество языческих богов, и разъяренная толпа
язычников убила их обоих. Но верно сказано: кровь мученников - семя
христиан. Погибли на Руси двое христиан - Феодор и Иоанн, а вскоре
обратились ко Христу вместе с князем Владимиром тысячи.

Митрополит Киевский Иларион, монах Иаков и летописец преподобный Нестор (XI
век) назвали причины личного обращения князя Владимира к христианской вере,
согласно указав на действие призывающей благодати Божией.

В «Слове о Законе и Благодати» святитель Иларион, Митрополит Киевский,
пишет о князе Владимире: «Пришло на него посещение Вышнего, призрело на
него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он
уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего
все видимое и невидимое. А особенно всегда он слышал о православной,
христолюбивой и сильной верою земле греческой... Слыша все это, возгорелся
он духом и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю Землю в
христианство.»

Понять превосходство христианства над язычеством и стать христианином князю
Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Илариона, обладал
«добрым смыслом и острым умом» и имел возможность ознакомиться с
христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы
и совершались богослужения на славянском языке.

Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть
несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял
крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй
версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по третьей - в 987
году в Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболее
достоверной видимо стоит признать вторую, так как монах Иаков и преподобный
Нестор согласно указывают на 987 год; монах Иаков говорит, что князь
Владимир после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также что на третий год
по Крещении (т.е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взял его;
летописец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето
6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова
(6695-5508=987).

Приняв христианнскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий)
решился «обратить всю Землю в христианство». Великого князя Владимира
побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался,
конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа
христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов
и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни.

Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже
проникало на Русь восточное Православие. Видимо в целях более успешного
осуществления своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую
помощь, особенно в деле организации церковного управления и развития
духовной культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскими
императорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-
1028) в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с
супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град
различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимир
приступил к официальному введению христианства на Руси.


Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной Церкви.

Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии
было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений,
хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без
открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами.

Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он
приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр,
а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день
произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.

«На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами
царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в
воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по
грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же
совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле
по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись расходились по
домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и
сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих
и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя
христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги,
Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою
силу.»

Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии,
принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в
989-990 годах.

Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской
Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров,
Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее
большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь
стала христианской страной.

Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской
Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом,
а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на
славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки
духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь
Владимир «приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше
стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где
стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим
городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на
Крещение по всем городам и селам».

С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный
храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в
него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал
собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно
олицетворял собою «духовную Русскую Церковь».

Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По
свидетельству летописи (под 988 гооод) он велел «собрать у лучших людей
детей и отдавать их в обучение книжное».

Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын
великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого
христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год),
продолжала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и
монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И
радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских...» При Ярославе
Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества,
как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055
годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом
определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской
Руси.

Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде
школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что
такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего
в самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы
новой литературы и умножения книг путем создани списков с имеющихся
рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год),
«книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и
переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг
множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаются учением
божественным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их
написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам», то есть
основал первую на руси библиотеку.

Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возможность
более глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени развития
просвещения в Киевской Руси при Яроставе Мудром свидетельствует «Слово о
Законе и Благодати» Митрополита Илариона, посвященное религиозно-
философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам
самого автора, «для насытившихся с избытком книжной мудростью».

Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святого
Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую
дает нам летописец (под 1037 год): «Как если бы один землю вспашет, другой
же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец
ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил.
Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем,
учение получая книжное».

Со страниц летописи звучит похвала книхному просвещению. «Велика ведь
бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь
покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь -
реки, напояющие вселенную, это - источники мудрости; в книгах ведь
неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания...
Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе
своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми
мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские
поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу».

В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось в
Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов
Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем
которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди
славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского
государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком
Киево-Печерского монастыря.

Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая
многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная
Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни
руского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть,
полигамия, «умыкание» (похищение) девиц; возросли грахданская
правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья;
стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.

«Князь, - говорил Митрополит Никифор II великому князю Рюрику
Ростиславовичу, - мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживать
вас от кровопролития». Историки отмечают, что «Христианская церковь подняла
значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между
частями государства».

Воспитывая верующего для грядущего града, Церковь постоянно обновляет и
перестраивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка гражданского
общежития под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс в
жизни христианских обществ».

Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси
грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с
греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы,
развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира
Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством
распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава
Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе
монастырские и частные. Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерский
монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных
писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность
каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного
Феодосия Печерского, написаное преподобным Нестором Летописцем,
свидетельствует, что в келии преподобного Феодосия шла напряженная работа
по составлению и изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал книги,
великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые для
переплета. Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок Никола
Святоша - он передал их монастырю.

Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич, который
«разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети», князь
Ростовский Константин Всеволодович снабжавший «книгами церкви Божии»;
«богат был... книгами» епископ Ростовский Кирилл I (XIIIвек). Рукописные
книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только
состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.

Содержание русских книг было преимущественно духовним. Это объясняется
влиянием переводной литературы и живым интересом новопросвещенного русского
общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что русскими
писателями в то время были в основном лица духовные.

Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал «Слово о Законе и
Благодати», получившее высокую оценку его современников и потомков. «Нельзя
не удивиться зрелости ума, глубине чувств, обилию богословских сведений и
тому ораторскому одушевлению и искусству, какими запечатлено это образцовое
слово», - пишет историк Митрополит Московский Макарий. «Слово о Законе и
Благодати» в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахом Дометианом
при составлении житий сербских святых Симеона и Саввы.

Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития святых
князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного
Феодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе.
Преподобный Нестор составил новый летописный свод - «Повесть временных
лет», которая, по определению академика Д.С.Лихачева, является «цельной
литературно изложенной историей Руси». «Повесть временных лет « переведена
на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год),
латинский (1884 год), венгерский (1916 год).

XI-XII века истории Русской Церкви ознаменованы появлением канонических
трудов. Они не только переводятся на славянский язык, но и не
осуществляется их творческое применение к русским условиям жизни. Этими
чертами отмечены такие памятники русского канонического права, как
«Канонические ответы Киевского Митрополита Иоанна II» (1080-1089),
«Кириково и Илиино вопрошания» (1130-1156), «Определение Илии, архиепископа
Новгородского» (1164-1168).

Эти памятники русской канонической мысли поражают мягкостью и терпимостью,
снисхождением к человеческой природе. Так, наряду со строгой
требовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном этапе
ее развития появилось милосердие к ее пасомым.

Таковы и поучения православных русских проповедников этой эпохи Луки
Жидяты, епископа Новгородского, Климента Смолятича, бывшего несколько лет
Митрополитом Киевским, и русского Златоуста - святого Кирилла, епископа
Туровского. Епископ Лука предостерегает верующих от чувства зависти, учит
их радоваться радости других. Митрополит Климент, хорошо знавший лучшие
образцы ораторского искусства античности, обличал тех, «иже прилагают дом к
дому и села к селам», бичуя стяжательство и сребролюбие.

Проповеди епископа Туровского Кирилла удивляют многосторонностью, глубиной
и высокими ораторскими достоинстваим.

Поучения преподобного Феодосия Печерского, русских подвижников и аскетов
носят несколько иной характер. Они резко обличают неправоту князей,
недостаточно христианскую жизнь бояр, неправоверие иноземцев.

С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее
государственные и культурные связи не только с Византией, но и с
Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с
греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким
императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны -
Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир «жил в мире с
окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с
Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь».

Еще более оживились связи Киевской Руси с европейскими странами при
Ярославе Мудром. В значительной степени их укрепляли династические браки.
Так, дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королем
Генрихом I, Анастасия - за венгерским королем Андреем I, Елизавета - за
Геральдом Норвежским, а затем за Свеном Датским; польский король Казимир
был женат на Добронеге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь,
благословившая эти браки, широко простирала и свое влияние в мире.



Литература:

«Русская Православная Церковь 988-1988» Издание Московской Патриархии 1988
г.

???????????????АqE ????????????????????????????????????????????????????????
?????????????????????????????????????????????????????????????[pic]АВ Д Я
б 7[pic] 1[?] @ + н ? [pic]КFЁ[pic]КFЁ[pic]КFЁ[pic]КFЁКFЁКFЁ КFЁ
|КFЁКFЁ КFЁ???

?
y/



yЫyЭyЯyуyхy¤yyКFЁ

КFЁ[pic]КFЁ[pic]КFЁ[?]КFЁ[pic]КFЁКFЁКFЁ?[pic]

Новинки рефератов ::

Реферат: Астрономия (Астрономия)


Реферат: Объект преступления (Уголовное право и процесс)


Реферат: Эмиграция первой волны (История)


Реферат: Способы отражения реалий во французском языке (Иностранные языки)


Реферат: Возможности формирования гражданского общества в России (Социология)


Реферат: Выживание в лесу (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Повышение производительности компьютерных систем (Компьютеры)


Реферат: Биржа: понятие и значение (Право)


Реферат: Анализ состояния учета и качества на примере финансово-хозяйственной деятельности ОАО КЭПСП ВФСО "Динамо" Киров (Бухгалтерский учет)


Реферат: Структурные уровни организации материи: концепции микро-, макро- и мегамиров (Философия)


Реферат: Духовная культура первобытного общества (Религия)


Реферат: Геополитика и геоэкономика Норвегии (География)


Реферат: Организационные формы управления инновационной деятельностью (Менеджмент)


Реферат: Что такое реинжиниринг (Менеджмент)


Реферат: Физика (Физика)


Реферат: Народная война в Тамбовской губернии (История)


Реферат: Кибальчич Николай Иванович (Исторические личности)


Реферат: Ключевые положения теорий конфликта К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендрофа (Психология)


Реферат: Система автоматической стабилизации пневмоколесной платформы для транспортировки крупногабаритных грузов (Радиоэлектроника)


Реферат: Учет материалов в производстве (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист