|
Реферат: Политология (шпаргалка 2002г.) (Политология)
| Б2 | Б11 | |1. Становление политологии как науки, |1. Теория разделения властей в гос-ве | |предмет политологии |Принцип разделения властей означает | |Этапы становления: |самостоятельное осуществление и | |Религиозно-мифологическая трактовка |независимость друг от друга 3 ветвей | |(власть от бога). |власти: законодательной, исполнительной| |Философско-этическая трактовка политики|и судебной. Разделение властей | |(поиск модели правильного гос-ва). |заключается в том, что законодательная | |Научно-рациональный. Связан с эпохой |власть осуществляется федеральным | |возрождения. (Монкиавелли) Он |собранием. Федеральные законы | |рассматривал политику как практическую |принимаются государственной думой с | |деятельность и выработал конкретные |последующим рассмотрением в совете | |рекомендации полит руководства: |федерации. Исполнительную власть | |«Государь должен быть Львом и лисицей».|осуществляет правительство. Органами | | |судебной власти являются суды, | |Гоббс исследовал причину возникновения |образующие судебную систему, | |гос-ва, как политического института, |возглавляемую КС, ВС, ВАС. Значение | |причина этого: Война всех против всех, |принципа в том, что он обеспечивает | |выход из войны – заключение договора, в|эффективное осуществление разных | |результате установление сильной |функций гос.власти. Три ветви власти, | |абсолютной власти. Монтескье |реализуя свои строго очерченные | |рассматривал зависимость политики от |прерогативы и функции, сдерживают и | |географических факторов. Кант обосновал|уравновешивают друг друга, тем самым | |идею правового гос-ва (Любое гос-во |обеспечивая гарантию против нарушения | |должно быть само подзаконно) |демократических норм и злоупотребления | |Выделение полит науки в самостоятельную|властью. Государство организуется и | |научную дисциплину. Связывают с именем |функционирует в правовом режиме: | |Лей Бера, который в 1857 г. начал |гос.органы действуют в рамках своей | |читать курс пол науки в Колумбийском |компетенции, не подменяя друг друга: | |универе. В 1903 в США была учреждена |устанавливается взаимный контроль, | |ассоциация политических наук. В 1947 |сбалансированность, равновесие во | |при ООН была создана ассоциация полит |взаимоотношениях гос.органов, | |науки. |осуществляющих зак.исп.и судебную | |Предмет: |власть. | |Политология – интегральная наука о |2. Полит культура и ее структурные | |политике, её взаимоотношения с |элем-ты | |личностью и обществом. |Политическая культура - исторически | |Группы наук: |сложившиеся устойчивые | |1 – Науки, изучающие непосредственно |политические представления, | |политику: |убеждения, ориентации, а также | |Полит философия, Теория полит |обусловленные ими модели и нормы | |институтов, Полит история, теория м/у |политического поведения лю- | |народной политики. |дей, стили деятельности политических | |2 – Изучает связь политики со всеми |институтов. | |остальными сферами жизнедеятельности |сущность | |общества: |- степень знания и использования | |Полит социология, Полит психология, |гражданами гражданских прав; | |Полит антропология, Полит Астрология. |- степень понимания и осуществления| |Выделяют 2 уровня исследования: |массами политики | |Теоретический уровень, на котором |государства; | |политика анализируется как целое |- степень включенности граждан в | |явление, выводы применимы для |политическую жизнь общества; | |многочисленных ситуаций. |степень развитости политических | |Прикладная политология – выработка |институтов и участие масс в них ; | |конкретной ситуации с целью определения|- наличие демократических основ | |мер |реализации политики государства; | |2. Понятие и функции полит. партий |- формы и методы функционирования | |Партия в переводе – part – часть. Это |политических институтов; | |специализ организ грппа, объед наиболее|- накопленный социально - политический | |активных приверженцев той или иной цели|опыт, существующие по- | |и служ для борьбы за завоевание и |литические традиции и обычаи; | |использование полит власти.отличия |- стиль и методы общения субъектов | |партий от других общ образований: |политики в политическом | |1.. наличие цели завоевание власти |процессе; | |2.. наличие идеологии, способ полит |- обоснованность подготовки и | |организации |деловитость осуществления полити- | |3.. наличие программы действий |ческих решений. | |4.. наличие электората |Структура | |5.. наличие организованной структуры. |Культура политического сознания: | |Структура партии: |- политические установки; | |-лидеры |- политические представления и | |-партийная бюрократия |убеждения; | |-мозговой штаб |-политические традиции, обычаи, нормы. | |-идеологи партий |Культура политического поведения: | |-партийный актив |- культура политического участия; | |-рядовые члены |-культура политической деятельности. | |-спонсоры |Культура функционирования | |-электорат |политических институтов: | |основные способы создания совр партий: |- культура принятия и реализации | |1.. партия появляется из обществ |политических решений; | |движений, |- культура электорального процесса; | |2..создаются на основе полит группы, |- культура восприятия и | |которая складыв вокруг яркого полит |регулирования социально - | |лидера |политических конфликтов. | |3.. образов партий на парламент основе | | |через объединение группы депутатов | | |4..деление существующих партий | | |функции партий: | | |1.. посредническая между массами и | | |властью | | |2.. представительская | | |3.. институализация участия граждан в | | |политике | | |4.. электоральная – отбор и | | |рекрутирование полит лимдеров | | |5..политическая социализация, т.е. | | |формирование у граждан свойств и | | |навыков участия в политике | | |6.. реализация полит власти | | | Б3 | Б5 | |1. Методы и функции политологии |1. Идеальное государство Платона | |Главной целью политологии как научной |Древнегреческий философ Платон (427-347| |дисциплины явл изучение структуры и |гг. до н.э.) является крупнейшей | |функционирования полит системы |фигурой в истории политических идей. | |общества. Реализация этой цели |Философской основой платоновского | |осуществляется посредством решения ряда|учения о государстве стал идеализм. | |задач. Главными из них явл: |Если коротко сформулировать суть его | |исследование общих и специфических |учения об идеях, то можно сказать его | |условий возникновения и развития полит |словами: “истинное бытие - это некие | |системы общества в целом и сост его |умопостигаемые и бестелесные идеи”, | |полит институтов, полит отношений, |данные же в ощущениях вещи и явления не| |полит процессов; |истинны, поскольку подвижны, подвержены| |создание и совершенствование механизма,|становлению.Идеальное государство | |позволяющего находить оптимальную |трактуется Платоном (в диалоге | |корректировку полит системы в целом и |“Государство”) как реализация идей и | |ее основных элементов; |максимально возможное воплощение мира | |анализ причин возникновения кризисных |идей в земной общественно-политической | |ситуаций в развитии полит системы и |жизни - в полисе.Конструируя идеальное | |путей их урегулирования; |государство, Платон проводит аналогию | |аргументированное объяснение |между справедливым человеком и | |происходящих полит процессов, причин их|справедливым государством. Так, трем | |возникновения, роли в развитии |началам (частям) человеческой души - | |общества; |разумному, яростному и вожделеющему - | |выработка практических рекомендаций по |аналогичны в государстве три схожих | |созданию условий стабильного развития |начала - совещательное, защитное и | |полит системы общества. |деловое, а им соответствуют три | |методы, используемые в политологии. |сословия - правителей, воинов и | |Институциональный подход ориентирован |производителей (ремесленников и | |на изучение полит институтов: гос-ва, |земледельцев).Справедливость состоит в | |его органов, правит программ и др |том, чтобы каждое начало занималось | |средств регулирования полит деят, полит|своим делом и не вмешивалось в чужие | |партий и иных общ организаций. |дела. Кроме того, справедливость | |Сравнительный подход направлен на |требует соответствующей иерархической | |сравнительный анализ различных полит |соподчиненности этих начал во имя | |систем (разных стран), а также |целого: способности рассуждать (т.е. | |элементов этих систем: парламентов, |философам, носителям этой способности) | |партийных и избирательных систем, форм |подобает господствовать; яростному | |правления и полит режимов. |началу (т.е. воинам) - быть вооруженной| |Исторический подход основан на изучении|защитой, подчиняясь первому началу; | |полит явлений в их развитии. |оба этих начала управляют началом | |Социологический подход направлен на |вожделеющим (ремесленниками, | |выяснение зависимости полит процессов |земледельцами и другими | |от развития общества в целом, от его |производителями), которое “по своей | |соц структуры, от системы эк отношений,|природе жаждет богатства”. Для | |от идеологии и полит культуры общества.|обоснования иерархии в обществе Платон | | |ссылается на миф, где Бог, вылепивший | |Нормативно-ценностный подход - |людей, в тех из них, кто способен | |выяснение значения для общества тех или|править, примешал при рождении золота, | |иных полит процессов, их роли в |в их помощников - серебра, а в | |повышении благосостояния общества, в |земледельцев и ремесленников - железа и| |реализации свободы и справедливости. |меди. Лишь в тех случаях, когда от | |Системный подход - полит система |золота родится серебряное потомство, а | |рассматривается в своей организации как|от серебра - золотое, Платон допускает | |целостная и саморегулирующаяся. |перевод членов одного сословия в | |Функциональный подход - анализируются |другое. Придуманный им миф кончается | |те конкретные механизмы, кот позволяют |предостережением, что государство | |полит системе достигать самосохранения |погибнет, когда охранять его будет | |и приспособления к окружающей |железный или медный сторож.Платон | |общественной среде. |выступает противником частной | |Функционально-структурный анализ |собственности: “ни у кого не должно | |исходит из рассмотрения полит системы |быть такого жилища или кладовой, куда | |общества в качестве целостной системы с|бы не имел доступа всякий желающий”.У | |взаимосвязанными элементами. |правителей и стражей в идеальном | |Бихевиористский подход основывается на |государстве Платона существует общность| |рассмотрении полит системы как |детей и жен. Женщины в этом государстве| |организма, функционирующего по своим |уравнены в правах с мужчинами. Семья в | |законам, имеющего свою внутреннюю |обычном смысле слова для правителей и | |логику развития. |стражей - первых двух сословий - не | |Антропологический подход базируется на |существует. Детей воспитывает | |обосновании политики природой человека.|государство. Вопросы регламентации | | |брака, быта, собственности и труда | |Также в политологии широко используются|людей третьего сословия Платон | |эмпирические приемы анализа: |оставляет на усмотрение властей | |анкетирование, наблюдение, анализ |идеального государства.Идеальное | |статистического материала. |государство Платона - справедливое | |Существуют и два общих концептуальных |правление лучших и благородных. Таким | |методологических подхода - диалектика и|образом, лучший тип государственного | |синергетика (предполагает, что каждая |устройства - если среди правителей | |частная ситуация создает свои |выделится кто-нибудь один - монархия, | |собственные причинно-образующие |если несколько правителей - | |факторы, кот не всегда вписываются в |аристократия. Идеальному | |известные закономерности). |(аристократическому) государственному | |2. Типология политических партий |устройству Платон противопоставляет | |По идейным основаниям: |четыре других, располагая их в порядке | |1.. доктринальная т..е. ориентированая |ухудшения государственности, | |на идеологическую чистоту (коммунисты) |“извращения” совершенного типа. | |2.. прагматическая, ориентированая на |2. Общественные организации и движения | |практическую целесообразность |Общественными движениями наз более или | |3..харизматическия, объединение вокруг |менее многочисленные объединения | |конкретного лидера. |граждан создающихся для достижения соц | |Подразделяются на левые и правые. |значимой цели. Гл отличие общ движений | |Левые – выступают за передачу средств |как и общ организаций не ставят цель | |производства в общественную |завоевания власти, а оппеляция к | |собственность, за твердые соц гарантии |власти. | |трудящимся и за перемены в пользу |Динамика их появления: | |трудящихся. Правые – выступают за |-возникает опред соц проблема, появл | |сильное гос, охраняющее частную |группа людей, которая придает | |собственность (БНФ). |целенаправленный характер решению | |По способу формирования: |данной проблемы. | |1.. массовые партии. Чаще формируются |-вырабатывается конкретные цели и | |снизу вверх. Им характерно |задачи, программы | |идеологическое единство членов, |-вербовка сторонников, агитация | |централизованное единство руководства и|-развернутая деятельность, которая | |уставное членство.(ком партия) |воплощается а оппеляции к власти или | |2.. кадровые партии . формируются |даже в давлении на власть. | |сверху на основании полит групп и элит.|-затухание движения, это либо | |Ей свойственны свободное членство и |корректировка цели либо распад | |аморфность. К числу кадров партии |движения. | |относят всех тех, кто голосует за нее |Функции общественных движений. | |на выборах, поддерживает ее |-защита интересов членов данного | |материально, выступает на организуемых |движения и их представительство | |ей собраниях… такие партии огранич свою|-объединение граждан | |деятельность предвыборной борьбой и |-мобилизация членов организации на | |относительно пассивны в промежутках |разрешение разл соц проблем | |между выборами. Массовые партии не |-обеспечение обратной связи между | |ограничивают свою деятельность |гражданами и властью. | |выборами, а проводят активную |Типология общественного движения: | |повседневную идеологическую работу. |1..политические, экологические, | |Классификация полит партий. |правозащитные | |Классифицировать партии можно по многим|2.. неполитические (красный крест, | |критериям. |защита памятников) | |Массовые партии имеют сложную орг |3..консервативные за сложившийся | |структуру и весьма многочисленных |порядок | |последователей. Преимущественным |4..протеста – выдвижение требований | |источником финансирования явл членские |5.. реформаторские – ратование за | |взносы. Центр парт власти находится не |проведение реформ сверху | |в парламенте, а в самой партии. |-насильственная | |Кадровые партии немногочисленны, и |-ненасильственная. | |состоят из пользующихся авторитетом |Разделяются по половозрастным | |деятелей. Членство в такой партии |признакам: | |аморфно, отсутствует механизм приема, |-движение женщин | |нет фиксированных членских взносов. |-дети в борьбе за мир. | |Кадровые партии действуют преимущ в |Общ организации не правительственные, | |период изб кампаний. |не государственные институты, которые | |Мобилизующие партии. Их цель - |создаются для реализации общ интересов.| |мобилизовать население на выполнение |Их отличия от общественных движений: | |каких-либо задач. |-постоянное членство | |Патронажные партии создают преимущества|-устав | |для лидера и его окружения. |-наличие аппарата управления | |Классово-сословные партии направляют |-централизованное руководство. | |свою деятельность на защиту интересов |Лобби – группа интересов, кот | |определенных соц слоев или групп. |отстаивает один, чаще всего узкий | |По отношению к сущ действительности |интерес и создается с целью давления на| |партии подразделяются на |власть. | |консервативные, реформистские и | | |революционные. | | |Есть партии с индивидуальным или | | |коллективным членством. | | |По месту в полит системе - правящие и | | |оппозиционные. | | |По характеру полит действий - | | |умеренные, радикальные и | | |экстремистские. | | |По месту в полит спектре - левые, | | |центристские и правые. | | |Б1 |Б 4 | |1. Политика как социальное явление |1. особ. Ант. Пол мысли | |Природа политики как относительно |Слово о политике в античности | |самостоятельной сферы общества связана |понималось как усвоение человеком | |с ее пониманием как явления, |определенных качеств, развитие | |порожденного соц.дефференциацией |ораторских способностей, практика | |общества, т.е политика есть способ |законодательной деятельности, | |регуляции соц. Отношений через |непосредственная, прямая демократия и | |нахождение социального баланса |др. «Естественность» политики для | |общества. Политика-это такой вид |многих античных мыслителей очевидна, но| |социального взаимодействия который |вопрос о том, кто должен управлять | |ориентирован на согласование интересов |государством, каковы формы, механизмы | |и выражение общественно-значимых целей |этого управления и другие вопросы | |на координацию основных видов |политического бытия решались ими | |деятельности людей. В политике надо |по-разному. Политика была интегрирована| |видеть 2 стороны:1)Интегративный 2) |в общественную жизнь, и поэтому | |Дифференцирующий. 1)-примат |политическая философия как | |общезначимого,общенационального над |универсальная область знания | |частным. 2)- выражается в линии на |сопровождала человека всю жизнь, ведя | |обострение противоречий, столкновение |поиск оптимального политического строя.| |интересов различных групп. | | |2. Правовое государство и его основные | | |принципы |2. Партийные системы. В зависимости от | |Правовое государство – это такой тип |положения полит партий в полит системе,| |гос, в котором функционирует режим |взаимодействия между ними, типа самих | |конституционного правления, сущ |полит партий складывается партийная | |непротивореч правовая система и эффект |система, под которой понимается совок | |судебная власть, а так же развит соц |всех полит партий, действующих в данной| |контроль политики и власти. Признаки: |стране, их взаимоотношения друг с | |1.. верховенство законов, выражающих |другом. | |волю народа |Итальянский политолог Дж.Сартори | |2.. суверенитет народа |предлагает семиступенчатую | |3.. гарантия осн прав и свобод граждан.|классификацию: | |Осн гарантия – наличие частной |система с одной партией; | |собственности |система с партией, осуществляющей | |4.. разделение властей |гегемонию; | |5.. иерархия юриспруденции. |система с преобладающей партией; | |Условия правового гос: |двухпартийная система; | |1.. наличие гражданского общества . |система ограниченного плюрализма; | |с 60-х годов возникает новый тип |система крайнего плюрализма; | |правового гос – это социальное гос. Оно|система атомизирования. | |стремится обеспечить каждому гражданину|Классификацию Сартори целесообразно | |достойное существованиеи одинаковые |дополнить двухпартийной | |жизненные шансы для самореализации. |модифицированной системой. Именно такая| |Основа – индивид. Соц гос выполняет |система существует в Германии, где | |след функции: |ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут | |1.. перераспределяет доход в пользу |сформировать правительство, только | |менее обеспеч |вступив в блок со Свободными | |2.. реализует политику занятости и |демократами. | |охраны прав | | |3.. соц сирахование, поддерж семью и | | |материнство | | |4.. доступны для всех образование, | | |культуру, здравоохранение. | | |Б 10 |Б 14 | |1. Концепция общественного договора |1. Народничество | |Окончательный разрыв со средневековыми |Народничество - это и идеология, | |представлениями о божественном |включающая комплекс философских, | |происхождении власти происходит с |экономических и политических теорий, и | |созданием и развитием теорий |политическое движение разночинной | |естественного права и общественного |интеллигенции и студенчества. Так, | |договора. |наиболее крупной народнической | |Первой попыткой схематического |организацией была “Народная воля” | |изложения теории естественного права |(1879-1883). | |считается учение Гуго Гроция |Острота дилеммы самодержавие - | |(1583-1645). Дальнейшее развитие теория|социализм в теориях народников была | |естественного права и общественного |снята приоритетом идеала | |договора получила в политических |некапиталистического пути развития | |доктринах английских ученых Томаса |России, ее перехода к социализму через | |Гоббса и Джона Локка. |использование коллективистских традиций| |В борьбе короля и парламента, которая |докапиталистических институтов (общины,| |развернулась в Англии накануне |артелей). Это была теория, претендующая| |буржуазной революции XVII века, Т.Гоббс|на обоснование самобытного развития | |(1588-1679) сразу стал на сторону |России. | |короля. В 1640 году через несколько |В вопросах политической программы | |дней после роспуска Короткого |различные течения внутри революционного| |парламента и накануне созыва Долгого, |народничества объединяла исторически | |Гоббс опубликовал небольшой трактат |выработанная формула лозунга “Земля и | |“Защита власти и прав короля, |воля”. По вопросам тактики | |необходимых для сохранения мира в |революционные народники делились на три| |государстве”. После этой публикации |основных направления: пропагандисты во | |Гоббс был вынужден покинуть Англию, |главе с П.Л.Лавровым, выступавших за | |опасаясь преследований. Уже во Франции |путь длительной социалистической | |он пишет свое самое значительное |пропаганды в народе как предварительной| |произведение “Левиафан” (1651). Однако,|работы для свершения революции; | |несмотря на определенно монархические |заговорщики (бланкисты) во главе с | |взгляды Т.Гоббса, в период реставрации |П.Н.Ткачевым, которого Бердяев считал | |он подвергался травле, а после его |“якобинцем, подобно партии большевиков | |смерти написанное им было публично |проповедующим захват власти | |сожжено. |“революционным меньшинством”; | |По своим философским взглядам Гоббс был|народники-анархисты, теоретиками | |представителем механистического |которых были М.А.Бакунин и | |материализма и естественнонаучного |П.А.Кропоткин. | |метода познания. Механистические |П.Л.Лавров (1823-1900) одним из главных| |воззрения Гоббса обнаруживаются и в его|факторов исторического прогресса и | |учении о государстве. Государство он |основой общества считал солидарность и | |представляет себе как большой механизм,|кооперацию, заменяющих конкуренцию. | |образовавшийся в результате движения и |Социология на основе субъективного | |столкновения человеческих стремлений и |метода способна выявлять эволюцию форм | |страстей. Первоначальным элементом |солидарности, исследовать общественные | |государства, из которого надо исходить |идеалы, выдвигаемые наиболее развитыми,| |при его изучении, по мнению Гоббса, |“критически мыслящими личностями” из | |является отдельный, изолированный |среды интеллигенции. Такие личности - | |человек, находящийся в естественном |двигатели социального и культурного | |состоянии. Полемизируя с Аристотелем, |прогресса, и именно они призваны | |Гоббс подчеркивает, что человек |работать в народе во имя его духовного | |становится склонным к общественной |пробуждения и политического | |жизни не по природе, а вследствие |освобождения. | |воспитания. Он не согласен также и с |Развивая в “Исторических письмах” | |Гуго Гроцием, утверждавшим, что по |теорию договорного происхождения | |природе человеку свойственно стремление|государства, Лавров отвергал буржуазное| |к общению с другими людьми. Гоббс |государство как недемократическое и | |утверждает, что страх, а не |предлагал в качестве его альтернативы | |“общежительный” инстинкт порождает |“рабочий социализм” - “царство | |общество, что человек по своей природе,|солидарности трудящихся”. | |сущности эгоистичен. Он считает, что |П.Н.Ткачев (1844-1885) также считал, | |человек ищет не общения, а господства и|что крестьянская община является | |что к другим людям его влечет не |готовым элементом социализма и что | |любовь, а жажда славы и удовольствия. |русский народ гораздо ближе к нему, чем| |Повсюду человек добивается только своей|народы Запада. Он отмечал: “Подготовить| |выгоды и стремится избегать страданий, |революцию - это совсем не дело | |но так как у всех людей, по словам |революционера. Ее подготовляют | |Гоббса, силы одинаковы, то отсюда он |капиталисты, помещики, попы, полиция, | |делает вывод, что по природе все люди |чиновники, консерваторы, прогрессисты. | |равны: каждый в естественном состоянии |Революционер делает революцию”. | |имеет право на все. Природа дала всем |Среди основных политических требований | |все. Следуя логике Гоббса, можно |народовольцев были следующие: “замена | |сделать вывод: люди в естественном |царской власти народоправлением”, созыв| |состоянии пребывают в постоянной вражде|Учредительного собрания, всеобщее | |друг с другом. Человек боится другого |избирательное право, демократические | |человека как своего врага, ненавидит |свободы, передача земли крестьянам, | |его, старается ему навредить. По словам|демократическое самоуправление | |Гоббса (ставшим впоследствии |независимых общин и их союзный договор,| |крылатыми), естественное состояние есть|национальное равноправие. Народники | |состояние всеобщей войны - “войны всех |утверждали, что главным двигателем | |против всех”. |прогресса являются “критически мыслящие| |Жизнь человека в естественном состоянии|личности”. Теория “героев и толпы”, | |одинока, бедна, груба, кратковременна. |автором которой был Н.К.Михайловский, | |И если человек следует разуму, он |была очень популярна среди членов | |должен стремиться выйти из |организации народников - | |естественного состояния и искать мира |по-преимуществу молодых людей. В ней | |во что бы то ни стало. |рассматривалась одинокая личность | |Эти требования разума Т.Гоббс называет |“героя” как главного творца истории и | |естественными законами. По его мнению, |революции, а “толпе” отводилась | |первый естественный закон гласит: нужно|пассивная роль. Это была попытка | |искать мира, нужно положить конец этому|объяснения возникновения массовых | |состоянию всеобщей вражды человека к |движений через их подражание и | |человеку. А для этого нужно заключить |психологическое “заражение” от сильной | |общественный договор, который позволит |личности, своеобразная | |выйти из естественного состояния и |социально-психологическая интерпретация| |послужит основанием для новой формы |взаимоотношений лидера и массы. | |взаимного общения людей - государства. |М.А.Бакунин (1814-1876) - основатель и | |Но этот договор может стать средством |теоретик русского анархизма - приобрел | |устранения всеобщей войны лишь в том |мировую известность на Западе. Наряду с| |случае, если он будет выполняться. |вытеснением имени и идей Бакунина из | |Поэтому второй естественный закон |философской литературы в советский | |гласит: нужно соблюдать договоры. Это |период (что отчасти было вызвано его | |соответствует естественному праву. Из |резким расхождением с Марксом по | |этого закона природы Гоббс выводит ряд |проблемам революции, государства и | |других законов, устанавливающих |диктатуры пролетариата), в массовом | |обязанности человека, соблюдение |сознании происходило формирование | |которых необходимо для достижения мира.|полукарикатурного облика анархиста как | |Среди них он называет обязанность |“террориста”. Ошибочно отождествлять | |проявлять благодарность, прощать |понятия “анархизм” и “анархия”. | |прошлые обиды, проявлять уважение к |Анархизм противоположен не порядку и | |другим, признавать равенство людей по |гармонии, а власти, насилию. “Анархия | |природе и т.д. Таким образом, у Гоббса |есть хаос и дисгармония, т.е. уродство.| |совпадают естественные законы |Анархизм есть идеал свободной, изнутри | |нравственности с гражданскими |определяемой гармонии и лада”, - | |добродетелями. |отмечал Н.А. Бердяев. | |В естественном состоянии нет никаких |Философско-мировоззренческий принцип | |запретов и права человека не |Бакунина, без которого невозможно | |обеспечены. И чтобы избавиться от |понять его концепцию о государстве, - | |невыносимого состояния всеобщей войны, |это “органическое”, целостное | |люди, по мнению Гоббса, должны |восприятие организации жизни на основе | |заключить договор, отказавшись от всех |единства человека, общества и | |своих естественных прав в пользу одного|Вселенной. Нарушение этой гармонии | |лица или одного собрания, безоговорочно|приводит к централизации аппарата | |подчиняясь создаваемой ими |власти. Бакунин считал государство | |государственной власти. |“самым циничным отрицанием | |По мнению Гоббса, общественный договор |человечности, разрывающим солидарность | |приводит к образованию общества и |наций, с рождением которого мир | |государства одновременно. Общественный |политики стал ареной мошенничества и | |договор представляет собой объединение |разбоя”. | |каждого с каждым, это своего рода |Можно сказать, что у Бакунина | |договор объединения, посредством |представлена доктрина “антивласти”, но | |которого масса, толпа превращается в |не безвластия, а самоуправляющегося | |организованное общество и образует |безгосударственного анархического | |единое лицо. Так возникает государство |общества. Централизму власти | |- новое лицо, “воля которого в силу |государства, различным формам | |соглашения многих людей считается за |“государственного социализма” - | |волю их всех, с тем, чтобы государство |авторитарного и регламентированного (к | |могло распоряжаться силами и |которому он причислял и марксизм), | |способностями отдельных членов в |противостоит в его концепции идеал | |интересах общего мира и защиты”. “Тот, |безгосударственного анархического | |кто является носителем этого лица, |социализма на началах самоуправления. | |называется сувереном, и о нем говорят, |Бакунин понимал свой идеал | |что он обладает верховной властью, а |“анархического социализма” как “новую | |всякий другой является подданным” |организацию отечеств... на принципах | |(Левиафан, гл.XVII). |свободной федерации индивидов - в | |Люди устанавливают государственную |коммуны, коммун - в провинции, | |власть на условиях полного и |провинций - в нации, наций - в | |безоговорочного подчинения. Или |Соединенные Штаты Европы, СШЕ - в | |неограниченная, абсолютная |соединенность всего мира”. Такая | |государственная власть, или то |организация общества в его модели | |состояние анархии, которое существовало|мыслилась на началах свободы, | |до возникновения государства, ничего |равенства, справедливости всех | |третьего не дано. |трудящихся, а “весь социальный вопрос | |Государственная власть, по учению |социально-революционных анархистов” | |Гоббса, едина и ничем не ограничена. |заключался в воспитании и образовании | |Она действует бесконтрольно и |народа. Возможно, некоторые идеи | |безответственно. Она стоит над законами|Бакунина - утопичны, но он обозначил | |гражданскими, которые от нее только и |важную проблему политологии: о | |могут получить силу. Она подобна душе в|соотношении государственной власти, | |теле человека. |местного управления и самоуправления, | |Организация государственной власти |т.е. “вертикального” и | |может быть, по Гоббсу, различной. |“горизонтального” управления. | |Верховная власть может принадлежать |2. Избирательная система | |одному лицу (монархия), лучшим |Избирательная система - это совок | |(аристократия), может быть организована|правил, приемов и процессов, | |и демократически. Но во всех случаях |обеспечивающих и регулирующих | |вся полнота власти целиком должна |легитимное становление гос | |находиться в руках того лица или того |представительных органов полит власти. | |органа, которому она передана. Никаких |В каждой стране избирательная система | |“смешанных” правлений, при которых |формируется на основе зак-ва, кот | |король делил бы свою власть с властью |детализирует основные положения | |одного собрания, Гоббс не допускает. Он|относительно данной системы, | |также считает невозможным какое-либо |зафиксированные в конституции страны. | |разделение власти между различными |Типы избирательных систем. Существуют | |органами государства. |два основных типа изб систем: | |2. Политическое сознание и его типы |мажоритарная и пропорциональная. | |Политическое сознание - это осознание |Мажоритарная характер тем, что | |сферы политики социальными субъектами |избранным в тот или иной выборный орган| |(индивидами, группами, общностями и |считается кандидат (список кандидатов),| |др.). |набравший предусмотренное законом | |Политическое сознание взаимосвязано и |большинство голосов. Большинство бывает| |взаимодействует с другими формами |разным. Существуют изб системы, | |общественного сознания: экономическими |требующие абсолютного большинства (50% | |воззрениями, правовыми теориями и |+ 1 голос и более). Мажорит система | |нормами, философскими учениями, |относит большинства означает, что | |нравственными концепциями, |побеждает на выборах тот, кто набирает | |эстетическими ценностями, |голосов больше, чем каждый из его | |художественными взглядами. |соперников. | |Можно выделить следующие функции |Пропорциональная система означает, что | |политического сознания: |мандаты распределяются четко | |Регулятивная функция. Политическое |пропорционально числу поданных голосов.| |сознание регулирует социальное |Существуют два вида пропорциональных | |поведение людей на основе восприятия |систем: | |действительности, а также на основе |пропорциональная система на общегос | |совокупности вырабатываемых им |уровне. В этом случае изб голосуют за | |политических идей, норм, представлений |полит партии в масштабах всей страны. | |и убеждений. |Изб округа не выделяются; система, | |Познавательно-информационная функция. |основывающаяся на многомандатных | |Механизм современной жизни таков, что |округах. В этом случае депутатские | |люди вынуждены постоянно делать выбор, |мандаты распределяются на основе | |в том числе и политический. Все это |влияния полит партий в изб округах. | |подталкивает их к познанию мира | | |политики, к получению политической | | |информации. Политическое сознание в | | |этом плане признано помочь людям | | |усвоить политические знания и | | |информацию, определить свое место в | | |общественно-политической жизни и | | |правильно в ней ориентироваться. | | |Оценочная функция. Именно на основе | | |оценки политической действительности | | |люди формулируют свои политические | | |взгляды, убеждения, позиции. | | |Мобилизующая функция. Посредством этой | | |функции политическое сознание побуждает| | |людей к политически ориентированному | | |поведению, к участию в общественной | | |жизни ради отстаивания своих социально-| | |политических интересов . | | |Политическое сознание существует на | | |различных уровнях и в различных формах.| | | | | |В политическом сознании можно выделить | | |следующие уровни: | | |Государственный: на данном уровне | | |осуществляются выработка и обоснование | | |официальной политики. “Государственное”| | |сознание регулирует политические | | |отношения путем выработки различных | | |законопроектов, программ, конституций и| | |т.д. На данном уровне политического | | |сознания наиболее последовательно | | |защищаются существующие политические | | |порядки и принципы управления. | | |Теоретический: данный уровень | | |политического сознания представлен | | |различного рода концепциями, идеями, | | |воззрениями, имеющими политический | | |характер. Осознание политики на | | |теоретическом уровне позволяет: | | |а) ставить и решать ее важнейшие цели и| | |задачи - как фундаментальные | | |(стратегические), так и текущие | | |(тактические); | | |б) определять средства и методы их | | |достижения; | | |в) определять направления и пути | | |организационно-политического | | |обеспечения в ходе решения назревших | | |проблем; | | |г) вырабатывать концептуальные подходы | | |к социальному контролю за ходом | | |выполнения политических решений и | | |целевых программ; | | |д) корректировать политику с учетом | | |данных практического опыта. | | |Эмпирический: этот уровень | | |политического сознания базируется на | | |непосредственной практике, участии в | | |политическом процессе различных | | |социальных общностей. Данный уровень | | |отражает политическую действительность | | |в форме ощущений, иллюзий, переживаний,| | |представлений. | | |Обыденный: данный уровень тесно связан | | |с эмпирическим уровнем, но в то же | | |время в сравнении с ним имеет ряд | | |отличий. Так, эмпирический уровень | | |характеризует практический опыт | | |субъекта. Обыденный же уровень | | |характеризует совокупность возникающих | | |непосредственно из будничной жизни | | |идей, взглядов общественного класса, | | |социального слоя или группы людей. | | |Обыденный уровень политического | | |сознания отличается от эмпирического и | | |тем, что имеет идеологические и | | |теоретические элементы. Данному уровню | | |присущи ярко выраженные | | |социально-психологические черты: | | |настроения, чувства, эмоции. Это | | |придает ему особую динамичность, | | |способность чутко реагировать на | | |изменения политической ситуации. | | |Формами политического сознания | | |выступают специализированное и массовое| | |политическое сознание. | | |Специализированное сознание - это, как | | |правило, идеологически однородное | | |сознание. Главное в этой форме - | | |выработка, развитие и внедрение в | | |сознание рядовых представителей | | |общественного класса, социальной группы| | |и т.д. определенных ориентаций и | | |установок. Носители специализированного| | |сознания - прежде всего политические | | |партии и иные политические организации | | |и объединения. | | |Массовое политическое сознание выражает| | |опосредованно уровень и содержание | | |потребностей общества. Оно отражает | | |также характер знаний общества о | | |политической действительности. Массовое| | |политическое сознание весьма динамично.| | |Оно испытывает на себе воздействие | | |множества факторов: различные | | |социальные потрясения, содержание | | |конкретной исторической ситуации и | | |многое другое. | | | |Б 6 | | |1. Аристотель о происхождении | | |государства и формах гос устройств | | |Учеником Платона был Аристотель. Его | | |учение более реалистично, чем учение | | |Платона — его учителя, поскольку он | | |обобщил опыт функционирования 158 | | |греческих полисов. Свои выводы он | | |изложил в работе «Политика». | | |Аристотель отрицал возможность | | |существования идеального государства, | | |так как полагал, что, государство есть | | |результат естественного развития, а не | | |божественного промысла. Философ считал,| | |город-государство высшей формой общения| | |людей, отражением сущности человека как| | |«политического животного», в котором | | |заложено инстинктивное стремление к | | |совместному проживанию, отражением чего| | |являются семья, община и, наконец, | | |государство. Главная цель государства -| | |достижение «лучшей жизни», общего блага| | |для всех граждан. Государство | | |Аристотеля менее едино, чем у Платона. | | |В нем есть место частной собственности,| | |семье. По Аристотелю государство | | |воплощение справедливости, закона, | | |сфера выражения общего интереса | | |свободных, граждан. Однако не все | | |существующие формы государства способны| | |в равной мере справедливо распределять | | |блага согласно достоинству лиц. Формы | | |государственного устройства Аристотель | | |классифицировал по двум критериям: 1) | | |количество правящих и 2) цели | | |правления. Монархию, аристократию и | | |политию он считал правильными формами, | | |поскольку в них правители преследуют | | |общее благо всех граждан. Неправильные | | |формы государства (тирания, олигархия, | | |демократия) служат корыстным интересам | | |правителей. Лучшей формой государства | | |Аристотель называя политию — правление | | |большинства, обладающего имущественным | | |и образовательным цензом. Политая была | | |конкретной формой воплощения идеи о | | |смешанном режиме, который воплощает все| | |лучшие черты аристократии (добродетель | | |правителей), олигархия (богатство), | | |демократии (свобода). Говоря | | |современным языком, полития — это | | |правление в интересах среднего класса. | | | | | |2. Группы давления или интересов. | | |Лоббизм. | | |Наряду с явными формальными | | |политическими субъектами такими, как | | |государственный аппарат, партии, | | |политические элиты, политические лидеры| | |в политическом процессе участвуют и | | |скрытые, косвенные неформальные | | |субъекты. Эти субъекты получили | | |название «группы давления». Группы | | |давления — это добровольные | | |общественные объединения людей, | | |формирующиеся с целью выражения и | | |отстаивания своих интересов с помощью | | |целенаправленного воздействия на | | |институты публичной власти. | | |Группы давления известны на протяжении | | |всей политической истории, однако, | | |наибольшего распространения они | | |достигают в условиях рынка и зрелого | | |гражданского общества. Детальная | | |стратификация дает множество | | |заинтересованных групп со своими | | |экономическими, профессиональными и | | |иными запросами, политическим | | |обеспечением которых и занимается | | |каждая группа давления. | | |Наиболее яркой формой проявления | | |деятельности групп давления является | | |лоббизм. Слово «lobbi» в английском | | |языке означает крытую прогулочную | | |площадку, коридор. С XVII века этим | | |термином стали называть вестибюль, | | |коридор, прогулочную площадку в палате | | |общин, иначе говоря, — кулуары | | |парламента. Политическое значение этот | | |термин приобрел в США, где он означал | | |покупку за деньги голосов, деятельность| | |лиц, оказывающих давление на членов | | |парламента в пользу того или иного | | |политического решения, имеющего важные | | |экономические последствия. Практика | | |лоббизма нередко выражалась в прямом | | |или скрытом подкупе представителей | | |властных структур. Лоббирование | | |интересов в такой форме ставило под | | |сомнение легальность статуса подобной | | |деятельности. В дальнейшем в | | |большинстве стран мира были установлены| | |жесткое нормативное регулирование и | | |контроль деятельности лоббистских | | |групп. В современном мире группы | | |давления имеют самое широкое | | |распространение и оказывают глубокое | | |влияние на все стороны общественной | | |жизни. В политической сфере наиболее | | |сильно ощущается влияние групп | | |давления, объединяющих различные | | |категории и социальные слои населения: | | |союзы предпринимателей, торговцев, | | |фермеров, молодежи, национальных | | |меньшинств, женщин, наемных работников | | |и т. д. Как и массовые партии, массовые| | |группы давления пытаются объединить | | |максимально возможное число членов, так| | |как сила группы принципиально | | |определяется ее численностью. | | |Численность группы в тысячи или даже | | |миллионы людей требует наличия сильной | | |иерархической организации. | | |Группы давления действуют на двух | | |различных уровнях. С одной стороны, они| | |оказывают прямое давление на | | |правительственные органы — Кабинет | | |министров, членов парламента и | | |высокопоставленных чиновников. С другой| | |стороны, они оказывают непрямое | | |давление на общественность с целью | | |создания общественного мнения. | |Б 8 |Б 24 | |1. особ общ-полит. мысли в средние |1. Полит режим | |века. |Юридически Пол режим – системы | |В средние века господствовала |конституационных (законных) порядков и | |теологическая форма мышления. Учение |конкретное воплощение их в жизнь. | |Фомы Аквинского о божественном |Социологически Пол. Режим( лат.-порядок| |происхождении государства и власти, |управления) – специальный механизм | |моральном характере правления и другие |соединения власти, общества и граждан, | |вопросы оказали заметное влияние на |который функционирует в рамках | |политическое знание. |политической системы общества, | |2. личность в политике |преследуя цели ее стабилизации, | |Личность в политике — субъект |воспроизводства, опираясь на социальные| |осознанной, целесообразной |интересы и используя различные | |деятельности, выражающий и реализующий |методы.Политический режим это система | |интересы политических сил в единстве с |методов приемов, средств осуществления | |собственными интересами, интегрирующий |гос полит власти. Демократический режим| |их в единое целое (государственное, |– самый прогрессивный полит порядок, тк| |партийное, общественно-политическое, |создает условия для свободы личности, | |международное и др.). |ее творчества, самовыражения во всех | |Личность является основным субъектом |сферах. Можно выделить признаки : 1. | | |