GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Политология (шпаргалка 2002г.) (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Политология (шпаргалка 2002г.) (Политология)


| Б2 | Б11 |
|1. Становление политологии как науки, |1. Теория разделения властей в гос-ве |
|предмет политологии |Принцип разделения властей означает |
|Этапы становления: |самостоятельное осуществление и |
|Религиозно-мифологическая трактовка |независимость друг от друга 3 ветвей |
|(власть от бога). |власти: законодательной, исполнительной|
|Философско-этическая трактовка политики|и судебной. Разделение властей |
|(поиск модели правильного гос-ва). |заключается в том, что законодательная |
|Научно-рациональный. Связан с эпохой |власть осуществляется федеральным |
|возрождения. (Монкиавелли) Он |собранием. Федеральные законы |
|рассматривал политику как практическую |принимаются государственной думой с |
|деятельность и выработал конкретные |последующим рассмотрением в совете |
|рекомендации полит руководства: |федерации. Исполнительную власть |
|«Государь должен быть Львом и лисицей».|осуществляет правительство. Органами |
| |судебной власти являются суды, |
|Гоббс исследовал причину возникновения |образующие судебную систему, |
|гос-ва, как политического института, |возглавляемую КС, ВС, ВАС. Значение |
|причина этого: Война всех против всех, |принципа в том, что он обеспечивает |
|выход из войны – заключение договора, в|эффективное осуществление разных |
|результате установление сильной |функций гос.власти. Три ветви власти, |
|абсолютной власти. Монтескье |реализуя свои строго очерченные |
|рассматривал зависимость политики от |прерогативы и функции, сдерживают и |
|географических факторов. Кант обосновал|уравновешивают друг друга, тем самым |
|идею правового гос-ва (Любое гос-во |обеспечивая гарантию против нарушения |
|должно быть само подзаконно) |демократических норм и злоупотребления |
|Выделение полит науки в самостоятельную|властью. Государство организуется и |
|научную дисциплину. Связывают с именем |функционирует в правовом режиме: |
|Лей Бера, который в 1857 г. начал |гос.органы действуют в рамках своей |
|читать курс пол науки в Колумбийском |компетенции, не подменяя друг друга: |
|универе. В 1903 в США была учреждена |устанавливается взаимный контроль, |
|ассоциация политических наук. В 1947 |сбалансированность, равновесие во |
|при ООН была создана ассоциация полит |взаимоотношениях гос.органов, |
|науки. |осуществляющих зак.исп.и судебную |
|Предмет: |власть. |
|Политология – интегральная наука о |2. Полит культура и ее структурные |
|политике, её взаимоотношения с |элем-ты |
|личностью и обществом. |Политическая культура - исторически |
|Группы наук: |сложившиеся устойчивые |
|1 – Науки, изучающие непосредственно |политические представления, |
|политику: |убеждения, ориентации, а также |
|Полит философия, Теория полит |обусловленные ими модели и нормы |
|институтов, Полит история, теория м/у |политического поведения лю- |
|народной политики. |дей, стили деятельности политических |
|2 – Изучает связь политики со всеми |институтов. |
|остальными сферами жизнедеятельности |сущность |
|общества: |- степень знания и использования |
|Полит социология, Полит психология, |гражданами гражданских прав; |
|Полит антропология, Полит Астрология. |- степень понимания и осуществления|
|Выделяют 2 уровня исследования: |массами политики |
|Теоретический уровень, на котором |государства; |
|политика анализируется как целое |- степень включенности граждан в |
|явление, выводы применимы для |политическую жизнь общества; |
|многочисленных ситуаций. |степень развитости политических |
|Прикладная политология – выработка |институтов и участие масс в них ; |
|конкретной ситуации с целью определения|- наличие демократических основ |
|мер |реализации политики государства; |
|2. Понятие и функции полит. партий |- формы и методы функционирования |
|Партия в переводе – part – часть. Это |политических институтов; |
|специализ организ грппа, объед наиболее|- накопленный социально - политический |
|активных приверженцев той или иной цели|опыт, существующие по- |
|и служ для борьбы за завоевание и |литические традиции и обычаи; |
|использование полит власти.отличия |- стиль и методы общения субъектов |
|партий от других общ образований: |политики в политическом |
|1.. наличие цели завоевание власти |процессе; |
|2.. наличие идеологии, способ полит |- обоснованность подготовки и |
|организации |деловитость осуществления полити- |
|3.. наличие программы действий |ческих решений. |
|4.. наличие электората |Структура |
|5.. наличие организованной структуры. |Культура политического сознания: |
|Структура партии: |- политические установки; |
|-лидеры |- политические представления и |
|-партийная бюрократия |убеждения; |
|-мозговой штаб |-политические традиции, обычаи, нормы. |
|-идеологи партий |Культура политического поведения: |
|-партийный актив |- культура политического участия; |
|-рядовые члены |-культура политической деятельности. |
|-спонсоры |Культура функционирования |
|-электорат |политических институтов: |
|основные способы создания совр партий: |- культура принятия и реализации |
|1.. партия появляется из обществ |политических решений; |
|движений, |- культура электорального процесса; |
|2..создаются на основе полит группы, |- культура восприятия и |
|которая складыв вокруг яркого полит |регулирования социально - |
|лидера |политических конфликтов. |
|3.. образов партий на парламент основе | |
|через объединение группы депутатов | |
|4..деление существующих партий | |
|функции партий: | |
|1.. посредническая между массами и | |
|властью | |
|2.. представительская | |
|3.. институализация участия граждан в | |
|политике | |
|4.. электоральная – отбор и | |
|рекрутирование полит лимдеров | |
|5..политическая социализация, т.е. | |
|формирование у граждан свойств и | |
|навыков участия в политике | |
|6.. реализация полит власти | |
| Б3 | Б5 |
|1. Методы и функции политологии |1. Идеальное государство Платона |
|Главной целью политологии как научной |Древнегреческий философ Платон (427-347|
|дисциплины явл изучение структуры и |гг. до н.э.) является крупнейшей |
|функционирования полит системы |фигурой в истории политических идей. |
|общества. Реализация этой цели |Философской основой платоновского |
|осуществляется посредством решения ряда|учения о государстве стал идеализм. |
|задач. Главными из них явл: |Если коротко сформулировать суть его |
|исследование общих и специфических |учения об идеях, то можно сказать его |
|условий возникновения и развития полит |словами: “истинное бытие - это некие |
|системы общества в целом и сост его |умопостигаемые и бестелесные идеи”, |
|полит институтов, полит отношений, |данные же в ощущениях вещи и явления не|
|полит процессов; |истинны, поскольку подвижны, подвержены|
|создание и совершенствование механизма,|становлению.Идеальное государство |
|позволяющего находить оптимальную |трактуется Платоном (в диалоге |
|корректировку полит системы в целом и |“Государство”) как реализация идей и |
|ее основных элементов; |максимально возможное воплощение мира |
|анализ причин возникновения кризисных |идей в земной общественно-политической |
|ситуаций в развитии полит системы и |жизни - в полисе.Конструируя идеальное |
|путей их урегулирования; |государство, Платон проводит аналогию |
|аргументированное объяснение |между справедливым человеком и |
|происходящих полит процессов, причин их|справедливым государством. Так, трем |
|возникновения, роли в развитии |началам (частям) человеческой души - |
|общества; |разумному, яростному и вожделеющему - |
|выработка практических рекомендаций по |аналогичны в государстве три схожих |
|созданию условий стабильного развития |начала - совещательное, защитное и |
|полит системы общества. |деловое, а им соответствуют три |
|методы, используемые в политологии. |сословия - правителей, воинов и |
|Институциональный подход ориентирован |производителей (ремесленников и |
|на изучение полит институтов: гос-ва, |земледельцев).Справедливость состоит в |
|его органов, правит программ и др |том, чтобы каждое начало занималось |
|средств регулирования полит деят, полит|своим делом и не вмешивалось в чужие |
|партий и иных общ организаций. |дела. Кроме того, справедливость |
|Сравнительный подход направлен на |требует соответствующей иерархической |
|сравнительный анализ различных полит |соподчиненности этих начал во имя |
|систем (разных стран), а также |целого: способности рассуждать (т.е. |
|элементов этих систем: парламентов, |философам, носителям этой способности) |
|партийных и избирательных систем, форм |подобает господствовать; яростному |
|правления и полит режимов. |началу (т.е. воинам) - быть вооруженной|
|Исторический подход основан на изучении|защитой, подчиняясь первому началу; |
|полит явлений в их развитии. |оба этих начала управляют началом |
|Социологический подход направлен на |вожделеющим (ремесленниками, |
|выяснение зависимости полит процессов |земледельцами и другими |
|от развития общества в целом, от его |производителями), которое “по своей |
|соц структуры, от системы эк отношений,|природе жаждет богатства”. Для |
|от идеологии и полит культуры общества.|обоснования иерархии в обществе Платон |
| |ссылается на миф, где Бог, вылепивший |
|Нормативно-ценностный подход - |людей, в тех из них, кто способен |
|выяснение значения для общества тех или|править, примешал при рождении золота, |
|иных полит процессов, их роли в |в их помощников - серебра, а в |
|повышении благосостояния общества, в |земледельцев и ремесленников - железа и|
|реализации свободы и справедливости. |меди. Лишь в тех случаях, когда от |
|Системный подход - полит система |золота родится серебряное потомство, а |
|рассматривается в своей организации как|от серебра - золотое, Платон допускает |
|целостная и саморегулирующаяся. |перевод членов одного сословия в |
|Функциональный подход - анализируются |другое. Придуманный им миф кончается |
|те конкретные механизмы, кот позволяют |предостережением, что государство |
|полит системе достигать самосохранения |погибнет, когда охранять его будет |
|и приспособления к окружающей |железный или медный сторож.Платон |
|общественной среде. |выступает противником частной |
|Функционально-структурный анализ |собственности: “ни у кого не должно |
|исходит из рассмотрения полит системы |быть такого жилища или кладовой, куда |
|общества в качестве целостной системы с|бы не имел доступа всякий желающий”.У |
|взаимосвязанными элементами. |правителей и стражей в идеальном |
|Бихевиористский подход основывается на |государстве Платона существует общность|
|рассмотрении полит системы как |детей и жен. Женщины в этом государстве|
|организма, функционирующего по своим |уравнены в правах с мужчинами. Семья в |
|законам, имеющего свою внутреннюю |обычном смысле слова для правителей и |
|логику развития. |стражей - первых двух сословий - не |
|Антропологический подход базируется на |существует. Детей воспитывает |
|обосновании политики природой человека.|государство. Вопросы регламентации |
| |брака, быта, собственности и труда |
|Также в политологии широко используются|людей третьего сословия Платон |
|эмпирические приемы анализа: |оставляет на усмотрение властей |
|анкетирование, наблюдение, анализ |идеального государства.Идеальное |
|статистического материала. |государство Платона - справедливое |
|Существуют и два общих концептуальных |правление лучших и благородных. Таким |
|методологических подхода - диалектика и|образом, лучший тип государственного |
|синергетика (предполагает, что каждая |устройства - если среди правителей |
|частная ситуация создает свои |выделится кто-нибудь один - монархия, |
|собственные причинно-образующие |если несколько правителей - |
|факторы, кот не всегда вписываются в |аристократия. Идеальному |
|известные закономерности). |(аристократическому) государственному |
|2. Типология политических партий |устройству Платон противопоставляет |
|По идейным основаниям: |четыре других, располагая их в порядке |
|1.. доктринальная т..е. ориентированая |ухудшения государственности, |
|на идеологическую чистоту (коммунисты) |“извращения” совершенного типа. |
|2.. прагматическая, ориентированая на |2. Общественные организации и движения |
|практическую целесообразность |Общественными движениями наз более или |
|3..харизматическия, объединение вокруг |менее многочисленные объединения |
|конкретного лидера. |граждан создающихся для достижения соц |
|Подразделяются на левые и правые. |значимой цели. Гл отличие общ движений |
|Левые – выступают за передачу средств |как и общ организаций не ставят цель |
|производства в общественную |завоевания власти, а оппеляция к |
|собственность, за твердые соц гарантии |власти. |
|трудящимся и за перемены в пользу |Динамика их появления: |
|трудящихся. Правые – выступают за |-возникает опред соц проблема, появл |
|сильное гос, охраняющее частную |группа людей, которая придает |
|собственность (БНФ). |целенаправленный характер решению |
|По способу формирования: |данной проблемы. |
|1.. массовые партии. Чаще формируются |-вырабатывается конкретные цели и |
|снизу вверх. Им характерно |задачи, программы |
|идеологическое единство членов, |-вербовка сторонников, агитация |
|централизованное единство руководства и|-развернутая деятельность, которая |
|уставное членство.(ком партия) |воплощается а оппеляции к власти или |
|2.. кадровые партии . формируются |даже в давлении на власть. |
|сверху на основании полит групп и элит.|-затухание движения, это либо |
|Ей свойственны свободное членство и |корректировка цели либо распад |
|аморфность. К числу кадров партии |движения. |
|относят всех тех, кто голосует за нее |Функции общественных движений. |
|на выборах, поддерживает ее |-защита интересов членов данного |
|материально, выступает на организуемых |движения и их представительство |
|ей собраниях… такие партии огранич свою|-объединение граждан |
|деятельность предвыборной борьбой и |-мобилизация членов организации на |
|относительно пассивны в промежутках |разрешение разл соц проблем |
|между выборами. Массовые партии не |-обеспечение обратной связи между |
|ограничивают свою деятельность |гражданами и властью. |
|выборами, а проводят активную |Типология общественного движения: |
|повседневную идеологическую работу. |1..политические, экологические, |
|Классификация полит партий. |правозащитные |
|Классифицировать партии можно по многим|2.. неполитические (красный крест, |
|критериям. |защита памятников) |
|Массовые партии имеют сложную орг |3..консервативные за сложившийся |
|структуру и весьма многочисленных |порядок |
|последователей. Преимущественным |4..протеста – выдвижение требований |
|источником финансирования явл членские |5.. реформаторские – ратование за |
|взносы. Центр парт власти находится не |проведение реформ сверху |
|в парламенте, а в самой партии. |-насильственная |
|Кадровые партии немногочисленны, и |-ненасильственная. |
|состоят из пользующихся авторитетом |Разделяются по половозрастным |
|деятелей. Членство в такой партии |признакам: |
|аморфно, отсутствует механизм приема, |-движение женщин |
|нет фиксированных членских взносов. |-дети в борьбе за мир. |
|Кадровые партии действуют преимущ в |Общ организации не правительственные, |
|период изб кампаний. |не государственные институты, которые |
|Мобилизующие партии. Их цель - |создаются для реализации общ интересов.|
|мобилизовать население на выполнение |Их отличия от общественных движений: |
|каких-либо задач. |-постоянное членство |
|Патронажные партии создают преимущества|-устав |
|для лидера и его окружения. |-наличие аппарата управления |
|Классово-сословные партии направляют |-централизованное руководство. |
|свою деятельность на защиту интересов |Лобби – группа интересов, кот |
|определенных соц слоев или групп. |отстаивает один, чаще всего узкий |
|По отношению к сущ действительности |интерес и создается с целью давления на|
|партии подразделяются на |власть. |
|консервативные, реформистские и | |
|революционные. | |
|Есть партии с индивидуальным или | |
|коллективным членством. | |
|По месту в полит системе - правящие и | |
|оппозиционные. | |
|По характеру полит действий - | |
|умеренные, радикальные и | |
|экстремистские. | |
|По месту в полит спектре - левые, | |
|центристские и правые. | |
|Б1 |Б 4 |
|1. Политика как социальное явление |1. особ. Ант. Пол мысли |
|Природа политики как относительно |Слово о политике в античности |
|самостоятельной сферы общества связана |понималось как усвоение человеком |
|с ее пониманием как явления, |определенных качеств, развитие |
|порожденного соц.дефференциацией |ораторских способностей, практика |
|общества, т.е политика есть способ |законодательной деятельности, |
|регуляции соц. Отношений через |непосредственная, прямая демократия и |
|нахождение социального баланса |др. «Естественность» политики для |
|общества. Политика-это такой вид |многих античных мыслителей очевидна, но|
|социального взаимодействия который |вопрос о том, кто должен управлять |
|ориентирован на согласование интересов |государством, каковы формы, механизмы |
|и выражение общественно-значимых целей |этого управления и другие вопросы |
|на координацию основных видов |политического бытия решались ими |
|деятельности людей. В политике надо |по-разному. Политика была интегрирована|
|видеть 2 стороны:1)Интегративный 2) |в общественную жизнь, и поэтому |
|Дифференцирующий. 1)-примат |политическая философия как |
|общезначимого,общенационального над |универсальная область знания |
|частным. 2)- выражается в линии на |сопровождала человека всю жизнь, ведя |
|обострение противоречий, столкновение |поиск оптимального политического строя.|
|интересов различных групп. | |
|2. Правовое государство и его основные | |
|принципы |2. Партийные системы. В зависимости от |
|Правовое государство – это такой тип |положения полит партий в полит системе,|
|гос, в котором функционирует режим |взаимодействия между ними, типа самих |
|конституционного правления, сущ |полит партий складывается партийная |
|непротивореч правовая система и эффект |система, под которой понимается совок |
|судебная власть, а так же развит соц |всех полит партий, действующих в данной|
|контроль политики и власти. Признаки: |стране, их взаимоотношения друг с |
|1.. верховенство законов, выражающих |другом. |
|волю народа |Итальянский политолог Дж.Сартори |
|2.. суверенитет народа |предлагает семиступенчатую |
|3.. гарантия осн прав и свобод граждан.|классификацию: |
|Осн гарантия – наличие частной |система с одной партией; |
|собственности |система с партией, осуществляющей |
|4.. разделение властей |гегемонию; |
|5.. иерархия юриспруденции. |система с преобладающей партией; |
|Условия правового гос: |двухпартийная система; |
|1.. наличие гражданского общества . |система ограниченного плюрализма; |
|с 60-х годов возникает новый тип |система крайнего плюрализма; |
|правового гос – это социальное гос. Оно|система атомизирования. |
|стремится обеспечить каждому гражданину|Классификацию Сартори целесообразно |
|достойное существованиеи одинаковые |дополнить двухпартийной |
|жизненные шансы для самореализации. |модифицированной системой. Именно такая|
|Основа – индивид. Соц гос выполняет |система существует в Германии, где |
|след функции: |ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут |
|1.. перераспределяет доход в пользу |сформировать правительство, только |
|менее обеспеч |вступив в блок со Свободными |
|2.. реализует политику занятости и |демократами. |
|охраны прав | |
|3.. соц сирахование, поддерж семью и | |
|материнство | |
|4.. доступны для всех образование, | |
|культуру, здравоохранение. | |
|Б 10 |Б 14 |
|1. Концепция общественного договора |1. Народничество |
|Окончательный разрыв со средневековыми |Народничество - это и идеология, |
|представлениями о божественном |включающая комплекс философских, |
|происхождении власти происходит с |экономических и политических теорий, и |
|созданием и развитием теорий |политическое движение разночинной |
|естественного права и общественного |интеллигенции и студенчества. Так, |
|договора. |наиболее крупной народнической |
|Первой попыткой схематического |организацией была “Народная воля” |
|изложения теории естественного права |(1879-1883). |
|считается учение Гуго Гроция |Острота дилеммы самодержавие - |
|(1583-1645). Дальнейшее развитие теория|социализм в теориях народников была |
|естественного права и общественного |снята приоритетом идеала |
|договора получила в политических |некапиталистического пути развития |
|доктринах английских ученых Томаса |России, ее перехода к социализму через |
|Гоббса и Джона Локка. |использование коллективистских традиций|
|В борьбе короля и парламента, которая |докапиталистических институтов (общины,|
|развернулась в Англии накануне |артелей). Это была теория, претендующая|
|буржуазной революции XVII века, Т.Гоббс|на обоснование самобытного развития |
|(1588-1679) сразу стал на сторону |России. |
|короля. В 1640 году через несколько |В вопросах политической программы |
|дней после роспуска Короткого |различные течения внутри революционного|
|парламента и накануне созыва Долгого, |народничества объединяла исторически |
|Гоббс опубликовал небольшой трактат |выработанная формула лозунга “Земля и |
|“Защита власти и прав короля, |воля”. По вопросам тактики |
|необходимых для сохранения мира в |революционные народники делились на три|
|государстве”. После этой публикации |основных направления: пропагандисты во |
|Гоббс был вынужден покинуть Англию, |главе с П.Л.Лавровым, выступавших за |
|опасаясь преследований. Уже во Франции |путь длительной социалистической |
|он пишет свое самое значительное |пропаганды в народе как предварительной|
|произведение “Левиафан” (1651). Однако,|работы для свершения революции; |
|несмотря на определенно монархические |заговорщики (бланкисты) во главе с |
|взгляды Т.Гоббса, в период реставрации |П.Н.Ткачевым, которого Бердяев считал |
|он подвергался травле, а после его |“якобинцем, подобно партии большевиков |
|смерти написанное им было публично |проповедующим захват власти |
|сожжено. |“революционным меньшинством”; |
|По своим философским взглядам Гоббс был|народники-анархисты, теоретиками |
|представителем механистического |которых были М.А.Бакунин и |
|материализма и естественнонаучного |П.А.Кропоткин. |
|метода познания. Механистические |П.Л.Лавров (1823-1900) одним из главных|
|воззрения Гоббса обнаруживаются и в его|факторов исторического прогресса и |
|учении о государстве. Государство он |основой общества считал солидарность и |
|представляет себе как большой механизм,|кооперацию, заменяющих конкуренцию. |
|образовавшийся в результате движения и |Социология на основе субъективного |
|столкновения человеческих стремлений и |метода способна выявлять эволюцию форм |
|страстей. Первоначальным элементом |солидарности, исследовать общественные |
|государства, из которого надо исходить |идеалы, выдвигаемые наиболее развитыми,|
|при его изучении, по мнению Гоббса, |“критически мыслящими личностями” из |
|является отдельный, изолированный |среды интеллигенции. Такие личности - |
|человек, находящийся в естественном |двигатели социального и культурного |
|состоянии. Полемизируя с Аристотелем, |прогресса, и именно они призваны |
|Гоббс подчеркивает, что человек |работать в народе во имя его духовного |
|становится склонным к общественной |пробуждения и политического |
|жизни не по природе, а вследствие |освобождения. |
|воспитания. Он не согласен также и с |Развивая в “Исторических письмах” |
|Гуго Гроцием, утверждавшим, что по |теорию договорного происхождения |
|природе человеку свойственно стремление|государства, Лавров отвергал буржуазное|
|к общению с другими людьми. Гоббс |государство как недемократическое и |
|утверждает, что страх, а не |предлагал в качестве его альтернативы |
|“общежительный” инстинкт порождает |“рабочий социализм” - “царство |
|общество, что человек по своей природе,|солидарности трудящихся”. |
|сущности эгоистичен. Он считает, что |П.Н.Ткачев (1844-1885) также считал, |
|человек ищет не общения, а господства и|что крестьянская община является |
|что к другим людям его влечет не |готовым элементом социализма и что |
|любовь, а жажда славы и удовольствия. |русский народ гораздо ближе к нему, чем|
|Повсюду человек добивается только своей|народы Запада. Он отмечал: “Подготовить|
|выгоды и стремится избегать страданий, |революцию - это совсем не дело |
|но так как у всех людей, по словам |революционера. Ее подготовляют |
|Гоббса, силы одинаковы, то отсюда он |капиталисты, помещики, попы, полиция, |
|делает вывод, что по природе все люди |чиновники, консерваторы, прогрессисты. |
|равны: каждый в естественном состоянии |Революционер делает революцию”. |
|имеет право на все. Природа дала всем |Среди основных политических требований |
|все. Следуя логике Гоббса, можно |народовольцев были следующие: “замена |
|сделать вывод: люди в естественном |царской власти народоправлением”, созыв|
|состоянии пребывают в постоянной вражде|Учредительного собрания, всеобщее |
|друг с другом. Человек боится другого |избирательное право, демократические |
|человека как своего врага, ненавидит |свободы, передача земли крестьянам, |
|его, старается ему навредить. По словам|демократическое самоуправление |
|Гоббса (ставшим впоследствии |независимых общин и их союзный договор,|
|крылатыми), естественное состояние есть|национальное равноправие. Народники |
|состояние всеобщей войны - “войны всех |утверждали, что главным двигателем |
|против всех”. |прогресса являются “критически мыслящие|
|Жизнь человека в естественном состоянии|личности”. Теория “героев и толпы”, |
|одинока, бедна, груба, кратковременна. |автором которой был Н.К.Михайловский, |
|И если человек следует разуму, он |была очень популярна среди членов |
|должен стремиться выйти из |организации народников - |
|естественного состояния и искать мира |по-преимуществу молодых людей. В ней |
|во что бы то ни стало. |рассматривалась одинокая личность |
|Эти требования разума Т.Гоббс называет |“героя” как главного творца истории и |
|естественными законами. По его мнению, |революции, а “толпе” отводилась |
|первый естественный закон гласит: нужно|пассивная роль. Это была попытка |
|искать мира, нужно положить конец этому|объяснения возникновения массовых |
|состоянию всеобщей вражды человека к |движений через их подражание и |
|человеку. А для этого нужно заключить |психологическое “заражение” от сильной |
|общественный договор, который позволит |личности, своеобразная |
|выйти из естественного состояния и |социально-психологическая интерпретация|
|послужит основанием для новой формы |взаимоотношений лидера и массы. |
|взаимного общения людей - государства. |М.А.Бакунин (1814-1876) - основатель и |
|Но этот договор может стать средством |теоретик русского анархизма - приобрел |
|устранения всеобщей войны лишь в том |мировую известность на Западе. Наряду с|
|случае, если он будет выполняться. |вытеснением имени и идей Бакунина из |
|Поэтому второй естественный закон |философской литературы в советский |
|гласит: нужно соблюдать договоры. Это |период (что отчасти было вызвано его |
|соответствует естественному праву. Из |резким расхождением с Марксом по |
|этого закона природы Гоббс выводит ряд |проблемам революции, государства и |
|других законов, устанавливающих |диктатуры пролетариата), в массовом |
|обязанности человека, соблюдение |сознании происходило формирование |
|которых необходимо для достижения мира.|полукарикатурного облика анархиста как |
|Среди них он называет обязанность |“террориста”. Ошибочно отождествлять |
|проявлять благодарность, прощать |понятия “анархизм” и “анархия”. |
|прошлые обиды, проявлять уважение к |Анархизм противоположен не порядку и |
|другим, признавать равенство людей по |гармонии, а власти, насилию. “Анархия |
|природе и т.д. Таким образом, у Гоббса |есть хаос и дисгармония, т.е. уродство.|
|совпадают естественные законы |Анархизм есть идеал свободной, изнутри |
|нравственности с гражданскими |определяемой гармонии и лада”, - |
|добродетелями. |отмечал Н.А. Бердяев. |
|В естественном состоянии нет никаких |Философско-мировоззренческий принцип |
|запретов и права человека не |Бакунина, без которого невозможно |
|обеспечены. И чтобы избавиться от |понять его концепцию о государстве, - |
|невыносимого состояния всеобщей войны, |это “органическое”, целостное |
|люди, по мнению Гоббса, должны |восприятие организации жизни на основе |
|заключить договор, отказавшись от всех |единства человека, общества и |
|своих естественных прав в пользу одного|Вселенной. Нарушение этой гармонии |
|лица или одного собрания, безоговорочно|приводит к централизации аппарата |
|подчиняясь создаваемой ими |власти. Бакунин считал государство |
|государственной власти. |“самым циничным отрицанием |
|По мнению Гоббса, общественный договор |человечности, разрывающим солидарность |
|приводит к образованию общества и |наций, с рождением которого мир |
|государства одновременно. Общественный |политики стал ареной мошенничества и |
|договор представляет собой объединение |разбоя”. |
|каждого с каждым, это своего рода |Можно сказать, что у Бакунина |
|договор объединения, посредством |представлена доктрина “антивласти”, но |
|которого масса, толпа превращается в |не безвластия, а самоуправляющегося |
|организованное общество и образует |безгосударственного анархического |
|единое лицо. Так возникает государство |общества. Централизму власти |
|- новое лицо, “воля которого в силу |государства, различным формам |
|соглашения многих людей считается за |“государственного социализма” - |
|волю их всех, с тем, чтобы государство |авторитарного и регламентированного (к |
|могло распоряжаться силами и |которому он причислял и марксизм), |
|способностями отдельных членов в |противостоит в его концепции идеал |
|интересах общего мира и защиты”. “Тот, |безгосударственного анархического |
|кто является носителем этого лица, |социализма на началах самоуправления. |
|называется сувереном, и о нем говорят, |Бакунин понимал свой идеал |
|что он обладает верховной властью, а |“анархического социализма” как “новую |
|всякий другой является подданным” |организацию отечеств... на принципах |
|(Левиафан, гл.XVII). |свободной федерации индивидов - в |
|Люди устанавливают государственную |коммуны, коммун - в провинции, |
|власть на условиях полного и |провинций - в нации, наций - в |
|безоговорочного подчинения. Или |Соединенные Штаты Европы, СШЕ - в |
|неограниченная, абсолютная |соединенность всего мира”. Такая |
|государственная власть, или то |организация общества в его модели |
|состояние анархии, которое существовало|мыслилась на началах свободы, |
|до возникновения государства, ничего |равенства, справедливости всех |
|третьего не дано. |трудящихся, а “весь социальный вопрос |
|Государственная власть, по учению |социально-революционных анархистов” |
|Гоббса, едина и ничем не ограничена. |заключался в воспитании и образовании |
|Она действует бесконтрольно и |народа. Возможно, некоторые идеи |
|безответственно. Она стоит над законами|Бакунина - утопичны, но он обозначил |
|гражданскими, которые от нее только и |важную проблему политологии: о |
|могут получить силу. Она подобна душе в|соотношении государственной власти, |
|теле человека. |местного управления и самоуправления, |
|Организация государственной власти |т.е. “вертикального” и |
|может быть, по Гоббсу, различной. |“горизонтального” управления. |
|Верховная власть может принадлежать |2. Избирательная система |
|одному лицу (монархия), лучшим |Избирательная система - это совок |
|(аристократия), может быть организована|правил, приемов и процессов, |
|и демократически. Но во всех случаях |обеспечивающих и регулирующих |
|вся полнота власти целиком должна |легитимное становление гос |
|находиться в руках того лица или того |представительных органов полит власти. |
|органа, которому она передана. Никаких |В каждой стране избирательная система |
|“смешанных” правлений, при которых |формируется на основе зак-ва, кот |
|король делил бы свою власть с властью |детализирует основные положения |
|одного собрания, Гоббс не допускает. Он|относительно данной системы, |
|также считает невозможным какое-либо |зафиксированные в конституции страны. |
|разделение власти между различными |Типы избирательных систем. Существуют |
|органами государства. |два основных типа изб систем: |
|2. Политическое сознание и его типы |мажоритарная и пропорциональная. |
|Политическое сознание - это осознание |Мажоритарная характер тем, что |
|сферы политики социальными субъектами |избранным в тот или иной выборный орган|
|(индивидами, группами, общностями и |считается кандидат (список кандидатов),|
|др.). |набравший предусмотренное законом |
|Политическое сознание взаимосвязано и |большинство голосов. Большинство бывает|
|взаимодействует с другими формами |разным. Существуют изб системы, |
|общественного сознания: экономическими |требующие абсолютного большинства (50% |
|воззрениями, правовыми теориями и |+ 1 голос и более). Мажорит система |
|нормами, философскими учениями, |относит большинства означает, что |
|нравственными концепциями, |побеждает на выборах тот, кто набирает |
|эстетическими ценностями, |голосов больше, чем каждый из его |
|художественными взглядами. |соперников. |
|Можно выделить следующие функции |Пропорциональная система означает, что |
|политического сознания: |мандаты распределяются четко |
|Регулятивная функция. Политическое |пропорционально числу поданных голосов.|
|сознание регулирует социальное |Существуют два вида пропорциональных |
|поведение людей на основе восприятия |систем: |
|действительности, а также на основе |пропорциональная система на общегос |
|совокупности вырабатываемых им |уровне. В этом случае изб голосуют за |
|политических идей, норм, представлений |полит партии в масштабах всей страны. |
|и убеждений. |Изб округа не выделяются; система, |
|Познавательно-информационная функция. |основывающаяся на многомандатных |
|Механизм современной жизни таков, что |округах. В этом случае депутатские |
|люди вынуждены постоянно делать выбор, |мандаты распределяются на основе |
|в том числе и политический. Все это |влияния полит партий в изб округах. |
|подталкивает их к познанию мира | |
|политики, к получению политической | |
|информации. Политическое сознание в | |
|этом плане признано помочь людям | |
|усвоить политические знания и | |
|информацию, определить свое место в | |
|общественно-политической жизни и | |
|правильно в ней ориентироваться. | |
|Оценочная функция. Именно на основе | |
|оценки политической действительности | |
|люди формулируют свои политические | |
|взгляды, убеждения, позиции. | |
|Мобилизующая функция. Посредством этой | |
|функции политическое сознание побуждает| |
|людей к политически ориентированному | |
|поведению, к участию в общественной | |
|жизни ради отстаивания своих социально-| |
|политических интересов . | |
|Политическое сознание существует на | |
|различных уровнях и в различных формах.| |
| | |
|В политическом сознании можно выделить | |
|следующие уровни: | |
|Государственный: на данном уровне | |
|осуществляются выработка и обоснование | |
|официальной политики. “Государственное”| |
|сознание регулирует политические | |
|отношения путем выработки различных | |
|законопроектов, программ, конституций и| |
|т.д. На данном уровне политического | |
|сознания наиболее последовательно | |
|защищаются существующие политические | |
|порядки и принципы управления. | |
|Теоретический: данный уровень | |
|политического сознания представлен | |
|различного рода концепциями, идеями, | |
|воззрениями, имеющими политический | |
|характер. Осознание политики на | |
|теоретическом уровне позволяет: | |
|а) ставить и решать ее важнейшие цели и| |
|задачи - как фундаментальные | |
|(стратегические), так и текущие | |
|(тактические); | |
|б) определять средства и методы их | |
|достижения; | |
|в) определять направления и пути | |
|организационно-политического | |
|обеспечения в ходе решения назревших | |
|проблем; | |
|г) вырабатывать концептуальные подходы | |
|к социальному контролю за ходом | |
|выполнения политических решений и | |
|целевых программ; | |
|д) корректировать политику с учетом | |
|данных практического опыта. | |
|Эмпирический: этот уровень | |
|политического сознания базируется на | |
|непосредственной практике, участии в | |
|политическом процессе различных | |
|социальных общностей. Данный уровень | |
|отражает политическую действительность | |
|в форме ощущений, иллюзий, переживаний,| |
|представлений. | |
|Обыденный: данный уровень тесно связан | |
|с эмпирическим уровнем, но в то же | |
|время в сравнении с ним имеет ряд | |
|отличий. Так, эмпирический уровень | |
|характеризует практический опыт | |
|субъекта. Обыденный же уровень | |
|характеризует совокупность возникающих | |
|непосредственно из будничной жизни | |
|идей, взглядов общественного класса, | |
|социального слоя или группы людей. | |
|Обыденный уровень политического | |
|сознания отличается от эмпирического и | |
|тем, что имеет идеологические и | |
|теоретические элементы. Данному уровню | |
|присущи ярко выраженные | |
|социально-психологические черты: | |
|настроения, чувства, эмоции. Это | |
|придает ему особую динамичность, | |
|способность чутко реагировать на | |
|изменения политической ситуации. | |
|Формами политического сознания | |
|выступают специализированное и массовое| |
|политическое сознание. | |
|Специализированное сознание - это, как | |
|правило, идеологически однородное | |
|сознание. Главное в этой форме - | |
|выработка, развитие и внедрение в | |
|сознание рядовых представителей | |
|общественного класса, социальной группы| |
|и т.д. определенных ориентаций и | |
|установок. Носители специализированного| |
|сознания - прежде всего политические | |
|партии и иные политические организации | |
|и объединения. | |
|Массовое политическое сознание выражает| |
|опосредованно уровень и содержание | |
|потребностей общества. Оно отражает | |
|также характер знаний общества о | |
|политической действительности. Массовое| |
|политическое сознание весьма динамично.| |
|Оно испытывает на себе воздействие | |
|множества факторов: различные | |
|социальные потрясения, содержание | |
|конкретной исторической ситуации и | |
|многое другое. | |
| |Б 6 |
| |1. Аристотель о происхождении |
| |государства и формах гос устройств |
| |Учеником Платона был Аристотель. Его |
| |учение более реалистично, чем учение |
| |Платона — его учителя, поскольку он |
| |обобщил опыт функционирования 158 |
| |греческих полисов. Свои выводы он |
| |изложил в работе «Политика». |
| |Аристотель отрицал возможность |
| |существования идеального государства, |
| |так как полагал, что, государство есть |
| |результат естественного развития, а не |
| |божественного промысла. Философ считал,|
| |город-государство высшей формой общения|
| |людей, отражением сущности человека как|
| |«политического животного», в котором |
| |заложено инстинктивное стремление к |
| |совместному проживанию, отражением чего|
| |являются семья, община и, наконец, |
| |государство. Главная цель государства -|
| |достижение «лучшей жизни», общего блага|
| |для всех граждан. Государство |
| |Аристотеля менее едино, чем у Платона. |
| |В нем есть место частной собственности,|
| |семье. По Аристотелю государство |
| |воплощение справедливости, закона, |
| |сфера выражения общего интереса |
| |свободных, граждан. Однако не все |
| |существующие формы государства способны|
| |в равной мере справедливо распределять |
| |блага согласно достоинству лиц. Формы |
| |государственного устройства Аристотель |
| |классифицировал по двум критериям: 1) |
| |количество правящих и 2) цели |
| |правления. Монархию, аристократию и |
| |политию он считал правильными формами, |
| |поскольку в них правители преследуют |
| |общее благо всех граждан. Неправильные |
| |формы государства (тирания, олигархия, |
| |демократия) служат корыстным интересам |
| |правителей. Лучшей формой государства |
| |Аристотель называя политию — правление |
| |большинства, обладающего имущественным |
| |и образовательным цензом. Политая была |
| |конкретной формой воплощения идеи о |
| |смешанном режиме, который воплощает все|
| |лучшие черты аристократии (добродетель |
| |правителей), олигархия (богатство), |
| |демократии (свобода). Говоря |
| |современным языком, полития — это |
| |правление в интересах среднего класса. |
| | |
| |2. Группы давления или интересов. |
| |Лоббизм. |
| |Наряду с явными формальными |
| |политическими субъектами такими, как |
| |государственный аппарат, партии, |
| |политические элиты, политические лидеры|
| |в политическом процессе участвуют и |
| |скрытые, косвенные неформальные |
| |субъекты. Эти субъекты получили |
| |название «группы давления». Группы |
| |давления — это добровольные |
| |общественные объединения людей, |
| |формирующиеся с целью выражения и |
| |отстаивания своих интересов с помощью |
| |целенаправленного воздействия на |
| |институты публичной власти. |
| |Группы давления известны на протяжении |
| |всей политической истории, однако, |
| |наибольшего распространения они |
| |достигают в условиях рынка и зрелого |
| |гражданского общества. Детальная |
| |стратификация дает множество |
| |заинтересованных групп со своими |
| |экономическими, профессиональными и |
| |иными запросами, политическим |
| |обеспечением которых и занимается |
| |каждая группа давления. |
| |Наиболее яркой формой проявления |
| |деятельности групп давления является |
| |лоббизм. Слово «lobbi» в английском |
| |языке означает крытую прогулочную |
| |площадку, коридор. С XVII века этим |
| |термином стали называть вестибюль, |
| |коридор, прогулочную площадку в палате |
| |общин, иначе говоря, — кулуары |
| |парламента. Политическое значение этот |
| |термин приобрел в США, где он означал |
| |покупку за деньги голосов, деятельность|
| |лиц, оказывающих давление на членов |
| |парламента в пользу того или иного |
| |политического решения, имеющего важные |
| |экономические последствия. Практика |
| |лоббизма нередко выражалась в прямом |
| |или скрытом подкупе представителей |
| |властных структур. Лоббирование |
| |интересов в такой форме ставило под |
| |сомнение легальность статуса подобной |
| |деятельности. В дальнейшем в |
| |большинстве стран мира были установлены|
| |жесткое нормативное регулирование и |
| |контроль деятельности лоббистских |
| |групп. В современном мире группы |
| |давления имеют самое широкое |
| |распространение и оказывают глубокое |
| |влияние на все стороны общественной |
| |жизни. В политической сфере наиболее |
| |сильно ощущается влияние групп |
| |давления, объединяющих различные |
| |категории и социальные слои населения: |
| |союзы предпринимателей, торговцев, |
| |фермеров, молодежи, национальных |
| |меньшинств, женщин, наемных работников |
| |и т. д. Как и массовые партии, массовые|
| |группы давления пытаются объединить |
| |максимально возможное число членов, так|
| |как сила группы принципиально |
| |определяется ее численностью. |
| |Численность группы в тысячи или даже |
| |миллионы людей требует наличия сильной |
| |иерархической организации. |
| |Группы давления действуют на двух |
| |различных уровнях. С одной стороны, они|
| |оказывают прямое давление на |
| |правительственные органы — Кабинет |
| |министров, членов парламента и |
| |высокопоставленных чиновников. С другой|
| |стороны, они оказывают непрямое |
| |давление на общественность с целью |
| |создания общественного мнения. |
|Б 8 |Б 24 |
|1. особ общ-полит. мысли в средние |1. Полит режим |
|века. |Юридически Пол режим – системы |
|В средние века господствовала |конституационных (законных) порядков и |
|теологическая форма мышления. Учение |конкретное воплощение их в жизнь. |
|Фомы Аквинского о божественном |Социологически Пол. Режим( лат.-порядок|
|происхождении государства и власти, |управления) – специальный механизм |
|моральном характере правления и другие |соединения власти, общества и граждан, |
|вопросы оказали заметное влияние на |который функционирует в рамках |
|политическое знание. |политической системы общества, |
|2. личность в политике |преследуя цели ее стабилизации, |
|Личность в политике — субъект |воспроизводства, опираясь на социальные|
|осознанной, целесообразной |интересы и используя различные |
|деятельности, выражающий и реализующий |методы.Политический режим это система |
|интересы политических сил в единстве с |методов приемов, средств осуществления |
|собственными интересами, интегрирующий |гос полит власти. Демократический режим|
|их в единое целое (государственное, |– самый прогрессивный полит порядок, тк|
|партийное, общественно-политическое, |создает условия для свободы личности, |
|международное и др.). |ее творчества, самовыражения во всех |
|Личность является основным субъектом |сферах. Можно выделить признаки : 1. |

Новинки рефератов ::

Реферат: Методика исправления речевых недостатков у актёров (Искусство и культура)


Реферат: "Окаянные дни" в судьбах и творчестве И. Бунина и А. Куприна (Литература : русская)


Реферат: Страхование жизни (Страхование)


Реферат: Гитлеровская диктатура в Германии (История)


Реферат: Огюст Конт как основатель позитивной социологии (Социология)


Реферат: Великая отечественная война на территории Беларуси 1941-1945гг. (История)


Реферат: Святки (Религия)


Реферат: Алкоголизм, табакокурение и наркомания. Подверженность молодежи к алкоголизму (Социология)


Реферат: О кризисе современной исторической науки (История)


Реферат: Петр Толстой (История)


Реферат: Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ (Государство и право)


Реферат: Начало самодержавия в России, государство Ивана IV (История)


Реферат: Автоматическая сварка под слоем флюса (Технология)


Реферат: Внешняя политика и экономические связи Японии послевоенного периода (История)


Реферат: Информация и общество. Проблема информатизации общества (Социология)


Реферат: Формирование у учеников ответственного отношения к учебе во время самостоятельной работы (Педагогика)


Реферат: Организация Варшавского договора (Политология)


Реферат: Договор комиссии (Гражданское право и процесс)


Реферат: Николай Второй Александрович (Исторические личности)


Реферат: Внутригрупповое взаимодействие, как социальный процесс (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист