GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Мышление, его виды и формирование (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Мышление, его виды и формирование (Психология)


Мышление - верх блаженства и радость
жизни, доблестнейшее занятие человека.
Аристотель



МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМИРОВАНИЕ



Содержание


1. Общее понятие о мышлении.
2. Мыслительные процессы.
3. Суждение и умозаключение
4. Понятие. Усвоение понятий.
5. Понимание. Решение мыслительных задач.
6. Виды мышления.
7. Индивидуальные различия в мышлении.
8. Формирование мышления у детей.
9. Список литературы.


1. Общее понятие о мышлении

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и
отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и
восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом
пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать
лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.
Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид
умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений,
закономерных связей и отношений между ними.
Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что
человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно,
опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное.
Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения,
восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания.
Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание
общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все
свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и
проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение
относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных
объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже
восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет
обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона,
сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения,
выраженные словом.
Мышление - высшая ступень познания человеком действительности.
Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления.
Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим
миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается
мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации
является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед
человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт
сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе
преобразует мир.
Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и
восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли
- сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении
предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и
установлении существенного, общего для многих предметов.
Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов,
проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач
всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений
иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как
правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания,
терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только
познавательный, но и эмоционально-волевой.
Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль
становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и
письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде
системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные
средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы,
электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко
используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства
передачи информации.
Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и
реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей
друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности.
Мышление и речь (язык) едины.
Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно рече-
слуховыми и рече-двигательными.
Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью
людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий
действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо
задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и
развития мышления, а также критерий истинности мышления.
Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической
деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при
ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в
коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных
связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных
связей в новом сочетании.

2. Мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение
разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-
либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной
деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение,
абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из
логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от
характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.
Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное
выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей,
свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две
взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как
практическим, так и умственным.
Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В
трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и
явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных
операций анализа и синтеза.
Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений.
Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо
выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено
сравнение.
Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним,
или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней
- поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от
внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому,
от явления к сущности.
Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых
признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек
мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его
изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них.
Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном
отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей
и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного,
конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного
теоретического мышления.
Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно
связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и
абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо
результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует
отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть
закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.
Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях
общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

3. Суждение и умозаключение

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение
- это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и
отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.
Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для
того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти
ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический
смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению.
Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.
Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое
знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают
индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Индуктивное умозаключение - это умозаключение от единичного (частного)
к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их
человек делает общий вывод.
Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют
дедукцией, а вывод - дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из
общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или
единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило
или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.
Умозаключение по аналогии - это умозаключение от частного к частному.
Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства
двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих
предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе
создания многих гипотез, догадок.

4. Понятие. Усвоение понятий

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме
понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность. Понятие - есть
отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть,
нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими
предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и
умозаключений о нём.
Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом
мозга, высшей ступенью познания мира.
Каждое новое поколение людей усваивает научные, технические,
моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом в процессе
исторического развития.
Усвоить понятие - это значит осознать его содержание, уметь выделять
существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди
других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь
пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

5. Понимание. Решение мыслительных задач

Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании объектов
мышления и в решении на этой основе разнообразных мыслительных задач.
Понимание - процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом
понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь
людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т.д.
Понимание может быть включено в процесс восприятия объекта и
выражаться в узнавании, осознании его, оно может осуществляться и вне
восприятия.
Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач.
Действуя, человек решает разнообразные задачи. Задача представляет
собой ситуацию, которая определяет действие человека, удовлетворяющего
потребность путём изменения этой ситуации.
Сущность задачи состоит в достижении цели. Сложные задачи человек
решает в несколько этапов. Осознав цель, вопрос, возникшую потребность, он
затем анализирует условия задачи, составляет план действий и действует.
Одни задачи человек решает непосредственно, путём выполнения привычных
практических и умственных действий, другие задачи решает опосредованно,
путём приобретения знаний, необходимых для анализа условий задачи. Задачи
последнего типа называются мыслительными.
Решение мыслительных задач проходит несколько этапов. Первый этап -
осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет
задачи, нет вообще деятельности мышления.
Второй этап решения мыслительных задач - это анализ условий задачи. Не
зная условий, нельзя решить ни одной задачи, ни практической, ни
умственной.
Третий этап решения мыслительной задачи - само решение. Процесс
решения осуществляется посредством различных умственных действий с
использованием логических операций. Умственные действия образуют
определённую систему, последовательно сменяя друг друга.
Последним этапом решения мыслительных задач является проверка
правильности решения. Проверка правильности решения дисциплинирует
мыслительную деятельность, позволяет осмыслить каждый шаг её, найти
незамеченные ошибки и исправить их.
Умение решать мыслительные задачи характеризует ум человека, особенно,
если человек может решать их самостоятельно и наиболее экономными
способами.

6. Виды мышления

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают
слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида
мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и
абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей
задач - практических и теоретических.
Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач
в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной
практической деятельности людей. Практическое мышление это прежде всего
техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в
умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс
технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и
практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления
переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с
ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются
ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение
использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными
образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и
обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство
мысли и воли.
Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем,
что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.
Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном
на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе.
Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно
оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы,
представления в нём играют вспомогательную роль.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в
одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и
теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые
человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид
мышления.
Если мышление рассматривать в процессе развития его у детей, то можно
обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное,
потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое. Но особенности
каждого из указанных видов мышления у детей несколько иные, связь их проще.



7. Индивидуальные различия в мышлении

Виды мышления являются вместе с тем типологическими особенностями
умственной и практической деятельности людей. В основе каждого вида лежит
особое отношение сигнальных систем. Если у человека преобладает конкретно-
действенное или конкретно-образное мышление, это означает относительное
преобладание у него первой сигнальной системы над другой; если же человеку
наиболее свойственно словесно-логическое мышление, это означает
относительное преобладание у него второй сигнальной системы над первой.
Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они
устойчивы, их называют качествами ума.
Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только
особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов
(наблюдательность, творческое воображение, логическая память,
внимательность). Понимая сложные связи между предметами и явлениями
окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть
чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления - основные качества ума. К
ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту,
последовательность и некоторые другие мышления.
Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении
учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в
соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкости мышления
противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно
воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум -
это ленивый ум. Гибкость ума - обязательное качество людей творчества.
Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и
находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает
его самокритичность, т.е. умение человека видеть сильные и слабые стороны
своей деятельности вообще и умственной в частности.
Другие качества ума - глубина, широта и последовательность также имеют
важное значение. Человек глубокого ума способен "доходить до корня",
вникать в сущность предметов и явлений. Люди последовательного ума умеют
строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность
какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.
Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе,
а также путём настойчивой работы над собой.

8. Формирование мышления у детей

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо
обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью.
К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления
элементарного мышления.
Основным условием развития мышления детей является целенаправленное
воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает
предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала
простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые
взрослыми, и действовать в соответствии с ними.
Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания
мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной
деятельности и изменении их по мере общего формирования личности.
Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности
- познавательные интересы.
Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его
деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.
Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий,
направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет,
находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды,
закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул,
принести игрушку и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит
действуя, его мышление наглядно-действенное.
Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-
действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить
обобщённо.
Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между
действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово.

Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в
дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления,
вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.
Мышление учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет) оперирует
знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных
учебных предметов - математики, физики, химии, истории, грамматики и др. -
учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями,
общими связями между ними.
В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с
тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под
влиянием изучения художественной литературы.
Обучаясь основам наук, школьники усваивают системы научных понятий,
каждое из которых отражает одну из сторон действительности. Формирование
понятий - процесс длительный, зависящий от уровня обобщённости и
абстрактности их, от возраста школьников, их умственной направленности и от
методов обучения.
В усвоении понятий существует несколько уровней: по мере развития
учащиеся всё ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного
понятием, легче обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия.
Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных
случаев, взятых из личного опыта школьников или из литературы. На втором
уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия. Границы понятия
учащиеся то сужают, то излишне расширяют. На третьем уровне учащиеся
пытаются дать развёрнутое определение понятия с указанием основных
признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвёртом уровне
происходит полное овладение понятием, указание его места среди других
моральных понятий, успешное применение понятия в жизни. Одновременно с
развитием понятий формируются суждения и умозаключения.
Для учащихся 1-2 классов характерны суждения категорические,
утвердительной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не
доказывают своих суждений. В связи с увеличением объёма знаний и ростом
словаря у школьников 3-4 классов появляются суждения проблематические и
условные. Учащиеся 4 класса может рассуждать, опираясь не только на прямые,
но и на косвенные доказательства, особенно на конкретном материале, взятом
из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники употребляют также
разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают.
Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли.
Суждения с предположением выражения, допущения, сомнения и т.д. становятся
нормой в их рассуждениях. С одинаковой лёгкостью старшие школьники
пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по
аналогии. Самостоятельно могут ставить вопрос и доказывать правильность
ответа на него.
Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с
овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями
зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в
этом направлении.

9. Список литературы

1. Психология. под ред. А.А. Зарудной, Минск, "Вышэйшая школа", 1970
г.
2. Как заниматься самовоспитанием. А.И. Кочетов, Минск, "Вышэйшая
школа", 1986 г.



21.03.98 г.




Реферат на тему: НЛП: репрезентативные системы и общение людей
Московский Государственный Институт Международных Отношений МИД РФ

Кафедра Философии



Информационно-аналитическая справка
на тему


“НЛП: репрезентативные системы и общение людей.”



студента 14-ой группы 1-го курса МЭО



Научный руководитель:
доцент Самарин А. Н.



Москва, 1998
План.
1. Введение.
2. Что такое нейролингвистическое программирование?
3. Двери восприятия.
4. Репрезентативные системы.
5. Предпочитаемые репрезентативные системы.
6. Ведущая система.
7. Синестезия, наложение и перевод.
8. Язык и репрезентативные системы.
9. Предикаты.
10. Глазные сигналы доступа.
11. Другие сигналы доступа.
12. Заключение.



1. Введение.

Собственно, сесть за написание этой работы меня заставила, помимо желания
сдать зачет по психологии досрочно, совокупность интересных фактов,
полученная при наблюдении за разными людьми. Очень часто можно услышать
разговор наподобии того, что демонстрируют Джон Гриндер и Ричард Бэндлер у
себя на семинарах:
- Вы знаете, доктор, мне очень тяжело. Похоже, я не смогу сам это
одолеть.
- Я это вижу, мистер Гриндер.
- Такое ощущение, что я как-то не так обращался со своими детьми. Я
думаю, вы поможете мне уловить это.
- Я представляю, что вы имеете ввиду. Сосредоточимся на одном из
конкретных аспектов. Постарайтесь дать мне свою собственную перспективу,
свой взгляд на происшедшее.
- Но...знаете...я чувствую...я что-то не могу собрать все это...
- Я понимаю. Для меня важно - что стало ясным из вышего красочного
описания - для меня важно, чтобы мы видели дорогу, по которой мы пойдем
вместе.
- Я пытаюсь рассказать вам о том, что моя жизнь была полна тяжелейших
событий. И я стараюсь найти способ...
И так далее, несоответствие полное.
Когда я впервые стал обращать внимание на подобные моменты, я,
естественно, не знал ни о Гриндере, ни о Бэндлере, ни о НЛП. Мне стало
интересно, почему у людей, говорящих на одном языке, иногда чувствуется
какое-то несоответсвие. Пытаясь найти хоть что-нибудь по этому вопросу, я и
наткнулся на нейролингвистическое программирование. НЛП достаточно стройно
объясняет причины возникновения подобных проблем и пути их решения. И мне в
своей работе остается только изложить их.

2. Что такое нейролингвистическое программирование?

Так что же это такое - НЛП? Какие идеи стоят за этим названием?
НЛП - это искусство и наука о личном мастерстве. Исскуство, потому что
каждый вносит свою уникальную индивидуальность и стиль в то, что он делает,
и это невозможно отразить в словах и технологиях. Наука, потому что
существует метод и процесс обнаружения паттернов, используемых выдающимися
личностями в любой области для достижения выдающихся результатов. Этот
процесс называется моделированием, и обнаруженные с его помощью паттерны,
умения и техники находят все более широкое применение в разных сферах
деятельности. Одной из основных сфер деятельности НЛП является повышение
эффективности коммуникаций между людьми.

3. Двери восприятия.

Если у замкнутого цикла коммуникации и есть какое-то начало, то это
начало - наши ограны чувств. Как подчеркивал Олдос Хаксли, двери восприятия
- это наши органы чувств: наши глаза, нос, уши, рот и кожа - это наша
единственная точка контакта с внешним миром.
Но даже эти точки контакта - это не совсем то, что нам кажется. Возьмите,
например, глаза - ваши “окна в мир”. На самом деле это не “окна”, и даже не
фотокамера. Вы когда-нибудь интересовались тем, почему фотокамера никогда
не может ухватить существо визуального образа, который вы видите? Глаза
являются значительно более утонченным инструментом, чем фотокамера.
Отдельные рецепторы, палочки и колбочки сетчатки реагируют не на сам свет,
а на изменения и различия в свете.
То, что мы видим, проходит сложную серию активных фильтров восприятия. То
же самое верно и для других каналов восприятия. Мир, который мы
воспринимаем, это не реальный мир, это не реальная территория. Это карта,
составленная нашей неврологией. То, на что мы обращаем внимание на этой
карте, проходит дальнейшую фильтрацию через наши убеждения, интересы и
предпочтения. Некоторые люди могут пользоваться своими органами чувств
лучше, чем остальные. Эта способность замечать больше и делать более тонкие
различения во всех каналах восприятия может значительно обогатить нашу
жизнь и является важным умением во многих областях деятельности, в том
числе и коммуникациях.

4. Репрезентативные системы.

Коммуникация начинается с наших мыслей, и мы используем слова, тон голоса
и язык телодвижений для того, чтобы передать их другому человеку. А что
такое мысли? Существует множество различных научных ответов, и все же
каждому из нас хорошо знакомо то, что представляет наше собственнное
мышление. Один полезный способ думать о мышлении заключается в том, чтобы
думать, что мы используем наши органы чувств внутренним способом.
Когда мы думаем о том, что видим, слышим и ощущаем, мы воссоздаем эти
картины, звуки и ощущения внутри себя. Мы вновь переживаем информацию в той
сенсорной форме, в которой мы первоначально ее воспринимали. Иногда мы
осознаем, что мы делаем, иногда нет. Можете ли вы, например, вспомнить,
куда вы ездили в свой последний отпуск?
Итак, как вы это вспомнили? Может быть, картинка того места всплыла в
вашей голове? Возможно, вы произнесли название или услышали звуки,
сопутствовавшие отдыху. Или, может быть, вы воспроизвели свои ощущения.
Мышление является настолько очевидным и банальным действием, что мы никогда
не задумываемся о нем. Мы предпочитаем думать о том, о чем мы думает, а не
о том, как мы думаем. Мы также предполагаем, что другие люди думают точно
так же, как и мы.
Одним из способов, которым мы думаем, заключается в сознательном или
бессознательном воспроизведении картин, звуков, ощущений, вкусов и запахов,
которые мы переживали. Посредством языка мы можем даже создать разнообразие
сенсорных переживаний без того, чтобы переживать их в действительности.
прочитайте следующий абзац настолько медленно, насколько вы с удобством
можете это сделать.
Задумайтесь на минуту о прогулке в сосновом лесу. Деревья возвышаются над
вами, обступая со всех сторон. Вы видите краски леса вокруг себя, и солнце,
пробиваясь сквозь листья деревьев и кустарников, отбрасывает тени и создает
мозаику на траве. Вы проходите сквозь луч солнца, прорвавшийся сквозь
прохладную крону из листьев над вашей головой. И, продвигаясь дальше, вы
начинаете осознавать безмолвие, нарушаемое лишь пением птиц да
похрустываением под ногами, когда вы наступаете на сухие ветки, шорохом
ваших ног, ступающих по мягкому ковру леса. Время от времени раздается
резкий треск, когда вы случайно ломаете сухую ветку, попавшую вам под ноги.
Вы протягиваете руку и прикасаетесь к стволу дерева, ощущая шероховатость
коры под своей ладонью. Постепенно вы обращаете внимание на легкий ветерок,
ласкающий ваше лицо, и замечаете ароматный запах сосновой смолы,
пробивающийся сквозь другие, более грубые запахи леса. продолжая прогулку,
вы вспоминаете, что ужин будет скоро готов, и это будет одно из ваших самых
любимых блюд. И вы уже почти чувствуете вкус пищи во рту в предвкушении.
Чтобы осмыслить этот последний абзац, вы прошли через все эти переживания
в своей голове, используя свои органы чувств внутренним способом, чтобы
репрезентировать данные переживания, которые были вызваны в вашем
воображении с помощью слов. Возможно, вы создали эту сцену достаточно
отчетливо, чтобы представить себе запах леса в уже воображаемой ситуации.
Если вы когда-нибудь гуляли в сосновом лесу, то, вероятно, запомнили
особенные переживания, связанные с этой прогулкой. Если же с вами никогда
этого не случалось, то, наверное, вы сконструировали этот опыт из других
похожих переживаний или использовали материалы телевизионных передач,
фильмов, книг или других истчников. Ваше переживание было сочетанием
воспоминаний и воображения. Большая часть нашего мышления обычно
представляет собой смесь таких воспоминаний и сконструированных сенсорных
впечатлений.
Мы используем одни и те же неврологические пути для внутренней
репрезентации опыта и для непосредственного его переживания. Одни и те же
нейроны генерируют электрохимические заряды, которые могут быть измерены.
Мысль имеет непосредственные физические проявления, мозг и тело
представляют собой одну систему. Представьте себе на мгновение, что вы
едите свой любимый фрукт. Фрукт может быть воображаемым, а вот
слюноотделение - нет.
Мы используем свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать
мир, и внутренним способом, чтобы “репрезентировать” (перепредставлять)
переживания самим себе. В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и
кодируем информацию в своем мозге, - картинки, звуки, ощущения, запахи и
вкусы - известны как репрезентативные системы.
Визуальная система может использоваться внешним способом, когда мы
разглядываем мир, или внутренним, когда мы визуализируем. Точно так же
аудиальная система может подразделяться на прослушивание внешних звуков или
внутренних звуков. Ощущения относятся к кинестической системе. Внешняя
кинестика включает тактильные ощущения: прикосновения, температуту,
влажность. Внутренняя кинестика включает воспоминаемые чувства, эмоции и
внутренние ощущения баланса и осознание состояния тела, известные как
проприоцептивные ощущения, которые сообщают нам о том, как мы движемся. Не
имея их, мы не смогли бы контролировать положение своего тела в
пространстве с закрытыми глазами.
Взуальная, аудиальная и кинестическая системы являются первичными
репрезентативными системами. Ощущения вкуса, вкусовая система, и запаха,
обонятельная система, не являеются столь же важными и часто включаются в
кинестическую систему. Они часто служат в качесте мощных и очень быстрых
связей с картинками, звуками и ощущениями, ассоциированными с ними.
Мы используем все три первичные репрезентативные системы постоянно, хотя
осознаем их не в равной степени, и имеем склонность отдавать предпочтение
одним по сравнению с другими. Например, многие люди имеют внутренний голос,
который возникает в аудиальной системе и создает внутренний диалог. Они
перечисляют аргументы, вторично прослушивают речи, подготавливают реплики
и, как правило, обсуждают различные вещи сами с собой. Тем не менее, это
лишь один из способов мышления.
Репрезентативные системы не являются взаимоисключающими. Можно
визуализировать сцену, иметь ассоциированные с ней ощущения и одновременно
слышать звуки, хотя может оказаться трудным обращать внимание на все три
системы в одно и то же время. Некоторая часть мыслительного процесса все же
останется неосознаваемой.
Чем больше человек поглощен своим внутренним миром картин, звуков,
ощущений, тем меньше он будет знать о том, что происходит вокруг него, как
тот знаменитый шахматист на международном турнире, который так углубился в
позицию, которую он видел своим внутренним взором, что съел два полных
обеда за один вечер. Он совершенно забыл, что ел первый раз. “Потерявшийся
в мыслях” - это очень удачное описание. Люди, переживающие сильные
внутренние эмоции, также оказываеются менее чувствительными к внешней боли.
Наше поведение возникает из смеси внутренних и внешних сенсорных
переживаний. В любой момент времени наше внимание сосредотачивается на
различных частях нашего опыта.

5. Предпочитаемые репрезентативные системы.

Мы постоянно используем все наши внешние каналы восприятия, хотя обращаем
внимание на один канал больше, чем на другой, в зависимости от того, что мы
делаем. В художественной галлерее мы будем использовать свои глаза, на
концерте - свои уши.И что удивительно, так это то, что когда мы думаем, мы
имеем склонность благоволить по отношению к одной, может быть двум,
репрезентативным системам независимо от того, о чем мы думаем. Мы способны
использовать все системы, но к возрасту 11 или 12 лет мы уже имеем явные
предпочтения.
Многие люди могут создавть ясные мысленные образы и думать главным
образом картинками. Другие находят эту точку зрения трудной. Они могут
долго толковать сами с собой, тогда как другие основывают свои действия
большей частью на своих ощущениях по отношению к ситуации. Когда человек
имеет тенденцию использовать традиционно один внутренний канал восприятия,
то этот канал называется в НЛП его предпочитаемой или первичной системой.
Вероятно, он оказывается более проницательным и способным делать более
тонкие различения именно в этой системе, а не в других.
Это значит, что некоорые люди оказываются естественным образом более
“талантливыми” в отдельных задачах и умениях, они научились и стали более
искусными экспертами в использовании одного или двух внутренних каналов
восприятия. Иногда какая-нибудь репрезентативная система является не столь
хорошо развитой, и это делает освоение определенных умений более трудным.
Например, музыка оказывается трудным искусством, если нет способности
отчетливо слышать звуки.
Ни одна из систем не является абсолютно предпочтительной, все зависит от
того, что вы хотите сделать. Атлеты нуждаются в хорошо развитом
кинестическом осознании; трудно стать хорошим архитектором, не имея
способности создавать ясные сконструированные мыслительные картинки.
Умение, объединяющее всех гениев, заключается в том, что они свободно
переходят от одной репрезентативной системы к другой и используют наиболее
подходящую из них для решаемой задачи.

6. Ведущая система.

Аналогично тому, как мы имеем предпочитаемую репрезентативную систему
для своего осознаваемого мышления, у нас есть предпочитаемые средства для
введения информации в свои осознаваемые мысли. Совершенная память содержала
бы полный набор картин, звуков, ощущений, запахов и вкусов первоначального
переживания, но мы предпочитаем обращаться только к одной части набора,
чтобы восстановить переживание. Вспомните свой отпуск.
Каким было первое возникшее ощущение?
Картинка, звук или ощущение?
Это ведущая система: внутренний канал, который мы используем в качестве
ключа доступа к памяти. Именно так информация достигает уровня осознания
разумом. Например, я могу вспоминать свои каникулы и начать с осознавания
ощущения расслабленности, которое я испытывал, но тот путь, по которому эти
воспоминания поступили в мозг изначально, мог быть картинками. В данном
случае моя ведущая система является визуальной, а моя предпочитаемая
система - кинестическая.
Ведущая система аналогична запускающей программе компьютера - незаметная,
но необходимая для работы компьютера в целом программа. Ее иногда называют
системой ввода, поскольку она поставляет материалы для сознательного
обдумывания.

7. Синестезия, наложение и перевод.

Богатство и размах наших мыслей зависит от наших способностей
устанавливать связи и передвигаться от одного способа мышления к другому.
Так, если моя ведущая система является аудиальной, а моя предпочитаемая
система - визуальная, я буду преимущественно вспоминать человека по звуку
его голоса, а затем думать о нем в картинках. Именно так я получаю
информацию ощущения по поводу этого человека.
Итак, мы получаем информацию в одном канале восприятия, но репрезентируем
ее внутри себя в другом канале. Звуки могут вызывать в воображении
визуальные воспоминания или абстрактные визуальные образы. Мы говорим о
цветовой тональности музыки, о теплых тонах, о кричащих цветах.
Одновременная и неосознаваемая свзяь между каналами восприятия называется
синестезией.
Синестезии представляют собой важную часть того, как мы думаем, а
некоторые из них оказываются настолько укоренившимися и широко
распространенными, что кажется, будто онии были вплетены в наш мозг с
самого рождения. Например, цвета часто связаны с настроением: красный - с
гневом, голубой - со спокойствием. актически и кровяное давление, и частота
пульса слегка возрастают в обстановке, в которой преобладает красный цвет,
и понижаются, если окружающая обстановка окрашена преимущественно в голубые
тона.

8. Язык и репрезентативные системы.

Мы используем язык для того, чтобы передавать другим свои мысли, так что
неудивительно, что те слова, которые мы используем, отражают тот способ,
которым мы думаем. Джон Гриндер рассказывает в своих лекциях о том времени,
когда они с Ричардом Бэндлером жили в загородном доме и вели группы по
гештальт-терапии. Ричарда рассмешил один человек, который сказал: “Я вижу,
что вы говорите”.
- Подумай об этом буквально, - сказал Ричард. - Что бы это могло значить?
- Ну хорошо, - ответил Джон. - Разберем это дословно, предположим, это
означает, что этот человек создает образы из значения слов, которые ты
произносишь.
Это была интересная идея. Когда они пришли в группу, они сразу же
попробовали совершенно новую процедуру. Они взяли зеленые, желтые и красные
карточки и обошли всех людей группы, спрашивая их о том, с какой целью они
сюда пришли. Те люди, которые использовали много слов и выражений,
описывающих ощущения, получили желтые карточки. Те, кто употреблял много
слов и фраз. описывающих слушание и звуки, получили зеленые карточки. Те же
представители группы, которые использовали слова и фразы, преимущественно
имеющие отношение к видению, получили красные карточки.
Затем следовало очень простое упражнение. Люди с совпадающим цветом
карточек должны были сесть поговорить друг с другом в течение пяти минут.
Затем они пересаживались и разговаривали с каким-нибудь обладателем
карточки другого цвета. Различия, которые они наблюдали в общении между
людьми, были удивительными. Люди с одним и тем же цветом карточек
устанавливали раппорт или ту атмосферу доверия, конфиденциальности,
участия, в которой люди могут взаимодействовать свободно, значительно
лучше.

9. Предикаты.

Мы используем слова, чтобы описать наши мысли: таким образом, наш выбор
слов будет показывать, какую репрезентативную систему мы используем.
Представьте себе трех человек, которые прочитали одну и ту же книгу.
Первый может отметить, как много он УВИДЕЛ в этой книге, как хорошо
подобраны примеры, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ предмет, и что она написана с БЛЕСКОМ.
Другому может не понравиться ТОН книги,ее РЕЗКИЙ стиль. Он, фактически,
не смог НАСТРОИТЬСЯ на идею автора и хотел бы ПОТОЛКОВАТЬ с ним об этом.
Третий почувствует, что предмет разбирается очень ВЗВЕШЕННО. Ему
импонирует манера, и он легко УХВАТИТ все новые идеи. Он ЧУВСТВУЕТ симпатию
по отношению к автору.
Они все читали одну и ту же книгу. Можно заметить, что каждый из них
выражает свое отношение к книге различными способами. Независимо от того,
что они думают о книге, их отличает то, как они думают о ней. Первый мыслит
картинками, второй - звуками, третий - ощущениями. Эти сенсорноопределенные
слова, прилагательные, наречия и глалолы - называются в литературе по НЛП
предикатами. Привычное использование одного вида предикатов будет указывать
на предпочитаемую репрезентативную систему человека.
Можно найти предпочитаемую ситему автора любой книги, обратив внимание на
тот язык, которым он пользуется. (Исключение составляют книги по НЛП, в
которых авторы могут предпринять более расчетливый подход к употребляемым
словам.) Классическая литература всегда содержит богатый и разнообразный
набор предикатов, используя все репрезентативные системы равным образом.
Такие слова, как “понимать”, “объяснять”, “думать”, “процесс”, не
являются сенсорноопределенными, и следовательно, оказываются нейтральными
по отношению к репрезентативным системам. В научных трудах авторы отдают
предпочтение именно нейтральным, а не сенсорноопределенным словам,
вероятно, неосознанно понимая, что сенсорноопределенные слова оказываются
более личностными по отношению к автору и читателю, и, следовательно, менее
“объективными”. Однако, нейтральные слова будут переводиться читателем
различными способами (кинестетичным, аудиальным, визуальным) и положат
начало множеству академических споров, зачастую по поводу этих слов. Каждый
будет уверен в том, что он прав.
Каждая репезентативная система имеет свой собственный “язык”. Если вы
способны понимать и говорить с человеком, используя “язык” предпочитаемой
им репрезентативной системы, то вы прокладываете путь к доверию, которое
очень важно для любых тесных взамоотношений.
Дже когда человек демонстрирует предпочтение одной репрезентативной
системы, это не означает, что он не использует и другие системы. Наоборот,
мы все используем все системы все время. Однако, вне зависимости от
привычек, в ответ на стрессовые ситуации, люди обычно зависят от свой
предпочитаемой системы, в которой они могут наилучшим образом различить
мир.

10. Глазные сигналы доступа.

Легко обнаружить, когда человек думает картинками, звуками или
ощущениями. Существуют видимые изменения, которые происходят в нашем теле,
когда мы думаем различными способами. Способ нашего мышления оказывает
влияние на наше тело, а то, как мы используем наше тело, действует на то,
как мы думаем.
Мы систематически передвигаем глазами в различных направлениях в
зависимости от того, как мы думаем. Неврологические исследования показали,
что движения глаз по горизонтали и вертикали оказываются связанными с
активацией различных частей головного мозга. Эти движения называют
латеральными движениями глаз в литературе по неврологии. В НЛП они
называются глазными сигналами доступа, потому что они являются визуальными
сигналами, которые позволяют нам понять, как люди получают доступ к
информации. Существует определенная внутренняя связь между движениями глаз
и репрезентативными системами, поскольку одни и те же паттерны оказываются
распространенными во все мире.
Когда мы визуализируем что-то из нашего прошлого опыта, наши глаза имеют
тенденцию перемещаться вверх и влево по отношению к нам. Во время
конструирования картинки из слов или в то время, когда мы пытаемся
“вообразить” себе нечто такое, что мы никогда раньше не видели, наши глаза
поднимаются вверх и вправо. Глаза перемещаются по горизонтали влево, когда
вмы вспоминаем звуки и по горизонтали вправо, когда мы конструируем их. При
получении доступа к ощущениям типичным является движение глаз вниз и
вправо. Когда мы разговариваем сами с собой, наши глаза чаще всего
находятся внизу слева. Расфокусированный взгляд прямо перед собой, когда
собеседник смотрит на вас и не видит вас, тоже говорит о визуализации.
Хотя в процессе мышления мы можем сознательно двигать глазами в любом
направлении, получение доступа к определенной репрезентативной системе
оказывается, но в общем случае, значительно более легким, если использовать
подходящие естественные движения глаз. Они представляют собой инструменты
тонкой настройки нашего мозга на определенную репрезентативную систему.
Обычно мы не осознаем свои латеральные движения глаз, и не существует
причин, заставляющих нас это делать, но “высматривать” информацию в
правильном месте - это полезное умение.
Сигналы доступа позволяют нам узнать, как другой человек думает, и важную
часть тренингов НЛП составляет наблюдение за глазными сигналами доступа
людей.
Движения глаз происходят очень быстро, и следует быть достаточно
наблюдательным, чтобы увидеть их. Они будут показывать последовательность
репрезентативных систем, которые человек использует, чтобы ответить на
поставленный вопрос. Например, отвечая на аудиальный вопрос о самой громко
скрипящей двери, человек может визуализировать каждую дверь, мысленно
почувствовать, как он ее открывает и затем услышать звук. Возможно, он
будет вынужден сделать это несколько раз, прежде чем даст ответ. Часто
человек будет обращаться сначала к своей ведущей системе, чтобы ответить на
вопрос.

11. Другие сигналы доступа.

Движения глаз не являются единственными сингалами доступа, хотя,
вероятно, их легче всего заметить. Так как тело и мозг неразделимы, то
способ мышления всегда проявляется в чем-нибудь, и это можно увидеть, если
знать куда смотреть. В частности, это проявляется в паттернах дыхания,
цвете кожи и позе.
Человек, думающий визуальными образами, обычно будет говорить быстрее и
более высоким тоном, чем тот, который думает по-другому. Образы возникают в
голове быстро, и приходится говорить быстро, чтобы успевать за ними.
Дыхание будет верхним и более поверхностным. Часто наблюдается повышенное
напряжение мускулатуры, в частности, в плечах, голова высоко поднята, а
лицо бледнее обычного.
Те люди, оторые думают звуками, дышат всей грудью. Часто возникают мелкие
ритмические движения тела, а тон голоса чистый, выразительный,
резонирующий. Голова балансирует на плечах или слегка наклонена к одному из
них, как бы прислушиваясь к чему-то.
Люди, которые разговаривают сами с собой, будут часто склонять голову в
одну сторону, подпирая ее рукой или кулаком. Это положение известно под
названием “телефонная поза”, потому что она выглядит так, как будто человек
говорит по невидимому телефону. Некоторые люди повторяют то, что они только
что услышали, в такт своему дыханию, и можно увидеть как шевелятся их губы.
Кинестический доступ характеризуется глубокими низким дыханием в области
живота, часто сопровождающимися мускульным расслаблением. С низким
положением головы связан голос низкой тональности, и человек будет говорить
медленно, с длинными паузами. “Мыслитель” - скульптура Родена - несомненно
думает кинестически.
Движения и жесты также расскажут о том, как человек думает. Многие люди
будут указывать на тот орган чувств, который они испрользуют внутренним
образом: они покажут на свои уши, прислушиваясь к звукам внутри себя,
покажут на глаза, визуализируя, или на живот, если испытывают сильные
ощущения. Эти знаки говорят не о том, о чем думает человек, а о том, как он
это делает. Это язык телодвижений в более рафинированной и утонченной
форме, чем обычно принято его интерпретировать.

12. Заключение.

Идеи репрезентативных систем - это очень полезный способ понимания того,
как различные люди думают, а чтение сигналов доступа является бесценным
искусством для тех, кто хочет улучшить свои коммуникации с другими людьми.
Это важно для терапевтов и преподавателей. Терапевт может начать понимать,
как его клиенты думают, и обнаружит, каким образом они могли бы это
изменить. Преподаватель может определить, какие способы мышления работают
лучше всего в разных ситуациях, и учить именно этим успешным сособам.
Существует множество теорий о психологических типах, основанных на
физиологии и способах мышления. НЛП предлагает другую возможность.
привычные способы мышления оставляют свой отпечаток на теле. Эти
характерные позы, жесты и паттерны дыхания становятся привычными для
человека, который думает преимущественно одним способом. Другими словами,
человек, который говорит быстро, голосом высокой тональности, имеющий
довольно частое и верхнее дыхание и напряжение в области плечевого пояса,
вероятно, является человеком, который думает главным образом картинками.
Человек, который говорит медленно, низким голосом, сопровождая речь
глубоким дыханием, по-видимому, в значительной степени полагается на свои
чувства.
Разговор между человеком, думающим визуально, и человеком, мыслящим
ощущениями, может стать серьезным испытанием для обеих сторон. Визуально
мыслящий будет нетерпеливо перебирать ногами, в то время как кинестический
собеседник буквально “не сможет увидеть”, почему тот вынужден идти так
быстро. Тот, кто сможет приспособиться к способу мышления другого человека,
получит лучшие результаты.
Однако все эти обощения должны быть преверены в наблюдениях и на опыте.
НЛП не является еще одним способом развешивания ярлыков на людей и деления
их на типы. Сказать, что кто-то относится к визуальному типа, не более
полезно, чем заявить, что у него рыжие волосы.
Некоторые люди начинают категоризировать себя и людей в терминах
первичных репрезентативных систем. Сделать такую ошибку - значит, угодить в
ловушку традиционной психологии: выдумать набор категорий и затем впихивать
людей в эти категории независимо от того, подходят они или нет. Реальные
люди всегда богаче тех ощущений, которые сделаны относительно их поведения.
НЛП предлагает достаточно богатый набор моделей, чтобы составить описание
того, что люди делают на самом деле, а не подогнать их под стереотипы.



Список использованной литературы.

1. О’Коннор Дж., Сеймор Дж. “Введение в нейролингвистическое
программирование” Челябинск, “Версия”, 1997.
2. “Трансформация личности: нейролингвистическое программирование”
/ анализ и комментарии - Ксендзюк О./ Одесса, “Хаджибей”,
1995.
3. Люис Б., Пуселик Ф. “Магия нейролингвистического программирования без
тайн”: пер. с англ. Спб., издательство “Петербург - ХХI век”, 1995.
4. Пиз А. “Язык жестов” пер. с англ. Котляра Н.Е., Островского Л.,
“Парадокс”, 1995.




Новинки рефератов ::

Реферат: Контрольная по КСЕ (Естествознание)


Реферат: Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий (Психология)


Реферат: Особенности вариационной формы в творчестве И. Брамса (Музыка)


Реферат: Горячие точки холодной войны (История)


Реферат: Бухгалтерский учет на Украине (Бухгалтерский учет)


Реферат: Война 1812 года : причины, ход, последствия (История)


Реферат: Проблемы развития человечества в работах "Римского клуба" и их анализ (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Автоматизированная обработка учета складских операций и реализации продукции (Программирование)


Реферат: Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях по внеклассному чтению (Педагогика)


Реферат: Геополитики (История)


Реферат: Сущность, структура и функции семьи (Социология)


Реферат: Отличное пособие по датам по истории ВОВ (История)


Реферат: В лермонтовских тарханах (Литература : русская)


Реферат: Римское государство в период республики. Органы государственного управления (Государство и право)


Реферат: Таможенный кодекс Республики Беларусь (Таможенная система)


Реферат: ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ВОЙНЕ 1812 (История)


Реферат: Історія соборності України (История)


Реферат: Учет затрат по элементам. На примере ООО "Човьютранслес" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Пространственная ориентация живых организмов посредством зрительной сенсорной системы (Биология)


Реферат: Культура Византии (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист