GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальная политика и социальная справедливость (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальная политика и социальная справедливость (Социология)


Социальная политика и социальная справедливость.



Выполнил: Голянищев М.А.



ПЛАН
1. Определение понятия социальной политики и ее цели.
2. Понятие справедливости :
а) определение понятия "справедливость";
б) "эволюция" понятия "справедливость";
в) исход "эволюции";
г) авторский поиск определения понятия справедливости.
3. Аналогия: мозг - правящая социальная группа :
а) сущность социальной политики ;
б) выявление сходств в системах : мозг-тело человеке, правящая
социальная группа - общество;
в) Высшая нервная деятельность и ее информационная основа.
4. Вывод.
Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная
на достижение благосостояния в обществе.
Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы
регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении
производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему
социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице,
пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную
инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а
также реализацию принципа социальной справедливости.
Итак, субъект социальной политики (социальные группы, имеющие в своих
руках власть в социальной сфере), обеспечивая достижение благосостояния а
обществе (общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной
деятельности людей), реализует принцип социальной справедливости, который,
по моему мнению, как наиболее общий, является целью деятельности социальной
сферы общественных отношений. Однако, что есть справедливость ?
Справедливость - понятие о должном, связанное с исторически
меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. С.
подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или
социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их
правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением,
преступлением и наказанием, заслугами ладей и их общественным признанием.
С. всегда имеет исторический характер, коренится в условиях жизни людей
(классов). Для иллюстрации такого определения следует рассмотреть его
эволюцию, которая происходила параллельно с развитием и формированием в
классовом обществе правового и нравственного сознания.
Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) трактовал понятие справедливости,
как правило - не переступать установленных от века границ.
Гараклит утверждал, что "бог" является воплощением космической
справедливости.
Справедливость для ведического понимания - праведный закон
человеческого бытия, созвучный прекрасному порядку в природном мире.
Конфуций (551-479 гг. до н.э.) считал, что справедливость диктуется
традицией, воплощается в ритуале и этике, и является проявлением воли
"неба".
Мо Ди (479 - 400 гг. до н.э.) - справедливо то, что полезно людям.
Сократ (469-399 гг. до н.э.) - справедливость - следование мудрости,
истинному знанию, порядку вещей, законам.
Справедливость Платона (428/427-347 гг. до н.э.) является венцом
четырех добродетелей идеального государства : справедливость — мудрость —
мужество — благоразумие. С. почти синоним права.
Аристотель утверждает: "Понятие о справедливости связано с
представлением о государстве...", - центральным понятием, характеризующим
справедливость, выступает "соразмерность". Справедливость - удивительная
добродетель, общее благо, приобретенное свойство души, в силу которого люди
становятся способными к справедливым действиям, согласованным с законом и
правом государства.
Эпикур (341-270 гг. до н.э.) говорил: "справедливость - некоторый
договор о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда".
На протяжении длительного периода понятие справедливости было включено
в рамки теологического мировоззрения. Справедливость ассоциировалось в
общественном сознании как фиксация "божьего порядка", выражение воли бога.
На смену теологическому мировоззрению по мере развертывания
капиталистических отношении пришло юридическое мировоззрение.
Бекон (1561-1626) утверждал, что справедливость есть то, что
объединяет людей и создает основания для права.
Гоббс (1588-1679) в "Левиафане" пишет так: "Справедливость, т.е.
соблюдение соглашений, есть правило разума, запрещающего нам делать что-
либо, что пагубно для нашей жизни, из чего следует, что справедливость есть
естественный закон".
Спиноза (1632-1677) утверждал, что "справедливость и несправедливость
могут быть представлены только в государства".
Кант (1724-1804) пишет, что "сознание справедливости действия, которое
я хочу предпринять, - это безусловный долг".
Гегель (1770-1831) утверждает, что конституция и есть "существующая
справедливость, как действительность свободы в развитии ее разумных
определений".
Марксизм утверждает, что справедливость - укутанное в идеологическую
оболочку выражение существующих экономических отношений, ее содержание и
состояние зависят от существующего способа производства, следовательно,
все, не соответствующее данному способу производства, несправедливо.
Такая эволюционная трансформация понятия справедливости привела к ныне
известному, приведенному выше, которое определяет справедливость как, в
первую очередь, понятие о должном. На мой взгляд, здесь следует
остановиться и рассмотреть некоторые свойства современного определения.
Должное - это сложнообъяснимое слово, но если его разложить на
составные части, то смысл будет более ясен : должное - это от "до" и
"лжное" (краткая форма слова - ложное), то есть "должное" равносильно - то,
что было до ложного", или "... перед ложным". Значит, справедливость -
понятие о том, что было до ложного. Здесь первая причина, по которой
понятие справедливости неопределенно - оно недосказано, так как нет
общепринятой информации о том, что было до появления на Земле ложного.
Далее, из количества определений справедливости, известных истории и
частично приведенных выше, следует, что С. - понятие относительное -
относительно личности, высказываемой о ней, относительно оно и по отношению
к историческим условиям, во время, которых определение появлялось.
Существование таких неприемлемых для определения справедливости
свойств как неопределенность и относительность дает право сделать вывод,
что цель социальной политики крайне велика (т.к. неопределенна) и не имеет
центра - "яблочка" (т.к. относительна). Оказывается, нет точки приложения
силы, которая находится в руках правящей социальной группы, отсутствует
определение тому месту, куда может быть направлена энергия властьимущих
классов, - все это приводит к дискоординации деятельности субъектов
социальной политики и к ответной реакции - реакции протеста со стороны
объекта социальной политики.
Но ведь всякий источник энергии должен иметь точку приложения своей
силы, а иначе он теряет свой смысл. Что же принесет смысл в социальную
политику ? Ответ один: Справедливость. Теперь мы уже в условиях, когда
нельзя не заняться "спасением утопающих..." Для создания понятия о чем-либо
необходимо сравнивать объект нашего рассмотрения с уже понятым нами
объектом, который выступает в роли эталона, другими словами - мы взвешиваем
неизвестное нам по своей сути в противовесе со знакомым нам объектом
действительности. И что важно определить, в нашем измерении нам следует
добиться равновесия чаш. Итак, мы имеем на одной чаше весов непонятную нами
"Справедливость", а на другой чаше пока пусто.
Что можно взять за эталон, с которым можно сравнить "Справедливость"?
Если взять какую-либо часть нашего бытия или это традиции (Анаксимандр,
Конфуций), или это законы природы (ведическое понимание), или законы людей
(Бэкон), или это воля индивидуума (Кант), или это экономическая выгодность
(марксистская философия), то вся остальная часть, неохваченного нами,
становится противоположной - несправедливой частью нашего бытия, а это
противоречие, как противоречие: (I(+I(()+I((([pic]3, т.к. I((( не часть
того, что входит а скобки, или - "не зерно то, что не попало в жернов, даже
если в мешке не было ничего, кроме зерна" - еще не имея возможности
утверждать: что есть "Справедливость", - мы, делая невыбор части бытия,
утверждаем ее как "Несправедливость". Чтобы противоречие не имело места в
нашем поиске, нам, по-моему мнению, следует отказаться выбирать части
бытия, что равносильно попытке делить неделимое, и, как выходит, следует
или остается взять в качестве эталона для наших весов "Бытие", т.е. все, о
чем говорили мыслители в поисках определения справедливости будет входить в
этот эталон, но это будет не все, что можно отнести к понятию "Бытие", так
как каждый человек, живущий на Земле, имеет свое представление о слове
"бытие", а это тоже - часть нашего эталона. Следует сделать вывод: сумма
или совокупность "бытие" (личных) равна или равняется "Бытие" (всё), и она
(совокупность), является единственным возможным эталоном для определения
понятия справедливости. Итог нашего поиска на данном этапе выглядит так:
"Справедливость" = "Бытие", или: справедливость - бытие.
Теперь, рассматривая социальную политику, в понятной мере определена
точка приложения ее силы, "яблочко" в которое должна быть устремлена
энергия социальной группы, осуществляющей координацию социальной сферы
общественных отношений. Исходя из этого, следует рассмотреть механизм,
который будет обеспечивать наведение, удержание и движение в сторону
выбранной цели, то есть методы, которыми субъект социальной политики будет
достигать поставленной перед нам задачи.
Для этого следует сделать возврат к понятию "социальная политика".
Социальная политика - политика.., т.е. деятельность властьимеющей
социальной группы прежде всего политика, а "Политика" (греч. politike -
искусство управления государством) -деятельность, ядром которой является
завоевание, удержание и использование государственной власти. Отсюда,
власть - инструмент достижения благосостояния в обществе. Тогда, что же
такое власть. Власть - форма социальных отношений, характеризующаяся
способностью влиять на характер и на правление деятельности и поведения
людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических
и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета,
традиций, насилия. (Философ.сл.) Соглашаясь с таким положением, общество
становится зависимым от воли правящей социальной группы также, как тело
человека зависимо от центральной нервной системы. Мозг человека влияет на
характер и направление деятельности и поведения клеток (в определении
власти - людей) нашего организма.
Мозг наиболее авторитетен, как самая осведомленная об окружающем и
внутреннем мире часть тела человека. Если рассматривать традиции общества,
как совокупность правил-выводов, появившихся из опыта поколений, то в
организме человека генетическая информация является "традицией", известной
и исполняемой, всеми клетками нашего тела, именно наследственная информация
- совокупность "правил-выводов", появившихся из филогенетического опыта
наших предков. Таким образом, "традицией", с помощью которой клетки мозга
выполняют свою функцию, является генотип организма, одинаковый у всех
клеток - и подчиненных, и руководящих. Все это немалый арсенал, но еще на
весь арсенал. Мозг применяет "насилие" к своему подчиненному, хотя есть
причины -"оправдания", которые на материальном уровне, на уровне рефлексов,
"заставляют" его отдавать такие команды, но все это не делает боль -
сигнализатор насилия - чувством удовольствия. Мозг может вызвать боль в
собственном теле, также как правящая социальная группа способна вызвать
протест в руководимом им обществе. На мой взгляд, здесь аналогия доказана,
и это поможет нам в поиске методов достижения социальной справедливости,
что является целью социальной политики.
Методы социальной политики должны быть аналогичны "методам"
деятельности мозга тела человека, так как есть параллель между мозгом, в
отношении к телу, и социальной политикой, в отношении к обществу. Так же
как несовместим протест с состоянием справедливости в обществе, так
несовместима боль с состоянием здоровья человеческого организма. Далее
следует рассмотреть "методы" деятельности мозга.
То, с помощью чего мозг выполняет свой функций, названо Высшей нервной
деятельностью, а научные представления о В.н.д. были разработаны школой
академика И.П.Павлова на основе учения об условном рефлексе. В основе
В.н.д. лежат механизмы безусловных рефлексов и формирующихся на их основе в
процессе онтогенеза (индивидуального развития) условных рефлексов.
Безусловные рефлексы генетически детерминированы, а для образования
условных рефлексов необходимо появление временной связи между нейронами,
воспринимающими условное раздражение, и нейронами, входящими в структуру
безусловных рефлексов. Выходит, что условный рефлекс, формируясь на базе
безусловного, востребует только 50% всей генетической информации, те что
принадлежат части безусловного рефлекса, а остальные 50% информационных
побудителей берутся извне, а в безусловном рефлексе имеет место 100%-ая
востребованность наследственной информации. Если представить
востребованность генотипа как х, а всю В.н.д. как 1, то : безусловный
рефлекс (x) + условный рефлекс ([pic]х) = В.н.д.(1), - решая : х+[pic]х=1,
- получаем: востребованность генотипа в деятельности центральной нервной
системы (в В.н.д.) равна х=[pic]. Из этих вычислений видно, что информация,
исходя из которой В.н.д. осуществляет свою функцию, на [pic]-и состоит из
наследственной информации, остающаяся [pic]- информации чисто внешнего
происхождения, т.е. мозг в двух третьих ([pic]) своих команд стопроцентно
(100%) реализует информацию, переданную ему филогенетическими предками
(генотип), а одну третью ([pic]) своих "приказов" он формирует только
исходя из внешних, относительно организма, условий. Если смотреть сквозь
призму нашей аналогии: мозг - правящая социальная группа, - так ли
действует властьимеющая политическая элита? Ответ: Не нам решать. Но
аналогия, с которой мы согласились выше, требует сделать вывод :
Социальная политика должна в [pic] своих мотивов иметь традиции, в
[pic] - сиюминутное положение дел. Традиции в нашем обществе очень богаты,
но чтобы иметь центр своего интереса, следует выбрать один древний источник
традиций. Он (источник) сегодня так или иначе в каждом обществе будет
представлен в виде преображенной, трансформированной формы, и из-за этих
различий (возникших в ходе преобразования) он не будет общим для этого
народа и любого другого, который по-своему трактовал древнюю традицию. Для
того, чтобы источник традиций был для общества (большого числа народов)
достоверным, приемлемым, достойным, следует взять самый глубокий, из
достигнутых, пласт традиций, и чем древнее будет этот источник, тем большим
числом людей он будет воспринят как таковой.
Конечно, с позиций современности, конца XX века, он будет выглядеть
очень общим и неконкретным, но он будет один. Какое общество, какой народ
может указать, что у него есть этот кладезь живительной мудрости? Где есть
то, что поможет социальной политике достичь своей цели, применяя свою
энергию, творить справедливость - Бытие?! Я не могу сказать, что знаю такой
источник, но могу сказать, что верю - Он есть.
ЛИТЕРАТУРА
1. Философский словарь, 1991,- под ред. И.Т. Фролова.
2. Основы политологии: Курс лекций. Учебное пособие для ВУЗов /Н.Сазонов,
Б.Решетняк и др./ - 1993.
3. Малая медицинская энциклопедия: в 6-ти томах АМН СССР ; Гл.ред.
А.И.Покровский. - Высшая нервная деятельность.





Реферат на тему: Социальная политика на Украине
Социальная политика


Введение.


I. Социальная политика современного государства.


1) государственная политика занятости и ее эффективность.


2) обеспечение занятости на начальном этапе становления рынка.


3) социальная защита населения - суть и пути достижения.


II. Выплаты по социальной защите населению.


III. Стратегия и методы функционирования социально ориентированной
экономики в современном обществе.


Введение.


Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики
государства в формирующемся рыночном хозяйстве Украины является
деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке
стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает
фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику,
которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из
важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и
стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и ,как
следствие, увеличения национального дохода. Существуют некоторые проблемы,
связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты
населения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы , как
нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой
все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной
базы и прочими трудностями, которые зиждятся на сложившейся политико-
социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных
отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая
усугубилась кризисом государственной власти.


Государственная политика занятости и ее эффективность.


Неоклассики рассматривали рынок труда как равноценный, где опыт и
предложение уравниваются при помощи колебаний уровня заработной платы, а
безработица выступает смягчающее, то есть вызванное природным стремлением
работников найти лучшее рабочее место. В двадцатом столетии оказалось, что
невозможно отдавать рынок труда на “откуп” стихийным рыночным силам.
Наиважнейшими причинами развития и активизации деятельности буржуазного
государства в сфере, которая рассматривается, были:


1) развитие НТР и повышение роли человека в общественном производстве;


2) обеспечение общих условий воспроизводства, в том числе воспроизводство
рабочей силы;


3) обеспечение предпринимательства необходимыми кадрами;


4) необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов;


5) способствование развитию и совершенствованию интеллектуального
потенциала общества;


6) влияние идей и конкретных социальных достижений (отсутствие явной
безработицы - прежде всего) капитализма;


Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными
средствами.


Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем обществе. Возможно и
неизбежно, прежде всего из-за экономического кризиса производства, смену
форм собственности, курс на реализацию производства, технический прогресс
и структурные сдвиги в экономике, конверсию ВПК.


Реальные и потенциальные масштабы безработицы в Украине в разных ее формах
огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда
трое выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР достигает
37 млн. человек. Если уровень продуктивности труда в нашем обществе
поднять до общемировых показателей (в начале 90 гг. на одного шахтера
приходилось 320 т. добычи на-гора угля в год, в США - 7,143 т. Один
занятый в сельском хозяйстве в СССР мог своим трудом прокормить только 15
чел., тогда как в США - около 90 чел., и т.д.), то безработными стало бы
более 30 млн. чел. В 1988 г. , по расчетам специалистов, из 131 млн. чел.,
занятых в народном хозяйстве, 16 млн. чел. были лишними на производстве.
Ими покрывалась общая потребность предприятий в рабочей силе, когда от них
требовались люди для сельхоз работ, уборки территории и других
непроизводственных работ. Фактором увеличения безработицы в нашем обществе
является политика, направленная на финансово-кредитную стабилизацию
экономики, удержание роста инфляции. Во всем мире такое направление
внутренней политики государства способствует понижению спроса на рабочую
силу и увеличивает армию безработных.


Для нашего общества есть два варианта развития. Первый заключается в
том, чтоб всем сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково и
мало, рабочую силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы
существенно повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а
дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство. При
этом вводить трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные
кадры, выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня
зарплаты, и предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощи
в трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей
силы, продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во
всех развитых странах. Поэтому наше общество должно перенаправлять свои
социальные ориентиры, выполняющие коренные преобразования в развитии и
использовании трудовых ресурсов. Речь ведется о перемене концепции рабочей
силы, то есть об отказе от концепции полной занятости и принятии на
вооружение концепции эффективной занятости.


Политика полной занятости сложилась в нашем обществе вследствие
господства теории и практики примитивного коммунизма, которые были
раскритикованы К. Марксом еще в ранних его работах. Она была результатом
неразвитых производственных отношений социализма и низкого уровня развития
продуктивных сил, преобладания экстенсивных методов хозяйствования.


Непосредственно общественный труд в нашем обществе в лучшем случае стал
трудом городского работника, отчужденного от средств производства,
результатов и содержания своего труда. Его положение в системе
общественного производства практически определяется не столько
общесоциологическими законами, сколько отношениями позднего феодализма в
сумме с отношениями раннего капитализма. И хотя сейчас применяются меры к
перестройке хозяйственного механизма, основанного на господстве
государственной собственности как глобальной частной собственности,
положение большинства общей рабочей силы и ныне характеризуется следующими
чертами.


Полная занятость превратилась в нашем обществе в поголовную занятость
маломобильной рабочей силы, которая привыкла получать низкую заработную
плату не за труд, а за рабочее место. Значительная часть работников и
сейчас занята неквалифицированным рабочим трудом в сфере производства. Эта
модель использования трудовых ресурсов нацелена на дешевую рабочую силу с
неразвитыми современными потребностями и большим количеством бесплатных
социальных услуг достаточно низкого качества.


Игнорируется обратная связь - “ производство - человек”. Производство
нацелен в основном на свои цели и решает свои задачи. При отсутствии
социального ориентированного общественного производства такая политика
применительно к трудовым ресурсам породила деформации: снижение
рождаемости, простое воспроизводство рабочей силы, плохое воспитание
детей, низкий уровень квалификации и образования рабочей силы и т. п.
Полная занятость - это добровольная трудовая служба, организованная по
военному образцу (“ кто не работает тот не ест”, имеется в виду только
государственный сектор). С точки зрения государства, она была лучшим
способом обеспечения всех рабочими местами и минимальными средствами
существования, а также тотальным контролем за населением за населением.


При этом занятость характеризовалась большими диспропорциями: рядом с
излишком рабочей силы в одних сферах и видах деятельности существует
колоссальный дефицит рабочих кадров в других ( на 100 верстаков, которые
работают в одну смену, приходится 60 работников, пятая часть машин
простаивает в автопарках из-за отсутствия водителей, не достает доярок,
механизаторов и строителей).


Поэтому во второй половине 80-х годов была определена и получила
официальное одобрение концепция эффективной занятости. Это не поголовная,
а социально ориентированная занятость, основными компонентами которой
являются: сокращение (ликвидация в будущем)тяжелого,примитивного,
неквалифицированного труда; стимулирование гибких форм занятости, что дает
возможность обеспечить работой всех желающих работать настолько, насколько
они этого желают; формирование социального партнерства работающих по найму
с администрацией, что предусматривает возможность ведения переговоров по
условиям и оплате труда; свобода выбора места работы с точки зрения формы
собственности (гос. предприятие, частное, кооперативное, коллективное,
общественное и т.п.); усиление связи оплаты труда с конечным результатом,
ликвидация принципа оплаты за выход, за рабочее место; признание
общественно полноценной работы в семье; введение минимума и ликвидация
максимума заработной платы.


Эффективная занятость - это модель развития и использования
квалифицированной, дорогой и мобильной рабочей силы, ориентировано на
переоценку ее возрастающих материально-бытовых потребностей. Большую роль
в реализации концепции эффективной занятости должны играть государственная
служба трудоустройства, учрежденный государством фонд улучшения занятости
(отчисления на него составляют 1% от фонда заработной платы независимо от
формы собственности). Необходимо организовать также службу
прогнозирования процессов, которые происходят в сфере спроса и предложения
труда, разрабатывать программы преобразования всех форм уровней
образования и обучения, подготовки и переподготовки рабочих кадров.
Политика эффективной занятости является более рациональной, социально
направленной, что отвечает требованиям рынка рабочей силы, который
формируется.


Обеспечение занятости на начальном этапе становления рынка.


Самые первые шаги к рыночной экономике ударили еще по одной сфере
относительного социального благополучия в прежней системе хозяйствования -
по полной занятости.


Проблема эта исключительно сложна уже тем, что затрагивает устои прежней
экономической системы, исключавшей безработицу, во всяком случае, не
скрытую привлечением избыточных работников. Важно отметить, что
безработица, с которой мы начинаем сталкиваться сейчас, связана не с
техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит
циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими
деформациями в предшествующем развитии народного хозяйства.



Устранение таких деформаций требует форсированного роста производства
товаров народного потребления, появления в этой области новых предприятий,
фирм. Здесь в связи с высоким спросом (и, значит, высокими ценами) должна
больше повышаться и заработная плата.


Поэтому в данной сфере в целом угроза безработицы должна отсутствовать.
Предприятия же машиностроения, военно-промышленного комплекса находятся в
упадке.


Такое положение образует базу для структурной безработицы, характерной
для нашей преобразующейся экономики. И речь здесь, очевидно, идет о
процессе не только трудном и болезненном, но и весьма затяжном, поскольку
устранение глубоких структурных перекосов в короткие сроки нереально.
Впрочем, и это устранение не снимет проблему безработицы полностью.
Последняя лишь обретет формы, характерные для зрелой рыночной среды, в
которой высвобождение работников происходит прежде всего под воздействием
реализуемых предложений научно-технического прогресса и интенсификации
производства.


Далее, если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства
товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение
спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Вообще говоря,
не может быть безработицы в том обществе, где пусты полки магазинов:
спрос на продукты и товары должен автоматически "всосать" высвобождающихся
работников показали неготовность как государственных органов так и самих
предприятий к решению проблемы.


Отказ от установки на полную занятость означает потерю важной социальной
гарантии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Здесь требуется если
не полное предотвращение такой потери (это невозможно), то, по крайней
мере, ослабление порождаемых ею явлений.


Необходим комплекс мероприятий, упорядочивающих процесс, не дающих
безработице стать массовой, позволяющих эффективно вести переквалификацию
работников, поддерживать их в период поиска работы, активно создавать
новые рабочие места и т.д.


Снижение капитальных вложений в государственном масштабе (а оно
неизбежно при "ни проблем финансовой мобилизации и ликвидации дефицитности
бюджета) может быть несколько компенсировано энергичной инвестиционной
политикой местных, региональных властей.


Сейчас в первую очередь предполагается обеспечить компенсацию потерь в
оплате труда. Речь идет прежде всего о пособиях по безработице, выплате
подъемных на новом месте жительства, выходных пособий т.п. Вопрос
упирается в источники финансирования, в создание особых служб занятости,
системы переподготовки кадров, информационных центров, сосредоточивающих
данные об излишках рабочей силы и потребности в ней.


В настоящее время предприятия выплачивают часть своих доходов для
формирования фонда занятости.. Эти отчисления, предполагается, будут
расходоваться преимущественно на пособий по безработице работникам
бюджетных учреждений, на переобучение кадров и содержание служб
занятости.


Наиболее перспективной и эффективной представляется система
экономических льгот предприятиям, которые сами создадут у себя
дополнительные рабочие места и трудоустраивают высвобождающих работников,
переобучают их. В награду такие предприятия могут освобождаться от части
налогов, получать льготные инвестиции под прирост рабочих мест и другие
предпочтения. Если же предприятие (любой формы собственности) выталкивает
излишнюю рабочую силу, то сумма ее шести - двенадцатимесячното содержания
должна вноситься в муниципальные органы, которые перераспределяют и
переподготавливают высвобожденных людей. работодателя полезно ставить
перед альтернативой: создавать новые рабочие места на собственном
предприятии или оплачивать содержание своих бывших рабочих. Именно такой
механизм, кстати, существует в Швеции, где, как и в Японии, безработица
заметно меньше, чем в других государствах с развитой рыночной экономикой.


В законодательстве некоторых республик СНГ предусмотрено, что суммы
средств, затраченные на профессиональную подготовку и переквалификацию
работников, вычитаются из налогооблагаемой прибыли Есть надежды, что эта
мера скажется на процессах преодоления массовой безработицы.


Неверно считать безработицу непременным атрибутом рыночной экономики.
Напротив, такой экономике, если исходить из самих принципов ее
функционирования, безработные не требуются, поскольку они не являются
весомыми покупателями. Иная несколько картина становления рынка, но не оно
само по себе вызывает незанятость. Последняя все же, применительно к
нашим конкретным условиям, коренится в тех способах развития народного
хозяйства, которые не приемлют рынок и деформируют экономику произволом,
противостоящим объективным экономическим законам.


Социальная защита населения - суть и пути достижения.


Суть и пути достижения. С переходом к планово-рыночной экономике будет
значительно возрастать армия безработных, ухудшаться уверенность в
завтрашнем дне и т.д. Это требует от государства проведения активной
социальной политики на уровне государства, предприятий.


Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер
государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных
на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д.


Основными принципами проведения социальной политики являются:


1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при
повышении цен и проведение индексации;


2) обеспечение помощи самым бедным семьям;


3) выдача помощи на случай безработицы;


4) обеспечение политики социального страхования, установление
минимальной заработной платы для работающих;


5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за
счет государства;


6) проведение активной политики, направленной на обеспечение
квалификации.


Проблема социальной защиты населения по разному решается в рамках той
или иной социально-экономической формации, конкретной страны. При переходе
Украины к социально направленной рыночной экономике основная тяжесть
социальной защиты ложится на государство, но одновременно увеличивается
роль рыночного механизма в проведении такой политики. Следуя статье 25
Декларации прав человека, современное правовое государство должно
гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение
людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое
необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на
случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других
способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.


Для обеспечения такой защиты государство должно прежде всего в
законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм
их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.


Рядом с государством, социальную защиту обеспечивают предприятия (или
предприниматели) и сами наемные работники - их профсоюзные организации.


В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает
социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское,
страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. В
развитых странах Запада медицинское и пенсионное страхование
осуществляется путем удержаний из заработной платы и прибыли в одинаковом
размере. В США, например, с этой целью из заработной платы наемных
работников удерживается 7,5%. В Швеции социальные фонды формируются
полностью за счет государства. В Японии платежи на социальное страхование
составляют 7% средней зарплаты работника. Средства из этих фондов
направляются специальными советами, в которые входят представители
трудящихся и предпринимателей.


Страхование от безработицы предоставляется из специальных страховых
фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода
безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В
первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты)
выплачиваются в первые месяцы безработицы в течение определенного периода.
Далее суммы выплат уменьшаются.


Во втором случае берется во внимание период занятости, трудовой стаж,
физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так, в
Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости в
течение 3-х лет и не менее 10 недель в течение последнего года перед
потерей работы. Во Франции таким условием является работа в течение 150
дней за год и 91 день страхования. В Великобритании берется во внимание
только выплата взносов в страховой фонд: в течение года их должно быть 26.


Важным звеном социальной защиты населения являются программы
трудоустройства и переквалификации При введении в действие этих программ
участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы хотят
на эти меры около 30 млрд. долларов. Государство тратит на реализацию
программ переквалификации большую часть средств.


К концу 90-х годов в США пройдут переквалификацию или будут обучаться
около 50 млн. чел. С целью создания новых рабочих мест государство берет
на себя также выполнение таких общественных работ, как строительство
дорог, канализаций и т.д. В время экономического кризиса государство
увеличивает капиталовложения в государственные предприятия. Программы
трудоустройства осуществляются также путем льготного налогообложения
компаний, которые создают рабочие места.


В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения
армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне,
чтобы темпы ее роста были ниже от роста продуктивности труда. Для этого
осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и
т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы
уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы. Наибольших
успехов в этом деле достигли США. С 1974 г. до середины 80-х годов было
образовано 23 млн. дополнительных рабочих мест и принято на работу 12 млн.
эммигрантов. Характерно, что за это время 500 самых могущественных
корпораций Америки сократили 3 млн. рабочих мест, а мелкие образовали 7
млн. таких мест.


Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства может
дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых
стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением
из этого правила стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем
2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем в США, на 450 часов больше,
чем в Германии, на 400 часов больше, чем во Франции. Сокращение
продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости происходило в
Швеции в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983 гг. и некоторых других
странах.


В Украине законодательную основу программ защиты населения при переходе
к социально ориентированной рыночной экономике заложено в законе Украине
“О занятости” и Государственной программе занятости. В этой программе
предусмотрено комплекс мер, направленных на сохранение высокого уровня
занятости, усовершенствования его структуры и поддержки рынка (с этой
целью будет постепенно формироваться жилищный рынок, усовершенствоваться
инфраструктура рынка труда, будет усиливаться мобильность рабочей силы и
др.), смену структуры рабочих мест за счет высвобождения части работников
из неперспективных в перспективные отрасли и увеличение занятости в сфере
нематериального воспроизводства, повышение общеобразовательного,
квалифицированного уровня рабочей силы. Более конкретно ставится задача
создания дополнительных рабочих мест в западных областях Украины (где
существует излишек рабочей силы), формирование госзаказа на проведение
общественных работ с целью улучшения окружающей среды, развития сети дорог
и создание социальной инфраструктуры населенных пунктов; обеспечение
профессиональной подготовки и переквалификации рабочей силы; обеспечение
занятости тем гражданам, которым необходима социальная защита (молодежь,
инвалиды и др.); формирование инфраструктуры рынка рабочей силы (оснащение
соответствующей техникой центров занятости, образования информационно-
справочной системы занятости населения и т.д.).


Одним из элементов социальной защиты населения при планово-рыночной
экономике является правовое регулирование наемного труда, которое
осуществляется путем законодательного установления минимального уровня
заработной платы, пенсий, порядка совершения коллективных договоров по
отношению к условиям труда, оплата рабочей силы, социального страхования,
отпусков и т.д.


При установлении минимального уровня заработной платы в документах МОП
рекомендуется учитывать потребности работников и их семей, стоимость
жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые
влияют на уровень занятости.


За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных
товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и
социальные нужды отдельного человека или типовых семей разного типа (с
одним ребенком, двумя и др.). К этому набору в разных странах включают
неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата наемного
жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет подержанного
автомобиля и др.


Размер минимальной заработной платы в развитых странах Запада составляет
от 30 до 50% размера средней заработной платы. В США этот показатель
сегодня составляет 4.5 дол. в час. Отдельный минимум устанавливается для
молодежи.


В Украине с 1.01.1993 г. минимальный размер заработной платы составлял
4600 крб. Таким же был размер минимальной пенсии. Но если в США
минимальный уровень заработной платы установлен из расчета, чтобы
потребление мяса в год на душу населения составляло 80 кг, то в Украине на
минимальную заработную плату можно было приобрести только около 50 кг мяса
в год, но денег на другие товары и услуги уже не оставалось. Международная
организация продовольствия рекомендует 33 кг мяса в год, но такое
количество этого продукта потребляется только в слаборазвитых странах.


Наиболее общими критериями бедности являются безработица и инфляция,
уровень которых характеризуют степень бедности. Суммарная величина этих
показателей в США называется “индексом убогости”. Так, если индекс
безработицы составляет 2%, а индекс инфляции - 1000%, то “индекс убогости”-
1002%.


Основным критерием бедности является уровень доходов, который приходится
на одного человека. Общим критерием бедности является структура
потребления семей, например, доля затрат на еду. В США, например, к числу
бедных в конце 80-х годов относились те семьи, которые тратили ан
потребление третью часть семейного бюджета. В России в 1992 году затраты
на еду в доходах большинства семей составляли около 75%. В Украине
ситуация еще более неблагоприятная.


Общий уровень бедности в той или иной стане определяется показателем
доли числа бедных людей в общей численности населения от 15 лет и старше.
Сама бедность измеряется с помощью прожиточного минимума, который
существует в виде жизненного (или физиологического) минимума и социального
минимума. Первый показывает удовлетворение только главных физиологических
потребностей и основных услуг.


Другой, кроме этого, включает минимальные духовные и социальные запросы.


Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным
является метод потребительской корзины. Так, в Болгарии в состав такой
корзины на семью из двух человек включались 552 позиции, из трех - 639, а
из четырех - 652. потребительская корзина составляется из 149 позиций по
продовольственным товарам (или 23-27% общего количества позиций названных
трех типов семей) с таким расчетом, чтобы структура еды обеспечивала
суточную калорийность для работающих в количестве 2822 кал, для
пенсионеров - 2026 и для детей - 2123. В 1988 г. уровень прожиточного
минимума по отношению к среднедушевому доходу в этой стране составил 69%.


В Венгрии в 1991 г. среднемесячный прожиточный минимум городской семьи
из четырех человек составил 32.6 тыс форинтов (или приблизительно 400
дол.).


В Белоруссии и республиках Прибалтики для расчета прожиточного минимума
берется показатель социального прожиточного минимума, в России, Казахстане
- физиологического. С 1 апреля 1992 г. в Белоруссии введен показатель
среднедушевых минимальных потребительских бюджетов, которые обеспечивали
бы норму калорийности для трудоспособных мужчин в суме 3050 ккал. и 2525
ккал. для трудоспособных женщин.


Правительство Украины методику расчета потребительской корзины до сих
пор не обнародовало.


С минимальным уровнем заработной платы тесно связан критерий бедности


Важным элементом программы социальной защиты населения является
регулирование заработной платы зависимо от сферы деятельности и профессии,
формы собственности. Так, в развитых странах Запада осуществляется прямое
регулирование заработной платы в госсекторе. Специальным законодательством
устанавливаются права и обязанности занятых в госаппарате, военнослужащих,
выборных лиц. Как правило, в США и др. странах Запада заработная плата в
госсекторе ниже, чем в частном, но для работников и служащих первого
существует значительно большая гарантия занятости, более высокие
социальные выплаты и т.д..


Зарплата для наемных работников регулируется с помощью коллективных
договоров и тарифных соглашений. Более широкий круг вопросов регулируется
коллективными договорами. У них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируются
продолжительность рабочего дня и отпусков, конкретные гарантии по
отношению к условиям труда, доплаты за сверхурочные работы, за
предоставление дополнительного питания и др. В тарифном соглашении
устанавливаются минимальный уровень заработной платы в тех или иных
отраслях и минимальные гарантии уровня зарплаты для работников разной
квалификации Тарифное соглашение при участии представителей предприятия и
работников составляется при посредничестве государства и
засвидетельствуется Министерством труда. Это выступает гарантом его
выполнения. Во время действия тарифного соглашения забастовка считается
незаконным средством решения трудовых споров.


В Украине и профсоюзами был составлен договор на 1993 г. и тарифные
соглашения во всех отраслях народного хозяйства. Одновременно необходимо
образовывать правовую базу для заключения коллективных договоров и
соглашений, решения трудовых споров, приведения в соответствие с нормами
международного законодательства Кодекса законов Украины о труде.


Чрезвычайно важным звеном системы социальной защиты населения является
индексация денежных доходов соответственно к уровню цен. Она применяется
во всех развитых странах. В отдельных странах некоторые профсоюзы
добивались полной компенсации роста цен. В Украине такая компенсация
является очень незначительной, что ставит большую часть населения за черту
выживания.


Выплаты по социальной защите - тоже доход?



Доходы трудящихся не исчерпываются названными выше источниками. Во
всякой рыночной экономике существует и система компенсационных выплат,
представляющая собой важную часть доходов. Такая система необходима уже
потому, что инфляция с той или иной скоростью "съедает" прирост
денежных доходов населения в любой стране. У нас же этот процесс шел в
последние годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение
между тем практически отсутствовало.



В 1971-1975 к. повышение средних рыночных цен поглощало около ЗО%
прироста среднедушевых денежных доходов населения, в 1976-1980 тт. - уже
50, в 1981-1985 гт. - 60, а в 1986.г.- 52%. Особенно активным этот
процесс стал и период предоставления самостоятельности предприятиям,
введения договорных цен и, тем более, при их нынешней либерализации. В
условиях хронического и тотального дефицита иначе и быть не могло.


Отсюда, естественно , вытекает, и нам сейчас приходится с этим
сталкиваться непосредственно, но и абсолютное ухудшение положения
отдельных категорий населения, прежде всею тех, чьи доходы являются
фиксированными.


Справедливости ради надо отметить некоторую позитивную роль инфляции:
она не позволяет предприятиям производственной, торговой сферы,
коммерческим звеньям остановиться и успокоиться на каком-то рубеже. Они
вынуждаются производить все большее количество товаров и услуг,
совершенствовать их качество, иначе их остановившиеся в какой-то точке
доходы “съест" инфляция. Однако ее ударную силу необходимо смягчать, вводя
защитные механизмы для малообеспеченных категорий населения, которые,
как правило, лишены возможности трудовой деятельностью способствовать
развертыванию рыночной экономики и тем самым целиком за счет собственных
усилий повышать или хотя бы удерживать на одном уровне свое материальное
благосостояние Известный способ защиты от инфляции - индексация доходов.
Но между ней и ростом не должно быть прямой пропорциональной связи; иначе
говоря, не следует ставить цель полностью компенсировать инфляцию. С
определенной долей допущения можно утверждать, сбалансированность рынка
будет достигаться на величину того "зазора", который образуется между
ростом цен и индексацией доходов.


В нашем мышлении пока еще господствует представление, что последствия
либерализации цен государство должно полностью компенсировать, причем с
опережением во времени. При этом не берется во внимание, что такие
действия лишь, воспроизводили бы инфляцию, даже усиливая ее.


Индексация доходов возможна со стороны как государства, так и
предприятия: последнее для этого отдавать часть прибыли.


Согласно "Закону об индексации денежных доходов и сбережений граждан в
Украины " индексации подлежат: зарплата труда работников предприятий,
учреждений и организаций, исключая персонал тех предприятий, которые
самостоятельно устанавливают цены на свои товары и услуги; государственные
пенсии, стипендии, социальные пособия, исключая единоценные; вклады
граждан в Сбербанке; облигации государственных займов и другие ценные
бумаги.



Для того, чтобы провести удовлетворительную индексацию, необходимо и
исключительно важно иметь обоснованную "точку отсчета" - индекс роста
потребительских цен. Он рассчитывается ежеквартально, нарастающим итогом с
начала года на основе статистических данных, полученных в ходе наблюдений
за изменениями розничных цен в государственной, кооперативной и частной
торговле и сфере услуг но фиксированному набору потребительских товаров
услуг (исключая, разумеется, то, что в потреблении необязательно) , обычно
называемому “потребительской корзиной". Ее структура и величина
неодинаковы не только для различных государств (в том чище входящих в
СНГ), но и для разных регионов, административных образований.


За счет этого областям удается сохранить более щадящие цены или
соорудить щит для своего потребительского рынка. . В основном это имеется
в виду обеспечивать за счет доходов от самой либерализации цен и
налогообложения, доходов от приватизации госимущества, акцизного а,
взносов предприятий и т.п. К сожалению, в .итоге получается, что во всех
таких действиях шагов "от рынка" больше, нежели "к рынку".


К тому же, перед либерализацией цен во многих регионах Украины, в других
республиках были проведены массовые предварительные повышения зарплаты
работникам предприятий и учреждений, особенно государственных бюджетных.
Не вдаваясь в анализ причин этих мероприятий, нельзя не заметить, что
последствия их негативно сказались на розничных ценах: им с самого начала
был задан слишком сильный импульс. Ведь цена, кроме всего прочего,
ориентируется на платежеспособный спрос, который в конце 1991 г. был
"накачан" массовыми денежными выплатами.


Закон об индексации устанавливает порог, с которого она будет
начинаться: инфляция на уровне 6%. Источником индексации работникам
учреждений, находящихся на бюджетном финансировании, будет государственный
бюджет. Собственные средства предприятий, устанавливающих свободные
рыночные цены, будут резервуаром, откуда черпаются средства социальной
защиты их работников. Если же предприятие реализует свою продукцию по
ценам, уровень которых государство временно фиксирует, недостаток средств
на оплату труда, включая индексацию, придется все-таки компенсировать из
бюджета Украины.


Пенсии, социальные пособия,пособия по безработице будут
индексироваться из средств Пенсионного Фонда, Фонда социального
страхования и Государственного фонда занятости; индексация стипендий будет
происходить за счет соответствующих бюджетов, а сбережений трудящихся и
государственных ценных бумаг - из доходов Сберегательного банка и
Государственного бюджета Украины. Это должно привести к более динамичной
политике сберегательных банков и страховых учреждений, которым необходимо
максимально эффективно размещать свои ресурсы,чтобы за счет процентных
ставок индексировать сбережения граждан и страховые взносы. Если не
индексировать сбережения, вкладчики будут активно снимать деньги со своих
счетов и выплескивать их на потребительский рынок, и без того
захлебывающийся от избытка денежной массы.


Как же будут повышаться суммы денежных доходов граждан? Полуторная
величина минимальной месячной зарплаты в Украине индексируется полностью в
соответствии с темпом роста цен. Вторая, последующая часть дохода, равная
тоже полуторной величине минимальной оплаты труда, индексируется только на
величину, исчисляемую как половина квартального индекса роста цен
потребительской корзины. Надо признать, что на современном этапе трудно
сказать, много это или мало. Речь здесь может пойти о повышении в порядке
индексации доходов, которые составляют в месяц 1000 крб. и даже больше.
Кажется, что эта сумма была очень значительной. Теперь, увы, дело обстоит
по другому. Что касается доходов, превышающих трехкратную величину
минимальной оплаты труда., то они сейчас индексации не подлежат.


Необходимо учитывать, что выплаты в порядке индексации должна все же
приходиться незначительная доля общих доходов трудящихся. В
противоположной ситуации создаются условия для угасания стимулирующей роли
оплаты по труду и по созданной стоимости, индексация же доходов переходит
разумные границы своей основной функции - социальной защиты. Вместе с тем
надо, конечно, исходить из того, что и на стадии формирования рынка (а она
не может быть более сложной, чем та , в которой рынок уже вполне
сформировался) нельзя допускать резкого падения уровня жизни людей хотя бы
уже по сугубо экономическим причинам. Рынку нужен активный потребитель,
лишенный средств к существованию слой ему противопоказан.


В мировой практике индексация осуществляется через такой промежуток
времени, как квартал или полгода В некоторых сферах надбавки к зарплате
производятся по скользящей шкале: в случае повышения индекса цен на
заранее установленное число пунктов или процентов - на определенную,
загодя оговоренную величину возрастает и заработная плата.


В уже упоминавшемся выше коллективном договоре администрации
американо-японской компании НАММИ с профсоюзом автомобилестроителей
предусматривается надбавка на рост стоимости жизни. Она строится в
зависимости от ежеквартально публикуемого Бюро трудовой статистики
официального индекса потребительских цен. Начиная с определенного срока,
обусловленного в договоре, надбавка рассчитывается как один цент за час
рабочего времени при повышении индекса потребительских цен на О,26 пункта.
Надбавка на рост стоимости жизни закладывается в премии за сверхурочные,
работу в ночные смены, праздничные дни и при оплате очередного отпуска.


В наших условиях в развитие украинского закона об индексации доходов,
конечно же, должны быть приняты местные положения, дополнительно
уточняющие размеры индексации, но так, чтобы последние не были ниже
российских, причем обеспечивались собственными источниками финансирования.
Но и с учетом этих местных корректировок индексация доходов должна
оставаться частичной, компенсируя, согласно мировой практике, 40-60% роста
цен.


Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США,
Японии, Канаде и более чем в десяти западноевропейских странах; в
последнее время - и в бывших социалистических государствах Восточной
Европы Выполняя по отношению к значительной части населения защитные
функции, он необходим еще и для предотвращения социальных взрывов, и с
последним обстоятельством было бы опрометчиво не считаться.


Стратегия и методы функционирования социально ориентированной экономики
в современном обществе.


Рыночная экономика, которая основана на экономической свободе
хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности их
экономического привлечения к рациональному хозяйствованию, в значительной
степени позволяет обществу реализовать сильные стороны товарного
производства и рынка в интересах социально-экономического прогресса.


Она создает оптимальную (хотя и не абсолютно наилучшую в экономическом
и социальном плане) систему привлечения к эффективному, инициативному и
ответственному экономическому поведению. В рыночной экономике последнее
если и навязывается, то прежде всего экономическими методами. Люди и
коллективы ориентируются на собственные интересы и силы, а за негативные
последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно
относится к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической
деятельности.


Одновременно с этим рыночная экономика является довольно жесткой в
социальном плане, она не допускает уравниловки и сдерживания,
исключает возможность равного распределения доходов и богатства общества,
и поэтому характеризуется хронической социальной нестабильностью.


Рыночной экономике свойственно нерациональное использование ресурсов,
ярким проявлением которого являются экономические кризисы с их
разорительным влиянием на созданные обществом производственные силы,
увеличением неполного использования производственных мощностей и
безработицы. Но обеспечить более достойный жизненный уровень всем членам
общества без перехода к социально ориентированному рынку, как признает
сейчас большинство экономистов и практиков в Украине, невозможно.


Дорога к социально ориентированной рыночной экономике непростая и
болезненная, она предусматривает разрешение комплекса кардинальных
проблем:


1) Овладение разными формами собственности и хозяйствования, обеспечение
их экономической равноправности, разгосударствления экономики;


2)Обеспечение структурной перестройки экономики и преодоление ее
дефицитного характера;


3) Оздоровление финансово-кредитной и денежной инфраструктуры,
преодоление инфляционных процессов;


4) Постепенный отход от затратной модели ценообразования “освобождения
цен на основную часть продукции промышленности, сельского хозяйства, сферы
услуг;


5) Демонополизация сферы обращения, кредитного обслуживания предприятий
и населения, научного обеспечения экономики;


6) Переустройство национального рынка как части мирового хозяйства;


7) Преодоление нерыночной ориентации системы образования и
профессиональной подготовки. По данным социологических исследований, к
работе в условиях рынка в Украине пока что готовы не больше 5%
руководителе и специалистов экономических служб предприятий.


Одновременно с решением данных вопросов необходимо предусмотреть и
подготовить систему мер, направленных на защиту населения, особенно той
его части, которая получает низкие доходы.


Система реальных планомерно рыночных отношений в Украине только начинает
формироваться. Следует учесть, что рынок выступает не конечной целью
радикальной перестройки экономической системы общества, а только способом
решения его кардинальных социально-экономических проблем с целью реального
повышения уровня благосостояния народа. То есть, идет речь о формировании
социально ориентированного рынка.


Большинство зарубежных авторов концепции социального рыночного хозяйства
негативно оценивают макроэкономическое регулирование и даже отождествляют
его с государственным экономическим интервенционизмом.


В наших же условиях экономика Украины еще достаточно долго будет
оставаться постсоциалистической и полурыночной. А это означает
существование в течение относительно продолжительного времени наряду с
нарождающимся частным сектором мощного государственного,
предусматривающего необходимость достаточно жесткого макроэкономического
регулирования.


Говоря о том, какие существенные стороны социально ориентированной
экономики необходимо будет адаптировать на Украине, нужно исходить из
сходства (пусть и отдаленного) между современной экономической ситуацией в
Украине и в тех странах, которые первыми стали исповедовать принципы
кейнсианства и неолиберализма.


Выйдя из Союза, Украина унаследовала монополизированную,
милитаризованную, центрально управляемую экономику. Среди важнейших задач
на сегодняшний момент является отказ от жесткого административного
регулирования и демилитаризация экономики, ее структурная

Новинки рефератов ::

Реферат: Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации) (Педагогика)


Реферат: "Лишние люди" в произведениях Тургенева (Литература : русская)


Реферат: Заимствованные слова в региональной прессе на примере газеты "Чапаевский рабочий" (Литература)


Реферат: Даосизм и Конфуцианство (Религия)


Реферат: Социологический опрос населения: "Отношение различных слоев населения г.Москвы к введению с 1 июля 1998г. повременной оплаты за телефонные переговоры и влияние "повременки" на будущее благосостояния населения" (Социология)


Реферат: Институт гражданства РФ (Гражданское право и процесс)


Реферат: Обмен веществ и энергии в живых организмах (Биология)


Реферат: Истоки образа революционера (История)


Реферат: Маркетинговые стратегии малого бизнеса в период перехода к рыночной экономике (Маркетинг)


Реферат: Петербургская Академия Наук в 18-19 веках (История)


Реферат: Ламарк Жан Батист Пьер Антуан де Моне (Химия)


Реферат: Личные неимущественные права в гражданском праве (Право)


Реферат: Концепции современного естествознания (Естествознание)


Реферат: История Государства Российского (Исторические личности)


Реферат: Крестьянская реформа начала 20 века (История)


Реферат: История масонства: попытка демифологизации (Религия)


Реферат: Вплив самоточних захворювань на психіку людини (Психология)


Реферат: Культура как фактор общения (Социология)


Реферат: Факторы риска бытовой и производственной среды (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Демократия и средний класс (Политология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист