GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Психогенные сексуальные расстройства (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Психогенные сексуальные расстройства (Психология)



Содержание.
Введение.

Нарушение половой активности, является одной из наиболее
распространённых проблем, с которыми обращаются пациенты к психологам.
Существует два фактора нарушения половой функции:
1. Органические нарушения.
2. Психогенный фактор.
К органическим нарушениям относятся заболевания мочеполовой
системы, поражения эндокринных желёз, поражения глубоких структур
мозга, поражения характеризующиеся спинальной локализацией
патологического очага (миелит, рассеянный склероз, опухоли, травмы
спинного мозга, и др.), поражения высших кортикальных центров
регуляции функции мочевого пузыря и половых функций.
Психогенные факторы в свою очередь делятся на эндогенные
(врождённые, конституциональные) и экзогенные (реактивные,
ситуационные). Поскольку органические нарушения не входят в сферу
компетенции психологов, то речь в этой работе пойдёт о психологической
подоплёке нарушений половой функции.
Существует несколько классификаций нарушения потенции. Приведу
наиболее распространенную классификацию, основанную на физиологической
концепции о стадиях и составляющих копулятивного цикла и на теории
функциональных систем П.К. Анохина:
. 0 Группа – псевдоимпотенция
. 1 Группа – нарушения нейрогуморальной составляющей копулятивного
цикла
. 2 Группа – нарушение психической составляющей
. 3 Группа – нарушение эрекционной составляющей
. 4 Группа – нарушения эякуляторной составляющей
Необходимым так же кажется пояснить термин импотенция, который
будет встречаться и далее. Импотенция – состояние, при котором мужчина
не может выполнить половой акт или обеспечить сексуальное
удовлетворение у обоих партнёров. Термин «импотенция» практически
вышел из употребления в современной сексологической литературе. Это
обусловлено как неопределённостью термина, которым на ранних этапах
становления сексопатологии обозначали широкий круг расстройств (от
бесплодия до различных форм сексуальных дисгормоний), так и
использованием его в различном понимании (как симптом, синдром и даже
нозологическая форма).
В этой работе я попытаюсь рассмотреть нарушения половой функции
не только у мужчин, но и у женщин.



Психогенные сексуальные расстройства.

Функциональные половые расстройства (один из почти обязательных
компонентов депрессии) встречаются в структуре невротических состояний
гораздо чаще, чем принято думать. Заметное снижение потенции не
случайно рассматривают как чуть ли не важнейший симптом угнетения духа
и потери энергии, «симптом симптомов», который выявляется при
целенаправленном исследовании практически у любого эмоционально
нестабильного больного.
1. Сексуальные расстройства у мужчин.
Способность к всепоглощающей ипохондрической фиксации на своих
половых органах составляет, как известно, почти исключительное
достояние мужчин (у женщин это наблюдается обычно лишь при эндогенных
заболеваниях). Особая социальная и психологическая значимость,
непреходящая актуальность этой функции обуславливает необычайную
ранимость мужской психики при малейшем, даже случайном, снижении
потенции. Крайняя острота аффективных переживаний, связанных с
сексуальными травмами, поразительная лёгкость формирования сверхценных
представлений о неизбежном или якобы наступившем уже половом бессилии
накладывают явственный отпечаток на все личностные проявления и
действия человека, угнетённого страшным призраком импотенции. Чем
больше человек сводит всю свою мужественность к признаку пола, тем
легче возникает у него страх импотенции. При определённой
предуготованности центральной нервной системы одного лишь указания на
возможность снижения потенции достаточно подчас для появления страха
импотенции и обусловленного им полового бессилия. Чрезвычайная
робость, неуверенность в своих силах и недостаточная потенция далеко
не всегда есть нечто свойственное индивиду, присущее ему раз и
навсегда. Чаще всего речь идёт о преходящей или даже очень
относительной функциональной несостоятельности, которая переживается
тем острее и тяжелее, чем выше были исходные данные, т.е. речь идёт об
аффективных расстройствах и в первую очередь о неврозе ожидания –
боязни неудачи, обуславливающем большую часть случаев психической
импотенции. Однако необходимо заметить, что случайная неудача в роли
«завязки» невроза возможна, очевидно, лишь при наличии известной
готовности организма к развитию последнего, определённой
(конституциональной или чаще приобретённой в связи с неблагоприятными
обстоятельствами) предрасположенности к нему. Почти неизменным фоном
психической импотенции оказываются тревога, снижение настроения
особенно на фоне общей астенизации, т.е. описываемые сексуальные
коллизии подразумевают депрессивные и субдепрессивные состояния. Тем
не менее расстройства половых функций не обязательно свидетельствуют о
нарушении психических функций в узком смысле этого слова. Преходящее
половое бессилие с выраженной ипохондрической фиксацией на
расстройствах этой жизненно значимой функции оказывается нередко всего
лишь естественным, физиологически обусловленным следствием чрезмерных
для данного организма физических, умственных и, прежде всего
эмоциональных перегрузок. Стойкую психическую импотенцию всё чаще
рассматриваю как чисто психосоматическое страдание, клиническое
проявление страха и тревоги. Искажённое восприятие даже нормальных
ощущений, связанных, в частности, с половым актом (а в дальнейшем с
мочеиспусканием, и наконец, независимо от них), неправильное
преломление их в сознании охваченного сомнениями и страхом индивида,
делают сексуальные расстройства одним из наиболее распространённых
синдромов в структуре аффективных нарушений невротического круга.
Обратимся, однако, к более детальному рассмотрению нарушений половой
функции у мужчин в структуре копулятивного цикла.
Снижение полового влечения имеет несколько причин.
. Снижение полового влечения в связи с транзиторной сублимацией
(переключением сексуальной активности на повышенную деятельность в
других направлениях), временная целомудренность, когда целиком
захваченный своими делами и мыслями человек делит, по Э. Золя
(«Творчество»), ложе лишь со своим творением, переносится, как
правило, легко даже при довольно длительном воздержании. Временное
половое бессилие вследствие выполнения определённых
профессиональных обязанностей обычно проходит само собой при
устранении задерживающих влияний работы и особых тревог у человека
не вызывает. Полное поглощение личности умственной деятельностью,
совершенно вытесняющей половое влечение, которое, в конечном счете,
угасает навсегда, свидетельствует чаще всего о наличии
серьёзных психических нарушений. Стойкая психическая импотенция
(без какой-либо личностной реакции на неё) с уходом из семьи и
отказом от половой жизни обычна, например, для больных с
паранойяльным развитием личности, бредом реформаторства,
изобретательства или сутяжничества при тяжёлых психических
заболеваниях.
. Снижение половой активности, резкие колебания либидо (обычно
значительное ослабление полового влечения, возникающие через
определённые промежутки времени и сохраняющееся в течение 1 – 2
месяцев) рассматривают наряду с периодической головной болью и
другими психосоматическими симптомами как депрессивные эквиваленты
циклотимии. Надо заметить, что снижение потенции при циклотимной
депрессии снижение половой активности происходит в том случае,
когда она (половая активность) становится «симптомом-мишенью».
Механизм был освещён выше (общая астенизация, снижение потенции,
фиксация ощущений). Таким образом, снижение полового влечения
является одним из клинических проявлений маскированной депрессии.
Решающее значение приобретает в таких случаях «одностороннее
направление сознания» при депрессии и ипохондрии – отчётливое
снижение или даже полная потеря интереса ко всему окружающему с
утратой стимулов к действию. Забыв о прежних своих увлечениях
(«можете себе представить, за весь сезон ни разу на охоту не
сходил», «к машине пол года не подходил», «в руки не брал удочки»),
подобные пациенты крайне болезненно реагируют тем не менее на хоть
сколько-нибудь заметное ослабление либидо и эрекции, связанное с
потерей специфического интереса к противоположному полу: они
убеждены, что «мужское начало» должно сохраняться у них при любых
обстоятельствах.
Утрата эмоционально-чувственной основы сексуального восприятия
крайне затрудняет или невозможным осуществление полового акта.
Заметное ослабление или даже полное выключение условно-рефлекторного
компонента либидо, реализующегося во время любовной игры, исключает по
существу должного эфферентного интеграла. Половое влечение при
субдепрессивных и депрессивных состояниях чаще всего снижено или
отсутствует вовсе, половой акт совершается редко и не без труда, не
принося соответствующего удовлетворения даже при ненарушенной
эякуляции и нормальном оргазме.
Чем выраженнее и ярче этические и эстетические факторы в
мотивационных аспектах либидо, чем интеллектуализированнее половая
доминанта пациента, обуславливающая переключение внимания на
соответствующий сексуальный объект, тем больше зависимость половой
жизни от аффективных колебаний. Именно «интеллигентные импотенты»,
знакомые со всевозможной литературой по данному предмету, и составляют
основной и наиболее трудный в терапевтическом отношении контингент
«сексуальных ипохондриков» в структуре стёртых депрессий. Чем ниже
интеллектуальный уровень индивида, не способного понять разницу между
половым влечением и эрекцией, чем ближе он к генитальному типу, когда
нужна лишь «нагота и непристойность слов и тела», так что «порочное
чувство может быть только к девкам» (Мопассан «Семейный мир»), тем
большая степень витализации депрессии требуется для явного ослабления
либидо: в основе последнего лежат, как и при возрастном его снижении,
преимущественно нейрорегуляторные механизмы.
Преждевременная эякуляция.
Одним из частых симптомов в клинике сексопатологии считают
преждевременную эякуляцию. Ускоренное (после 10-15 фрикций), очень
быстрое (после 2-7 фрикций) или даже предшествующее началу полового
акта семяизвержение почти у половины всех больных с функциональными
половыми расстройствами (Васильченко Г.С. 1969). Подобные нарушения
свойственны, прежде всего, невротическим состояниям с клинической
картиной гиперстенической неврастении: они встречаются у 36% больных
как изолированный симптом и у 59% - в сочетании с пониженной эрекцией
(Мильман 1972).
Психическая импотенция с повышенной половой возбудимостью и
преждевременной эякуляцией наиболее характерна для атипичных
депрессивных состояний с преобладанием страха и тревоги. Известно, что
слишком напряжённая подготовка к половому акту с предварительными
эротическими представлениями, может обусловить в итоге своего рода
«психическое совокупление», предшествующее действительному; первого же
прикосновения к женщине бывает достаточно для срабатывания
соответствующего рефлекса. Всевозможные страхи, вызывающие, в конечном
счете, коитусофобию, способствуют ускоренному течению рефлекторных
процессов эрекции и эякуляции. Нарастающая от неудачи к неудаче
фиксация на ускоренной эякуляции (по типу невроза ожидания со всё
большим снижением настроения в ожидании очередного «провала») доводит
этих больных до того, что иногда стоит им только подумать в начале
полового акта о возможности преждевременного семяизвержения, как оно
сразу происходит.
Психический асперматизм.
Психический асперматизм относится к числу тяжёлых расстройств
половой функции в клинике депрессивных состояний различной этиологии и
заключается в отсутствии эякуляции и оргазма независимо от
длительности фрикций при полной сохранности либидо и эрекции, но
крайне изнурительном половом акте для обоих партнёров и так и не
завершаемом половом акте. Сугубо психогенная природа асперматизма при
относительном, избирательном его характере: последовательно возникая
при попытках половой близости с определённой женщиной (в силу
достаточно сложных и насыщенных негативными эмоциями взаимоотношений с
ней или с женщинами вообще), он может не проявляться в аналогичной
ситуации с другой. Подобные случаи нередки при стёртой, ситуационно
обусловленной депрессией у лиц, вынужденных поддерживать супружеские
отношения с давно уже «опостылевшей» женой, несмотря на неодолимое
влечение к другой женщине. Я предполагаю, что это явление встречается
ещё и при выраженном «анальном» характере. Одной из отличительных черт
таких людей является скупость (пушкинский скупой рыцарь мог страдать
аспермизмом).
Поллюции.
Поллюции относятся к специфическим симптомам невротических
состояний с более или менее выраженными сексуальными расстройствами.
Поллюции повторяются иногда в строго определённые дни. Возможны даже
«поллюции наяву», возникающие под влиянием сильного эмоционального
возбуждения (страха, гнева, крайнего нетерпения) или запредельного,
аффективно насыщенного умственного напряжения без всякой связи с
эротическими представлениями. Поллюции могут возникать так же при
выраженном страхе смерти, т.к. фактически, половой акт – продолжение
жизни в генах потомка, а семяизвержение – неотъемлемая и (особенно в
данном случае) важнейшая часть полового акта. Массивное семяизвержение
возникает нередко у суицидальных пациентов, но снятых с петли ещё до
развития у них странгуляции. Учащённые (ежедневные или через день, а
порой и по несколько раз за ночь даже после полового акта) поллюции
сочетаются нередко с заметным ослаблением (иногда полным отсутствием)
эрекции или оргазма и жалобами на длительно сохраняющиеся ощущения
усталости, разбитости, вялости, тяжести в голове, «апатию к труду» и
дурное настроение.
Даже нормальные или близкие к нормальным поллюции становятся
зачастую объектом особой тревоги и ипохондрической фиксации больных,
испытывающих панический страх перед угрозой «потери семени» или
тяжёлыми заболеваниями, вызывающими это явление. Неизбежное в таких
случаях усиление тревоги и ещё большее снижение настроения
способствуют в свою очередь дальнейшему учащению поллюций, всё больше
замыкающих пациента в порочный круг развивающихся по спирали
психосоматических нарушений. Чем длительнее существуют патологические
поллюции, тем отчётливее невротические расстройства, тем больше
вероятность стойкой психической импотенции.
Функциональные расстройства предстательной железы.
Эти расстройства связывают обычно с частыми и продолжительными
приливами крови к ней (при чрезмерном эротическом возбуждении и
половых эксцессах) или с застоем её секрета (при отсутствии
сексуального удовлетворения или длительном воздержании). Анатомические
особенности венозных сплетений в органах малого таза создают
предпосылки для венозного застоя не только в результате сексуальных
эксцессов, но и при малоподвижном, сидячем образе жизни и определённом
питании. Наиболее уязвимой при этом оказывается предстательная железа
– настоящий лабиринт плохо дренируемых железистых долек. Длительное
венозное полнокровие предстательной железы способствует развитию в ней
дистрофических процессов и задержке эвакуации секрета. Вполне понятно,
что такие явления вызывают необычные ощущения в области половых
органов.
Важнейшим патогенетическим фактором утяжеления функциональных
расстройств становится в таких случаях боязнь резкого усиления
болезненных ощущений при эякуляции или заражения жены, ухудшения
своего состояния и грядущей импотенции. Эта боязнь постепенно
перерастает в стойкий страх половых контактов – более или менее
выраженную коитусофобию с отказом от половой жизни вообще. При крайних
степенях коитусофобии единственным источником получения сексуального
удовлетворения становится мастурбация. Всё более заметное снижение
либидо и возникающая на фоне страха и тревоги психическая импотенция
обрекают таких больных на уже вынужденное воздержание, а четкая
тенденция к затяжному течению страдания делает это воздержание
достаточно продолжительным. Постоянная сексуальная неудовлетворённость
(когда больные не хотят смириться со своим вынужденным воздержанием и
в то же время не в силах прервать его, поскольку страхи оказываются
сильнее полового влечения), нередко культивируемый в качестве «меры
отчаянья» онанизм и тенденция к заурядным при депрессиях запорам
создают чрезвычайно благоприятные условия для застоя крови в органах
малого таза и усугубления функциональных расстройств. Именно эти
пациенты (отказывающиеся от половой жизни, но прибегающие к
своеобразным её суррогатам в связи с ещё не утраченным либидо)
способствуют распространению среди практических врачей мнению о вреде
онанизма и воздержания.
«Половая локализация» депрессии вовсе не требует, таким образом,
обязательного истинного простатита или уретрита в анамнезе. Прочитав
или услышав, что воспаление предстательной железы вызывается
микроорганизмами, больной, охваченный страшными сомнениями и
подозрениями, начинает искать в своей жизни изначальную причину своего
страдания и связывает его чаще всего с каким-либо случайным или
«подозрительным» половым контактом. Указания на тяжёлый простатит в
анамнезе, не подтверждённый лабораторными исследованиями,
свидетельствует чаще всего о наличии психосоматических расстройств,
нежели о наличии действительно урологических патологий. Даже подлинный
простатит в анамнезе не означает ещё истинного обострения при
появлении у больного соответствующих жалоб. Тщательное ознакомление со
всей научно-популярной литературой по этому вопросу открывает перед
перепуганным пациентом жуткую перспективу неизбежной якобы импотенции
и других последствий данного заболевания (вплоть до сепсиса и
летального исхода при образовании абсцесса и прорыве его в окружающие
ткани). Чем выраженнее аффективные нарушения, тем вероятнее
клиническая картина асептического псевдопростатита в дальнейшем, при
развитии у больного астенодепрессивного состояния. Материальным
субстратом, активно подстёгивающим ипохондрические страхи и тревогу
больного, оказывается нередко уретрорея – выделение из уретры
нескольких капель, а иногда и более значительного объёма бесцветной и
тягучей стекловидной жидкости при повышении секреции уретральных
желез.
Центром кристаллизации ипохондрических представлений больного о
тяжести своего состояния и пожизненном половом бессилии становится
нередкая при депрессивных состояниях простаторея («секреторный невроз
предстательной железы») – выделение нормального неизменённого секрета
предстательной железы по утрам (особенно при дефекации и в конце
мочеиспускания) у лиц, никогда не страдавших гонорее и другими
венерическими заболеваниями. Наиболее заурядной «первопричиной»
простатореи при депрессивных состояниях становятся запоры;
механическое выдавливание секрета предстательной железой при
прохождении твёрдых каловых масс не представляет собой патологического
симптома и не угрожает организму какими-либо неприятными
последствиями. Всё тем же чисто механическим выдавливанием секрета при
замыкании мышечных пучков, окружающих шейку мочевого пузыря и в то же
время связанных с предстательной железой, обусловлена чаще всего
простаторея в конце мочеиспускания.
Одним из самых страшных для больного симптомов половой дисфункции
в клинике депрессивных состояний (и прежде всего так называемой
депрессии истощения) оказывается даже незначительная сперматорея –
периодическое выделение семени («двигательный невроз простаты»)
преимущественно в результате ослабления мышечного тонуса сфинктеров и
проходящих через предстательную железу семявыбрасывающих протоков.
Истечение семени при мочеиспускании и дефекации издавна описывают как
очень распространённый (наряду с психической импотенцией и синдромом
«раздражённой предстательной железы») признак всех форм неврастении и
других астенических состояний. Непроизвольная потеря нескольких капель
семени в течение дня (довольно обычный феномен при тяжёлой депрессии с
навязчивой идеей сексуальной неполноценности) возникает вне всякой
связи с эротическими представлениями (без предшествующей эрекции,
оргазма и каких-либо сладострастных ощущений). Повторная сперматорея в
дневные часы характерны, например, для мастурбирующих девственников,
одержимых в депрессии угрызениями совести и страхами по поводу своего
порока и неотступными мыслями о своём воображаемом половом бессилии.
Неизбежным последствием сперматореи в таких случаях становится
углубление депрессии. Нарастающая астенизация при этом обусловлена не
столько потерей семени (как правило незначительной), сколько тем
мощным травмирующим действием, которое она оказывает на пациента.
Расстройства эрекции.
Важнейшим проявлением психогенной импотенции оказываются
расстройства эрекции, присоединяющиеся к преждевременной эякуляции
более чем у половины пациентов с функциональными сексуальными
нарушениями. По данным Г.С. Васильченко (1969) жалобы на
недостаточность эрекции наиболее характерны для невротических
состояний с клинической картиной гипостенической неврастении. Надо
заметить, что, по мнению Г.Г. Корика (1973), по мере нарастания
неврастении как адекватная, так и спонтанная эрекция могут вообще
исчезать. Это безоговорочно распространяется и на клиническую картину
тревожно-депрессивных состояний самого разного генеза. Именно снижение
общего жизненного тонуса с нарастающей неуверенностью в себе и всё
большей гиперболизацией тревог по поводу снижения или утраты своего
мужского начала. Нарастающая астенизация с грубой переоценкой своего
состояния и механизмы центральной задержки делают страх (постоянный
тормозной фактор менее всего подчинённый логике и волевому сознанию
больного) важнейшим патогенетическим фактором психической импотенции.
Это может быть страх первой брачной ночи или первой в своей жизни
половой близости (в связи с известным недоверием к собственной
потенции и переоценкой трудностей дефлорации); страх беременности,
женитьбы или выплаты алиментов; страх заражения венерическим
заболеванием или боязнь быть застигнутым врасплох. Все эти виды
коитусофобии сводятся, в конечном счете, сводятся к двум основным
страхам: страху смерти, и страху полового бессилия (в данный момент
многие психологи склонны рассматривать страх импотенции как эквивалент
страха смерти, поскольку от половой функции зависит продолжение рода,
а значит и передачу генетического материала, т.е. фактически
продолжение жизни индивида в потомках). В связи с выше сказанным
рассмотрим более подробно упоминаемый ранее невроз ожидания неудачи и
факторы, способствующие его формированию.
Страх неудачи – яркая клиническая иллюстрация высокой способности
человеческого организма к психосоматическим переключениям с
немедленной трансформацией ожидаемого явления в действительное.
Убеждение в бессилии порождает бессилие, а страх полового бессилия
может быть настолько велик, что потенция никогда уже не
восстанавливается; чем больше такой человек стремится «быть сильным»,
тем сем сильнее препятствующие эрекции задерживающие представления.
Патологическая или даже просто чрезмерная фиксация на деятельности тех
или иных органов означает утрату автоматизма, обеспечивающего
чрезвычайную лёгкость выполнения соответствующей функции. Давно
известно, что, если бы мы фиксировали внимание на том как мы ходим,
люди спотыкались бы значительно чаще. Сосредоточение внимания на
некоторых местных впечатлениях и предчувствие неудачи нарушает течение
автоматизированной в норме половой функции. Решающее значение
приобретает при этом «эмоциональное возбуждение при мысли о том,
удастся совокупление или нет», и чрезвычайно сильное желание вызвать
эрекцию во что бы то ни стало. Особенная настороженность человека к
появлению и «качеству» эрекции, неизбежно ставит его на путь
напряжённого, эмоционально насыщенного самонаблюдения, не говоря уже о
наблюдении за реакцией визави. Сравнивая то, что было, с тем, что
есть, он анализирует ситуацию в тот момент, когда ни один нормальный
человек уже не в состоянии думать вообще. И чем больше он готовится к
этой чрезвычайно ответственной для него акции, тем меньше у него
шансов на успех. Характерно, что эрекция, связанная с эротическими
сновидениями, нередко сохраняется и заканчивается как положено,
эякуляцией и оргазмом; активные попытки «поймать», «подстеречь» и
использовать эти эрекции должным образом способствуют, однако, их
прекращению. При крайних степенях этой одержимости желанием иметь
полноценную эрекцию и нарастающей (в связи с постоянной аффективной
напряжённостью) астенизации больного не только адекватная, но и
спонтанная эрекция не возникает уже ни при каких условиях.
За видимой индифферентностью таких больных, за внешним
равнодушием к противоположному полу и всему окружающему, скрывается
порой очень сильные желания и стремления, реализация которых
становится невозможной вследствие центральной задержки. Характерно,
что назначение тестостерона и массажа предстательной железы при
неврозе ожидания повышает половое влечение у таких больных, но вместе
с ним усиливает и чувство сексуальной неполноценности. И поскольку
любое желание должно быть достижимым, то для таких больных характерно
угасание сексуальных желаний, т.к. любая цель представляется им
недостижимой. Конечным результатом стойких задерживающих
представлений, ослабляющих эрекцию, оказывается, как правило,
вторичное ослабление (вплоть до исчезновения) полового влечения, что
способствует трансформации частичной импотенции в полную даже при
небольшой изначальной глубине депрессии.
Важнейшим фактором снижения потенции при сохранившемся ещё
влечении становится в структуре субдепрессивных и депрессивных
состояний затруднённый переход представлений в двигательные акты;
соответствующие представления оказываются при определённом
эмоциональном состоянии недостаточными, чтобы дать толчок к движению;
человек с трудом приступает к желаемому им самим действию, которое в
итоге не удаётся совсем или в лучшем случае не вполне удаётся.
Отрицательный тон или оттенок «чувствования», распространяющийся при
депрессивном состоянии на все корковые ассоциации, душевная
подавленность означают в итоге более или менее выраженную задержку в
течении или сочетании представлений, в движениях и действиях.
Психотравмирующие переживания в таких случаях имеют выраженную
тенденцию к инкапсуляции. Чем обширнее этот очаг, тем заметнее его
дезорганизующее влияние на психику с формированием определённых схем
поведения, позволяющих избегать первоначальной актуализации
первоначальной негативной ассоциации; память о ней может сохраняться в
течение всей жизни и напоминать о себе под действием самых
неожиданных, обыденных, нейтральных факторов.
Наконец я обращусь к ещё одному, достаточно редкому страданию
среди мужских психосексуальных расстройств – ночному перемежающемуся
псевдоприапизму.
Перемежающийся ночной приапизм.
Приапизм отмечается в любом возрасте и имеет тенденцию к
длительному течению. Проявляется в виде кратковременных болезненных
эрекций полового члена во время сна. Вначале эрекции с пробуждениями
бывают довольно редко (например, раз в неделю), но постепенно
усиливаются и учащаются, возникают по несколько раз за ночь и
становятся всё более мучительными. В отличие от истинного приапизма
эрекция ослабевает после пробуждения, опорожнения мочевого пузыря,
прямой кишки, активных движений, ходьбы, приема снотворных или
седативных препаратов. Поскольку эрекция сопровождается болевыми
ощущениями в области члена и малого таза, естественно полового
влечения в эти моменты не возникает или появляется крайне редко. После
полового акта эрекция ненадолго ослабевает, а затем опять
возобновляется. По утрам больные чувствуют разбитость, усталость,
апатию. Примерно в половине случаев псевдоприапизм сопровождает другие
сексуальные нарушения, которые вписываются в клиническую картину
гиперстенической неврастении: повышенная половая возбудимость при
наличии ускоренной эякуляции, возможны снижение полового влечения,
ослабление адекватных эрекций и др. проявления описанные выше. Однако
перечисленные нарушения беспокоят в этом случае меньше, чем бессонница
и затяжные болезненные эрекции.
По поводу этиологии псевдоприапизма до сиих пор идут споры,
однако кажется вероятным следующий механизм: во время сна у любого
здорового человека по несколько раз за ночь возникают спонтанные
эрекции, продолжительностью от 1-2 до нескольких десятков минут. При
этом пробуждения не происходит или оно бывает столь кратким, что в
памяти не остаётся. Ряд психических расстройств (депрессии, неврозы,
органические поражения головного мозга и т.д.) нарушают глубину сна,
приводя к частым и более длительным пробуждениям в момент
возникновения спонтанных ночных эрекций (надо заметить, что
исследователи считают, что спонтанные эрекции возникают во время фазы
быстрого сна, независимо от его содержания). В купе с ипохондрическим
самонаблюдением свойственным астенизированным людям, у больных
появляются навязчивые мысли о патологическом характере ночных эрекций
(особенно если момент пробуждения соответствовал ночному кошмару), что
ещё больше приковывает внимание к ним и способствует тревожного
ожидания и приводит к их усилению и учащению уже по невротическим
механизмам.

2. Сексуальные расстройства у женщин.
Не модулированная, как у мужчин, а преобладающая роль
психологической стороны полового удовлетворения над чисто физической –
одно из основных положений женской сексопатологии. Формирование либидо
и характер половой функции женщины зависят не столько от
интерорецептивных специфических влияний и уровня эстрогенов в крови,
сколько от бесчисленных экстерорецептивных и психологических факторов.
Половая функция женщины не может рассматриваться поэтому в чисто
физиологическом аспекте; решающее значение приобретает здесь не
столько условнорефлекторные реакции, сколько межличностные
эмоциональные связи, общественные и культурные отношения.
Необычайная зависимость сексуального удовлетворения женщины от
всевозможных отвлекающих внимание и расхолаживающих эмоций не
нуждается в доказательстве. Неожиданный телефонный звонок,
недвусмысленный скрип кровати, присутствие кого-либо в соседней
комнате, спящий ребёнок и т.д., постоянная аффективная напряжённость и
любые негативные эмоции, сопряжённые с переутомлением или какими-либо
неприятностями, оказываются причиной половой неудовлетворённости
женщин и в конечном счёте их сексуальной «неполноценности». Мужчина
способен большей частью довести половой акт до оргазма даже с не
нравящейся ему женщиной; у женщины, которой безразличен или тем более
антипатичен мужчина, оргазм обычно не возникает. Как утверждают
сексопатологи, для получения оргазма женщина должна видеть в мужчине
«если не героя, то уж, во всяком случае, человека, к которому она
испытывает уважение» (Г.С. Васильченко 1977). Именно отсутствие
автоматизированного оргазма при половом сближении обуславливает,
скорее всего, столь значительное число (от 25 до 45% и более, по
данным различных авторов) женщин, которые оргазма вообще не испытывали
вообще и что это такое не знают.
Фригидность (отсутствие полового влечения и специфического
сладострастного чувства).
Фригидность издавна рассматривалась психиатрами как явление очень
распространённое, но плохо изученное и игнорируемое врачами. Примерно
20% женщин можно считать фригидными или малотемпераментными (А.М.
Свядощ 1982).
Развитие фригидности обуславливает чаще всего не соматическое
нарушение (сахарный диабет или гипотериоз и др. тяжёлые гормональные
расстройства) или психосексуальный инфантилизм, не злоупотребление
алкоголем и злостное курение, не какие-то «механические» факторы,
связанные с мужчиной, или отсутствие у него должной сексуальной
культуры, а определённое аффективное состояние женщины, доминирующий
тон настроения, исключающий необходимую для истинной половой близости
эмоциональную готовность. Затянувшаяся сексуальная неудовлетворённость
совершенно не обязательно вызывает чувство обречённости и тоски.
Любящая и любимая мужем женщина даже при отсутствии у неё оргазма
«несчастной в браке» себя не считает и чувства обречённости и зависти
к другим, как правило, не испытывает. Несчастной её делают обычно
конфликтные ситуации, порождённые отсутствием привязанности и
ответственности у супруга, несходство потребностей, желаний,
культурного уровня и общественных функций у партнёров.
Особое значение в формировании половой холодности получает между
тем астения любого происхождения. Ощущение неодолимой усталости,
патогномичное для невротических состояний с аффективными нарушениями,
«гонит из её головы всякую мысль о любовных удовольствиях и подчас
внушает ей глубокое, непобедимое отвращение к сильному полу» (Н.В.
Слетов 1929). Наиболее частой причиной фригидности не случайно
становится «депрессивный синдром домашней хозяйки», ведущей устрашающе
нудную жизнь и ничего уже не ждущей от будущего (её игнорируют весь
вечер, а ночью предъявляют к ней сексуальные требования).





Реферат на тему: Психодиагностика

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ

МАГНИТОГОРСКИЙ ФИЛИАЛ



Р Е Ф Е Р А Т



НА ТЕМУ


МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ.



Выполнил ЦЕЙТИН Е.И.



Проверил



2000 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ



Стр

1. Предмет психодиагностики
…2
2. Возникновение психодиагностики, как науки
и основные этапы ее развития
…4
3. Методы психодиагностики
и их классификация
…5
3.1. Краткие характеристики психодиагностических
методик
…6
3.2. Тесты и тестирование
…9
3.3. Требования, предъявляемые к тестам
…9
3.4. Особые требования, предъявляемые
к психодиагностическим методикам
…12
3.5. Правила проведения тестирования,
обработки и интерпретации результатов
…13
Список использованной литературы
…14



1. Предмет психодиагностики

Психодиагностика - это не только направление в практической
психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.
Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как
установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов,
коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.
Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может
входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как
метод исследования либо, как область деятельности практического психолога,
направляясь при этом на обследование, а не на исследование.
Психодиагностика понимается двояко:
1. В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением
вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся
психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и
измерение его свойств;
2. В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально
– психодиагностических свойств личности.
В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных
этапа:
1. Сбор данных.
2. Переработка и интерпретация данных.
3. Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.
Психодиагностика как наука определяется, как область психологии,
разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально –
психологических особенностей личности.
(4, стр.142)
Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и
постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека.
Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических
построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений –
способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.
(1, стр. 58)
Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:
Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира
обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;
Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения
психических явлений, тенденции их изменения, качественные и
количественные характеристики этих изменений;
Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет
увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале
психической реальности при условии их нетождественности;
Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика
формируются в деятельности человека, деятельность одновременно
регулируется сознанием и психикой;
Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных
особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его
онтогенеза.
Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик –
способов получения достоверных данных о содержании переменных психической
реальности.

2. Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития.

История современной психодиагностики начинается с первой
четверти ХIХ в., т.е. с начала клинического периода в развитии
психодиагностических знаний. Врачи – психиатры начали вести в клиниках
систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты
своих наблюдений.
В это время появляются такие методы психодиагностики, как
наблюдение, опрос, анализ документов. Но эти методы носили качественный
характер, поэтому по одним и тем же данным разные врачи часто делали разные
выводы.
Только во второй половине ХIХ в., когда немецкий психолог
Вундт создал первую в мире психодиагностическую лабораторию, где в целях
психодиагностики стали применять технические устройства и приборы, методы
психодиагностики приобрели количественный характер.
(2, стр.15)
Тогда же был открыт основной (базальный) психофизический
закон Вебера.
Проводя эксперименты на различение весов, длины линий и
высоты акустического тона, Вебер установил, что отношение едва заметного
изменения раздражителя dI к его исходному значению I есть величина
постоянная, т.е. dI/I = constanta.
Согласно закону Вебера дифференциальный порог чувствительности – есть некая
постоянная часть величины исходного раздражителя на которую он должен быть
увеличен или уменьшен для того, чтобы получить едва заметную трансформацию
ощущения.
(5, стр.168)
Открытие закона Вебера дало возможность измерения психодиагностических
явлений. В соответствии с этим законом основным объектом измерения стали
ощущения человека, и долгое время практическая психодиагностика
ограничивалась измерением ощущений.
Современные методы психодиагностики, касающиеся основных
психодиагностических процессов, свойств и состояний человека, стали
появляться в конце ХIХ-начале ХХ в. в это время активно развиваются теория
вероятностей и математическая статистика, на которые впоследствии стали
опираться научные методы количественной психодиагностики.
В 1884 г. английский психолог Гальтон основал Антропометрическую
лабораторию, одной из целей ее стало получение статистических данных о
человеческих способностях. Через этот эксперимент прошло около 10 000 чел.
Он же в 1877 г. предложил использовать в психодиагностике метод корреляций.
Современник Гальтона Фишер изобрел дисперсионный анализ, а другой
англичанин Спирмен – факторный анализ.
Первый статистически обоснованный тест Бине появился в 1905-1907
гг.
В 20 гг стали появляться новые психодиагностические , в том числе
интеллектуальные и личностные тесты, позволяющие проводить психодиагностику
различных процессов и свойств человека.
На 50-60-е гг ХХ в. приходится основное количество различных
психодиагностических методик.
Современная психодиагностика выделилась в отдельную область
научных и практических психодиагностических знаний. Все более широкое
применение в психодиагностике находят современные методы математики и
физики, а также средства электронной психодиагностики.


3. Методы психодиагностики

и их классификация

В насоящее время созданы и практически используются множество
психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке
были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым
современным наукам, напр. физике. Это требования операционализации и
верификации.
Операционализация – предполагает указания на практические действия
или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться
в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами,
которые ему приписываются.

Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот
и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е.
на реальность существования явления, определяемого этим понятием.

Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно
представить в виде следующей схемы:


Таблица 1

Классификация психодиагностических методов


|МЕТОДЫ |



3.1. Краткие характеристики

психодиагностических методик.

Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому
предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о
психологии испытуемого.

Эти методики просты для разработки, использования и обработки
результатов.

Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них
испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

Недостатки:
. субъективность, которая проявляется как в выборе самих
вопросов, так и в интерпретации ответов на них;
. эти методики трудно стандартизировать, а следовательно,
добиться высокой надежности и сравнимости результатов.
1. Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные
испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный
характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых
изображений.
2. Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными,
рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее
валидные и информативные.
3. Объективно– манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми
задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит
нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.
(2, стр. 35)
Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно
представить, выделив другие критерии (см. табл. 2)
Таблица 2
Классификация психодиагностических методик



Продолжение таблицы 2



3.2. Тесты и тестирование
Тесты – стандартизированные методики психодиагностики,
позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели
степени развитости изучаемых свойств.
(2, стр. 47)
Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда
и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации
результатов.
Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно
сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были
получены.
Классификация разновидностей тестов приведена в табл. 3.

3.3. Требования, предъявляемые к тестам

К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд
особых требований. Это:
1. Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и
оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест
используется, будучи заимствованным в другой стране.
2. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и
иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-
разному восприниматься и пониматься людьми.
3. Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения
заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т.
к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность
на достаточно высоком уровне.
4. Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние
показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую
совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного
индивида, оценивая уровень его психологического развития.
Норма теста – средний уровень развития
большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого
по ряду социально – демографических характеристик.



Таблица 3.
Классификация тестов



Продолжение табл. 3



Продолжение таблицы 3



3.4. Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим
методикам
Для уверенности в достоверности результатов
психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые
психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду
требований.
Такими требованиями являются
1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.
Есть несколько разновидностей валидности.
Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей
исследуемого качества, получаемых с помощью данной
методики, показателям, получаемым с помощью других методик.
Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного
и того же свойства, получаемым при помощи различных методик,
опирающихся или исходящих из одной и той же теории.
Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических
показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям
испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют
путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.
Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике
заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в
целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть
вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от
данной методики.
Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут
речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными
внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.
Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно
длительного использования.
Кри терии валидностьи:
. Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки
испытуемого в разных жизненных ситуациях.
. Достижения испытуемого в различных видах деятельности:
учебной, трудовой, творческой и др.
. Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.
. Данные, полученные от других методик, валидность которых
или связь с данной методикой считаются достоверно
установленными.
2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной
методики устойчивых показателей.
Надежность психодиагностической методики можно установить двумя
способами:
--путем сравнения результатов, получаемых по этой
методике разными людьми
--путем сравнения результатов, получаемых по одной и той
же методике в различных условиях.
3. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые
с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для
оценки которого данная методика применяется.
4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на
малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе
психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая
методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять
оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не
всегда требуется очень высокая степень точности оценок.

3.5. Правила проведения тестирования, обработки
и интерпретации результатов

В этом вопросе существуют определенные строгие правила
Наболее важные из них:
1. Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе
или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за
недостаточного знания его нюансов.
2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые
хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.
3. Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не
оказывая влияния друг на друга.
4. Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура
обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок,
возникающих на этом этапе тестирования.
(2, стр. 52)



Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3
Екатеринбург: “Деловая книга”, 1998. 368 с.
2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика.
М.: “ВЛАДОС”, 1998.-632 с.
3. Рогов Е.И. настольная книга практического
психолога: В 2 кн.-М.: изд. ВЛАДОС, 1998.-Кн. 1-384 c:
4. Словарь практического психолога/сост. С.Ю Головин.-
Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
5. Современный словарь по психологии.-Мн.:
“Современное слово”, 1998. – 768 с.
-----------------------
исследовательские

психодиагностические


На основе

наблюдений

опросные

Объективные психодиагност. методы

Эксперимент.методы

прямое

косвенное

анкета

опросник

интервью

Критерий

Наменование
методики



Краткая характеристика

методики



По типу применяемых тестовых задач


Опросные



Используются вопросы, адресуемые испытуемым


утверждающие

Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен
согласиться или не согласиться

По адресату используемого тестового материала

сознательные

бессознательные

Апеллирующие к сознанию испытуемого


продуктивные

Применяют собственную творч. продукцию испытуемых – вербальную, образную,
материальную

действенные

Задание выполнить нек-рый комплекс практических действий

физиологические

П/диагностика на основе анализа непроизвольных физических или
физиологических р-ций организма

Направленные на неосознаваемые реакции человека



По форме представления тестового материала испытуемым


бланковые


технические


сенсорные

Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т.
п.)

Тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе, или ч/з иные технические
устройства

Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных
органам чувств


По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики


объективные



субъективные

Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или
экспериментатора

Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора
или испытуемого (пример - интроспекция)

1

2

3

1

2

3


По наличию в методике тестовых норм

Имеющие тестовые нормы

Не имеющие тестовых норм



По внутренней структуре методики


мономерные


многомерные

В них диагностируется и оценивается единственное качество или свойство

Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или
разнотипных психологических качеств человека



По типу анализа экспериментальных данных


качественный



количественный

Диагностируемое св-во описывается ч/з относительную степень развития его у
данного человека по сравнению с другими людьми

Диагностируемое св-во описывается ч/з известные научные понятия

Признак группы

Название вида теста

Краткая характеристика вида теста

Предназначены д/оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и
отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение,
память, речь.



интеллектуальные



По предмету тестирования
(какое качество оценивается)

межличностные



личностные

Связаны с п/диагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих
его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности.

Оценивают чел. отношения в различных социальных группах



По особенностям используемых задач


Практические тестовые задания

З-чи и упражнения, кот. испытуемый должен выполнить, практически
манипулируя реальными предметами или их заменителями.



Образные задания



Вербальные тесты


Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами,
представлениями.предполагают активное использование воображения.

Задания на оперирование словами.определение понятий, умозаключений,
сравнение объема и содержания разл. слов, и т. п.


Бланковые



По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым



Аппаратурные



Процессуальные

С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов
тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ.

Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц,
опросников и т. п.

Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, напр.
процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе.

1

2

3



По объекту оценки



Тесты достижений


Тесты состояний и свойств

Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах
познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость
внимания и др.

Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека – черты
личности, свойства темперамента, способности и др.



Особая группа



Проективные тесты

Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка –
результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых
многознвчных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных предложений
и т. д.

3

2

1






Новинки рефератов ::

Реферат: Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром (Педагогика)


Реферат: Кавказский фронт Крымской войны 1853-1856 гг. (История)


Реферат: Пути повышения эффективности молочного скотоводства (Сельское хозяйство)


Реферат: В.Я. Пропп "Морфология сказки" (Литература)


Реферат: Бургундия в поисках самоидентификации (1363-1477 гг.) (История)


Реферат: Вологодская область (Геология)


Реферат: Быт и нравы провинциальной России (История)


Реферат: Социология семьи (Социология)


Реферат: Контроль качества сгорания топлива в методических нагревательных печах (Металлургия)


Реферат: Исторические этапы российского федерализма (Право)


Реферат: Русско-японская война (История)


Реферат: Дифракция электронов. Электронный микроскоп (Физика)


Реферат: Христианский брак (Новый Завет) (Религия)


Реферат: Павел Иванович Пестель (История)


Реферат: Позднесредневековая городская культура (История)


Реферат: Архитектура Древнего Египта (Архитектура)


Реферат: Социальный конфликт (Социология)


Реферат: Нахимов и война в Персидском Заливе (История)


Реферат: Навыки расчета основных экономических показателей и определение мероприятий повышения эффективности работы строительного предприятия (Предпринимательство)


Реферат: Социальная работа в КНР и Гонконге (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист