GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви (Религия)


Новосибирская Государственная Академия
Экономики и Управления



Реферат по истории на тему:

«Реформы Никона
и раскол Русской Православной Церкви»



выполнила: студентка гр.9131
Некрасова
Екатерина
Вячеславовна



Новосибирск - 1999 год


План реферата:


I. Вступление.

II. Реформы Никона и раскол в Русской Православной
Церкви.
1. Предпосылки и причины реформ;
2. Суть преобразований;
3. Патриарх Никон
4. Протопоп Аввакум
5. Старообрядчество

III. Заключение.



Русская православная церковь, без сомнения, является самой крупной
православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней вне рамок Русской
православной церкви в течении длительного времени в Российской империи, в
СССР и в современной России действовали и продолжают действовать иные
православные организации, исторически связанные с Русской православной
церковью. Возникновение этих организаций, в свою очередь, связано с
глубокими коллизиями, которые возникали в Российском обществе и захватывали
в свою орбиту и церковь.
Наиболее значительные потрясения Русская православная церковь испытала
в середине семнадцатого века, когда произошел раскол. В религиоведческой
литературе под расколом подразумевают религиозно-общественное движение,
приведшее к отделению от Русской православной церкви старообрядчества.
Казалось, что более трехсот лет, прошедшие со времени церковной смуты,
разразившейся при царе Алексее Михайловиче, были достаточным сроком для
изучения и выяснения причин трагедии раскола, который тяжело отразился на
судьбах России. Но, к сожалению, корни старообрядчества и причин Русского
церковного раскола еще не полностью раскрыты в исторической литературе и
остаются далеко не ясными.

К середине семнадцатого века накопились и стали очевидными расхождения
с современной греческой церковной практикой и возникли вопросы по поводу
обрядов Русской православной церкви. Особенно горячие споры возникли еще в
пятнадцатом веке об «аллилуйе» и «посолонном хождении» (от слова «посолонь»
- по солнцу). А в шестнадцатом веке было с очевидностью замечено множество
расхождений и недосмотров в церковных книгах, особенно в переводах
богослужебных текстов: одни переводчики плохо знали греческий язык, другие
- русский. На Стоглавом Соборе 1551 года, проведенном с целью введения
единообразия в церквах, решено было исправлять книги, сверяя их с «добрыми
переводами», но отсутствие единого подхода привело к еще большим искажениям
текста. Одной из попыток введения единообразия в богослужебных книгах было
также открытие в Москве типографии,. Но вместе с количеством издаваемых
книг росло и число ошибок.
Среди церковных деятелей, озабоченных неразберихой в книгах, а также
падением авторитета духовенства, особой активностью отличался протопоп
Благовещенского Собора в Московском Кремле, духовник и наставник юного царя
Алексея - Стефан Вонифатьев. Вокруг него в конце сороковых годов
семнадцатого века сложился «кружок ревнителей древнего благочестия». В его
состав вошли видные церковные деятели: будущие враги Никон и Аввакум,
настоятель Московского Казанского собора Иоанн, царский постельничий Федор
Ртищев и другие.
Наибольшее их возмущение вызывали нравы духовенства. Из многочисленных
жалоб, поступавших к тогдашнему патриарху Иосифу складывалась весьма
мрачная картина. Вместо того, чтобы заботиться о душах своих прихожан,
священника проводили время в пьянстве и распутстве. Они не только не
произносили проповедей, но и саму церковную службу стремились укоротить
путем введения «многогласия» - одновременного чтения и пения различных
молитв и текстов. Как белое, так и черное духовенство отличалось
бесконечным корыстолюбием. Руководящие посты в монастырях приобретались
взяткой боярину или архиерею. Народ терял уважение к духовному званию, не
желал ходить в церковь и соблюдать посты.
Также особенное огорчение у них вызывали разночтения в богослужебных
книгах, накопившиеся из-за ошибок монахов-переписчиков, и различия в
исполнении церковных обрядов. Повсеместное распространение книгопечатания
позволяло ввести единообразие в богослужебные книги. Однако было неясно,
по каким же оригиналам исправлять тексты. Для одних это были древнерусские
рукописные книги, для других - древнегреческие оригиналы. Но и те, и другие
источники оказались небезупречны: в русских книгах не было двух одинаковых
текстов (из-за ошибок монахов-переписчиков), а греческие тексты подверглись
изменению после падения Византии и заключения унии между византийской и
католической церквами.
Еще во второй половине пятнадцатого века в русской церкви утвердилась
мысль о том, что после Флорентийской унии 1439 года и падения
Константинополя истинно чистое православие сохранилось только на Руси. А в
начале шестнадцатого века оформилась идея о Москве как «Третьем Риме». Ее
выдвинул игумен Псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих посланиях к
Василию III. Филофей считал, что в истории христианства последовательно
существовало три великих центра. Первый - Рим - пал из-за отступления от
истинного христианства; второй - Константинополь - пал из-за Флорентийской
унии. Третий же «Рим» - Москва, а четвертому не бывать. Это утверждение
было призвано служить возвеличиванию Московских государей, но одновременно
- утверждению исключительного значения религии и церкви. Учение о «Третьем
Риме» служило идейным обоснованием враждебности ко всему иноземному,
религиозной нетерпимости, самоизоляции.
Все, что шло от греков, казалось ложным. Это мнение господствовало и в
семнадцатом веке. Понимая всю опасность неосторожного вторжения в область
веры, царь в то же время почитал полезным для государства всеми средствами,
в том числе и личным примером, укреплять религиозность своих подданных.
Правительство понимало, что отказ от традиций не пройдет безболезненно, но
в то же время склонялось к мысли о необходимости пересмотра всех церковных
обрядов и приведение их в соответствие с греческой богослужебной практикой.
Это было вызвано, прежде всего, стремлением упорядочить обрядовую практику
русской церкви в условиях роста религиозного вольномыслия и падения
авторитета духовенства. Вместе с тем сближение с греческой церковью должно
было поднять престиж Российского государства на православном Востоке.
Во второй четверти семнадцатого века представители высшего греческого
духовенства постоянно посещали Москву. Они настойчиво указывали русским на
многочисленные и часто весьма существенные различия в русских и греческих
богослужениях и церковных обрядах. А разночтения в русских и греческих
церковных книгах приводили порой к настоящим скандалам (например, сожжение
в греческом монастыре на Афоне русских печатных книг как содержащих
множество еретических мнений).
В 1652 году Никон, став патриархом, с присущей ему страстностью
принялся проводить в жизнь реформу в обрядовой области, совершенно не
затрагивая канонической.
В феврале 1653 года он приказал во всех московских церквах запретить
верующим «творить поклоны» стоя на коленях, допускались только поясные
поклоны. Крестное знамение допускалось только троеперстное. Позже патриарх
решительно заменил на новые те старинные обряды, которые не совпадали с
греческими: было предписано петь «аллилуйя» не два, а три раза; во время
крестного хода двигаться не по солнцу, а против него; иначе стало писаться
имя Христа - «Иисус» вместо традиционного «Исус». Отдельные слова
богослужения были заменены на новые, все богослужебные книги переписывались
по греческим образцам, неисправные подлежали исправлению.
Летом 1654 года Никон занялся исправлением икон. По его приказу были
отобраны у населения иконы, отличавшиеся некоторым реализмом. Он приказал
выколоть глаза изображенным на таких иконах святым, или же соскоблить и
заново переписать лики. Случилось так, что в это время в Москве вспыхнула
сильная эпидемия чумы. В народе поползли слухи о божьей каре за содеянное
кощунство. А солнечное затмение 2 августа дало еще большую пищу для толков.
Стараясь помешать Никону, «ревнители» подали челобитную царю, в
которой доказывали незаконность нововведений. В ответ на челобитную, Никон
дал ход обвинениям и жалобам прихожан на членов кружка. Силы были неравны.
Вскоре многие «ревнители древнего благочестия» были арестованы, сосланы. А
некоторые лишены сана. Заточенные, униженные они лишь укреплялись в своем
«подвиге», впадали в религиозный экстаз, пророчествовали.
Убедившись, что одной своей властью он не сумеет поставить дело
реформы на прочное основание, Никон весной 1654 года созвал в Москве
общерусский церковный собор, на который прибыло более двадцати видных
деятелей русской церкви. Патриарх, в присутствии царя, обращаясь к Собору,
перечислил многие неточности и отступления от греческих церковных порядков,
имевшиеся в практике Русской церкви. Однако предусмотрительный патриарх не
вынес на обсуждение наиболее «скользкие» моменты, вопросы - в первую
очередь о «троеперстии». В результате длительного обсуждения решено было
«достойно и праведно исправить книги против старых харатейных (то есть
писанных на пергаменте) и греческих». А во избежание новых ошибок
посоветоваться с константинопольским патриархом Паисием. Положительный
ответ был доставлен в Москву в 1665 году в виде очень важной и знаменитой
впоследствии грамоты. Тогда же в Москву прибыли два восточных патриарха -
Антиохейский Макарий и Сербский Гавриил. В связи с этим в 1656 году был
созван новый Собор. На нем рассматривались такие русские церковные обряды,
как лития, литургия. Проскомидия и другие. Также был утвержден русский
перевод греческого церковного Служебника и «Троеперстия». В результате
преследуемая Никоном цель была достигнута - он заручился поддержкой видных
иерархов.
Но постепенно реформаторский пыл Никона Стал остывать. Придворные
Интриги и чрезмерное самовластие привели к тому, что тщеславный Алексей
Михайлович стал тяготиться патриархом. Конфликт произошел в 1658 году,
после которого оскорбленный Никон отказался быть патриархом на Москве и
уехал в строящийся по его проекту Ново-Иерусалимский монастырь. Столица, да
и все Московское государство были в великом смятении, Со всех сторон
приходили челобитные на «многомятежного» Никона. Старую веру поддерживали
широкие массы народа, часть духовенства. Влиятельные московский семьи
(такие, как Морозовы, Урусовы). Церкви оставались пустыми. Поэтому
священники вынуждены были вернуться к службе по старым книгам. Но царь
Алексей Михайлович был ярым сторонником реформы и не желал, чтобы все
вернулось к старым обычаям.
В 1666 году царь созвал Собор для суда над противниками реформы.
Своими решениями этот Собор практически полностью поддержал действия царя.
Патриарх был осужден и сослан в отдаленный монастырь, Вместе с тем все
книжные исправления были одобрены. Собор вновь подтвердил прежние
постановления: произносить «аллилуйю» трижды, творить крестное знамение
тремя первыми перстами правой руки, печатать просфоры четырехконечным
крестом, крестные ходы проводить против солнца. Всех, кто не признал этих
уложений, церковный собор назвал раскольниками и еретиками, предали анафеме
и отлучили от церкви. Всех сторонников старой веры позднее предали
светскому суду. А по действовавшему тогда гражданскому закону за
преступление против веры полагалась смертная казнь.

Решения Собора 1666 года встретили серьезное сопротивление со стороны
духовенства и мирян. Верующие не могли понять логику обвинений старого
обряда и старых книг. Выходило так, что на протяжении семи веков после
Крещения Руси в русской церкви процветали «злые ереси», приверженцами
которых оказывались и общепринятые святые. Следовательно, Москва не могла
быть достойной славы «Третьего Рима».
Приверженцы «старой веры» в свою очередь объявили «еретиками
реформаторов. Даже написание имени «Иисус» с двумя «и», исправление
орфографии и грамматики славянских текстов, их приближение к нормам
русского языка того времени трактовались как «ересь». Поначалу власти
действовали больше уговорами. От противников реформ требовали отказаться не
от старых книг и обрядов, а от обвинений в адрес своих оппонентов-
реформаторов в отступлении от правой веры. Но сопротивление «староверов»
становилось все более упорным. Тогда от увещеваний и ссылок власти стали
переходить к заключениям и жестоким наказаниям.
Все события - заключение о «неисправности» книг, отлучение сторонников
двуперстного знамения, появление большого числа новоисправленных книг и
изъятие в связи с этим прежних изданий - вызвали недоумение в народе. Люди
часто не могли отличить, что допустимо, а что действительно нарушает
церковные догматы. Объяснить же суть происходящего зачастую не способны
были и сами священники, многие из которых не понимали стремительного хода
реформ и часто оказывались в числе решительных противников изменений. На
Руси, где грамотность и тем более книжная ученость были достижением
немногих, главным источником научения вере были богослужения. Определенные
жесты сопровождали человека с первых дней жизни до последних, сливаясь в
сознании с его ощущениями и переживаниями. Замена одних символов,
выражавших связь человека с высоким и священным никогда не бывает
безболезненной. А в данном случае эта замена осуществлялась еще и весьма
грубо.
Народное смятение усиливалось и из-за внезапно обрушившихся на страну
страшных бедствий - голода, моровой язвы. Причину их стали усматривать в
исправлении священных книг, а виновником считать патриарха Никоном.

Чтобы лучше понять природу церковного раскола, остановимся на
личностях главных участников этих событий.
В мае 1605 года, когда в Московском государстве начиналась Смута, в
мордовском селе Вельдеманове Нижегородского уезда у крестьянина Мины
родился сын Никита. В раннем возрасте он лишился матери , все детство
провел под нестерпимым гнетом мачехи. От природы весьма одаренный, он
выучился дома грамоте. Чтение книг увлекло его к аскетической жизни. В
двенадцать лет он ушел в Макарьев Желтоводский монастырь. Но вскоре родня
вызвала его в мир и заставила жениться. Но семейная жизнь отца Никиты не
была счастливой. В одночасье он лишился всех своих детей. Сочтя это событие
за знак свыше, Никита решает вернуться к монашеской жизни. По его
убеждению его жена уходит в Алексеев монастырь, а сам Никита уходит на
Белое море в Анзерский скит. Вскоре основатель и настоятель скита
преподобный Елеазар постриг тридцатилетнего Никиту в монашество под именем
Никона (это имело немаловажное значение, так как Никита означает
«побеждающий», а Никон - «победитель»). Никон вошел в число близких и
любимых учеников Елеазара, но со временем между наставником и учеником
возникли разногласия и в 1635 году Никон был удален из Анзерского скита.
После долгих скитаний он останавливается в Кожеозерской обители, где
становится игуменом. По делам монастыря в 1646 году Никон приехал в Москву.
Тогда и состоялась встреча Никона с молодым царем. На которого она
произвела огромное впечатление. Необыкновенный ум, светлый взгляд на
предметы, природное красноречие, величавая наружность не могли не остаться
незамеченными. Сближение царя с Никоном продолжалось, а после того, как
Никон усмирил бунт в 1650 году, любовь царя к Никону значительно
увеличилась.
Чем объяснить необычайное расположение юного Романова к игумену
глухого монастыря, мужицкому сыну Никону? Несомненно, большую роль сыграли
личные качества царя и Никона. Воспитанный в духе «древнего благочестия», с
детства окруженный глубоко религиозными людьми, Алексей был глубоко
религиозен. Для такого человека особе значение имело то обстоятельство, что
оба они, царь и Никон были духовными детьми одного отца - анзерского
отшельника Елеазара.
Что касается Никона, то он. Пройдя тяжелую школу жизни, закалившую его
выдающуюся натуру. Стал одним из тех ярких людей. Которых однажды увидев,
тяжело забыть. Годы молчания накопили в его душе огромный запас духовной
энергии. Однако расположение царя к Никону объясняется не только личными
мотивами. Никон появился в Москве очень вовремя - был момент, когда спрос
на незаурядных людей из числа духовенства был очень велик. Еще в правление
Михаила Романова в высших кругах распространилась мысль о необходимости
основательной «чистки» рядов духовенства, введения «благочинного»,
единообразного богослужения. Повышение авторитета церкви, сильно
пошатнувшегося в первой половине семнадцатого века, было необходимой частью
работы по укреплению феодальной государственности в целом. Оно имело
большое значение и для упрочения позиций новой династии. Так что, когда
умер престарелый патриарх Иосиф, неудивительно, что его преемником стал
Никон. Вступление на патриарший престол доставило Никону средства развить
свой преобразовательный дух в служении истине и благу церкви и отечества.
При Никоне патриаршья власть усилилась до высшей степени. Патриарх был
действительным, а не номинальным только «великим государем», окружил себя
царской пышностью и величием. Выстроил себе новый дворец, употребляя все
средства того искусства для украшения соборов и благолепия богослужения.
Никона боялись сами бояре, которых он обличал без всякого стеснения,
поступая с ними самовластно. Патриарх на свои богатые средства увеличил
свои домовые богадельни, раздавал богатую ручную милостыню, делал
пожертвования на тюрьмы. В разное время основал три монастыря, самый
знаменитый из которых - Новый Иерусалим в окрестностях Москвы.
С самых первых дней пребывания у власти, Никон повел себя отнюдь не
так, как ожидали многие из его прежних единомышленников. Он порвал все
связи с ними, не велел даже пускать их в приемную своего патриаршего
дворца.
Но не столько личная обида, сколько принципиальные соображения
превратили многих «ревнителей благочестия» в непримиримых врагов нового
патриарха. От Никона ожидали действенных мер, направленных на укрепление
внутренних порядков, унификацию книг и обрядов. И патриарх приступил к
исправлению церковных порядков, но не по древнерусским (как ожидали
«ревнители»), а по древнегреческим, считая, что это поможет превратить
Русскую церковь в центр мирового христианства и противопоставить
«латинству» (католичеству).
Однако скоро реформаторский пыл Никона стал постепенно угасать.
Главным для него становилось его собственное исключительное положение в
государстве. Никона вдохновлял образ патриарха Филарета, обладавшего не
только церковной, но и высшей государственной властью. В своих притязаниях
на неограниченную власть Никон чувствовал за собой поддержку высшего
духовенства, которое было сильно раздражено мерами правительства ,
направленных на ограничение привилегий и доходов церкви (согласно Соборному
уложению 1649 года в руки государства перешли все городские «белые» слободы
и дворы монастырей, а церкви было запрещено приобретение новых земель). Как
и многие иерархи, Никон был недоволен решениями Уложения, Он считал, что
его главная задача состоит в том, чтобы подчинить себе царя и бояр,
остановить наступление государства на позиции церкви.
Стремительно, и как бы беспричинно вознесясь из самых низов общества к
вершине власти, Никон утратил чувство реальности. Он не хотел понять, что
своей головокружительной карьерой он обязан не столько своим личным
качествам, сколько видам боярства, нуждавшегося в нем как в энергичном
реформаторе церковной жизни. Обстоятельства довольно долго
благоприятствовали развития властолюбия Никона. В связи с войной с Речью
Посполитой, царь долгое время отсутствовал в Москве, и патриарх практически
оказался главой государства. Однако, вернувшись в столицу воином-
победителем, царь уже не хотел находиться под постоянной опекой патриарха.
Недовольство государя разжигали многочисленные враги самого Никона и его
реформ.
Летом 1658 года стали заметны признаки скорой опалы на патриарха. Его
перестали приглашать на торжественные царские обеды, бояре стали задевать
его слуг, царь перестал бывать на патриарших богослужениях. Окончательный
разрыв произошел 10 июля 1658 года, когда царь, несмотря на многочисленные
приглашения Никона, не явился в собор. В глазах патриарха это было прямым
оскорблением патриаршества, как духовной власти, которую он ставил выше
царской. В ответ на царскую опалу Никон принял свои меры, торопливые и
неосмотрительные.
Добровольный уход Никона с патриаршего престола был событием
невиданным и воспринимался в обществе трагически. Но примирения,
ожидавшегося Никоном после его демонстративного ухода и затворничества в
монастыре не последовало. Царь с неприличной поспешностью принял его
отставку. Никон. Думавший лишь попугать Алексея Михайловича, попытался
вернуть свой пост, но было уже поздно. И на Соборе 1666 года патриарх был
лишен сна и сослан в отдаленный монастырь.
Другой, не менее яркой, значительной фигурой этого исторического
периода, без которой картина раскола была бы неполной, был протопоп
Аввакум. Глава поборников древнего благочестия, он был самым известным
непримиримым врагом Никона. Как и Никон, Аввакум родился в Нижегородских
землях, рано выучился грамоте и пристрастился к чтению. Однако с самого
начала их жизнь, несмотря на внешнее сходство, пошла по разным колеям.
Никон с ранних лет попал под власть мачехи, а Аввакум провел детство
обычного деревенского мальчишки. Быть может, в эти годы возникли различия в
характерах и позициях двух людей, которым суждено было сыграть важную роль
в политической и церковной жизни России. Никон оказался крут и неуступчив в
церковных делах, однако в личном общении он был добр и даже мягок. А
Аввакум не делил свою жизнь на официальную и неофициальную, одинаково
ревностно относясь к частным и общественным обязанностям. Он никогда не
стремился занять высокий пост, но, вместе с тем, был готов до последнего
отстаивать славянскую старину в обрядах и священных книгах. Благодаря своей
энергии, дару убеждения и богословской начитанности, Аввакум сразу же занял
видной место во влиятельном кружке «ревнителей древнего благочестия». Это
почти совпало по времени с началом реформ патриарха Никона, и Аввакум сразу
становится самым непримиримым противником нововведений патриарха, хотя
ранее их объединяли многие воззрения на порядок богослужения и на
необходимость благочестивого поведения священнослужителей и прихожан.
Последовательно выступая против церковных «новин», Аввакум тем не менее
пользовался расположением царской семьи, где ценили его искренность и
убежденность.
Когда Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск, где. Не
имея возможности открыто проповедовать, Аввакум проявил себя как яркий
писатель и выдающийся полемист. Не без влияния страстного огненного слова
Аввакума поднялись и соловецкие старцы. Протест которых вылился в открытое
противостояние властям. Соловецкое восстание длилось восемь лет (1668 -
1676); и только когда в живых осталось всего шестьдесят из пятисот человек,
предатель-перебежчик открыл ход в неприступный монастырь. После разгрома
восстания старцы прокляли царя Алексея Михайловича.
Нельзя не отметить то мужество, с которым старообрядцы переносили все
гонения и преследования. Чем беспощаднее и суровее становились начавшиеся
казни, тем большее упорство они вызывали. На смерть стали смотреть как на
мученический подвиг. «Чем больше ты нас мучишь, тем больше мы тебя любим» -
писал Протопоп царю. А свои взгляды он обосновал следующим образом:
«Церковь - православна, а догматы церкви от Никона-еретика во всем
противны. А государь наш Алексей Михайлович православен. Но только простою
своею душою принял от Никона книги. Думая, что они православны, не
рассмотрел в них плевел еретических.».
14 апреля 1682 года по указу царя Федора Алексеевича «за великие на
царский дом хулы» Аввакум был сожжен вместе со своими соузниками - попом
Лазарем, иноком Епифанием и дьяконом Феодором. На месте его гибели
современные последователи старой веры установили старообрядческий крест. В
тот год совершился окончательный поворот властей к политике подавления
раскольников силой. Собор 1682 года, созванный патриархом Иоакимом,
наметил целую систему репрессий против старообрядчества почти в духе
западной инквизиции. А в 1685 году царевна Софья издала двенадцать указов,
предписывающих конфисковывать имущество «староверов», их самих бить кнутом
и ссылать, а перекрещивающих в старую веру казнить.
Многие тысячи людей стали уходить в глухие места, где устраивали новые
поселения. Что же заставляло старообрядцев покидать насиженные места?
Конечно, прежде всего твердость в вере, уверенность в том, что
«никонианство» кощунственно. Для этих людей были характерны фанатичная
преданность старине, яростное неприятие всего нового, особенно иноземного,
враждебное отношение к любому светскому знанию, отказ от любого общения с
«никонианами». Уверенные с воцарении Антихриста и близком конце света,
старообрядческие проповедники учили, что спастись можно лишь «вторым
огненном крещением» - самосожжением. Вот почему в 1675 - 1695 годах было
зарегистрировано 37 коллективных самосожжений, во время которых погибло не
менее двадцати тысяч человек.
Но откуда такая уверенность в своем праве спорить о вере с патриархом
и высшим духовенством? Чтобы ответить на этот опрос, необходимо понять, кто
были те люди, которые уходили в раскол.
Нередко во главе раскола становились служители церкви. Их давно
раздражало властолюбие Никона, оскорбляло его презрительное, высокомерное
отношение к рядовому духовенству. К тому же, многие духовные лица были
просто малограмотны и совершенно не подготовлены к тому, чтобы осваивать
новые тексты богослужебных книг, а потому относились к нововведениям как к
тягостной повинности.
Среди раскольников было много посадских людей. Отношения посада с
церковными властями осложнились из-за враждебности патриарха Никона к
ликвидации «белых» слобод. Купцы были недовольны тем, что церковь и
монастыри вторгались в торговлю и промысловые занятия. Также среди
раскольников были и представители господствующего сословия. Особенно
известны имена боярыни Морозовой и княгини Урусовой.
Основную же массу раскольников составляли крестьяне. Скрывавшиеся от
барских и монастырских поборов, произвола властей, искавшие там не только
старины, но и воли.
Гонения на старообрядцев продолжались более двухсот лет. При Петре I
старообрядцам разрешили жить в городах и селениях, но обложили массой
дополнительных налогов и штрафов. При Екатерине II преследования стихли, но
однако в двадцатых годах девятнадцатого века вновь начали набирать силу.
Особой жестокости они достигли в царствование Николая I. Лишь после 1905
года старообрядцы получили право организовывать общины, устраивать крестные
ходы, иметь колокольный звон. В 1971 году на поместном соборе Русской
православной церкви было признано, что старые обряды «равночестны»
послереформенным, то есть также каноничны (правомерны). Таким образом,
Московская Патриархия сделала серьезный шаг к преодолению раскола Русской
церкви, происшедшего три столетия назад.

Итак, в 1652 - 1667 годах заметно укрепился союз светской и церковной
властей. Царь и правительство добились осуществления церковью религиозно-
обрядовой реформы, учитывавшей внешнеполитические цели господствующего
класса феодалов, и централизации церковного управления, а затем и
преодоления кризиса, возникшего в связи с уходом Никона с патриаршего
престола.
Заинтересованность царской власти в проведении названных мер
обусловила уступки в пользу церковной власти и усиление ее политического
значения, что проявилось в деятельности Никона и в постановке им вопроса о
соотношении «священства» и «царства». Падение Никона не сняло этого вопроса
с повестки дня. Более важным следствием проведения указанной политики было
возникновение в 1650 - 1660 годах движения сторонников «старой веры» и
раскола в русской православной церкви, что отразило несовпадение интересов
господствующего класса и народных масс в церковно-религиозной сфере.
Раскол и оформление старообрядческой церкви были главным показателем
падения влияния официальной церкви на народные массы во второй половине
семнадцатого века.
Царская власть активно поддержала церковь в борьбе с расколом и
использовала при этом всю мощь государственного аппарата.
Раскол последней трети семнадцатого века - сложное социально-
религиозное движение. Но враждебность раскольников официальной церкви и
государству определялась отнюдь не расхождением религиозно-обрядового
характера. Ее обусловили прогрессивные стороны данного движения, его
социальный состав и характер.
Идеология раскола отразила чаяния крестьянства и отчасти посадского
сословия, и потому ей были присущи как консервативные, так и прогрессивные
черты.
К консервативным чертам можно отнести :
идеализацию и защиту старины;
проповедь национальной замкнутости;
враждебное отношение к распространению светских знаний
пропаганда принятия мученического венца во имя «старой веры» как
единственного пути спасения души;
К прогрессивным сторонам идеологического раскола следует отнести:
освящение, то есть религиозное обоснование и оправдание различных форм
сопротивления власти официальной церкви;
разоблачение репрессивной политики царской и церковной властей по отношению
к старообрядцам и другим верующим, не признававших официальной церкви;
оценка этой репрессивной политики как действий, противоречащих
христианскому вероучению.
Эти черты идеологии движения и преобладание в составе его участников
крестьян и посадских людей, страдавших от феодально-крепостнического гнета,
придали расколу характер социального, антикрепостнического по своей сути
движения, что выявили народные выступления последней трети семнадцатого
века. Так что борьба царских и церковных властей в то время была прежде
всего борьбой против народного движения, враждебного господствовавшему
классу феодалов и его идеологии.
События тех времен показали, что, отстаивая свои политические
интересы, церковная власть превратилась в серьезное препятствие на пути
прогресса. Она мешала сближению России с западными странами. Усвоению их
опыта и проведению необходимых перемен. Под лозунгом защиты православия
церковная власть добивалась изоляции России. На это не пошли ни
правительство царевны Софьи, ни правление Петра I. В итоге на повестку дня
был поставлен вопрос о полном подчинении церковной власти и ее превращении
в одно из звеньев бюрократической системы абсолютной монархии.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

- Борисов Н.С. «Церковные деятели средневековой Руси XVIII - XVII вв.»

М.; издательство МГУ; 1988 год.

- Буганов В.И., Богданов А.П.
«Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви»
М.; Политиздат, 1991 год.

- «Русское православие: вехи истории» (Щапов Я.Н., Волков М.Я. и др.)
М.; Политиздат, 1989 год.

- Радугин А.А. «Введение в религиоведение»
М.; Издательство «Центр», 1997 год.

- «История России от древних славян до Петра Великого»
Энциклопедия для детей, том 5 часть 1
М.; «Аванта +», 1995 год.

- «Религии мира»
Энциклопедия для детей, том 6 часть 2
М.; «Аванта +», 1996 год.




Реферат на тему: Рождество Христово
Введение
Рождество Христово - один из самых светлых христианских праздников.
Слово "Рождество" произошло от староанглийского "Cristes maesse" (англ.
Mass of Christ - Месса Христа).
К 1100 году Рождество стало главным религиозным праздником в Европе.
Святой Николай считался дарителем подарков во многих европейских странах.
Временное несоответствие празднования Рождества различными церквами в
настоящее время связано с тем, что ряд церквей (русская, болгарская,
сербская и другие православные церкви) пользуются Юлианским календарем, 25-
е декабря которого соответствует 7-му января григорианского календаря.
В нашей стране григорианский календарь был введен в 1918 году, но
русская церковь продолжает пользоваться юлианским календарем по сей день.
На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Рождество всегда
отмечалось с особым благоговением.
В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили
из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы... Ставили под
образа, на сено. Почему?.. А будто - дар Христу. Ну... будто, Он на сене, в
яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла... Первая звезда, а вон -
другая... На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие
звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через
нее-то звезды большие, разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий,
и зеленый, - в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды - звон-то!
Морозный, гулкий, - прямо серебро... В Кремле ударят, - древний звон,
степенный, с глухотцой. А то * тугое серебро, как бархат звонный. И все
запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону
нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца - начала... -
гул и гул.
...Звездный звон, певучий, - плывет, не молкнет; сонный звон-чудо,
звон-виденье, славит Бога в вышних, - Рождество.
Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой,
особенный какой-то, детский, теплый... - и почему-то видится кроватка,
звезды.
Рождество Твое, Христе Боже наш, Возсия мирови Свет Разума...(И. С.
Шмелев)
Божественный Младенец родился в Вифлееме, куда Пресвятая Дева Мария и
обрученный ей мужем Иосиф отправились из Назарета на перепись населения,
объявленную римским императором Августом. Дома, постоялые дворы и гостиницы
в Вифлееме были переполнены народом, явившимся на перепись, и Марии с
Иосифом нашлось укрытие только в пещере-вертепе, куда пастухи в непогоду
загоняли стада. Там и появился на свет Спаситель мира и, спеленутый,
положен был в ясли на солому.
Событие это сопровождалось чудесными знамениями: В той стране были на
поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг
предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом
великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость,
которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом
Спаситель, Который есть Христос Господь; И вот вам знак: вы найдете
Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом
многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних
Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Когда ангелы отошли от них
на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там
случилось, о чем возвестил нам Господь. И поспешивши пришли, и нашли Марию
и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях (Лук. 2, 8*16).
В ту же ночь волхвы (мудрецы, маги, астрологи), шедшие из Вавилонии
или Месопотаии, увидели в небе на востоке новую звезду-знак родившегося
Царя Иудейского - и последовали за ней, чтобы поклониться Ему.
И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как,
наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же
звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И вошедши в дом, увидели
Младенца с Марией, Матерью Его, и подошли поклонились Ему; И открывши
сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Матф. 2, 9*II).
Таково евангельское свидетельство о рождении Иисуса Христа.
Православная Церковь празднует Рождество Христово в ночь с 6-го на 7
января по новому стилю, католическая - 25 декабря. Вечер 6 января -
Рождественский сочельник, канун, навечерие Рождества, называемый также
коляды. Сочельник, или сочевник, получил название от «сочиво» - ритуального
кушанья, обязательного для этого вечера, приготавливаемого из сока
миндального, макового с медом и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи,
гречихи, гороха, чечевицы, позже - риса. Сочивом начиналась трапеза в
Рождественский и Крещенский сочельники, на родинах, крестинах, поминках, с
той лишь разницей, что эта каша, чаще называемая «кутья», была разной по
составу. Так, рождественскую кутью готовили постной. Ее приготавливали с
соком, или молочком маковым, миндальным, ореховым, конопляным с добавлением
меда и измельченных ядер грецких, лещинных орехов, миндаля, растертого
мака. На второй день Рождества готовили бабью кашу, или бабкину кутью. В
древности был обычай навещать дом, в котором появился новорожденный, а в
числе даров приносить бабкину кашу и бабкины пироги. В отличие от
рождественской постной кутьи бабкину готовили «богатой». На поминках
подавали постную поминальную кутью - сочиво. Кстати, ржаную или пшеничную
соломину, стебель и колос в древности называли сочиво. Отсюда, возможно, и
название кутьи, так как старообрядцы, например, готовили ее только из
красной пшеницы. Этот обычай сохраняется и по сей день.
В Рождественский сочельник не принято было есть до первой звезды - в
память о звезде вифлеемской. В церквах в вечерние часы шла торжественная
служба, а не пошедшие на богослужение готовились к восходу звезды дома. В
крестьянских семьях в ожиданий звезды все вместе читали вечернюю молитву,
старшие рассказывали детям о рождении Иисуса Христа, о волхвах, дары
приносящих. Таким образом воспитывалось в ребенке уважение к обычаям и
традициям. Россияне благоговейно относились к Рождеству Христову,
праздновали его весело, ярко и красиво. На улицах и площадях славили
Христа. Славлением Христа занимались дети и взрослые. Они ходили по домам с
вертепом, звездой (зажженной свечой) и песнопениями о рождении Спасителя.
Как правило, к ним присоединялся скрипач.
Христославов, колядовалыциков одаривали деньгами, пирогами, колядками,
медовыми пряниками. Люди всех сословий принимали участие в славлении. Не
принять христославов считалось большим грехом для хозяина дома оскорблением
для христославов и неуважением традиций.
В колядовании тесно переплелись языческие и христианские мотивы.
Прежде Коляда символизировал поклонение Солнцу, теплу, дарующим плодородие
и веселье, в колядках воспевались солнце, гроза, месяц, звучали пожелания
обильного урожая, счастливого брака и т. д. Постепенно коляды слились с
Рождеством, наступающим как раз в то время, когда солнце поворачивает к
весне. Под влиянием церкви, которая долго не признавала Коляду, из колядок
почти вытеснились языческие символы и стали преобладать христианские.
Отголоски этого языческого прошлого в колядовании слышны в повести Н. В.
Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
Колядовать у нас называется петь под окнами накануне рождества песни,
которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок
хозяйка или хозяин, или кто остается дома колбасу, или хлеб, или медный
грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого
принимали за бога, и что будто от того и пошли колядки. Кто его знает? Не
нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было
колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако
ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про
рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и
всему дому.
Множество разнообразных народных примет и поверий связывали с
сочельником;, вечернее небо, звезды, погода как бы предсказывали виды на
урожай. К примеру, если небо усыпано звездами – ожидай много грибов и ягод
в лесу, урожая гороха и богатого приплода домашнего скота. Если иней на
деревьях - к обильным хлебам, метель - пчелы будут роиться. Если снега
возвышаются вдоль дороги – рожь будет буйно колоситься, если же дорога выше
снегов на полях - к неурожаю. Тропинки черны - к урожаю гречихи. В эту ночь
ножки стола связывали веревкой, чтобы домашний скот не бегал со двора; кур
не кормили - чтобы грядки не копали; пряжу в тугие клубки мотали - чтобы
капуста уродилась.
В южных областях России сохранился обычай зажигать костры накануне
Рождества. Это связано и с Колядой, и с евангельскими пастухами, гревшимися
у костров в рождественскую ночь. А поутру пастухи, обходя дворы и дома,
«обсевали» овсом избы, поздравляли с праздником хозяев, приговаривая: «По
полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке ребяток» - или: «Ягнята за
лавочкою, телятки у лавочки, а поросятки по всей избе».
Едва ли можно назвать другие столь веселые празднества, как дни
Рождества и святок, так шумно и весело отмечавшиеся на Руси. Рождественская
елка, детские праздники с долгожданными подарками; гаданья молодых девушек,
превратившиеся в веселую забаву. Девушки выходили за ворота и спрашивали
имя первого встречного мужчины. Существовало поверье, что будущий жених
будет иметь такое же имя. Крестьянские девушки из поленьев сооружали под
своей кроватью подобие колодца, а укладываясь спать, приговаривали:
«Суженый, приди по воду». Под подушку клали гребень, трижды приговаривая;
«Суженый, ряженый, приди причесать мне голову».
Обязательными рождественскими увеселениями были маскарады, карнавалы,
ряженые, песни, пляски, хороводы. Наносили визиты, принимали гостей,
устраивали смотрины невест:
Не только в Москве белокаменной, но и по деревням и селениям в святки
устраивались «свозы», невест – гостевания девушек у родственников,
смотрины, сватовство, помолвки.
Вернемся, однако, к праздничному столу, праздничному навечерию.
Сочельник - заключительный день Рождественского поста. В этот день
Церковь предписывает строгий пост до вечернего богослужения. У христиан
принято, чтобы люди, враждующие или просто имеющие разногласия по каким-
либо делам, уладили свои отношения и умиротворенные встретили праздник.
Сочельник - это прежде всего семейный ужин. В доме царит мир, покой и
согласие, приветливость и доброжелательность. Все горести, неудачи и печали
преданы забвению. Вся семья накрывает праздничный стол. По старинному
обычаю, стол прежде посыпали сеном - в память о вертепе и яслях, затем
застилали белоснежную накрахмаленную скатерть; в центре ставили ритуальное
сочиво и другие кушанья, которых непременно должно было быть двенадцать.
Здесь - сочиво, блины, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих
ножек, молочный поросенок, начиненный кашей, свиная голова с хреном, свиная
домашняя колбаса, жаркое, колядки, медовые пряники, ломанцы с маком и
медом, взвар. Напитки подавались сообразно достатку, вкусам и возможностям.
Непременным украшением во все времена была празднично наряженная елка
с зажженными свечами, под елкой - подарки Деда Мороза.
Рождество в разных странах
Однако красивый и торжественный праздник Рождества Христова
празднуется в разных странах не одинаково, а несет на себе отпечаток
обычаев и традиций определенного народа.
В Италии перед Рождеством проводятся особенно масштабные генеральные
уборки. В саму праздничную ночь городская жизнь тиха и спокойна, и найти
работающие магазин, ресторан, дискотеку, банк невозможно. Общественный
транспорт тоже практически не работает.
Рождественское богослужение начинается ровно в полночь и длится
полтора часа. В Ватикане мессу служит сам Папа Римский. И в каждом храме
обязательно устанавливаются ргегерю - миниатюрные ясли с фигуркой младенца
Христа. По традиции на мессе должна присутствовать вся семья без
исключения. Но за последние несколько лет процент верующих итальянцев
катастрофически сократился. На сегодня их только 20 процентов. Поэтому в
церковь ходят отнюдь не все. Зато торжественному ужину оказывается
достойное внимание: свиные ножки, колбаски, запеченная рыба и "морские
фрукты" (разные моллюски вперемешку с традиционными спагетти), кулич с
цукатами и изюмом...
Подарки каждый член семьи получает ранним утром 25 декабря. Раньше
итальянцы любили получать исключительно полезные в хозяйстве вещи. Сейчас
можно дарить что угодно, главное, чтобы че-ловеку было приятно.
Новый год в Италии шумный и временами прямотаки взрывоопасный - из-за
столь любимых итальянцами фейерверков. После новогоднего веселья в больницы
поступают сотни пострадавших от ожогов. А перед Новым годом у итальянцев
(особенно на юге страны) принято выбрасывать как можно больше старых вещей,
включая мебель, прямо из окон.
Испания. Это очень веселое Рождество. Центральные улицы Мадрида,
Барселоны и других городов 25 декабря до отказа забиты народом. Население
наряжается в национальные костюмы, начинает приплясывать и петь во все
горло. Безмятежное веселье сопровождает-ся повсеместной иллюминацией,
елками на каждом углу, бродячими Санта-Клаусами, фокусниками и жонглерами.
Перед началом рождес-твенской мессы принято собираться у центрального входа
в храм и тан-цевать, взявшись за руки. Церковь, несмотря ни на что,
посещают прак-тически все, но обычно приходят туда ненадолго. Основное
время про-водят в компании друзей и родственников за праздничным столом лю-
бимого ресторана, с большим количеством вина и шампанского.
Магазины закрываются 24-го около шести часов вечера. Но всю ночь
выгодно торгуют сувенирные (Дон Кихоты и Санчо Пансы, на-циональные флаги и
футболки любимых команд) и кондитерские лавки. Народные гуляния не
заканчиваются с наступлением утра. 25 декабря праздник продолжается, и
опять в ресторане, куда попасть просто так, с улицы, нельзя (столик надо
обязательно резервировать заранее).
Чехия. В старой доброй Праге с особой тщательностью наряжают елки
вечером 24-го. Это время суток называют щедрым. Сначала для хорошего
настроения дарят друг другу подарки и только потом всей семьей ужинают. На
столе обязательный запеченный с тмином карп. Его непременно покупают еще
живым, дают какое-то время поплавать в ванной, а потом хладнокровно убивают
и засовывают в духовку. Начиная с 20 декабря на каждом пражском углу можно
найти кадки с упитанными и ни о чем не подозревающими рыбинами.
После ужина гадают. Самый распространенный способ - на яблоках. Плод
разрезают поперек, и если внутри получается правильная звездочка из
косточек, то предстоящий год будет счастливым. Кроме того, принято пускать
по воде зажженные свечи в скорлупках от грецких орехов. Если свечка не
тонет, то счастье наступит наверняка и очень быстро.
В Австрии 24 декабря принято всей семьей идти в церковь. Только после
торжественного богослужения австрийцы возвращаются домой и разрешают себе
немного подкрепиться. В каждом доме радует глаз большая елка, щедро
увешанная шоколадом и мармеладом. За ужином сначала едят национальный суп-
лапшу, а на второе - уже знакомого нам карпа. Во время трапезы австрийцы не
привыкли закрывать входные двери. В любой момент к хозяевам могут
присоединиться дальние родственники, друзья и просто знакомые. В
рождественскую ночь принято облачаться в лучшие костюмы и платья.
В Германии Рождество - самый главный праздник. Новый год отмечается
гораздо скромнее. В последнее время вместо прежних ми-фологических
персонажей (косматого страшного старика Кнехта Рупрехта или младенца
Христа) подарки детям теперь раздает рож-дественский дед, по внешнему виду
схожий с нашим Дедом Морозом. Подарки Дед раскладывает в носки, которые
развешивает по дверным ручкам (с обратной стороны). Рождественский ужин по
немецки - это жареный гусь и пирог с орехами, марципаном и изюмом. В ка-
толических областях, особенно в Баварии, в дни святок по улицам проходят
процессии ряженых, у многих из них устрашающий вид: лица вымазаны сажей или
скрыты под страшными рогатыми масками.
Франция. За несколько дней до Рождества во всех французских соборах
начинаются вечерние концертные программы. Главная рождественская служба
проходит, разумеется, в Notre Dame de Paris. Сияющие огнями праздничные
елки в огромных количествах стоят не только в квартирах и на улицах, но и в
подъездах домов. В массовых масштабах заготавливается традиционный (в том
числе и рождественский) деликатес - гусиная печенка. Французы стремятся,
чтобы в рождественскую ночь хорошо было по возможности всем, и в некоторых
городских ресторанах можно даже поужинать бесплатно и получить
"рождественскую корзинку" с праздничной едой. Первые три дня после
Рождества большинство магазинов, как правило, не работает.
В Дании подготовка к рождественским каникулам начинается примерно за
два месяца. На улицах и площадях появляются гирлянды, красные сердца из
бумаги и шелка и соломенные козлики. В каждом уважающем себя окне -
разноцветные лампочки. На главной городской площади возле ратуши
устанавливается центральная ель, а под ней большой стеклянный ящик, в
который надо бросать деньги для бедных детей из других стран. Детские
праздники в Дании начинаются уже 22 декабря. Как правило, и стар и млад с
удовольствием водит хороводы вокруг елки с шарами, бантами и свечками.
Подарки вручают друг другу вечером 24-го. Ужинают в семь часов уткой с
яблоками. Непременный напиток помимо принятого везде шампанского - "глег"
(смесь корицы, гвоздики, вина и воды).
Вначале рождественской недели принято зажигать толстую свечу с
делениями. На каждый день своя порция сжигания. Помимо ночной службы
датчане могут отправиться в церковь утром - в 10 часов. 24-го и 25-го
магазины не работают. Правительство Дании чрезвычайно беспокоится о своих
нетрезвых гражданах в рождественскую ночь. Для того чтобы они, не дай Бог,
не сели за руль автомобиля, по Копенгагену всю ночь ходят дополнительные
автобусы, водители которых не берут в рот ни капли.
В Великобритании вас встретят рождественскими гимнами, церковной
мессой и типичными для английской кухни пудингом и индейкой. В канун
Рождества толпы народа собираются на Трафальгарской площади, у главной елки
Англии, где благотворительные организации устраивают представления для
взрослых и детей с пением гимнов. Примерно то же происходит на площади
Лестер, где проходит веселая ярмарка. Туристы смогут повеселиться на
карнавалах и гуляниях в Coven Garden, размяться на традиционных
рождественских соревнованиях по плаванию на приз Питера Пена, а потом
отдохнуть в Гайд-Парке и на пруду Серпантин. Концерты и спектакли будут
проходить в зале Barbocan, в Королевской опере и Королевском зале
фестивалей.
Рождество в Швейцарии начинается с церковной рождественской мессы,
которая проходит во всех городах и деревушках. Религиозные рождественские
песнопения продолжаются дома вокруг праздничной елки. Кстати, игрушки,
колокольчики и банты для елки в каждой семье принято делать самим (никаких
покупных украшений). Вообще, к Рождеству швейцарцы начинают готовиться за
месяц до самого праз-дника: на специальный столик кладут венок из веток и
цветов и каждое воскресенье ставят в него по свечке. Появление четвертой
свечи озна-чает наступление Рождества. А на любом праздничном столе - тради-
ционный лосось и по специальному рецепту приготовленное жаркое.
В Соединенных Штатах к Рождеству готовятся особенно трепетно и
подарков дарят много. Их складывают под елку в течение всей праздничной
недели, а в рождественскую ночь детям приносит подарки еще и Санта-Клаус.
На случай, если он будет голоден, дети оставляют ему около елки всякие
лакомства - шоколадки, печенье, немного молока. В небольших городах Америки
сохранилась милая традиция: все ходят друг к другу в гости и распевают
carols - рождественские песни. Елки ставят за два дня до Рождества, а сам
праздник сопровождается традиционными ветчиной и индейкой.
Рождественский стол
Празднование Рождества начиналось с обрядовой трапезы. С первой
звездой, после молитвы семья садилась за стол. Изобилие блюд на праздничном
столе считалось залогом благополучия и богатства семьи, при этом важен
состав праздничных блюд: например, свиное мясо - символ плодородия, яйца -
символ зародыша новой жизни, запеченная свиная голова, кровяная колбаса,
жареный гусь или индейка - традиционные рождественские блюда. Горох,
фасоль, бобы, чечевица - зерна, заключающие в себе зародыш ростка,
непременно использовались для приготовления ритуальной еды и, так же как
сладости, ритуальные хлеб, пироги, фрукты и каштаны.
В каждой местности издавна готовят свои излюбленные рождественские
блюда, ставят на стол фрукты и овощи из своего хозяйства. Обязательными
элементами трапезы были также - мак, орехи, имевшие магическое значение,
так как символизировали множественность, изобилие; ели мед, чтобы жизнь
была слаще. Специальный рождественский хлеб во Франции украшали зеленью,
остролистом или омелой. Хлеб этот разрезали на части: одну часть
обязательно выделяли для бедных, другую - для домашних животных и долю для
умилостивления водной стихии: рыбаки и моряки бросали в море, чтобы
задобрить его, кусочек рождественского хлеба.
К обрядовому хлебу принадлежала выпечка из пшеничной или ржаной муки,
с добавлением толченых сухих слив и груш. Такой хлеб обязателен для
рождественской трапезы в Австрии. Пекли их в день св. Томаса - 21 декабря.
Начиная с сочельника хлеб, ставили на праздничный стол, где он оставался до
6 января, независимо от того, ели его или нет. Хлеб служил символом
объединения семьи, рода; кроме того, народное воображение наделяло его
свойствами отгонять болезни, придавать силу и здоровье. Однако образ
рождественского хлеба связывали и с христианскими персонажами: так, уменье
его печь приписывалось пастухам, пришедшим в Вифлеем. Караваев пекли
несколько, резали их при полном сборе семьи в сочельник. Каждый должен был
получить свою долю. Остатками или особыми хлебцами кормили скот, крошки
бросали на поня, под фруктовые деревья, желая приобщить их к общей трапезе
и передать им силу плодородия. 26 декабря ходили в гости, приносили с собой
кусок своего хлеба, обменивались хлебом с хозяевами. Такой обмен закреплял
дружбу. Вместе ели этот хлеб влюбленные, после чего помолвка считалась
состоявшейся.
В Греции ритуальный хлеб рождественской трапезы называется "хлеб
Христа". Этот каравай, часто украшали крестом. Знак креста, "хлеб Христа",
название самого праздничного стола "стол божьей матери" - все это
напоминает о церковном празднике рождества Христова. Хлеб ставят посередине
стола, поливают медом, украшают фруктами. Хозяин проводит ножом знак креста
на поверхности каравая, прежде чем торжественно разрезать его. Иногда
рождественские хлебцы сохраняют в течение года до следующего Рождества.
Ритуальным хлебом делятся и с домашним скотом. Известны разные формы
кормления животных обрядовым хлебом: или им отрезают специальный кусок от
общего каравая, или же пекут специальные хлебцы для скота и домашней птицы.
Их крошат, посыпают солью и дают скоту или подмешивают к обычному корму,
чтобы защитить его от болезней.
С землею, деревьями, виноградниками также делятся ритуальной трапезой.
Среди греков, живших в Трапезунде и других районах Черноморского побережья,
принято поливать землю вином крестообразно. На острове Лефкас и на
побережье Ионического моря землю поливали сначала молоком, потом вином. До
середины века сохранялся обычай целовать деревья ртом, полным пищи,- "Будь
веселым, не будь ленивым, таким же полным, как мой рот". В этих действиях
усматривается отголосок очень древнего обычая "кормления" матери-земли,
которое было связано с культом предков. "Кормление" предков со временем
приняло более утонченные, более завуалированные формы. Считается, будто
Христос и Мария незримо посещают дома христиан и делят с ними трапезу.
Вместо того чтобы поставить еду на домашний алтарь, как делали древние, ее
помещают перед иконами на низком столике вместе с горящими свечами. Есть
другая форма угощения невидимых посетителей - не убирать со стола остатки
ужина: сюда придет Христос, его образ заместил в этом случае души предков.
Наконец, вместо невидимых духов кусок ритуального хлеба можно отдать нищим
и бедным.
В Германии непременным блюдом праздничной трапезы была свинина с
квашеной капустой. Немецкая пословица "иметь счастье" буквально означает
"иметь свинью". Квашеная капуста считается целебным средством, а в
Рождество обретает волшебные свойства. По поверью, кто ест кислую капусту
на Рождество, будет весь год здоровым. Когда хотят пожелать кому-нибудь
счастья, говорят: "Живи хорошо, ешь капусту". Даже скоту в рождественскую
ночь дают зеленую капусту.
В Германии "святой ужин" устраивали до мессы. Большое значение
придавалось выбору и числу блюд. Обычно их было семь или девять, с
предпочтением продуктам, которые несут в себе зародыш жизни: рыбную икру,
горох, бобы, мак, яйца, просяную или ячменную кашу, маковые клецки. После
еды в Целле под столом искали рассыпанные по полу зерна: какого вида злака
зерён больше найдет, тот и лучше уродится.
Главные же рождественские блюда - гусь и карп, а с 19 века стали
выпекать специальный каравай - огромный ржаной хлеб, часть которого съедали
в первый день Рождества. Вокруг хлеба ставили три лампы. Второй раз от
хлеба отрезали на Новый год и в третий раз в День трех королей, только в
этот раз в две лампы наливали так мало масла, что они гасли уже во время
еды. Остатки хлеба отдавали скоту 2 февраля.
"Святой ужин" в Австрии называли также "Большой" или "Огромный", что
указывало на его изобилие. Чтобы закрепить это богатство стола, в Штирии
его окружали цепями. К рождественскому ужину готовили жидкие каши из муки,
чаще пшеничной. Ее варили на молоке и поливали сливочным маслом и медом. Ей
также приписывали магические свойства: тот, кто ее съест, станет сильней и
умней. Поэтому старики говорили молодежи: "Ты еще мало ел каши", или "Ты
теперь должен есть кашу". После мессы ели мясо (крепкий бульон и говядину с
хреном и кислой капустой). В последнее время за праздничным столом частым
блюдом стал венский шницель.
Позднее других блюд на праздничном столе появился карп, а так же
яблочный штрудель, распространившийся на востоке страны, где он вытеснил
более ранние виды обрядового хлеба. Из мучных блюд часто приготовляли
различные изделия из теста с начинкой сладкой, кислой, без начинки под
общим названием "крапфен". Традиционно готовят рождественскую коврижку. Уже
в 16 столетии саксонские князья дарили своим друзьям это чудо из муки,
масла, сахара и изюма, "которое могло достигать длины скамейки".
По всей Италии на Рождество к праздничному столу подают гуся, мучные и
сладкие блюда, часто с добавлением миндаля, изюма и меда. В Риме было
принято подавать халву из жареного миндаля в сахаре и в меде и кондитерское
изделие из изюма и орехов. Традиционные сицилийские рождественские сладости
- мустаццоли, кондитерские изделия из теста, замешенного на сусле и пышные
блины из жидкого теста.
Не случайно в блюдах, которые подают на ужин в сочельник и на
Рождество, обязательны мед и миндаль. По верованиям итальянцев, миндаль,
как и другие виды орехов, будет содействовать улучшению плодородия почвы,
увеличению поголовья стада и благополучию семьи. По-видимому, как и в
сочельник, на рождественский ужин принято подавать определенное количество
блюд. Так, в Тоскане рождественский ужин носит название "ужин из девяти
блюд".
Традиционные рождественские блюда в Скандинавии - жареный гусь с
яблоками и сливами, свинина, рисовый пудинг, сваренный на молоке и сахаре,
с вензелями наверху и изюминкой внутри. Жив обычай: тот, кому достанется
изюминка, первым обвенчается в новом году. Каждый из гостей загадывает
какое-нибудь желание перед тем, как

Новинки рефератов ::

Реферат: First James (Исторические личности)


Реферат: Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся (Педагогика)


Реферат: Использование метафор и историй с целью наведения транса (Психология)


Реферат: Развитие и формирование самосознания в младшем подростковом возрасте (Педагогика)


Реферат: Выдающиеся деятели сельского хозяйства Липецкой области (Сельское хозяйство)


Реферат: Кредит в производительной форме: аренда, лизинг (Право)


Реферат: Восточные славяне в Беларуси (История)


Реферат: Вьетнам - краткий очерк (История)


Реферат: Исторический Таллин (История)


Реферат: Право собственности на квартиру и жилой дом (Гражданское право и процесс)


Реферат: Перспективы развития аэрокосмической отрасли Украины ( Космонавтика)


Реферат: Российское чиновничество в произведениях А.П. Чехова (Литература)


Реферат: Аритектура древнего Египта (Культурология)


Реферат: Форфейтинг в системе нетрадиционного кредитования (Финансы)


Реферат: Пожежна безпека (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Виды пошлин (Налоги)


Реферат: Европейская комиссия (ЕС) (Политология)


Реферат: Юридические основы аудита (Аудит)


Реферат: Аналого-цифровой преобразователь (АЦП) (Радиоэлектроника)


Реферат: Организация индивидуального сопровождения детей "группы риска" (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист