|
Реферат: Анализ рассказа Блока "Потомки солнца" (Литература)
Рассказ «Потомки солнца» опубликован в первой части хрестоматии для XI класса. Эта книга была выпущена в 1993 году в Москве издательством «Просвещение». В 20— 30-е годы - период к которому относится написание рассказа - и доброжелатели, и хулители Платонова говорили о его странных героях, неожиданных, оборванных финалах, о невозможности пересказать произведение ни на основе логики событий, отраженных в нем, ни опираясь на логику его героев. Эти особенности поражают и нас, современных читателей. Однако даже у самых яростных обличителей Платонова прорывалось восхищение мощным художественным даром писателя — плотностью повествования, универсальностью обобщения на уровне одной фразы текста, колоссальной свободой в языковой стихии pyсского языка, способного выразить даже мучительную немоту мира и человека. Платонов жалеет человека. Потребность проливать слезы над чужим горем у него настолько сильна и ненасытна, что он неутомимо и изощренно вызывает в своем воображении самые мрачные картины, самые жалостливые положения... фантазия художника не знает и не хочет знать никаких ограничений... Он сгущает краски, преувеличивает, чтобы вызвать в читателе единственное из известных наслаждений — чувство жалости». Он выбрал для своего героя тернистый путь страдания в его поисках той правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа. Платоновское повествование практически лишено метафоричности, присущих «традиционному» стилю сравнений. Платонов, скорее, использует прием «деметафоризации» и метонимические конструкции. Каждая из единиц текста построена по законам целого, как бы сверхсмысла. Любимая синтаксическая конструкция Платонова — сложноподчиненное предложение с избыточным употреблением союзов «потому что», «чтобы», «так как», «дабы», фиксирующих причины, цели, условия того образа мира, который создается в сознании героя. Рассказ «Потомки солнца» разделён на четыре смысловые части. В первой из них нам рассказывается о детских годах главного героя – инженера Вогулова: «Он был когда-то нежным, печальным ребёнком, любящим мать и родные плетни, и поле, и небо над всеми ими». Во второй части мы узнаём, что Вогулов, тот самый некогда нежный мальчик, а теперь седой согнутый человек с блестящими ненавидящими глазами, становится главным руководителем по перестройки земного шара. Вогулов считает, что «Земля, с развитием человечества, становится всё более неудобна и безумна. Землю надо переделать руками человека, как нужно человеку». Он руководит миллионными армиями рабочих, которые вгрызаются машинами в Землю и меняют её образ. Работает бессменно, бессонно, с горячей в сердце ненавистью, с бешенством, с безумием и беспокойной неистощимой гениальностью. Вогулов изменяет рельеф планеты, чтобы руководить потоками ветров. Он придумывает огромный по своей мощности источник энергии – ультрасвет, с помощью которого «армия рабочих в двадцать-тридцать тысяч человек могла бы пустить в атмосферу Гималаи». Вот картина действия адской машины: «Ураган сметал страны, молнии засверкали в атмосфере, и до дна стал вздыхать Атлантический океан, нахлобучивая миллиарды тонн воды на острова».
Вогулов командовал миллионами машин и сотнями тысяч техников. «В бешенстве и неистовстве человечество билось с природой. Зубы сознания и железа вгрызались в материю и пережёвывали её. Безумие работы охватило человечество. Температура была доведена до предела – дальше уже шло разрушение тела, разрыв мускул и сумасшествие». В будущем Вогулов хотел переселить человечество в Антарктику, «остальная же площадь земли будет отведена под хлеб и под опыты и пробы человеческой мысли, она будет мастерской, обителью машин и пашней». Но на этом Вогулов не останавливается. Он надеется “...постигнуть мир... и пересоздать вселенную”, убежденный в своем праве “беспощадно” вмешаться в создание “...творца, который когда-то, играя, сделал звезды и пространства”. И так, Вогулов задаётся идеей перестроить Вселенную, для чего изобретает фотоэлектромагнитный резонатор-трансформатор, на производство которого работают огромное количество людей. «Но этого было мало: человек работал слишком медленно и лениво» и Вогулов привил рабочим микроб энергии, который «делал ненужной вечность – довольно короткого мига, чтобы напиться жизнью досыта и почувствовать смерть, как исполнение радостного инстинкта. В заключительной части рассказа автор объясняет нам, что желание переустроить мир объясняется трагической молодой любовью главного героя. Здесь же Платонов делает вывод, что: «Только любящий знает о невозможном, и только он смертельно хочет этого невозможного и сделает это возможным, какие бы пути ни вели к нему». В своём рассказе автор говорит нам о том, что человек должен жить в согласии с природой, не разрушать, не перестраивать её, а особенно, в таких глобальных масштабах, как это сделал инженер Вогулов. Человек – часть природы, её дитя. Он как родной сын должен любить, уважать, защищать её, не давать в обиду. Ведь человек без природы – ничто, без неё он не способен существовать.
Реферат на тему: Анализ романа "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского
Какие мысли и чувства пробудил во мне роман Достоевского “Преступление и наказание”.
Роман “Преступление и наказание” – первая книга Достоевского, прочитанная мной. После прочтения книги, я поняла, насколько мудрым и умным человеком был Фёдор Михайлович Достоевский. Несмотря на то, что Достоевский был из высшего сословия, он знал жизнь простых людей не по наслышке и прекрасно понимал их. В своём романе он пишет о бедных и беспомощных людях, об их безисходности, о нищите, и о тех многочисленных проблемах, которые окружают их. Я думаю, что вопрос о жизненных преоритетах – вот главная проблема общества, и я считаю, что главный герой романа – Родион Раскольников – человек неординарный, тонко чувствующий, умный. Но по началу, он превыше всего ставил деньги, а потом уже всё остальное. Конечно же, он совершил убийство не только из-за денег, но ещё из-за того, что он видел страдания и муки нищих людей, чувствовал себя одним из них, и пытался найти выход из этой ситуации. Основной идеей этой проблемы является вопрос: что же важнее? Что ставить на первое место? На протяжении всего рассказа, Раскольников постепенно меняется, а, следовательно, и его преоритеты меняются местами. Как в любом человеке с честью и душой, совесть диктует поступать так или иначе. Таким образом, Раскольников постепенно приходит к выводу, что деньги – не главное в этой жизни, что он не имел никакого права убивать, лишать жизни человека. И только к концу романа он полностью раскаивается в содеянном. Второй проблемой русского общества, на мой взгляд, является нищета. Люди, в романе, не могут заработать деньги на своё существование. И сознание этого провоцирует людей к тому, что постепенно, они опускаются ниже и ниже, занимаются проституцией, воровством. Примером этому служит Мармеладов, проводивший всё своё свободное время в распивочных, не заботясь о том, что его жена и дети находятся в бедственном материальном положении. Соня Мармеладова так же деградировалась, доставая деньги быстрым путём – проституцией. Но, всё же, среди жестокости этого мира не умерли чувства сострадания и любви. Соня искренне любит Родиона Раскольникова, доверяет ему и пытается ему помочь даже после того, как Раскольников признаётся ей в убийствах старухи-процентщицы и Лизаветы. Уже с первых минут в ней проснулось чувство сострадания к Раскольникову: “…-Что вы, что вы это над собой сделали! – отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками”. На протяжении всего романа Соня не покидала Раскольникова, в конечном итоге последовав за ним на каторгу, в то время, когда в богатых слоях общества царствует бездушие и жестокость, способность пройти мимо чужого горя. Тот же Лужин, желающий жениться на сестре Раскольникова – Дунечке только потому, что она удовлетворяла всем его требованиям: была красива и умна, и к тому же не имела денег. Лужин хотел, что бы Дунечка и её ммать полностью зависели от него материально: “…Ошибка была ещё, кроме того, и в том, что я им денег совсем не давал, - думал он, грустно возвращаясь в каморку Лебезятникова, - и с чего, чёрт возьми, я так ожидовел? Тут даже и расчёта никакого не было! Я думал их в чёрном теле попридержать и довести их, чтоб они на меня как на провидение смотрели, а они вон!” И, как мне кажется, ещё одной проблемой в романе Достоевского, является сам город – Санкт-Петербург, где и происходят все события. Он играет не маловажную роль в романе. Санкт-Петербург известен всем, как пышный и величественный город, с красивой архитектурой, дворцами и парками. Но на страницах романа нам представлен тот Петербург, который не может не вызвать жалости и отвращения одновременно. Жалости к тем людям, которые населяют большую часть города, жалости к их песперспективности и безисходности. И отвращение к тем, кто полностью деградировался, протрачивая свои последнии гроши в зловонных распивочных. Как было сказано выше, Петербург играет очень важную роль в романе. Этот город усугубляет жизнь человека, влияет на его психику, разрушая её: “…На улицах жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу. “Вся обстановка на улицах города, хаос, царивший в нём, люди, населяющие этот город, - всё это может подтолкнуть человека к суицидному настроению: “…Нестерпимая вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершали отвратительный и грустный калорит картины.” Книга поразила меня своим содержанием. Обидно, что некоторые люди, прочитавшие её, не только не понимают смысла и идейного содержания романа, но ещё и утверждают, что “из ничего раздули огромную проблему”. Они, конечто же, ошибаются. Достоевский как нельзя лучше передал проблемы народа и общества. И из всего этого вытекает извечный вопрос Руси: “Что делать?”
| |