GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: "Группы" по H. Смелзеру (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: "Группы" по H. Смелзеру (Социология)



ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ГРУППА?

В начале 80-х годов журналисты отмечали, что преступные
городские банды, в прошлом сосредоточенные в городах севера,
распространились в таких отдаленных местах, как Эль - Пасо, Альбукерк,
Бирмингем и Беркли. Эти банды, называющие себя "Черепами" или
"Волками", занимаются не просто традиционным "разбоем". Возросла их
агрессивность - иногда бандиты избивают людей цепями, дубинками или
применяют оружие. Кроме того, современные городские банды часто
совершают серьезные преступления, включая торговлю наркотиками и
грабежи. Описываемые банды представляют собой группы.
Почему банда - характерный пример группы? Для определения основных
черт группы рассмотрим позицию Мертона (1968). Мертон определяет
группу как совокупносгь людей, которые определенным образом
взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе
и считаются ее членами с точки зрения других людей.
Первая существенная черта групп - определенный способ
взаимодействия между их членами. Участники городских банд вместе слоняются
по улицам, совместно планируют будущие действия (часто они держат их в
тайне), обязаны защищать друг друга в случае нападения извне и т.д. Не
менее важное правило: члены группы не должны общаться с не входящими
в группу в той же манере, что и со "своими", а тем более это относится к
представителям соперничающух банд.
Эти характерные образцы деятельности и взаимодействия
определяют структуру групп. Наблюдаются разные способы
взаимодействия внутри групп, включая такие, как братство, женская
организация, клуб, танковый экипаж в армии.
Вторая важная черта групп - членство, чувство принадлежности к
данной группе. Члены уличных банд оказывают настойчивое давление на
живущих поблизости подростков, чтобы те присоединялксь к ним; вступление в
банду часто сопровождается тайными ритуалами, характерными для мафии.
Иногда, чтобы стать полноправным членом банды, юноша должен проявить
смелость, совершить акт насилия по отношению к враждующей банде.
Часто какой-то внешний знак символизирует членство в банде: золотое
кольцо в ухе, шелковый платок определенного цвета. Участники банды
должны демонстрировать непоколебимую верность своей группе и
ненавидеть представителей враждебной.
Согласно Мертону (1968), люди, входящие в группы,
воспринимаются и другими как члены этих групп. Группа имеет свою
идентичность с точки зрения посторонних. Это хорошо видно на примере
той же городской банды. Банда вроде "Хол Синг Бойз" из Сан-Франциско
идентифицируется ее противниками как группа. Полиция, ведущая с ней
постоянную борьбу, также считает ее сплоченной группой.
Групповая идентичность значительно более устойчива,
чем можно предположить. Если мы встречаем человека и узнаем, что он
является членом религиозной группы (например, евреев-христиан) или
этнической группы (например, американцев греческом происхождения), мы
обычно предполагаем, что группа оказывает на него влияние и считаем, что
его поступки совершаются под давлением других членов группы. Например, если
американец греческого происхождения голосует за грека в качестве кандидата
на пост мэра, нам кажется, что группа оказала на него определенное
давление.
Экспериментальные данные подтверждают значение групповой
идентичности. Уайлдер (1978) попросил студентов наблюдать за людьми, когда
те принимают какое-то решение. Некоторые из тех, кто должен был принять
решение, действовали в одиночку. Рядом с другими посадили трех незнакомых
людей, и студентам было сказано, что все четверо незнакомы друг с другом,
выбраны наугад. Были и другие, также сидевшие вместе, но студентам
сообщили, что это члены недавно образованной группы.
Затем студентов попросили определить, принимали ли люди, которых
они наблюдали, самостоятельное решение или действовали под давлением
группы. Люди, сидевшие в одиночестве, по мнению студентов, приняли решение
самостоятельно. Те, кто сидели рядом с незнакомцами, также, казалось, не
были подвержены их влиянию. Но когда человек, считавшийся членом группы,
бью согласен с другими ее членами, студенты признавали его решение
результатом давления группы. А когда один из членов группы не соглашался с
остальными, студенты полагали, что он принял решение самостоятельно.
Несомненно, студенты истолковывали таким образом поведение наблюдаемых,
потому, что сами вели бы себя именно так в подобных ситуациях.

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ГРУППЫ

Три основные черты, которые мы только что рассмотрели,
взаимодействие, членство и групповая идентичность - свойственны
множеству групп. Двое влюбленных, три товарища, которые в выходные
дни вместе отправляются на рыбалку, клуб игроков в бридж, скауты,
объединение по производству ЭВМ - все они представляют собой группы.
Но группа, состоящая из двух влюбленных или трех товарищей,
коренным образом отличается от бригады, которая монтирует ЭВМ,
расположившись за одним столом. Влюбленные и друзья образуют
первичные группы; группа по сборке ЭВМ - вторичная.
Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между
которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных
особенностях. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно
установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.
Чарлз Кули (1909) впервые ввел понятие первичной группы
применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые
эмоциональные отношения. Согласно Кули, семья считается "первичной", так
как она является первой группой, играющей основную роль в процессе
социализации младенцев. Впоследствии социологи стали применять этот
термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные
отношения, определяющие сущность данной группы. Таким образом, влюбленные,
группы друзей, члены клуба, которые не только вместе играют в бридж, но и
ходят друг к другу в гости, являют собой первичные группы.
Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти
отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено
стремлением к достижению определенных целей. В этих, группах основное
значение придается неличностным качествам, а умению выполнять определенные
функции. На предприятии по производству ЭВМ должности делопроизводителя,
управляющего, курьера, инженера, администратора может занимать любой
человек, обладающей соответствующей подготовкой. Если лица, занимающие эти
должности, справляются со своей работой, организация может функционировать.
Индивидуальные особенности каждого почти ничего не значат для организации
и наоборот, члены семьи или группы игроков уникальны. Их личностные
качества играют важную роль, ни одного нельзя заменить кем-то другим.
В силу того, что роли во вторичной группе четко определены, ее
члены нередко очень мало знают друг о друге. Как правило, они не обнимаются
при встрече. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения,
характерные для друзей и членов семьи. В организации, связанной с трудовой
деятельностью, основными являются производственные отношения. Таким
образом, не только роли, но и способы коммуникации четко определены.
Поскольку личная беседа не эффективна, коммуникация часто носит более
формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов или
телефонных звонков.
Однако не следует преувеличивать некую обезличенность вторичных
групп, якобы лишенных своеобразия. Люди вступают в дружеские отношения и
образуют новые группы на работе, в школе и внутри других вторичных групп.
Если между индивидами, участвующими в общении, складываются достаточно
устойчивые отношения, можно считать, что они создали новую первичную
группу.

ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В течение последних двухсот лет теоретики социальных наук отмечают
ослабление роли первичных групп в обществе. Они считают, что
промышленная революция, развитие городов и возникновение корпораций
привели к созданию культурно обезличенной бюрократии. Для характеристики
этих тенденций были введены такие понятия, как "массовое общество" и
"упадок общины".
Но социологические исследования, проводимые в течение нескольких
десятилетий, свидетельствуют о сложности этих вопросов. Действительно, в
современном мире наблюдается господство вторичных групп. Но в то же время
первичная группа оказалась вполне устойчивой и сейчас важным связующим
звеном между личностью и более формальной, организационной стороной
жизни. Исследования первичных групп сосредоточены в нескольких областях.
Начнем с анализа роли первичных групп в промышленности.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Шестьдесят лет назад группа социальных исследователей изучала поведение
рабочих гигантского завода Хоторна, которым управляла "Western Еlесtric
Company" в Чикаго. Ученые стремились определить факторы,
воздействующие на производительность труда и индивидуальную выработку
рабочих. Например, они считали, что количество перерывов в работе влияет
на производительность. Итак, они выбрали группу работниц и начали
эксперимент. Сначала работницы получили возможность несколько раз подолгу
отдыхать в течение рабочем дня, затем периоды отдыха сократились, но
стали более частыми. Экспериментаторы также сокращали и удлиняли время,
предоставленное для ленча. Кроме того, в разной мере усиливали освещение;
предполагалось, что более яркое освещение будет способствовать повышению
производительности.
Результаты эксперимента удивили исследователей. Когда они удлиняли
периоды отдыха, производительность труда работниц возрастала.При сокращении
она продолжала расти. Но когда был установлен первоначальный режим труда и
отдыха, производительность труда выросла еще больше. То жс самое
наблюдалось при экспериментах, связанных с изменением продолжительности
ленча и яркости освещения. При любых изменениях уровень выработки женщин
возрастал.

Получив такие результаты, исследователи попытались выявить другие
факторы (помимо условий труда), которые воздействовали на
производительность. Оказалось, что женщины, выбранные для проведения
эксперимента, образовали группу. Им казалось, что, поскольку отобрали
именно их, они приобрели особый статус, и они стали считать друг друга
представителями своего рода "элиты". Поэтому и старались работать как можно
лучше в соответствии с требованиями исследователей. Этот тип реагирования
стал называться хоторнским эффектом. Он состоял в следующем: вероятно, сам
факт, что именно данная группа подвергается изучению, воздействует на
поведение ее членов даже больше, чем другие факторы, которые стремятся
выявить исследователи.
На основе этого эксперимента и других данных хоторнские
исследователи сделали вывод, что "человеческий фактор играет важную роль в
трудовой деятельности. Когда работник приобретал новый статус, связанный с
денежным вознаграждением, похвалой или повышением в должности,
производительность его труда стремительно возрастала. Этому также
способствовала эффективная система реагирования на жалобы. Если работник
имеет возможность обсудить ту или иную проблему с терпеливым
начальником, который выслушает его с сочувствием и уважением, и если после
этого что-то изменится к лучшему, возрастает доверие рабочих к
руководству, их чувство собственного достоинства и стремление к групповому
единству.
Хоторнские экспериментаторы выявили также благоприятную роль
небольших, четко организованных групп работниц.
Члены таких групп часто стремились затеять возню, шутки, игры.
После работы они играли в бейсбол, карты, ходили друг к другу в гости. И
эти первичные группы способны были оказать влияние на производительность
всего завода. Несмотря на попытки руководства контролировать выработку
путем установления норм, эти группы сами неофициально регулировали темп
работы. Те, кто трудился слишком быстро (их называли "выскочками"),
подвергались социальному давлению со стороны группы - их дразнили,
высмеивали или игнорировали. Часто это давление оказывалось настолько
сильным, что рабочие специально работали медленнее и отказывались от премий
за превышение норм выработки (Ротлисбергер, Диксон, 1947).

БЕДСТВИЯ

Ураганы, наводнения, взрывы - все эти бедствия вызывают панику и
бегство тысяч людей, пытающихся спасти свою жизнь; в результате подобных
ситуаций нарушается работа транспорта и средств коммуникации. Исследование
поведения людей во время стихийных бедствий показало, что немедленная
реакция многих направлена на то, чтобы быть вместе с членами своей
семьи, а в некоторых случаях - с друзьями. Люди отказываются
выполнять свои обязанности на работе, ставя на первый план безопасность
семьи и друзей.
Эта реакция становится причиной ролевых конфликтов:
следует ли работнику оставаться на своем посту или разыскивать семью? Что
он должен делать - охранять собственность владельца предприятия или
мчаться домой? Большинство людей стремятся быть рядом со своими
семьями. При изучении поведения в ситуациях ураганов и взрывов Льюис
Киллиан (1952) сделал вывод, что в экстремальных условиях большинство
людей покидали рабочие места и шли домой. Те, кто обычно был на опасных
работах, проявляли большую готовность оставаться на месте в экстремальной
ситуации. Так, во время мощного взрыва в Техас Сити специально
подготовленные отряды по очистке территории оставались на работе до
благополучном конца, пока не миновала опасность новых взрывов.
В городе, где разразился ураган, офицер полиции "разрывался" между
противоборствующими требованиями службы и ролью друга, и соседа. "Объезжая
город после урагана, я понял, что в первую очередь мне следовало связаться
с внешним миром и вызвать помощь. Я отправился в соседний город, чтобы
обратиться за помощью к его жителям. По дороге меня окликали по имени
люди, с которыми я был близко знаком, они просили помочь им найти
родственников. Я испытал самые тяжелые минуты в своей жизни, проезжая мимо
людей, которые обращались ко мне как к другу, но не мог остановиться, чтобы
им помочь" .
Этот офицер сыграл основную роль в формировании спасательных команд
из соседнего города.
Хотя, с одной стороны, в ситуации общем бедствия преданность семье
может вызвать большое смятение, с другой она может способствовать улучшению
деятельности спасательной службы. Когда в Техас Сити произошел взрыв,
многие люди, разыскивавшие своих близких в районе бедствия, оказывали
помощь спасателям. Следовательно, при планировании действий в аварийных
ситуациях следует учитывать преданность людей первичной группе. Создание
систем связей для рабочих и их семей, занятия по изучению правил поведения
в аварийных ситуациях и четко установленные приоритеты способствовали бы
понижению ущерба, наносимом бедствием.
Более позднее исследование поведения людей во время стихийных
бедствий показало значение первичных групп, так сказать, от противного -
когда такие группы отсутствовали. Изучая ситуацию, вызванную наводнением в
Буффадо Крин (Западная Вирджиния) в феврале 1974 г., Эриксон (197б)
отметил, что личные связи между членами общности были ослаблены в
результате экономических трудностей и миграции населения, наблюдавшихся
в течение десятков лет, до бедствия. Он показал, что отсутствие связей,
характерных для первичной группы, заметно влияло на членов общности; после
стихийного бедствия они долго испытывали чувство глубокого отчаяния и
безысходности.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ: КИТАЙСКИЙ ПРИМЕР

Примеры поведения в условиях промышленного производства и в ситуациях
стихийных бедствий свидетельствуют о том, что первичные группы играют
важную роль в структуре социальной жизни. На другом примере можно
убедиться, каким образом политические руководители используют малые
группы для осуществления социальном контроля и управления народом.
В Китайской Народной Республике среди разных слоев населения были
организованы группы, называемые "сяо-, включающие от 8 до 15
человек. Эти группы были организованы на фабриках, в шахтах,
министерствах, в военных подразделениях и городских кварталах. Помимо
участия в деятельности организаций члены "сяо-цу’ периодически проводили
собрания, посвященные так называемой взаимной критике. На собраниях каждый
участник группы обязан подвергнуть критике свои собственные недостатки и
выслушать критические замечания других, а также обсудить недостатки
других членов группы. Таким образом группа оказывала огромное и длительное
давление на каждом своего члена; власти использовали такие группы, чтобы
обеспечить всенародную поддержку официальной государственной политике
(Уайт, 1974).
Приведенные примеры показывают, насколько важна первичная группа в
современной жизни. Эти группы не только не утратили своего значения на
фоне усилившихся вторичных групп, но, как оказалось, способствуют
успешному функционированию крупных организаций. Такие гигантские институты,
как торговля, правительство, вооруженные силы, религия и образование,
опираются на малые первичные группы.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ОБРАЗУЮТ ГРУППЫ?

Анализируя группы, прежде всего следует понять, почему люди вступают
в них. При глубоком изучении этого вопроса необходимо иметь в виду
психологические и биологические факторы, на основе которых устанавливаются
связи среди людей и приматов. Не вдаваясь в подробности, ограничимся лишь
упоминанием том, что для многих видов обезьян (речь идет о самых
высокоорганизованных приматах), а также людей, характерно стремление
жить группами. Фактически группа является основным фактором,
способствующим выживанию. Благодаря разделению ролей (наблюдателя,
руководителя, защитника группы и др.) члены группы могут добывать пищу и
защищаться от врагов более эффективно, чем действуя в одиночку.
Группа жизненно необходима для людей. Младенцы в течение длительного
времени нуждаются в заботе взрослых. В это время они воспринимают некоторые
навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь
старше, они усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения,
свойственные группе, к которой принадлежат. Социализация способствует их
приспособлению к общественной жизни и сохранению группы даже после смерти
кого-то из ее членов. Помимо социализации, группы осуществляют много других
функций.

Инструментальная роль группы

Многие группы образуются ради выполнения определенной работы. Эти
инструментальные группы необходимы для осуществления дел, которые трудно
или невозможно выполнить одному человеку. Бригада строителей, группа
хирургов, поточная линия на производстве и футбольная команда создаются
для достижения определенных целей.

Экспрессивный аспект в формировании групп

Некоторые виды групп называются экспрессивными. Они имеют своей целью
удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению; уважению и
доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом
воздействии извне. Примерами подобных групп могут служить компании друзей и
подростков, которым нравится вместе играть, заниматься спортом или
устраивать вечеринки. Однако нет четко выраженной границы между
инструментальными и экспрессивными группами. Инструментальные часто
выполняют экспрессивные функции. Между членами войсковых соединений могут
сложиться гораздо более глубокие эмоциональные отношения, чем те, что
необходимы для победы в сражении. С другой стороны, экспрессивные группы
можно считать инструментальными, поскольку они создаются с определенной
целью - для получения удовольствия от человеческого общения. Иногда
экспрессивная группа является инструментальной в еще большей мере; скажем,
зто наблюдается, когда соседи организуют ассоциацию квартиросъемщиков.

Поддерживающая роль групп

Люди объединяются не только для выполнения совместной
деятельности и удовлетворения социальных, потребностей, но также и для
ослабления неприятных чувств. Шахтер (1959) провел ряд классических
экспериментов, для которых в качестве испытуемых были выбраны студенты
последнего курса. Им было предложено в течение некотором времени "ожидать"
начала эксперимента. Некоторым из испытуемых сообщили ложные сведения о
характере ожидаемом эксперимента, что вызвало чувство тревоги. Было
сказано, что они будут участвовать в эксперименте, связанном с эффектами
электрошока. Затем их попросили подождать до тех пор, пока экслериментаторы
подготовятся к началу эксперимента. Контрольную группу также попросили
подождать, но испытуемым этой группы не сообщили никакой тревожащей или,
напротив, успокаивающей информации о готовящемся "эксперименте". Шахтер
обратился ко всем испытуемым с вопросом, как они предпочитают ожидать
начала эксперимента: в одиночестве или вместе с другими студентами? Как бы
в подтверждение пословицы "Беда любит компанию" члены экспериментальной
группы в большей мере стремились присоединится в период ожидания к другим,
чем испытуемые из контрольной группы. Шахтер сделал вывод, что вместе
испытуемым было легче преодолевать отрицательные эмоции: ни успокаивались,
отвлекались от грустных мыслей и получали дополнительную информацию.
Дальнейшие исследования несколько дополнили этот вывод. В настоящее
время установлено, что не все отрицательные эмоции способствуют образованию
групп. Сарноф и Зимбардо (1961) провели новую серию экспериментов в
ситуации "ожидания", когда на поведение испытуемых воздействовали такие
связанные между собой эмоции, как страх и беспокойство. По их определению,
страх - глубоко специфическое эмоциональное состояние, обусловленное
внешним источником опасности, а беспокойство связано с внутренним
источником опасности. Чтобы вызвать страх исследователи сообщили
испытуемым, что они будут подвергнуты воздействию электрошоком. Чтобы
вызвать беспокойство, другой группе испытуемых сказали, что во время
эксперимента им прийдется - сосать леденцы, огромные соски, бутылочки для
младенцев.
Это сообщение должно было вызвать у испытуемых растерянность. Члены
контрольной группы не получили никакой информации о характере эксперимента.
Когда испытуемым была дана возможность сделать выбор
ожидать начала эксперимента в одиночестве или вместе с другими, - члены
группы, которые почувствовали страх, проявили большее желание бытьв
компании, чем испытуемые из контрольной группы. А члены группы
"обеспокоенных" предпочли остаться в одиночестве. Сарноф и Зимбардо
установили, что испытуемые, охваченные страхом электрического удара,
стремились поделиться своими чувствами с другими.
Кроме того, они старались отвлечься и избавиться от отрицательных
эмоций. Испытывавшие беспокойство старались преодолеть его. Вероятно,
контакт с другими встревоженными привел бы к усилению, а не к ослаблению
этого чувства. Поэтому испытуемые, чувствовавшие беспокойство, предпочитали
одиночество. По-видимому, под воздействием группы происходит ослабление
некоторых, но не всех, отрицательных эмоций, переживаемых членами группы.

СТРУКТУРА ГРУПП

В начале этой главы мы кратко охарактеризовали упорядоченное
взаимодействие, которое является одной из основных функций групп. Когда
совокупность людей становится группой, формируются нормы и роли, на
основе которых устанавливается порядок (или образец) взаимодействия.
Социологи изучают эти образцы, и им удалось установить ряд факторов,
воздействующих на их формирование. Среди этих факторов одним из самых
важных является размер группы.


РАЗМЕР ГРУППЫ

Диады

Диада, или группа, состоящая из двух человек например,
влюбленных или двух лучших друзей), отличается некоторыми уникальными
чертами. Она является очень хрупкой и разрушается, если один из членов
выбивает из группы. Члены диады должны поддерживать устойчивые отношения
между собой, иначе их сообщество перестанет существовать. Члены более
крупных групп знают, что группа сохранится в случае их выхода, исключения
из группы или смерти. Будучи хрупкой по своей природе, диада требует более
тесном, упорядоченном и позитивном взаимодействия между ее членами, чем
группа любого другого типа. В то же время в ней создаются условия для более
глубокого эмоциональном удовлетворения, чем в любой другой группе.

Триады

Когда к группе из двух человек присоединяется третий, образуется
триада, в которой обычно складываются ложные отношения. Рано или поздно
произойдет сближение между двумя членами группы и исключение из нее
третьего. "Два человека составляют компанию, трое образуют толпу":
именно так недвусмысленно дают понять третьему члену группы, что он
лишний. Согласно точке зрения немецком социолога Х1Х в. Георга
Зиммеля, который оказал большое влияние на исследование групп, третий
член группы может играть одну из следующих ролей: безучастном
посредника, оппортуниста, который использует других в своих интересах, и
тактика, следующего принципу "разделяй и властвуй".
Например, первый ребенок в семье может укрепить узы, связывающие
родителей, став объектом их общей любви. Вместе с тем появление ребенка
может способствовать разобщению родителей и стать причиной ревности и
конфликта между ними. Если родители не ладят друг с другом, ребенок
может стать на сторону одного из них.

Более крупные группы.

Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов во многих
отношениях. Получены данные, что более крупные группы (состоящие из
пяти или шести человек) более продуктивны, чем диады и триады. Члены
более крупных групп обычно вносят больше ценных предложений, чем
представители меньших групп. В более крупной группе, вероятно, меньше
согласия, но также меньше и напряженность. Эти различия, возможно, связаны
с тем, что для крупных групп решение организационных проблем более
необходимо. Члены такой группы, вероятно, понимают, что их поведение
должно быть подчинено определенной цели, поскольку они вынуждены прилагать
усилия, чтобы координировать свои действия. Кроме тот, крупные группы
оказывают большее давление на своих членов, усиливая их конформизм. В
таких группах наблюдается неравенство между членами; каждый испытывает
больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении
проблем и влиять на принятие решений. Не удивительно, что члены более
крупных групп меньше удовлетворены своей ролью в совместных дискуссиях, чем
члены малых групп (Томас, Финк, 1965).
Существуют данные, что группы с четном числом членов отличаются
от групп с нечетным составом. В первых в большей мере проявляются
разногласия, чем в последних, поэтому группы с четным числом членов менее
устойчивы. Они могут распадаться на фракции с равным числом членов. Это
невозможно в группах с нечетным числом членов: в них одна из сторон всегда
имеет численное преимущество.
Согласно точке зрения некоторых исследователей, число пять имеет
особое значение. Группы из пяти человек обычно не сталкиваются с
проблемами, которые мы только что отметили. В то же время их члены не
страдают от непрочности и напряженности, свойственных диадам и триадам. В
группах из пяти человек каждый глубоко удовлетворен своей ролью, в случае
разногласий такие группы, как правило, не распадаются..Кроме того, в этих
группах диссиденты получают поддержку со стороны некоторых ее членов, им не
угрожает полный разрыв со всей группой. Если же в группу входит более пяти
человек, некоторые из се членов могут почувствовать себя в изоляции (Хэй,
1962).
Члены больших групп часто страдают из-за низкого моральном духа,
господствующем в группе; и высокого уровня абсентеизма (неучастия). Могут
бить ослаблены связи отдельных членов со всей группой, порой они проявляют
нежелание сотрудничать в группе и тем более не стремян к достижению
групповой гармонии. Как следствие нарастающего разрыва между лидерами и
рядовыми членами группы, в ней могут утвердиться жесткие, обезличенные
формы контроля, когда приказы, насаждаемые сверху, заменяют задушевную
личную беседу. Наконец, в группе могут возникать фракции и вражда (Стэвидж,
Барнетт, 1977).

КОММУНИКАЦИЯ И ВЛАСТЬ

Вследствие увеличения размера группы среди ее членов проявляется
тенденция все меньше общаться друг с другом и чаще обращаться к лидеру,
роль которого возрастает. В то же время в группе более пяти человек,
лидер, как правило, обращается ко всей группе в целом, а не к отдельным ее
членам. Лидер становится центром коммуникации, он осуществляет прием и
передачу информации (Бэйлс, 1965). Во время семинара небольшой группе
студентов легче обмениваться мыслями между собой и с профессором, чем
представителям обширной аудитории на лекции. На лекции говорит только
профессор, сообщающий информацию всей группе в целом. В больших и малых
группах способы распределения власти тесно связаны с характером
коммуникации. Каким образом в группе успешно осуществляется обмен идеями и
информацией? Какое воздействие оказывает этот обмен на способы принятия
решений, сложившиеся в группе? Обусловленно ли поведение детей, играющих в
школу, группы рабочих, укладывающих асфальт, и группы ученых, проводящих
исследование, общими способами коммуникации, которые можно заранее
предвидеть?
Гарольд Ливитт (1951) обнаружил, что некоторые способы
коммуникации эффективнее, чем другие. Он составил несколько групп из пяти
человек и каждой дал список символов. В распоряжении каждого члена группы
было несколько символов, причем, несколько одинаковых имелись у всех.
Группе было дано задание найти общие для всех символы. Членам группы не
разрешалось говорить между собой, но они могли передавать друг другу
записки.
Ливитт расположил группы таким образом, что записки можно было
передавать четырьмя различными способами: по "кругу", по "цепочке",
"колесу" и по "У". Этим способам были даны названия в соответствии с их
наглядным изображением. С помощью линий воспроизведены способы
коммуникации, возможные для каждого типа группы.
Ливитт обнаружил, что способ "колесо" (когда общепризнанный лидер
занимает центральное положение), по-видимому, позволяет наиболее успешно
решать проблемы; далее следовали способу "У", "цепочка" и "круг". Он
отметил, что члены группы, находившиеся в центре системы коммуникации, были
значительно больше удовлетворены группой, чем те, кто оказались на краю. Он
сделал вывод, что "в нашем обществе, в котором ярко выражено стремление к
самостоятельности, социальному признанию и успеху, вероятно, не выгодно
занимать положения, ограничивающие самостоятельность действий (имеется в
виду периферийное положение).

ДИНАМИКА ГРУППЫ

В группах имеют место события и динамические процессы,
периодически повторяющиеся в определенной последовательности. К ним
относятся давление на членов группы, способствующие их конформизму,
исключение из группы и формирование ролей.

ДАВЛЕНИЕ СПОСОБСТВУЮЩЕЕ КОНФОРМИЗМУ

В какой мере люди склонны подчиняться требованиям группы?
В 40-х годах Соломон Эш (1951) провел ряд важных экспериментов
относительно воздействия группы на поведение ее членов. В первом
эксперименте участвовали восемь ассистентов экспериментатора (которых
заранее ознакомили с характером эксперимента и требованиями,
предъявляемыми к ним) и один испытуемый, которому ничего не сообщили.
Всем было дано задание сравнить один отрезок с тремя другими различной
длины. Каждый член группы должен был сказать всей группе, какой из
трех отрезков соответствует по длине первому. Ассистентов экспериментатора
проинструктировали дать неправильный ответ. Таким образом, испытуемый,
заранее не получивший никакой информации, должен был неожиданно
оказаться в меньшинстве среди людей, которые были несогласны с его
мнением.
Прежние исследования были сосредоточены на том, в какой
мере люди подчиняются требованиям группы. Но теперь Эш с удивлением
обнаружил, что две трети испытуемых отказались изменить свое мнение, хотя
на них оказывали давление. Эш описал многие типы поведения этих
диссидентов.
Некоторые испытуемые продолжали отстаивать свою точку зрения, в то
время как другие становились неуверенными и обескураженными. Однако одна
треть испытуемых полностью изменила свою точку зрения (несмотря на ее
правильность, чтобы отвечать требованиям большинства.Готов ли испытуемый
более решительно отстаивать свою точку зрения, если именно так
поступали другие члены группы? Эш исследовал этот вопрос, включив в
каждую группу двух других испытуемых. Он обнаружил, что, если человек
ощущал хотя бы минимальную поддержку, воздействие со стороны группы
значительно снижалось.
Эш организовал впоследствие эксперимент таким образом, что партнер,
оказавший поддержку диссиденту, неожиданно отказывался от своего мнения и
присоединялся к большинству. Испытуемый, которому ничего не сообщали о
характере эксперимента, снова оказывался в полном одиночестве. В этих
случаях восстанавливалась власть большинства над индивидом. Далее Эш
варьировал численность большинства: группа, не разделявшая мнения
испытуемого, включала от 2 до 16 человек. Он обнаружил, что даже
незначительное большинство (примерно 3 человека) стимулирует эффект
конформизма.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ГРУППЫ

Во время эксперимента, проведенного Эшем, некоторые испытуемые
хотя бы на время были исключены из группы на том основании, что их
(правильное) решение задачи противоречило (неправильному) решению
большинством, Какой эффект оказало такое исключение на их чувство
собственного достоинства? Чтобы ответить на этот вопрос, Юдит Уилкокс и
Джон Митчелл (1979) провели эксперимент, в ходе которого испытуемым были
даны следующие инструкции: "Вы один из шести человек, попавших в
ситуацию, связанную с риском для жизни. Вы должны отстаивать свои
права, свои доводы, жизнь, а также решить, кому не будет разрешено
остаться с группой. Ситуация состоит в следующем: океанский лайнер
натолкнулся на айсберг и затонул в водах Арктики. Шестерым, включая
Вас, удалось вскарабкаться в небольшую спасательную шлюпку, но
съестных припасов хватит только на пять человек, чтобы прожить восемь
дней; за это время лодка доставит вас к ближайшему материку. Вся ваша
группа должна решить, кто не сможет остаться.в спасательной шлюпке.
Через 30 минут путем тайного голосования вы примете решение о том, кто
должен покинуть шлюпку". После подведения итогов голосования и беседы с
каждым испытуемым было объявлено "решение", якобы принятое группой.
Некоторым испытуемым сообщили, что они могут остаться в спасательной
шлюпке, т.е. они были "приняты". Другим "исключенным") было дано
распоряжение покинуть шлюпку. Затем с испытуемыми было проведено
интервью, и они выразили свои чувства - чувство облегчения или обиды.
Наконец, исследователь объяснил, что "результаты" эксперимента были
определены методом случайного отбора и в действительности не отражали
мнение группы.
Уилкокс и Митчелл констатировали понижение чувства
собственного достоинства у "исключенных" испытуемых. Величина самооценки
у "принятых" испытуемых не изменилась. (У "исключенных" испытуемых даже
подпись уменьшилась по размеру. Исследователи полагают, что это могло
быть вызвано понижением чувства самоуважения.)

Литература:
Н. Смелзер “Социология” М., 1994г





Реферат на тему: Cоциалогия культуры

Культура – исключительно многообразное понятие. Этот научный термин
появился в Древнем Риме, где слово «cultura” обозначало возделывание
земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе
частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало
обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также виды
деятельности.
Так, мы говорим, что человек культурен, если он владеет иностранными
языками, вежлив в обращении с другими или правильно пользуется ножом и
вилкой. Но известно, что представители примитивных племен чаще всего едят с
ножа, говорят, употребляя не более четырех десятков слов, и тем не менее
имеют свою культуру, например обычаи, традиции и даже примитивное
искусство. Очень часто в обыденном, общепринятом значении культура
понимается как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей,
включающая прежде всего искусство и образование. Очевидно, что в привычном,
обыденном понимании существует несколько различных значений слова
«культура», обозначающих как элементы поведения, так и стороны деятельности
человека.
Многозначность культуры с точки зрения здравого смысла породила
многочисленные сложности, связанные с научным определением этого сложного
понятия. В различных областях научной деятельности было сформулировано
более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю
область действия этого социального феномена. Наиболее удачное определение
понятия «культура», по-видимому, дано английским этнографом Э.Тейлором в
1871 г.: «Культура … это некоторое сложное целое, которое включает в себя
знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и
привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества». Если
прибавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие
нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и
предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура –
это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами
общества.
При этом следует отметить, что далеко не всякий материальный или
духовный продукт, созданный людьми, охватывается понятием «культура». Такой
продукт, чтобы стать частью культуры, должен быть принят членами общества
или их частью и закреплен, материализован в их сознании. Усвоенный таким
образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям.
Исходя из этого каждый индивид рассматривает культуру как долю своего
социального наследия, как традицию, переданную ему предками. Вместе с тем
он может сам воздействовать на культуру и при необходимости произвести
изменения, которые в свою очередь станут частью наследия потомков, если
окажутся позитивными и будут приняты последующими поколениями.
Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и
нематериальной культур. Нематериальная культура включает в себя слова,
используемые людьми, идеи, привычки, обычаи верования, которые люди
создают, а затем поддерживают. Материальная культура состоит из
произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей,
зданий и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и
используются людьми. Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно
прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как
результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее. Иными
словами, неразрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко
восстановить культуру материальную. С другой стороны, пирамиды Древнего
Египта не восстанавливались, но тем не менее служат предметом материальной
культуры, так как сохранились определенные элементы нематериальной
культуры: метод их постройки, дошедшие до нас знания о духовных ценностях,
заставивших фараонов возводить такие сооружения. Вместе с тем ценности
исчезнувшей нематериальной культуры утратили для нынешних поколений свое
культурное значение. Поэтому мы называем пирамиды Древнего Египта
монументами мертвой культуры, утратившей актуальность своего
нематериального содержания.
Обычно культуру связывают с определенным обществом, нацией или
социальной группой. Говорят, например, о русской, французской, испанской
культурах, о культуре города или деревни, подразумевая, что в каждом
обществе существует специфическая, отличная от других система
взаимосвязанных норм, обычаев, верований и ценностей, разделяемых
большинством членов общества, которая отличается от других систем подобного
рода. Внутренние социальные связи и независимость общества, связывающая
входящих в него индивидов, является каркасом культуры, ее основой и защитой
от внешнего влияния. Без общества как единого целого культура не могла бы
развиваться, так как с его помощью закрепляются единообразные культурные
образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем.
Но границы культуры и общества не идентичны. Например, римское право
является основой правовых систем общества (а стало быть, и элементом
культуры) как Франции, так и Германии, хотя это и различные
социокультурные общности. В то же время каждое единичное общество может
включать в себя разные культуры, в значительной степени отличающиеся друг
от друга.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что, с одной стороны,
культура каждого отдельного общества не обязательно должна разделяться
всеми его членами, а с другой – некоторые ее культурные образцы
распространяются за границы общества и могут быть приняты в нескольких
обществах.
Культура современного общества включает в себя множество культурных
комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные
комплексы деятельности по управлению людьми, по созданию материальных
благ) или достаточно изолированы (например, выращивание цветов или
коллекционирование каких либо предметов).
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов,
которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность
принято называть доминирующей или всеобщей культурой. В то же время
общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные
культурные комплексы, не разделяемые всеми членами данного общества.
Иммигрантские группы, например, развивают смешанную культуру, состоящую из
культурных комплексов страны, где они живут в настоящее время, и культурных
комплексов, принятых на их прежнем месте жительства.
Каждая из групп людей, стоящих на разных экономических ступенях в
процессе распределения общественного продукта, обычно развивает способы
поведения, отличающие ее от всего остального общества, а также свою
культуру. Юношество имеет свой специфический стиль поведения, выражающийся
в одежде, в определенном языке общения, который взрослые не всегда могут
понять, таким образом создается молодежная культура. Молодежь ищет в
культуре не только эмоционально-нравственное, но и развлекательное
содержание. Рок-культура и другие проявления массовой культуры вытесняют
ценности, имеющие выход на глубокий интеллектуальный уровень личности.
Поиск эмоционально-нравственного и развлекательного содержания в процессе
самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа и поведения.
В их основе лежит стремление к идентификации со сверстниками, со своей
группой и противопоставление себя взрослым, своих чужим, к которым
относятся порой и преподаватели, и родители. Молодые люди не хотят быть
похожими на других, но при этом, сами того не подозревая, оказываются
одинаковыми в своей группе, компании, теряют индивидуальность, личностную
неповторимость. Примером группового стереотипа является мода с отсутствием
индивидуальности – книги, музыкальные инструменты, старинная мебель, иконы
и другие вещи, которые приобретаются из-за престижности, но не используются
по назначению, не являются предметами, удовлетворяющими духовные
потребности и интересы личности. Наиболее ярко групповые стереотипы
проявляются в неформальных молодежных объединениях. Их сплачивает страх
одиночества и отчуждения от ровесников, искаженное представление о дружбе,
товариществе, превращающееся в чувство толпы. Мода и различные символы
становятся знаками приобщенности к своим, чтобы не чувствовать себя
второсортным, отверженным.
Таким образом, самореализацию молодежи характеризует стремление к
эмоционально-нравственному самоутверждению наряду с поисками
развлекательного содержания и под воздействием групповых стереотипных
отношений, интересов, установок, ценностных ориентаций.
Все эти и другие характеристики позволяют рассматривать молодежную
культуру как явление субкультуры. Она отличается от официальной культуры и
множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждениями и
оценками, нравами и вкусами, жаргоном и манерой поведения. Молодежь как
социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и
настроения, общие символы, вкусы. Ценности, которые, как правило,
проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений.
Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир
личности.
Какие же особенности характеризуют молодежную субкультуру в целом? Одну
из таких особенностей ученые характеризуют как отчуждение от старшего
поколения, его культурных ценностей, идеалов, образцов. Возникло оно не
сегодня и выглядит как отсутствие смысла жизни. На этом фоне все очевиднее
молодежная субкультура превращается в контркультуру со своими идеалами,
модой, языком и искусством. В массовом сознании восприятие молодежной
субкультуры часто имеет негативный характер, хотя большинство молодежи –
это вовсе не металлисты, экстремисты, рэкетиры и др.
Особенности молодежной культуры можно увидеть из материалов и различных
исследований досуга. Досуг все больше становится основной сферой
жизнедеятельности молодежи. Подлинная жизнь для нее начинается за порогом
школы, техникума, вуза. Молодежь уходит в досуг как в защитный панцирь, где
она по-настоящему свободна. Основными элементами досуга являются: отдых,
активная физическая деятельность, развлечение, самообразование, творчество.
Наиболее полно реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная,
познавательная, развлекательная функции культуры и досуга.
Важной особенностью молодежной культуры является преобладание
потребления над творчеством. Роль потребления в развитии культуры личности
значительна, однако по-настоящему приобщение к культурным ценностям
происходит лишь в активной, самостоятельной деятельности. Результаты же
исследования показывают, что потребление молодежью культурных ценностей
находится на втором месте среди занятий досуга, а творческая деятельность –
лишь на десятом даже для студентов.
Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие
образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это
выражается в существовании таких систем комплексов, как «культура
предприятия», «культура школы», «культура управления». Каждый из них имеет
свою специфику и относится соответственно к институтам производства,
образования, образования, и управления. Такие термины как «армейская
жизнь», «богема», «жизнь в коммуналке», отражают картину культурных
особенностей, разных типов социальных взаимодействий. Подобного рода
культурные образцы, тесно связанные с общей, доминирующей культурой и в то
же время отличающиеся от нее, называются субкультурами.
Субкультурные различия в современном обществе определяются
национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-
классовыми и многими другими различиями между людьми. В литературе, в
художественных произведениях можно найти множество примеров описания
взаимодействия и столкновения субкультур, но серьезных исследователей по
этому вопросу крайне мало. Между тем изучение субкультур весьма важно,
поскольку каждое общество имеет не просто общий вид культуры, но достаточно
пеструю мозаику из по-разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида
протекает главным образом в рамках определенной субкультуры. Иммигрант
может жить в основном внутри иммигрантской субкультуры, а жена военного – в
военной зоне. Она может иметь мало контактов с гражданскими людьми или их
ценностями. Дети проходят через несколько возрастных культур, часто огорчая
мать, которая оперирует ценностями другой возрастной субкультуры.
В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств
субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные
доминирующей культуре. Социологи полагают, что термин контркультура
относится к субкультурам тех групп, которые не только отличаются от
доминирующих образцов, но и бросают им вызов. Шайка бандитов, например, не
лишена стандартов поведения и нравственных норм; напротив, она имеет ярко
выраженные стандарты и нормы, но совершенно противоположные всеобщим,
общепринятым нормам данного общества. Субкультура бандитской шайки вступает
в конфликт с культурой общества. Группа бандитов обучает молодежь такой
культуре, которая находится в оппозиции к доминирующей; отсюда возникает
возможность дальнейшего распространения контркультуры. Особенно
показательным было противопоставление культурным ценностям общества
субкультуры в движении хиппи, популярном в 60-70-х годах на Западе. Хиппи
проповедовали культуру, в которой труд представляется нежелательным, а
воздержанность – ненужной и ограничивающей свободу праведностью, патриотизм
признавался ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ –
недостойностью.
Таким образом, существовали образцы поведения, полностью
противоположные основным нравственным нормам, принятым в западных странах.
Следовательно, если с помощью субкультур индивид может разными путями
воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура
означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества. Чаще
всего контркультура возникает в результате неудачного следования
доминирующим культурным образцам.





Новинки рефератов ::

Реферат: Законодательный процесс в Российской Федерации (Право)


Реферат: Уховертки (Отряд Уховертки - Dermapetra) (Биология)


Реферат: Классификация черноземов (Ботаника)


Реферат: Современный расизм как глобальная проблема (Социология)


Реферат: Учетная политика предприятия за 2002год (Аудит)


Реферат: Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы (Литература)


Реферат: Москва, окрестности (История)


Реферат: Дмитрий Вишневецкий (Дмитро Вишневецький) (История)


Реферат: Инвестиции в сельское хозяйство: методы и перспективы (Сельское хозяйство)


Реферат: Работа над полифонией в классе баяна (Музыка)


Реферат: Генная инженерия (Биология)


Реферат: Церковнославянская письменность (Искусство и культура)


Реферат: Страны, говорящие на английском языке (Иностранные языки)


Реферат: Античный мир (по курсу "Россия в мировой истории") ([Учебно-методическое пособие]) (История)


Реферат: Основные варианты английского языка (Иностранные языки)


Реферат: Муниципальная власть, ее юридические признаки (Муниципальное право)


Реферат: Автоматизация бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Благородные металлы на службе у человека (Металлургия)


Реферат: Ремонт муфты автоматического опережения впрыскивания топлива (Транспорт)


Реферат: Полноценные и неполноценные белки (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист