GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Social stratification in modern Russia (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Social stratification in modern Russia (Социология)



Ministry of General and Professional Education
of Russian Federation

Tula State University



Department of Sociology



Social Stratification and Mobility



Fulfilled by: Golopolosov Dmitry
group 220671

Checked by: Scherbakova V.P.



Tula, 1999



What is Stratification? 3


Some Principles of Stratification: A Critical Analysis 4


Social mobility 4


Identifying social classes 5


Middles rank according to profession 6


References 7



What is Stratification?


Social stratification is a structured ranking of individuals and groups –
their grading into horizontal layers or strata.


There are two different types of stratification systems: open system and
closed system. Open system is a stratification system, in which people can
change their status with relative ease. Closed system is a stratification
system, in which people have great difficulty in changing their status.


I think that there is a closed system in our country, because a person
having nothing-valuable resources can’t change his social status. For
example, ordinate engineer can’t suddenly become a bank officer with
greater income. Person must have some capital, money, bank securities or
intellectual capital. But, I think, nowadays there is a great tendency in
our society to have more money than an intellect, i.e. money capital is
more preferable than a great intellectual potential of our nation.


The study of social stratification is the study of class, caste, privilege,
status that is characteristic of a particular society. It varies according
to how society is organized especially in terms of production and work. We
will emphasize class.


What is the connection between the question: what do you want to be when
you grow up and social stratification (especially the class character of
the society you live in)? Your position in society and the rewards that
will be associated with it. It has an impact on your possibility of
realistically meeting your opportunities for mobility. Mobility refers to
the likelihood that you can achieve a class, caste different from where you
come from, your roots. Mobility and stratification are related.


What image does strata invoke as a model of the social world? Strata comes
the natural sciences. Dr. Brush argues that it is interesting that
sociologists use a natural phenomena to talk about social phenomena. It
seems to contradict the main message of the course: our world is socially
constructed phenomena and not a natural process. Thus, stratification is
not equal to natural accretion.


Hypothesis posed by a classmate: society needs stratification to be healthy
and keep the peace. Which of the three main sociological perspectives
supports this statement? The functionalist perspective. Most stratification
arguments come out of this perspective. The second part of the hypothesis
(to keep the peace) relates more to the conflict perspective.


Stratification and egalitarianism are related. In a sociological sense
strata is a category that's associated with social hierarchy. That is,
people are ranked according to their rank, class, authority. If a society
has ranks then it is a stratified society. If it does not, then it is an
egalitarian society. Keep in mind, that these are relative terms.


Last week we drew a picture that tells the story of how societies are
organized around work. As societies move from simple to complex
organization, they start to get levels of inequality that would need
stratification to keep the peace. The differences are not natural, neutral
nor random. They are ranked and constitute a hierarchy along the lines of
race, gender, age, income among others.


Class is about how society organizes production and the outcomes that it
creates for people; this a combination of a Marxian (stratification) and
Weberian (organization) understanding.


Some Principles of Stratification: A Critical Analysis


1. Certain position in any society are functionally more important than
others and require special skills for their performance.


2. Only a limited number of individuals in any society have the talents
which can be trained into the skills appropriate to these positions.


3. the conversion of talents into skills involves a training period during
which sacrifices of one kind or another are made by those undergoing the
training.


4. In order to induce the talented persons to undergo these sacrifices and
acquire the training, their future positions must carry an inducement
value in the form of differential, i.e., privileged and disproportionate
access to the scarce and desired rewards which the society has to offer.


5. These scarce and desired goods consist of the rights and perquisites
attached to or built into, the positions, and can be classified into
those things which contribute to a.) sustenance and comfort, b.) humor an
diversion, c.) self-respect and ego expansion.


6. This differential access to the basic rewards to the society has a
consequence the differentiation of the prestige and esteem which various
strata acquire. This may be said, along with the rights and perquisites,
to constitute institutionalized social inequality, i.e., stratification.


7. Therefore, social inequality among different strata in the amounts of
scarce and desired goods, and the amounts of prestige and esteem, which
they receive, is both positively functional and inevitable in any
society.


Social mobility


Social mobility is a process, when individuals or groups can move from one
level (stratum) to another in the stratification system. There are three
types of social mobility:


1. Vertical mobility involves movement from one social status to another of
higher or lower rank.


2. Horizontal mobility entails movement from one social status to another
that approximately equivalent in rank.


3. Integrational mobility involves a comparison of the social status of
parents and their children at the same point in their respective careers.
Integrational mobility entails a comparison of the social status of a
person over an extended time period.


Identifying social classes


There are three main approaches to identifying social classes: the
objective method, the self-placement method, and the reputational method.
Although all the approaches overlap in classes, there are appreciable
differences in the results afforded by each. Moreover, each method has
certain advantages and disadvantages (see Table 1).


1. The objective method. The objective method views social class as a
statistical category. The categories are formed not by the members
themselves, but by sociologists or statisticians. Most commonly people
assigned to social classes on the basis of income, occupation, or
education (or some combination of these characteristics). The label
“objective” can be misleading, for it is not meant to imply that the
approach is more “scientific” or “unbiased” than the others. Rather, it
is objective in that numerically measurable criteria are employed for the
placement of individuals.


2. The self-placement method. The self-placement method (also known as the
subjective method) has people identify the social class to which they
think they belong. Class is viewed as a social category, one in which
people group themselves with other individuals they perceive as sharing
certain attributes in common with them. The class lines may or may not
conform to what social scientists think are logical lines of cleavage in
the objective sense.


3. The reputational method. In the self-placement method people are asked
to rank themselves. In the reputational method they are asked how they
classify other individuals. This approach view class as a social group,
one in which people share a feeling of oneness and are bound together in
relatively stable patterns of interaction. Thus class rests on knowledge
of who associates with whom.


Table 1. Identifying social classes

|Method |Advantages |Disadvantages |
|Objective |A clear-cut method for studying the |The method often does not |
| |correlates of social class. It is |yield divisions that |
| |commonly the simplest and cheapest |people themselves employ |
| |approach since data can usually be |in their daily lives. |
| |obtained from government sources. | |
|Self-place|The method can be applied to a large |The class with which |
|ment |population since survey techniques |people identify may |
| |can be employed for securing the |represent their |
| |data. A useful method for predicting |aspirations rather than |
| |political behavior since who people |their current associations|
| |think they are influences how they |or the appraisals of other|
| |vote. |people. |
|Reputation|The method provides a valuable tool |The method is difficult to|
|al |for investigating social distinctions|use in large samples where|
| |in small groups and communities. It |people have little or no |
| |is specially useful for predicting |knowledge of one another. |
| |associational patterns among people. | |


Middles rank according to profession


|Professionals |Whole amount|Middle |Ideal |
| |of |class of |middle |
| |respondents |Russia |class |
|1. Industrial workers |35.2 |25.2 |4.2 |
|2. Technicians, middle part managers |14.4 |23.4 |20.8 |
|3. Directors of public industries and |1.2 |2.1 |- |
|joint-stock companies | | | |
|4. Businessmen |6.9 |12.8 |25.0 |
|5. Accountant, financier etc. |4.0 |4.2 |12.5 |
|6. Humanitarian intelligence |20.5 |23.4 |16.7 |
|7. Workers of communal sphere |10.2 |8.5 |20.8 |
|8. Trade and supply workers |7.6 |- |- |



Russian middle class: 6% of all respondents


. self-identification: middle place


. Financial position: sufficient to live


. Education: specialized secondary education, incomplete or complete
higher education


Numerical superiority: men and citizens of big towns and Moscow.


Ideal middle class: 3.4% of all respondents (most close to middle class of
advanced countries)


. Financial position: sufficient amount of money for almost all needs


. Education: specialized secondary education or higher (50% -
specialized secondary education)


Citizens of big towns (21.1%) and villages (52.7%). Thus 2-3% of
villagers are of middle class.



References


1. Phillips, B. Sociology research methods.


2. Schaffer R. Sociology.


3. Zanden, James, Vander. Sociology.


4. Enciclopedia Britannica (www.britannica.com).


5. Журнал Социологические исследования. 1999, №7-10


6. www.spc.uchicago.edu/ssr1/PRELIMS/Strat/





Реферат на тему: Алкоголизм как вид девиантного поведения

Содержание



1. Ведение
2. Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного
поведения.
3. Основные причины девиантного поведения
4. Алкоголизм как вид девиантного поведения
5. Социальный контроль над девиантным поведением
6. Заключение
7. Список литературы



Введение


Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм,
приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в
центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников
правоохранительных органов.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное
явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов
на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории
“норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно
функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос
более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно
устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента
социального регулирования и контроля. “Социальная норма, - отмечает Я.И.
Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе
предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного)
поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций”.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах,
традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в
быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным
мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и
межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть
в моральных нормах своего рода “инструкции”, “обеспечивающие правильную
работу человеческой машины”.
Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже
на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения
нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи
высказывание А. Солженицына: “Какая это реформа, если результат ее –
презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а
жульничество стало доблестным?”. Полемизирующий с А. Солженицыным по ряду
вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже
приходит к близкому, по сути, выводу: “Вышла не свобода как в Германии или
Франции, т.е. жизнь по закону, а воля – бандитам убивать, ворам – воровать,
интеллигентам – свободно высказывать, что на душе. К сожалению, достаточно
духовной силы, чтобы перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо
ее собирать”.
Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком
положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает
сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.



2. Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного
поведения.



Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными.
Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы
столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается
в конформизме, отклонение от нормы — в различных видах девиации,
девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять
нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней
нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили
стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.
Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно
подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или
неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции,
не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под
контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали
правители древней Спарты в V в. до нашей эры и советские партийные органы в
XX в.
Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием
чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через
какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В
конце80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения
настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах.
В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен:
отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую — одобряются. В
зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все
формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его
полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое
поведение: революционеры, террористы, предатели, преступники, вандалы. На
другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями:
национальные герои, выдающиеся артисты, ученые, писатели, художники и
политические лидеры, миссионеры, передовики труда.
Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально
развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп
придется примерно по 10—15% общей численности населения. Напротив, 70%
населения страны составляют «твердые середняки» — люди с несущественными
отклонениями.
Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного
мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от
безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант — любой
человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке
вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К. видам (или
формам) девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм,
наркоманию, проституцию, гомосексуализм. В узком понимании под девиантным
поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой
уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными.
Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в
социологии особое название — делинквентное (буквально — преступное)
поведение. Оба значения — широкое и узкое — одинаково употребляются в
социологии.
Каковы же причины девиации? В конце XIX и начале XX в. были распространены
биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач
Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным
поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что
«криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям
человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным
чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная
чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение,
и некоторые мыслители стали его последователями — они тоже устанавливали
связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами
людей.
Уильям X. Шелдон (1940), известный американский психолог и врач,
подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное
строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу
(человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом)
свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим
желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет
склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И,
наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к
самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.
Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре
реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации
мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.
Теория аномалии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной
причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально
одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он
выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем
типами приспособления к обществу. Мертон показывает это на примере
отношения американцев к такой цели, как достижение богатства.
Первый тип поведения — «конформность» — предполагает соответствие и
культурным целям, и средствам.
Второй тип девиантного поведения — «инновация» — предполагает согласие
с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения.
Принимая, например, цель достижения богатства, представители низшего класса
не могут пользоваться такими средствами достижения, как занятие престижной
деятельностью, образование, экономический успех. Отсюда предрасположенность
к незаконным способам осуществления цели: рэкету, спекуляции, шантажу,
торговле наркотиками.
Третий тип — «ритуализм» — предполагает, наоборот, отрицание целей, но
принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Он
обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается, по
мнению Мертона, у представителей низшего слоя среднего класса. Это может
служить источником девиантного поведения, например, у бюрократа,
абсолютизирующего формальные процедуры.
Четвертый тип — «ретретизм» — предполагает отрицание и цели, и
средств. Более всего ретретизм характерен для лиц, оказавшихся вне
общества: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска
безопасности, престижа, притязаний на достоинство.
Пятый тип — «бунт» — предполагает отчуждение от господствующих целей и
стандартов и формирование новых целей и средств.
Известный социальный антрополог Я. Линтон ввел понятия модальной и
нормативной личности. В результате сходных процессов социализации (а
практически каждое общество и государство много усилий тратят на
образование, воспитание и поддержание культурных стандартов жизни своих
молодых и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя как «инкубаторные»,
хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть, на первый взгляд,
похожими.
Нормативная личность — та, черты которой лучше всего выражают данную
культуру, это как бы идеал личности данной культуры.
Модальная личность — статистически более распространенный тип
отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится
общество (например, в переходные, транзитивные периоды системных
преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип
которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных
обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих
взглядах, поведении и фантазиях все меньше и меньше отрывается от
навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть,
а послушных и понятливых общество обычно поощряет: они — основа социальной
стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за «примерное
поведение».



Основные причины девиантного поведения

Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп “риска”:
Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас
нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи;
в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция
и т.д.
Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком
морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и
отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар,
на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом
является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое
выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении
наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях.
Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к
девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из
неблагополучных семей.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения
знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить
взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты,
различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило,
ведут к кризису духа, потере смысла существования.



Алкоголизм как вид девиантного поведения


С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались
они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым
сопровождались празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепких
напитков был освоен в XVI в. Коренные перемены произошли после того, как
был открыт промышленный способ получения этилового спирта. Именно это
открытие сделало возможным массовое потребление алкоголя, и в XVIII в.
пьянство приобрело широкий размах в таких европейских странах, как Англия,
Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в
употребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а XX в. усугубил
весьма сложную проблему для человеческой цивилизации — проблему
алкоголизма.
Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных
ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников,
некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако эта
социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует
статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих
обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением.
Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных
повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около
50% всех разводов также связано с пьянством. Также выборочные обследования
показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляется
99% мужчин и 97% женщин. Чаще всего мотивом пьянства является:
развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных
традиций, празднование памятных дат, супружеские, семейные неурядицы,
неприятности на работе.
Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий
представляет большую сложность. По каким критериям можно судить об
алкогольном положении и его динамике? Как правило, используются три группы
социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов
распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя
на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики
массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в-
третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.
Показатель уровня потребления алкоголя имеет смысл только в сочетании
с данными о структуре потребления. Следует учитывать и еще целый ряд
характеристик, например, регулярность потребления, длительность, связь с
приемом пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления
алкоголя среди населения: численность и состав пьющих, непьющих, пьющих
умеренно; распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщинами,
по возрастам и другим социально-демографическим признакам. Поведение при
одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно
различаются в социокультурных и этнических группах. Все перечисленные
характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления.
В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два
направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков,
сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение
карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия,
направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социальных и
экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная,
взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения
безалкогольных стереотипов поведения.
История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введения на территории
некоторых стран «сухого закона» (Англия, США, Финляндия, Россия). Все они
не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя — не единственная и не
главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и
алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный,
культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский
аспекты. Только с учетом всех этих аспектов, возможно, ее успешное решение.
Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными
измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к
спиртному проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в
подготовке к выпивке, “потирание рук”, эмоциональная приподнятость. Чем
больше “алкогольный стаж” тем меньше удовольствия приносит выпивка.
На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные
факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности
окружающей среды. К факторам способствующим алкоголизации можно отнести
низкий уровень материального положения и образование.
Развитию алкоголизма у подростков способствует ранее приобщение к
спиртному и формирование “алкогольного мышления”. В Тюмени при обследовании
детских садов было установлено, что 30% девочек и 40% мальчиков уже
пробовали пиво, а каждая пятая девочка и каждый четвертый мальчик пробовали
вино.
Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным
физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь
выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты
личности.
Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения и преодоления
застенчивости, от которой страдают многие подростки.
Алкоголизм - это поступательное заболевание, оно начинается с бытового
пьянства и заканчивается на клинической койке. Для пьяницы со стажем, чтобы
“поймать кайф” доза спиртного увеличивается в 2-а 3-и раза по сравнению с
прежней нормой. В дальнейшем влечение к алкоголю приобретает черты
физиологической зависимости, толерантность (переносимость) достигает
максимума, страсть к спиртному приобретает патологический характер. В
организме человека происходит необратимый процесс, организму необходим
спирт для обменных процессов. На последней стадии алкоголизма порог
толерантности снижается, человеку достаточно выпить кружку пива для хмеля.
Спиртное становится главным в жизни. Человеку уже все равно, что пить, с
кем пить и сколько.


Социальный контроль над девиантным поведением


Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении
гомосексуалистов, проституток и пьяниц не теряет смысл, так как большинство
из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической, социальной
помощи.
Наша исправительно-трудовая система не, сколько исправляет, сколько
карает человека. Именно места лишения свободы являются основными
рассадниками гомосексуализма, школами, в которых завершается формирование
девиантного поведения и самосознания.
Как правило, вначале девиантное поведение немотивированное. Молодой
человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу
социальных условий неумение правильно определить свои социальные роли,
незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не
может этого сделать.
Основные факторы социального контроля:
( Методы и средства социального контроля должны быть адекватны
конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального
контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов
лиц, склонных к “ненормальному” поведению. Так, научное, техническое и
другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам
противоправного, и аморального поведения.
( Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы
приводит личность к социальной и нравственной деградации и может
использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в
отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении
свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и
главное изменение условий содержания.
( Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие
государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья.
Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу
“самопомощи” (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных
из мест лишения свободы).
( Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах
общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова,
индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни –
важный фактор девиантного поведения). Создание ”институтов согласия” и
“институтов посредничества”, которые бы принимали на себя функции
уголовного и административного правоприменение сообразно тяжести проступка
или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения
противоправного деяния.
( Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия,
жестокости и натурального секса. Ориентация молодежи на “изделия” черного
рынка, где проповедуется культ насилия и примитивный секс, формирует
криминальные установки и ущербное самосознание.
( Изменение менталитета граждан, выросших в условиях тоталитаризма.
Формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими
организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и
инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.).
( Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать
с представителями “социального дна”: работников правоохранительных органов,
особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах
лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-
наркологов и социальных работников – всех тех, кто уже сегодня работает в
контактной зоне с девиантами.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо
исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений
людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение
– два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов,
социальных групп и других социальных общностей.
Многие поступки не подпадают под нормы и в месте с тем не являются
отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не
регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного
творчества).
Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные
нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо
норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализироанны.
Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на
поступок другого даже преступлению признаки, которых четко зафиксированы в
уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие.
Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют
некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие
к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и
субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают
взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения
индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том
одно и то же противоречие “может лежать в основе как социально не желаемых
форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и
социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая
активность и т. д.).
В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное
положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности,
увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а
они приводят к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в
наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. Единственный
способ как-то изменить сложившееся положение – улучшить жизнь, помочь
людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы
и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться
государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и т. д. будет
только расти.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Основы социальной работы: Учебник/ отв. Ред. П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-
М, 1998.
2. Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: С69 Юрид. лит.,
1989.
3.
4. Игонин А.Л. Об алкоголизме в диалогах. Москва, 1989г
5. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди
молодежи. Москва, «Юридическая литература», 1988г




Новинки рефератов ::

Реферат: Актив баланса: содержание, оценка статей, техника составления (Бухгалтерский учет)


Реферат: Романтизм (Искусство и культура)


Реферат: Світова продовольча проблема (Международные отношения)


Реферат: История ОВД (История)


Реферат: Роль В.И. Вернадского в развитии земледелия (Ботаника)


Реферат: Происхождение жизни: абиогенез и панспермия. Гиперцикл. Геохимический подход к проблеме (Биология)


Реферат: Борьба за существование (Биология)


Реферат: Голод в СССР в 1946-1947 (История)


Реферат: Неотложная медицинская помощь при ранениях (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Война 1812 года в истории народов России (История)


Реферат: Политика как общественное явление (Политология)


Реферат: Символика цвета (Искусство и культура)


Реферат: Социология марксизма (Социология)


Реферат: Внимание (Психология)


Реферат: Маргиналы (Социология)


Реферат: Лидерство в организации (Социология)


Реферат: План счетов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Рабочая жидкость (Технология)


Реферат: Бухгалтерский учет на торговом предприятии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Договор хранения (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист