GeoSELECT.ru



Аудит / Реферат: Инвентаризация как важнейший приём контроля... (Аудит)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Инвентаризация как важнейший приём контроля... (Аудит)



БЕЛКООПСОЮЗ


Гомельский Кооперативный институт



Кафедра финансов, бухгалтерского учёта



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


на тему: инвентаризация как важнейший приём контроля и ревизии деятельности
предприятий розничной торговли и пути её совершенствования в
условиях рыночных отношений (на материалах оптово-розничного
предприятия «Облторгсоюз» на примере розницы универсального
торгового комплекса № 5)



Выполнила студентка
заочного факультета
группы У-52
Ясточкина О. Е.

Научный руководитель
ассистент
Дробышевская

Консультант
профессор
Шевлюков



ГОМЕЛЬ, 1998
О Г Л А В Л Е Н И Е


Введение 6
Глава 1. Состояние сохранности собственности предприятия и необходимость её
контроля в условиях рыночных отношений 8
1.1. Сущность и значение инвентаризаций как приёма
внутриведомственного контроля 8
1.2. Организация контрольно-инвентаризационной службы на
предприятиях торговли и её значение. 11
1.3. Краткая экономическая характеристика универсального торгового
комплекса № 5. 12
Глава 2. Инвентаризация – важнейшее средство контроля за сохранностью
собственности торговых организаций. Пути совершенствования
инвентаризационной работы в условиях рыночных отношений 14
2.1. планирование и организация инвентаризаций на предприятиях
розничной торговли 14
2.2. порядок проведения и документальное оформление инвентаризации
товарно-материальных ценностей на предприятиях розничной торговли 19
2.3. Определение, оформление, рассмотрение и учёт результатов
инвентаризаций и их влияние на финансовое состояние организации 22
2.4. Использование ЭВМ при проведении инвентаризации и выведении её
результатов. 28
Глава 3. Анализ инвентаризационной работы и пути её совершенствования.
34
3.1. Контроль и анализ достоверности и качества инвентаризационных
материалов. 34
3.2. Использование информации инвентаризаций для оценки
имущественного состояния 38
3.4. Анализ результатов инвентаризаций в условиях использования ЭВМ.
53
заключение 56
Список использованной литературы. 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 60



Введение

В условиях рыночных отношений, когда хозяйственная деятельность
предприятий и организаций торговли и их развития осуществляется за счёт
самофинансирования, а при недостатке собственных финансовых ресурсов – за
счёт заёмных средств, весьма важной аналитической характеристикой является
финансовая независимость организаций и предприятий от внешних заёмных
источников. Финансовая независимость позволяет предприятиям конкурировать с
другими участниками хозяйственных отношений. Наряду с другими факторами
стабилизации финансовой независимости, способствует сохранность
собственности. Однако, как показывают исследования, сложилось
неблагоприятное положение сохранности средств.

Организации и предприятия торговли имеют убытки по причине недостач и
хищений, краж и потерь.

С учётом этого, значительно возрастает роль изучения причин и условий,
влияющих на сохранность собственности, разработки действенных мероприятий,
направленных на устранение или же предупреждение тех обстоятельств, которые
способствуют негативным изменениям в системе торговли.

На современном этапе развития рыночных отношений сохранность
собственности необходимо трактовать в широком и узком смысле слова. Ущерб
причисляется не только при расхищении, присвоении и уничтожении имущества,
но и при нарушении финансовой и государственной дисциплины,
расточительстве, халатности, порче имущества, выпуске недоброкачественной
продукции.

Под сохранностью собственности в широком смысле слова следует понимать
борьбу за её эффективность, что означает сбережение имущества, рациональное
использование сырья, усиление режима экономии. Сохранность собственности в
узком смысле слова предполагает борьбу с потерями ценностей вследствие
недостач, хищении, неправильного хранения, что также имеет большое
значение. Всё это выдвигает проблему сохранности средств в новых условиях
хозяйствования в число актуальных.

Поэтому целью дипломной работы является освещение вопроса укрепления и
сохранности собственности торговых организаций в условиях рынка, средством
чего и является инвентаризация.

Для достижения цели в дипломной работе освещается ряд задач:

. рассмотрение состояния сохранности собственности и необходимость её
контроля в условиях рынка;

. рассмотрение основных этапов и технологии проведения инвентаризации и её
особенностей в условиях рыночных отношений;

. проведение анализа результативности проведённых инвентаризаций и их
влияние на состояние сохранности собственности.



Исследование проводится на материалах хозяйственной деятельности
оптово-розничного предприятия «Облторгсоюза» на примере розницы
универсального торгового комплекса № 5 (УТК).



Глава 1. Состояние сохранности собственности предприятия и необходимость её
контроля в условиях рыночных отношений


1 Сущность и значение инвентаризаций как приёма внутриведомственного
контроля

Система универсального торгового комплекса № 5, объединяет в себе
множество магазинов, которые сосредотачивают большие запасы товарно-
материальных ценностей и денежные средства.

Поэтому за сохранностью необходимо осуществлять контроль, который
можно осуществить, применяя инвентаризацию. Инвентаризация – метод
бухгалтерского учёта, а при проведении документальных ревизий – приём
фактического контроля, осуществляемый путём непосредственной проверки
наличия и состояния товарно-материальных ценностей, денежных средств,
расчётов, объёма выполненных работ и реальности статей баланса.

Инвентаризация была одним из первых приёмов хозяйственного учёта,
позволяющим установить фактическое наличие имущества на определённый
момент.

Инвентаризация выполняет три основные функции: экономическую (как
элемент учёта и контроля); социальную (как форма участия трудящихся в
организации учёта и контроля); воспитательную (как средство воспитания
бережного отношения к имуществу).

Принципы инвентаризации: внезапность; сопоставимость единиц измерения;
плановость; объективность; юридическая правомочность результатов;
непрерывность; полнота охвата объектов; воспитательное воздействие и
материальная ответственность; оперативность и экономичность; гласность.

Инвентаризация как средство контроля за сохранностью товарно-
материальных ценностей и проверки организации материальной ответственности
классифицируется по различным признакам.

В зависимости от времени проведения и роли в хозяйственном процессе
различают плановые и внеплановые инвентаризации. Плановые инвентаризации
проводят периодически согласно плана (графика) в заранее намеченные сроки.
Внеплановые инвентаризации проводятся по распоряжению руководителей
предприятий или вышестоящих организаций, следственных органов и других
контролирующих органов в случаях особой необходимости (переоценка,
передача, установление фактов хищений, документальная ревизия и т. д.)

По полноте охвата объектов инвентаризации подразделяют на полные,
частичные, выборочные и сплошные. Полная инвентаризация осуществляется в
предусмотренные сроки, при этом инвентаризируются не только товарно-
материальные ценности и денежные средства предприятия, но и правильность
расчётов с другими организациями, выверяется сальдо по основным статьям
баланса. При частичной инвентаризации проверяют отдельные виды средств,
например товары, наличные деньги, основные средства. Выборочные
инвентаризации являются разновидностью частичных. Выборочные инвентаризации
подразделяются на целевые и общие. Выборочные инвентаризации, например
проводят, как правило, по товарам, по которым предъявляют претензии на
недовложение; по товарам, уценённым и переведённым в пониженные сорта;
оказавшимся без ярлыков; морально устаревшим и испорченным; а также в
случаях, когда полная инвентаризация по товарам не целесообразна.

Сплошные инвентаризации проводят одновременно на всех предприятиях,
расположенных в одном населённом пункте или в потребительском обществе.

По способу организации инвентаризационной работы инвентаризации могут
делиться на постоянно действующие или на осуществляемые рабочими
инвентаризационными комиссиями.

По мнению многих экономистов инвентаризация является общим элементом
метода хозяйственного контроля и бухгалтерского учёта, благодаря чему её
контрольные функции в деле сохранности имущества существенно усиливается.
Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учёта и элемент метода
хозяйственного контроля различаются, не тождественны между собой.

Во-первых, кругом решаемых задач. Если главная задача инвентаризации
как элемента метода бухгалтерского учёта состоит в установлении
соответствия учётных и фактических данных о наличии и состоянии имущества и
создании наиболее эффективного обеспечения для принятия управленческих
решений, то основная цель инвентаризации как элемента метода хозяйственного
контроля заключается в осуществлении контроля за сохранностью имущества,
подтверждением или опровержением выявленных ревизией нарушений и
злоупотреблений.

Во-вторых, составом субъектов осуществления. Инвентаризации в целях
внутрибухгалтерского контроля проводят на предприятиях инвентаризационные
комиссии. Инвентаризацию в процессе ревизий и проверок осуществляют
ревизионные комиссии или специальные инвентаризационные комиссии под
руководством ревизора.

В-третьих, составом нормативных документов, регулирующих право и
необходимость проведения инвентаризации.

В-четвёртых, охватом объектов. Инвентаризация как элемент метода
бухгалтерского учёта осуществляется, в основном, в сложном порядке, всего
имущества и в обязательном и плановом порядке, в установленные сроки.
Инвентаризации, проводимые в ходе ревизии, относят к частным, выборочным, а
сроки проведения зависят от плана проведения ревизий, проверок и других
обстоятельств.

В-пятых, широтой охвата решаемых вопросов. Инвентаризации, проводимые
в целях бухгалтерского контроля, носят характер инструктирования, оказания
квалифицированной помощи материально ответственным лицам в налаживании
учётной работы, выявляют естественную убыль имущества и реальность годовых
производственно-финансовых показателей. В период же ревизии инвентаризации
выполняют в основном узкую функцию контроля за наличием и сохранностью
собственности, характеризуют качество проводимой ранее инвентаризационной
работы.

Важное место занимает инвентаризация в процессе осуществления
экономического анализа.

Значение инвентаризации заключается ещё и в том, что её осуществляют
сами работники предприятия.

Поэтому она выступает одним из методов контроля трудящихся за
деятельностью предприятия, служит действенным средством контроля за работой
материально-ответственных лиц, помогает не только вскрыть, но и
предупреждать возможные недостачи и хищения товарно-материальных ценностей.

Но, кроме того, на сохранность собственности влияют и некоторые
особенности торговли, которые обусловлены следующими причинами. Прежде
всего, .то высокая степень децентрализации торговой сети. Торговля призвана
прежде всего обслуживать население, поэтому организована разветвлённая
розничная торговая сеть.

Кроме того, на предприятиях розничной торговли отсутствует натуральный
учёт, из-за чего возникают затруднения в своевременности выявления
нарушений. Эти объективные условия накладывают отпечаток на формирование
способов хищений в торговле, в зависимости от которых осуществляются
инвентаризации, направленные контролировать сохранность средств.

Значительная часть должностных хищений в торговле совершается
упрощёнными способами, то есть путём присвоения выручки или товара. Данные
хищения продолжаются сравнительно недолго, сопровождаются примитивными
маскировочными действиями и выявляются при своевременном проведении
инвентаризации. Наряду с этим в торговле возникает небольшое количество
квалифицированных должностных хищений, наносящих ей большой ущерб. Эти
хищения совершаются при соучастии других работников предприятия и
посторонних лиц. Характерной особенностью хищений этой группы являются
создание неучтённых излишков ценностей, с последующей реализацией их без
отражения в учёте или крупные растраты, скрываемые путём подлогов в
первичных документах и учётных регистрах. Выявление таких хищений
затруднено и требует от ревизоров и инвентаризаторов глубокое знание
бухгалтерского учёта, методов ревизий и организации торговли.

Растраты и злоупотребления всё же возникают в первую очередь, из-за
некачественного и несвоевременного проведения инвентаризаций.


2 Организация контрольно-инвентаризационной службы на предприятиях торговли
и её значение.

Организацию, проведение и контроль за проведением инвентаризации
осуществляют две комиссии: постоянно действующая и рабочая. В состав
постоянно действующей комиссии входят: руководитель предприятия или его
заместитель (председатель комиссии); главные бухгалтера; на предприятиях,
где выделены учётно-контрольные группы, – руководитель этой группы;
начальники структурных подразделений (служб); представители общественности.

Постоянно действующие комиссии выполняют следующие функции:

. заслушивают на своих заседаниях руководителей отделов, секций по вопросам
сохранности товарно-материальных ценностей;

. организуют проведение инвентаризаций и осуществляют инструктаж членов
рабочих инвентаризационных комиссий;

. производят контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а
так же выборочные инвентаризации в межинвентаризационный период;
проверяют правильность выведения результатов инвентаризаций,
обоснованность предложенных зачётов по пересортице ценностей в местах
хранения, где ведётся количественный учёт;

. в необходимых случаях (при установлении серьёзных нарушений правил
проведения инвентаризаций и др.) проводят по поручению руководителя
предприятия повторные сплошные инвентаризации;

. рассматривают объяснения, полученные от лиц, допустивших недостачу или
порчу ценностей, а также другие нарушения, и дают предложения о порядке
регулирования выявленных недостач и потерь от порчи ценностей[1].



Однако наличие постоянно действующих комиссий не снимает персональной
ответственности руководителя, главного бухгалтера организации или
предприятия, а в организациях, имеющих инвентаризационные бухгалтерии, –
начальников контрольно-инвентаризационных отделов данных бухгалтерий. Так,
ответственность за правильное и своевременное проведение инвентаризаций
несут руководители организаций (предприятий). Они обязаны создать условия,
обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия ценностей в
сжатые сроки. Главный бухгалтер совместно с руководителем подразделений и
служб обязан тщательно контролировать соблюдение правил проведения
инвентаризаций. Контрольно-инвентаризационные отделы разрабатывают графики
инвентаризаций на предприятиях, участвуют в рассмотрении результатов
инвентаризаций, под руководством постоянно действующих комиссий
контролируют качество проводимых инвентаризаций и выполняют другие
поручения.

Для непосредственного проведения инвентаризаций постоянные комиссии
создают рабочие инвентаризационные комиссии. На предприятиях, имеющих
отделы (секции), а так же кладовые (подсобные помещения), создаются
отдельные инвентаризационные комиссии по каждому отделу, секции, кладовой.
Персональный состав рабочих комиссий утверждается приказом руководителя
предприятия.

В состав рабочих комиссий входят: представитель руководителя
предприятия, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии),
специалиста (товаровед, технолог, экономист, работник бухгалтерской
службы). В случаях, когда инвентаризация проводится без бригадира, а также
после краж и ограблений в состав комиссий включают представителя управления
(отдела) торговли местных исполнительных и распорядительных органов.

Рабочие инвентаризационные комиссии выполняют следующие функции:
осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в местах хранения;
участвуют в проведении результатов инвентаризаций и разрабатывают
предложения по зачёту недостач и излишков по пересортице, а также списанию
недостач в пределах норм естественной убыли, вносят предложения по
упорядочению приёма, хранения и отпуска материальных ценностей, улучшению
учёта и контроля за их сохранностью, а также реализации сверхнормативных и
неиспользуемых материальных ценностей.

Контрольно-инвентаризационная служба выполняет важную задачу по
обеспечению сохранности средств и поэтому несёт ответственность за
своевременность проведения инвентаризаций.


1.3. Краткая экономическая характеристика универсального торгового
комплекса № 5.

В состав оптово-розничного предприятия «Облторгсоюз» входит розничное
предприятие Универсальный торговый комплекс № 5. Универсальный торговый
комплекс № 5 образован 1 ноября 1995 г., работает на хозяйственном расчёте,
несёт ответственность за результаты своей деятельности в соответствии с
законодательством РБ, имеет счета в банке, печать, не является юридическим
лицом. В своей деятельности руководствуется законами РБ, постановлениями и
распоряжениями Кабинета Министров, решениями областного Совета, депутатов,
решениями областного исполнительного комитета, приказами и распоряжениями
ОРП «Облторгсоюз».

Основные задачи:

Более полное обеспечение населения города и области товарами,
получение прибыли.

Обеспечение нормального функционирования зданий и сооружений,
холодильного и торгового оборудования.

Обеспечение сохранности имущества, эффективное использование трудовых,
материальных и финансовых ресурсов структурного подразделения.

Розничный товарооборот универсального торгового комплекса № 5 составил
на 46860000,02 тысяч рублей больше, чем в 1996 году.

Удельный вес издержек обращения в 1997 году по отношению к
товарообороту составил 5,1 %.

Внереализационные доходы составили 0,6 млн. руб.

Внереализационные расходы – 0,1 млн. руб.

Балансовая прибыль в 1997 г. по отношению к товарообороту составила
4,94 %.

План розничного товарооборота в I квартале 1998 г. выполнен на 57,3 %.
К плану недополучено 76,87 млн. рублей.

Валовые доходы в I квартале 1998 г. составили 18,5 % по отношению к
товарообороту.

Издержки обращения в рознице составили 2,1 % к товарообороту. Уровень
рентабельности составил 4,4 %.

Всего за 1997 год было выявлено 63 случая недостач на сумму 7280 тыс.
рублей. Недостачи были признаны мелкими и своевременно возмещены. Эти
показатели характеризуют, что на предприятии проводится работа по улучшению
сохранности собственности торговли.

В УТК № 5 разработан план проведения инвентаризаций товарно-
материальных ценностей на 1998 год. Ведётся книга регистрации приказов
проведения инвентаризаций. Создана постоянно действующая инвентаризационная
комиссия.



Глава 2. Инвентаризация – важнейшее средство контроля за сохранностью
собственности торговых организаций. Пути совершенствования
инвентаризационной работы в условиях рыночных отношений


2.1. планирование и организация инвентаризаций на предприятиях розничной
торговли

План инвентаризаций составляется главным бухгалтером по согласованию с
директором. Проведение инвентаризаций планируется на год с разбивкой по
месяцам исходя из сроков и результатов осуществления предыдущих
инвентаризаций и условий работы материально ответственных лиц (сезонность,
время отпусков и т. д.), молодых специалистов. Ежемесячно план работы
уточняется и при необходимости корректируется. При этом важное значение
имеет правильное установление очерёдности инвентаризаций. В первую очередь
переучёты должны быть у лиц, вновь принятых на материально ответственную
работу переучёты должны быть у лиц, вновь принятых на материально
ответственную работу, а также у недостаточно квалифицированных работников.
При определении очерёдности инвентаризаций принимают во внимание факты
неритмичного выполнения плановых заданий по объёму товарооборота,
неудовлетворительное качество выпускаемой продукции, наличие жалоб
покупателей на обсчёт и другие нарушения.

Один экземпляр плана инвентаризационной работы представляется для
утверждения контрольно-ревизионному отделу потребительского общества.

Кроме того, составляется график проведения инвентаризаций товарно-
материальных ценностей и контрольных проверок должностными лицами аппарата
управления на год в разрезе каждого месяца. В нём предусматривается участие
в инвентаризациях и контрольных проверках специалистов (не менее 4-7 раз в
год).

Кроме проведения инвентаризаций в установленные сроки, в планах могут
предусматриваться внезапные сплошные инвентаризации, охватывающие все
торговые предприятия.

Контроль за выполнением плана инвентаризаций, как правило,
осуществляется главным бухгалтером, а учёт и проверка качества их
проведения – чаще всего начальником. В журнале учёта проведения
инвентаризаций, центрируются данные по каждому магазину о времени
проведения инвентаризаций и составе комиссий, даже контрольных проверок,
результатах инвентаризаций, сведения о результатах инвентаризаций и их
качестве. Могут также указываться данные о соблюдении норматива товарных
запасов и о неполноценных товарах.

Организация инвентаризации ценностей имеет большое и возрастающее
значение как в борьбе за сохранность собственности, так и в деле управления
хозяйственной деятельности предприятий, так как даёт возможность получить
точную и достоверную информацию о состоянии товарных запасов, выявить
неполноценные товары, осуществить контроль за деятельностью материально
ответственных лиц, определение суммы недостач и излишков товарно-
материальных ценностей, влияющие на финансовые результаты деятельности
торговых предприятий. Что имеет немаловажное значение в условиях создания
рыночных структур в стране.

Организационная сторона инвентаризации предусматривает различные
нарушения, например, в состав комиссий нередко назначаются малоопытные
продавцы, которые ограничиваются составлением описей без личной фактической
проверки и подсчёта ценностей. Положение об участии в проведении
инвентаризации представителей общественности нередко не выполняются, а если
и выполняются, то носит лишь формальный характер. Иногда в качестве
представителей общественности включаются сторожа, подсобные рабочие,
уборщицы.

Также должна осуществляться совершенная организация деятельности
инвентаризационной комиссии, которая недостаточно освещена в экономической
литературе и практически не отражена в нормативных документах.
Организационная деятельность инвентаризационной комиссии включает получение
распоряжение на проведение инвентаризации, инструктаж, изучение и
соблюдение своих обязанностей, прав и ответственности и порядок оплаты
труда за выполненную работу. Документом на право проведения инвентаризации
для инвентаризационной комиссии должно служить распоряжение, выданное на
основании, по разработанной форме (см. Приложение 2).

Выдача такого распоряжения вызвана необходимостью обеспечить право
комиссии на проведение инвентаризации и соблюдение принципа внезапности.

До начала инвентаризации главный бухгалтер с участием руководителя,
специалистов и представителя инвентаризационной комиссии обязан провести
инструктаж о порядке и технике проведения инвентаризационной работы[2].

Например, изложение общих правил и специфических особенностей методики
инвентаризации конкретных объектов, определение круга вопросов, на которые
необходимо обратить более пристальное внимание, разъяснение порядка
принятия решений по результатам проведённых инвентаризаций.

Распоряжение является единым документом, который в комплексе отразит
организацию предварительной инвентаризационной работы. Распоряжение о
проведении инвентаризации регистрируется в книге учёта выданных
распоряжений.

После регистрации и получения распоряжения о проведении,
инвентаризационная комиссия непосредственно приступает к её выполнению.

Последовательность осуществления этапов, из которых состоит
инвентаризация отражается в сетевом графике проведения инвентаризаций в
розничной торговле, который показывает, что делается в определённый момент
инвентаризации, кем, в каком порядке и как. Сетевой график представляет
собой графическую модель, наглядно изображающую технологию проведения
инвентаризационной работы. Работы на сетевом графике изображены стрелками,
а их результаты кружками, направление стрелки показывает порядок следования
событий (см. схема № 1).



Схема 1.



Процесс указания выполняемых процедур приводится в таблице 2.1.



Таблица 2.1.

Содержание работ, выполняемых при проведении инвентаризации[3]



|Номе|Содержание работ |Код |
|р | |работ |
|п/п | | |
|1 |Оформление распоряжения о проведении инвентаризации |1-2 |
| |ценностей и его вручению председателю комиссии. Проведение| |
| |инструктажа членов комиссии. | |
|2 |Вручение распоряжения администрации предприятия, |2-3 |
| |оповещение об инвентаризации материально ответственных | |
| |лиц. | |
|3 |Опломбирование подсобных помещений и других мест хранения |3-4 |
| |ценностей. | |
|4 |Получение от кассира последнего кассового отчёта с |4-5 |
| |выведенными в нём остатками денег в кассе. | |
|5 |Проверка кассового отчёта и приложенных к нему документов.|5-6 |
|6 |Получение последнего товарно-денежного отчёта. |4-8 |
|7 |Подписка о включении всех расходных и приходных документов|8-9 |
| |в отчёт. | |
|8 |Проверка предъявленного товарно-денежного отчёта и |9-10 |
| |приложенных к нему документов. | |
|9 |Визирование всех документов приложенных к |10-11 |
| |товарно-денежному отчёту. | |
|10 |Проверка весоизмерительных приборов, используемых |4-12 |
| |комиссией. | |
|11 |Снятие остатка наличия денежных средств в кассе и |6-7 |
| |определение выручки текущего дня. | |
|12 |Запись остатка денежных средств в кассе в |7-15 |
| |инвентаризационную опись. | |
|13 |Подготовка товаров и тары к инвентаризации: группировка и |12-13 |
| |подборка их по артикулу, наименованиям, ценам, выписка | |
| |излишков на каждый вид товара. | |
|Продолжение таблицы 2.1 |
|14 |Пересчёт и перемеривание товаров и тары. |13-14 |
|15 |Запись данных об остатках товарно-материальных ценностей в|14-15 |
| |инвентаризационную опись. | |
|16 |Подписка о том, что все ценности поименованные в описи |15-16 |
| |комиссией проверены в натуре. | |
|17 |Определение предварительных результатов инвентаризации. |16-17 |
|18 |Представление описей в бухгалтерию. |17-18 |
|19 |Проверка в бухгалтерии товарных документов и отчёта |11-18 |
| |материально ответственного лица. | |
|20 |Проверка инвентаризационных материалов в бухгалтерии. |18-19 |
|21 |Составление сличительной ведомости по таре. |19-20 |
|22 |Составление расчёта естественной убыли и других |19-21 |
| |нормируемых потерь. | |
|23 |Отражение данных в отличительной ведомости результатов |20-22 |
| |инвентаризации товаров, материалов, тары и денежных | |
| |средств в торговле. | |
|24 |Отражение данных расчёта нормируемых потерь в сличительной|21-22 |
| |ведомости. | |
|25 |Определение окончательных результатов инвентаризации. |19-22 |
|26 |Рассмотрение результатов инвентаризации. |22-23 |
|27 |Принятие решений по результатам инвентаризации. |23-24 |
|28 |Отражение в учёте результатов инвентаризации. |24-25 |


Данная сетевая модель помогает рационализировать проведение
инвентаризаций, сократить время их проведения, что в свою очередь, скажется
на улучшение организации торговли, увеличение товарооборота и как
следствие, улучшение финансовых результатов.

Для более достоверных данных по результатам инвентаризации необходимо
совершенствовать сам процесс проведения инвентаризации. Одним из
рациональных приёмов проведения инвентаризации является ярлычный метод.

Его сущность состоит в том, что работники торгового предприятия
подбирают одноимённые товары в порядке, удобном для их подсчёта. Затем
подсчитав количество товаров и заполняют на каждый его отдельный вид
товарный ярлык, в котором указывают наименование товара, сорт, количество,
цену и другие признаки, определяющие данное наименование товара.
Председатель комиссии в присутствии материально ответственного лица может
поручить члену комиссии проверить правильность на нём регистрационный
номер, записать данные ярлыка в контрольную ведомость.

После этого товарный ярлык направляется оператору вычислительной
машины для включения в инвентаризационную опись данные проверенного товара.
Применение этого метода позволяет на 35-40 % сократить время проведения
инвентаризации.

Для сокращения времени проведения инвентаризации можно порекомендовать
применение специальных книг, построенных по типу оборотных ведомостей.
Первая инвентаризация в них отражается как обычно, а последующие на
выкладках с указанием лишь количества и стоимости товаров. Этот метод
позволяет за счёт одноимённых товаров почти вдвое сокращать объём описи.
При инвентаризации продовольственных товаров можно пользоваться такой более
эффективной формой её проведения как обмер, но такой способ проверки не
совсем точен и достоверен.


2.2. порядок проведения и документальное оформление инвентаризации товарно-
материальных ценностей на предприятиях розничной торговли

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия товаров,
инвентаризационная комиссия проводит подготовительную работу. Она
опломбирует помещения для хранения ценностей, пересчитывает все имеющиеся
деньги, проверяет точность и сроки клеймения весоизмерительных приборов,
группирует одинаковые товары, находящиеся в разных местах помещения,
отдельно складывает бракованные и пришедшие в полную негодность товары,
получает от материально ответственных лиц последние товарно-денежные отчёты
с соответствующими оправдательными документами, расписку о сдаче всех
документов и отчётов по приходу и расходу товарно-материальных ценностей.
Инвентаризационная комиссия тщательно проверяет предъявленные отчёты и
приложенные документы, особенно накладные на внутреннее перемещение,
удостоверяется в наличии подписей материально ответственных лиц,
правильности цен на товары, сумм наценок, таксировок, подсчётов. На каждом
предъявленном комиссии документе и на отчётах ставится дата и подпись
председателя инвентаризационной комиссии.

Ценности, подлежащие инвентаризации, подбираются по наименованиям,
сортам, виду упаковки и укладываются в определённом порядке, удобном для
пересчёта, перемеривания и перевешивания.

Товары подсчитываются, взвешиваются и перемериваются в присутствии
материально ответственных лиц, при этом определяется их качество, сортность
и цена. Инвентаризация товаров проводится в порядке расположения товаров в
данном помещении.

Товары, находящиеся на розничных торговых предприятиях в
нераспакованном виде, вскрывают и проверяют как по количеству, так и по
качеству.

Инвентаризация товаров, учитываемых партионно, проводится по отдельным
партиям. Товары, поступившие на предприятие во время инвентаризации,
принимаются материально ответственными лицами в присутствии
инвентаризационной комиссии и записываются в отдельную опись. Документы на
эти товарно-материальные ценности включаются в первый товарно-денежный
отчёт, составленный после инвентаризации.

В случае обнаружения порчи, боя и лома товарно-материальных ценностей
инвентаризационная комиссия составляет акт ф. № 2026 (см. Приложение 3) и
вместе с письменным объяснением материально ответственных лиц передают на
рассмотрение.

На фактически оказавшиеся в наличии товары и тару на торговых
предприятиях составляются инвентаризационные описи (см. Приложение 4).

В инвентаризационной описи не допускаются подтирки или подчистки,
записи в описях должны производиться ясно и чётко. Исправляются допущенные
ошибки во всех экземплярах путём зачёркивания ошибок и написания сверху
правильных данных. Исправления в части наименования товаров, их количества,
расфасовки и цена должны быть оговорены и подтверждены подписями всех
членов комиссии, что на практике нередко не совершается.

Комиссия составляет опись в трёх экземплярах, а при передаче
материальных ценностей (под копирку – 3, а два других материально
ответственное лицо).

Каждый экземпляр описи в отдельности подписывается всеми членами
комиссии (не под копирку).

Если опись состоит из нескольких страниц, то все страницы должны быть
пронумерованы, а внизу каждой из них должна быть ссылка на номер следующей
страницы.

В опись записывается товар в полном и правильном наименовании с
указанием номенклатурного номера, расфасовки. В графе «цена» указывается
цена, по которой товар сдан под отчёт по товарным документам материально
ответственному лицу. При этом цены должны соответствовать единице
измерения, в которой товар внесён в опись.

Например, количество товара указано в штуках, и цена ставится за одну
штуку.

Очень часто в магазинах возникают трудности при инвентаризации особо
крупных остатков отдельных видов товаров. Даже при очень крупных остатках
какого-либо товара комиссия обязана пересчитать их, а не записывать в опись
их количество со слов материально ответственного лица или путём умножения
количества ящиков на количество бутылок в одном, без проверки содержимого в
каждом ящике.

Если в момент инвентаризации поступил товар, то комиссия принимает его
и записывает в отдельную опись. На приходных документах делается отметка о
том, что товар получен во время инвентаризации. Он приходуется после
инвентаризации. Но такие случаи на практике случаются не очень часто.

По весовым товарам в таре указывается вес брутто и вес нетто.
Фактически оказавшуюся в момент инвентаризации тару рассортировывают по
качественному признаку и составляют для неё две описи – на порожнюю и на
занятую под товарами.

Если на торговом предприятии имеется остаток денег, не сданных в банк
от продажи товаров, то этот остаток, проверенный инвентаризационной
комиссией, записывается на лицевой стороне описи. По каждой странице описи
указывается прописью число порядковых номеров товарно-материальных
ценностей и общее количество ценностей в натуральных показателях
(безотносительно к их характеру). Такой подход исключает возможность
внесения в опись каких-либо изменений или приписок. После взаимной сверки
каждая страница описи подписывается всеми членами инвентаризационной
комиссии и материально ответственными лицами. В конце описи
инвентаризационная комиссия записывает прописью количество порядковых
номеров и натуральных единиц отдельно по последней странице и по всей описи
в целом, а также суму всех ценностей. На последней странице описи
материально ответственное лицо (бригадир, члены бригады) даёт подписку о
том, что все ценности проверены комиссией в натуре в его присутствии и
внесены в опись.

На предприятиях с коллективной материальной ответственностью
инвентаризация может проводиться по числу материально ответственных лиц с
распределением участников согласно протоколу. В связи с этим после
окончания инвентаризации на основе отдельных инвентаризационных описей
составляется сводная опись фактических остатков товаров. В сводной описи
перечисляется отдельно каждая инвентаризационная опись с указанием суммы
ценностей и подсчитывается общий итог всех ценностей по предприятию в
целом.

После окончания инвентаризации председатель комиссии представляет
описи в следующем порядке:

. первый экземпляр описи, заполненный членами комиссии, а так же экземпляр,
заполненный материально ответственным лицом, – в бухгалтерию организации,
где ведётся учёт ценностей;

. второй экземпляр описи, заполненный членом комиссии, - материально
ответственному лицу.

На инвентаризационные описи составляется перечень в двух экземплярах и
под расписку передаётся главному бухгалтеру. Сданные в бухгалтерию
инвентаризационные описи должны тщательно проверяться и затем после
проверки выводится результат инвентаризации.

Исследования, произведённые в универсальном торговом комплексе № 5
показали, что документальное оформление инвентаризации товарно-материальных
ценностей находится не на должном уровне, совершаются такие нарушения как
подтирки и подчистки, записи не всегда производятся ясно и чётко.

Не выполняется методика составления инвентаризационных описей, то есть
не ведётся отдельно инвентаризационная опись по таре, а вносится в опись по
товарам (см. Приложение 4).


2.3. Определение, оформление, рассмотрение и учёт результатов
инвентаризаций и их влияние на финансовое состояние организации

Выявление результатов инвентаризаций включает два этапа.

Первый этап – подведение предварительных результатов инвентаризации,
которые определяются немедленно после её окончания. Точность и быстрота
выявления предварительных результатов инвентаризации определяет во многом
успех борьбы с недостачами, хищениями и товарными потерями.

Имея эту оперативную информацию, председатель и члены комиссии сразу
на месте могли бы решать вопрос о дальнейшей деятельности материально
ответственного лица, особенно это важно в настоящее время, когда каждая
недостача вливается в миллионную сумму. Председатель инвентаризационной
комиссии докладывает о предварительных результатах инвентаризации ценностей
руководителю организации, назначившему инвентаризацию, и в случае выявления
крупной недостачи, материально ответственное лицо отстраняется от
занимаемой должности до получения окончательных результатов.

Второй этап – определение окончательных результатов инвентаризации.
Оно осуществляется бухгалтерией после тщательной проверки и обработки всех
документов в следующие сроки:

. по мелкой рознице (ларьки, киоски, палатки) – в этот же день;

. по магазинам – не позднее двух дней[4].

Необходимые подготовительные работы для выведения результатов
инвентаризации в бухгалтерии включают: проверку последних товарно-денежных
отчётов, завизированных председателем инвентаризационной комиссии, записи
данных по ним в учётные регистры, подсчёт итогов в журналах для учёта
товарно-материальных ценностей, сверку данных синтетического и
аналитического учёта, взаимную сверку учётных регистров, проверку полноты
поступления ценностей по встречным (внешним и внутренним) документам,
выведение остатков ценностей у отдельных материально ответственных лиц
(бригад) к началу инвентаризации. Особое значение имеет сверка сумм,
списанных в расход, и реализованных товаров с выручкой кассы, анализ
внутреннего перемещения товаров из одного магазина в другой, проверка и
оформление бухгалтерскими записями не отражённых ранее в отчётах актов о
списании боя, порчи товаров и т. д.

Не менее тщательно проверке подвергаются данные в инвентаризационных
описях. Все нарушения заполнения инвентаризационной описи могут
свидетельствовать о хищениях. К нарушениям заполнения относятся:

. неоговоренные исправления цен, количества и сумму определённых товаров;

. подчистки записей, добавления и дописки цифр;

. неправильное сбалансирование единиц товаров по страницам описи,
количеству указанному комиссией;

. указанные в описи завышение остатков отдельных товаров (особенно в конце
описи);

. указанные в описи превышающий лимит остатков и сумм, не сданной денежной
выручки;

. наличие в описи товаров, которых не было в записях о поступлении и
начальном остатке товаров;

. несоответствие документальных данных о таре данным о перемещении и
фактическом наличии товаров.

Для выявления хищений, которые характеризуются указанными признаками,
необходимо провести их исследование путём тщательной проверки тех операций,
которые содержат формальные признаки злоупотреблений, путём применения
приёмов срочной проверки, взаимного контроля, контрольного сличения и
другие, с целью выявления факторов, указывающих на определённые способы
сокрытия хищений и злоупотреблений[5].

Признаки приписок в инвентаризационных описях рекомендуется выявить
составлением записей об остатках одних и тех же наименований в описях на
начало и конец учётного периода.

Одним из распространённых способов сокрытия хищений при инвентаризации
является неправильная таксировка и подсчёт на отдельных страницах и в
описях в целом. Необходимо осуществлять встречные проверки правильной
таксировки и подсчёта итогов в описях с использованием вычислительных
средств.

Для выявления факторов скрытия недостач повышенной суммой сданной
выручки накануне инвентаризации или в период её проведения необходимо
сравнить выручку за день до начала и после окончания снятия фактических
остатков ценностей со среднедневной плановой и ежедневной выручкой и в
другие периоды торговли.

Для выявления признаков хищений, скрываемых при проведении
инвентаризации рекомендуется также сопоставить количество возможного
завышения товарных остатков с указанной в инвентаризационной описи тарой,
занятой под ними. Если количество тары не обеспечивает вместимость
записанных в инвентаризационную опись товаров, то это может служить
признаком приписки товаров.

Скрытие недостач путём неоприходования товаров, поступивших до
инвентаризации, выявляется сверкой расчётов и встречной проверкой
документов. Наряду с этим проверяется использование выданных доверенностей,
изучаются даты фактического поступления товаров по транспортным документам.

Важное значение при оценке материалов инвентаризации имеет проверка
перемещения товаров между розничными предприятиями и их отфактуровка
поставщикам в сроки, приближённые к инвентаризациям. Документы
свидетельствуют о фактах отпуска ценностей в завышенных количествах
предприятиям, обычно обнажаемым другими поставщиками, отправка товаров
сложного ассортимента на заводы, якобы для гарантийного ремонта.
Безосновательный возврат товаров и отсутствие письменного разрешения
руководителя организации на этот возврат.

Существует ещё один способ выявления различных негативных явлений при
проведении инвентаризации. Это проведение контрольной проверки после
проведения инвентаризации. Контрольная проверка оформляется актом о
контрольной проверке инвентаризации ценностей (см. Приложение 5).

К проверкам качества проведённых инвентаризаций привлекаются опытные
работники и специалисты в совершенстве знающие организацию проведения
инвентаризаций. Однако на практике контрольные проверки проводятся редко.
Такая тенденция имеет место из-за загруженности работой бухгалтеров и
нехваткой достаточного количества необходимых счётных работников.

В настоящее время количество проверяемых при контрольной проверке
ценностей определяется работником её проводящим.

В акте контрольной проверки сопоставляется, что при фактическом
пересчёте и что значится по описи. Акт подписывается проводившим проверку
председателем инвентаризационной комиссии и материально ответственным
лицом.

Контрольные проверки проводятся в присутствии членов
инвентаризационной комиссии не только после окончания инвентаризации, но и
в процессе её проведения.

Результаты инвентаризации выявляются на основе сопоставления остатков
товаров, тары и других ценностей по учётным данным с фактическим их
наличием по инвентаризационным описям. Для установления окончательных
результатов инвентаризации ценностей бухгалтерия составляет сличительную
ведомость о ф. № инв-21 – для розничной торговли (см. Приложение 6). В ней
указываются остатки товарно-материальных ценностей по бухгалтерским данным
на момент проведения инвентаризации, которые сличаются ф фактическими
остатками согласно описи.

При количественно-суммовом учёте сличительная ведомость составляется
по тем позициям товаров, по которым установлены расхождения с учётными
данными. Ценности, по которым расхождения не установлены, в сличительную
ведомость включаются общим итогом.

Пересортица товаров, которая может быть вскрыта при инвентаризации,
означает излишек одного и недостачу другого товара. Она образуется в тех
случаях, когда по документам числится оприходование или списание одного
товара, а фактически был оприходован или списан другой товар. Взаимный
зачёт излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен как
исключение только в отношении товарно-материальных ценностей одного и того
же наименования, за один и тот же проверяемый период и у одного и того же
проверяемого лица при условии, что недостачи и излишки явились результатом
ошибки или просчёта. Допускаются также в виде исключения производить зачёт
излишков и недостач товаров в результате пересортицы, происшедшей в одной и
той же группе товаров, если входящие в её состав товары имеют сходство по
внешнему виду или упакованы в одинаковую тару. Если при зачёта излишков и
недостач от пересортицы товаров стоимость недостающих ценностей выше
оказавшихся в излишке, то разница относится на виновных лиц. Кроме
пересортицы, могут образовываться так называемые «суммовые разницы», когда
товар отпускается по повышенной или пониженной цене. Зачёт в этом случае
производится аналогично. О допущенной пересортице материально ответственные
лица дают письменное объяснения. На лиц, виновных в пересортице товаров,
могут налагаться дисциплинарные взыскания, а при умышленном внесении
путаницы в первичные документы и учёт их привлекают к судебной
ответственности.

При установлении факта недостачи товаров бухгалтерия производит расчёт
их естественной убыли (см. Приложение 7). Определяется естественная убыль
на основе установленных норм после инвентаризации, если вскрыт факт
недостачи товаров. В норму убыли не включаются потери товаров, внутренняя
их переброска, списания по актам. Утверждённые нормы являются предельными и
не распространяются на штучные, фасованные и транзитные товары.

При количественно-суммовом учёте естественная убыль товаров
исчисляется отдельно по каждому виду. Нормы естественной

Руководители организаций и предприятий обязаны определить и относить
недостачу к мелкой или к крупной, а также уведомлять прокурора о
недостачах, не переданным следственным органам и погашаемых в
общегражданском порядке.
Мелкие недостачи должны немедленно погашаться, и лишь в определённых
случаях допускается получение от работника обязательства с указанием сроков
погашения (как правило 2-3 месяца).
По недостачам и растратам, явившимся следствием злоупотреблений, дела
направляются в судебно-следственные органы не позднее 5 дней с момента
установления недостачи, а также принимаются неотложные меры к наложению
ареста на имущество обвиняемых и возмещению материального ущерба.
Для записей результатов инвентаризации товаров и тары в предприятиях
розничной торговли используют журнал К-3, отводится отдельная строка по
каждому лицевому счёту материально ответственного лица, у которого она
проводилась (см. Приложение 8).
Результаты инвентаризации отражаются в том месяце, в котором она
проводилась с соответствующим отражением на счетах бухгалтерского учёта.
При этом делаются следующие проводки (цифровой материал взят с приложения №
6[6]).
|Дебет |Кредит |( |
|841 |412 |217272 |
|442 |841 |51206, 4 (73152-21945,6) |
|423 |841 |21945,6 (73152х30 %) |
| | |72152 |
|733 |841 |144120 (217272-73152) |
|423 |833 |43236 (114120х30 %) |
|50 |733 |144120 |
|833 |801 |43236 |

. если зачитывается пересортица по однообразным товарам:

|412 |412 |Зачёт пересортицы |
|412 |81 |Оприходование излишков |
|412 |423 |увеличение торговой наценки за счёт |
| | |излишков |
|841 |412 |списание естественной убыли |
|442 |841 |на издержки за минусом скидки |
|423 |841 |уменьшение торговой наценки |


. взыскание недостач с применением коэффициента по молочным и мясным
продуктам:



|841 |412 |отражение недостачи по учётной цене |
|731 |841 |за счёт материально ответственного лица|
| | |по учётным ценам |
|731 |832 |взыскание суммы с применением |
| | |коэффициента |
|423 |833 |уменьшение набавки |
|50 |731 |погашение недостачи в кассу |
|832 |683 |перечисление в бюджет |
|833 |801 |перечисление надбавки на прибыль |


. оприходование излишков



|412 |801 |На сумму излишков за минусом торговой |
| | |надбавки |
|412 |423 |На сумму торговой надбавки |


Используя материалы инвентаризации, можно выявить влияние результатов
инвентаризации на финансовое состояние организации.

В 1997 году сумма выявленных недостач составила 7280 тыс. р., а
процент взыскания недостач – 78,55 %. Если принять за 100 % сумму всех
взысканных недостач из выявленных, то 100–78,55=21,45%.

Процент невзысканных недостач от 7280 тыс. рублей составляет 1561,56
тыс. рублей. Это означает, предприятие недополучило доходов на сумму 374,78
тыс. рублей (24% от 1561,56 тыс. рублей), 24% - средний процент
реализованных торговых надбавок в данном периоде в УТК №5. Недополучение
доходов влечёт за собой уменьшение собственных оборотных средств
предприятия.

Для восполнения оборотных средств предприятие прибегает к
использованию заемных средств. А так как процентная ставка за использование
кредитом банка составила 120 %, то можно рассчитать дополнительные расходы,
понесённые предприятием

[pic]

Итого расходы составят 824,52 тыс. рублей (процент за кредит плюс
возвращённая сумма), что незамедлительно скажется на финансовом состоянии.
А ведь при должной сохранности средств этих расходов можно было бы
избежать.


2.4. Использование ЭВМ при проведении инвентаризации и выведении её
результатов.

В настоящее время широкое распространение при обработке
инвентаризационных документов получили самые разнообразные средства
вычислительной и организационной техники. Объясняется это прежде всего
большим объёмом счётной технической работы, которую необходимо выполнить в
сжатые сроки с наименьшими трудовыми запасами.

Но в настоящее время учёт инвентаризации в УТК № 5 не автоматизирован.
Использование ЭВМ было бы большим подспорьем и привело бы к снижению
трудоёмкости производимых работ.

А теперь рассмотрим как же используются средства вычислительной и
организационной техники на предприятиях розничной торговли, где
используются эти средства.

При изменении машинопечатных документов, в которые будут записываться
данные о наличии ценностей стимулированным шрифтом, достигается восприятие
их как человеком, так и ЭВМ. В качестве данного документа может быть
использована шрифт карта, содержание которой идентично товарному ярлыку. Их
применение обеспечит автоматическое считывание информации, минуя процесс
формирования машинного носителя, позволит улучшить качество информации, её
достоверность, снизить затраты труда и времени на получение результативной
информации, что даёт возможность ускорить проведение инвентаризации.

Необходимо внедрить на практике оформление приёмки товаров с помощью
контрольных ярлыков. Книжки контрольных ярлыков будут выдаваться
материально ответственным лицам по разрешению главного бухгалтера, так как
они являются бланком строгой отчётности. Контрольные ярлыки выдаются для
каждого документа поставщиков, корешок приходного ярлыка будет
прикладываться к приходному документу. Они заменяют собой многочисленные
доверенности и штампы магазина о приёмке товарно-материальных ценностей.
При получении товаров материально ответственное лицо заполняет очередной
номер контрольного ярлыка, который работник, выдавший товары вместе с
документом на выдачу товаров сдаёт в бухгалтерию. Представитель магазина
сдаёт корешок ярлыка и документ на получение товаров вместе с товарно-
денежным отчётом, указав в соответствующей графе его номер.

Во время инвентаризации товарно-материальных ценностей проводится и
инвентаризация контрольных ярлыков. В товарно-денежных отчётах при
оприходовании товаров ярлыки должны идти строго в порядке очерёдности
номеров.

Введение такого порядка контроля за своевременностью и полнотой
оприходования товарно-материальных ценностей полностью себя оправдывает,
поскольку исключается возможность взаимодействия недостач товаров путём
неоприходования ценностей до инвентаризации, отпадает необходимость в
выписке многочисленных доверенностей[7].

Известно, что инвентаризация товарно-материальных ценностей сопряжена
с трудоёмкой работой по подсчёту, взвешиванию, обмеру, а затем по записи
результатов. Для совершенствования и обеспечения этой работы необходимо
механизировать и автоматизировать процесс снятия фактических остатков.

Например, для этого можно применять диктофон. Инвентаризатор диктует
код товара, количество цену за единицу. Лента прослушивается, оператор
набирает услышанные цифры, компьютер автоматически производит вычисления,
фиксирует стоимость и подводит итоги по кодам, группам. Полученная
информация печатается на бумажной ленте. При снятии фактических остатков
можно широко применять перфокарты. Внесение записей на перфокарты не
отличается от ручного способа, потому что информация записывается от руки
на самой перфокарте, которая потом пробивается поиней, автоматически
умножается на цену и общий результат печатается на табуляторе. Этим
достигается наибольшая экономия труда и значительно сокращаются сроки
проведения инвентаризации. Осуществление мер по совершенствованию
действующего порядка организации бухгалтерского учёта использование машин
при проведении инвентаризаций – всё это будет способствовать решению задач
по обеспечению сохранности собственности предприятий.

При наличии в организации распределительных складов и ведении
натурально-стоимостного учёта целесообразно использовать дуаль-карту,
представляющую собой технический носитель информации. Дуаль-карта
фактических остатков товарно-материальных ценностей заготавливается
заранее, следующим образом: из массива перфокарт учётных остатков на них
наносятся с помощью перфоратора и расшифровочной машины постоянные
реквизиты, к которым относятся: код магазина, бригады, наименования и код
ценностей, единица измерения, цена. Затем они передаются членами
инвентаризационной комиссии, которые с помощью графических отметок
фиксируют в них фактические данные о наличии товарно-материальных
ценностей, ставят дату проверки и подписывают. После проверки дуаль-карты
передаются на перфорацию для пробивки недостающих реквизитов, для счётной
обработки на вычислительном перфораторе, ввода в ЭВМ и автоматизированного
составления инвентаризационной или сличительной ведомостей.

В процессе инвентаризации на ЭВМ составляют инвентаризационную опись.

В которых таксировка или выведение на печать промежуточных итогов по
каждой странице производится автоматически, описи составляются с
одновременным получением машинного носителя. По окончании инвентаризации
опись фактических остатков товаров и тары, проверенную и оформленную в
установленном порядке, сдают в бухгалтерию. В результате машинной
обработки, предусматривающей контроль цен, проверку таксировки и подсчёта
итогов сопоставление учётных и фактических остатков, выдаётся сличительная
ведомость.

Если выявлена недостача товаров, то машинным путём исчисляется их
естественная убыль по нормам, заложенным в справочник, после чего выводится
окончательный результат инвентаризации.

Следовательно, учёт товарных потерь информационно увязан с решением
задачи инвентаризации товарно-материальных ценностей. Результаты
инвентаризации отражают в бухгалтерском учёте. Поэтому при машинной
обработке необходимо учесть многообразие отражения в бухгалтерском учёте
результатов инвентаризации.

В магазинах в качестве первичных документов часто используют
инвентаризационные товарные ярлыки. В процессе инвентаризации товарные
ярлыки комплектуют по товарным группам в пачке по 30 штук, что
соответствует заполнению одной странице инвентаризационной описи на машине.

Иногда на практике результаты, полученные при взвешивании товаров

Новинки рефератов ::

Реферат: Учет производственных запасов (Аудит)


Реферат: Сталинградская битва (История)


Реферат: Сравнение экономики Польши и Болгарии (Международные отношения)


Реферат: Эти странные немцы (Иностранные языки)


Реферат: Великобритания 1945-1998 гг. (История)


Реферат: Развитие чувств младших школьников средствами фольклора (Педагогика)


Реферат: Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие (История)


Реферат: Понятие субъекта федерации Российской Федерации (Государство и право)


Реферат: Теории обучения в высшей школе (Педагогика)


Реферат: Освобождение от ответственности во внешнеэкономическом договоре (форс-мажор) (Международное частное право)


Реферат: Концепция бизнес-плана (Менеджмент)


Реферат: English Themes - Theatre (Иностранные языки)


Реферат: Искусство и культура в древности (История)


Реферат: Возможен ли искусственный интеллект (Программирование)


Реферат: Геометрия чисел (Математика)


Реферат: Introducere (Иностранные языки)


Реферат: Роль углеводов в жизнедеятельности человека (Биология)


Реферат: Половое воспитание детей (Педагогика)


Реферат: Аромотерапия (Биология)


Реферат: Объекты гражданских прав (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист