GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Волны Элиота. Теория этногинеза Льва Гумилева. (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Волны Элиота. Теория этногинеза Льва Гумилева. (Социология)


Волны Элиота. Теория этногинеза Льва Гумилева.
В 1938 -1939 годах автор (Лев Николаевич Гумилев - русский историк, географ
и этнолог, сын знаменитейших поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой),
будучи репрессированным и имея в тюрьме незанятое время, стал продумывать
исторические процессы разных государств и больших культурных целостностей.
Если мерить интенсивность исторических процессов кучностью событий, то
сначала наблюдается резкий взлет — около 300 лет, затем чередование
подъемов и депрессией — тоже лет 300, потом ослабление жизнедеятельности,
ведущее к успокоению и, наконец, медленный упадок, прерываемый новым
взлетом. Полный цикл составляет 1200-1500 лет. И сколько бы это наблюдение
ни проверялось — так было везде на длинных отрезках времени. И тут встает
вопрос: почему? На что это явление похоже? На движение шарика, который,
получив внезапный толчок, катится, сначала набирая скорость, а потом теряя
ее от сопротивления среды; на взболтанную жидкость, где волнение постепенно
стихает; на струну, после щипка колеблющуюся и останавливающуюся. И права
была китайская царевна из династии Чэн, плененная и выданная за тюркского
хана в VI веке, когда написала мудрые и трогательные стихи (перевод Льва
Гумилева):
Предшествуют слава и почесть беде,

Ведь мира законы — трава на воде.

Во времени блеск и величье умрут,

Сравняются, сгладившись, башня и пруд.

Пусть ныне богатство и роскошь у нас,

Недолог всегда безмятежности час.

Не век опьяняет нас чаша вина,

Звенит и смолкает на лютне струна...
История любого этноса укладывается в колыбель описанной схемы (толчок —
подъем — перегрев — упадок — затухание), а отдельные зигзаги учитывались
пропорционально их значению. Оказалось, что любая живая система, будь то
этнос или организм, развивается единообразно.

Фаза подъема

Фаза подъема — фаза интенсивного роста пассионарного напряжения в
этнической системе вследствие пассионарного толчка, приведшего к появлению
этой системы. Характеризуется энергичной экспансией вновь возникшего
этноса, резким ростом всех видов его активности, демографическим взрывом,
быстрым повышением числа подсистем этнической системы. В фазе подъема
формируются новая этническая доминанта и социальные институты. Для данной
фазы характерно пассеистическое ощущение времени, а также общественный
императив «Будь тем, кем ты должен быть». Эта формула отражает высокую
дисциплину во вновь возникшей системе, где жесткой регламентации
подвергается поведение членов коллектива, брачные отношения, использование
ландшафта. Однако благодаря формирующемуся в фазе подъема новому стереотипу
поведения все эти ограничения воспринимаются людьми не как тягостная обуза,
а как необходимое условие достойного образа жизни. фазе подъема. начинается
с инкубационного периода, сначала скрытого, а затем явного. Окружающие
этносы воспринимают фазу подъема как образование общности крайне активных
людей, отстаивающих непривычные идеалы и завоевывающих себе место под
солнцем, часто за счет соседей. После фазы подъема. наступает акматическая
фаза. Характерные примеры фазы подъема — рост численности и влияния
христианских общин в I — III вв. н.э., приведший к созданию Византийского
суперэтноса: Древний Рим периода первых царей и завоевания Италии (VIII —
VI вв. до н.э.); арабы-мусульмане периода создания Халифата и
распространения ислама (VI — VIII вв. н.э., включая инкубационный период);
монголы XI — XIII вв. н.э., чья агрессия распространилась почти на все
пространство Евразии; в России подъем связан с политикой Александра
Невского, победой на Куликовом поле, возвышением Москвы, созданием единого
Российского государства и его расширением (XIII — XV вв.).

Фаза акматическая

Фаза акматическая — фаза этногенеза, в которой пассионарное напряжение
достигает наивысших для данной системы уровней. Наступает после фазы
подъема. Этническая система в данной фазе характеризуется господством
пассионариев жертвенного типа, наивысшим числом подсистем (субэтносов),
предельной частотой событий этнической истории. Жертвенные пассионарии
встречаются и в фазе подъема, но в акматической фозе у них появляется новый
настрой — стремление к максимальному утверждению себя как личности, а не
только к победе своего этнического коллектива в целом. Это означает, что в
акматической фазе начинает меняться ощущение времени — появляются
актуалисты. Все это определяет общественный императив акматической фазы —
«Будь самим собой». Рост индивидуализма в сочетании с избытком
пассионарности часто приводит этнос в состояние, именуемое пассионарным
перегревом. При пассионарном перегреве избыточная энергия, которая в фазе
подъема тратилась на бурный рост и экспансию, начинает погашаться на
внутренние конфликты. Так, акматическая фаза. в Европейском суперэтносе
ознаменовалась войной гвельфов с гибеллинами и провалом политики крестовых
походов из-за распрей между вождями крестоносцев; в Византии (IV — VII вв.)
— внутренними раздорами на религиозной почве. Акматическая фаза в России —
«смутное время», у монголов — распад единого улуса, созданного Чингисханом;
в средневековом Китае акматическая фаза — эпоха Тан (658 — 907 гг. н.э.),
ознаменованная, восстанием Ань Лушаия (756 — 763 гг.), за время которого
население Китая сократилось втрое.

Фаза надлома

Фаза надлома — фаза резкого снижения пассионарного напряжения после
акматической фазы, сопровождающегося расколом этнического поля, ростом
числа субпассионариен, острыми конфликтами внутри этнической системы. Все
это приводит к существенному снижению резистентности системы в целом и
повышению вероятности ее распада и гибели в результате смещения
(негативного этнического контакта и действия антисистем), Так, тяжело
проходила фаза надлома в араб-мусульманском суперэтносе, где власть в 9 4 5
г. захватил Ахмед Буид — вождь этноса дейлемитов, возникли антисистемы
(карматы) и Арабский халифат распался. Кризисной фазой явился надлом и для
других известных нам суперэтносов: в Риме это период гражданских войн 100 —
30 гг. до н.э. и восстаний Спартака и Катилины; в Византии — иконоборчество
(типичный пример раскола единой ментальности) и антисистема павликиан (630
— 843 гг. н.э.). В Древнем Китае Фаза надлома. — эпоха семи «Воюющих
царств» (IV в. до н.э.), а в средневековом Китае аналогичная фаза наступила
после низвержения империи Тан (907 г. н.э.) с началом периода, известного
как время «пяти династий и десяти царств». В Западноевропейском суперэтносе
надлом связан прежде всего с Реформацией и Контрреформацией, расколовшими
Западный мир на две части — протестантскую и католическую. Рост числа
субпассионариев позволял кондотьерам создавать целые армии, что привело к
огромным жертвам среди населения. Так, Тридцатилетняя война унесла в
Германии до трех четвертей населения. Надлом продолжался до XVII в., когда
начался переход в инерционную фазу. В России надлом начался в XIX в. —
ярчайшим его проявлением стали кровавые катаклизмы начала XX в. (в
особенности гражданская война). Таким образом, можно констатировать, что
надлом — очень характерный этап в любом этногенезе, наступающий
приблизительно через 600 лет после его начала. Его можно рассматривать как
«возрастную болезнь» этнической системы.

Фаза инерционная

Фаза инерционная (фаза инерции) — фаза этногенеза, в которой после фазы
надлома наступает некоторое повышение и затем плавное снижение уровня
naccuoнарного напряжения. Характеризуется укреплением государственной
власти и социальных институтов, интенсивным накоплением материальных и
культурных ценностей, активным преобразованием вмещающего ландшафта.
Господствует общественный императив «Будь таким, как я», что означает
ориентацию на общепринятый эталон для подражания (часто это обобщенный
образ, отклонение от которого осуждается общественным мнением, — подобно
образу «джентльмена» в XVII — XIX веках в Англии; иногда же этот императив
выливается в обожествление правителя, преклонение перед которым — пусть
даже чисто внешнее — обязательное условие вхождения индивида в систему).
Переход к инерционной фазе обычно выглядит как успокоение и начало
созидательной деятельности после катаклизмов фазы надлома. Соответственно,
господствующим в инерционной фазе становится характерный тип «золотой
посредственности» — законопослушный, работоспособный человек. Это означает
доминирование в этносе людей гармоничных и с низкими степенями
пассаонарности. Однако в силу наличия мощного централизованного
руководства, усмиряющего внутренние конфликты, этнос в инерционной фазе
производит грандиозную работу, что бывает полезно для культуры, но
губительно для природы. Примеры инерционной фазы Рим эпохи принципата (от
Августа, установившего в империи очень характерный для инерционной фазы
порядок, до Коммода, при котором уже началось вползание в обскурацию}:
объединение Великой степи Тюркским каганатом (545 — 747 гг. н.э.); в Иране
инерционная фаза — это Сасанидская империя (224 — 499 гг. н.э.), в
средневековом Китае — империя Сун (960 — 1127 гг.). В Западной Европе
инерционная фаза. началась в XVII в, и продолжается по сей день. Она
ознаменовалась созданием сильных национальных государств, колониальной
экспансией, зарождением и торжеством капитализма, интенсивным развитием
техники, крайне сильным и губительным воздействием на природную среду.
Изменился психологический облик типичного жителя Запада: на смену рыцарям
акматической фазы, непримиримым борцам за обновление Церкви эпохи надлома
пришли расчетливые бизнесмены, исполнительные чиновники, трудолюбивые
обыватели. В эту же эпоху в Европе родилась «религия прогресса»,
постулирующая, что западная цивилизация есть осевая линия развития
человечества, которое неуклонно восходит от низшего к высшему. Подобные
мифические представления характерны и для других суперэтносов в инерционной
фазе так, и древнекитайская империя Хань, и императорский Рим считали свою
цивилизацию единственной и вечной, а все остальные народы — варварской
периферией. Это вполне объяснимо: культура и порядок в инерционной фазе
бывают столь совершенны, что кажутся современникам непреходящими — люди не
знают, что следом за «золотой осенью» наступают «сумерки» — фаза
обскурации.

Фаза обскурации

Фаза обскурации — фаза этногенеза, в которой пассионарное напряжение
убывает до уровня ниже гомеостатического «нулевого», за счет значительного
увеличения числа субпассионариев. Этнос существует за счет материальных
ценностей и навыков, накопленных в предыдущую инерционную фазу.
Расплодившиеся субпассиопарии делают невозможной любую конструктивную
деятельность, требуя только одного — удовлетворения своих ненасытных
потребностей. Начинает господствовать императив «Будь таким, как мы» — то
есть осуждается (а при возможности — уничтожается) любой человек,
сохранивший чувство долга, трудолюбие и совесть. Собственный императив
субпассионариев — «День, да мой», что отражает их полную неспособность к
прогнозу. В результате общественный организм начинает разлагаться:
фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия
теряет боеспособность, к власти приходят циничные авантюристы, играющие на
настроениях толпы. Наступает депопуляция, численность населения к концу
Фаза обскурации значительно сокращается; частично этот процесс тормозится
за счет притока представителей окраинных и чужих этносов, которые зачастую
начинают доминировать в общественной жизни. Этническая система утрачивает
резистентность и может стать легкой добычей более пассионарных соседей.
Фаза обскурации предшествует гибели этнической системы или ее переходу в
состояние этнического гомеостаза, причем гомеостаза может достичь лишь
незначительная здоровая часть этноса, сохранившаяся в «кровавом мраке»
эпохи обскурации. В Древнем Риме фаза обскурации началась в конце II в.
н.э. и закончилась гибелью Западной Римской империи; в Византии обскурация
охватила суперэтнос в период правления династии Ангелов и привела к падению
Константинополя в 1204 г. (и окончательной гибели в 1453 г.). В Китае фаза
обскурации воцарилась в XVII в., и он был захвачен маньчжурами
(маньчжурская династия правила в стране до Синьхайской революции 1911г.,
которая была проявлением уже нового этногенеза). Обскурация в Древнем Китае
связана с упадком империи Хань и взятием в 312 г. столицы Поднебесной
хуннами.

Фаза регенерации

Фаза регенерации — возможное восстановление этнической системы после фазы
обскурации за счет сохранившейся на окраинах ареала пассионарности. В
Византии таким временным восстановлением была Никейская империя, возникшая
уже после падения Константинополя в 1 204 г. Однако фаза регенерации — лишь
короткий всплеск активности накануне завершения процесса этногенеза. Она
переходит затем в мемориальную фазу. Действительно, в 1453г. турки-османы
окончательно уничтожили Византийское государство, а византийские греки
сохранялись в дальнейшем как небольшой реликт. Иногда под термином
«регенерация» понимается любое восстановление этнических структур после
внутренних катаклизмов и вторжений извне.



Фаза мемориальная

Фаза мемориальная — близкая к этническому гомеостазу фаза этногенеза,
знаменующая завершение этого процесса. В мемориальной фазе этническая
система уже утеряла пассионарность, но отдельные ее члены еще продолжают
сохранять культурную традицию прошлого. Память о героических деяниях
предков продолжает жить в виде фольклорных произведений, легенд. Так, в
долинах Горного Алтая живут потомки некогда могучих степных этносов
(древних тюрок, найманов). Ныне они утеряли активность, но богатый былинный
эпос говорит нам о былой славе этих народов. Понятие «мемориальная фаза»
применимо также к отдельным субэтносам, выпавшим из основного потока
этногенеза и изолировавшим себя с целью законсервировать свой образ жизни и
взгляд па мир. Таковы старообрядцы — субэтносизолят, сложившийся в XVII в.
Переход от мемориальной фазы к законченной форме этнического гомеостаза
имеет очень плавный характер и выглядит как постепенное забвение традиций
прошлого. Само понятие «прошлое» теряет свое наполнение, так как воцаряется
статическое ощущение времени.

Гумилев Л.Н. «Этносфера. История людей и история природы».



[pic]




Реферат на тему: Вопросы для социологического исследования
АНКЕТА

1) Вы эмоциональный человек?
Да-1.
Нет-3.
Наверное человек настроения-2.
2) Чувствуете ли вы ответственность за свои поступки?
Всё зависит от обстоятельств-2.
Каждый должен быть сознательным-1.
3) Родители считают вас самостоятельным человеком?
Иногда родители меня переоценивают-2.
Да-1.
Не знаю-3.
4) А вы как считаете?
Да-1.
Не знаю-2.
Иногда забота обо мне не помешает-3.
5) Когда вы хотите задать какой-либо вопрос родителям, можете сделать это

прямо?
Могу-1.
Потребуется благоприятная обстановка-2.
Нет-3.
6)Часто ли вы умалчиваете перед родителями из того, что вас тяготит?
Да, боюсь, что меня могут не понять-3.
Без утайки всё рассказываю-1.
Иногда считаю, что родители не всё должны знать-2.
7) Вы чаще делитесь с друзьями своими проблемами, чем со своими родителями?
Со своими друзьями мы понимаем лучше друг друга-3.
Иногда-2.
Свои проблемы предпочитаю обсуждать с родителями-1.
8) Считаете ли вы бестактностью, когда родители “влезают” в ваш разговор с
друзьями, входят в вашу комнату без стука?
Считаю это незначительным (не думаю об этом)-3.
Это выводит меня из себя-2.
У меня родители тактичные люди-1.
9) Бывает ли так, что, когда родители разговаривают с Вами, вы думаете о
чём-то
другом?
Бывает-3.
Слушаю внимательно-1.
Если “в облаках” то пытаюсь сосредоточить всё своё внимание-2.
10) Будете ли вы советоваться с родителями, даже если вы уверены в
правильности
своего решения?
Очень редко-2.
Это необходимо для полной уверенности-1.
Нет-3.
11) В споре с родителями вы самокритичны?
Обычно да-1.
Стараюсь-2.
Нет-3.
12) Когда вы знаете, что родители неправы, Вы доказываете свою правоту, или

уходите к себе с мыслями: “Родителей не выбирают”?
Отступаю и виню себя в легкомыслии-2.
Остаюсь при своём мнении-1.
Отстаиваю свою позицию если даже она грозит вылиться в скандал-3.
13) Вы считаете, что родители должны Вас обеспечивать материально до
совершенолетия, или до тех пор пока вы учитесь и не работаете?
Да, а потом я внесу свою лепту-2.
Мои личные доходы не помешают семье-1.
Не знаю-3.
14) Можете ли вы посмеяться вместе с родителями над ситуацией, где кто-либо
из
вас выглядял нелепо?
Да, чувство юмора присуще нашей семье-1.
Смотря какая ситуация-2.
Нет, это выглядит глупо-3.
15) У вас появился партнёр(ша), который, как вам кажется достоин Вас, а

родители так не считают, Вы послушаетесь родителей или будет
конфликт?
Попытаюсь доказать обратное-2.
Конечно:”за друга горой”-3.
Я пересмотрю и проанализирую качества своего партнёра-1.
16) Отношение родителей к вашим вредным привычкам (если они у вас есть)?
У меня их нет-0.
Они об этом не знают-3.
Знают, но естественно не поощряют-1.
Не акцентрируют на этом внимание-2.
17) После знакомства с другом противоположного пола, считаете ли вы нужным
рассказать о нём своим родителям или даже познакомить?
Нет, мне это не нужно-4.
Иногда это преждевременно-3.
Я рассказываю обо всём-1.
Считаю, что нужно удовлетворить их тайное любопытство-2.
18) Можете ли вы откровенно с родителямипоговорить о сексуальных
потребностях человека?
Эта тема между нами никогда не затрагивается-4.
Предпочитаю узнать больше на эту тему от родителей-1.
Нет, лучше прочитать специализированную литературу-2.
Только с близкими друзьями можно обсуждать такие интимные вопросы-3.
19) Будет ли у Вас ссора с родителями, если Вы считаете, что Вам
недостаточно
выделяют денежных средств?
Я не имею права требовать больше-1.
Иногда, когда совсем обижают своим денежным невниманием-2.
Если мне недостаточно, они обязаны удовлетворитьмои денежные
потребности-3.
20) Если Вы интересуетесь политикой, то предерживаетесь того же мнения, что
и
родители?
Меня политика вообще не интересует-4.
Наверное да, я хочу мыслить как они-3.
Нет у меня свои взгляды на политику-2.
21) Если у Вас политические лидеры противоположны в своих позициях с
лидерами Ваших родителей, может это обернуться скандалом в процессе
доказательства правоты?
Никогда, я считаю можно отстаивать своё мнение по этому вопросу без
конфликта-1.
Да, такое часто бывает-2.
22) Часто ли родители навязывают Вам своё мнение?
Не дают даже вздохнуть-3.
Не обращаю внимания-1.
Нет-2.
23) Вы считаете это правильным т.к. они мудрее, старше, опытнее?
Вот поэтому они должны быть лояльнее-1.
Не знаю-2.
Всё равно они не всегда правы-3.
24) Вы считаете, что родители должны давать своему ребёнку свободу выбора,
какой бы он не был?
Ограничения этой свободы должны существовать-1.
Да-3.
Не всегда есть уверенность в правильности выбора-2.
25) Как долго может продолжаться конфликт с родителями по любому поводу,
или продолжительность зависит от причины ссоры?
Если повод был серьёзный, тогда долго-2.
Нет, не долго независимо от причины-1.
Когда как-3.
26) Кто первый идёт на примерение?
Конечно же родители-2.
Иногда как-1.
Атмосфера мира сама налаживается-2.
27) Чаще всего по какой причине происходят споры?
Нет взаимопонимания-1.
Слишком много хотят знать-2.
Меня просто тритируют-3.
Любая другая причина-4.
28) Вы можете извиниться перед родителями, если знаете, что сгоряча
наговорили
непростительного или считаете “само собой всё пройдёт, они старше,
они
поймут”?
Не знаю-2.
Чувствую вину за собой, это естественно-1.
Нет, сами спровоцировали-3.







Новинки рефератов ::

Реферат: Буддизм и его распространение в мире (Религия)


Реферат: Использование сети Интернет в политике (Политология)


Реферат: Борьба дома Тайра за власть в Средневековой Японии (История)


Реферат: Возникновение театра в Древней Греции (Культурология)


Реферат: Русский музей- культурный центр XIX века (Культурология)


Реферат: Каучуки (Химия)


Реферат: ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (Педагогика)


Реферат: Основные элементы и функции государства (Политология)


Реферат: Безопасность Internet (Программирование)


Реферат: Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности (Психология)


Реферат: Билеты по аналитической геометрии (Математика)


Реферат: Комнатные растения целители (Сельское хозяйство)


Реферат: SCADA системы (Программирование)


Реферат: Экономико-географическая характеристика Японии (География)


Реферат: Глюкоза (Химия)


Реферат: Оле Кристенсен Ремер, подтверждение конечности скорости света (Физика)


Реферат: Мифология, архитектура, литература и искусство в Древнем Риме (История)


Реферат: Особенности телесно-ориентированной терапии (Психология)


Реферат: Органы внутренних дел Российской Федерации, правовые основы и основные направления деятельности (Право)


Реферат: Разделение властей в правовом государстве (Теория государства и права)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист