GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Конституция Российской Федерации (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конституция Российской Федерации (Государство и право)



Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации



Оренбургский Государственный Университет


Факультет заочный



Кафедра «Истории государства и права и конституционного права»



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По конституционному праву Российской Федерации


тема: «Конституция РФ»



Выполнил: Прищепо Ю.А.

курс 2 группа 98ЮР-2


Проверил:



1999 г.

Содержание



Понятие и сущность Конституции РФ
Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок
Структура Конституции РФ
Толкование Конституции РФ
Соотношение Конституции РФ и конституций республик

1. Понятие и сущность конституции РФ

Конституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное и
особое место в правовой системе современного демократического
государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого
она принимается;
2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, т. е.
та сфера общественных отношений, воз действие на которые она
распространяет;
4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая
сила, порядок принятия, внесения в нее по правок, специфические формы
охраны и др.
Рассмотрим эти особенности.
1. Конституция в современном значении этого понятия является
актом, который принимается народом или от имени народа.

Характерно, что возникновение в ХЧ11 веке самой идеи о
необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с этой
ее чертой.
Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить
права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено
только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей
нации, всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте
«Народного соглашения» Кромвеля в 1653 г. было предусмотрено условие
подписания его всем народом. Такое же требование выдвигалось затем и Ж.-
Ж. Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется
согласие всех граждан. Она должна быть результатом единогласного
решения, подписана всеми гражданами, а противники конституции
должны считаться иностранцами среди граждан.

Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей
в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства
стран мира начинаются словами: «Мы, народ ... принимаем (провозглашаем,
учреждаем и т. п.) настоящую конституцию».

В советских конституциях такая форма впервые была воспроизведена
в Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г. Так,
последняя записала: «Народ Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики принимает и провозглашает настоящую
Конституцию» (в последующих редакциях преамбулы эти слова были сняты).

Идею о причастности народа к принятию конституции не могли
игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. Тогда это
выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 г.,
проводившегося в течение 6 месяцев с широчайшим размахом и призванного
«освятить» Основной закон волей народа. Всенародному обсуждению
подвергалась и Конституция СССР 1977 г.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. наиболее последовательно, по
сравнению со всеми предшествующими, отражен рассматриваемый признак. В ее
преамбуле сказано: «мы, многонациональный народ Российской Федерации ...
принимаем Конституцию Российской Федерации». Причем, это первая во всей
российской истории Конституция, которая принята действительно народом
(а не от имени народа) путем всенародного голосования.

2. Особенность субъекта, принимающего конституцию обусловливает и
вторую существенную черту понятия конституции - ее учредительный характер.
Поскольку народ в демократическом государстве является носителем
суверенитета: единственным источником власти, именно он обладает таким
ее высшим проявлением, как учредительная власть. В содержание
последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством
ее учреждать те основы общественного и государственного устройства,
которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть
может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы
устройства общества и государства.
Вся история конституционного развития как нашей, так и зарубежных
стран служит этому подтверждением. Через конституции получали
легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую
роль, в частности, сыграли Конституция РСФСР 1918 г., Конституция
Российской Федерации 1993 г.
Именно на признании Конституции в качестве проявления учредительной
власти народа основываются особый порядок ее принятия, верховенство, ее
роль во всей правовой системе государства, непререкаемость для всех
учрежденных ею властей, в том числе и для законодательной.
В зарубежной науке конституционного права концепция, в соответствии
с которой проводится различие между учреди тельной властью и
учрежденной, представлена достаточно широко.
Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее
предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это
означает, что для установления положений конституции не существует
никаких правовых, юридических ограничений. Не может быть такой правовой
нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку ее
несоответствия какому-либо правовому акту данного государства. Так,
законы не могут противоречить конституции. Указы Президента не должны
противоречить конституции и федеральным законам, постановления
Правительства не могут противоречить конституции, федеральным законам,
указам Президента. У конституции нет такого юридического «потолка».
Разумеется, из этого не следует вывод о том, что содержание
конституционных установлений определяется произвольно, что в нее могут быть
включены любые нормы.
На процесс выработки конституции воздействует широкая система
факторов - экономических, политических, внешнеполитических,
международно-правовых, социальных, исторических, сила традиций,
преемственность конституционного развития страны и др.
3. Важной чертой, характеризующей понятие конституции, является
особый предмет конституционного регулирования, т. е. специфика того слоя
общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.
Сфера конституционного воздействия отличается всеохватывающим
характером, не присущим никакому другому правовому акту. Она затрагивает
все области жизни общества - политическую; экономическую, социальную,
духовную и др., регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные
основы общественных отношений.
4. Конституцию отличают и особые юридические свойства.
Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции. Это
означает, что не юридические свойства являются основой ее особого статуса в
правовой системе, а наоборот, последний предопределяет юридическую
специфику конституции.
Она выражается:
в верховенстве конституции;
в ее высшей юридической силе;
в ее роли как ядра правовой системы;
в особой охране конституции;
в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее
поправок.
Эти черты последовательно отражены в Конституции Российской Федерации
1993 г.
1. В ней впервые получил конституционное закрепление принцип
верховенства Конституции Российской Федерации. Ни в одной из прежних
конституций России такого положения не содержалось. Не закреплялось
оно и применительно к характеристике Конституции бывшего СССР.
Установление в ст. 4 ч. 2 Конституции принципа верховенства Конституции
Российской Федерации на всей территории России значимо в различных
аспектах. В этом прежде всего отражается утверждение в нашей
стране конституционного строя, стремление к созданию правового
государства. в признании верховенства конституции заложена идея,
не свойственная прежним советским конституциям, о подчинении
государства конституции, праву.
Верховенство конституции означает также, что с ее принципами,
нормами, заложенными в ней концепциями, должна сообразовываться
деятельность всех государственных, общественных структур, граждан
во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой
всего общественного развития.
В принципе верховенства Конституции Российской Феде рации
отражается и федеративный характер нашего государства.
Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории
России, в том числе и республик, которые также имеют свои
конституции. Именно на принципе верховенства Конституции Российской
Федерации основано положение о необходимости соответствия конституций
республик Конституции России.
Характерно, что ст. 15 Конституции Российской Федерации не включает
конституции республик в число правовых актов России, которые не
должны ей противоречить. Такой подход не означает возможности
несоответствия конституции республик Конституции Российской Федерации,
а лишь отражает иной уровень соотношения этих актов, особую
процедуру установления несоответствия и механизм его преодоления.
2. В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что
Конституция Российской Федерации имеют высшую юридическую силу
и прямое действие и применяется на всей территории России. Это
юридическое свойство Конституции имеет иное содержание по сравнению
с принципом ее верховенства.
Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные
правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны
противоречить Конституции России, и что органы государственной власти,
органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их
объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Таким образом, высшая юридическая сила конституции выражает ее
место в иерархии правовых актов, действующих в Российской Федерации.
3. Конституция является ядром правовой системы России. Ее
принципы и положения играют направляющую роль для всей системы
текущего законодательства.
Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества -
устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их
наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
В самой Конституции названы многие федеральные конституционные
законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в
соответствии с Конституцией. Принятие новой конституции вызывает обычно
значительное изменение и обновление текущего законодательства.
4. К юридическим свойствам Конституции относится ее особая
охрана.
В этом задействована вся система органов государственной власти,
осуществляющих эту охрану в различных формах.
Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент России является гарантом
Конституции. В его присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию
Российской Федерации.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае
противоречия их Конституции.
Важную роль в охране Конституции играет Конституционный Суд. Он
рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации
законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной
власти, так и ее субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные
неконституционными, утрачивает силу, а не соответствующий Конституции
Российской Федерации международный договор не подлежит введению в
действие и применению.
5. Конституцию отличает и особый, усложненный порядок ее
пересмотра и внесения поправок, который применительно к Конституции
Российской Федерации будет изложен ниже.
Рассмотрев основные элементы понятия конституции, можно сделать
общий вывод:
Конституция представляет собой единый, обладающий особыми
юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ
учреждает основные принципы устройства общества и государства,
определяет субъекта государственной власти, механизм ее
осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского
общества, человека и гражданина.
Этим признакам общего понятия конституции отвечает и действующая
Конституция Российской Федерации.
Как и всякое другое, данное определение отражает типичные, сущностные
признаки конституции, которые не всегда свойственны отдельным ее видам.
Так, например, не только в прошлом, но и в настоящее время имеются
так называемые октроированные конституции, т. е. дарованные народу
королем, монархом, а не провозглашаемые от имени народа.
Различают также и такие виды конституций, как гибкие и жесткие в
зависимости от установленного в них порядка их изменения. Конституции,
которые могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются
обычные законы, называются гибкими.
Те конституции, для изменения которых устанавливается сложная
процедура, именуются жесткими.
Конституции, как правило, представляют собой единый писаный акт.
Однако роль конституции государства может выполнять, как, например, в
Англии, система правовых актов, а также обычаев и судебных прецедентов. В
связи с этим различают писаные и неписаные конституции.
Конституции могут реально отражать действительность, адекватно
реализоваться в системе общественных отношений. В таком случае они
являются реальными.
Нередко положения конституции представляют собой лишь декларативные
установления, принципы и нормы которых не находят отражения в
жизни. Такие конституции именуются фиктивными. В значительной мере
таковыми являлись бывшие советские конституции, особенно в тех
положениях, которые утверждали народовластие, полновластие Советов,
демократические основы строя и статуса личности.
Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют
ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции
связано с познанием ее глубокой природы, той субстанции, которая в ней
заложена, с решением вопроса о том, чью волю она выражает.
В этом плане сущность конституции, как и любого явления, во многом
проясняется тем, как, когда и для чего она возникла, какие социальные
потребности вызвали ее к жизни. По общепризнанному мнению, появление
конституции в современном ее понимании относится к XVIII веку. Оно
связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом
феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического
строя.
Требовалась правовая форма защиты и охраны новых
экономических структур. Как отмечалось выше, такую роль мог выполнить
только правовой акт, в общей форме определяющий все основы устройства
государства и общества, объективно поставленный выше власти короля,
феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации.
Такие потребности вызвали к жизни теоретические концепции о народе
как единственном носителе верховной власти, его суверенитете, о
юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять
основы устройства общества. На базе этих теорий и происходило
первоначальное возникновение конституции.
Идея создания писаной конституции впервые возникла в Англии,
которую Маркс метко охарактеризовал как «демиурга буржуазного космоса».
Однако данная идея не была воплощена в жизнь, и эта страна до сих пор
не имеет писаной конституции как единого акта.
Практически первыми конституциями считаются Конституция США 1787
г., а также принятые в 1791 г. Конституции Франции и Польши.
Происхождение самого термина «конституция» (что означает учреждаю,
устанавливаю) точно научно не установлено. Высказывается мнение, что
он воспринят от технического оборота, которым начинались акты римских
императоров.
Наряду с термином «конституция» применялось на первоначальных
этапах ее становления и наименование «Основной Закон».
Бывшие советские конституции воспроизводили оба эти термина и
имели следующие наименования «Конституция (Основной Закон) РСФСР» 1918
г., «Основной Закон (Конституция) СССР» 1924 г., «Конституция (Основной
Закон)» 1936 г., 1977 г.
Впервые устранила двойственность обозначения действующая Конституция
Российской Федерации 1993 г., сняв даваемые в скобках слова «.Основной
Закон», как ставшие излишними с учетом длительного периода наличия
конституции в стране.
По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные
теории придерживаются неодинаковых выводов.
Одним из распространенных представлений является трактовка
сущности конституции как общественного договора. По ней предполагается,
что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о
том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно
живет. По этим концепциям конституция - выражение суверенитета народа,
проявление его единой воли.
Теологические теории видят сущность конституции в воплощении
божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни,
считают, что в конституции воплощаются идеи высшей справедливости, разума.
Некоторые школы естественного права считают, что сущность
конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта,
постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие
конституции обладают по этой концепции необходимой прочностью,
устойчивостью, в отличие от «революционных» конституций, составляющихся
в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования
чужого опыта.
Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и
связывающие ее сущность с государственной Волей. Конституция при этом
рассматривается как самоограничение государственной власти:
поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не
допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и
закрепляет пределы этого ограничения в конституции.
Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой
советской государственно-правовой науки, усматривала сущность
конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего
народа, а волю господствующего класса, т. е. что конституция является
классовой по своей сущности.
Такое представление о сущности конституции доказало свою
историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала
правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения
людей, неограниченного нарушения прав человека и гражданина, полное
огосударствление общества.
Во всех советских конституциях была заложена именно такая классовая
сущность, отражаемая в каждой из них в большей или меньшей степени
открытой и обнаженной форме.
Действующая Конституция Российской Федерации не восприняла
постулата о классовой сущности конституции.
В ее сущности заложены другие начала - не классовые, а
общедемократические.
Она по своему источнику предстает как народная конституция,
поскольку принята народом на референдуме, а не как установленная
государством.
Неприменима к Конституции Российской Федерации 1993 г. и ее
трактовка как общественного договора. Суть последнего заключалась в
поголовном, едином, всеобщем согласии всех для принятия конституции, а
несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать себя
иностранцами. Такое представление о сущности конституции нежизненно.
Сущность конституции, заключающаяся в утверждении
общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве
в качестве его полноправных граждан всем членам общества, как
согласным, так и несогласным с ней. Всем предоставляется право в
легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается
идеологическое и политическое многообразие.
Общедемократическая сущность конституции предполагает ее принятие
при участии большинства избирателей и поддержке ее большей частью числа
последних.
Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства.
Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права
меньшинства.
Таким образом, действующая Конституция Российской Федерации
по своей сущности как конституция демократического правового
государства является выражением воли многонационального
народа Российской Федерации, выраженной путем всенародного
голосования, воли, направленной на учреждение таких основ жизни
государства и общества, которые воплощают общедемократические
принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и
свобод.


2. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия
конституционных поправок.


В силу своей природы конституции присуще качество стабильности.
Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными
переменами в жизни общества. Отдельные изменения в ней также должны
требовать серьезного обоснования.
Поэтому в большинстве стран мира установлен усложненный порядок
изменения конституции.
Прежние советские конституции закрепляли достаточно простой порядок
их изменения, устанавливая для этого лишь квалифицированное большинство
депутатов высшего представительного органа.
Предшествовавшая российская Конституция устанавливала, что для
принятия ее изменений и дополнений требовалось согласие не менее 2/3 от
общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации.
Только при изменении и дополнении статей Конституции, касающихся
федеративного устройства, требовалось согласование с субъектами
федерации в лице их Советов народных депутатов. Порядок принятия
новой конституции не устанавливался, и Конституция ограничивалась
нормой о том, что это относится к исключительной компетенции Съезда
народных депутатов Российской Федерации.
Такой упрощенный порядок изменения, в совокупности с другими
политическими факторами, нарушал стабильность Конституции и привел
к тому, что в прежнюю Конституцию российской Федерации было внесено за
короткий период около 350 поправок.
Учтя предшествующий опыт, нормативные установления конституций
зарубежных демократических государств, и пытаясь укрепить стабильность
конституции, являющуюся ее неотъемлемым свойством, действующая
Конституция внесла в этот процесс существенные изменения.
Прежде всего, Конституция применяет иную терминологию -
вводятся понятия «пересмотр» Конституции и «поправки». Посвященная
этому гл. 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр
Конституции».
Конституция, в отличие от предшествующих, право принятия
Конституции не относит к компетенции какого-либо органа
государственной власти. Она лишь устанавливает, что принятие
Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной
компетенции Российской Федерации (ст. 71).
Тем самым, Конституция свидетельствует о том, что она восприняла
концепцию установления конституции особой учредительной властью, а не
учрежденной, не обычной законодательной властью. Принятие новой
Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое
только и может принять ее 2/3 голосов от общего числа его членов или
внести на всенародное голосование. В случае референдума Конституция
считается принятой, если за нее проголосовало более половины
избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что в нем
приняло участие более половины избирателей.
Порядок образования Конституционного Собрания будет определен в
соответствии с Конституцией федеральным конституционным законом.
Конституция в ст. 134 ввела новую норму, определяющую перечень
субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции
или внесения в нее поправок. По прежней Конституции этот вопрос
не регламентировался, и на практике это приводило к тому, что голосом
одного депутата без какой-либо предшествующей подготовительной процедуры
запускался механизм голосования об изменении того или иного положения
Конституции.
Теперь предложение о поправках и пересмотре положений Конституции
могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации,
Государственная Дума, Правительство, представительные (законодательные)
органы субъектов Российской Федерации, а также группы численностью не
менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
На повышение стабильности Конституции направлено и то, что ее главы,
выражающие концептуальную сущность Конституции, не могут быть
пересмотрены Федеральным Собранием. Это относится к главам 1, 2 и 9:
«Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина»,
«Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
Предложение о пересмотре статей этих глав требует очень значительной
поддержи членов и депутатов обеих палат. Их число должно составлять
3/5 голосов от общего числа в каждой из палат. Но и при такой ситуации,
как отмечалось выше, поправки в эти главы не допускаются. Созываемое
в таком случае Конституционное Собрание либо подтверждает незыблемость
данной Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции.
Поправки в соответствии с Конституцией допускаются только к
главам 3-8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия
федерального конституционного закона, т. е. требуют одобрения не менее 3/4
от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов
Государственной Думы.
Кроме этого, Конституция закрепляет в качестве необходимого
условия вступления поправок в силу их одобрение органами
законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации.
Положение Конституции о ее изменениях относятся только к нормам ст.
65 Конституции, характеризующей состав субъектов Российской Федерации,
их наименования. На основании федерального конституционного закона о
принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового
субъекта, об изменении конституционного статуса субъектов вносятся
изменения в ст. 65.
При изменении наименования субъектов федерации, что относится к
их собственной компетенции, новое наименование подлежит включению
в ст. 65 Конституции без особых процедур.

3. Структура Конституции Российской Федерации

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок,
посредством которого устанавливается определенная система группировки
однородных конституционных норм в разделы, главы и
последовательность их расположения.

В основе обобщения конституционных норм в определенные общие
комплексы (разделы, главы) лежит единство предмета регулирования,
т. е. их связанность единством общественных отношений, на которые эти
нормы воздействуют.
В основе определения последовательности расположения в Конституции
этих комплексов норм лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи
этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм
друг от друга. В определенном аспекте в них проявляются
определенные концепции, заложенные в конституции.
Поэтому осмысление структуры Конституции, как и любого другого правового
акта, очень важно для понимания этих концепций, связей отдельных
институтов, уяснения отраженных в ней начал, характеризующих
производность одного институт от другого. Учет структуры конституции
является непременным элементом квалифицированной
правоприменительной деятельности.

Структура Конституции Российской Федерации на разных этапах ее
развития не была постоянной. В ней отражались особенности
господствующей идеологии, лежащей в основе конституции, зрелость той
или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к
правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

Значительное влияние на структуру Конституции России оказал факт
пребывания РСФСР в составе бывшего СССР в составе союзной республики,
поскольку преэумировалось, что структура республиканских конституций
должна почти полностью воспроизводить принятую в союзной. Такая
установка особенно ярко выражена в Конституции РСФСР 1937 и в Конституции
РСФСР 1978 г., совпадавших по своей структуре с соответствующими
Конституциями СССР.
Для первых советских Конституций России было характерно несовершенство их
структуры с юридической точки зрения. Группировка норм, особенно в
разделах «Общие положения Конституции» не была в должной мере
систематизирована и логически объяснима. Их отличало сначала отсутствие
особого раздела о правах граждан, затем его включение в Конституцию 1937
г. в качестве одной из последних глав (гл. 11).
Только в Конституции 1978 г. раздел о правах и обязанностях граждан был
поставлен на второе место.
При разработке проекта Конституции Российской Федерации 1993 г.
предполагалось начать Конституцию именно с раздела о правах и свободах
человека и гражданина. В отдельных зарубежных странах именно такой
раздел или глава открывают конституцию. В числе проектов Конституции
Российской Федерации, составленных в инициативном порядке отдельными
учеными и юристами, также предлагался подобный вариант.

Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать
логичным, так как начинать Конституцию с закрепления прав человека без
определения общих основ устройства того общества, членом которого
человек является и на которые его права и свободы опираются, было бы
беспредметным. Однако Конституция ни в какой мере не отодвинула проблему
прав и свобод человека и гражданина, уже во второй статье закрепив их
признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ
конституционного строя России,
По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух
разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти
глав:
1. Основы конституционного строя.
2. Права и свободы человека и гражданина.
3. Федеративное устройство.
4. Президент.
5. Федеральное собрание.
6. Правительство Российской Федерации.
7. Судебная власть.
8. Местное самоуправление.
9. Конституционные поправки и пересмотр конституции.
Второй радел носит название «Заключительные и переходные положения».

Указанная структура Конституции России существенно отличается от
имеющейся в предшествующей, даже в самой поздней ее редакции. В
последней выделялись преамбула, одиннадцать разделов (и дополнительно еще
шесть) и в качестве приложения включался Федеративный Договор.
В структуре новой Конституции России четко прослеживаются те
концептуальные идеи, на которых она основана.
Это проявляется в следующих изменениях структуры:
1. В изменении названия первого раздела. Введение нового понятия
«Основы конституционного строя» не простая за мена терминов
«общественный» на «конституционный», а отражение качественного
изменения характеристики строя.
2. В связи с отказом от формы правления в виде советской республики,
переходом на парламентскую систему снят раз дел четвертый «Советы
народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания».
3. Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной
власти. В этом отражается новый статус Президента, присущий ему как
главе государства.
4. Последовательное и четкое отражение в структуре Конституции
принципа разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном
Собрании, Правительстве, Судебной власти (в прежней конституции
глава именовалась «Правосудие, прокурорский надзор», что не определяло
суд как орган государственной власти).
5. Концепция обновления федеративного устройства, новый статус
субъектов Российской Федерации, иные принципы разграничения полномочий
получили отражение в структур Конституции путем устранения таких
разделов, которые выделялись в прежней Конституции и были посвящены
высшим органам государственной власти и управления республики в составе
России, органам государственной власти и управления края, области,
автономной области, автономного округа и города федерального значения в
составе России.
6. Снят раздел о государственном плане экономического и социального
развития России, который и в прежней Конституции уже являлся
неоправданным.
7. В прежней Конституции- права и свободы человека и гражданина были
включены в раздел «Государство и личность». В новой Конституции
глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что
показывает самоценность личности как таковой без увязки ее статуса
непосредственно с государством.
Конституция Российской Федерации 1993 г. не включила в свой текст
Федеративного Договора, поскольку его положения нашли отражение в
Конституции.
В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от прежней стала
более компактной, более четкой и юридически строгой по логике своего
строения и научной обоснованности последовательности глав.
Раздел II Конституции «Заключительные переходные положения» в истории
российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран
наличие такого раздела явление нередкое.
В этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по
вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие,
фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение
Конституции и федеративного Договора, порядок применения законов и
иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей
Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее
образованные органы.
4. Толкование Конституции Российской Федерации

Конституция России 1993 г. в отличие от предшествующих ввела
институт толкования Конституции. Здесь речь идет об официальном
толковании, имеющем юридическую силу и обязательном для всех
правоприменяющих субъектов.
В прежней Конституции России содержалось лишь положение о
толковании законов, что было отнесено к компетенции Верховного Совета
Российской Федерации.
Однако в практике применялось толкование некоторых норм
Конституции, при этом руководствовались презумпцией, что толковать
конституцию может только орган, к компетенции которого относится ее
принятие. Таким органом прежде был съезд народных депутатов. Он и
осуществлял толкование. Им 5ыло принято два постановления по этим
вопросам: о толковании понятия «общее число депутатов» и ст. 183
Конституции. В первом случае толкование понятия «общее число» депутатов
было вызвано тем, что существовала неясность как трактовать это
понятие. Общее число народных депутатов по Конституции составляло 1068
депутатов. Фактически же было избрано меньше (в частности, не
участвовала в выборах Чеченская республика). В условиях достаточно
высокой степени противоборства различных фракций, при которых
решения зачастую принимали с перевесом в несколько голосов, неясность
понятия «общее число» вызывала затруднение. Съезд постановил толковать
понятие «общее число» как «общее число избранных депутатов».
Цель толкования заключается в том, чтобы юридически точно
определить, как понимать норму Конституции, допустимо ли ее
расширительное применение.
Действующая Конституция России закрепила функцию толкования
Конституции за Конституционным Судом (ст. 125 ч. 5). Это обусловлено тем,
что Конституция была принята путем референдума, непосредственно
народом и поэтому ее толкование может осуществляться особым образом
- путем квалифицированной юридической экспертизы текста норм тем
органом, который осуществляет судебную власть путем конституционного
судопроизводства.
Конституция четко определила, по чьей инициативе Конституционный
Суд может давать толкование конституции. К органам, полномочным
обращаться с запросами в Конституционный Суд по этим вопросам,
являются Президент Российской Федерации, Совет Федерации,
Государственная Дума, Правительство, органы законодательной власти
субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд уже рассматривал дела о толковании положений
Конституции Российской Федерации 1993 г. По запросам палат
Федерального Собрания он рассмотрел дела о толковании содержащегося в
Конституции России понятия «общее число депутатов» и части 4 статьи 105 и
статьи 106 Конституции Российской Федерации.
По первому делу Конституционный Суд постановил трактовать понятие
«общее число» депутатов Государственной Думы как конституционно
определенный е состав в 450 депутатов.
По второму делу - постановление Конституционного Суда определило,
что предусмотренный в ст. 105 14-дневный срок одобрения Советом
Федерации Закона, применительно к Законам, указанным в ст. 106
Конституции, должен пониматься как предельный срок начала рассмотрения
Закона.


5. Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик


В Российской Федерации каждая из 21 республик, являющихся субъектами
Федерации, имеет свою конституцию. Это напрямую вытекает из статуса
республики как государства, обязательным атрибутом которого является
наличие высшего на своем уровне основного закона - конституции.
Конституция Российской Федерации в ст. 5 фиксирует наличие своей
конституции в республике.
Положение республики как субъекта федерации, принцип верховенства
Конституции Российской Федерации на всей ее территории, обусловливают
определенный характер соотношения между федеральной и республиканскими
конституциями.
Взаимосвязь конституций выражена конституционной формулой о соответствии
конституций республик Конституции Российской Федерации. Причем,
обеспечение такого соответствия отнесено к совместной компетенции
Российской Феде рации и республик (ст. 72 Конституции).
Понятие «соответствие» применительно к конституциям республик имеет
конкретное правовое содержание, вытекающее из норм федеральной
Конституции. Исходя из этого, факт несоответствия конституций республик
Конституции Российской Федерации подлежит установлению правовым
путем, требует обоснования соответствующими конституционными нормами.

Поэтому разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации
и конституций республик по запросам уполномоченных на это органов
возложено на Конституционный Суд. Положения конституции республики,
признанные Конституционным Судом несоответствующими Конституции
Российской Федерации утрачивают силу, что влечет за собой обязанность
республики устранить эти положения из своей конституции.
Необходимость соответствия конституций республик федеральной
Конституции России и уровень этого соответствия определяются
объективными факторами. Оно устанавливается только в той мере, в какой
это необходимо в целях создания условий для функционирования
Российской Федерации как целостного единого государства, обеспечения
гарантий единого экономического пространства, единых основ статуса
личности, прямого действия Конституции Российской Федерации и
федеральных законов на всей ее территории, претворения в жизнь основ
конституционного строя России.
Вне рамок этих целей за республиками обеспечивается широкая
самостоятельность в определении содержания своих конституционных
установлений.
Одной из важных форм обеспечения соответствия конституций республик
Конституции Российской Федерации является совместное решение ряда
вопросов конституционного устройства республик федеральными и
республиканскими органами.

Так, статус республики, закрепляемый в ее конституции, определяется
Конституцией Российской Федерации и конституцией республики. Статус
последней, как и любого иного субъекта федерации, может быть изменен
по взаимному согласию федерации и республики в соответствии с федеральным
конституционным законом.
Федеральная Конституция определяет формы и нормы представительства
республик в федеральных органах государственной власти.

Установление в конституциях республик системы органов
государственной власти осуществляется ими самостоятельно, но в
соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и
общими принципами их организации, установленными Федеральным Законом
(пункт «н» ст. 72). Эта норма относится и к органам местного
самоуправления.
Действующая Конституция значительно расширила пределы учредительной
власти республик в области своего конституционного регулирования. Они
самостоятельно решают в пределах общих принципов вопросы о системе
своих органов государственной власти - представительных и
исполнительных, их наименованиях, структуре, компетенции, о
целесообразности наличия института Президента, правовом статусе
последнего, определяют систему органов местного самоуправления,
конкретные взаимоотношения всех ее властных структур.
Республики решают конституционные вопросы о государственном языке, о
своих символах, административно-территориальном устройстве, порядке
принятия и изменения конституций, о целесообразности образования
Конституционного Суда и др.
Все это свидетельствует о том, что Конституция Российской Федерации
исходит из необходимости расширения прав ее субъектов, что является
стержневым направлением осуществляемого в стране реформирования
федерации на новых началах.

Однако на практике в обеспечении соответствия конституций республик
Конституции Российской Федерации еще много серьезных проблем. Некоторые
положения конституций республик в настоящем их виде противоречат
Конституции России. Причиной этого явилось то, что конституционное
законодательство в республиках опережало конституционное
строительство в самой федерации. Имел значение и длительный перерыв в
работе Конституционного Суда Российской Федерации, отсутствие
механизма приведения этих положений конституции республик в
соответствие с Конституцией России.

Играют свою роль и наблюдающиеся в некоторых республиках тенденции
чрезмерной суверенизации, а подчас и сепаратистские устремления.




Реферат на тему: Конституция СССР 1924 года

Волжский университет им. В.Н. Татищева
Юридический факультет



Курсовая работа

по «Истории отечественного государства и права»
студента 1-го курса группы ЮЗС-101
Короткова Станислава Юрьевича



Тема: «Конституция СССР 1924 г.»
Научный руководитель: Арелович Андрей Юрьевич



Тольятти 2004

Содержание.

Введение.
1. Причины образования СССР
2. Предпосылки образования СССР
3. Образование СССР.
4. Разработка Конституции СССР.
5. Второй съезд Советов СССР
6. Содержание Конституции СССР 1924 г.
7. Союзные органы власти и управления.
8. Статус союзных республик.
9. Национально-государственное размежевание.
Заключение.
Список использованной литературы.



Введение.

Конституция (от лат. – constitutie – установление) – основной закон
или совокупность наиболее важных законов государства. В демократическом
правовом государстве конституция обладает высшей юридической силой,
определяет политическую систему и государственный строй, форму правления,
принципы деятельности органов государственной власти, порядок их
организации и компетенцию; основные принципы правосудия, избирательной
системы, основные права, свободы и обязанности граждан. В Советской России
были приняты конституции в 1918, 1925, 1937, 1978 гг. В СССР – в 1924,
1936, 1977 гг. В Российской Федерации в 1993 году.
30 декабря 1922 было образовано государство – Союз Советских
Социалистических Республик (СССР). 31 января 1924 II Всероссийский съезд
Советов принял первую Конституцию СССР. Она провозглашала объединение
трудящихся всех стран в мировую социалистическую советскую Республику. Все
основные государственные правовые функции высшей власти (оборона, финансы,
внешние дела, промышленность, транспорт, связь и т.д.) передавались в
ведение Центра (в Москву), союзным республикам оставались второстепенные,
декоративно-представительские функции. 11 мая 1925 была принята Конституция
РСФСР, закреплявшая разделение функций и полномочий между СССР и РСФСР в
соответствии с требованиями Конституции СССР.



1. Причины образования СССР

Образование СССР определялось следующими причинами:
необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного
восстановления, разрушенного войнами, народного хозяйства и осуществления
нэпа;
объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы
успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и
дипломатические.
Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в
республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась
общественная собственность на средства производства. [1]



2. Предпосылки образования СССР

На территории, где к 1922 г. была установлена власть Советов,
этнический состав, несмотря на изменение границ, оставался очень пестрым.
Здесь проживало 185 наций и народностей (по переписи населения 1926 г.).
Правда, многие из них представляли либо "рассеянные" национальные общности,
либо недостаточно определившиеся этнические образования, либо специфические
ответвления других этносов. Для объединения этих народов в единое
государство, бесспорно, существовали объективные предпосылки, имеющие
глубокие исторические, экономические, политические и культурные основания.
Образование СССР не было только навязанным сверху актом большевистского
руководства. Это одновременно был процесс объединения, поддерживаемый
"снизу".
С момента вхождения различных народов в Россию и присоединения к ней
новых территорий, что бы ни говорили сегодня представители национальных
движений, их объективно начинала связывать общность исторических судеб,
происходили миграции, перемешивание населения, складывалась единая
хозяйственная система страны, основанная на разделении труда между
территориями, создавалась общая транспортная сеть, почтово-телеграфная
служба, формировался общероссийский рынок, налаживались культурные,
языковые и другие контакты. Были факторы и препятствующие объединению:
русификаторская политика старого режима, ограничение и стеснение прав
отдельных национальностей. Соотношение центростремительных и центробежных
тенденций, которые сегодня с новой силой борются на территории бывшего
СССР, определяется совокупностью многих обстоятельств: длительностью
совместного "проживания" различных народов, наличием компактно заселенной
территории, численностью наций, прочностью "сцепления" их связей, наличием
или отсутствием в прошлом своей государственности, традициями, своеобразием
уклада, национальным духом и т. д. В то же время вряд ли можно провести
аналогию между Россией и существовавшими в прошлом колониальными империями
и называть первую вслед за большевиками "тюрьмой народов". Отличия,
характерные для России, бросаются в глаза — это целостность территории,
полиэтнический характер ее заселения, мирная по преимуществу народная
колонизация, отсутствие геноцида по отношению к другим нациям, историческое
родство и сходство судьбы отдельных народов. Образование СССР имело и свою
политическую подоплеку — необходимость совместного выживания созданных
политических режимов перед лицом враждебного внешнего окружения. [2]



3. Образование СССР.

30 декабря 1922 г. в Москве открылся исторический I съезд Советов
Союза СССР, состоявший из представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и
Закавказья. Почетным председателем съезда был единодушно избран В.И. Ленин,
который по болезни не мог присутствовать на нем. Съезд утвердил в основном
Декларацию и Договор об образовании СССР, предварительно подписанные
конференцией полномочных делегаций объединяющихся республик.
Декларация провозглашала образование СССР, характеризовала
исторические условия, в которых происходило это событие, определяла
основные принципы объединения республик. Договор закреплял объединение
РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определял систему
высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношения
высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений
органов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства, бюджетных
отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза.
В Договоре предусматривались широкие права Союза Советских
Социалистических Республик. К компетенции Союза были отнесены международные
отношения, в том числе и внешнеэкономические, установление основ и общего
плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных
договоров, руководство транспортом и связью, вооруженными силами,
утверждения единого государственного бюджета, формирования монетной,
денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских
и местных налогов, общих начал землеустройства и землепользования,
пользование недрами, лесами и водами по всей территории Союза, основ
судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное
законодательство, установление основных законов о труде, общих начал
народного просвещения. В компетенцию Союза входило и основное
законодательство в области союзного гражданства в отношении прав
иностранцев, отмена нарушающих союзный Договор постановление съездов
Советов, центральных исполнительных комитетов и Советов народных комиссаров
союзных республик и некоторые другие вопросы.
В Договоре устанавливалось, что утверждение, изменение и дополнение
его могут производиться исключительно Съездом Советов Союза, т.е. верховным
органом государства. Никаких указаний о возможности отмены, денонсации,
аннулирования Договора в тексте не содержалось.
Образование СССР увенчало развитие федеративных отношений независимых
советских республик, зародившихся еще во время Великой Октябрьской
социалистической революции. Оно знаменовало, что существовавшее, довольно
несовершенное по форме, федеративное объединение республик теперь
превращалось в единое могучее союзное государство.[3]



4. Разработка Конституции СССР.

В соответствии с решением I съезда Советов и ЦИК СССР Президиум ЦИК
СССР 10 января 1923 г. образовал шесть комиссий для подготовки важнейших
частей будущей Конституции:
комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР;
бюджетную комиссию;
комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ;
комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР;
комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах;
комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.
В соответствии с решение I съезда Советов СССР Президиум ЦИК СССР
постановил в кратчайший срок разослать ЦИК союзных республик тексты
Декларации и Договора об образовании СССР, просить дополнительно их
рассмотреть и прислать свои замечания. Началась работа над проектом
Конституции СССР непосредственно и в союзных республиках.
В период подготовки проекта Конституции СССР шли оживленные споры,
борьба мнений, ожесточенная борьба с предложениями, носящими характер
великодержавного шовинизма и местного национализма. Вновь вносились
предложения, которые были отвергнуты в процессе создания СССР. Активно
участвовала в разработке проекта Конституции СССР правящая Коммунистическая
партия. Вопросы проекта Конституции СССР были предметом обсуждения
февральского (1923 г.) Пленума ЦК РКП(б), который избрал комиссию по
подготовке Конституции. Важное значение для разработки Конституции СССР
имел XII съезд РКП(б),проходивший 17-25 апреля 1923 г. Съезд высказался за
то, чтобы высшие органы Союза ССР были построены таким образом, чтобы они
отражали не только общие нужды и потребности всех национальностей Союза, но
и специфические нужды и потребности отдельных национальностей. Поэтому
съезд отметил необходимость создания в системе высших органов СССР
специального органа представительства национальностей на началах равенства.
Съезд подчеркнул, что при построении центральных органов Союза необходимо
обеспечить равенство прав и обязанностей республик, обеспечить реальное
участие в них представителей республик. После XII съезда Коммунистической
партии разработка проекта Конституции вступила в завершающую стадию. Вскоре
ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25
человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик. Эту комиссию
возглавил М.И. Калинин. В процессе работы над проектом Конституции
Конституционной комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные
из республик. Важное значение в выявлении и согласовании мнений
представителей республик имело проведенное 9-12 июня 1923 г. совещание с
ответственными работниками национальных республик и областей. Совещание
высказалось за создания второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных и
автономных республик, утверждаемой съездом Советов СССР. Совещание дало и
название двум будущим палатам ЦИК СССР – Союзный Совет и Совет
Национальностей. Совещание высказалось за равенство палат, сохранение за
каждой из них права законодательной инициативы. Отмечалось необходимость
создания одного Президиума ЦИК СССР, избираемого обеими палатами ЦИК, с
обеспечением представительства национальностей.
Разработка проекта Конституции СССР близилась к концу. 26-27 июня 1923
г. проект Конституции был обсужден, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП(б).
специальные сессии ЦИК РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, проходившие в конце июня –
начала июля, обсудили и утвердили проект Конституции СССР. А 6 июля 1923 г.
II сессия ЦИК СССР единогласно одобрила проект Конституции СССР и в
соответствии с полномочиями, данными ЦИК СССР еще I съездом СССР, приняла
постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских
Социалистических Республик». В январе 1924 г. утвержденный 6 июля 1923 г.
ЦИК СССР проект Конституции СССР был одобрен съездами союзных республик.
Завершалась работа над первой Конституцией СССР на II съезде Советов СССР.
Вторым пунктом в работе съезда стал вопрос об утверждении Конституции СССР.
Доклад по этому вопросу сделал А.С. Енукидзе. Делегат II съезда Советов
СССР Гринько Г.Ф. внес предложение «…так как текст Конституции
вырабатывался в целом ряде многочисленных собраний и комиссий, при участии
всех республик и областей – прений по докладу тов. Енукидзе не открывать».
31 января 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно утвердил Конституцию
СССР. Первая Конституция СССР вошла в историю как Конституция СССР 1924
г.[4]



5. Второй съезд Советов СССР

Второй съезд Советов СССР рабочих крестьянских и армейских депутатов
состоялся в Москве 26 января -2 февраля 1924. Присутствовало 2124 делегата
(с решающим голосом 1540, с совещательным - 584).
Порядок дня:
1) Доклад о деятельности Советского правительства (Л. Б. Каменев);
2) Утверждение Конституции СССР (А. С. Енукидзе);
3) Бюджет СССР (М. К. Владимиров);
4) Учреждение Центрального с.-х. банка (А. В. Цюрупа);
5) Образование ЦИК СССР - выборы Союзного Совета и утверждение Совета
Национальностей.
Работа съезда происходила в дни всенародного траура в связи со смертью
В. И. Ленина. Первое заседание было посвящено памяти Ленина. С речами о В.
И. Ленине, о выполнении его заветов выступили К. Е. Ворошилов, М. И.
Калинин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, И. В. Сталин, К. Цеткин, члены
правительства СССР, представители рабочих, крестьян и интеллигенции. Съезд
принял обращение "К трудящемуся человечеству". Для увековечения памяти В.
И. Ленина съезд постановил: считать 21 января днём траура, издать полное
собрание соч. В. И. Ленина, соорудить мавзолей В. И. Ленина в Москве на
Красной площади и памятники в столицах союзных республик, а также в
Ленинграде, переименовать Петроград в Ленинград, создать специальный фонд
им. В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям, жертвам
Гражданской войны и голода.
27 января в связи с похоронами В. И. Ленина съезд прервал работу и
возобновил её вечером 30 января. Был заслушан и одобрен доклад о
деятельности Советского правительства. 31 января утверждена первая
Конституция СССР. На основе Конституции съезд избрал ЦИК СССР в составе
двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. ЦИК СССР 2-го созыва
был избран в составе 414 членов и 220 кандидатов в члены Союзного Совета и
100 членов Совета Национальностей (70 - от РСФСР, 5 - от УССР, 5 - от БССР
и 20 - от ЗСФСР). Было принято постановление о мероприятиях в области
финансовой политики. В целях планомерного содействия восстановлению
сельского хозяйства принято постановление об учреждении Центрального с.-х.
банка (1 февраля). Эти решения были направлены на ликвидацию трудностей в
восстановлении народного хозяйства и дальнейшее укрепление союза рабочего
класса с крестьянством.
2 февраля состоялось заседание коммунистической фракции съезда
совместно с беспартийными делегатами, на котором были заслушаны доклады об
итогах 13-й конференции РКП (б) (16-18 января 1924) и международное
положение. 2 февраля М. М. Литвинов сообщил съезду о признании де-юре СССР
со стороны Великобритании.[5]



6. Содержание Конституции СССР 1924 г.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларация об
образовании СССР и Договора об образовании СССР.
Декларация об образовании СССР содержала изложение сугубо
политических, а не юридических аспектов образования СССР. В ней, в
частности, подчеркивалось, что в то время как "в лагере капитализма —
национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм,
национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны", "в
лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода и
равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов". Все это
объясняло, с точки зрения авторов Конституции, необходимость и неизбежность
создания и расширения Союза ССР.
Договор состоял из 11 глав. В первой определялись предметы ведения
верховных органов власти СССР.
Вторая определяла суверенные права союзных республик. Отмечалось, что
суверенитет республик ограничен лишь в пределах, указанных в главе первой
(а она фактически охватывала руководство всеми сторонами жизни и
деятельности). К числу прав республик относилось право на выход из Союза и
невозможность без согласия самой республики из

Новинки рефератов ::

Реферат: Управление предприятиями торговли (Менеджмент)


Реферат: Историческая демография (История)


Реферат: Испанская инквизиция (История)


Реферат: Культура одягу та зовнішність українців (Искусство и культура)


Реферат: Шпоры по философии (Философия)


Реферат: Вечный двигатель - perpetuum mobile (Физика)


Реферат: Организация производства зерна (Ботаника)


Реферат: Современная банковская система РФ (Банковское дело)


Реферат: Избранная Рада и ее реформы (История)


Реферат: Философия Платона (MS WORD 2000) (Философия)


Реферат: Бухгалтерский учет ценных бумаг (по новому плану счетов!!!!) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Бухгалтерский учет и отчетность в бюджетных организациях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Призма (Физика)


Реферат: Теория, практика и перспективы гендерологии и феминологии (Социология)


Реферат: Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции (История)


Реферат: Н.Бердяев о человеке («Экзистенциальная диалектика божественного и чело-веческого») (Философия)


Реферат: Владимир Галактионович Короленко (Доклад) (Литература)


Реферат: Конспект по монографии Российская эмиграция в современной историографии (История)


Реферат: А.П.Чехов "Устрицы" (Литература)


Реферат: Банкет за столом с частичным обслуживанием официантами (Кулинария)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист