GeoSELECT.ru



Финансы / Реферат: Общий подход к реализации методики краткосрочного финансового планирования (Финансы)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Общий подход к реализации методики краткосрочного финансового планирования (Финансы)



Общий подход к реализации методики краткосрочного финансового планирования,
основанной на финансовой диагностике и бизнес-плане деятельности
предприятия

Система планирования и управления финансами предприятия должна обеспечивать
выполнение некоторой стратегической цели. Обычно ориентируются на одну из
трех целей /1/:

1) выживание предприятия (обеспечение финансового равновесия);
2) получение прибыли;
3) экономический рост предприятия.
В настоящее время в России большинство предприятий при управлении финансами
не в состояние эффективно реализовывать выбранную глобальную цель, так как
принятие управленческих решений осуществляется как реакция на текущие
проблемы, т. е. используется так называемая реактивная форма управления,
которая порождает ряд противоречий: между интересами предприятия и
фискальными интересами государства; интересами производства и интересами
финансовых служб и т. п.
Для устранения этого недостатка предлагается подход к управлению финансами,
основанный на анализе финансово- экономического состояния предприятия с
учетом стратегической цели его деятельности, адекватной рыночным условиям
/2,3/.
При планировании в такой системе, кроме результатов финансово-
экономического анализа, должен использоваться бизнес-план производственной,
инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Только с его помощью
можно учитывать стратегическую цель системы.
В настоящей работе предлагается схема реализации процедуры планирования
(рис. 1), включающая в себя следующие этапы:
1. Финансово-экономический анализ (блок 1).
2. Формирование производственной программы (блоки 2.1-2.6).
3. Расчет бюджетов предприятия (блок 3).
4. Финансовое планирование (блок 4.1-4.3).
5. Оценка результатов финансового планирования (блок 5).
|[pic] |
|Рис. 1. Схема реализации процедуры краткосрочного финансового планирования |


Рассмотрим каждый из перечисленных этапов.
1. Финансово- экономическая диагностика
Очевидно, что процедура финансового планирования должна учитывать
результаты соответствующей диагностики состояния предприятия /2/. Объектами
финансово- экономического анализа являются: бухгалтерская отчетность;
финансовые коэффициенты и финансовый цикл; состояние оборотных средств;
кредитная политика; издержки и амортизационная политика; дивидендная
политика и др. При этом используются горизонтальный, вертикальный и
трендовый анализы показателей.
Горизонтальный анализ состоит в сравнении отчетных показателей с
аналогичными показателями предыдущего периода.
Вертикальный анализ проводиться в целях выявления удельного веса отдельных
статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения
результата с данными предыдущего периода.
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей за
ряд лет от уровня базисного года. При этом для слежения за динамикой
изменения показателей и возможности применения процедуры статистического
регулирования, желательно использование контрольных карт /4,5/.
Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных
показателей, содержащихся в этой отчетности. Рассматриваются состав
имущества предприятия, источники формирования собственного капитала, размер
и источники заемных средств, объем выручки, валовая и чистая прибыль и др.
Для аналитической работы применяются следующие финансовые показатели:
1) ликвидности (общий коэффициент покрытия; коэффициент срочной
ликвидности; коэффициент ликвидности при мобилизации средств);
2) финансовой устойчивости (соотношение заемных и собственных средств;
коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; коэффициент
маневренности собственных оборотных средств);
3) интенсивности использования ресурсов (рентабельности чистых активов по
чистой прибыли; рентабельности реализованной продукции; фондо-, энерго-,
материалоемкости и т.п.);
4) деловой активности (коэффициент оборачиваемости оборотного капитала;
коэффициент оборачиваемости собственного капитала).
Показатели первых двух групп являются показателями первого класса, для
которых задаются нормативные значения. Показатели третьей и четвертой
группы являются ненормированными и относятся ко второму классу. В принципе
для ряда показателей могут быть определены интервалы оптимальных значений в
зависимости от их принадлежности к различным видам деятельности.
Анализируется также финансовый цикл предприятия, учитывающий
оборачиваемость запасов, незавершенной и готовой продукции, дебиторской
задолженностей /1,6/.
При рассмотрении кредитной политики анализируется структура пассива баланса
и уровень соотношения собственных и заемных средств. На основании этих
данных решается вопрос о достаточности собственных оборотных средств, либо
об их недостатке. В последнем случае принимается решение о привлечении
заемных средств. Рассчитывается эффективность различных вариантов займов.
Принимая решение о привлечении заемных средств, предприятие составляет план
их возврата. Рассчитывается процентная ставка за период кредита и
определяются сумма процентов по данному кредитному договору, а также
источники их выплаты с учетом порядка и условий налогообложения прибыли.
Оценивается также возможность привлечения финансовых ресурсов через
инструменты рынка ценных бумаг.
При анализе издержек рассматриваются переменные затраты, которые возрастают
либо уменьшаются пропорционально объему производства; постоянные затраты,
изменение которых не связано непосредственно с изменением объемов
производства; а также смешанные затраты, состоящие из переменной и
постоянной части. Оценивается возможность снижения указанных затрат.
На этом же этапе анализируется амортизационная политика предприятия.
Предприятие может применить метод ускоренной амортизации, увеличивая тем
самым издержки; произвести переоценку основных средств с учетом рыночной
стоимости либо по рекомендуемым коэффициентам, что опять повлияет на
издержки через амортизационные отчисления, а также на сумму налога на
имущество.
И, наконец, анализируется дивидендная политика предприятия. Выплата
дивидендов должна обеспечивать защиту интересов собственника и создать
предпосылки для роста курсовой цены акций, и в этом смысле их максимизация
является положительной тенденцией. С другой стороны, максимизация выплаты
дивидендов сокращает долю прибыли, реинвестируемой в развитие производства.
Принятие решения о выплате дивидендов и их размерах в значительной мере
определяется стадией жизненного цикла предприятия и его стратегической
целью на этой стадии.
Результаты, полученные при финансово- экономическом анализе являются
исходными данными для коррекции учетной политики, а также используются при
расчете денежных потоков, фигурирующих в бизнес- плане. Кроме того,
информация о динамике финансовых коэффициентов необходима для прогноза
бухгалтерского баланса на конец планируемого периода.
2. Формирование месячной производственной программы
На основании данных об имеющихся заказах (блок 2.4) формируется несколько
вариантов производственной программы (блок 2.5). Далее переходят к выбору
лучшего варианта, для чего рассчитывают план денежных потоков,
соответствующий каждому варианту (блок 2.2), и оценивают их характеристики.

Расчет денежных потоков осуществляется в следующей последовательности. Раз
в месяц пересчитывается годовой бизнес- план предприятия. При этом
рассматривается период продолжительностью в 12 месяцев, начиная с
планируемого месяца: из предыдущего плана исключается заканчивающийся месяц
и добавляется информация по новому двенадцатому месяцу. В расчетах
используется информация из годового инвестиционного плана (блок 2.3),
которые также рассматриваются в динамике и пересчитываются один раз в
месяц.
Принимается во внимание учетная политика предприятия (блок 2.1), уточняемая
один раз в год в соответствии с результатами финансовой диагностики и
стратегией развития предприятия.
При определении учетной политики у предприятия существует выбор, который
касается главным образом, методов формирования себестоимости реализованной
продукции, методов списания сырья и материалов в производство, вариантов
списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов, методов оценки
незавершенного производства, методов начисления амортизации, вариантов
формирования ремонтных и страховых фондов. Наибольший эффект коррекция
учетной политики дает на этапе маркетинговых исследований конкретных видов
продукции, освоения их производства, а также планирования новых производств
и участков, технологических схем и создания новых структур.
Для оценки денежных потоков используются следующие показатели: чистая
современная стоимость деятельности предприятия, срок окупаемости инвестиций
и затрат на производство, внутренняя норма доходности производственной,
инвестиционной и финансовой деятельности и др.
Кроме того, рассматриваются некоторые специальные финансовые коэффициенты,
а также коэффициент корреляции положительного и отрицательного денежных
потоков, который при оптимизации должен стремиться к значению “+1”, /7/.
Коэффициент корреляции Чдп положительного и отрицательного денежных потоков
во времени рассчитывается по следующей формуле:
[pic],
где Рп.о- прогнозируемые вероятности отклонения денежных потоков от их
среднего значения в плановом периоде;
ПДПi, ОДПi- варианты сумм положительного и отрицательного денежного потока
в плановом периода;
ПДПср, ОДПср- средние суммы положительного и отрицательного денежного
потока в одном интервале планового периода;
?ПДП, ?ОДП- среднеквадратическое (стандартное) отклонение сумм денежных
потоков положительного и отрицательного.
Из финансовых коэффициентов рассматриваются коэффициент достаточности
чистого денежного потока предприятия; коэффициент ликвидности денежного
потока; коэффициент эффективности денежного потока, а также коэффициент
реинвестирования чистого денежного потока. Расчет ведется по следующим
формулам.
Коэффициент достаточности чистого денежного потока, КДЧДП:
[pic]
где ЧДП- сумма чистого денежного потока предприятия в плановом периоде;
ОД- сумма выплат основного долга по долго- и краткосрочным кредитам и
займам предприятия;
?ЗТМ- сумма прироста запасов товарно- материальных ценностей в составе
оборотных активов предприятия;
Ду- сумма дивидендов (процентов), выплаченных собственниками предприятия
(акционерами) на вложенный капитал (акции, паи и т.п.).
Коэффициент ликвидности денежного потока предприятия, КЛДП:
[pic]
где ПДП- сумма валового положительного денежного потока предприятия в
плановом периоде;
ОДП- сумма валового отрицательного денежного потока предприятия в плановом
периоде.
Коэффициент эффективности денежного потока предприятия, КЭДП:
[pic]
Коэффициент реинвестирования чистого денежного потока предприятия, КР ЧДП:
[pic]
где ЧДП- сумма чистого денежного потока предприятия в плановом периоде;
Ду- сумма дивидендов (процентов), уплаченных собственниками предприятия
(акционерам) на вложенный капитал (акции, паи и т.п.);
?РИ- сумма прироста реальных инвестиций предприятия(во всех их формах) в
плановом периоде;
?ФИД- сумма прироста долгосрочных финансовых инвестиций предприятия в
плановом периоде.
Кроме формирования месячной производственной программы итогом данного этапа
планирования являются скорректированные динамические регистры (блок 2.6).
На каждом предприятии желательно иметь динамические регистры денежных
потоков, а также дебиторской и кредиторской задолженностей /2/.
Динамические регистры денежных потоков включают: поступления средств на
счет предприятия за отгруженные товары и оказанные услуги; динамику доходов
от фондовой деятельности (управление фондовым портфелем, доходы от новой
эмиссии акций); расходование выручки от продаж по основным направлениям
(закупка сырья и материалов, оплата труда, постоянные расходы и другие
текущие потребности предприятия); выплату процентов по кредитам; выплату
дивидендов; инвестиционные расходы; величину свободных средств предприятия
(или величину их дефицита).
Эта информация используется в дальнейшем при расчете бюджетов предприятия.
3. Расчет бюджетов предприятия
Процедура бюджетирования предусматривает /2/:
1) бюджетное планирование деятельности структурных подразделений;
2) сводное (комплексное) бюджетное планирование деятельности предприятия.
Бюджетное планирование деятельности структурных подразделений включает
расчет следующих бюджетов: бюджет материалов, трудовой бюджет, смету
накладных расходов бюджет капитала.
При разработке бюджетов структурных подразделений руководствуются принципом
декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого
уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты
цехов являются частями бюджета производства, а бюджеты производства-
частями сводного комплексного бюджета.
При разработке сводного годового бюджета используются следующие данные:
прогноз денежной выручки от реализации продукции; обобщенные данные по
постоянным издержкам производства с распределением их по основным видам
продукции; данные по переменным издержкам по каждой товарной группе;
прогноз удельного веса бартера и взаимозачетов в объеме реализации
продукции предприятия; прогноз налоговых выплат, банковских кредитов и
возможностей их возврата; данные по основным производственным и резервным
фондам предприятия.
Составляющими сводного годового бюджета являются прогнозы: производственной
программы и связанных с ней бюджетов закупок сырья и комплектующих, а также
текущего и капитального ремонтов; прибыли и убытков и связанных с ними
бюджетов цеховой себестоимости, бюджетов по труду, сметы административных
расходов и сметы коммерческих расходов; бухгалтерского баланса предприятия;
баланса доходов и расходов.
Сводный годовой бюджет и бюджеты структурных подразделений должны
пересчитываться по окончании каждого месяца с исключением закончившегося
месяца и добавлением нового двенадцатого месяца.
4.Расчет месячного финансового плана и прогноз оценки финансового
планирования
Предлагаемая методика краткосрочного финансового планирования и прогноза
оценки финансового состояния основана на прогнозировании его бухгалтерского
баланса и отчета о финансовых результатах.
Планирование баланса осуществляется комбинированным методом, включающим
матричный метод, учитывающий “золотое правило финансирования” и
коэффициентный метод, в соответствии с которым при планировании
используется информация о значениях финансовых коэффициентов. Расчеты
показали, что средние относительные отклонения прогноза статей пассива
бухгалтерского баланса от фактических значений при использовании
предложенной методики не превышает 8 %.
Для оценки тенденции изменения финансового положения предприятия можно
использовать интегральные показатели его финансового состояния.
Сопоставление эффективности применения двух показателей: линейного
(линейная комбинация финансовых коэффициентов) и нелинейного (корень
квадратный из сумм квадратов отклонений фактических значений финансовых
коэффициентов от их нормативов) показало, что для оценки тенденции
изменения финансового положения пригодны оба показателя.
Кроме этих показателей в системе планирования может быть применен критерий,
основанный на функции желательности Харрингтона /8,9/. В расчете функции
Харрингтона учитываются не сами показатели (К1, К2, …, Кm), а их оценки уi,
которые принимают следующие значения: 1,00-“отлично”; 0,80- “хорошо”, 0,63-
“удовлетворительно”, 0,37- “неудовлетворительно”; 0,20- “неприемлемо”.
Интегральный показатель состояния системы можно записать в виде
произведения оценок:
[pic]
Для рассмотренных в п.1 финансовых показателей первого и второго классов
возможны состояния, которые показаны в табл.1 /2/ и табл.2.
Таблица 1
Состояния показателей первого класса
|Тенденции |Улучшение |Значения |Ухудшение |
| |значений |устойчивы |значений |
|Значения |I.1 |I.2 |I.3 |
|соответствуют | | | |
|нормативам (I) | | | |
|Значения не |II.1 |II.2 |II.3 |
|соответствуют | | | |
|нормативам (II) | | | |


Состояние I.1 означает, что значения показателей находятся в пределах
рекомендуемого диапазона нормативных значений. Наблюдается движение
показателей от границ к центру интервала. Финансово- экономическому
положению предприятия можно дать оценку “отлично”.
Состояние I.2- значения показателей находятся в рекомендуемых границах.
Анализ динамики показывает их устойчивость. Если значения находятся у одной
из границ, то состояние- “хорошее”.
Состояние I.3- значение показателей находятся в рекомендуемых границах, но
анализ указывает на их ухудшение (движение от середины интервала к
границам). Оценка финансово- экономического состояния- “хорошо”.
Состояние II.1- значение показателей находятся за пределами рекомендуемых
значений, но наблюдается тенденция к улучшению. В этом случае финансово-
экономическое состояние может быть охарактеризовано как “хорошее” или
“удовлетворительное”.
Состояние II.2- значения показателей устойчиво находятся вне рекомендуемого
интервала, отклонения от норм небольшое.
Состояние II.3- значения показателей за пределами нормы и все время
ухудшаются. Оценка состояния- “неудовлетворительно”.
Для показателей второго класса выделяют лишь следующие состояния:
“улучшение”-1; “стабильность”- 2; “ухудшение”- 3.
Совместное состояние показателей первого и второго классов представлено в
табл.2.
Таблица 2
Сопоставление состояний показателей первого и второго классов
|Состояние показателя |Состояние показателя |Оценка |
|первого класса |второго класса | |
|I.1 |1 |Отлично, отлично |
|I.2 | |Хорошо, отлично |
|I.3 |2 |Хорошо, хорошо |
|II.1 | |Удовлетворительно, |
| | |хорошо |
|II.2 |3 |Удовлетворительно, |
| | |неудовлетворительно |
|II.3 | |Неудовлетворительно, |
| | |неудовлетворительно |


От оценок, приведенных в табл. 2, легко перейти к показателю, основанному
на функции Харрингона. Такой переход осуществлен в табл.3.
Таблица 3
Переход к оценкам состояния, основанным на функции Харрингтона
|№ |Оценки совместного |Показатель Харрингтона |
| |состояния первого и | |
| |второго классов | |
|1 |“Отлично”, “отлично” |1,00 х 1,00=1,00 |
|2 |“Отлично”, “хорошо” |1,00 х 0,80=0,80 |
|3 |“Хорошо”, “хорошо” |0,80 х 0,80=0,64 |
|4 |“Хорошо”, |0,80 х 0,63=0,50 |
| |“удовлетворительно” | |
|5 |“Удовлетворительно”, |0,63 х 0,37=0,23 |
| |“неудовлетворительно” | |
|6 |“Неудовлетворительно”, |0,37 х 0,37=0,14 |
| |“неудовлетворительно” | |


Точно также, “проставляя оценки” финансовым коэффициентам, входящим, в
линейный интегральный показатель финансового состояния и перемножая их,
можно перейти от аддитивного интегрального показателя (линейной комбинации
финансовых коэффициентов) к мультипликативному (произведению оценок).
Сопоставление расчетных и фактических значений интегрального показателя,
основанного на функции Харрингтона, которое свидетельствует о достаточной
степени надежности прогноза (коэффициент корреляции между значениями
показателей, оцененный по фактическим и прогнозируемым значениям финансовых
коэффициентов, равен 0,773).
Заметим, что в представленном виде интегральный показатель, построенный с
использованием функции Харрингона, прост в конструировании, но он обладает
существенным недостатком: все учитываемые Кi являются “равноправными”.
Чтобы избежать данного недостатка, интегральный показатель можно задать,
например в виде:
[pic]
Здесь вклад каждого конкретного фактора уi в интегральный показатель
определяется величиной ?i. Действительно, дифференцируя I, получим:
[pic]
Это соотношение имеет простой экономический смысл: величина ?i показывает,
на сколько процентов изменится показатель I при изменении оценки частного
показателя уi на 1 %. Математические проблемы, связанные с нахождением
коэффициента ?i, рассмотрены в работе /11/.
Заключение
1. Предложен общий подход к реализации методики краткосрочного финансового
планирования, основанный на финансовой диагностике и бизнес- плане
деятельности предприятия. Реализация методики включает в себя следующие
этапы: финансово- экономический анализ; формирование производственной
программы; расчет бюджетов предприятия; планирование основных финансовых
документов; оценка результатов финансового планирования.
2. В настоящее время каждый из этих этапов (не обязательно в указанной
последовательности) реализуется на предприятиях при финансовом
планировании. Однако существующая методика является весьма несовершенной.
3. Для повышения эффективности методики краткосрочного финансового
планирования предлагается выполнять реализацию этапов плана в точном
соответствии с указанной последовательностью из-за существенной взаимосвязи
этапов. Кроме того, предусматривается совершенствование каждого этапа
планирования.
4. Совершенствование этапов планирования сводится к следующему:
А) На стадии финансового анализа желательно использование матричных моделей
бухгалтерского баланса; при проведении же самого анализа необходимо
использовать контрольные карты экономических показателей, чтобы следить за
их динамикой и иметь возможность осуществлять процедуру статистического
регулирования.
Б) Расчет производственной программы осуществляется с использованием бизнес-
планирования производственной, инвестиционной и финансовой деятельности
предприятия. При этом, в основном, учитывается изменение регистра денежных
потоков. Для оценки денежных потоков предлагается использовать чистую
современную стоимость деятельности предприятия, срок окупаемости инвестиций
и затрат на производство, внутреннюю норму доходности производственной,
инвестиционной и финансовой деятельности и др.
Кроме того, рассматриваются некоторые специальные финансовые коэффициенты
(коэффициенты достаточности чистого денежного потока; ликвидности денежного
потока; эффективности денежного потока; реинвестирования чистого потока), а
также коэффициент корреляции положительного и отрицательного денежного
потока, который при оптимизации потоков должен стремиться к “+1”.
В) Процедура планирования бухгалтерского баланса осуществляется
комбинированным методом, включающим матричный метод, учитывающий “золотое
правило финансирования” и коэффициентный метод, в соответствии с которым
при планировании используются значения финансовых коэффициентов.
Г) Для оценки тенденции изменения финансового положения предприятия
предлагается использовать при планировании интегральные показатели его
финансового состояния (линейный, нелинейный и основанный на функции
Харрингтона).
Литература
1. Коласс Б. Управление финансовой деятельности предприятия. Проблемы,
концепции и методы: Учебное пособие/ Пер. с франц. Под ред. проф. Соколова
Я.В.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.-576с.
2. Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций).- М.:
ИНФРА-М, 2000.- 96с.
3. Быкадаров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово- экономическое состояние
предприятия М.: “Изд. ПРИОР”, 2000.- 96с.
4. Рожков И.М., Ларионова И.А., Елисеева Е.Н. В кн. “Информационные
технологии в металлургии, экономике и образовании”. Сб. научн. трудов, М.:
МИСиС, 2000.- с.40-45.
5. Сиськов В.И. Экономико- статистическое исследование качества продукции
М.: Статистика, 1971.- 256с.
6. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.- М.: Финансы и
статистика, 1999.-768с.: ил.
7. Бланк И.А. Управление активами.- Киев: “Ника-Центр”, 2000.- 720с.
8. Harrington E.C. // The desirabillity Functiion Industrial Control. 1965.
April. V.21. № 10. p. 494-498.
9. Ефименко С.П., Шахпазов Е.Х., Рожков И.М., Каширин Б.Л. // Известия
вузов. Черная металлургия. 1993. № 7. с. 68-72.





Реферат на тему: Ограны финансового контроля и их полномочия в РБ

Вариант № 1
1.1. Виды и органы финансового контроля.
План:
1. ОРАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ.
2. ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

1.
ОРАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ.

Всеобъемлющий характер финансового контроля предопределяет большое
количество структур, в той или иной мере осуществляющих функции в этой
области. Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть
классифицирована на органы, для которых контрольные функции в области
финансов не являются основными и органы, специально созданные для
осуществления финансового контроля. К первой группе относятся органы
государственной власти и государственного управления общей компетенции, для
которых контроль за выполнением национальных и региональных программ по
экономическому социальному развитию является одним из направлении их
правленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области
указывают законы уставы, положения. Так, в Законе о Кабинете Министров
последнему ставится задача осуществлять контроль за формированием валютного
фонда Республики Беларусь и его расходованием.
В Республике Беларусь придается большое значение совершенствованию
государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются
новые органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля.
В 1997г. создан Комитет государственного контроля, в 1994г. Служба контроля
администрации Президента. Упразднены в эти годы Контрольная палата,
Департамент экономического контроля при Кабинете Министров. Контрольные
функции в области финансов осуществляют и местные органы власти, и
вправления в пределах своей компетенции.
Высшим специализированным органом финансового контроля является
Комитет государственного контроля. Конституция Республики Беларусь
указывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль за
исполнениям республиканского бюджета, использованием государственной
собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и
других государственных органов, регулирующих отношения государственной
собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В функции
комитета входит осуществление контроля за: исполнением законодательных
актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные,
финансовые и налоговые отношения; сохранностью и использованием
государственного имущества и денежных средств; расходованием средств
государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных
социально-экономических программ; инвестиционной деятельностью органов
государственного управления и хозяйствующих субъектов; использованием
исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов;
движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а также
сроками и полнотой их поступления от экспорта товаров и услуг; состоянием
контрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти, а также
некоторые другие задачи прямо или косвенно связанные с финансовыми
отношениями. Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено
Министерство финансов. Оно осуществляет контроль за: соблюдением финансовых
интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое
хозяйство; выполнением требований прямых финансовых законов; исполнением
республиканского бюджета; своевременным поступлением доходов и эффективным
расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и
внебюджетных фондов; состоянием контрольно-ревизионной работы в
министерствах и ведомствах.
Осуществляя эти и другие контрольные функции, Министерство финансов
применяет предусмотренные законами Положением о Министерстве финансовые
санкции и административные штрафы к нарушителям государственной финансовой
дисциплины. Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные
финансовые управления, районные и городские финансовые отделы.
В системе Министерства финансов исключительно контрольными функциями
занимается Главное контрольно-ревизионное управление и его органы на
местах. Основными задачами ГКР являются: осуществление контроля за
соблюдением министерствами и другими органами государственного управления
предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами
всех уровней финансово-бюджетного законодательства; целевым и эффективным
использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из
бюджета по направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, также за
законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций; проверка
работы финансовых органов республики по организации составления и
исполнения бюджета; проведение ревизий исполнения смет на содержание
бюджетных органов; анализ действующей в республике системы ведомственного
контроля за использованием государственных денежных ресурсов. К
специализированным органам государственного финансового контроля
относится Государственный налоговый комитет, преобразованный из Главной
государственной налоговой инспекции при Совете Министров Республики
Беларусь. Его главной задачей является осуществление в пределах своей
компетенции контроля за соблюдением Законодательства о налогах и
предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Практически все
функции, права и обязанности налоговых органов сконцентрированы в области
контроля. Для их реализации Государственный налоговый комитет имеет свои
органы на областном, городском и районном уровнях.
Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности
Национального банка, Государственного страхового надзора, Комитета по
ценным бумагам. Касается это, главным образом, контроля за деятельностью
соответственно коммерческих банков и небанковских финансовых организаций,
страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Все органы, уполномоченные осуществлять функции государственного
финансового контроля, при проведении ревизий и проверок финансово-
хозяйственной деятельности в министерствах, других центральных органах
управления, исполнительных комитетах, а также на предприятиях, в
объединениях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности,
руководствуются едиными требованиями, изложенными в Положении о порядке
организации и проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, объединений, организаций и учреждений,
утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь 1
декабря 1995года. Современные условия
вызывают необходимость одновременного укрепления
государственного финансового контроля в сочетании с применением
хозрасчетных форм его организации, адекватным рыночным методам
хозяйствования. В этих целях в республике создана система органов
независимого финансового контроля - аудит. Аудиторская деятельность--
независимая проверка аудиторами, аудиторскими организациями бухгалтерской
(финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования.
Аудиторы оказывают предприятиям услуги по анализу и финансово-хозяйственной
деятельности, составлению отчетности, расчетов, в том числе по платежам в
бюджет и внебюджетные фонды и другие услуги, предусмотренные Законен об
аудиторской деятельности.
Аудит может быть внешним и внутренним. Внутренний аудит - форма
внутрихозяйственного финансового контроля Внутренний аудит не заменяет
внешнего. Аудит может быт обязательным и инициативным. Обязательная
аудиторская проверка проводится в случаях, установленных законодательством,
инициативная - по решениям субъектов хозяйствования или собственников.
Регулирование аудиторской деятельности в республике возложено на Аудитор-
скую палату, которая выдает специалистам после аттестации соответствующей
ко- миссией лицензии на занятие аудиторской деятельностью, контролирует
соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления
аудиторской деятельности.
Правовой статус Аудиторской палаты Республики Беларусь вызывает
определенные проблемы. С одной стороны, это орган государственного
управления, а с другой палата существует за счет взносов аудиторов, т.е.
субъектов, относительно которых она выполняет контрольные функции. Это
находится в противоречии с основным принципом государственного контроля:
его независимость о контролируемых, проверяемых субъектов.



2.
ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

Финансы выполняют три функции; в том числе контрольную. Контрольная
функция финансов проявляется в финансовом контроле, важнейшем в системе
государственного Контроля. Необходимость в финансовом контроле вытекает
также из управления финансами государства. Специфика финансового контроля
состоит в том, что финансы одновременно являются объектом и субъектом
контроля.
В самом общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в
выявлении отклонений от заданных экономической и финансовой политикой
нормативных предписаний относительно функционирования всей системы
хозяйственных и финансовых отношений. В более узком значении контрольная
функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате
контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитее экономики
и финансов, наносящих вред интересам государства, трудовых коллективов и
большинства населения.
Финансовый контроль реализуется относительно всех стадий финансовый
деятельности: мобилизации, распределения и использования государственных
денежных средств. Исходя из этого, основными задачами финансового контроля
являются: проверка выполнения финансовых обязательств перед государством;
законности распределения финансовых ресурсов; целевого характера и
эффективного использования государственных средств; правильности совершения
финансовых операций; соблюдения государственной финансовой дисциплины.
Особенностями финансового контроля является его всеобъемлющий и
универсальный характер и то, что объектом являются не только денежные
средства, по и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные
отношения выражаются в денежной форме.
В сфере финансового контроля находятся практически все органы
государственной власти и государственного управления, предприятия,
независимо от форм собственности, та часть населения, которая является
участниками финансовые отношений. Что касается государственных органов, то
они одновременно являются субъектами и объектами финансового контроля.
Универсальность заключается в том, что, несмотря на специфику всех объектов
финансового контроля, последний использует практически одни и те же приемы
и способы.
Экономические показатели и социальные параметры, как правило, имеют
денежное выражение. Валовой внутренний продукт, объемы промышленного и
сельскохозяйственного производства, другие основные макроэкономические
показатели выражаются сегодня в триллионах рублей. Показатели
экономической деятельности хозяйствующих субъектов также имеют денежное
выражение. Расходы на социально-культурную сферу, отдельные социальные
программы обязательно обсчитываются на предмет затрат на их реализацию.
Финансовый контроль особенно в сфере материального производства имеет,
кроме чисто контрольного значения, и большое аналитическое. Сопоставление
результатов и затрат, использование таких категорий, как выручка,
рентабельность, прибыль, цена, налоги и т.д. позволяют делать выводы и
принимать необходимые меры по более эффективному использованию всех
факторов производства, улучшению организации работы. Это обстоятельство
позволяет говорить о контроле рублем как своеобразном проявлении
финансового контроля. Термин "контроль рублем" широко использовался
экономической и юридической литературе советского времени, но не потерял
своего значения и смысла и в нынешнее время.
Финансовый контроль фиксирует отклонения от установленных государством
предписаний в области финансов. Совокупность требований, установленных в
законодательниц порядке относительно функционирования финансовою механизма
государства и обязанность соблюдал, их формируют финансовоправовую
категорию - финансовую дисциплину. Финансовый контроль, как неотъемлемая
часть финансовой деятельности государства, не имеет временных границ: он
осуществляется постоянно, несмотря на то, что финансовоплановые акты, как
правило, действуют в течение года. Таким образом, финансовый контроль - это
основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке
законности и эффективности действии, связанных с образованием,
распределением и использованием государственных денежных средств.
Система финансового контроля в Республике Беларусь включает
общегосударственный или вневедомственный, ведомственный,
внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.
Государственный контроль осуществляется органами государственной
власти и государственного управления. Национальное собрание и местные
Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении
бюджетов, заслушивании отчетов исполнительной власти о ходе исполнения
бюджета. Постоянные комиссии Парламента также в процессе своей
деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До
представления на рассмотрение Парламента проекта республиканского бюджета
они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему
законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет
государственного контроля, финансовые и налоговые органы, Национальный
банк. Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства,
ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и
учреждений, входящих в систему того органа управления. Вышестоящие органы
обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные
ревизии. В этих целях в составе министерств ведомств создаются
контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией,
работниками финансовых служб и бухгалтерий. Его главные задачи заключаются
в непрерывном соблюдении за состоянием финансово-хозяйственной
деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении
сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и
условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.
Независимый финансовый контроль - это новый вид финансового контроля.
Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии Аудиторской палаты.
Аудиторские организации частные аудиторы оказывают помощь в постановке
бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до
проверок, проводимых государственными финансовыми контролерами. Это платный
контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.
Общественный финансовый контроль в нынешних условиях осуществляют
профсоюзные органы, ревизионные комиссии создаваемые в трудовых
коллективах. К общественному относятся также письма и сигналы граждан в
правоохранительные контрольные органы редакции газет, в которых сообщаю
факты злоупотреблений в финансовой сфере.

1.2 Стадии республиканского бюджета.
План:
1. СОСТАВЛЕНИЕ.
2. РАССМОТРЕНИЕ.
3. УТВЕРЖДЕНИЕ.
4. ИСПОЛНЕНИЕ.
5. УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТА.

СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА.
Составление проекта бюджета происходит в несколько этапов. Первый
состоит в доведении Минфином по поручению Совета Министров до всех
заинтересованных инстанций указаний о сроках составления республиканского и
местных бюджетов. Далее организуется работа по определению общего объема
доходов и расходов региона в целом и каждого бюджета, суммы отдельных видов
доходов и расходов, размера собственных доходов бюджета каждого уровня,
потребности в суммах отчислений от общереспубликанских и других налогов и
доходов.
Собранная информация анализируется. С учетом этого Министерство
финансов направляет всем заинтересованным письма об особенностях
составления проекта бюджета на предстоящий финансовый год с учетом
экономического и социального развития Республики.
Практическая работа по составлению проектов бюджета начинается с
анализа отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и ходе
исполнения бюджета в текущем году. Одновременно учитываются
макроэкономические показатели, содержащиеся в прогнозах экономического и
социального развития республики, и показатели развития административно-
территориальных единиц. Бюджетное планирование всегда основывается на
экономических показателях, так как финансы есть отражение положения дел в
экономике. На основании этого делаются прогнозные оценки поступлений в
бюджет с учетом действующего налогового законодательства. Планирование
расходов осуществляется исходя из расчетов, представляемых министерствами,
ведомствами и другими органами управления, которые находятся на бюджетном
финансировании. Исходя из этого, Министерство финансов и местные
финансовые органы определяют доходы и расходы бюджетов. Причем расходы
бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.
Прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского бюджета и
местных бюджетов на предстоящий год и предложения по сбалансированию
бюджетов Министерством финансов представляются Совету Министров, а
финансовыми органами - исполкомам местных Советов депутатов.
Если на местах не представляется возможным сформировать
сбалансированные по доходам и расходам проекты бюджетов, исполнительные
комитеты представляют в вышестоящий исполнительный орган в установленные
сроки расчеты, на основании которых определяются нормативы отчислений от
регулирующих доходов, а также предложения об изменении состава объектов,
финансируемых из данного бюджета. Эти предложения рассматриваются
исполкомом вышестоящего Совета депутатов с участием представителей
нижестоящих исполкомов, инициировавших эти предложения. Полное или
частичное отклонение предложений должно быть оформлено протоколом
разногласий. Для разрешения спора выше- и нижестоящие органы
представительной власти создают согласительную комиссию, решение которой
доводится до обеих сторон.
Такой порядок создает правовую базу для обеспечения подготовки
проектов всех бюджетов в установленные сроки, четкость в прохождении всех
этапов составления проекта бюджета.
Разработанные проекты республиканского и местных бюджетов вносятся
соответственно на рассмотрение Совета Министров и соответствующих
исполкомов местных Советов депутатов. Последние после детального
обсуждения принимают решения о представлении бюджетов соответственно в
Национальное собрание и местные Советы депутатов. Этим заканчивается первая
стадия бюджетного процесса.
Введение института президентства в Республике Беларусь пока не нашло
отражения в бюджетном законодательстве в части его полномочий в бюджетном
процессе на стадии составления проекта бюджета. Очевидно, они должны
состоять в рассмотрении представленных Совету Министров материалов по
проекту бюджета и принятия окончательного решения о его представлении в
Парламент.


РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА.
Рассмотрение и утверждение бюджета, как уже было отмечено, относится к
компетенции представительной власти. Однако, элементы рассмотрения
присутствуют и в стадии составления проекта бюджета. Так, Кабинет Министров
рассматривает на своем заседании представленный Министерством финансов
проект республиканского бюджета предложения о размерах нормативов
отчислении от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты
областей и города Минска.
По действующему в настоящее время порядку, представленный Правительством
проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии
Парламента рассматривается в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок
существует и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению
представленных материалов по проекту бюджета постоянные Комиссии имеют
право привлекать представителей Правительства и Министерства финансов.
По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения
представительной власти о принятии проекта бюджета или его отклонении.
В процедурном отношении сегодня более отработан механизм прохождения рес-
публиканского бюджета. Поэтому особо остановимся именно на нем.
С докладом о проекте бюджета выступает представитель Правительства.
Содоклад по этому вопросу делает председатель отраслевой постоянной
комиссии. Затем начинаются прения по сделанным докладам. На голосование
выносятся основные показатели доходной и расходной частей республиканского
бюджета, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов,
Предельный размер дефицита бюджета. Решение по поставленным па голосование
бюджетным показателям считается принятым, если за пего проголосовало
большинство избранных депутатов.
Принятый Национальным собранием республиканский бюджет оформляется Законом.
В Законе о бюджете отражаются:
-общий объем доходов и расходов республиканского бюджета;
-размер основных доходов по республиканскому бюджету;
-ассигнования из республиканского бюджета на финансирование народного
хозяйства, социально-культурных мера приятии, науки, внеэкономической
деятельности, органов государственной власти и управления, судов,
правоохранительных органов, органов прокуратуры, государственной
безопасности, обороны, пограничных войск, таможенной службы;
-размер резервного фонда Президента и других целевых фондов, образуемых в
соответствии с действующим законодательством;
-размер средств, направляемых на обслуживание и погашение государственного
долга;
-предельный размер дефицита по республиканскому бюджету;
-размер других расходов общереспубликанского характера;
-размер оборотной кассовой наличности;
-нормативы отчислений от общереспубликанских налогов к доходов в местные
бюджеты областей и города Минска.
В случае отклонения Парламентом представленного проекта бюджета,
постоянные комиссии должны внести предложения об увеличении доходов,
сокращений расходов или внесении изменении в налоговое законодательство.
Проект бюджета возвращается правительству на доработку.
При несогласии с решением Парламента глава государства вправе, в
соответствии с Законом о Президенте, не позднее, чем в 10-дневный срок
возвратить его со своими возражениями в Парламент для повторного обсуждения
и голосования. Если Парламент большинством (не менее двух третей от
избранных депутатов) подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан в
трехдневный срок подписать закон. Если по истечении указанного срока закон
в бюджете не возвращается в Парламент, Закон считается подписанным в той
редакции, в которой он был направлен главе государства. Закон о бюджете
должен быть опубликован в республиканских газетах для всеобщего сведения.
Этим заканчивается третья стадия бюджетного процесса. Республиканский
бюджет и нормативы отношений от общереспубликанских налогов и доходов
утверждаются Парламентом до наступления нового финансового года. Однако,
как показывает практика последних лет, Закон о бюджете принимается после
Нового года. Законодатель предусмотрел такую возможность. Чтобы процесс
финансирования расходов не прекращался, Совету Министров и исполкомам
местных Советов депутатов предоставлено право расходовать средства в
размере одной двенадцатой объема бюджетных ассигновании предыдущего года в
пределах поступающих в течение каждого месяца доходов, вплоть до
утверждения ассигнований Парламентом и соответствующими Советами депутатов.

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА.
Все предшествующие стадии бюджетного процесса обеспечивают государство
основным финансовым планом. Его реализация происходит в процессе исполнения
бюджета. Эта стадия относится в компетенции исполнительной власти.
Последняя ежегодно разрабатывает и доводит до всех заинтересованных правила
исполнения бюджета. Вместе с тем, можно выделить основные принципы
исполнения бюджетов всех уровней.
Первое. В процессе исполнения бюджетов могут быть внесены
изменения в их расходную и доходную части. Делается это на основании
решений органов представительной и исполнительной власти.
Второе. Главным документом, на основании которого осуществляется
исполнение бюджетов, является бюджетная роспись доходов и расходов,
составляемая финансовыми органами.
Третье. В исполнении бюджетов принимают участие все республиканские и
местные государственные органы, предприятия, организации и учреждения всех
форм собственности, а также определенная часть населения.
Четвертое. Законодательство предусматривает санкции и меры ответственности
к юридическим и физическим лицам за нарушения против бюджета Республики
Беларусь.
Решающая роль в исполнении бюджетов принадлежит Министерству финансов,
местным финансовым органам, Главной государственной налоговой инспекции и
региональным государственным налоговым инспекциям. Министерству финансов
предоставлено право получать от министерств, других центральных органов
управления, предприятии, объединений, организаций и учреждений информацию
об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и
использованию государственных финансовых средств; осуществлять контроль за
целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований. Ему также
вменяется в обязанности ограничивать и приостанавливать финансирования
расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их
получателями требований нормативных актов, непредоставления ими информации
о движении государственных финансовых средств. Идентичными правилами
наделены финансовые органы.
Важная роль в исполнении бюджетов принадлежит казначейству, в функции
которого входит управление доходами и расходами республиканского бюджета и
контроль за его исполнением.
Обязательным условием исполнения бюджетов является кассовое исполнение
бюджета. Законами о бюджетной системе и о Национальном банке оно возложено
на банковскую систему. Кассовое исполнение бюджета заключается в приеме,
хранении и выдаче бюджетных средств. В основе кассового исполнения бюджета
лежит принцип единства кассы, означающий, что все доходы данного бюджета
аккумулируемся на одном счете в конкретном кредитном учреждении. Из него в
установленном порядке производится выдача средств получателям бюджетных
назначений. В процессе кассового исполнения бюджета осуществляется
координация работы на этом участке кредитных учреждений и казначейства.
Принцип сбалансирования бюджета означает, что каждый бюджет должен
быть сбалансирован не только по году, но и в каждом квартале. В процессе
исполнения бюджета, если в каком-то квартале недостаточно поступлений для
осуществления запланированных расходов, может быть временно Позаимствована
оборотная кассовая наличность и свободные остатки средств, образовавшиеся
на начало года.
Поквартальное распределение бюджетных средств производится по каждому
министерству, управлению (отделу) исполкома, по каждому виду доходов и по
каждой свободной смете расходов. Составленное таким образом поквартальное
распределение доходов и расходов служит основанием для разработки росписи
доходов и расходов соответствующего бюджета. А это, как уже отмечалось,
основной документ, регулирующий отношения между субъектами бюджетных
отношений в процессе исполнения бюджета. Это не только чисто финансовый, но
и юридический акт, удостоверяющий право руководителей субъектов-получателей
бюджетных назначений на использование бюджетных средств в течение года.
В утвержденные росписи доходов и расходов бюджета Могут быть внесены
изменения в случаях принятия законодательных и подзаконных актов,
вызывающих изменения доходов и расходов бюджета. Изменения в роспись
доходов расходов могут также быть внесены руководителем фннорганов в
пределах предоставленных ему прав. Для нижестоящих финорганов основанием
для внесения изменений в показатели утвержденного бюджета служат также
уведомления по взаимным расчетам, направленным вышестоящим фннорганом,
Взаимные расчеты вышестоящего бюджета с нижестоящими бюджетами могут иметь
место при издании, после утверждения бюджета, новых законов, постановлений
и распоряжений Правительства.
Выделяемые из бюджета средства поступают в распоряжение руководителей
бюджетных учреждений, которых принято называть распорядителями бюджетных
средств. По определению распорядители бюджетных средств - это должностные
лица, которым законодательством предоставлено право распоряжаться денежными
средствами, выделенными из бюджета.
Распорядители бюджетных средств подразделяются на главных и
нижестоящих. К главным распорядителям бюджетных средств относятся
руководители министерств и ведомств, управления (отделов) исполкомов
местных Советов депутатов. Нижестоящие распорядители - это руководители
подчиненных органов подведомственных организаций и учреждении (прежнее на
звание- распорядители бюджетных кредитов).
Главные и нижестоящие распорядителей бюджетных средств наделены
различными правами в использовании средств. Главные распорядители имеют
право не только расходовать бюджетные средства на содержание возглавляемых
им учреждений, но и распределять выделенные им ассигновать между
нижестоящими распорядителями. Нижестоящие распорядители бюджетных
средств, если в их подчинении подведомственные учреждения, должны
использовать их частично на собственные нужды и частично перераспределив
их между руководимыми ими учреждениями. Руководители конкретных учреждений
получают бюджетные средства для непосредственного расходования.
Право на получение бюджетных средств распорядителя получают формально
с момента утверждения соответствующего бюджета. Фактическое перечисление
средств с соответствующих счетов бюджетов производится лишь при наличии
утвержденных финансовых планов и смет.
Как главные, так и нижестоящие распорядители бюджетных средств обязаны
использовать выделенные им ассигнования строго по целевому назначению и в
пределах утвержденных смет. За нарушения в использовании средств
распорядители несут предусмотренную законодательством ответственность.
В процессе исполнения бюджетов возникают различные отношения между звеньями
бюджетной системы. Эти отношения регулируются законом о бюджетной системе.
Уже упоминалась взаимоответственность вышестоящих и нижестоящих бюджетов
при принятии решений, приводящих к уменьшению доходов или увеличению
расходов соответствующих бюджетов. Но могут возникать другие случаи. В
частности, при принятии Парламентом, Президентом, Советом Министров,
местными Советами депутатов и их исполкомами решений, вызывающих увеличение
доходов или уменьшение расходов нижестоящих бюджетов, образующиеся в связи
с этим излишки доходов или экономия в расходах подлежат передаче в
вышестоящие бюджеты.
В случае принятия местными Советами депутатов решений, противоречащих
законам Республики Беларусь и решениям вышестоящих Советов депутатов в
части размеров нормативов, а также в части взаимных расчетов, либо
несоблюдение ими и их исполнительными комитетами указанных Сложений в
процессе исполнения бюджетов, средства, причитающиеся соответствующим
бюджетам, взыскиваются в бесспорном порядке.
Исполнение бюджетов завершается 31 декабря. Однако, для решения
расчетов и исполнения обязательств в период исполнения бюджетов
предусматривается льготный период, составляющий один месяц. Бюджетный год
плюс льготные периоды определяются как бюджетный период.

УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТА БЮДЖЕТА.

Завершающим этапом последней стадии бюджетного процесса -
исполнения бюджета, является отчет от исполнении бюджета. В отчете можно
выделить три этапа - подготовка отчета, его рассмотрение и утверждение.
Работа по составлению отчета начинается сразу же после завершения
бюджетного года. Организация работы по составлению отчета возлагается на
Правительство и исполкомы местных Советов депутатов. Непосредственно
составлением отчетов об исполнении бюджета занимается соответственно
Министерство финансов и финансовые органы.
. Органы исполнительной власти общей компетенции направляют всем
распорядителям бюджетных средств письмо с требованием предоставить
информацию с фактическим использованием бюджетных средств Финансовые органы
на основе предоставляемых им отчетных данных и своей информации составляют
проект отчета об исполнении бюджета.
Составляемые финорганами отчеты передаются соответствующим органам
исполнительной власти для их рассмотрения и предоставления в органы
представительной власти. Отчет рассматривается в постоянных комиссиях и
затем представляется для утверждения на заседании органов представительной
власти Угождение отчета оформляется постановлением органа представительной
власти.
По республиканскому бюджету отчет должен быть предоставлен в Парламент
не позже пяти месяцев со времени окончания отчетного финансового года.
Сроки представления отчетов об исполнении местных бюджетов зависят от
уровня бюджетов и определяются местной представительной властью.
Общим правилом для всех видов бюджетов является и то, что отчеты об
исполнении бюджетов за предыдущий год рассматриваются и утверждаются
одновременно с рассмотрением и утверждением бюджетов на предстоящий год.
Отчет об исполнении бюджета публикуется для всеобщего сведения.

1.3. Банковская система Республики Беларусь.
План:

1. НАЦОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
2. КОММЕРЧИСКИЕ БАНКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

1.
НАЦОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

Преобразования 1988-90 годов коренным образом изменили банковскую
систему бывшего СССР. Было покончено огосударствлением банковского
сектора, подчиненностью Центрального банка исполнительной власти. И,
таким разом, сформировалась типичная для стран с рыночной экономикой
банковская система. Под национальной банковской системой принято понимать
внутренне организованную, взаимосвязанную, объединенную едиными целями и
задачами совокупность банковских учреждений. Банками являются
государственные, акционерные и другие организации, созданные для
привлечения денежных средств и их размещение в форме кредита, а также для
осуществления других операций, предусмотренных банковским
законодательством.
Банковская система Республики Беларусь - двухуровневая. Она включает
Национальный банк (центральный) и коммерческие банки (их в настоящее время
более тридцати), функционирование банков регулируется двумя основными
законами- "О Национальном банке Республики Беларусь" и банках и банковской
деятельности в Республике Беларусь". В указанных законах не указывается на
другие небанковские организации, хотя такие учреждения в Республике
функционируют. Их правовой статус долгое время был вообще не определен. И
только в конце 1996 года Правительством И Национальным банком было принято
совместное постановление, утвердившее "Временное положение о небанковских
финансовых организациях в Республике Беларусь".
Правовой статус Национального банка отличается от правового статуса
коммерческих банков тем, что Национальный банк является одновременно
органом управления и хозяйствующим субъектом. Как орган управления он
наделен широкими полномочиями по управлению финансово-кредитной системой
Республики Беларусь. Его хозяйственная деятельность есть продолжение
реализации его административных функций, так как, вступая в отношения с
Правительством и коммерческими банками он руководствуется интересам,
денежно-кредитной политики.
Национальный банк подчиняется

Новинки рефератов ::

Реферат: Экзаменационные билеты по трем предметам из раздела программирования и компьютеров за декабрь 2000 г (Компьютеры)


Реферат: Учет и аудит отгруженной и реализованной продукции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Левитан (Культурология)


Реферат: Концепции современного естествознания (Естествознание)


Реферат: Анатомия невежества (Религия)


Реферат: Валютная система РФ (Валютные отношения)


Реферат: Проблемы типикона на Поместном Соборе (Мифология)


Реферат: Страхование жизни (Страхование)


Реферат: Оценка царствования Екатерины II (По В.О. Ключевскому) (История)


Реферат: Конфликты в организации (Менеджмент)


Реферат: Шпаргалки к экзамену по педагогике (Педагогика)


Реферат: Когнитивно-рациональное консультирование (Психология)


Реферат: Решение дифференциального уравнения с последующей аппроксимацией (Компьютеры)


Реферат: Обзор судебной практики по делам о признании брака недействительным (Право)


Реферат: Культура поведения за столом. История и современность (Культурология)


Реферат: Башкирские шежере как исторический источник (История)


Реферат: Сигары (Сельское хозяйство)


Реферат: Задачи по уголовному праву (Уголовное право и процесс)


Реферат: Международное право и международное правосудие (Право)


Реферат: Социальные проблемы российского сельского хозяйства в условиях рыночных реформ (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист