GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Мотивация трудовой деятельности (Контрольная) (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Мотивация трудовой деятельности (Контрольная) (Социология)



Самарский Государственный университет



Контрольная работа по
СОЦИОЛОГИИ
ст. V курса ГосУниверситета
специальность менеджмент
ТЕМА:
«МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»



Преподаватель_________________


Студент: Филиппова О. Г.



Самара 1998

ПЛАН
контрольной работы
_________________________________________________________________


I. Трудовая мотивация.
II. Способы улучшения мотивированности труда.
III. Опыт зарубежных стран. Теории мотивации труда на Западе.
IV. Мотивация труда сегодня. Забастовочные движения в России.
1. Общие рекомендации по организации мотивации труда.
2. Мотивы выступления рабочих.
3. Их требования.
4. Статистика забастовочного движения.
V. Список использованной литературы.



I. ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ.

В условиях формирования новых механизмов хозяйствования,
ориентированных на рыночную экономику, перед промышленными предприятиями
встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями
рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все
стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим
возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности
предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм
собственности - поиск эффективных способов управления трудом,
обеспечивающих активизации человеческого фактора.
Решающим причинным фактором результативности деятельности людей
является их мотивация.
Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в
странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации
труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с
демократизацией производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в
промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это
объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились
проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-
вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие
«мотивация» заменялось понятием «стимулирования». Такая усеченность
понимания мотивационного процесса приводила к ориентации на краткосрочные
экономические цели, на достижение сиюминутной прибыли. Это разрушительно
действовало на потребностно-мотивационную личности работника, не вызывало
заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании, а ведь
именно эта система сегодня наиважнейший резерв повышения эффективности
производства.
Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного
исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение
целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или
намеченных работ.
Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и
индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том
обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличии
от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый
элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его
будет трудовое поведение объектом управления и в конечном итоге
определенных результат трудовой деятельности.
Р. Оуэн и А. Смит считали деньги единственным мотивирующим фактором.
Согласно их трактовке, люди - чисто экономические существа, которые
работают только для получения средств, необходимых для приобретения пищи,
одежды, жилища и так далее.
Современные теории мотивации, основанные на результатах
психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие
человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По
мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями.
Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека
является также и функцией его восприятия и ожиданий.
При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах,
которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные
из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.
Потребности нельзя непосредственно наблюдать или измерить, о них
можно судить лишь по поведению людей. Выделяют первичные и вторичные
потребности. Первичные по природе своей являются физиологическими: человек
не может обойтись без еды, воды, одежды, жилища, отдыха и тому подобное.
Вторичные вырабатываются в ходе познания и приобретения жизненного опыта,
то есть являются психологическими потребность в привязанности, уважении,
успехе.
Потребности можно удовлетворить вознаграждением, дав человеку, что он
считает для себя ценным. Но в понятии «ценность» разные люди вкладывают
неодинаковый смысл, а, следовательно, различаются и их оценки
вознаграждения. Например, состоятельный человек, возможно, сочтет несколько
часов отдыха в кругу семьи более значительными для себя, чем деньги,
которые он получит за сверхурочную работу на благо организации. Для
работающего в научном учреждении более ценными могут оказаться уважение
коллег и интересная работа, а не материальные выгоды, которые он получил
бы, выполняя обязанности, скажем, продавца в престижном супермаркете.
«Внутреннее» вознаграждение человек получает от работы, ощущая
значимость своего труда, испытывая чувство к определенному коллективу,
удовлетворение от общения дружеских отношений с коллегами.
«Внешнее» вознаграждение - это зарплата, продвижение по службе,
символы служебного статуса и престижа.
Мотивационный процесс может быть представлен в виде следующих одна за
другой стадий: осознание работником своих потребностей как системы
предпочтения, выбор наилучшего способа получения определенного вида
вознаграждения, принятие решения о его реализации; осуществление действия;
получение вознаграждения; удовлетворение потребности. Стержнем управления
на основе мотивации будет воздействие определенным образом на интересы
участников трудового процесса для достижения наилучших результатов
деятельности.
Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие
предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его
персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных
возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо
полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели
организации.
Никакие установленные извне цели не вызывают заинтересованности
человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в
его «внутреннюю» цель и далее в его «внутренний» план действия. Поэтому для
конечного успеха большое значение имеет совпадение целей работника и
предприятия.
Для решения этой задачи необходимо создание механизма мотивации
повышения эффективности труда. Под этим подразумевается совокупность
методов и приёмов воздействия на работников со стороны системы управления
предприятия, побуждающие их к определенному поведению в процессе труда для
достижения целей организации, основанной на необходимости удовлетворения
личных потребностей.


II. СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ МОТИВИРОВАННОСТИ ТРУДА

Рассмотрим способы улучшения мотивации труда. Они объединяются в пять
относительно самостоятельных направлений:

1. Материальное стимулирование.
2. Улучшение качества рабочей силы.
3. Совершенствование организации труда.
4. Вовлечение персонала в процесс управления.
5. Неденежное стимулирование.

Первое направление отражает роль мотивационного механизма оплаты труда
в системе повышения производительности труда. Оно включает в качестве
элементов совершенствование системы заработной платы, предоставление
возможности персоналу участвовать в собственности и прибыли предприятия.
Безусловно, мотивационному механизму оплаты труда отводится большая
роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как
поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту
производительности труда. Применение этого метода может быть полезным для
достижения кратковременных подъемов производительности труда. В конечном
итоге происходит определенное наложение или привыкание к этому виду
воздействия. Одностороннее воздействие на работников лишь денежными
методами не может привести к долговечному подъему производительности труда.

Хотя труд в нашей стране, в отличие от высокоразвитых стран, на
сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка,
можно предположить, что потребность в деньгах будет расти до определенного
предела, зависящего от уровня жизни, после которого деньги станут условием
нормального психологического состояния, сохранения человеческого
достоинства. В этом случае в качестве доминирующих могут выступить другие
группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении
успехов и другие. Для руководителя очень важно умение распознавать
потребности работников. Потребность более низкого уровня должна
удовлетворяться прежде, чем потребность следующего уровня станет более
значительным фактором, определяющим поведение человека.
Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что
мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем.
С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении.
Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей
бесконечен.

Следующее направление улучшения мотивации - совершенствование
организации труда - содержит постановку целей, расширения трудовых функций,
обогащения труда, производственную ротацию, применение гибких графиков,
улучшению условий труда.
Постановка целей предполагает, что правильно поставленная цель путем
формирования ориентации на ее достижение служит мотивирующим средством для
работника.
Расширение трудовых функций подразумевает внесение разнообразия в
работу персонала, то есть увеличение числа операций, выполняемых одним
работником. В результате удлиняется рабочий цикл у каждого работника,
растет интенсивность труда. Применение данного метода целесообразно в
случае недозагруженности работников и собственного желания их расширить
круг своей деятельности, в противном случае это может привести к резкому
сопротивлению со стороны работников.
Обогащение труда подразумевает предоставление человеку такой работы,
которая давала бы возможность роста, творчества, ответственности,
самоактуализации, включения в его обязанности некоторых функций
планирования и контроля за качеством основной, а иногда и смежной
продукции. Данный метод целесообразно применять в сфере труда инженерно-
технических работников.
Для массовых рабочих профессий лучше всего использовать
производственную ротацию, которая предполагает чередование видов работы и
производственных операций, когда рабочие в течение для периодически
обмениваются рабочими местами, что характерно преимущественно для бригадной
формы организации труда.

Улучшение условий труда - острейшая проблема сегодняшнего дня. На
этапе перехода к рынку возрастает значимость условий труда как одной из
важнейших потребностей человека. Новый уровень социальной зрелости индивида
отрицает неблагоприятные условия трудовой среды. Условия труда, выступая не
только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с определенной
отдачей, могут быть одновременно фактором и следствием определенной
производительности труда и его эффективности.

Следует отличать еще одну сторону этой проблемы - низкая трудовая
культура самих работников. Длительное время работая в неудовлетворительных
санитарно-гигиенических условиях, человек не умеет, да и не хочет правильно
организовывать свое рабочее место. В последнее время на наших передовых
предприятиях в качестве эксперимента стали внедряться японские методы
управления производительности, одним из которых является повышение культуры
производства. Соблюдение пяти принципов работы является одним из элементов
трудовой морали.

1) Ликвидировать ненужные предметы на рабочих местах
2) Правильно располагать и хранить нужные предметы
3) Постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте
4) Постоянная готовность рабочего места к проведению работы
5) Усвоить дисциплину и соблюдать перечисленные принципы.

Состояние рабочего места оценивается ежедневно при проверке побальной
оценки на соответствии его содержания указанным правилам. Рабочие прямо
заинтересованы в постоянном поддержании в хорошем состоянии своего места,
так как в этом случае увеличивается на 10% тарифная часть его заработка.
Применение такой системы позволяет повысить уровень культуры производства и
способствует росту производительности труда.


III. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.
ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА НА ЗАПАДЕ.

В практике американских фирм «Форд», «Дженерал Моторс» и других
используются различные методы мотивации и гуманизации труда. Многие из них
связаны с материальным поощрением. Часто применяют так называемые
аналитические системы заработной платы, особенность которых -
дифференциальная оценка в баллах степени сложности выполняемой работы с
учётом квалификации исполнителей, физических усилий, условий труда и
другие. При этом переменная часть заработной платы, которая выступает в
качестве награды за повышение качества продукции, рост производительности
труда, экономию сырья достигает 1/3 зарплаты. Используются различные формы
участия рабочих в распределении прибыли. Для решения производственных задач
формируются кружки качества и совместные комиссии рабочих и администрации,
принимающие решения о материальном поощрении рабочих в зависимости от
вклада, в том числе в повышении производительности труда.
Материальное поощрение практикуется в различных видах. Большое
распространение в британских фирмах получило поощрение в форме подарков.
Так, в компании «British Telecom» награждают ценными подарками и
туристическими путёвками. Процедура награждения проводится в соответствии с
достигнутыми успехами: на рабочих местах, на публичных мероприятиях и
празднованиях. Это позволяет популяризировать достижения в области
повышения эффективности работы ее качества, которые прежде оставались
незамеченными.
Применяемые промышленными фирмами системы мотивации работников путем
продвижения их по службе можно свести к ротации с учетом личных качеств и
стажа работы. Первое чаще применяется на предприятиях США, второе
характерно для Японии.
Одной из форм мотивации, нашедшей широкое применение в практике
зарубежных и отечественных предприятий стало внедрение гибких графиков
работы. В государственных учреждениях графства Оксфордшир (Великобритания)
в начале 90-хх годов в экспериментальном порядке введена новая форма
организации труда, дающая служащим значительную степень свободы -
возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома, в зависимости от
конкретных обязанностей сотрудника и договоренности между ним и его
руководителем. В некоторых случаях количество часов, проводимых в
учреждении, оговаривается заранее. Могут быть назначены конкретные часы
сбора всех сотрудников подразделения для обмена информацией, ознакомление с
новыми заданиями. Такой режим рекомендуется и руководителям. Так, контракт
начальника бухгалтерии одного из учреждений предполагает следующее
распределение рабочего времени: 75% (30 часов в неделю) - в учреждении, 25%
(10 часов в неделю) - в домашних условиях. Начальник бухгалтерии дома в
основном работает на компьютере, проверяет цифровые данные финансовых
документов, а в учреждении участвует в совещаниях и занимается другой
работой, требующей контакта с сотрудниками.
Работа, которая выполняется только дома за компьютером называется
телеработой. Основной ее недостаток - изоляция, однако, для некоторых
категорий работников, к тому же обременённых семейными обязанностями,
предпочтительнее именно такая форма организации труда.
Эксперимент оправдал ожидания и был подхвачен другими компаниями.
Фирма «Бритиш Телеком» прогнозирует, что к 2000 году телеработой будет
занято около 15% рабочей силы. Если этот прогноз оправдается будет получен
колоссальный эффект: количество автомобилей на дорогах сократится на 1.6
млн. единиц, а бензина будет сожжено на 7.5 млрд. литров меньше, фирмы
сэкономят по 20 тыс. фунтов стерлингов (около 33 тыс. долларов) в год на
каждом сотруднике, а сами сотрудники будут в среднем экономить по 750
фунтов стерлингов в год на бензине и дорожных расходах.

Один из действенных методов мотивации - создание самоуправляемых
групп. В качестве примера можно сослаться на опыт американской фирмы
«Digital Equipment», где такие группы сформированы в управлении общего
учета и отчетности, входящим в один из 5 центров управления финансовой
деятельностью. Группы самостоятельно решают вопросы планирования работ,
приема на работу новых сотрудников, проведения совещаний, координации с
другими отделами. Члены групп поочередно участвуют в совещаниях менеджеров
компаний.

На Западе существует множество теорий мотивации труда. К примеру,
теория Д. Мак-Киеланда делает упор на потребности высшего уровня: власть,
успех, причастность. У разных людей может доминировать та или другая из
них. Люди, ориентированные на власть, проявляют себя как откровенные и
энергичные индивидуумы, стремящимися отстаивать свою точку зрения, не
боящиеся конфликтов и конфронтации. При определенных условиях из них
вырастают руководители высокого уровня.
Люди, у которых преобладает потребность в успехе, как правило, не
склонны к риску, способны брать ответственность на себя. Таким людям
организация должна предоставлять большую степень самостоятельности и
возможность самим доводить дело до конца.
Мотивация на основании потребности в причастности характерна для
людей, заинтересованных в развитии личных связей, налаживании дружеских
отношений, оказании помощи друг другу. Таких сотрудников следует привлекать
к работе, которая даст им возможность широкого общения.
Известный ученый в области лидерства Д. Мак. Грегор, выделяя два
основных принципа влияния на поведение людей, сформулировал «теорию X» и
«теорию Y».
«Теория X» - это авторитарный тип управления, ведущий к прямому
регулированию и жесткому контролю. Согласно этой теории люди изначально не
любят работать, поэтому их следует принуждать, контролировать, направлять,
угрожать наказанием, чтобы заставлять трудиться для достижения целей
организации. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он избегает
ответственности.
«Теория Y» основана на демократических принципах делегирования
полномочий, обогащения содержания работы, улучшения взаимоотношений,
признании того, что мотивацию людей определяет сложная совокупность
психологических потребностей и ожиданий. Демократический руководитель
считает, что работа человека, естественное состояние, и «внешний» контроль
не главное и не единственное средство воздействия, работник может
осуществлять самоконтроль, стремиться к ответственности, склонен к
самообразованию и изобретательности.


IV. МОТИВАЦИЯ ТРУДА СЕГОДНЯ.
ЗАБАСТОВОЧНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ.

Оплата труда является мотивирующим фактором, только если она
непосредственно связана с итогами труда. Работники должны быть убеждены в
наличии устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и
производительностью труда. В заработной плате обязательно должна
присутствовать составляющая, зависящая от достигнутых результатов.
Для российской ментальности характерно стремление к коллективному
труду, признанию и уважению коллег и так далее. Сегодня, когда из-за
сложной экономической ситуации трудно высокую оплату труда, особое внимание
следует уделять нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему
льгот для работников, гуманизируя труд, в том числе:

- признавать ценность работника для организации, предоставлять ему
творческую свободу,
- применять программы обогащения труда и ротации кадров;
- использовать скользящий график, неполную рабочую неделю, возможность
трудиться как на рабочем месте, так и дома;
- устанавливать работникам скидки на продукцию, выпускаемую компанией,
в которой они работают;
- предоставлять средства для проведения отдыха и досуга, обеспечивать
бесплатными путёвками, выдавать кредит на покупку жилья, садового
участка, автомашин и так далее.

Попытаемся сформулировать мотивирующие факторы организации труда,
которые ведут к удовлетворению потребностей высших уровней.

На своём рабочем месте каждый хочет показать, на что он способен и
что он значит для других, поэтому необходимы признание результатов
деятельности конкретного работника, предоставление возможности принимать
решения по вопросам, относящимся к его компетенции, консультировать других
работников.
На рабочих местах следует формулировать мировоззрение единой команды:
нельзя разрушать возникающие неформальные группы, если они не наносят
реального ущерба целям организации.
Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как улучшить
свою работу. Опираясь на заинтересованную поддержку руководства, не боясь
санкций, следует организовать работу так, чтобы у работника не пропало
желание реализовать свои планы.
Потому, в какой форме, с какой скоростью и каким способом работники
получают информацию, они оценивают свою реальную значимость в глазах
руководства, поэтому нельзя принимать решения, касающиеся изменений в
работе сотрудников без их ведома, даже если изменения позитивны, а также
затруднять доступ к необходимой информации. Информация о качестве труда
сотрудника должна быть оперативной, масштабной и своевременной.
Работнику нужно предоставлять максимально возможную степень
самоконтроля.
Большинство людей стремится в процессе работы приобрести новые знания.
Поэтому так важно обеспечивать подчиненным возможность учиться, поощрять и
развивать их творческие способности.
Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для
достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без признания
приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если
подчиненным, добившийся успеха, делегировать дополнительные права и
полномочия, продвигать их по служебной лестнице.

4.1. Мотивы выступления рабочих

Основными мотивами шахтерских забастовок на современном этапе их
развития являются невыплата заработанных денег. Попробуем проследить весь
путь денег от Правительства до шахтеров и обратно.
Государство рассчитывается с шахтерами через казначейство, уже
несколько лет существующее как отдельная служба при Минфине. Кроме того
отделения казначейства есть в каждом городе и районе, поэтому расчеты с
бюджетными организациями идут намного быстрее - казенные деньги не зависают
по полгода в коммерческих банках. Все средства, отпущенные бюджетом для
угольной промышленности, распределяются по объединениям ОАО «Компания
«Росуголь», а перечисляет суммы конкретным шахтам местные отделения
казначейства, после выделения Минфином средств, согласно разнарядке
«Росугля». Начальник управления казначейства по Кемеровской области
Григорий Скрипаль утверждает, что государство выплатило шахтерам все
деньги, но где же тогда зарплаты? Дать ответ на этот вопрос в можно лишь
разобравшись в тонкостях экономической ситуации в нашей стране. С одной
стороны, правительство выплачивает шахтерам деньги за государственные
заказы, складывая с себя обязательства оплаты по отраслевым и городским
заказам. А, с другой, города и отрасли не могут заплатить шахтерам, т. к.
их основным заказчиком является государство. А т.к. не одни не другие не
могут заплатить налогов, то получается « заколдованный круг ».
И, если работники других отраслей ( учителя, медики ) в какой то
степени могут найти себе дополнительную работу, то шахтеры, в силу ряда
причин, среди которых и условия труда, и географическое положение шахт не
имеют такой возможности.

4.2. Требования

Так же как и в мотивах забастовочного движения возможно выделить
динамику требований. Если в 1991-1992 годах забастовки носили в основном
политический характер, то в 1995-1996 годах преобладали экономические
требования
Так, при анализе требований бастующих в 1991-92 гг. сразу же бросается
в глаза широта спектра выдвигаемых шахтерами условий, причем требования эти
выходили далеко за рамки узкопрофессиональных. В соответствии со своей
направленностью требования подразделялись на относящиеся к универсальному
(общество) и локальному (социальная группа или социально-территориальная
общность) уровням. Так в 1991-1992 годах забастовки шахтеров были реакцией
на крайне низкие темпы экономической реформы.
Интересно, что суммарный уровень экономических и социальных требований
в относительных величинах в «революционные» 1991-1992 годы приблизительно
равен уровню «стабильного»1995- 1996 года.

4.3. Статистика забастовочного движения

Являясь по природе своей математическими (цифровыми) статистические
данные лучше представлять в виде таблиц и схем, опираясь на которые в
последующих главах будет рассматриваться данная проблема. Приведенные цифры
нельзя принимать как абсолютно объективные, так как до сих пор не
существует строго сформулированной методики учета забастовок. Не существует
жесткого разделения политических, экономических и иных требований.

Относительные величины

|Характер требований |Частота появления ( в процентах ) |
| |1991-1992 гг. |!995 -1996 гг. |
|Экономические |41.3 |55.2 |
|Социальные |45.5 |33.4 |
|Политические |9.4 |7.2 |
|Другие |3.6 |4.2 |
|Итого: |100 |100 |

Абсолютные величины

|Характер требований |Частота появления |
| |1991-1992 гг. |1995 -1996 гг. |
|Экономические |282 |345 |
|Социальные |311 |208 |
|Политические |64 |44 |
|Другие |26 |27 |
|Итого |683 |624 |


V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы.
Человек и труд, 1997 №10.
2. Капитонов Э. Социология XX века - Ростов-на-Дону «Феникс» 1996.
3. Социология социологии. История и технологии. М., 1996.
4. Экономика предприятия. Под ред. Семенова В.М. М., 1996.
5. Мирская М.И., Дикарева А.Л. Социология труда. М., 1995.






Реферат на тему: Мы и взрослые

Между отцами и детьми выситься стена
робости ,стыда ,непонимания ,уязвленной
нежности ,Чтобы эта стена не выросла,
требуются усилия ,на которые еле хвата-
ет человеческой жизни ,Но дети родятся
у нас в ту пору ,когда мы еще переполнены
собой ,сжигаемы честолюбием и от детей
просим не столько доверия ,сколько покоя.
Отцов отделяют от детей их собственные
страсти .Если ты помнишь о своих грехах,
в чем ты смеешь упрекать своего сына?


Одна Из главных особенностей подросткового и раннего юношеского
возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.
"Мы и взрослые" - постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии
.Конечно, возрастное "Мы" существуют и у ребенка .Но ребенок принимает
различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения между ними
неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки
стоят где-то "посередине", и эта промежуточность положения определяет
многие свойства их психологии, включая и самосознание.
Французские психологи (Б. Заззо, 1969 ) спрашивали детей от 5 до 14
лет, считают ли они себя "маленькими", "большими" или "средними" ( не по
росту, а по возрасту); при этом выяснилась эволюция самих эталонов
"роста". Дошкольники часто сравнивают себя с младшими и потому утверждают,
что они "большие". Школьный возраст дает ребенку готовый количественный
эталон сравнения - переход из класса в класс; большинство детей считают
себя "средними", с отклонениями преимущественно в сторону " большого ".С 11
до 12 лет точка отсчета меняется; ее эталоном все чаще становиться
взрослый, "расти" - значит становиться взрослым.
Советские психологи, начиная с Л. С. Выготского, единодушно считают
главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости .Однако
ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую
заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким,
несамостоятельным. При этом , в отличии от ребенка, он уже не считает такое
положение нормальным и стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость
чувства взрослости - подросток претендует быть взрослым и в то же время
знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.
Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться
потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших
вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появляется
эта возрастная тенденция ( не смешивать с отношениями между поколениями!) в
отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них конкретными
взрослыми ,которые являются не только старшими по возрасту, но и
полномочными представителями общества взрослых в целом, - родителями и
учителями?
Из факторов социализации ,рассматриваемых по отдельности ,самым важным
и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка
общества ,влияние которой ребенок испытывает раньше всего ,когда он
наиболее восприимчив. Семейные условия ,включая социальное положение ,род
занятий ,материальный уровень и уровень образования родителей ,в
значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме
сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на
ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого
воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Нет практически ни одного социального или психологического
аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных
условий в настоящем или прошлом.
Правда ,меняется характер этой зависимости. Так ,если в прошлом школьная
успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели главным
образом от материального уровня семьи ,то теперь этот фактор менее
влиятелен.
По данным ленинградского социолога Э. К. Васильевой (1975), у родителей с
высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью ( средний балл выше
4 ) втрое выше ,чем в группе семей с образованием родителей ниже семи
классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда дети
имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной
помощи родителей.
Помимо образовательного уровня родителей ,сильно влияет на судьбу
подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее
членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего
большинства так называемых трудных подростков.
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его
взаимоотношений с родителями ,который лишь отчасти обусловлен их социальным
положением.
Существует несколько относительно автономных психологических
механизмов ,посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых ,
подкрепление : поощряя поведение ,которое взрослые считают правильным ,и
наказывая за нарушение установленных правил ,родители внедряют в сознание
ребенка определенную систему норм ,соблюдение которых постепенно
становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых ,
идентификация : ребенок подражает родителям ,ориентируется на их пример
,старается стать таким же ,как они . В-третьих ,понимание : зная внутренний
мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы ,родители тем самым
формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Семейная социализация не сводиться к непосредственному «парному»
взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть
нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью : например, в
семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и
не выработать этих способностей , так как , хотя у него перед глазами
хороший образец , семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив ,
в семье , где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая
дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия : юноша,
свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к
самостоятельности , а тот , кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому
конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств
его родителей ( ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых
методов воспитания
(Д. Баумринд, 1975) .
Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений
и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи
представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально
близкие , теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь) , а на
другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными
средствами воспитания являются внимание и поощрение , во втором -
строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества
первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств
родительской любви , имеет меньше шансов на высокое самоуважение , теплые
и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный
образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и
психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями
в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти
явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало
родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со
стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта
враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям,
так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая
некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не
сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских
переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь ,она дает
низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.
Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе , а
в связи с определенным типом контроля и дисциплины , направленных на
формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского
контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой
высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом -
пассивность, зависимость, слепое послушание ( Г. Элдер, 1971) .
За этими типами отношений стоит не только распределение власти ,
но и разное направление внутрисемейной коммуникации : в одних случаях
коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к
ребенку, в других - от ребенка к родителям.
Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в
зависимости от предмета:
в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность , в
других ( например, в финансовых) - право решать остается за родителями.
Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины:
отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более
жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в
известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут
и подрывать влияние друг друга.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются
обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля
воспитания . Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию
самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности .
Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с
тем гибко и рационально :
родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их
обсуждение подростком ;
власть используется лишь в меру необходимости ;
в ребенке цениться как послушание , так и независимость;
родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не
считает себя непогрешимым ;
он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его
желаний.
Крайние типы отношений , все равно, идут ли они в сторону
авторитарности или либеральной всетерпимости , дают плохие результаты.
Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей
незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они
кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную
апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у
подростка ощущение , что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные,
незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и
идентификации , а другие влияния - школы , сверстников, средств массовой
коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел , оставляя ребенка без
надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире .
Ослабление родительского начала , как и его гипертрофия , способствует
формированию личности со слабым «Я» .
В нашей стране существуют разные стили семейного воспитания, которые
во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных
особенностей. Однако в целом наше обращение с детьми является значительно
более авторитарным и жестким, чем мы это склонны признать. При анонимном
анкетировании детей разного возраста из 15 городов страны выяснилось, что
60 процентов родителей используют физические наказания; среди них 85
процентов - порка, 9 процентов - стояние в углу (иногда на коленях на
горохе , соли или кирпичах ), 5 процентов - удары по голове и лицу и т.д.
Почему так живучи авторитарные методы? Во-первых, такова традиция.
Став взрослым, люди часто воспроизводят то, что с ними самими проделывали
родители, даже если они помнят, как трудно им приходилось. Во-вторых,
характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных
отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет командно-
административный стиль, укоренившийся на производстве и в общественной
жизни. В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях свои служебные
неприятности, раздражение, возникающее в очередях, переполненном транспорте
и т. п. В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в
том, что лучший способ разрешения любых конфликтных ситуаций - сила.
Но если с маленькими детьми авторитарность еще « проходит» , то
теперь она неминуемо порождает конфликты, причем приходится платить и по
старым, давно забытым счетам.
Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его
приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим
классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и «отменить»
эффект прошлого опыта невозможно.

Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо
знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними
представлениями. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких
«ипостасях»:
как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок
чувствует себя беззащитным и беспомощным;
как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и
поощрений;
как образец , пример для подражания, воплощение мудрости и лучших
человеческих качеств;
как старший друг и советчик, которому можно доверить все.
Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с
возрастом меняется.
Переходный возраст - период эмансипации ребенка от родителей. Процесс
этот является сложным и многомерным . Эмансипация может быть эмоциональной
, показывающей , насколько значим для юноши эмоциональный контакт с
родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой,
любовью), поведенческой , проявляющейся в том , насколько жестко родители
регулируют поведение сына или дочери, или нормативной , показывающей,
ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что его родители , или
на какие-то другие. Каждый из этих аспектов эмансипации имеет собственную
логику.
В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям
первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности,
особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка
тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Но есть
вполне достоверные психологические данные о том , что избыток
эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков , та и для девочек. Он
затрудняет формирование у них внутренней анатомии и порождает устойчивую
потребность в опеке, зависимость как черту характера. Слишком уютное
родительское гнездо не стимулирует выросшего птенца к вылету в
противоречивый и сложный взрослый мир.
Любящие матери , не способные мыслить о ребенке отдельно от самих
себя, часто не понимают этого. Но юноша не может повзрослеть, не разорвав
«пуповину» эмоциональной зависимости от родителей и не включив свои
отношения с ними в новую , гораздо более сложную систему эмоциональных
привязанностей , центром которой являются не родители , а он сам. Избыток
материнской ласки и положение «маменькиного сынка» начинают его раздражать
не только потому , что вызывают насмешки сверстников , но и потому, что
пробуждают в нем самом чувство зависимости , с которым подросток борется.
Чувствуя охлаждение , многие родители думают, что дети их разлюбили ,
жалуются на их черствость и т. д. Но после того как критический период
проходит , эмоциональный контакт с родителями, если они сами его не
испортили, обычно восстанавливается, уже на более высоком, сознательном
уровне.
Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти .К
старшим классам поведенческая автономия, как правило, уже весьма велика:
старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей,
способы досуга и т. д. В семьях с более или менее авторитарным укладом эта
автономизация иногда вызывает острые конфликты.
Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют
к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих
обеспеченных семьях дети не знают источников семейного бюджета и не
заботятся об этом. Почти девять десятых опрошенных Л.Н. Жилиной и Н.Т
Фроловой (1969 ) московских девяти- и десятиклассников надеялись , что их
желания иметь определенные вещи осуществятся, причем две трети уверены, что
осуществить это желание - дело родителей («купят родители»). Поведение и
запросы этих старшеклассников практически автономны , поскольку желания
приобрести ту или иную вещь совпадали с планами родителей только в 10
процентах случаев. Тем не менее дети уверены, что их желаниям будет отдано
предпочтение.
Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве.
Разумеется, хорошие родители остаются для старшеклассников важным эталоном
поведения. На вопрос «Хотели бы вы быть таким человеком, как ваши
родители?» положительно ответили свыше 70 процентов санкт-петербургских
старшеклассников, опрошенных Т.Н. Мальковской (1971). На вопрос «Хотели бы
походить на родителей кое в чем?» положительно ответили 10 процентов
опрошенных, ни в чем - 7 процентов и уклонились от ответа на вопрос 11
процентов опрошенных.
Однако родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и
некритично , как в детстве. У старшеклассников есть и другие авторитеты,
кроме родителей. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает
не только из ближайшего окружения, но и из более широкого круга лиц
(общественно-политические деятели, герои кино и литературы). Зато все
недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются
остро и болезненно . Особенно это касается расхождение слова и дела. Из
трех тысяч старшеклассников и учащихся ПТУ, опрошенных социологами , свыше
2/3 отметили, что замечают существенные расхождения между тем, чему учат их
родители, близкие родственники и учителя, и тем , как они сами поступают в
повседневной жизни
(С.И. Плаксий, 1987). Это не только подрывает авторитет старших, но и
является практическим уроком приспособленчества и лицемерия.
В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о
мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако
на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в
том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет
общаться со сверстниками и тем автономнее будет это общение от взрослых. Но
влияния родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают и
взаимодополнительными .
«Значимость» для юношей и девушек их родителей и сверстников
принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая
автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере
досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.
Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей
и советчиков. При всей их тяги к самостоятельности, юноши и девушки остро
нуждаются в жизненном опыте и помощи старшим. Многие волнующие проблемы они
вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Да и
какой совет может дать человек, который прожил так же мало, как и ты? Семья
остается тем местом , где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно
и уверенно. Отвечая на вопрос: «Чье понимание для вас важнее всего,
независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?» -
большинство московских мальчиков (с 5 по 11 класс), поставили на первое
место родителей (ответы девочек более противоречивы).
Однако взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены
конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.
«Мне уже 17 лет, а с мамой мы еще ни разу не говорили по душам... Я
бы даже рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине».
«Вечером родители только успевают спросить: «Как дела в школе?» А нам
на этот вопрос надоело отвечать и кажется, что родителей больше ничего не
интересует... Мы часто поэтому не понимаем родителей, а родители нас...»
И таких писем множество.
При исследовании юношеской дружбы было специально зафиксировано, как
оценивают школьники с 7 по 11 класс уровень понимания со стороны родителей,
легкость общения и собственную откровенность с ними. Оказалось, что по всем
этим показателям родители уступают друзьям - сверстникам опрошенных и что
степень психологической близости с родителями резко снижается с 7 к 9
классу.
Причина этого коренится прежде всего в психологии взрослых,
родителей, не желающих замечать изменение внутреннего мира подростка и
юноши.
Рассуждая абстрактно, хорошие родители знают о своем ребенке
значительно больше , чем кто бы ни было другой, даже больше, чем он сам.
Ведь родители наблюдают изо дня в день на протяжении всей его жизни. Но
изменения, происходящие с подростком, часто совершаются слишком быстро для
родительского глаза. Ребенок вырос , изменился, а любящие родители все еще
видят его таким, каким он бал несколько лет назад, причем собственное
мнение кажется им непогрешимым. «Главная беда с родителями - то, что они
знали нас, когда мы были маленькими», - заметил 15 - летний мальчик.

Понять другого человека можно только при условии уважения к нему,
приняв его как некую автономную реальность. Самая распространенная (и
совершенно справедливая!) жалоба юношей и девушек : «Они меня не слушают!»
Спешка, неумение и нежелание выслушать , понять то, что происходит в
сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или
дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта
- вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями
и растущими детьми.
Сотрудники Института психологии АПН опросили 164 старшеклассника
относительно их потребности в разных видах общения и реальных
взаимоотношений с разными партнерами. Общение со взрослыми, включая
родителей, оказалось гораздо более формальным и регламентированным , чем
общение со сверстниками. Оно вызывает у юношей острую неудовлетворенность.


Регламентированное
общение Нерегламентированное общение
Партнеры
потребность реальное
потребность реальное
в нем
общение в нем общение

Родители и близкие родствен-
ники 4,7
70,8 66,6 29,2
Учителя 8,3
95,7 10,9 4,3
Другие взрослые 2,6
98,6 6,5 1,4
Близкие друг - сверстники 0 0
68,2 56,2
Другие сверстники 4,6
68,4 24,3 31,6



Как видно из таблицы, потребность в неформальном общении с родителями
удовлетворяется меньше чем наполовину. В ходе дополнительного интервью
выяснилось, что общением с матерью удовлетворены только 31,1 процента, а с
отцом - всего 9,1 процента опрошенных. А ведь этот вид общения
психологически очень важен. Среди школьников, имеющих доверительные
отношения с родителями, устойчивой самооценкой обладают 79,1 процента
опрошенных , а среди тех, у кого общение с родителями жестко
регламентировано, - только 25 процентов. Неадекватную самооценку в первой
группе имеют 8,3 процента , а во второй - 87,9 процента обследованных.
В другом исследовании отношения старшеклассников с родителями
изучались с точки зрения доверительности общения со стороны
старшеклассников , информационного содержания общения , внимания,
проявляемого детьми к делам и жизни родителей, и авторитетности мнений
родителей для старшеклассников. Было опрошено 140 ленинградских семей,
причем дети и родители опрашивались отдельно. Выяснилось, что
старшеклассники , независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели с
отцом, чаще обращаются к ней за советом и более сочувственно относятся к
ней. Отцы имеют преимущество только в «информационной сфере», когда речь
идет о политике и спортивных событиях.
Бросается в глаза также резко выраженная асимметричность интересов
детей и родителей : родители проявляют внимание ко всем сторонам жизни
детей, тогда как дети мало интересуются жизнью и трудом родителей.
Особенно отчетливо это проявляется в общении с отцами : дети редко
расспрашивают их о служебных делах, годах детства и юности и т.д.
Отношения детей и родителей асимметричны , неравноправны. Многие
родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление
своей власти. Кроме того, действуют определенные культурные запреты.
Например, у нас не принято обсуждать сексуальные проблемы с представителями
других возрастных групп, это делается только со сверстниками. В результате
важнейшая сфера интимных переживаний подростка из общения с родителями
«изымается». При опросе 402 пар молодых москвичей, подавших заявление о
вступлении в брак, 85 процентов невест и 80 процентов женихов сказали, что
никогда не обсуждали с отцами проблемы брака и семьи . Чрезвычайно важные
для переходного возраста и ранней юности темы - «этапы полового созревания»
и «интимные отношения» - занимают последние места в разговорах с
родителями.
Но если о том, что больше всего волнует, говорить невозможно, общение
неизбежно принимает формальный, рутинный характер. Обе стороны чувствуют
возникший между ними барьер , страдают от этого, но сделать ничего не
могут. Чем больше родители «нажимают» на поведение, успеваемость и прочие
формально- ролевые аспекты жизни детей, тем суше, казеннее ,
регламентированнее становятся их взаимоотношения.
Вот типичное письмо старшеклассника : « Моему другу повезло с
родителями, потому что они считают своего сына за человека. Я целые дни
провожу в их доме. Его отец любит отгадывать кроссворды, заводить радиолу;
нашу музыку называет «шум» , но разрешает слушать... Мои родители ,
наоборот , думают только о моих уроках. Что я человек , у меня могут быть
дела - это им даже в голову не приходит. Кандидаты наук, а к телефону не
зовут. Разговаривают со мной как будто всегда с обидой, хотя бы я даже все
выучил. В доме у нас зеленая тоска...»
Юноши, в свою очередь, невнимательны к родителям в следствии своего
возрастного эгоцентризма. Поглощенные собой, они видят своих родителей
только в каких-то определенных и подчас не самых привлекательных ипостасях
, разбить которые может только новая информация, высвечивающая привычный
образ «предка» с какой-то неожиданной стороны. А родители ждут от выросших
детей тепла и понимания и вместе с тем смертельно боятся обнаружить свои
человеческие слабости, которые детям давно известны.
В любящих душах родителей живет иллюзия, что они нужны выросшим детям
в том же качестве , что и в раннем детстве. Идеальный воспитанник Эмиль,
женившись и готовясь стать отцом, говорит своему идеальному воспитателю:
«Советуйте, руководите нами, мы будем послушны; пока я буду жив, я буду
наждаться в вас» Растроганный собственной утопией , Руссо не замечает, что
послушание и потребность в руководстве - не самые ценные качества взрослого
человека, что существуют другие формы любви и человеческих
взаимоотношений. Так приятно для самолюбия всегда и во всех ситуациях
оставаться для своих детей и учеников мудрым наставником и учителем жизни!
Но в этой установке - источник постоянных конфликтов.
И здесь особенно трудно приходится отцам. Сегодня отцовская роль
стала особенно сложной и проблематичной. Не говоря уже о том , что во
многих семьях отцы вообще отсутствуют , их влияние на детей большей частью
ниже, чем влияние матерей. По мнению опрошенных уфимских школьников, свыше
трети их отцов практически не занимаются домашними бытовыми делами, две
трети отцов не помогают детям в учебе, не обсуждают с ними книг, фильмов ,
телепередач. Отвечая на вопрос : «С кем ты делишься своими секретами?» -
дети, начиная с 5 класса, ставят на первое место друзей , затем идут
матери, бабушки и на предпоследнем месте, опережая только братьев и сестер,
- отцы. В некоторых семьях единственная форма отцовского общения с детьми -
совместный просмотр телепередач, после чего семейство отходит ко сну.
Сравнительно редко наблюдается и психологическая близость с отцами.
Дело, по-видимому , не в том, что современные мужчины уделяют меньше
внимания семье и детям, а в том, что подорвано их традиционное положение в
семье , а новые роли усваиваются медленно. Отец перестал быть единственным
кормильцем и дисциплинирующим фактором. Труд, который всегда был и остается
главной сферой самоутверждения мужчины, в наши дни пространственно отделен
от семейного быта. Как работает отец, ребенок не видит. Что же касается
внутрисемейных функций, роль матери здесь выглядит гораздо более важной и
значимой, чем роль отца. Кроме того, взаимоотношения отцов с детьми ( мы
видели выше , что старшеклассники чаще ощущают близость с матерью и
откровеннее с ней, чем с отцом) осложняется меньшей экспрессивностью
мужчин, их частым неумением выражать сравнительно тонкие чувства и
психологические переживания. Эти качества, столь ценимые в наши дни, не
входили в традиционный стереотип мужчины.
Отцовские чувства и отцовская роль сами требуют определенного
воспитания и обучения. В старом, патриархальном обществе, на нормы которого
мы все еще ориентируемся, учиться отцовству не было необходимости. Будь
сильным и преуспевающем мужчиной в обществе , и все остальное -
благоустроенный дом , уважение окружающих, послушная жена и дети - появится
автоматически. Возится с детьми и разводить «нежности телячьи» - не мужское
дело. Такова была господствующая установка, и, хотя очень многие мужчины
чувствовали себя в этом мире неуютно и испытывали дефицит эмоционального
тепла и интимности, это не воспринималось как социальная проблема.
Сегодня положение резко изменилось. Раскрепощение женщин и другие
процессы лишили мужчин их привилегированного положения. Чтобы иметь
душевное спокойствие и авторитет в семье, мужчина должен обладать рядом
тонких психологических свойств, которые никогда не входили в традиционный
стереотип маскулинности , - чуткостью, внимательностью, отзывчивостью и
т.д. Их недостаток болезненно сказывается на психике и здоровье мужчин.
Равняясь на систему ценностей , принятых в обществе сверстников, мальчики-
подростки старательно искореняют в себе эти якобы «женские» качества, а
став взрослым, обнаруживает, что не в состоянии выразить волнующие их
переживания. Броня, которой подросток окружил себя в порядке самозащиты,
превращается в тюрьму, из которой взрослый мужчина не может освободиться. В
том, что касается выражения эмоций, «настоящий мужчина» напоминает порой
собаку из поговорки: все понимает, а сказать не может. По уровню душевного
самораскрытия мужчины существенно уступают женщинам, и это остро
проявляется в семье и отношениях с детьми. Поэтому, вовлекая отцов в дело
воспитания, школа должна одновременно оказывать им необходимую
психологическую помощь.
-Ах так! Тогда вообще никуда не пойдешь!
-Пойду!
-Ты с кем разговариваешь? Не пойдешь, если отец не разрешает!
-Как бы не так!
Стук входной двери поставил точку на разговоре.
Санька бежал по улице, ничего не видя и не слыша, кроме возмущения,
бушевавшего в нем.
«Ненавижу! Ненавижу! Я не маленький, чтобы мной так командовать! Весь
класс идет в поход, и все вместе вернутся. Только мне почему-то приказывают
быть дома к пяти. Значит я один должен возвращаться? Почему? Что изменится,
если я приеду попозже, со всеми? Просто ему надо показать свою власть и
унизить меня! Вечно так! А если я действительно провинюсь - что же тогда?
Убить меня, что ли? Не может отец понять, что я уже вышел из того возраста
, когда можно мною командовать!»
...Отец нервно постукивал кулаком по столу, сосредоточенно уставясь в
одну точку, и размышлял
«Как разговаривать стал , паршивец! Вырастил, называется , сынка! Что
ни скажи - все встречает в штыки! Ему кажется, что много понимать стал! Так
ведь только кажется! Что десять лет, что пятнадцать... Но почему так? Что
было!»
Была любовь. Санька еще не умел говорить и гулять, его возили в
коляске до половины завернутым в одеяло. Но стоило появиться рядом отцу,
как из коляски раздавалось радостное покряхтывание. Оно означало, что
право везти коляску переходило к папе. Когда же папа уходил, вслед несся
горестный плач.
-Папа! - сказал Санька в числе первых своих трех слов и немедленно
сделал это слово синонимом высшего достоинства.
Была дружба. Выходной день превращался в праздник.
-Позаботься о лыжах! - накануне мимоходом бросал отец. И сын допоздна
колдовал над баночками с мазями, наполнявшими кухню едким смоляным запахом.
Снежным воскресным утром к лыжникам в парке прибавлялось еще двое -
высокий, плотный в синем костюме и маленький в красном с белыми полосками.
Оба были неутомимы и отважны.
-Съедем? - спрашивает старший, указывая палкой на крутую горку.
-Съедем! - отвечал младший, и никто не смог бы уловить неуверенности
в его ответе, хотя внутри холодело при одно взгляде на гору. Но показать
себя трусом перед папой? Ни за что! Присесть, палки назад! Ух! Удержался!
-Молодец! - кричал отец. И Саня счастливо вздыхал. А если он падал,
то слышал снисходительное: «Цел? Ну, ну! Не разлеживайся! Вставай!»
Было уважение. В ящике письменного стола лежали отцовские боевые
награды. На 23 февраля и на 9 мая они переходили из своих коробочек на
лацканы отцовского пиджака. Саню заполняла до краев гордость. Он слушал
отцовские рассказы, радуясь и страдая, время от вр

Новинки рефератов ::

Реферат: Роль высшего образования в воспроизводстве рабочей силы (Педагогика)


Реферат: Средства и техника педагогического общения (Педагогика)


Реферат: Буддизм. История развития (Мифология)


Реферат: Норма и источники права (Право)


Реферат: Автоматизированные технологические комплексы (Радиоэлектроника)


Реферат: Анго-Саксонская Правовая Система (Право)


Реферат: Вторая Половина Палеозоя (Биология)


Реферат: Наполеон I (История)


Реферат: Системы поддержки и принятия решений (Кибернетика)


Реферат: Лекции по статистике (Статистика)


Реферат: Развитие железных дорог мира во второй половине 19-20 вв. (Транспорт)


Реферат: Аудит себестоимости (Бухгалтерский учет)


Реферат: Италия (География)


Реферат: Zusammenspiel der Realiatete als eines der Hauptprinzipien des Sujetaufbaus im Roman "Stiller" von Max Frisch (Иностранные языки)


Реферат: Глобальные сети: Технологии и протоколы (Программирование)


Реферат: Нематериальные блага и способы их защиты (Право)


Реферат: Устранение неполадок Windows 98 на аппаратном уровне. (Компьютеры)


Реферат: Первое ополчение Ляпунова (История)


Реферат: История Всесоюзной Коммунистической Партии Большевиков: Краткий курс (Политология)


Реферат: Основные правовые системы современности (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист