GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Позитивистское направление Огюста Конта (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Позитивистское направление Огюста Конта (Социология)




МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ



РЕФЕРАТ



По предмету: Социология


Тема: Позитивистское направление Огюста Конта



Выполнила студентка 1 курса


Группа УФ-03-1


Моисеева Т.В.


Преподаватель Панов С.В.



г. Электросталь, 2003г.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
Позитивистское направление в Российской социологии…………. 4
Заключение…………………………………………………………… 11
Список используемой литературы…………………………………. 12



ВВЕДЕНИЕ

Когда мы говорим о социологии как науке, изучающей общество и
поведение людей, то редко задумываемся о ее собственной природе. Между тем
с этим вопросом дело обстоит не очень просто. Социология, в отличии от
многих других, если не всех естественных и гуманитарных наук, обладает
двойственной природой. Социолог, опрашивая людей и знакомясь с их
внутренним миром, мнениями и пристрастиями, сам является человеком,
наделенным такими же мнениями и пристрастиями, которые влияют на результаты
познания (сознает он этот факт или нет – не имеет значения).
Двойственность природы социологии означает тот факт, что основной
предмет познания этой науки – общество – можно познавать двумя прямо
противоположными способами.
Первый вариант или проект познания общества, назовем его сциентистски
ориентированным, элиминирует человека как существо, наделенное мотивами,
ценностями, целями и интересами. Человек рассматривается также холодно и
равнодушно, как, например, булыжник, портфель или молекула кислорода.
Освобождение от человеческой психики необходимо ученым для чистоты
эксперимента. Если не учитывать, хотя бы на время, субъективный мир
человека, то все на свете, в том числе и самого человека, можно
рассматривать совершенно объективно – как совокупность молекул, прямых
линий, математических формул и т.д. Такой подход в социальном познании,
отталкивающийся от идеалов строгого естествознания, называется
позитивистским. Его родоначальником в социологии был О. Конт.



ПОЗИТИВИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Предшествующий этап развития мировой философской и социологической
мысли во многом подготовил и теоретически, и методологически новое научное
направление, сосредоточенное на характере взаимодействий человека и
общества, т.е. на социальных отношениях. Потребность в таком научном
правлении была актуальна и для социальной практики. Ответом на эти
социальные запросы послужили работы Огюста Конта.
Огюст Конт родился в Монпелье в семье чиновника, окончил
Политехническую школу в Париже, несколько лет был секретарем Сен-Симона.
Социальные и политические потрясения, вызванные Французской револючией,
оказали на сознание Конта огромное влияние. Он стал активно выступать
против метафизических воззрений века Просвещения, которые господствовали во
Франции до революции. Основной смысл преодоления метафизики он видел в том,
чтобы выработать рациональный, научный взгляд на общество. Этому должны
были послужить наблюдение и эксперимент.
О. Конт обозначил важный рубеж интеллектуально-филосовской эволюции
общественной мысли. В своей работе «Курс позитивной философии» (1910), Конт
рассматривает «закон трех стадий» развития интеллектуального сознания
человечества, исторически и логически объединяя теологию, метафизику и
позитивизм, тем самым подчеркивает непрерывность социального познания
общества и человека. Он пишет, что основной переворот, характеризующий
столетие возмужалости нашего ума, по существу заключается в повсеместной
замене недоступного проверке опытом определения причин в собственном смысле
слова простым исследованием законов, т.е. постоянных отношений,
существующих между наблюдаемыми явлениями.
Интерес к социальному прогрессу побудил Конта заняться социальной
теорией, провести четкое различие между социальной философией и
самостоятельной областью исследования социальных явлений, которую он назвал
социальной физикой или социологией (хотя она иногда называлась политикой в
очень широкой трактовке этого понятия).
При изучении социальной сферы, утверждал О. Конт, необходимо не
полагаться на догадки, а опираться на наблюдения, социальный эксперимент,
сравнительные методы. При этом изучение социальных явлений не может быть
абсолютным, а всегда останется относительным, в зависимости от нашей
организации и нашего положения в ней.
С точки зрения О. Конта, наука социология должна отвечать не только
на вопрос, уметь предвидеть и решить возникающие проблемы. Для этого
необходимо не обобщать данные опыта, а лишь описывать их, свести явления к
наименьшему числу внешних связей по их последовательности и сходству. Конт
выдвигает ряд положений о классификации наук, объективной основой которой
являются различные формы движения материи.
В предложенной классификации науки располагаются от более общих к
более частным и более сложным для изучения, а потому результатом их
изучения явилось менее точное значение. Одно из первых мест в этой
классификации занимала метафизика, которая ранее других перешла в
позитивную стадию, затем астрономия, физика и другие естественные науки. На
последнем месте была социология – наука об обществе, которое Конт
представлял как функциональную систему, основанную на разделении труда.
Программу изучения социологии Конт разделил на две части: социальную
статику, анализирующую равновесное состояние «организма» человеческого
общества, взаимосвязь компонентов (т.е. социальную структуру), и социальную
динамику (социальную кинетику), изучающую различные изменения или
последовательные состояния взаимосвязанных социальных фактов. Социальная
динамика в значительной мере отождествлялась с прогрессом и стала
преобладать в его научных идеях. Сам Конт считал, что динамику и статику
можно отделять друг от друга только в целях анализа, и это отличие не
должно предполагать наличие двух классов фактов, скорее, они являются двумя
аспектами единого подхода к изучаемым социальным явлениям.
По мнению Конта, любая наука должна заниматься классификацией
феноменов, которые являются предметной областью ее изучения, а не
анализировать лишь причины (как метафизика) или искать абсолютные истины
(как теология). Отсюда суть его социально-филосовской позиции: все
существующее существует только в той мере, в какой это будет доказано
наукой. Это возможно в том случае, если будут изучаться реальные факты
общественной жизни.
Основной единицей общества Огюст Конт считал семью, представляющую
элемент социальной структуры, так как семья возникла как естественное
состояние человеческих отношений. В семье отражаются все общественные
отношения: неравенства (например, между поколениями или полами),
подчиненности (принцип главенства и старшинства) и др. Отсюда следует, что
семья является основой формирования государства, моделью его организации, а
социальные функции семьи во многом отражают функции общества (начиная с
разделения труда, иерархичности отношений, власти и т.д.).
В существующей иерархии отношений, складывающихся в государстве, он
видит не только естественное, но и необходимое явление. Как и его
предшественники, О. Конт изучает реальную социальную структуру общества
(социальную статику). Он выделяет четыре класса: «спекулятивный» класс, в
который включены представители науки, философии и эстетики; «практический»
класс, включающий в себя представителей производства и сферы оборота
(торговцев, предпринимателей, банкиров); далее идут представители сельского
хозяйства; четвертый класс состоит из рабочих.
Структура власти строится по принципу важности выполняемой классом
функции в обществе. Принадлежность к тому или иному классу, согласно О.
Конту, основана на «естественном порядке вещей». Поэтому часть людей «по
природе» должна управлять, другая часть – подчиняться.
Вторая часть социологии – «социальная динамика» должна быть, по
мнению Конта, общей теорией естественного прогресса человечества, изучающей
причины и закономерности социальных перемен, потому что историческое
развитие общества связано с процессами эволюции и прогресса, а самым мощным
фактором, определяющим прогресс, является человеческий разум.
С точки зрения Конта, общество проходит три стадии развития: военную,
соответствующую теологической стадии развития ума, переходную,
соответствующую метафизической стадии, и, наконец, научно-промышленную,
соответствующую стадии позитивной, которую он считал завершающей,
замыкающей собой все общественное развитие.
Общественное развитие О. Конт, как и многие его предшественники,
связывает с моралью, а потому «моральное возрождение» считает «основой
всякого дальнейшего прогресса человечества и по существу более важным, чем
экономическое и политическое развитие общества». Он выводит необходимость
культа «Великого существа», под которым подразумевает человеческий род.
Социальный идеал Конта – это гармония и согласие между членами общества. Он
был противником революционных преобразований, в том числе и
социалистических, за что подвергался резкой критике со стороны марксистов.
Позитивизм Конта, порывающего со старой метафизической философией
прошлого, был, несомненно, прогрессивным явлением, дал жизнь новому
научному направлению – социологии, новому научному знанию – социальному.
Обратив внимание на социальную жизнь общества как самостоятельный
феномен, Конт одним из первых поставил вопрос о необходимости ее
систематического изучения. Главная идея позитивизма заключалась в том, что
новое «положительное» знание должно быть свободно от всяких «домыслов» и
опираться на естествознание, которое он считал само по себе философией.
Одним из основных постулатов Конта была взаимосвязь социальных
элементов, частей или подразделений общества. Хотя он и утверждал, что эта
взаимосвязь является ключом к созданию общества, по сути дела этим он
заложил понятие предмета социологии как науки о взаимодействиях,
взаимосвязях социальных элементов общества: людей, групп, общностей и др.
С появлением О. Конта социальная теория обретает институциональный
статус, получает права гражданства в научном мире. Во второй трети XIX века
социальная теория начинает бурно развиваться и бросает вызов социальной
философии, которая все больше и больше объединяется с биологическими и
физическими науками. Эта фаза в развитии социальной теории называется
«протосоциологией» и имеет две характерные черты. Во-первых, освобождение
социальной теории от понятийного аппарата физических и биологических наук,
чем грешила социальная теория с момента своего зарождения. Социальные
процессы и явления все больше стали описываться в собственно
социологических терминах: взаимодействия, общность, социальные группы,
согласие и т.д. Во-вторых, развитие социологии стало всеобъемлющим, поэтому
возникла попытка «новой науки» подавить старые социальные дисциплины
(историю, политическую экономию), поставить их под свою зависимость.
Конкретно-историческое содержание общественной жизни совершенно
растворилась в формальных конструкциях, поощряемых субъективизмом.
Конечно, науки не изолированы друг от друга китайской стеной, поэтому
выводы, сделанные одной наукой, вполне могут оказывать влияние на другую.
Например, эмпирические обобщения в одной науке могут выступать для
представителей другой «удачной метафорой», наглядной, образной моделью,
дающей основание рассмотреть уже известные факты с точки зрения нового
подхода, вписав их в новые концепции. Именно такова природа понятий О.
Конта «динамика» и «статика», заимствованных им из механики.
Наконец существует и еще один тип заимствований, когда эмпирические
данные одной науки, перейдя в другую, становятся абстрактными положениями,
способствуют образованию новой системы понятий. Таким образом, требование
О. Конта о «разрыве союза с философией» и другими науками носило скорее
политический, а не объективно необходимый научный смысл.
Итак, XIX век можно охарактеризовать как период активного поиска и
становления социологических научных школ, концепций и направлений. Одним из
них стал позитивизм – направление в социологии, объявляющее единственным
источником познания социальные науки или их совокупность и отрицающее
философию как особую отрасль научного знания.
К числу наиболее важных принципов позитивизма можно отнести
следующие:
1. Постулат онтологического натурализма, или утверждение о том, что
социокультурные и природные явления качественно однородны. Поэтому
общественные процессы должны анализироваться как не представляющие собой
качественно новую по сравнению с природой реальность, и их объяснение
возможно с помощью познания законов природы.
2. Постулат методологического натурализма, состоящий в утверждении, что
система социологического знания должна строиться по модели физических
наук, использовать их методологические установки.
3. Постулат феноменализма, т.е. преувеличение роли опыта и чувственных
данных в социологическом познании в противовес умозрительным выводам,
нередко преобладавшим в социальной философии.
4. Принцип «ценностной нейтральности», согласно которому социолог как
ученый должен воздерживаться от любых ценностных суждений относительно
природы изучаемых явлений и процессов и получаемых результатов.
5. Признание инструментального характера научного знания и связанная с этим
ориентация на социальную инженерию, как особый тип социальной практики,
социальной терапии – лечения социальных болезней.
Специфика позитивистского видения реального мира отражена прежде
всего в первом и четвертом постулатах. Из этого вытекают требования
применения в социологии методологии естествознания, а также распространение
законов природы на познание общества.
На различных этапах концептуальной эволюции позитивизма на первый
план выступали то натуралистические принципы познания, то эмпирические,
представленные в неопозитивизме. Представители позитивистского направления
применяли в своих исследованиях эмпирический подход, связывали с ним
необходимость включения в социальную теорию эмпирических данных –
этнографической, исторической, экономической и другой информации. Вместе с
тем глубокую научную разработку эмпирическая гносеология получает лишь в XX
веке, в концепциях неопозитивизма и в философии прагматизма – научном
направлении идеалистической ориентации, отрицающем необходимость познания
объективных законов действительности и признающем истиной лишь то, что дает
практические результаты.
В свете двух принципов – отождествления общества с биологическим
организмом и уподобления социальных явлений физическим объектам –
сформировались два вида социологического позитивизма: органицизм,
отождествляющий общество с организмом и пытающийся объяснить социальную
жизнь биологическими закономерностями, и механицизм – одна из крайних форм
позитивизма, сводившая закономерности развития и функционирования общества
к механическим закономерностям. При этом механицизм весьма широко
использовал физическую терминологию для объяснения социальных явлений и
процессов.
Что касается ориентации позитивистов на социальную инженерию как
особый тип социальной практики и политики, то ее главную задачу позитивисты
видели в разработке рекомендаций и мероприятий по регулированию и
управлению общественными процессами и отношениями, особенно
внутригрупповыми.
Отечественные и зарубежные социологи выделяют в позитивизме два
этапа. Этап раннего позитивизма, примерно с 30-х годов XIX века. Он
заканчивается на рубеже XX века. Второй этап развития позитивизма
начинается примерно с 20-х годов XX века и продолжается до настоящего
времени. Этот период представлен различными направлениями социологии. Если
в первый период социология не имела устоявшегося предмета, шла активная
дискуссия по этому поводу, не было специализированных научных и учебных
заведений, то второй период можно охарактеризовать как этап институализации
науки, превращения социологии в академическую дисциплину, имеющую авторитет
в научном мире.



Заключение

Таким образов, О. Конт стал основателем не только новой науки, но и
подлинно социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов.
Он впервые поставил проблему и собственно понятийного аппарата социологии,
полагая, что описание и анализ структуры общества должны производиться в
социальных терминах, т.е. в явлениях ассоциации и ее специфических
продуктов. С точки зрения этого подхода О. Конт дает описание разнообразным
социальным системам, социальным институтам, институциональным
взаимоотношениям и стратификации – социального неравенства, т.е. основным
аспектам общей социологии.
С появлением О. Конта социальная теория обретает институциональный
статус, получает права гражданства в научном мире.
Таким образом, позитивизм в лице одного из своих передовых
представителей – О. Конта – заложил основы нового прогрессивного
научного направления, дал обществу инструмент познания самого себя, создал
предпосылки институализации социологии как науки.



Литература

1. Новикова С.С. Социология: История, основы, институционализация в России.
– М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО
«МОДЭК», 2000. – (Серия «Библиотека студента»).
2. Харчева В. «Основы социологии»: Учебник для студентов средних
специальных учебных заведений. – М.: «ЛОГОС»; «Высшая школа», 1999.
3. Смелзер Н. «Социология»: пер. с английского. – М: Феникс, 1994
4. «Социология» Лаврененко Н.В., Москва, 2002г.
5. Филосовский энциклопедический словарь, Москва, 1989г.
6. Современная Западная социология, Москва, 1990г.




Реферат на тему: Позитивная социология Огюста Конта


РЕФЕРАТ



ПРЕДМЕТ: ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ.



ТЕМА: Позитивизм в социологии.


Огюст Конт.



Студентки первого курса


Факультета социологии


Группа – С1СПР, ИСН


Пакиной Ольги.



МАУП – 2000


План реферата:

1. Биография Огюста Конта.
2. Идейные истоки социологии Конта.
3. Позитивизм, классификация наук и предмет Контовской социологии.
4. Социальная статика и социальная динамика по Конту.
5. Формирование принципов социологического метода Конта.
6. Вывод.



1. Биография Огюста Конта.

Был ли Огюст Конт подлинным создателем, «отцом» социологии – вопрос
спорный. Бесспорно то, что он стал ее «крестным отцом», так как дал ей имя,
изобрел само слово «социология». Термин «социология» составлено из двух
слов, взятых из двух разных языков: латинского “societas” («общество») и
греческого ”(((((” («слово», «учение»). Как бы то ни было, уже благодаря
тому, что Конт изобрел слово «социология» он занимает важное место в
истории этой науки.
Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 года в городе
Монпелье в семье чиновника, сборщика податей. Родители Конта были
правоверными монархистами и католиками. Но сам Конт довольно рано отошел от
принятых в своей семье ценностей и стал приверженцем идеалов Великой
Французской революции. После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в
1814 году он поступает в Политическую школу в Париже, в которой царят
либеральные и республиканские идеи.
В это время Конт активно изучает математику, читает много трудов по
философским, экономическим и социальным проблемам. Своим поведением он как
бы стремился доказать правильность французской пословицы: « Кто хочет быть
молодым в старости, должен быть старым в молодости».
В 1817 году Огюст Конт становится секретарем Сен-Симона, сменив в этой
должности известного историка Огюстена Тьерри. Изначально их отношения
носили дружеский характер, и Конт, в принципе является одним из участников
школы сенсимонизма. Но в последствии их отношения портятся и заканчиваются
разрывом в 1824 году.
В 1826 году Конт приступает к чтению платных публичных лекций по
философии на дому. Лекции потом были прерваны из-за его тяжелого
психического заболевания и возобновлены лишь в 1829 году. С 1830 по 1842
Конт осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного «Курса позитивной
философии». Во второй половине 40-х он обращается к проповеднической и
практической организационной деятельности, он проповедует позитивизм как
политическое, религиозное и моральное учение. И в 1847 году он
провозглашает Религию Человечества, а в 1848 – создает Позитивистское
общество. В последние годы жизни он провозглашал себя первосвященником
Религии Человечества и занимался разработкой нового религиозного учения и
культа. Умер Огюст Конт 5 сентября 1857 года в окружении своих учеников.
Огюст Конт никогда не занимал прочных позиций в академической системе
Франции того времени, он всего лишь довольствовался ролью репетитора и
экзаменатора в Политехнической школе и в Коллеж де Франс и еще давал
частные уроки…в последние годы жизни он в основном жил на средства,
собираемые его сторонниками-позитивистами.
В его жизни было две женщины, которые оказали на него непосредственное
влияние и вместе с Контом вошли в историю социологии. Первой женщиной была
его жена – Каролина Массен. Появление Каролины в своей жизни Конт
расценивал, как самую серьезную ошибку, совершенную ним. Из-за частых
конфликтов с женой, душевная болезнь Конта часто обострялась, и, в конце
концов, они расстались. Вторую же женщину Конт боготворил до конца своих
дней, хоть и познакомился с ней за год до ее смерти. Ее звали Клотильда де
Во, и Конт прославил ее в предисловии к своей четырехтомной работе «Система
позитивной политики» и даже разработал особые ритуальные действа,
посвященные ей, и неуклонно и тщательно исполнял их.
Стиль сочинений Конта отличается растянутостью изложений, громоздкими
фразами и частыми повторами. Его совершенно не волновала красота стиля
изложения мыслей. Но в то же время он стал автором многих афоризмов и
девизов. Вот некоторые из них: «Порядок и прогресс», «Знать, чтобы
предвидеть, предвидеть, чтобы мочь», «Знать, чтобы мочь, думать, чтобы
действовать», «Жить для других», «Жить при ясном свете», «Любовь как
принцип, порядок как основание, прогресс как цель», «Мы разрушаем только
то, что заменяем» и другие.
Конт был чрезвычайно неуравновешенным человеком и страдал психическими
недугами, хотя в целом, его нельзя назвать умалишенным. Говоря о личности
Конта, нужно сказать, что этот выдающийся человек был «маргиналом»,
человеком «на грани», на краю во многих отношениях. Он находился на грани
между академическим и неакадемическим мирами, между семейным и холостым
состоянием, между здоровьем и болезнью, наукой, религией и утопией.


2. Идейные истоки социологии Конта.

Древнейшим предшественником подлинной социальной науки Конт считает
Аристотеля, который стремится рассматривать наблюдение, как основу этой
науки, а человека, как животное политическое. Среди оказавших влияние на
формирование взглядов Конта или просто высоко им ценимых, нужно отметить
философов Френсиса Бэкона, Декарта, Юма, Кондильяка, а также видных
естествоиспытателей прошлого.
Первую значительную попытку целостного, основанного на «духе
универсальности» рассмотрения социального развития Конт находит у Боссюэ.
Конт испытал влияние либерального направления в политической экономии,
главным образом Адама Смита и Жан-Батиста Сэя. У Адама Смита, которого Конт
называет «прославленным и рассудительным», он отмечает глубокий анализ
разделения труда. «Мудрый» Тюрго также повлиял на контовское представление
о прогрессе и предвосхитил его закон «трех стадий», разделив культурный
прогресс человечества на три стадии: религиозную, спекулятивную и научную.
Чрезвычайно высоко Конт оценивает вклад Монтескье, который впервые
распространил принцип детерминизма на познание социальных явлений и
показал, что эти явления подчинены действию естественных законов. Конт
признает важный вклад Гоббса в становление социальной науки. Но особенно
высоко он ценит двух мыслителей, идеи которых противостояли друг другу: де
Местра и Кондорсе. Стремясь соединить и примирить традиционализм и
либерализм, консервативный и революционный дух, он рассматривает концепции
обоих мыслителей, как взаимодополняющие. Главный социальный лозунг Конта:
«Порядок и прогресс» опирается на идею порядка у де Местра и идею прогресса
у Кондорсе, которого, между тем, Конт считал своим «духовным отцом».
Особенно глубокое влияние на Конта оказал Сен-Симон, хотя сам Конт это
решительно отрицал. Трудно найти у Конта какую-либо идею, которая бы не
присутствовала уже в какой-либо форме в сочинениях Сен-Симона. Можно
сказать, что идея социальной реальности, ключевая для становления
социологии как науки, была в значительной мере воспринята Контом у Сен-
Симона. Даже само выражение «позитивная философия» Сен-Симон использовал
еще в 1808 году, то есть задолго до основания Контом самой позитивной
философии. Еще до Конта Сен-Симон в «Письмах Женевского обитателя»
указывает на аналогию между социальным телом и биологическим организмом.
Сам жизненный и творческий путь Конта от проповедника новой науки до
проповедника новой религии в известном смысле повторил маршрут Сен-Симона,
в деятельности которого также различаются три периода: научный, социально-
реформаторский и период чувства и веры, в который он разрабатывал «новое
христианство».
В целом Конт стремился объединить противоречивые идейные традиции:
просветительскую идею прогресса и традиционализм, и средневековый
католицизм. В последнем ему особенно импонировала идеология социально-
иерархической и наднациональной структуры. Конт считает устаревшей
христианскую догматику, но не религию как таковую. Он стремится устранить
Бога именем религии. Сама же религия вечна, так как человек, в его
интерпретации, - существо не столько рациональное, мыслящее, рассуждающее,
сколько эмоциональное, чувствующее, верующее. Но для обновления религии,
так же, как и всего человечества, по Конту, нужны новые интеллектуальные
основания.


3.Позитивизм, классификация наук и предмет Контовской социологии.

Аналитические размышления Конта касаются того периода истории, который
переживало европейское общество в начале 19-го столетия. На смену обществу,
которое он называл теософским и военным, приходит другое общество – научное
и индустриальное. Конт считал, что в зарождавшемся обществе, ученые заменят
теософов и создадут новую интеллектуальную и моральную основу общественного
порядка. Присматриваясь к обществу, в котором он жил, Конт пришел к выводу,
что главное условие победы нового строя – проведение интеллектуальной
реформы. Социология должна стать способом понимания неминуемости истории, и
объясняя ее ход, должна способствовать построению определенной социальной
организации. В общем, история человечества представлялась Конту, как
история духовного прогресса, в виде обучения позитивному мышлению, которого
достиг индустриальный мир Западной Европы.
Овладение позитивным мышлением в социальном знании должно было
воплотиться в новой науке – социологии. Эта наука должна стать, по мнению
Конта, способом преодоления кризиса социального мира, она предложит систему
идей, касательно перестройки общества. Такая наука, которая синтезирует
все предыдущие достижения, по проекту Конта, будет опираться на общие
законы развития человечества, раскроет всеобъемлющий детерминизм, который
может быть использован людьми для совершенствования общественной
организации. То есть, понимая и объясняя с помощью позитивного мышления
«колебательную фатальность», социология будет способствовать общественному
прогрессу.
Французский теоретик предпринял еще и попытку классифицировать науки. Все
науки, по его мнению, составляют непрерывную шеренгу, в которой
прогрессивно уменьшающейся общности и абстрактности соответствует
прогрессивно возрастающая сложность и конкретность. Начиная от самых
абстрактных и общих и переходя к конкретным дисциплинам, Контовская
иерархия наук такова: математика, астрономия, физика, химия, биология,
социология, в ней каждая последующая наука менее абстрактна и исследует
более сложные явления.
Из предложенной иерархии следует, что развитие конкретных наук невозможно
без предыдущего изучения положений, установленных более абстрактными
науками.
Социология появляется в арсенале человеческого знания, когда другие его
сферы уже достаточно развиты.
Создание всеобъемлющей системы наук было необходимо фундатору социологии
для изложения «позитивной философии», то есть того, что есть наукой в
науках, и отделение ее от метафизики и религии. Социология завершала приход
позитивной стадии развития человеческого познания, победу над схоластикой и
мистицизмом прошлого.
Конт считал, что социологи должны изучать «социальные органы», как
биологи живые «организмы», акцентируя на «органической целостности» и
саморегуляции общества, части которого – взаимозависимы. Такой подход в
социальном анализе получил название функционализма. Органические аналогии
были обусловлены желанием основателей социологии опираться на авторитет
биологии, успехи которой в 19-ом веке были общепризнанными.


4.Социальная статика и социальная динамика по Конту.

В социальном анализе О. Конт выделил два направления:
1) изучение социального порядка – социальную статику;
2) изучение социальных процессов и изменений – социальную динамику.
В плоскости первого исследуются предпосылки существования и законы
функционирования общественной системы, а другого – законы развития и
изменений социальных систем. Французский социолог поставил перед собой
задачу: раскрыть законы социального существования в его организованных
формах и процессах развития.
«Всеобщее благополучие», которое ученый положил в центр своего понимания
общества – это последствие присущих человеку врожденных психологических
черт, которые подталкивают его к общественной жизни. Эти черты сводятся к
двум склонностям людей: быть в обществе себе подобных и делать вместе с
другими добро другим. При этом необходимо преодолевать эгоистические
стремления, которые подталкивают индивидов отрекаться от гражданского
положения. В борьбе двух инстинктов: социального (альтруистического) и
индивидуалистичного (эгоистического) в историческом развитии победил
первый, и это реализовалось в наиболее распространенных формах социальной
общности, таких как семья и трудовая кооперация. Предложенные Контом законы
социальной статики – дифференциация, централизация власти и развитие общей
морали – стали фундаментом его видения социального порядка.
Изучение законов развития общества в системе французского теоретика
предполагается в плоскости социальной динамики. Под таким углом зрения
рассматриваются «законы наследования», или модели изменений социальных
систем во времени. Такие изменения обусловлены философскими доминантами
социума. То есть, решающим фактором считается прогресс человеческого духа.
Социальный прогресс – это продукт интеллектуального развития, который
проходит 3 стадии – теологическую, метафизическую и, в конце концов,
позитивную. Этим стадиям соответствуют определенные формы хозяйства,
общественного строя, политики, искусства. Контовский «закон трех стадий»
иллюстрирует его тезис, что социальное развитие зависит от
интеллектуального развития человечества.


5.Формирование принципов социологического метода Конта.

Конт был одним из мыслителей, кто уделял большое внимание
методологическим проблемам. В ответ на вопрос: как выделять,
систематизировать и использовать факты социальной жизни? Он предложил
несколько исследовательских принципов, сформулированных в 4 методах новой
науки: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический анализ.
Метод наблюдения, по утверждению основателя социологии, это основной
метод данной дисциплины. Опираясь на объективные данные, социология будет
избавляться от ненаучных спекуляций. В то же время, Огюст Конт
подчеркивал, что подбор эмпирического материала должен направляться
теорией, иначе социолог получит просто нагромождение случайных,
изолированных фактов, которые сами по себе мало что скажут: «Очевидно, что
любые социальные наблюдения, статичные или динамичные…должен
предусматривать…постоянное использование фундаментальных теорий». В
отсутствии позитивной теории Конт видел основную преграду становления новой
науки.
Экспериментальный метод заключается в том в обследовании процессов
изменений под влиянием специально созданных для исследования условий.
Сравнительный метод заключается в сопоставлении подобных или отличных,
прошлых или возможных элементов различных общественных форм для выяснения
фундаментальных черт социального мир, сравнения жизнедеятельности разных
народов для выведения общих законов их существования. При этом важно
пользоваться этим методом в пределах определенной теории развития
человеческого общества.
Исторические методы основываются на сравнении последовательных этапов
развития человечества. Конт считал, что эти методы – наиболее специфичны
для социологии. Сопоставление современного состояния с прошлым – этот
своеобразный вариант сравнительного метода в широком историческом контексте
– дает возможность выявить закономерности социальной динамики, систему
общих законов общественного развития.



6.Вывод.

Значение личности Огюста Конта в истории социологии заключается в том,
что он стал первым систематизатором социальных закономерностей, объединил
идеи и выводы из широкого круга протосоциологии. Он сумел связать зачатки
социальных знаний в определенную целостность – социологию, разработал
модель новой науки.
По словам его известного ученика – Эмиля Дюркгейма, заслуга Конта состоит
в том, что в результате анализа наук того времени, он констатировал
присутствие определенной взаимосвязи в социальных процессах, которая
требовала отдельной дисциплины для изучения. И даже если Конта не удалось
создать новую науку «одним махом», от его основная идея – позитивизм,
объективная характеристика социальной жизни, по словам Э. Дюркгейма, «была
бесконечно плодотворной и пережила, намного пережила своего автора.
Огюст Конт понимал лучше чем большинство его приверженцв и
последователей, значение выделения фундаментальных принципов социальной
организации, раскрытие природы общественной жизни. Его активная защита
принципов научности, аргументации необходимых черт новой науки стала
прочным фундаментом той теоретической конструкции, которая в последствии
утвердилась, как социология.







Новинки рефератов ::

Реферат: Контрольная работа по рынку ценных бумаг (Финансы)


Реферат: Развитие агролизинга в Республике Казахстан (Ботаника)


Реферат: Учет уставного капитала (Аудит)


Реферат: Вимоги до апаратного забезпечення ОС Win95/94/2000/Me/XP (Программирование)


Реферат: Таблица скорости ветра (Физика)


Реферат: Вероника Тушнова: музыка... души (Литература : русская)


Реферат: Московская битва (История)


Реферат: Изменение Картины Мира у наркозависимых лиц (Психология)


Реферат: Нормативный метод калькулирования затрат на производство (Бухгалтерский учет)


Реферат: Понятие, виды и правовое положение коммерческих банков (Предпринимательство)


Реферат: Тестирование программного обеспечения (Программирование)


Реферат: Работоспособность водителя (Транспорт)


Реферат: Колледжи и университеты США (Искусство и культура)


Реферат: Поэзия Марины Ивановны Цветаевой (Литература)


Реферат: Turbo Paskal "Операции над матрицами" (Компьютеры)


Реферат: Производство дискет (Технология)


Реферат: Отечественная история (полный курс) (История)


Реферат: Общество с ограниченной ответственностью (Право)


Реферат: Возрождение (Ренессанс) (Философия)


Реферат: Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками у младших школьников (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист