GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Роль религии в регулировании социальных отношений (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Роль религии в регулировании социальных отношений (Социология)



Волгоградский государственный технический университет

Кафедра “Социологии”



Семестровая работа

по социологии

на тему:



“Роль религии в регулировании социальных отношений”



Выполнил: студент группы ИВТ-463
Ю.В.

Проверил: Кравцов М.Ю.



Волгоград 2003
Содержание:


Введение
1. Структура религии
2. Возникновение и эволюция религии
3. Становление христианской церкви как социальной организации
Заключение
Список литературы



Введение

Еще каких-нибудь десять лет назад, получая знание и воспитание с
материалистических позиций, мы предполагали, что такие специфические
институты, как религия и ее организации перестают быть факторами
национальной общественной жизни, утрачивают свои позиции в оказании
воздействия на мировоззрение людей.

Анализ реальности наших дней показал ошибочность и поспешность выводов
данного рода. Сегодня даже непрофессиональным взглядом обывателя можно
заметить, что происходит заметная активизация религиозных учреждений,
которые непосредственно стараются участвовать в решении целого ряда
актуальных проблем современности. Это можно наблюдать в различных регионах,
в странах с различным уровнем экономического развития, где распространены
различные вероисповедания. Не обошло явление активизации религиозной
деятельности и Россию, а смутное время так называемых реформ еще в большей
степени способствовало усилению этой деятельности.

В чем заключается ценность религии для человечества, каковы ее
социальные функции? На эти и другие вопросы необходимо ответить в процессе
социологического анализа религии как социального института.

Прежде чем рассматривать религию с этой точки зрения, необходимо
рассмотреть, что представляет собой понятие “социальный институт”.

Социальные институты - это организованные объединения людей,
выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие
совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных
ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения, а
процесс упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и
отношений называется институционализацией (1, стр.98).

С середины прошлого века в социологии и религиоведении складывается и
затем получает большое развитие самостоятельное направление под названием
“социология религии”. Исследованию религии как социального института
посвятили свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие известные ученые и
общественные деятели, в т.ч. и К. Маркс.

Согласно теории Маркса религия как социальный феномен представляет
собой объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий
на людей подобно любому другому общественному институту. Маркс заложил,
таким образом, основу функционального метода исследования религии. Религия,
согласно Марксу, больше обусловливаемый общественными отношениями, нежели
обусловливающий их фактор. Ее общественная функция заключается в
интерпретации, а не продуцирования существующих отношений. Социальная
функция религии - функция идеологическая: она или оправдывает и тем самым
узаконивает существующие порядки, или осуждает их, отказывая им в праве на
существование. Религия может выполнять функцию интеграции общества, но
также может действовать и как дезинтегрирующий общество фактор, когда
возникают конфликты на религиозной почве.(4, стр. 19-20).

Во второй половине XIX века положение меняется. В этот период
промышленной революции остро встает проблема социальной организации,
социальных связей. В этих условиях о положительной роли религии заговорили
ученые сами далекие от религиозной веры. На первом плане в социологии
религии - новое направление, интеграционное. Наиболее показательна в этом
отношении концепция Э. Дюркгейма, которого по праву считают
основоположником социологии религии как научной дисциплины. Религию он
рассматривал как основу единства общества, как фактор социальной
интеграции.(4, стр.21-23)

Наряду с Дюркгеймом, основоположником социологии считается немецкий
ученый Макс Вебер. Он исследовал место и значение религии в изменяющемся
обществе, влияние ее на развитие экономики, политики, семьи. Вебер отдавал
предпочтение главным образом, мировым религиям и их влиянию на ход истории.
В частности, работа “Протестантская этика и дух капитализма”, где он
исследует влияние христианства на историю Запада, сделала его знаменитым. И
еще одна важная часть веберовской социологии религии - изучение типов
религиозных организаций, которое приводит к рассмотрению системы “церковь-
секта”.

Работы названных основоположников социологии религии определили все ее
последующее развитие, основные направления исследований, проблематику,
методологию. К концу XIX - началу XX в. социология религии складывается
как самостоятельная дисциплина.(4, стр.26-27).

1. Структура религии


В структурном плане религия представляет собой целостное единство:
религиозного сознания;
религиозной деятельности;
религиозных отношений;
религиозных институтов и организаций.

а) Религиозное сознание.
Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные
воображением образы, религиозная вера, языковое выражение с помощью
религиозной лексики и других специальных знаков. Все эти свойства тесно
взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Религиозная вера - это
интегративная черта религиозного сознания. Это особое психологическое
состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в
предполагаемом поведении человека, в истинности идей при нехватке
достоверной информации. В ней содержится ожидание осуществления желаемого.
Вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, массы, стимулом
решимости и активности людей.
Религиозное сознание имеет два уровня - обыденный и концептуальный.
Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений,
иллюзий, настроений и чувств, привычек и традиций, которые являются
непосредственным отражением условий бытия людей. На этом уровне религия
всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает в личной
форме.
Религиозное сознание концептуального уровня - это специально
разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов,
концепций. В ее состав включаются:
учения о Боге, мире, природе, обществе, человеке, специально
разрабатываемые на религиозной основе (теология, богословие, символы веры);
осуществляемая в соответствии с принципами религиозного мировоззрения
интерпретация экономики, политики, общественных явлений, т.е. религиозно-
политические, религиозно-экономические, религиозно-правовые и другие
концепции;
религиозная философия. (5, стр. 49-50).

б) Религиозная деятельность
Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе
общественной деятельности. Существует два основных вида религиозной
деятельности: внекультовая и культовая.
Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Некоторые
разновидности внекультовой деятельности: производство средств культа,
преподавание в религиозных учебных заведениях, а также преподавание
богословия в нерелигиозных учебных заведениях, участие в миссиях, в работе
соборов, пропаганда религиозных взглядов в средствах массовой информации.
Внекультовая деятельность тесно переплетается с культовой.
Культ - важнейший вид религиозной деятельности, содержание которого
определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями,
догмами.
Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы,
воплощенные в некоторые религиозные образы (например, предметы, животные,
растения, Солнце, Луна, а также ритуальные действия - пляски, пения,
богослужения, религиозные праздники).
Субъектом культа могут быть как религиозная группа верующих, так и
одиночный верующий индивид.
К средствам культа относят непосредственно здания, где совершаются
религиозные обряды (храмы, молитвенные дома), религиозное искусство
(живопись, архитектура, музыка), культовые предметы (церковная утварь,
священнические облачения). Совокупность средств культа играет важнейшую
роль для создания соответствующей атмосферы, необходимой при совершении
культовых действий.
Результатом культовой деятельности является, прежде всего,
удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания.
Культ может стать фактором динамики психологических состояний верующих:
совершается переход от состояния подавленности, беспокойства, скорби, тоски
к состоянию облегчения, умиротворения, спокойствия и гармонии, прилива сил.
В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с
другом, удовлетворяются эстетические потребности, т.к. убранство храмов,
иконы, фрески обладают бесспорным художественным достоинством, облачения
священников, музыка, пение выполнены в художественном стиле и могут
доставлять эстетическое наслаждение. (5, стр. 50-51)


в) Религиозные отношения
Религиозные отношения представляют собой вид отношений в духовной
сфере, складывающиеся в соответствии с религиозным сознанием, реализующиеся
посредством религиозной деятельности.
Также как и религиозная деятельность, религиозные отношения разделяются
на культовые и внекультовые. Внекультовые возникают во внекультовой
деятельности. Это непосредственные действительные отношения между
индивидами, организациями (в духовном училище - “учитель-ученик”, в
миссионерской деятельности - “миссионер - индивиды” и т.д.).
Аналогично, культовые отношения формируются в процессе культовой
деятельности. Например, обряд венчания вовлекает жениха и невесту во
взаимные отношения, принятые в церкви; крещение устанавливает связь между
“крестным сыном (дочерью)” и “крестными родителями”.
Религиозные отношения могут иметь разный характер - солидарности,
терпимости, нейтралитета, а также конфликта и борьбы (религиозный
фанатизм). Однако, даже при мирном сосуществовании, обычно имеется
представление о превосходстве данного направления религии над всеми
другими.

г) Религиозные организации
Религиозные организации создаются для упорядочивания религиозной
деятельности и религиозных отношений. Они также складываются культовые и
внекультовые. Внекультовые призваны управлять внекультовой деятельностью
(церковные советы, ректораты духовных учебных заведений, департаменты
религиозной прессы и др.), культовые - в культовой деятельности (причт,
клир, диаконат, епископат).
По мере развития общественного строя, разделения труда, стали возникать
определенные религиозные сословия (жрецы), а вместе с ними и религиозные
организации. Религия разделилась на вероисповедания, последователи
определенного вероисповедания составили религиозную общность, а
существование и функционирование общности обеспечивалось организацией.
Общность со всеми своими организационными элементами представляет собой
религиозное объединение. В христианстве, например, выделяется несколько
видов религиозных объединений: церковь, секта, деноминация, установленная
секта, мистерия и т.д. Но наибольшее распространение и реальную силу
получила, конечно, церковь. Она представляет собой сравнительно широкое
объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не
свободным выбором индивида, а, скорее, традицией.



2. Возникновение и эволюция религии


Под временем возникновения религиозных верований следует подразумевать
период очень большой временной протяженности, занявший десятки или,
возможно, сотни тысяч лет. Это был процесс, происходивший в течение жизни
сотен поколений. Можно утверждать, что первоначальные религиозные
представления - весьма смутные и неопределенные - стали появляться в период
среднего палеолита, а в позднем уже существовали более или менее
оформленные верования и связанные с ними магические ритуалы.
Само появление религиозных верований и культов имело объективные и
субъективные причины. На каком-то этапе развития первобытного общества в
поведении и сознании общественного человека наряду с деятельностью, в
основе которой лежат все более осознанные закономерности объективного мира,
появляются действия, базирующиеся на фантастических представлениях о
сверхъестественных существах и явлениях. Религиозная практика сосуществует
и переплетается с реальной практикой.(3, стр.18-19).
На возникновение в сознании первобытного человека религиозных призраков
должны были оказывать влияние, прежде всего отрицательные эмоции: страх,
внутренняя подавленность, ощущение бессилия, иногда - отчаяние. В этих
условиях человек испытывает потребность в утешении. Его сознание
подсказывает ему такие возможности варианты развития событий, которые
способны дать это утешение. Потребность человека, его желания укрывают и
защищают иллюзорное представление, сулящее спасительный выход из кажущегося
безвыходным положения или какое-то облегчение этого положения.
Стимулом к возникновению религиозных представлений являлись и некоторые
положительные эмоции. Радость и восторг, наполнившие человека при какой-
нибудь удаче, чувство благодарности тому, что способствовало этой удаче,
ощущение собственного физического здоровья и морального комфорта - все это
требовало своего выражения.
Итак, религия возникла тогда, когда это стало неизбежным и возможным.
Неизбежность коренилась в тяжелых условиях жизни человека, и как следствие
этих условий, постоянном нервно-эмоциональном напряжении, в стремлении к
самообнадеживанию и самоутешению. Возможность появления религиозных идей и
связанных с ними культов появилась тогда, когда человеческое сознание
достигло такого уровня развития, при котором воображение было уже в
состоянии создавать религиозно-фантастические конструкции.(3, стр. 25-26).
Религия давала человечеству иллюзию относительной безопасности,
обеспечиваемой помощью дружественных сверхъестественных сил. И наоборот,
религия порождала у него страх перед враждебными сверхъестественными
силами.
В первобытном обществе возникают тотемизм (представление о родственной
связи всех членов рода с каким-то видом животных или растений - тотемом),
магия (совокупность символических обрядовых действий, направленных на
достижение какого-либо конкретного результата), фетишизм (поклонение
предмету, которому приписывались не присущие ему сверхъестественные
свойства), мифология, анимизм (вера в духовные существа). Вместе с
появлением представлений о сверхъестественных существах появляются и люди,
способные вступать с ними в контакт. Это - маги, колдуны, шаманы, которые
еще не были жестко отделены от массы верующих.
К существенным изменениям в характере религиозных верований привело
разложение родоплеменных отношений и углубление социальной дифференциации
внутри племен. Социальное расслоение внутри племен, формирование племенной
аристократии, становление раннеклассового общества нашли также свое
отражение и в содержании религиозных представлений. На передний план
выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в
интересах правящих классов. Начинают формироваться относительно
самостоятельные системы культовых действий - богослужение, а вместе с ним
организация служителей культа - жреческие корпорации - не просто
профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальное
сословие. Жречество становится наследственной профессией, появляются
постоянные святилища и храмы, жертвоприношения, доходы с храмовых земель,
материальная поддержка светской власти укрепляют влияние жречества.
Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается в
относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая
страница в истории религии о развитии и функционировании религиозных систем
государственно-организованных народов. Однако на данном этапе вряд ли
следует говорить об образовании религиозной организации как
самостоятельного социального института.
По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется
и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная
надстройка. Постепенно происходит самоопределение религиозной системы.
Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса
институционализации. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение
устойчивого социального слоя - служителей культа, которые становятся во
главе религиозных институтов и сосредоточивают в своих руках деятельность
по регулированию религиозного сознания и поведения массы верующих.
В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную
централизованную и иерархизованную систему - церковь. Опираясь на массу
верующих как на свою социальную базу, она представляет собой автономную
систему в политической надстройке общества. В политико-идеологической сфере
складываются особые взаимоотношения церкви и государства. Государство
оказывает церкви всемерную поддержку для упрочнения ее положения в
обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народу определенные
стандарты поведения и мышления, стремясь затормозить возрастающее
недовольство со стороны масс существующим общественным строем,
поддерживаемым государством.



3. Становление христианской церкви как социальной организации.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период
глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей.
Произошло столкновение двух различных идей: античной и христианской.
Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском
общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего
спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной
личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий
аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» - сознательное
смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления
Царства Божьего на земле. Христианство помогло миру избежать великой битвы
за освобождение человека. Ведь оно смогло без смены государственной власти,
через смену личности, ликвидировать один социальный строй
(рабовладельческий) и создать совершенно другой по своей сути строй.
Христианство возвышало человека. Исходя из христианского учения, человек в
мире стал свободен и зависел он лишь от Бога. Люди, принимая христианство,
освобождались от рабства, но тут же принимали на себя другую ношу -
религиозную.
Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о
себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем
спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм:
общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали,
тем не менее, свое единство. Членами общин становились люди разных
национальностей. Новозаветный тезис «нет ни эллина, ни иудея» провозгласил
равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие
христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых
границ.
Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое
распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих
убежденность, что если отдельный христианин, может быть, слаб и нетверд в
вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей
благодатью.
История становления христианства охватывает период с середины I в. до V
в. включительно. В течение указанного периода христианство пережило ряд
стадий своего развития, которые можно свести к следующим трем:
стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);
стадия приспособления (II в);
стадия борьбы за господство в империи (III-V вв.).
На протяжении каждой из этих стадий переживали серьезные эволюционные
изменения и вероучение, и культ, и религиозная организация. Менялся
социальный состав верующих, возникали и распадались различные
новообразования внутри христианства в целом, постоянно кипели внутренние
столкновения, за вероисповедной и культовой формой которых скрывалась
борьба социальных и национальных группировок по поводу общественных
интересов. Так на первом этапе христианство было иудейской сектой людей,
объединившихся в ожидании близкого конца света и возникновения новых
мировых порядков, соответствовавших нормам царства небесного на земле,
прихода мессии - Христа, который и осуществит грядущий переворот. Они
решительно не приемлют существующего порядка вещей, преисполнены ненависти
к нему и ждут его неминуемой гибели в ближайшее время. Понятно, что
социальной базой такого движения могли быть порабощенные и угнетенные
господством Римской империи люди.
На второй стадии при переходе от актуальной эсхатологии к
приспособлению социальный состав общин менялся. Теперь уже влиятельное
положение в общинах стали занимать представители состоятельных слоев
общества. Они брали на себя функцию идеологического и литературного
оформления христианского учения. В рассматриваемый период приспособления
христианства к окружающему миру возникла церковь как система учреждений и
совокупность профессионалов - служителей этой церкви.(3, стр. 139).
В III - начале IV в. христианство вело борьбу за господство в Римской
империи, завершившуюся победой.
Христианство обладало качествами чрезвычайно важными во всех
отношениях. Его космополитическая направленность, выработавшаяся в
предыдущем веке - “нет ни эллина, ни римлянина, ни иудея, ни богатого, ни
бедного, перед богом все равны”, его демократичность по отношению к
социальным низам, реально не угрожающая правящим слоям общества, создавали
условия наилучшего распространения в многонациональной массе населения. Его
верноподданническая позиция в отношении властей, связанная с проповедью
непротивления и полного подчинения, как нельзя лучше подходила для
государства, одной из главных забот которого было добиться безропотного
подчинения со стороны всех слоев общества.(5, стр. 156).
Во второй половине III в. шел процесс дальнейшей централизации церкви,
и к началу IV в. из существовавших епархий выделилось несколько митрополий,
каждая из которых объединяла группу епархий. Митрополии создавались в
порядке своего рода естественного отбора - наиболее многочисленные,
влиятельные и богатые епархии имели в этой борьбе особо прочные позиции.
(3, стр.160).
С этого времени церковь как орган управления приобретает относительную
самостоятельность и становится обладательницей особых интересов по
отношению к верующим. Одной из важнейших целей церковной организации
становится поддержание и воспроизводство целостности и устойчивости самого
института церкви. В ходе этого процесса активизируется деятельность органов
управления по введению предписаний, требующих безусловного подчинения
аппарату церкви, усиливается особый метод идеологический деятельности -
нормативно-правовая регламентация, связанная с разработкой определенных
идейных обоснований и созданием структур организационной деятельности,
направленных на пропаганду этих идей, их реализацию. (1, стр. 121).



Заключение

Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако
однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно.
Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов
относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого
отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что
религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает
глубокие и необратимые изменения.
На положение религии в современном обществе решающее воздействие
оказывают две главные силы современности - наука и политика. Их эволюция в
современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям:
разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее и новые
возможности.
Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в ХХ веке на
основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие
на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания
близкого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не
вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании
- в понимании Бога, мира, человека. Решив многие проблемы познания мира и
овладения человеком силами природы, наука отодвинула границу познания к еще
более сложным, чем ранее проблемам. Сегодня наука вышла далеко за пределы
чувственно доступного человеку, наглядного. Это дает новый шанс для
религиозного мироощущения, не говоря уже о том, что гигантски возросшая на
научно-технической основе мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед
проблемой последствий научно-технического прогресса и его нравственной
состоятельности. А в результате напрашивается вывод, что сами по себе наука
и техника - без религии - еще не дают решения современных проблем, когда
человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения.
Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность
сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от
его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного
развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий,
лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь,
мир, надежда, справедливость.(4. стр. 235-237).
В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых
священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных
социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в
процессе развития и изменения нашего общества, ориентируют церковь на
повышение нравственного потенциала человека.



Список литературы

1. А.А.Радугин, К.А. Радугин “Социология” М. “Центр”, 1997 г.
2. М.П.Мчедлов “Религия и современность” М. Издательство политической
литературы, 1982 г.
3. И.А. Крывелев “История религий” М. “Мысль”, 1975 г.
4. В.И. Гараджа “Религиеведение” М. “Аспект Пресс”, 1994 г.
5. “Основы религиоведения” под ред. И.Н. Яблокова М. “Высшая школа”,
1994 г.






Реферат на тему: Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера

Московский институт радиотехники электроники и автоматики (ТУ)



Кафедра «Социологии и политологии»

Реферат по социологии
на тему
«Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера»



Студента группы ИП-4-99 Большакова Д.Ю.
Преподаватель Кочеткова Л.Н.



Москва 2003
Введение 3


Глава 1. 4

О курсе “Социология” 4

Глава 2. 5


CОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 5

Задачи социологии образования 6
Функции образования. 7
Основные ступени и формы образования 8
Профессиональное образование 8
Социология личности студента 9

Глава 3. 11

Роль социологичесих знаний в деятельности инженера 11
Целостное развитие человека в государстве 13

Заключение 14


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15



Введение


Прорыв в общественном сознании в пользу социологии произошел в начале
90-х годов. Социология пришла в высшую школу - одной из самостоятельных
отраслей знаний, быстро приобретает авторитет и вызывает интерес у
молодежи.
Социология - относительно молодая наука, но за короткий период она
добилась признания на Западе и начинает пробивать дорогу на Востоке.
Действительно ни одна социальная наука не может сравниться с ней по
оперативности исследования, различных сфер жизни людей, развития и
формирования общества, общественных отношений, требующих всестороннего и
глубокого изучения. Ответы на вопросы о насущном бытии, о глобальных
проблемах, об обществе и его будущем люди ищут в той сфере знаний, которая
может компетентно помочь разобраться, и такой сферой знаний и есть
социология.
Действенность социологии обеспечивается широким резонансом её
результатов, понятным объяснением актуальных проблем повседневной жизни.
Труд социологов создал им ореол "людей с высокой социальной
ответственностью". И это отнюдь не случайно. Гражданин любой страны Запада
и Востока часто сталкивается с выводами социологической науки, с
обсуждением социологами вместе с политиками, экономистами острых проблем,
ведь для объяснения мира общественное мнение Запада, а теперь и Востока,
склонно выбирать социологию, а не философию как бывало.
Ограниченность аналитических и концептуальных возможностей педагогики
и психологии в вопросах обоснования организации и содержания образования,
однако, все чаще заставляла обращаться к методам социального исследования,
что и вызвало, начиная с 20-х годов нашего века бурный рост социологии
образования. Но недостаточная методологическая зрелость социологии,
сосуществование множества научных школ и влияние академической педагогики
не позволяли социологии образования на протяжении нескольких десятилетий
обрести достаточно четкое и широко разделяемое понимание своего предмета и
объекта.
В России многие исследования образования, проводимые с позиции
социологии (или со ссылками на нее), выглядят методологически
разрозненными, часто лишенными общего языка, предмета и приоритетов, а
потому недостаточно эффективными как в теоретическом, так и социально-
практическом отношении. Нередко наблюдается распредмечивание отрасли,
вольный или невольный уход от социологической методологии в смежные с
социологией отрасли и в периферийную проблематику притом, что главные
вопросы социального функционирования образования слишком долго остаются в
забвении. Такое состояние не позволяет социологии образования до последнего
времени успешно развиваться, а также выполнять ее методологическую функцию
в отношении других дисциплин, изучающих образование и претендующих на
активное формирование целостной системы образования и ее структур.
Гораздо большего внимания требуют и те содержательные аспекты, которые
имеют отношение к социологическому осмыслению процессов, происходящих в
современном российском обществе. По нашим наблюдениям, студенты слабо и
поверхностно ориентируются в этих вопросах. Наиболее приемлемый выход -
разработка и включение в профессионально-образовательную подготовку
полномасштабного курса "Современное российское общество: социологический
анализ".
В специальном изучении нуждается вопрос об особенностях преподавания
отраслевых социологических дисциплин, а в перспективе - дисциплин
специализации, прежде всего с точки зрения их приближения к реальным
социальным процессам.
Концепции качественно нового этапа общественного развития (по ту
сторону индустриального общества) несут в себе ряд позиций, ориентированных
на коренное преобразование образовательной деятельности:
. приоритет общечеловеческих ценностей;
. преодоление противостояния: "человек-природа", "человек-культура",
"человек-общество";
. формирование нового (информационного) типа культуры, а в связи с этим и
нового типа трудовой деятельности человека, ориентированного на работу с
информацией;
. создание глобальной идеологии на основе нового планетарного
общечеловеческого сознания (понимание людьми общности исторической
судьбы, тесной взаимозависимости государств и народов, необходимости
партнерства в борьбе за выживание человечества);
. социальный контроль за технологией;
. ведущее положение теоретического знания как основы политики и источника
нововведений и др.
Образование-часть процесса формирования личности. При помощи этого
процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. В
процессе обучения ученику навязываются определённые культурные ценности;
процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение
конфликтует с истинными интересами ученика.
Дюркгейм говорил, что основная цель образования - передавать ценности
господствующей культуры. Так как культура каждой нации своеобразна, то и
содержание образования существенно отличается. В Древнем Риме главной целью
образования была подготовка военачальников и государственных деятелей. В
средние века в Европе делался упор на изучение христианской религии, в
эпоху Ренессанса основной интерес существовал к культуре, искусству к
литературе. Так мы видим, как с течением времени и эпохи менялись
культурные интересы человека и соответственно содержание образования. Так
же образование способствует сохранению ценностей, накопленных
человечеством, и появлению новых.
Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека.
Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не
поступают никуда. Это являет собой определенный фильтр в выборе дальнейшей
профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человек
идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не
менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн
писал, что образование - разумный способ распределения людей в соответствии
с их достоинствами.


Глава 1.



О курсе “Социология”


Преподавание социологии в вузах России начато только десять лет тому
назад, если не считать бурного развития социального образования в России в
первые десятилетия ХХ в. В 1990-х гг. в российских университетах создано
более пятидесяти факультетов и отделений социологии. Овладение основами
социологических знаний стало обязательным для всех россиян, получающих
любое высшее профессиональное образование, а также обучающихся в некоторых
колледжах, лицеях, гимназиях и училищах.
К сегодняшнему дню в России издано около ста учебников и учебных
пособий по социологии. На первый взгляд, может показаться, что этого вполне
достаточно и что в предлагаемом нами пособии нет особой нужды. В этой связи
отметим три обстоятельства.
Во-первых, значительная часть используемых ныне в России учебников
имеет иностранное, главным образом, американское происхождение. Они,
безусловно, нужны и полезны, но всем им свойственен существенный недостаток
- незнание специфики российского общества и менталитета россиян. В них
обобщен солидный опыт эмпирических и теоретических социологических
исследований, проведенных в США и Западной Европе, сделаны обобщения,
слепое следование которым способствует игнорированию или недооценке тех
социальных явлений и процессов нашего общества, которые не укладываются в
русло эволюции западных цивилизаций. Адаптация к российской
действительности социологических теорий, методологий и методик, описанных в
переводных учебниках, - актуальная и важная проблема современной
отечественной социологии. Предлагаемое пособие вносит определенную лепту в
решение этой злободневной и сложной задачи.
Во-вторых, большинство вузовских учебников и учебных пособий, авторами
которых являются российские социологи, адресовано в одинаковой мере
студентам всех факультетов, не учитывает специфику получаемых ими
специальностей. Все выпускники вузов, конечно, должны овладеть основами
социологии, но при этом очевидна потребность акцентировки их внимания на
той социологической проблематике, которая непосредственно связана с будущей
профессиональной деятельностью. Содержание социологических знаний, скажем,
юриста должно быть иным, чем у математика, а экономист обязан обстоятельно
знать те аспекты социологии, которые не обязательны для химика.
Усредненные учебники осложняют изучение социологии - то, что студентам
одной специальности кажется заумным, представляется другим примитивным. И в
том, и в другом случае студентам трудно понять, зачем им нужно изучать
социологию, какой профессионализирующий смысл она имеет.
В идеале, от которого мы еще далеки, но к которому высшее
профессиональное образование стремится, должны быть написаны и изданы
учебники типа: "Социология для педагогов", "Социология для юристов",
"Социология для инженеров-технологов", "Социология для историков" и т.д. и
т.п.
В-третьих, основное содержание вузовских учебников и пособий, чаще
всего используемых студентами - социогуманитариями, сводится к
характеристике материала, исследованного социологией, а также проблем,
подлежащих ее изучению. Сама "кухня" социологических исследований, как
правило, либо не раскрывается, либо представляется в обобщенно-абстрактном
виде. Студенты и аспиранты, желающие исследовать проблемы своей науки с
использованием социологических методов, инструментов, техник и процедур, не
находя ответов на интересующие их вопросы в рекомендованных им учебниках,
вынуждены обращаться к помощи пособий, адресованных социологам. При этом
они сталкиваются с большими, порой непреодолимыми, трудностями, т.к. не
владеют знаниями, необходимыми для адекватного понимания узко
специализированных разработок. Отсюда проистекает как отказ от благородных
намерений, так и многочисленные факты профанации социологии, примитивизации
ее методологии и методики.


Глава 2.



CОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


Социология образования - раздел социологической науки, который изучает
закономерности функционирования образования как социального института
(функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политику
в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные
системы и структуры, отношение к образованию различных социально-
демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения
образовательных учреждений и т. п.).
Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом и М.
Вебером, исследовавшими социальные функции образования, его связь с
экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложил
изучение образования как института социализации, а учебных заведений - как
социальных систем.
Нормальное функционирование любого современного общества невозможно
без полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним из
первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом
политики любого государства.


Задачи социологии образования


Разумеется, социология образования не может обойти своим вниманием и
технологические вопросы. Будущие инженеры, экономисты, управленцы, политики
XXI века сейчас; находятся в школьных классах и студенческих аудиториях.
Естественны вопросы: a тому ли их учат, будут ли востребованы получаемые
знания, будет ли достаточным уровень их образования?
Казалось бы, есть простой выход - создать, скажем, на основе опроса
авторитетных экспертов модель специалиста, который потребуется через 10-15
лет, и под него сделать квалификационные характеристики, учебные планы. Но
вряд ли все науки, имеющие отношение к технологии образования, даже
объединив свои методики, прогностический инструментарий и математические
программы, сумеют справиться с этой задачей.
Именно социология образования, используя свои подходы, в том числе и
на основе социологического анализа истории образования, подсказывает
возможный выход - повышение фундаментальности образования. Если новая
научная информация устаревает на глазах, то этого не скажешь о
фундаментальных теоретических знаниях. Фундаментальные науки в значительной
мере обеспечивают стыки научного знания, а это сегодня самые быстрорастущие
точки современной науки - физическая химия, экономическая кибернетика,
математическое моделирование, экономическая социология и т. п. Поэтому
единственная возможность для системы образования не ошибиться, работать на
перспективу - т. е. всемерная фундаментализация образования. Кстати, она
обеспечивает и профессиональную мобильность специалистов, что так важно в
современном мире, в котором постоянно возникают новые отрасли науки, а
затем - и производства, например, биотехнология, экологически чистое
сельскохозяйственное производство и т. д.
Другая парадигма современного образования - научить студента работать
с новой информацией, постоянно обновлять свои знания. Ведь работа любого
современного специалиста - это непрерывный поиск знаний, умение применять
их в своей повседневной деятельности.
Еще одна социологическая проблема отечественного образования - низкая
востребованность знаний, профессиональной квалификации. Можно несколькими
штрихами так нарисовать портрет российского студенчества: "Обо всем
слышали, кое-что знают, но ничего не умеют". Многие студенты учатся не ради
знаний, профессиональных умений, а ради документа, диплома. И прежде всего
потому, что в некоторых отраслях народного хозяйства не нужен высокий
уровень профессиональной подготовки, многие специалисты повседневно
выполняют неквалифицированную работу.
Качество подготовки в школе и вузе - одна из основных проблем
социологии образования. Конечно, социологи изучают не дидактические
проблемы - это дело педагогики и психологии, а социальные аспекты качества
образования. Здесь важно все, но прежде всего личность преподавателя,
педагога. Из-за низкой зарплаты и престижа в школах текучесть кадров,
высокая степень их феминизации. Наверное, ключевая проблема - это зарплата.
Если заработная плата учителя будет не ниже, чем в промышленности, то и
мужчины обязательно появятся в школе.
Обозначились тенденции: уход научно-педагогических работников в
коммерческие структуры; старение преподавательских кадров вузов - их
средний возраст составляет 58-59 лет. Возникли серьезные проблемы с
пополнением одаренной молодежью аспирантур вузов и академических
институтов. По оценкам социологов, в столичных вузах четвертая часть
выпускников намерена выехать для работы за рубеж.
Если указанные тенденции сохранятся, то в российской высшей школе
будет нарушена складывавшаяся десятилетиями нормальная система
воспроизводства научно-педагогических кадров. Еще 5-7 лет вузы продержатся
на существующем потенциале, а затем неизбежен развал многих кафедр и
направлений подготовки специалистов.
Разумеется, квалифицированные научно-педагогические кадры - не
единственное условие, которое определяет качество подготовки специалистов.
На этот показатель влияют многие организационные вопросы, которые также
являются предметом интереса социологов. К примеру, зависимость между числом
отчисленных студентов и увольнением преподавателей по сокращению штатов;
наиболее оптимальная численность студенческой группы. Все они были большей
частью решены в последние годы с помощью социологов.
Специалисты утверждают, что средний студент усваивает примерно третью
часть предложенной учебной программы, причем более удобную и приемлемую для
себя. На долю усилий самого преподавателя, его педагогического и
методического мастерства приходится не более пятой части всех факторов,
определяющих уровень усвоения учебного материала. Иначе просто невозможно
объяснить, почему при прочих равных условиях в одной группе у одного
преподавателя соседствуют и отличники, и двоечники.
Студентам следует предоставить как можно больше академической свободы,
в том числе индивидуальный график, свободное посещение занятий, экстернат и
т. п. Но, с другой стороны, должна быть увеличена мера ответственности.
Только в такой связке может серьезно повыситься качество образования.
Важнейшая социологическая проблема образования - формирование
культуры, гуманитарная подготовка студентов. Всегда есть соблазн готовить
специалиста узкого профиля - меньше затраты. Во всем цивилизованном мире
ставка была сделана на университетское образование, а в нашей стране - на
узкоспециализированные вузы. Естественно, их выпускники не знали
иностранных языков, экологии, права, не имели необходимой гуманитарной
подготовки. В результате страдает не только дело, но обкрадывается сам
человек, ведь хорошая гуманитарная, общекультурная подготовка дает
возможность вести полноценную жизнь.
Известно, что в американских университетах на гуманитарные и
социальные науки отводится от четверти до трети учебного времени даже на
технических факультетах. Вот позиция одного из руководителей американского
университета: "Наша задача не только подготовить вас к тому, чтобы
зарабатывать на жизнь, но и научить, как жить. И философия является
составной частью вашей подготовки к жизни. Это наша твердая позиция, и мы
не собираемся менять.
Дело еще и в том, что, когда в 18-20 лет молодой человек изучает
математику, биологию, информатику, он еще не знает, что в 40-45 лет ему
больше потребуются психология, право, социология. В этом возрасте хороший
специалист уже руководитель, отец семейства, общественный или политический
деятель, а также выполняет и другие социальные роли, где в первую очередь
требуются культура, психология, наука управления.
Опросы показывают, что, по мнению студентов, да и самих
преподавателей, до 40 процентов преподавателей обладают посредственным и
даже низким уровнем культуры. По мнению 60 процентов студентов и 73
процентов преподавателей, старшекурсники, выпускники вузов не могут в
полной мере считаться интеллигентными людьми.
В то же время студенты считают, что профессионализм преподавателей
сохранился. Более того, его оценки несколько выросли. Ныне 35% студентов
вузов (1999 г.) высоко оценивают профессионализм преподавателей, а в 1989
было 32% Однако студенты отмечают падение заинтересованности преподавателей
в работе. (49% -1989г., 20% - 1999 г.)
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что образование -
социальный институт общества, который выполняет важнейшие функции.


Функции образования.


Социализация подрастающих поколений - это не только обучение правилам,
профессиональным навыкам, но и формирование в определенной социокультурной
среде. Образование способствует передаче ценностей сложившейся в обществе
культуры, помогает поддерживать существующий социальный порядок.
В системе образования молодой человек находится до четверти века под
контролем педагогов, воспитателей в учебное и во внеучебное время. Ставится
задача формировать законопослушных граждан, относящихся с уважением к
нормам, традициям, властным институтам. "Школа" - это греческое слово,
означающее "времяпрепровождение", "досуговые занятия".
Правда, на этот счет есть и другие, точки зрения. В 1971 г. в США
вышла книга Ивана Иллиха "Общество, отказавшееся от образования". Автор
предложил отменить обязательное обучение, запретить спрашивать документы об
образовании при приеме на работу. По его мнению, школа не развивает
ребенка, а готовит детали для общественной машины, подавляет личность.
Уровень образования уже предполагает определенный социальный статус,
возможности профессионального и социального продвижения. В классовом
обществе практически всегда проводится политика протекционизма, будь это
рабфаки, институты красной профессуры или элитарные учебные заведения на
платной основе. Система образования - своего рода фильтр для молодых людей,
определяющих, что они будут делать, когда станут взрослыми.
Великий российский педагог В. А. Сухомлинский говорил, что без
научного предвидения, без умения закладывать в человека сегодня те зерна,
которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный
присмотр, воспитатель - в неграмотную няньку, педагогика - в знахарство.


Основные ступени и формы образования


Социология исследует и внутреннюю структуру системы образования,
прежде всего в плане преемственности отдельных ступеней и звеньев. Причем
здесь основополагающая идея - непрерывность. В современном обществе, строго
говоря, нет ни законченного, ни полного, ни тем более высшего образования.
Эти термины только означают достигнутый человеком определенный уровень
образования. Современный человек, в принципе, должен учиться всю свою
жизнь. Можно выделить формальное образование - школа, вузы, аспирантура,
докторантура. Неформальное - учебное телевидение, Интернет,
самообразование, клубы по интересам, культурные учреждения.


Профессиональное образование


Профессиональная школа, представленная техникумами, профтехучилищами,
теперь еще и колледжами, вузами различного типа. Главная проблема -
профессиональный выбор при переходе от общеобразовательной к
профессиональной школе. Что определяет профессиональный выбор, как, через
какие каналы можно повлиять на него? Большинство социологических
исследований образования сосредоточено именно здесь Дело в том, что
общественные потребности в профессиональной подготовке и личные устремления
школьников не всегда совпадают.
Реально в вузы России поступают не более 20 процентов выпускников
школ. В результате происходит крушение жизненных планов, иллюзий.
В настоящее время все большее развитие получает система
последипломного образования - аспирантура, докторантура, получение второй
специальности, институты и факультеты повышения квалификации, стажировки и
т. п. Здесь тоже много интересных для социологии вопросов. Достаточно
сказать, что, по данным социологов, до 60 процентов выпускников вузов
меняют свою профессию по самым различным причинам. Возникают очень
непростые вопросы: как помочь в профессиональном совершенствовании по новой
специальности, какой набор фундаментальных знаний надо давать студенту,
чтобы такой переход был менее болезненным, и т. д.
В современных российских условиях высшая школа меняет структуру
подготовки специалистов под мощным давлением новых социально-экономических
условий и факторов, становится массовым второе высшее образование. В высших
и средних специальных учебных заведениях открываются новые специальности и
специализации, связанные с такими сферами социальной жизни, как управление,
бизнес, финансы, экология и т. д.
В настоящее время новая проблема для высшей школы -
невостребованность, безработица среди лиц с высшим образованием.
Безработица стала "умной". Так, в 1998 году каждый десятый безработный имел
высшее образование. Наиболее неблагоприятно конъюнктура на рынке труда
складывается в отношении инженерных вузов: спрос (и без того невысокий)
падает, дефицит специалистов отсутствует.
В ближайшем будущем трудно ожидать резкого изменения в этой сфере.
Экономический анализ приводит к трудным для высшей школы выводам: снижение
объемов производства ведет к снижению спроса на квалифицированный труд, а
это обусловливает сокращение объемов подготовки специалистов. Особенно в
части инженерно- и естественнонаучного образования. По оценкам специалистов
(А. А. Овсянников и др.), спад объемов производства, резкое сокращение
масштабов научной деятельности и ее престижности стимулируют свертывание
классической и отраслевой науки. Хотя престиж - иметь ученую степень, не
занимаясь профессионально научной деятельностью, - высок. Это стало модным.
Принципиально новой для отечественного высшего профессионального
образования является формирующая многоступенчатая система: бакалавр,
специалист, магистр. Привлекает ее гибкость, возможность для молодых людей
включаться в профессиональную деятельность на разных ступенях получения
образования, интеграции средних и высших профессиональных учебных
заведений. Однако нельзя не видеть и бездумное копирование американской
модели некоторыми усердными реформаторами. Иногда в так называемых
элитарных или международных колледжах, в основном гуманитарного профиля,
появляется большой объем естественнонаучных предметов. Да, в американских
университетах, особенно исследовательских, и так называемых колледжах
либеральных наук есть такие учебные планы. Но не стоит забывать, что в
американские университеты приходят более 60 процентов выпускников средней
школы и университеты просто вынуждены выравнивать общенаучную подготовку
студентов младших курсов, в том числе и по родному английскому языку.
Другое дело Россия, где в вузы на основе строгого конкурсного отбора
поступают не более пятой части выпускников средней школы, и, общепризнанно,
с более основательной общенаучной подготовкой.
Новым явлением, требующим серьезного социологического анализа,
являются нетрадиционные формы образования, в том числе и частные учебные
заведения. Новые формы образования выступают в виде независимых структур
или специальных подразделений государственных учебных заведений. Сравнение
типологических групп студентов государственных и частных учебных заведений
показывает их существенные отличия. Понятно, что среди родителей учащихся
частных учебных заведений больше предпринимателей, крупных руководителей,
которые могут обеспечить оплату за обучение своих детей. Здесь больше
студентов, которые совмещают учебу с работой - вплоть до самостоятельного
предпринимательства. Такие студенты материально хорошо обеспечены, они не
привыкли себе отказывать ни в чем. Они уверены в своем профессиональном
выборе, хорошо осведомлены в специфике будущей профессиональной
деятельности. Они выше, чем "бюджетные" студенты, оценивают значимость
хорошего образования, свободного владения иностранными языками и т. п. В
ближайшее время в отечественной социологии наверняка будут проведены
исследования по качеству подготовки студентов в государственных, и частных
профессиональных учебных заведениях.
Социологи подчеркивают готовность части российского населения
инвестировать личные средства в сферу образования, и особенно для получения
специальностей, пользующихся повышенным спросом на рынке труда. Это имеет
принципиально важное значение в условиях острейшего дефицита бюджетных
ресурсов. Система образования в России - та сфера деятельности, которая
готова принять инвестиции и дать необходимую отдачу. Она менее, чем другие
сферы деятельности, нуждается в модернизации и вполне конкурента на мировом
образовательном рынке.


Социология личности студента


Для социологии образования важно изучение и самой личности ученика,
студента. Характер будущей профессии во многом определяет и поведение
студента. Интересна в этом отношении книга екатеринбургского социолога Н.
Рубиной "Студент - глазами социологов". Особенно ее анализ студенческой
молодежи в связи с избранной профессией. Студентов в этом отношении можно
разделить на три группы.
Первую составляют студенты, ориентированные на образование, потому что
оно дает возможность получить профессию. Они хотят работать именно по этой
специальности, у них есть интерес к работе, стремление реализовать себя
именно в ней.
Вторая группа студентов состоит из тех, кто в перспективе ориентирован
на бизнес. Отношение к образованию у них уже другое - для них учеба
выступает в качестве инструмента, возможной стартовой ступени.
Третью группу студентов составляют те, кого можно было бы назвать
неопределившимися. Все параметры их отношения к учебе, профессии размыты, в
их оценках и позициях нет ясности и определенности первых двух групп. Такие
студенты как бы плывут по течению, возможно, их самоопределение состоится
чуть позже, а возможно, для них вообще процесс самоопределения,
целеустремленности не характерен.
Американский социолог Мартин Троу, изучая студенческую среду, выделил
четыре типа культуры, поведения и всего образа жизни американских
студентов.
- Коллегиалы - общественники, которые отличаются активностью в
студенческой жизни и тратят на это много своего времени.
- Профессионалы - для которых будущая работа, профессия '- самое
главное, и этому подчиняется вся их студенческая жизнь.
- Академики - будущие преподаватели университетов.
- И, наконец, нонконформисты - аристократическая богема, золотая
молодежь, которая учится ради диплома, престижа, чтобы угодить
родителям.
Интересно также отметить и такой вывод социологов: среди студентов,
ориентированных на профессию, намного меньше социальных пессимистов. На
образование и профессию больше ориентированы студенты экономических и
юридических специальностей. Наименее ориентированными на образование
оказались математики, химики, педагоги, то есть студенты тех
специальностей, которые меньше востребуются на рынке труда. Выбор профессии
в вузе стал для молодых людей прагматическим, соответствует переменам в
российском обществе. Ценность высшего образования как самостоятельного
феномена, имеющего социокультурную, личностную привлекательность и
престижность, отступает на второй план.
Таким образом, деятельность социальных институтов образования
направлена на удовлетворение важных социальных потребностей. От того,
насколько успешно он развивается, во многом зависит будущее любого
общества.
Институт образования относительно самостоятелен и вместе с тем
оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества.
Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей и
учащихся, студентов, в сравнении с народным хозяйством. XX век в первую
очередь называют веком образования. Оно интегрирует вокруг себя другие
общественные системы (экономику, науку, культуру, экологию), предопределяя
не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого
отдельного человека. По большом счету, в цивилизованном обществе, если
исключить крайности протекционизма, судьба человека, его биография и
карьера зависят от двух основных факторов - здоровья и качества полученного
образования.
Четко просматривается одна интереснейшая закономерность: чем более
развита страна, тем больше критики в адрес ее системы образования. В
настоящее время о необходимости реформирования образования идет речь во
всех продвинутых странах Проблемы национального образования становятся
приоритетными в программах многих политических лидеров К примеру, Дж.
Кеннеди, Д. Буш вошли в американскую историю как президенты, много
сделавшие для национальной системы образования. Можно напомнить и о том,
что самый первый Указ, подписанный Б. Н. Ельциным, назывался " Об
образовании".
Образование как система - это уникальный социальный институт,
призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи,
социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды,
конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей.
Образование - это система проектирования будущего. В этой связи встает
вопрос, какого будущего? Ответ может иметь два крайних варианта:
1 вариант - образ будущего общества жестко оценивается и задается его
сегодняшними идеологами. Система образования в данном случае является
институтом по формированию членов этого будущего общества.
2 вариант - будущее общество конструируется социальной практикой
самодеятельного и свободного народа Система образования здесь имеет
вариати

Новинки рефератов ::

Реферат: Карен Хорни (Психология)


Реферат: Бандитизм (Государство и право)


Реферат: Крымская война (История)


Реферат: Гражданство Украины (Право)


Реферат: Сетевые принтеры (Программирование)


Реферат: Теории происхождения денег (Деньги и кредит)


Реферат: Сравнение земноводных и пресмыкающихся (Биология)


Реферат: Эллинистическая философия (Философия)


Реферат: Основное производство НЛМК (Металлургия)


Реферат: Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО "Карьера" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Подготовка населения в области защиты населения от ЧС (Военная кафедра)


Реферат: Управління системою маркетингової діяльності на підприємтсві (Маркетинг)


Реферат: Герхард Шрёдер (Политология)


Реферат: Види обєднань громадян (Право)


Реферат: "Восемь помыслов" и борьба с ними по творениям св. Аввы Евагрия (Религия)


Реферат: Волков Валентин Викторович (Искусство и культура)


Реферат: Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников (Педагогика)


Реферат: Современное поколение персональных компьютеров (Программирование)


Реферат: Религии Древнего Востока (Мифология)


Реферат: ООН (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист