|
Реферат: Основы программирования на языке Паскаль (Программирование)
| | |Краткий курс лекций | |"Основы программирования на языке Паскаль" | | | | | |Введение. | | Прежде всего, следует напомнить, что изучение языка программирования | |представляет собой знакомство с формальными правилами записи алгоритмов для| |их последующего выполнения компьютером. Формальность сия проистекает из | |самих принципов, заложенных в архитектуру вычислительных устройств, и | |жесткости математической логики. Поэтому, постарайтесь воспринять все | |довольно строгие правила как неизбежность, настроить себя на серьезную, | |скрупулезную, порой сложную работу. Однако не стоит бояться, расстраиваться| |и сетовать на судьбу: немного аккуратности, внимания, знания предыдущего | |материала - и вы уже программист. | | | |Основные понятия. | | Как и любой алгоритм, являющийся, как вы помните, последовательностью | |инструкций, программа на языке Паскаль состоит из команд (операторов), | |записанных в определенном порядке и формате. | | Команды позволяют получать, сохранять и обрабатывать данные различных | |типов (например, целые числа, символы, строки символов, т.д.). Однако кроме| |команд в записи программы участвуют еще так называемые "служебные слова". | |Это и есть элементы формальности, организующие структуру программы. Их не | |так много, но их значение трудно переоценить. Служебные слова можно | |использовать только по своему прямому назначению. Переопределять их не | |разрешается. | | Вам уже известно, что основное назначение компьютера - облегчить | |человеку работу с большими объемами информации, поэтому подавляющее | |большинство программ построено по одному, довольно простому принципу: | |получение данных из внешнего мира (ввод), обработка их по соответствующему | |алгоритму, хранение необходимой информации и вывод во внешний (по отношению| |к компьютеру) мир полученных результатов. Все эти действия реализуются | |через имеющиеся в языках программирования команды, алгоритмические | |структуры и структуры данных. | | | |Основная структура программы. | | Правила языка Паскаль предусматривают единую для всех программ форму | |основной структуры: | |Program ; | | | |Begin | | | |End. | | Здесь слова Program, Begin и End являются служебными. Правильное и | |уместное употребление этих слов является обязательным. | | Угловые скобки в формате указывают на то, что вместо них при реальном | |программировании должно быть подставлено конкретное значение. Сама запись | |программы в принципе может производиться вообще в одну стоку. При этом ее | |части должны отделяться друг от друга хотя бы одним пробелом. Однако, такая| |запись неудобна для чтения, недостаточно наглядна, поэтому я рекомендую | |придерживаться приведенной структуры, а в теле программы по возможности | |записывать по одному оператору в строке. | | Имя программы выбирается программистом самостоятельно в соответствии с| |правилами построения идентификаторов. | | Все объекты, не являющиеся зарезервированными в Паскале, наличие | |которых обусловлено инициативой программиста, перед первым использованием в| |программе должны быть описаны. Это производится для того, чтобы компьютер | |перед выполнением программы зарезервировал память под соответствующие | |объекты и поставил в соответствие этим участкам памяти идентификаторы. | |Раздел описаний может состоять из пяти подразделов: | | 1. Описание меток (Label). | | 2. Описание типов (Type). | | 3. Описание констант (Const). | | 4. Описание переменных (Var). | | 5. Описание процедур и функций (Procedure, Function). | | При отсутствии необходимости в каком-либо виде объектов, | |соответствующий подраздел может быть опущен. | | | |Алфавит языка. | | Основу любого языка составляет алфавит, то есть конечный, | |фиксированный набор символов, используемых для составления текстов на | |данном языке (в нашем случае - программ). Конечно, стройность картины | |немного портит наличие диалектов, создающихся стихийно и очень часто | |включающих в себя апокрифические (неканонические) буквы и знаки. В | |программировании эта проблема решается введением понятия "стандарт языка". | |Оно практически неприменимо к языкам человеческим, вечно развивающимся и | |изменяющимся. Мы с вами в основном будем говорить о той самодостаточной | |части языка Паскаль, которая входит в различные его компьютерные реализации| |в неизменном виде. В плане изучения, я не вижу большого смысла излагать вам| |строгие правила стандарта, хотя такие существуют. Ограничимся некоторыми | |замечаниями, раскрывающими все же формальности употребления символов в | |языке Паскаль. | | Итак, алфавит языка Паскаль составляют: | | 1) буквы латинского алфавита; | | 2) арабские цифры; | | 3) специальные знаки. | | Использование символов первой группы чаще всего вопросов не вызывает, | |но свои тонкости здесь имеются. Во-первых, это употребление заглавных и | |строчных букв. Большинство существующих трансляторов не различают буквы | |разных регистров. Таким образом, записи "progRaM" и "PROGram" будем считать| |идентичными. Во-вторых, некоторые символы латиницы и кириллицы совпадают по| |начертанию. Нельзя ли вместо буквы "К" латинской написать "K" русскую? | |Ответ: в тетради (если вы их сможете различить) - пожалуйста, в программе | |на ЭВМ - ни в коем случае. На вид они может быть и похожи, но уж коды-то у | |них совершенно разные, а компьютер, как вам известно, оперирует внутри себя| |не буквами, а их числовыми кодами. | | По поводу привычных арабских цифр сказать можно только то, что с их | |помощью записываются не только числа. Цифры в качестве обыкновенных | |символов могут использоваться в различных других конструкциях языка. | | Сложнее всего обстоит дело со специальными знаками, поэтому их | |придется разобрать подробно, иногда забегая вперед, но вы пока можете | |пропускать мимо ушей непонятные термины, не забывая, однако, записывать все| |в тетрадь. Потом, при изучении соответствующих структур, вы будете иметь | |возможность заглянуть в этот раздел для того, чтобы уточнить какой знак в | |данном месте необходимо использовать. | | Наиболее часто употребляемым специальным символом является пробел (в | |значимых местах мы будем обозначать его в записях знаком "V"). Его | |использование связано с форматами основной структуры программы, разделов | |описаний, операторов. Не следует путать наличие пробела с отсутствием | |символа. | | . конец программы, разделение целой и дробной частей вещественного | |числа (десятичная точка), разделение полей в переменной типа Record; | | , разделение элементов списков; | | .. указание диапазона; | | : используется в составе оператора присваивания, а также для | |указания формата вывода в операторе Writeln; | | ; отделяет один раздел программы от другого, разделяет операторы; | | ' используется для ограничения строковых констант; | | - + * / ( ) арифметические знаки (используются по своему | |назначению); | | < > знаки отношений; | | = используется в составе оператора присваивания, в разделах | |описаний констант и типов, используется как знак отношения (равно); | | @ имя специального оператора определения адреса переменной, | |подпрограммы; | | ^ используется для именования динамических переменных; | | {} ограничение комментариев в программе; | | [ ] заключают в себе индексы элементов массивов; | | _ символ подчеркивания используется также как любая буква, | |например, в идентификаторах - вместо пробела; | | # обозначение символа по его коду; | | $ обозначение директивы компилятора, обозначение шестнадцатеричного| |числа. | | Возникает вопрос, а как же быть с русскими буквами и другими знаками, | |имеющимися на клавиатуре? Некоторые версии Паскаля допускают их | |использование в программе, но стандарт языка этого не подразумевает. | |Поэтому включать эти символы в программу можно только в качестве строковых | |констант или внутри комментария, то есть там, где транслятор при компиляции| |их игнорирует. При использовании этих знаков в качестве данных, они | |равноправны со всеми символами, которые может хранить в памяти и | |обрабатывать компьютер. | | | |Идентификаторы. | | Имена операторов, переменных, констант, типов величин, имя самой | |программы назначаются программистом и называются в Паскале | |идентификаторами. Существуют правила, которым должны отвечать все | |идентификаторы: | |идентификатор должен быть уникальным, то есть одним и тем же именем разные | |объекты не могут быть названы; | |идентификатор имеет ограничение по длине (зависит от конкретной реализации | |языка на компьютере); | |идентификатор может состоять только из символов латинского алфавита, цифр и| |знака подчеркивания ("_"); | |идентификатор не может начинаться с цифры. | | | |Константы. | | Из всех подразделов описаний сейчас мы рассмотрим только описание | |констант и переменных, остальные - позже. | | Вообще говоря, в Паскале константами являются любые явно заданные в | |программе данные (например, 7493, 'привет', 54.899). Следует обратить ваше | |внимание на то, что при записи числовых констант с дробной частью эта часть| |отделяется от целой не запятой, как, возможно, вы привыкли, а точкой. Для | |записи очень больших по модулю или очень малых (близких к нулю) чисел | |существует возможность записи их в так называемой экспоненциальной форме. С| |такой записью вы встречались в математике и физике, но называли ее | |стандартным видом числа. | | Пример: 2 . 4 5 6 7 Е - 0 6 | | ^мантисса ^порядок | | Здесь буква "Е" отделяет мантиссу (совокупность значащих цифр числа с | |десятичной точкой после первой) от порядка (показателя степени десятки в | |стандартном виде числа). Вам предстоит научиться как читать числа в таком | |виде, так и записывать. | | Константы, представляющие собой строковые величины, заключаются в | |апострофы. | | Если одна и та же величина используется в программе несколько раз, то | |удобнее было бы обозначить ее каким-нибудь именем и использовать это имя | |везде, где требуется записать соответствующую константу. Кроме сокращения | |размера исходного текста программы, это позволит избежать случайных ошибок,| |а также упростит отладку программы. Описание именованных констант | |начинается служебным словом Const. Далее следуют записи вида: | |=<значение>; | |Пример: | |Const | |Pi=3.14; | |Name1='Татьяна'; | |Name2='Виктор'; | |R21=6.33187E+03; | |W_W_W=934122; | |Понятие переменной. Типы. | | Данные, как вы знаете, хранятся в памяти компьютера, но для указания | |на конкретную информацию очень неудобно все время записывать физические | |адреса ячеек. Эта проблема в языках программирования высокого уровня, в | |частности в Паскале, решена введением понятия переменной. Переменная в | |Паскале - именованный участок памяти для хранения данных определенного | |типа. Значение переменной (информация в соответствующих ячейках памяти) в | |ходе выполнения программы может быть изменено. Константами же, как вы уже | |знаете, называются величины, значение которых в ходе выполнения программы | |изменено быть не может. Конкретные переменные и константы представляют | |собой объекты уникальные и отличаются друг от друга именем. | | В качестве данных в программах на языке Паскаль могут выступать числа,| |символы, целые строки символов. Заметьте, что с этими различными видами | |информации выполняются совершенно разные действия. Например, с числовыми | |величинами производятся арифметические операции, чего невозможно сделать с | |символьными. Кроме того, разные виды данных требуют различного объема | |памяти для хранения. В соответствии с этими соображениями в языке Паскаль | |введено понятие "Тип" (TYPE). Тип переменной указывает на то, какие данные | |могут быть сохранены в этом участке памяти, и в каких действиях эта | |переменная может участвовать. Существуют зарезервированные (базовые) типы в| |языке Паскаль, но, как далее вы убедитесь, есть также возможность создавать| |свои собственные, определяемые программистом типы переменных. | | К базовым типам относятся: | |тип целых чисел - Integer | |тип "длинных" целых чисел - Longint | |тип действительных (вещественных) чисел (то есть - с дробной частью) - Real| | | |тип неотрицательных целых чисел от 0 до 255 - Byte | |тип неотрицательных целых чисел от 0 до 65535 - Word | |символьный тип - Char | |строковый тип - String | |логический тип - Boolean | | Физически типы данных отличаются друг от друга количеством ячеек | |памяти (байтов), отводимых для хранения соответствующей переменной. | |Логическое же отличие проявляется в интерпретации хранящейся информации. | |Например, переменные типа Char и типа Byte занимают в памяти по одному | |байту. Однако в первом случае содержимое ячейки памяти интерпретируется как| |целое беззнаковое число, а во втором - как код (ASC) символа. | | В отличие от констант, неименованных переменных не существует. Все | |используемые в программе переменные должны быть описаны в соответствующем | |разделе описания. | | Раздел описания переменных начинается служебным словом Var, после | |которого следуют записи следующего вида: :<Название| |типа>; | | Список может состоять из нескольких имен (при этом они разделяются | |запятыми), а также и из одного имени. Тип, указываемый после двоеточия, | |определяет, какие данные теперь могут храниться в описанных таким образом | |переменных. Для каждого используемого в программе типа переменных в разделе| |их описания должна быть, как минимум, одна собственная строка. | | Пример: | |Var | |A,B,H_22,Angle : Real; | |Name3 : String; | |Flag : Boolean; | |I,J,K,Count : Word; | |Оператор присваивания. Арифметические выражения. | | Самым простым действием над переменной является занесение в нее | |величины соответствующего типа. Иногда говорят об этом, как о присвоении | |переменной конкретного значения. Такая команда (оператор) в общем виде | |выглядит на языке Паскаль следующим образом: | | :=; | | Выражение, указанное справа от знака ":=", должно приводить к значению| |того же типа, какого и сама переменная, или типа, совместимого с переменной| |относительно команды присваивания. Например, переменной типа Real можно | |присвоить значение типа Integer или Word (впрочем, наоборот делать нельзя).| |Выражение будет сначала вычислено, затем, его результат будет положен в | |ячейки памяти, отведенные для переменной. | | Что же представляет собой выражение на языке Паскаль? Многое зависит | |от типа выражения. Рассмотрим сначала выражения арифметические, то есть те,| |результатом которых является число. | | В состав арифметического выражения на языке Паскаль могут входить: | |числовые константы; | |имена переменных; | |знаки математических операций; | |математические функции и функции, возвращающие число; | |открывающиеся и закрывающиеся круглые скобки. | | Правила построения выражений напоминают математические с некоторыми | |уточнениями. Выражение записывается в одну строку (никакой многоэтажности),| |между операндами обязательно должен стоять знак операции (Запись "2x" - не | |допускается), знаки некоторых операций и названия некоторых функций отличны| |от привычных вам. | | Операции: | |+ сложение; | |- вычитание; | |/ деление; | |* умножение; | |MOD остаток от деления (записывается так: A MOD B; читается: остаток от| |деления A на B); эта операция применима только к целым числам; | |DIV целочисленное деление (записывается так A DIV B; читается: | |результат деления A на B без дробной части); эта операция тоже применяется | |только для целых операндов. | | Аргументы функций всегда записываются в круглых скобках: | |SIN(X) sin x; | |COS(X) cos x; | |ARCTAN(X) arctg x; | |ABS(X) абсолютное значение x (в математике - |x|); | |SQR(X) возведение x в квадрат; | |SQRT(X) извлечение квадратного корня; | |TRUNC(X) отбрасывание дробной части х; | |ROUND(X) округление х до ближайшего целого числа; | | После выполнения второго оператора присваивания в участке памяти, | |отведенном под переменную R, окажется результат указанного выражения, | |однако, к сожалению, узнать его мы не сможем, поскольку пока не имеем | |возможности "заглянуть" в память машины, вывести значение переменной хотя | |бы на экран. | | | |Составной оператор | | Этот оператор, строго говоря, оператором не является. Дело в том, что | |также как арифметические действия иногда бывает необходимо заключать в | |скобки, последовательности команд (операторов) тоже иногда требуют | |объединения. Это позволяют сделать так называемые операторные скобки. | |Формат (общий вид) составного оператора таков: | |Begin | |<Оператор 1>; | |<Оператор 2>; | |...... | |<Оператор N> | |End; | | Возможно, такая структура напоминает вам основную структуру программы.| |Действительно, отличие только в том, что после End в конце составного | |оператора ставится точка с запятой, а в конце программы - точка. По своей | |сути вся программа представляет собой большой составной оператор. | | Обратите внимание на то, что точка с запятой перед End может не | |ставиться. | | Составной оператор предоставляет возможность выполнить произвольное | |количество команд там, где подразумевается использование только одного | |оператора. Как вы узнаете потом, такая необходимость встречается довольно | |часто. | | | |Операторы ввода и вывода информации | | Если вы помните, при рассмотрении примера работы оператора | |присваивания мы столкнулись с необходимостью узнать результат выполнения | |программы. Мы разобрались с тем, как информацию сохранять (в переменных), | |как обрабатывать (с использованием выражений), но два фундаментальнейших | |информационных процесса остались вне нашего внимания: получение информации | |и передача ее во внешний по отношению к компьютеру мир. Пока наши программы| |могут использовать лишь информацию, которая находится непосредственно в | |тексте программы. Узнать, какие значения в данный момент имеют переменные, | |также не представлялось возможным. Программирование в таких условиях теряет| |смысл. | | Взаимодействие устройств обработки и хранения информации с внешней | |средой (хотя бы с пользователем) является совершенно необходимым. За такой | |интерфейс в языке Паскаль отвечают операторы ввода-вывода информации. Эти | |инструкции позволяют ввести аргументы, параметры расчетов во время | |выполнения программы (а не на этапе ее написания), осуществить вывод | |рассчитанных данных в понятном человеку виде. | | Сначала операторы ввода (форматы операторов): | |Read(); | |Readln(); | | В таком формате эти команды позволяют вводить данные в переменные во | |время выполнения программы с клавиатуры. Элементами списка ввода могут быть| |имена переменных, которые должны быть заполнены значениями, введенными с | |клавиатуры. | | Выполнение операторов ввода происходит так: ход программы | |приостанавливается, на экран выводится курсор, компьютер ожидает от | |пользователя набора данных для переменных, имена которых указаны в списке | |ввода. Пользователь с клавиатуры вводит необходимые значения в том порядке,| |в котором они требуются списком ввода, нажимает Enter. После этого | |набранные данные попадают в соответствующие им переменные и выполнение | |программы продолжается. | | Примечание: данные при вводе разделяются пробелами. | | Разница между работой процедур Read и Readln (от Read line) состоит в | |следующем: после выполнения Read значение следующего данного считывается с | |этой же строчки, а после выполнения Readln - с новой строки. | | Для вывода информации в Паскале также есть две команды: | |Write(); | |Writeln(); | | Такой формат использования Write и Writeln позволяет выводить на экран| |монитора данные из списка вывода. Элементами списка вывода могут являться | |имена переменных, выражения, константы. Прежде чем вывести на экран | |компьютер значения выражений сначала вычислит. Элементы списка, также как и| |в операторах ввода, разделяются запятыми. | | Различие между двумя операторами вывода таково: после выполнения | |оператора Writeln (от Write line) происходит переход на новую строчку, а | |после выполнения инструкции Write, переход на новую строчку не происходит и| |печать по последующим командам вывода Write или Writeln будет происходить | |на той же строчке. При вызове оператора Writeln без параметров просто | |происходит переход на новую строчку. | | Приведем пример использования операторов ввода и вывода: | |Program Inteface; | |Var | | R,S : Real; | |Begin | | Write('Введите радиус круга '); {Печать на экране просьбы о вводе} | | Readln(R); {Ввод значения в | |переменную R с клавиатуры} | | S:=4*ARCTAN(1)*SQR(R); {Вычисление площади круга (pR2)} | | Writeln('Площадь круга радиусом ',R,' равна ',S) | |End. | | Эта программа запрашивает у пользователя значение радиуса круга, | |обеспечивает возможность ввести его значение, рассчитывает и выводит на | |экран величину площади круга с таким радиусом. Таким образом, появляется | |возможность, не внося изменений в текст программы, вводить различные | |значения радиуса и получать, соответствующие им значения площади круга. Для| |этого достаточно несколько раз запустить программу. Также эта программа | |демонстрирует следующее правило: выдача результатов должна быть | |прокомментирована так, чтобы был ясен смысл напечатанных чисел. | |Действительно, ведь можно было бы ограничиться Writeln(S), но значение | |выведенного программой числа в этом случае было бы ясно только тому, кто | |эту программу написал. | | | |Метки. Оператор безусловного перехода. | | Каждый дом на улице имеет свой номер, все люди имеют собственные | |имена, даже ячейки памяти компьютера имеют каждая свой адрес. Все это | |принято для того, чтобы иметь возможность однозначно указать на | |определяемый объект. Точно также, для указания на операторы в программах | |применяются метки. | | Метка в стандарте языка Паскаль представляет собой целое | |неотрицательное число. Все используемые в программе метки должны быть | |перечислены в разделе описания меток, начинающемся служебным словом Label, | |например: | | Label 1, 2, 8; | | Одной меткой можно пометить только один оператор. Метка от помеченного| |оператора отделяется двоеточием. | |Пример: | | 6: Writeln(14/2); | | Во всех приведенных ранее программах операторы выполнялись один за | |другим в том порядке, в котором они были записаны в тексте. Такая | |алгоритмическая структура называется прямым следованием. Однако, в языке | |Паскаль изначально существует оператор, нарушающий прямолинейное выполнение| |программы, передающий управление в произвольную ее точку. Такая инструкция | |называется безусловным переходом и имеет такой формат: | | Goto <метка>; | | Оператор, к которому происходит переход должен быть помечен данной | |меткой. | | Использовать оператор безусловного перехода следует крайне осторожно | |во избежание получения ошибочных результатов или полного "зацикливания" | |программы. Вообще, употребление данной команды среди программистов | |считается дурным тоном. Как вы убедитесь, всегда существует возможность | |обойтись без него. | | | |Условный оператор | |Одной из основных алгоритмических структур является ветвление | |(альтернатива). | | Если условие выполняется, то будет выполнена инструкция "1", если нет,| |то - инструкция "2". Несмотря на то, что в схеме присутствуют два действия,| |выполнено будет только одно, так как условие либо ложно, либо истинно. | |Третьего не дано. Такая схема позволяет решать задачи, в которых в | |зависимости от сложившихся обстоятельств требуется совершить то или иное | |действие. Нет никакого сомнения, что число задач такого рода огромно. Более| |того, очень сложно придумать реально значимое задание, алгоритм выполнения | |которого содержал бы в себе простое прямое следование команд. Даже | |примитивный пример, взятый из курса математики, как вы увидите, не может | |быть решен без использования ветвления. Итак, необходимо вычислить значение| |выражения y=1/x. Вам известно, что данная функция не всегда имеет значение,| |то есть не для всех значений аргумента существует значение результата. Наша| |задача так составить алгоритм, чтобы исполнитель ни в коем случае не встал | |в тупик, даже при получении нуля в качестве аргумента. Сформулировать это | |на естественном языке не трудно: | |1. Получить значение x. | |2. Если x=0, то сообщить, что выражение значения не имеет, иначе - | |вычислить y как 1/x. | | Таким образом используется приведенная выше алгоритмическая структура.| |Она может быть выражена простыми словами: | | Если {Если выполняется условие} | | то <действие 1> {то выполнить действие № 1 } | | иначе <действие 2> {иначе - выполнить действие № 2 } | |все | | Как это записать на Паскале? Да точно так же, только по-английски. | | Формат условного оператора на языке Паскаль: | | If | | Then | | Else ; | | Обратите внимание на то, что в Then- и Else- части стоит только один | |оператор. Но что делать, чтобы решить задачу, в которой по выполнению или | |невыполнению условия нужно совершить не одно, а несколько действий? Здесь | |приходит на помощь уже известный вам составной оператор. В операторные | |скобки можно заключить любое количество операторов. | | Вариант условного оператора в этом случае: | |If | |Then Begin end | |Else Begin < группа операторов 2> end; | | Знак "точка с запятой" не ставится перед служебным словом Else, но | |операторы в группах, естественно, отделяются друг от друга этим знаком. | | Теперь поговорим об условиях. В программах на языке Паскаль условия | |представляют собой выражения, значением которых является величина | |логического (Boolean) типа. Это может быть как просто переменная указанного| |типа, так и сложная последовательность высказываний, связанных логическими | |операциями. | | В простых условиях могут применяться знаки операций сравнения: | |>(больше), =(больше или равно), | |=(D1*(45-2)) {Значение выражения в левой части больше либо | |равно значению выражения из правой части} | | S'ABC' {Значение переменной S не равно строковой константе 'ABC'} | | Приведем пример решения еще одной задачи: "Из двух чисел выбрать | |наибольшее". | | На первый взгляд решение очевидно, но оно не столь тривиально, как | |кажется. | |Program Example; | |Var A,B,C : Real; {A,B - для хранения аргументов, C - результат} | |Begin | |Writeln('Введите два числа'); | |Readln(A,B); {Вводим аргументы с клавиатуры} | |If A>B Then C:=A Else C:=B; {Если A>B, то результат - A, иначе результат - | |B} | |Writeln(C); {Выводим результат на экран} | |End. | | Еще один классический пример: "По заданным коэффициентам решить | |квадратное уравнение". Эта задача сложнее, поэтому перед тем как писать | |программу составим алгоритм, записав его в виде блок-схемы. | |Сначала вводим коэффициенты, затем вычисляем дискриминант. Теперь возникает| |две возможности: либо отсутствие действительных корней в случае | |отрицательного дискриминанта, либо эти корни можно все-таки вычислить и | |вывести на экран в случае неотрицательного дискриминанта (случай равенства | |дискриминанта нулю входит сюда же, корней - два, только они одинаковые J). | | При записи алгоритма на языке программирования следует учесть, что в | |ветви "нет" не одно действие, а три, поэтому следует применить составной | |оператор. Арифметические выражения не забывайте записывать в соответствии с| |правилами языка Паскаль. В остальном, эта программа не сложнее предыдущей. | | | | | | | |Program Sq1; | |Var A, B, C, D, X1, X2 : Real; | |Begin | |Writeln ('Введите коэффициенты квадратного уравнения'); | |Readln (A,B,C); | |D:=B*B-4*A*C; | |If D To Do ; | | For :=<Н.З.> Downto Do ; | | Здесь И.П. - имя переменной-параметра, Н.З. - его начальное значение, | |К.З. - соответственно конечное значение параметра. В качестве начального и | |конечного значений | | Читается данная структура так: "Для переменной (далее следует ее имя) | |от начального значения до конечного выполнять оператор (являющийся телом | |цикла)". Иногда цикл с параметром даже называют "Для" или "For". В первом | |случае параметр с каждой итерацией увеличивается на единицу, во втором - | |уменьшается. | | Выполняется этот цикл по следующему алгоритму: | | 1. переменной-параметру присваивается начальное значение; | | 2. выполняется тело цикла; | | 3. переменная-параметр автоматически увеличивается на 1 (в первом | |случае формата); | | 4. если параметр превышает конечное значение, то происходит выход из | |цикла, иначе - переход к пункту 2. | | Примечание: при использовании Downto параметр автоматически | |уменьшается на 1, а выход из цикла происходит тогда, когда параметр | |становится меньше конечного значения. | | Таким образом, в отличие от первых двух видов цикла, этот цикл | |используется тогда, когда известно необходимое количество выполнений тела | |цикла. | | Вообще говоря, цикл "Пока" является универсальным, то есть любая | |задача, требующая использования цикла, может быть решена с применением этой| |структуры. Циклы "До" и "С параметром" созданы для удобства | |программирования. | | Пример. | | Найти сумму квадратов всех натуральных чисел от 1 до 100. | | Решим эту задачу с использованием всех трех видов циклов. | |I. С использованием цикла "Пока". | |Program Ex1; | |Var | | A : Integer; | | S : Longint; | |Begin | |A:=1; S:=0; | |While A100; | |Writeln(S) | |End. | |III. С использованием цикла "С параметром". | |Program Ex3; | |Var | | A : Integer; | | S : Longint; | |Begin | |S:=0; | |For A:=1 To 100 Do S:=S+A*A; | |Writeln(S) | |End. | | Теперь вам известны все основные алгоритмические структуры языка | |Паскаль. Комбинируя их, возможно запрограммировать решение любой задачи, | |конечно, если таковое существует. Тем не менее, изучение языка на этом не | |закачивается, так как для написания хороших программ по утверждению | |уважаемого Никлауса Вирта (за время моей работы у меня не появилось | |оснований в этом сомневаться) нужны кроме алгоритмических, еще удобные | |структуры данных. В рассматриваемом языке таких структур множество, для | |каждого вида определены свои команды и операции. К их рассмотрению мы и | |переходим. | | | |Строковые операции | | До сих пор мы с вами рассматривали программы, реализующие алгоритмы | |обработки числовых данных. Однако хоть ЭВМ изначально и были созданы только| |для этой цели, по мере развития аппаратной части появилась возможность | |оцифровывать данные других типов, хранить их в памяти машины, | |перерабатывать, выводить во внешний по отношению к компьютеру мир. Проще | |всего можно было так поступить с текстовой информацией. Если не ставить | |перед машиной задачу "понимания" смысла текста, то задача оцифровки | |сводится к установлению правил замены символов (литер) при вводе в | |компьютер на их коды и обратной замены при выводе информации на экран или | |принтер. Такие правила, конечно же, были составлены. Как водится, сначала | |их было множество (вспомните разнообразие таблиц кодировки), затем весь мир| |остановился на ASCII. | | Все языки программирования высокого уровня имеют средства работы с | |литерными величинами. Паскаль - не исключение. Как вам уже известно, в | |стандарте языка описаны два типа переменных для литерных величин. Это - | |String и Char. Напомню - переменная типа Char может содержать в себе только| |один единственный символ, тип String предназначен для хранения строковых | |величин до 255 символов длиною. Кстати, вы знаете не все о типе String. При| |описании переменной этого типа вы можете сами указать максимальное число | |символов, которое можно занести в нее. Конечно же, это число не должно | |превышать 255. Делается это так: | |Var | |S : String[30]; | | Для чего это нужно? | | Дело в том, что при компиляции для каждой переменной отводится свой | |участок памяти. Если мы будем выделять для всех переменных типа String по | |256 байт, то это приведет к тому, что при использовании достаточно большого| |их количества, памяти может и не хватить? Но если в переменной мы | |собираемся хранить, например, фамилию пользователя, то тридцати символов | |(тридцати байт) для этого вполне достаточно. Таким образом, экономится | |память и увеличивается быстродействие программ. | | Переменным строкового типа можно присваивать строковые величины | |(внутри программы они заключаются в апострофы), значения выражений, которые| |приводят к строковым величинам. Значения можно также вводить с клавиатуры. | |При этом апострофы не используются. Как вам известно, в числовую переменную| |нельзя ввести строковую величину. Сделать наоборот - возможно, однако | |число, находящееся в строковой переменной представляет собой просто | |последовательность символов (цифр), поэтому в арифметических выражениях | |участвовать не может. | | Также, новым для вас явится то, что при использовании строковой | |переменной, к каждому ее символу можно обратиться отдельно. Необходимо | |только знать номер нужного символа от начала строки. Его достаточно | |поставить после имени переменной типа String в квадратных скобках. | | Пример: S[5] - пятый символ строки S. | | С отдельным символом строки можно производить все действия, которые | |можно производить с любой символьной переменной (ввод, присвоение, вывод на| |экран, участие в выражениях и т.д.). | | Обратите внимание на то, что нумерация символов в строке начинается с | |единицы. Внутри квадратных скобок вместо числа может находиться выражение, | |результатом которого является целое число. Главное чтобы символ с таким | |номером в строке существовал. Но как же узнать, сколько символов в данный | |момент находится в строковой переменной? Для этого существует специальная | |функция, которая возвращает длину строковой переменной в символах. Это | |функция Length. Ее формат: Length(S) | | Здесь S - либо строковая величина, либо строковая переменная. | | Приведенная далее программа выводит на экран длину введенной | |пользователем строковой величины. | |Program Str1; | |Var | |S : String; | |Begin | |Writeln('Введите последовательность символов'); | |Readln(S); | |Writeln('Вы ввели строку из ',Length(S), ' символов') | |End. | | Другой пример: | |Решим задачу: "Введенную строку вывести на экран по одному символу в строке| |экрана". | |Program Str2; | |Var | |S : String; | |I : Byte; | |Begin | |Writeln('Введите строку'); | |Readln(S); | |For I:=1 to Length(S) do {организуем цикл, начиная с первого символа} | |Writeln(S[I]) {строки, до последнего (номер последнего} | |{совпадает с количеством символов строки S) } | |End. | | Какие же еще действия можно выполнять с переменными строкового типа? | | Две строковые величины можно состыковывать. Эта операция называется | |конкатенацией и обозначается знаком "+". | | Например, результатом выполнения следующих команд: | | R:= 'kadabra'; | | H:= 'abra'; | | S:=H+R; | |в переменной S будет значение 'abrakadabra'. | | Для конкатенации результат зависит от порядка операндов (в отличие от | |операции сложения). Следует помнить о том, какой максимальной длины может | |быть результирующая переменная, так как в случае превышения значением | |выражения числа, указанного после String в описании переменной, "лишние" | |символы в переменную не попадут. | | Строковые величины можно сравнивать между собой. Это относится также и| |к строковым переменным. Но как же компьютер определяет, какая строка | |больше: | |та, которая длиннее? | |та, которая содержит больше заглавных букв? | | На самом деле такая проверка проходит довольно сложно: компьютер | |сравнивает сначала первые символы строк. Большим из двух считается тот, код| |которого больше (вспомните, что такое код символа). Если равны первые | |символы, то так же анализируется следующая пара до тех пор, пока не будет | |найдено различие. Если начало строк совпадает, а одна из них кончается | |раньше, то вторая автоматически называется большей. | | Код символа в Паскале можно определить при помощи функции Ord. | | Ее формат: Ord(C), где С - либо непосредственно указанный символ, либо| |переменная символьного типа, либо один символ строковой переменной. Вообще,| |функция Ord имеет более глубокий смысл, но об этом - позже. Есть и обратная| |функция, которая возвращает символ по известному коду. Это функция Chr(N), | |где N - выражение, приводящее к целому числу в интервале от 0 до 255 | |(возможные значения кода символа). Очевидно, что Chr(Ord(C))=C, | |Ord(Chr(N))=N. | | Следующая маленькая программа выводит на экран кодовую таблицу: | |Program Str3; | |Var | | I : Byte; | |Begin | |For I:=32 to 255 do | |Write('VV',I:4, '-',Chr(I)) | |End. | | Цикл в программе начинается с 32 потому, что символы с кодами от 0 до | |31 являются управляющими и не имеют соответствующего графического | |представления. | | Задача: "Определить, является ли введенная строка "перевертышем". | |Перевертышем называется такая строка, которая одинаково читается с начала и| |с конца. Например, "казак" и "потоп" - перевертыши, "канат" - не | |перевертыш". | | Поступим следующим образом: из введенной строки сформируем другую | |строку из символов первой, записанных в обратном порядке, затем сравним | |первую строку со второй; если они окажутся равны, то ответ положительный, | |иначе - отрицательный. Естественно, предложенный способ решения не является| |единственно возможным. | |Program Str4; | |Var | | S,B : String; | | I : Byte; | |Begin | |Writeln('Введите строку'); | |Readln(S); | |B:=''; {Переменной B присваиваем значение "пустая строка"} | |For I:=1 to Length(S) do | |B:=S[I]+B; {Конкатенация. Символы строки S пристыковываются к} | |{переменной B слева. Самым левым окажется последний.} | |If B=S Then Writeln('Перевертыш') Else Writeln('Не перевертыш') | |End. | | Число, записанное в строковую переменную, естественно числом не | |является, но очень часто требуется его все же использовать в качестве | |числа. Для этого нужно произвести преобразование типа. Перевод строкового | |представления числа в числовое выполняет в Паскале оператор Val. | |Его формат: | |Val(S,X,C); | | Здесь S - строка, содержащая число, X - числовая переменная, в которую| |будет помещен результат, С - переменная целочисленного типа, в которую | |помещается первого встреченного в S отличного от цифры символа. Если после | |выполнения оператора Val переменная С имеет значение 0, то это означает, | |что преобразование типа прошло совершенно успешно и в строке нецифровых | |символов не встретилось. | | Противоположное действие осуществляет оператор Str. Формат оператора: | | Str(X,S); | |X - число (либо арифметическое выражение), S - строковая переменная. | | В переменную S попадает строковое представление числа X. Это нужно, | |например, при необходимости выводить на экран числа в графическом режиме | |(будет изучено позже), так как стандартные процедуры вывода на экран там | |работают только со строковыми величинами. | | Для иллюстрации рассмотрим такую задачу: "Найти сумму цифр введенного | |натурального числа". Используя только числовые переменные, решить ее можно,| |но предлагаемое здесь решение, по-моему, проще. | |Program Str5; | |Var | |S : String; | |I,X,A,C : Integer; | |Begin | |Writeln('Введите натуральное число'); | |Readln(S); {Число вводится в строковую переменную} | |A:=0; | |For I:=1 To Length(S) Do | |Begin | |Val(S[I],X,C); {Цифровой символ превращается в число} | |A:=A+X {Цифры суммируются} | |End; | |Writeln('Сумма цифр равна ',A) | |End. | | Теперь рассмотрим еще несколько действий над строками: | |оператор DELETE(S,I,C) из строковой переменной S удаляет C символов, | |начиная с I-того; | |оператор INSERT(SN,S,I) вставляет подстроку SN в строковую переменную S | |перед символом с номером I; | |функция COPY(S,I,C) возвращает подстроку строки S из C символов, начиная с | |символа с номером I; | |функция Pos(SN,S) возвращает номер символа, с которого в строке S | |начинается подстрока SN (позицию первого вхождения подстроки в строку). | |Если такой подстроки нет, то возвращается ноль. | | Пример их использования: | |"Во введенной строке заменить все вхождения подстроки 'ABC' на подстроки | |'KLMNO'". | |Program Str6; | |Var | |S : String; | |A : Byte; | |Begin | |Writeln('Введите строку'); | |Readln(S); | |While Pos('ABC',S)0 Do | |Begin | |A:= Pos('ABC',S); | |Delete(S,A,3); | |Insert('KLMNO',S,A) | |End; | |Writeln(S) | |End. | | | |Определение типов | | Как было упомянуто ранее, в изучаемом языке возможно определять новые | |типы переменных. После определения этот тип становится доступным для | |описания переменных, также как и стандартные типы. | | Новый тип перед первым его использованием должен быть описан в | |соответствующем разделе описаний. Его заголовок - служебное слово Type. | |Type | | = <Описание типа>; | | Есть несколько способов описания. Иногда говорят даже о видах типов | |(как бы это странно ни звучало). | | Итак, первым рассмотрим так называемый перечисляемый тип. | | Перечисляемый тип используется для повышения наглядности программ, | |позволяя записывать в переменные этого типа названия разнообразных | |объектов, исследуемых программой. Этот тип представляет собой набор | |идентификаторов, с которыми могут совпадать значения параметров. | | Формат описания следующий: = (, ,? ); | | Далее можно определить любое число переменных уже описанного типа. | |Обратите внимание на то, что каждый идентификатор может участвовать в | |описании только одного перечисляемого типа. | | Этим переменным можно присваивать только значения из списка, | |определенного при описании типа. Эти значения не являются ни числами, ни | |строковыми величинами, ни даже величинами логического типа, поэтому они не | |могут участвовать в арифметических, строковых, логических выражениях, а | |также не могут быть выведены на экран или принтер. Величины перечисляемого | |типа можно сравнивать между собой, над их множеством в языке Паскаль | |определены несколько функций: | | Ord(X) - порядковый номер значения переменной X в списке | |идентификаторов. | | Succ(X) - следующее значение для величины Х. | | Pred(X) - предыдущее значение данного типа. | | Обратите внимание на то, что для функции Ord нумерация среди значений | |идет, начиная от нуля. Для последнего значения нельзя применять функцию | |Succ, для первого - Pred. | | Переменные различных перечисляемых типов несовместимы друг с другом. | | Множество стандартных порядковых типов в языке Паскаль на самом деле | |определены как перечисляемые. Это типы Char, Integer, другие. | |