GeoSELECT.ru



История / Реферат: Государственный совет (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Государственный совет (История)




Государственный совет

Государственный совет относился к органам верховного управления в
Российской империи. 1 января 1810 года манифестом Александра I был учрежден
высший законосовещательный орган, получивший название Государственного
Совета. Государственный Совет был создан по инициативе М. М. Сперанского,
его предшественником был Непременный совет, учрежденный в 1801 году.
Состав Государственного Совета назначался императором из числа наиболее
влиятельных чиновников и приближенных лиц.. Их число в различные годы
колебалось от 40 до 80 человек. В состав Совета входили также министры.
Председателем Государственного Совета был царь, а в его отсутствие один из
членов Совета по назначению императора. Это назначение осуществлялось
только на один год.
Структура Совета: общее собрание, четыре департамента (департамент законов,
департаменты дел военных, дел гражданских и духовных, государственной
экономии), две комиссии (по охране государственного порядка, Особое
совещание для охраны спокойствия) и государственная канцелярия.
Через Государственный совет должны были проходить все законопроекты. Он и
сам должен был разрабатывать важнейшие из них. Государственный Совет
обсуждал проекты законов, утверждаемые затем императором, вопросы войны и
мира, введение в отдельных местностях чрезвычайного положения, бюджет,
отчеты всех министерств и ведомств и некоторые судебные и другие дела,
которые выносились царем на его рассмотрение. Проекты законов обсуждались
вначале в департаментах, затем в общем собрании, после чего поступали на
утверждение императора. Но император мог издать закон и без
предварительного рассмотрения его Государственным Советом, т.е. царь мог
одобрить решение Государственного Совета или отвергнуть его, не считаясь с
тем, что это решение принято большинством членов Совета. Со второй
четверти 19 в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии,
министерствах, специальных комитетах. Обсуждение их в Государственном
Совете стало носить формальный характер.
Государственный Совет ведал и кодификацией законов. С 1882 по 1894 г. этим
занимался Кодификационный отдел, а с 1894 г. – Отделение свода законов
Государственной канцелярии. Государственный Совет контролировал
деятельность Сената через созданное в 1884 г. «Особое присутствие для
предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения
департаментов Сената». Предпринимавшиеся попытки расширить состав
Государственного Совета за счет выборных членов от дворянства, земств и
городов не увенчались успехом.
На Государственный совет возлагались также обязанности по финансовому
управлению.
Государственный Совет просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 года.
В 1906 году в связи с учреждением Государственной думы был реформирован и
Государственный Совет. Царь наделил Совет полномочиями, которые Совет
раньше не имел. Состав, структура и компетенция обновленного Совета были
определены актами от 29 февраля 1906 года «О переустройстве учреждения
Государственного Совета» и 23 апреля 1906 года «Учреждение Государственного
Совета». Суть преобразования – превращение Государственного Совета в
верхнюю палату, что, естественно, существенным образом умаляло права
Государственной думы. Выборы в Государственный Совет были организованы так,
что демократические элементы и трудящиеся туда попасть не могли. Половина
членов Совета назначалась царем из крупных чиновников, занимавших в прошлом
министерские и прочие высшие посты в государстве, а другая избиралась
узкими корпорациями – от губернских земских собраний, дворянских общин,
буржуазных организаций, от духовенства православной церкви, от Академии
наук и университетов. Следовательно, и назначаемая, и избираемая части
Государственного Совета обеспечивали царизму возможность через
Государственный Совет не допустить принятия Думой закона, неугодного
режиму. Члены по выборам избирались сроком на 9 лет. Каждые три года треть
их обновлялась. Структура государственного совета была такова: общее
собрание, два номерных департамента, два присутствия и государственная
канцелярия. По мере надобности образовывались комиссии и особые совещания.
Из членов Совета царь ежегодно назначал председателя и вице-председателя
Государственного Совета. Во главе канцелярии Государственного Совета стоял
государственный секретарь.
В целях изоляции Государственного Совета от народа, в Совет запрещалось
подавать просьбы и заявления, а также принимать депутации от народа. Хотя
закон предоставил Государственному Совету равные с Думой права, в
действительности он был поставлен над Думой, стал верхней палатой
российского «парламента». Государственный Совет, как и Государственная
Дума, имел право законодательной инициативы. А главное – без его согласия
законопроект, принятый Думой, не представлялся для утверждения. Он отверг
ряд важных думских законопроектов, например, о введении Архангельского
земства. Государственный Совет мог отклонить любой законопроект, принятый
Думой, но неугодный царскому правительству. В случае разногласия между
этими палатами дело передавалось в согласительную комиссию. Если не было
достигнуто соглашение, законопроект считался отклоненным. Считался также
отклоненным и законопроект, приятый Думой и Государственным Советом, но не
утвержденный царем.
Преобразуя Государственный совет в законодательную палату, царское
правительство грубо нарушило свой Манифест, в котором говорилось только об
одном законодательном учреждении – Государственной Думе.






Реферат на тему: Государственный строй древнего Рима

В период республики организация
власти была достаточно проста и некоторое время отвечала усло-
виям, какие были в Риме ко времени возникновения государства.
На протяжении последующих пяти веков существования респуб-
лики размеры государства значительно увеличились. Но это почти
не отразилось на структуре высших органов государства, по-преж-
нему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное
управление громадными территориями. Естественно, что такое по-
ложение снижало эффективность управления и стало со временем
одной из причин падения республиканского строя.
В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Рим-
ской республике сочетались аристократические и демократиче-
ские черты, при существенном преобладании первых, обеспечи-
вавших привилегированное положение знатной богатой верхушки
рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотноше-
ниях высших государственных органов. Ими являлись народные
собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания счита-
лись органами власти римского народа и были олицетворением
свойственной полису демократии, не они преимущественно управ-
ляли государством. Это делали сенат и магистраты - органы ре-
альной власти нобилитета.
В Римской республике существовали три вида народных со-
браний - центуриатные, трибутные и куриатные.
Главную роль играпи центуриатные собрания, обеспечивав-
шие благодаря своей структуре и порядку принятие решений пре-
обладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев.
Правда, их структура с середины ||| в. до н.э. с расширением пре-
делов государства и увеличениеж числа свободных изменилась не
в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал вы-
ставлять равное количество центурий - по 70, а общее число
центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и
богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разря-
дов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разря-
дов, а неимущие пролетарии, чья численность,значительно возрос-
ла, по-прежнему составляли только одну центурию.
В компетенцию центуриатного собрания входило принятие
законов, избрание высших должностных лиц республики (консу-
лов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб
на приговоры к смертной казни.
Второй вид народных собраний представляли трибутные со-
брания,которые в зависимости от состава жителей триб, участво-
вавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебей-
ские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали
низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматрива-
ли жалобы на приговорь~ о взыскании штрафа, Плебейские собра-
ния, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с 111 в. до н.э. они
получили и право принятия законов, что привело к росту их зна-
чения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате
увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохра-
нившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям
отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что
позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собра-

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли
былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц,
избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены
собранием тридцати представителей курии - ликторов.
Народные собрания в Риме созывались по усмотрению выс-
ших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и пе-
ренести его на другой день. Они же председательствовали в собра-
нии и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники со-
брания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по
ним было открытым и только в конце республиканского периода
было введено тайное голосование (участникам собрания раздава-
лись специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего
определяющую роль играло то обстоятельство, что решения цен-
туриатного собрания о принятии законов и избрании должностных
лиц в первый век существования республики подлежали утвер-
ждению сенатом, но и затем, когда в 111 в. до н.э. 'это правило было
отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения
вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически
направлять деятельность собрания.
Важную роль в государственном механизме Римской респуб-
лики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патри-
цианских родов, а в 1 в. до н.э. число сенаторов было увеличено
сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные долж-
ностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям
и тр~бам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из предста-
вителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило,
высшие государственные должности. Это делало сенат органом вер-
хушки рабовладельцев, фактически независимым от воли боль-
шинства свободных граждан.
Формально сенат был совещательным органом, и его поста-
новления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената
была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодатель-
ную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний,
утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассмат-
ривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом кон-
тролировалось иабрание народными собраниями должностных лиц
(вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур).
Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении се-
ната находилась казна государства. Он устанавливал налоги и оп-
ределял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената
относились постановленйя по общественной безопасности, благоус-
тройству и религиозному культу. Важное значение имели внешне-
политические полномочия сената. Если войну объявляло центури- .
атное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе ут-
верждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял
легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных
обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.)
сенат мог принять решение об установлении диктатуры.
Магистратурами в Риме именовались государственные долж-
ности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные
принципы замещения магистратур. Такими принципами были вы-
борность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответст-
венность.
Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатны-
ми или трибутными собраниями на один год. Это правило не рас-
пространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог
превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, ко-
мандовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампа-
нии могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистра-
туры были коллегиальными - на одну должность избералось
несколько человек (диктатор назначался один).Но специфика кол-
легиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат
имел право самостоятельно принимать решение. Это решение мог-
ло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознагражде-
ния магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к
магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то
же время магистратуры, особенно в конце республиканского пе-
риода, стали источником. значительных доходов. Магистраты (за
исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по исте-
чении срока их полномочий могли быть привлечены к ответствен-
ности народным собранием, избравшим их.
Необходимо отметить и еще одно существенное отличие рим-
ской магистратуры - иерархию должностей (право вышестоящего
магистрата отменить решение нижестоящего).
Власть магистратов подразделялась на высшую (~гпрепыт) и
общую (ро1ея1ая). В ~трепыт включались высшая военная власть и
право заключать перемирие, право созывать сенат и народные
собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и
принуждать к их испоЬнению, право суда и назначения наказания.
Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Дик-
татор имел "высочайший империум" (яыттпыт )трепыт), вклю-
чавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее
обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (тпа]ыя
~трегШт) - право выносить смертный приговор, который мог
быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в
городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за
пределами города. У претора был ограниченный империум (ипре-
пцтп пипця) - без права приговаривать к смертной казни.
Власть ро1ез1ая принадлежала всем магистратам и включала
в себя правр отдавать распоряжения и налагать штрафы за их
невыполнение.
Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстра-
ординарные, (чрезвычаййые). К ординарным магистратурам отно-
сились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов
И Д~.
Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими ма-
гистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно су-
щественными были военные полномочия консулов: набор в армию
и командование ею, назначение военачальников, право заключать
перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились
в середине 1Ч в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу
того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме,
к преторам перешло управление городом и, что особенно важно,
руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося
у них империума издавать общеобязательные постановления и тем
самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один пре-
тор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граж-
дан (городской претор), а другой - дела с участием иностранцев
(претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до
восьми.
Два цензора избирались раз в пять лет для составления спи-
сков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и
для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции
относилось наблюдение за нравственностью и издание соответст-
вующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консу-
лов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под
контролем сената) финансовыми расходами и расследованием не-
которых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу
республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за
общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организо-
вывали празднества и зрелища.
Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести
человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрь-
мами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными
делами.
Особое место среди магйстров занимали плебейские трибуны.
Их право че1о играло большую роль в период завершения борьбы
плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената,
активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая
Гракха во 11 в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.
Экстраординарные магистратуры создавались только в чрез-
вычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству об-
стоятельствах - тяжелая война, большое восстание рабов, серьез-
ные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению
сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью,
которой подчинялись все магистраты. Право че1о плебейского три-
буна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежа-
ли обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности.
Правда, в первые века существования республики диктатуры вво-
дились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения
конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамка-
ми этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магист-
ратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не при-
бегали.
Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев.
Вместе с тем в период кризиса республики это правило было
нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура
Суллы "для издания законов и устройства государства").
К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и
комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов
борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов Х11 таблиц,
созданных в 450 - 451 гг. до н.э.





Новинки рефератов ::

Реферат: Вредные частицы (Биология)


Реферат: Личность как субъект и продукт социальных отношений (Социология)


Реферат: Истинные знания о жизни. Происхождение человека (История)


Реферат: Агрономические приемы улучшения почв (Сельское хозяйство)


Реферат: Жук-олень (Биология)


Реферат: Общие свойства приложений Office Pro 2000 (Компьютеры)


Реферат: Порядок формирования и использования средств Фонда социального страхования РФ (Страхование)


Реферат: Человек и человечество в учении В С Соловьева (Философия)


Реферат: Гражданское право (Теория государства и права)


Реферат: Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации (Социология)


Реферат: Демография Китая (Социология)


Реферат: Темпы развития парциальных кустов брусники обыкновенной Vaccinium vitis-idaea L (Биология)


Реферат: Соотношение социального и биологического в человеке (Философия)


Реферат: Чрезвычайные ситуации природного характера. Оползни, сели и обвалы. Их происхождение. Правила поведения людей при их возникновении (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Влияние типов семей на развитие подростка (Психология)


Реферат: Женский бизнес (Менеджмент)


Реферат: Атлетика (Физкультура)


Реферат: Публий Овидий Назон (Искусство и культура)


Реферат: Арбитражный суд как гарантия реализации экономических интересов субъектов в Российской Федерации (Право)


Реферат: Налогообложение прибыли (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист