GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Концепция происхождения культуры Зигмунда Фрейда (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Концепция происхождения культуры Зигмунда Фрейда (Культурология)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пензенский государственный университет

Кафедра «Философии»



Реферат на тему
«Концепция происхождения культуры Зигмунда Фрейда»



Выполнили: студент группы 02РА1
Заонегин Антон
Александрович
cтудент группы 02РА1
Ботунов Григорий
Николаевич
Проверил: Садчиков
Владимир
Николаевич



Пенза 2003

Содержание



Содержание 1
Введение 2
Часть 1. Концепция зарождения культуры 3
Эволюция «культуры» 3
Основа концепции 4
Часть 2. Концепция происхождения современной культуры 5
Путь к культуре 5
Роль красоты, чистоплотности и порядка в культуре 6
Культура как регулирующий фактор социальных отношений 8
«Культурные запреты» 9
Культурный процесс в современном обществе 11
Культура и личность 12
Эпилог 13
Список литературы 15

Введение

Первый человек, который бросил
ругательство вместо камня, был
творцом цивилизации.

Зигмунд Фрейд


Свою культурологическую концепция Зигмунд Фрейд впервые изложил и
обосновал в работе «Тотем и табу. Психология первобытной культуры» изданной
в 1913 году. Именно эту работу мы использовали в качестве основы для
рассмотрения взгляда Фрейда на происхождение культуры. Продолжением этой
работы можно считать знаменитую работу «Недовольство культурой», которая
первоначально была названа Фрейдом «Недовольство в культуре». Во многом это
объясняется тем, что термин «культура» чрезвычайно многозначен, и если в
русском языке он имеет, наряду с прочими, тот же смысл, который
вкладывается в него немецкоязычными философами, то в английском и
французском переводах (Civilization and Its Discontents, Malaise de
civilization) пришлось поменять «культуру» на «цивилизацию» - Фрейд
специально оговорился, что не проводит между ними различий. К тому же
немецкое название передает два оттенка - «недовольство в культуре»
существует у людей потому, что они недовольны ею, имеется «недовольство
культурой», о котором и идет речь в книге. Эта работа была использована для
оценки взглядов Зигмунда Фрейда на роль культуры в современном обществе.


Мы считаем необходимым охарактеризовать еще один общетеоретический
принцип, лежащий в основе психоаналитической концепции культуры, —
общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза[1], предложенный
Э. Геккелем. В применении к анализу культур он означает, что в детстве
(онтогенез, индивидуальное развитие) человек в сокращенном виде проходит
через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры
человечества (филогенез, родовое развитие — происхождение).


Этот теоретический принцип был применен 3. Фрейдом в построении теории
культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство
(вхождение в культуру) и становление культуры. Правда, сложный и
многообразный мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли
травматических ситуаций, но сам путь анализа культуры через познание
детства последующим развитием науки был признан продуктивным. На основании
этого же принципа Фрейд провел параллель между "психологией первобытных
народов" и "невротиков". Необходимо отметить, что указанная аналогия не
получила однозначной оценки в антропологии.


Часть 1. Концепция зарождения культуры


Эволюция «культуры»

Культура родилась из культа.

Бердяев


С чего же начинается культурная история по Фрейду? Для ответа на этот
вопрос 3игмунд Фрейд первоначально характеризует «докультурное» состояние
человечества, используя гипотезу шотландского этнографа Аткинсона о
"циклопической" семье. Согласно Аткинсону первоначальной формой организации
жизни человека была "циклопическая" семья, состоявшая из самца и самок с
детенышами. Самки находились в безраздельном пользовании у самца.
Повзрослевших самцов изгоняли из семьи. Они жили поодаль, пока один из них
не сменял одряхлевшего главу семьи. Дальнейшее течение событий Фрейд
описывает следующим образом. "В один прекрасный день изгнанные братья
соединились, убили и съели отца и положили таким образом конец отцовской
орде. Они осмелились сообща совершить то, что было бы невозможно в
отдельности. Эта древняя каннибальская трапеза, как полагает Фрейд,
сохранилась впоследствии в виде ритуальной тотемической трапезы -
жертвоприношения: первобытный клан убивал и торжественно поедал свое
тотемическое животное, своего бога. Тотемическое животное замещало отца,
некогда убитого и съеденного восставшими сыновьями.


Но после отцеубийства сыновьями овладело чувство раскаяния, страха,
стыда, вины за содеянное. Сыновья наложили запрет на повторение подобного
действия, а для устранения самого повода к раздорам запретили брачно-
половые отношения с женщинами своего клана (кровно-родственное объединение
внутри одного клана). Это явление получило название экзогамии. Она
представляет собой брачно-семейные отношения, исключающие половую связь
между членами одной близкородственной общности в отличие от эндогамии,
разрешающей подобные отношения.


Впоследствии образ отца был заменен на тотемическое животное, на
которое был перенесен запрет: тотем нельзя убивать. Но во время ритуальных
праздников, когда разрешено запрещенное, тотемическое животное убивают и
поедают. Этот ритуал, включающий и оплакивание жертвенного животного,
служил напоминанием о первородной вине человека, о вине перед отцом,
ставшем Богом. Здесь Фрейд связывал воедино основные тезисы психоанализа —
Эдипов комплекс, вражду к отцу, тайное желание смерти отца, первичную
травматическую ситуацию, трансформацию влечений из деструктивных в
культурно-приемлемые (от убийства к ритуалу убийства).


Таким образом 3. Фрейд стремится объяснить происхождение религии.
«Тотемическая религия произошла, — писал он, — из сознания вины сыновей,
как попытка успокоить это чувство и умилостивить оскорбленного отца поздним
послушанием. Все последующие религии были попытками разрешить ту же
проблему различными способами, в зависимости от культурного состояния, в
котором они предпринимались, и от путей, которыми шли, но все они
преследовали одну цель — реакцию на великое событие, с которого началась
культура и которое с тех пор не дает покоя человечеству».



Основа концепции

Что для одних нелепость, для других
доказательство.

Шефтсбери



В подкрепление своей версии начала культуры Фрейд приводил примеры
фобий (боязни) детей к определенным видам животных, даже домашних (корова,
лошадь и т. д.). Он объяснял эти явления, распространенные в различных
культурах, тем, что боязнь по отношению к отцу (первоотцу) переносится на
животное. Появление фобий в детстве он рассматривает как повторение начала
культурного процесса, как отзвук древних событий в генетической памяти.
Аналогичным образом Фрейд объясняет необходимость Бога, власти государства.
«Громадное большинство людей, — замечал он, — нуждается во власти, которой
они могут восхищаться, которой они могут подчиняться, которая господствует
над ними... Из психологии индивида мы узнали, откуда происходит эта
потребность масс. Это тоска по отцу, живущая в каждом из нас с детских
дней». Любая религия, согласно Фрейду, представляется в виде некоего
навязчивого невротического состояния. Страх перед отцом, чувство вины
порождают беспредметное беспокойство, уходящее лишь в результате регулярных
ритуалов-церемоний.


Положение об аналогии, близости поведения человека-невротика и индивида
— участника ритуала Фрейд развивал в работах "Навязчивые действия и
религиозные обряды" (1907) и "Будущность одной иллюзии" (1927). Обосновывая
близость психологической структуры невроза и религиозного ритуала, Фрейд
отмечал, что в обоих случаях присутствует внутреннее принуждение,
интенсивный страх при отступлении от религиозного или невротического
церемониала. Таким образом, религия и невроз, согласно его точке зрения, —
это защита против неуверенности и страха, порожденных подавленными
влечениями. В соответствии с этим религия — универсальный невроз
навязчивости, а невроз можно рассматривать в качестве личной религии
индивида.



Часть 2. Концепция происхождения современной культуры



Путь к культуре



Теория о развитии культуры, как защиты от общества и общественных
отношений получила развитие в работе Фрейда «Недовольство культурой». Она
представляет интерес тем, что написана она была довольно поздно в 1930
году, что представляет возможность как можно ближе познакомиться со
взглядами Фрейда.


Повторимся, что Фрейд подчеркивает - «слово «культура» обозначает всю
сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших
животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и
урегулированию отношений между людьми». Чтобы лучше понять это, рассмотрим
по отдельности характерные черты культуры.


К культуре мы относим все формы деятельности, все ценности, которые
приносят человеку пользу, «подчиняют ему землю», защищают его от
воздействия природы и т. п. Обращаясь к далекому прошлому, мы находим
первые культурные деяния - применение орудий, покорение огня, постройку
жилищ, среди которых особенно выделяется покорение огня. Что касается
других достижений, то с ними человек вступил на путь, по которому он в
дальнейшем шел все время. Фрейд пишет: «Всеми своими орудиями человек
усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или же
раздвигает рамки их применения…жилище - эрзац материнского лона, первого
и, может быть, доныне желанного обиталища, в котором мы пребываем в
безопасности и так хорошо себя чувствуем».


В результате получаем прямое исполнение большинства сказочных
пожеланий: все это человек создал посредством науки и техники,
появившись на земле поначалу как «слабое животное», на земле, «где и ныне
каждый индивид должен являться на свет как беспомощный младенец». Все
это человек должен рассматривать как достижение культуры. С давних времен
человек создавал себе идеальное представление о «всемогуществе и
всезнании», воплощением которых были боги. Им он приписывал все то, что
было ему запрещено. Можно сказать, что боги и были его культурными
идеалами. Теперь он очень близко подошел к достижению этих идеалов, он
сам сделался чуть ли не богом, правда лишь настолько, насколько
человеческий здравый смысл вообще признает эти идеалы достижимыми. В одних
случаях они совершенно неисполнимы, в других - наполовину. Человек стал
«богом на протезах», величественным, когда употребляет все свои
вспомогательные органы, но они с ним не срослись и доставляют ему порой
еще немало хлопот. Однако при всем своем богоподобии современный человек не
чувствует себя счастливым.


Роль красоты, чистоплотности и порядка в культуре


Человечество вполне играет роль
божества в религии прогресса.

С.Н. Булгаков


Мы оцениваем культурный уровень страны по тому, как в ней все
обустроено, насколько рационально используется: как обрабатываются
земли, как служат человеку силы природы и каковы средства защиты от их
разрушительного воздействия. В такой стране «укрощены реки, угрожающие
наводнениями, их воды отведены в каналы и по ним доставляются туда, где
они необходимы». Минеральные ресурсы добываются и перерабатываются в
необходимые орудия труда и приспособления. В достатке имеются средства
сообщения. Но мы предъявляем культуре и другие требования. Как бы
отказавшись от первоначально заявленного критерия полезности, мы говорим о
культурности, видя человека интересующегося вещами, которые вовсе не
являются полезными, то есть не приносят прямой материальной пользы. Они
кажутся, скорее, бесполезными, когда парковые насаждения, полезные городу
как игровые площадки и резервуары чистого воздуха, имеют к тому же
цветочные клумбы. Либо, когда квартирные окна украшены цветочными
горшками. Необходимо заметить, что бесполезным, высокую оценку которого
мы ожидаем от культуры, является прекрасное. От культурного человека
требуется почитание красоты - как встречаемой им в природе, так и
созданной его собственными руками. Этим критерии культурности,
установленные обществом, не исчерпываются, нам хочется видеть также
признаки чистоты и порядка. Всякая нечистоплотность кажется несовместимой
с культурой. Это требование распространяется и на человеческое тело. Нас
не удивляет, что употребление мыла кому-то кажется прямо-таки мери лом
культуры. То же самое и с порядком.


Но если от природы не стоит ждать особой чистоты, то порядок был,
скорее, в ней преднайден. Наблюдения астрономическими циклами дали человеку
не только прообраз, но и исходный пункт для привнесения порядка в свою
жизнь. Порядок является принудительным повторением «единожды
установленного». Он определяет, когда, где и как нечто должно делаться,
дабы избежать промедлений и колебаний во всяком схожем случае. Неоспоримы
благодеяния порядка, он обеспечивает человеку лучшее использование
пространства и времени, сберегает его психические силы. Можно было бы
ожидать, что порядок с самого начала и без принуждения установится в
человеческой деятельности; удивительно, что этого не произошло -
небрежность, ненадежность, беспорядок в повседневной работе таковы, что их
можно считать природной склонностью человека. «Он трудно воспитуем для
следования небесным образцам».


По Фрейду, красота, чистоплотность и порядок занимают особое место
среди требований культуры. Хотя они и не столь же важны для жизни, как
покорение сил. Но их и не отодвинешь в сторону, как нечто второстепенное.
Культура предполагает не одну лишь пользу - это видно уже на примере
красоты, которую нам никак не хочется исключать из интересов культуры.
Польза от порядка очевидна, чистоплотность включает в себя гигиенические
требования. Можно предположить, что польза от чистоты не ускользала от
внимания людей даже в те времена, когда еще не было научно обоснованного
предупреждения болезней. Но полезность и в данном случае не дает полного
объяснения этого стремления, тут должно присутствовать и нечто иное.


Культура как регулирующий фактор социальных отношений



В качестве далеко немаловажной характеристики культуры мы должны
удостоить внимания тот способ, каким регулируются взаимоотношения людей,
социальные отношения, касающиеся человека. Здесь нельзя отойти от
определенных идеальных требований и уловить, что вообще в данном случае
принадлежит к культуре. Фрейд считает, что, возможно, с самого начала
следовало бы заявить, что элемент культуры присутствует уже в первой
попытке урегулировать социальные отношения. Не будь такой попытки, эти
отношения подчинялись бы произволу, т. е. устанавливались бы в зависимости
от интересов и влечений физически сильного индивида. Совместная жизнь
впервые стала возможной лишь с формированием большинства - более сильного,
чем любой индивид, и объединившегося против каждого индивида в
отдельности. Власть такого общества противостоит теперь как «право» власти
индивида, осуждаемой отныне как «грубая сила». Замена власти индивида на
власть общества явилась решающим по своему значению шагом культуры.
Сущность его в том, что члены общества ограничивают себя в своих
возможностях удовлетворения влечений, тогда как индивид не признает каких
бы то ни было ограничений.


Следующим культурным требованием, рассмотренным Фрейдом, является
требование справедливости, т. е. гарантия того, что раз установленный
правопорядок не будет нарушен в пользу отдельного индивида. В дальнейшем
культурное развитие было направлено на то, чтобы право не превращалось в
произвол небольшого сообщества (касты, сословия, племени), которое
занимало бы по отношению к более широким массам положение правящего
посредством насилия отдельного индивида. Конечным результатом чего должно
быть право, распространяющееся на всех приносящих в жертву свои
инстинктивные склонности, и никто не должен становиться жертвой грубого
насилия.


По Фрейду индивидуальная свобода не является культурным благом. Она
была максимальной до всякой культуры, не имея в то время, впрочем, особой
ценности, так как индивид не мог ее защитить. Свобода ограничивается
вместе с развитием культуры, а справедливость требует, чтобы ни от одного
из этих ограничений нельзя была уклониться. То, что заявляет о себе в
человеческом обществе как стремление к свободе, может быть бунтом против
имеющейся несправедливости и таким образом благоприятствовать
дальнейшему развитию культуры, уживаться с культурой. Но это же стремление
может проистекать из остатков первоначальной, неукрощенной культурой
личности и становиться основанием вражды к культуре. Стремление к свободе,
таким образом, направлено либо против определенных форм и притязаний
культуры, либо против культуры вообще. В результате немалая часть борьбы
человечества сосредоточивается вокруг одной задачи - найти целесообразное,
т. е. счастливое равновесие между индивидуальными притязаниями и
культурными требованиями масс, из чего и вытекает одна из роковых проблем
человечества.


В итоге мы пришли к мысли, что культура равнозначна совершенству или
пути к этому совершенству. Посмотрим теперь с другой стороны.


«Культурные запреты»

Культура начинается с запретов.

Юрий Лотман


Фрейд замечает, что нельзя не заметить одного из самых важных свойств
культуры - насколько культура строится на отказе от влечений, настолько
предпосылкой ее является неудовлетворенность могущественных влечений.
Эти «культурные запреты» господствуют в огромной области социальных
отношений между людьми. Известно, что они - причина враждебности, с которой
вынуждены вести борьбу все культуры. Нелегко понять, что вообще в силах
заставить влечение отклониться от удовлетворения. Это совсем небезопасно:
если нет экономической компенсации, то можно ждать серьезных нарушений.


Тенденция к ограничению сексуальной жизни со стороны культуры
проявляется не менее отчетливо, чем другая ее тенденция, ведущая к
расширению культурного круга. Уже первая фаза культуры, фаза тотемизма,
принесла с собою запрет на кровосмешение - запрет, нанесший, вероятно,
самую глубокую за все время рану любовной жизни человека. Посредством табу,
закона, обычая вводятся дальнейшие ограничения, касающиеся как мужчин,
так и женщин. Экономическая структура общества также оказывает влияние на
меру остающейся сексуальной свободы. Культура действует принуждением
экономической необходимости, тем самым отнимает у сексуальности
значительную часть психической энергии, каковой культура пользуется в
своих целях. Страх перед восстанием угнетенных принуждает ввести
строжайшие меры предосторожности. Высшая точка такого развития
обнаруживается в западноевропейской культуре. Запреты и ограничения
преуспевают лишь в организации беспрепятственного протекания сексуальных
интересов по допустимым каналам Современная культура ясно дает понять, что
сексуальные отношения допустимы лишь в виде единственной и нерасторжимой
связи между одним мужчиной и одной женщиной. Культура не желает знать
сексуальности как самостоятельного источника удовольствия и готова
терпеть ее лишь в качестве незаменимого средства размножения.


Культура не удовлетворяется уже существующими союзами, она желает
связать членов сообщества либидонозно, пользуется для этой цели любыми
средствами, поощряет установление сильных идентификаций между членами
сообщества. Культура мобилизует все силы заторможенного по цели либидо,
чтобы подкрепить общественные союзы отношениями дружбы. Для исполнения
этого намерения она неизбежно ограничивает сексуальную жизнь.


Так как культура требует принесения в жертву не только сексуальности,
но также агрессивных склонностей человека, становится понятнее, по чему
людям нелегко считать себя ею «осчастливленными». Культурный человек
променял часть своего возможного счастья на частичную безопасность. Не
следует, однако, забывать, что в первобытной семье только ее глава
пользовался подобной свободой удовлетворения влечений, все прочие жили
порабощенными. Контраст между наслаждающимся преимуществами культуры
меньшинством и лишенным этих выгод большинством был, таким образом,
максимальным в начале культурного существования. Тщательное
исследование живущих в первобытном состоянии племен, по замечанию Фрейда,
свидетельствует о том, что свободе их влечений не позавидуешь: она
подлежит ограничениям иного рода, но, пожалуй, еще более строгим, чем у
современного культурного человека.


Культурный процесс в современном обществе


Культурный процесс представляет собой такую модификацию жизни, которая
возникает под влиянием Эроса и по требованиям Ананке. Задачей культурного
процесса является объединение одиночек в сообщество либидонозно связанных
друг с другом людей. Но если пристально посмотреть на соотношение
культурного развития человечества и индивидуального процесса развития
или воспитания индивида, то мы решим, что они сходны по своей природе,
если вообще не представляют собой один и тот же процесс развития
разнородных объектов. Конечно, культурное развитие человеческого рода есть
абстракция более высокого порядка, чем развитие индивида. Поэтому его
труднее изобразить наглядно, а при поиске аналогий возможны натяжки и
преувеличения, искажающие общую картину. Но при однородности целей не
удивляет сходство средств осуществления: здесь - включения индивида в ряды
человеческой массы, там - установление из множества коллективов их
единства. Огромное значение имеет одна отличительная черта обоих процессов.
Программа принципа удовольствия в индивидуальном развитии крепко
держится главной цели - достижения счастья. Вхождение в сообщество или
приспособление к нему суть необходимые условия достижения этой цели, хотя
не будь этих условий, идти к ней было бы легче. Иначе говоря,
индивидуальное развитие предстает как продукт наложения двух стремлений:
именуемого «эгоистическим» стремления к счастью и стремления к объединению
с другими, именуемого «альтруистическим». Оба эти наименования не идут
далее поверхностных характеристик. В индивидуальном развитии
подчеркивается эгоизм стремления к счастью; другое стремление,
«культурное», как правило, довольствуется здесь ролью ограничителя. Иначе
при культурном процессе, где главенствует цель - создать единство из
множества индивидов; хотя еще сохраняется цель «осчастливить» индивида,
она оттесняется на задний план. Отсюда можно сделать вывод, что
сотворение огромного человеческого сообщества достигается тем успешнее,
чем меньше заботы о счастье индивида. Таким образом, индивидуальное
развитие имеет особые черты, которые не повторяются в культурном
процессе человечества. Первый процесс имеет целью вхождение индивида в
сообщество только там, где он совпадает со вторым. Подобно тому, «как
планета вращается не только вокруг собственной оси, но и вокруг
центрального тела, отдельный человек, следуя по своему собственному
жизненному пути, принимает участие и в развитии человечества». У каждого
человека сталкиваются два стремления - к собственному счастью и к единению
людей; точно так же враждуют и оспаривают друг у друга место под солнцем
процессы индивидуального и культурного развития. Но эта борьба прямо
не вытекает из непримиримого антагонизма двух первичных влечений, Эроса
и Смерти. Эта борьба допускает согласие человека с обществом в культуре
будущего, сколь бы этот раздор не отягощал сегодняшнюю жизнь индивида.


Культура и личность

В каждом человеке намешано всего
понемножку, а жизнь выдавливает из
этой смеси что-нибудь одно на
поверхность.

Братья Стругацкие


Систематизацию и разработку психоаналитическое учение о культуре
получило в работе «Я и Оно» (1923). В ней 3игмунд Фрейд дополняет "принцип
удовольствия", влечение к Эросу стремлением к смерти (Танатос) как второй
полярной силой, побуждающей человека к действию. Для понимания этой
психоаналитической концепции весьма важна его усовершенствованная модель
личности, в которой Я, Оно и Сверх-Я борются за сферы влияния. Оно (id) —
глубинный слой бессознательных влечений, сущностное ядро личности, над
которым надстраиваются остальные элементы. Я (Ego) — сфера сознательного,
посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью
(культурной и природной). Сверх-Я (Super Ego) — сфера долженствования,
моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и
установленных норм в культуре.


Сверх-Я есть соединяющий мостик между культурой и внутренними слоями
личности. Данная структурная схема — универсальный способ объяснить
поведение, деятельность человека современной и архаической культуры,
нормального и безумного. Кроме указанных ранее стремлений к Эросу и
Танатосу, 3. Фрейд отмечает у людей врожденную склонность к разрушению и
необузданную страсть к истязанию (садизм). В связи с таким негативным
портретом человеку необходима культура, которую в этом контексте Фрейд
определяет как нечто, «навязываемое сопротивляющемуся большинству неким
меньшинством, сумевшим присвоить себе средства принуждения и власти».
Части, элементы культуры (Фрейд имеет в виду в основном духовную культуру)
— религия, искусство, наука — есть сублимация (вытеснение) подавленных
бессознательных импульсов в социокультурных формах.


Эпилог

Иногда сигара - всего лишь сигара.

Зигмунд Фрейд



Подводя итог культурологии Фрейда, нельзя не увидеть в его концепции
массу недостатков, прежде всего недопустимость сведения всего многообразия
культуры к особенностям индивида, да еще и патологическим; несоответствие
ряда положений Фрейда фактам антропологических исследований (даже его
исходная "циклопическая" семья — это плод воображения Аткинсона);
пансексуализм как ведущий объяснительный принцип, который отвергнут даже
последователями Фрейда как несостоятельный. Список противоречий и
недостатков культурологии Фрейда можно продолжать.


Но хотелось бы, чтобы противоречия психоаналитической концепции
культуры 3. Фрейда не заслоняли его несомненных достижений. В качестве
последних хотелось бы выделить: расширение предмета исследований
культурологов, вовлечение в сферу научного анализа новых объектов изучения
(стереотипы сексуального поведения, ранний период детства, сны,
эмоциональная сфера личности); выделение значительной роли бессознательного
в деятельности человека и функционировании культуры; создание концепции
личности, ориентированной на взаимодействие с культурой, которая стала
основой для осуществления межкультурных исследований направления «Культура-
и-личность»; исследование компенсаторной, психотерапевтической функции
культуры; формирование направления изучения особенностей отклоняющего
поведения, соотношение нормы и патологии в различных культурах,
впоследствии составившее основу этнопсихиатрии или транскультурной
психиатрии.


Психоаналитический подход к изучению культур получил дальнейшее
развитие в культурологии XX в. В качестве наиболее убежденных и правоверных
последователей Фрейда в области исследования культур были В. Райх, О. Ранк,
Г. Рохейм. Значительное место постулаты фрейдизма, правда в
модернизированной форме, заняли в концепциях М. Мид, Р. Бенедикт, Дж.
Долларда и других представителей направления «Культура-и-личность»
(психологическая антропология). Самостоятельную психоаналитическую
концепцию культур разработал К. Юнг. Обновленный вариант психоаналитической
теории культур создал Э. Фромм. Но все же самым известным продолжателем
дела Фрейда в области применения догм классического психоанализа в изучении
культур был Г.Рохейм.



Список литературы


1. «Тотем и табу», Новый век, Москва, 2001 г.
2. «Недовольство культурой», Олимп, Москва, 1997 г.
3. «Я и Оно», Олимп, Москва, 1997 г.
4. Сборник сочинений Зигмунда Фрейда, Новый век, Москва 1995 г.
5. «Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия», 2003, полная версия.
-----------------------
[1] ОНТОГЕНЕЗ (от греч. on, род п. ontos — сущее и ...генез)
(индивидуальное развитие организма), совокупность преобразований,
претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни (КиМ).






Реферат на тему: Краткая характеристика культуры Древнего Египта

Содержание:

Введение

1. Религия в Древнем Египте.
а) Представление о сотворении мира.
б) Пантеон богов.
в) Души египтянина.
г) Заупокойный культ. Книга мертвых.

2. Черты правовой системы.

3. Архитектура.

а) Храмовые сооружения.
б) Пирамиды.

4. Изобразительное искусство.

5. Язык. Письменность. Литература.



Введение

Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта сложилось
единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации,
которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или
шумеро-аккадская. Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре,
были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также
редкие периоды социальных потрясений. Еще одной важной особенностью
египетской цивилизации явилось то, что она была детищем одного этноса. В
Древнем Египте объединенные хаттские племена сложились в могучий этнос и
создали разветвленную социальную систему. Там были фараоны и советники,
князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы, земледельцы и нищие батраки.
Система усложнялась по мере столкновений с иноземцами. Завоевания в Нубии и
Сирии производили профессиональные войска, договоры с Вавилоном (и хеттами)
заключали опытные дипломаты, а каналы и дворцы строили специалисты-
инженеры, обучавшиеся с детства. Разветвленная система пережила вторжения
гиксосов и возродилась обновленной мощью.
Древний Египет — первая древневосточная цивилизация, ставшая после веков
забвения известной европейцам. Существенный фактор развития
древнеегипетской цивилизации составляли природные условия. Грандиозный
контраст между пустыней, лишенной жизни, и цветущим оазисом, которым страна
обязаны Нилу, может многое объяснить в миро представлении древнего
египтянина. Почва в долине Нила очень плодородна, и там издавна собирали
два урожая в год. Однако такой достаток локализовался лишь на территории по
течению Нила, составляющей 3,5% территории всего Египта, остальная же
территория представляет собой бесплодную пустыню. В долине Нила и сейчас
проживает 99,5% населения. Примерно такое же соотношение было и в эпоху
фараонов — недаром египтяне называли свою страну "даром Нила". Природные
условия способствовали изоляции страны, что в свою очередь обусловило
особенности картины мира древнего египтянина, в частности, характерный для
него феномен этноцентризма (в древнеегипетском языке слово "люди" означает
только "египтяне").



1.Религия в Древнем Египте

Представление о сотворении мира.

Разные теологические центры Древнего Египта, крупнейшими среди которых были
города Гелиополь, Мемфис, Гермополь и Фивы, выдвигали каждый свою
космологическую версию, обьявляя своего главного бога творцом мира, а всех
наиболее популярных в стране богов-созданными им или ведущими от него
происхождение. Общей для всех концепцией является только идея об
изначалином Хаосе.
Локальные божества-покровители городов или номов-считались творцами мира
только в пределах своих культовых центров: каждый из таких богов обычно
отожествлялся с каким-либо богом, почитаемым во всой стране.

Глиопольская космогония.
Политическим центром государства Гелиополь никогда не был, однако с эпохи
Старого царства и вплоть доконца Позднего периода город не утрачивал
значения важнейшего теологического центра и главного культового центра
солярных богов. Гелиопольская система, сложившаясь в 5 династию, была
наиболее распространенной.
Вначале был Хаос, который назывался Нун,--бескрайняя холодная водная
пустыня, объятая тьмой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя:
Первозданный Океан оставался неподвижным.
Но однажды из Океана появился бог Атум—первый бог во вселенной.
Мир по-прежнему был скован холодом и погружён в беспроглядную тьму. Атум
стал искать в Первозданном Океане твёрдое место — какой-нибудь островок, но
вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда бог
создал Холм Бен-Бен — Изначальный Холм.
Согласно другому варианту этого мифа, Атум сам был Холмом. Луч бога Ра
достиг Хаоса, и Холм ожил, став Атумом.
Обретя под ногами землю. Атум стал размышлять, что же ему делать дальше.
Прежде всего надо было создать других бопж Но кого? Может быть, бога
воздуха и ветра?-ведь только ветер сможет привести в движение этот мёртвый
Океан... Но если мир придёт в движение, то всё, что бы Атум после этого ни
сотворил, будет немедленно разрушено силами тьмы и вновь превратится в
Хаос. Бессмысленно было творить что-либо, будь то горы, растения, птицы,
животные или люди, до тех пор, пока в мире нет стабильности, и никто не
стоит на страже законов мироздания. Поэтому Атум решил, что одновременно с
ветром надо могущественную богиню, которая будет охранять и поддерживать
миропорядок. Тогда мир станет стабильным и будет защищён отныне и навсегда.
Приняв поле долгих раздумий это решение, Атум, приступил к сотворению
мира. Он создал Шу, бога ветра и Тефнут, богиню мирового порядка.
Но свет ещё не был создан. Повсюду, как и прежде, была тьма, и дети
Атума потерялись в Первозданном Океане. На поиски Шу и Тефнут Атум послал
своё Око. Пока оно бродило по водой пустыне, бог создал новое Око и назвал
его «Великолепным».
По одному из толкований этого эпизода, Атум отправил на поиски детей
правой Око—Солнце, и пока оно отсутствовало, создал левое—Луну.
Старое Око тем временем разыскало Шу и Тефнут и привело их обратно. От
радости Атум заплакал. Его слёзы упали на Холм Бен-Бен и превратились в
людей.
Старое Око разгневалось, увидев, что Атум создал новое на его месте.
Чтобы успокоить Око, Атум поместил его к себе на лоб и поручил ему великую
миссию — быть хранителем самого Атума и установленного им и богиней Тефнут-
Маат миропорядка.
С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры стали носить на коронах боги, а
потом фараоны, унаследовавшие от богов земную власть. Солнечное Око в виде
кобры называется урей.
Взирая на мир с божественной короны, у ре и испускает ослепительные лучи,
которые испепеляют всех встретившихся на пути врагов. Тем самым урей
защищает и оберегает законы мироздания, установленные богиней Маат.
В некоторых варианах гелиопольского космогоничсского мифа упоминается
изначальная божественная птица Бену никем не сотворённая, как и Атум. В
начале мироздания Бену летал над водами Нуна и свил гнездо в ветвях вербы
на Холме Бен-Бен (поэтому верба считалась священным растением).
На Холме Бен-Бен люди впоследствии построили главный храм города
Гелиополя — храм Ра-Атума. Символами сотворённого Атумом Первозданного
Холма стали обелиски. Пирамидальные вершины обелисков, покрытые медью или
золотом, сделались обителями Солнца и солнечного бога Ра в земных
святилищах.
Шу женился на своей сестре Тефнут. Они родили вторую пару богов: бога
земли Геба и богиню неба Нут. Нут родила Осириса, Хора, Сета, Исиду и
Нефтиду.
Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Нефтида и Сет составляют
Великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов.

Мемфисская космогония.
По преданию, передаваемому Геродотом, Мемфис заложил первый фараон Менес,
объединивший Северный и Южный Египет. Мемфис был столицей всю эпоху Старого
царства—до распада централизованного государства при 6 династии.
В начале, когда повсюду простирался безжизненный Океан Нун, Птах, который
сам был землёй, решил воплотиться в божество. Усилием воли он создал из
земли свою плоть—тело и стал богом.
Воссуществовав, Птах решил сотворить мир и богов. Сперва он воздал их Ка
и знак жизни «анх» . Этот иероглиф, означающий «жизнь», был
чрезвычайно популярен; даже в христианскую эпоху он фигурировал наряду с
христианским крестом. Сам по себе иероглиф изображает завязку для сандалии,
но он является «звуковым»--передающим не понятие, а сочетание трёх
согласных «анх». Затем он создал творческую силу будущих небожителей, дабы
они, родившись, сразу же обрели могущество и помогли Птаху в его
творчестве. Птах решил, что он создаст всё сущее из своей собственной
плоти—из земли.
Творение свершилось так: в сердце великого бога возникла Мысль об Атуме,
а на языке—Слово «Атум»; бог произнёс это имя—и в тот же миг Атум родился
из Первозданного Хаоса. Он стал помогать отцу в деле творения,--но
действовал не самостоятельно, а лишь исполнял волю Птаха, воплощая её. По
воле Птаха Атум создал Великую девятку; Птах же дал всем богам могущество
и наделил их божественной мудростью. На том месте, где он творил мир,
впоследствии возник священный город Мемфис.
После того как мир был сотворён, Птах создал волшебные слова-заклинания и
установил справедливость на земле.
Птах построил города, основал номы, воздвиг святилища богов и установил
там их каменные изваяния, учредил священные празднества и назначил обряды
жертвоприношений. Боги вселились в свои статуи в храмах. Оглядев своё
творение Птах остался доволен.
Плоть и творческая сила этого величайшего бога пребывают во всём живом и
неживом, что есть на земле. Египтяне почитают его как покровителя
искусств, ремесел, кораблестроения и зодчества. Птах, его жена—грозная
богиня-львица Сохмет и их сын—бог растительности Нефертум составляют
мемфисскую триаду.
Гермопольская космогония.
Гормополь, столица пятнадцатого верхнеегипетского (заячьего)нома, важным
политическим центром не был. В эпоху старого царства назывался Унут—по
имени богини-покровительницы нома, изображавшей в облике зайчихи.
В начале был Хаос. В Хаосе царили силы разрешения: Бесконечность, Ничто,
Небытие и Тьма.
В некоторых источниках к «отрицательным» изначальным силам Хаоса
причеслябт три пары божеств: Тенему и его женская параллель Тенемуит(Мрак,
Исчезновение), Ниау и Ниаут(Пустота, Ничто), Герех и Герехт( Отсутствие,
Ночь).
Разрешительным силам Первозданного Хаоса противостояли созидательные
силы—четыре пары божеств, олицетворяющих стихии,--Великая Восьмёрка,
Огдоада. Мужские божества Восьмёрки—Хух(Бесконечность), Нун(Вода),
Кук(Темнота) и Амон(«Невидимый»—то есть Воздух) имели облик людей с
головами лягушек. Им соответствовали женские пары: Хаухет, Наунет, Каукет
и Аамоунет—богини со змеиными головами.
Боги Великой Восьмёрки плавали в Первозданном Океане Нуне. Из земли и
воды они создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм—«Огненный
остров». Итак, на острове, из Яйца вылупился бог утреннего Солнца Хепри.
По другой версии, солнечное большинство, осветившее землю, пребывающую во
мраке, родилось из цветка лотоса, выросшем на Изначальном Холме; от радости
младенец Ра заплакал, и из его слёз, упавших на Холм, возникли люди; в
последствии на Холме возник город Гермополь. Эта версия получила
распространения во всём Египте.
В «Книге Мертвых» сохранились фрагменты ещё одной мифологической версии,
связанной с касмогонической доктриной Гермополя(но восходящей, очевидно, в
древнейшем, архаическим представлениям): Яйцо, из которого родился бог
Солнца, снёс на Изначальном Холме Великий Гоготун—белая птица, которая
влетела во тьму и нарушила вековечное безмолвие Хаоса Нуна. Великий Гоготун
изображался в виде булого гуся—священной птицы бога земли Геба.
Ра создал Шу и Тефнут—первую пару богов. От Шу и Тефнут произошли все
остальные боги.

Пантеон богов.

Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс, в котором
переплелись тотемистические представления и культ различных явлений
природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо,
солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину,
войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик
соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это
человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла).
Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное
божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной
местности это был крылатый диск,летящий по небу; в другой-огромный жук,
катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола
или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны Ра,
Атум, Амон, Хепри, Гор. Иногда названия дифференцировались: Хепри-утренное
солнце, Ра-дневное, Атум-вечернее. Из различных вариантов солнечного
божества раньше всего выделяется бог солнца Ра. Центр его культа - город
Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой,
увенчанной солнечным диском.С возвышением 5-й династии Древнего царства (26-
25 вв. до н.э.), происходившей из Гелиополя, Ра становится главным богом
пантеона и его культ приобретает общеегипетский характер. Он оттесняет
более древнего гелиопольского демиурга Атума, и обожествленный с ним ( Ра -
Атум ) становится во главе Эннеады (девятки) богов.Его стали считать
созидателем мира и людей, возникших из его слез, отцом богов, отцом царя. У
Ра есть несколько дочерей, которые отождествляли око Ра: Сехмет - грозное
око Ра, богиня войны, богиня-целительница; Тефнут-любимое око Ра, богиня
влаги; Хатор-солнечное око Ра, богиня неба, богиня любви, веселья, музыки,
пляски. В Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи. Помимо того, что
все боги ни считались дочерьми Ра, их объединяла “иконография”: все они
изображались в виде женщины с головой львицы.
Великий Ра не был единственным великим солнечным богом. Не менее
великим был и солнечный бог Амон. В эпоху 18-й династии, 16-14 вв. до н.э.,
он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный
характер. Центр культа - Фивы. Изображался в виде человека с головой барана
в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет
фиванскую триаду.
Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога-Атона. Именно с
ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп IV : он ломает
все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый
государственный культ Атона -солнечного диска, меняет свое имя на Эхнатон,
что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу Ахетатон (“Горизонт
Атона”), а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона
еретиком , разрушают его город , а имя его вычеркивают из списков
”законных” фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа
III значится Хоремхеб.
Знойный ветер пустыни, хамсин, приносящий засуху, дул в определенное
время года; когда он прекращался, начинался бурный рост растительности.
Эти явления природы отразились в следующем повествовании: дочь Ра Тефнут
поссорилась с отцом и, превратившись в львицу, гордо удалилась в Нубию. Ра,
скучающий по своей любимице посылает за ней Шу и Тота, которые стали
павианами. Им надо вернуть Тефнут отцу, завлекая пением и танцами. Они
успешно справляются со своим заданием и гордая Тефнут возвращается. На
радостях она вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение
природой новых богатых плодов.
Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях назывался “днем
виноградной лозы и полноты Нила”.
В наиболее знойное время года считалось, что солнце распаляется
гневом на людей и наказывает их с помощью своей другой дочери - Сехмет:
когда Ра состарился и “его кости стали из серебра, его плоть из золота,
волосы из чистой ляпис-лазури”, люди перестали почитать бога-царя и даже
“замыслили против него злые дела”. Тогда Ра собрал совет старейших богов
во главе с их прародителем Атумом, которые и решили наказать людей. На
них напустили другую любимую дочь Ра Сехмет, которая превратившись в
львицу, стала пожирать людей. При этом она так разъярилась,что ее
невозможно было остановить. И вновь мудрейшие собрались на совет, где
решили напоить Сехмет красным пивом, дабы она, опьянев, уснула.... Когда
же Сехмет пробудилась, то она уже забыла о своих кровожадных подвигах...
Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой
подземного мира, огромным змеем Апопом.
Богом Нила был Хапи. Его символы - лотос и папирус. Его праздник
соединялся с началом разлива Нила.
Апис - бог плодородия в виде быка - черного, но с белым круглым пятном
на лбу и с особыми волосами на хвосте.Кроме того он был душой бога Птаха и
бога Ра.
Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана.Он известен как
один из прародителей рода людского,вылепив последних на гончарном круге. Он
же позаботился и о духовном двойнике человека.
Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая, что отразилось в ее
эпитетах: “владычица плодородия”, «правительница закромов». Представала в
образе змеи или женщины с головой змеи. Праздник, посвященный богине
Рененутет, проводился в день окончания жатвы. А немного позже она
становится еще и богиней судьбы.
Шаи - бог виноградной лозы и судьбы.
Онурис - бог охоты и войны.
Маат - богиня истины и справедливости, жена Тота. Изображалась в виде
женщины со страусовым пером на голове.
Тот - бог мудрости, счета и письма, муж Маат.Его священные животные -
павиан и ибис. Изображался в виде человека с головой ибиса и палеткой
писца в руках. Как божество астральное отожествляется с луной, и в этом
божественном статусе вел счет дням, месяцам и годам египетского календаря.
Сиа -богиня мудрости и познания, женщина, сопровождавшая бога Тота с
правой стороны.
Птах - помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался
покровителем ремесел и искусств.

Заупокойный культ. «Книга Мёртвых».

Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления: со
смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие
ипостаси его существа - имя (Рен), душа (Ба), вылетающая из тела в виде
птицы, двойник человека (Ка); именно судьба Ка связана с судьбой тела,
ибо Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при
погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; Ка может быть
съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы.
В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений
египтян о потустороннем мире одно из главных мест занимают «поля блаженных»
(поля Иару), на которых умерший должен был совершить все земледельческие
процессы от возделывания земли до сбора урожая.
Повелителем загробного мира был Осирис - один из самых почитаемых в
Египте богов. Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь
растений - умер Осирис –умерла природа; расцветет все весной - значит,
Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился в бога мертвых, который
вершил свой суд.
Когда египтянин умирал, его относили к бальзамировщикам. Мастера-
бальзамировщики за 70 дней изготовляли мумию—ведь Исида 70 дней собирала
тело Осириса и мумифицировала его. Сперва парасхит вскрывает тело Сах,
омытое священной нильской водой; затем бальзамировщики извлекают
внутренности и опускают их в погребальные сосуды—каноны, заполненные
отварами из трав и другими снадобьями.
Коноты изготовлены в виде богов—сыновей Хора: Имсета, Хапи, Дуамутефа и
Кебехсенуфа. Эти боги родились из цветка лотоса; они—хранители сосудов с
мумифицированными внутренностями: Имсет—хранитель сосуда с печенью,
Дуамутеф—с желудком, Кебехсенуф—с кишками и Хапи—с лёгкими.
Затем бальзамировщики приступают к самой мумификации. Египтяне считали,
что все материалы, используемые бальзамировщиками, возникли из слёз богов
по убитому Осирису, с которым отождествился теперь умерший.
Бог ткачества Хедихати и богиня Таитет изготавливали белое полотно, чтобы
запеленать мумию. Бог виноделия Шесему даёт Анубису—Имиуту и сыновьям Хора
масло и притерания для бальзамирования. После то, как умерший упокоится в
своём вечном престанище, Шесему станет охранять его мумию от грабителей
гробниц и заботиться о нём самом в Дуате.
Родные и близкие усопшего должны внимательно следить, чтобы все обряды
были надлежащим образом соблюдены. Ка покойного не простит обиды за
пренебрежение к себе и будет преследовать свой рад, насылая беды на головы
потомков.
Очень часто египтяне писали письма к умершим родственникам и оставляли их
вместе с жертвенными дарами в гробнице. В них они просили об исцелении,
даровании ребёнка и прекращении преследования Ка умершего.
Если умерший был не богат, его мумию ложили в простой деревянный гроб. На
стенках гроба с внутренней стороны писали имена богов, которые проводят
покойного в Дуат, а на крышке—обращение к Осирису: «О Уннифер, дай этому
человеку в твоём Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу сосудов вина».
Иногда изготавливали маленький гробик, в который вкладывали деревянное
подобие мумий и закапывали поблизости от богатого погребения, чтоб Ка
бедняка имел возможность питалться жертвенными дарами богача.
Гроб богача роскошно отделывали и в гробнице опускали ещё в каменный
саркофаг.
Погребальная процессия, оглашая окрестности, плачем и стонами,
переплывали Нил и высаживались на западном берегу. Здесь их встречали
жрецы, облаженные в одежды и маски богов Дуата. В сопровождении Муу,
исполняющих ритуальную пляску, процессия движется к некрополю.
Жрецы и Муу приводят процессию к гробнице. Здесь, совершив обряд
«отверзания уст», жрецы относят гроб с мумией в усыпальницу и устанавливают
его в каменный саркофаг. У южной стороны погребальной камеры ставится
канопа, изображающая Имсета, у северной—Хапи, у восточнй—Дуамутефа и у
заподной—Кебехсенуфа. Эти боги ассоциировались с Исидай, Нефтидой, Нейт и
Серкет—защитницами и хранительницами умершего, изображавшимися на
саркофагах в виде богинь с распростёртыми крыльями.
Вход в гробницу тщательно заваливают глыбами и щебёнкой и
замаскировывают, предварительно опечатав его печатью мекрополя.
Меж погребальными пеленами бальзамировщиками ложится амулет в виде Ока
Уджат, а на сердце –амулет в виде скарабея. Без этих амулетов не
воскреснуть для вечной жизни. Помогают воскрешению и амулеты в виде Ока Ра:
ведь покойный воскреснет подобно солнечному диску на востоке, рожденному
богиней Нут.
Чтобы умерший не задохнулся в Дуате, в гроб ложили деревянную статуэтку
Шу.
В воскрешении умершего примут участие все боги, связанные с
деторождением: Исида, Хатхор, Рененутет, Бэс, Таурт, Месхент и Хекет.
Ка умершеко предстаёт перед судом Осириса. Здесь боги приступают к
взвешиванию его сердца на Весах Истины. На одну чашу Весов ложится сердце,
а на другую—перо богини Маат. Умерший произносит «Исповедь
отрицания»—перечесляет 42 преступления и клятвенно заверяет, что ни в одном
из них он не виновет.
125-я глава «Книги Мёртвых»
«Исповедь отрицания»
Я не чинил зла людям.
Я не нанёс ущерба скоту.
Я не совершил греха а месте Истины.
Я не творил дурного.
Имя моё не коснулось слуха кормчего священной ладьи.
Я не кощунствовал.
Я не поднимал руку на слабого.
Я не делал мерзкого пред богами.
Я не угнетал раба пред лицом его господина.
Я не был причиною недуга.
Я не был причиною слез,
Я не убивал.
Я не приказывал убивать.
я никому не причинял страданий.
Я не истощал припасы в храмах.
Я не портил хлебы богов.
Я не присваивал хлебы умерших.
Я не совершал прелюбодеяния.
Я не сквернословил.
Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от неё.
Я не убавлял от аруры.
Я не обманывал и на пол-аруры.
Я не давил на гирю.
Я не плутовал с отвесом.
Я не отнимал молока от уст детей.
Я ни сгонял овец и коз с пастбища их.
Я не ловил в силки птицу богов.
Я не ловил рыбу богов в прудах её.
Я не останавливал воду в пору её.
Я не преграждал путь бегущей воде.
Я не гасил жертвенного огня в час его.
Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.
Я не распугивал стада в имениях бога.
Я не чинил препятствий богу в его выходе.
Я чист, я чист, я чист, я чист!

Если во время исповеди стрелка Весов отклоняется, значит, покойный грешен и
боги выносят ему оправдательный приговор. Тогда грешное сердце отдают на
съедение страшной богине Амт—чудовищу с телом гиппопотама, лапами и гривой
льва, и пастью крокодила. Если же чаши Весов останутся в равновесии,
покойного признают «правогласным».

«Души египтянина»

Ка. Ах. Шуит. Ба. Сах.
Ка—Двойник, подобие человека. Человек и его Ка похожи, «как две руки»,
-поэтому слово «Ка» пишется иероглифом, изображающим две руки, поднятые к
верху:
Ка рождается дважды: в первый раз—вместе с человеком, и во второй—при его
жизни, когда будет изготовлена гробничная статуя Ка и жрецы совершат над
ней обряд «отверзания уст и очей», который наделит статую способностью
говорить, вкушать пищу и видеть свет.
Ка будет обитать в своём вечном жилище—в своей гробнице; туда ему будут
приносить жертвенные дворы и совершать ради него заупокойные службы.
«Проблемой Ка» египтология занималось полтора века, и за это время
учённые сделали множество ценных наблюдений, однако начиная с 1950-х годов
работы о Ка практически перестали появляться в печати, и « проблема Ка»
фактически была признана бесперспективной. Лишь в 1987 г. эта проблема была
разрешена русским египтологом А.О. Большаковым: как реально существующий
Двойник человека египтянами был истолкован образ этого человека, «живущий»
в сознании других людей. Для «оживления в памяти» какого-то образа
человеческому сознанию необходим внешний ассоциативный «толчок»,
напоминание,--этой целью у нас служат фотографии и этой же цели египтянам
служили гробничные изображения, в частности—статую покойного.
В эту теорию очень хорошо «вписывается» ещё одна «душа» египтянина— Ах,
буквально: «Светлый, Освещённый». Ах изображался в виде хохлатого ибиса: Но
это изображение лишь звуковой иероглиф, ни как не связанный с
представлениями об Ах. До недавнего времени о значении Ах и о связанных с
ним представлениях и верованиях египтологическая наука ничего определённого
сказать не могла. В свете же теории А. Большакова Ах есть «душа», которая,
в отличии от Ка, не рождается вместе с человеком, но которую он обретает
лишь после смерти путём ритуала «отверзания очей». Зрение, при помощи
которого «оживает» Ка, является необходимым условием потусторонней жизни,
ибо «слепая» статуя не может кормиться жертвенными дарами. Отсюда связь
солярных божеств жизнью и воскресением, а сил «тьмы» --со смертью и
небытием; отсюда и важность обряда «отверзания очей»--возвращение
способности видеть суть возвращения жизни. Эти представления позволяют
объяснить один из ключевых эпизодов египетской мифологии, когда убиты
Осирис «воскресает» благодаря тому, что его сын Хор даёт ему свой глаз.
Поскольку у убитого Осириса оба глаза оставались на месте, передача ему
глаза Хора не было компенсацией физического недостатка, ведущего к слепоте.
Осирис был слеп как всякий мёртвый, с глазом же Хора он обретал новой,
«искусственное» зрение. Осирис, получивший глаз, «оживает», так как
становится зрячим. Впрочем, «искусственный» характер этого нового зрения
всё –таки даёт себя знать: обретая активность, Осирис становится царём мира
мертвых, но в мир живых не возвращается. Ах, таким образом, означает
«Зрячий».
О значении «души» Шуит («тень»), к сожалению, ничего определённого
сказать пока невозможно. Изображалась она в виде тёмного силуэта; и
некоторые посмертные наказания за грехи включали в себя уничтожения Тени
грешника.
Ба—сокол с человеческой головой «жизненная сила» человека: человек
умирает, когда Ба покидает тело, выливает через рот, и оживает после
возвращения Ба в мумию. Поэтому и необходимо сохранить тело покойного
нетленным: что бы Ба мог обрести смою мумию.
Мумию для Ба бальзамировщики изготавливают из Сах—мертвого
тела, омытого водой Нила. Каждый, кто причинит увечье телу-Сах, подлежит
каре и презрению, даже парасхит—вскрыватель трупов перед мумификаций. Он
делает на теле умершего надрез кремневый ножов—и сразу обращается в
бегство, а все присутствующие—жрецы-бальзамировщики и родственники
покойного—преследуют его, осыпая проклятиями и швыряя в вдогонку камни.
Дом парасхита—«нечистое место», и всякий, кто войдёт в этот дом по какой
либо причине, должен после этого пройти обряд очищения.
Стража фараона охраняет некрополи, но грабителям всё равно удаётся
проникнуть в усыпальницы вельмож. И они не только забирают всё ценное,--
они уничтожают мумию, что бы не настигла и не отомстила. Ба лишался своей
мумии, своего тела-
Сах. Поэтому в гробнице должно быть подобие умершего—каменная статуя. А
что бы Ба узнал свою статую, она должна иметь с умершим сходство.
Что касается святотатцев-грабителей, им полагается жесточайшая
кара: заживо на съедение крокодилам или львам. Их Ба не получает ни мумии,
не скульптур,--и они не могут воскреснуть в Дуате и сгинуть в небытие на
веки вечные.

2.Черты правовой системы.

Древний Египет—типичная восточная деспотия с тотальной властью
государства, которая в сознании человека сливалась с фараоном, фараон—это
живое божество, предмет всеобщего поклонения, даже произносить его имя
смертным запрещалось: следовало говорить «большой дом».
Древние египтяне, как и другие народы, выводили свое
законодательство из божественных установлений, и поэтому нормы
древнеегипетского права были в то же время нормами религиозного
происхождения и назначения. Легитимации власти и управления содействовали
характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике всех
правил человеческого общения, включая правовое общение. Олицетворением
справедливости в каком-либо конфликте, связанном с нарушением прав и
моральных заповедей, выступали также отдельные божества (бог Осирис как
«владыка справедливости

Новинки рефератов ::

Реферат: Проблема искусственного интеллекта (Компьютеры)


Реферат: Спид (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Николай II: реформы или революция (История)


Реферат: Трансформацiя образу Фауста у творчостi Й.В. Гете та О.С. Пушкiна (Литература : зарубежная)


Реферат: Статистика на Excel (Программирование)


Реферат: Казахстан в составе Российской империи (История)


Реферат: Влияние кислотных осадков на биосферу Земли (Естествознание)


Реферат: Прохождение практики в ЗАО "Альфа Банк" (Банковское дело)


Реферат: Повышение урожайности пшеницы (Сельское хозяйство)


Реферат: Социальные проблемы безработицы (Социология)


Реферат: Культура XX века (Культурология)


Реферат: Сандро Боттичели (Искусство и культура)


Реферат: Философия и этикет танца (Культурология)


Реферат: Бухгалтерия предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Размножение (Биология)


Реферат: Астана (История)


Реферат: Право и мораль (Теория государства и права)


Реферат: Виды пошлин (Налоги)


Реферат: Италия (География)


Реферат: Графика в Турбо Паскале (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист