GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Дидактический материал к урокам природоведения в 1 классе по программе Плешакова (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Дидактический материал к урокам природоведения в 1 классе по программе Плешакова (Педагогика)


СОДЕРЖАНИЕ

|1 |Введение |2 |
|2 |Программа учебного курса «Мир вокруг нас» |7 |
|3 |ПРОГРАММА I класс (30 ч) |9 |
|4 |Тематическое планирование уроков, содержащих компоненты |11 |
| |нравственно-правовой культуры. "Мир вокруг нас", А.А. | |
| |Плешаков, 1 класс. | |
|5 |Дидактический материал |16 |
|6 |Список используемой литературы |20 |



ВВЕДЕНИЕ.

В последние годы в связи с изменением целей начального образования
произошло обновление содержания и методов преподавания всех образовательных
областей. В Базисном учебном плане, введенном в действие в 1998/99 учебном
году, две образовательные области – естествознание и обществознание на
уровне начального звена объединены в один образовательный компонент
“Окружающий мир”, реализующий содержание, которое является пропедевтическим
для последующего изучения в основной школе биологии, физики, химии,
географии, обществознания и истории.

Что же представляет собой образовательный компонент “Окружающий мир” в
современной четырехлетней начальной школе?
Во-первых, следует сказать о том, что в российской начальной школе
накоплен достаточно богатый опыт начального естественнонаучного
образования. Учителя хорошо знакомы с предметом “Природоведение”, который
начал преподаваться в школах с 1972 года. В последние годы произошло
осознание высокой развивающей и воспитательной значимости данной
образовательной сферы. Сегодня содержание природоведения – это часть
содержания образовательного компонента “Окружающий мир”. Само название
говорит о том, что содержание данного компонента стало гораздо шире. Основу
его составляют три группы знаний: человек, природа, общество. Таким
образом, происходит интеграция естественно-научного и обществоведческого
знаний с целью формирования у детей младшего школьного возраста целостного
взгляда на окружающий мир и место в этом мире человека.
Приказом Минобразования России от 19.05.98 № 1235 утвержден
обязательный минимум содержания начального общего образования, где в числе
других определено содержание двух образовательных областей –
“Естествознание” и “Обществознание”. Авторы всех вариативных программ для
начальной школы обеспечивают выполнение обязательного минимума содержания,
расширяя и углубляя его.
В четырехлетней начальной школе на изучение образовательного
компонента “Окружающий мир” в Базисном учебном плане общеобразовательных
учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 09.02.98 №
322) в инвариантой (обязательной) части в 1 и 2 классах выделено по одному
часу в неделю, в 3 и 4 – по два. Учитывая то, что в содержание данного
образовательного компонента включены элементы знаний из двух
образовательных областей, в 1 и 2 классах “Окружающий мир” дается
интегрированно без деления на предметы.
Во-вторых, “Окружающий мир” – это, прежде всего, мировоззренческий
курс, который формирует основы мировоззрения ребенка, а также представляет
самые широкие возможности для развития его личности. Изучая данный курс,
младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд
на окружающий мир. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально
существует, развивается, его можно познать. Также на уроках по предметам,
реализующим образовательный компонент “Окружающий мир”, младшие школьники
усваивают этические нормы поведения.

В-третьих, при изучении содержания курса “Окружающий мир” ставится
задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним природным
окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного
взаимодействия с окружающими. Таким образом, данный курс решает крайне
важную для начальной школы задачу социализации ребенка.

Четвертый момент, о котором следует сказать, – это значение курса
“Окружающий мир” для адаптации ребенка к школьной жизни. На современном
этапе перехода от трехлетней начальной школы к четырехлетней в первые
классы приходят дети разного возраста и разной готовности к школе. Уроки
“Окружающего мира” могут облегчить задачу адаптационного периода для
ученика, ведь содержание данных уроков выстраивается на более близком
ребенку материале, чем содержание других уроков. Вот поэтому вхождение в
учебную деятельность на уроках “Окружающего мира” проходит легче. Все
утвержденные Минобразованием России курсы для 1 класса, реализующие
содержание образовательного компонета “Окружающий мир”, рассчитаны на
ребенка 7-го года жизни.

Вряд ли нужно сегодня доказывать кому-либо остроту экологических
проблем и необходимость природоохранной деятельности человека. Поэтому в
настоящее время усилена экологическая направленность содержания всех
курсов, что вызвало необходимость увеличения сведений о многогранной
значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии
его на природу, о взаимосвязях в природе, о природе как едином целом.
Усилено также внимание к вопросам прикладной экологии – вопросам охраны
природы.
Много вопросов вызывает организация проведения уроков по ОБЖ. Следует
отметить, что в начальной школе у детей, наряду

с развитием представлений о научной картине мира, идет формирование умения
рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на
полученные знания. Учащиеся учатся адекватному и безопасному поведению в
окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций
и способы их предупреждения. Поэтому знания о безопасной жизнедеятельности
нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире. Особенностью
всех курсов, реализующих содержание образовательного компонента “Окружающий
мир”, является то, что они учитывают особенности усвоения младшими
школьниками знаний по безопасной жизнедеятельности как части знаний об
окружающем мире и включают эти знания в содержание программ и учебников, но
в разной степени.

Еще одна особенность образовательного компонента “Окружающий мир”
состоит в том, что он предусматривает предварительное (пропедевтическое)
ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края. На ярком и
доступном детям этого возраста материале формируются образные представления
о прошлом и настоящем нашей страны. Эта работа начинается

с 3 класса. Как уже было сказано выше, курс “Введение в историю” вводится
параллельно с курсом “Природоведение” или “Окружающий мир”. В настоящее
время разработаны интегрированные курсы “Окружающий мир”, включающие
историческое содержание.
Для традиционной начальной школы разработано для всех четырех классов
пять курсов: “Зеленый дом”, автор А.А.Плешаков (М.: Просвещение); “Природа
и люди”, автор З.А.Клепинина (Смоленск: Ассоциация “ХХI век”); “Окружающий
мир”, авторы Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов (М.: Просвещение);
“Мир и человек”, авторы А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан (М.: Дрофа); “Окружающий
мир”, авторы О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин (М.: Инпро-Рес). Эти курсы
представлены авторскими программами и обеспечены учебниками, учебными
пособиями и методическими разработками для учителя.
Как уже говорилось выше, в каждом курсе полностью реализуется
обязательный минимум содержания начального общего образования.

Программа “Зеленый дом” А.А. Плешакова имеет ярко выраженную экологическую
направленность. Она построена с учетом присущих младшим школьникам
эмоциональной отзывчивости, любознательности и, вместе с тем, способности
овладевать теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность
определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства
природы и человека. Вопросы безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья
являются одной из ведущих содержательных линий и поэтому представлены
достаточно широко.

Основные курсы дополнены факультативами “Экология для младших
школьников” и “Планета загадок”, что позволяет полнее учитывать интересы и
способности детей, обеспечивать более широкую и разнообразную деятельность
учащихся по изучению и охране среды. Программа “Зеленый дом” получает
развитие в основной школе, где создан новый учебный курс для 5 класса,
обеспечивающий переход к изучению естественно-научных дисциплин (биология,
физика, химия и др.)
В 1998 году на основе обязательного минимума содержания начального
общего образования разработана примерная программа “Окружающий мир”,
рассчитанная на количество часов, отводимое на изучение образовательного
компонента “Окружающий мир” в инвариантной части Базисного учебного плана
(М.: Дрофа, 1998). Программа содержит примерный объем знаний и не разделена
по классам, что позволяет разработчикам вариативных программ по своему
усмотрению выстроить логику и структуру изучения данного образовательного
компонента, не нарушив при этом требования минимального содержания.
Таким образом, примерная программа служит как ориентиром для
составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов,
так и создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и
методов обучения, дифференциации образовательного процесса.



Программа учебного курса «Мир вокруг нас»

Учебный курс Мир вокруг нас преподается в I и II классах четырехлетней
начальной школы. Он соответствует образовательным областям «Естествознание»
и «Обществознание» базисного учебного плана (образовательный компонент
«Окружающий Мир»).
Приоритетной задачей курса, как и программы «Зеленый дом» в целом,
является формирование у учащихся единого, ценностно окрашенного образа мира
как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На
этой основе происходит становление у детей современной экологически
ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и
социальному окружению. В процессе изучения курса «Мир вокруг нас»
осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах
и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию,
обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему
городу (селу), к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного
отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и
нравственно обоснованного поведения в
природной и социальной среде. При этом средствами учебного предмета
обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и
познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания,
памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих
способностей.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от
элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей
планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество
рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на
самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей
целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. В
курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в
природе и общественной жизни. Идея связей как бы цементирует разнообразные
элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и
развивающий потенциал.
В I классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные
разделы программы те или иные предметные области действительности
(например, живая природа, техника и т.д.). Ребенок в этом возрасте Њ
первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего
формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на
детские вопросы: Что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем? и др. Первоклассники
учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме
ответы на них.
Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?»,
обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего
мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому,
тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Второй круг
вопросов (тема «Как, откуда и куда?») Њ это познание учащимися различных
процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с
деятельностью людей.
Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления
детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») -
обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира,
определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности. Учебное
содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир
неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных людьми
предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в освоении
курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным
предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них,
рассматривая их с новых точек зрения.
В курсе «Мир вокруг нас» используются разнообразные методы и формы
обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с
помощью учителя, воспитателя группы продленного дня, выполняют практические
работы и простейшие опыты. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта
деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием,
просмотром диапозитивов и видеофрагментов.
Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки,
встречи с людьми различных профессий. Занятия могут проводиться не только в
классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов
начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку
познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно
продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является
своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в
той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня,
на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы
родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их
познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках.
Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений,
чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы
материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной
направленности, преподаваемых в рамках регионального и школьного
компонентов образования.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого
раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом
подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.



ПРОГРАММА

I класс (30 ч)
Что и кто? (9 ч) Что можно увидеть на небе днем и ночью?
Солнце, его форма. Облака, их состав; красота и причудливость облаков.
Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами? Камни, их разнообразие (по форме,
размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе? Знакомство с отдельными
представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему
виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод
с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по усмотрению
учителя).
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? Знакомство с разнообразием
животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего
обихода. Компьютер, его части и назначение (изучается по усмотрению
учителя). Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними
животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода
улицы.
Наша Родина - Россия. Природа, города, народы России (на примерах по
выбору учителя). Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус - модель Земли. Суша и вода на Земле.
Изображение нашей страны на глобусе.
Как, откуда и куда? (6 ч)
Река и море. Куда текут реки? Пресная и соленая вода. Путь воды в наш
дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в
наш дом приходит электричество? Правила безопасного обращения с
электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению
учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед?
Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и
условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за
комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке.
Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо? Откуда берутся хорошо известные детям
продукты питания (например, шоколад, изюм, мед и др. по усмотрению
учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую
среду? Как сделать Землю чище?
Где и когда? (5 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и
времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они
зимуют и как ученые узнали об этом?
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры Њ удивительные
животные прошлого. Как ученые изучают динозавров? Одежда людей в прошлом и
теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила
безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать? Каким может быть окружающий
мир в будущем? Зависит ли это от тебя?
Почему и зачем? (10 ч)
Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие
Льва. Луна - естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди?
Почему идет дождь и дует ветер? Роль дождя и ветра в жизни растений,
животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо? Как беречь уши?
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная?
Объяснение названий растений и животных (медуница, недотрога, жук-
носорог и др. по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих
«хозяевах».
Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Почему не нужно рвать цветы и
ловить бабочек?
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой
надо мыть? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили? Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и
теперь. Какими могут быть автомобили будущего?
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего
следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и
теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на
корабле.
Зачем летают в космос? Искусственные спутники Земли, их назначение. Кос-
мические станции.
Экология - наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к
своей планете. 22 апреля - День Земли.



Тематическое планирование уроков, содержащих компоненты нравственно-
правовой культуры.

"Мир вокруг нас", А.А. Плешаков, 1 класс.
|Компоненты | | |
|нравственно-прав|Тема урока |Основные понятия, беседы. |
|овой | | |
|культуры | | |
|I. Главные |1. Неживая природа. "Что у |Окружающая природа как условие |
|ценности нашей |нас над головой", "Что у нас|жизни и здоровья людей. |
|жизни. |под ногами". |Беседа: "Чудо жизни". |
| |2. Живая природа. "Что |Окружающая природа как условие |
| |растет на подоконнике, "Что |жизни и здоровья людей. |
| |растет на клумбе". |Беседа: "Чудо жизни". |
| |3. Какие бывают растения. |Окружающая природа как условие |
| |Значение растений в жизни |жизни и здоровья людей. |
| |человека. |Беседа: "В лес пришла беда" (о |
| | |лесном пожаре). |
| |4. Природа разных уголков |Окружающая природа как условие |
| |Земли. "Где живут белые |жизни и здоровья людей. |
| |медведи", "Где живут слоны".|Беседа: "Что написано в Красной |
| | |книге". |
| |5. Мой домашний адрес. "Что |Родные и близкие люди, их любовь и |
| |нас окружает дома". Моя |забота. |
| |семья. |Беседа: "Дари близким свою любовь и|
| | |заботу". |
| |6. Что мы знаем о нашей |Понятия "гражданин России", |
| |стране и о своем городе. |"горожанин", "малаяРодина - город, |
| |Строительство в нашем |в котором ты родился." |
| |городе. |Беседа: "Всякому мила своя |
| | |сторона". |
| |7. Мы живем на планете |Мир между людьми, отсутствие |
| |Земля. Вид Земли из космоса.|насилия, агрессии, войн. |
| | |Беседа: "Своя Земля и в горсти |
| | |мила". |
| |8. Труд людей. Профессии |Труд условие развития человека. |
| |людей. "Как путешествует |Уважительное отношение ко всему, |
| |письмо". |что создано трудом. |
| | |Беседа: "Трудом славен человек". |
| |9. Школьные товарищи. |Ценность общения со сверстниками. |
| |Друзья. |Беседа: "О дружбе мальчиков и |
| | |девочек". |
|II. |10. Мое здоровье. Режим |Каждый человек имеет право на |
|Представление о |питания. |охрану здоровья. |
|правах человека.| |Беседа: "если хочешь быть здоров". |
|III. Понятие |11. Какие бывают животные. |Охрана природы - обязанность |
|"гражданин |Насекомые, рыбы, птицы, |гражданина. |
|России". |звери. |Беседа: "Разрушители и защитники |
| | |природы". |
| |12 Растения и животные |Охрана природы - обязанность |
| |ближайшего окружения. |гражданина. |
| |Подкормка птиц. |Беседа: "Почему надо беречь |
| | |природу". |
| |13. Значения животных в |Охрана природы - обязанность |
| |жизни людей. "Что такое |гражданина. |
| |зоопарк". |Беседа: "Осторожно, жестокость" |
| |14. Животные живого уголка. |Охрана природы - обязанность |
| |Собака. Кошка. Уход за ними.|гражданина. |
| | |Беседа: "Наши друзья - домашние |
| | |животные". |
| |15. Москва - столица России.|Осознание своей принадлежности к |
| | |россиянам. |
| | |Беседа: "Моя Родина - Россия". |
|IV. Понятие |16. Экология. Что такое |Закон - важный государственный |
|"закон". |экология. |документ. Значение экологии. |
| | |Беседа: "Зеленый патруль |
| | |действует". |
|V. Роль правил в|17. Наш дом. Как он |Экономия воды в быту. |
|жизни человека и|снабжается водой. |Беседа: "Город и горожане". |
|общества. | | |
|VI. Правила |18 Какой бывает транспорт: |Правила пользования городским |
|поведения в |наземный, водный, воздушный,|транспортом |
|общественных |подземный. |Беседа: "Человек в мире правил". |
|местах. | | |
|VII. Правила |19. Общение. Правила |Правила вежливости основаны на |
|вежливости. |вежливости. Прием гостей. |уважении к человеку. |
| | |Беседа: "Вежливость и речь". |
|VIII. правила |20. Правила безопасности при|Понимание опасности обращения с |
|личной |обращении с бытовыми |электричеством. Формирование навыка|
|безопасности. |приборами. "Что вокруг нас |правильного обращения с бытовыми |
| |может быть опасным". |приборами. |
| | |Беседа: "Осторожно - опасно для |
| | |жизни". |
| |21. Как удаляется мусор. |Негативное отношение к загрязнению |
| | |улиц, дворов. |
| | |Беседа: "Пачкуны и разрушители". |
| |22. Правила личной гигиены. |Вредные привычки - угроза здоровью.|
| |Мытье рук, уход за зубами. | |
| | |Беседа: " Вредные привычки - угроза|
| | |здоровью". |
| |23. Режим дня. |Значение режима дня в охране |
| | |здоровья. |
| | |Беседа: "Как стать сильным и |
| | |ловким". |



Дидактический материал.
В качестве дидактического материала я хочу предложить программно-
методический комплекс "Естествознание с основами экологии", предназначен
для поддержки школьного курса естествознания, природоведения или
ознакомления с окружающим миром (стандартного или углубленного эколого -
биологического направления). Комплекс предназначен для использования
параллельно с традиционными занятиями в 1 или 2 классах по учебникам
Клепининой и Плешакова. Предлагаемый программно-методический комплекс
позволяет ребенку "проигрывать" различные сложные природные процессы и
явления в удобной, веселой и интересной форме. Программно-методический
комплекс состоит из блоков - отдельных тем, каждая из которых включает в
себя краткий теоретический материалом с элементами мультипликации,
практическую работу и контрольные вопросы. Каждое теоретическое,
практическое или контрольное занятие предусматривает работу на компьютере в
течение 20 - 35 минут (в зависимости от выбранного режима работ и задания
учителя), что с точки зрения влияния на здоровье ребенка совершенно
безопасно. В течение года обучения комплекс предусматривает обращение к
компьютеру 8 - 10 раз. Программно-методический комплекс проектируется в
универсальной инструментальной системе "Stratum Computer". Помимо
углубления знаний, умений и навыков в области естествознания, программно-
методический комплекс призван способствовать развитию самостоятельности,
логического мышления, наблюдательности, способности анализировать события и
делать выводы.
Содержание программно-методического комплекса
. Температура;
. Суточное движение Земли вокруг Солнца;
. Годовое движение Земли вокруг Солнца;
. Природное сообщество "Лес";
. Природное сообщество "Водоем";
. Проектирование города.
Пользователями программно-методического комплекса, будут являться
младшие школьники и их преподаватели, равно как и отдельные дети, для
которых родители приобретают компьютерные программы для индивидуальной
работы дома. Программно-методический комплекс. “Естествознание с основами
экологии” для начальной школы предназначен для компьютерной поддержки
школьного курса естествознания (природоведения или предмета "знакомство с
окружающим миром"), для углубления и закрепления знаний и умений учащихся,
осмысленного усвоения основных понятий, законов природы, их логических и
причинно-следственных связей, a также для развития активных познавательных
и аналитических способностей, самостоятельности и наблюдательности. Для
предлагаемого компьютерного учебника имеются значительные наработки,
выполненные в яркой увлекательной форме. Апробация показала, что дети с
большим удовольствием работают в среде, играя и обучать одновременно.
Параллельно, ненавязчиво и интересно происходит знакомство ребенка с
компьютером, формируется отношение к персональной электронно-вычислительной
машине не как к игрушке, а как к инструменту познания окружающего мира.
Количество часов отведенных в школьных курсах на изучение естествознания с
элементами экологии колеблется в зависимости от принятых программ около30
часов. Программно-методический комплекс является одновременно и
инструментом, помогающим учителю организовать учебный процесс и средством
активизации познавательной деятельности учащихся.
Основными учебными целями являются:
. прочное усвоение знаний по изучаемым темам;
. выработка навыков активного моделирования при исследовании природных
процессов и явлений;
. формирование элементов экологического мировоззрения (т.е. умения
осознавать систему связей в природе и постоянно прогнозировать
результаты вмешательства в природную среду).
Программно-методический комплекс сопровождается методическими
рекомендациями для учителя. В рекомендациях оговариваются основные правила
работы с программным продуктом и предлагаются формы использования программы
по каждой теме. В рекомендациях указываются виды организации практических
работ и способы их оформления. Однако учителю предоставляется самый широкий
выбор для варьирования.
Формы предполагаемого использования КОП в учебном процессе:
. на уроках при изучении нового материала, на проведении практических
занятий или при организации контроля знаний;
. при внеурочных занятиях (обязательных самостоятельных в учебном
заведении или дома, факультативных, при самостоятельном изучении
курса) - в соответствии с прилагаемыми методическими пособиям.
Основные функциональные возможности учебного пособия:
. игровая форма познания;
. возможность моделировать физические и биологические процессы, которые
фактически невозможно продемонстрировать в классе;
. активное вмешательство в любой процесс или явление, моделируемое в
ходе работы;
. наглядное отображение вмешательства ребенка в процесс или явление;
. возможность для каждого ребенка выбрать свой темп и режим работы;
. наличие конструктора и экспертной системы для проверки знаний.
Так же в качестве дидактического материала я предлагаю наглядные
иллюстрации, выполненые мною.
1) Знакомство с представителями флоры и фауны нашего региона. Кто живет
в лесу? Кто живет в водоемах? Каждая иллюстрация выполнена в цветном
изображении на формате А4 рис 7, рис 8. Далее ученикам предлагается
расселить представителей флоры и фауны в местах их обитания рис 1,
рис 2, рис 4.
2) День и ночь, лето и зима рис 5. Планета Земля рис 6. Почему бывает
день и ночь? Лето и зима? Планета Земля, ее форма. Глобус - модель
Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Каждая из
иллюстраций выполняется на формате А4.
3) Почему бывают зима и лето? Рис. №9.
4) В форме самостоятельной работы о смене времен года. Рис 10.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1) Начальная школа №8 1998г.
2) Башкирский институт развития образования. Официальный сайт
www.biro.ufanet.ru
3) «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков, Просвещение, М., 2000г.
4) Пермский Государственный Технический Университет. Официальный сайт.
www.stratum.pstu.ac.ru
5) «Мир вокруг нас» Хрестоматия. 1 кл. Плешаков А.А., АСТ-Пресс, 1997.







Реферат на тему: Дидаскология
СДАЮ ГАРАЖ на севере Москвы на пересечении Коровинского шоссе и
Ижорской улицы. Металлический, 6x3. Охраняемый гаражный комплекс, ремзона,
электричество, вода, рядом автосервис, остановки автобусов. На
продолжительный срок, $30 за месяц. Возможна продажа.
ICQ 25516150.
Телефоны: 455 43 55, 8 901 757 11 66.



07. 09. 99г Профессиография пед. труда.
Ушинский: " В воспитании все должно основываться на личности
воспитателя, т. к. воспит. сила изливается только из живого источника
человеческой личности. Никакие уставы и программы, искусственный организм
заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности
воспитателя в деле воспитания. Без личного непосредственного влияния
воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер
невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение
личности, только характером можно образовать характер."
("Три элемента школы"). Какие качества личности являются.
профессионально значимыми для пед. Д?
(главный вопрос темы)
Требуется тщательный анализ функций, которые задаются обществом и
которые отражают внутр. структуру самой пед. Д. Ответ на этот вопрос ищет
область дидаскологии, которая называется профессиографией пед. труда.
Профессиография - это описание и классификация сущ-щих профессий по
опр. критериям (пед-м, психол-м, мед-м, эконом-м, технологич-м).
Традиционно особое внимание Профессиография придает
психофизиологическим хар-кам, которые требуют опред. професии от инд.
особенностей людей. Эти требования фиксируются в профессиограммах (или
психограммах).
Профессиография в конце 20 - начале 30г. г. -1 период. Развивалась
интенсивно, преимущественно в русле психологии и психотехники. Изучение
личности педагога велось:
в области анатомо-физиологических характеристик, в области интеллекта,
рецепторов, моторики, в научной организации труда, подготовки и повышения
квалификации.
Исследования соматической, двигательной, интеллектуальной сфер дали
обширный материал существующих требований в пед. Д о типичных проф.
заболеваниях педагогов (проф. травматизм). Начало исследованиям положили
высказывания Н. К. Крупской об учителе.
"В нашей темной стране учитель д/б носителем просвещения вообще. Он не
должен говорить ' моя хата с краю'. С темнотой и невежеством он должен
бороться активно".
"Учитель должен знать и любить свой предмет, увлечь и заинтересовать
своим предметом, нравственно отобрать главные факты для своего предмета,
систематизировать их".
Важнейшим качеством педагога Крупская считала творческий подход к
образоват. процессу. Недопустимы фальшь и неискренность, необходимо
единство слова и поступка учителя.
"Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый
учитель, воспринимается совсем по-другому, чем чуждый, презираемый ими
человек".
Крупская требовала знания детской психологии. "Необходимо изучать
ребенка".
Луначарский: "Для нас важно, чтобы педагог был самым универcальным и
самым прекрасным человеком в государстве, т. к. он должен сделать из себя
источник радостного перерождения маленьких людей, которые живут в процессе
постепенного развития своих сил". "Педагог должен осущ-ть в себе ч/кий
идеал". Одним из зачинателей профессиографии пед. труда был П. П. Блонский.
"Любите не школу, а детей, приходящих в нее, любите не книги о
действительности, а самую действительность, не жизнь суживайте до учения, а
учение расширяйте до жизни. А главное - любите жизнь и как можно больше
живите жизнью. Педагоги д/б воспитанными и образованными людьми,
д/постоянно самосов-ся".
"Не надо спешить учить учителя как развивать детей, надо сначала учить,
как развивать самих себя, т. к. саморазвитие педагога должно предшествовать
воспитанию детей".
С. Т. Шацкий: "Самая важная идея, которая д/б понята учителем - это
эволюция пед. дела, эволюция работы и искание формы, путей, методов,
связей, причин и следствий пед. явлений, тесно связанных друг с другом".
"Глубоко ненорамальна, не соответствует духу дела обычная
консервативность пед. Д. Пед. Д д/б живой, переходящей из одной формы в
другую, д/б ищущей".
На станции у него был пед. техникум. Он выдвинул требования к системе
подготовки педагога:
1) овладение научно-теоретическими знаниями и передовым пед. опытом;
2) вооружение прочными знаниями планирования и организации учебно-
воспит. процесса (управленческий аспект);
3) осущ-е трудового политехнического воспитания;
4) связь высшего и среднего учебных заведений со школой;
5) форм-е потребности в самост. работе, навыков самообразования.
В поиске соотношения между теорией и практикой он предложил алгоритм
обучения:
1) первоначальное накопление пед. опыта;
2) теоретические занятия (анализ пед. опыта);
3) постановка новых задач для практических работ;
4) новая теоретическая обработка полученного материала;
5) синтетический курс.
В 20-е годы создается ряд научных центров по проблеме изучения пед.
кадров и специфики учебной профессии. При Центр. Педологическом институте
работает комиссия, при Институте повышения квалификации педагогов -
кабинеты по изучению труда учителя. При ЦК профсоюзе работников искусств и
в ленинградском институте (бехтеревском) работают лаборатории и студии по
обучению пед. мастерству.
Там осущ-ся профессиографический анализ пед. труда, который
предусматривал:
1) дедуцирование (выведение) профессионально обусловленных качеств
личности педагога из системы требований, которые предъявляются обществом к
школе;
2) определение личностных качеств учителя, более всего ценимых
учащимися;
3) репрезентативный (статистически значимый) сбор эмпирических
экспертных оценок профессиональных
качеств учителя и выявление среди них ведущих качеств.
Чрезвычайно важные наблюдения о профессиональных качествах личности
учителя в 20-е годы были получены руководителем одной из студий пед.
мастерства (домашнего учителя) Т. К. Маркарьяном. Им выделены след.
качества:
способность не только понимать, но и чувствовать, предчувствовать мысли
и поступки детей. А это возможно, если в процессе совместной Д учитель как
бы трансформируется в детство, тогда учитель отрешившись от психики
артистически быстро входит в мир и как бы становится ребенком. Умение
предугадывать и предуперждать детские поступки есть преддверие искусства
жить детьми.
Тогда же были выдвинуты и обоснованные требования к идеальному типу
учителя (Левитов Н. Д., Прозоров Г. С., Кустов Р. В.):
определение предрасположенности к пед. деятельности (задатки);
умение понимать запросы детей и сообразовывать профессиональные силы
педагога с их потребностями;
известная мягкость в подходе к детям, ровное и спокойное обращение с
ними;
настойчивость и твердость в требованиях, уверенность в своих силах,
бодрый и жизнерадостный тонус всего? педагога;
умение возбудить и удовлетворить интерес детей к работе, труду. В
глазах школьников:
знание предмета, умение преподавать,
умение устанавливать хорошие взаимоотношения, справедливость,
умение создавать и поддерживать дисциплину, умение привлекать внешним
видом. По исследованиям:
обладать многосторонними интересами, задатки и навыки, любить дело с
детьми, находить путь к детям и коллективу.

Инструмент дидаскологии (по Маркарьяну). Предмет - комплексная
разработка всех аспектов пде. труда.
"Школа рационализируется только тогда, когда учитель будет также
изучен, как и ребенок, и когда будут найдены соотв-щие методы для
подготовки учителя".
"Учительский труд занимает одно из первых мест являясь фактором всякой
культуры".
Круг проблем, которыми занимается дидаскология:
- учитель как член пед. коллектива (Маркарьян).
- изучение путей и структуры формирования учительского сообщества
(слаженный пед. коллектив) = оркестр.
Идею создания дидаскологии поддержал Евгений Константинович Кагаров.
Дидаскология должна исследовать следующие вопросы:
анализ пед. процесса и его элементов,
создание на этой основе программы учителя (физич. и психич. требований,
которые предъявляются педагогу),
разработка системы пед. образования и повышение пед. квалификации,
НОТ и гигиена труда учителя,
профессиональные движения и учитель (профсоюзы и мировые движения),
изучение истории пед. профессии. ("Уральский учитель", 1926)
В контексте профессиографии. Лектор Института повышения квалификации
педагога С.М. Фридман "Проблемы пед.труда". Квалификация работника опр-ся
тремя признаками:
1. психофизиологическая и социальная пригодность,
2. образование,
3. стаж (опыт).
I Однако значимость их для различных профессий
неодинакова.
Для учителя решающее значение имеет соц. пригодность (мировоззрение) и
уровень образования. Образование - это орудие пед. труда, его можно
частично компенсировать опытом.
Зависимость уровня квалификации от стажа и возраста педагога (Фридман).
Стаж оказывает сущ-е влияние на степень квалификации только в первые 10
лет, потом темп замедляется и прекращается.
Роль одаренности в становлении мастерства педагога (общие и специальные
способности). "Пед. мастерство - не искусство, доступное немногим". Хорошо
организованная система подготовки и повышения квалификации, учитывающая
инд. различия педагогов, может открыть путь к мастерству и для массового
учительства. Особенное внимание - критериям оценки результатов пед. труда
учителя.
В этом вопросе до сих пор не удалось существенно продвинуться вперед.
Фридман: "Конечный труд педагога оценивается через длительное время
(несколько лет)".
В 20-е годы предприняты попытки разработать научно обоснованные
программы педагога (перечень тех качеств, которые необходимы учителю для
нормальной пед. работы в опр., конкретных условиях).
Исходили при разработке программ от представления о том, что требования
к пед. профессии нельзя рассматривать метафизически как абсолют, а как соц-
исторические условия развития страны.
Отсюда, в программах в 20-е годы центральное место занимает соц.
пригодность (мировоззрение, ценности, идеалы, соц. и общественная
активность).
П. М. Парибок (исследователь в программах). Осн. признак пед. профессии
- общ-политич направленность (владение методологией, участие в соц.
реконструкции хозяйства)
Ф. Ф. Королев и Л. С. Расскин: "Мировоззрение - это становой хребет
учителя, всего его облика. Это основной критерий определения, в какой мере
он м/б учителем школы".
Все авторы, изучающе природу учителя и его труда, единодушны: учитель
д/б культурным, знающим, всесторонне образованным человеком. А объем и
характер пед. знаний, умений, навыков определяли по-разному.
Парибок: главное - знание основ естествознания, законов развития
общества, экономики и культуры родного края, развития детского организма.
Маркарьян: главное - непрерывная тренировка, отработка пед. умений,
математически планомерное соверш-е в повседневной работе с детьми. Учитель-
артист (филигранная техника).
Создал студию психотехники и автогоники (самовоспитание), где проводили
занятия с учителями по самостоятельно разработанной программе (пед.
мастерству).
Там 4 раздела:
1) инд. тренировка в области гигиены, искусства, науки, техники,
политики,
2) психологич. и пед. тренировки в студии и на дому, включающие в себя
задания на воспоминания своего детства, изучение образов детей в
литературе, дет. сказок, рисунков, посещение занятий пед. мастеров,
организация дет. мероприятий, развлечений, экскурсий,
3) творчество учителя в классе,
4) творчество всего студийного коллектива. В конце теоретич. анализ
всего процесса пед. творчества. Рубинштейн Моисей Матвеевич "Проблемы
учителя" (1927, 1935) Он полагал, что знания преподаваемого предмета - есть
фундамент пед. мастерства.
Техника и технология - самостоятельно создавать и сов-ть методы и
приемы работы. Нельзя допускать шаблоны, стереотипы, пед. фельдшеризм.
Необходимо стремление к непрерывному обогащению и углублению знаний.
"Даже самое соверш-е пед. заведение не может выпускать вполне
завершенных учителей. Учитель становится учителем только в процессе
непрерывного самообразования. Кто утратит жажду познания, тот неизбежно
идет назад. Следовательно, принцип "уча других, учись сам" распр-ся на все
учительское дело всех ступеней снизу доверху."
Исследователи 20-х годов: "Учителю д/б присущ творческий подход к пед.
Д. Настоящий педагог - всегда исследователь. К творчеству его побуждает
сама логика пед. действительности, пед. труда. Рубинштейн:
"В работе учителя всегда должен оставаться аромат творческой работы,
тем более, что никакие программы не могут
охватить все положения и условия, в которых придется работать учителю".
"Характерные черты личности педагога: жизнерадостность, бодрость,
оптимизм, вера в будущее и в человека".
"Не веря в жизнь, нельзя звать к жизни и вести к ней и в нее".
"Фактическая квалификация учителей зависит не от комиссий, а от
признания его учениками".
Маркарьян предложил систему ситуационных испытании для абитуриентов
пед. учреждений:
1) написать сочинение об общих и пед. интересах,
2) придумать интересное, полезное и приятное занятие для детей
опред. возраста,
3) описать случай из своей жизни о контакте и общении с детьми,
4) развернутая хар-ка знакомому ребенку,
5) произнести речь или обращение в течение 3-5 мин. на любую тему.
Аутодиагноз (само...) - опросный лист. Нужно оценить свои способности и
возможности и принять решение, часто критическое. В последнем были
синтетические тесты (например, прочитать главу из брошюры за опред. время и
ответить на вопросы).

14. 09. 99г.
В 20-е годы изучались проблемы профес. пригодности в пед. Д. Эти
исследования включали:
антропометрические измерения, врачебную диагностику,
тестовые испытания (интеллекта, памяти, воображения, наблюдательности,
сопротивляемости внушению, ощущению времени, быстроте ориентации, логики,
сообразительности, пространственного представления, координации движений,
глазомера, цветоощущения, остроты слуха)
Институтом повышения квалификации педагогов предпринято сравнительное
изучение психологического профиля педагогов различных специальностей,
учащихся и студентов пед. вузов. 300 педагогов, 300 студентов педфака, 100
учащихся.
Результаты: графики развития внимания, памяти...
Выводы: уровень психического профиля учителей выше студентов и тем
более школьников, особенно в степени развития наблюдения, логичности и
комбинаторных способностей.
Первоначально профессиограммы учителя составлялись умозрительно,
дедуктивно. Исследователи понимали недостатки такого эталона и искали пути
создания объективной методики. Такая методика давала количественное
выражение главных качеств (степень их распространенности и значимости).
Осн. методы получения информации, необходимой для разработки программы
учителя:
анкетирование, тестирование, оценивание - рейтинг, длительное
наблюдение по специальной программе, трудовой метод (метод включенного
наблюдения), самонаблюдение, эксперимент,
анализ высказываний учащихся о качествах преподавателя, анализ
литературных источников.
Составляется ориентировочный перечень соц., псих., физич., пед.
качеств, которыми, по гипотезе, должен обладать педагог. Затем респонденты
по 5-ти балльной шкале оценивали качество и степень его универсальности.
Можно и дополнить перечень.
Параллельно осущ-сь тестирование.
Но! Отмечалось наличие в тестах элементов хар-ра, которые сводили на
"нет" результаты тестов. Фридман: "К материалам тестового испытания следует
подходить острожно".
Особое значение в 20-е годы придавалось изучению пед. процесса как
средства ориентировки. Попытка расчленить Д учителя на отдельные элементы и
составить по каждому подробный перечень операций (каждая операция
анализировалась с т/зр качеств педагога).
Знания учащихся и педагогов анализировались: какие качества
обеспечивают достижение результата. Исследование (З группы учителей):
сильная, средняя, слабая. Что д/б обеспечить репрезентабельность и
достоверность исследований.
Исследование в тот период профессионального травматизма. Проблема
сохранения и укрепления физич. и психич. здоровья учителя. У педагогов с
большим стажем - одышка, ослабленные голосовые связки, опасность потери
голоса.
Смирнов И. П. "Воспитание и гимнастика дыхания".
Эти исследования были частью констатирующими, но данные о труде учителя
были интересны, попытка сформировать требования к педагогу.
Профессиография в середине 30-х годов - II период.
Вопрос о разработке профессиографических проблем пед. труда был снят,
но изучение личности педагога и его профессии продолжалось, анализ
конкретного пед. опыта увеличивался (книги педагогов издавались: Головин,
Новиков, Клопачева).
Затем осветились проблемы авторитета учителя, проблемы пед. мастерства
(Калибанов), пед. такта (Прозоров, Страхов).
Большое значение в педагогике имели Макаренко, Сорока-Росинский,
Сухомлинский. Сорока-Росинский выделил типы педагогов, которые отражают
различные типы характеров:
1) учителя-теоретисты (главное - теория, а не реальный мир вещей,
манера смотреть на класс - на учеников не смотрит, угловат);
2) педагоги-реалисты (хорошо разбираются в мире вещей, людей, тонко
чувствуют настроение, умеют сопереживать, дружелюбны, веселы, работают
легко и свободно);
3) педагоги-утилитаристы (хорошо ориентируются в мире вещей и людях,
главное - тренировка, в упражнениях);
4) педагоги-артисты (интуитивисты. Главное свойство - способность
действовать по вдохновению, по наитию,
глубоко понимают другого человека, эмпатийны, очень творческие).
Сухомлинский: "Ни один учитель не м/б универсальным воплощением всех
достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую жилинку,
способен ярче других раскрыть себя. Эта сфера и является тем личным
вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния
на воспитанников".
В послевоенные годы: НИИ пед. образования выполнил интересные работы. В
частности и Ленинград. пед. институт им. Герцена по этой теме. Журанл "Пед.
образование".
В целом в этот период опред. затишья преобладание эмпирических
описательных методик исследования. Целостной системы научно-обоснованных
требований к професии и личности учителя не было.
Профессиография в конце 50 - начале 60 г. г. - III период.
Новый подъем: появление крупных монографий, сложнее и строже методики
исследований. Используется сравнительная критика, выводы по
экспериментальным данным, разработка проблем учителя на основе анализа
структуры пед. Д и закономерностей воспит. процесса.
Одним из первых к профессиограмме обращается Ф. Н. Гонобокин.
Психология труда и личности учителя изучались Кузьминой ("Очерки
психологии труда учителя". Л, 1967).
Психологические основы формирования личности учителя в высших пед.
образования раскрыты Щербаковым А. И. (1967).
Общие закономерности профессиональной подготовленности и формирования
личности учителя. (Сластенин, 1976).
Пед. Д как творческий процесс (Кан-Калик, 1977).
Соц-пед. аспект профессиональной Д учителя (Вершловский С. Г., 1982).
В последние десятилетия намечается переход к разработке теоретических
проблем пед. образования (т. е. из описательной в объясняющую).
Главная роль - факультет педагогики и психологии МПГУ - мощная научная
школа по этой проблеме (29 докторских диссертаций и 160 кандидатских по
проблеме учителя и формирования его личности).
Исследования за рубежом.
Развитие профессиографии пед. труда в 4 осн. направлениях:
1) определение нормативных требовании к учителю, выраженных в
официально утвержденных кодексах пед. профессий,
2) совершенствование содержания и структуры профессиональной подготовки
учителя,
3) выработка рекомендаций начинающим учителям,
4) изучение возможностей учащихся и педагогов.
Особое внимание уделяют американские ученые.
Томас Букер - качества, опр-щие допуск к профес. педагогике (личные
качества, широта интересов, моральный облик, любовь к детям, желание быть
учителем...).
Личные качества: контактность, умение ладить с людьми,
любознательность, прилежание, устойчивый моральный облик, религиозность.
Ален Додж рейтингом установил качества личности очень успешных
учителей: общительность, ответственность, эмоциональная устойчивость,
чувствительность к мнению других, неторопливость в принятии решении. Питер
Витти три первых места среди выделенных учащимися черт педагогов отдал:
моральным качествам,
демократизму в образовании, (доброта, терпение),
обширным интересам.
Нежелательные качества: плохой характер, нетерпимость,
несправедливость, отсутствие интереса к детям.
Ле Ру: с психологической позиции главное для хорошего педагога -
эмоциональная стабильность,
любознательность, способность к творчеству, иначе повышается
утомляемость и разочарование.
Лео Стайно: отсутствие дифференцированных описаний пед. профессий
является тормозом в повышении
профессиональной компетентности.
Кауфман, Жермене, Д. Жеральд: причины затруднений молодых педагогов в
неуверенности в себе, в отсутствии
должной помощи и руководства старших, в отсутствии взаимопомощи.
В. Уоллер: нравственное отчуждение учителя от ученика, происходит
непонимание друг друга, нет желания учиться
и учить.
Шугермэн: сравнение различных учителей по характеру и стилю их работы.
Выделил инструментальный и
экспрессивный тип педагога (важность формирования положительных мотивов
к учению, эмоциональный фактор
учитывают...). Прогрессивный стиль работы выделяют. Проявляют интерес к
учащимся, их жизни - учителя
широкого типа, а узкого типа - только о предмете. Полезны для школы
оба: и для учебы, и для общения с другими.
Форма соц. контроля, необходимость подчинения учат учителя узкого
профиля.
Наличие этих учителей позволяет избежать конформизма и нигилизма.
Жан Тронмардт (француз): главное - умение учителя предупреждать
конфликты с учащимися.
Германия.
Определение типов профессиональной пригодности учителей. Поиск образа
педагога путем анализа исторического
опыта и период наблюдений и представлений учащихся об идеальном
учителе. Вывод:
нормативный облик педагога зависит от общественных условий,
изменение представлений учащихся об идеальном учителе зависти от уровня
их развития,
преднамеренный образ действия учителя при решении пед. задач совпадает
с его реальными знаниями в
конфликтных ситуациях (отсюда высший профессионализм),
формы руководства и контроля за учащимися влияют на успехи в учебе и
знаниях детей.
Д. Роланд (немец): условия эффективности пед. труда:
успешно работающие педагоги преподают оживленно и интересно, варьируют
методы, учитывают инд. различия учащихся, умеют находить правильный тон, не
диктат и не панибрат, интеллектуально подвижны в выполнении
профессиональных задач, имеют свои идеалы, надежны в работе.
Эрист Гомм: лучшие педагоги организуют условия ориентирования ученика в
процессе обучения и т. о.
стимулируют его активную самостоятельную работу.
Тюссель: хороший педагог доверяет своим ученика, помогает решать
трудные проблемы, которые сам и ставит.
Тендлер (американец): общество зависит от тех, кто учит.
Мидли, Фландерс, Брофи, Гуд и др.: изучение свойств личности учителя
является сегодня пройденным этапом.
Ранее только описывались качества эффективности учителей. Чаще
наблюдение и экспертные оценки.
Ф. Харт (американец): анализирует мнение студентов нравится учителей от
хороших специалистов (больше
научаться).
Вторые - требуют больше профес. навыков, лучше знают предмет, умеют
создать дисциплину.
С целью преодоления недостатков (описание отдельных черт);
создание простых классификаций, т. е. группировка личностных свойств на
основе усмотрения сходства между ними, т. е. от "теории черт" пришел
"структурный подход к профессиографии".
Фред Стокинг: "Какой учитель лучше?"
Хороший учитель должен уметь отвечать на множество вопросов, но лучший
может немного "играть", чтобы
учащиеся сами нашли ответ.
Хороший учитель легко говорит и объясняет, но лучший знает, как надо
быть тихим и внимательным, когда его
учащиеся стараются высказать свои мысли.
Хороший учитель скромен, знание предмета важенее его самого, но лучший
учитель еще более скромен:
уважительное отношение к чувствам детей для него важнее, чем "старый
глупый предмет". Хороший учитель знает, что его учащиеся д/б
ответственными, честными и с хорошими знаниями, но лучший понимает, что
честности, ответственности и гражданственности нельзя обучить, т. к. они
формируются в ежедневной работе над собой, но не посредством лекций.
Хороший учитель стремится контролировать класс, лучший - контролирует
самого себя в первую очередь. Заработанные деньги, а глубокое и большое
удовлетворение, которое нельзя выразить в деньгах. Ученики заканчивают и
становятся хорошими работниками, но получают в награду каждый день своей
жизни, что они открыли, что жизнь человека с пытливым умом замечательна.
Большой интерес - монография.
Гандер, Поуэл, Хазерд "Образование и новый учитель". Требования к
образовательному процессу:
обучение должно постоянно выступать как деятельность творческая, с
большими требованиями к педагогу и школьнику. Учитель в классе должен
выглядеть как фундамент всего обширного здания образования, но не как
дорогостоящее и старомодное укрепление всего сооружения.
Обучение - как наука и как искусство.
Наука обеспечивает знание, искусство - возможность их применения.
Следовательно, педагог должен обладать:
знаниями,
артистическими умениями,
личностными особенностями. В США концепция самоактуализации личности
Маслоу.
Они говорят, что если выбор профессии педагога верен, то это
обеспечивает большие возможности для самореализации. Личностные
характеристики:
интеллектуальные,
личностные свойства, которые отражают зрелую и сбалансированную
личность. Характеристики, определяющие умение работать:
знание предмета,
владение материалом,
решение задач... в итоге они выделили следующие хар-ки для хор. работы
педагогов:
интеллект выше среднего,
быть лучше среди учеников колледжа,
любить и стремится понять людей,
умение излагать свои мысли,
обладать хорошим здоровьем (умственным и физическим),
любить учащихся,
быть любознательным, социально и эмоционально зрелым,
верить в ценность и значимость обучения, воспитания и развития детей,
любить общаться с людьми,
обладать личностными свойствами, которые необходимы педагогу для работы
с людьми.
Исследования с позиции структурного

Новинки рефератов ::

Реферат: Собор святой Софии (Искусство и культура)


Реферат: Життя та діяльність І.П.Котляревського (Жизнь и деятельность Ивана Петровича Котляревского) (Литература)


Реферат: Грегор Мендель (Биология)


Реферат: Бои на Кавказском хребте (История)


Реферат: Галилео Галилей (Физика)


Реферат: Разработка структуры локальной вычислительной сети многопрофильного предприятия (Цифровые устройства)


Реферат: НЭП (История)


Реферат: Биография и проблематика конфликта в социологии Макса Вебера (Социология)


Реферат: Взаимодействие общества и природы (Биология)


Реферат: Жизнь и творчество Юрия Иосифовича Визбора (Искусство и культура)


Реферат: Мой идеал менеджера (Менеджмент)


Реферат: Николай II - последний самодержец земли российской (История)


Реферат: Гегель о государстве (История)


Реферат: Естествознание (Биология)


Реферат: Методика обучения письму (Педагогика)


Реферат: Культура романтизма (Культурология)


Реферат: Социальный критерий качества формирования библиотечного фонда (Социология)


Реферат: Способности и одарённость. Феномен гениальности (Психология)


Реферат: Италия (География)


Реферат: Глобализационные процессы в современном мире (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист