GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Аритектура древнего Египта (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Аритектура древнего Египта (Культурология)



Архитектура страны фараонов.
Каменная архитектура Египта, о чем свидетельствуют дошедшие до нас
памятники древней египетской цивилизации, служила в первую очередь
потребностям религии. Жилые дома, в том числе и дворцовые сооружения,
строились из легких и недолговечных материалов, только храмы богов и
комплексы гробниц возводились из камня, были сделаны очень прочно,
строились на века. Естественно, что именно эти каменные сооружения
выдержали испытание временем и дошли до наших дней, иногда почти в
первозданном виде. Именно эти памятники Древнего Египта сохранили
особенности древнеегипетской архитектуры.

Определение пространства,
объёма и массы,
формирование фасада.
Египетская архитектура была многоплановой, ее характерной чертой при
определении пространства и объема была галерея (коридор). Даже внутренние
дворики были, скорее, расширением и продолжением галерей, чем
композиционными центральными местами планировки здания, площадками
дальнейшего распределения или сбора. Крытыми колонными галереями эти
дворики были окружены со всех сторон довольно редко. Двери комнат и
помещений также иногда выходили во двор. Большие колонные дворы и залы были
галерейного типа, об этом свидетельствует направление укладки балок и
направленность настенной росписи на опорах.
Расположение и смежность отдельных помещений соответствуют этой
галерейной планировке, обычно она была линейной. Внутренние комнаты и
помещения следовали одно за другим в одном направлении и вдоль одной оси. В
архитектуре храмовых сооружений, начиная со святилища, комнаты и залы
становились все более просторными, высота потолков возрастала, увеличивался
объем помещений. Здание раскрывалось, подобно цветку растения. При
строительстве пирамид египтяне пользовались противоположной концепцией:
конец погребального пути – пирамида – возвышалась над всеми остальными
элементами архитектурного ансамбля. Редкое исключение представляет
центральная планировка сооружения. Она встречается только лишь в гробницах
Древнего царства (архаичный период) и в святилищах и храмах римских времен.
Внешние формы построек были очень простыми: прямосторонние и наклонные
призмы и пирамиды. Встречались постройки, имевшие только внутренние объемы
(они были очень незначительными), как, например, скальные храмы и гробницы.
Эти сооружения не имели своей отдельной массы. Были строения, которые не
имели своих внутренних объемов (или же они были очень маленькими), среди
них: пирамиды, фасадные башни и пилоны при входе в храм, а также стелы,
которые стояли отдельно и служили вертикальным акцентом архитектурного
комплекса или композиции.
Поверхности зданий изнутри и снаружи, как следствие простоты
архитектурных форм, были плоскими и ровными. Эту геометрическую замкнутость
и однообразие, присущее египетской архитектуре, смягчали многочисленные
настенные тексты, росписи и барельефы. Однако эта настенная живопись в
целом не влияла на впечатление, которое вызывает у постороннего наблюдателя
архитектура Древнего Египта. Для построек древних египтян окна не были
характерным элементом, они встречались крайне редко лишь на фасаде здания.
Проблема внутреннего освещения решалась с помощью небольших террас и
площадок, которые находились на самом верху здания.
Иногда фасад имел колонны, часто так выглядела веранда, выходящая во
двор. Промежутки между колоннами заполнялись кирпичной кладкой иногда до
половины, иногда на всю высоту. Это было особенно характерно для построек
времени правления Птолемеев. В последнем случае получался так называемый
псевдопериптер (Периптер (греческое - «оперенный») – тип храма, в котором
заключенное в глухие стены святилище окружено колоннадой со всех сторон.
Псевдопериптер отличается тем, что роль колонн исполняют полуколонны,
выступающие из стены, и только перед входами с торцов здания устроены
колонные портики). Такое архитектурное решение фасада встречается и в
памятниках Древнего царства, например в комплексе пирамиды фараона Джосера,
однако впоследствии оно было забыто. Секционное линейное решение фасадов
здания времени Древнего царства также было забыто в более поздние времена.

Строительные материалы.
Основным строительным материалом древних египтян был камень. В
каменоломнях, расположенных в городах на границах долины Нила, добывали
различные породы камня. Наиболее известным был асуанский гранит. В Асуане и
в наши дни можно видеть древнюю каменоломню, на дне которой лежит каменный
обелиск, наполовину вырезанный в скале. Столь же известен был добываемый
рядом с Мемфисом турский известняк. Из него изготовлены облицовочные плиты
большинства пирамид. Применялся древними строителями и песчаник. Из твердых
пород камня они использовали порфир и диорит. Для создания определенных
цветовых гамм и комбинаций специально подбирались камни различных цветов и
оттенков. Египтяне пользовались и кирпичной кладкой, но ее доля по
отношению к камню была незначительной. Из кирпича были построены гробницы
архаичного периода, пирамиды Среднего царства и некоторые крупные жилые
постройки. Из-за недостатка горючего материала и древесины кирпичи сушились
под лучами солнца. Не хватало древесины и для строительных работ. Из
дерева, привезенного из других стран, изготовляли только мебель и богатое
убранство апартаментов фараона и высшей знати. Но несмотря на это техника
работы с деревом оказала большое влияние на формирование стиля каменной
архитектуры Древнего Египта.
В архаичные времена жилища простых людей и небольшие святилища строили
из тростниковых циновок, дверные проемы завешивались тоже циновками, но
более тонкой работы, и плели их из травы и соломы. Некоторые формы этого
тростникового строительства были использованы позднее и в каменной
архитектуре, например в Саккаре, в комплексе пирамиды Джосера, можно
встретить полуколонны, напоминающие по форме вязанки тростника, можно
встретить и вырезанные из камня скатанные циновки. Позднее жилища
простолюдинов стали возводить из глины, эта традиция сохранилась в Дельте и
по сей день.

Конструкция зданий.
Египтяне использовали оба типа несущих (опорных) конструкций: стену и
стойку (колонну или столб).
В архаичный период стены зданий возводились из кирпичей, техника
кирпичной кладки свидетельствует о большом влиянии Месопотамии, а может
быть, и происходит оттуда. Основателем каменного строительства, его
изобретателем считается великий архитектор Древнего царства Имхотеп
(Характер построек, возведенных Имхотепом в Саккаре, служит дополнительным
подтверждением тому, что технику строительства древние египтяне
заимствовали все же из Месопотамии (оттуда же и идея ступенчатой пирамиды –
зиккурата, но без храма на верхней площадке), однако использование камня
потребовало интенсивного изобретательства от египетского зодчего). Стены из
камня возводили двумя способами: более тонкие собирались из хорошо
обработанных каменных блоков-квадров, основу более толстых и массивных стен
складывали из грубо отесанных каменных блоков худшего качества, снаружи их
облицовывали ровными и хорошо отшлифованными каменными плитами. Именно так
были построены пирамиды Древнего царства. Пирамиды Среднего царства имели
внутреннее ядро, выложенное из кирпичей.
Египетские каменные колонны возникли как архитектурное выражение форм
растительного мира. Примером этому служат полуколонны в Саккаре, они, как и
каменная стена, принадлежат комплексу пирамиды Джосера. Каменные колонны
древнеегипетской архитектуры делятся на несколько типов. Они повторяют
форму тех растений, характер которых хотели придать им строители. Это
колонны пальмообразной, лотосообразной и папирусообразной формы, что
особенно видно по их основаниям-базам и навершиям-капителям. Такие колонны
и колонные галереи часто уподоблялись аллее или роще деревьев. Кроме колонн
растительных форм египтяне часто использовали столбы четырехугольного или
многогранного сечения. Начиная со времени Среднего царства, встречаются два
особенных типа колонн. Это колонны с изображением на капители головы богини
Хатор и так называемые колонны Осириса в храмовых постройках. Такая колонна
обычно стояла перед колоннадой, обрамляющей вход в храм, иногда это была
статуя бога Осириса, составляющая с колонной одно целое.
Опорные панели между столбами строители выкладывали из каменных балок,
сверху на них укладывали каменные плиты, которые образовывали плоский
потолок. Над ним сверху не было кровли, ведь дождь в Египте – величайшая
редкость. Карниз служил сначала только венчанием стен, но потом его подняли
выше балок перекрытия, и он превратился в один из элементов украшения
стены. Такой карниз был часто украшен фигурами животных и растений
(например, изображениями священной кобры-урея).
Несмотря на то, что в египетской архитектуре в первую очередь
использовались плоские формы и прямые линии, строители умели устраивать
сводчатые покрытия. Потолок погребальных камер имел форму двускатной крыши
и был сооружен из тщательно пригнанных друг к другу каменных плит. Эти
плиты снизу иногда были вогнуты вовнутрь, нижней части горизонтальных
каменных балок придавалась вогнутая форма, и получалось покрытие, похожее
на цилиндрический свод (Египтяне умели строить подлинные своды, однако
предпочитали или ложный свод (плиты перекрытия постепенно сдвигаются к
центру или к оси помещения с каждым следующим рядом, удерживаясь на месте
тяжестью искусственной горы поверху), или своего рода изображение свода –
путем придания гигантским монолитным плитам криволинейного очертания
поверхности изнутри), как в скальных храмах и гробницах. Египтяне умели
строить и настоящие своды, но делали они это исключительно только при
строительстве усыпальниц из кирпича, при возведении складских помещений и
прокладке каналов. Лестницы стали использоваться гораздо позже, до этого в
большинстве случаев для соединения различных уровней и этажей здания
пользовались наклонной плоскостью – пандусом.

Архитектурная планировка,
организация труда
и выполнение работ.
Египетские мастера, начиная с незапамятных времен, работали по точным
тщательно разработанным планам. Архитектор записывал свои мысли на листе
папируса, глиняной табличке или известняковой плите, часто он работал с
помощью разметки по клеткам, что помогало ему при проектировании, а позднее
и при выполнении работ. Найденные археологами черепки и кусочки таких
строительных проектов свидетельствуют о том, что древний архитектор
изображал строящийся объект, как в общих чертах, так и в различных
проекциях. В проекциях иногда были изображены такие части возводимого
сооружения, которые снаружи не были видны. Таким образом, на этих
древнейших строительных проектах были выполнены разрезы и сечения отдельных
элементов строящегося здания. В большинстве случаев фасад изображался на
самом краю плоскости основного чертежа.
Самые древние образцы архитектурных проектов, известные нам, относятся
к периоду правления 3-ей династии. На куске известняковой таблички,
найденном близ пирамиды Джосера, обозначены перпендикулярные линии. Они
образуют сетку координат. Кривая с записями длины соответствует линии
арочной крыши одного из зданий, принадлежащего к комплексу гробницы
Джосера. Эта табличка хранится в музее в Каире и является частью
архитектурного проекта Имхотепа, самого древнего известного нам архитектора
и строителя.
О работе над проектированием пирамид мы знаем очень мало. Можно
предположить, что строители работали на основании проектов, чертежей и
планов. Вероятно, и скорее всего это именно так, они изготовляли и модели
будущих пирамид. К примеру, в Дашуре был найден макет пирамиды времен 13-ой
династии с коридорами и камерами (Наибольшую сложность при проектировании
пирамид представляли две задачи. Первая – требовалось идеально выровнять
основание, что при длине стороны в 100, 200 м и более – весьма сложно.
Вторая – требовалось идеально высчитать угол наклона ребра угловых камней
основания, так, чтобы эти ребра сошлись в одну точку на огромной высоте. И
то и другое осуществлялось с высокой точностью, что подтверждает прекрасное
владение прикладной математикой, впоследствии заимствованной и развитой
древнегреческими учеными).
И в более поздние времена проектированию строящихся сооружений
придавалось большое значение. К примеру, на строительных чертежах и планах
царских усыпальниц в Фивах были обозначены следующие данные: общие размеры
гробницы, размеры камер и коридоров, предназначение отдельных помещений, их
наименования, тематика и форма выполнения настенных росписей и барельефов,
их композиционное построение. Среди других до нас дошел и проект гробницы
фараона Рамсеса IV, на нем изображены контуры строящейся усыпальницы, ее
наиболее важные элементы в различных проекциях. Чертежи были примерными,
без масштаба, соблюдались только пропорции, точные же цифровые данные
прилагались в пояснениях к чертежам. Наряду с работами по проектированию в
обязанности главного архитектора фараона входили обеспечение транспортного
обслуживания строительства и строительные работы. Естественно, в этом ему
помогали многочисленные администраторы и чиновники. Организация труда была
очень высокой, на строительстве работали тысячи людей, но отдельные
«команды» не мешали работе друг друга.
На основании своих египетских впечатлений Геродот рассказывает о
строительстве пирамиды Хеопса. Он писал, что Хеопс заставил работать на
себя весь египетский народ, разделив его на две части. Первым он приказал
заняться доставкой к берегу Нила блоков из каменоломен в аравийских горах.
Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор.
Постоянно работало сто тысяч человек, они сменяли друг друга каждые три
месяца. За десять лет напряженного труда была построена дорога, по которой
блоки доставляли к реке. По мнению Геродота, строительство этой дороги было
не менее трудной задачей, чем постройка самой пирамиды. Десять лет строили
дорогу, она была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными
резьбой. Закончились строительные работы вокруг пирамиды, завершилось
строительство подземных сооружений, которые предназначались для гробницы и
погребальной камеры фараона Хеопса. Строительство же самой пирамиды
продолжалось двадцать лет. Основанием пирамиды служил правильный
четырехугольник, состоявший из тщательно отшлифованных и точно подогнанных
один к другому каменных блоков. Пирамиду возводили в несколько приемов.
После возведения первой очереди каменные блоки поднимали с помощью
специальных подъемников, сделанных из коротких деревянных балок. Сначала
заканчивали отделку верхней части пирамиды, после этого заканчивали
соседние нижние части. Отделку основания и самой нижней части заканчивали в
последнюю очередь.
Современные исследователи согласны с Геродотом в том, что на
строительстве пирамиды Хеопса работало, по всей вероятности, сто тысяч
человек, но всего лишь три месяца в году, в период разлива Нила. Постоянно
на строительстве трудилось всего лишь около четырёх тысяч человек (видимо,
это были специалисты высокого класса и архитекторы). Для них был построен
жилой городок.
Работники объединялись в специальные отряды, которые состояли из более
мелких групп. Разделение основывалось на вместимости фелуки египетского
речного транспорта. Самая маленькая группа – «звено» – могла состоять из
десяти человек. Отряды, «команды» строителей носили собственные имена. В
этих именах обязательно присутствовало имя фараона. Например, отряд «Как
любима белая корона Снофру», или «Хеопс облагородил два царства» и т.д.
В каменных карьерах на блоки ставили «номер» и дату изготовления, на
основании этого определялась производительность труда и норма выработки.
Средняя норма дневной выработки каменотеса составляла примерно 2 кубических
метра камня. Для строительства пирамиды Хеопса были необходимы 2 300 000
каменных блоков массой в 2,5 тонны каждый. Если взять за основу данные
Геродота, т, е. время строительства пирамиды 20 лет, то получим вполне
реальный срок, получается, что ежедневно было необходимо укладывать в
среднем 315 таких блоков.
В последующие столетия на строительстве пирамид работали специальные
бригады мастеров. К примеру, нам хорошо известны образ жизни и организация
труда мастеров-строителей гробниц Долины царей. Благодаря археологам у нас
есть возможность читать египетские иероглифы, нам известны даже имена
некоторых древних мастеров. Проектирование, строительство и украшение
царских усыпальниц и гробниц было делом специальной «конторы», в которой
работали художники, резчики по камню и другие высококвалифицированные
специалисты. Главным «куратором» работы этой «фирмы» был высший сановник
фараона, его визирь. Число работающих в одной «конторе» достигало и
превышало 120 человек. Наряду с высококвалифицированными специалистами
использовалась также и низкоквалифицированная рабочая сила, помощники
(например, транспортники). Рабочие делились на две группы — на правую и
левую, опять же по примеру речников. Во главе этих команд стояли
начальники, рядом с ними постоянно находились писцы, которые должны были
ежедневно делать заметки о ходе работ, быте и условиях труда рабочих,
составлять списки различных материалов, необходимых для ведения работ,
инструментов, рассчитывать заработную плату. Большая часть этих записей
дошла до наших дней, благодаря ним мы смогли познакомиться с жизнью и
трудом древних ремесленников.
Благодаря изучению древних рисунков и текстов мы многое узнали о том,
как строили и проектировали здания древние египтяне. Археологи нашли
древние строительные инструменты из меди и бронзы: резцы, сверла, долота,
тесла, а также инструменты из камня и дерева (шлихтовый и шлифовальный
камни, деревянный молот и др.). Древнему египетскому инженеру-строителю в
его работе по проверке точности измерений помогали отвесы, нивелиры,
треугольники и измерительные линейки.
Большинство египтологов считает, в отличие от утверждений Геродота, что
при строительстве пирамид египтяне не пользовались никакими
приспособлениями и механизмами. По мере возведения пирамиды они сооружали
из глиняных кирпичей специальные наклонные платформы, по которым с помощью
деревянных санок и физической силы человека каменные блоки поднимались на
необходимую высоту. Нет никаких свидетельств о том, что строители пирамид
пользовались колесом или системой подъемников. Остатки же таких платформ-
рамп были обнаружены археологами.
Для возведения небольших объектов использовали строительные леса и
подмостки, при крупных строительных работах, как, например, сооружение
пирамид, и в более поздние времена при постройке храмов и т. д.
пользовались для доставки необходимых материалов специальными наклонными
платформами. Эти платформы наращивали по мере роста сооружения. После
окончания строительных работ эти платформы разрушались. Одновременно с
возведением здания его внутренние помещения заполнялись песком.
Окончательные отделочные работы производились сверху вниз. По мере их
окончания песок удалялся.
В каменоломнях блоки высекали несколько крупнее, чем нужно. Эти
каменные блоки были грубо обработаны. В таком виде их доставляли на место
строительных работ. Тонкая обработка камня, окончательная подготовка блоков
под необходимые стандарты и придание им формы производились уже на месте
строительства, иногда и в процессе производства работ (О тщательности
доводки гигантских каменных блоков свидетельствует точная их разметка перед
установкой на место (найдены номера блоков, нанесенные на их поверхность
краской) и тот факт, что по сей день толщина шва между камнями не
превышает, как правило, 0,15 мм.).
Кроме осмотра и учета особенностей выбранного для строительства места
архитектор свято соблюдал традиции, особенно это касалось ориентации
будущего здания по звездам. Кроме решения чисто технических вопросов нужно
было проследить за точным соблюдением множества связанных со строительством
обрядов. Эти обряды начинались уже с момента определения места работ и
продолжались весь подготовительный период. На основании текстов, найденных
на раскопках в Абусире, мы имеем достаточно полное представление об обрядах
и церемониях, которыми сопровождались работы по расчистке местности, ее
выравниванию и т. д. Самые торжественные церемонии проводились по случаю
начала строительных работ. Фараон лично вбивал первые колышки, копал первую
яму, обжигал первый кирпич и сам закладывал его в фундамент будущей
пирамиды. Жертвоприношения (жертвенные животные или священные статуэтки)
совершались рядом с местом работ по закладке фундамента. Для придания
новому сооружению магической силы в фундамент строящейся пирамиды
закладывали камни из более древних гробниц и храмов. Считалось, что
некоторые архитектурные орнаменты и формы тоже имеют магическую силу. Их
изготовляли в одно время со строительными работами.

[pic]

Капители колонн: пальмовидная, папирусообразная с закрытым бутоном
цветка, папирусообразная с распустившимся цветком, в виде головы богини
Хатор


[pic]

Строительство пирамиды
[pic]

Саккара. Отреставрированная молельня на территории комплекса фараона
Джосера.
[pic]

Абусир. Храм Солнца фараона Наусерра. Реконструкция


Литература: Каталина Целлар «Архитектура страны фараонов. Жилище живых,
усопших и богов» / перевод с венгерского – А. Д. Рагимбекова, под редакцией
– В. Л. Глазычёва. – М.: Стройиздат, 1990 год.




Реферат на тему: Аркаим - суперобсерватория древних Ариев


Аркаим - суперобсерватория древних ариев?



Аркаим был открыт летом 1987 года, уже в 1991 году территория
памятника была объявлена заповедной (в статусе филиала Ильменского
заповедника). Как ни гляди - вчерашняя сенсация; однако интерес к нему
не ослабевает. Более того, он безусловно расширяется: вслед за
археологами, историками, этнографами в Аркаим потянулись экстрасенсы,
пророки, паломники, члены различных религиозных сект, люди, жаждущие
исцеления и просветления, - словом, все желающие лично увидеть Это
Место...
Уже появились статьи - строго научные и научно-популярные, снят
кинофильм (правда, французами); с докладами об Аркаиме выступают
ученые на серьезных и представительных конференциях. Вышла наконец и
первая книга (Аркаим. Исследования. Поиски. Открытия. - Челябинск,
1995): первооткрыватели, первоисследователи, словом, самые
осведомленные специалисты рассказали, адресуясь не только к коллегам-
ученым, но и к самому широкому читателю ("Научно-популярная серия", -
обозначено на титуле), все, что сами успели к этому времени достоверно
узнать о южноуральском археологическом чуде. К сожалению, тираж до
обидного мал: можно себе представить, как скоро разойдется
пятитысячный тираж, если каждое лето Аркаим принимает по три-четыре
тысячи посетителей. Сколько их там уже побывало, сколько продумывают
маршрут!..
Ну да ладно - тираж: до обидного мало смогли сообщить читателям
ученые. Не решусь ни в чем их упрекнуть: внезапный прорыв сквозь
немыслимую толщу веков в неведомый и неожиданно сложно устроенный мир
побуждает к сенсациям журналистов, но серьезных исследователй
заставляет быть осторожными в суждениях. А между тем общественное
мнение уже воспалено: ведь в сущности все мы стали свидетелями
редчайшего чуда! Причем не в какой-нибудь экзотической Микронезии, не
среди библейских камней Ближнего Востока, не в полной загадок
южноамериканской сельве, а прямо-таки дома, под боком, в Челябинской
области открылась "Страна городов" - остаток одной из древнейших
цивилизаций человечества: оригинальные, ни на что привычное не похожие
строения, мощные стены, сложные оборонительные конструкции, плавильные
печи, ремесленные мастерские, четкая система коммуникаций... Теперь
уже признано: здесь прародина древних ариев, которую ученые так долго
искали на обширной территории от придунайских степей до Прииртышья;
здесь произошло на грани III - II тысячелетий до н.э. давно уж
"вычисленное" лингвистами разделение ариев на две ветви - индоиранскую
и иранскую... А кое-кто из столь сдержанных в предположениях ученых
готов даже объявить эти места родиной Заратуштры, создателя священных
гимнов "Авесты", столь же легендарного, как Будда или Магомет. Ничего
себе звучит: Заратуштра - уралец, наш земляк?!.
Но если попридержать воображение и сбавить эмоции, то и тогда
южноуральска находка археологов граничит с чудом. Ведь это же одно из
тех открытий, которые понуждают ученых заново пересматривать
десятилетиями - если только не веками - выстроенную систему взглядов
на обширную и мировоззренчески важную область исследований. Явление
Аркаима заставило историков изменить представления о бронзовом веке на
территории Урало-Казахстанских степей. Теперь выходило так, что они не
были задворками мира, вступавшего в эпоху цивилизации: высокий уровень
развити металлургии обеспечивал этому региону весьма заметное место в
культурном пространстве, протянувшемс от Средиземноморья до нынешнего
Казахстана и Средней Азии. И некоторые однотипные металлические
предметы чудесной выделки, находимые то где-нибудь на побережье
Эгейского моря, то на Южном Урале и свидетельствующие о протяженности
культурных связей, оказывается, кочевали караванными путями не "оттуда
сюда", как всегда считалось, а "отсюда туда"... Очевидно, излишне
доказывать, что правильное представление о направленности таких
потоков важно не только дл удовлетворения местно-патриотических
амбиций. Открытия подобного уровн совершаются действительно редко -
может, раз в столетие.
Стоит предположить, что такие открытия не бывают случайными, что само
врем работает на них - будто ожидание накапливается в людях к должному
сроку. Иначе как объяснить сам факт явления и спасения Аркаима? Ведь
он прекрасно виден на аэрофотоснимках, сделанных намного раньше года
открытия. Потом уж высказывалось предположение, что взгляды
специалистов как бы отводила сама отличная сохранность древнейшего
памятника: казалось, что столь четкие геометрические формы должны
иметь сугубо современное происхождение. Какое? В нашей
сверхзасекреченной стране задавать подобные деликатные вопросы было
как-то не принято.
Чудом представляется и спасение Аркаима - случай такого рода едва ли
еще где-нибудь отмечен за всю советскую историю. Ведь памятник был
обречен - так о нем и говорили средства массовой информации. Он
оказался в зоне затоплени строящегося водохранилища. Мало того, что к
моменту, когда его обнаружили археологи, в самых высоких кабинетах уже
были подписаны соответствующие чертежи и распоряжения, - уже вовсю шли
строительные работы, уже были затрачены немалые деньги. Уже была
возведена подпорна дамба; оставалось лишь засыпать короткую перемычку
- и вешние воды не оставили бы от Аркаима ни следа. Счет шел на
месяцы, если не на недели, и казалось, что нет в мире силы, способной
затормозить тяжеловесный маховик "планового хозяйства"...
Чудо, однако, было рукотворным. Многие еще помнят, как поднялись в
защиту "уральской Трои" (сравнение, как выяснилось, лестное скорее для
Трои) ученые, журналисты, творческая интеллигенция. Борьба за спасение
Аркаима совпала по времени с крестовым походом общественности против
чиновно-бюрократического произвола советской системы, система дышала
на ладан - это и помогло. Вот какие письма приходили тогда в редакцию
газеты "Наука Урала" - в ту пору она была свердловским штабом кампании
по спасению памятника: "Уральское отделение Академии наук должно
поставить вопрос решительно, вплоть до выхода из состава АН, в случае,
если Аркаим не будет защищен"; "До каких пор чиновники будут решать,
что нужно народу, а что нет. Минводхозу Аркаим не нужен. Он нужен
нам"; "Если Аркаим не будет спасен, идея социализма для меня падет
окончательно". Идея-таки пала, но Аркаим остался...
Будем все-таки справедливы: в упомянутом сборнике "Аркаим.
Исследования. Поиски. Открытия" собрана достаточно богатая информация
- и о самом памятнике, каким он открылся археологам, поднявшим
многовековые пласты почв, и о собранных во время раскопок предметах
материальной культуры, и об окрестных древних городищах (их много в
Аркаимской долине - протоиранской "Стране городов"), и о физико-
географических условиях заповедной зоны, и о своеобразии тамошней
растительности (тоже, между прочим, предмет, достойный удивления), и
даже об истории и быте живших в округе казаков. Однако чем
внимательнее вчитываешься в тексты собранных здесь статей, тем больше
ощущаешь как бы дыхание еще не раскрытых тайн, тем больше понимаешь,
что не только скудостью сведений, просочившихся сквозь толщи
тысячелетий, объясняется некий ореол мистики, который окружает древнее
городище в южноуральской степи.
Вот что, к примеру, пишет об Аркаиме доктор географических наук
И.В.Иванов: "Это город-крепость, город-мастерская литейщиков, где
производилась бронза, это город-храм и обсерватория, где, вероятно,
проводились сложные для того времени астрономические наблюдения.
Последнее требует еще более веских доказательств и обоснований".
Насчет обсерватории - это ведь не умозрительное предположение. В
течение двух полевых сезонов (1990 и 1991 годов) на Аркаиме проводил
изыскания астроархеолог Константин Константинович Быструшкин. Частично
они вписывались в общий план археологических работ - позволяли
уточнять некоторые детали в полевых документах раскопов, а частично
отвечали направленности собственных научных интересов исследователя.
Предварительные результаты наблюдений и измерений были им обобщены и
доложены на весьма авторитетных собраниях специалистов: на
астрономическом семинаре в Пулковской обсерватории, в ленинградском
филиале Института истории естествознани и техники, в Институте
теоретической астрономии, в Астрономо-Геодезическом обществе, а также
в Институте имени П.К.Штернберга в Москве и в Свердловской
обсерватории. Во всех случаях итоги работы К.К.Быструшкина астрономы
приняли с большим интересом и оценили весьма положительно.
А каковы главные итоги? Прежде чем сказать об этом, приведу слова
ученого, которому по праву принадлежит честь первооткрытия памятника,
- археолога Геннадия Борисовича Здановича: "... Я представляю себе
Аркаим как ярчайший пример синкретизма первобытности, слитности и
нерасчлененности самых различных начал. Это одновременно и крепость, и
храм, и ремесленный центр, и жилой поселок". Так вот, К.К.Быструшкин
не оспаривает этой аттестации, но добавляет к ней еще один
немаловажный штрих: Аркаим, по его мнению, помимо прочего, еще и
пригоризонтная обсерватория предельного класса точности, сама сложная
из всех ныне известных человечеству. В этом отношении он сопоставим со
Стоунхенджем - знаменитым мегалитическим сооружением на Солсберийской
равнине в южной Англии, в котором еще в середине XVIII века была
угадана древнейшая обсерватория; правда, эта догадка получила вполне
убедительную аргументацию и широкое признание лишь двести лет спустя.
Но только Аркаим оказался сложней Стоунхенджа... И еще одна
подробность: археологи оценивают возраст Аркаима в 3800-3600 лет;
К.К.Быструшкин, опираясь на свою методику, увеличивает его еще на
целую тысячу лет.
Памятник высочайшей культуры, имеющий возраст 4800 лет. Четыре тысячи
восемьсот лет...
По материалам своих изысканий К.К.Быструшкин написал обстоятельную
монографию - тема того заслуживает, - однако она пока еще не увидела
света. Мы попросили Константина Константиновича рассказать о своем
невероятном открытии на страницах "Урала" - его стать публикуется
ниже. Учитывая, однако, что литература об Аркаиме, особенно
популярная, доступная неспециалистам, еще не богата и многие читатели,
если только они вообще слышали об уникальном памятнике, весьма смутно
представляют себе его конструкцию, да и специальна методика, которую
использовал ученый в своих изысканиях, весьма далека от круга наших
обыденных представлений, - мы, с согласия автора, решили сопроводить
публикацию хотя бы самыми необходимыми комментариями. Только не
подстрочными, ибо таковые, будучи по необходимости не всегда краткими,
разрушили бы цельность восприятия, а как бы вмонтированными в сюжет.
Выделив их, конечно, из авторского текста другим шрифтом.
Конструкци
В раскопах Аркаима не нашли драгоценностей, шедевров древнего
искусства, неизвестной письменности, атомного реактора или
космического корабля. Только черепки битой керамической посуды, кости
домашних и диких животных, редкие каменные орудия и очень редкие -
бронзовые. Но даже и этих обычных вещей на Аркаиме очень мало.
Коллекция "артефактов" настолько бедна и невыразительна, что из нее не
удается сделать приличествующую случаю музейную экспозицию.
Теперь, через восемь лет после открытия, совершенно понятно, что
главной ценностью потревоженных руин была и, видимо, останется
КОНСТРУКЦИЯ сооружения.
Исследование плана конструкции обнаружило в ней сложную и точную
геометрию.
Измерениям на Аркаиме подвергался так называемый рельеф материка - то,
что можно считать фундаментом всего сооружения. Впрочем, фундамента -
в строгом значении этого слова - там нет вообще: конструкция держалась
на столбовых опорах и срубах. Однако и такая технология строительства
предполагает "нулевой цикл", то есть выемку котлована для помещений и
формирование бровок как основы будущих стен. Вот эти стенные бровки и
измерялись: ведь именно они создают весь рисунок плана сооружения и
являются самым заметным и ярким результатом раскопок в натуре.
Стеновые фундаменты, как правило, сопряжены с рядами опорных столбов -
в раскопе они представлены столбовыми ямами. Чтобы представить себе
раскоп в целом, к этим бровкам и ямам следует прибавить ямы и колодцы
в средней части существовавших здесь когда-то помещений и рвы по
обводу крупных частей сооружения. Вот, собственно, и все. Другие
элементы огромной конструкции были почти полностью уничтожены сначала
пожаром, потом водой, ветрами, самим временем...
Разумеется, рельеф материка дает лишь отдаленное представление о
конструкции в целом. Сооружение развивалось в высоту, имело сплошные
стены и потолок, галереи, мостовые, надстройки второго этажа и высокие
деревянные башни. Реконструкция деталей объема уже начата, и, надо
думать, ее результаты будут интересными и впечатляющими...
Собственно, археологи уже сегодня имеют достаточно полное
представление о том, каким было поселение в долине Аркаим в пору
своего расцвета, и результаты действительно впечатляют. Прежде всего
нужно подчеркнуть, что это крупное сооружение было не конгломератом
разрозненных объектов, а цельной конструкцией. Общая площадь его
составляет около 20 тысяч квадратных метров, а план поселения выглядит
так: два вписанных одно в другое кольца мощных оборонительных стен
(внешняя обведена рвом глубиной 1,5-2,5 метра), две кольцевые улицы
жилищ, припавших изнутри к этим стенам, а в геометрическом центре
колец - площадка в форме слегка сплюснутого круга диаметром 25-27
метров, тщательно выровненная, утрамбованная и, может быть, даже
укрепленна каким-то цементирующим раствором. Диаметр внешней стены -
около 150 метров при толщине в основании 4-5 метров. Возведена она
была из бревенчатых клетей, забитых грунтом с добавлением извести, а
снаружи облицована сырцовыми блоками, начиная со дна рва и до верхнего
среза - в общей сложности 5-6 метров. Внутренней стеной была обнесена,
видимо, цитадель - диаметром около 85 метров. Толщина этой стены была
поменьше - 3-4 метра, а высота, скорее всего, побольше, чем у
наружней. Была она строго вертикальной и снаружи - по бревенчатой
облицовке - обмазана глиной.
Кольца жилищ были разделены на сектора радиальными стенами - в плане
они подобны спицам колеса. Стены эти были общими для каждых двух
соседних помещений. Возле внешней стены было, как установлено
геофизическими исследованиями, 35 жилищ, возле внутренней 25, но пока
что раскопано из них 29: 17 во внешнем кольце и 12 во внутреннем.
Добавьте ко всему этому достаточно сложную и продуманную внутреннюю
планировку жилищ и кольцевых улиц, хитроумную ловушку для уничтожения
непрошеных гостей на разъеме внешней оборонительной стены и другие
фортификационные сооружения, рациональную систему ливневой
канализации; даже цвета использовавшихс древними аркаимцами
облицовочных материалов были функционально и эстетически значимыми.
Теперь - даже на основании столь скупого словесного эскиза - вы можете
сами судить, сколь упорядоченная, разумно организованная жизнь
большого сообщества людей протекала когда-то внутри этих стен.
Однако очевидная сложность социальной организации людей, выстроивших
для себ тысячелетия назад такое чудо инженерно-строительного
искусства, - это далеко не все, что обнаруживает взгляд специалиста,
созерцающего сегодн контуры древнего протогорода: сама геометрия
постройки таит в себе загадки. Почему - круг? Связано ли это с
символическим характером мышления древних? Если да, то о чем говорит
эта символика, кому и зачем адресовано заключенное в ней сообщение?
Вот какие, в частности, ассоциации вызвал план Аркаима у его
первоисследователей Г.Б.Здановича и И.М.Батаниной (цитирую челябинский
сборник): "Такая планировка близка принципу Мандалы - одного из
основных сакральных символов буддийской философии. Само слово
"мандала" переводится как "круг", "диск", "круговой". В "Ригведе", где
оно впервые встречается, слово имеет множество значений: "колесо",
"кольцо", "страна", "пространство", "общество", "собрание"...
Универсальна интерпретация Мандалы как модели Вселенной, "карты
космоса", при этом Вселенная моделируется и изображается в плане с
помощью круга, квадрата или их сочетания. Аркаим и его жилища, где
стена одного дома является стеной другого, вероятно, отражают "круг
времени", в котором каждая единица определяется предыдущей и
определяет последующую".
И далее формулируется более широкое обобщение, которое читатель вправе
воспринять как методологический принцип, как ключ к самой главной
загадке Аркаима: "В "Стране городов" поражает не богатство
материальной культуры - поражает ее удивительная духовность. Это
особый мир, где духовностью насыщено все - от поселенческой и
погребальной архитектуры до скульптурных изображений, выполненных из
камня"...
Вот в этом ключе и развертывается исследование К.К.Быструшкина.
... Но именно рельеф материка обнаруживает яркую, точную и сложную
геометрию. Нет никаких сомнений в том, что здесь мы имеем дело с
результатами предварительного проектирования, который был вынесен
строителями в натуру. Не может быть и речи о том, что Аркаим строился
в несколько этапов, по мере необходимости, когда к уже готовой части
пристраиваются новые кварталы. Нет, он строилс разом, и ясно, что
проектным работам предшествовали тщательные проектные изыскания в
плане инженерной гидрогеологии и свойств грунтов. Бесспорно, заранее
были подробно вычислены объемы земляных работ и необходимой для
строительства древесины (тысячи стволов хвойных и лиственных
деревьев!).
Аркаим - сооружение не просто сложное, но даже изощренно сложное.
Между тем назначение и функции его вовсе не очевидны. И только когда в
его плане обнаруживается четка геометрия, появляется надежда буквально
вычислить замысел строителей. Направление поиска подсказывается
неожиданно точным совпадением некоторых важных элементов геометрии и
размеров Аркаима с соответствующими параметрами Стоунхенджа. Во всех
археологических публикациях об Аркаиме называетс диаметр кольцевой
стены цитадели Аркаима - 85 метров. Но это несколько округленно. Если
же его измерить с той точностью, котора необходима для астрономических
наблюдений, то получается не идеально правильное кольцо, имеющее
радиусы 40 и 43,2 метра. Между тем радиус кольца "лунок Обри" в
Стоунхендже тоже 43,2 метра. Оба памятника расположены практически на
одной географической широте, оба - в середине чашеобразной долины с
рельефным горизонтом. И это далеко не все: чем детальнее сопоставляешь
оба памятника, тем больше обнаруживается в них точно совпадающих
деталей.
Сопоставление между Стоунхенджем и Аркаимом может показаться вам
неожиданным: как-никак их разделяет протяженность всей Европы, 4
тысячи километров - расстояние неблизкое и для нынешних средств
сообщения. И немалый временной интервал: если согласиться с
традиционными представлениями, то между ними лежит целое тысячелетие.
С географией ничего не поделаешь, но хронология - другое дело. В конце
концов ее точность во многом зависит от метода исследования.
Возраст
В знаменитой книге Дж.Хокинса и Дж.Уайта "Разгадка тайны Стоунхенджа"
(Лондон, 1966; Москва, 1973 и 1984) возраст "первой очереди" памятника
- Стоунхенджа-I, как говорят исследователи, - определен в 4 тысячи лет
(точнее говоря, его создание отнесено к XIX веку до н.э. плюс-минус
100 лет). Но это не единственное мнение.
При использовании классических методов археологии - на основании
аналогий - Стоунхендж получается несколько моложе, о чем говорят и
сами авторы названной книги: "На некоторых из сарсеновых камней
Аткинсон обнаружил в общей сложности тридцать с лишним изображений
бронзовых топоров и одно изображение, по-видимому, кинжала в ножнах
того типа, который употреблялс в Микенах именно в эпоху, установленную
предварительной оценкой, - в 1600-1500 годах до н.э." Выходит, его
возраст сегодня где-то около 3500-3600 лет?
Поясним для наиболее дотошного читателя, что Ричард Аткинсон - это
главный среди английских археологов знаток Стоунхенджа; он долго и
упорно противился попыткам применить к объяснению загадок памятника
методы астрономии, но в конце концов стал горячим энтузиастом
астроархеологии. Ну а сарсеновые камни - это мегалиты, обрамляющие
кольцевым "частоколом" центральные сооружения Стоунхенджа.
Тем же, кстати, методом определялся и возраст Синташты - "по находкам
дисковидных псалий микенского типа, медных наконечников копий с
несомкнутой втулкой, каменных черешковых наконечников стрел, пастовых
бородавчатых бусин и других вещей", как сообщают авторы монографии о
Синташте, которые сами эту работу и проделали (В.Ф.Геннинг,
Г.Б.Зданович и В.В.Геннинг). Тем же методом - и с тем же результатом:
XVII - XV века до н.э. А возраст Аркаима этим традиционным методом
оценивается в 37-38 веков.
И снова необходимое пояснение: Синташта - это название памятника,
расположенного на берегу одноименной речки в относительной близости от
Аркаима. Открыт он был полутора десятилетиями раньше и в два приема -
сразу и десятилетие спустя - основательно изучен. Однако, во-первых,
он сохранился гораздо хуже, чем Аркаим; во-вторых, он достаточно
заметно выбивался из системы известных в ту пору археологических
памятников Южного Урала, и его значение было неясно. Открытие Аркаима
послужило как бы толчком для объединения многих разрозненных и даже
загадочных фактов в некую убедительную цепь, в научный обиход вошло
понятие синташтинско-аркаимской культуры. Археологические находки,
сделанные в Синташте, используются сейчас в качестве эталонов для
выделения этой культуры, а ее очагом признана "Страна городов".
Применение методов радиоактивного анализа "состарило" Стоунхендж на
тысячу лет. Теперь "лунки Обри", относящиеся к этапу "Стоунхендж-I"
(те самые, радиус кольца которых равен 43,2 метра), датируются XXVIII
веком до н.э.
На Аркаиме и сопряженных с ним памятниках радиоуглеродный анализ
делали не менее трех раз, использу при этом десятки проб. В
большинстве случаев получается, что Аркаим - ровесник Стоунхенджа или
даже старше его.
Наконец, существует еще один метод, названный именем его изобретателя
- английского астронома Джозефа Нормана Локьера, однако применить его
можно лишь в том случае, если дело идет о возрасте древней
обсерватории.
Идея Локьера была, в сущности, проста. На основании изучени
конструкции обсерватории определяется заложенное в ее плане
направление на главное астрономическое событие, которое здесь некогда
наблюдалось. Вследствие циклического движени планет и светил во
Вселенной направление это за прошедшие века сместилось, но сейчас его
несложно определить с помощью современных приборов наблюдения. Измерив
угол между прежним (зафиксированным в вечном материале) и нынешним
направлениями, специалист уже без особых усилий вычислит разделивший
их интервал времени. Вот, собственно, и все. Трудность заключалась
лишь в том, чтобы поверить: перед нами действительно обсерватория (а
не какое-нибудь оборонительное сооружение или капище). Но как раз в
это поверить было трудно: во-первых, утонченные астрономические знания
никак не вязались с образом "примитивной" первобытности; во-вторых,
было непонятно (по правде говоря, непонятно и сейчас), зачем нужны
были древним людям столь совершенные знания о движении небесных
светил. И Локьеру не верили: уже в 1966 году солидный журнал
"Antiquity" опубликовал статью "Лунные фантазии на тему Стоунхенджа",
направленную против астроархеологических трактовок памятника и
выдержанную, как видно даже по заголовку, в снисходительно-ироническом
тоне. Но по мере накопления фактов становилось все труднее с ними не
считаться...
На рубеже прошлого и нынешнего веков Локьер впервые в астроархеологии
использовал свой метод для датировки ряда памятников, в том числе и
Стоунхенджа. Его результат подтвердил было мнение археологов,
пользовавшихся традиционными методами: дескать, памятник создан около
3600 лет назад. Однако позже выяснилось, что он ошибся в определении
азимута основного направлени Стоунхенджа на 20 минут, и это сразу
"состарило" памятник более чем на тысячу лет.
Предположив в Аркаиме также древнюю обсерваторию и применив метод
Локьера, мы установили, что южноуральский памятник по возрасту равен
Стоунхенджу.
Синхронность этих двух памятников означает многое. В том числе и то,
что микенские аналогии имеют совсем другую направленность, нежели
принято считать: предметы цивилизованного обихода мигрировали не из
"культурной" Греции в "дикую" Сибирь, а как раз наоборот. Означает это
еще и то, что в конструкции обоих сооружений следует искать единую
основу, а не отмахиваться от совпадений, полага их случайными.
Тут, конечно, есть одна сложность: каменные монолиты Стоунхенджа
прошли через тысячелетия практически без потерь (правда, один из
ретивых "реставраторов", руководствуясь соображениями вкуса,
"подровнял"-таки кое-где цепочку камней, варварски исказив их
астрономически строжайше выверенную геометрию), а деревянные элементы
конструкции южноуральского протогорода практически полностью утрачены.
Они даже не истлели - они погибли в пожаре, бушевавшем здесь почти
пять тысяч лет назад.
Пожар, положивший конец "живой" истории Аркаима, относится к числу
наиболее интригующих загадок этого памятника. В нем не было бы ничего
особенного, если б это было одно из тех стихийных бедствий, что не так
уж редко даже в наши дни в одночасье уничтожают целые поселения,
застигая, как всякая беда, жителей врасплох, погребая под дымящимися
головешками накопленный десятилетиями скарб, домашних животных и даже
самих хозяев, не сумевших вырваться из плена огня. Необычность
аркаимского пожара в том, что он, судя по всему, не явился
неожиданностью для жителей поселения; вполне вероятно, что сами же они
его и сожгли. Ибо только этим можно объяснить тот факт, что в древнем
пепелище отсутствуют какие-либо пригодные для обихода вещи: так -
обломки, черепки. А уж о человеческих останках и речи нет - все ушли
живыми, все ценное с собой унесли. Почему? Одна из правдоподобных
версий высказывается профессором И.В.Ивановым в челябинском сборнике:
дескать, 3500 лет назад произошел гигантский взрыв вулкана Санторин
(на территории нынешней Греции), что вызвало экологическую катастрофу.
На значительной части территории планеты установилась погода, подобная
той, что прогнозируетс при наступлении "ядерной зимы". По-видимому,
это сопровождалось какими-то природными аномалиями, которые были
восприняты жителями Аркаима как знамение и принудили их уйти из
города, предав его сожжению. Что ж, такая версия хороша - за неимением
лучших. Однако чтоб признать ее достаточно убедительной, нужно, во-
первых, точно установить, что 3,5 тысячи лет назад Аркаим еще
существовал (археоастрономические исследовани К.К.Быструшкина дают
основание в том сомневаться); во-вторых, знать нечто более или менее
достоверное относительно верований древних аркаимцев. Тем не менее
остается непреложным факт: построенный враз, по единому замыслу,
протогород Аркаим в одночасье же и перестал существовать, оставленный
всеми жителями и, вероятно, ими же сожженный.
...Но ни пожар, ни время не смогли уничтожить на Аркаиме "рельеф
материка", осталась неизменной также и линия горизонта, удаленная от
памятника на расстояние от полутора километров на западе до пяти на
востоке. А на линии горизонта нами обнаружено не менее 38 объектов,
которые по традиционной археологической классификации аттестуются
нередко как "антропогенный объект неясного назначения", а для
специалиста по астроархеологии и археогеодезии вполне очевидно, что мы
здесь имеем дело с визирами, которыми пользовались древние наблюдатели
светил.
Суммируя все эти факты, можно сделать безошибочный вывод: перед нами
древняя пригоризонтна обсерватория. Однако это понятие едва ли
известно широкому кругу читателей и требует пояснения.
Пригоризонтна обсерватория
Слово "обсерватория", естественно, известно всем: так называетс
научное учреждение, размещенное в здании особой конструкции и
оборудованное специальными инструментами для систематических
наблюдений - астрономических, метеорологических, магнитных и
сейсмических.
Древний мир знал обсерватории особого рода - таких сейчас не строят.
Их называют дневными астрономическими, или пригоризонтными,
обсерваториями Солнца и полной Луны. Они не были оборудованы сложными
приборами, которых тогда просто не существовало, однако на них тем не
менее производились очень точные наблюдения; высока точность была
отличительной чертой такого рода сооружений.
Как же они были устроены? Попытаюсь вкратце разъяснить "физику
процесса".
Горизонт - единственное место на небе, где Солнце можно наблюдать
незащищенным глазом. Более того, на Солнце у горизонта можно смотреть
и в объектив теодолита без фильтра. В годы активного Солнца именно у
горизонта хорошо видны пятна на Солнце, их можно считать, наблюдать за
их движением по диску и видеть угол наклона оси вращающегося светила.
И все это можно наблюдать даже невооруженным глазом.
Горизонт - особое место в поле зрения человека: обращенный к нему
взгляд претерпевает искажение линейной перспективы. Наше восприятие
как бы увеличивает все предметы, близкие к горизонту и находящиеся на
горизонте; Луна и Солнце выглядят вблизи горизонта большими, чем в
более высоких точках небесного свода, и причина тому - вовсе не
оптические эффекты, обусловленные состоянием атмосферы (эффекты эти
есть, но они проявляются совсем иначе - например, сплющиванием и
дрожанием нижнего края светила), а причинами психо-физиологическими.
Попросту говоря, особым устройством человеческого мозга. Еще
Аристотель знал об этом. И эта истина прекрасно подтверждается
инструментальными измерениями. Рисунок горизонта с натуры будет очень
сильно отличатьс от фотографии: рисунок более рельефен, и на нем
больше деталей. Это свойство человеческого восприятия диктует особые
условия археоастрономических наблюдений: работать нужно не с
фотографией или, скажем, видеозаписью, а обязательно "на натуре" - там
же и так же, как работали древние коллеги.
Процедура восхода (и захода) дневного светила длится в наших широтах
около 4,5 минуты и занимает на спокойном, ровном горизонте около
одного градуса его дуги. Важные моменты наблюдения - появление первого
луча, то есть самой верхней точки солнечного диска, и отрыв полностью
взошедшего диска от горизонта. Не просто решить, какую из этих двух
точек предпочитали древние астрономы. Теоретически не просто, а
практически предпочтение нижнего края для того, кто этим пробовал
заниматься, не вызывает сомнений. (Тем очевиднее предпочтительность
этой точки, если дело касается наблюдений лунного диска.)
Если строго с одного и того же места наблюдать восходы и заходы
Солнца, отмечаясь по нижнему краю диска (назовем самый момент отрыва
диска от горизонта или касания его "событием"), то легко
обнаруживается, что каждое утро и каждый вечер событие совершается в
разных точках горизонта. В течение года точка события перемещается по
горизонту сначала в одну, потом в обратную сторону, однако в пределах
одного и того же сектора. Начав наблюдения весной, в марте, мы увидим,
что Солнце восходит почти точно на востоке, но день ото дн точка
события все более перемещаетс влево, то есть к северу, и довольно
быстро: каждое утро почти на диаметр диска. Чтобы убедиться в этом,
нужно поставить на горизонте вешки, отмечающие место события.
Движение точки события к северу будет происходить всю весну, но
суточный ход постепенно уменьшится и к началу календарного лета, в
июне, достигнет едва заметной величины в одну минуту дуги. В период,
близкий к 22 июня, суточный ход события сократится до полминуты дуги,
после чего движение точки событи пойдет в обратном направлении. Этот
момент называется летним солнцестоянием; слово это и сейчас в ходу, а
между тем пришло оно в обиходный язык из практики пригоризонтной
астрономии.
Движение точки события к югу длится все лето, и суточный ход его
увеличиваетс к сентябрю вновь до размера диска. А после прохождения
момента осеннего равноденствия (21 сентября; в это время точка события
оказывается точно на востоке) ход снова замедляется, пока не
остановится вовсе в начале зимы, 21 декабря: наступит зимнее
солнцестояние. Отсюда движение снова пойдет к северу и к весне
достигнет точки востока... Так было и так будет всегда.
Строгая повторяемость этого процесса была замечена древними
астрономами и взята, что называется, на вооружение. Точки летнего (на
северо-востоке) и зимнего (на юго-востоке) солнцестояния, ввиду их
строгой фиксированности, имели особенно большое практическое значение.
Прежде всего - для точной ориентации в пространстве. В языке древних
греков даже были географические термины, означавшие направления на
летний восход солнца и на зимний восход солнца.
Важность крайних точек событи определяется и потребностью в точном
календаре. Дело в том, что наблюдени за событиями на горизонте -
единственный реальный и доступный дл древних астрономов способ
определить продолжительность года. Даже для ведени календаря с
суточной точностью им нужны были пригоризонтные обсерватории, дающие
возможность фиксировать с предельной для невооруженного глаза
точностью астрономически значимые события.
Число отчетливо фиксируемых астрономически значимых событий, связанных
с наблюдением Солнца, совсем немного - их всего четыре: две крайних в
году точки солнечного восхода и две - захода. Всего четыре точки на
весь поток времени протяженностью в целый год. В ритме самой жизни
были и другие какие-то значимые рубежи. Скажем, точки равноденствий: в
практической жизни они, вероятно, были даже заметней, чем точки
солнцестояний, ибо фиксировали начало и конец биологически
продуктивного сезона в северной Евразии.
Поэтому внимание древних астрономов закономерно привлекало и другое
небесное светило.
Луна движетс по небу (с точки зрения земного наблюдателя) быстрее
Солнца в двенадцать раз. Но движение это сложнее. "Охота за Луной" -
пожалуй, самое интересное и захватывающее занятие в истории
астрономии. Постигнуть порядок и закономерную красоту в ее суточных
восходах и заходах очень непросто - ее движение, на непросвещенный
взгляд, порывисто и непредсказуемо. Тем не менее в пригоризонтных
обсерваториях с незапамятных времен умели разгадывать заячьи петли
повелительницы ночи.
Первый шаг, который при этом надлежит сделать, - это признать, что
наиболее удобна для наблюдени лунных событий фаза полнолуния. Второй:
среди всех полнолуний нужно выбрать только те, что следуют сразу после
значимых событий Солнца, - это необходимо дл соотнесения в едином
потоке реального времени двух календарей -лунного и солнечного.
Труднейшая проблема наблюдения Луны заключается в том, что наступление
полнолуния крайне редко совпадает со временем появления светила над
горизонтом: обычно это совершается, когда она либо еще не взошла, либо
находится уже достаточно высоко в небе. Зафиксировать точку восхода
Луны непосредственно на линии горизонта прямым наблюдением обычно
невозможно, дл ее нахождения разрабатываютс различные косвенные
методы. Предположим, однако, что мы уже научились это делать. Тогда
длительное наблюдение (по одному событию в месяц, а значимые - четыре
раза в год) позволит обнаружить законы перемещени лунных событий на
линии горизонта. И вот эти законы.
Первый: полнолуния, приближающиеся по времени к моменту летнего
солнцестояния, наблюдаются вблизи точки зимнего солнцестояни и
наоборот. Вот это "наоборот" можно рассматривать как основное правило
в отношениях между Солнцем и Луною на нашем небосводе.
Второй закон: события Луны мигрируют из года в год вблизи
соответствующих ("наоборотных") точек Солнца в узком секторе. Цикл
миграции - около 19 лет. Когда событие совершается в самой крайней
северной точке сектора, тогда астрономы говорят о "высокой" Луне;
когда оно перемещается в крайнюю южную точку - говорят о "низкой"
Луне. Интервал времени от низкой до высокой Луны - более 9 лет.
Когда установлены границы и правила движени точек Луны, наблюдатели
могут приступать к "высшему пилотажу" в технологии пригоризонтной
астрономии. Поистине виртуозной техники и ювелирной точности в
сочетании с педантичным прилежанием требует наблюдение прецессии.
Словари определяют прецессию (в качестве астрономического понятия) как
медленное движение земной оси по круговому конусу. (Подобные же
движения совершает ось гироскопа или - самый наглядный для
непосвященных пример - ось запущенного детского волчка. Поэтому термин
"прецессия" употребляется не только в астрономии.) Ось этого конуса
перпендикулярна плоскости земной орбиты, а угол между осью и
образующей конуса равен 23 градусам 27 минутам. Вследствие прецессии
точка весеннего равноденствия движется по эклиптике навстречу
кажущемуся годичному движению Солнца, проходя 50,27 секунд в год; при
этом полюс мира перемещается между звездами и экваториальные
координаты звезд непрерывно изменяются. Теоретически смещение должно
составлять 1,21 градуса за пять тысяч лет, то есть менее полутора
минут за 100 лет. Значит, за сорок лет непрерывных и скрупулезных
наблюдений (возможен ли более длительный срок наблюдений в рамках
одной человеческой жизни?) пре

Новинки рефератов ::

Реферат: Сигары (Сельское хозяйство)


Реферат: Партизаны-Казахстанцы (История)


Реферат: Марковские цепи (Математика)


Реферат: Культурные традиции Киевской Руси (Культурология)


Реферат: Автоматизация проектирования цифровых СБИС на базе матриц Вайнбергера и транзисторных матриц (Радиоэлектроника)


Реферат: Марк Туллий Цицерон. Государство и право (Теория государства и права)


Реферат: Діагностика фінансового стану підприємства (Диагностика финансового состояния предприятия, на примере ООО "Рако-принт") (Предпринимательство)


Реферат: Смоленская поэтическая школа с позиций А.В. Македонова (Литература : русская)


Реферат: Взаимосвязь предварительного и судебного следствия (Уголовное право и процесс)


Реферат: Ведение реляционной БД на яз. CLIPPER 5.02 (Программирование)


Реферат: Программа аудиторской проверки по материалам и МБП (Бухгалтерский учет)


Реферат: Основные приципы международного права (Международное публичное право)


Реферат: Истина (Естествознание)


Реферат: Виды и методы контроля знаний учащихся при изучении предмета "Хранение плодов и овощей" (Педагогика)


Реферат: Литье в кокиль (Технология)


Реферат: Педагогика (Педагогика)


Реферат: Автоматизация учета продажи товаров в ООО "Мастер-СД" (Программирование)


Реферат: Неопозитивизм начала XX века: историческая концепция П.Н. Милюкова (История)


Реферат: Взаимодействие видов транспорта (Транспорт)


Реферат: Теория отказов (Авиация)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист