GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Появление христианства (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Появление христианства (Религия)



Как возникло христианство.

Христианство – одна из мировых религий. Оно появилось около 2х
тысячелетий назад.
Как же возникла эта религия?
В Библии нарисована такая картина возникновения новой религии. В дни
царя Ирода в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это
было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от «духа святого» и
был не человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом событии по
движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она
остановилась, они нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором
признали Мессию (по-гречески – Христос) – божьего помазанника, и поднесли
ему дары.
Когда Иисус, повествуется далее, возмужал, он собрал вокруг себя из 12
доверенных людей – учеников (в Новом завете они названы апостолами) и,
совершая с ними многократный обход городов и деревень Палестины,
проповедовал новую веру, принесенную им с небес религию. При этом он творил
чудеса: ходил по воде, своим прикосновением оживлял умерших и исцелял
больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил
досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков
полных двенадцать коробов. При этом никто не догадывался, что он Мессия, а
его родные сочли даже, что он «вышел из себя», что он ненормален.
В дальнейшем проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала
раздражение первосвященников Иерусалимского храма. Они объявили его ложным
Мессией. В конфликт вмешался римский наместник и Иудее Понтий Пилат. Иисус
был схвачен, судим и подвергнут распятию – мучительной казни на кресте, что
считалось самой позорной, «рабской» формой казни. После казни снова
произошли чудеса: померкло солнце, начались землетрясения, «отверзлись
гробы» и некоторые умершие воскресли и вышли из них. На третий день Иисус
воскрес, явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке
вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших
и, осудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные
муки в ад, а праведников вознести на вечное жительство и «горный Иерусалим»
– небесное божье царство.
Нетрудно заметить, что эти легендарные конструкции Библии находятся в
полном противоречии с научными представлениями человека о мире и о себе.
Христианство, провозглашенные им вероучения, идеи и этические принципы
выросли на почве определенных общественных отношений.
В первые века нашей эры римляне окончили завоевание Средиземноморья.
Подчинив себе множество народов и государств, Рим уничтожил их политическую
самостоятельность и государственность, самобытность их общественной жизни.
Безудержная алчность и жестокость римских наместников, тиски тяжелых
государственных налогов, римское судопроизводство, вытиснившее местные
правопорядки, - весь гнет государственной машины империи порождал в среде
завоеванных народов чувство ненависти к завоевателю и вместе с тем чувство
бессилия перед ним. Эти настроения хорошо переданы в одном из
раннехристианских произведений – «Апокалипсисе» (Откровение Иоанна),
написанном в I веке нашей эры. Автор этого произведения называет
рабовладельческий Рим «великой блудницей», развратившей целые народы и
страны и разрушившей их жизненные устои. В неистовых пророчествах он
предсказывает скорую и позорную гибель «вечного» Рима. «Время близко!» –
восклицает он, но надежды свои возлагает на небесные силы.
Другим большим вопросом общественной жизни являлась проблема рабства.
Дело было не только в том, что рабский труд обрекал общество на
экономический застой, - Римское государство страшилось своих рабов.
«Сколько рабов – столько врагов», - утверждала пословица того времени.
Меры устрашения рабов не могли решить проблемы, и в верхних слоях
общества робко начинает пробивать себе дорогу идея некоторого смягчения
форм рабовладения. Римский философ Сенека (I век нашей эры), богач и
царедворец, советовал господам более мягко обращаться со своими
подневольными. «Все люди, - говорил он, - одинаковы по существу, все
одинаковы по рождению; знатнее тот, кто честен по природе. У всех нас общий
родитель – мир. Природа велит нам приносить пользу всем людям – все равно,
рабы они или свободные, свободнорожденные или отпущенники». В то же время
рабам и тем, кто находится в зависимости, Сенека рекомендует проявлять
терпение и спокойно сносить обиды, поскольку сопротивление только ухудшило
бы их положение. Эти идеи, по-своему переработанные, выдвинуло и
христианство.
Римское общество переживало нравственный и религиозный кризис.
Высшие круги общества с презрением относились к людям труда, не только
рабам, но и свободным. Сукновалы, шерстобиты, сапожники, медники –
постоянный объект пренебрежения и осмеяния. Греческий писатель Лукиан так
изображает удел ремесленника: «Ты будешь недалек умом, будешь держаться
простовато, друзья не будут искать твоего общества, враги не будут бояться
тебя ... ты станешь жить как заяц, которого все травят, и станешь добычей
сильного».
В то же время среди людей труда, не только рабов, но и свободных,
складывались свои меры ценностей человека. Из надгробных надписей, басен,
поговорок того времени мы узнаем, что такой мерой оказывалось трудолюбие,
мастерство, бескорыстие. В одной надписи некая жрица с гордостью говорит,
что ее родители вольноотпущенные, которые были бедны, но свободны духом. В
другой – об умершем – говорится, что его простодушие, «немудрствование» и
доброта открыли его душе возможность местожительствовать с богами.
Вольноотпущенник Федр в басне о судебной тяжбе между пчелами и трутнями из-
за меда в улье дает понять, что он на стороне тех, кто добыл этот мед своим
трудом.
Поговорки и поучения трудовых людей содержат нередко противоположные
призывы: призирай господство и не води знакомства с властью, отвечай
обидчику тем же, ибо, прощая, ты вдохновляешь господ на новые обиды. В
одной поговорке резко осуждается идея сопротивления: «Кроткие живут в
безопасности, но зато они рабы». И наряду с этим: «Лекарство против обид –
прощение». Здесь сопротивление злу – способ социальной самозащиты.
Многие из этих представлений были восприняты формировавшимся
христианством.
Характерной чертой времени было известное охлаждение греко-римского
общества к своим старым богам. Многие сомневались в самом их существовании.
Известный римский политический деятель и оратор Цицерон (106 – 43 гг.
до нашей эры) в тракте «О природе богов» изобразил трех философов, ведущих
спор о том, что «следует думать о религии, благочестии, обрядах,
жертвоприношениях» и о самих бессмертных богах». Один из спорящих хотя и
признает существование блаженных богов, однако, помещая их где-то в
неведомых «междумириях», отрицает их вмешательство в дела людей и,
следовательно, реальное значение религии. Другой, наоборот, утверждает, что
строение Вселенной исполнено божественного разума, и боги все устроили для
блага человека. Третий философ – его точку зрения разделяет сам Цицерон –
говорит, что в народе надо поддерживать веру в богов, но для образованных
людей вопрос темен. «Много ведь попадается такого и смущает так, что иногда
кажется, что совершенно нет таких богов». Этот религиозный скептицизм
уживался с самыми темными суевериями. Множество богов, демонов, духов
опутывали мышление человека, держа его в страхе и подрывая, по выражению
римского поэта Лукреция, «самые устои жизни».
Наряду со скептическим отношением к собственным богам в римском
обществе распространяется интерес к восточным культам. В эту наполненную
политическими и социальными потрясениями беспокойную эпоху они привлекали
своей экзальтацией, исступленными обрядами, таинствами посвящения,
создающими иллюзию общения с божеством. Некоторые из них содержали идеи
потустороннего воздаяния и возмездия, отражая этим жажду социальной
справедливости на Земле.
Таким образом, социальная и политическая неустойчивость эпохи, чувство
безысходности толкали массы к религиозным поискам. Наступление тяжелых
времен приписывалось злой воле или слабости старых богов. А с захирением
демократических учреждений Рима и упадком общественной жизни духовная
энергия людей все больше обращалась к сфере религии. «Во всех классах, -
пишет Энгельс, - должно было быть известное количество людей, которые,
отчаявшись в материальном освобождении, искали взамен него освобождения
духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния».
Предзнаменования, гадания, оракулы, составление гороскопов, ворожба и
заклинания, поиски магических формул заняли огромное место во всех слоях
общества. И в этом кипящем котле духовной жизни империи исподволь
подготавливалась и новая религия – христианство.
Велико число источников, религиозных, литературных, философских, из
которых черпала свои идеи новая религия. Философ Филон Александрийский (21
или 28 год до нашей эры – 41 или 49 год нашей эры) аллегорически толкуя
Библию, соединил в своем учении монотеизм (веру в единого бога) иудейской
религии с элементами греко-римской философии. Философская школа Филона дала
христианству идею богочеловека, посредника между небом и землей. Повлияла
на христианство и школа римского философа Сенеки, рассматривающего земную
жизнь лишь как преддверие к «новому рождению» в потустороннем мире, и
учение гностиков – религиозно-философское направление, считавшее материю
греховным началом и искавшее пути спасения души. На вероучение и культ
христианства оказали влияние и древнеегипетский культ Осириса и Исиды с его
идеями загробного суда и воскрешения, а также культ древнеперсидского
божества Митры с его символами и мифом о том, что бог добровольно принес
себя в жертву. Христианство восприняло учение иудаизма о едином боге как
первопричине всего существующего. Были восприняты и предсказания иудейских
пророков о предстоящем приходе Мессии–спасителя и наступлении божьего
царства.
В 1947 году неподалеку от Иерусалима, в местности Вади-Кумран, были
найдены запрятанные в пещерах древние рукописи, принадлежавшие
предхристианской иудейской секте, отколовшейся от официального иудаизма.
Ученые считают, что эта секта ессеев, которая упоминается в сочинениях
древних авторов. Поверив в близость конца света и страшного суда, ессеи
ушли в пустыню, чтобы «праведной» отшельнической жизнью готовиться к этим
событиям.
Изучение кумранских свитков выявило удивительно много сходного в
религиозных воззрениях этой секты с первохрианскими общинами. Эта идея
всеобщей греховности, воздаяния за добро и возмездия за зло после смерти.
Другая характерная черта – враждебное отношение к божеству и пренебрежение
к собственности. В кумранских свитках содержатся упоминания об «учителе
праведности», которого в какой-то мере можно рассматривать как прообраз
евангельского Христа.
Христианство возникло в Палестине в первой половине I века нашей эры.
Его формирование растянулось на продолжительное время. Глухое упоминание о
христианских проповедниках в обрамлении мифов и легенд сохранилось в
исторических источниках.
Первоначально христианство было небольшим стихийным движением. Первые
христианские общины состояли по преимуществу из рабов, вольноотпущенников,
ремесленников, городской бедноты, всех тех, кого, по образному выражению Ф.
Энгельса, «выбросил за борт процесс разложения старого мира». Все они
осуждали существующие порядки и мечтали о социальном и духовном
переустройстве. Все они искали в новой религии утешение. И христианство ими
же творимое, все это охотно обещало.
Новая религия утверждала, что страдания в земной жизни принесут
человеку спасение и райское блаженство в загробном мире, а в сопротивлении
злу видела путь к нравственному совершенствованию. Она обещала всем
обездоленным, что «будут последние первыми, и первые последними», что
праведные получат свое и низшим сословиям – всем этим, по евангельской
фразеологии, «нищим», «простецам», «малым сим» – принадлежит будущее.
Богатство, стяжательство рассматривались новой религией как «западня
дьявола».
Христианство отбрасывало не только социальные, но и национальные
преграды между людьми. «Нет ни эллина, ни иудея ... ни варвара, ни скифа,
ни раба, ни свободного», - говорится в одном из апостоловских посланий.
Христианство получило характер универсальной, общечеловеческой религии.
Однако осуществление этих мечтаний христианство отодвигало в
«потусторонний» мир, и само земное существование людей рассматривало лишь
как «божье царство».
Со временем христианство меняет свое социальное лицо. Углубление
кризиса римского рабовладельческого общества побуждало все большее число
людей искать утешения и спасения в новой религии. Во II – III веках в
христианские общины хлынули состоятельные люди. Они принесли не только
имущество, но и свои социально-политические воззрения. Идеалы бедности,
нестяжательства, равенства отодвигаются на задний план.
Христианские общины становятся богатыми, приобретают экономический и
политический вес. Руководство ими сосредотачивается в руках немногих
должностных лиц – епископов. Создается сложная церковная организация. Ее
высшим органов становятся съезды епископов – церковные соборы. Епископы
больших областей получают в дальнейшем наименование архиепископов.
Архиепископы Рима, Александрии, Антиохии стали называться патриархами, а
первые два – папами (от греческого «папас» – отец).
Постепенно вырабатывается сложный культ, чуждый первоначальному
христианству. Позднее в молитвенных домах появились иконы – изображения
Иисуса Христа, его матери, апостолов. Вводилось пышное богослужение.
Таким образом, к IV веку христианство проникло во все социальные слои
римского общества. Мощная организация общественной связи, земельные
владения и богатства, накопленные к этому времени, делали христианскую
церковь силой, с которой власти не могли не считаться. Тем более что сама
церковь теперь стремилась к сближению с государством.
Тенденции эти наметились давно. Уже в посланиях апостолов (I-II века)
появляются призывы: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и
трепетом... как Христу», «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо
нет власти не от бога».
Эта готовность церкви освятить слабеющую императорскую власть и весь
строй империи авторитетом христианского бога не могла не быть услышана.
Император Константин в начале IV века, стремясь укрепить единство
империи и свою власть, прекратил преследование христиан и дал христианству
права легальной религии. А в последнее десятилетие IV века, при императорах
Грациане и Феодосии I, христианство получило привилегии единственной
государственной религии. Остатки дохристианских языческих культов
преследовались. Имущество старых храмов было конфисковано или разграблено,
статуи богов низвергнуты, жертвоприношения им запрещены. Знаменитая статуя
Виктории – богини победы, символ старого римского духа и государственности,
была удалена из сената. В 394 году император Феодосий I специальным
декретом упразднил как один из последних оплотов язычества – знаменитые
олимпийские празднества – олимпиады. Христианство распространилось по всем
районам империи и вышло за ее пределы.
Христианская церковь сделалась опорой и союзником гибнущего
рабовладельческого государства.




Реферат на тему: Православие. Бедность и богатство

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА



РЕФЕРАТ

ТЕМА
ПРАВОСЛАВИЕ. БЕДНОСТЬ И БОГАТСТВО



КРАСНОДАР
1999
Любая цивилизация структурно состоит из специфической общественно
производственной технологии и соответствующей ей культуры, сущность которой
заключается в творческой деятельности и ее результатах – как духовных, так
и материальных.[1] Бесспорно, что составной частью (можно сказать, что даже
одной из основ) любой цивилизации является религия.
В глубину веков уходит история православия. Уже в первое тысячелетие
нашей эры оно утвердилось в государствах Ближнего Востока и Африки, позднее
– в Балканских странах, Западной Европе и на Руси, а в XVII-XIX вв.
православие появилось на Американском континенте, в Японии, Китае,
Австралии и Новой Зеландии.[2]
Название православие первый раз встречается у христианских писателей 2
в, когда появляются первые формулы учения христианской церкви (у Климента
Александрийского), и означает веру усей церкви, в противоположность
разномыслию еретиков – гетеродоксии. Позже слово православие означает
совокупность догматов и установлений церкви, и его критерием признается
неизменное хранение учения Иисуса Христа и апостолов, как оно изложено в
Святом писании, Святом Предании и в древних символах вселенской Церкви.
Название «православная», осталось за Восточной церковью со времени
отделения от нее церкви Западной, усвоившей себе название церкви
кафолической.
До 11 в. весь христианский мир составлял одну вселенскую Церковь.
Церковь западная на вселенских соборах принимала деятельное участие в
охране древней веры церкви и в созидании символического церковного учения;
незначительные обрядовые и канонические различия не отделяли ее от
восточной. Лишь с 11 в. некоторые местные западные мнения произвели
разделение церквей восточной и западной. В последующее время своеобразное
учение Западной церкви о размерах и характере власти римского епископа
вызвало окончательный разрыв между церквями православной и западной. Около
времени разделения церквей в состав православной церкви вошли новые народы
– славянские, в том числе народ русский. И на Руси были моменты столь же
сильного устремления общества в сторону богословия, как в Византии в века
соборов: во времена Иосифа Волоцкого, позже – во времена Лихудов, в Москве
и в других городах, и в домах, и на улицах, и во всех общественных местах
все рассуждали и спорили о вопросах веры, в то время возбужденных ересями.
Для ученого богословствования православная церковь представляет своим
членам широки простор; но в своем символическом учении она дает богослову
точку опоры и масштаб, с которыми рекомендует сообразовывать всякое
религиозное рассуждение во избежание противоречия с «догматами» с «верою
церкви» В этом смысле православие никого не лишает права читать Библию,
чтобы извлекать из нее боле подробные сведения о вере церкви; но оно
признает необходимым руководствоваться при этом истолковательными
творениями святых отцов Церкви, отнюдь не оставляя понимания слова Божия на
личное разумение самого христианина, как это делает протестантство. Но
следует при этом отметить, что православие, храня и охраняя догматы как
предметы веры, в то же время отнюдь не устраняет символического развития и
научного раскрытия учения веры.[3]
Достаточно интересны в православии постулаты, выражающие отношение
данной религии к бедности и богатству. Меня заинтересовало, действительно
ли православная религия пыталась сгладить социальные противоречия ? В
результате проведенного исследования я пришла к следующим выводам.
Православные моралисты выводили из Библии идею предоставления
всевышним права собственности человеку, владения людьми дарами природы и
обладания имуществом.
Православная этика преподносила собственность как объективное
нравственное благо. Стремление к ее приобретению православные богословы
связывали с христианскими обязанностями по отношению к самому себе, к
ближним и дальним, а через них – со спасением для вечности, то есть главной
идеей христианства.
В качестве первого мотива к приобретению собственности православные
моралисты выдвигали потребность в удовлетворении личных нужд христианства:
без этого нельзя выполнять обязанности по отношению к себе, а главное
питать чувство благодарности к Богу как источнику всякого блага. В качестве
второго аргумента в пользу владения собственностью выдвигалось суждение,
что без нее невозможно успешно выполнять христианскую обязанность
«благодарить бедных и неимущих» и проявлять тем самым любовь к ближним.
Православно-христианское учение о нравственности рассматривало
частную собственность как вечный институт, провозглашало право
собственности вечным понятием. Утверждалось, что она есть и будет основою
семьи, общества и государства. Какое-либо посягательство на нее объявлялось
святотатством, классифицировалось не иначе как преступление (грабеж и
воровство), с которым обязан бороться каждый христианин. Заповедь «не
кради» объявлялась общечеловеческой, но это, конечно, не спасало от
преступлений против собственности.
Защищая институт частной собственности, православная этика, как
считает Красников Н.П., оправдывала социальное неравенство, существование
бедных и богатых. Нравственное богословие внушало неимущим, что они должны
блюсти внутреннюю независимость от бедности и утешаться тем, что бедность,
как и богатство, не являются злом. Более того, когда церкви потребовалось
более гибко реагировать на злободневные социальные вопросы, православные
этики утверждали, будто Иисус Христос возвысил унижение и бедность до ранее
невиданной высоты и навсегда отверг ложный масштаб измерения достоинства
людей по их внешнему положению: и при материальной бедности неимущие могут
быть духовно богатыми и высокими. Как богатство, так и бедность, поучали
православные моралисты, имеют свои преимущества и выгоды, свои опасности и
искушения. В то же время и богатство, и бедность, взятые как таковые, сами
по себе, для христианского сознания несущественны, даже ничтожны по
сравнению с безусловным благом – верой в бога и страхом божьим.
Православной этикой утверждалась невозможность установления
социального равенства. Богословы внушали что, бедные и богаты имеют нужду в
друг друге, и что социальное равенство не достижимо в силу того что, всегда
будет противоположность между начальниками подчиненными, различие в
образовании, талантах, познании, труде и пр.[4]
Вместе с те, испытывая влияние социально-экономических и политических
факторов, православные богословы стремились к укреплению не только
христианских, но и общечеловеческих ценностей.[5]
Современная цивилизация, по мнению богословов, - это реализация
социальных утопий «грешного» человечества, воплощение которых возвеличивает
плотского человека и тем самым отрывает его от Бога. Поощряя низменные
потребности людей, она приводит к увеличению страданий в земной жизни.
Поэтому ортодоксальное богословие дает резко отрицательную оценку
современной цивилизации, как тормозящей духовное развитие и общества и
индивида. Выражая данную точку зрения, выпускник Киевской духовной
академии, основатель и редактор религиозного журнала «Домашняя Беседа» В.
Аскоченский писал, что «человек, ратующий за православие и протягивающий
руку современной цивилизации… трус, ренегат, изменник.» [6]
Ведь несмотря на то, что человечество постоянно изобретает новые
средства улучшения общественного бытия, религиозно-духовный прогресс все
более отстает от прогресса материального. Материальные запросы всегда
обгоняют средства их удовлетворения. А это в условиях современной
цивилизации ведет к дальнейшему возрастанию потребностей «погрязшего в
грехах» индивида.
Если останавливаться подробнее на истории Российского православия то,
на мой взгляд, нужно отметить следующее: в середине XIX в. в России
зародилось либерально-обновленческое движение, идеологи которого
предприняли широкую социализацию православного богословия. Либеральные
богословы считали, что братства способны разрешить социально-экономический
вопрос России и добиться полной гармонии «богатых и бедных классов».
Либеральные богословы также в определенной мере осуждали частную
собственность, позволяющую одним обладать правами и благами цивилизации, а
другим – быть нищими и бесправными. Они призывали всех «сделать сытыми»,
лишь тогда люди смогут заняться социально-полезной деятельностью. Прежде
всего следует искоренить нужду и нищету, от которых общество должно
избавляться по мере возрастания в нем отдельных сторон христианской
цивилизации.[7]
Приведенные выше заключения были сделаны на основании анализа
литературы, комментирующей, или пересказывающей положения Книги Книг,
основы православия – Библия. Исследование отдельных положений этой,
безусловно, гениальной, возможно, святой, книги позволило мне обнаружить
высказывания Святых, так или иначе затрагивающих вопросы бедности и
богатства. Чтобы не быть голословной я буду приводить их в подтверждение
своих заключений.
Святой Августин полагал, что человек любит Бога, любит и ближнего
своего, как самого себя. Августин был не согласен на компромисс между общим
и частным. «Пусть не будет нашей религией, - заключает он, - почитание
произведений человеческих». Я считаю, что данное высказывание вполне может
отрицать меркантильность человеческих стремлений, стараться направить
человека на достижение боле высоких целей, чем богатство. Следовательно
налицо приоритет ценностей духовных над материальными в религии
православия.[8] Я думаю, об этом же говорит и следующее.
Апостол Павел говорит о «двух законах» действующих в жизни человека:
«Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в
членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и
делающего меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих…
Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха
и смерти… Ибо живущие по плоти о плотстком помышляют, а живущие по духу – о
духовном. Помышления плотские – суть смерть, а помышления духовные – жизнь
и мир» (Рим.7.22;8.6.).[9]
И апостол Иоан, в своем первом Послании, продолжая говорить о вражде
между Христом и «миром», дает христианам следующую заповедь: «Не любите
мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все,
что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от
Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю
Божию пребывает вовек»(1 Ин. 2.15-17).
Православие прежде всего воспитывает человека духовно, уча его жить
своим сердцем. Читая Библию, начинаешь невольно сомневаться во всем
известном определении: «жизнь есть существование белковых тел»; отнимите у
человека способность жить своим внутренним миром, способность мечтать – и
мы получим бездушное существо, неспособное ни на что, кроме автоматизма.
«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений
плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти. Они друг
другу противятся… Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд,
нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть,
гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство,
бесчинство и тому подобное…поступающие так Царствия Божьего не наследуют.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долголетие, благость, милосердие, вера,
кротость, воздержание» (Гал.5.16-21).[10]
Содержащиеся в Библии заповеди Блаженства наиболее четко и сжато
излагают основы духовной жизни человека, а также пути достижения счастья (
см. Мф.5.2-12). Первая Заповедь Блаженства и есть первое условие для
духовной жизни, которая гласит «блаженные нищие духом». Быть нищим духом –
значит ясно осознавать, что все, что у тебя есть – получено от Бога, и что
ты сам – ничто без его Благодати. Человек, нищий духом, освобожденный от
духовных и физических вожделений, не может не скорбеть над падшим
состоянием человечества, над ужасами нашего мира, считающего себя богатым и
процветающим, не нуждающегося ни в чем, но в действительности – «и жалкого,
и нищего, и слепого, и нагого» (Отк.3.17). Данная заповедь как я считаю
только подчеркивает верховенство духовности над меркантильностью.
Следующая заповедь Блаженства звучит так:«…Любите врагов ваших, и
благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда
великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6.35-36).
Но быть милостивым – не значит оправдывать ложь и грех, или быть
терпимым ко глупости и злу, или проходить мимо несправедливости и
беззакония, напротив, значит иметь сострадание к заблудшим и жалость к
плененным грехом. Отказываться от всякого лицемерия, самодовольства и
самооправдания по отношению к ним. Прощать делающим неправду, которые не
только другим причиняют зло, но в первую очередь разрушающих самих себя,
свою собственную человеческую природу. И произносить с полной
ответственностью: «…прости нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим»
(Мф.6.12).
По словам Христа, духовный человек – милосерд, потому что сам
нуждается в милосердии, зная, что он тоже грешник и всецело зависит от
Божьей помощи и прощения. Никто не может претендовать на праведность перед
Лицом Бога. И если человек утверждает, что он безгрешен, то он – лжец и
делает Лжецом Бога (1 Ин. 1.10;2.4).[11]
В православной религии довольно много места уделяется милостыне.
Иисус Христос учил, что милостыня неотделима от поста и молитвы.
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они
видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного. Итак,
когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры… чтобы
прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У
тебя же , когда творишь милостыню, пусть левая рука не знает, что делает
правая, чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой небесный, видящий
тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6.1-4).
«Кто имеет достаток в мире, но видя брата своего в нужде, затворяет
от него сердце свое: как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин. 3.17).
Такова же заповедь и из Закона Моисеева: « Если же будет у тебя нищий
кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую
Господь, Бог твой дает тебе: то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки
твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы,
смотря по его нужде, в чем он нуждается; берегись… и чтоб… глаз твой не
сделался немилостивым к нищему брату твоему, и ты не отказал ему, ибо он
возопиет на тебя к Господу и будет на тебе великий грех. Дай ему, и когда
будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое; ибо за то благословит
тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться
твоими руками. Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и
повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему
твоему на земле твоей» (Втор. 15.7 –11).
Таково же учение книги Премудрости: «Бедный ненавидим бывает даже
близким своим, а у богатого много друзей. Кто презирает ближнего своего,
тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен… Кто ругается над нищим,
тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется
ненаказанным» (Притч. 14.20-21;17.5).
По словам Иоана Златоуста, человек, не дающий милостыни и не
заботящийся о бедных, не может быть спасен. Св.Василий Великий говорит,
что, если у человека есть два плаща и две пары обуви, а у его соседа нет
ничего, то имущий является вором, потому что все земное имущество –
достояние Божье. «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все
живущие в ней» (Пс. 23.1.). А люди – не более, чем хранители Божественной
собственности и должны делиться друг с другом Его дарами.[12]
Даже на Древней Руси существовали различные религиозные православные
сказания осуждающие алчность, корысть. Притча о Богаче и Лазаре послужила
сюжетом для русского духовного стиха, весьма популярного между каликами
перехожими и сохранившегося во множестве вариантов. В русском стихе Богач и
Лазарь – родные братья, но Богач отрекся от этого братства, прогоняет
Лазаря и даже травит его собаками, которые однако, не трогают Лазаря. В
некоторых вариантах Богач хвастается своей силой и говорит, что сумеет
«отмолиться от Бога и отсыпаться от смерти». Между тем они оба умирают, но
не одинаково: ангелы тихо вынимают душу Лазаря через сахарные уста, а у
Богача они исторгают душу через левое ребро или темя; первый идет в рай,
второй же в ад и среди мучений обращается не к Аврааму. А к брату, который
различно отвечает в разных вариантах.[13]
«Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божье! Ибо удобнее
верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие
Божье. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал:
невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18.24-27).
Богатому человеку потому трудно спастись, что «обольщение богатства
заглушает слово, и оно бывает бесплодным в его сердце» (Мф. 13.22.).
Согласно апостолу Павлу, «сребролюбие» (то есть страсть к деньгам), а не
деньги сами по себе, «корень всех зол»: «Великое приобретение – быть
благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что
ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны
тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие
безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу.
Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые
уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6.6-10).
Апостол сам собирал деньги на бедных и хвалил щедрых в воздаянии: «
При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот
щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не
с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить
вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство,
были богаты на всякое доброе дело, как написано: «расточил, раздал нищим;
правда его пребывает в век» (2 Кор. 9.6.-9).
По примеру евангельской бедной вдовы, мы должны давать не от избытка,
а от скудности. «И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ
кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же. Одна
бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников
Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила
больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего; а она
от скудности своей положила все что имела, все пропитание свое» (Мк. 12.41-
44).
Следовательно, чтобы милостыня имела духовную ценность она должна
быть жертвой. В духовном Предании Церкви даже существует правило, что все,
сэкономленное во время постов, должно отдаваться бедным.[14]
Но говоря о милостыне и жертвенности, ошибочно было бы думать, что
все упирается только в материальную помощь, а если бедных и нуждающихся
больше нет, то все проблемы человечества разрешаются сами собой. Духовное
разложение многих имущих людей убедительно показывает, что это не так. И
поэтому следующие слова Христа всегда останутся верными и действительными:
«Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете… Если хочешь быть
совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь
сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мной» (Мф. 26.11; 19.21).
Таким образом делая окончательный вывод можно сказать, что
православие не ставило в вину не богатство, не бедность. И то и другое
допускалось. Не допускалось лишь человеческая черствость, грубость,
жадность, алчность, карьеризм, лицемерие и прочие человеческие пороки. И
богатство и бедность были лишь тогда осуждаемы, когда они являлись
следствием человеческих пороков. Хотя если честно, то даже трудно
представить себе возможность прожить жизнь не разу не пойдя против своей
совести.
Если же говорить о реальной жизни, то воплощение в жизнь аксиом
православия и их непоколебимое соблюдение еще ни разу не удавалось и
история знает немало примеров. Наиболее крупной попыткой воплощения в жизнь
идеалов христианской цивилизации стала организация контролируемого
православной церковью Крестовоздвижнеческого трудового братства, устав
которого был утвержден в 1894 г. Братство было создано помещиком
Черниговской губернии Н.Н. Неплюевым в собственном родовом имении. По-
видимому, он вполне сознательно готовил себя к этому делу. Ибо, закончив С.-
Петербургский университет и прослужив некоторое время при русском
посольстве в Мюнхене, Неплюев два года пробыл вольнослушателем Петровской
сельскохозяйственной академии. Полагая возможным всю социальную жизнь
«пересоздать на братских началах», он считал, что земное воплощение
христианской цивилизации наступит лишь тогда, когда общественный организм
России трансформируется в Крестовоздвижнеческое трудовое братство.
Членами братства могли стать только православные верующие, а
религиозное воспитание являлось той силой, с помощью которой Неплюев хотел
сплотить своих сторонников. В 1912 году братство насчитывало в своих рядах
около 500 человек, имело три начальные и две сельскохозяйственные школы.
Однако подобное насаждение христианской цивилизации в русском обществе все
е не получило широкого размаха. Теоретически все члены братства имели
одинаковые имущественные и прочие права. Фактически же большинство из них
находилось в зависимости от Братской Думы – органа, полностью
регламентировавшего весь внутренний распорядок данного общества. Заботясь
исключительно о собственном благополучии, Крестовоздвижнеческое общество
трудовое братство избегало широких контактов с окружающим миром.
Выпускников школ братства не только не готовили для христианской миссии, а,
напротив, всячески удерживали в братстве. Вскоре после смерти Н.Н. Неплюева
братство распалось, так и не выйдя за пределы региона своего
возникновения.[15]



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М.1990.
2. Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. М. 1991.
3. Красников Н.П. Православная этика. М.1981.
4. Пушкин С.Н. Православное понимание цивилизаций. М.1990.
5. Хопко Ф. Основы православия. Минск. 1991.
6. Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах. М. 1998.
-----------------------
[1] Пушкин С.Н. Православное понимание цивилизаций. М.1990. С.4.
[2] Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М.1990. С.10.

[3] Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах. М. 1998. Т.3. С.379-
382.
[4] Красников Н.П. Православная этика. М.1981. С.16-17.

[5] Пушкин С.Н. Православное понимание цивилизаций. М.1990. С.5.

[6] Там же. С.9.
[7] Пушкин С.Н. Православное понимание цивилизаций. М.1990. С.24.

[8] Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. М.
1991.С.49.
[9] Хопко Ф. Основы православия. Минск. 1991. С.211-212.

[10] Хопко Ф. Основы православия. Минск. 1991. С.218.

[11] Хопко Ф. Основы православия. Минск. 1991. С.227.
[12] Хопко Ф. Основы православия. Минск. 1991. С.306.

[13] Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах. М. 1998. Т.1.
С.268.

[14] Хопко Ф. Основы православия. Минск. 1991. С.308.

[15] Пушкин С.Н. Православное понимание цивилизаций. М.1990. С.16.






Новинки рефератов ::

Реферат: Биоактивные производные хитозана (Химия)


Реферат: Рапс, выращивание и перспективы в РБ (Ботаника)


Реферат: Морфемный анализ слов со скрытым j (й) (Литература)


Реферат: Культурологические теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Р. Вагнера (Культурология)


Реферат: Искусство Германии 17-18 веков (Искусство и культура)


Реферат: Гиподинамия, гипокинезия (Физкультура)


Реферат: А.С. Макаренко (Педагогика)


Реферат: Растения семейства Сложноцветные (Биология)


Реферат: Конспект статьи А.Ф. Лосева "Русская философия" по его книге "Философия. Мифология. Культура." (Философия)


Реферат: Анализ себестоимости продукции плодоводства в СХПК «Кочетовский» Мичуринского района Тамбовской области (Ботаника)


Реферат: Интеллектуальная собственность в России (Гражданское право и процесс)


Реферат: Новейшая история Китая (История)


Реферат: Продовольственная безопасность (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Авто- и гетеростереотипы русских и чеченцев (Психология)


Реферат: Понятие, виды и условия действительности гражданско-правовых сделок (Гражданское право и процесс)


Реферат: Красная смородина (Биология)


Реферат: Автоматизированные системы обработки информации и управления (Программирование)


Реферат: Травматизм при занятиях физическими упражнениями (Спорт)


Реферат: История Тобольско-Тюменской епархии 17-18 вв. (История)


Реферат: Особенности предварительного слушания при рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей (Уголовное право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист