GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Политика как общественное явление (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Политика как общественное явление (Политология)



П Л А Н



Политика – как общественное явление


Политика – как наука и искусство, взаимосвязь с экономикой, правом,
моралью, религией


Содержание политических отношений и политических процессов


Типология политических процессов


Список использованной литературы



1. Политика – как общественное явление

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ
Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это
цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и
"счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-
государство).
Если в политическом управлении небольшими городами-государствами
непосредственно участвовали все граждане, то в гигантских нациях-
государствах, пришедших на смену полисам, согласование разнородных
интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на
искусство достижения и умелого использования государственной власти. Не
случайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический
мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469 -1527) определял политику как
«совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и
полезно использовать ее...» Итак, политика есть обращение с властью,
заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а
также от текущих ситуаций.
По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой
деятельности содержание политики оказывалось все более размытым, поскольку
целеполагающее и упорядочивающее воздействие уже не ограничивалось
государственно организованной деятельностью, но проникало и в сферу
взаимодействия свободных индивидов по вопросу реализации их частных
интересов. Это дало повод немецкому социологу Максу Веберу (1864 - 1920)
заметить, что политика "имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все
виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной
политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике
профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской
и сельской общины, о политике управления руководящего корпорацией, наконец,
даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем".
В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением
каким-либо процессом. Например, когда речь заходит об "экономической
политике" или "политике в области образования", то это означает, что
проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, требуют внимания и
контроля со стороны государства. Такое внимание выражается в формировании
задач развития и определении средств, которыми могут быть решены
поставленные задачи, исходя из возможностей государства. Другой смысл
термина "политика" в обыденном сознании связан с характеристикой активного
человеческого начала: способности сознательно ставить цели и определять
средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты. В
данном случае политика отождествляется с понятием "стратегия".
Подобные интерпретации политики указывают на важные стороны этого
сложного явления; они, в частности, характеризуют функциональные
возможности политики: целеполагание, достижение согласованных решений с
помощью власти. Однако вышеуказанные трактовки политики не следует считать
исчерпывающими. Сферу политического невозможно ограничить лишь
государственным управлением, поскольку часто негосударственные структуры
имеют не меньше, а подчас даже больше власти и влияния, как, например,
различные лоббистские группы, средства массовой информации. Кроме того,
узко прагматическое, прикладное понимание политики оставляет вне поля
зрения ее ценностные, смысловые начала. Вероятно, для выявления целостного
понимания политики следует рассмотреть процесс ее формирования как важного
социального института.
Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в
жизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, - как-
то заметил один из авторов Конституции США 1787 года Дж. Мэдисон (1751 -
1836), - то не требовалось бы никакого правительства». Однако до тех пор,
пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и человек свободен
пользоваться им, а в обществе существует "неравное распределение
богатства", различия во мнениях неизбежны. Они становятся причиной раздоров
и конфликтов. Согласовывать несовпадающие интересы групп, отдельных
индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной системы
призвана политика.
В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика
служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых
интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Стало
быть, появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить
общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что
удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты,
снижение налогов и т. д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и
социального положения других слоев населения. Взаимодействия групп,
общностей приобретают политический характер тогда, когда становится
очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства
государства. Следовательно, политическую власть можно рассматривать как
способность государства, других социальных институтов (партий, групп
давления, средств массовой информации и т. д.), выражающих общие интересы,
решающим образом воздействовать с помощью имеющихся у них средств на
поведение индивида, групп, общества.
2. Политика – как наука и искусство
Взаимосвязь с экономикой, правом, моралью, религией

Согласно политологической энциклопедии политика – это организационная
и регулятивно - контрольная сфера общества, основная в системе других таких
же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной.
Существует еще не один десяток определений политики, раскрывающих ее суть с
различных углов зрения. Но ясно одно, что для понимания природы политики
необходимо понимание ее взаимосвязи с другими сферами жизни общества.
Наиболее тесно политика переплетается с экономикой. Общеизвестно, что
политика и экономика являются фундаментами всей системы общественных
связей. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими
отношениями и экономическими интересами общества. В свою очередь,
воздействие политики на экономическую жизнь общества существенно и
многогранно.
Вопрос о взаимосвязи экономики и политики глубоко проанализирован в
известной работе К.Поппера «Открытое общество и его враги». Согласно
позиции К.Поппера, политическая власть имеет фундаментальный характер, она
может контролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно разработать
программу защиты экономически слабых, создать законы, ограничивающие
эксплуатацию, застраховать рабочих на случай потери трудоспособности,
безработицы и старости и т. д. Другими словами, политическая власть служит
ключом к экономической защите, она и присущие ей способы контроля — самое
главное в жизни общества.
Известно, что рынок далеко не идеальный механизм функционирования
экономической жизни. Прямое или косвенное воздействие политики на рынок и
цены в той или иной степени всегда необходимо. Нестабильность экономической
жизни сегодняшней Молдовы имеет своей первопричиной отсутствие четкой,
научно обоснованной, долгосрочной государственной программы экономического
развития страны.
Хотя вопросу взаимосвязи политики и экономики в отечественной науке
традиционно уделяется главное внимание, это отнюдь не означает, что
взаимосвязь политики с другими сферами жизни общества менее существенна с
научной точки зрения или имеет меньшее значение в реальной жизни общества.

Политика неотделима от права, нормы которого регулируют политические
отношения, устанавливают правила «политической игры», определяя рамки
деятельности как правящей элиты, так и управляемого большинства. Само право
в свою очередь является сложным феноменом, порождением существующей в том
или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты,
влияния мирового сообщества и т.д. Выступая продуктом деятельности
государства, право в то же время служит ее регулятором.

Важную роль в регулировании политической жизни общества играют нормы
морали, существующие в обществе представления о добре и зле, о тех
ценностях на основе которых должна строиться жизнь любого человека.
Субъекты политики в своих действиях руководствуются имеющимися у них
представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и
безобразном. Эти нравственные нормы задают направленность действиям
участников политической жизни. На практике взаимодействие политики и морали
редко когда строится на какой-то одной из этих норм, скажем, добре,
справедливости и прекрасном, - такой вариант можно было бы считать
идеальным. В реальной жизни зачастую оказывается, что даже самые честные и
благородные люди, попадая в политику, утрачивают свои лучшие качества,
деградируют сами и ведут к деградации других. Более точно соотношение
политики и нравственных качеств политика отражает издавна известная
формула: каковы конкретные люди, делающие политику, такова и политика,
проводимая ими. Не случайно те или иные исторические эпохи мы называем
именами конкретных политиков (эпохи Цезаря, Петра I, О. Бисмарка, В. И.
Ленина, И. В, Сталина, Дж. Кеннеди, М. С. Горбачева и т. д.), подразумевая
вполне определенный характер этого соотношения.

Но сама мораль во многом зависит от существующей в обществе религии.
М.Вебер показал, какую исключительно важную роль в возникновении
капиталистического общества и демократических институтов сыграла
религиозная Реформация и явившаяся ее следствием протестантская этика.
Более того, роль религии в политической жизни общества не ограничивается
только выработкой тех или иных моральных ценностей. Религия способна
утверждать в общественном сознании и определенные идеологические
представления о политике (о соотношении духовной и светской власти,
обязанностях государства и т.д.), она может сама претендовать на роль
универсальной политической доктрины, а церковь – на роль политической
элиты, как это происходит в исламском фундаментализме.
В целом можно сказать, что политическая сфера, политическая жизнь,
будучи относительно самостоятельной формой человеческой жизни, органически
связана сложными функциональными взаимосвязями со всеми остальными формами
общественной жизнедеятельности.

3. Содержание политических отношений
и политических процессов
Содержание понятия «политический процесс» охватывает два аспекта
политической жизни: функциональный (как политическая система действует,
воспроизводит и сохраняет себя) и динамический (как система эволюционирует,
реформируется, расцветает или деградирует).
В общем потоке политической жизни процессы, связанные с поддержанием
существующего политического порядка, с одной стороны, и с его разрушением
или преобразованием — с другой, практически неразделимы. Их тесное
переплетение, взаимодействие оправдывает использование общей категории
«политического процесса», воспроизводящей объемные, целостные
характеристики политической жизни.
Данное понятие подчеркивает объективность, естественно - исторический
характер развития политических событий. Оно показывает реальное
взаимодействие субъектов политики, которое, разумеется, включает в себя
субъективные намерения политических лидеров, групп, элит и т.д., но
результатом имеет, как правило, нечто весьма далекое от сознательно
провозглашаемых целей. Политический процесс включает в себя механизмы
становления и функционирования политических отношений и институтов, формы
взаимодействия многочисленных субъектов политики, технологию осуществления
политической власти и т.д. Итак, политический процесс — это ход развития
политических явлений, совокупность действий политических субъектов по
осуществлению своих ролей и функций в сфере власти, обеспечивающих
формирование и функционирование политической системы общества. В структуре
политического процесса можно выделить следующие компоненты:
• субъекты политического процесса;
• политические отношения, складывающиеся в результате деятельности
субъектов политического процесса.
Охарактеризуем эти компоненты подробнее. Начнем с выяснения сущности и
значения политических отношений, представляющих исходные основания любого
политического процесса. Чтобы понять фундаментальность категории
«политические отношения», нужно вспомнить утверждение знаменитого немецкого
философа Г.В.Ф. Гегеля (1770—1831): «истина существования» любого предмета
(в том числе и в сфере политики) находится именно в отношении.
Истина существования "политических предметов" находится в отношениях. Под
«отношением» вообще с античных времен принято понимать «взаимную
определенность по меньшей мере двух предметов» (Аристотель). Эта
определенность появляется как - бы результат сравнения предметов по тому
или иному признаку. Если, например, отношения между социальными группами
складываются по поводу производства и распределения материальных благ, то
мы имеем дело с отношениями экономическими. Если в качестве основания
отношения взять моральные нормы, то мы получим соответственно нравственные
отношения и т.д. Основанием политических отношений между различными
социальными группами выступают политическая, т.е. прежде всего
государственная, власть, а также политические права и свободы. Завоевание,
удержание и использование государственной власти составляют основное
содержание политических отношений.
Таким образом, политические отношения — это отношения социальных групп и
индивидов по поводу завоевания и использования политической, главным
образом государственной власти, а также политических прав и свобод. Разница
позиций в сфере политической власти (близость или удаленность от рычагов
управления, распределения ресурсов, обладание правом или лишение права на
легальное применение силы и пр.) конституирует, «взаимно определяет»
различные социальные общности или даже отдельных индивидов в качестве
субъектов политических отношений.
Некоторые из общественных отношений имеют тенденцию переходить в
устойчивые, стабильные состояния, в которых они могут пребывать достаточно
долго. Если в том есть общественная потребность (разделения управленческого
и исполнительского труда, например), то эти отношения будут
самовоспроизводиться как бы автоматически, объективно и неизбежно. Такие
устойчивые самовоспроизводящиеся формы общественных отношений называются
социальными институтами. В общем массиве общественных отношений они
начинают играть роль своеобразного «скелета», жесткого каркаса всей
разнородной конструкции, именуемой обществом в целом.
Политические институты. Политические институты — это устойчивые,
стабильные, как бы «застывшие», формы политических отношений, придающие
необходимую жесткость и четкость всей политической системе. К их числу
относят государство в целом, институты законодательной, исполнительной
судебной властей, институты политического лидерства, лоббирования и т.д.
Оформившиеся в политические институты отношения осуществляются в виде
комплексов различных организаций и учреждений, выполняющих конкретные
политические функции, а также располагающих определенными ресурсами и
возможностью применения санкций. Существование подобных организаций и
учреждений есть способ организации политической деятельности (через
разделение политических функций, ролей, позиций), который подразумевает
наличие определенных стандартов, привычных форм поведения всех участников
политического процесса.
Таким образом, политические институты — это объективированные,
овеществленные политические отношения, порождающие соответствующие
учреждения и организации и требующие строго определенных форм политического
поведения. Их общее назначение — регулирование основ общественной жизни,
обеспечение таких форм поведения, которые укрепляли бы или по крайней мере
не разрушали общественную систему.
При этом с политическими институтами происходит любопытная метаморфоза. Во-
первых, из средства, инструмента политического регулирования отношений они
превращаются в цель, желанный итог всех политических усилий. (Как деньги:
вроде бы чисто рабочий инструмент обмена товаров, тем не менее становятся и
средством накопления богатств, а значит и влияния, силы, могущества). Во-
вторых, сформировавшись и обретя самодовлеющую ценность, политические
институты становятся относительно самостоятельной политической величиной —
они конституируются в качестве полноправных субъектов политического
процесса.
Политический процесс — всегда результат активности (борьбы) различных
политических сил, преследующих свои специфические интересы. Однако вопрос о
том, кто конкретно может выступать субъектом политики, при всей своей
тривиальности содержит до сих пор не разрешенную политологами проблему.
Решение проблемы субъектов политического процесса должно быть
компромиссным: реальными участниками следует признать как социальные
группы, так и политические институты. Социальные группы имеет смысл назвать
первичными субъектами политического процесса. Политические же учреждения и
институты , творящие политику всегда от имени и (не всегда) на благо
народа, следует признать вторичными, или производными, субъектами
политического действия.



4. Типология политических процессов

Сердцевину политического процесса, его, пожалуй, главную составляющую
образуют собственно действия людей, связанные с осуществлением политической
власти или влиянием на нее. Первой, самоочевидной характеристикой
политической деятельности является, конечно, ее неоднородность. Одно дело —
акции, поступки и даже слова политических лидеров или официальных лиц, и
совсем другое — политическая активность рядовых граждан, сводящаяся в
основном к периодическому голосованию на выборах да спорадическому участию
в каких-нибудь митингах и манифестациях. Но если политически деятельное
меньшинство (политические лидеры, активисты, государственные чиновники)
опирается в основном на «умение» — профессионализм, красноречие,
организаторские способности, то обычным людям приходится «брать числом» в
своих попытках направить ход политического процесса в нужное русло. И
поскольку такие попытки нередко бывают удачными, сбрасывать со счетов
политическую активность индивидов было бы неверно.
Исходя из разницы «весовых категорий» различных субъектов политики,
целесообразно подразделить политическую деятельность на:

• государственное управление;
• политическое участие рядовых граждан.
Государственное управление. Прежде всего отметим, что во все не любая
государственная деятельность является политической. Выпуск, например,
Министерством по налогам и сборам инструкции по применению налогового
законодательства не будет политическим актом. Государственное управление
смыкается с политикой в тот момент, когда принимаемые решения определяют
сценарий развития общества (или отдельного региона) в целом.
Чтобы пояснить этот достаточно абстрактный тезис, представим себе такую
гипотетическую ситуацию: некая страна оказалась в финансовом, экономическом
или каком-либо другом кризисе, из которого надо выбираться. Допустим также,
что в правительстве этой страны подобралась команда высокопрофессиональных
менеджеров-экономистов, которые могут составить четкую и грамотную
программу выхода из кризиса включающую целый комплекс необходимых мер типа
реструктуризации долгов, ограниченных денежных эмиссий, снижении налогов и
пр. Во всех этих мерах и даже в их реализации, если таковая состоится,
политики скорее всего никакой нет. Все это чисто управленческие,
экономические и прочие технологии, умение применять которые — дело не
политиков, а квалифицированных управленцев («хозяйственников»). Политика же
заключается в другом.
Её проблема состоит, во-первых, в том, что «четких и грамотных» программ
выхода из кризиса в любой момент может быть несколько, и какая из них
удачнее — заранее просчитать в принципе невозможно. Однако необходимо
выбрать какую-то из них. А во-вторых, и это главное, реализация любой
крупномасштабной программы затрагивает интересы массы людей, поэтому на нее
должно быть получено согласие большинства народа (в идеале) или хотя бы
основных «групп интересов». Без их поддержки или по крайней мере
нейтралитета выполнение любой, даже самой замечательной программы обречено
на провал. Обеспечение такого согласия в самих властных структурах, в
политической элите, среди организаций главных политических сил и составляет
функцию политики. На это и направлены усилия государства как политического
субъекта.
Вообще «согласие народа» — явление достаточно тонкое. Еще Дж. Локк пытался
ограничить законодательную власть требованием: нельзя увеличивать налоги
без согласия народа. (Под «народом» он, правда, имел в виду вовсе не
«трудящиеся массы», а собственников.) В наше время открыто выступать таким
требованием было бы весьма опрометчиво. Представить себе положительный итог
референдума с вопросом: «Согласны ли вы с повышением налогов?» — просто
невозможно. Однако налоги все же имеют обыкновение повышаться. «Согласием
народа» при этом, видимо, считается хотя бы то, что народ в ответ не строит
баррикады.
Понятно, что издержки реформ в любую «эпоху перемен» все равно оплачивает
народ. Разница только в том, каким образом он к этому принуждается: либо
добровольным согласием на известные жертвы через демократические институты
(выборы соответствующих политиков, референдумы и пр.), либо же откровенным
силовым подавлением недовольства. Конечно, первый вариант много сложнее и
дороже, но зато он позволяет сохранить основные права и свободы людей, а в
случае успеха обеспечивает и гораздо более прочную стабильность общества,
нежели диктаторский вариант.
Таким образом, политическая мудрость государственного управления состоит не
в самочинном определении оптимального выбора пути развития, а в создании
условий, чтобы был именно выбор, и чтобы он совершался при максимально
возможном согласии заинтересованных общественных групп и индивидов.
Политическое участие. Протекающий в недрах государственной машины процесс
выработки стратегических политических решений подразумевает и определенную
степень влияния на него рядовых граждан, интересы которых неминуемо
затрагиваются проводимой государством политикой. Степень этого влияния в
политологии принято выражать категорией политическое участие, под которым
понимается вовлеченность индивидов в той или иной форме в процесс
функционирования политико-властных отношений. К основным формам
политического участия обычно относят голосование на выборах и референдумах,
участие в политических митингах и демонстрациях, членство в политических
партиях и движениях, добровольную помощь избирательным кампаниям конкретных
лиц и организаций и т.д.
По отношению к действующему в государстве законодательству традиционно
выделяются конвенциональные (т.е. легальные, законные) и не
конвенциональные формы политического участия. К последним можно отнести
участие в незаконных демонстрациях, отказ повиноваться распоряжениям
властей, несанкционированные политические забастовки, протестные голодовки,
террористические акции и прочие «крайние» формы поведения.
Реальная практика показывает, что всеобщая политизация населения на самом
деле не является необходимой для успешного выполнения политической системой
своих функций. Большинство жителей североамериканских и западноевропейских
стран обычно не проявляют большого интереса к политике, ограничивая свою
активность в этой области лишь голосованием на выборах. Так что известную
аполитичность граждан (если она вызвана отсутствием беспокойства за хорошо
отлаженный государственный механизм) вполне можно рассматривать как фактор
политической стабильности и, следовательно, как общественную ценность.
Однако в этом есть и свои минусы. Подобная ситуация хороша в социально и
экономически благополучные эпохи. Но при серьезном кризисе длительное
равнодушие народа к политике, отсутствие навыков поисков компромиссов в
межгрупповых конфликтах, неизбежная в связи с этим радикализация требований
и т.д. могут сыграть весьма негативную роль. Поэтому и в данной проблеме,
видимо, лучше придерживаться правила «золотой середины». Равно опасны
крайности: как тотальная вовлеченность граждан в политическую борьбу, так и
их полное равнодушие к политике. Главная добродетель древних — умеренность
— применима и в политике..
Впрочем, подобные рассуждения уместны лишь в небольшой, наиболее развитой
части нашего мира. В остальном мире можно предположить наличие тенденции к
расширению и интенсификации политического участия, что связано с
постепенным уходом в прошлое наиболее одиозных тоталитарных и авторитарных
режимов и пусть с медленным, но все же постоянным движением многих
государств к демократической организации политической жизни.


Список использованной литературы


Мухаев Р. Политология, учебник, Москва, 1996г.

Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. - 3-е изд. – М., 1997г.

Дягтерев А.А. Основы политической теории. – М.: Высшая школа, 1998г.

Ильин В.В. Политология. Учебник для ВУЗов, М.: Университет, 1999г.




Реферат на тему: Политика как социальное явление
Понятие политики. Политика - многомерное явление. Практически
невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует
множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в
зависимости оттого, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели
политики. Одни определения носят общий, другие частный характер.
Изучение политики в политологии связано стремя аспектами. Отсюда и
определение политики целесообразно дать в трёх вариантах, которые дополняют
друг друга:
1) Политика- это особая сфера деятельности людей, связанная с властными
отношениями, государством и его устройством, с политическими
институтами, принципами их функционирования;
2) Политика- это форма соучастия и взаимодействия властвующих и
подвластных, управляющих и управляемых;
3) Политика-это область не только сознательных, Нои стихийных действий,
не только рациональных, но и иррациональных поступков и форм
поведения.
Наиболее широкое понимание политики находим у испанского политолога и
философа Ортега-и-Гассета: политика, по его мнению,- это вся
историческая деятельность, которую нельзя ограничивать деятельностью
государства и правительства. Государство лишь юридический панцирь, некая
формальность жизни общества. Государство и правительство - не единственные
органы национальной жизни. Ещё есть независимая этническая жизнь и
спонтанные процессы.
Когда возникла политика? Нидерландский учёный-энолог Франс де Ваал
сделал вывод о том, что политика древнее человечества и возникла до
появления человека. К такому выводу он пришел на основе длительного
наблюдения за жизнью обезьян в зоопарке. Он написал книгу «Политика у
шимпанзе», где утверждает, что все элементы политики имеют место у обезьян.
Отличие политики у животных он видел лишь в том, что животные действуют,
открыто, человек же чаще всего в политике скрывает свои цели и намерения.
Чем умнее или хитрее политик, тем искуснее он скрывает свои истинные
намерения. Не случайно Аристотель назвал человека животным политическим.
Аристотель изучал политику, исходя от человека. А.Смит, Д. Рикардо
связывали политику с экономикой и характером социального строя. Гегель
пытался вывести закономерности развития политики из мирового духа. Маркс,
главный источник возникновения политики видел в создании социально
неоднородного общества. Пока в обществе нет многообразных интересов, оно в
политике не нуждается. Достижение баланса различных интересов в обществе
обуславливает необходимость политики.
Какова же природа политики? Существуют разные подходы к определению
природы политики. В зарубежной политологии одни признают естественную
природу, другие естественную и социальную;
Первоначально политика функционирует на уровне элементарных отношений,
т.е сама природа предполагает искусство жить вместе (это коммуникативный
уровень). Общественная природа политики связана сообразованием государства
и правовым оформлением политики. Политика приобретает зрелые черты и уже
функционирует на нескольких уровнях:
а) институциональном- в деятельности государства, партий и других
политических субъектов;
б) функциональном- обслуживает определенные политические режимы,
обеспечивает функционирование политических систем;
в) идеологическом- формирует политическое сознание, политическую
культуру;
г) регулятивном- подчиняет жизнедеятельность людей политическим и
правовым нормам;
д) коммуникативном (на качественно новом уровне) – создает условия для
формирования политических отношений, обеспечивает объединение людей на
основе всеобщего интереса.
Что составляет содержание политики? В основе содержания политики
находятся цели и интересы субъектов политики. Субъект политики- это
индивид, группа класс, нация и др., которые осознали и сформулировали свои
коренные интересы и готовы их отстаивать.
Основными субъектами политики являются: государство (если оно не
обезличивает интересы других). Демократическое государство исходит в своей
политике из общечеловеческих интересов (на первом месте права человека и
гражданина). Классы, отстаивающие свои специфические интересы, связанные с
различными формами собственности (но классовый интерес эгоистичен и может
быть агрессивным). Ни один класс не имеет права претендовать на то, что бы
считать себя гегемоном или более прогрессивным по отношению к другим. Нации
– учёт их интересов обязателен наравне с общечеловеческими, но национальный
интерес тоже может разъединять людей и порождать войны (Югославия, Грузия,
Абхазия, Армения и Азербайджан и др.) Отдельная личность (каждый может и
должен стать субъектом политики) Народ в целом , если он приобрёл
политическую субъективность, является суверенным народом, а не просто
населением.
Многогранность политики проявляется в её структуре. Условно политику
разделяют на внутреннюю, внешнюю и международную. Специфика внутренней
политики в том, что государство, правящая партия обладают монополией на
политическую власть, а, следовательно, и на принятие политических решений,
на проведение собственной политики. Внешняя политика зависит не только от
единого центра, но и формируется на основе учёта интересов других
государств, с использованием различных форм сотрудничества, компромиссов и
т.д.
Внутренняя и внешняя политика разделяются на виды и подвиды. Так,
внутренняя политика включает в себя экономическую, демографическую,
социальную, национальную, культурную, правовую, экологическую, религиозную
и др. Каждый из этих видов имеет подвиды. Например, в экономическую
политику входят: структурная, инвестиционная, налоговая, аграрная,
финансовая, торговая и т.д. Внешняя политика состоит из торговой, финасово-
кредитной, научно-культурной, военной, экономического сотрудничества и др.
Содержание и направленность политики формируется под воздействием
объективных и субъективных факторов. Основными из них являются:
1) материальное общественное производство, которое определяет
характер строя, уровень жизни людей;
2) политические режимы, уровень демократизации общественной
жизни, степень приобщения масс к политике;
3) духовная культура, влияющая на выбор политических институтов,
методов их функционирования, на содержание целей политики;
4) географические, демографические и социально-психологические
факторы.
Определение целей политики предполагает их теоретическое обоснование,
выработку определённой программы политической деятельности, включающей
ближайшие и перспективные цели, средства их достижения, конкретный
план действий.
Функции политики. Через политику выражаются наиболее значимые
интересы (общие, частные, общечеловеческие, национальные и т.д). Люди
могут добиваться реализации своих интересов и потребностей, изменения
социального статуса.
Политика призвана разрешать противоречия, возникающие на базе борьбы
интересов, направлять эту борьбу в цивилизованное русло. Политика в
таких случаях сама должна быть рациональной (осуществлять обоснованные
целесообразные действия, просчитывать возможности реализации своих
решений и ожидаемые последствия).
Политика призвана разрешать противоречия, возникающие на базе борьбы
интересов, направлять эту борьбу в цивилизованное русло.
Эффективная политика обеспечивает целостность общественной системы,
стабильность и общественный порядок даже при смене режимов правления.
Политика призвана обеспечивать преемственность и инновационность
развития общества и человека. Прогрессивная политика выступает как
созидательная и консолидирующая сила, сосредотачивающая энергию людей
на главных направлениях общественных преобразований, концентрируя
духовные силы человека и общества в целом.
Политика как наука и искусство. Политику считал наукой
Аристотель. Ленин сравнивал её с высшей математикой. Во многих
исследованиях политика отождествляется с наукой. Употребление
словосочетания «политика как наука» следует понимать как её научную
обоснованность, которая означает:
Принятие решений на основе научного знания, учёта объективных
законов развития общества и природы;
Адекватное отражение интересов различных социальных групп и
слоёв общества;
Применение научных методов в политике;
Интеллектуализацию самой политики (усвоение новых знаний, в том
числе мирового опыта);
Способность к прогнозированию событий: упреждение или ускорение
их развития в соответствии с прогнозом.
Политика и наука о политике должны взаимодействовать и нуждаться
друг в друге. Если недооценивается наука- политика приобретает
авторитарный характер; если наука не опирается о политику она
превращается в абстракцию. Признание политики наукой не является
безобидным для общества, т.к позволяет производить над ним любые
социальные эксперименты.
Политика соотносится не только с наукой, но и с искусством.
Более того, она сама считается искусством, требующим талантливых
исполнителей. Действительно если речь идёт об искусстве, то музыкант,
прежде чем играть на скрипке, настойчиво осваивает азы мастерства.
Точно так же должен сложности и тайны политики тот, кто избирает её в
качестве своей профессии. Политик профессионал должен не только
усвоить законы и правила политической игры, но и обладать особыми
личностными качествами (интуицией, воображением, прозрением,
страстью).
Что включает в себя политическое искусство? Его неотъемлемыми
компонентами являются:
а) опыт, мастерство в реализации возможностей политического
действия
б) способность угадывать, нащупывать улавливать верный способ
действия;
в) способность к маневрированию, нахождению путей к компромиссам
Политика как искусство предполагает своевременное обнаружение
противоречий и нахождение наиболее эффективных способов их разрешения.
Быструю реакцию на изменение политической ситуации, принятие
соответствующих мер по стабилизации обстановки, умение мобилизовать
людей на реализацию принятых решений.
Политики, лишенные политического искусства, просчитывают все
шансы на успех и только после этого приступают к действию. Они могут и
опоздать. Политическое чутьё помогает быстро ориентироваться в каждой
новой ситуации. Искусным политиком был Ленин, проявивший особый талант
в завоевании власти, гибкость в повороте от политики военного
коммунизма к НЭПу.
Вместе с тем, политика не совпадает с искусством. Искусство– это
прежде всего художественное отображение мира, политика должна
адекватно отражать политическую и социальную реальность мира.
Политика не может постоянно идти на риск, руководствоваться
только интуицией. Это приводило бы к немалым и дорогостоящим ошибкам,
за которые расплачивается, как правило, народ.
Формирование политики. Это сложный и трудоёмкий процесс,
составляющими его компонентами являются:
1. Определение приоритетных направлений для данного этапа
развития общества. На каждом конкретном историческом отрезке
времени часть задач требует их первостепенного решения.
2. Комплексный подход к выработке политических решений. В основе
его должны находиться следующие цели: обеспечения гражданам
политической свободы, экономического благосостояния и
культурного развития.
3. Выбор способов и средств реализации политики. Он зависит от
того, какими принципами руководствуются политики в своей
деятельности. Отсюда и способы осуществления политики могут
быть насильственными (революционными) и политическими.
Реализация политики во многом зависит от подбора и расстановки
кадров (теоретиков и практиков).
4. Учёт тормозящих и противодействующих тенденций.
5. Политический прогноз. Расчет политических действий на
несколько шагов в перёд и возможных последствий от реализации
принятых решений. Политика эффективна только в том случае,
если в практические задачи, выдвигаемые текущем моментом,
закладывается видение будущего и поиски решения этих задач так
же ведутся с учетом вариантов будущего.
Критерии эффективности политики. Оценивать результативность
политики можно по следующим основаниям:
а) способна ли политика обеспечивать рациональное использование
наличного ресурсного, производственного, трудового и интеллектуального
потенциалов;
б) в какой мере она активизирует труд, непосредственно выходящий
на интересы человека и реально влияющий на уровень и качество
удовлетворения потребностей людей;
в) обеспечивается ли соответствие целей и средств их реализации
или преобладает «революционная целесообразность»;
г) какова цена политики;
д) степень ответственности политиков за последствия принимаемых
решений;
Политика как социальное явление не остается неизменной.
Сохраняя свои фундаментальные основы, она усложняется, значение её
эффективности, и ответственности постоянно возрастает. Всё это
позволяет сделать вывод, что политика сохранится до тех пор, пока
будет существовать общество.

Определение политики как социальной реальности. Политика настолько
тесно переплетается с экономикой, социальными отношениями и тем более с
управленческой деятельностью и структурами, что её бытиё зачастую
фиксируется лишь в бытии экономических и управленческих явлений и
процессов. Тем не менее, вычленение политики из всей совокупности
общественных явлений как особого вида социальной реальности необходимое
условие её изучения.
Во всем своём многообразии мир политики это социальная реальность. Он так
же есть в обществе, как существует экономика, социально классовая структура
или, скажем различные формы культуры. Хотя политическая реальность, конечно
специфична, в отличие от социально-экономических сфер жизни. Реальность
политики состоит, прежде всего, в том, что её образуют такие жизненные
структуры и виды деятельности общественных субъектов, без которых ни одно
общество, ни одна социальная система не в состоянии выжить. Ведь в сфере
политики формулируются общие интересы и цели обществ, вырабатываются
правила, по которым распределяются между людьми роли и функции,
организуется управление общественными делами. Политические институты власти
защищают общество от распада, создают и поддерживают систему символов,
регулирующую социальные связи и общения.
Субъектами и объектами политики выступают люди, действующие
социальные группы, реальные общности, организации. Политика там, где есть
людские сообщества со всеми их противоречиями и конфликтами.
В политике всегда задействованы классы, различные социальные группы,
народы и нации с их интересами, не зависящими от воли любых политических
лидеров или партий. Управление людскими сообществами, подчиненное
осуществлению общих интересов и целей, составляет политическую
деятельность. Она неразрывно связана с государственной властью как со своим
средством. Поэтому её формами могут быть не только разнообразные виды
выработки и принятия политических решений, а и борьба за власть, её
использование в интересах тех или иных групп и прочее.
Политические отношения есть связи и взаимодействия между членами
общества по поводу общих, обязательных для всех интересов, государственной
власти как орудия защиты и реализации последних. В основе политических
отношений лежат политические интересы, и в тоже время отношения проявляются
в форме интересов. Эта особенность делает их сферой формирования
мотивационной базы политической активности, ровно, как и отчужденности от
политики. Ведь именно в политических отношениях заключены главные вопросы
общественной жизни. Политические отношения складываются между субъектами
различных уровней и подсистем политической жизни. Неотъемлемый компонент и
фактор политических отношения это интересы. Будучи формой проявления
отношений, политические интересы составляют автономную область общественной
жизни. По своей природе они представляют концентрированное выражение
социально-экономических интересов. Политические интересы такая же
реальность, как и социально-экономические. Они выражают состояние
зависимости жизненного положения людей от деятельности власти, а так же
формируются в виде реакции на эти действия. Интересы характеризуют
устойчивую ориентацию, вполне определённую направленность поведения
социальных групп, в сфере политических отношений.



Список литературы:


1. Веркин Д.П «Основы политологии» для Вузов 1997 г.

2. Мальцев В.А «Основы политологии» для Вузов 1997 г.

3. Политология Энциклопедический словарь 1993 г.







Новинки рефератов ::

Реферат: Экзаменационные билеты по информатике (Программирование)


Реферат: Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В.А. Сухомлинского (Педагогика)


Реферат: Архитектура сотовых сетей связи и сети абонентского доступа (Радиоэлектроника)


Реферат: Автотранспортные преступления (Уголовное право и процесс)


Реферат: Сравнительный анализ конституций России и США (Политология)


Реферат: Происхождение человека (Биология)


Реферат: Основные тенденции применения ЭВМ в сфере образования (Педагогика)


Реферат: Образ жизни населения России в 90-е годы (Социология)


Реферат: Врачебный контроль и самоконтроль МГИУ (Физкультура)


Реферат: Амортизация основных средств и их восстановление в современных условиях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Синтез твердых растворов и исследования низкотемпературных фазовых превращений (Химия)


Реферат: Реформы первой четверти 19-го века (История)


Реферат: Социальные права (Государство и право)


Реферат: Юридическая техника и язык права (на примере правовых актов органов государственной власти Нижегородской области) (Теория государства и права)


Реферат: Управление маркетингом в отраслях (Маркетинг)


Реферат: Коммерческий кредит (Деньги и кредит)


Реферат: Cтрахование железнодорожного транспорта (Страхование)


Реферат: Прибор (Радиоэлектроника)


Реферат: "Education" (Образование в англоязычных странах) (Иностранные языки)


Реферат: Профессиональные заболевания работников сферы информационных технологий (Спорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист