GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальный конфликт (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальный конфликт (Социология)


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт социальной работы



ВВЕДЕНИЕ. 3
Характеристики социальных конфликтов. 4
Этапы протекания конфликта. 4
Причины конфликта. 7
Острота конфликта. 8
Длительность конфликта. 8
Последствия социального конфликта. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 9
ЛИТЕРАТУРА. 10

ВВЕДЕНИЕ.


Факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни
людей, народов и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим
людям: все хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в
результате этого «по-своему» возникает война.
Эта ситуация была замечена еще древними историками и
мыслителями. Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Войны
описывались и анализировались в исторической литературе и многие
историки выделяли в качестве причин военных столкновений несовпадение
интересов враждующих сторон, стремление одних захватить территорию и
покорить население и стремление других защититься, отстоять свое
право на жизнь и независимость.
Но не только историки описывали и изучали причины конфликтов и
вооруженных столкновений. В ХIХ и ХХ вв. проблема конфликтов стала
предметом изучения социологов. По сути дела в рамках социологии
сложилось специальное направление, которое ныне обозначается как
«социология конфликта». Изучение конфликтов означает в первую очередь
ознакомление с весьма богатой и многообразной литературой по этой
проблематике, усвоение теоретических и практических знаний,
накопленных в рамках данного направления социологической мысли.
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них
участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются
опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки
навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще
устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку
достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли,
удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того
же вознаграждения Отдельные убийства или целая битва, угрозы,
обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций
для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления
социальных конфликтов.
Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их
результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим
уничтожил Карфаген или американские переселенцы практически перебили
некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними). В
конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих
сторон состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции
путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса
или престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в
случае победы последних может привести к понижению руководителя в
должности, ограничению его прав по отношению к подчиненным, падению
престижа и, наконец, к его уходу из коллектива.
Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и
личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит
безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.
Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это
объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое
агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию,
причем более сильному, чем первоначальное.
Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая
обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в
отношении свои противников. Жестокость в социальном конфликте иногда
ошибочно приписывается садизму и природным задаткам людей, однако
чаще всего ее совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные
ситуации. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в
которых они должны быть жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные
молодые люди) на территории противника не щадят мирное население, или
в ходе межнациональной вражды обычные мирные жители могут совершать
крайне жестокие поступки.
Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов,
требуют тщательного анализа всего конфликта, установления его
возможных причин и последствий.


Характеристики социальных конфликтов.



Этапы протекания конфликта.


Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего
уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он
начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для
каждой личности и социальной группы. Все эти потребности можно
подразделить на пять основных типов:
1. физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);
2. потребности в безопасности;
3. социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);
4. потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного
уровня компетенции;
5. высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.
Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд
элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушением
равновесия в связи появлением потребности и значимой для индивида
цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели.
Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв
в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется
блокадой.
В случае появления блокады от индивида или социальной группы
требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях
неопределенности, постановка новых целей и принятие нового плана
действий.
В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет
обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады.
Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности
может быть отнесена к фрустрации, которая обычно связана с
напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.
Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям -
это может быть или отступление, или агрессия.
Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного
или долговременного отказа от удовлетворения определенной
потребности. Отступление может быть двух видов: 1) сдерживание -
состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-
либо потребности из страха; 2) подавление - уход от реализации целей
под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется
вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии.
Агрессия может быть направлена на другого человека или группу
людей, если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит
социальный характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности,
ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную
агрессивную реакцию и с этого момента начинается социальный конфликт.
Таким образом, для возникновения социального конфликта
необходимо:
. во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей;
. во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная
реакция.
Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон
разногласий следующим образом.
1. Личностный конфликт.
2. Межличностный конфликт.
3. Межгрупповой конфликт.
4. Конфликт принадлежности.
5. Конфликт с внешней средой.
Любой социальный конфликт имеет сложную внутреннюю структуру.

Анализ содержания и особенностей протекания социального
конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:
- предконфликтная ситуация;
- непосредственно конфликт;
- стадия разрешения конфликта.

1. Предконфликтная ситуация.

Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно.
Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в
течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда
затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.
Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие
стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные
действия или отступать.
Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути
достижения целей избежания фрустрации без воздействия на соперника.
Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.
Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из
конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.

2. Непосредственно конфликт.

Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента,
т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения
противника. Это активная, деятельная часть конфликта.
Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их
можно разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе
специфическое поведение людей.
К первой группе относятся действия соперников в конфликте,
носящем открытый характер. (Словесные прения, экономические санкции,
физическое воздействие, политическая борьба и т.п.)
Ко второй группе относятся скрытные действия соперников в
конфликте. Основным образом действия в скрытом внутреннем конфликте
является рефлексивное управление. Это способ управления, когда
основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц
другому. Один из соперников пытается передать и внедрить в сознание
другого такую информацию, которая заставляет этого другого
действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию.

3. Разрешение конфликта.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение
инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение,
прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие
погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное
взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние,
искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает
вновь.
Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении
конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы.
Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим
погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.
Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения
требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели
своего поведения в конфликте.
Конфликты могут принимать самую разную форму - от простой ссоры
двух людей до крупного военного или политического столкновения с
участием миллионов. Всем конфликтам присущи четыре основных
параметра:
. причины конфликта;
. острота конфликта;
. длительность конфликта;
. последствия конфликта.

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым
ускоряет процесс разрешения конфликта:
1) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению
содержательных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию
психологической и социальной напряженности; 3) стороны должны
демонстрировать взаимное уважение друг к другу; 4) участники
переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть
конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая
позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного
равноправного обмена мнениями; 5) все участники переговоров должны
проявлять склонность к компромиссу. Компромисс представляет собой
такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны
реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо
уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела
доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно
отказался от части своих притязаний.

4. Послеконфликтная стадия

Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия.
На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному
устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована
социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба.
Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-
психологических характеристик, как отдельных групп, так и
межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп,
повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и
удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он развивает уважительное
отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы,
цели и побуждения.



Причины конфликта.


Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого
разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы
причин:
1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и
социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций
относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они
различаются и обычно противоположны. В момент стремления к
удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь
которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные
ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать
причиной возникновения конфликтов.
Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне
разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где
существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или
престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные
ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических,
социально-психологических и других ценностных ориентаций.
2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве
идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта
противоположности ориентаций. Разница между ними состоит в том, что
идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к
системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения
субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у
различных групп общества.
3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах
экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со
значительными различиями в распределении ценностей между индивидами и
ли группами. Неравенство в распределении ценностей существует
повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине
неравенства, которая расценивается как весьма значительная.
4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами
социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного
места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации
или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может
быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными
элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с
желанием того или иного структурного элемента занять более высокое
место в иерархической структуре.

Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой
ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий.
Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы
актуализировалась соответствующая причина? Очевидно, что помимо
существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться
определенные условия, служащие питательной средой для конфликта.


Острота конфликта.

Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего,
подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных
столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени
расходуется большое количество психологических и материальных
ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые
столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в
единое целое.
Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-
психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от
ситуации, требующей немедленных действий. Впитывая энергию извне,
конфликтная ситуация заставляет участников действовать немедленно,
вкладывая в столкновение всю свою энергию.


Длительность конфликта.

Каждый индивид в своей жизни неизбежно сталкивался с конфликтами
разной длительности. Это может быть короткая, длящаяся несколько
минут стычка (между двумя индивидуумами), а может быть и
противостояние различных групп, длящаяся на протяжении жизни
нескольких поколений (конфликт между религиями).
Исследования конфликтных ситуаций показывают, что длительные,
затяжные конфликты нежелательны при любых обстоятельствах.


Последствия социального конфликта.

Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с
одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к
значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой - являются
тем механизмом, который способствует решению многих проблем,
сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов
достижения социальной справедливости. Двойственность оценки людьми
последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся
теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли
к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для
общества. Так многие считают, что общество и отдельные его составные
части развиваются в результате эволюционных изменений, и вследствие
этого предполагают, что социальный конфликт может носить только
негативный, разрушительный характер.
Но существует группа ученых, состоящая из сторонников
диалектического метода. Они признают конструктивное, полезное
содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов
появляются новые качественные определенности.
Предположим, что в каждом конфликте существуют как дезинтегративные,
разрушительные, так и интегративные, созидательные моменты. Конфликт
способен разрушать социальные общности. Кроме того, внутренний
конфликт разрушает групповое единство. Говоря о позитивных сторонах
конфликта, следует отметить, что ограниченным, частным последствием
конфликта может явиться усиление группового взаимодействия. Конфликт
может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации. Таким
образом, налицо два типа последствий конфликтов дезинтегрированные
последствия, которые усиливают ожесточение, ведут к разрушениям и
кровопролитию, к внутригрупповому напряжению, разрушают нормальные
каналы кооперации, отвлекают внимание членов группы от насущных
проблем; интегративные последствия, которые определяют выход из
сложных ситуаций, приводят к разрешению проблем, усиливают групповую
сплоченность, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят
группу к пониманию интересов ее членов.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе
социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и
духовные изменения, социальные конфликты - происходят в обществе
переходного состояния.
Современный кризис российского общества является одним из самых
глубоких и продолжительных в нашей истории. Конфликтами охвачены все
сферы жизни российского общества. Наиболее опасными являются
конфликты в политической сфере, особенно в сфере власти, социально-
экономических и межнациональных отношений.
Понимание их природы, причин возникновения и развития поможет
выработать правила поведения и пути урегулирования к обоюдному
согласию противоборствующих сторон.
Целостность Российского государства, стабильность в обществе
приобретают приоритетное значение в способах регулирования
конфликтов.



ЛИТЕРАТУРА.

1. «Социология». С.С.Фролов «Логос»., М., 1996 г.
2. «Социология» Учебное пособие. «Знание»., М., 1995 г.
3. «Социология» А.А. Радугин., К.А. Радугин «Центр»., М., 1997..
4. "Социология конфликта" А.Г. Здравомыслов АО «Аспект пресс»., М.,
1994
5. "Конфликтология" И.С. Веренко., М., 1990




Реферат на тему: Социальный конфликт

Содержание
Введение
1. Понятие и классификация социальных конфликтов.
2. Этапы протекания конфликта.
3. Основные параметры социального конфликта.
Заключение
Список использованной литературы



Введение


Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с
конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается
трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас
людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то
родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами
виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована,
либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить
верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает
взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство,
создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического
напряжения. Расхождение во мнениях легко превращается в групповой и
личностный конфликт, который в конце концов получает какое-то разрешение.
Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной
неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий
характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.
Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это
объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое
агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем
более сильному, чем первоначальное.
Как выйти из сложившейся ситуации?
Чтобы найти правильное решение этой дилеммы весьма полезно знать, что
такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как
разрешается.



1. Понятие и классификация социального конфликта

Проблемы социального конфликта до недавнего времени анализировались в
основном в зарубежной социологии. Анализ таких проблем в отечественной
литературе чаще всего сводился к критике. Сейчас наблюдается объективное
отношение и более глубокое внимание к ним.
Все социальные явления, события, а также социальные общности
(семью, классы, социальные слои, политические партии) можно рассматривать с
позиций конфликта, результатом которого
могут быть как борьба и разногласия, так и сплоченность и солидарность
людей. В этом — двойственная природа конфликта, выражающая его
разрушительное и созидательное начало, и одновременно — та двоякая роль,
которую он играет в развитии общества. Социальный конфликт может быть
фактором разрушения общества, а может стать своеобразным двигателем его
развития.
В зарубежной социологии социальные конфликты классифицируются по
вертикальным и горизонтальным уровням.
Основанием классификации по вертикальным уровням служат субъекты
конфликта (т. е. взаимодействующие стороны). Выделяются четыре уровня:
конфликт между отдельными личностями (ролевые конфликты); конфликт между
личностью и обществом; конфликт между социальными группами; межнациональный
и межгосударственный конфликты наиболее крупных социальных общностей, целых
обществ. На этом уровне анализ конфликтов переходит из области социологии в
сферу политологии.
Основанием же классификации по горизонтальным уровням являются цели
конфликтующих сторон, которых они пытались достичь в процессе
взаимодействия, но не смогли, в результате чего возник предмет конфликта.
По горизонтальным уровням можно выделить три типа конфликтов:
— конфликты в сфере труда и распределения. Их причинами служат
отношения по поводу труда и распределения, которые обычно складываются в
процессе совместной деятельности людей и их общения;
— конфликты в сфере власти и в политической структуре общества.
Причиной служат отношения по поводу власти;
— конфликты в сфере культуры. Причиной могут служить столкновения
представителей различных культур, уровней развития отдельных наций и
народов.
Рассмотрим каждую группу конфликтов более подробно.
1. Конфликт между отдельными личностями. В основе этого конфликта
находятся такие противоречия, которые возникают между отдельными людьми.
Источники и средства разрешения такого конфликта связаны с общением между
людьми.
2. Конфликт между личностью и обществом. Он затрагивает производство,
распределение товаров и услуг, контроль за поведением людей, необходимый
для поддержания целостности общества. Может выражаться в отношении человека
к своей деятельности, к труду и приводить к отчуждению от них.
Конфликты этой группы связаны с социальным, экономическим и
политическим аспектами жизни общества, с эмоциональными отношениями людей,
построенными на выполнении ролевых предписаний. Именно здесь проявляются
несовершенство адаптации человека к группе, неумение правильно построить
взаимоотношения в семье, на работе, с друзьями. Все это становится
причинами конфликтов.
3. Конфликт между социальными общностями, группами и слоями.
Конфликтная ситуация заключается в противоборстве групп, преследующих
несовместимые цели. Источником противоположных интересов этих групп
являются общественные потребности, поэтому возникновение конфликтов прямо
связано с возможностью удовлетворения этих потребностей.
В концепциях зарубежных социологов важное значение приобретает аспект
политической власти как один из часто встречающихся предметов конфликта.
Так, Р. Дарендорф полагает, что власть лежит в основе социальной структуры,
а главными чертами любого общества являются господство, конфликт и
подавление. Основной источник конфликта — власть одних групп людей над
другими. Если власть сосредоточена в руках немногих, а остальные не могут
ее получить, но при этом люди могут объединяться в политические группы, то
политический конфликт обостряется.
Непрерывные изменения в общественной системе служат источником
конфликта между организационными структурами и между людьми. На это
обращают внимание французские социологи, изучающие общественное мнение с
помощью анализа социальных конфликтов математическими, этнологическими и
социоп-сихологическими методами (см.; Пажес Ж. -П. Конфликты и общественное
мнение // Социс. 1991. № 7. С. 107). Вместе с тем сам конфликт может
воздействовать на изменение в общественной системе.
4. Конфликты на межнациональном и межгосударственном уровне. Они
могут иметь такие проявления, как:
— аномия — разрушение культурного единства из-за отсутствия четких
социальных норм. Причины анемии — ослабление влияния религии и политики,
растущее значение торгово-промышленного класса, что вызывает распад когда-
то прочной системы нравственных ценностей;
— культурное запаздывание. Оно происходит, когда изменения
материальной сферы производства опережают возможности нематериальной
культуры (обычаи, философские системы, законы и формы правления). В
результате возникает постоянное несоответствие материальной и
нематериальной культуры, что порождает множество социальных проблем;
— господство чужой культуры, которое имело место в доиндустриальных
обществах, колонизированных европейскими нациями. Когда европейские
ценности наложились на местные, то результатом явилось неестественное и
чреватое конфликтами смешение двух культур (см.: СмелзерДж. Социология //
Социс. 1990. № 12. С. 129—130);
— социальные конфликты на международном уровне. Специалист в этой
области Л. Крисберг считает, что конфликты такого рода — это сложное
явление, включающее множество спорных вопросов и сторон.



2. Этапы протекания конфликтов

Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта
целесообразно проводить по трем основным стадиям:
- предконфликтная ситуация;
- непосредственно конфликт;
- стадия разрешения конфликта.
Предконфликтная ситуация.
Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное
напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого
времени. Предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что
забывается первопричина столкновения - это период, в который конфликтующие
стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия
или отступать.
Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения
целей избежания фрустрации без воздействия на соперника. Этот момент в
предконфликтной стадии называется идентификацией.
Рассматриваемая стадия характерна также формированием каждой из
конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.
Непосредственно конфликт.
Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента,
т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения
противника. Это активная, деятельная часть конфликта.
Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их можно
разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе
специфическое поведение людей.
К первой группе относятся действия соперников в конфликте, нося-
щем открытый характер. (Словесные прения, экономические санкции,
физическое воздействие, политическая борьба и т.п.)
Ко второй группе относятся скрытные действия соперников в конфликте.
Основным образом действия в скрытом внутреннем конфликте является
рефлексивное управление. Это способ управления, когда основания для
принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Один из
соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую
информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно
тому, кто передал данную информацию.
Разрешение конфликта.
Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение
инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение,
прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения
конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди
продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда
угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.
Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении
конфликтной ситуации. Это изменении может принимать различные формы. Но
наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить
конфликт, считается устранение причин конфликта.
Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения
требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего
поведения в конфликте.



3. Основные параметры социального конфликта

Всем конфликтам присущи четыре основных параметра:
- причины конфликта;
- острота конфликта;
- длительность конфликта;
- последствия конфликта

Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого
разворачивается конфликтная ситуация.
У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор
ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной
жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к
удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых
пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные
ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения
конфликтов.
Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне
разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют
различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты,
причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в
сферах экономических, политических, социально-психологических и других
ценностных ориентаций.
Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой
ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий.
Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы
актуализировалась соответствующая причина? Очевидно, что помимо
существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные
условия, служащие питательной средой для конфликта.
Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то
прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью
социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток
времени расходуется большое количество психологических и материальных
ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые
столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое
целое.
Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-
психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от
ситуации, требующей немедленных действий.
Длительность конфликта. Каждый индивид в своей жизни неизбежно
сталкивался с конфликтами разной длительности. Это может быть короткая,
длящаяся несколько минут стычка между двумя индивидуумами, а может быть и
противостояние различных групп, длящаяся на протяжении жизни нескольких
поколений (конфликт между религиями).
Последствия социального конфликта. Они весьма противоречивы.
Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к
значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой - являются тем
механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы
и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной
справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта
привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как
еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу
того, полезны или вредны конфликты для общества.
Так многие считают, что общество и отдельные его составные части
развиваются в результате эволюционных изменений, и вследствие этого
предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный,
разрушительный характер.
Но существует группа ученых, состоящая из сторонников диалектического
метода. Они признают конструктивное, полезное содержание всякого конфликта,
так как в результате конфликтов появляются новые качественные
определенности.



Заключение


Как относиться к возникновению конфликта, если он является составной частью
развития общества? «Цель состоит не в том, — считает М. Дойч, — чтобы
устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы сделать его
продуктивным» (Deutsh M. The Resolution of conflict. New Haven. 1973. P.
17.)
В западной социологической и политологической мысли давно существует
понятие «социальный порядок», которое выражает идею организованности
общественной жизни, упорядоченности социального действия или социальной
системы. Существует концепция ценностного согласия, заключающаяся в
следующем. Внутренний порядок основан на внутреннем согласии людей и
некотором минимуме общественных интересов, ценностей или норм. Достижение
согласия рассматривается как результат переговоров между людьми или
коллективного сознания, взятого в качестве самостоятельной реальности.
Таким образом, конфликт и согласие выступают как две стороны развития
общества. Конфликт станет фактором, воздействующим на развитие общества,
если он завершится взаимным согласием. И наоборот, для согласия вначале
надо пройти через конфликтную ситуацию



Список использованной литературы


1. Фролов С.С. Социология. М., Издательство "Логос", 1996 г.
2. Найденова Л.И. Социологические теории конфликтов и их разрешения.//
Социально-политический журнал, №12, 1994.




Новинки рефератов ::

Реферат: Управление маркетингом на предприятии на примере ОАО "Гурьевский металлургический завод" (Менеджмент)


Реферат: Internet (Компьютеры)


Реферат: Женский бизнес (Менеджмент)


Реферат: Контрольная работа по охране труда. Действие шума на организм человека (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Зимний Петергоф (Искусство и культура)


Реферат: Морские круизы (Туризм)


Реферат: Взаимосвязь результатов работы предприятия и стимулирования труда персонала (Менеджмент)


Реферат: Общая характеристика этики образования – этические требования к учителю (Педагогика)


Реферат: Биотехнологии (Биология)


Реферат: Контроль и ревизия основных средств (Аудит)


Реферат: Ценообразование на экспортную и импортную продукцию (Менеджмент)


Реферат: Роль микроэлементов в обменных процессах растений и на накоплении ими биологически активных веществ (Реферат (обзор литературы) () WinWord 97) (Биология)


Реферат: Дарвин (Исторические личности)


Реферат: Детское молодежное движение. ОМЦ "Монолит" (Педагогика)


Реферат: Способы отражения реалий во французском языке (Иностранные языки)


Реферат: Маркетинговi дослiдження фiрми (Менеджмент)


Реферат: Управление предприятиями торговли (Менеджмент)


Реферат: Концепции современного естествознания (Естествознание)


Реферат: Ван Гог (Искусство и культура)


Реферат: Дарвиновская метафора и философия науки (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист