GeoSELECT.ru



Авиация / Реферат: Глобальные проблемы мирного освоения космоса (Авиация)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Глобальные проблемы мирного освоения космоса (Авиация)

Вступление:

Во второй половине XX в. человечество ступило на порог Вселенной - вышло
в космическое пространство. Дорогу в космос открыла наша Родина. Первый
искусственный спутник Земли, открывший космическую эру, запущен бывшим
Советским Союзом, первый космонавт мира - гражданин бывшего СССР.
Космонавтика - это громадный катализатор современной науки и техники,
ставший за невиданно короткий срок одним из главный рычагов современного
мирового процесса. Она стимулирует развитие электроники, машиностроения,
материаловедения, вычислительной техники, энергетики и многих других
областей народного хозяйства.
В научном плане человечество стремится найти в космосе ответ на такие
принципиальные вопросы, как строение и эволюция Вселенной, образование
Солнечной системы, происхождение и пути развития жизни. От гипотез о
природе планет и строении космоса, люди перешли к всестороннему и
непосредственному изучению небесных тел и межпланетного пространства с
помощью ракетно-космической техники.
В освоении космоса человечеству предстоит изучит различные области
космического пространства: Луну, другие планеты и межпланетное
пространство.
Современный уровень космической техники и прогноз её развития
показывают, что основной целью научных исследований с помощью космических
средств, по-видимому, в ближайшем будущем будет наша Солнечная система.
Главными при этом будут задачи изучения солнечно-земных связей и
пространства Земля - Луна, а так же Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера,
Сатурна и других планет, астрономические исследования , медико-
биологические исследования с целью оценки влияния продолжительности полётов
на организм человека и его работоспособность.
В принципе развитие космической технике должно опережать «Спрос»,
связанный с решением актуальных народнохозяйственных проблем. Главными
задачами здесь являются ракет-носителей, двигательных установок,
космических аппаратов, а так же обеспечивающих средств(командно-
измерительных и стартовых комплексов, аппаратуры и т.д.), обеспечение
прогресса в смежных отраслях техники, прямо или косвенно связанных с
развитием космонавтики.



Фантазия
есть качество



величайшей ценности



В. И. Л е н и н

До полётов в мировое пространство нужно было понять и использовать на
практике принцип реактивного движения, научиться делать ракеты, создать
теорию межпланетных сообщений и т.д.
Ракетная техника - далеко не новое понятие. К созданию мощных
современных ракет-носителей человек шёл через тысячелетия мечтаний ,
фантазий, ошибок, поисков в различных областях науки и техники, накопления
опыта и знаний.
Принцип действия ракеты заключается в её движении под действием силы
отдачи, реакции потока частиц, отбрасываемых от ракеты. В ракете. т.е.
аппарате, снабжённом ракетным двигателем, истекающие газы образуются за
счёт реакции окислителя и горючего, хранящихся в самой ракете. Это
обстоятельство делает работу ракетного двигателя независимой от наличия или
отсутствия газовой среды. Таким образом, ракета представляет из себя
удивительную конструкцию, способную перемещаться в безвоздушном
пространстве, т.е. не опорном, космическом пространстве.
Особое место среди русских проектов применения реактивного принципа
полёта занимает проект Н. И. Кибальчича, известного русского революционера,
оставившего несмотря на короткую жизнь(1853-1881), глубокий след в истории
науки и техники. Имея обширные и глубокие знания по математике, физике и
особенно химии, Кибальчич изготовлял самодельные снаряды и мины для
народовольцев. «Проект воздухоплавательного прибора» был результатом
длительной исследовательской работы Кибальчича над взрывчатыми веществами.
Он, по существу, впервые предложил не ракетный двигатель, приспособленный к
какому-либо существовавшему летательном аппарату, как это делали другие
изобретатели, а совершенно новый(ракетодинамический) аппарат, прообраз
современных пилотируемых космических средств, у которых тяга ракетных
двигателей служит для непосредственного создания подъемной силы,
поддерживающей аппарат в полёте. Летательный аппарат Кибальчича должен был
функционировать по принципу ракеты!
Но т.к. Кибальчича посадили в тюрьму за покушение на Царя Александра II,

то проект его летательного аппарата был обнаружен только в 1917 году в
архиве департамента полиции.
Итак, к концу прошлого века идея применения для полётов реактивных
приборов получила в России большие масштабы. И первым кто решил продолжить
исследования был наш великий соотечественник Константин Эдуардович
Циолковский(1857-1935). Реактивным принципом движения он начал
интересоваться очень рано. Уже в 1883 г. он дал описание корабля с
реактивным двигателем. Уже в 1903 году Циолковский впервые в мире дал
возможность конструировать схему жидкостной ракеты. Идеи Циолковского
получили всеобщее признание ещё в 1920-е годы. И блестящий продолжатель его
дела С. П. Королёв за месяц до запуска первого искусственного спутника
Земли говорил что идеи и труды Константина Эдуардовича будут всё больше и
больше привлекать к себе внимание по мере развития ракетной техники, в чём
оказался абсолютно прав!

Начало космической эры

И так через 40 лет после того как был найден проект летательного
аппарата, созданный Кибальчичем, 4 октября 1957 г. бывший СССР
произвел запуск первого в мире искусственного спутника Земли.
Первый советский спутник позволил впервые измерить плотность верхней
атмосферы, получить данные о распространении радиосигналов в ионосфере,
отработать вопросы выведения на орбиту, тепловой режим и др. Спутник
представлял собой алюминиевую сферу диаметром 58 см и массой 83,6 кг с
четырьмя штыревыми антеннами длинной 2,4-2,9 м. В герметичном корпусе
спутника размещались аппаратура и источники электропитания. Начальные
параметры орбиты составляли: высота перигея 228 км, высота апогея 947 км,
наклонение 65,1 гр. 3 ноября Советский Союз сообщил о выведении на орбиту
второго советского спутника. В отдельной герметической кабине находились
собака Лайка и телеметрическая система для регистрации ее поведении в
невесомости. Спутник был также снабжен научными приборами для исследования
излучения Солнца и космических лучей.
6 декабря 1957 г. в США была предпринята попытка запустить спутник
«Авангард-1» с помощью ракеты-носителя, разработанной Исследовательской
лабораторией ВМФ .После зажигания ракета поднялась над пусковым столом,
однако через секунду двигатели выключились и ракета упала на стол,
взорвавшись от удара.
31 января 1958 г. был выведен на орбиту спутник «Эксплорер-1»,
американский ответ на запуск советских спутников. По размерам и
массе он не был кандидатом в рекордсмены. Будучи длинной менее 1 м и
диаметром только ~15,2 см, он имел массу всего лишь 4,8 кг.
Однако его полезный груз был присоеденен к четвертой, послед-
ней ступени ракеты-носителя «Юнона-1». Спутник вместе с ракетой на орбите
имел длину 205 см и массу 14 кг. На нем были установлены датчики наружной и
внутренней температур, датчики эрозии и ударов для определения потоков
микрометеоритов и счетчик Гейгера-Мюллера для регистрации проникающих
космических лучей.
Важный научный результат полета спутника состоял в открытии окружающих
Земля радиационных поясов. Счетчик Гейгера-Мюллера прекратил счет, когда
аппарат находился в апогее на высоте 2530 км, высота перигея составляла 360
км.
5 февраля 1958 г. в США была предпринята вторая попытка запустить
спутник «Авангард-1», но она также закончилась аварией, как и первая
попытка. Наконец 17 марта спутник был выведен на орбиту. В период с
декабря 1957 г. по сентябрь 1959 г. было предпринято одиннадцать
попыток вывести на орбиту «Авангард-1» только три из них были успешными.
ту. В период с декабря 1957
г. по сентябрь 1959 г. было предпринято одиннадцать попыток вывести на
орбиту «Авангард
Оба спутника внесли много нового в космическую науку и технику
(солнечные батареи, новые данные о плотности верхний атмосферы, точное
картирование островов в Тихом океане и т.д.) 17 августа 1958 г. в США
была предпринята первая попытка послать с мыса Канаверал в окрестности
Луны зонд с научной аппаратурой. Она оказалась неудачной. Ракета
поднялась и пролетела всего 16 км. Первая ступень ракеты взорвалась на
77 с полета. 11 октября 1958 г. была предпринята вторая попытка запуска
лунного зонда «Пионер-1», также оказалась неудачной. Последующие
несколько запусков также оказались неудачными, лишь 3 марта 1959 г.
«Пионер-4», массой 6,1 кг частично выполнил поставленную задачу:
пролетел мимо Луны на расстоянии 60000 км (вместо планируемых 24000 км).
Так же как и при запуске спутника Земли, приоритет в запуске первого
зонда принадлежит СССР, 2 января 1959 г. был запущен первый созданный
руками человека объект, который был выведен на траекторию, проходящую
достаточно близко от Луны, на орбиту
спутника Солнца. Таким образом «Луна-1» впервые достигла второй космической
скорости. «Луна-1» имела массу 361,3 кг и пролетела мимо Луны на расстоянии
5500 км. На расстоянии 113000 км от Земли с ракетной ступени,
пристыкованной к «Луне-1», было выпущено облако паров натрия, образовавшее
искусственную комету. Солнечное излучение вызвало яркое свечение паров
натрия и оптические системы на Земле сфотографировали облако на фоне
созвездия Водолея.
«Луна-2» запущенная 12 сентября 1959 г. совершила первый в мире полет на
другое небесное тело. В 390,2-килограммовой сфере размещались приборы,
показавшие, что Луна не имеет магнитного поля и радиационного пояса.
Автоматическая межпланетная станция (АМС) «Луна-3» была запущена 4
октября 1959 г. Вес станции равнялся 435 кг. Основной целью запуска был
облет Луны и фотографирование ее обратной, невидимой с Земли, стороны.
Фотографирование производилось 7
октября в течение 40 мин с высоты 6200 км над Луной.



Человек в космосе
12 апреля 1961 г. в 9 ч 07 мин по московскому времени в нескольких
десятках километров севернее поселка Тюратам в Казахстане на советском
космодроме Байконур состоялся запуск межконтинентальной баллистической
ракеты Р-7, в носовом отсеке которой размещался пилотируемый космический
корабль «Восток» с майором ВВС Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.
Запуск прошел успешно. Космический корабль был выведен на орбиту с
наклонением 65 гр, высотой перигея 181 км и высотой апогея 327 км и
совершил один виток вокруг Земли за 89 мин. На 108-ой мин после запуска он
вернулся на Землю, приземлившись в районе деревни Смеловка Саратовской
области. Таким образом, спустя 4 года после выведения первого
искусственного спутника Земли Советский Союз впервые в мире осуществил
полет человека в космическое пространство.
Космический корабль состоял из двух отсеков. Спускаемый аппарат,
являющийся одновременно кабиной космонавта, представлял собой сферу
диаметром 2,3 м, покрытую абляционным материалом для тепловой защиты при
входе в атмосферу. Управление кораблем осуществлялось автоматически, а
также космонавтом. В полете непрерывно поддерживалась с Землей. Атмосфера
корабля - смесь кислорода с азотом под давлением 1 атм. (760 мм рт. ст.).
«Восток-1» имел массу 4730 кг, а с последней ступенью ракеты-носителя 6170
кг. Космический корабль «Восток» выводился в космос 5 раз, после чего было
объявлено о его безопасности для полета человека.
Через четыре недели после полета Гагарина 5 мая 1961 г. капитан
3-го ранга Алан Шепард стал первым американским астронавтом.
Хотя он и не достиг околоземной орбиты, он поднялся над Землей
на высоту около 186 км. Шепард запущенный с мыса Канаверал в
КК «Меркурий-3» с помощью модифицированной баллистической
ракеты «Редстоун», провел в полете 15 мин 22 с до посадки в Атлантическом
океане. Он доказал, что человек в условиях невесомости может осуществлять
ручное управление космическим кораблем. КК «Меркурий» значительно отличался
от КК «Восток».
Он состоял только из одного модуля - пилотируемой капсулы в
форме усеченного конуса длинной 2,9 м и диаметром основания


1,89 м. Его герметичная оболочка из никелевого сплава имела обшивку из
титана для защиты от нагрева при входе в атмосферу.
Атмосфера внутри «Меркурия» состояла из чистого кислорода
под давлением 0,36 ат.
20 февраля 1962 г. США достигли околоземной орбиты. С мыса
Канаверал был запущен корабль «Меркурий-6», пилотируемый
подполковником ВМФ Джоном Гленном. Гленн пробыл на орбите только 4 ч 55
мин, совершив 3 витка до успешной посадки. Целью полета Гленна было
определение возможности работы человека в КК «Меркурий». Последний раз
«Меркурий» был выведен в космос 15 мая 1963 г.
18 марта 1965 г. был выведен на орбиту КК «Восход» с двумя космонавтами
на борту - командиром корабля полковником Павлом
Иваровичем Беляевым и вторым пилотом подполковником Алексеем Архиповичем
Леоновым. Сразу после выхода на орбиту экипаж очистил себя от азота, вдыхая
чистый кислород. Затем был
развернут шлюзовой отсек : Леонов вошел в шлюзовой отсек, закрыл крышку
люка КК и впервые в мире совершил выход в космическое пространство.
Космонавт с автономной системой жизнеобеспечения находился вне кабины КК в
течении 20 мин, временами отдаляясь от корабля на расстояние до 5 м. Во
время выхода он был соединен с КК только телефонным и телемеметрическим
кабелями. Таким образом, была практически подтверждена возможность
пребывания и работы космонавта вне КК.
3 июня был запущен КК «Джемени-4» с капитанами Джеймсом Макдивиттом и
Эдвардом Уайтом. Во время этого полета, продолжавшегося 97 ч 56 мин Уайт
вышел из КК и провел вне кабины 21 мин, проверяя возможность маневра в
космосе с помощью ручного реактивного пистолета на сжатом газе.
К большому сожалению освоение космоса не обошлось без жертв. 27 января
1967 г. экипаж готовившийся совершить первый
пилотируемый полет по программе «Аполлон» погиб во время
пожара внутри КК сгорев за 15 с в атмосфере чистого кислорода. Вирджил
Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи стали первыми американскими
астронавтами, погибшими в КК. 23 апреля с Байконура был запущен новый КК
«Союз-1», пилотируемый полковником Владимиром Комаровым. Запуск прошел
успешно.
На 18 витке, через 26 ч 45 мин, после запуска, Комаров начал ориентацию для
входа в атмосферу. Все операции прошли нормально, но после входа в
атмосферу и торможения отказала парашютная система. Космонавт погиб
мгновенно в момент удара «Союза» о Землю со скоростью 644 кмч. В
дальнейшем Космос унес не одну человеческую жизнь, но эти жертвы были
первыми.

Нужно заметить, что в естественнонаучном и производительном планах мир
стоит перед рядом глобальных проблем, решение которых требует объединённых
усилий всех народов. Это проблемы сырьевых ресурсов, энергетики, контроля
за состоянием окружающей среды и сохранения биосферы и другие. Огромную
роль в кардинальном их решении будут играть космические исследования - одно
из важнейших направлений научно-технической революции.
Космонавтика ярко демонстрирует всему миру плодотворность мирного
созидательного труда, выгоды объединения усилий разных стран в решении
научных и народнохозяйственных задач.
С какими же проблемами сталкивается космонавтика и сами космонавты?
Начнём с жизнеобеспечения. Что такое жизнеобеспечение? Жизнеобеспечение
в космическом полёте - это создание и поддержание в течении всего полёта в
жилых и рабочих отсеках К.К. таких условий, которые обеспечили бы экипажу
работоспособность, достаточную для выполнения поставленной задачи, и
минимальную вероятность возникновения патологических изменений в организме
человека. Как это сделать? Необходимо существенно уменьшить степень
воздействия на человека неблагоприятных внешних факторов космического
полёта - вакуума, метеорических тел, проникающей радиации, невесомости,
перегрузок; снабдить экипаж веществами и энергией без которых не возможна
нормальная жизнедеятельность человека, - пищей, водой, кислородом и сетом;
удалить продукты жизнедеятельности организма и вредные для здоровья
вещества, выделяемые при работе систем и оборудования космического корабля;
обеспечить потребности человека в движении, отдыхе, внешней информации и
нормальных условиях труда; организовать медицинский контроль за состоянием
здоровья экипажа и поддержание его на необходимом уровне. Пища и вода
доставляются в космос в соответствующей упаковке, а кислород - в химически
связанном виде. Если не проводить восстановление продуктов
жизнедеятельности, то для экипажа из трёх человек на один год потребуется
11 тонн вышеперечисленных продуктов, что, согласитесь, составляет немалый
вес, объём, да и как это всё будет хранится в течении года?!
В ближайшем будущем системы регенерации позволят почти полностью
воспроизводить кислород и вод на борту станции. Уже давно начали
использовать вода после умывания и душа, очищенную в системе регенерации.
Выдыхаемая влага конденсируется в холодильно-сушильном агрегате, а затем
регенерируется. Кислород для дыхания извлекается из очищенной воды
электролизом, а газообразный водород, реагируя с углекислым газом,
поступающим из концентратора, образует воду, которая питает электролизер.
Использование такой системы позволяет уменьшить в рассмотренном примере
массу запасаемых веществ с 11 до 2т. В последнее время практикуется
выращивание разнообразных видов растений прямо на борту корабля, что
позволяет сократить запас пищи который необходимо брать в космос, об этом
упоминал ещё в своих трудах Циолковский.

Космос науке

Освоение космоса во многом помогает в развитии наук:
18 декабря 1980 года было установлено явление стока частиц радиационных
поясов Земли под отрицательными магнитными аномалиями.
Эксперименты, проведённые на первых спутниках показали, что околоземное
пространство за пределами атмосферы вовсе не «пустое». Оно заполнено
плазмой, пронизано потоками энергетических частиц. В 1958 г. в ближнем
космосе были обнаружены радиационные пояса Земли - гигантские магнитные
ловушки, заполненные заряженными частицами - протонами и электронами
высокой энергии.
Наибольшая интенсивность радиации в поясах наблюдается на высотах в
несколько тысяч км. Теоретические оценки показывали, что ниже 500 км. Не
должно быть повышенной радиации. Поэтому совершенно неожиданным было
обнаружение во время полётов первых К.К. областей интенсивной радиации на
высотах до 200-300 км. Оказалось, что это связано с аномальными зонами
магнитного поля Земли.
Распространилось исследование природных ресурсов Земли космическими
методами, что во многом посодействовало развитию народного хозяйства.
Первая проблема которая стояла в 1980 году перед космическими
исследователями представляла перед собой комплекс научных исследований,
включающих большинство важнейших направлений космического природоведения.
Их целью являлись разработка методов тематического дешифрирования
многозональной видеоинформации и их использование при решении задач наук о
Земле и хозяйственных отраслей. К таким задачам относятся: изучение
глобальных и локальных структур земной коры для познания истории её
развития.
Вторая проблема является одной из основополагающих физико-технических
проблем дистанционного зондирования и имеет своей целью создание каталогов
радиационных характеристик земных объектов и моделей их трансформации,
которые позволят выполнять анализ состояния природных образований на время
съемки и прогнозировать их на динамику.
Отличительной особенностью третей проблемы является ориентация на
излучение радиационных характеристик крупных регионов вплоть до планеты в
целом с привлечением данных о параметрах и аномалиях гравитационного и
геомагнитного полей Земли.

Изучение Земли из космоса
Человек впервые оценил роль спутников для контроля за состоянием
сельскохозяйственных угодий, лесов и других природных ресурсов
Земли лишь спустя несколько лет после наступления космической
эры. Начало было положено в 1960г., когда с помощью метеорологических
спутников «Тирос» были получены подобные карте очертания земного шара,
лежащего под облаками. Эти первые черно-белые ТВ изображения давали
весьма слабое представление о деятельности человека и тем не менее это
было первым шагом. Вскоре были разработаны новые технические средства,
позволившие повысить качество наблюдений . Информация извлекалась из
многоспектральных изображений в видимом и инфракрасном (ИК) областях
спектра. Первыми спутниками, предназначенными для максимального
использования этих возможностей были аппараты типа «Лэндсат». Например
спутник «Лэндсат-D», четвертый из серии, осуществлял наблюдение Земли с
высоты более 640 км с помощью усовершенствованных чувствительных
приборов, что позволило потребителям получать значительно более
детальную и своевременную информацию . Одной из первых областей
применения изображений земной поверхности, была картография. В
доспутниковую эпоху карты многих областей, даже в развитых
районах мира были составлены неточно. Изображения, полученные с
помощью спутника «Лэндсат», позволили скорректировать и обновить
некоторые существующие карты США. В СССР изображения полученные со
станции «Салют», оказались незаменимыми для выверки железнодорожной
трассы БАМ.
В середине 70-х годов НАСА, министерство сельского хозяйства США
приняли решение продемонстрировать возможности спутниковой системы в
прогнозировании важнейшей сельскохозяйственной культуры пшеницы.
Спутниковые наблюдения, оказавшиеся на редкость точными в дальнейшем
были распространены на другие сельскохозяйственные культуры.
Приблизительно в то же время в СССР наблюдения за сельскохозяйственными
культурами проводились со спутников серий «Космос», «Метеор», «Муссон»
и орбитальных станций «Салют».

Использование информации со спутников выявило ее неоспоримые
преимущества при оценке объема строевого леса на обширных территориях
любой страны. Стало возможным управлять процессом вырубки леса и при
необходимости давать рекомендации по изменению
контуров района вырубки с точки зрения наилучшей сохранности леса.
Благодаря изображениям со спутников стало также возможным быстро
оценивать границы лесных пожаров, особенно «коронообразных», характерных
для западных областей Северной Америки , а так
же районов Приморья и южных районов Восточной Сибири в России.
Огромное значение для человечества в целом имеет возможность наблюдения
практически непрерывно за просторами Мирового Океана,
этой «кузницы» погоды. Именно над толщами океанской воды зарождаются
чудовищной силы ураганы и тайфуны, несущие многочисленные жертвы и
разрушения для жителей побережья. Раннее оповещение населения часто
имеет решающее значение для спасения жизней десятков тысяч людей.
Определение запасов рыбы и других морепродуктов также имеет огромное
практическое значение . Океанские течения часто искривляются, меняют
курс и размеры. Например , Эль Нино, теплое течение в южном направлении
у берегов Эквадора в отдельные годы может распространяться вдоль берегов
Перу до 12гр. ю.ш. . Когда это происходит, планктон и рыба гибнут
огромных количествах, нанося непоправимый ущерб рыбным промыслам многих
стран и том числе и России. Большие концентрации одноклеточных морских
организмов повышают смертность рыбы, возможно из-за содержащихся в них
токсинов. Наблюдение со спутников помогает выявить «капризы» таких
течений и дать полезную информацию тем, кто в ней нуждается. По
некоторым оценкам российских и американских ученых экономия топлива в
сочетании с «дополнительным уловом» за счет использования информации со
спутников, полученной в инфракрасном диапазоне, дает ежегодную прибыль в
2,44 млн. долл. Использование спутников для целей обзора облегчило
задачу прокладывания курса морских судов. Так же спутниками
обнаруживаются опасные для судов айсберги, ледники. Точное знание
запасов снега в горах и объема ледников - важная задача научных
исследований, ведь по мере освоения засушливых территорий потребность в
воде резко возрастает.
Неоценима помощь космонавтов в создании крупнейшего картографического
произведения - Атласа снежно-ледовых ресурсов мира.
Также с помощью спутников находят нефтяные загрязнения, загрязнения
воздуха, полезные ископаемые.
Наука о космосе
В течении небольшого периода времени с начала космической эры человек
не только послал автоматические космические станции к другим планетам и
ступил на поверхность Луны, но также произвел революцию в науке о
космосе, равной которой не было за всю историю человечества. Наряду с
большими техническими достижениями, вызванными развитием космонавтики,
были получены новые знания о планете Земля и соседних мирах. Одним из
первых важных открытий, сделанных не традиционным визуальным, а иным
методом наблюдения, было установление факта резкого увеличения с
высотой, начиная с некоторой пороговой высоты интенсивности считавшихся
ранее изотропными космических лучей. Это открытие принадлежит австрийцу
В. Ф. Хессу, запустившему в 1946 г. газовый шар-зонд с аппаратурой на
большие высоты.
В 1952 и 1953 гг. д-р Джеймс Ван Аллен проводил исследования низ-
ко энергетических космических лучей при запусках в районе северного
магнитного полюса Земли небольших ракет на высоту 19-24 км и высотных
шаров - баллонов. Проанализировав результаты проведенных экспериментов,
Ван Аллен предложил разместить на борту первых американских
искусственных спутников Земли достаточно простые по конструкции
детекторы космических лучей.
С помощью спутника «Эксплорер-1» выведенного США на орбиту
31 января 1958 г. было обнаружено резкое уменьшение интенсивности
космического излучения на высотах более 950 км. В конце 1958 г. АМС
«Пионер-3», преодолевшая за сутки полета расстояние свыше 100000 км,
зарегистрировала с помощью имевшихся на борту датчиков второй,
расположенный выше первого, радиационный пояс Земли, который также
опоясывает весь земной шар.
В августе и сентябре 1958 г. на высоте более 320 км было произведено
три атомных взрыва, каждый мощностью 1,5 к.т. Целью испытаний с кодовым
названием «Аргус» было изучение возможности
пропадания радио и радиолокационной связи при таких испытаниях.
Исследование Солнца - важнейшая научная задача, решению которой
посвящены многие запуски первых спутников и АМС.
Американские «Пионер-4» - «Пионер-9» ( 1959-1968гг.) с околосолнечных
орбит передавали по радио на Землю важнейшую информацию о структуре
Солнца. В тоже время было запущено более двадцати спутников серии
«Интеркосмос» с целью изучения Солнца и
околосолнечного пространства.



Чёрные дыры

О чёрных дырах узнали в 1960-х годах. Оказалось, что если бы наши глаза
могли видеть только рентгеновское излучение, то звёздное небо над нами
выглядело бы совсем иначе. Правда, рентгеновские лучи, испускаемые Солнцем,
удалось обнаружить ещё до рождения космонавтики, но о других источниках в
звёздном небе и не подозревали. На них наткнулись случайно.
В 1962 году американцы, решив проверить, не исходит ли от поверхности
Луны рентгеновское излучение, запустили ракету, снабжённую специальной
аппаратурой. Вот тогда-то, обрабатывая результаты наблюдений убедились, что
приборы отметили мощный источник рентгеновского излучения. Он располагался
в созвездии Скорпион. И уже в 70-х годах на орбиту вышли первые 2 спутника,
предназначенные для поиска исследований источников рентгеновских лучей во
вселенной, - американский «Ухуру» и советский «Космос-428».
К этому времени кое-что уже начало проясняться. Объекты, испускающие
рентгеновские лучи, сумели связать с еле видимыми звёздами, обладающими
необычными свойствами. Это были компактные сгустки плазмы ничтожных,
конечно по космическим меркам, размеров и масс, раскалённые до нескольких
десятков миллионов градусов. При весьма скромной наружности эти объекты
обладали колоссальной мощностью рентгеновского излучения, в несколько тысяч
раз превышающей полную совместимость Солнца.
Эти крохотные, диаметром около 10 км. , останки полностью выгоревших
звёзд, сжавшиеся до чудовищной плотности, должны были хоть как-то заявить о
себе. Поэтому так охотно в рентгеновских источниках «узнавали» нейтронные
звёзды. И ведь казалось бы всё сходилось. Но расчёты опровергли ожидания:
только что образовавшиеся нейтронные звёзды должны были сразу остыть и
перестать излучать, а эти лучились рентгеном.
С помощью запущенных спутников исследователи обнаружили строго
периодические изменения потоков излучения некоторых из них. Был определён и
период этих вариаций - обычно он не превышал нескольких суток. Так могли
вести себя лишь две вращающиеся вокруг себя звезды, из которых одна
периодически затмевала другую. Это было доказано при наблюдении в
телескопы.
Откуда же черпают рентгеновские источники колоссальную энергию
излучения, Основным условием превращения нормальной звезды в нейтронную
считается полное затухание в ней ядерной реакции. Поэтому ядерная энергия
исключается. Тогда , может быть, это кинетическая энергия быстро
вращающегося массивного тела? Действительно она у нейтронных звёзд велика.
Но и её хватает лишь ненадолго.
Большинство нейтронных звёзд существует не по одиночке, а в паре с
огромной звездой. В их взаимодействии, полагают теоретики, и скрыт источник
могучей силы космического рентгена. Она образует вокруг нейтронной звезды
газовый диск. У магнитных полюсов нейтронного шара вещество диска выпадает
на его поверхность, а приобретённая при этом газом энергия превращается в
рентгеновское излучение.
Свой сюрприз преподнёс и «Космос-428». Его аппаратура зарегистрировала
новое, совсем не известное явление - рентгеновские вспышки. За один день
спутник засёк 20 всплесков, каждый из которых длился не более 1 сек. , а
мощность излучения возрастала при этом в десятки раз. Источники
рентгеновских вспышек учёные назвали БАРСТЕРАМИ. Их тоже связывают с
двойными системами. Самые мощные вспышки по выстреливаемой энергии всего
лишь в несколько раз уступает полному излучению сотен миллиардов звёзд
находящихся в нашей Галлактке.
Теоретики доказали: «чёрные дыры», входящие в состав двойных звёздных
систем, могут сигнализировать о себе рентгеновскими лучами. И причина
возникновения та же - аккреция газа. Правда механизм в этом случае
несколько другой. Оседающие в «дыру» внутренние части газового диска должны
нагреться и потому стать источниками рентгена.
Переходом в нейтронную звезду заканчивают «жизнь» только те светила,
масса которых не превышает 2-3 солнечных. Более крупные звёзды постигает
участь «черной дыры».
Рентгеновская астрономия поведала нам о последнем, может быть, самом
бурном, этапе развития звёзд. Благодаря ей мы узнали о мощнейших
космических взрывах, о газе с температурой в десятки и сотни миллионов
градусов, о возможности совершенно необычного сверхплотного состояния
веществ в «чёрных дырах».

Что же ещё даёт космос именно для нас? В телевизионных (ТВ)
программах уже давным-давно не упоминается о том, что передача ведется
через спутник. Это является лишним свидетельством огромного успеха в
индустриализации космоса, ставшей неотъемлемой частью нашей жизни.
Спутники связи буквально опутывают мир невидимыми нитями. Идея создания
спутников связи родилась вскоре после второй мировой войны, когда А.
Кларк в номере журнала «Мир радио» ( Wireless World ) за октябрь 1945г.
представил свою концепцию ретрансляционной станции связи, расположенной
на высоте 35880 км над Землей.
Заслуга Кларка заключалась в том, что он определил орбиту, на
которой спутник неподвижен относительно Земли. Такая орбита называется
геостационарной или орбитой Кларка. При движении
по круговой орбите высотой 35880 км один виток совершается
за 24 часа, т.е. за период суточного вращения Земли. Спутник,
движущийся по такой орбите, будет постоянно находиться над
определенной точкой поверхности Земли.
Первый спутник связи «Телстар-1» был запущен все же на низкую
околоземную орбиту с параметрами 950 х 5630 км это случи-
лось 10 июля 1962г. Почти через год последовал запуск спутника «Телстар-
2». В первой телепередаче был показан американский флаг в Новой Англии
на фоне станции в Андовере. Это изображение было передано в
Великобританию, Францию и на американскую станцию в шт. Нью-Джерси через
15 часов после запуска спутника. Двумя неделями позже миллионы
европейцев и американцев наблюдали за переговорами людей, находящихся на
противоположных берегах Атлантического океана. Они не только
разговаривали но и видели друг друга, общаясь через спутник. Историки
могут считать этот день датой рождения космического ТВ. Крупнейшая в
мире государственная система спутниковой связи создана в России. Ее
начало было положено в апреле 1965г. запуском спутников серии «Молния»,
выводимых на сильно вытянутые эллиптические орбиты с апогеем над
Северным полушарием. Каждая серия включает четыре пары спутников,
обращающихся на орбите на угловом расстоянии друг от друга 90 гр.
На базе спутников «Молния» построена первая система дальней
космической связи «Орбита». В декабре 1975г. семейство спутников связи
пополнилось спутником «Радуга», функционирующем на геостационарной
орбите. Затем появился спутник «Экран» с более мощным передатчиком и
более простыми наземными станциями. После первых разработок спутников
наступил новый период в развитии техники спутниковой связи, когда
спутники стали выводить на геостационарную орбиту по которой они
движутся синхронно с вращением Земли. Это позволило установить
круглосуточную связь между наземными станциями , используя спутники
нового поколения : американские «Синком», «Эрли берд» и «Интелсат»
российские - «Радуга» и «Горизонт».
Большое будущее связывают с размещением на геостационарной
орбите антенных комплексов.
17 июня 1991 года, был выведен на орбиту геодезический спутник ERS-1.
Главной задачей спутников должны были стать наблюдения за океанами и
покрытыми льдом частями суши, чтобы представить климатологам, океанографам
и организациям по охране окружающей среды данные об этих малоисследованных
регионах. Спутник был оснащен самой современной микроволновой аппаратурой,
благодаря которой он готов к любой погоде: "глаза" его радиолокационных
приборов проникают сквозь туман и облака и дают ясное изображение
поверхности Земли, через воду, через сушу, - и через лед. ERS-1 был
нацелен на разработку ледовых карт, которые в последствии помогли бы
избежать множество катастроф, связанных со столкновением кораблей с
айсбергами и т.д.
При всем том, разработка судоходных маршрутов это, говоря об-
разным языком, только верхушка айсберга, если только вспомнить о
расшифровке данных ERS об океанах и покрытых льдом пространствах Земли.
Нам известны тревожные прогнозы общего потепления Земли, которые приведут к
тому, что растают полярные шапки и повысится уровень моря. Затоплены
будут все прибрежные зоны, пострадают миллионы людей.
Но нам неизвестно, насколько правильны эти предсказания. Продолжительные
наблюдения за полярными областями при помощи ERS-1 и последовавшего за
ним в конце осени 1994 года спутника ERS-2 представляют данные, на
основании которых можно сделать выводы об этих тенденциях. Они создают
систему "раннего обнаружения" в деле о таянии льдов.
Благодаря снимкам, которые спутник ERS-1 передал на Землю, мы знаем,
что дно океана с его горами и долинами как бы "отпечатывается" на
поверхности вод. Так ученые могут составить представление о том, является
ли расстояние от спутника до морской поверхности (с точностью до десяти
сантиметров измеренное спутниковыми радарными высотомерами) указанием на
повышение уровня моря, или же это "отпечаток" горы на дне.
Хотя первоначально спутник ERS-1 был разработан для наблюдений за
океаном и льдами, он очень быстро доказал свою многосторонность и по
отношению к суше. В сельском и лесном хозяйстве, в рыболовстве, геологии и
картографии специалисты работают с данными, представляемыми спутником.
Поскольку ERS-1 после трех лет выполнения своей миссии он все еще
работоспособен, ученые имеют шанс эксплуатировать его вместе с ERS-2 для
общих заданий, как тандем. И они собираются получать новые сведения о
топографии земной поверхности и оказывать помощь, например, в
предупреждении о возможных землетрясениях.
Спутник ERS-2 оснащен, кроме того, измерительным прибором
Global Ozone Monitoring Experiment Gome который учитывает объем
и распределение озона и других газов в атмосфере Земли. С помощью этого
прибора можно наблюдать за опасной озоновой дырой и происходящими
изменениями. Одновременно по данным ERS-2 можно отводить близкое к земле
UV-B излучение.
На фоне множества общих для всего мира проблем окружающей среды, для
разрешения которых должны предоставлять основополагающую информацию и ERS-
1, и ERS-2, планирование судоходных маршрутов кажется сравнительно
незначительным итогом работы этого нового поколения спутников. Но это одна
из тех сфер, в которой
возможности коммерческого использования спутниковых данных используются
особенно интенсивно. Это помогает при финансировании других важных
заданий. И это имеет в области охраны окружающей среды эффект, который
трудно переоценить: скорые судоходные пути требуют меньшего расхода
энергии. Или вспомним о нефтяных танкерах, которые в шторм садились на
мель или разбивались и тонули, теряя свой опасный для окружающей среды
груз. Надежное планирование маршрутов помогает избежать таких катастроф.
В заключение справедливо будет сказать, что двадцатое столетие по праву
называют «веком электричества», «атомным веком», «веком химии», «веком
биологии». Но самое последнее и, по-видимому, также справедливое его
название - «космический век». Человечество вступило на путь, ведущий в
загадочные космические дали, покоряя которые оно расширит сферу своей
деятельности. Космическое будущее человечества - залог его непрерывного
развития на пути прогресса и процветания, о котором мечтали и которое
создают те, кто работал и работает сегодня в области космонавтики и других
отраслях народного хозяйства.



Используемая литература:

1.«Космическая техника» под редакцией К. Гэтланда. 1986 г. Москва.
2.«КОСМОС далёкий и близкий» А.Д. Коваль В.П. Сенкевич. 1977 г.
3.«Освоение космического пространства в СССР» В.Л. Барсуков 1982 г.
4.«Космос землянам» Береговой
5. _________________________________________________________
6. _________________________________________________________




Реферат на тему: Гражданская авиация в период 1956-60гг. Начало внедрения реактивной техники

Министерство Транспорта Российской Федерации
Департамент Воздушного Транспорта

Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации



кафедра “ТЭЛА и АД”



Реферат
на тему : «Гражданская авиация в период
с 1956 года по 1960 год. Начало внедрения реактивной техники»



Выполнил: студент ЭК 2-3
Пичугин Максим Александрович
Проверил: доцент Полякова И.Ф.



Москва 1997 год
Содержание :


1. Введение.

2. Новые самолеты в период с 1956 года по 1960 год.



1. Введение.

Я хочу рассказать о том времени, когда еще существовал Советский Союз,
когда была Коммунистическая партия, когда наша страна вышла на решающий
этап строительства развитого социализма.
За период с 1945 по 1955 год гражданский воздушный флот СССР достиг
значительных успехов. Испытанные и закаленные в тяжелые годы Великой
Отечественной войны, вдохновленные исторической победой нашего народа над
врагом, советские авиаторы активно включились в работу по восстановлению
народного хозяйства, развернули борьбу за выполнение и перевыполнение
плановых заданий, обеспечили ускоренное восстановление и дальнейшее
развитие гражданской авиации. В это время были приняты меры, направленные
на укрепление материально-технической базы Аэрофлота, совершенствование
ремонта и обслуживания авиатехники, повышение регулярности и безопасности
полетов.
В аэропортах широко внедрялись новые радио- и светотехнические системы
посадки, самолеты оснащались более совершенным оборудованием. На внутренние
и международные воздушные линии вышли новые отечественные самолеты.
Возросло количество рейсов, выполняемых в ночное время и в сложных
метеорологических условиях.
Быстрыми темпами развивалась авиация специального применения.
Авиаработники внесли достойный вклад в развитие сельского и лесного
хозяйства, обслуживание крупных промышленных объектов, освоение Арктики и
Антарктиды. Авиация играла все большую роль в медицинской помощи населению.
Коммунистическая пария и Советское государство, определившие основные
направления развития гражданского воздушного флота, создавали необходимые
условия для превращения его в передовую отрасль народного хозяйства.
Неуклонно продолжало укрепляться всестороннее содружество стран
социализма. Умело используя преимущества мировой социалистической системы и
координируя свои народнохозяйственные планы, страны - члены СЭВ наращивали
темпы роста промышленного и сельскохозяйственного производства, расширяли
всестороннее сотрудничество, в том числе в области экономики и транспорта.
В условиях растущей агрессивности ведущих империалистических держав, в
первую очередь США, Советское государство развернули энергичную и
целеустремленную борьбу за ослабление международной напряженности. Опираясь
на братскую поддержку социалистических государств, международного рабочего
класса, всего прогрессивного человечества, СССР предпринял целый ряд важных
шагов для укрепления мира. Благодаря последовательному проведения нашей
страной политики мирного сосуществования государств с различным социальным
строем были устранены очаги военного пожара, раздуваемого империалистами в
Азии и на Ближнем Востоке, пересечены вылазки агрессивных сил против
Венгерской Народной Республики. Мировая социалистическая система
становилась решающим фактором общественного развития. Страны социализма все
больше расширяли взаимовыгодные торговые отношения.
Большое принципиальное значение имело создание в нашей стране атомного
и термоядерного оружия, освоение производства межконтинентальных ракет,
обеспечивших надежную защиту мирного труда народов стран социалистического
содружества, сохранение и упрочение всеобщего мира. Эти достижения наглядно
свидетельствовали о высоком уровне советской науки и техники, развитой
промышленности, способных в короткие сроки решать самые сложные проблемы.
В феврале 1956 года состоялся XX съезд Коммунистической партии
Советского Союза. «Главные задачи шестого пятилетнего плана состояли в том,
чтобы на базе преимущественного развития тяжелой промышленности,
непрерывного технического прогресса и повышения производительности труда
обеспечить дальнейший рост всех отраслей народного хозяйства, осуществить
расширение сельскохозяйственного производства и на этой основе добиться
дальнейшего подъема материального благосостояния и культурного уровня
народа». В директивах съезда по шестому пятилетнему плану развития
народного хозяйства СССР на 1956-1960 годы перед воздушным транспортом
ставились ответственные задачи : «Увеличить за пятилетие грузооборот в два
раза и объем пассажирских перевозок примерно в 3,8 раза. Внедрить в
эксплуатацию на магистральных воздушных линиях скоростные многоместные
пассажирские самолеты. Реконструировать основные аэропорты на магистральных
воздушных линиях».
Для решения задач, необходимо было обеспечить среднегодовой прирост
грузооборота на 25,5 процента, а перевозки пассажиров на 30 процентов.
Такие высокие темпы могли быть достигнуты лишь путем значительного
повышения производительности труда на основе дальнейшего технического
прогресса и прежде всего широкого внедрения реактивной техники, комплексной
механизации и автоматизации производства, внедрения нового оборудования и
передовой технологии.



2.Новые самолеты в период с 1956 года
по 1960 год.

Первым самолетом, который по Директивам XX съезда КПСС внедрялся в
эксплуатацию на магистральных воздушных линиях, был реактивный самолет Ту-
104. Его выход на трассы требовал коренной перестройки работы практически
всех служб, качественных изменений в эксплуатации самолетов, двигателей и
наземного оборудования, разработки и применения новых форм и методов труда
на авиапредприятиях.
Еще в период эксплуатационных испытаний самолета Ту-104 были обучены
летные экипажи, инженерный состав и технические бригады по обслуживанию
этого самолета. Специалисты Аэрофлота совместно с конструкторами
разработали всю необходимую летно-техническую документацию.
В связи с предстоящим массовым поступлением в Аэрофлот реактивных
самолетов из личного состава цехов линейных эксплуатационно-ремонтных
мастерских во Внукове была укомплектована специальная техническая бригада,
а в марте 1956 года создано первое подразделение реактивных самолетов.
Перед началом регулярных полетов на Ту-104 Управление инженерно-авиационной
служба ГУГВФ направило в аэропорты посадок (Омск, Иркутск) своих ведущих
инженеров для проверки подготовки службы к эксплуатации реактивной техники
и оказания практической помощи в обслуживании самолетов.
15 сентября 1956 года самолет Ту-104 совершил первый регулярный рейс с
пассажирами по трассе Москва-Иркутск. Через 7 часов 10 минут летного
времени, преодолев с посадкой в Омске 4570 километров, самолет приземлился
в Иркутске. Время в пути по сравнению с полетом на поршневых самолетах
сократилось почти втрое.
В том же году реактивные первенцы стали летать на линиях Москва-
Тбилиси, Москва-Ташкент, Москва-Хабаровск.
13 февраля 1958 года самолет Ту-104 стартовал в первый (технический)
рейс по авиалинии Москва-Владивосток - одной из самых протяженных в нашей
стране.
Начав регулярную перевозку пассажиров на реактивных самолетах,
Советский Союз на два года опередил США, Англию и другие западные страны по
массовой эксплуатации пассажирских турбореактивных самолетов : американский
реактивный самолет «Боинг-707» и английская «Комета-IV» вышли на воздушные
линии только в конце 1958 года, а французский «Каравелла» - в 1959 году.

Новые многоместные скоростные воздушные корабли Ту-104 быстро
завоевали популярность среди населения, и объем пассажирских перевозок на
них из года в год возрастал. Опыт освоения новых реактивных самолетов,
накопленный в Московском управлении транспортной авиации, был распространен
в Дальневосточном, Восточно-Сибирском, Узбекском и Грузинском
территориальных управлениях, которые в 1957 году приступили к эксплуатации
самолетов Ту-104. В том же году подразделения реактивных самолетов были
созданы на авиапредприятиях Иркутска, Хабаровска, Ташкента, Киева. В 1958
году среди пилотов, первыми освоивших эксплуатацию самолета Ту-104, было
уже немало «миллионеров».
В марте 1955 года было принято решение о создании нового
магистрального турбовинтового самолета, предназначенного для беспосадочных
полетов на большие расстояния. За короткий срок были рассмотрены эскизный
проект и макет самолета Ту-114, созданного конструкторским бюро А. Н.
Туполева, проведены заводские, государственные и эксплуатационные
испытания. На всех этапах - от проектирования до внедрения в эксплуатацию
самолета Ту-114 - большую работу провел коллектив научных сотрудников
ГосНИИ ГВФ. Контроль за испытаниями самолета осуществляли ведущие
управления ГУГВФ - Управление летной службы, Управление инженерно-
авиационной службы и другие.
Благодаря хорошим аэродинамическим качествам, четырем турбовинтовым
двигателям НК-12МВ мощностью по 15 тысяч л. с. самолет Ту-114 имел высокие
летно-технические характеристики - скорость 800 км/ч, дальность полета 7000-
8000 км и мог взять на борт 120-170 пассажиров.
На Всемирной авиационной выставке в Брюсселе в 1958 году самолет Ту-
114 был удостоен высшей награды - «Гран-при». Первый полет с пассажирами на
самолете Ту-114 по маршруту Москва - Хабаровск - Москва состоялся в мае
1959 года. Маршрут протяженностью около 14 тысяч км. самолет преодолел за
18 часов 50 минут летного времени со средней скоростью 730 км/ч. В течение
1959-1960 годов Ту-114 совершил ряд рейсов в США, Англию, Францию, КНР и
другие государства.
28 мая 1959 года на 52-й Генеральной конференции Международной
авиационной федерации (ФАИ), проходившей в Москве, создателю самолетов Ту-
104 и Ту-114, выдающемуся советскому авиаконструктору А. Н. Туполеву была
вручена высшая награда Федерации - золотая медаль.
Ту-114 оказался самым экономичным самолетом на беспосадочных трассах
большой протяженности. Более шести лет он был единственным дальним
магистральным самолетом, выполнявшим межконтинентальные рейсы с
пассажирами, почтой и грузами в США, на Кубу, в Канаду и Японию. В
дальнейшем самолет успешно применялся на внутренних линиях в компоновке на
200 пассажирских мест с общей коммерческой загрузкой 22,5 тонн.
Работа по созданию самолетов новых типов велась и в других
конструкторских бюро. В 1956 году коллектив ОКБ С. В. Ильюшина приступил к
проектированию и созданию среднего магистрального турбовинтового самолета
Ил-18. Менее чем за полтора года были построены и испытаны опытные образцы
этой машины. Заканчивая заводские испытания самолета Ил-18, летчик-
испытатель дважды Герой Советского Союза В. К. Коккинаки 21-23 марта
совершил дальний перелет по маршруту Москва - Иркутск - Петропавловск-
Камчатский - бухта Тикси - станция «Северный полюс-6» - бухта Тикси -
Москва, преодолев около 18 000 км за 27 часов 34 минуты летного времени со
средней скоростью 650 км/ч. Эти испытания подтвердили высокие летно-
технические данные самолета. С мая по август 1958 года проводились
государственные испытания самолета Ил-18 в компоновке на 89 пассажирских
мест.
В процессе проектирования, испытаний, освоения, доводки и эксплуатации
этой машины большую творческую энергию и инициативу проявили руководители,
научные работники и пилоты ГосНИИ ГВФ, а также экипажи Внуковского
авиаподразделения, первыми начавшие выполнять рейсы с пассажирами на этом
самолете.
Серийное производство самолетов Ил-18 началось в 1958 году. На
Всемирной выставке в Брюсселе самолет Ил-18 был удостоен золотой медали.
Это было еще одним признанием зарубежными авиационными специалистами
достижений науки и техники Советского Союза. Регулярные полеты этих
самолетов с пассажирами начались с апреля 1959года по трассам Москва -
Адлер, Москва - Алма-Ата, а затем и по другим линиям.
Пилотажно-навигационное оборудование самолета Ил-18 обеспечивало
надежное выполнение полетов на всех этапах - от взлета до посадки - в
сложных метеорологических условиях и ночью. Благодаря высокой крейсерской
скорости (600 км/ч) и большому диапазону дальности полета (от 2000 до 5000
км) на нем стали регулярно выполняться полеты и на международных
авиалиниях. Совершенствуя самолет, конструкторское бюро в содружестве с
гражданскими авиаторами создало пять модификаций, улучшающих его
характеристики. Так, максимальный взлетный вес самолета Ил-18 составил 64
тонны, на борт он стал принимать 122 пассажира.
Почти одновременно с С. В. Ильюшиным начал разработку пассажирского
самолета Ан-10 с четырьмя турбовинтовыми двигателями коллектив,
возглавляемый О.К. Антоновым. Самолет бал построен в короткий срок - за 15
месяцев. В начале 1957 года состоялся первый полет. В мае 1959 года был
выполнен технический рейс на самолете Ан-10 по маршруту Киев - Тбилиси -
Адлер - Харьков - Киев, а 10 сентября после успешного завершения
эксплуатационных испытаний он вышел на воздушные трассы. Стоместный Ан-10
эксплуатировался на линиях средней протяженности - от 2000 до 3000 км,
скорость его составляла 600 км/ч. Общая коммерческая загрузка достигала 13
500 кг. Конструкторское бюро О. К. Антонова спроектировало и построило в
1959 году грузовой самолет Ан-12 с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-
20 мощностью по 4 тысячи л. с. Грузоподъемность самолета составляла 12
тонн.
В январе 1958 года специалисты этого же ОКБ начали проектирование
турбовинтового самолета Ан-24 для местных (протяженностью 1500 км)
воздушных линий. В октябре 1959 года состоялся его первый полет. Оснащенный
двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24 самолет развивал скорость до 450
км/ч, мог перевозить 48-50 пассажиров, способен был выполнять полеты с
грунтовых аэродромов.
В июле 1958 года в конструкторском бюро А. Н. Туполева начал
создаваться пассажирский реактивный самолет Ту-124. Он был рассчитан на
перевозку 56-64 пассажиров со скоростью 900 км/ч. Самолет эксплуатировался
на линиях средней протяженности. На нем были установлены два турбовинтовых
двигателя Д-20П конструкции П. А. Соловьева с тягой 5400 кг.
За годы шестой пятилетки самолетный парк Аэрофлота составляли :
магистральные самолеты Ту-114, Ту-104, Ил-18, Ан-10 и самолеты местных
воздушных линий Ан-24, Ил-14, Ли-2, Ан-2.
Удельный вес перевозок на новых самолетах с реактивными и
турбовинтовыми двигателями из года в год увеличивался. Если в 1956 году он
составлял всего лишь 0,5 процента от общего объема перевозок, то в 1957
году вырос до 5,5 процента, в 1958 году - до 17,4, а в 1960 году - 41,9
процента.
В конструкторских коллективах М. Л. Миля и Н. И. Камова на основе
опыта, приобретенного при эксплуатации вертолетов Ми-1, Ми-4 и Ка-15,
велись работы по совершенствованию конструкций и повышению надежности
вертолетов. Одновременно ОКБ, руководимое М. Л. Милем, работало над
созданием тяжелого транспортного вертолета Ми-6 с двумя турбовальными
двигателями. Крейсерская скорость вертолета была 250 км/ч. В июне 1957 года
вертолет Ми-6 совершил первый полет. 30 октября того же года во время
испытательного полета на нем был установлен мировой рекорд - на высоту 2432
метра поднят груз весом 12 тонн. В 1957 году на базе вертолета Ка-15 создан
более совершенный вертолет Ка-18. Он мог перевозить трех пассажиров,
использовался также в санитарном и почтовом вариантах.
В результате многолетних широких исследований, проведенных ГосНИИ ГВФ
в сотрудничестве с опытно-конструкторскими бюро и научно-исследовательскими
институтами министерств авиационной и радиопромышленности, удалось повысить
надежность и значительно увеличить сроки эксплуатации новой авиационной
техники. Так, к 1960 году межремонтные ресурсы самолетов Ил-14 и Ту-104
возросли вдвое. Одновременно продлены сроки службы двигателями (АШ-62ИР, АШ-
82Т), а также агрегатами различных систем и спецоборудования. Работы ГосНИИ
ГВФ по увеличению ресурсов авиатехники дали в 1958 году более 170 млн.
рублей экономии, позволили существенно снизить себестоимость авиаперевозок
и авиатарифы.
Борясь за увеличение эффективности эксплуатации новой техники,
работники ГосНИИ ГВФ разработали методику определения режимов полета
самолетов, что позволило снизить нормы расхода топлива.



3.

В славной летописи гражданской авиации немало ярких страниц,
отражающих значительные этапы ее развития. Одна из таких страниц связана с
созданием в мае 1956 года Отдельного авиационного отряда №235. В состав
вновь созданного летного подразделения вошло несколько экипажей Московского
транспортного управления гражданской авиации под командованием А. И.
Колеватова.
В 1957 году командиром отряда был назначен Б. П. Бугаев, с именем
которого связано становление этого предприятия, одного из лучших в
Аэрофлоте. В то время в авиаотряде была разработана и внедрена
принципиально новая организация проведения предварительной и предполетной
подготовки экипажей . К концу 50-х годов Отдельный авиаотряд №235 имел в
своем распоряжении разнообразную технику, хорошо подготовленные кадры,
обладал большим опытом выполнения международных полетов.
В связи с массовой эксплуатацией новых многоместных скоростных
самолетов, расширением сети воздушных линий необходимо было значительно
повысить культуру обслуживания пассажиров. Для обеспечения эксплуатации
самолетов Ту-104 в более широких масштабах потребовалось реконструировать
ВПП в ряде аэропортов, построить рулежные дорожки, самолетные стоянки и
многие другие объекты. Поэтому в шестой пятилетке предусматривались крупные
капитальные вложения, что позволяло Аэрофлоту вдвое увеличить объем
строительных работ по сравнению с пятой пятилеткой.
Было решено поставить строительство в стране на современную
индустриальную основу. В соответствии с этим строительные организации
гражданской авиации стали шире использовать железобетонные сборные
конструкции, применять индустриальные методы работ.
В 1961 году Внуковский аэропорт отметил свое 20-летие. За эти годы он
неузнаваемо изменился, стал главной воздушной гаванью столицы страны. Здесь
имелись все необходимые радиотехнические средства для приема и выпуска
самолетов в сложных метеоусловиях, реконструирован аэровокзал.
В течение 1956-1958 годов были построены и введены в эксплуатацию
взлетно-посадочная полоса и аэровокзал в Адлере, аэровокзалы в Николаевске-
на-Амуре, Кустанае, Донецке, Омске, Актюбинске, Сталинграде, Тбилиси,
Кишиневе, Караганде, Минске, Ташкенте, Симферополе, Днепропетровске, Южно-
Сахалинске, Ульяновске, Джусалах, Иванове.
В 1959году руководство ГУГВФ приняло решение о строительстве аэропорта
в Борисполе (Киев) и создании в нем подразделения реактивных самолетов Ту-
104. В 1960 году начались работы по реконструкции и расширению аэропортов
московского авиаузла. В крупнейших подмосковных аэропортах Внуково и
Шереметьево сооружались аэровокзалы, рассчитанные на обслуживание большого
потока пассажиров. В Москве на Ленинградском проспекте началось
строительство большого городского аэровокзала.
Улучшению наземного обслуживания авиатехники, повышению надежности
ее эксплуатации способствовали ввод в строй ЛЭРМ в аэропорту Быково, а
также строительство и реконструкция производственных корпусов на ряде
ремонтных заводов ГВФ. Приняли первых пассажиров аэровокзалы в аэропортах
Саратов, Улан-Удэ, Жиганск, Витим, построена взлетно-посадочная полоса в
Куйбышеве, реконструированы ВПП в Симферополе, Алма-Ате, Киеве (Жуляны),
Сыктывкаре, Ленинграде и Душанбе, удлинены - во Внукове и Иркутске. В 1960
году гостеприимно распахнули свои двери аэровокзалы в Анадыре и Павлодаре,
Петрозаводске, Чернигове и Кежме, гостиницы в Мурманске, Хабаровске и
Ростове-на-Дону. Авиаторы получили пять взлетно-посадочных полос, в том
числе новую в Одессе и реконструированные в Ашхабаде, Минеральных Водах,
Баку, Быкове. Была удлинена ВПП в Краснодаре, построена вторая взлетно-
посадочная полоса в Красноярске.
Рост интенсивности движения самолетов с газотурбинными двигателями и
увеличение расхода авиатоплива вызывали необходимость реконструкции складов
ГСМ, изменение системы топливоснабжения в аэропортах. Начали строиться
подъездные железнодорожные ветки к расходным складам ГСМ, позволявшие
избежать промежуточной перевалки нефтепродуктов. В сооружении объектов
авиатопливообеспечения стали применяться крупные резервуарные емкости
вертикального типа в замен малых горизонтальных. На складах ГСМ внедрялись
мощные стационарные средства механизации процессов приема и выдачи топлива.
Разработка и внедрение устройств, обеспечивающих качественную сохранность
ГСМ и тонкую очи

Новинки рефератов ::

Реферат: Финансовый контроль (Налоги)


Реферат: Просветительская деятельность декабристов в годы сибирской ссылки (Культурология)


Реферат: Ответственность за вред, причиненный актами правоохранительных органов и суда (Право)


Реферат: Применение УВМ при автоматизации сортовых прокатов (Металлургия)


Реферат: Современные методы контроля и оценки знаний школьников (Педагогика)


Реферат: ГУЛАГ (История)


Реферат: Маргарет Тэтчер: политический портрет (Международные отношения)


Реферат: Учет инвестиций в акции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Применение компьютера в педагогических исследованиях (Педагогика)


Реферат: Семейство магнолиевые (Биология)


Реферат: Причины применения выборочного наблюдения (Журналистика)


Реферат: Пайка (Технология)


Реферат: Революция 1905-1907гг. Избранное (Государство и право)


Реферат: Билеты по Истории. 1курс 1семестр и 2курс 1семестр (Кишинев) (История)


Реферат: Анализ хозяйственной деятельности на консервном заводе "Владикавказcкий" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Символика цвета (Искусство и культура)


Реферат: А. Гитлер: штрихи к политическому портрету. Путь к власти (История)


Реферат: Александр Блок (Литература : русская)


Реферат: Объекты правоотношений по социальному обеспечению (Право)


Реферат: Административное право в системе управления финансов и кредита (Административное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист