GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Профконсультирование школьников (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Профконсультирование школьников (Психология)


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН



ПАВЛОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психологическое консультирование»
На тему: Профконсультирование школьников
Студентки группы ЗПиП-41
Карпецкой Оксаны



Преподаватель: Демиденко Раиса Николаевна



Павлодар, 2002



ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ



ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ


1. Психологическое консультирование, психологическая коррекция и
психотерапия.
2. Основные принципы работы профконсультанта.
3. Схема профконсультирования.
4. Профконсультирование в школе.


ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ


Подготовительный этап.

А. Знакомство с клиентами
Б. Описание методик
1. Проведение профориентационных методик.
2. Анализ результатов.
3. Выводы.
4. Рекомендации



1 ПРИЛОЖЕНИЕ



1 ЛИТЕРАТУРА



5 ВВЕДЕНИЕ



Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к
развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы
психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно
принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое
определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его
применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет
родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так,
фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в
той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы.
Консультирование включает в себя и проф. консультирование, и
педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование
руководителей, и многое, многое другое.
В эпоху социально-экономических катаклизмов и смены общественной
системы, проблема престижа выбираемой деятельности приобретает особый
смысл. Как известно, в такое время усиливается социальная мобильность
населения, а именно, существенно облегчается переход из одной социальной
страты в другую. Бывшая «элита» деградирует, теряет свои позиции и
превращается в «средние слои» общества или в «простолюдинов». И наоборот,
некоторые из «низших» слоев общества обогащаются, набирают общественный вес
и влияние.
Перспектива найти место в привелегированных слоях общества согревает
души многих подростков и, особенно их честолюбивых родителей. Стоит
добавить, что в большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не
потому, что его привлекает содержание труда (он еще не знает всех прелестей
и недостатков выбираемой профессии), он скорее выбирает определенный образ
жизни, где профессия лишь одно из средств построения счастья. Этим то и
объясняется выбор подростками и молодыми людьми профессий типа юрист или
экономист: сами по себе они вряд ли могут заинтересовать очень многих
(работа с нормативными актами и финансовыми отчетами – это все-таки на
«любителя»), но именно эти профессии сейчас позволяют человеку много
зарабатывать и строить определенный образ жизни.
Однако со временем престижность и востребовательность профессий
меняется и тогда у самоопределяющегося подростка есть риск ошибиться: при
выборе он ориентировался на престиж и элитарность, а оказался в огромной
массе невостребованных специалистов, которые еще совсем недавно были
«нарасхват».
Задача психолога помочь еще не совсем сформировавшейся личности не
ошибиться в выборе будущей профессии.
Проблемой профориентации занимались очень многие, и думаю, нет
смысла их всех перечислять. Мне хотелось бы отметить только работы
человека, который широко занимается этой проблемой в наше время. Это
д.п.н., профессор факультета психологии МГУ имени Ломоносова М.В. –
Пряжников Н. Ему принадлежат активизирующие профориентационные методики «За
и против», «Будь готов!», а также активизирующий опросник-шутка «формула
престижа», и множество публикаций, касающихся этого вопроса.



ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ



1. Психологическое консультирование, психологическая коррекция и
психотерапия.

Психологическое консультирование (counselling) - это внелечебная
психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью
коррекции отношений и повышения качества жизни.

Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных
инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная
практика применяется в любой сфере, где используются психологические
знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в
педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее
время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и
опыт практического использования различных техник консультирования, который
может быть полезен для специалистов других сфер практики.
В Казахстане сегодня не достаточно развита культура обращения за
профессиональной психологической помощью. Этот феномен объясняется
историческими особенностями нашей страны и особенностями культуры. В
течение нескольких десятков лет обращение за психологической помощью к
практикующему психологу было весьма сложной, а часто и невозможной
процедурой, прежде всего ввиду отсутствия услуги как таковой, а также
множеством мифов, существующих в нашей культуре.

Вот некоторые из них:
. "Грош мне цена, если я не справляюсь со всем сам (сама)";
. "Все необходимо выстрадать самому";
. "Пока гром не грянет - мужик не перекрестится";
. "Каждый у нас - сам себе психолог"
и другие.
Что это дает?
В настоящее время ситуация вокруг нас изменилась настолько, что даже самые
устойчивые к влиянию среды люди испытывают стресс. У каждого есть выбор:
справляться со всеми трудностями самому (или не справляться вообще), либо
обратиться за помощью к специалисту-профессионалу.
Психологическое консультирование тесно связано, а во многом
непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией.
Более того, эти сферы часто смешиваются самими практикующими психологами.
Разделение этих сфер деятельности и их точное определение могли бы
послужить темой специальной работы. Мы ограничимся здесь весьма условным их
делением. Определим психологическое консультирование как непосредственную
работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических
проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным
средством воздействия является определенным образом построенная беседа.
Соответствующая форма беседы активно используется и в психокоррекционной
работе, и в психотерапии. Но если консультирование ориентировано, прежде
всего на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то
психокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано в
основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе
большинства жизненных трудностей и конфликтов.
Отдельной темой обсуждения является различие терминов "психокоррекция" и
"психотерапия". Представляется, что возникшее в отечественной психологии
разделение этих понятий связано скорее не с особенностями работы, а с
укоренившимся и узаконенным положением о том, что психотерапией могут
заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это
ограничение, с нашей точки зрения, является искусственным, поскольку
психотерапия подразумевает не медикаментозное, то есть психологическое
воздействие. К тому же термин "психотерапия" (psychotherapy) является
международным и в большинстве стран мира однозначно используется по
отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами.
Однако традиция использования термина "психокоррекция" по отношению к
психологической работе в нашей стране уже сложилась, и нам придется
использовать его наряду с термином "психотерапия", который является
общепринятым в мировом сообществе.
Несомненно, что границы между психотерапией и консультированием весьма
условны, что не раз отмечалось различными авторами ( Поляков Ю.Ф.,
Спиваковская А.С., 1985). Но так как данная работа рассчитана на людей, не
имеющих специальной подготовки в области психотерапии или, как у нас
принято говорить, психокоррекции, обозначим эти различия достаточно строго,
ограничив таким образом область, где могут работать специалисты-
консультанты, от тех случаев, где их активное воздействие нежелательно,
поскольку только наличия психологического образования и понимания общих
принципов работы для достижения положительного эффекта здесь недостаточно.
Каким же образом можно разграничить консультирование и психотерапию? В
чем смысл разделения проблем клиентов на межличностные и глубинные
личностные, о котором уже упоминалось
выше?
То, с какими проблемами пришел клиент, межличностными или глубинными
личностными, часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в
специфике жалоб и ожиданий от встречи с психологом. Клиенты психолога-
консультанта обычно подчеркивают негативную роль других в возникновении
собственных жизненных сложностей; у клиентов, ориентированных на глубинную
психокоррекционную работу, локус жалоб обычно иной: их чаще беспокоит
собственная неспособность контролировать и регулировать свои внутренние
состояния, потребности и желания. Так, для клиента психолога-консультанта
будут характерны жалобы типа: "Мы с мужем постоянно ругаемся" или "Жена
ревнует меня без всякого повода". Те, кто обращается к психотерапевту, чаще
говорят о своих проблемах иначе: "Я не могу сдержать себя, очень
вспыльчива, постоянно кричу на мужа" или "Все время не уверен в том, как ко
мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее и,
видимо, без всякого повода". Такое различие в локусе жалоб значит довольно
много и, в частности, то, что самим клиентом уже проделана определенная
работа по анализу собственных проблем и неудач. Тот факт, что ответственным
за происходящее с ним человек воспринимает самого себя — шаг, требующий
определенного мужества, — гарантия того, что он готов к более глубокому и
откровенному самопознанию.
Направленность локуса жалобы и готовность человека определяют и форму
работы с ним. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы
помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со
стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые,
будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.
Основой такой формы воздействия является, прежде всего, изменение установок
клиента, как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с
ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире
взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с
этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое
поведение.
Психотерапевтическое воздействие строится иначе. Жалобы как таковые
играют незначительную роль, поскольку уже на начальных этапах работы они
углубляются и переформулируются. В беседе со специалистом затрагиваются не
только актуальные ситуации взаимоотношений клиента, но также прошлое
(события далекого детства, юности), активно используются такие
специфические формы психической продукции, как сны и ассоциации. Важная
черта психотерапии — особое внимание к взаимоотношениям между человеком,
обратившимся за помощью, и профессионалом, анализ которых в терминах
переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и
расширения возможностей воздействия, тогда как в консультировании подобные
вопросы практически никогда не обсуждаются. Анализ глубинных слоев психики
приводит к пониманию причин патогенных переживаний и поведения и таким
образом способствует решению личностных проблем (Урсано Р., Зонненберг С.,
Лазар С., 1992).
Различна и длительность этих видов психологического воздействия. Так,
если психологическое консультирование чаще бывает краткосрочным и редко
превышает 5—6 встреч с клиентом, то процесс психотерапии длится несравнимо
дольше и ориентирован на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.
Определенные различия связаны и с типами клиентов. На приеме у
психолога-консультанта можно с равной вероятностью встретить практически
любого человека независимо от его психического статуса, занятости,
материальной обеспеченности, интеллектуального потенциала и т.д., тогда как
круг людей, чьи проблемы могут решаться в рамках глубинной
психокоррекционной работы, более ограничен. Идеальный клиент — это
нормальный невротик, с высоким уровнем развития рефлексии, способный
оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающий достаточным
для этого количеством времени и мотивацией. К чести психотерапии следует
сказать, что сужение круга клиентов и увеличение времени воздействия
приводит к значительному расширению круга решаемых проблем, который в
определенном смысле становится безграничным.
Естественно предположить, что при столь существенных отличиях двух этих
форм воздействия должна различаться и подготовка соответствующих
специалистов. Основные требования к психологу-консультанту, с нашей точки
зрения, — это психологический диплом, а также специальная подготовка в
области теории и практики психологического консультирования (включающая
работу под руководством супервизора), которая может и не быть особенно
длительной. Требований к образованию специалистов по психотерапии
значительно больше, и они включают в себя, наряду с теоретической
психологической подготовкой и определенными медицинскими знаниями, также
длительный опыт собственной психотерапии и работы под руководством опытного
супервизора. Не случайно психотерапия исторически тесно связана с
психиатрией, и среди психотерапевтов наряду с профессионалами-психологами
не менее часто встречаются и психиатры, но, конечно, также получившие
специальную подготовку. Заметим, что человек, обращающийся к
психотерапевту, по традиции называется не клиентом, а пациентом.
Полноценную подготовку специалиста в этой области невозможно представить
без опыта собственной психотерапии, благодаря которому он может лучше
ориентироваться в проблемах пациентов, более полноценно работать, не боясь
таких помех, как синдром сгорания или коммуникативной перегрузки, а также
свободно используя такие средства воздействия, как перенос и контрперенос.
Различия психотерапии и консультирования — широкая и многогранная тема.
Конечно же, здесь мы можем наметить только общие линии их сравнения. Тем
же, кто особенно заинтересовался этим вопросом, можно посоветовать почитать
специальную литературу (Карвасарский Б.Д., 1985; Василюк Ф.Е., 1988).
"Человек с улицы", обращающийся к психологу за помощью, особенно в
нашей стране, где далеко не каждый представляет себе, что такое психология
в принципе, не всегда понимает, какого именно плана помощь ему нужна и в
какой форме она может быть оказана. Часто ожидания клиентов неадекватны, не
соответствуют реальности жизни и логике взаимоотношений (например, как это
нередко бывает, клиент начинает требовать сделать так, чтобы кто-то кого-то
полюбил или разлюбил в результате воздействия психолога и т.д.). В связи с
этим часто первое, что приходится делать с клиентом, — это объяснять, в чем
он может ожидать психологической помощи и какой. С этой точки зрения
психологическое консультирование, будучи более ориентированным на
достижение конкретной цели и менее обязывающим типом воздействия, часто
служит своеобразной ступенькой, первым шагом к более длительной и глубокой
психотерапевтической работе. Бывает, что, придя к консультанту, человек
впервые задумывается о собственной роли в своих жизненных неудачах и
начинает понимать, что для того, чтобы ему действительно помогли, одной или
даже нескольких встреч с психологом недостаточно. Из этого не следует, что
он сразу же обратится за более серьезной помощью — это может случиться не
скоро или не случиться никогда, но даже простое знание о том, что помощь в
принципе ему может быть оказана, бывает очень важным. Такая взаимосвязь
консультирования и психотерапии — основа широких и многогранных
возможностей практической психологии, гарантия того, что каждый
обращающийся может найти для себя то, что является наиболее подходящим для
него в данный момент.



2. Основные принципы работы профконсультанта.

Профконсультирование является специальной деятельностью по оказанию
помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его
особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Эти проблемы связаны с
выбором профессии, определением профиля профессионального обучения,
трудоустройством, сменой сферы деятельности.
Профконсультант может реально помочь, прежде всего, в решении проблемы
выбора профессии и в определении профиля профессионального обучения. Для
большинства клиентов службы занятости актуальны также проблемы
психологической и социальной адаптации.
Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость
для клиента. Каким будет вмешательство консультанта – развивающим или
разрушающим личность клиента – зависит от соблюдения им этических принципов
профессиональной деятельности:
1. Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за
адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических
процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.
2. Компетентность. Профконсультант должен иметь необходимую специальную
теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы,
соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать
свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей
профессиональной деятельности, выбирать методы адекватно конкретной
ситуации консультирования.
3. Добровольность. Клиент участвует в профконсультации по собственному
желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом
(тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин.
4. Конфиденциальность. Информация, полученная профконсультантом в
процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или
случайному), а передача её другим лицам возможна лишь с согласия
консультируемого и если это соответствует его интересам.
5. Активность. Консультируемый самостоятельно принимает решение по
проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости.
Профконсультант оказывает информационную и психологическую помощь в ответ
на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и
самостоятельность консультируемого в принятии им решения. Суждения и оценки
профконсультанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать
свободу последнего в принятии им решения.
6. Позитивный эффект. Профконсультант интерпретирует полученные
результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических
особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив
ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на
возможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует его поисковую
активность.
7. Лояльность. Профконсультант уважает личность клиента и защищает его
право на свободу в профессиональном самоопределении. Интересы
консультируемого, даже не соответствующие интересам службы занятости,
являются приоритетными. В общении с любым клиентом профконсультант должен
проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего
эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему.



3. Схема профконсультирования


Схема процесса профконсультирования может быть следующей:

Подготовительный этап. Основная задача консультанта на данном этапе –
составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует
имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-
информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает
стратегию.
Первый этап. Задача консультанта – помочь клиенту сформулировать свою
профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами
клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет
успешность всей консультации. В самом начале встречи консультант должен
представиться. С самого начала консультации необходимо позаботиться о
дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта с
клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта,
которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением
(визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами,
межличностным пространством), диагностику состояния клиента по посылаемым
им невербальным сигналам, а также вербальную культуру.

Далее консультант оценивает исходную ситуацию по следующим позициям:

Клиент: в чем заключается его проблема, как он относится к консультации и
профконсультанту, в каком состоянии находится, каков может быть внутренний
мотив обращения к консультанту.
Условия: организационные, временные, информационная и методическая
оснащенность.
3. Профконсультант: осознание профессиональной квалификации и
компетентности относительно данной ситуации, функциональная
готовность к ней, статус в глазах клиента.

Если контакт с консультируемым не получается, можно использовать
несложные методики, например ДДО, "Карту интересов", конструктивный рисунок
человека из геометрических фигур. Для неуверенных клиентов рекомендуется
создать условия, способствующие переживанию успеха, с помощью заданий на
сообразительность, внимание.
Второй этап. Основная задача – выдвижение профконсультационной
гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста и
уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение пути
совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей
консультации, коррекция условий ее проведения. При этом он может удлинить
время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами
уточнить или получить необходимую информацию.
Третий этап. Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель
данной консультации (информационно-справочная, диагностико-
рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Этот этап
предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту
взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне
объяснить ему необходимые понятия.
Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся
достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной,
диагностической или формирующей). Важно показать клиенту, что он и сам
немало знает. Применяются не только психодиагностические методики, но и
наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценка.
Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач,
совместного обсуждения различных ситуаций, а так же профориентационных игр.

Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов
консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого
спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы
он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути
дальнейшей работы, а если одноразовая – составляется более совершенный
вариант профессионального плана. В том случае, если обратная связь с
консультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-
то этапе он совершил ошибку. При выходе из контакта желательно отметить
положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить
надежду на удачное профессиональное будущее клиента.
Завершается консультация протоколированием следующих сведений: анкетные
данные; общие выводы по предварительным данным; первоначальное понимание
клиентом своей проблемы; гипотеза профконсультанта; совместно
конкретизированная цель и шаги, предпринятые для её достижения; итоги
консультации, сформулированные клиентом и консультантом; примечание.
Конечно, эта схема носит общий характер, и должна “настраиваться”
согласно ситуации.
4. Профконсультирование в школе


Развивающая (активизирующая) профконсультация не исключает активности
самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, в отличие от
директивной профконсультации. Основной её целью является активизация
процесса формирования психологической готовности учащегося к
профессиональному самоопределению, которая должна быть включена в учебно-
воспитательный процесс. Развивающая профконсультация подразумевает работу с
учащимися разного возраста. Главный момент в ней – перенесение акцента с
акта выбора профессии на подготовку к ней путём правильной оценки природных
особенностей и направленного формирования необходимых качеств, свойств
личности.
Следующий принцип развивающей профконсультации – это реализация нового
подхода к использованию и интерпретации психодиагностических методик. Ещё
один принцип состоит в отказе от наращивания арсенала методик
психодиагностики и сосредоточения основного внимания на разработке и
применении специальных коррекционных программ и систем психотренировок.
Наконец, реализация принципов сотрудничества консультанта с
консультируемым путём гуманистического подхода к профконсультированию.
Успех профконсультации во многом зависит от того, удастся ли наладить с
учащимся доверительные отношения. Неприемлемы давление, директивный тон и
навязывание собственного мнения. Профконсультант должен делать акцент на
объяснении того, что выбор профессии будет правильным тогда и только тогда,
когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествовала кропотливая
работа по самопознанию и изучению мира профессий.
Для грамотного построения профконсультационной работы консультант
должен разбираться в особенностях и тенденциях мира современных профессий,
обладать знаниями о закономерностях формирования способностей и
склонностей, владеть методиками психодиагностики, отчётливо представлять
себе роль природного и приобретённого в профессиональном самоопределении,
владеть методиками коррекционной работы.
Для учащихся хорошо зарекомендовала следующая схема консультирования:
1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.
2. Формирование образа “идеальной” профессии.
3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде
возможных вариантов профессий.
4. Анализ психологических портретов реальных профессий.
5. Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.
6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.
7. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения
профессией.
Теперь я рассмотрю некоторые направления работы профконсультанта в
условиях современной школы.
У учащихся старших классов есть выраженная потребность посоветоваться
с психологом о своём профессиональном выборе. В зависимости от степени
развития их профессиональных планов и уровня развития способностей
профконсультант намечает стратегию проведения консультации. Для одних
достаточно две-три беседы и краткое диагностическое обследование, чтобы
принять решение о выборе профессии и начать подготовку к ней. Для других
требуется углубленное обследование и многократные консультации, чтобы
подойти к этому решению. Поэтому психолог должен начать изучение
профессиональных намерений учащихся с 7-го класса; а начиная с 8-го класса
следует проводить индивидуальные консультации с теми, кто планирует после 9-
го класса продолжить обучение в техникуме или колледже. До начала
индивидуальных профконсультаций надо провести изучение профессиональных
намерений и уровня развития некоторых способностей у школьников.
Очевидно, что учащиеся, имеющие выраженные профессиональные интересы
и достаточно устойчивый профессиональный план, в наименьшей степени
нуждаются в помощи профконсультанта, и их консультируют только в случае
самостоятельного обращения к психологу. Подмечено, что такие учащиеся
обращаются к профконсультанту за получением подтверждения правильности уже
совершённого выбора.
Работа с менее успешными в этом плане учащимися не ограничивается
несколькими консультациями. Прежде всего, психологу следует выявить их
интересы и склонности, примерно очертить круг интересующих их профессий и
сформулировать рекомендации по ознакомлению с ними. Профконсультант может
наметить план углубленного изучения учащимся интересующих профессий, в
который входит ознакомление с профессиографической литературой,
консультации с сотрудниками центра профориентации, а также профессионалами.
В результате этой работы у одних учащихся произойдёт укрепление
профессиональных планов, а у других может произойти изменение их намерений.
Эта работа активизирует учащихся, даёт им возможность приобретать опыт,
осваивать алгоритм ознакомления с профессией.
По окончании этого этапа профконсультант приступает диагностической и
коррекционной работе. Подбор методов диагностики должен опираться на
адекватное понимание профессиональной деятельности: понимание содержания
профессии как совокупности требуемых знаний, умений и навыков, целей
деятельности и т.д., плюс определённых требований к психике (т.е. скорости,
темпу и интенсивности протекания психофизиологических процессов).
Соответственно, в каждом индивидуальном случае углубленное
психодиагностическое обследование должно вестись более прицельно, исходя из
понимания его проблем и из полученных на предыдущих этапах профконсультации
результатов. Если у учащегося не обнаружено серьёзных проблем в развитии
важных качеств, намечается план самоподготовки и формирования требуемых
способностей, предлагается система психотренировок (развитие нужного вида
внимания, памяти, пространственного мышления и т.п.), а затем производятся
обстоятельное обсуждение с учащимися их достижений, возникающих сложностей
и путей их преодоления.
В целом вся профконсультационная работа должна строиться так, чтобы из
диагностической она превратилась в диагностико-коррекционную. Все этапы
консультации служат одной цели – активизировать учащегося, сформировать у
него стремление к самостоятельному выбору профессии с учётом полученных с
помощью профконсультанта знаний о своих способностях и перспективах их
развития.
Завершать профконсультацию может беседа с обсуждением проведённой работы,
формулированием рекомендаций, принятием решения о продолжении выполнения
намеченного плана или же о пересмотре первоначально выбранных сфер
деятельности, корректировкой профессиональных намерений и т.д. Конечно, при
разных запросах профконсультация может быть проведена либо целиком и
полностью, либо без некоторых этапов, например, коррекционной части.



ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

1. Подготовительный этап
А. Знакомство с клиентами.
Методика «За и против» была проведена в СШ № 41 г.Павлодара. Работала я
с учащимися 8-го «Б» класса Шайхиевой Галей, Пархоменко Надей и Павленко
Таней.
Выяснилось, что Галя после окончания школы собирается пойти учиться на
бухгалтера или экономиста. Надя, еще не знает какую профессию ей выбрать,
но желает, чтоб у неё был свой магазин по продаже косметических товаров.
Таня хочет стать военным врачом или ветеринаром.
Причины, побудившие девочек сделать такой выбор разные: Галя
ориентируется на престиж и плохо себе представляет трудовые обязанности
бухгалтера и экономиста, она совсем не задумывалась о своих способностях и
возможностях работать в данной сфере; Наде тяжело определиться в силу
возрастных особенностей, как она сама говорит, что сегодня она хочет быть
юристом, завтра учителем, послезавтра медиком и т.д.; Таня выбрала
профессию врача потому, что у неё мама врач и её нравится её работа, а
профессию ветеринара потому, что любит животных. Девочка довольно хорошо
ознакомлена с трудовыми обязанностями, как врача, так и ветеринара, знает
неприятные стороны профессии (например, что ветеринар лечит не только милых
кошечек и собачек, а работает и с коровами, и овцами, и свиньями).
Методика «Будь готов!» была проведена с ученицей 11 «А» класса –
Завражных Лидой. Она увлекается современными танцами и с удовольствием
продолжила бы эти занятия, а вообще хочет стать бухгалтером или юристом –
«как все».
Б. Описание методик.
Для работы я подобрала две активизирующих профориентационных методики.
Авторами обеих методик является доктор педагогических наук, профессор
факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Пряжников, который
очень широко занимается данным вопросом.
Профориентационная активизирующая методика «За и против».
Активизирующая методика «За и против» включает в себя три относительно
самостоятельных методики: «За и против-1» (предназначена для выявления
предпочтительных групп профессий); «За и против-2» (для выявления наиболее
развитых групп личностных качеств) и «За и против-3» (для выявления
предпочтительных профессиональных ценностей).
Методика предназначена для работы как со старшеклассниками (основные
нормы разработаны на учащихся 10-х классов), так и со взрослыми. По
времени она обычно занимает 1,2-1,5 часа. Время для обобщения результатов
всех трех частей – около 15-20 минут.
Методика рассчитана как для работы с группой, так и для индивидуальных
профконсультаций.
Обычно результаты подсчитывают сами учащиеся (методика все-таки
активизирующая, и учащиеся должны понимать, что они делают).
Цели: выявить наиболее предпочтительные для учащегося группы
профессий; активизировать учащегося для ценностно-нравственных
размышлений, связанных с выбором профессий.
Особенности проведения: Поскольку методика «За и против» является
активизирующей, то она имеет свои особенности. (см. методику стр. 3)
Активизирующая профориентационная методика «Будь готов!»
Цель этой методики – повысить у старшеклассников уровень осознания
своей готовности к различным видам профессионального труда.
Эту методику можно использовать при работе с классом (группой), а
можно – в индивидуальной профконсультации, в последнем случае её
возможности существенно расширяются. Проводя работу с классом, удается
рассмотреть только ориентировочную готовность учащегося к выбору
профессии, а в индивидуальном варианте можно увидеть и способность к
профессии, и мотивацию к какой-либо деятельности, и уровень личного
осознания того или иного выбора.
Так же как и другие активизирующие опросники, методика «Будь готов!»
ни в коем случае не должна рассматриваться как строго психодиагностическое
средство. Её главная цель – активизация самопознания человека и его
размышлений о собственных возможностях, что так или иначе способствует
успешности самоопределения.
Работать я решила по приведенной ниже схеме профконсультирования в
школе, и в индивидуальном порядке для более точных результатов.
Схема профконсультирования в школе:
1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.
2. Формирование образа “идеальной” профессии.
3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде
возможных вариантов профессий.
4. Анализ психологических портретов реальных профессий.
5. Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.
6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.
5. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения
профессией.

2. Проведение профориентационных методик.

Активизирующая профориентационная методика «Будь готов!»
Инструкция: Сейчас Вам будет предложен перечень различных трудовых
действий. Оцените, смогли бы вы на данном этапе своего развития успешно
выполнить каждое из этих действий. Для этого нужно использовать шкалу от 0
до 10 баллов. Если то или иное действие представляется вам трудным, то
напротив него ставится невысокий балл. Если же вы считаете, что легко
справились бы с этим действием, то напротив ставится высокий балл.
Пожалуйста, обратите внимание, что речь здесь идет не о ваших желаниях
выполнять то или иное действие, а только о возможностях и способностях.
Баллы проставляются в колонке «самооценка».
Нормы. Теперь я зачитаю вам примерные нормы, отдельно для мальчиков и
девочек. Вы должны проставить в бланке ответов в графе «соответствие норме»
баллы своего соответствия этим нормам: если они попадают в норму, то
ставится «0», если больше нормы – «+1», если меньше – «-1».
Подсчитайте общую сумму баллов и запишите её в нижней части бланка
ответов.
Далее из предлагаемого списка профессий вы можете выбрать любые и
проверить свою готовность к ним.
Для этого, в списке «набор профессий» отыскивается интересующая
профессия, где отмечены номера соответствующих данной профессии трудовых
действий и значимость этих действий для успешной работы, выраженная в
баллах.
Рядом с показателями значимости действий, записываются те ответы (баллы
самооценок), которые вы выставили в своем бланке ранее. Подсчитайте общий
результат готовности к профессии и запишите внизу, выразив его в процентах.
Теперь вернемся к вашей самооценке, если она занижена, то полученный
показатель готовности к профессии умножается на корректировочный
коэффициент 1,3, а если завышена – на 0,7. Если самооценка оказалась
нормальной, то никаких корректировок можно не делать.
Если показатель ниже 60%, то могут возникнуть сомнения в вашей
готовности к данной профессии.
Профориентационная активизирующая методика «За и против».
Инструкция: Сейчас я зачитаю вам вопросы, а вы проставите в
соответствующих графах бланка баллы, означающие ваше желание выполнять на
будущей работе данные действия. Используется шкала от 0 до 5 баллов (чем
больше балл, тем больше желание выполнять данное действие).
Теперь перед всеми баллами во 2 и 4 колонках проставляется знак
«минус». Затем по каждой из 20 строчек подсчитывается сумма баллов, она
записывается справа. В итоге получается 20 сумм баллов, соответствующих 20
группам профессий (при этом могут быть и отрицательные значения и нули).
Далее записываются группы профессий и нормы, также отдельно для
мальчиков и девочек. Если сумма баллов попадает в интервал нормы, то
считается, что к данной группе профессий интерес обычный. В этом случае в
графе результат вы записываете «0». Если же сумма баллов не попадает в
интервал нормы, то определяется разница между суммой баллов и крайним
(ближним) значением нормы. Например, сумма баллов (+5), а норма ( -4,+3);
значит, чтобы определить результат, нужно вычесть из суммы баллов крайнее
значение нормы: (+5)-(+3)=(+2). В этом случае в графе «результат»
записывается (+2), и можно говорить о некотором особом интересе к этой
группе профессий. Аналогично проводятся методики «За и против-2,3».



3. Анализ результатов.
Профориентационная активизирующая методика «За и против».
К сожалению, результаты по методике «За и против» оказались не совсем
корректными и выявили, больше отрицательное отношение девочек к не
принимаемым профессиям. Однако, анализируя результаты тестирования Павленко
Тани, можно сказать, что девочка довольно хорошо не только ознакомлена с
профессиями врач (медицина) и ветеринар (крестьяне), но и имеет явный
интерес и способности к данным видам деятельности. Таня убедилась в
правильности своего выбора и по-прежнему намерена получить соответствующее
образование.
Пархоменко Надежда проявила интерес и способности к следующим
направлениям деятельности: бизнес и финансы, крестьяне (зоотехники,
ветеринары, трактористы, механизаторы, фермеры и т.п.), служение Богу.
Некоторые из результатов не совсем удовлетворили девочку. В частности ей не
понравилась группа профессий «служение Богу». Однако в ходе проведенной
беседы мне удалось объяснить ей, что данный результат явился, скорее всего
результатом не совсем понятых ею вопросов и следовательно, неправильного их
оценивания.

Активизирующая профориентационная методика «Будь готов!»
По методике «Будь готов!» Лида показала высокий уровень готовности к
профессиям экономист и менеджер (по некоторым группам профессий я не смогла
предоставить её бланк ответов), низкий – юрист, парикмахер, продавец, бомж,
торговец наркотиками и матрос. В целом методика ей понравилась. Девочка
осталась довольна результатами.

Все девочки как 8-го, так и 11-го классов задумались, действительно ли
нужно выбирать профессию только потому, что она престижная, стали серьёзнее
относиться к профессиям типа повар, швея, воспитатель, сантехник, агроном и
т.д. Убедились насколько важно иметь способности к тому или иному виду
деятельности.



4. Выводы.

На основе полученных результатов и в ходе проведенных в конце каждого
тестирования бесед можно сделать следующие выводы:
1. Консультирование оказало большую помощь девочкам в выборе
своей профессии;
2. Мне как будущему консультанту удалось расположить к себе
клиентов и соответственно настроить на проведение
методик;
3. Достигнуты основные цели активизирующих
профориентационных методик, а именно:
V Повышение уровня осознания своей готовности к
различным видам профессионального труда;
V Активизировать учащихся для ценностно-нравственных
размышлений, связанных с выбором профессий;
V Выявить интересы, склонности и способности к
различным видам трудовой деятельности;
V Выявить наиболее предпочтительные для учащегося
группы профессий;

В целом результаты тестирования не совсем меня удовлетворяют. Проводя
методику «За и против» ранее в 10-11 классах, я получала результаты
несколько лучше. Думаю это связано с тем, что методика рассчитана на детей
более старших классов нежели 8 класс.
А для себя я сделала следующие выводы: для получения более успешных
результатов, следует проводить методики с учетом возрастных ограничений,
указанных в ней; четко придерживаться инструкции и стараться не
комментировать вопросы;



5. Рекомендации.

Общие рекомендации:
При выборе профессии
V Учитывать не её престижность, а востребованность
V Учитывать наличие способностей к тому или иному виду деятельности
V Помнить, что по выбранной специальности, возможно придется
работать всю жизнь и учитывать наличие интереса к выбираемой
профессии
V Ознакомиться с перечнем обязанностей
V Проанализировать перечень трудовых обязанностей и попытаться дать
ответ на вопрос: «А смогу ли я все это делать?»
V Выяснить ограничения по состоянию здоровья
V Выяснить требования предъявляемые профессией к личности
Специальные рекомендации:
Девочкам из восьмого класса я не давала никаких специальных
рекомендаций. Мы договорились с ними поработать в следующем году, когда
они станут немного постарше.
Завражных Лидии я порекомендовала попытаться найти себя в экономической
сфере, попросила еще раз все хорошо обдумать, ознакомиться со списком
экономических специальностей и подумать где она сможет применять свои
знания на практике.



ПРИЛОЖЕНИЕ



V. ЛИТЕРАТУРА


1. Алешина Ю.Е.
Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М. 1999.

2. Климов Е. Психолого-педагогические проблемы профессиональной
консультации.
3. Пряжников Н. «За и против» активизирующая профориентационная методика.//
Школьный психолог №22, 1999г
4. Пряжников Н. «Будь готов!» активизирующая профориентационная методика.//
Школьный психолог №13, 2001г
5. Пряжников Н. Формула престижа. активизирующий опросник-шутка// Школьный
психолог №5, 1999г





Реферат на тему: Профориентационная диагностика в раннем возрасте с помощью нетрадиционных методик

М Г О П У



Факультет психологии



КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ
ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ ДЛЯ
РАННЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ
РЕБЕНКА



МОСКВА
1999



ВВЕДЕНИЕ

Существующие традиционные методики профконсультирования при всей своей
многочисленности и надежности имеют некоторые ограничения и недостатки.
Прежде всего каждая из этих методик имеет ограничения по возрасту
обследуемого ребенка, т.е. каждая методика может быть эффективной только
для определенного возраста. Выполнение любой методики предполагает
достаточное развитие интеллекта ребенка и некоторого самосознания, что
делает принципиально невозможным применение стандартных методик к детям
дошкольного и более младшего возраста. Снижение возрастного порога
профконсультирования позволило бы решить задачу раннего выявления
способностей и профессиональной направленности личности с целью развития
этих способностей с раннего детства.
Говоря о предназначении человека, хотелось бы вспомнить об одном из
основных вопросов психологии: что определяет в большей степени развитие
человека – биологическая наследственность или социальное окружение ребенка.
Последние исследования таких ученых-генетиков как П.П. Гаряев [1] позволяют
говорить о наследственной предопределенности не только биологических данных
человека, но и его способностей, а значит в конечном счете и призвания,
которое есть реализация способностей.
А если в ДНК человека закодированы его способности, то не рождается ли он
для выполнения определенной функции в обществе, которая и есть его
призвание. И наградой человеку за реализацию своего призвания является
чувство глубокого удовлетворения от любимого дела, признание и успех.


"Тот, кто рожден обладателем здравого ума,
естественно сформирован небесами для неких
почетных работы и жизненного пути. И потому
желающий благосклонности небес пусть возьмет
на себя, сверх всего прочего, эту работу,
этот жизненный путь, пусть посвятит им себя
ревностно, поскольку небеса благоволят его
предприятиям."
Marsilio Ficino "De Vita"

Вышеприведенные ограничения традиционных методик диагностики
профессиональной направленности личности заставили меня обратиться к
астрологическим концепциям определения призвания человека. Главным
преимуществом данной концепции является возможность диагностики
способностей и профессиональной ориентации человека имея лишь сведения о
времени и месте рождения человека, т.е. диагностика может проводиться сразу
после рождения ребенка.
Основными астрологическими факторами в определении темперамента и
способностей к тому или иному роду деятельности являются положения планет в
зодиакальных знаках, распределение их по стихиям[1], по полусферам[2] и
домам[3] гороскопа[4], а также положение 2-го, 6-го и 10-го домов в знаках
зодиака.
Распределение 10-ти используемых астрологией планет Солнечной системы по
стихиям позволяет определить преобладающий тип
темперамента человека. Так, преобладание планет в огненной стихии дает
холерический тип темперамента, в земной стихии – флегматический тип,
воздушная стихия соответствует сангвиническому типу, а водная –
меланхолическому типу. Человек с ярко выраженной стихией огня вряд ли будет
довольствоваться в жизни второстепенными ролями и скорее всего проявит
организаторские и лидерские способности и т.д..
Разделение гороскопа на полусферы также предоставляет много информации,
необходимой при определении профнаправленности человека. Преобладание
планет в верхней полусфере гороскопа даст экстравертный тип личности, а в
нижней полусфере – интровертный. Выделение в гороскопе западной и восточной
полусфер позволяет оценить важность для человека участия в коллективной
деятельности и направленность на партнерские отношения. Человек с
заполненной планетами восточной полусферой самодостаточен и может долгое
время развиваться как вещь в себе. В своей деятельности он руководствуется
скорее личными мнениями и позициями. Противоположность ему составляет
человек с заполненной планетами западной полусферой. Он во всем
ориентируется на партнеров и мнение окружающих для него очень важно,
поскольку он воспринимает себя глазами окружающих. Такой человек изначально
ориентирован на партнерство и работу в некотором коллективе.
Система домов гороскопа дает основную часть информации о профессиональных и
других качествах человека. В узких рамках поставленной задачи я рассмотрю
только те дома карты рождения, которые непосредственно связаны с
профориентацией человека и которые позволяют определить наиболее
эффективную область приложения его потенциальных способностей. В
классической астрологии выделяется три дома, тесно связанных с
профессиональной деятельностью человека.
Предрасположенность к некоторому типу профессий показывает положение
6-го дома в Зодиаке, а также качество планет попавших в данный дом
гороскопа. Каждому знаку Зодиака соответствует определенная категория
профессий, и при попадании 6-го дома в знак Зодиака можно говорить о
предрасположенности человека к категории профессий данного знака Зодиака.
Этот дом отвечает за каждодневную, рутинную работу и за профессиональное
мастерство.
Дясятый дом гороскопа говорит нам о том, каких высот человек может
достичь, будет ли он признан обществом. Положение вершины 10-го дома в
Зодиаке, а также качество планет в данном доме может дать информацию о
характере деятельности , в которой человек наилучшим образом будет
соответствовать своему призванию.
Второй дом гороскопа показывает нам источники средств, получаемых
человеком. А поскольку работа, как правило, является источником денежного
дохода человека, то и этот фактор гороскопа косвенно может указать на
профессиональную принадлежность человека.
Особую роль в астрологии играет положение планет в домах гороскопа. Каждая
планета в астрологии характеризуется качеством или принципом, выполняемыми
функциями и ролями, с которыми она ассоциируется в жизни. Например,
качествами Солнца являются потребность к самовыражению, индивидуальному
творчеству, игре. Всякое творчество требует реализации и, следовательно,
функция Солнца заключается в реализации индивидуальности. Роли, которые
ассоциируются с Солнцем – это наша самость, а также лидер, творческий
человек, артист и др. Человек, хоть немного постигший свою самость и
умеющий ее выражать, уже является творческой индивидуальностью. Таким
образом каждая планета имеет свой принцип, свои функции и роли, которые
остаются неизменными. И, когда некоторая планета попадает в вышеуказанные
дома гороскопа, мы имеем основания предполагать реализацию темы этих домов
в соответствии с принципами данной планеты. Например, Солнце в 10-м доме
гороскопа потенциально может означать, что человек добьется признания в
творчестве, станет известным общественным деятелем, лидером.
Конечный результат диагностики с помощью астрологических методик
складывается из многих факторов гороскопа, которые необходимо синтезировать
в конкретные рекомендации. Сложность формализации данных методик является,
по-моему, основным препятствием к широкому применению их в психологической
практике. Но несмотря на сложности, их применение может дать потрясающие
результаты.
Попробуем построить своего рода схему, выполнение требований которой
позволит методом исключения отсечь наименее вероятные варианты
профессионального призвания человека и получить в конце два, три или пусть
даже десять наиболее вероятных: у человека должен быть выбор, и не наша
задача ограничивать его. Навязывать ему какой-то один вариант мы просто не
имеем права.

Схема разбора
1. творческий труд или служба
2. таланты (есть или нет)
3. начальник или подчиненный
4. сфера применения способностей (то есть сама профессия)

1. Творческий труд или служба
Под этим понимается природная склонность человека либо к работе «одиночки»,
будь то художник или слесарь, врач или предприниматель, когда распорядок
дня зависит от него самого, работу он тоже выбирает сам, а доходы поступают
в виде гонораров, т.е. разовых выплат за выполненную работу, — либо к
работе в группе, колективе, когда распорядок дня задан заранее, работу ему
поручает руководитель, а доходы имеют вид зарплаты, т.е. выплачиваются в
определенном порядке.
Самым главным и безошибочным критерием этого служит положение Меркурия
относительно Солнца. Меркурий впереди Солнца, да еще директный[5], да еще
не куспидный[6] — это «служба», способность работать в регламентированной
группе, на
определенной должности, с девяти до шести. Такие заранее заданные рамки
дисциплинируют человека и как бы сами помогают реализации его лучших
качеств.
Здесь и далее выражение «Меркурий (или любая другая планета) впереди
Солнца» означает долготу больше солнечной; с астрономической точки зрения
такая планета восходит позже Солнца и после него заходит. Положение планеты
«позади Солнца» означает, что ее абсолютная долгота меньше солнечной.
Меркурий впереди Солнца, но ретроградный[7] требует профессии с элементом
творчества: это начальник группы или человек, который приходит позже, а
заканчивает раньше других, если успел
выполнить свою работу, или регламентированнная работа, но сдельная оплата.
Меркурий впереди Солнца, но куспидный — работа в разных местах, будь то
одновременно или с течением времени, или же работа с переменным
контингентом (руководитель не одной, а многих групп, каждый раз разных).

Меркурий позади Солнца в любом виде означает «творческую», то есть
нерегулярную работу и доходы только в виде разовых гонораров. Писатель,
частно практикующий врач, портной, многие астрологи, принимающие клиентов
на дому, также имеют такой Меркурий. Регулярная работа, отсидка с девяти до
шести такому человеку просто вредна. Если он и угодил на службу, ему рано
или поздно придется ее бросить. У женщин это иногда — признак таланта
домохозяйки, что, в сущности, тоже есть профессия.
Таким образом, человеку с Меркурием впереди Солнца можно рекомендовать
регулярную службу, а человеку с Меркурием позади Солнца — только работу за
гонорары. Служба такому человеку «и опасна, и вредна», потому что в
конечном итоге принесет ему только болячку.

2. Таланты
Показателем талантов, а точнее способностей, потому что талант — это труд,
служат т.н. «треугольники таланта» — два секстиля и тригон[8], соединенные
вместе. Чем таких треугольников больше, тем богаче одарен человек от
природы, тем в более разнообразных областях он может себя реализовать.
Какие это области, показывают планеты, находящиеся в вершинах треугольника,
отчасти также дома и знаки. Конкретнее о сочетаниях планет и их значении мы
будем говорить позже.
Такие «треугольные» способности означают, прежде всего, что человеку легко
даются навыки и знания в данной области. Даже если он не изучает их
специально, они накапливаются как бы сами собой и проявляются рано или
поздно. Такой человек, как правило, успевает за свою жизнь перепробовать
несколько профессий, везде добиваясь достаточно заметных успехов. Если это
интеллектуал, он обладает обширной эрудицией во многих отраслях знаний,
если занимается ремеслом — человек-«золотые руки», способный починить все,
что движется, крутится и состоит хотя бы из двух пригнанных друг к другу
деталей.
Закрытый тригон (без секстилей) также дает неплохие способности, но скорее
в какой-то одной области. Такой человек тоже может иметь несколько
профессий, но подлинного успеха добивается лишь в одной, да и то скорее
всего далеко не сразу.
Укажем, что напряженные аспекты (соединения, квадратуры и оппозиции)[9]
также могут указывать на недюжинные способности, точнее, одну способность,
зато самую главную: умение доводить дело до конца. Карта, допустим, с одним-
единственным секстилем и множеством квадратов и оппозиций, как правило,
дает личность незаурядную, добивающуюся всего исключительно собственным
трудом. Богатый набор энергетических аспектов[10] позволяет человеку и из
одного-единственного зернышка таланта вырастить «древо желаний».
У таких людей подлинная реализация способностей, то есть их общественная
польза, зависит от других двух факторов: желания учиться и правильного
выбора момента (пункты «склонность к учебе» и «пора — не пора»).
3. Начальник или подчиненный
Вопрос «начальник или подчиненный» у студентов еще не возникает, но может
возникнуть у молодых людей, желающих заняться бизнесом или каким-то иным
делом, будь то искусство, военная служба или рэкет. Ответ на него дает
анализ домов гороскопа, причем не по одной, а хотя бы по двум системам: от
AS[11] (любая[12]) плюс от Солнца.
Сильный I дом хорош для бизнесменов и художников: эти люди дают своим
качествам возможность раскрыться в полную силу. Они быстро выбиваются
вперед и становятся «первыми» в своем деле, даже не занимая никаких
официальных должностей. Если планеты I дома имеют квадратуры с другими, это
не меняет дела, лишь сфера приложения способностей может оказаться иной
(криминальная или полукриминальная деятельность, опасные профессии —
гонщик, каскадер, укротительница тигров).
Сильный Х дом дает должности. Причем эти должности «приходят» к человеку
как бы сами, в силу обстоятельств, как в армии — очередные звания. У такого
человека может быть минимум способностей и желания самому что-то делать, но
начальником он станет. Квадратуры к Х дому дают либо карьериста, либо
руководителя неформальных структур разного рода.
Если у человека к тому же хороший Юпитер (т.е. деньги, как указывалось
выше), высокое положение ему обеспечено.
Таким образом, уже по натальной карте можно сказать, какая карьера ожидает
молодого человека, и тем самым косвенно определить, стоит ли ему заниматься
каким-то делом или не стоит.

Перейдем теперь к пункту 4, охватывающему конкретные признаки интереса к
той или иной деятельности и способности заниматься ею. При этом нужно
учитывать:
1. Наличие одного признака принимать в расчет не следует, потому что он
многозначен (сочетания Марс-Нептун могут давать и медика, и музыканта, и
просто интригана). Любой признак профессиональной склонности можно считать
действительным, только если он подтверждается по меньшей мере трижды.
2. Проверка этих признаков в натальной[13] карте отвечает не на вопрос, кем
человек непременно должен стать, то есть не позволяет определить,
действительно ли человек выбрал (или выберет) данный путь; она отвечает
только на вопрос, кем он может стать, какие виды занятий для него наиболее
предпочтительны.

Каким делом н у ж н о человеку заниматься
На этот вопрос отчасти отвечает положение Сатурна, особенно ретроградного.
Положение Сатурна как бы сразу «задействует» одну из осей:
— выраженная ось Дева-Рыбы («помощники в

Новинки рефератов ::

Реферат: Сравнительный анализ госслужбы в России и США (Административное право)


Реферат: Спид (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Влияние на человека опасных вредных факторов производственной среды (Спорт)


Реферат: Карл Черни (Музыка)


Реферат: ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ (Менеджмент)


Реферат: Металлургия титана (Металлургия)


Реферат: Жилищное право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Нравы русского народа XIV – XVII век (История)


Реферат: Усыновление (Гражданское право и процесс)


Реферат: Анализ условий плаванья в условиях мелководья (Транспорт)


Реферат: Внешняя политика Николая I (История)


Реферат: Должностное лицо как субъект преступления (Уголовное право и процесс)


Реферат: Блок доступа к моноканалу ЛВС (Программирование)


Реферат: Проверка и оценка знаний на уроках природоведения (Педагогика)


Реферат: Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России (Социология)


Реферат: Динамическое распределение памяти (Программирование)


Реферат: Динамика уровня жизни в России за последние 5 лет (Социология)


Реферат: Общероссийские классификаторы (Менеджмент)


Реферат: Глобальные проблемы человечества (География)


Реферат: Наличный и безналичный расчет предприятий (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист