GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социология (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социология (Социология)



“Развод. Почему?”

“Ревность и измены как феномены супружеской жизнь.”

Во многих странах достаточным основанием и одним из самых частых мотивов
при разводе служит именно супружеская неверность. В нашей стране примерно
четверть всех причин разводов связанно с нарушением супружеской верности.
Измена затрагивает область супружеских чувств, являясь антиподом любви.
Для современной семьи любовь - важнейший мотив для вступления в брак,
нередко единственное основание для создания и существование семьи. Измена
же отражает разные противоречия, конфликты дисгармонию между супругами.
Супружескою неверность можно встретить в семьях с благополучными и
устойчивыми отношениями , чаще - в конфликтных проблемных семьях , а также
в семьях с критическими , практически разрушенными отношениями супругов.
Мотив “измены” наблюдается чаще всего при расторжении молодых браков что
свидетельствует скорее о незрелости , легкомыслии супругов, о непонимании
семейных ценностей и такого понятия как ”священность семейных уз”. Огромную
роль здесь играет этическое воспитание и общая культура людей. Во все
времена культура мужчины, его честь и достоинство определялись культурой
его отношений к женщине. Истинная культура заключается в том, чтобы видеть
и уважать в женщине прежде всех человека , друга и личность.
Кроме того супружеская верность во многом зависит от добрачного
поведения: мужчины и женщины, имеющие добрачные половые связи, легче
нарушают обет супружеской верности. Это связано с тем, что ранний половой
опыт, скорее всего не основанный на настоящей любви, снижает оценку
сексуальных отношений и чувство долга, обязательства по отношению к другому
партнеру. Чувство супружеского долга - это осознание человеком своих
обязательств перед брачным партнером, отождествление своих личных интересов
с интересами семьи. Но признавать чувство долга - это еще не все. По этому
поводу очень точно писал Н.А. Добролюбов “ Не того можно назвать человеком
истинно нравственным, что только терпит над собой веление долга, как какое-
то тяжелое иго ..., а именно того , кто заботится слить требование долга с
потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в
свою плоть и кровь внутренним процессом самого сознания и саморазвития так,
чтобы они не только сделались инстинктивно необходимы, но и доставляли
внутреннее наслаждение“. Таким образом , верность, преданность - это
нравственный долг перед другим партнером.
Существует мнение о том, что измена, случайная связь заставляет человека
понять , что в семье была любовь, измена вдруг высвечивает это. По
некоторым исследованием, 75% мужчин не находят в случайном партнере того,
что ожидали, и начинают больше ценить свою жену. Среди неверных жен число
таких, кто не испытал ничего, кроме разочарования и угрызения совести,
оказалось еще больше - 90%. Супруг осознает, что совершил страшную ошибку,
что предал близкого человека и впредь будет дорожить своим очагом.
И все же в большинстве случаев измена не идет на пользу любви. Измену
наверное простить труднее всего. И трудно. даже невозможно забыть. Даже
супруги с солидным семейным стажем признаются, что воспоминание об измене
одного из них сохраняет горечь на долгие годы. И горечь и неприязнь к тому,
кто в какой-то момент предал семью, любовь.
Измена разрушает семью, неважно, кто изменил, муж или жена. Простить ее
или не простить зависит от человека, от того, сколько любви сохранилось в
душе, сможет ли, если не забыть, то глубоко запрятать обиду нанесенную
изменой.
Когда живешь с человеком, вместе с ним строишь семью, свой дом, в котором
будут расти дети, нужно быть уверенным в этом человеке. Уверенным, что он
не предаст, не изменит. Измена, как неожиданный удар наотмашь, выбивает
почву из-под ног. Не каждый в состоянии после такого удара оправиться.
Вряд ли можно утверждать, что измену совершает только безнравственный
человек. Если в семье ненормальные отношения, подозрения, ревность,
скандалы, отсутствует доброта, сочувствие, понимание, то рано или поздно
это приведет к тому, что один из супругов невольно начинает искать человека
, который его понимает и уважает в нем личность.
В каждом конкретном случае необходимо иметь в виду мотивы, толкающие
мужчину или женщину на измену. С одной стороны, это может быть тщеславие,
ощущение личной “свободы”, распущенность смещение нравственных ценностей, с
другой стороны - слабохарактерность, склонность к подчинению, социальная
незрелость, неустойчивая жизненная позиция. В зависимости от этого и мера
осуждения супружеской неверности должна быть разной. Эта мера будет
зависеть и от того, насколько глубока причиненная изменой боль и обида; как
преподнесена была - цинично, случайно ли, осторожно, с равнодушием, в
присутствии других людей и т.д.; как была воспринята пострадавшим от измены
супругом - бурной реакцией, скандалом, эмоционально или спокойно,
рационально.
В современных исследованиях делаются попытки проанализировать причины
супружеской неверности. Приведем здесь одну из классификаций.
Новая любовь. Эта причина супружеской неверности характерна для браков,
где любовь была незначительной или вовсе отсутствовала (рассудочные,
рациональные или вынужденные браки, основанные на выгоде, страхе
одиночества).
Возмездие. При помощи измены реализуется желание отомстить за неверность
супруга, чтобы восстановить чувство собственного достоинства.
Поруганная любовь. В брачных отношениях отсутствует взаимность. Один из
супругов страдает от неприятия его любви, безответственности чувства. Это
побуждает утолить чувство в другом партнерстве, где возможна взаимность.
Иногда изменяющий сам не любит нового партнера, но откликается на его
чувство, сочувствует безответно любящему его человеку.
Поиск новых любовных переживаний, как правило , характерен для супругов со
значительным стажем , когда чувства поблекли. Либо в семьях с такой
нормалью, когда от жизни берется все возможное. Вариантом может быть
подражание “красивой жизни” зарубежных образцов, сексуальной свободе.
Воспоминание. С помощью супружеской неверности человек компенсирует
недостаток любовных отношений, который возникает из-за влияния длительных
разлук, болезни супруга и иных ограничений на полноту любви в браке.
Тотальный распад семьи. измена здесь фактически результат создания новой
семьи, когда первая семья воспринимается нежизнеспособной.
Случайная связь, когда измена не характеризуется регулярностью и глубокими
любовными переживаниями. Обычно она бывает спровоцирована определенными
обстоятельствами ( настойчивость “партнера”, “удобным случаем” и т.д.).


В браке щекотливые моменты иногда лучше обойти молчанием. И в случае
измены даже неправдивое “Да” или “Нет” может спасти семью и сегодня и в
будущем. Чрезмерная искренность, желание рассказать правду о своем
мимолетном увлечении, о физической измене может вызвать у супруга тяжелую
депрессию. Находясь под гнетом своего поступка , “преступления” стремится
очистить совесть, исповедоваться раскрывать душу “пострадавшему”. И вот тут-
то все и начинается. Для того, кто слушает исповедь, она словно гром среди
ясного неба. А “грешник” после исповеди становится свидетелем страданий
человека, которому изменил. Принцип “лучше горькая правда, чем сладка ложь”
в таких случаях не срабатывает. Ничего хорошего здесь ждать не приходится.
Тот, кому изменили, до конца жизни может потерять психическое равновесие и
только боль, как заноза будет ныть в сердце.


Надо сказать, что измена - суровое испытание для любого человека, для
любого супружеского союза. Тот, кто к ней относится легко, с безразличием -
скорее всего не любит или вряд ли вообще способен любить. Когда измена
происходит на фоне конфликтных отношений, она воспринимается как
естественное следствие. Переживание измены зависит от того. насколько часто
встречался с подобными ситуациями.
Попустительство, безнадежность или непримиримость - это крайности в
восприятии супружеской неверности. Прежде чем делать выводы, необходимо
внимательно и по возможности объективно взглянуть на ситуацию измены. Если
это ошибка человека, пусть жестокая, ее надо уметь простить (кстати, жены
прощают чаще; мужья возбуждаю дела о разводе по причине неверности жены).
Если измена вызвана искаженными взаимоотношениями в семье, в них надо
разобраться. Т.е. в любом случае надо искать причины, а не обвинять других.

Первый ребенок

Жизнь молодой семьи с появлением первого ребенка усложняется неимоверно.
Еще нет опыта обращения с детьми, родители пугаются всякого пустяка,
волнуются по самым незначительным поводам, порой впадают в настоящую
панику.
Ожидание ребенка - настоящее испытание для любви, а его рождение -
испытание на прочность семейных уз. Немало браков распадается в первый же
год после появления ребенка, распадается по инициативе мужчин. не
выдерживающих испытание отцовством. Точнее мужчин, эгоизм которых оказался
сильнее всех других чувств.
Молодой муж после рождения малыша не вправе устраняться от ухода за ним,
должен помогать жене в ее бесконечных заботах о ребенке, иначе сам лишит
себя многих радостей. Возлагая весь уход за маленьким на одну лишь жену,
муж сам не дает ей возможности для занятий чем-либо другим, в том числе и
домом и им самим. При таком положении, при таких обстоятельствах в семье
неизбежно возникает дискомфорт. Муж начинает чувствовать себя лишним,
ненужным, нелюбимым, не подозревая, что сам в этом полностью виновен. И как
следствие перечисленного , у мужа все чаще начинает мелькать мысль, что он
может все изменить по своему желанию. Как? Да развестись! И тогда - опять
свобода, никаких забот, никакого крика , опять он - любимый, единственный,
ухоженный...
С приходом ребенка к женщине приходит всепоглощающее чувство, что часто
даже самый любимый муж на какое-то время отходит у нее на второй план. А
если еще этот ребенок не из тех, которые только едят, спят и никаких особых
беспокойств родителям не доставляют, а такой ,что требует бессонных ночей,
и неустанного ухода, и нервов, то кроме эмоций ему принадлежит и все время
матери, все часы суток.
Понятно, что муж, выражающий недовольство по поводу непришитой вешалки
или неглаженной рубашки в то время, как ребенок надрывается от крика или у
мамы не ладится с кормлением, вызывается, мягко говоря, не самые добрые
чувства. И молодая мама, невыспавшаяся, уставшая, вполне возможно,
отреагирует на претензии мужа вовсе не так, как ему самому этого хотелось
бы. Конечно, жена могла найти и другие слова и иной тон ... но поймите и
ее.
Поэтому при самой-самой объективности нельзя упрекать женщин. И выход
только один: супруги должны вместе нести груз забот о новорожденном и при
этом проявлять особую деликатность и чуткость друг к другу.
Страх за ребенка, особенно в первый год его жизни, часто становиться
причиной ссор и разногласий молодых родителей.


Влечение, гармония

Супружество без обоюдного влечения, без гармоничной физической близости,
без радости, которую доставляет такая близость обоим супругам - постройка
часто зыбкая, чреватая неожиданными осложнениями.
К неопределенной и расплывчатой формулировке “Не сошлись характерами”
прибегают молодые супруги, решившие расторгнуть свой брак из-за неполадок в
интимной жизни.
По данным социологов именно из-за недоудовлетворенности в интимной жизни
расходятся довольно часто.
Иногда дисгармония в интимных отношениях не носит явно выраженного
характера, но и она нежелательна, потому что смутная неудовлетворенность
порождает раздражение, подавленность, губит радость.
Как не важна гармония в интимной жизни, семейное счастье не сводится лишь
к ней одной. Чтобы полностью удовлетворить человеческую потребность в
общении, нужно многое: понимание, ощущение собственной полноценности,
привязанность, уважение. уверенность в том, кто рядом. Без всего этого со
временем одна гармония в интимных отношениях перестает удовлетворять
супругов. Доказательств сколько угодно. Вот, к примеру: разводящиеся -
недавно пылко влюбленные, не размыкавшие объятий. Куда все подевалось? Ушло
безвозвратно. Вот вам и “любовь- лишь ряд прикосновений...”
Интимная связь без искреннего чувства - обычный физиологический акт, не
имеющий никакой привлекательности.
Молодые супруги обычно думают, что все шероховатости их интимной жизни
сгладятся сами собой. Однако врожденного инстинкта продолжения рода и
жизненного опыта часто бывает недостаточно, чтобы достичь гармонии в
интимной стороне жизни. О каких-то вещах можно догадаться, конечно, самим.
Ну, например, что супруги должны стараться выглядеть привлекательными в
глазах друг друга. Привлекательными во всех отношения. Согласитесь, что
ссоры, неряшество, грубость не способствует физическому влечению. В хорошем
браке супруги всегда, в любом возрасте остаются чуть-чуть любовниками.
Мнение, что физическая привлекательность не обязательна, что лишь на
основе полового влечения всегда можно реализовать физиологическую
потребность, ошибочно. Супруги должны быть уверены, что нравятся друг
другу, в том что они оба стремятся к близости, которая принесет им полное
удовлетворение.
Ложась в постель с накрученными на бегу волосами, с намазанным ночным
кремом лицом, жена совершает грубейшую ошибку.
Мужчина, которого не слишком-то интересует настроение жены, который
учитывает только свое собственное желание, тоже сильно рискует. Он,
наверное не знает, что только обоюдное желание доставляет радость. А если
женщина огорчена , чем-то расстроена, нездорова, переутомлена и муж все
эти обстоятельства игнорирует, и не раз, не два, а регулярно, то произойдет
непоправимое: жена станет инстинктивно избегать близости с мужем, отдалится
от него.
Молодые супруги должны помнить, что достаточно гармонии в интимной жизни
удается иногда не сразу. Нужно определенное, время чтобы узнать особенности
характера, темпераметра, привычек друг друга, чтобы чувствовать наедине
уверенно и спокойно, чтобы отсутствовали всякие сомнения в правильности
поступков и действий.
Молодые супруги разомкнули объятия - не торопитесь отворачиваться друг от
друга. Не хватайтесь сразу же за газету , за книгу, не стоит сразу
погружаться в сон или заводить разговор о том, что приготовить завтра на
обед. Пусть волна нежности продлиться в словах, в улыбках, во взглядах.
Такие минуты дополняют и скрепляют близость.

Седельников С.С.
‘’Социальные последствия развода”

Существенное негативное влияние развода на уровень рождаемости. В ряде
случаев женщина после развода так и остается одинокой, а в “преддверие”
развода воздерживается от рождения детей. С ростом количества разводов
возросло число людей, не желающих после развода вступать в повторный брак.
По результатам одного из опросов 45% мужчин и 35% женщин сожалели после
развода о распаде своего первого брака, 9,5% опрошенных мужчин и 8,5%
женщин вообще хотели восстановить прежнюю семью. В другом исследовании на
вопрос “ Можно ли было предотвратить по Вашему мнению Ваш развод ? ”
утвердительно ответили 67,6% мужчин и 43,6% женщин, что с достаточной
степенью свидетельствует об амбивалентности чувств к бывшему партнеру. Об
этом же свидетельствуют данные, полученные в работе В.В Солодникова,
который, исследуя характер протекания и последствия предразводной ситуации
в молодой семье, обнаружил что 46% из числа всех обследованных семей по
крайней мере один из супругов (чаще муж) на момент подачи заявления о
расторжении брака испытывает скорее позитивные чувства к партнеру, а в
каждой пятой супружеской паре (21%) оба супруга сохранили эмоциональную
привязанность друг к другу.
Исходя из приведенных данных, правомерно возникает вопрос, не является ли
нежелание вступать в повторный брак после развода следствием более глубоких
причин? Одной из них, например, может быть сохраняющаяся какое-то время
после развода эмоциональная привязанность к бывшему брачному партнеру. Во
всяком случае едва ли такое явление, как рост числа людей, не желающих
после развода вступать в повторный брак, можно объяснить только
приобретенным или негативным опытом и неудачей первого брака.


Дети

Мужчины, высказывая суждения о желательном типе семейного воспитания для
детей разного возраста, склонны отдавать предпочтение воспитания ребенка в
полной семье, даже при условии, что отношения между родителями существенно
дезинтегрированы. У женщин, наоборот, превалирует мнение о том, что ребенку
лучше жить с одним из родителей, чем в неблагополучной семье. Вместе с тем,
в общественном сознание весьма распространено негативное отношение к
воспитанию детей в неполной семье.
На предпочтительный выбор матерью той или иной ориентации, касающейся
желательного характера взаимоотношений отца и ребенка после развода,
оказывают существенное влияние такие факторы, как : а) пол ребенка; б)
возраст детей; в) отношение к бывшему супругу; г) регулярность его общения
с ребенком. Матери мальчиков в большей мере ориентированны на то, чтобы
роль отца в воспитании ребенка выполнял его действительный отец. 45% женщин
этой группы опрошенных считают, что отец должен принимать активное участие
в воспитании своих детей после развода. Среди же матерей девочек такого
рода мнение придерживаются только 29%. Отмеченная ???? женщин скорее
склонна вовсе отказаться от влияния действительного отца на ребенка, либо
допускать лишь их нечастые встречи. Матери детей - школьников в большей
мере , чем матери детей - дошкольников ориентированы на то, чтобы в
воспитании ребенка участвовал его действительный родитель.


Из Смелзера

Иногда, после того, как отзвенели свадебные колокола, миф о
романтической любви может разрушиться...

Безусловно денежные проблемы являются лишь долей из причин конфликтов
между супругами. Споры по поводу воспитания детей, секса, отношений с
родственниками, а также религиозные и политические различая могут послужить
другими возможными причинами неудач в супружеской жизни.
По мнению Блада и Вольфе, браки оказываются неустойчивыми, если отношения
супругов с родственниками становятся главной проблемой, разрушающей их
жизнь. Самые серьезные конфликты возникают между супругами по поводу
воспитания детей. Множество разногласий может быть связано с ролевыми
конфликтами, но они в меньшей мере способствуют неустойчивости брака, чем
другие проблемы. ( Ролевые конфликты возникают по поводу работы жены и
разделения домашнего труда. Жены часто жалуются, что их мужья мало получают
в то время как мужья упрекают жен за неумелое ведение домашнего хозяйства).
По-видимому, наиболее опасны конфликты, обусловленные личностными
различиями между супругами. Привычки, которые осуждает один из партнеров,
например пьянство или курение, часто приводит к столкновениям. Они могут
стать причиной тяжелого стресса в супружеской жизни.
Независимо от причин уровень разводов в США самый высокий в мире ( В 1981
он достигал 5.5 на каждую 1000 браков).

На уровень разводов оказывают влияние многие факторы. Самыми важными
среди них являются экономические условия. Когда легко найти работу,
молодые люди настроены оптимистически в отношении своей способности
обеспечивать семью. Но чем раньше люди вступают в брак, тем выше
вероятность их развода. Подростки разводятся в два раза чаще, чем люди
вступающие в брак в возрасте 20 с лишним лет. Однако некоторые социологи
считают, что тенденция к возрастанию числа разводов не обусловлена
неустойчивостью браков, а скорее связана с возможностью легко получить
развод. Они отмечают , что число разведенных пар увеличилось больше, чем
количество супругов живущих отдельно. Таким образом, развод, по видимому,
стал распространенным способом улаживания серьезных конфликтов между
супругами, которые существовали всегда.
Изменение отношений к разводам и улучшение экономического положения
женщины, наверное, тоже способствовали разводу некоторых супружеских пар.
Если женщина имеет постоянную работу, ей легчеобеспечить себя и своих
детей, чем в том случае, когда онадолжна рассчитывать только на алементы,
пособия на содержание ребенка и другие государственные дотации. Наличие
пособий, вероятно, выгодно для женщин с низким уровнем образования и
нестремящихся сделать карьеру, но это также способствует распространению
разводов.

Последствия разводов.

Увеличенние числа разводов приводит к тому ,что многие супружеские пары и
их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее
разводу. Обобщив результаты многих исследований, Черник отмечает, что
разведенные мужчины и женщины временами скучают по своим бывшим мужьям или
женам , испытывают тревогу , даже если были сами инициаторами развода и
считали свой брак несчастливым. Развод немедленно тяжело сказывается и на
моральном состоянии детей. Дошкольники обычно чувствуют страх,
неуверенность в себе и считают себя виноватыми в разводе своих родителей.
Дети более старшего возраста вырожают свое раздражение более
непосредственно. Большинство детей успокаиваются в течении года или двух
лет после развода, хотя некоторые из них чувствуют себя несчастными и
одинокими в течении 5 лет после развода или еще дольше, даже если родитель,
с которым они живут, снова вступает в брак.
Из Харчева: “Современная семья и ее проблемы”

Развод выполняетпо отношению к браку двоякую роль. Он может выступать
средством нравственного возвышения супружества, утверждением равноправия
миежду мужчиной и женщиной, если направлен против пережитков прошлого в
брачных отношениях, эксплуатации и морального унижения одног из
супругов, но он может стать и своего рода антиподом брака, если является
следствием этих пережитков, нравственной незрелости супругов...

Развод перестал быть исключительным и стал обычным, ординарнарным
явлением. Соответственно снижается требовательность при выборе партнера.
Безусловно вопрос о том, какое влияние на этот выбор имеет установка
типа,” в крайнем случае можно развестись”, требует эмперических
доказательств. Однако тот факт, что треть разводов падает на семьи,
существовавшие менее года, еще треть - от года до пяти, что развод стал
проблемой молодых семей, в какой-то мере уже подтверждает сделанный вывод.

Следующее направление влияния разводов на эффективность функционирования
инстинута брака состоит в том, что перспектива развода, вернее опасение,
что муж(жена) воспользуется правом на развод при первом же более или менее
серьезном конфликте, так или иначе отражается на поведении каждого из
супругов и их отношении к своим семейным ролям, на взаимных оценках и
самооценках, на планированнии семьи, по меньшей мере до тех пор, пока и у
мужа, и у жены не появляется чувство стабильности их семей, а,
следовательно,и ориентации не только на сегодняшний и на завтрашний день,
но и на относительно далекое будущее.
Согласно верной гипотезе, разводы увеличивают число людей,не вступающих в
повторый брак, и, что самое главное, которые не хотят этого делать, хотя бы
в ближайшие несколько лет.

Последствия:
Разводы увеличивают количество неполных семей.В них создается
специфическая система отношений между матерью и ребенком,формируются
образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу
нормам и ценностям, на которых основывается институт брака.
Развод оказывает влияние и на самих разводящихся супругов.
Г.Кристиансен и К.Джонсон в результате анализа ряда эмпирических работ
установили следующие типы реакций на развод. Достаточно часто наблюдается
своеобразный шок со стыдом и жалостью к себе. Разведенные пытаются
рационализировать ситуацию и доказать, что им безразличны возникшие
проблемы. Весьма распространенным является чувство беспокойства,
нетерпеливости, идущее от нарушенных привычек и утраты привычных ролей.
Разведенный супруг часто пытается увеличить свою социальную активность.
Друзья и родственники обычно помогают ему в установлении новых контактов.
Нередко после развода человек начинает вести себя в противоречии с
общепринятыми нормами, пытаясь утолить свое горе в пьянстве или
компенсировать потерю семьи увеличением частоты сексуальных контактов.
Отмечены факты взаимоисключающих установок по отношению к своему бывшему
супругу, чередование проявлений ненависти и любви. Поэтому иногда
сексуальная близость между бывшими мужем и женой сохраняются в течении
некоторого времени и после развода. В некоторых случаях они даже вступают в
повторый брак друг с другом.
Проведенные в США эмпиричческие исследования показали, что прочент
повторных браков у разведенных партнеров выше, чем у овдовевших. Одна из
причин этого состоит в том, что люди иногда идут на развод для того, чтобы
юридически оформитьуже сложившееся новое супружество. Кроме того,
ражведенные обычно более обеспокоены тем, чтобы порвать с прошлым и
продемонстрировать посредством повторного брака, что с ними не случилось
ничего серьезного. Наконец, разводобычно происходит в более раннем
возрасте, чем вдовство, и это предоставляет человеку больше возможностей
вступить в следующий брак.
Результат эмпирических исследований зарубежных социологов по вопросу о
последствиях разводов для детей. В одном их этих исследований сравнивались
три группы детей: из счастливых, несчастливых и из разведенных семей. По
всем критериям дети из счастливых семей оказались в лучшем положении.
Однако при сравнении детей из двух других групп выяснилось, что у
подростков из разведенных семей было меньше психических заболеваний, они
реже совершали правонарушения, ьу них были лучше отношения хотя бы с одним
из родителей.
По ряду других показателей (отношения в школе,расположение к дурным
компаниям) дети этих двух групп существенно не различались, но сильно
отличались от детей, живущих в счастливых семьях. Проводилось также
сравнение ряда социально-психологических чарактеристик детей, живуших в
семьях, где мать после развода вступила в повторный брак, и в семьях, где
ребенок жил только с матерью. При этом обнаружено, что отношения “мать -
ребенок”лучше в семьях, где ребенок воспитывался только матерью.
Дети разведенных супругов более часто подвержены психическим
заболеваниям.
По данным неблагоприятные последствия развода более значимы для детей из
тех социальных групп, которые придают большее значение социальным нормам и
санкциям, направленным против развода. Самооценка ребенка существенно
зависит от возраста матери в период развода. У женщин, котрым при
расторжении брака было меньше 24 лет, только 22% детей по достижению 12 -
14 лет имели высокую самооценку, тогда как детям матерей, развершихся в
более старшем возрасте, такая самооценка у 45%.В ряде исследований
отмечается также, что чем дольше мать и ребенок жили вместе между разводом
и повторным браком, тем более разрушительным для ребенка должго быть
смещение внимания матери к новому супругу или новому ребенку.
По данным Лэндиса ( 60г.) воздействие развода на психику ребенка зависит
от целого ряда факторов:
- субъективного представления ребенка о счастье семьи непосредственно до
развода;
- возраста ребенка и матери;
- степени выраженности негативных норм по отношению к разводу в той
социальной группе, к которой принадлежит семья;
- способности оставшегося супруга справиться со своим беспокойством и
обеспечить ему безопасное окружение.


В возрасте до 3-х лет развод оказывает на ребенка меньше влияния, чем в
более старших возрастах. Вероятность повторного брака разведенного супруга
обратно пропорциональна количеству оставшихся у него детей.

РОЖДАЕМОСТЬ
Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в
изменении рождаемости , и в воспитании детей. Во-первых, вследствие
разводов уменьшается продуктивный период в жизни хенщины. Во-вторых , в
случае неудачного первого брака может намного отодвинуться время первого
деторождения (что нежелательно и с медецинской точки зрения). В-третьих,
неблагоприятные отношения в семье, предшествующие разводу, могут оказать
отрицательное влияние на репродуктивные установки женщины, хотя в остальных
случаях это влияеие можетбыть нетрализовано желанием женщины создать и
укрепить новую семью.
Развод оценивается как благо лишь в том случае, если он изменяет к
лучшему условия формирования личности ребенка кладет конец отрицательному
воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить ,
если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций,
кроме родительской. Семья умерает, если она перестает делать то, во имя
чего она создается - воспитание детей.


ПРИЧИНЫ:

При исследовании причин разводов его можно рассматривать как изменение
баланса сил, поддерживающих и развивающих брак. К первым относятся морально-
психологические и отчасти экономическая заинтерессованность супругов друг в
друге, а также социальные нормы, ценности, санкции ; ко вторым - проявление
взаимного недовольства и неприязни супругов, чувства антипатии,
раздражения, ненависти, а также внешние факторы, стимулирующие развитие и
обострение внутренних конфликтов ( неприятности на работе , противоречия с
родственниками и соседями).


Отмечается увеличение процента разводов из-за грубости супруга,
алкоголизма психологической несовместимости. По-видимому , это происходит
не потому, что с ростом культурного уровня современного человека,
повышением культуры межличностного общения, уважения к личности и т.д.
случаи грубости , психологической несовместимости, а тем более пьянства
стали больше осщущаться и становятся достаточно веской причиной разводов.

Следует отметить, что на удовлетворенность браком влияет не столько
реалдьное поведение супругов в различных сферах брачно-семейных отношений,
сколько оценка поведения одного супруга другим. Поскольку же у разных людей
может быть разное представление о том, что такое хорошо налаженный быт,
должное воспитание детей, уважение, внимание, любовь постольку результаты
исследования удовлетворенности врядли могут служить показателем реальных
брачно-семейных отношений.
В то же время исследование удовлетворенности может очень много дать для
выявления ожиданий каждого из супругов, связанных с распределением ролей и
ролевым поведением членов семьи. Можно выделить 2 подхода к решению этой
проблемы. При первом подходе рассматриваются ролевые ожидания и ролевое
поведение в каккой-то одной сравнительно узкой сфере деятельности.
Например, конфликты между мужем и женой могут возникать из-за того , что
жена хочет , чтобы муж проводил все свое свободное время дома, в то время
как он предпочитает общение с друзьями или увлечение любительскими
занятиями. Муж может ожидать от жены большего внимания к выполнению
определенных хозяйственных функций, чем она это делает на самом деле и т.д.
Такие ситуации достаточно распространены в различных семьях и могут явиться
причиной серьезных семейных конфликтов.
Второй подход связан с попыткой построения комплексных моделей ролей,
ролевых ожиданий и ролевого поведения. Одна из наиболее интересных попыток
в этом направлении была предпринята известным американским социологом по
изучению семьи К. Киркпатриком, который выделил традиционные роли мужа и
жены, товарищеские роли (роли компаньонов) и роли партнеров и перечислил
основные ожидания , которые соответствуют этим ролям. Такой перечень имел в
его ожидании следущий вид:

Обязанности жены-матери

Рождение и воспитание детей
Создание и поддерживание дома, жилища.
Обслуживание семьи
Преданное подчинение собственных интересов интересам мужа
Приспособленность к зависимому социальному и экономическому статусу
Терпимость к ограниченной сфере деятельноти.
Обязанности мужа-отца

Преданность матери своих детей
Обеспечение экономической безопасности и защиты семьи
Поддерживание семейной власти и контроля
Принятие основных решений
Эмоциональная благодарность и уважение к жене за ее преданность семье
Обеспечение алиментов в случае развода



Развод - это сильнейшее эмоциональное и психическое потрясение, которое не
проходит для супругов бесследно.

Междк тем сегодня существует немало супружеских пар, прибегающих к разводу
при первом же столкновении с обычными житейскими трудностями. Однако есть и
такие пары, где одна из сторон делает все для того, чтобы спасти брак, а
другая сторона при этом лишь укрепляется во мнение о собственной
исключительности. Есть, наконец, пары , которым противопоказана совместная
жизнь.






Реферат на тему: Социология
[pic]
THE INSTITUTE OF INTERNATIONAL LAW AND ECONOMICS named after A.S. Griboedov

3-й курс заочного отделения экономического факультета
с сокращенной программой обучения
специальность 060400 «Финансы и кредит»
группа Фс-051с (Фс-061с)



ЭССЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»



Студент
ПЫРХ С. В.

(ЭУ/99 – 24)



Руководитель
Профессор
МОМДЖЯН К.Х.



Москва, 2001



«Анализ ситуации в области разработки идеала общества будущего»

Представление общей ситуации.
В мировом сообществе, начиная с 70 гг. («Римский клуб») активно
обсуждается и дискутируется проблематика «качества роста», устойчивого
(сбалансированного) развития. Появление проблематики устойчивого развития
вызвано феноменально фиксируемыми негативными явлениями в жизни
человеческого общества: неравномерным развитием государств и регионов,
ростом населения Земли и очень низким средним уровнем его образования, не
регулируемым расходованием невоспроизводимых и медленно воспроизводимых
природных ресурсов, экологическими катастрофами. В различных публикациях и
СМИ высказываются опасения о будущем человечества, на уровне лозунгов и
благих пожеланий даются предложения и идеи о том каким должно быть общество
будущего. Для России эти вопросы, в связи с процессами перестройки и
реформирования, являются очень актуальными. Будущее России и возможные пути
ее развития также активно обсуждаются внутри страны на многочисленных
конференциях, круглых столах и в публикациях.
Необходимо проведение проблематизации, т.е. выяснения содержания
объективных проблем, стоящих перед человеческим обществом. Только после
того как проблемы будут поставлены, можно будет говорить о концепциях,
подходах и путях (методах) их решения.
Необходимо исходить из следующих основных положений:
• качество жизни людей в любое историческое время определяется
достигнутым уровнем организации системы управления процессами
жизнедеятельности общества;
• негативные явления в жизни отдельных государств и мирового
сообщества в целом вызваны и обусловлены их неспособностью на современном
этапе рационально организовывать, в полном объеме контролировать и
регулировать хозяйственные и социальные процессы в человеческом обществе.
Многие изменения в механизмах реализации процессов жизнедеятельности
общества оказались вне поля зрения существующих органов власти всех
уровней. В этом, т.е. в неадекватности средств деятельности используемых
при управлении процессами жизнедеятельности общества, состоит объективный
смысл проблем стоящих перед человеческим обществом
Сложилась парадоксальная ситуация: управление общественными процессами
на всех уровнях, от качества которого полностью зависят условия и
возможности для жизнедеятельности людей, является не профессиональной
деятельностью. В том смысле, что любая деятельность, если это деятельность
по понятию, должна иметь норму и, в принципе, быть подконтрольной обществу.
Содержание проблемы.
Содержание проблемы заключается в том, что на современном этапе
эволюции человечества управление процессами жизнедеятельности общества на
региональном, внутригосударственном, на государственном и
межгосударственном уровнях не обеспечено необходимыми теоретическими и
эмпирическими комплексными системными знаниями о деятельности управления и
управляемом объекте. И это несмотря на то, что изучением и исследованием
общественных явлений и процессов занимаются философия, социология,
правоведение, политэкономия, экономика, политология, экология др.
Каждая из общественных наук по аналогии с науками, изучающими
естественные и природные процессы, имеет свой монопредмет и исследует
определенные общественные явления или вид общественных отношений автономно,
абстрагируясь от других.
Естественные и общественные науки изучают разные в категориальном
плане объекты, т.е. процессы и явления, используя свои методы.
Естественные науки исследуют явления и процессы, протекающие в
организованном определенным образом (неважно кем, главное не людьми)
материале природы. Причем эта организация на уровне физико-химических
свойств природной среды является неизменной и дело естествоиспытателей
изучить ее. Ситуация упрощается тем, что природные физико-химические и
биологические явления наблюдаемы целиком, повторимы и в принципе
воспроизводимы. Автономное, не комплексное изучение природных явлений
устраивает потребителя естественнонаучных знаний - сегодняшнюю техническую
инженерию, конструирующую механизмы и машины, в которых искусственно
обеспечивается протекание природных процессов.
С общественными процессами и явлениями ситуация прямо противоположная.
Они организуются и реализуются людьми и можно вести речь только о том, как
они это делали и делают. Процесс эволюции дан исследователю лишь частично,
отдельными состояниями, причем в ретроспективе. Эти состояния различаются
формами организации общественных процессов. Объектом исследования
общественных наук является весь исторический процесс появления и
становления новых форм организации процессов жизнедеятельности, а не
изучение определенного и фиксированного строения материала природы путем
наблюдения ее эманаций.
Потребителем знаний о процессе эволюции общества является управление
общественными процессами. Ему нужны комплексные, системно оформленные,
знания для реализации функций по организации и регулированию общественных
отношений таким образом, чтобы социальные, экономические, экологические и
др. процессы протекали в желаемых для общества в целом границах.
И главным всегда был вопрос о том, кто и как устанавливает эти
желаемые границы и решает организационные задачи, какими принципами
руководствуется и какие знания об обществе использует.
Что происходит, когда управление не обеспечено комплексными системными
знаниями, особенно в периоды изменения способов реализации общественных
отношений, а использует лишь знания одной из частных наук, а именно
экономики, мы наблюдаем сегодня в России.
В качестве идеологического и научного обоснования реформ 80-х - 90-х
годов в России были использованы экономические теории западных ученых,
описывающие товарно-денежные отношения в сферах производства и обмена в
достаточно редуцированной форме. Эти теории не являются описанием процессов
функционирования всего хозяйственного механизма общества и их авторы не
претендовали и не претендуют на это.
К сожалению, для многих наших управленцев, реформирующих страну,
термины экономика и хозяйство являются синонимами (Попов С. «Идут по России
реформы» М.: Кентавр, № 2, № 3, 1992).
Такая понятийная редукция допустима в экономических текстах, но когда
она используется в качестве научного обоснования действий по реформированию
общества, то это ни к чему созидательному привести не может.
Нельзя не согласиться с высказыванием известного советского писателя о
том, что разруха в обществе начинается с головы. У людей, взявших на себя
идеологическое и научное обоснование реформ, на наш взгляд, отсутствовали
необходимые для этого знания, не говоря об этической и моральной стороне
дела.
Люди могут искренне заблуждаться, руководствуясь в своих действиях
высокими целями. Но известно, что «благими намерениями мостится дорога в
ад». В общественной деятельности, как в медицине, должен соблюдаться
принцип - «Не навреди»! Если не можешь оценить результаты и последствия
своих деяний, то лучше не делай. Но, к сожалению, далеко не все
руководствуются этими этическими нормами.
Ничего удивительного нет в том, что в качестве идеологов реформ
выступили наши бывшие «политэкономисты-теоретики», которые в отсутствие
рынка и товарно-денежных отношений у нас в стране, т.е. материала для их
исследований, занимались критикой экономических теорий западных ученых и
прославлением централизованных, в основном административных, методов
руководства общественным хозяйством.
«В современных условиях, при высоком уровне концентрации производства
и решающем влиянии научно-технического прогресса на экономическое развитие,
ставка на чисто рыночные регуляторы, по меньшей мере, недальновидна. Эта
ориентация закрывает путь к эффективному решению задач структурной
политики, не обеспечивает поддержание общей сбалансированности в народном
хозяйстве, чревата социальными конфликтами». Эта цитата из статьи «Проблемы
совершенствования хозяйственного механизма в СССР на современном этапе»
«Системные исследования. Методологические проблемы., Изд-во «Наука» - М.,
1987 (стр. 14). Авторы О.И. Ананьин, Е.Т. Гайдар, В.Н. Герасимович, С.С.
Шаталин. Очень точным оказалось предвидение авторов.
«Экономический подход» к реформированию общественного хозяйства и
способов управления им оказался малоэффективным, дал значительно больше
негативных последствий, чем позитивных.
Выход России из процесса деградации и переход в режим устойчивого
развития, а также избавление от негативных явлений в процессе эволюции
мирового сообщества в целом, возможно лишь в случае качественного изменения
форм организации управления процессами жизнедеятельности общества.
Для этого, прежде всего, необходимо решить междисциплинарную проблему
обеспечения управления комплексными и системными знаниями об общественных
процессах.
Все общественные науки являются сегодня в основном эмпирическими, с
разными уровнями обобщения и систематизации знаний, несмотря на все попытки
построить их по образцу естественных наук. Эмпирические знания получают с
помощью наблюдения поведения людей в производственной и бытовой жизни и
различных методик «измерения» общественных феноменов и явлений путем
анкетирования и опросов. Заметим, что полученные такими способами сведения
в принципе не могут однозначно интерпретироваться и поэтому
истолковываются, как правило, в нужном виде для заказчика.
К области теоретических изысканий можно отнести некоторые социальные
прожекты и фантазии, классифицируемые некоторыми обществоведами как утопии
и продукты утопического мышления («Утопия и утопическое мышление» – М.:
Прогресс, 1991 – 405 с.).
Попытки применения категориально - понятийного аппарата физики, химии,
кибернетики, информатики, биологии, и что особенно модно категорий
самоорганизации, открытых систем из синергетики для исследования
общественных процессов с надеждой открытия «общественных законов» по
аналогии с природными, не дали и не могли дать результата. Не соразмерность
и не адекватность методов и объекта исследования очевидна. Получаемые при
этом псевдо - знания не отражают и не изображают исследуемый объект,
являются фиктивно-демонстративным продуктом (методологический жаргон). В
лучшем случае их можно рассматривать как произведения своеобразного
искусства (наукомании), чтение которых, как фантастической литературы,
может доставить удовольствие, но они совершенно не применимы для
использования в качестве общественных теорий или знаниевого обеспечения
управленческой и образовательной деятельности.
Так выглядит объективная ситуация с методологическими и научными
обеспечением деятельности управления процессами жизнедеятельности общества.


Подход к решению проблемы.
Главная причина обозначенной выше проблемной ситуации связана с тем,
что каждая из общественных наук не исследует общество и процессы его
эволюции целостно и комплексно. Не дают они и в совокупности комплексного
системного представления о нем, так как отсутствует основа или каркас,
организующий монопредметные знания в систему
Необходим связующий субстрат или конструкция для знаний, производимых
общественными и естественными науками, который позволит объединить их в
целостное системное и комплексное знание об обществе и техноприродной
среде.
Им может стать представление человеческого общества в виде системы,
т.е. его комплексная системная модель.
Она, будет выполнять функции синтезатора и интегратора знаний об
обществе и позволит его представить как целое, системно и комплексно.
Комплексная системная модель (КСМ) общества должна давать в знании
представления о нем, позволяющие их использовать для реализации следующих
процедур деятельности управления:
• проектирования идеальной организации процессов жизнедеятельности
общества;
• проведения системных исследований существующих форм организации
процессов жизнедеятельности;
• комплексного системного анализа текущего состояния процесса
эволюции общества;
• разработки системных проектов, программ и планов развития и
комплексного контроля и регулирования процессов их реализации.

Остановимся на процедуре управленческой деятельности более детально.
Во-первых, зафиксируем, что разработка идеала общества будущего
является деятельностью проектирования. Далее, если мы хотим разработать
проект некоторого объекта, то должны пройти путь от принципиальной схемы
объекта, фиксирующей его функциональную структуру в соответствии с его
назначением и употреблением, до представления и описания в знании
конкретного материального воплощения объекта, позволяющее его построить,
создать, т.е. воплотить в материале.
КСМ, как многослойный соорганизованный комплекс знаний, должна
обеспечить прохождение этого пути и дать возможность проектировщику
получить описание процессов жизнедеятельности общества будущего на уровне
форм их социотехнической организации. Она должна также обеспечить
средствами деятельность по реализации процесса системных исследований,
результатом которых должно стать описание существующих форм
социотехнической организации процессов жизнедеятельности общества.
Отметим не менее важную, а во многом определяющую, сферу применения
комплексной системной модели общества.
Это процесс формирования (производства) человека, а именно этап общего
образования, на котором молодые люди овладевают необходимыми средствами,
позволяющими им в принципе, при желании, формировать, иметь и реализовывать
личностную и гражданскую позицию, выполнять функции члена семьи и родителей
по воспитанию детей, осознанно выбирать профессию, осмысленно
организовывать быт и жизненное пространство и осуществлять потребление.
Занимая личностную позицию, человек самоопределяется в области веры и
этических нормах и ценностях, смысле своей жизнедеятельности, т.е.
формирует свое мировоззрение.
В процессе формирования мировоззрения человек должен определиться и
выбрать одну из существующих картин мира, которые, по назначению, дают
представления о том, что такое человеческое общество и природная среда в
целом, продуктами и результатами каких процессов они являются.
Комплексная системная модель общества может и должна выполнять функции
общей картины мира, целостно описывающей человеческое общество и
техноприродную среду.
Итак, мы обозначили сферы употребления и применения КСМ. Это сферы
деятельности, определяющие жизнь человеческого общества: управление
процессами его жизнедеятельности и образование человека. Далее
проанализируем ситуацию с разработкой комплексной системной модели
общества.
Ситуация с системными исследованиями процессов жизнедеятельности и
эволюции общества следующая. Необходимость системных междисциплинарных
исследований была осознана в начале 60-х годов, когда начало формироваться
системное движение из представителей философии, математики, логики,
общественных и естественных наук, технических дисциплин. Наиболее
обстоятельное описание процесса становления системного движения, проблем,
стоящих перед ним и путей их решения, приведено в работе. Г.П. Щедровицкого
«Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных
исследований и разработок»//Системные исследования: Методологические
проблемы. Ежегодник. М., 1981. К сожалению, описанное там положение дел
мало изменилось.
Многие школы и исследователи, формально исповедующие системный подход
и системный анализ, продолжают много говорить о системах, но так и не
прошли начального необходимого этапа в своих исследованиях – разработки
понятия или категории системы. А без них системные исследования и анализ
систем, т.е. описание и представление изучаемых объектов как систем
(системное моделирование), а уже затем их анализ, в принципе невозможны.
Об этом, например, свидетельствуют мнения представителей социальной
философии, которые, на наш взгляд, из всех специалистов общественных наук
наиболее четко осознали и активно обсуждают проблему системного
представления в знании человеческого общества: «Однако сама социальная
философия оказывается в парадоксальном положении. Она должна показать
картину происходящих в обществе изменений, но она – в своих методах и
инструментах – претерпевает серьезную эволюцию. Обращаясь к социальной
философии с интересующими нас вопросами, мы застаем ее в таком состоянии,
когда она не может продемонстрировать нам готовые картины социальной
реальности». «Аппарат современной науки – в том числе и в социально-
гуманитарных дисциплинах – недостаточен для решения связанных с этой
работой задач.» (Кемеров В.Е. «Введение в социальную философию» учебное
пособие для гуманитарных вузов М.: Аспект-Пресс, 1996 – 215 с. ISBN5 – 7567
– 0109 – 5).
Многие специалисты занимающиеся системными исследованиями используют в
своей работе представления о системе как о некотором целом, состоящем из
элементов, объединенных связями в структуру. Имеются попытки использования
структурного понятия системы для представления в знании человеческого
общества.

Одним из примеров наиболее корректного и систематичного применения
структурного понятия системы для описания общества осуществлено
представителем социальной философии К.М. Момджяном в работе «Введение в
социальную философию», – М.: Высш. шк., КД «Университет», 1997 – 448 с.
Автору удалось, на наш взгляд, структурно изобразить общество на
эмпирическом уровне, т.е. на уровне морфологической организации, что, в
принципе, только и позволяет, сделать использованное им понятие системы.

Более продуктивным, в смысле адекватности и соразмерности метода
объекту, по-нашему мнению, окажется применение категориального понятия
системы – 2, разработанное «Московским методологическим кружком (ММК)». Оно
описано в работе Г.П. Щедровицкого «Два понятия системы», избранные труды.
– М: Шк. Культ. Полит., 1995 – 800 с. (стр. 228 - 232).

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

На схеме показаны четыре слоя представления объекта, который уже
изображен в знании как структурированное целое:
• процессов, определяющих сущность объекта (системообразующих
процессов);
• их механизмов в виде функциональных структур, представляющих
деятельностные организованности или деятельностные машины;
• способов социотехнической организации деятельностных машин
(морфологии);
. • конкретных, пространственно распределенных, организованностей
человеческого и техноприродного материала, обеспечивающих протекание
системообразующих процессов.
Причем если мы будем двигаться от процессов к материалу, то будем
осуществлять деятельность системного проектирования, а сели от материала к
процессам (процессы жизни объекта фиксируются в любом случае первыми), то
будем осуществлять процедуры системного исследования.

Предлагается:

1. 1. Построить комплексную системную модель общества на основе
категориального понятия системы – 2.
2. 2. После того как КСМ общества будет построена, с ее
использованием осуществить системное проектирование процессов
жизнедеятельности общества будущего до уровня форм социотехнической
организации его: политического пространства, сферы управления
(развитием и функционированием), процессов формирования человека и
производства – потребления продуктов и услуг индивидуального и
коллективного потребления.





Новинки рефератов ::

Реферат: Продукты пчеловодства и их применение в косметике (Физкультура)


Реферат: Алгебра логики (Программирование)


Реферат: Зависимость интенсивности дыхания растительных продуктов от температуры (Кулинария)


Реферат: Павел Иванович Пестель (История)


Реферат: Неформальная жизнь столицы в 50-х, 60-х гг. ХХ века (История)


Реферат: Геополитика (вопросы) (Геополитика)


Реферат: Обращение взыскания на имущество должника (Международное публичное право)


Реферат: Философия Бердяева (Философия)


Реферат: Социальный конфликт (Социология)


Реферат: Программа обучения игре на балалайке (Музыка)


Реферат: Семья (Социология)


Реферат: Аветис Айрапетович Калантар (Сельское хозяйство)


Реферат: Воспитание гражданственности и патриотизма (История)


Реферат: Рафаэль (Искусство и культура)


Реферат: Специфика музыкального воспитания дошкольников (Педагогика)


Реферат: Социально-педагогические аспекты подготовки будущих менеджеров через довузовские структуры (Педагогика)


Реферат: Армянская Культура в XIX веке (Культурология)


Реферат: Древнерусская иконопись – шедевры северного Возрождения (Искусство и культура)


Реферат: Способы тушения пожаров (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Культура звучания судебной речи (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист