GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социология (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социология (Социология)



Социология после трудного становления приобрела наконец-то статус
самостоятельной науки. На этом пути были и открытия, и надежды, и
разочарования, маленькие победы и крупные поражения, ибо долгие годы
догматический стиль мышления, боязнь нововведений сдерживали ее развитие.
Но, несмотря на все противоречия, социологическая мысль продолжала
развиваться.
Термин “социология” в буквальном смысле слова означает “наука об
обществе” или “учение об обществе”. Впервые его употребил Огюст Конт,
крупнейший французский ученый, живший в 19 веке. В главных своих сочинениях
— “Курс позитивной философии” и “Система позитивной политики” — он высказал
рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных
явлений. То, что О.Конт большое внимание уделял познанию не столько
сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения
позитивистских взглядов и концепций , получило дальнейшее развитие в трудах
его последователей.
Постепенно объектом изучения становилась все большая группа вопросов,
характеризующих состояние сознания человека, его поведение и отношение к
происходящим в обществе процессам, профессиональное, национальное и
региональное их звучание.
В настоящее время среди проблем, ставших ведущими для социологии,
являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная
структура, участие в управлении, “человеческие отношения”, общественное
мнение, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной
исторической и социально-экономической ситуацией. Таким образом, социология
возникла в ответ на потребности общественного развития.
Социология личности оперирует категориями, которые нередко
рассматриваются как синонимы, — формирование, развитие, воспитание,
социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности
социологического анализа.
Когда употребляется понятие “формирование личности” , то имеется в
виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс
становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей
совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной
деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно
говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно
формировать ее развитие.
Понятие “развитие личности” характеризует последовательность и
поступательность изменений , происходящих в сознании и поведении личности.
Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека
определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и
учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые
осуществляют социальные институты.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное
усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых
характеристик сознания и поведения , которые регулируют ее взаимоотношения
с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и
заканчивается к периоду гражданской зрелости человека , хотя, разумеется,
полномочия , права и обязанности, приобретенные им , не говорят о том , что
процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он
продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости
повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком
ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения .Иначе
говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и
творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему
обществом.
Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех
фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим
ожиданиям. Процесс формирования, по его мнению, происходит по трем
различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения
взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение
роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них
ждет целая группа людей.
Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По
Фрейду, личность включает три элемента: “ид” — источник энергии,
стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” — осуществляющий контроль
личности, на основе принципа реальности , и “суперэго”, или нравственный
оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом
“развертывания” врожденных свойств человека, в результате которого
происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом
процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых связанна с
определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная,
анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.
Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии
личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их
последующей перестройке в зависимости от опыта и социального
взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной
последовательности: сенсорно-моторная ( от рождения до 2 лет),
операциональная ( от 2
до7), стадия конкретных операций ( с 7 до 11 ), стадия формальных операций
( с 12 до 15 ). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс
социализации продолжается в течении всей жизни человека, и утверждают, что
социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими
моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то
время, как социализация детей формирует ценностные ориентации.
Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести
определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с
мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой
социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской
социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы
детства: отказ от детских мифов.
Каковы же механизмы социализации ? Уже З.Фрейд выделил психологические
механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.
Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную
модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители,
родственники, друзья и т.д. Идентификация — способ осознания принадлежности
к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение
родителей, родственников, друзей, соседей, и т.д., их ценности, нормы,
образцы поведения как свои собственные.
Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они
нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют
собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые
образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны
друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные
различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и
опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида
другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с
самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим
собой, контролирующей формой выступает совесть.
Т.Парсонс и С.Бейлз применяли понятия, введенные З.Фрейдом к теории
социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как
процесс, с помощью которого усваиваются спецфические элементы культуры,
особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает
никакого длительного отношения с “моделью”. Идентификация же для них
означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс
социального научения. Степень идентификации определяется характером
привязанности к “ другому”. Поскольку наиболее сильны привязанности в
семье, постольку она считается основной формой социализации. В социологии
обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института
долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за
воспитание будущего индивида пытались в определенной степени снять с семьи,
переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации.
Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного
порядка, но которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой
и общественно-социальной жизни.
Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и
подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых
молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают
характер последовательной системы знаний. Так, в детстве ребенок, подросток
учится понятию о Родине, в общих чертах начинает формировать свое
представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения
жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен процесс
социализации личности, почему школа выпускает в жизнь индивидов ,
отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором
ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу ?
Мощным инструментам социализации личности высту
пают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими
осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его
формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как
созидательных, так и разрушительных задач.
И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-
политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто
обладать знаниями. Необходимо обратить их в убеждения, которые проявляются
в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических
действий и образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным
типам личности.
В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования
к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-
первых, тем, что кардинальные задачи социально-экономического,
политического и духовного возрождения могут быть посильны людям
высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в
претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости
намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой
исторического процесса.
Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует
постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в
обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и
ответственность человека при решении как общественных , так и личных
проблем.
В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения
всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это
настолько взаимосвязанный процесс, что он в многократной степени может
усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются
объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.
В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных
явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не
смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое
стартовое начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами ? Почему часть
превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?
Почему формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для
общества, представленные преступниками, мафией, рэкетирами ?
И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия
мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны
ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние
национальных особенностей оказывается решающим фактором, который во многом
определяет облик общественных и политических движений. Феномен
национального в процессе социализации поставил перед социологией вопрос о
поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел
к необходимости более глубокого понимания социально-психологических мотивов
признания его особого места в общественной жизни каждого народа, каждой
нации и национальности и каждого отдельного их представителя.
Социализация личности предполагает, что объектом исследования является не
одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в
их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт
сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру,
воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку, и
т.д. Важное значение имеет преодоление пережитков прошлого в сознании и
поведении людей.
На путях социализации человека серьезным препятствием являются различные
формы ложного сознания, проявляющегося в мифотворчестве, в извращенных
формах реально функционирующего сознания.
Так, мифологизация в нашей стране базировалась на многих “священных
коров”, которые были неприкосновенны и неоспоримы: требовалось только их
неустанное восхваление и почитание. К ним можно отнести и такие утверждения
, как “загнивание капитализма” и “расцвет социализма”, “социальное
равенство” и “дружба народов”, а также такие перлы, как
“экономика должна быть
экономной” , “единодушная признательность “ , “долгие, продолжительные
аплодисменты”, “догнать и перегнать” и т.д. Миф, провозглашенный вначале 60-
ых гг., что через 20-25 лет мы будем жить при коммунизме принес
разочарование и утрату той перспективы, которая питала людей в их
стремлении к благополучию и счастью.
Не меньше бед принесла и показуха. В сознании работников
распространилось стремление создать впечатление о “большой” и “трудной” .
работе. И чем больше бездельничал человек, тем больше он старался
продемонстрировать видимость работы. Брались и провозглашались
обязательства, которые никогда не доводились до конца, формировались
рекламные группы для показа ”достижений”.
В этих условиях, как реакция на деформированные виды общественного
сознания, не могли не возникнуть тенденции противоположного плана — уход от
реальной жизни, экстремизм, мистика, паразитирование на тревогах и
бесперспективности повседневной жизни.
Таким образом, общественное сознание соткано из противоречий. Но именно
знание этих противоречий подсказывает пути выхода из сложившейся ситуации,
пути к подлинной социализации человека.
Процесс социализации, и особенно такие его субъективные факторы как
пропаганда и воспитание, требует тщательного анализа усилий всех
организаций, причастных к его осуществлению.
В целом социология пропаганды, фиксируя происшедшие ( или происходящие)
изменения в сознании и деятельности различных групп населения, стремилась
выявить наиболее действенные из них, определить их эффективность и степени
влияния и на этой основе высказать соответствующие рекомендации. И как бы
ни критиковались различные формы пропаганды, нужно все же отметить, что и в
настоящее время пропаганда продолжает активно участвовать в процессе
социализации личности вне зависимости от того, насколько она поддерживается
или отвергается отдельными слоями и группами в обществе.
В условиях противоречивых действий, путаницы идей и доктрин, взаимных
обвинений и упреков общественное сознание не могло не прийти в состояние
растерянности и замешательства, Перед человеком встали по существу две
альтернативы — либо стать приверженцем одной из доктрин, либо прикрыться
удобным цинизмом и объявить, что все, что бы ни встретилось на его пути ,
отравлено пропагандой, Но данная ситуация не является выходом из
создавшегося положения — она лишь усложняет его, создает серьезные помехи
на пути социализации человека.
В процессе социализации личности наряду с пропагандой, тесно
переплетаясь и взаимодействуя с ней, выступает воспитание. Оно придает
качественную определенность другим структурным элементам социализации,
характеризует ее цель, направленность развития духовных процессов и
явлений.
Если исходить из сущности воспитания, то оно связано прежде всего с
субъективным воздействием на сознание, на соединение его с практикой,
ориентировано на выработку мотивов социального поведения. Воспитание тем и
сильно, что оно дает ориентиры в условиях общественных изменений.
В социологии накоплен большой опыт проведения социологических
исследований по проблемам воспитания. Некоторые из них, например по
трудовому , политическому, нравственному воспитанию, насчитывают сотни
наименований. Среди них есть достаточно глубокие и обстоятельные
исследования. Но всем им — даже самым лучшим — была присущна ориентация на
должное, а не на сущее , а это неминуемо рождало целую серию издержек,
ограничивало их результативность и действительность. Значительный вред
воспитанию нанесла односторонняя, однобокая ориентация только на
официальные установки, монополизм в определении ее ориентиров со стороны
КПСС .
Таким образом, изучение таких средств социализации, как пропаганда и
воспитание, их сопоставление с влиянием и ролью культуры, науки, народного
образования, семьи дают возможность обогатить наши представления о путях
становления и развития личности.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при
достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется
обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе
социализации возможны сбои, неудачи.Проявлением недостатков социализации
является отклоняющееся (дивиантное) поведение. Этим термином в социологии
чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу
нравственных пороков, отступление от принци пов, норм морали и права. К
основным формам отклоняющегося поведения принято относить
правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию,
самоубийства.
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии
конфликта между личностными и общественными интересами. Дивиантное
поведение — чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных
жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неувуренности и
напряжения через определенные компенсаторные формы.Однако дивиантное
поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со
стремлением личности к новому, передовому, попыткой определить
консервативное , мешающее двигаться вперед.
Социологическое знание вобрало в себя все лучшее, что имеется в трудах
предшествующих поколений социальных мыслителей. И оно не остается
неизменным. На каждом этапе исторических преобразований социология
открывает пути для новых направлений, которые определяют ее движение
вперед.




Реферат на тему: Социология


Содержание



1. Социология — наука об обществе 2

1.1. Понятие социологии в структуре социальных
2
1.2. Социология — система знаний
4
1.3. Структура социологии
4

2. Предмет и объект социологии. Функции социологии 6

2.1. Социология — наука о социальных отношениях общества
7
2.2. Социологические исследования — инструмент познания социальной
реальности 7
2.3. Методы социального познания
8
2.4. Законы и категории социологии
9
2.5. Функции социологии 10
2.6. Социология в системе социальных наук
11


Литература 13



1. Социология — наука об обществе

1.1. Понятие социологии в структуре социальных

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании,
системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые
функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных
отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует
определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями
науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле
потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно
потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые
требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но
современное общество—не механическое соединение различных механизмов
управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики,
экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний,
которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть
социология — наука об обществе.
Что же и как изучает социология? Социология (фр. sociologie, латин.
Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об
обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.
п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие
социология введено в научный оборот еще в середине XIX в.
основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом.
Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени
предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь
постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине
XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки
об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений.
И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает
социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество
прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и
автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-
абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной
регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни
людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение
возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни
социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью
рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но
и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили
в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от
умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах,
настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже
и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с
целью рационального использования свободы самоорганизации стала
социология.
Ведь социология изучала общество, социальные отношения и социальные
общности, их деятельность, а философия хотя и изучает личность и
социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на
высоком уровне обобщения — на уровне раскрытия их сущности, а не в
развертывании сущности в действительности, выявлении жизни во всем ее
противоречивом существовании как это делает социология. Постепенно, по
мере накопления социальных знаний, происходил рост теоретических
социологических концепций, каждая из которых обосновывала определенный
аспект социальных отношений, давала интеграцию социального, выступающего
главенствующей категорией социологии. Используя разнообразные методы
научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь
не как предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с
достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее
многоцветье и внутреннюю неоднородность. Социология как определенный тип
знаний об обществе выходя из недр социальной философии, перенимает
философскую культуру, признавая особое значение теоретического обобщения,
целостного концептуального осмысления социальных явлений. Вместе с тем,
социология стремится к преодолению той ограниченности, которую
обнаруживает философия при анализе реальных социальных проблем. Внутри
социологии складываются течения: позитивизм — сводивший социальное к
природному, антипозитивизм — настаивающий на специфике социального.
Анализ зарубежных источников показывает, что чаще всего социология
определяется как наука о различных социальных общностях, социальных
группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни
американские социологи определяют социологию как науку об обществе,
социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология
изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или в
социальных условиях. Цель такого изучения —понять и объяснить причины
социального поведения или взаимодействия социальных общностей и групп и
их результаты. По мнению бельгийского социолога Миха де Костра,
социология изучает отношения между людьми, складывающиеся в процессе их
деятельности. Да, социология ставит целью дать ответы именно на жизненные
вопросы людей. Ведь в современных условиях многие люди испытывают чувство
страха. Они боятся возможности ядерной войны, перспективы безработицы,
хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особенно ужасным —
это то, что они ничего об этом не знают. Социология и ставит целью: помочь
людям разобраться самим в сложных проблемах жизни. Ведь социология — это
понимание общества. Люди, создающие общество, в котором живут, несомненно,
имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав. И
здесь-то на помощь приходит наука социология.
Современная социология — это множество течений и научных школ, которые
по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что
такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об
обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как
науки о законах становления, функционирования, развития общества,
социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь»
определяет социологию как науку о законах развития и функционирования
социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как
механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между
общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию»
отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой
находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция
развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство
ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или
определенные общественные явления. Однако, здесь можно возразить.
Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других
наук — теорией права, политической экономией, историей, психологией,
философией и др. Социология, в противоположность специальным наукам,
изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны
или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их
свойства, которые не изучаются ни одной из них. Политэкономия изучает
только хозяйственную деятельность общества. Правовые отрасли знаний
исследуют только право. Теория искусства — только искусство и т.п. Ни одна
из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных,
правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что
они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть
общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным
явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и
закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни
одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.
Следовательно, социология — это наука о родовых свойствах и основных
закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает
эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством
достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает
его. С появлением социологии открылись и 'новые возможности проникновения
во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов,
потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его
конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ
жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения
многочисленных отраслей общество-знания, все же социология уникальна
способностью видеть мир как целостную систему. При чем система
рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся,
но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология
и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса
общества. Основные проблемы современной социологии — выживание человечества
и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития.
Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на
уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и
объединений, социального поведения отдельной личности. Социология — наука
многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм,
макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического
знания.
Что же представляют макро- и микроуровни социологии? Мокро-
социологический уровень означает ориентацию на анализ социальных структур,
общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов в них
происходящих. Социальная общность, выступающая объектом
макросоциологического анализа,— это цивилизация и наиболее крупные ее
образования. Макросоциологический подход не требует детального
рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный
охват. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными
мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с
социальными институтами и общественными структурами, с глобальными
процессами. Макросоциологический подход к явлениям интересует общество как
целостный социальный организм. В отличие от макро- микросоциология
анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и
социальных общностях. Микросоциология обращена к социальному поведению,
межличностному общению, мотивации действий, стимулам групповых,
общностных поступков и т. п.
Социология — наука о становлении, развитии и функционировании
социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между
общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и
общественных отношениях.

1.2. Социология — система знаний

Известно, что система — это совокупность элементов, образующих
целостность. Наличие определенной структуры — устойчивых связей между
элементами — одно из важнейших свойств системы. Устойчивость связи
обеспечивает целостность и тождественность системы, сохраняют ее
основные свойства при внутренних и внешних изменениях. Если же наука —
система знаний, то ее элементы, прежде всего, различные теории, а структура
— связь между ними. Определить социологию как систему знаний — значит
дать конкретное представление об изучаемом объекте в виде органически
связанных между собой теорией: теории личности, теории малых групп, слоев
(семьи, трудовых коллективов и т. п.), теории общества как социальной
системы и теории мирового сообщества. Последовательность теорий отражает
объективные связи и отношения между социальными общностями как объектами
и субъектами социальной деятельности. Ведь любая малая группа, социальный
слой, социальная общность имеет свою специфику, обладает
категориями, интегративными, то есть объединительными свойствами, но
ее нельзя понять, абстрагируясь от личности, из которых они состоят. Но
вместе с тем существует и «обратное» движение: представление о
личности при анализе малых социальных групп, слоев, социальных
общностей, когда представление о личности становится богаче и конкретнее
потому, что личность здесь ставится в новые связи и отношения.
Восхождение от абстрактного к конкретному совершается не только в
результате перехода от одной теории к другой, но и в пределах каждой из
них. Основными направлениями процесса перехода от одной теории к другой в
социологии личности есть, во-первых, последовательное раскрытие различных
свойств (потребностей, интересов, ценностей социальных установок и т. д.)
личности, которые завершаются системным определением личности как объекта и
субъекта; во-вторых, осуществление перехода от анализа личности к раскрытию
ее деятельности, образа жизни, их условий, средств и результатов; в-
третьих, анализ межличностных отношений, складывающихся в процессе ее
деятельности, поведения и общения, глубокого познания личности; в-
четвертых, выяснение социальных норм и отклонений в деятельности личности,
ее поведения в отношениях, определение типа личности.
В современной социологии преодолевается противопоставление объекта и
субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения к
миру. Поиск истины социологией связывается с раскрытием возможностей
преобразований объектов в соответствии с гуманистическими ценностями.
Современная социология рассматривает личности, различные общности и
социальные системы не только как объекты, но и как субъекты деятельности.
Здесь-то в системе социологических знаний важное место занимает осевая
проблематика, интересы, ценности, социальные установки — все то, что
определяет мотивацию поведения и деятельности людей. Процедура анализа
деятельности личности, общности людей осуществляется в науке в такой же
роли, что и обряд в религии или уголовно-процессуальном кодексе в
доказательстве вины. Если не соблюдена процедура вывод не может считаться
легитимным (законным), то есть научным. Конечно же, содержание социологии
имеет в основе субъективно-объективный характер. Игнорирование такого
обстоятельства делает невозможным изложение ее как системы знаний.
Социология — не простая совокупность теорий, а единство теорий личности и
теории общностей, теорий об обществе, об общественных отношениях и т. п.

1.3. Структура социологии

Структура любой науки всегда обусловлена теми задачами, которые она.
ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Социология не
исключение. Ее структура обусловлена, во-первых, тем, что социология
решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной
действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального
развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов,
приемов социологического исследования, анализа. Теории и концепции,
разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и
образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология
изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности,
анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на
социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная социология
различаются не по объекту и методу исследования, а по той цели, которую
они ставят, решают ли научные или практические проблемы.
Социологические знания — единство теории и. практики. Теоретические
исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и
специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует на
выявление механизмов действий законов, форм их проявления. Эмпирические
социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией
относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от
теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на
статистический анализ, методы конкретных социологических исследований
(опросы, социологические наблюдения, изучение бюджета времени и т. п.).
Между теоретическим и эмпирическим знанием нет абсолютной грани.
Теоретические знания — знания универсальные, эмпирические
фактофиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирическое, не
существенное преобладание эмпирических компонентов исследования над
теоретическими компонентами не есть показатель высокого уровня развития
науки. Законом развития науки всегда остается преобладание знания
теоретического над знанием эмпирическим. Теоретические знания определяют
в конечном итоге, прогресс любой науки, а, следовательно, и социологии.

Эмпирические исследования подразделяются на фундаментальные и
прикладные.
Фундаментальные социологические исследования ставят цели развития и
совершенствования научных представлений об изучаемом предмете.
Прикладные исследования посвящаются разрешению какой-либо конкретной
социологической проблемы.
На основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных
систем социология может давать ценные практические рекомендации и
обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на
конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна другой, а
составляют единство, взаимное обогащение.
Теоретическая социология — совокупность многообразных концепций,
разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающие им
интерпретацию. Единственной концепцией, объединяющей специфику протекания
социальных процессов и закономерностей развития общества. признавался
марксизм, а именно — исторический материализм. Вот почему теоретическую
социологию зачастую прямо отождествляли с историческим материализмом. В
действительности же человечество выработало огромное количество теорий и
концепций, объединяющих закономерности и специфику развития человеческой
цивилизации. Уже в середине XX века широко распространяются концепции
социальной стратификации, индустриального общества, конвергенции и другие.
Конечно же, теоретическая социология — это множество возможных течений,
школ, направлений со своих методологический позиций объясняющих
специфику развития общества. Что же касается марксизма, то он есть одним
из направлений, которые во главу угла ставят приоритет экономических
факторов в развитии общества. Специальные же социологические теории — это
отдельные сферы социологического знания, которые имеют предметом
исследования относительно самостоятельные, специфические подсистемы
общественного целого и социальных процессов. Изучая те или иные
основные закономерности развития общества теоретическая социология может и
не формулировать то, каким образом в тех или иных условиях развиваются
различные социальные общности, социальные институты и социальные
процессы. Именно, поэтому-то в структуре социологии огромное значение
имеет ее средний уровень, то есть относительно самостоятельные
теоретические подсистемы. Относительно самостоятельные теоретические
подсистемы призваны, во-первых, установить объективные взаимосвязи
предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои и т. п.) с
целостностью общественной системы; во-вторых, выявить специфические для
предметной сферы внутренние взаимосвязи и закономерности. Социальные
социологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности.
В современном мире существует большое разнообразие специальных
социологических теорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат
американскому социологу Роберту Мертону. Но возникли теории значительно
раньше. Они изложены в трудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля
Дюркгейма и др. Развитие специальных социологических теорий в XX веке
связано с именами крупнейших социологов Карла Ман-гейма, Теодора Адорно,
Толкотта Парсонса, Поля Лазарсфельда и др. Специальные социологические
теории система отраслей знаний социологии, которые изучают особые формы и
сферы социального бытия и социальную реализацию форм общественного
сознания, их общие, а особенно специфические закономерности
функционирования и развития. В отличие от социологической теории, основная
функция которой состоит в рассмотрении социальных процессов и явлений, форм
и видов общественного бытия и общественного сознания на уровне общества,
специальные социологические теории рассматривают их на уровне
конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория
рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс
как относительно самостоятельную систему с ее общими и специфическими
связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и
развития. Определенная специальная социологическая теория рассматривает
какой-либо социальный объект как особый социальный институт
функционирующей социальной системы в общей системе социальных отношений.
Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс в пределах
социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией
морали. Особенности образовательной системы изучаются социологией
образования. Управление как социальная система изучается социологией
управления и т. д.
В современной социологии выделяется несколько групп социально-
психологических теорий. Во-первых, специальные социологические теории,
изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология
досуга, труда, быта и т. п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на
стыке социологии и гуманитарных наук. Это — социология права,
экономическая социология, социология политики, социология культуры,
социология религии и т. п. В-третьих, теории, характеризующие социальную
структуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними. Это
социологические теории классов и социальных групп, социология города и
деревни и т. п. В-четвертых, специальные социологические теории,
которые изучают деятельность социальных институтов. Это социология
управления, организации, социология семьи, социология образования, науки и
т. д. В-пятых, теории отклонения поведения и аномальные явления и т. п.
Конечно, же, главной задачей любой специальной социологической теории
— изучение и объяснение социальных явлений и функций социальной
системы. Специальные социологические теории — самостоятельное
социологическое познание в силу специфики предмета исследования и отношения
к изучающему объекту.

2. Предмет и объект социологии. Функции социологии

Что же представляет объект и предмет научного познания социологии?
Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект
любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера
предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения.
Объект социологии, как и других общественных наук — социальная реальность,
а поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для
определения предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования,
который часто совпадает с объектом других общественных наук (история,
этнография, право, философия и др.). Социология наука о целостности
общественных отношений, обществе как целостном организме; о социальной
системе.
Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера
действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью.
Ведь, известно, различными объектами наук выступают природа и общества,
которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными
отраслями знаний. Каждый из объектов тоже «расчленяется» науками на
отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о
соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как
понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве
объекта гуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на
общество как на определенную общественно-экономическую систему,
определенную ступень развития человеческой цивилизации. Дело в том, что
основной порок в понимании общества состоит в том, что общество
представляется в виде базиса и надстройки, совокупность экономической,
социальной, политической и духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля
зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный
объект—человек, его потребности, интересы, ценностные ориентации. Между
тем, история есть не что иное как деятельность человека осуществляющего
свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и надстройки, состязание
различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации
обрекает на абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный
взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания
игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира
культуры. Здесь-то и важно определять общество как совокупность социальных
общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей,
преследующих определенные цели. Люди ставят самые разные цели и
руководствуются ими в своей жизни. Именно цели есть специфическая черта
деятельности человека. Целеобразная деятельность включает множество
различных, органично связанных между собой элементов. Сознательная
деятельность в силу внутреннего содержания имеет и противоречивый и
динамичный характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди,
получив определенный результат корректируют на его основе свою
последующую деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с
желанием. Происходит, хотя и крайне противоречиво, исторический процесс
рационализации деятельности людей. Идея рациональности нашла обоснование
и развитие в трудах многих мыслителей, которые связывали переход к
высокой ступени развития общества с разрешением противоречия между
стихийностью и сознательностью.
Конечно же, в конце каждого этапа общественного развития полученный
результат отличается от исходных предпосылок, превращается в новые
условия, средства, которые позволяют ставить иные, более высокие цели.
Реализация высоких целей направлена на удовлетворение возрастающих
потребностей чело века. Свершается постепенный исторический процесс. Если
же история есть деятельность, преследующих свои цели людей, а общество
состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов,
то крайне важным становится анализ отношений между ними и внутри их.
Особую актуальность приобретает раскрытие жизнедеятельности личности,
социальных общностей, групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их
целостности. Деятельность личности, социальных общностей, групп в
общественной жизни и есть. Предметом исследования социологии. И в
современных условиях, когда усиливаются процессы социальной, политической и
хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность
развития личности и социальных систем, проблема рациональной деятельности
становится актуальной.

2.1. Социология — наука о социальных отношениях общества

Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не
просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую
направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности,
слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п. Объект
социального исследования содержит социальное противоречие, проблему,
которая подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые стороны
социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс
социологического познания, осмыслены и выделены. Однако, социальный объект
обладает множеством качественных и количественных характеристик и может
изучаться различными общественными науками. Социальные общности изучаются
философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог
же выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые
необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования
становления, функционирования и развития социальных систем. Ввиду того,
что социальная система может обнаруживаться на различных уровнях
социальной действительности, то при разработке одной и той же проблемы
возможно обращение к различным социальным объектам.
В отличие от объекта науки, ее предмет — это существенные свойства и
отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения
теоретической и практической проблема тики. Предмет исследования
предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет социологического
исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем,
стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания,
которыми он располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект
может изучаться с целью решения различных научных проблем, а предмет
исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в
конкретном исследовании. Согласно сложив шейся традиции при определении
предмета социологического познания, выделяются ключевые, те или иные
социальные явления. Обычно к ним относят человеческое взаимодействие,
социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т. п. и
т.д.
Естественно, общество объективно состоит из различных социальных
общностей, это имманентная то есть свойственная черта любого человеческого
объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между
социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной
личностью не только могут, но и реально возникают многообразные отношения.
Любые отношения, обусловливающие то или иное социальное явление,
подчиняют действиям определенных закономерностей или тенденций. Вот эти-
то закономерности и тенденции социальных отношений и составляют основной
предмет изучения социологии. Различные исследователи определяют предмет
социологии по-разному. Эти различия связаны, прежде всего, с тем, что
акцент делается на разных сторонах жизни социальных общностей и личности:
деятельности, поведении и отношениях. В социологии существуют разные
направления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиям
социальной жизни общества.

2.2. Социологические исследования — инструмент познания социальной
реальности

Позитивистская социология, основанная Огюстом Контом, рассматривает
познания социальной общество по аналогии с природой, используя
методы точных естественных наук.. Понимающая социология, которую
основали Макс Вебер и Георг Зиммель, анализирует, прежде всего,
значимые смысловые элементы социальной жизни общества, делая акцент на
понимании изменений, движений.
На разных этапах исторического развития человечества и в различных
социологических школах акцент ставился на социальных общностях и различных
сторонах их деятельности. Так уже сложилось, что в Европе социологическая
мысль сосредоточила внимание на анализе макроструктур, то есть на изучении
общества в целом. Американская же социология всегда больше тяготела к
исследованиям микромира — малых социальных групп, социальных слоев,
общностей. Внутри каждой социологической школы существуют многочисленные
течения, которые, по определению проф. Василия Фетисова «изучая те или
иные моменты застревают на отдельных ступеньках лестницы исследований».
Характеризуя социологию как систему знаний важно учитывать, что между
классической социологией и современной социологией существует определенное
различие. Классическая социология стремилась к постижению окружающего
мира как бы со стороны. Задача ее состояла в том, чтобы описать объект,
раскрыть сущность, не рассматривая деятельности субъекта. Современная
социология пытается преодолеть противопоставление объекта и субъекта,
теории и практики, познавательного и ценностного отношения к миру. Переход
от теоретического к империческому исследованию в социологии осуществляется
с помощью операционализации теоретических понятий. Вследствие формируются
определенные гипотезы, выявляются те свойства и отношения объекта, которые
подлежат описанию и классификации. Но надо учитывать, что предмет
социологического исследования обычно имеет достаточно сложную
структуру. Отношение человека к труду в качестве общего предмета
исследования включает субъективные и объективные показатели отношения к
труду, мотивы и ценностные ориентации, характеризующие отдельные типы
отношения к труду и др. Но не только наличие объекта и предмета
социологического исследования определяет существование социологии как
науки. Для познания социальной реальности требуется определенная система,
совокупность приемов, процедур и операций, с помощью которых
осуществляется социологическое исследование. Систематизированный способ
достижения теоретического или практического результата решения проблем для
получения новой информации, осознания специфики изучаемой предметной
сферы и закон о функционировании ее объектов и называется методом в
социологии.

2.3. Методы социального познания

Метод в социологии — это способ построения и обоснования
социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций
эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод в
социологии зависит не только от исследования социологией проблемы и
построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Метод
включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность
знания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и
конкретно-научные. Всеобщими методами социологии есть материалистическая
диалектика. Суть всеобщих методов социологии в том, что экономический
базис общества признается первичным, а политическая надстройка — вторичной.
При изучении социальных процессов применяются такие принципы
материалистической диалектики: объективность, историзм и системный подход
Принцип объективности означает изучение объективных закономерностей,
которыми определяются процессы социального развития. Каждое явление
рассматривается как многогранное и противоречивое. Изучается вся система
фактов — положительных и отрицательных. Объективность социологических
знаний предполагает, что процесс их изыскания соответствует объективной
реальности и не зависящим от человека и человечества законам познания.
Объективность научных выводов базируется на их доказательности,
научности аргументации.
Принцип историзма в социологии предполагает изучение социальных
проблем, институтов, процессов в возникновении, становлении и развитии,
постижение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимания
общих тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств. Историзм
тесно связан с пониманием противоречий как движущих сил изменения
сложившихся отношений, которые обнаруживаются во взаимодействии
потребностей и интересов соответствующих социальных общностей. Историзм
дает возможность извлечь уроки из прошлого опыта самим разработать
обоснования современной политики. Используя принцип историзма социология
имеет возможность исследовать внутреннюю динамику социальных явлений и
процессов, определить уровень и направление развития и объяснить те их
особенности, которые обусловлены их исторической связью с другими
явлениями и процессами.
Системный подход — способ научного познания и практической
деятельности, при котором отдельные части какого-либо явления
рассматриваются в неразрывном единстве с целым. Системный подход
сформировался путем конкретизации принципов материалистической диалектики
при изучении сложных объектов и получил распространение в социологии во
второй половине XX в. Основным понятием системного подхода выступает
система, которая обозначает определенный материальный или идеальный
объект, рассматриваемый как сложное целостное образование. В связи с
тем, что одна и та же система может рассматриваться с различных точек
зрения, системный подход предполагает выделение определенного
системообразуемого параметра, то есть свойства, обусловливающее поиск
совокупности элементов системы, сеть связей и отношений между ними, ее
структуру. В виду того, что любая система находится в определенной среде,
то системный подход должен учитывать ее связи и отношения с окружением.
Отсюда происходит второе требование системного подхода — учитывать, что
каждая система выступает подсистемой иной, большей системы, и, наоборот,
выделять в ней меньшие подсистемы, которые в другом случае могут
рассматриваться как системы. Системный подход в социологии обязательно
предполагает выяснение принципов иерархии элементов социальной системы,
форм передачи информации между ними, способов их влияния друг на
друга. При изучении общественного сознания, общественного мнения.
различных социальных общностей — классов, слоев, потребностей и
притязаний различных социальных слоев и т. п. используются методы анализа
документов, опроса, в том числе анкетирования, наблюдения и т. п. При
исследовании межличностных отношений внутри малых групп, слоев, отношения
личности к тем или иным общественным явлениям, жизненных и ценностных
ориентаций и установок личности используются методы социометрии,
социальной психологии и т. п. методы статистики, факторного, латентно-
структурного, коррекционного анализа, использования математики и т.п.

2.4. Законы и категории социологии

Основой изучения социальных отношений, то есть сведения индивидуального
к социальному, может служить изучение объективно сформировавшейся
структуры социальных связей и фактов, включенных в связи, их типы и т.
п. В обществе имеется бесконечное множество различных социальных систем.
Значительная часть таких связей носит случайный и временный характер.
Особенность социологии как науки состоит в том, что социальные связи и
отношения изучаются на уровне социальных законов и закономерностей.
Социальные законы — более или менее полное отражение явлений,
присущих окружающему миру. Что же такое социальный закон? Социальный
закон — это выражение существенной, все общей и необходимой связи
социальных явлений и процессов, прежде всего, связей социальной
деятельности людей или их собственных социальных действий. Социальные
законы складываются в различных сферах деятельности человека и, прежде
всего, в сфере материальной деятельности и осуществляется через посредство
деятельности людей. Существуют общие и специфические законы в социологии.
Общие законы социологии — пред мет изучения философии. Специфические законы
социологии изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую
основу. Но здесь надо заметить, что отношение социологов к социальным
закономерностям и законам несколько изменилось. Если раньше
исследователи считали, что социология — наука о законах развития и
функционирования общества, а социальный закон — это независящая от
субъекта повторяющаяся и типичная связь, характер которой определяет
содержание и направление социального развития на любом уровне социальной
организации, формирования, то теперь социологи склонны полагать, что
законов истории, законов природы не существует. То, что называлось ранее
законами, в действительности лишь описание вероятных тенденций развития.
Всеобщий социальный закон в прежнем пони мании всеобщ, повторяем и
однонаправлен и придает обществу скрытую мистическую сущность. Прежние
представления социологии о том, что общество развивается на основе раз и
навсегда установленных законов, не выдержали проверки.
Предвидение еще не означает пророчества. Если наблюдаем нечто, что
проявляется как историческая тенденция или направление, то не может знать
проявится ли оно завтра, в будущем. Безусловно, в обществе существуют
наиболее сильные детерминанты, определяющие жизнь общества: власть,
идеология, экономика. Но ни одна из них не может быть названа ведущей
или . решающей тенденцией развития. Лишь во взаимодействии они
формируют тенденцию эволюции человечества. Объективность социального
закона в том, что новые поколения застают готовые отношения связи,
тенденции, сложившиеся без их участия. Объективность социального закона —
это ряд совокупных действий миллионов людей. Но когда говорят, что законы
общества проявляются через де

Новинки рефератов ::

Реферат: Военная экспансия кочевых народов Азии в средние века (История)


Реферат: Организация предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве (Сельское хозяйство)


Реферат: Ян Амос Каменский (Педагогика)


Реферат: История Российского флага (История)


Реферат: Ядерные реакторы (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Жизнь и творчество Василия Ивановича Сурикова (Искусство и культура)


Реферат: Бетоноукладчик (Строительство)


Реферат: Бюджетний процес і контроль за державними видатками, його особливості (Финансы)


Реферат: История создания балета "Лебединое озеро" (Искусство и культура)


Реферат: Особенности регионарного кровообращения (Биология)


Реферат: Академик Н.И. Вавилов (Исторические личности)


Реферат: Парламент в зарубежных странах (Право)


Реферат: Совершенствование учета труда и его оплаты (Бухгалтерский учет)


Реферат: Гуманистическая философия Эриха Фромма (Философия)


Реферат: Проблемы освоения космоса (Авиация)


Реферат: Управление качеством (шпаргалка) (Менеджмент)


Реферат: Облік і аналіз фінансових результатів (Бухгалтерский учет)


Реферат: Великий князь Михаил Тверской (История)


Реферат: Восьмиосная цистерна для перевозки нефтепродуктов (Транспорт)


Реферат: Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации) (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист