GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Феминология как наука (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Феминология как наука (Социология)



ПЛАН

1. Феминология как наука.

2. Основные методы феминологии и ее связь с другими науками.

3. Научные разработки по феминологии и ее изучение в России и мир.

4. Феминология и перспективы решения глобальных проблем современности.

Феминология как наука.

Феминизм, в широком смысле – стремление к равноправию женщин с
мужчинами во всех сферах общества; в узком смысле - женское движение, целью
которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с
мужчинами. Возникло в 18 в. Особенно активизировалось с кон. 60-х гг. 20 в.
В 1996 году в соответствии с решением Министерства образования РФ в
программу некоторых российских вузов ввели новую учебную дисциплину –
феминологию.
«Феминология рассматривает совокупность социально-экономических,
политических, правовых, социокультурных условий, сложившихся в обществе для
реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечения
их жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни».
В узком смысле этого слова «фиминология» - наука о положении и социальных
ролях женщины.
Таким образом, объектом феминологии являются женщины. Но сразу
возникает вопрос, как понять и определить этот объект? Галина Силласте,
ведущий феминолог России, говорит о двух подходах к женщине как к объекту
исследования. Первый подход: женщины как социально демографическая группа.
Но при таком подходе на передний нлан выступают такие проблемы как
соотношение полов в определенных поколениях, динамика рождаемости,
продолжительность жизни в зависимости от пола, характеристика женщины как
рабочей силы и т.д. Второй подход, женщины как относительно автономное
социальное обозрение – социум. Такой подход дает более глубокое и
всестороннее понимание женского вопроса в прошлом, настоящем и будущем, его
влияние на общие социальные процессы.

Основными задачами курса “Феминология”, являются следующие:
. изучение социальных факторов, обуславливающих общее и особенное в
жизнедеятельности мужчин и женщин, специфических условий, влияющих на
положение женщины в обществе;
. выработка цельного научного мировоззрения, основанного на принципах
международных концепций ООН, других нормативных актов, ориентированных
на повышение роли и статуса женщины в обществе;
. реализация основных направлений государственной социальной политики,
изучение социальной технологии деятельности государственных и
общественных организаций по оказанию поддержки и помощи женщинам;
изучение федеральной, региональной и местной систем, комплекса форм и
методов социальной работы с различными категориями женского населения

Основные методы феминологии и ее связь с другими науками.

Мировоззренческой базой фиминалогии является общая гуманистическая
теория о равном праве всех людей, независимо от расы, вероисповедания, пола
на осуществление своего материального благосостояния, духовного развития в
условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных
возможностей. По отношению к правам и возможностям личностного развития
женщин такой подход предполагает не только серьезнейшие общие социальные
преобразования, но и переход от общества традиционно мужской дискриминации
по признаку пола к общественным отношениям равных прав и возможностей
женщин и мужчин.
Феминология – междисциплинарная наука. Она развивается в тесной связи
с такими науками, как история, социальная философия, социальная и общая
психология, социология. Феминология использует следующие основные методы
исследования:
1. Социологический, определяющий социальную обусловленность мужского и
женского бытия.
2. Аксиологический, утверждающий равную самоценность личности мужчины и
женщины.
3. Функциональный, раскрывающий по всем направлениям связь между женщиной
и обществом.
4. Институциональный, ориентирующийся на изучение социальных институтов,
влияющих на жизнедеятельность женщин.

Феминология тесно связанна с социологическими исследованиями гендерных
исследований, так как их значение для нее очень велико. Само понятие
«гендерный» - « это представление индивида (мужчины / женщины) во всей
совокупности его физиологической и социальной сущности с акцентом на
социальную. Гендер – понятие культурологическое. Идеальный образ женщины
или мужчины данного хронологического и географического среза пестуется
национальными традициями, этнопсихологией, степенью цивилизованности
общества, религией, историей, национальным менталитетом и т.п.”. Г.Силласте
отмечает и определенную специфику гендерных исследований в отличие от
обычных социологических исследований по указанной тематике. Она пишет:
«Гендерные исследования - изучение положения женщин через призму, прежде
всего, социопсихологических и социокультурных особенностей. Экономика и
политика, социальная среда здесь учитываются, но в качестве второстепенных,
а не определяющих обстоятельств”.

Научные разработки по феминологии и ее изучение в России и мире.

Многие ученые считают, что становление феминологии как науки очень
важно для всей системы наук о человеке и обществе, так как оно знаменует
выход на новый виток изучения возможностей человека с учетом его
психофизиологической полоролевой специфики.
В СССР и России можно назвать исследования, посвященные семье, в основном
статистико-демографический анализ (К. Васильева и др.). Можно назвать
работы этнографов, посвященные этническим особенностям форм семьи,
особенностям семейных отношений, семейным обычаям и обрядам, например, Я.С.
Смирнова о семье и семейном быте народов Северного Кавказа и т.д. Женский
же вопрос до последнего десятилетия у нас не изучался, так как считалось,
что в нашей стране он уже решен. О положении женщин в обществе и семье, о
необходимости борьбы за женское равноправие много писалось и говорилось в
двадцатых годах (В.И. Ленин, А.М. Коллонтай и др.). В более же поздний
период сложилась официальная точка зрения, что социализм мы построили,
женский вопрос решили и проблему закрыли.
Первые шаги систематического изучения социально-психологического
аспекта женского вопроса были сделаны только в восьмидесятых годах. К таким
исследованиям можно отнести изучение общественного мнения женщин, мотивации
их поведения и др.
На международном семинаре под эгидой ЮНЕСКО, “Гендерные исследования:
проблемы и сравнительные перспективы” Галина Силласте выступила с основным
докладом о состоянии массового женского сознания, отражающего отношение
различных групп женщин к проблемам, событиям, явлениям социальной
действительности.
Он отметила, что такие исследования ведутся лишь с конца восьмидесятых
годов. Так же отметила два их направления: во-первых, исследования в рамках
социологии семьи, проводимые НИИ социологии, в которых рассматриваются
социальный и демографический аспекты проблемы, мнения женщин о политике и
управлении по отношению к семье. Во-вторых, изучение общественного мнения
женщин в рамках исследовательского проекта “Женщины и демократизация
общества”. Первый этап этих исследований был завершен в 1990 году и в 1991
году опубликованы его результаты. По словам Г. Силласте, руководившей этими
исследованиями, сделаны попытки использовать их результаты на практике,
оказывая помощь властным структурам в выработке и осуществлении программы
решения женских проблем в новых условиях. В 1994 году был осуществлен
второй этап исследований
За рубежом такие же исследования в сфере образования, просвещения,
подготовки женских кадров, помощи женским движениям и в социальной работе с
женщинами начались раньше. В США исследования по проблемам социального
положения женщин и женским движениям ведутся с конца ХIХ века. Еще в начале
нашего века читались и отдельные университетские курсы по феминологии, но
частью образовательных и исследовательских программ они стали лишь с конца
шестидесятых годов, что стимулировалось самим развитием женского движения в
стране. Начиная с семидесятых годов, учебные курсы по женской проблематике
предлагались более чем в тысяче американских колледжей и университетов. С
восьмидесятых годов за такие исследования за учебную деятельность в этой
области присуждались ученые степени, и при всем этом феминология считается
междисциплинарной областью наук. Для учебной подготовки по исследованию
женской проблематики существует сеть из 70 центров и институтов, действуют
50 феминистских издательств, более ста книжных магазинов специализируются
на женской тематике. Фордовский и другие фонды выделили значительные
средства на издание новых журналов и научные исследования. В 1977 году была
учреждена “Национальная ассоциация по изучению женской проблематики в
социально-политическом и профессиональном аспектах и в стране, и в мире”.
Однако Чемберлен (президент-учредитель национального совета по
исследованиям женской проблематики в США) отмечает также трудности в
исследованиях по женской тематике и в преподавании, как, прежде всего,
недоверие академической общественности к этой проблематике, отношение к ней
как к несерьезной и побочной для науки.
Судя по развитию, феминология как наука еще очень молода, опыт научных
исследований и образования по женской проблематике короток по времени,
невелик даже в наиболее развитых странах. Большое оживление в изучение этих
проблем и поиски практических путей их решения внесла программа ООН
“Десятилетие для женщины. 1975-1985 годы”. В рамках этой программы были
приняты важные документы, оказавшие влияние на политику правительств
государств, объединяемых ООН, проведены международные женские конгрессы, о
чем подробнее будет сказано в завершающих главах работы.

Феминология и перспективы решения глобальных проблем современности.

Современное человечество породило в своем развитии ряд
трудноразрешимых проблем, решение которых требует более полного
использования опыта развития цивилизаций. Несколько условно цивилизации
Земли можно разделить на две группы: техногенные, или технократические, и
"природофильные". Западноевропейская и Североамериканская цивилизации,
развивая технику, относились к природе как к материалу в мастерской, не
учитывая целостности и автономности природы, подрывая ее возможности
самоочищения и самовосстановления, что и породило конфликт между природой и
человеком. Но интересы человека как личности, его биологические
особенности, его психология, комфортность существования каждого человека в
социальной среде мало учитывались технократическими цивилизациями, что в
немалой степени способствовало духовному обнищанию человечества.
Для цивилизации Востока природа была в большей степени храмом, а не
мастерской, развитие техники здесь было куда более медленным, личности
человека, его духовному совершенствованию отводилось не меньше, если не
больше внимания, чем его материальному обеспечению. Но и эти цивилизации
благодаря нерегулируемому росту народонаселения, опережающему рост
производительных сил, столкнулись с серьезнейшими противоречиями, не
избежали огромной дифференциации между богатством меньшинства и нищенским
существованием большинства.
Если развитие Западных цивилизаций шло и продолжает идти по “мужскому
типу”, то в развитии Восточных цивилизаций сильнее влияние “женского
начала”. Патриархальный характер культуры Запада выражается в
агрессивности, преобладании сухой логики над эмоциями, в том числе и
нравственным чувством. Способность же сопереживания, более развитая у
женщин, распространяется и на отношение к природе, особенно к живой природе
в культуре Востока.
Нельзя заменить западный тип развития восточным потому, что мы не
избавим тем самым современное человечество от его глобальных проблем. Для
успешного разрешения последних необходимо ослабление мужского начала в
социальной жизни и в политике, обогащение его женским началом. А для
решения этой задачи необходимо изучение женщин как социальной общности и
женской проблемы в целом. Для этого и нужна феминология как наука со всеми
ее исследованиями.
Не требует длинных разъяснений роль женщин в предотвращении войн,
насильственных форм разрешения конфликтов, применения оружия массового
уничтожения. По своей природе женщина – созидательница и хранительница
жизни и враг смерти, уничтожения.
Велика роль женщин и в преодолении экологического кризиса. Она не
только в их непосредственном участии в природоохранительных движениях и
организациях, но и в воспитании нового типа мышления – экологического
мышления у новых поколений. Женская способность к эмпатии – сопереживанию и
вживанию в чувства других людей – может стать и важнейшим аспектом
духовного возрождения человечества.
Подводя итоги можно еще раз отметить сугубую актуальность активного
участия женщин в решении и локальных, и глобальных проблем человечества. Но
повторю еще раз, что для этого нужно изучение женщин и женских проблем,
преодоление дискриминации женщин во всех сферах общественной жизни.
Преодоление устоявшихся стереотипов обыденного сознания, касающихся
оценки социальных ролей женщин, преодоление разрыва полов, их явного и
скрытого антагонизма, – важнейший аспект борьбы за сохранение и дальнейший
прогресс человечества.

Поэтому так необходимо развитие и изучение науки о женщине – феминология




Реферат на тему: Феномен бюрократии: социальная и политическая сущность

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК


КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ


РЕФЕРАТ


на тему:

ФЕНОМЕН БЮРОКРАТИИ: СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ.

| |Выполнил: |
| | |
| |аспирант Института истории и |
| |археологии |
| |Тулисов Е.С. |
| | |
| |Научный руководитель: |
| |к.и.н. Побережников И.В. |



Екатеринбург
1997

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ. 3
I. БЮРОКРАТИЯ: ИСТОЧНИКИ И СУЩНОСТЬ. 7
1.1. Источники появления и генезис бюрократии. 9
1.2. Типология бюрократии и ее сущность. 17
II. “БОРЬБА” С БЮРОКРАТИЕЙ: ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД? 21
2.1. “Борьба” или “противовесы”? 21
2.2. Так есть ли выход? 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 27
Введение.


В классической китайской поэзии есть образ попавшего в трудное положение
садовника. Вот его рассказ. “Посадил орхидею, но полыни я не сажал.
Проросла орхидея, вместе с ней проросла полынь”. Поэт-садовник Бо Цзюйи
(772-846) рассказывает затем, как сплелись корни и побеги благородного и
злого растений. Он не может ни выполоть последнее, не повредив при этом
первое, ни полить первое, не напоив последнее. В результате вместе с
орхидеей растет полынь. В заключении он спрашивает у друга-читателя совета:
“Как в несчастье моем мне быть?”[1]
Эта иллюстрация как нельзя лучше подходит для рассмотрения феномена,
который возник и эволюционировал вместе с возникновением самых древних форм
государственности и социального управления. Сменялись формы государства,
формы социально-политического устройства, формы управления вообще, но
неизменной оставалась одна черта. Государственность подразумевает сложные
формы управления с разветвленной структурой, и чем сложнее эти формы, тем
сильнее вкрапления бюрократических извращений, тем сильнее переплетаются их
корни. Эта ситуация напоминает нам заколдованный круг, и иногда кажется,
что выхода из него нет.
С феноменом бюрократии сталкиваются все. Нет такого общества, в котором
не проклинали бюрократов, не искали путей борьбы с ними. Но значит ли это,
что мы сами совершенно свободны от бюрократических стереотипов в своей
деятельности, поведении и мышлении?
На протяжении столетий в России господствовала авторитарно-политическая
культура, составной частью которой является бюрократическое управление.
Отсюда возникает вопрос: в какой мере можно говорить о проявлении
бюрократизма как общей тенденции русской культуры? Смена социально-
политического устройства не приводит к немедленному изменению ментальности
и внутреннего настроя людей. Поэтому в ежедневных проявлениях бюрократизма
постоянно угадываются тени прошлого, которые оставили глубокий след в
индивидуальном и коллективном сознании общества.[2]
Говоря об историографии проблемы, необходимо отметить, что несмотря на
постоянную актуальность феномена бюрократии, социальные науки еще не имеют
надежной теории, объясняющей природу бюрократии на различных этапах
общественного развития. Это неудивительно: тема была практически закрыта
для исследований. В советское время в основном разрабатывались общие
проблемы социального управления[3] и критиковались западные теории в этой
области[4]. Свою оценку бюрократии, которую никто из советских социологов
не отваживался пересмотреть, давал еще В.И. Ленин[5], отмечая ее
“всевластие”, но его оценка распространялась на дореволюционные времена,
где господствовали капиталистические производственные отношения, которым и
служила старая государственная машина подавления и угнетения. Но слом
старой машины не привел к ликвидации бюрократии, она приобрела другие формы
и совсем другие властные возможности. Его последователи, учитывая мощь и
традиции бюрократии в России, находили определенную форму компромисса с
нею. Они проводили отдельные декларативные компании, не задаваясь целью
глубокого исследования. После 1985 года вопросы, связанные с технологией
управления продолжали разрабатываться.[6] Проблемы бюрократии затрагивались
во многих работах перестроечного периода, начало которым было положено
многочисленными публикациями в периодической печати. Позже многие из них
легли в основу первых изданий по этой теме. Для них характерен определенный
эмоциональный настрой и антибюрократическая эйфория, в которых ярко
выражалось стремление высказаться о назревших проблемах общества и твердая
уверенность в возможности их быстрого решения.[7] Научная разработка
проблемы бюрократии и бюрократизма началась лишь с 1985 г. В основном, это
были работы, обращенные к анализу нашего недавнего прошлого.[8] Появились
научные публикации, в которых было показано, что бюрократия остается
значимым фактором истории и нашего сегодняшнего дня.[9] Вышли в свет и
работы, в которых утверждается, что на рубеже 20-30-х гг. Сталин осуществил
государственный переворот и в дальнейшем своем развитии Советское
государство опиралось не на живое творчество масс, как требовал Ленин, а на
партийно-государственную бюрократию.[10] Но можно ли говорить о живом
творчестве масс, если практически, оно рано или поздно трансформируется в
живое творчество отдельных людей, которое с течением времени превращается в
живое бумаготворчество.
Современные западные социологи и политологи считают бюрократизацию
социальных и политических отношений самоочевидным фактом. Еще Макс Вебер,
которого некоторые из его современников склонны были называть “свирепым”, в
начале века говорил, что на горизонте современной цивилизации маячит
бюрократия древнеегипетского типа, усовершенствованная по последнему слову
науки и техники.[11] Другим интересным исследователем феномена бюрократии
является всемирно известный английский публицист-сатирик, историк и
политолог С.Н. Паркинсон. Его работы написаны очень живым языком со
свойственным англичанам юмором, не без помощи которого вскрываются
всеобщие законы кошмарной бюрократической нелепицы.[12]
Таким образом, практически все авторы единодушны в оценке бюрократии, но
существуют разные подходы к определению его истоков, и, исходя из этого, к
методам его преодоления, а так же и к самой возможности такового. Поэтому
задача данного реферата будет заключаться в том, чтобы по возможности
представить точки зрения различных исследователей на феномен бюрократии,
его социальную и политическую сущность, современные проблемы, связанные с
бюрократизмом и возможности преодоления его проявлений.


I. Бюрократия: источники и сущность.

Слово “Бюрократия” в буквальном переводе означает господство канцелярии
(от фр. bureau - бюро, канцелярия), власть аппарата управления[13]. Само по
себе это слово не несет никакой негативной нагрузки. Различные учреждения и
конторы, как звенья государственного аппарата, органы управления
предприятий и организаций, создаются для управления происходящими в
подведомственных структурах процессами, для организации связей между
участниками общественной жизни и между ними и обществом в целом. При этом,
вполне логично, что эти органы наделены определенной властью в рамках своей
компетенции. Но, в свою очередь, предполагается, что они стремятся не к
собственным выгодам, а действуют в интересах прежде всего тех, кто
уполномочил их управлять, удовлетворяют потребности самих управляемых.[14]
Исходя из буквального значения слова “бюрократия”, его часто употребляют
как синоним административного управления. Кроме того, термином “бюрократия”
нередко обозначается рационально организованная система управления, в
которой работают компетентные служащие на должном профессиональном уровне.
Такое понимание бюрократии во многом связано с работами немецкого социолога
Макса Вебера (1864-1920), оставившего заметный след в теории
управления[15]. В широком же, и наиболее часто употребляемом применении, а
также в политической лексике термин “бюрократия” и все производные от него
употребляются в ярко выраженном негативном смысле, как своеобразное
“контруправление”. То есть акцент смещается в сторону извращенных форм
управления (раздутость и запутанность аппарата управления, многописание,
подмена законов подзаконными актами, волокита, консерватизм, недоступность,
протекционизм и др.). Поэтому необходимо четко дифференцировать само
понимание термина “бюрократия”, так как возникает возможность нивелировать
различия самих принципов управления и отрицательных черт их проявления. То
есть “бюрократизм” необходимо воспринимать как врожденный, тяжелый и
хронический недуг органов управления, который свойственен любому обществу,
не взирая на различия в социально-политическом устройстве. Этот недуг
всеобъемлющ. При изменении форм управления он способен к мутации и
приспособляемости. Такая непотопляемость бюрократизма обусловливается
прежде всего источниками его появления, его социальной, экономической и
политической базой.

1.1. Источники появления и генезис бюрократии.

В определении источников появления бюрократии есть несколько подходов,
иногда диаметрально противоположных. Это определяет и различие во взглядах
на генезис этого явления и возможность его преодоления. Из-за
недостаточного объема данной работы, представляется возможным представить
только две крайние точки зрения на эту проблему.
Если кратко определить сущность марксистского подхода, можно сказать:
бюрократия - это социальный организм-паразит на всем протяжении своего
исторического существования, результат социально-классовых антагонизмов и
противоречий и материализация политического отчуждения. Бюрократия
органически связана с экономическими отношениями, политическими структурами
и идеологическими формами сознания.[16] Марксистский подход имеет свою
систему понятий (“бюрократическое отношение - государственный формализм -
политический рассудок”) и ключевые принципы анализа (целостность,
конкретность, монизм, классовость и революционное отношение к классовому
обществу и государству).
Бюрократическое отношение обусловлено экономически, не зависит от
интересов, сознания и воли индивидов, определяет их действия, и потому
объективно. Бюрократическое отношение - форма проявления социальных
противоречий между государством и обществом, аппаратом управления и
гражданами. Чиновники, включенные в систему государственного аппарата
обладают своего рода монополией на политический разум и мораль, и стараются
снять с себя вину за социальные противоречия и переложить ее на общество и
граждан. Причем высшие уровни доверяют опыту и разуму низших, а низшие
делегируют высшему знание всеобщего.[17]
Классики марксизма пришли к выводу, что бюрократизм приобретает тем
большие масштабы, чем авторитарнее политический режим, а степень его
ограничения зависит от степени демократичности. В условиях авторитарного
режима государство сводится к “...выделенному из человеческого общества
аппарату управления... особого разряда людей специалистов, чтобы
управлять...”[18]. В этих условиях государственный аппарат приобретает
определенную степень самостоятельности по отношению к обществу, которое
делегирует этому аппарату властные полномочия. А эта самостоятельность
питает почву для процветания бюрократии. У бюрократа “государственная цель
превращается в его личную цель, в погоню за чинами, в делание карьеры”[19],
в удовлетворение своих материальных потребностей. Такое безразличие к
общественным делам выражается в государственном формализме, т.е.
превращение политических целей в канцелярские задачи, и наоборот.
Социальная почва государственного формализма - отношения собственности
(частной и государственной), материальные интересы и разделение труда,
которое порождает корпоративные интересы. Необходимость их защиты
культивирует устойчивые организационные формы[20]. “Государственный аппарат
не может быть слишком простым. Ловкость жуликов всегда в том и заключается,
чтобы усложнить этот аппарат и сделать его загадочным”.[21]
Политический рассудок есть форма мысли, которая отражает бюрократические
отношения и государственный формализм. Политический рассудок определяется
материальным положением индивидов, групп и классов. А чем более политика
довлеет над экономикой, тем бюрократичнее государство[22]. Бюрократизм
возник еще в рабовладельческом обществе и особенно развился в восточных
деспотиях, базировавшихся в соответствии с терминологией К. Маркса на
“азиатском способе производства” с характерным для него большим значением
централизованно управляемых ирригационных работ. Бюрократизм развивался на
почве исторически закономерного процесса выделения управления в особый вид
общественной деятельности, профессионализации аппарата управления и
наделение его необходимыми для управления властными полномочиями. По мнению
марксистов он достиг наивысшего расцвета в буржуазных государствах, прежде
всего в тех, которые и на капиталистической стадии развития сохранили
многое от аппарата управления абсолютной монархии. Не случайно анализ К.
Марксом прусского бюрократизма 40-х гг. XIX в. и анализ В.И. Лениным
российского бюрократизма в конце XIX и начале XX в. долгое время
оставались единственным приемлемым в нашей стране взглядом на природу
бюрократии.[23]
Таким образом, социально-политические корни бюрократизма, с точки зрения
марксистской парадигмы, так как он сформировался в эксплуататорском,
главным образом в буржуазном обществе, заключаются в чрезмерном обособлении
аппарата управления от общества, утверждении чиновничьего эгоцентризма,
использовании работниками аппарата предоставленных им властных полномочий
для обеспечения своих собственных групповых и индивидуальных интересов,
которые определяются прежде всего их материальным положением[24].
Совсем иные истоки проявления бюрократии в общественно-политической и
хозяйственной жизни описывает М. Вебер в своем итоговом, в буквальном
смысле этого слова, труде “Хозяйство и общество”, который к сожалению
остался незавершенным. Общим для Вебера и марксизма был взгляд на
бюрократию, как аппарат господства. Но если марксисты рассматривали этот
аппарат прежде всего как инструмент военно-политического господства, то М.
Вебер видел в этом организационный аспект господства, обеспечивающий
целостность существования общества. Социальная структурированность, по
мнению М. Вебера, необходима не только для сил (социальных групп, сословий
и т.д.), находящихся непосредственно в системе аппарата управления и
заинтересованных в его консервации, но и для всех членов общества[25]. В
этом аспекте господство получает свое функциональное оправдание, дающее
право на применение прямого насилия узкой группой лиц в интересах всего
общества, а не того или иного класса. Источник дальнейшего развития
бюрократии, пронизывающей все сферы общественной деятельности, М. Вебер
видит в процессах концентрации (социальной, политической, экономической и
др.), которые сопровождаются отчуждением непосредственного исполнителя
(“производителя”) от средств производства. Это приводит к необходимости в
посреднике, обеспечивающем восстановление этой связи. То есть, корни
бюрократии по мнению М. Вебера более глубокие и лежат не столько в
плоскости экономических отношений и вопросов собственности, а исходят из
онтологической потребности человека в социальной структурированности и
организации для обеспечения своей повседневной безопасности. Поэтому М.
Вебер считает, что бюрократия не является “надстройкой” над “отношениями
эксплуатации и частной собственности”.[26] Он видит глубокую внутреннюю
связь процессов бюрократизации, огосударствления собственности и
потребности в социальной организации общества вообще.
Если говорить о политической истории России, то в ней ярко видны глубокие
корни и традиции российской бюрократии, обладающей своими специфическими
особенностями. Гражданского общества европейского образца в России никогда
не существовало. Государство всегда господствовало над обществом. Поэтому
бюрократия обладала преимуществом по сравнению с другими, даже
привилегированными сословиями. Экономические преобразования в значительной
степени осуществлялись сверху, путем государственного принуждения, причем
превыше всего ставились интересы государства, потребности обороны и
экспансии, и эти интересы не всегда совпадали с интересами
привилегированных сословий. В.П. Макаренко считает, что неизбежным
следствием этого принципа является монополия государства на любые
социальные инициативы. Формы социальной жизни и организации, не навязанные
государством, решительно пресекались. На этой почве формировалась
бюрократическая традиция политической мысли и практики: гражданин есть
собственность государства и все его действия либо определяются властью,
либо являются покушением на власть.[27] Государство становится
всеобъемлющим инструментом для реализации задач, направленных на свое
воспроизводство. Все сферы общественной жизни требуют в этом случае
тотальной подконтрольности со стороны государства. Без этого их
существование становится невозможным. В свою очередь необходимость в полном
контроле и соблюдении интересов государства требуют постоянного
воспроизводства аппарата, который сможет осуществлять этот контроль и
блюсти эти интересы.
Классики марксизма считали, что при переходе к социализму утрачивается
главная опора бюрократии - система капиталистических общественных
отношений. Но реальность показала, что бюрократия может существовать и без
этой “главной” опоры, питая свои корни в более благодатной и непоколебимой
почве - в самом государстве. Достаточно полный анализ советской бюрократии
содержит работа кандидата экономических наук Каратуева А.Г.[28] Советская
бюрократия вполне успешно приспособила методы “обобществления”
производства, а также идеологическое единение государства и
государственного аппарата. В экономической сфере, а А.Г. Каратуев
рассматривает методы господства советской бюрократии именно сквозь призму
экономической деятельности, государственная бюрократия смогла проводить
конфискационную экономическую политику, которая исключала возможность
конкуренции и на первое место выдвигала фетиш “плана”, приоритетность
выполнения “показателей”, поклонение регламентирующим документам. Такая
политика обеспечила формирование военно-полицейского характера экономики,
который подразумевал невозможность экономической свободы предприятий, а
также простых граждан, которые были практически лишены источников
независимого от государственной службы существования. В такой ситуации
тотальной зависимости от государства, и прежде всего от аппарата управления
этим государством, складывалась возможность осуществления полного контроля,
максимального использования властных полномочий через монополизацию,
консервацию и постоянное воспроизводство бюрократической машины, якобы в
интересах всего “общества”.
Очень интересно объясняется перманентная бюрократизация управленческого
аппарата в замечательной работе английского публициста Сирила Норткота
Паркинсона “Закон Паркинсона”. Истоки этого феномена он рассматривает
сквозь призму социально-психологической ориентации чиновника. Его Закон
выражается в форме двух “почти аксиоматических положений”:
1) чиновник множит подчиненных, но не соперников;
2) чиновники работают друг на друга.[29]
Если кратко расшифровать эти тезисы, то перед нами предстанет вполне
реальная картина. Чиновник, находясь на определенном этапе своей жизни,
жалуется на перегрузку, и, как правило, просит себе в помощь двух
подчиненных. Причем обязательно двух, ни в коем случае не меньше, “чтобы
каждый придерживал другого, боясь, как бы тот его не обскакал”[30]. С
течением времени возникнет необходимость разгрузить и этих подчиненных,
назначив каждому в помощники еще по два исполнителя. Таким образом, первый
чиновник будет иметь определенный административный вес, а его подчиненные
будут трудится в поте лица, причем независимо от того, увеличилось
количество дел или нет. При выполнении разросшимся в геометрической
прогрессии штатом сотрудников по существу того же объема работ, что раньше
выполнял первый чиновник, весь штат оказывается загруженным полностью, а
чиновник-вершина пирамиды занят больше, чем прежде.
Не менее интересен обзор “болезни Паркинсона”, которая может поразить
практически любое учреждение и способно загубить всякую его
работоспособность. Эта болезнь проходит стадии. Первый признак заболевания
проявляется в том, что среди сотрудников учреждения появляется человек,
сочетающий полную непригодность к своему делу с завистью к чужим
успехам.[31] Опасность увеличивается, когда этот человек, не справляясь со
своей работой, суется в чужую и пытается войти в руководство. Когда ему это
в какой-то степени удается, наступает вторая стадия заболевания. Он
начинает выживать тех, кто способнее его, и не дает продвинуться тем, кто
может заменить его в будущем. И в конечном итоге штаты заполняются людьми,
которые глупее начальника. Если он второго сорта, они будут третьего, а их
подчиненные четвертого. А чтобы жить спокойной жизнью в этом учреждении все
принимают эти правила игры и пытаются выглядеть глупее, чем они есть.
Коматозного состояния учреждение достигает на третьей стадии, когда в нем
снизу доверху не встретишь и капли разума. Из этого состояния выхода
практически уже нет и учреждение обречено на гибель или неплодотворное
существование.
Различия во взглядах на истоки феномена бюрократии отражаются на
классификации и типологии бюрократии, и на определении ее сущности.


1.2. Типология бюрократии и ее сущность.

Б.П. Курашвили, как представитель марксистского подхода, различает два
типа бюрократизма - добросовестный (патерналистский) и своекорыстный.
Формула добросовестного (патерналистского) бюрократизма: максимум
общественной пользы при максимуме задаваемого сверху порядка и минимуме
доверия к управляемым, минимуме их самостоятельности и инициативы в их
собственном деле и в общественной жизни в целом. Формула своекорыстного
бюрократизма: максимум карьеры и корыстного использования служебного
положения при минимуме заботы об общественной пользе.[32] Надо также
сказать, что Б.П. Курашвили отождествляет своекорыстный бюрократизм прежде
всего с капитализмом, а при социализме он “сохраняется во враждебной ему
среде”, хотя “исторически загнан в угол”[33]. Представителями
патерналистского (“отеческого”) бюрократизма Б.П. Курашвили считает
добросовестных и честных чиновников, которые тем не менее пропитываются
“эгоцентристским духом аппарата, профессиональным снобизмом,
технократическим высокомерием”.[34] В социалистическом обществе они
существуют также не в чистом виде - в виде местничества и ведомственности.
Одним из обоснований бюрократического отчуждения аппарата управления от
управляемых Б.П. Курашвили видит в необходимости профессионализма в
управлении, который нередко порождает у чиновников чувство превосходства
над “простыми” людьми.[35] Как отмечает А.П. Бутенко, одно из извращений
социализма состоит в том, что подменяется “механизм двусторонней связи
управляющих и управляемых... механизмом одностороннего командования
сверху”.[36] Этот механизм неизбежно вызывает к жизни своекорыстное
обособление и отчуждение аппарата управления от общества, использование в
корыстных (групповых или индивидуальных) интересах предоставленных им
властных полномочий, элитарно-кастовые тенденции в их среде, что в
совокупности составляет социально-политическую сущность бюрократизма.[37]
Организационно-техническую сущность этого явления Б.П. Курашвили, апеллируя
к работам классиков марксизма-ленинзма, видит в сплошной формальной
заорганизованности всего и вся, и в стремлении бюрократии выдать формальное
за содержание, а содержание - за формальное, когда весь принцип управления
приобретает призрачный характер и сводится к обожествлению “показателей”
как инструмент для измерения эффективности аппарата управления.[38]
Немаловажен, по мнению сторонников марксистской точки зрения, при
определении социально-политической сущности бюрократизма и вопрос о
“правовой” основе бюрократии, которая уделяет исключительное внимание
“правовому обеспечению” своего воспроизводства, созданию юридической базы
для своего существования.
Несколько другую классификацию бюрократии приводит в своей работе
“Хозяйственная этика мировых религий” Макс Вебер. Он различает два типа
бюрократии: традиционную “патримониальную”, которой свойственно
иррациональное начало, и современную рациональную. Первый тип зародился и
развивался, проникая постепенно во все сферы общественной жизни, вместе с
зарождением и развитием государственной машины. Он охватывал прежде всего
область государственного управления и поддержания общественного порядка.
Среди традиционной бюрократии М. Вебер вычленяет “бюрократию
древнекитайских мандаринов” и древнеегипетских, позднеримских, а также
византийских чиновников. Древнекитайский мандарин отличался от чиновника
“египетского, позднеримского и византийского типа” тем, что он вообще не
был специалистом управления, а скорее “литературно-гуманитарно образованным
джентльменом”.[39] Рациональная бюрократия сформировалась в эпоху Нового
времени, первоначально охватывая сферу частно-хозяйственной деятельности и
прежде всего сферу внутрихозяйственного управления наиболее крупных
предприятий. Постепенно влияние рациональной модели бюрократии
распространилось и на другие сферы общественной жизни, постепенно вытесняя
патримониальную.[40] Но тем не менее, общегосударственная бюрократия,
приобретая черты рациональности, четко отделялась М. Вебером от бюрократии
частно-хозяйственной, т.к. существовал принцип невмешательства государства
в частно-хозяйственную область и разграничение экономической и
государственно-политической деятельности. Современный М. Веберу бюрократ
отличается по его мнению от патримониального бюрократа второго типа гораздо
большей “рациональной предметной специализированностью и вышколенностью”,
т.к. произошло вливание рационального начала частно-хозяйственной
бюрократии.
Социально-политическую сущность бюрократии М. Вебер определяет через
онтологическую потребность общества в социальной организации,
структурированности и упорядочения вообще и видит глубокую внутреннюю связь
процесса бюрократизации с процессом огосударствления собственности.[41] Эти
процессы порождают неминуемое возникновение угрозы исчезновения элементов
свободы в экономической и других сферах. Государственная бюрократия
начинает вмешиваться во внутрихозяйственное управление предприятий,
подрывая его мелочной опекой и вступая в противоречие с экономической
рациональностью и рентабельностью. Такая ситуация вмешательства и
тотального контроля с целью обеспечения фискальных интересов и укрепления
военной мощи государства была, к примеру, очень характерна для системы
органов управления горнозаводской промышленностью Урала XVIII-XIX вв.,
когда частные предприятия организовывались и функционировали под неусыпным
надзором государства. Сфера деятельности этих предприятий также строго
регламентировалась и направлялась в русло военной промышленности.
Выполнение заказов военного ведомства пользовалось неоспоримой
приоритетностью, а вопросы экономической целесообразности и, тем более,
рентабельности волновало государство в меньшей степени.


II. “Борьба” с бюрократией: есть ли выход?


2.1. “Борьба” или “противовесы”?

Стремление преодолеть различные проявления бюрократизма также вечно, как
стремление усовершенствовать систему управления в целом, сделать ее более
эффективной, свободной от недостатков и отвечающей потребностям общества.
Во времена расцвета российской бюрократии XIX в. издавались специальные
постановления о необходимости преодоления бюрократический проявлений. Так
например, на основании высочайше утвержденного в июле 1806 г. проекта
горного положения, подробно регламентирующего всю систему управления горным
ведомством Российской империи, горные чиновники обязаны были “...
стараться, чтоб письмоводство по делам горным и заводским было не только
уменьшено, но и как возможно коротко, не на счет однакож ясности; ...и чтоб
во всех делах... была соблюдена надлежащая поспешность, точность, краткость
и ясность...”[42]. Кроме того, постоянно производились попытки сокращения
штатов аппарата управления, хотя главнейшей целью сокращения было конечно
же соблюдение выгоды казны. В 1828 г. Министерство финансов Российской
империи провело ряд реорганизаций в системе управления горными заводами
Уральского региона, связанных со стремлением извлечь максимальную прибыль
при сокращении объема финансирования. Эту прибыль планировалось получить в
том числе и “... от уменьшения в довольном количестве штатных расходов,
которое произошло от исключения некотораго числа излишних класных и нижних
чинов, и назначения по новому штату тех и других по мере самой крайней
необходимости...”[43]. Но, по всей видимости, рамки крайней необходимости
постоянно росли, а вместе с ними росли и штаты. То есть отдельные попытки
установления препятствий широкому распространению бюрократизма царской
России, не могли привести к желаемому результату, т.к. эти постановления
были каплей в море законодательства. Объективные же причины наоборот
способствовали все более широкому распространению бюрократизма, т.к. его
социально-политическая база постоянно росла.
Не произошло видимых изменений и после революции 1917 г. Несколько
видоизменилась социально-политическая и идеологическая основа, но корни
бюрократизма остались неизменными. Партия большевиков, во главе с В.И.
Лениным, искренне верила, что главная опора бюрократизма - система
капиталистических отношений - рухнула, и что осталось только выкорчевать
корни. Еще С.Л. Франк говорил о нравственной болезни, которую называл
революционностью, порожденную русской привычкой жить мечтами о светлом
будущем[44]. Отсюда и ярко выраженное настроение постоянной “борьбы” с тем,
что мешает видеть свои мечты реальностью. Отсюда и стремление сломить
сопротивление “... совбюрократии, отстаивающей бюрократическую
старину”.[45] Формы “борьбы” с бюрократизмом были самыми разнообразными от
ленинских увольнений до горбачевских сокращений, от сталинских чисток до
андроповских облав. Но результат этой “борьбы” был всегда один и тот же:
нет побежденных и все победители, а результатом “кавалерийских атак” было
новое пополнение бюрократии, в том числе из рядов ее яростных
противников.[46]
Макс Вебер, видя истоки феномена бюрократии в онтологическом измерении
общественной жизни и потребности в социальной структурированности, в
принципе не считал возможным “окончательное решение” этой проблемы ни
эволюционным, ни революционным способом.[47] И именно такой взгляд
заставлял его постоянно искать “противовесы” неотвратимым процессам
бюрократизации экономики и общества в целом. Источником для расцвета
бюрократии М. Вебер считал государственный капитализм, при котором
вмешательство государственной бюрократии в экономическую и хозяйственную
жизнь общества вносит иррациональное начало, противоречащее рациональным
основам и нарушается основной принцип капиталистической легитимности,
принцип хозяйственной самостоятельности. При этом частный капитализм был бы
ликвидирован, а “государственная бюрократия господствовала бы в одиночку”
и само “руководство огосударствленными предприятиями... стало бы
бюрократическим”.[48] Эту тенденцию М. Вебер называет “универсальной
бюрократизацией”, которой он противопоставляет “сохранение частно-
хозяйственного принципа”.

2.2. Так есть ли выход?

Современные исследователи отвечают на этот вопрос с различной степенью
оптимизма. Российские специалисты в области теории управления, понимая всю
сложность этой проблемы, тем не менее предлагают основные направления, по
которым можно выйти из этого тупика. Сложность преодоления заключается
прежде всего в том, что у бюрократии очень прочны традиции, которые
отложили свой отпечаток на каждого человека. Родившись, человек начинает
сложный путь социализации, которая пронизана сложнейшими иерархическими
системами. В этих системах и подсистемах человек приучается играть
множество социальных ролей[49], не все из которых исполняются искренне.
Растущий конформизм, попадая в питательную почву, способен развиться в
закоренелый бюрократизм. Поэтому различные проявления бюрократизма
свойственны нам всем, “это - глубинная часть нашего “Я”[50] и начинать
сложный путь выхода из этого лабиринта следует прежде всего с самоанализа и
самопреодоления.
Многие исследователи сходятся во мнении, что существенным
противодействием бюрократическим тенденциям может стать демократизация
общественной жизни, совершенствование системы управления и создание
правового государства. Так Конституция Российской Федерации 1993 г.
предусматривает право грждан обжаловать в судебном порядке решения и
действия (или бездействие) органов государственной власти местного
самоуправления и должностных лиц.[51] Другими немаловажными принципами,
сдерживающими тотальную или “универсальную бюрократизацию” должны стать
развитие частно-хозяйственной деятельности и децентрализация в управлении
экономикой. Кроме того, должна быть хорошо отлажена система взаимного
контроля, основанная на демократическом принципе разделения властей[52], а
также разработана эффективная политика в отношении подбора и назначения
кадров аппарата управления[53]. Не вызывает никаких сомнений, что для того,
чтобы все перечисленные мероприятия имели положительный эффект, необходимо
глубокое научное исследование феномена бюрократии, проблем бюрократии и
социальной природы человека, бюрократии и аппарата управления, бюрократии и
государства.
Так как же все таки быть тому садовнику? Ясно одно, что “борьба” со злым
растением приведет к гибели благородного, а если ничего не предпринимать,
тогда корни сорняка высосут всю жизненную влагу, а орхидея зачахнет.



Список использованных источников и литературы.


Конституция РФ.
Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской
Федерации” от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ //Ведомости Федерального Собрания
РФ. 1995. № 24.
ПСЗ. - СПб., 1830.
ПСЗ. - Собрание 2-е. - СПб., 1830.
Ленин В.И. ПСС.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд.

Актуальные проблемы хозяйственного руководства. - М., 1985.
Борисов В.К. Демократизация общества и преодоление бюрократизма: Социально-
политический аспект. - М., 1990.
Бузгалин А.В. Анатомия бюрократизма. - М., 1988.
Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. - М., 1985.
Бутенко А.П. Противоречия развития социализма как общественного строя. //
Вопросы философии. 1982. № 10.
Бутенко А.П. Теоретические проблемы совершенствования нового строя: о
социально-экономической природе социализма. //Вопросы философии. 1987. № 2.
БЭС. - М., 1994.
Бюрократизм и самоуправление. - Сыктывкар, 1990.
Бюрократия и общество. - М.,1991.
Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. // Вопросы
философии. 1991. № 3.
Гвишиани Д.М. Организация и управление. Социологический анализ буржуазных
теорий. - М., 1970.
Ермоленко А.А. Бюрократизм в коллективном производстве. - Воронеж, 1989.
Ефимов А. Элитные группы, их возникновение и эволюция. //Знание - сила.
1988. № 1.
Ивенский Л.М. Культура управления: Сущность, генезис, метауправление. -
Чебоксары, 1992.
Ильчиков М.З. Управление: взаимодействие экономики и политики. - М., 1990.
Каратуев А.Г. Советская бюрократия: Система политико-экономического
господства. - Белгород, 1993.
Комаров Е.И. Бюрократизм - на суд гласности! - М., 1989.
Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988.
Макаренко В.П. Бюрократия и государство. - Ростов-на-Дону, 1987.
Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. - Ростов-на-Дону, 1989.
Не сметь командовать!: От администротивно-командных к экономическим
методам управления. - М., 1990.
Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. - М., 1989.
Пономарев Л.Н., Шинкаренко В.В. Это вопрос целой эпохи: Демократия против
бюрократии. - М., 1990.
Пригожин А.И. Современная социология организаций. - М., 1995.
Прокопенко В.Н. Коллегиальность и единоначалие в государственном
руководстве и управлении социалистической экономикой. - Алма-Ата, 1989.
Теоритические проблемы социального управления. - М., 1968.
Франк С.Л. Смысл жизни. // Вопросы философии. 1990. № 6.
Хасбулатов Р.И. “Бюрократия тоже наш враг...: Социализм и бюрократия. -
М., 1989.
-----------------------
[1] Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988. - С. 3.
[2] Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. - Ростов-на-Дону, 1989. - С. 12.
[3] Теоритические проблемы социального управления. - М., 1968.
[4] Гвишиани Д.М. Организация и управление. Социологический анализ
буржуазных теорий. - М., 1970.
[5] Ленин В.И. ПСС. - Т. 5. - С. 35.
[6] Актуальные проблемы хозяйственного руководства. - М., 1985.; Прокопенко
В.Н. Коллегиальность и единоначалие в государственном руководстве и
управлении социалистической экономикой. - Алма-Ата, 1989.; Ивенский Л.М.
Культура управления: Сущность, генезис, метауправление. - Чебоксары, 1992.;
Ильчиков М.З. Управление: взаимодействие экономики и политики. - М., 1990.;
Пригожин А.И. Современная социология организаций. - М., 1995. и др.
[7] Не сметь командовать!: От администротивно-командных к экономическим
методам управления. - М., 1990.; Пономарев Л.Н., Шинкаренко В.В. Это вопрос
целой эпохи: Демократия против бюрократии. - М., 1990.; Комаров Е.И.
Бюрократизм - на суд гласности! - М., 1989.; Хасбулатов Р.И. “Бюрократия
тоже наш враг...: Социализм и бюрократия. - М., 1989
[8] Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. - М., 1985.; Ефимов
А. Элитные группы, их возникновение и эволюция. // Знание - сила. 1988. №
1.; Макаренко В.П. Бюрократия и государство. - Ростов-на-Дону, 1987.;
Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. - Ростов-на-Дону, 1989. Каратуев
А.Г. Советская бюрократия: Система политико-экономического господства. -
Белгород, 1993. и др.
[9] Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988.; Бузгалин А.В.
Анатомия бюрократизма. - М., 1988. ; Ермоленко А.А. Бюрократизм в
коллективном производстве. - Воронеж, 1989.; Борисов В.К. Демократизация
общества и преодоление бюрократизма: Социально-политический аспект. - М.,
1990.; Бюрократизм и самоуправление. - Сыктывкар, 1990.; Бюрократия и
общество. - М.,1991. и др.
[10] Бутенко А.П. Теоретические проблемы совершенствования нового строя: о
социально-экономической природе социализма. // Вопросы философии. 1987. №
2.
[11] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. //
Вопросы философии. 1991. № 3.
[12] Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. - М., 1989.
[13] БЭС. - М., 1994. - С. 184.
[14] Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988. - С. 4.
[15] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. //
Вопросы философии. 1991. № 3.
[16] Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. - Ростов-на-Дону, 1989. - С.
14.
[17] Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. - Ростов-на-Дону, 1989. - С.
16.
[18] Ленин В.И. ПСС. - Т. 39. - С. 69.
[19] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 1. - С. 271.
[20] Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. - Ростов-на-Дону, 1989. - С.
20.
[21] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 7. - С. 529.
[22] Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. - Ростов-на-Дону, 1989. - С.
25.
[23] Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988. - С. 7.
[24] Там же. - С. 8.
[25] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. //
Вопросы философии. 1991. № 3. - С. 175.
[26] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. //
Вопросы философии. 1991. № 3. - С. 177.
[27] Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. - Ростов-на-Дону, 1989. - С.
30.
[28] Каратуев А.Г. Советская бюрократия: Система политико-экономического
господства. - Белгород, 1993.
[29] Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. - М., 1989. - С. 13.
[30] Там же.
[31] Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. - М., 1989. - С. 47.
[32] Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988. - С. 9.
[33] Там же. - С. 10.
[34] Там же.
[35] Там же. - С. 12.
[36] Бутенко А.П. Противоречия развития социализма как общественного строя.
// Вопросы философии. 1982. № 10. - С. 18.
[37] Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988. - С. 13.
[38] Там же.
[39] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. //
Вопросы философии. 1991. № 3. - С. 178.
[40] Там же. - С. 176.
[41] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. //
Вопросы философии. 1991. № 3. - С. 177.
[42] ПСЗ. - Т. XXIX. - СПб., 1830. - С. 544.
[43] ПСЗ. - Собрание 2-е. - Т. III. - СПб., 1830. - С. 88.
[44] Франк С.Л. Смысл жизни. // Вопросы философии. 1990. № 6. - С. 73.
[45] Ленин В.И. ПСС. - Т. 45. - С. 154.
[46] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. //
Вопросы философии. 1991. № 3. - С. 182.
[47] Там же. - С. 177.
[48] Там же. - С. 179.
[49] Пономарев Л.Н., Шинкаренко В.В. Это вопрос целой эпохи: Демократия
против бюрократии. - М., 1990. - С. 7.
[50] Там же. - С. 8.
[51] Конституция РФ. Ч. 2. Ст. 46.
[52] Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988. - С. 50.
[53] 31 июля 1995 г. был принят Федеральный закон “Об основах
государственной службы Российской Федерации”, который регулирует вопросы
поступления и нахождения на государственной службе, квалификационные
требования к служащим, замещающим государственные должности и т.д.





Новинки рефератов ::

Реферат: Выживание в лесу (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Бухгалтерский учет финансовых результатов (Бухгалтерский учет)


Реферат: История России 20век (История)


Реферат: Свойства и получение ксантогенатов целлюлозы (Химия)


Реферат: Юридическая ответственность (Теория государства и права)


Реферат: Реферат по музыке (Музыка)


Реферат: Использование фитонцидных растений для оздоровления воздуха помещений (Биология)


Реферат: Антигитлеровская коалиция: военно-политические проблемы и отражение их в современной и советской историографии (История)


Реферат: Аренда основных средств в Украине на примере предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Казанская икона Божией Матери (Религия)


Реферат: Формы и порядок проведения таможенного контроля (Таможенная система)


Реферат: Выпускные сочинения по литературе (Литература : русская)


Реферат: Влияние вулканизма и поствулканических процессов на окружающую среду (География)


Реферат: Духовно-нравственное воспитание в семье (Педагогика)


Реферат: Английский менталитет (Социология)


Реферат: Психофизиологические закономерности восприятия информации и использование в самостоятельной работе (Естествознание)


Реферат: Статистическое изучение уровня затрат предприятия на производство продукции (Статистика)


Реферат: Социальная политика в современной России (Социология)


Реферат: Проблемы типикона на Поместном Соборе (Мифология)


Реферат: Березневi статтi (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист