GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Государство в политической системе общества (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Государство в политической системе общества (Политология)



Министерство Образования РФ
Самарская Государственная Экономическая Академия



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по Политологии на тему:
«Государство в политической системе общества».


Выполнил:
Студентка 5 курса
экономического факультета
заочного отделения
специальности


Проверил:
______________________


Оценка: ______________



Тольятти
2002 год



С О Д Е Р Ж А Н И Е



|1. |Государство как основной институт политической власти. |3 |
| |Причины его возникновения …………………………………………… | |
| | | |
|2. |Формы государственного устройства и правления …………………. |8 |
| | | |
|3. |Правовое государство и гражданское общество ……………………... |12 |
| | | |
| |Список литературы ……………………………………………….……… |19 |



I. Государство как основной институт политической власти.
Причины его возникновения.

Государство выступает в качестве основного средства осуществления
политической власти. Это обстоятельство придает ему статус центрального
института политической системы. В качестве такового государство само
обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические
функции, характеризуется определенными формами устройства и типологическими
чертами.
Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях:
1) в узком значении — как институт господства, как носитель
государственной власти. Государство существует в виде того, что
противостоит «обществу»;
2) в широком — как государственно оформленная всеобщность, союз
граждан, как община. Здесь оно обозначает целое, охватывающее «государство»
(в узком смысле) и «общество».
Отправной пункт политологического анализа государства — определение
его основным элементом, сердцевиной политической системы.
Античная мысль не знала сущностного разделения общественной и
государственной жизни, усматривая в последней лишь способ решения «общих
дел» всех граждан. Средневековье ограничивалось констатацией божественной
сущности государства. Различение собственно государственно-политической
сферы начинается с Нового времени. С XVI—XVII вв. термином «государство»
стали обозначать все государственные образования, которые до того
назывались «княжеское господство», «городская община», «республика» и т.д.
Заслуга введения понятия государства принадлежит Н.Макиавелли,
использовавшего для обозначения государства термин «stato» (лат. Status —
положение, статус), которым он объединил такие понятия, как «республика» и
«единовластное правление». Сначала термин «государство» укореняется в
Испании («estado») и во Франции («etat»), позднее — в Германии («Staat»). С
этого времени понятия «государство» и «гражданское общество» стали
различаться. К XVIII в. с завершением становления европейского понятия
нации-государства оно решительно и повсеместно вытесняет широкое понятие
республики как политического сообщества вообще.
Существует несколько концепций происхождения, природы и социального
назначения государства.
Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел,
основываясь на тезисе «вся власть от Бога». Подчинение людей воле Божьей,
принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе,
самосохранение и продолжение человеческого рода. Указанная концепция имела
под собой реальные исторические факты: первые государственные образования
имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало
власти авторитет, а решениям государства — обязательность. Современный
католицизм также предполагает божественный генезис идеи государства и
принципов власти при преходящем характере и происхождении конкретных актов
ее осуществления.

Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как
опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена,
племен в общности. Государство трактуется как большая семья, в которой
отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и
членов семьи. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую концепцию
государства. Он призывал правителей строить отношения с подданными на
началах добродетели. Государство — это развитая форма патриархальной
власти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе. На Руси к исходу
средневековья использовалась родовая идея вождя как господа (господаря /
государя), т.е. могущественного деятеля, регулирующего отношения с другими
— чужаками.
В XVII—XVIII вв. оформляются договорные (контрактные) теории
происхождения государства (Дж.Локк, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо). С точки зрения
сторонников этих теорий, государство возникло в результате сознательного и
добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном,
догосударственном состоянии, но потом для того чтобы обеспечить свои права
и свободы, решили создать государственные институты. Как отмечал
французский мыслитель Д.Дидро, люди «осознали, что каждому человеку нужно
поступаться частью своей естественной независимости и покориться воле,
которая представляла бы собой волю всего общества и была бы… общим центром
и пунктом единения всех их воль и всех их сил».
В XIX в. были созданы основы марксистского учения о классах и
государстве, согласно которому государство представляет собой политическую
машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство
возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых
антагонизмов. В.И.Ленин подчеркивал: «Государство есть орган классового
господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка»,
который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновении
классов». Марксизм предполагает, что классы исчезнут так же неизбежно, как
неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением же классов исчезнет
(«отомрет») и государство — таков конечный вывод марксистской теории.
В конце XIX в. объяснение генезиса государства пополняется теорией
завоевания (насилия). Ее сторонники (Л.Гумплович, К.Каутский) полагали, что
первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора —
завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ
и эксплуатации их победителями. Не божественное провидение, общественный
договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое
превосходство силы, насилие — «вот родители и повивальная бабка
государства», — полагал Л.Гумплович. В целом, как показали сравнительно-
исторические исследования последних десятилетий, не существует единой и
обязательно причины возникновения государства. На этот процесс оказывали
влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение
прибавочного продукта, совершенствование технологий географические условия,
этнические отношения, рост народо-населения, экология, война и завоевание,
внешнее влияние и торговля идеологический и фактор и т.д. Так, причиной
появления первого в истории славян государства Карантании (территория
нынешней Словении) стали не классовые антагонизмы, а сильное влияние Рима.
Абсолютная монархия на Руси складывалась в силу необходимости национальной
обороны. И в то же время процесс централизации государственной власти был
процессом насильственного присоединения русских земель — княжеств к единому
центру, Москве.
В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и личности,
воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и
прав человека в политической науке выделяются следующие типы государства:
традиционные, сложившиеся преимущественно стихийно и имеющие неограниченную
власть над подданными, и конституционные, ограничивающие власть правом
(конституцией) и строящиеся на основе разделения властей.
Государство Нового времени (современное государство) имеет ряд
характерных черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и
используются им в качестве критериев признания отдельных государств
субъектами международных отношений, обладающими определенными правами и
обязанностями. Такими критериями выступают три важнейших конституирующих
элемента государства: территория, население (народ) и суверенная власть.
Территория - это физическая, материальная основа государства.
Территориальный признак построения отличает государство от родоплеменных,
религиозных, общественно-политических и других объединений.
Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли
многим частным собственникам не делит между ними территорию);
неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе
невмешательства публичной власти в дела другого государства исключительна
(на территории государства господствует власть только этого государства);
неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть
государством).
Население как составляющий элемент государства есть человеческое
сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся
его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с
населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных
племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они
идентифицировали себя с государством или титульной нацией (таковы,
например, курды в Турции).
Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существующей
власти, является важнейшим условием целостности государства. Раскол
населения по социально-классовому или иному (этническому, религиозному)
признаку представляет серьезную угрозу существованию государства.
Суверенная власть является определяющим элементом (признаком)
государства. Суверенитет (лат. «Super» - над) - не зависимое от каких-либо
сил, обстоятельств и лиц верховенство. Основоположник теории абсолютного
суверенитета Жан Боден отмечал, что «без единой и неделимой Государственной
воли не может быть и единого национального интереса».
Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри
страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи
суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной,
распространяясь на все население и на все общественные, в том числе
политические организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые
проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные
средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия,
полиция, тюрьмы и т.д.).
В отличие от коллективной власти родового общества государственная
власть непосредственно не совпадает с населением. Осуществление публичной
власти требует определенной организации — формирования государственных
учреждений, становления специального аппарата (чиновников, армии,судей и
т.д.).
Предшествующий анализ позволяет сформулировать следующее обобщенное
определение государства как центрального института политической системы.
Государство — особая форма организации политической власти в обществе,
обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и.
осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма
(аппарата).
Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других
политических институтов. Функции отражают главные направления в
деятельности государства по выполнению им своего предназначения. К
внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную,
организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-
воспитательную и т.д.
Экономическая функция выражается в организации, координации,
регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной
политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций,
в обеспечении макроэкономической стабильности.
Социальная функция государства проявляется в осуществлении заботы о
человеке как члене социума: удовлетворение потребностей людей в жилье,
работе, поддержании здоровья, образовании; поддержка незащищенных групп
населения и т.д.
Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной
деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и
использовании управленцев, осуществлении Контроля за исполнением законов,
осуществлении координации деятельности различных субъектов политической
системы и т.д.
Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление
правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.
Политическая функция государства состоит в обеспечении политической
стабильности, осуществлении властных полномочий выработке программно-
стратегических целей и задач развития общества.
Образовательная функция реализуется в деятельности государства по
обеспечению демократизации образования, его непрерывности, предоставлении
людям равных возможностей получения и т.д.
Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание
условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой
духовности, гражданственности.
Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного
сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с
другими государствами и функцию обороны страны.



II. Формы государственного устройства и правления.

Государство представляет собой особую форму организации политической
власти, которая имеет определенное устройство. Организацию, устройство и
реализацию государственной власти отражает понятие «форма государства».
Форма государства как совокупность внешних признаков государства
включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления,
политический режим.
Форма государственного устройства — это национально-территориальная
организация государства и взаимоотношения центральных, региональных
органов.
Основными формами государственного устройства являются конфедерация,
унитарное государство, федерация.
Конфедерация. Эта форма государственного устройства представляет из
себя постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-
либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Каждый член
конфедерации, сохраняя государственную самостоятельность и объединяясь с
другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго
ограниченный круг полномочий. Для осуществления согласованной политики
государства, входящие в состав конфедерации, создают один или несколько
специальных органов и должностных постов. Решения принимаются на основании
консенсуса и вступают в силу лишь после утверждения центральными органами
власти соответствующих государств. Отсутствует единая налоговая и правовая
системы. Конфедеративный договор можно расторгнуть по желанию одной из
сторон.
Примером конфедерации в прошлом могут служить США (1776—1787),
Швейцария (1815—1848), Германский союз (1815—1867). Некоторые черты
конфедерации прослеживаются ныне в Европейском Союзе.
Унитарное государство. Эта форма государственного устройства
характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Она
имеет наибольшее распространение в мире. Примером могут служить такие
страны, как Финляндия, Франция, Испания, Великобритания, Япония и многие
другие.
В унитарном государстве действует единая конституция, нормы которой
применяются на всей территории страны; централизованная судебная система;
единая система высших органов государственной власти; единое гражданство и
единая система права. Территория унитарного государства подразделяется на
административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и
т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью.
В настоящее время существует несколько унитарных государств
(Великобритания, Испания, Италия, Дания, Финляндия), устройство которых
характеризуется наличием административной автономии для отдельных
территорий, например, в состав Великобритании входят Шотландия и Северная
Ирландия, которые пользуются ограниченной автономией.
Федерация. Федерация представляет собой союзное государство, состоящее
из государственных образований, обладающих юридической и определенной
политической самостоятельностью. Федерация является достаточно
распространенной формой государственного устройства (Россия, США, Канада,
Бразилия, Танзания и др.)
Объединяющими началами федерации выступают единое социально-
экономическое пространство, единая денежная система, федеральное
гражданство, федеральная конституция, федеральные органы власти и
управления. Но наряду с ними имеется гражданство отдельных субъектов
федерации (штатов, республик, земель); в них существуют собственные
конституции и законодательство, собственные законодательные и
исполнительные органы власти. Между федерацией и ее субъектами
устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип
верховенства конституции и законов федерации. Субъекты федерации имеют
прямое представительство в парламенте страны, обеспеченное существованием ,
второй палаты. Так, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США —
Сенат, в Германии — Бундесрат.
Под формой правления понимается способ организации верховной
государственной власти, принципы, взаимоотношений ее органов, степень
участия населения в их формировании.
Принято различать две основные формы правления — республику и
монархию.
Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие
органы государственной власти либо избираются, либо формируются
общенациональным представительным учреждением. Республиканская форма
правления была известна еще рабовладельческому государству, но наибольшее
развитие она получила в условиях более совершенных общественных структур.
Различают две формы республиканского правления: президентскую и
парламентскую.
При президентской форме правления глава государства президент —
одновременно является и главой правительства. Формальной отличительной
особенностью является отсутствие должности премьер-министра.
Президентская республика отличается внепарламентским методом
формирования правительства и отсутствием у правительства института
парламентской ответственности; отсутствием у президента права роспуска
парламента и др.
Президентская республика строится по принципу жесткого разделения
властей: в конституции закрепляется разграничение компетенции между высшими
органами законодательной, исполнительной и судебной власти, которые
функционируют в течение всего срока полномочий.
Президентская республика впервые была введена в США на основе
конституции 1787 г. Такая же форма правления широко распространена в
странах Латинской Америки — Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии,
Венесуэле, Боливии, Уругвае и др.
Парламентская республика характеризуется провозглашением верховенства
парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность
за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью является
наличие должности премьер-министра.
В парламентской республике правительство формируется только
парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в
нижней палате. Участие главы государства в формировании правительства носит
чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор,
пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентской
республике правление носит партийный характер, что вовсе не является
обязательным для президентской республики.
Для парламентской республики в значительно большей степени, чем для
президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением
всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство
парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства.
Устанавливается ответственность правительства за свою деятельность перед
парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен
правительством, утратившим его доверие. Президент наделяется широкими
полномочиями, но они осуществляются не им, а правительством. Парламентская
форма правления осуществляется в Италии, Германии, Швейцарии, Ирландии,
Турции и др.
Монархия представляет собой такую форму правления, при которой
верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу,
занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия.
Различают монархию абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия
сформировалась как политическое учреждение в поздний период развития
средневековья. Для нее характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-
либо представительных органов, сосредоточение государственной власти в
руках монарха. В настоящее время абсолютные монархии сохраняются в
Саудовской Аравии, Катаре, Омане.
По мере развития социально-экономических отношений абсолютная монархия
в целом ряде стран эволюционировала в конституционную монархию, которая
условно подразделяется на дуалистическую и парламентскую. Дуалистическая
монархия является переходной формой правления, характерной для того
периода, когда экономически и политически слабая буржуазия вынуждена делить
власть с феодалами (Иордания, Марокко). При этой форме правления делят
между собой государственную власть монарх и парламент. Парламент, которому
конституция формально предоставляет законодательные полномочия, никакого
влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его
деятельность не оказывает. Законодательные полномочия парламента сильно
урезаны монархом, которому предоставляется право «вето», право назначения в
нижнюю палату и право роспуска парламента.
Своеобразная форма монархии существует в некоторых странах являющихся
членами Британского содружества. Значительная часть членов содружества
являются республиками и имеют собственного главу государства — президента
(Кения, Индия, Гайана и др.), но почти половина стран, входящих в
содружество (Австралия, Канада, Ямайка и др.), признают главой государства
английского монарха.



III. Правовое государство и гражданское общество.

Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное
место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни
народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и
произволу личности правителя. Еще древнегреческий философ Платон писал: «Я
вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится
под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они -
его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут
даровать государствам боги».
Таким образом, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и
конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и
согласованного взаимодействия права и власти. Довольно рано сформировалась
идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной
жизни людей, когда в государстве господствуют право, закон.
Однако возникновение целостной концепции правового государства
относится к концу XVIII — началу XIX в., к периоду становления буржуазного
общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях
осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония,
абсолютистских и полицейских режимов, утверждались идеи гуманизма, принципы
свободы и равенства всех людей, неотчуждаемость прав человека, решительно
отвергались узурпация публичной политической власти и ее безответственность
перед людьми и обществом.
Важнейшими проблемами, требующими внимательного рассмотрения, являются
сущность и основные принципы правового государства. В самом общем виде
правовое государство можно определить как государство, в котором
господствуют право, закон. Иначе говоря, правовое государство — это
правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее
взаимоотношений с индивидами как субъектами права.
Основополагающими принципами правового государства являются:
1) верховенство правового закона, господство закона во всех сферах
общественной жизни. Закон, принятый верховным органом власти при строгом
соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен
или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными
распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и
авторитетны они ни были. Вся общественная деятельность осуществляется в
строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией правового
государства.
2) реальность прав и свобод граждан - этот принцип состоит в
признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и
гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются
неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения. В этом смысл
традиционного для идей правового государства противопоставления
неотчуждаемых прав индивида феодальным представлениям об их октроированном
(дарованном, жалованном) характере.
3) взаимная ответственность государства и личности. - этот принцип
выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем
политической власти и гражданином как участником ее осуществления.
Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства
перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем
международным сообществом. |
Не менее важна и ответственность перед обществом и государством. В
связи с этим вызывает тревогу ослабление чувства ответственности у немалой
части населения, что порождено длительным периодом застоя, ослаблением
интереса граждан к делам общества и государства, уравниловкой и т.д.
Преодолеть отчуждение гражданина от власти, от общественных и
государственных дел, повысить ответственность за свои поступки можно лишь
раскрепостив личность, предоставив широкую возможность для самостоятельного
творчества и инициативы.
4) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную -
данный принцип имеет целью исключить монополизацию власти в руках одного
лица, органа или социального слоя и обеспечить соответствие всей системы
публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения.
В правовом государстве разделение властей включает в себя
организационно-правовой механизм их взаимодействия, взаимных сдержек и
противовесов с целью удержания каждой из них в пределах своих полномочий и
вместе с тем обеспечения самостоятельности и независимости от других
властей. Разделение властей — это показатель развитости права и
государства. Без разделения властей не может быть правового государства и
правовых законов.
5) наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением
законов. К ним относятся суд, прокурорский надзор, арбитраж.
Особое место занимает проблема положения личности в правовом
государстве. В этом плане следует подчеркнуть, что само по себе правовое
государство не самоцель, а социально-исторически обусловленная всеобщая
форма выражения, организации, упорядочения и защиты свободы в общественных
отношениях людей. Содержание и характер свободы, ее широта и объем
определяются уровнем развития общества. Свобода относительна в смысле ее
фактической незавершенности, исторического изменения и развития ее
содержания, но она абсолютна как высшая ценность и принцип и поэтому может
служить критерием человеческого прогресса, в том числе и в области
государственно-правовых форм, общественных отношений, положения личности.
В этой связи было бы неправильно считать правовым любое государство
лишь на том основании, что в нем есть право, закон, ибо сами законы могут
быть разными. Поэтому важно иметь критерии, позволяющие определять степень
демократичности законов, действующих в той или иной стране. На основе
многовекового исторического опыта сложились общечеловеческие представления
о правах и свободах личности в демократическом правовом государстве,
которые положены в основу документов, принятых мировым сообществом. К ним
относятся: Устав ООН, а также принятые этой международной организацией
«Всеобщая декларация прав человека», «Пакт об экономических, социальных и
культурных правах» «Пакт о гражданских и политических правах» и ряд
конвенций (например, «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в
отношении женщин», «Конвенция против дискриминации в области образования,
труда и занятий», «Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных
или унижающих достоинство видов обращения и наказания» и др.) В
совокупности изложенные в этих документах нормы в области прав и свобод
личности составляют международные стандарты. Только соотнося с ними
национальное законодательство любой страны, можно делать выводы о степени
демократичности данного общества и защищенности прав и свобод граждан этого
государства.
Важно подчеркнуть, что правовое государство не только провозглашает
права и свободы, но и создает разветвленный механизм социально-правовой
защищенности человека. В целом механизм обеспечения прав и свобод человека
— это система взаимосвязанных форм и средств (нормативных,
конституциональных и процессуальных), обеспечивающих надлежащую защиту и
реализацию определенных прав и соответствующих обязанностей.
Что касается функций правового государства, то необходимо иметь в
виду, что они не остаются неизменными, а трансформируются и наполняются
новым содержанием по мере развития самого правового государства. Важным
этапом в этом направлении является формирование правового социального
государства.
Идея социального государства была выдвинута немецким ученым Лоренцем
фон Штайном во второй половине XIX в. Он писал, что социальное государство
«обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих
граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития
другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». В 1930
г. немецкий ученый Герман Геллер ввел понятие «социальное правовое
государство».
В разных определениях социального государства, даваемых в западной и
отечественной литературе, подчеркивается, что это государство, стремящееся
к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования,
социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале
примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации
личности в обществе.
Историческая практика формирования правового социального государства в
развитых западных странах (США, Германии, Англии, скандинавских странах и
др.) позволяет сделать некоторые выводы об условиях, необходимых для
формирования социального государства.
Во-первых, социальное государство зарождается и формируется не
спонтанно, а на основе целенаправленной политики.
Во-вторых, необходимыми предпосылками становления социального
государства в любой стране выступают правовое, преимущественно
конституционное, закрепление частной собственности, принципов смешанной
экономики рыночного типа, социальной и политической свободы и демократии в
форме правового государства, наличие развитой системы гражданского,
трудового, экономического и другого законодательства.
В-третьих, так как сущность правового государства выражается в
обеспечении всеобщего блага и блага отдельного человека, то это
обусловливает общие принципы устройства и деятельности такого государства,
а именно: открытость государственной власти, ее демократизм и либерализм,
приверженность гражданскому миру и социальному согласию, социальной
справедливости и солидаризму, предоставление всем равных возможностей,
широкая социальная защита населения.
В западной политологии выделяют три основных типа социального
государства: консервативный, либеральный, социал-демократический.
Разграничение этих типов осуществляется на основе следующих индикаторов:
1. Масштабность защиты от стихийных рыночных сил и недостаточного
(низкого) уровня доходов населения.
2. Масштабность социальных прав и социальной поддержки наиболее
уязвимых и бедных социальных групп населения.
3. Удельный вес частных (негосударствнных) ассигнований (расходов),
направленных на страхование, пенсионное обеспечение, медицинскую страховку
и иные социальные нужды населения и соотношение этой доли с официальными
выплатами из бюджета;
4. Масштабы индивидуального или коллективного финансирования
социальных программ и нужд, включая индивидуальные и коллективные вклады
людей в социальном государстве.
5. Масштабы, в которых система социального обеспечения
дифференцирована и организована по различным профессиональным группам и
группам социального риска, включая социальные риски связанные с
безработицей, старостью, болезнями и др.
6. Емкость фондов перераспределения социальной политики,
складывающихся из налоговых поступлений и поступлений в фонды социального
страхования от предпринимателей и предприятий.
7. Масштабы гарантий и обеспечения полной занятости населения.
Становление социального государства — длительный процесс, очень
сложный и противоречивый. Удерживать его в определенных правовых границах,
не ущемляя свободы одних и не снимая ответственности за свою судьбу других,
помогают уже сформировавшиеся в западных государствах и вошедшие в реальную
практику принципы правового государства. Именно на их основе возможна
дальнейшая гуманизация государства и общества.
Важно подчеркнуть, что при необеспеченности социальной стороны
жизнедеятельности людей, достойного уровня их жизни деформируется вся
структура прав и свобод человека: снижается политическая активность,
возрастает политическая апатия и неверие в государство, индивиду становятся
далеко не всегда доступными юридические гарантии прав и свобод (например,
право на защиту). Вот почему как бы ни сложна была роль социального
государства в современном обществе, однако без нее вообще невозможно
осуществление не только экономических, социальных и культурных прав, но и
прав «первого поколения» — политических и гражданских. Иначе говоря,
социальное государство оказывает самое непосредственное воздействие на
осуществление всего единого комплекса прав и свобод человека.
Из сказанного выше становится особенно понятно, какой огромной
сложности задача стоит перед реформируемым российским обществом по созданию
правового государства.

Высшим органом представительной и законодательной власти Российской
Федерации является парламент — Федеральное Собрание, состоящее из двух
палат: нижней палаты — Государственной Думы, верхней — Совета Федерации.
Они осуществляют законодательные функции, рассматривают и решают важнейшие
государственные вопросы, формируют другие высшие государственные органы
(правительство, судебные органы и т.п.) и имеют право контроля за
деятельностью всего государственного аппарата.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на
профессиональной основе с четырехлетним сроком полномочий. Она избирается
прямым всеобщим голосованием по смешанной системе. По Конституции
Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя
правительства и решает вопрос о доверии правительству. Однако парламентские
полномочия нижней палаты по вопросу формирования исполнительной власти и
контроля за ее деятельностью фактически оказываются ограниченными. Это
выражается в том, что при определенной политической ситуации в стране
Президент может распустить Государственную Думу, если последняя три раза
подряд отклонила кандидатуру на должность Председателя правительства. По
вопросу о доверии правительству тоже существуют свои «пределы». Так, при
повторном выражении недоверия правительству в течение трех месяцев
Президент может принять решение либо об отставке правительства, либо о
роспуске нижней палаты.
Совет Федерации формируется путем делегирования по два представителя
от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и
исполнительного органов власти (по количеству это составляет 178
делегатов). К ведению верхней палаты относятся вопросы, связанные с
изменением границ между субъектами Федерации, назначением на должность
судей Конституционного Суда (19 судей), Верховного Суда, Высшего
Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, утверждением указов Президента о
введении чрезвычайного положения, решением вопросов об использовании
вооруженных сил за пределами страны и другие. Для осуществления контроля за
исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания образуют
Счетную палату.
Главой государства является Президент. Он избирается всенародным
прямым голосованием на 4 года и не более двух сроков подряд.
Полномочия Президента России подразделяются на полномочия в области
государственного управления; в сфере законодательной деятельности; в
судебной области; внешнеполитические полномочия; представительские;
чрезвычайные.
Президент наделен правом участия в формировании правительства: он
назначает Председателя правительства с согласия Государственной Думы, а
также назначает и освобождает от должности заместителей Председателя
правительства, федеральных министров, руководителей комитетов и ведомств.
Президент руководит деятельностью правительства, может председательствовать
на его заседаниях, он принимает решения об отставке правительства с
согласия нижней палаты.
Высшими органами судебной власти в России выступают Конституционный
Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд.
Система федеральных органов исполнительной власти включает
Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства, его заместителей
и федеральных министров, а также отраслевые и межотраслевые органы:
министерства, государственные комитеты, федеральные службы,
межведомственные комиссии, советы и др. Правительство РФ разрабатывает и
обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет управление
федеральной собственностью, обеспечивает реализацию социально-экономических
программ, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной
безопасности, реализации внешней политики и др. По Конституции РФ система
органов исполнительной власти республик, краев, областей, городов
федерального значения, автономной области, автономных округов
устанавливаются субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами
конституционного права.
Представительные органы в пределах своей компетенции обсуждают и
принимают решения по вопросам развития данного территориального сообщества,
осуществляют контроль за работой местных органов исполнительной власти и
судов соответствующей ступени.

Органы местной исполнительной власти определяются населением
самостоятельно для решения вопросов местного значения владения, пользования
и распоряжения муниципальной собственностью. Главы местной администрации
(мэр, губернатор) должны избираться населением на основе всеобщего,
равного, прямого избирательного права.
Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и
исполняют местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы,
осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного
значения. Кроме собственной компетенции, органы местного самоуправления
могут выполнять некоторые государственные функции, под исполнение которых
должны передаваться необходимые материальные и финансовые ресурсы. Передача
функций должна носить договорной характер между органами государственной
власти и органами местного самоуправления.
Таким образом, в Российской Федерации существует довольно
разветвленная многоуровневая система органов представительной,
законодательной и исполнительной власти. Дальнейшее развитие демократии,
усиление местного самоуправления, расширение прав и возможностей граждан
включает последующую децентрализацию государственного управления и
последующее смещение управленческих функций с федерального на региональный
и местный уровни.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. М.А. Василика. Политология: учебник. М., 2001.
2. Р.Т.Мухаев. Политология: учебник для вузов. М., 1997.
3. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая
практика. М., 1996.
4. Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996.







Реферат на тему: Государство и гражданское общество

Оглавление


Введение 2
Проблема гражданского общества в истории социально-политической мысли 2
Основное содержание понятия "гражданское общество" 5
Соотношение гражданского общества и государства 5
Перспективы развития гражданского общества 9
Список литературы 12



Введение


Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных
научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы
человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения
общества на государственную и негосударственную сферы человеческой
жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был
в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных
конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема
находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во
многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового
сообщества.
«Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее
серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание
комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей
трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и
развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России,
переживающей переходный период, когда и формирование новой
государственности, и становление полноценного гражданского общества во
многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных
субъектов социального и политического процессов»[1].


Проблема гражданского общества в истории социально-политической мысли


Само понятие "гражданское общество" появилось в XVII в., в частности в
трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, а затем получило свое развитие в
XVIII в. в работах Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, В. фон Гумбольта и др. Они
уже не отождествляли гражданское общество с существующим государством или
реальными формами государственного правления. При этом они исходили из
теории договорного происхождения государства, в основе которой лежала идея
общественного договора. Согласно этой теории, законно то правительство,
учредить которое и повиноваться которому все граждане согласились по своей
воле.
Сторонники теории договорного происхождения государства отождествляли
гражданское общество и государство, если последнее, основанное на
общественном договоре, выражает интересы граждан. Но они понимали, что в
действительности государство, как правило, подавляет гражданское общество,
что, в частности, "абсолютная монархия, которую некоторые считают
единственной формой правления в мире, на самом деле несовместима с
гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского
правления".[2]
Значит понятие "гражданское общество", появившееся в XVII в., уже
тогда включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализацию
интересов граждан.
Более четко провел различия между государством и гражданским обществом
видный представитель немецкого просвещения XVIII в. В. фон Гумбольт. Он
пришел к мысли о том, что сама государственная деятельность должна быть
подчинена удовлетворению интересов и потребности человека. Несмотря на то,
что эта мысль не получила у него развернутого обоснования, сам факт
постановки подобной проблемы является чрезвычайно важным в истории изучения
гражданского общества.
Гегель предпринял попытку философского осмысления различия между
гражданским обществом и государством. Область действия государства, по
Гегелю, — общие интересы, а гражданского общества — сфера частных
интересов.
Проблема соотношения гражданского общества и государства достаточно
широко рассматривалась К. Марксом в работах, относящихся к 40-м и более
поздним годам XIX в. Маркс пришел к четкому осознанию того, что в
исследовании государства необходимо опираться на анализ гражданского
общества. Не государство порождает общество, а наоборот, "в
действительности семья и гражданское общество составляют предпосылки
государства, именно они являются подлинно деятельными"[3].
По мнению Маркса, гражданское общество, в котором частной
собственности принадлежит решающая роль, порождает государство, являющееся
результатом исторического развития семьи и гражданского общества,
продуктом, их функционирования. Государство представляет собой политическое
установление, форму, организующую гражданское общество, общество частных
материальных интересов, форму, которая внешне обнимая его целиком, на самом
деле служит интересам собственников, господствующих классов. Государство
вообще не может существовать без таких предпосылок, как семья и гражданское
общество. Сфера деятельности гражданского общества, по Марксу, — не только
экономика, но и культура, идеология и рожденные ими общественные движения.
Исследованию надстроечных явлений гражданского общества уделял большое
внимание А. Грамши. Анализируя механизм господства буржуазии в первой
половине XX в., он выделил три его составные части, три "общества", следуя
его терминологии: экономическое (экономическая основа господства буржуазии
— ее владение средствами производства и распределения), политическое и
гражданское.
Совокупность тех частей надстройки, которые осуществляют функцию
принуждения и прямого господства (военного, полицейского, правового),
составляет "политическое общество". Однако в чистом виде, полагал Грамши,
такое общество, соответствующее системе "охраны общественного порядка и
соблюдения законов", не существует. Оно переплетается с той частью
надстройки, которая у него выступает под понятием "гражданское общество".
Это совокупность всех тех рычагов и органов в государстве, позволяющая
буржуазии осуществлять идейное и нравственное руководство подчиненными
классами, т.е. идеологическая надстройка общества.
Из приведенных выше воззрений на гражданское общество можно выделить
ряд его основополагающих характерных черт. Во-первых, развитие гражданского
общества связывалось с преодолением жестких рамок сословно-феодального
строя, с появлением капиталистических производственных отношений: Во-
вторых, гражданское общество возникает в определенный период общественного
развития и связано с исторически преходящими формами государства, является
силой, постоянно находящейся с государством в противоречивом,
диалектическом единстве. В-третьих, в рамках гражданского общества
неизбежно возрастает значение личности человека, который превращается из
подданного в гражданина. В-четвертых, более сложной и близкой нам по
времени является грамшианская трактовка гражданского общества. Правящий
буржуазный класс, по его мнению, осуществляет свою гегемонию не только
через механизмы власти (политической и экономической), но и через структуры
общественного сознания, позволяющие включить гражданское общество в
качестве дополнительного рычага давления на индивида. Буржуазные ценности,
по Грамши, пропитывают не только институты власти, но и производство,
культуру, быт — все "поры" гражданского общества. Перед нами более сложный
вариант классической схемы соотношения гражданского общества и государства,
связанный с изменением реальных границ между ними в первой половине XX в.
В 80-е годы появилась новая трактовка понятия "гражданское общество",
связанное с именами таких европейских политических мыслителей, как В.
Гавел, Дж. Кин и др. Эти авторы ввели понятие "социалистическое гражданское
общество". Например, английский политолог Дж. Кин предлагает более широкое
представление о гражданском обществе, которое не сводится только к проблеме
взаимоотношения между ведущими классами в рамках одной формации. Он выходит
на еще более общие, общецивилизационные проблемы. В их числе проблема
демократизации общества, соотношения свободы и подчинения индивида
обществу, становления нового типа свободы — контролируемой и упорядоченной
на основе политического разума. А. Арато, А. Уэйр и их единомышленники
сегодня исходят из того, что гражданское общество — структура чрезвычайно
сложная, фундамент демократической общественной организации.
В отечественной литературе можно встретить несколько подходов к
определению гражданского общества. В научной литературе есть мнение,
согласно которому прямо или косвенно гражданское общество отождествляется с
правовым государством. Сторонники такого подхода полагают, что правовое
государство выходит из гражданского общества.
Ближе подходят к раскрытию понятия "гражданское общество" те
исследователи, которые включают в его содержание всю совокупность
общественных отношений вне рамок государства.
Чем объясняется тот факт, что понятие гражданского общества в наши дни
возвращается на страницы достаточно широкой печати? Французский политолог
Доминик Кола пишет, что, начиная с 70-х гг. нашего столетия, ни один термин
не пользовался большей популярностью, чем «гражданское общество»:
перекочевывая из научных публикаций к газетным страницам, он и теперь
остается предметом нескончаемых дискуссий». И автор, судя по российской
прессе, безусловно, прав.
В отличие от марксистских текстов, в настоящее время данная проблема
рассматривается в контексте обеспечения дальнейшего развития активности
индивидов в обществе, возможностей расширения и углубления его
демократизации и вместе с тем ограничения функций государства и усиления
контроля за его деятельностью со стороны общества.
В современной литературе понятие «гражданское общество» трактуется
неоднозначно. И все же чаще всего его содержание включает всю совокупность
неполитических отношений в обществе, т. е. экономических, социальных, в том
числе национальных, духовно-нравственных, религиозных и т. д., составляющих
жизненную основу политической системы, государства.
В весьма суженном объеме определяет рассматриваемое понятие А.
Мигранян: «Гражданское общество — это сфера спонтанного самопроявления
свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций
граждан, которая ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства и
произвольной регламентации деятельности этих граждан со стороны органов
государственной власти»[4].
Несмотря на очевидное значение отмеченного аспекта, определение
гражданского общества нельзя сводить только к нему. А такое имеет место в
публицистических выступлениях, когда утверждается, что будто бы в СССР не
было гражданского общества, а существовало только тоталитарное государство.
Гражданское общество — объективная реальность. «Это совокупность
«естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов — призванных
обеспечивать удовлетворение их потребностей и интересов». Его не может ни
поглотить, ни ликвидировать какой-либо политический режим. Другой вопрос,
каков уровень развития данного гражданского общества, какие общественные
связи и отношения на том или ином этапе составляют его содержание,
насколько реализована или не реализована способность членов общества к
творческому труду, самоуправлению, каково отношение между публичной властью
и индивидуальной свободой и т.д. Государственная власть может деформировать
гражданское общество, сковать процесс функционирования его элементов,
свести к минимуму автономию и самостоятельность индивидов и социальных
групп. Но не в ее силах ликвидировать материальную и духовную жизнь людей,
насильственно упразднить социальные группы, основополагающие формы
организации человеческой жизни, духовной культуры, наконец, присущую
социальным объектам активность. Утверждать противоположное — значит
соглашаться с идеалистической догмой о всесилии политики, государства.



Основное содержание понятия "гражданское общество"


Соотношение гражданского общества и государства


Гражданское общество — это система внегосударственных общественных
отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его
гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и
ценности членов общества.
Гражданское общество не представляет собой некое изолированное от
государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах.
Наоборот, гражданское общество и государство соединены друг с другом целым
рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-
посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с
гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему
горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме
того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное
положение, частично переплетается с государственными структурами, а
частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем,
правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр
гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности
с государственным аппаратом. Вместе государство и гражданское общество как
бы погружены в обволакивающее их "глобальное человеческое общество" в самом
широком смысле этого слова.
Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны
друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В
идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных,
демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных
интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости
институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций,
партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от
государства, демократичности общественно-политической системы оказывает
решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком
обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а
разграничивается на полицентричной основе. Разделение властей
(законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между
различными общественными субъектами экономических, социальных и
политических функций, сфер деятельности становятся в демократической
общественно-политической системе важнейшим жизненным принципом. В ней
правовое положение общественного субъекта не тождественно его социально-
экономической роли в гражданском обществе, что делает личность одновременно
и частным лицом и гражданином государства.
В целом гражданское общество как область частной жизнедеятельности
сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических
субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противостоянию между
ними, которые могут дополняться противоречиями между частными и
государственными интересами. Снимать остроту противоречий между субъектами
гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не
только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным
арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально
функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и
острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций.
И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества
государство никогда не будет демократическим, станет одной из
разновидностей авторитарных режимов.
Гражданское общество имеет свою, достаточно сложную внутреннюю
структуру. Для него характерно наличие в основном не вертикальных, как в
государстве, иерархических связей, а горизонтальных, главным образом
невластных соединений. Последние весьма разнообразны и образуют три слоя.
Фундамент составляют отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности
общества. Прежде всего, это экономические отношения, основанные на
экономическом плюрализме, многообразии форм собственности при соблюдении
интересов личности и общества в целом. Именно экономический плюрализм дает
возможность преодолеть существующее отчуждение человека от средств
производства. Гражданское общество только тогда будет жизнеспособно, когда
каждый его член станет обладать вполне конкретной собственностью или иметь
право на использование и распоряжение собственностью, произведенным им
общественным продуктом по своему усмотрению. Владение собственностью может
быть частным или коллективным, но при условии, что каждый участник
коллективной собственности (кооператива, колхоза, предприятия и др.)
действительно является таковым. Иными словами, наличие собственности —
основополагающее условие свободы личности как в гражданском, так и в любом
другом обществе.
Второй слой — это социокультурные отношения, включающие семейно-
родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Гражданское
общество может основываться только на многообразной, разветвленной
социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов
представителей различных социальных групп и слоев. Это многообразие не
может быть застывшим, закостеневшим в количественном и качественном
отношении. Оно объективно стремится к постоянным изменениям. Многообразная
социальная структура не может не иметь хорошо развитые вертикальные и,
главным образом, горизонтальные связи. При размытой социальной структуре
индивид связан с государством напрямую, а это существенно ограничивает
возможности реализации его личных прав и свобод.
Существенную роль в формировании новых социальных контуров
гражданского общества играет культурный плюрализм, который вбирает в себя
все элементы духовной жизни и обеспечивает равноправное участие в ней всех
индивидов. Создаются условия, при которых становится осязаемо культурное
богатство общественного сознания и каждой личности в отдельности.
Неограниченный доступ к духовным ценностям помогает преодолеть феномен
отчуждения личности. Гражданское общество жизнеспособно, если его члены
имеют высокий уровень социального, интеллектуального, психологического
развития, внутренней свободы и способны к самостоятельным действиям при
включении в тот или иной институт общественной жизни.
Третий, верхний слой гражданского общества образуют отношения,
связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными
различиями групп по интересам, политических партий, движений, клубов и т.п.
Таким образом достигается культурно-политический плюрализм, предполагающий
отрицание идеологических стереотипов, обеспечивающий

Новинки рефератов ::

Реферат: Религия и её роль в жизни (Мифология)


Реферат: Развитие быстроты (Спорт)


Реферат: Интелегенция и революция (История)


Реферат: Память, ее виды и процессы (Психология)


Реферат: Конституция Болгарии (Контрольная) (Право)


Реферат: Российские избирательные технологии (Политология)


Реферат: Контрольная работа (Математика)


Реферат: Бюджетный процесс в Украине (Право)


Реферат: Биржевые сделки (Биржевое дело)


Реферат: Путешествие в страну рисования (Искусство и культура)


Реферат: Брачность (Социология)


Реферат: Евангелие от Варнавы (Религия)


Реферат: Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного звукопроизношения (Педагогика)


Реферат: Смоленская поэтическая школа с позиций А.В. Македонова (Литература : русская)


Реферат: Украинская национально-демократическая революция (История)


Реферат: Сооружения для забора воды (Технология)


Реферат: Современные методы позиционирования и сжатия звука (Компьютеры)


Реферат: Идея информационного общества и Internet (Социология)


Реферат: Наводнения (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Физические и химические свойства диэлектриков (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист