GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социология образования и воспитания (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социология образования и воспитания (Социология)




по разделу учебного плана: Социология образования и
воспитания

Ф.И.О. методиста: __________________________________



С О Ц И О Л О Г И Я О Б Р А З О В А Н И Я

I вариант.

1. Образование как социокультурный феномен.
Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных
знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни
и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В
философии понятие "образование" употребляется в значении общего
духовного процесса формирования человека и результата этого процесса -
духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-
историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения
накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.
Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование
личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в
качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как
социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация
образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные
технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как
система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию
человека, его нормальному социальному функционированию. Педагогика
понимает под образованием процесс и результат овладения учащимися
системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на
их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие ее
творческих сил и способностей.
Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря
образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает
определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и
выполняет разнообразные роли в обществе.
Врожденных социальных программ личности не существует. В обществе не
может быть независимого от общества человека, поведение любого человека
обуславливается и контролируется социальной средой посредством культурных
накоплений, таких как язык общения, социальные институты, традиции,
обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного процесса создается уникальная
возможность сохранить и приумножить культурный пласт общества. Образование
выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его
сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития
творческих способностей общества, для последовательной передачи
накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех
поколений.
2. Предмет и объект социологии образования.
Социологию образования интересуют социальные характеристики
образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и
микросреды. Социология представляет собой целостную систему
социологических знаний, состоящую из 3 уровней:
1. общесоциологический (общетеоретический) уровень;
2. - специальные (частные) социологические теории;
3. - эмпирические социологические исследования.
На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные)
социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология
образования.
Философская энциклопедия, определяя предмет социологии
образования, делает акцент на анализе его социальной природы: "Социология
образования - отрасль социологии, изучающая образование как социальный
институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет , что
социология образования "...имеет своим предметом социологическое
исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как
социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия
общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной
организации образования: "...социология образования имеет предметом своего
рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности
и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций
является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образова ния есть
специальная социологическая наука, предметом которой является система
образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также
взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде
всего с его социальной структурой".
Объектом социологии образования является сфера образования как
социальное явление; люди, их объединения и организации в системе
образования. Это та социальная среда, где развертывается функционирование
процессов образования, действуют определенные субъекты в форме
разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая процесс
обучения) в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий, с
определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной и
неинституциональной организацией. Таким образом, объектом изучения
является образование с позиций его социальной природы.
3. Важнейшие концепции социологии образования.
Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны
жизни общеста - экономическую, социальную, политическую, духовную ... В
то же время она рассматривает и собственно "образовательные" проблемы:
как функционирует и развивается система образования, насколько она
соответствует требованиям общества, насколько эффективно ее
организационное строение.
Исследования затрагивают такие вопросы, как :
4. соответствие структуры образования актуальным и перспективным
социальным целям, долгосрочным программам общества;
5. пропорциональность морфологического строения структуры образования;
6. влияние результатов образовательных процессов на другие
социальные процессы - профессионально-трудовые, нравственные,
психологические, организационно-технические и другие, т.е. обратная
связь системы образования.
Исследование проблем структуры образования связано с изучением его
социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность
социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация
личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного,
интеллектуального, социального потенциала.
Логически оправдано объединение всех исследований в социологии
образования по двум направлениям:
7. внутри институциональное, охватывающее внутренние проблемы образования
как социального института социальные аспекты деятельности субъектов
образования, социальную структуру и функцию системы образования,
социальный статус педагогических работников как социальной группы,
проблемы социального управления системой образования;
8. внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов
взаимодействия образования с другими социальными институтами,
производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного
процесса с другими социальными процессами, влияние образования на
развитие социальных отношений и видов социальной деятельности.
Социология образования может быть представлена в виде двух структур:
9. теоретико-концептуальное содержание:
10. основные категории: культура, образование, воспитание, социализация,
учение, личность;
11. направления исследований и концептуализации:
12. социальная детерминация образования, социокультуреая организация сферы
образования, эффективность образования;
13. проблемно-тематическое содержание: культурогенез личности в
образовании, динамика сферы образования, содержание образования,
социальные институты в сфере образования, социальная структура сферы
образования, регуляция и управление образованием, диагностика в
образовании, инновационные процессы в образовании, влияние образования
на другие сферы общественной жизни.
2) технологическая последовательность познавательной деятельности( в ее
основе лежит отражение этапов и результатов познавательной деятельности
):
- теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;
- методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование,
проектирование;
- фактический материал: данные диагностики и прогнозирования;
- проекты и модели социокультурной деятельности.
Образование является открытой социальной системой, оно связано с
другими социальными системами. Процесс образования взаимодействует с
другими социальными процессами и является одним из важнейших механизмов
социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь.
4. Развитие социологического знания про образование в Украине.
Современный уровень социологии образования опирается на
социологические идеи М.Вебера, Дж.Дьюни, Э.Дюркгейма, К.Маннгейма,
Л.Уорда, стоявших у истоков зарождения этой науки, и на более поздние
концептуальные идеи зарубежных и отечественных ученых.
Основные направления отечественной социологии образования связаны с
исследовательской деятельностью ряда ученых. Н.А.Аитов исследует
образование как фактор формирования социальной структуры и социальных
перемещений. В.Я.Нечаев исследует образование как социокультурный
процесс. М.Х.Титма изучает роль образования в социальном самоопределении
молодежи. В.Н.Турченко исследует связь революций в образовании с
научно-технической революцией. Социальная политика в сфере образования и
его социальные функции находились в центре внимания Ф.Р.Филиппова.
Образование в жизненных планах и путях молодежи исследовалось В.Н.Шубкиным,
а место образования в потребностях общества и молодежи - Л.Я.Рубиной и
М.Н.Руткевичем.
Становление социологии образования в Украине протекает в направлениях
исследования: социологических проблем высшей школы (В.И.Астахова),
изучения проблем отчуждения личности в процессе образования
(И.Н.Гавриленко), пробле мы студенчества как социальной группы
(Н.Ф.Головатый), педагогического образования как подсистемы социокультур
ной системы образования (В.И.Луговой), системы образования как
института социализации (Н.П.Лукашевич), взаимодействия социальных
институтов высшей школы и производства (Е.А.Якуба) и других. Сделаны
первые попытки систематического изложения социологии образования как
отраслевой социологической науки Ф.Р.Филипповым (Социология образования. -
М., 1980) и В.Я.Нечаевым (Социология образования- М., 1992). Появление этих
книг открыло новые возможности для дальнейшего развития социологии
образования и для утверждения ее в качестве учебной дисциплины высших
учебных заведений.
В социологии образования уже наметился круг проблем, который составляет
остов этой науки. Дальнейшее ее развитие - дело будущего.
5. Социологические методы изучения сферы образования.
Социологические исследования (теоретические, конкретно-социологические)
сферы образования являются одним из наиболее надежных и достоверных
источников социальной информации, используемой для управления этой
сферой, позволяющей реализовать эвристическую, прогностическую и
прикладную функции социологии образования.
Всякое социологическое исследование начинается с анализа документов:
18. официальных: указы и постановления правительства, директивные и
плановые документы министерств и ведомств приказы и распоряжения,
планы работы, материалы печати, личностные документы;
19. неофициальных: мемуары, письма, фотографии, заявления;
20. специальных: анкеты, тесты, протоколы наблюдений.
Среди методов анализа документов выделяется два основных вида:
21. традиционный
22. качественно-количественный (контент-анализ).
Традиционный основывается на анализе материала, логике текста,
обоснованности и достоверности приводимых сведений. Количественно-
качественный анализ основывается на переводе текстовой информации в
количественные показатели с последующей ее обработкой.
Анализом документов социологические исследования в сфере образования
только начинаются. Этот метод помогает составить представление о степени
изученности исследуемой проблемы и выбрать наиболее подходящее сочетание
других методов исследования.
Часто применяется метод НАБЛЮДЕНИЯ, т.е. сбор информации об объекте путем
непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с
точки зрения целей исследования. Наблюдения бывают:
23. систематическое, проводимое регулярно в течение определенного
периода;
24. простое, носящее эпизодический, случайный характер;
25. включенное, когда социолог непосредственно включен в изучаемый учебно-
воспитательный процесс, контактирует и действует совместно с
наблюдаемыми;
26. не включенное, без общей жизнедеятельности наблюдателя с
наблюдаемыми, возможно с использованием для наблюдения технических
средств;
27. кратковременное, в течение 1-2 часов;
28. длительное, в течение ряда лет.
Метод наблюдения не имеет ограничений для сочетания с другими
социологическими методами. Хороший эффект дает сочетание его с методом
опроса.
ОПРОС - это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в
ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование)
социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем
регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.
АНКЕТИРОВАНИЕ в исследованиях процесса образования применяется для
сбора информации о массовых социальных явлениях и позволяет получить
значительный объем эмпирической информации в короткий срок и анонимно.
К недостаткам этого метода относится невозможность проконтролировать
ситуацию ответа на вопрос, его самостоятельность и полноту. Преодолеть эти
недостатки помогает метод ИНТЕРВЬЮ, когда информация об исследуемом
объекте получается в процессе личного общения с респондентом по
специально составленному вопроснику. Этот метод дает возможность
уточнять ответы, корректировать содержание и последовательность вопросов,
улавливать эмоциональную окраску, подтексты ответов, что позволяет
получать более глубокую и полную информацию. Недостатками метода
являются высокие требования к социологу-интервьюеру и значительное его
субъективное влияние.
Одним из современных видов метода интервью являются ФОКУСИРОВАННЫЕ
ГРУППОВЫЕ интервью, носящие дискуссионный характер, что стимулирует
расширение взгляда на предмет исследования.
ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС предполагает использование в качестве опрашиваемых
наиболее компетентных лиц (экспертов) исследуемому вопросу. Среди видов
экспертного опроса выделяют анкетирование и интервью, дискуссии, советы,
"мозговые атаки", деловые игры.
Иногда используются психологические методы: ТЕСТИРОВАНИЕ, СОЦИОМЕТРИЯ
и др. Социометрия удачно дополняет метод наблюдения. В основе
социометрического метода лежит опрос какой-либо группы с целью установить
в ней социально-психологические взаимоотношения. Путем косвенных вопросов
выясняют, каким авторитетом, уважением пользуются члены группы друг у
друга, и составляют социометрическую матрицу - таблицу количества и
адресов выбора каждого каждым. Метод наглядно раскрывает структуру
внутри коллективных связей и отношений, но не дает материала для их
причинного объяснения.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - это метод сбора информации о характере и
специфике изысканий социально-образовательной деятельности в связи с
воздействием заданных и управляемых факторов. Он предназначен для
проверки действенности внедряемых форм и методов образования,
апробирования новых методов социального управления учебно-воспитательными
процессами, проверки гипотез социологических исследований. В итоге получают
информацию об изменениях поведения обучаемого под воздействием различных
факторов.
Эффективность методов социологического исследования в значительной
степени определяется уровнем профессионализма исследователей, а также
комбинированным применением набора методов, наиболее соответствующих его
целям и условиям проведения.
С О Ц И О Л О Г И Я В О С П И Т А Н И Я
II вариант.
1. Важнейшие императивы воспитания человека.
Важнейшим принципом организации воспитания является его
комплексность и дифференцированный подход. Комплексность означает
необходимость воздействия по возможности на все стороны формирующейся
личности (ее интересы, потребности, разум и эмоции), единство основных
направлений воспитательного процесса - политического, трудового,
нравственного, этического и др. Необходимо максимальное разнообразие
средств воспитательного воздействия, их согласованность, целесообразность
и мера. Наиболее полно и адекватно раскрыть место и роль воспитания в
процессе становления личности помогает адаптивно-развивающаяся концепция
социализации. Она позволяет ориентироваться в воспитательных воздействиях
на целостного человека с учетом конкретных состояний и отклонений на
каждом из его уровней: биологическом, психическом и социальном.
Социализация человека продолжается всю жизнь, и это создает предпосылки
для организации непрерывного воспитания творческой, мобильной личности.
Роль воспитания в развитии и взаимодействии человека и общества
такова:
29. вместе с другими институтами социализации способствовать созданию в
обществе условий для успешного протекания социализации личности;
30. влиять воспитательным воздействием на выработку и тренировку
индивидуального адаптивного механизма личности
31. выступать одним из важнейших средств реализации и оптимизации
процесса социализации, целенаправленно управлять процессом развития
личности
Воспитание - часть процесса социализации, протекающего под
определенным педагогическим контролем. Создание условий для
целенаправленного систематического развития человека как субъекта
деятельности, как личности и индивидуальности придает воспитанию
гуманистический характер. Социализация же, приобщая индивида к
социокультурным ценностям, создает практическую среду, духовное и
предметное пространство воспитания, придавая тем самым воспитанию
реальное жизненное содержание. Адаптивно- развивающая модель социализации
открывает дополнительные возможности для решения основных требований к
воспитанию человека:
32. ориентироваться в воспитании на целостного человека с учетом
конкретных состояний и отклонений на его биологическом, психическом и
социальном уровнях;
обеспечить комплексность воспитания, охват всех сфер
жизнедеятельности индивида;
33. соотносить формы и методы воспитания с периодами социализации
индивида, т.е. осуществлять воспитание дифференцировано;
34. ориентироваться на воспитание творческой, мобильной личности, что
особенно важно в период радикальных перемен в обществе;
35. стремиться к организации непрерывного воспитания, длящегося всю жизнь
человека.
Воспитание - это не просто научение, а воздействие на весь духовный
мир человека, на все "отсеки" его психики, с целью формирования у него в
конечном счете потребности в нужном обществу и самому человеку поведении,
способности к саморегулированию и самовоспитанию.
Чтобы быть эффективным, воспитание должно представлять собой не
просто совокупность, а систему действий, каждое из которых не дублирует,
а дополняет, усиливает другое, корректирует и устраняет недостатки, а
суммарный результат отличается целостностью и гармоничностью.
2. Социальная среда воспитания
Воспитание можно рассматривать как одну из важнейших форм
взаимосвязи между обществом и конкретной личностью.
В социологии под социальной средой понимают отдельные сферы:
политическая, экономическая, социальная и духовная, которые в разной
степени воздействуют на сознание и поведение человека. В совокупности и
взаимодействии они составляют среду жизнедеятельности индивида.
Влияние каждой из сфер на воспитание определяется несколькими
направлениями. Каждая сфера - это совокупность соответствующих условий
воспитания - политических, экономических, социальных и духовных. Они
очерчивают возможности влияния на поведение людей. Каждая из сфер
формирует определенные ожидания к поведению людей. Эти ожидания
преобразуются социальными институтами каждой из сфер в задачи, цели
воспитания по формированию ожидаемых черт и характеристик. С помощью этих
институтов осуществляется обратная связь - оценивается эффективность
воспитания, соответствие его результатов ожидаемому поведению людей.
Воспитание также оказывает влияние на окружающую социальную среду.
Воспитание формирует черты и характеристики личности, которые дают ей
возможность выполнять определенные социальные роли, благодаря воспитанию
социальная среда наполняется субъектами социальной жизни, своими
совместными усилиями изменяющими окружающую среду. Воспитание и социальная
среда неразрывно связаны между собой в процессе социализации индивида -
подготовки его к жизни в непрерывно меняющемся мире. Воспитание нуждается
в изменениях, коррективах с учетом общественных перемен в каждой сфере.
Эти коррективы относятся прежде всего к тем направлениям воспитания,
которые наиболее связаны с соответствующими сферами социальной среды.
Политическая сфера непосредственно связана с идейно политическим
воспитанием, трудовое воспитание - с экономической сферой общества, с
социальной сферой связано воспитание общей культуры людей, формирование
общих социальных установок, с духовной сферой общественной жизни связано
образование, наука и культура, имеющие исключительное значение для
воспитания. Итак, радикальные перемены в социальной жизни общества требуют
изменений в содержании и формах воспитания. Кризисные явления в обществе
осложняют условия воспитания, проведение реформ в этой сфере.

3. Микроокружение как система межличностных контактов
Жизнедеятельность людей осуществляется в непрерывном общении людей друг
с другом. Эта сфера взаимного непосредственного общения людей между собой
составляет важный структурный элемент общественно-экономической формации -
межличностные отношения. Они имеют место во всех сферах
жизнедеятельности людей. От характера межличностных отношений в
значительной степени зависит эффективность производства, морально-
психологический климат в трудовых коллективах, в семье, в обществе. На
характер этих отношений значительное влияние оказывают личностные
особенности индивидов: уровень интеллектуального развития, организаторские
способности, темперамент, нравственные установки, политические ориентации и
т.д.
Индивидуальное нравственное сознание формируется в детстве и
развивается на протяжении всей жизни человека.
Во многом личностные особенности формируются микроокружением
человека. Семья является важным фактором воспитания подрастающего
поколения, становления человека как субъекта социальной деятельности.
Характер взаимоотношений в семье оказывает воздействие на формирование
человека как личности. Межличностные отношения играют важную роль в
сфере воспитания, образования, во всех сферах жизнедеятельности людей.
Они являются той социальной формой, в рамках которой и посредством которой
решаются вопросы взаимоотношения личности и общества.
Оптимальные взаимоотношения между обществом и личностью возможны при
условии, когда личность поднимется до понимания общественного как
личного, а общество поднимется до понимания личного как общественного.
Прогресс общества невозможен без прогресса личности, и наоборот.
4. Социологические методы изучения процесса воспитания
В социологических исследованиях воспитания задействованы практически
все основные социологические методы: наблюдение, опрос, социальный
эксперимент и анализ документов. Однако это методы имеют свои особенности
в применении к исследованию воспитания, их значимость, активность их
использования и результативность отличаются от соответствующих
показателей исследования других сфер социальной жизни, ими не
ограничивается весь набор социологических методов изучения воспитания.
Широкое распространение в исследованиях воспитания получил метод
НАБЛЮДЕНИЯ, т.е. сбора первичной информации путем непосредственного
восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей
исследования. К основным требованиям при проведении наблюдения
относятся: умение четко и однозначно поставить вопрос, невмешательство в
деятельность исследуемых, плановость и целенаправленность наблюдения,
умение сопоставлять факты и делать заключения. В сфере воспитания
применяются следующие виды наблюдений: систематическое, простое,
включенное, не включенное, кратковременное, длительное.
Метод наблюдения достаточно надежен и эффективен для исследования
процесса воспитания, но мало пригоден для получения достоверных данных о
целях и мотивах поведения.
Эффективно применять метод наблюдения совместно с методом ОПРОСА,
т.е. сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе
непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование)
социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем
регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач
исследования. Разновидностями опроса являются: анкетирование, интервью и
экспертный опрос. Иногда используются психологические методы:
тестирование, социометрия и др.
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ применяется практически во всяком социологическом
исследовании в сочетании с другими методами. Анализ документов
различают: традиционный и качественно-количественный.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - это метод сбора информации о характере и
специфике изысканий социально-воспитательной деятельности в связи с
воздействием заданных и управляемых факторов. Применительно к исследованию
процесса воспитания этот метод часто реализуется в виде
СОЦИОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, основные разновидности которого:
36. собственно социолого-воспитательный эксперимент, изучающий влияние
совокупности факторов общественной жизни и форм общественных отношений
на воспитание;
37. психолого-педагогический социальный эксперимент, состоящий в изучении
психического развития ребенка в изменяющихся социальных условиях жизни и
неодинаковых коллективных связях и отношениях;
38. экономико-педагогический эксперимент, изучающий влияние изменений в
формах экономической жизни общества, материальном обеспечении школы,
внешкольных учреждений и организаций на воспитание;
39. правовой воспитательный эксперимент, выявляющий социальные и
педагогические причины преступного поведения подростков, изучающий
влияние различных форм воспитания и правовых учреждений на
перевоспитание.
Среди разных видов исследования наиболее эффективным для изучения
сферы воспитания является комплексное социолого-педагогическое
исследование. Сочетание в его рамках всей совокупности социологических и
педагогических методов в комбинациях, наиболее соответствующих целям и
условиям работы при достаточном уровне профессионализма исследователей
составляют обязательный набор требований, обусловливающих результативность
исследования.



Используемая литература:

1. Нечаев В.Я. Социология образования. - М., МГУ, 1992.
2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., Политиздат, 1992.
3. Лукашевич Н.П. и др. Социология образования. Конспект лекций. - Киев,
МАУП, 1997.
3. Булатов М.А. Философия. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - Киев,
"Фита", 1994.
4. Лукашевич Н.П. и др. Социология воспитания. Краткий курс лекций. -
Киев, МАУП, 1996.
5. Харчев А.Г. Социология воспитания. - М., Политиздат, 1990.




Реферат на тему: Социология общественного мнения



СОДЕРЖАНИЕ:



1. Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного
мнения.
2. Социология Общественного мнения и методы его изучения

1. Прямое наблюдение

2. Анализ документов

3. Интервью.

4. Анкетные опросы.



1 Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного
мнения.


Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания,
выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и
характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в
первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам
действительности, представляющим общественный интерес. Социология
общественного мнения - область социологических исследований, где
предметом анализа выступают содержание высказываний общественного
мнения, активность его функционирования и всеобщие (характеризующие
данный тип общества) и специфические (связанные с развитостью
демократических гарантий) мнения. В официальном советском обществоведении
выдавалось за то общественное мнение, которое в условиях развитых
демократий функционирует в качестве самостоятельного института общественной
жизни.7 Так, в «Рабочей книге социолога» общественное мнение
рассматривалось всего лишь как «отношение населения к тому или иному
явлению, объекту или ситуации"[1] Вопрос о том, высказывается ли это
отношение публично или это некое молчаливое отношение, которое в лучшем
случае может быть зафиксировано социологами в ходе анонимного опроса,
зачастую оставался непроясненным. А в некоторых работах (как, например, в
«Философском энциклопедическом словаре») и прямо говорилось, что
общественным мнением считается не только явное, но и скрытое отношение
людей к событиям и фактам социальной деиствительности[2]. Такая подмена
понятий, с одной стороны, позволила включить проблематику общественного
мнения в сферу исследований советского обществоведения и способствовала
созданию серьезного методологического задела в этой области а с другой -
внесла теоретическую путаницу, последствия которой ощущаются до сих пор[3].
Дело в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так
как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются
в узком, частном кругу семьи или друзей. Общественное мнение - это такое
состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает
влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно
возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным
проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной в слух позиции на
развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного
мнения как особого социального института.
Под социальным институтом понимается система отношений, имеющих
устойчивый, т.е. гарантированный от случайностей, самовозобновляющийся
характер[4]. Применительно к общественному мнению речь идет о том, что в
обществе сложился и стабильно функционирует особый механизм реагирования на
социально значимые проблемы путем высказывания по ним суждений
заинтересованными слоями населения. Такая реакция населения носит не
случайный, спорадический характер, а является постоянно действующим
фактором общественной жизни. Функционирование общественного мнения как
социального института означает, что оно действует в качестве своего рода
«социальной власти», т.е. «власти, наделенной волей и способной подчинять
себе поведение субъектов социального взаимодействия»[5]. Очевидно, что это
возможно лишь там, где, во-первых, существует гражданское общество,
свободное от диктата политической власти, и, во-вторых, где власть
считается с позицией общества. В этом смысле мы говорим об общественном
мнении как об институте гражданского общества.
Научная традиция, связывающая существование в обществе института
общественного мнения со свободой в общественной жизни, идет еще от Гегеля,
который, в частности, писал в «Философии права»: «Формальная субъективная
свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают
свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет
относительно них, проявляется в той совместности, которая называется
общественным мнением»[6]. Подобная свобода возникает лишь в обществе, в
котором существует не зависящая от государства сфера частных
(индивидуальных и групповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих
гражданское общество.
Общественное мнение в его современном значении и понимании появилось с
развитием буржуазного строя и формированием гражданского общества как сферы
жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность
человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое
значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением
буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие
из формально свободных и независимых индивидов. Наличие таких свободных,
независимых от государства индивидов, индивидов-собственников (пусть даже
это собственность только на свою рабочую силу) – необходимая предпосылка
формирования гражданского общества и общественного мнения как его особого
института.
В условиях тоталитарного режима, где все социальные отношения жестко
политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как
субъекта независимого, т.е. не совпадающего со стереотипами господствующей
идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет и не может быть общественного
мнения. В этом смысле наше общественное мнение - это дитя эпохи гласности,
имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы
перестройки наше общество очень быстро прошло путь от приказного
единомыслия через так называемые гласность и плюрализм мнений к реальному
политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось и
независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение.
Функции общественного мнения: результативно-
воспитательная (моральная, контрольная, нормативная, аналитическая,
консультативная, оценочная и др.)



2 Методы сбора информации

Существует три основных класса методов сбора социологической
информации:

1) Прямое наблюдение

2) Анализ документов

3) Опросы, которые делятся на два подкласса:

а) интервью

б) анкетный опрос



ПРЯМОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Под наблюдением в социологии подразумевается прямая
регистрация событий очевидцем.

Наблюдение может носить различный характер. Иногда социолог
самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может
пользоваться данными наблюдений других лиц.

Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это то,
которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной
системы. Научное наблюдение отличается тем, что:

а) Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко
сформулированным задачам.

б) Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной
процедуре.

в) Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или
дневниках по определенной системе.

г) Информация, полученная путем научного наблюдения, должна
поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдение классифицируется:

1) По степени формализованности выделяют неконтролируемое
(или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое
(стандартизованное, структурное). В неконтролируемом наблюдении
пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом -
регистрируют события по детально разработанной процедуре.

2) В зависимости от положения наблюдателя различают
соучаствующее (или включенное) и простое (невключенное) наблюдения.
Во время включенного наблюдения исследователь имитирует вхождение в
социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы
“изнутри”. В невключенном (простом) наблюдении исследователь
наблюдает “со стороны”, не вмешиваясь в события.

В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или
инкогнито.

Одна из модификаций включенного наблюдения носит название
стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает воздействие
исследователя на события которые он наблюдает. Социолог создает
определенную ситуацию, для того чтобы стимулировать события, что
дает возможность оценить реакцию на это вмешательство.

3) По условиям организации наблюдения делятся на полевые
(наблюдения в естественных условиях) и на лабораторные (в
экспериментальной ситуации).

Процедура любого наблюдения складывается из ответа на
вопросы: “Что наблюдать?”, “Как наблюдать?” и “Как вести записи?”.
Постараемся найти на них ответы.

На первый вопрос отвечает программа исследования, в частности
состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий,
стратегия исследования в целом.

При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится
по фомлулятивному (примерному) плану, применяют простое или
бесструктурное наблюдение. Цель такого предварительного наблюдения
заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого
описания наблюдаемого объекта. При этом используется следующее:

1) Общая характеристика социальной ситуации, включающая такие
элементы, как: сфера деятельности (производственная,
непроизводственная, уточнение ее особенностей и т.д.); правила и
нормы, регулирующие состояние объекта в целом ( формальные и
общепринятые, но не закрепленные в инструкциях или распоряжениях);
степень саморегуляции объекта наблюдения (в какой мере его
состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами).

2) Попытка определить типичность наблюдаемого объекта в
данной ситуации, относительно других объектов и ситуаций;
экологическая Среда, область жизнедеятельности, общественная,
экономическая и политическая атмосфера, состояние общественного
сознания на данный момент.

3) Субъекты или участники социальных событий. В зависимости
от общей задачи наблюдения их можно классифицировать: по
демографическим и социальным признакам; по содержанию деятельности
(характер труда, сфера занятий, сфера досуга); относительно статуса
в коллективе или группе (руководитель коллектива, подчиненный,
администратор, общественный деятель, член коллектива...); по
официальным функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте
(обязанности, права, реальные возможности их осуществления;
правила, которым они следуют строго и которыми принебрегают...); по
неофициальным отношениям и функциям (дружба, связи, неформальное
лидерство, авторитет...).

4) Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп:
общие и групповые цели и интересы; официальные и неформальные;
одобряемые и не одобряемые в данной среде; согласованность
интересов и целей.

5) Структура деятельности со стороны: внешних побуждений
(стимулы), внутренних осознанных намерений (мотивы), средств,
привлекаемых для достижения целей (по содержанию средств и по
моральной их оценке), по интенсивности деятельности (продуктивная,
репродуктивная; напряженная, спокойная) и по ее практическим
результатам (материальные и духовные продукты).

6) Регулярность и частота наблюдаемых событий: по ряду
указанных выше параметров и по типичным ситуациям, которые ими
описываются.

Наблюдение по такому плану позволяет более хорошо разобраться
в объекте наблюдения.

По собранным предварительным данным задачи наблюдения
уточняются. Некоторые стороны наблюдаемых событий изучаются более
детально, другие вовсе опускаются.

Таким образом, после предварительного, наблюдение переходит в
стадию более формализованного поиска.

Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения
предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данных
неконтролируемого наблюдения. Теперь отдельные явления, события,
формы поведения людей должны быть интерпретированы в понятиях
логики исследования, они приобретают смысл индикаторов каких-то
более общих свойств или действий.

Поучительную технику регистрации наблюдаемых событий
разработали московские социологи в рамках исследовательского
проекта “общественное мнение” (руководитель исследования
Б.А.Грушин). В числе одного из каналов выражения общественного
мнения были выделены собрания. Для регистрации данных
использовалась картотека наблюдения, включающая девять различных
бланков оценки: ситуации перед началом собрания, организационного
периода, регистрации действий докладчика или выступающего,
регистрации реакций аудитории на выступление, описания общей
ситуации во время прений, ситуации при принятии решений собрания, в
частности при обсуждении поправок и дополнений к проекту решения,
ситуации по окончании собрания и карточка общей характеристики
собрания.

Вот как выглядит карточка индикаторов для регистрации
отношения участников собрания к выступающему - докладчику,
участнику дискуссии.

Индикаторы отношения участников собрания к выступающим

путем прямого наблюдения реакций аудитории

| |Сила проявления реакции|Особые |
|Элементы наблюдаемого поведения | |заметки |
| |по группам |наблюдателя, |
| |(шкальные оценки) |заранее не |
| | |формализуемые|
|А) Одобрительные реплики, |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |
|возгласы, аплодисменты. | | |
|Б) Неодобрительные реплики и |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |
|т.д.. |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |
|В) Требование дополнительной | | |
|информации. |К каждой строке | |
|Г) Разговоры, связанные с |элементов наблюдаемого | |
|обсуждаемым вопросом. |поведения дана | |
|Д) Вопросы к выступающему. |6-членная номинальная | |
|Е) Отсутствие реакции |шкала, пункты которой: | |
|(нейтральное отношение). |1 - президиум собрания | |
|Ж) Призывы к соблюдению порядка. |2 - большинство | |
|З) Призывы к соблюдению |аудитории | |
|регламента. |3 - примерно половина | |
|И) Разговоры, тему которых |аудитории | |
|определить невозможно. |4 - меньшинство | |
|К) Посторонние разговоры. |аудитории | |
|Л) Занятие посторонними делами. |5 - несколько человек | |
| |6 - один - два человека| |


Наблюдение большой аудитории собрания производится
несколькими лицами, которые придерживаются единой инструкции.
подготовке протокола регистрации данных наблюдения предшествует не
только разработка общей концепции, но и неоднократные
нестандартизованные наблюдения на разных объектах ( в нашем случае
- собраниях разных организаций и коллективов).



Следует ли наблюдателю вмешиваться в наблюдаемый процесс?

Ответ на этот вопрос зависит от цели исследования. Если цель
исследования состоит в том, чтобы описать и проанализировать
(диагностировать) ситуацию, то вмешательство исказит картину и
может привести к нежелательному для исследования искажению
информации.

Для этого существуют способы добиться минимальных ошибок при
диагностическом наблюдении. Один из них заключается в том, чтобы
исследователь сделал так, что люди не знают, что за ними наблюдают.
Другой способ - создать ложное представление о цели наблюдения.
Конечно эти способы могут показаться безнравственными, но чтобы
добиться правдивости информации, исследователю лучше не показывать
своих целей, особенно в том случае, если узнав о них люди смогут
неправильно истолковать задачи исследования.

Если же цель исследования заключается в принятии определенных
управленческих решений, то вмешательство будет полезно, так как
позволит изменять ход событий и оценивать полученные результаты.
Именно этим целям служит стимулирующее включенное наблюдение.

Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают
наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают
лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с
этим же связаны основные недостатки такого способа. Исследователь
может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы
внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком
“вживается” в свою роль соучастника событий. Поэтому как правило,
итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не
строго научный трактат.

Имеются и нравственные проблемы включенного наблюдения:
насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то
общности людей, в действительности исследовать их?



Пути повышения надежности данных при наблюдении.

В полевых условиях, при простом бесструктурном и невключенном
наблюдении вести записи очень сложно. Это уже дело навыков и
изобретательности исследователя. Можно применять заранее
разработанные коды. Можно применять маскировочные приемы (например
ученику на предприятии вести записи, якобы связанные с работой).
Можно использовать хорошую память и регистрировать наблюдения
позже, в спокойной обстановке.

Структуризованное наблюдение предпринимает более строгие
приемы ведения записей. Здесь используются бланки - протоколы,
разлинованные по пунктам наблюдения с кодовыми обозначениями
событий и ситуаций.

Пример: Наблюдатели и сотрудники исследовательского
коллектива, которые исследовали собрания, расчленили зоны
наблюдения (президиум, выступающий, сектор участников собрания из
15-20 человек) и по шкале времени фиксировали происходящее,
пользуясь кодами. В протоколе (см.схему ниже) в каждой строке
делается отметка пункта номинальной шкалы с учетом времени.
Напомню, что другой наблюдатель регистрирует по соответствующей
инструкции действия ораторов, после чего можно синхронизировать
реакции аудитории на выступления с трибуны собрания.

Частоту и интенсивность событий в данном случае регистрируют
с помощью шкал ранжирования по предыдущей схеме, графа 2.
Современная техника позволяет использовать магнитофон, кино- или
фотоаппарат, видеозаписи, обеспечивающие подлинность регистрации
наблюдаемого.

Протокол регистрации событий на основе индикаторов

отношения участников собрания к выступающим



|Время |Элементы наблюдаемого поведения и|Особые |
| |реакции, кодируемые в номинальной|отметки, |
| |шкале |примечания |


0 - 5 мин

6 - 10 мин

............................................

|а |б |в |г |д |е |ж |з | и... | | |

Надежность (обоснованность и устойчивость данных повышается,
если выполнять следующие правила:

а) Максимально дробно классифицировать элементы событий,
подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами. Их
надежность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько
наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же
события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет
изучаться.

б) Если основное наблюдение осуществляется несколькими
лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки,
интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей,
тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.

в) Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях
(нормальных, и стрессовых, стандартных и необычных), что позволяет
увидеть его с разных сторон.

г) Необходимо четко различать и регистрировать содержание,
формы проявления наблюдаемых событий и их количественные
характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность,
частоту).

д) Важно следить за тем, чтобы описание событий не
смешивалось с их интерпретацией. Поэтому в протоколе следует иметь
специальные графы для записи фактуальных данных и для их
истолкования.

е) При включенном или невключенном наблюдении, выполняемом
одним исследователем, особенно важно следить за обоснованность
интерпретации данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои
впечатления с помощью различных возможных интерпретаций. Например,
бурная реакция собрания на выступление может быть следствием
одобрения, недовольства по поводу высказанного оратором, реакцией
на его шутку или реплику из зала, на допущенную им ошибку или
оговорку, на постороннее действие во время выступления... Во всех
этих случаях делаются особые заметки, поясняющие протокольную
запись.

ж) Полезно прибегнуть к независимому критерию для проверки
обоснованности наблюдения. Данные наблюдений “со стороны” можно
проконтролировать с помощью интервью с участниками событий;
материалы включенного наблюдения желательно проверить невключенными
по той же программе или по имеющимся документам.



Место наблюдения среди других методов сбора данных.

Основным недостатком этого метода является необъективность
наблюдателя. Человек очень редко оценивает ситуацию абсолютно
беспристрастно (ему свойственно делать выводы). Личностные
особенности наблюдателя определенно сказываются на его
впечатлениях.

Наблюдению не подлежат события прошлого, многие явления и
процессы массового характера, вычленение небольшой части которых
делает их изучение непредставительным.

Наблюдение используется в основном как дополнительный метод,
который позволяет собрать материалы для начала работы или помогает
проверить результаты других методов сбора информации.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Документальной в социологии называют любую информацию,
фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте,
на фото- или кинопленке. В этом смысле понятие документации
отличается от общеупотребительного: обычно мы называем документами
официальные материалы.

По способу фиксирования информации различаются: рукописные и
печатные документы; записи на магнитной ленте. С точки зрения
целевого назначения выделяются материалы, которые были избраны
самим исследователем.

Пример: Американский социолог У.Томас и польский Ф.Знанецкий
исследовали по документам жизнь польских эмигрантов в Европе и
Америке. Они попросили одного польского крестьянина написать
автобиографию и получили от него 300 страниц рукописного текста.

Эти документы называют целевыми. Другие - не зависимые от
социолога документы называют наличными. Обычно они и составляют
документальную информацию в социологических исследованиях.

По степени персонификации документы подразделяются на личные
и безличные.

Личные - документы индивидуального учета (библиотечные
формуляры, анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики,
выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные
записи.

Безличные - статистические или событийные архивы, данные
прессы, протоколы собраний.

В зависимости от статуса документы делятся на официальные и
неофициальные.

Официальные - протоколы, правительственные материалы,
постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных
заседаний, данные государственной и ведомственной статистики,
архивы и т.д., отчетность.

Неофициальные - личные документы, а также составленные
частными гражданами безличные документы (например, статистические
обобщения, выполненные другим исследователем на основе собственных
наблюдений).

Особая группа документов - средства массовой информации,
газеты, журналы, радио, телевидение, кино.

По источнику информации документы делятся на первичные и
вторичные. К первичным относится прямое наблюдение. Ко вторичным -
обработка данных прямого наблюдения, обобщение или описание на
основе первичных источников.

Еще можно классифицировать документы по содержанию: например,
литературные данные, исторические и научные архивы, архивы
социологических исследований.

Проблема достоверности документальной информации.

Не следует путать такие понятия как надежность, подлинность
самого документа с достоверностью сообщающихся в нем сведений.

Достоверность в первую очередь зависит от источника
доступного документа. Конечно, официальные, личные, документы из
первых рук намного надежней, чем какие-либо другие.



Оценка метода документального анализа.

Документы нередко выступают в роли главного источника
информации дополненной опросом или прямым наблюдением.

Социолог должен проявить недюжинную изобретательность в
поисках подходящих документов, подчас весьма неожиданных.

Главные недостатки описанного метода состоят в проблемах
получения достоверной информации из биографических материалов и в
том, что при изучении человеческой деятельности в документах почти
не отражается ее процесс, а лишь результаты.

Анализ документов - важный метод сбора информации при
формулятивном плане исследования (для выдвижения гипотез и общей
разведки темы) и на стадии работы по описательному плану. В
экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности
перевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт,
и эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с
материалом.

Наконец, огромное и вполне самостоятельное значение имеют для
социолога данные государственной статистики, многочисленные данные
ЦСУ, которыми надо уметь пользоваться, а также знать, с какой
регулярностью они собираются и публикуются.

ОПРОСЫ

Опросы - незаменимый прием получения информации о
субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности,
мнениях.

Опрос - почти универсальный метод. при соблюдении надлежащих
предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию,
чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта
информация может быть о чем угодно. Даже о том что нельзя увидеть
или прочитать.

Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII
века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые
опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее
начали активно распространятся.

Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы
знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и,
наконец, как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам.

Для исследователя надо в первую очередь уяснить, что в опросе
участвует не “средний респондент”, а живой, реальный человек
одаренный сознанием и самосознанием, который воздействует на
социолога так же как и социолог на него.

Респонденты не беспристрастные регистраторы своих знаний и
мнений, а живые люди, которым не чужды какие-то симпатии,
предпочтения, опасения и т.п. Поэтому, воспринимая вопросы, они на
одни из них не могут ответить из-за недостатка знаний, на другие -
не хотят отвечать или отвечают неискренне.

Разновидности опросов.

Существуют два больших класса опросных методов: интервью и
анкетные опросы.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа,
предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом
(опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо
интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

Имеется множество разновидностей интервью.

1) По содержанию беседы различают документальные интервью
(изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений,
цель которого - выявление оценок, взглядов, суждений; особо
выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация
и структура интервью со специалистами существенно отличается от
обычной системы опроса.

2) По технике проведения - делятся на свободные,
нестандартизованные и формализованные ( а также
полустандартизованные) интервью.

Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой
детализации вопросов, но по общей программе (“путеводитель
интервью”). Такие интервью уместны на стадии разведки в
формулятивном плане исследования.

Стандартизованные интервью предполагают, как и
формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры,
включая общий план беседы, последовательность и конструкцию
вопросов, варианты возможных ответов.

3) В зависимости от особенностей процедуры интервью может
быть интенсивным (“клиническим” т.е. глубоким, длящимся иногда
часами) и фокусированным на выявление достаточно узкого круга
реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью - получить
информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях
опрашиваемого, а фокусированного - извлечь информацию о реакциях
субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например,
в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации
(из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации
предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном
интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы
анализа текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на
периферии, и что вовсе не осталось в памяти.

4) Так называемые ненаправленные интервью носят
“терапевтический” характер. Инициатива течения беседы принадлежит
здесь самому респонденту, интервьюер лишь помогает ему “излить
душу”.

5) Наконец, по способу организации интервью делятся на
групповые

Новинки рефератов ::

Реферат: Метод прямого наблюдения (Социология)


Реферат: Проблемы типикона на Поместном Соборе (Мифология)


Реферат: Чайковский Петр Ильич - один из крупнейших русских композиторов (Музыка)


Реферат: Образование единого российского государства (История)


Реферат: Государство и полновластие народа (Право)


Реферат: Сравнительная характеристика показателей качества рассольных сыров (Кулинария)


Реферат: Проблемы биосферы (Биология)


Реферат: Правовые и нормативные основы труда (Право)


Реферат: Социальный конфликт (Социология)


Реферат: Детали машин (Технология)


Реферат: Конституционное право РФ (Право)


Реферат: Разработка приложений в рамках COM (Программирование)


Реферат: Управление качеством продукции (Менеджмент)


Реферат: Повышение эффективности животноводства (Сельское хозяйство)


Реферат: Структура управления организацией, ориентированная на решение стратегических проблем (Предпринимательство)


Реферат: Договор кредита (Гражданское право и процесс)


Реферат: Процесс осуществления экспортно-импортных операций в МТ (Международные отношения)


Реферат: Ветеринарно-санитарная оценка вареных колбас при использовании различных добавок (Биология)


Реферат: Сезанн Поль (Искусство и культура)


Реферат: Международная организация труда (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист