GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Инновационные конфликты (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Инновационные конфликты (Психология)



Министерство образования и науки Республики Казахстан



Курсовая работа
на тему:
Инновационные конфликты: сущность и содержание



Выполнила:___________________
Проверил(а):__________________



Астана 2004
Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные понятия. 5
1.1 Понятие инновации. 5
1.2 Понятие конфликта 6
Глава 2. Сущность и содержание инновационных конфликтов 11
2.1. Этапы протекания инновационного конфликта. 11
2.2. Причины инновационного конфликта. 15
2.3. Острота инновационного конфликта. 16
2.4. Длительность инновационного конфликта. 17
2.5. Последствия инновационного конфликта. 17
Глава 4. Способы разрешения конфликтов. 19
Заключение. 22
Список литературы 23
Введение

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.
Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг
друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику
свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с
этим, под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения, путем
подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения
противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельные убийства
или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника,
создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь
некоторые проявления инновационных конфликтов.
Во многих случаях крайних проявлений инновационных конфликтов их
результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим
уничтожил Карфаген или американские переселенцы практически перебили
некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними). В
конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон
состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции путем
ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса или
престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в случае победы
последних может привести к понижению руководителя в должности, ограничению
его прав по отношению к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его
уходу из коллектива.
Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной
неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий
характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.
Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем,
что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие
приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем
первоначальное.
Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая обида
может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих
противников. Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно
приписывается садизму и природным задаткам людей, однако чаще всего ее
совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации. Конфликтные
процессы могут заставить людей играть роли, в которых они должны быть
жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные молодые люди) на территории
противника не щадят мирное население, или в ходе межнациональной вражды
обычные мирные жители могут совершать крайне жестокие поступки.
Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют
тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и
последствий.
Глава 1. Основные понятия.

1.1 Понятие инновации.

Прежде всего необходимо ответить на вопрос: “Что же такое инновация?”
Инновация может быть определена так, как Ж.Б. Сэй определил
предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как
сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как
изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из
используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).
Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления.
Предпринимательство основывается на экономических и социальных теориях,
согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление.
Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то
иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким
образом, перед предпринимателями сиоит задача научиться осуществлять
инновационные решения на систематической основе.
Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном,
организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех
возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или
социальных нововведений.

Выделяют следующие изменения, или источники инноваций:
. Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная
неудача;
. Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её
отражением во мнениях и в оценках людей;
. Изменение потребностей производственного процесса;
. Изменения в структуре отрасли или рынка;
. Демографические изменения;
. Изменения в восприятии и в ценностных установках;
. Новые знания, научные и ненаучные.
Инновация есть скорее есть скорее экономический и социальный, нежели
технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим, да и
вообще, чем-то вещественным. Мало существует технических инноваций, которые
смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например,
продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу
торговли.

1.2 Понятие конфликта


Конфликт—явление социальное, порождаемое самой природой общественной
жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального
бытия, место и роль человека в нем.
Социальные связи, свойственные обществу как сложной системе и
целостному образованию, имеют устойчивый характер и воспроизводятся в
историческом процессе, переходя от одного поколения людей к другому. Они
реальны, поскольку осуществляются при совместной деятельности в
определенное время и для достижения конкретных целей. Эти связи и отношения
устанавливаются не по чьей-либо прихоти, а объективно, под воздействием тех
условий, в которых человек существует, совершает поступки, творит.
К тому же общество не есть простая совокупность индивидов и их
взаимосвязей. Представляя собой целостную систему с характерным для нее
качественным состоянием, оно первично по отношению к отдельной личности.
Каждый индивид, рождаясь, застает оформленную структуру ранее сложившихся
связей и по мере своей социализации включается в нее, усваивает ставшие к
тому времени доступными людям знания и ценности, определившиеся нормы
повеления.
Следует учитывать также и то, что самое главное для человека — это
принадлежность к общности себе подобных. Обстоятельства жизни человека с
древнейших времен складывались таким образом, что ему было предназначено
сотрудничество с другими людьми. Вместе с тем в процессе взаимодействия
индивидов и усложнения социальных связей на определенной ступени
общественного развития во взаимных отношениях наряду с сотрудничеством
стали проявляться соперничество, конкуренция, психологическая
несовместимость, противоположность интересов и выбора средств достижения
целей. Обострение подобных противоречий, их эскалация привели в конечном
счете к активному противоборству, конфликтам.
Мы приходим к выводу к выводу о том, что конфликт должен
восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством
социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и
человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно
совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия,
конфликты — постоянные и неизбежные составные части общественного развития.
Конфликт — явление осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту
истину, что человек принципиально отличается от других живых существ тем,
что его намерения и поступки направляются не врожденными инстинктами, не
«меркой своего вида», а программой, целевыми установками, которые
вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности. Человек наделен
специфическим, только ему присущим качеством — разумом, способностью
отражать реально существующий мир и общественно-историческую практику.
Сознание в его индивидуальной и общественной формах представляет собой
совокупность идей и взглядов, чувств, привычек и нравов. Оно охватывает все
богатство духовной культуры — той «второй природы», что сотворена людьми.
Обладая разумом и способностью к самосознанию, человек, в большей
степени свободен в выборе направлений деятельности, может регулировать свои
отношения. Будучи потенциально рациональным, он склонен считаться с
писаными и неписаными правилами поведения, которые усваиваются им в
процессе социализации, приобщения к достижениям культуры.
Таким образом, конфликт предстает как осознание на уровне отдельного
человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости
процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости
интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.
Следующая черта: конфликт — явление широко распространенное,
повсеместное, вездесущее. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах
общественной жизни — будь то экономика, политика, быт, культура или
идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и
самого человека.
В самом деле, разве можно представить себе становление отдельной
личности или деятельность организации без внутренней напряженности,
противоречий, преодоления застоя и косности, столкновений и борьбы.
Причинами их могут быть, в частности, условия хозяйствования, стечение
неблагоприятных для функционирования организации обстоятельств; проблемы
трудовой мотивации, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью
работы, отношениями в коллективе между отдельными лицами и социальными
группами; структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях,
недовольство работников решениями администрации; эмоциональные всплески,
вызываемые различиями в темпераменте, характере и манере поведения
совместно работающих людей, их возрасте и жизненном опыте, нравственных
представлениях, уровне образования, квалификации и общей культуры.
Бесконфликтность — это иллюзия, утопия и уж тем более не благо.
Конфликты, как и любые социальные противоречия, являются формой реальных
общественных связей, которые как раз и выражают взаимодействие личностей,
отношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их
потребностей, мотивов и ролей. Словом, там, где действуют люди, практически
всегда есть место и конфликтам.
Весьма существенно, что конфликт — это такое взаимодействие, которое
протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей
или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух
сторон. В процессе его развертывания имеют место и действия и
контрдействия, так как осуществление намерений участников конфликта
неизбежно сопряжено с вмешательством в дела другой стороны (или сторон),
нанесением ей определенного ущерба, преодолением сопротивления, созданием
помех, мешающих добиться поставленной цели.
И еще одна важная черта, которая выражается в том, что конфликт —
прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой
природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия
участвующих в них сторон, заинтересованностью в исходе и последствиях
противоборства.
Во-первых, конфликтное взаимодействие отличается тем, что
противостояние в нем выразителей несовпадающих интересов и целей служит для
них одновременно и связующим звеном.
Во-вторых, любой участник конфликтного противостояния так или иначе
должен аргументировать свою позицию, обосновывать притязания и
мобилизовывать силы для реализации выдвигаемых им требований.
Психологи рассматривают конфликт как естественное условие
взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные
различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на
соответствующем этим различиям эмоциональном фоне. Они утверждают, что
конфликт, будучи проявлением общения существ, способных к самосознанию,
означает отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение разных
взглядов и желаний, противоположных при данных обстоятельствах тенденций,
потребностей, интересов, мотивов и стилей поведения.
Если суммировать вышесказанное о конфликте и исходить из его
распространенного понимания как столкновения сторон, мнений и сил, то для
управленческой науки и прикладной значимости конфликтологии наиболее
близким и приемлемым будет, вероятно, следующее определение: конфликт—это
нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ
взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и
интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух
или более сторон. Возможен выбор и других определений. Но при любом
варианте важно соблюсти ряд требований, включая указание на общественную
природу и закономерный характер конфликта как условия и процесса
взаимодействия субъектов социальных связей, подчеркнутую фиксацию внимания
на столкновении и противоборстве вовлеченных в конфликт сторон, выделение
возможностей влияния на конфликтное поведение, урегулирования конфликта.
Глава 2. Сущность и содержание инновационных конфликтов

2.1. Этапы протекания инновационного конфликта.

Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с
истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со
структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и
психосоциальной группы. Все эти потребности можно подразделить на пять
основных типов:
1 - физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);
2 - потребности в безопасности;
3 - социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);
4 - потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного
уровня компетенции;
5 - высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.
Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд
элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушением равновесия в
связи появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается
восстановлением равновесия и достижением цели. Любое вмешательство (или
обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или
намечаемом действии человека, называется блокадой.
В случае появления блокады от индивида или социальной группы требуется
переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности,
постановка новых целей и принятие нового плана действий.
В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет
обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Встреча
с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть
отнесена к фрустрации, которая обычно связана с напряжением,
неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.
Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям - это
может быть или отступление, или агрессия.
Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или
долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности.
Отступление может быть двух видов: 1) сдерживание - состояние, при котором
индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха; 2)
подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего
принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент
выйти наружу в форме агрессии.
Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей,
если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит социальный
характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности, ненависти.
Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию и с
этого момента начинается социальный конфликт.
Таким образом, для возникновения инновационного конфликта необходимо,
во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей; во-
вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная
реакция.
Любой инновационный конфликт имеет сложную внутреннюю структуру.
Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта
целесообразно проводить по трем основным стадиям:

- предконфликтная ситуация;
- непосредственно конфликт;
- стадия разрешения конфликта.

1. Предконфликтная ситуация.

Ни один инновационный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное
напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого
времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что
забывается первопричина столкновения.
Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны
оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или
отступать.
Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения
целей избежания фрустрации без воздействия на соперника. Этот момент в
предконфликтной стадии называется идентификацией.
Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из
конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.

2. Непосредственно конфликт.

Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т.е.
социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это
активная, деятельная часть конфликта.
Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их можно
разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе
специфическое поведение людей.
К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящем
открытый характер. (Словесные прения, экономические санкции, физическое
воздействие, политическая борьба и т.п.)
Ко второй группе относятся скрытные действия соперников в конфликте.
Основным образом действия в скрытом внутреннем конфликте является
рефлексивное управление. Это способ управления, когда основания для
принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Один из
соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую
информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно
тому, кто передал данную информацию.

3. Разрешение конфликта.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение
инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение,
прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения
конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди
продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда
угаснувший было конфликт, вспыхивает вновь.
Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении
конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы. Но
наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить
конфликт, считается устранение причин конфликта.
Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения
требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего
поведения в конфликте.
Конфликты могут принимать самую разную форму - от простой ссоры двух
людей до крупного военного или политического столкновения с участием
миллионов. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра:

- причины конфликта;
- острота конфликта;
- длительность конфликта;
- последствия конфликта.

2.2. Причины инновационного конфликта.

Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается
конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин.

1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и
социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций
относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются
и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей,
при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов
или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение
и могут стать причиной возникновения конфликтов. Конфликты по причине
противоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее острые
конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии
ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат
противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических,
политических, социально-психологических и других ценностных ориентаций.

2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеоло-
гических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности
ориентаций. Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина
конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые
оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и
основополагающие мировоззрения у различных групп общества.

3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах
экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со
значительными различиями в распределении ценностей между индивидами и ли
группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но
конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая
расценивается как весьма значительная.

4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами
социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места,
которое занимают структурные элементы в обществе, организации или
упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть
связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными
элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием
того или иного структурного элемента занять более высокое место в
иерархической структуре.

Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой
ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий. Что же
должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась
соответствующая причина? Очевидно, что помимо существования причины
конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие
питательной средой для конфликта.

2.3. Острота инновационного конфликта.

Когда говорят об остром инновационном конфликте, то, прежде всего,
подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в
результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое
количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта
характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько
часто, что сливаются в единое целое.
Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-
психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от
ситуации, требующей немедленных действий. Впитывая энергию извне,
конфликтная ситуация заставляет участников действовать немедленно,
вкладывая в столкновение всю свою энергию.

2.4. Длительность инновационного конфликта.

Каждый индивид в своей жизни неизбежно сталкивался с конфликтами
разной длительности. Это может быть короткая, длящаяся несколько минут
стычка (между двумя индивидуумами), а может быть и противостояние различных
групп, длящаяся на протяжении жизни нескольких поколений (конфликт между
религиями). Исследования конфликтных ситуаций показывают, что длительные,
затяжные конфликты нежелательны при любых обстоятельствах.

2.5. Последствия инновационного конфликта.

Последствия инновационного конфликта весьма противоречивы.
Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к
значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой - являются тем
механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы
и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной
справедливости.
Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к
тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят,
конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или
вредны конфликты для общества. Так многие считают, что общество и
отдельные его составные части развиваются в результате эволюционных
изменений, и вследствие этого предполагают, что социальный конфликт может
носить только негативный, разрушительный характер. Но существует группа
ученых, состоящая из сторонников диалектического метода. Они признают
конструктивное, полезное содержание всякого конфликта, так как в результате
конфликтов появляются новые качественные определенности.
Предположим, что в каждом конфликте существуют как
дезинтегративные, разрушительные, так и интегративные, созидательные
моменты.
Конфликт способен разрушать социальные общности. Кроме того,
внутренний конфликт разрушает групповое единство.
Говоря о позитивных сторонах конфликта, следует отметить, что
ограниченным, частным последствием конфликта может явиться усиление
группового взаимодействия. Конфликт может оказаться единственным выходом из
напряженной ситуации.
Таким образом, налицо два типа последствий конфликтов:
дезинтегрированные последствия, которые усиливают ожесточение,
ведут к разрушениям и кровопролитию, к внутригрупповому напряжению,
разрушают нормальные каналы кооперации, отвлекают внимание членов группы от
насущных проблем;
интегративные последствия, которые определяют выход из сложных
ситуаций, приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплоченность,
ведут к заключению союзов с другими группами, приводят группу к пониманию
интересов ее членов.


Глава 4. Способы разрешения конфликтов.

Стиль поведения в конфликте совпадает по значению со способом его
разрешения. Относительно общения между людьми стиль есть манера вести себя,
совокупность характерных приёмов, отличающих образ действий, т. е.
в данном случае способ преодоления конфликтной ситуации, решение проблемы,
приведшей к конфликту. Следовательно путь к урегулированию конфликтов лежит
через те же пять способов упомянутых в предыдущем разделе. При этом
приходится принимать в расчёт ряд существенных обстоятельств, которые так
или иначе сводятся к использованию мер стимулирования, включая убеждение и
принуждение.
Во-первых, основная задача в урегулировании любого конфликта состоит в
том, чтобы по возможности придать ему функционально-положительный характер,
свести к минимуму неизбежный ущерб от негативных последствий противостояния
или острого противоборства. Такой результат достижим, если участники
конфликта проявят честный и доброжелательный подход к улаживанию своих
разногласий, общую в этом заинтересованность, если они приложат совместные
усилия к поиску положительного решения на основе консенсуса, т.е.
устойчивого, стабильного согласия всех сторон,
При консенсусе вовсе не обязательно, чтобы общее согласие было
единогласием — полным совпадением позиций всех участников процесса
урегулирования конфликта. Достаточно того, чтобы отсутствовало возражение
кого-либо из оппонентов, ибо консенсус несовместим с отрицательной позицией
хотя бы одной из сторон, участвующих в конфликте. Конечно, тот или иной
вариант согласия зависит от природы и типа конфликта, характера поведения
его субъектов, а также от того, кто и как управляет конфликтом.
Во-вторых, возможен двоякий исход конкретного конфликта - его полное
или частичное разрешение. В первом случае достигается исчерпывающее
устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте
происходит поверхностное ослабление разногласий, которые со временем могут
вновь обнаружить себя.
При полном разрешении конфликт прекращается как на объективном, так и
на субъективном уровнях. Конфликтная ситуация претерпевает кардинальные
изменения, ее отражение в сознании оппонентов означает трансформацию,
превращение «образа противника» в «образ партнера», а психологическая
установка на борьбу, противодействие сменяется ориентацией на примирение,
согласие, партнерское сотрудничество.
Частичное же разрешение не искореняет причины конфликта. Оно, как
правило, выражает только внешнее изменение конфликтного поведения при
сохранении внутреннего побуждения к продолжению противоборства.
Сдерживающими факторами выступают либо волевые, идущие от разума аргументы,
либо санкция сторонней силы, воздействующей на участников конфликта.
Предпринимаемые меры направляются на то, чтобы убедить или заставить
конфликтующие стороны прекратить враждебные действия, исключить чье-либо
поражение, указать на средства, способствующие взаимопониманию.
В-третьих, отдельное лицо или социальная группа, соотнося интересы
конфликтующих сторон и параметры их поведения, выбирают приоритетный для
себя способ разрешения конфликта, наиболее доступный и приемлемый в данных
условиях. Необходимо понимание того, что не всякий стиль, следовательно, и
способ подходят к конкретной ситуации. Каждый из способов эффективен лишь
при разрешении определенного типа конфликтов.
Способ конфронтации часто избирают участники коллективных трудовых
споров, локальных и всеобщих социальных конфликтов. Нередко они доводят
свои разногласия с работодателями по социально-трудовым проблемам до
крайней формы — забастовки, пуская в ход угрозу нанесения ощутимого
экономического ущерба, а также психологическое давление посредством
проведения митингов, демонстраций и голодовок, выдвижение политических
требований к органам власти и т.п. Сотрудничество — весьма результативный
способ разрешения конфликтов в организациях, позволяющий путем открытого
коллективного обсуждения, взаимного согласования достигать удовлетворения
интересов конфликтующих сторон.
Широко распространённым способом разрешения конфликтов является ныне
компромисс.
Классический пример компромисса — отношения продавца и покупателя на
рынке -результат купли-продажи (главным образом соглашение о цене) и есть
желанный плод компромисса, взаимных уступок, устраивающих обе стороны.
Вместе с тем постоянное обращение к компромиссам показывает, что нет
универсальных, единственно пригодных средств, что любой способ как
совокупность приемов и правил имеет ограничения в зависимости от ситуации,
участников конфликта и решаемых ими задач. Компромисс тем и удобен, что не
противостоит другим способам урегулирования конфликтов, не исключает их
использования наравне или в сочетании с собой.
В-четвертых, конфликтующая сторона может при определенных условиях
воспользоваться не одним, а двумя-тремя или вообще всеми способами
разрешения конфликта. Это обстоятельство также служит подтверждением того
факта, что ни один из пяти стилей поведения в конфликтах, способов их
разрешения нельзя выделять, признать как наилучший и соответственно как
наихудший.
Вывод: Главное заключается в том, что нужно обрести умение с пользой
применять любой из способов, сознательно делать тот или иной выбор, исходя
из конкретной конфликтной ситуации.
Заключение.

Таким образом, в данной работе были рассмотрены вопросы сущности и
содержания инновационных конфликтов.
Причины конфликтов - это различия в представлениях и ценностях,
потому что, вместо того чтобы объективно анализировать проблему, люди часто
рассматривают только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые
благоприятны лишь для их группы и личных потребностей.
Большая часть проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне в
контексте крупномасштабных теоретических построений, связанных с задачами
объяснения социокультурных изменений в современном обществе.
Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной
характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных
ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего
числа сторон. По сути дела в практике организации современного менеджмента,
в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях
жизни, где наблюдается непосредственное столкновение интересов
противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получило
название конфликтология. Конфликтолог - это специальная профессия,
представители которой участвуют во многих переговорных процессах, выезжают
в "горячие точки", где работают в качестве консультантов и участвуют в
переговорном процессе на разных уровнях и в разных ситуациях.
Способами выхода из конфликтов являются средства убеждения,
навязывание норм, материальное стимулирование, использование власти.
Список литературы

1. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. "Внимание: Конфликт!"- Новосибирск, 1989-
164с.

2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник.-
М.: Инфра-М, 2000—224с.

3. Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие.-М.: Гардарики, 2000-
320с.

4. «Социология» учебное пособие, Москва, Издательство "Знание",1995

5. Брушлинский А.В. «Общая психология», Москва, «Просвещение», 1986.

6. Веренко И.С. «Конфликтология», Москва, концерн «Swiss», 1990.

7. Готтсданкер Р. «Основы психологического эксперимента»,
Издательство Московского Университета, 1982.

8. Добрович А.Б. «Воспитателю о психологии общения», Москва,
«Просвещение» , 1987.

9. Здравомыслов А.Г. «Социология конфликта», Москва, АО «Аспект пресс»,
1994.

10. Фролов С.С. «Социология», Москва, Издательство "Логос", 1996 г.

11. http://teolog.ru/ib/idex.php?асt=SFsf=29






Реферат на тему: Интеллектуальные процессы: мышление

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: МЫШЛЕНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и
проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает,
что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного,
непонятного, непредвиденного, скрытого, требующего всё более глубокого
познания мира, открытия в нём всё новых и новых процессов, свойств и
взаимоотношений людей и вещей. Вселенная бесконечна и бесконечен процесс её
познания. Мышление всегда устремлено в эти бескрайные глубины
неизведанного, нового. Каждый человек делает множество открытий в своей
жизни (неважно, что эти открытия небольшие, только для себя, а не для
человечества). Например, всякий школьник, решая учебную задачу, обязательно
открывает для себя что-то новое.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью
психический процесс поисков и открытия существенного нового, процесс
опосредствованного и обобщённого отражения действительности в ходе её
анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности
из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий. Любое, даже
развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т.е. с
ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная
деятельность получает только из одного источника – из чувственного
познания. Через ощущения и восприятия мышления непосредственно связано с
внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого
отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования
природы и общества.
Та чувственная картина мира, которую ежедневно дают наши ощущения и
восприятия, необходима, но не достаточна для его глубокого, всестороннего
познания. В этой чувственной картине непосредственно наблюдаемой нами
действительности почти не расчленены сложнейшие взаимодействия различных
предметов, событий, явлений и т.д., их причин и следствий, взаимопереходов
друг в друга. Распутать этот клубок зависимостей и связей, который
выступает в нашем восприятии во всей своей красочности и
непосредственности, просто невозможно с помощью одной лишь чувственного
познания. Например, ощущения тепла, которое даёт рука, прикасающаяся к
какому-либо предмету, неоднозначно характеризует тепловое состояние
последнего. Это ощущение определяется, во-первых, тепловым состоянием
данного предмета и, во-вторых, состоянием самого человека (во втором случае
всё зависит от того, к каким телам – более тёплом или более холодным –
прикасался перед тем человек). Уже в этом простейшем примере обе указанные
зависимости выступают для чувственного познания как одно нерасчленённое
целое. В восприятии дан лишь общий, суммарный результат взаимодействия
субъекта (человека) с познаваемым объектом. Но чтобы жить и действовать,
надо, прежде всего, знать, каковы предметы сами по себе, т.е. объективно,
независимо от того, какими они воспринимаются человеком, и вообще
независимо от того, познаются они или нет.
Поскольку в рамках только чувственного познания невозможно до конца
расчленить такой общий, суммарный непосредственный эффект взаимодействия
субъекта с познаваемым объектом, необходим переход от ощущений и восприятий
к мышлению. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое
познание внешнего мира. В результате удаётся расчленить, распутать
сложнейшие взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями.
Воспользуемся простейшим примером с определением теплового состояния тела.
Благодаря мышлению становится возможным как бы отделить, абстрагировать
друг от друга каждую из двух указанных зависимостей. Это достигается путём
опосредствованного познания. Зависимость от состояния человека, выясняющего
теплового состояние предмета, просто исключается, поскольку температуру
предмета можно измерить опосредствовано – с помощью термометра, а не
непосредственно – через тепловые ощущения руки, прикасающейся к нему. В
результате чувственный образ предмета однозначно определяется теперь только
самим предметом, т.е. объективно. Так действует абстрактное, отвлечённое,
опосредствованное мышление, которое как бы отвлекается от одних свойств
объекта для того, чтобы глубже познать другие его свойства.
В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений,
человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е.
начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения,
которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому
непосредственно вообще не наблюдаемы. Например, физики изучают свойства
элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью самого
мощного современного микроскопа. Иначе говоря, они непосредственно не
воспринимаются: их нельзя видеть – о них можно только мыслить. Благодаря
абстрактному, отвлечённому, опосредствованному мышлению удалось доказать,
что такие невидимые элементарные частицы всё же существуют в
действительности и обладают определёнными свойствами. Эти свойства
непосредственно не наблюдаемых частиц познаются в процессе мышления опять-
таки косвенным, не приятным, т.е. опосредствованным, путём.
Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным
или даже бессильным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает
познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко
за их пределы. Мы легко можем понять, например, что межпланетный корабль,
движущийся со скоростью 50000 километров в секунду, будет перемещаться к
далёкой звезде в шесть раз медленнее, чем луч света, тогда как
непосредственно воспринять или представить разницу в скорости тел,
движущихся со скоростью 300000 километров в секунду и 50000 километров в
секунду, мы не в состоянии. В реальной познавательной деятельности каждого
человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое
и взаимообуславливают друг друга.


МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Для мыслительной деятельности человека существенна её взаимосвязь не только
с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из
принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных.
Элементарное, примитивное мышление животных всегда остаётся лишь наглядно-
действенным; оно не может быть отвлечённым, опосредствованным познанием.
Оно связано лишь непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в
данный момент находятся перед глазами животного, и не выходят за пределы
наглядно-действенного плана.
Только с появлением речи становится возможным «отделить» от познаваемого
объекта то или иное его свойства и закрепить, зафиксировать представление
или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую
материальную оболочку, только в которой она и становится непосредственной
действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление,
в каких бы формах оно ни осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль
возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и
основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она
выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше
совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем
отчётливее и понятнее становится сама эта мысль.
Специальные наблюдения в ходе психологических экспериментов показывают, что
некоторые школьники и даже взрослые часто испытывают трудности в процессе
решения задачи, пока не сформулируют свои рассуждения в слух. Когда же
решающие начинают специально и всё более чётко формулировать, проговаривать
одно за другим основные рассуждения (пусть вначале даже явно ошибочные), то
такое думанье вслух обычно облегчает решение задачи. Формулируя свои
размышления вслух для других, человек тем самым формулирует их и для себя.
Такое формулирование, закрепление, фиксирование мысли в словах означает
чтение мысли, помогает задержать внимание на различных моментах и частях
этой мысли и способствует более глубокому её пониманию. Благодаря этому и
становится возможным развёрнутое, последовательное, систематическое
рассуждение, т.е. чёткое и правильное сопоставление всех основных мыслей,
возникающих в процессе мышления.
В слове, о формулировании мысли заключены, таким образом, важнейшие
необходимые предпосылки дискурсивного, т.е. рассуждающего логически
расчленённого и осознанного мышления. Благодаря формулированию и
закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть.
Она прочно фиксируется в речевой формулировке, устной или даже письменной.
Поэтому всегда существует возможность в случае необходимости снова
вернуться к этой мысли, ещё вернуться к этой мысли, ещё глубже её
придумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями.
Формулирование мыслей и речевом процессе является важнейшим условием их
формирования. Большую роль в этом процессе может играть и так называемая
внутренняя речь: решая задачу, человек рассуждает не вслух, а про себя, как
бы разговаривая только с собой.
Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано с языком, с речью.
Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке.


СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА МЫШЛЕНИЯ

Органическая, неразрывная связь мышления с языком отчётливо обнаруживает
социальную, общественно-историческую сущность человеческого мышления.
Познание необходимо предполагает преемственность всех знаний, приобретаемых
в ходе человеческой истории. Эта историческая преемственность знаний
возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от
одного человека к другому, от поколения к поколению. Такая фиксация всех
основных результатов познания осуществляется с помощью языка – в книгах,
журналах и т.д. Во всём этом наглядно проявляется социальная природа
человеческого мышления. Умственное развитие человека необходимо совершается
в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе общественно-
исторического развития научного знания, результаты которого каждый индивид
осваивает в ходе обучения. Фактически это общение человека с человечеством.

В течение всего периода школьного обучения перед ребёнком выступает уже
готовая, сложившаяся, известная система знаний, понятий и т.д., открытых и
выработанных человеком в ходе всей предшествующей истории. Но то, что
известно человечеству и не является для него новым, неизбежно оказывается
вначале неизвестным и новым для каждого ребёнка. Поэтому усвоение всего
исторически накопленного богатства знаний требует от ребёнка больших
умственных усилий, серьёзной творческой работы, хотя он усваивает уже
готовую систему понятий, причём осваивает под руководством взрослых.
Следовательно, тот факт, что дети усваивают уже известные человечеству
знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а, наоборот,
предполагает необходимость самостоятельного мышления у самих детей. Иначе
усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным,
механическим. Таким образом, мыслительная деятельность – необходима снова и
для усвоения знаний (например, детьми), и для добывания совсем новых знаний
(прежде всего учёными) в ходе исторического развития человечества.



ЛОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ


В процессе общественно-исторического развития познания и преобразования
природы и общества вырабатываются, развиваются и систематизируются научные
знания. Иначе говоря, возникает и непрерывно возрастает совокупность
зафиксированных с помощью языка основных достижений и результатов познания,
сложившихся в систему науки – физики, химии, биологии, социологии,
психологии и т.д. Это историческое развитие познания и возникающая в итоге
система научных знаний составляют предмет теории познания, т.е. гносеологии
как части философии и логики. Теория познания как философская дисциплина
исследует наиболее общие закономерности всей познавательной деятельности.
Например, она исследует возникновение и развитие в ходе человеческой
истории таких категорий, как «бытие», «материя», «сознание», «качество»,
«количество». На основе философских, предельно общих принципов теории
познания человеческое мышление изучается двумя взаимодополняющими
конкретными, частными науками – формальной логикой и психологией.
Логика изучает логические формы мышления – понятия, суждения и
умозаключения.
Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и
отличительные (специфические) признаки предметов и явлений
действительности. Например, в понятие « человек » входят такие весьма
существенные признаки, как трудовая деятельность, членораздельная речь. Всё
это отличает людей от животных. Содержание понятий раскрывается в
суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме – устной или
письменной, вслух или про себя.
Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями
действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение:
«Металлы при нагревании расширяются», - выражает связь между изменениями
температуры и объемом металлов. Устанавливая, таким образом, различные
связи и отношения между понятиями, суждения являются высказываниями кого-то
о чём-то. Они утверждают или отрицают какие-либо отношения между
предметами, событиями, явлениями действительности. Например, когда мы
говорим: «Земля вращается вокруг солнца», мы тем самым утверждаем наличие
определенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами.
Суждение бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо
утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы,
данного класса, например: «Все рыбы дышат жабрами». В частных суждениях
утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым
предметам, например: «Некоторые студенты- отличники»; в единичных суждениях
– только к одному, например: «Этот ученик плохо выучил урок».
Суждения образуются двумя основными способами: 1) непосредственно, когда в
них выражают то, что воспринимается; 2) опосредствованно – путем
умозаключений или рассуждений. В первом случае мы видим, например, стол
коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: «Этот стол
коричневый». Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений
выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Д.И. Менделеев на
основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с
помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных
в его время химических элементов.
В такой производящий умозаключения, заключающейся в рассуждениях (и, в
частности, предсказаниях) работе мысли наиболее отчетливо проявляется ее
опосредствованный характер. Умозаключение, рассуждение – это и есть
основная форма опосредствованного познания действительности. Например, если
известно, что «все сланцы горючи» (первое суждение) и что «данное вещество
является сланцем» (второе суждение), то сразу можно умозаключить, т.е.
сделать вывод, что «данное вещество горюче» (третье суждение выведено из
первых двух). Причем уже не требуется специально прибегать к
непосредственно опытной, эмпирической проверке этого вывода. Следовательно,
умозаключение-это такая связь между мыслями (понятиями), в результате
которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение
исходных суждений.
Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение,
называют посылками умозаключения. В приведенном выше примере посылками
будут следующие суждения: «Все сланцы горючи» (общая, или большая посылка).
Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок
является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее
рассуждение: «Все металлы – электропроводны. Олово – металл. Следовательно,
олово – электропроводно».
На основе подобных способов и формул рассуждения можно сопоставлять друг с
другом те или иные понятия и суждения, которыми пользуется человек в своей
мыслительной деятельности. По мере такого сопоставления осуществляется
проверка всех основных мыслей, возникающих в процессе обдумывания
постепенно решаемой задачи. Истинность, правильность каждой мысли
становится тогда строго обоснованной и доказательной. По существу, весь
процесс доказательства (например, математической теоремы) строится, в
конечном счете, как цепь силлогизмов, соотносящих друг с другом различные
суждения, понятия и т. Д.
Таким образом, силлогизм и все остальные логические формы совершенно
необходимы для нормального протекания мыслительной деятельности. Благодаря
им всякое мышление становится доказательным, убедительным, непротиворечивым
и, значит, правильно отражает объективную действительность. Поэтому
формальная логика, специально исследующая такие формы мышления, как
понятие, суждение и умозаключение, тем самым изучает весьма существенные
закономерности мыслительной деятельности.
Закономерности, изучаемые формальной логикой, хотя и необходимы, но
совершенно недостаточны для полного, глубокого, всестороннего объяснения
человеческого мышления.
Предмет формальной логики – это не все мышление, а только одна его
сторона, хотя, как мы видели, и весьма существенная (логические формы
мышления). Формальная логика исследует как бы готовые, имеющиеся, уже
возникшие мысли- понятия, суждения и т.д. – и устанавливает определенные
соотношения (формулы) между ними. Силлогизм и является одним из
примеров такого соотношения или такой формулы.
Формула силлогизма, как и всякая другая формула формальной логики, не
выражает процесс мышления, не указывает, как конкретно протекает процесс
возникновения, и развития данной мысли. Например, в силлогизме вначале
стоит обычно большая, т.е. общая посылка, затем следует меньшая, т.е.
частная посылка, и только потом делается вывод из обеих посылок. Но это не
значит, конечно, что в живом, действительном, реальном процессе мышления
сначала появляется только общее положение (общее суждение) и лишь потом
возникает какое-то частное суждение. Общее и частное всегда выступают в
неразрывной взаимосвязи. Более того, в реальном мышлении посылки силлогизма
или любого другого умозаключения никогда не бывают сразу уже в готовом
виде. Их надо выявлять, добывать, вычленять с помощью мышления.
Формальная логика, таким образом, отвлекается, абстрагируется от
непосредственных условий возникновения и развития тех или иных мыслей. Она
полностью отвлекается, в частности и от взаимосвязи мышления с чувственным
познанием. Иначе говоря, она вовсе не исследует, в отличие от психологии,
как конкретно возникает и обогащается содержание нашего мышления на основе
ощущений, восприятий и представлений. В логических формулах, например в
силлогизме, соотносятся друг с другом уже как бы застывшие, законченные,
полностью чётко и до конца сформулированные мысли, т.е. результаты, готовые
продукты мышления.
Но есть ещё и другая, не менее существенная сторона мыслительной
деятельности – сам мыслительный процесс, в ходе и итоге которого у того или
иного человека возникают результаты, продукты мысли в виде понятий,
суждений и т.д. Эта вторая, тоже очень важная сторона мышления изучается
уже не формальной логикой, а психологией. У каждого индивида, когда он
думает (т.е. в ходе обучения и усвоения знаний, в ходе трудовой или игровой
деятельности, в процессе общения с другими людьми, во время размышления над
какой-то задачей или прочитанной книгой, в процессе художественного и
научного творчества), возникают и развиваются новые мысли, догадки,
предложения, замыслы, планы.
Психология изучает процесс мышления индивида, т.е. она исследует, как и
почему возникает и развивается та или иная мысль.
Таким образом, предмет логики – это соотношение между познавательными
результатами, продуктами, которые возникают в процессе мышления; психология
же изучает закономерности протекания мыслительного процесса, которые
приводят к познавательным результатам, удовлетворяющим потребности логики.
И логика и психология исследуют одну и ту же познавательную деятельность,
но с разных сторон, в разных качествах: логика преимущественно со стороны
результатов (продуктов мышления – понятий, суждений, умозаключений), а
психология со стороны процесса. Поскольку процесс мышления и его результаты
(понятия, знания и т.д.) неразрывно взаимосвязаны и не существуют друг без
друга, психология и логика тесно связаны и дополняют одна другую в
исследовании мышления.


МЫШЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС

Психологически исследовать мышление как процесс, значит, изучать
внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных
познавательных результатов. Таковыми результатами, продуктами мышления
являются, например, следующие факты: решил или не решил задачу данный
ученик; возник или нет у него замысел, план решения, догадка; усвоил он или
нет определённые знания, способы действия; сформировалось ли у него новое
понятие и т.д. За всеми этими внешне выступающими фактами психология
пытается вскрыть внутренний мыслительный процесс, к ним приводящий. Тем
самым она исследует внутренние, специфические причины, которые позволяют
объяснить, а не только констатировать и описывать внешне выступающие
психические явления и события. Психологическая наука исходит при этом из
принципа детерминизма (принципа причинной обусловленности): внешние причины
действуют через внутренние условия. Иначе говоря, например, любое
педагогическое воздействие влияет на человека не прямо и не посредственно,
а опосредствованно – преломляясь через психическое состояние данного
человека в зависимости от его чувств, мыслей и т.д.
Представим себе, что несколько учеников решают, каждый самостоятельно, одну
и ту же задачу; на определённом этапе мыслительного процесса учитель
оказывает всем им некоторую совершенно одинаковую помощь, подсказывая одну
из теорем, на которой основано решение. Такая помощь извне, со стороны
окажет не одинаковое, а различное воздействие на каждого из учеников – в
зависимости от того, насколько далеко он сам успел продвинуться вперёд в
процессе обдумывания задачи, т.е. в зависимости от внутренних условий его
мышления. Чем дальше и быстрее продвинулся вперёд ученик, чем глубже он
успел осмыслить задачу, тем больше подготовлена почва для использования
подсказки, данной извне, тем в большей степени сформировались внутренние
условия для принятия помощи со стороны. И наоборот, чем меньше ученик
продумал ту же задачу, тем труднее ему воспользоваться такой внешней
подсказкой и довести решение до конца. В начале он вообще не может
подумать, что подсказываемая теорема, не имеет никакого отношения к делу,
т.е. попросту не примет помощь со стороны, не сможет ею воспользоваться.
Всё это и означает, что внешнее (педагогическое и др.) воздействие даёт тот
или иной психический эффект, лишь преломляясь через внутренние условия.
Факт не использования подсказки, помощи со стороны (которая оказалась бы,
прямо указывает путь к решению) особенно отчётливо обнаруживает наличие
таких внутренних специфических условий и закономерностей мыслительного
процесса.



АНАЛИЗ И СИНТЕЗ


Процесс мышления – это, прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ –
это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств,
связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные
компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юный техник, пытаясь
понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего,
выделяет отдельные элементы, детали этого механизма и разбирает его на
отдельные части. Так – в простейшем случае – он анализирует, расчленяет
познаваемый объект.
В ходе анализа какого-либо предмета его свойства, являются наиболее
важными, значимыми, существенными, интересными, оказываются особо сильными
раздражителями и потому выступают на передний план. Такие раздражители
вызывают активный процесс возбуждения (прежде всего в коре головного мозга)
и по физиологическому закону индукции тормозят дифференциацию других
свойств того же предмета, являющихся слабыми раздражителями. Таким образом,
физиологической основой психического процесса анализа будет определённое
соотношения возбуждения и торможения в высших отделах головного мозга.
В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое
целое.
Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними
отчётливо выступает уже в познавательном процессе сравнения. На начальных
этапах ознакомления с окружающим миром различные объекты познаются, прежде
всего, путём сравнения. Всякое сравнение двух или нескольких предметов
начинается с сопоставления или соотнесения их друг с другом, т.е.
начинается с синтеза. В ходе этого синтетического акта происходит анализ
сравниваемых явлений, предметов, событий и т.д. – выделение в них общего и
различного. Например, ребёнок сравнивает между собой разных представителей
класса млекопитающих и с помощью учителя постепенно вычленяет наиболее
общие признаки этих животных. Так сравнение идёт к обобщению.
В ходе обобщения в сравниваемых предметах – в результате их анализа –
выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают
двух видов: 1) общие как сходные признаки и 2) общие как существенные
признаки. Например, можно найти нечто сходное между самыми разнородными
предметами; в частности, можно объединить в одну группу в один класс
общности цвета вишню, пион, кровь, сырое мясо, варёного рака и т.д. Однако
это сходство (общность) между ними ещё никак не выражает действительно
существенных свойств перечисленных примеров. В данном случае сходство
основано на чисто внешних, лишь очень поверхностных, несущественных
признаках. Общения, которые делаются в результате такого поверхностного,
неглубокого анализа объектов, не имеют большой ценности и к тому же
приводят к ошибкам. Обобщение, основанное на поверхностном анализе чисто
внешних свойств, например кита, заставляет сделать глубоко ошибочный вывод
о том, что кит – это не млекопитающее, а рыба. В данном случае сравнение
этих объектов выделяет среди их общих признаков только сходные, но
несущественные (внешний вид, рыбообразная форма тела). И наоборот, когда в
результате анализа вычленяются общие свойства как существенные, становится
ясным, что кит относится не к рыбам, а к млекопитающим. Следовательно,
всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной
группы однородных предметов, но не наоборот: не всякое общее (сходное)
свойство является существенным для данной группы объектов. Общие
существенные признаки выделяются в ходе и в результате углублённого анализа
и синтеза.
Закономерности анализа, синтеза и обобщения суть основны

Новинки рефератов ::

Реферат: Возникновение Ислама. Шариат и его основные источники (Мифология)


Реферат: Государство (Политология)


Реферат: Учет основных средств предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Наполеон I (История)


Реферат: Личные права (Право)


Реферат: Право средневековых стран Востока (История)


Реферат: Логика динамических систем (Философия)


Реферат: Расчет винтового гибочного пресса (Технология)


Реферат: Крестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление (История)


Реферат: Творческое воображение и фантазия (Искусство и культура)


Реферат: Чечня (История)


Реферат: Учет основных средств и анализ их использования на АО "УралАЗ" (Бухгалтерский учет)


Реферат: "Отцы и дети" в русской критике (Литература)


Реферат: В чем смысл жизни (Философия)


Реферат: Каменные изваяния средневекового Казахстана (Культурология)


Реферат: Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (Аудит)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Фондовые биржи в России (правовые основы и практический опыт) (Биржевое дело)


Реферат: Развивающее обучение как основа активизации познавательной деятельности младших школьников (Педагогика)


Реферат: Единство мира и проблема психики (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист