GeoSELECT.ru



История / Реферат: Никон и возникновение раскола (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Никон и возникновение раскола (История)




Содержание.



Введение. 2

Глава I. Церковь и государство в XVII веке. 3

Глава II. Никон. Деятельность московского кружка ревнителей древнего
благочестия. 4

Глава III. Возвышение Никона. 7

Глава IV. Церковная реформа. 10

Глава V. Падение Никона. 12

Глава VI. Влияние церковной реформы на социальную жизнь России. Церковный
раскол. 15

Заключение. 18

Примечания. 20

Список использованных источников и литературы. 21



Введение.


Личность патриарха Никона и его церковная реформа оставили глубокий
след в истории России. Со времен крещения Руси церковь всегда играла
значительную роль в жизни общества и даже определяла внутреннюю и внешнюю
политику государства, хотя и находилась всегда под властью государства.
Иногда она объединяла страну, иногда – раскалывала на противоборствующие
лагери. В XVI веке ее роль несколько упала вследствие усиления
самодержавной царской власти. Но затем назрела необходимость церковной
реформы и патриархом, главой русской православной церкви, стал Никон.
Тысячелетняя история России хранит немало загадок. Но одной из
множества ее проблем является выбор пути развития. Но во время всех
серьезных политических и социальных преобразований у руля стояла сильная
личность, способная повести людей за собой.
Нельзя объяснить лишь объективными историческими процессами реформы
Петра I или революции. Так какова же роль личности в истории? Может ли один
человек или группа людей изменить что-либо? Этот вопрос особенно актуален в
наше время, когда множество политических партий обещают коренные
преобразования. А в действительности, способны ли они выполнить это?
Целью моей работы является: показать влияние церкви на социальную и
политическую жизнь России второй половины XVI века, объективную
необходимость и важность церковной реформы и роль личности патриарха Никона
в церковной реформе, которая повлекла за собой серьезные последствия во
внутренней, а возможно, и во внешней политике России.
При написании данного реферата я использовала статью О. Ф. Козлова
«Дело Никона», опубликованную в №1 журнала «Вопросы истории» за 1976 год,
книгу «Вехи истории», рассматривающую церковь во все периоды ее
существования, «Историю русской церкви» Н. М. Никольского, издание Спасо-
Преображенского Валаамского монастыря «История русской церкви» и некоторые
другие источники.



Глава I. Церковь и государство в XVII веке.


По мере развития российского самодержавия все острее вставал на
повестку дня вопрос о приоритете государственной власти над церковной. В
период феодальной раздробленности русская церковь сыграла существенную роль
в объединении страны для борьбы с монголо-татарским нашествием. Однако при
всем своем стремлении играть самостоятельную роль, русская православная
церковь всегда находилась в зависимости от государственной власти. Этим она
сильно отличалась от римско-католической церкви, обладавшей полной
самостоятельностью в церковных делах.
Превращение церкви из орудия господства феодалов в орудие господства
дворянского государства получило свое завершение в XVII веке, когда после
смуты дворянство окончательно захватило руководящее положение в Московском
государстве. Это коснулось и церкви. Она потеряла значительную часть своего
влияния, и даже патриарх был вынужден считаться с постоянным контролем со
стороны царя и боярской думы.
Это изменение в положении церкви имело под собой экономическое
основание. Правда, абсолютные размеры церковных вотчин и численность
церковных людей были в XVII веке весьма внушительны: патриарху,
митрополитам и епископам принадлежало в конце века около 37000 дворов, в
которых числилось около 440000 душ тяглового населения; кроме того,
значительные земли принадлежали отдельным монастырям. Но, все-таки, по
сравнению с дворянским государством, это было не так много. Росли торгово-
промышленные города и слободы. Дворянство ревниво следило за церковным
хозяйством и продолжало принимать меры против его роста. Московское
правительство провело на соборе 1580 г. постановление, согласно которому
запрещалось давать монастырям вотчины на помин души, а также вообще
запрещалось церковным лицам и учреждениям покупать и брать в залог земли.
Смута парализовала действие этого правила; но в 1649 г. при составлении
Уложения оно было восстановлено, расширено и введено в жизнь в качестве
общегосударственного закона. Именно Соборное Уложение постановило (гл.
XVII, ст. 42): «Патриарху и митрополитом и архиепископом и епископом, и в
монастыри ни у кого родовых, и выслуженных и купленных вотчин не покупати,
и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечный поминок не
имати некоторыми делы…»
Уложение окончательно уничтожило церковную юрисдикцию по отношению к
церковным людям по гражданским и уголовным делам. Эти меры помимо их
юридического значения наносили церкви немалый материальный ущерб, лишая ее
постоянных и крупных доходов в виде судебных пошлин.
Инициатива учреждения патриаршества исходила от царя. Все они были
«избраны» соборами по указанию царя.
Царь вмешивался не только в административные, финансовые и судебные
дела. Он также издавал распоряжения о соблюдении постов, служении молебнов,
порядке в церквях. И нередко эти указы отправлялись не архиереям, а царским
воеводам, которые ревностно следили за их выполнением и наказывали
ослушников.
Таким образом, главенство в церкви во всех отношениях фактически
принадлежало царю, а не патриарху. Это положение в церковных кругах не
только не считалось ненормальным, но даже признавалось соборами официально.
Церковная реформа 50-60-х годов XVII века была вызвана стремлением
укрепить централизацию русской церкви аналогично другим звеньям
государственного аппарата.


Глава II. Никон. Деятельность московского кружка ревнителей древнего
благочестия.


Обеспокоенность «нестроениями» в церковной жизни возросла во второй
половине 40 - начале 50-х годов. Это нашло выражение в деятельности
московского кружка ревнителей благочестия (или «боголюбцев») и в
требованиях отдельных светских феодалов, участников земского собора
1648—1649 гг. В кружок ревнителей благочестия входили как духовные, так и
светские лица. Его главой был протопоп кремлевского Благовещенского собора
и духовный отец царя Стефан Вонифатьев. В кружок входили царь Алексей
Михайлович, любимец царя его постельничий Ф. М. Ртищев, сестра
постельничего А. М. Ртищева, архимандрит Новоспасского монастыря Никон
(позже - митрополит и патриарх), дьякон Благовещенского собора Федор
Иванов, провинциальные ревнители благочестия: священники Иван Неронов,
Аввакум Петров, Даниил, Лазарь, Логгин и другие. Начинания кружка
поддерживали и другие светские и духовные лица, в числе которых был
воспитатель царя боярин Б. И. Морозов.
Члены кружка добивались устранения прямых нарушений богослужебного
чина, в частности «многогласия», усиления «учительного» элемента за счет
введения проповедей, поучений и издания религиозной литературы для чтения,
устранения разночтений и разногласия в церковных чинах, повышения
нравственного уровня духовенства, в том числе и носителей церковной власти.
В 1648 г. Никон стал митрополитом новгородским и псковским. Тогда же
Стефан Вонифатьев добился перевода Ивана Неронова из Нижнего Новгорода в
Москву и назначения его протопопом Казанского собора, а несколько позже
состоялись назначения протопопами других ревнителей благочестия: Аввакума
Петрова - в Юрьевец-Поволжский, Даниила - в Кострому, Лазаря - в Романов и
Логгина - в Муром. Однако эти начинания не привели к желаемым результатам.
У новых протопопов, которые ввели «единогласие» и дополнили службы
проповедями и поучениями, не оказалось последователей среди приходского
духовенства. Нетерпеливый и решительный протопоп Аввакум Петров пытался
поднять благочестие священников и верующих Юрьевца-Поволжского
принудительными мерами, но это кончилось возмущением населения и избиением
протопопа.
Среди членов кружка не было единства в оценке расхождений в
богословской системе и церковно-обрядовой практике, существовавших между
русской и греческой церквами. По этому вопросу возникли две точки зрения, и
кружок разделился на две группы.
Одну группу составили провинциальные ревнители благочестия -
протопопы Иван Неронов, Аввакум Петров, Даниил, Лазарь и Логгин, а также
дьякон Благовещенского собора Федор Иванов. Их сторонником был
первоначально и Никон. Они придерживались традиционного для русского
духовенства взгляда, который утвердился в XVI в. Его сторонники считали,
что отличие чина богослужения и обрядов греческой церкви от русских
является показателем утраты греками истинной православной веры, что было,
по их мнению, следствием завоевания Византии турками, подчинения греков
«безбожным» завоевателям и сношений греческой церкви с «латинской»
(«еретической») римской церковью. Они считали также, что вследствие реформы
Петра Могилы (киевский митрополит с 1632 по 1647 г.) истинную веру утратила
и украинская церковь.
Вторую группу составили царь Алексей Михайлович, Стефан Вонифатьев,
Ф. М. Ртищев и другие столичные члены кружка. Позже к ним присоединился
Никон. Они отказались (в известной мере - по политическим мотивам) от
традиционной оценки греческой церкви, как уклонившейся от истинной веры.
Новую ее оценку они выразили в «Книге о вере», изданной в 1648 г. по
инициативе Стефана Вонифатьева, в частности в положении о том, что и в
«нынешнее время в неволе турецкой християне веру православную целу
соблюдают, ...да заградятся всякая уста глаголющих неправду ...на смиренных
греков». Эта группа ревнителей благочестия считала необходимым устранить
расхождения в богословской системе и церковно-обрядовой практике между
церквами на основе греческого образца. Это предложение получило поддержку
узкого, но влиятельного круга духовных и светских лиц в России, в том числе
патриарха Иосифа, и церковных иерархов Украины. Не дожидаясь решения
вопроса о путях проведения унификации богословской системы и церковно-
обрядовой практики, которое надлежало принять церковному собору, царь и
другие столичные ревнители благочестия осуществили некоторые меры,
положившие начало исправлению русских богослужебных книг по греческим
образцам. Так, из Киева были приглашены в Москву ученые монахи, хорошо
знавшие греческий язык, для исправления книг. Приехали в Москву в 1649 г.
Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский, а в 1650 г. - Дамаскин Птицкий.

Наибольшее недовольство патриарха Иосифа вызвало самочинное введение
ревнителями благочестия «единогласия» в ряде соборов и приходских храмов и
их вмешательство (благодаря принадлежности к кружку царя Алексея) в
назначения архиереев, архимандритов и протопопов. Чтобы положить конец
этому вмешательству, патриарх Иосиф на церковном соборе 11 февраля 1649 г.,
созванном по распоряжению царя, использовал слабость позиции ревнителей
благочестия в вопросе о «единогласии». Ревнители благочестия, настаивая на
«единогласии», не предусматривали сокращения богослужебного текста, поэтому
службы становились настолько продолжительными, что многие верующие не
выстаивали их до конца. Таким образом, верующие лишались установленной для
них «духовной пищи». Пропуск же службы или досрочный уход с нее считались
большим грехом. Поэтому при рассмотрении 11 февраля 1649 г. по инициативе
царя предложения ревнителей благочестия о введении в приходских церквах
«единогласия» патриарх и архиереи отвергли предложение о введении
«единогласия».
Царь Алексей Михайлович был недоволен решением церковного собора и
поведением патриарха. Он не утвердил этого решения, но и не мог отменить
его своей властью. В итоге царь потребовал передать вопрос о «единогласии»
на рассмотрение константинопольского патриарха. Переписка заняла два года.
В ответ на послание Иосифа, константинопольский патриарх, угождая по
спорному вопросу царю, писал, что «единогласие» и в приходских церквах «не
только подобает, но и непременно должно быть». В связи с этим в 1651 г.
был созван новый церковный собор. Он отменил решение предыдущего собора и
постановил «пети во святых божиих церквах, ...псалмы и псалтирь говорить в
один голос, тихо и неспешно». Патриарх и его сторонники выразили свое
недовольство вмешательством светской власти в церковно-обрядовые дела. Это
было осуждение намерений царя и близких к нему ревнителей благочестия самим
осуществить церковную реформу.


Глава III. Возвышение Никона.


До июля 1652 г., то есть до избрания на патриарший престол Никона
(патриарх Иосиф умер 15 апреля 1652 г.), положение в церковно-обрядовой
сфере оставалось неопределенным. Протопопы и священники из ревнителей
благочестия и митрополит Никон в Новгороде, не считаясь с решением
церковного собора 1649 г. об умеренном «многогласии», добивались совершения
«единогласной» службы. Напротив, приходское духовенство, отражая настроения
прихожан, не выполняло решения церковного собора 1651 г. о «единогласии», в
связи с чем в большинстве церквей сохранились «многогласные» службы.
Результаты исправления богослужебных книг не внедрялись в практику, так как
не было церковного одобрения этих исправлений. Эта неопределенность более
всего беспокоила царскую власть.
Во внешнеполитическом плане первостепенное значение приобрели для нее
вопросы воссоединения Украины с Россией и войны с Речью Посполитой, что
было связано с началом в 1648 г. освободительной войны украинского народа
против власти шляхетской Польши (уже в 1649 г. в Москву прибыл
представитель Б. Хмельницкого С. Мужиловский с предложением принять Украину
под власть России). Приступать к решению этих вопросов, не устранив
религиозно-обрядовых расхождений между русской и греческой церквами и не
преодолев отрицательного отношения русских православных иерархов к церкви
Украины, было, по меньшей мере, неосторожно. Однако события 1649 - 1651 гг.
в церковной сфере и особенно ухудшение взаимоотношений между светской и
церковной властями сыграли отчасти и положительную роль. Их следствием было
то, что царь и его ближайшее светское окружение почувствовали сложность и
грандиозность перемен, которые предстояло осуществить в религиозной
области, и невозможность проведения такого рода реформы без теснейшего
союза с церковной властью. Алексей Михайлович понял также, что недостаточно
иметь во главе церкви сторонника такой реформы. Успешное осуществление
преобразования церковной жизни России по греческому образцу было доступно
только сильной патриаршей власти, обладавшей самостоятельностью и высоким
политическим авторитетом и способной централизовать церковное управление.
Это определило последующее отношение царя Алексея к церковной власти.
Выбор царя пал на Никона, и этот выбор поддержал царский духовник
Стефан Вонифатьев. Казанский митрополит Корнилий и находившиеся в столице
ревнители благочестия, не посвященные в планы царя, подали челобитную с
предложением избрать в патриархи Стефана Вонифатьева, наиболее влиятельного
и авторитетного члена кружка. Реакции царя на челобитную не последовало, а
Стефан уклонился от предложения и настойчиво рекомендовал своим
единомышленникам кандидатуру Никона. Последний тоже был членом кружка.
Поэтому ревнители благочестия в новой челобитной царю высказались за
избрание в патриархи Никона, бывшего тогда новгородским митрополитом.
Никон (до пострижения в монахи—Никита Минов) обладал всеми нужными
царю Алексею качествами. Он родился в 1605 г. в Нижегородском уезде в семье
крестьянина. Богато одаренный от природы энергией, умом, прекрасной памятью
и восприимчивостью, Никон рано, с помощью сельского священника, овладел
грамотой, профессиональными знаниями служителя церкви и уже в 20 лет стал
священником в своем селе. В 1635 г. он постригся в монахи в Соловецком
монастыре и был назначен в 1643 г. игуменом Кожеозерского монастыря. В 1646
г. Никон по делам монастыря оказался в Москве, где и встретился с царем
Алексеем. Он произвел самое благоприятное впечатление на царя и потому
получил место архимандрита влиятельного столичного Новоспасского монастыря.
Новоиспеченный архимандрит сблизился со Стефаном Вонифатьевым и другими
столичными ревнителями благочестия, вошел в их кружок, неоднократно
беседовал о вере и обрядах с иерусалимским патриархом Паисием (когда тот
находился в Москве) и стал активным церковным деятелем. Перед царем он
выступал чаще всего в качестве ходатая за бедных, обездоленных или невинно
осужденных, и завоевал его расположение и доверие. Став в 1648 г. по
рекомендации царя новгородским митрополитом, Никон проявил себя как
решительный и энергичный владыка и ревностный поборник благочестия. Царю
Алексею Михайловичу импонировало и то, что Никон отошел от точки зрения
провинциальных ревнителей благочестия на церковную реформу и стал
сторонником плана преобразования церковной жизни России по греческому
образцу.
Никон считал себя единственным реальным кандидатом в патриархи. Суть
его далеко идущих планов сводилась к тому, чтобы ликвидировать зависимость
церковной власти от светской, поставить ее в церковных делах выше царской
власти и самому, став патриархом, занять, по меньшей мере, равное с царем
положение в управлении Россией.
Решительный шаг последовал 25 июля 1652 г., когда церковный собор уже
избрал Никона патриархом и царь одобрил результаты выборов. В этот день в
кремлевском Успенском соборе для посвящения новоизбранного в патриархи
собрались царь, члены царской фамилии, боярская дума и участники церковного
собора. Никон появился лишь после посылки к нему ряда делегаций от царя.
Никон объявил, что не может принять сан патриарха. Свое согласие он дал
только после «моления» царя и присутствовавших в соборе представителей
светской и церковной власти. Этим «молением» они, и, прежде всего царь
Алексей Михайлович, обязались слушаться Никона во всем, что он будет
«возвещать» им о «догматах божиих и о правилах», слушаться его «яко
начальника в пастыря и отца краснейшаго».1 Этот акт существенно поднял
престиж нового патриарха.
Светская власть приняла условия Никона потому, что считала эту меру
полезной для проведения церковной реформы, а самого патриарха - надежным
сторонником плана реформы. Более того, ради решения первоочередных
внешнеполитических задач (воссоединение с Украиной, война с Речью
Посполитой), чему должна была содействовать церковная реформа, светская
власть пошла на новые уступки. Царь отказался от вмешательства в действия
патриарха, затрагивавшие церковно-обрядовую сферу. Он допустил также
участие Никона в решении всех интересовавших патриарха внутриполитических и
внешнеполитических дел, признал Никона своим другом, и стал именовать его
великим государем, то есть, как бы пожаловал ему титул, который из прежних
патриархов имел только Филарет Романов. В итоге возник тесный союз светской
и церковной властей в форме «премудрой двоицы», то есть царя и патриарха.
Патриарх Никон вскоре после своего избрания стал самовластным
владыкой русской церкви. Он начал с устранения вмешательства в церковные
дела своих прежних единомышленников по кружку ревнителей благочестия. Никон
даже велел не допускать к себе протопопов Ивана Неронова, Аввакума, Даниила
и других. Их жалобы не поддержали ни царь, ни Стефан Вонифатьев, ни Ф. М.
Ртищев, которые уклонялись от вмешательства в действия патриарха.
Уже в конце 1652 г. некоторые из настоятелей монастырей, чтобы
угодить Никону, стали раболепно именовать его великим государем. Их примеру
последовали архиереи.2 В 50-х годах XVII в. благодаря энергичной и
решительной деятельности Никона был осуществлен комплекс мер, которые
определили содержание и характер церковной реформы.


Глава IV. Церковная реформа.


Ее проведение началось весной 165З г., почти сразу же после принятия
царем и боярской думой окончательного решения о включении Украины в состав
Российского государства. Это совпадение не было случайным.
Первым шагом стало единоличное распоряжение патриарха, затронувшее
два обряда, поклоны и перстосложение при крестном знамении. В памяти от 14
марта 1653 г., разосланной по церквам, было сказано, что впредь верующим
«не подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы всея творити
поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились» (вместо двух). При этом
в памяти не содержалось никакого обоснования необходимости данной перемены
в обрядах. К тому же предписание патриарха не было подкреплено авторитетом
церковного собора. Такое начало реформы нельзя назвать удачным. Ведь это
решение затронуло наиболее привычные обряды, которые духовенство и верующие
считали показателем истинности своей веры. Поэтому неудивительно, что
изменение поклонов и перстосложения вызвало недовольство верующих. Открыто
это выразили провинциальные члены кружка ревнителей благочестия. Протопопы
Аввакум и Даниил подготовили обширную челобитную, в которой указали на
несоответствие нововведений установлениям русской церкви. Челобитную они
подали царю Алексею, но царь передал ее Никону. Распоряжение патриарха
осуждали также протопопы Иван Неронов, Лазарь и Логгин и дьякон Федор
Иванов. Их суждения сеяли недоверие и враждебность к реформе и, конечно же,
подрывали авторитет патриарха. Поэтому Никон решительно пресек протест
своих прежних единомышленников. Ивана Неронова он сослал под крепкий надзор
в Спасокаменный монастырь в Вологодском уезде, Аввакума - в Сибирь, Даниила
- в Астрахань, лишив его сана священнослужителя, и т. д. Кружок ревнителей
благочестия распался и прекратил свое существование.
Последующие решения Никона были более обдуманными и подкреплялись
авторитетом церковного собора и иерархов греческой церкви, что придало этим
начинаниям видимость решений всей русской церкви, которые поддержала
«вселенская» (то есть константинопольская) православная церковь. Такой
характер имели, в частности, решения о порядке исправлений в церковных
чинах и обрядах, утвержденные весной 1654 г. церковным собором.
Перемены в обрядах были осуществлены на основе современных Никону
греческих книг и практики константинопольской церкви, сведения о которой
реформатор получал главным образом от антиохийского патриарха Макария.
Решения об изменениях обрядового характера были утверждены церковными
соборами, созванными в марте 1655 г. и в апреле 1656 г. Эти решения
ликвидировали различие в церковно-обрядовой практике между русской и
константинопольской церквами. Большинство перемен касалось оформления
церковной службы и действий священно- и церковнослужителей во время
богослужения. Всех верующих затронула замена двоеперстия на троеперстие при
совершении крестного знамения, «трисоставного» (восьмиконечного) креста на
двоечастный (четырехконечный), хождения во время обряда крещения по солнцу
(«посолонь») на хождение против солнца и некоторые другие перемены в
обрядах.
Существенное значение для служителей церкви и верующих имело также
исключение из служб, в основном из литургии, архиерейской молитвы, отпуста3
и некоторых ектений4. Это повлекло за собой значительное сокращение объема
текста, укорочение церковной службы и способствовало утверждению
«единогласия».
В 1653 - 1656 гг. проводилось также исправление богослужебных книг.
Официально необходимость в исправлениях мотивировалась на соборе 1654 г.
тем, что в старопечатных книгах было много ошибок, вставок, и тем, что
русский богослужебный чин очень существенно отличался от греческого. Для
этого было собрано большое количество греческих и славянских книг, в том
числе и древних рукописных. Из-за наличия расхождений в текстах собранных
книг справщики (с ведома Никона) взяли за основу текст, являвшийся
переводом на церковнославянский язык греческого служебника XVII в.,
который, в свою очередь, восходил к тексту богослужебных книг XII—XV вв. По
мере сравнения этой основы с древними славянскими рукописями в ее текст
вносили отдельные исправления. В итоге в новом служебнике (сравнительно с
прежними русскими служебниками) отдельные псалмы стали короче, другие -
полнее, появились новые слова и выражения, троение «аллилуйи» (вместо
двоения), написание имени Христа Иисус (вместо Исус) и т. д. Новый
служебник был одобрен церковным собором 1656 г. и вскоре опубликован.
За семь веков, прошедших после религиозной реформы князя
Владимира, весь греческий богослужебный чин очень изменился. Двоеперстие
(вошедшее в обычай взамен прежнего единоперстия), которому первые греческие
священники научили русских и балканских славян и которое до середины XVII
века держалось также в киевской и сербской церкви, в Византии заменилось
пол влиянием борьбы с несторианами троеперстием (конец XII века); также
изменилось перстосложение при благословении; все богослужебные чины стали
короче, некоторые важные песнопения были заменены другими. Так, были
изменены и сокращены чины миропомазания и крещения, покаяния, елеосвящения
и брака. Больше всего изменений оказалось в литургии. В результате, когда
Никон заменил старые книги и обряды новыми, получилось как бы введение
«новой веры».
Большинство духовенства отнеслось к новоисправленным книгам
отрицательно. К тому же среди приходского духовенства и монахов было много
малограмотных, которым приходилось переучиваться с голоса, что было для них
очень трудным делом. В таком же положении оказалось большинство городского
духовенства и даже монастыри.


Глава V. Падение Никона.


Никон и в решении дел, относившихся к компетенции царской власти,
стал в 1654—1656 гг. «великим государем», фактическим соправителем Алексея
Михайловича. Летом 1654 г., когда в Москве вспыхнула эпидемия чумы, Никон
содействовал выезду царской семьи из столицы в безопасное место.
Во время войны с Речью Посполитой и со Швецией царь надолго покидал
столицу. В эти месяцы Никон играл роль главы правительства и самостоятельно
решал гражданские и военные дела. Правда, для наблюдения в Москве
оставалась комиссия боярской думы, а более важные дела пересылали для
решения в поход царю и боярской думе. Но Никон подчинил комиссию боярской
думы своей власти. В отсутствие царя, она стала докладывать все дела ему. В
приговорах по делам появилась даже формула: «...святейший патриарх указал и
бояре приговорили». Для докладов члены комиссии боярской думы и приказные
судьи являлись в патриарший дворец и здесь ожидали приема. Во время приемов
Никон вел себя надменно, в том числе и по отношению к самым родовитым
боярам. Это поведение патриарха задевало спесь царедворцев, но в 1654—1656
гг. они не только терпели, но и раболепствовали перед ним.
Самомнение Никона и его активность росли вместе с успехами внешней
политики России, так как в определении ее курса он тоже принимал деятельное
участие.
Но за неудачи 1656—1657 гг. во внешней политике окружение царя
возложило вину на Никона. Активным вмешательством буквально во все дела
государства и стремлением навязать всюду свои решения, в том числе путем
угроз (по меньшей мере дважды из-за несогласия царя с его «советами» Никон
угрожал оставлением патриаршей кафедры), стал тяготиться и царь. Началось
охлаждение отношений между ними. Патриарха реже стали приглашать в царский
дворец, Алексей Михайлович все чаще общался с ним с помощью посыльных из
царедворцев и делал попытки ограничить его власть, с чем, конечно, не желал
мириться Никон. Эту перемену использовали светские и духовные феодалы. На
Никона возводились обвинения в нарушении законов, корыстолюбии и
жестокости.
Открытое столкновение между царем и патриархом, которое привело к
падению Никона, произошло в июле 1658 г. Поводом для него послужило
оскорбление окольничим Б. М. Хитрово патриаршего стряпчего князя Д.
Мещерского 6 июля во время приема в Кремле грузинского царевича Теймураза
(Никон не был приглашен). Патриарх письмом потребовал от царя немедленного
наказания Б. М. Хитрово, но получил лишь записку с обещанием расследовать
дело и увидеться с патриархом. Никон не удовлетворился этим и расценил
происшествие как открытое пренебрежение к его сану главы русской церкви. 10
июля 1658 г. царь не появился на торжественной обедне в Успенском соборе.
Пришедший вместо него князь Ю. Ромодановский сказал Никону: «Царское
величество почтил тебя как отца и пастыря, но ты этого не понял, теперь
царское величество велел мне сказать тебе, чтоб ты впредь не писался и не
назывался великим государем и почитать тебя впредь не будет».5 По окончании
службы Никон объявил об оставлении патриаршей кафедры. Он рассчитывал, что
его беспрецедентный шаг вызовет замешательство в правительственных кругах и
в стране, и тогда он сможет диктовать условия своего возвращения царю.
Подобное положение не устраивало царскую власть.
Единственный выход из создавшегося положения заключался в низложении
Никона и выборе нового патриарха. С этой целью в 1660 г. был созван
церковный собор, вынесший решение о лишении его патриаршеского престола и
священства, предъявив Никону обвинение в самовольном удалении с патриаршей
кафедры. Епифаний Славинецкий, выступив, указал на незаконность решения
собора, так как Никон не был повинен в еретичестве, и судить его имели
право лишь другие патриархи. Учитывая международную известность Никона,
царь был вынужден согласиться и распорядиться созвать новый собор с
участием вселенских патриархов.
Чтобы склонить на свою сторону восточных патриархов, Никон попытался
вступить с ними в переписку.
В ноябре 1666 г. патриархи прибыли в Москву. 1 декабря Никон предстал
перед собором церковных иерархов, на котором присутствовал царь с боярами.
Все обвинения патриарх или отрицал, или ссылался на свое неведение. Никона
приговорили к лишению патриаршего престола, но сохранили за ним прежний
титул, запретив вмешиваться «в мирские дела Московского государства и всея
России, кроме своих трех монастырей, данных ему и вотчин их; в них бо, аще
хочет, да рассуждает мирские дела».6
Восточные патриархи стремились восстановить взаимоотношения двух
властей на основе византийского принципа «премудрой двоицы». При этом
пределы обеих властей устанавливались следующим образом: «Патриарх да не
вступитца в царские вещи царского двора, и да не отступит вне предел
церковных, яко же и царь имати и хранит чин свой». При этом делалась
оговорка: « но егда будет еретик и неправо править, тогда весма подобает
патриарху противостояти ему и опасите его».7 Тем самым собор дал церковной
власти грозное оружие, которое патриарх мог пустить в ход, объявив политику
царя еретической. Такое решение не удовлетворило правительство.
12 декабря был объявлен окончательный приговор по делу Никона. Местом
ссылки низложенного патриарха определили Ферапонтов монастырь.
Но вопрос о соотношении «священства» и мирской власти оставался
открытым. В конце концов, спорящие стороны пришли к компромиссному решению:
«Царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх – в церковных».8
Это решение осталось не скрепленным подписями участников собора и не вошло
в состав официальных деяний собора 1666-1667 гг.


Глава VI. Влияние церковной реформы на социальную жизнь России. Церковный
раскол.


Введение новых обрядов и богослужения по исправленным книгам многие
восприняли как введение новой религиозной веры, отличной от прежней,
«истинно православной». Возникло движение сторонников старой веры - раскол,
родоначальниками которого были провинциальные ревнители благочестия. Они
стали идеологами этого движения, состав участников которого был
неоднородным. Среди них было много малообеспеченных служителей церкви.
Выступая за «старую веру», они выражали недовольство усилением гнета со
стороны церковных властей. Большинство же сторонников «старой веры»
составляли посадские люди и крестьяне, недовольные укреплением феодально-
крепостнического режима и ухудшением своего положения, что они связывали с
нововведениями, в том числе и в религиозно-церковной сфере. Реформу Никона
не приняли и отдельные светские феодалы, архиереи и монахи. Уход Никона
породил у сторонников «старой веры» надежды на отказ от нововведений и
возвращение к прежним церковным чинам и обрядам. Сыски раскольников,
проведенные царскими властями, показали, что уже в конце 50—начале 60-х
годов XVII в. в некоторых местностях это движение приобрело массовый
характер. При этом среди сысканных раскольников наряду со сторонниками
«старой веры» оказалось немало последователей учения монаха Капитона, то
есть людей, отрицавших необходимость профессионального духовенства и
церковных властей.
В этих условиях руководителем православной церкви России стала
царская власть, которая после 1658 г. сосредоточилась на решении двух
основных задач — закреплении результатов церковной реформы и преодолении
кризиса в церковном управлении, вызванного оставлением Никоном патриаршей
кафедры. Этому призваны были содействовать сыски раскольников, возвращение
из ссылки протопопа Аввакума, Даниила и других священнослужителей,
идеологов раскола, и попытки правительства склонить их к примирению с
официальной церковью (Иван Неронов примирился с ней еще в 1656 г.). Решение
этих задач растянулось почти на восемь лет, в основном из-за
противодействия Никона.
Новым патриархом церковный собор избрал архимандрита Троице-Сергиева
монастыря Иоасафа. По требованию восточных патриархов созванный собор
осудил старые обряды и отменил постановление Стоглавого собора 1551 г. об
этих обрядах, как необоснованные. Верующие, которые придерживались старых
обрядов и защищали их, были осуждены как еретики; было предписано отлучать
их от церкви, а светской власти - судить их гражданским судом как
противников церкви. Решения собора о старых обрядах способствовали
оформлению и закреплению раскола русской православной церкви на
официальную, господствовавшую в обществе, церковь и старообрядческую.
Последняя в тех условиях была враждебной не только официальной церкви, но и
тесно связанному с ней государству.
В 1650—1660-х годах возникло движение сторонников «старой веры» и
раскола в русской православной церкви.
Большим спросом пользовались занимательные художественные
повествования, истерические сочинения, в том числе с критикой церковных
порядков.
Борясь со стремлением к светскому образованию, церковники настаивали
на том, что только путем изучения священного писания и богословской
литературы верующие могут достичь истинного просвещения, очищения души от
грехов и душевного спасения—главной цели земной жизни человека. Западное
влияние они расценивали как источник проникновения в Россию вредных
иноземных обычаев, нововведений и враждебных православию взглядов
католицизма, лютеранства и кальвинизма. Поэтому они были сторонниками
национальной замкнутости России и противниками ее сближения с западными
государствами.
Последовательным выразителем и проводником политики враждебности и
нетерпимости к старообрядчеству и иным церковным противникам, иноверию,
иноземцам, их вере и обычаям, к светским знаниям был Иоаким - патриарх с
1674 по 1690 г. Противниками стремления к светским знаниям, сближения с
Западом и распространения иноземной культуры и обычаев были также вожди
раскола, в их числе протопоп Аввакум, и сложившиеся в последней трети XVII
в. старообрядческие религиозные общины.
Царская власть активно поддержала церковь в борьбе с расколом и
иноверием и использовала при этом всю мощь государственного аппарата. Она
выступила также инициатором новых мер, направленных на совершенствование
церковной организации и дальнейшую ее централизацию.
Раскол последней трети XVII в. - это сложное социально-религиозное
движение. В нем участвовали сторонники «старой веры» (они составляли
большинство участников движения), члены различных сект и еретических
течений, не признававшие официальную церковь, враждебные ей и государству,
тесно связанному с этой церковью. Враждебность раскола официальной церкви и
государству определялась отнюдь не расхождениями религиозно-обрядового
характера. Ее обусловили прогрессивные стороны идеологии данного движения,
его социальный состав и характер. Идеология раскола отразила чаяния
крестьянства и отчасти посадского сословия, и потому ей были присущи как
консервативные, так и прогрессивные черты. К первым можно отнести
идеализацию и защиту старины, замкнутости и пропаганду принятия
мученического венца во имя «старой веры» как единственного пути спасения
души. Эти идеи наложили отпечаток на движение раскола, породив в нем
консервативно-религиозные устремления и практику «огненных крещений»
(самосожжений).
К прогрессивным сторонам идеологии раскола следует отнести
освящение, то есть религиозное обоснование различных форм сопротивления
власти официальной церкви и феодально-крепостнического государства, борьбу
за демократизацию церкви.
Сложность и противоречивость движения раскола проявились в восстании
в Соловецком монастыре 1668—1676 гг., которое началось как выступление
сторонников «старой веры». Аристократическая верхушка «старцев» выступала
против церковной реформы Никона, рядовая масса монахов - сверх того - за
демократизацию церкви, а «бельцы», то есть послушники и монастырские
работники,— против феодального гнета, и в частности против крепостнических
порядков в самом монастыре.
Для подавления движения были использованы различные средства, в том
числе идеологические, В частности, были опубликованы антираскольничьи
полемические сочинения («Жезл правления» Симеона Полоцкого в 1667 г., «Увет
духовный» патриарха Иоакима» в 1682 г. и др.), а для повышения
«учительности» церковных служб начался выпуск книг, содержавших проповеди
(например, «Обед душевный» и «Вечеря душевная» Симеона Полоцкого).
Но главными были насильственные средства борьбы с расколом, которые
по требованию церковного руководства применяла светская власть. Полоса
репрессий началась со ссылки идеологов раскола, отказавшихся от примирения
с официальной церковью на церковном соборе в апреле 1666 г.; из них
протопопы Аввакум и Лазарь, дьякон Федор и бывший монах Епифаний были
сосланы и содержались в тюрьме Пустозерска. За ссылками последовала
массовая казнь оставшихся в живых участников Соловецкого восстания (казнили
более 50 человек). На столь суровом наказании настоял патриарх Иоаким.
Жестокие кары, включая казни, чаще практиковались при Федоре Алексеевиче
(1676—1682 гг.). Это вызвало новое выступление раскольников в дни
Московского восстания 1682 г. Неудача «мятежа» сторонников старой веры»
повлекла за собой казнь их вождей. Ненависть господствовавшего класса и
официальной церкви к расколу и раскольникам получила выражение в
законодательстве. Согласно указу 1684 г., раскольников надлежало пытать и
далее, если они не покорятся официальной церкви, казнить. Тех из
раскольников, кто, желая спастись, покорится церкви, а потом вновь вернется
к расколу, надлежало «казнить смертию без испытания». Это положило начало
массовым гонениям.


Заключение.


В России XVII века объективно ощущалась необходимость церковной
реформы, но ее проведение было сопряжено со многими трудностями. Царь
осознавал ее необходимость.
Церковная реформа патриарха Никона оказала огромное влияние на
внутреннюю жизнь страны и положила начало такому оригинальному социально-
религиозному движению XVII в. как раскол. Но нельзя также отрицать и ее
определенную роль во внешней политике Российского государства. Церковная
реформа была призвана упрочнить отношения с некоторыми странами, открывала
возможности для новых, более крепких союзов в политике. И поддержка
православных церквей других государств также была очень важна для России.
Никон отстаивал принцип независимости церкви от государственной
власти. Он пытался добиться полного невмешательства царя и бояр во
внутрицерковные дела, а самому иметь власть, равную царской. Это,
естественно, не могло остаться незамеченным. И окончательная размолвка
Никона с царем произошла, конечно, не из-за происшествия на царском обеде.
Настоящей причиной явилось его чрезмерно усилившееся влияние и постоянное
вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства. Началась
долголетняя борьба самодержавия за полное подчинение церкви государству.
Следующим важным этапом в ней стало упразднение самого патриаршества в
первой четверти XVIII века.



Примечания.


1. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. т. 2, стр. 122-
126.

2. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. т. 1, стр. 111-
114.

3. Отпуст – молитва при окончании службы.

4. Ектенья – моление за кого-либо, чаще всего – заздравное моление за царя
и членов его семьи.

5. Козлов О. Ф. Дело Никона// Вопросы истории. 1976, №1, стр. 111.

6. Дело о патриархе Никоне, стр. 233-234.

7. Козлов О. Ф. Дело Никона// Вопросы истории. 1976, №1, стр. 114.

8. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. т. 2, стр. 226-
227.



Список использованных источников и литературы.


1. Вехи истории. М., издательство политической литературы, 1989 г.

2. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М., научное издательство
«Большая Российская Энциклопедия», 1995 г.

3. История русской церкви. Издание Спасо-Преображенского Валаамского
монастыря, 1991 г.

4. История Отечества. Справочник школьника. Под ред. С. В. Новикова, М.,
филологическое общество «Слово», 1996 г.

5. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. т. 1 и 2.
Сергиев посад, 1909 и 1912 г.

6. Козлов О. Ф. «Дело Никона». «Вопросы истории», №1, 1976 г.

7. Никольский Н. М. История русской церкви. М., издательство политической
литературы, 1983 г.

8. Платонов С. Ф. Учебник русской истории. С-Пб, «Наука», 1994 г.




Реферат на тему: Новая Экономическая политика

План:

Введение. 3
1. Причины введения НЭП. 4
2. Основные мероприятия.
1. НЭП в сельском хозяйстве. 6
2. НЭП в промышленности. 8
3. НЭП в финансово-денежной сфере 12
3. Свёртывание НЭП 15
Заключение. 18
Литература. 19


Введение.
В современной исторической науке, той её части, что занимается
новейшей историей России, во многих общественно-политических изданиях
достаточно широко дискутируется вопрос политической оценки введения молодым
Советским правительством новой экономической политики (НЭП). Обсуждается
множество как историко-экономических, так и достаточно отвлеченных,
философских, вопросов: насколько совпадают понятия «система НЭПа» и «режим
НЭП»? Какое место отвести НЭП в общеисторическом процессе? Можно ли
говорить об упущенном в двадцатые годы историческом шансе социализма; и
вообще существовал ли НЭП как исторический процесс или следует говорить
только об интересном, но нереализованном проекте реформ? А если принять его
как состоявшийся исторический процесс, что же представляла из себя новая
экономическая политика молодого Советского государства: узкую антикризисную
платформу или широкую программу строительства социалистического общества на
основе товарно-денежных отношений?
В оценке НЭП его современниками также не видно единства: одним
виделась прямая генеральная линия восходящего развития, другие усматривали
в нем циклическое движение или деградировавший в новых условиях капитализм.
Нередко при характеристике НЭПа выделяют черты его уравнительно-
социалистического содержания. Таким образом, весьма очевидным становится
«неподатливость» НЭПа как предмета исторического исследования, но НЭП
состоялся и уже давно не может быть переработан или дополнен. В рамках
своего реферата я постараюсь затронуть лишь чисто экономические стороны
экономической политики государства, основные шаги и результаты
преобразований.

Причины введения НЭП.
Как и в любом историческом процессе, во введении послевоенных
преобразования Советского правительства следует различать экономические и
политические причины, вызвавшие эти преобразования.
Среди экономических причин переосмысления правительством экономической
политики государства следует прежде всего назвать острейший экономический
кризис, который Россия переживала к концу 1920 года.
Причиной кризиса послужили огромные потери государства за годы Первой
мировой и гражданской войн, общий ущерб от которых оценивался более чем в
50 млрд. золотых рублей. Крупная промышленность России в это время
производила продукции в 7 раз меньше, чем в 1913 году, грузооборот железных
дорог уменьшился в 4 раза. Велики людские потери: в боях, от ран, голода,
болезней, красного и белого террора погибло не менее 10 млн. человек; от
1,5 до 2 млн. человек эмигрировали из страны. Изменился состав
производительных сил: годы войны и послевоенной разрухи привели к
сокращению численности промышленных рабочих практически вдвое ( 1 млн. 270
тыс. человек в 1920 году против 2 млн. 400 тыс. человек в 1913 году), по
оценкам статистики, из-за безработицы и голода в течении 1917-1920 годов
около 5 млн. человек перебрались из городов в деревни. В целом, по оценкам
историков, Москва потеряла половину своего населения, а Петроград – две
трети.
Кроме этого, в 1921 году на Россию обрушилось новое тяжкое испытание –
голод. Одной из причин голода была жесточайшая засуха в Поволжье, а другой
и возможно главной – продразверстка. Весной у крестьян был конфискован даже
семенной фонд, следствием чего явилось падение сбора зерна с 801 миллиона
центнеров до 503 миллионов. Продовольственные резервы на тот момент в
стране давно отсутствовали.
Тяжелая экономическая ситуация стала поводом для обострения
политического недовольства режимом. Миллионы крестьян, принявших участие в
гражданской войне на стороне большевиков, выражали недовольство политикой
«военного коммунизма», не дававшей экономических стимулов к развитию
сельского хозяйства. Недовольство крестьян перерастало в
антиправительственные восстания, которые в свою очередь, всерьез грозили
перерасти в настоящую крестьянскую войну: отряды Махно на Украине и
«крестьянская армия» Антонова на Тамбовщине насчитывали в начале 1921 года
по 50 тысяч человек, общая численность отрядов, сформированных на Урале, в
Западной Сибири, Поволжье, на Кубани и на Дону достигали 200 тысяч человек.

Ещё большую опасность представляли выступления рабочих. В феврале 1921
года, в ответ на сокращение на треть хлебного пайка, в Петрограде были
организованы забастовки работников Трубочного, Патронного, Балтийского,
Путилковского и других заводов и фабрик.
Самым крупным антиправительственным выступлением стал мятеж матросов и
солдат крепости Кронштадт.
В марте 1921 года, в своей работе «Урок Кронштадта» В.И.Ленин
сформулировал ближайшие цели, определившие дальнейшее развитие государства.
Одной из них было названо необходимость немедленно установить соглашение с
крестьянством.
Переход к новой политике во многом был обусловлен ещё и тем, что
правительству так и не удалось добиться выполнения изданных суровых законов
и декретов, и понимание правительством неизбежности ещё большей
экономической катастрофы в том случае, если оно продолжит настаивать на
выполнении этих декретов. Началом проведения государством новой
экономической политики следует считать Х съезд РКП(б), состоявшийся в марте
1921 года. Съезд, кроме прочего, принял решение о замене продразверстки
продналогом, что означало коренное изменение способов заготовки
продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Также на съезде было принято
решение о допущении свободного товарообмена
Руководству РКП(б) стоило больших усилий убедить рядовых членов партии
в целесообразности нового экономического курса. Некоторые парторганизации
усмотрели в оживлении частной торговли и переговорах с иностранцами о
продаже концессий «капитуляцию перед буржуазией», практически во всех
парторганизациях имели место случаи выхода из РКП(б) «… за несогласие с
НЭПом..». В связи с нарастанием недовольства со стороны «партийных низов»
Центральный Комитет РКП(б) решил созвать в мае 1921 года экстренную
Всероссийскую партконференцию. В своих выступлениях на конференции
В.И.Ленин доказывал необходимость новой экономической политики, подтвердив,
что НЭП вводится не для обмана, а «… всерьез и надолго, возможно на пять-
десять лет…».
Основные мероприятия.

Новая экономическая политика в сельском хозяйстве.
Что же меняла новая экономическая политика в подходе к сельскому
хозяйству?
Прежде всего, декретом ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой
разверстки натуральным налогом» была изменена сама форма государственной
заготовки продовольствия. Продналог устанавливался как долевое отчисление
от произведенной продукции, при этом учитывался объем урожая, имущественное
положение той или иной семьи, число членов семьи и прочие факторы. Таким
образом, государство во главу угла ставило вопрос не о собственной
потребности в продовольствии, а в возможности крестьян дать его.
Первоначальная величина продналога была установлена на уровне 20% от
чистого урожая крестьянского хозяйства, в дальнейшем ставки продналога были
снижены до 10% от урожая. Начиная с 1923/1924 хозяйственного года был
введен единый сельскохозяйственный налог, заменивший различные натуральные
налоги. Этот налог взимался частично продукцией, а частично – деньгами.
После проведения денежной реформы налог принял исключительно денежную
форму. В среднем размер продналога был в два раза меньше, чем размер
продразверстки. Основная тяжесть продналога была возложена на зажиточное
крестьянство.
В губерниях, выполнивших план заготовок, отменялась государственная
хлебная монополия и разрешалась свободная торговля хлебом и всеми другими
сельскохозяйственными продуктами. Продукцию, оставшуюся после уплаты налога
в хозяйстве, можно было продавать государству или на рынке по свободным
ценам, что, в свою очередь, заметно стимулировало развитие производства в
крестьянских хозяйствах. Была разрешена аренда земля и наем работников,
однако на это существовали достаточно жесткие ограничения. В результате
этих мер уже в 1925 году общие посевные площади страны достигли довоенного
уровня, увеличивалось производство продукции земледелия и животноводства.
В статье «О продовольственном налоге» Ленин, призывая идти на выучку
к капиталистам, называл основные формы реализации новой экономической
политики: аренда, кооперация, концессия, торговля. Троцкий об этом пишет:
«Необходимость восстановления рынка Ленин мотивировал наличием миллионов
изолированных крестьянских хозяйств, которые иначе, как через торговлю, не
привыкли определять свои отношения с внешним миром. Торговый оборот должен
был установить «смычку» между крестьянином и национализированной
промышленностью. Теоретическая формула смычки очень проста: промышленность
должна доставлять деревне необходимые товары по таким ценам, чтобы
государство могло отказаться от принудительного изъятия продуктов
крестьянского труда.»
Государства поощряло развитие разнообразных форм простой кооперации:
потребительской, снабженческой, кредитной, промысловой. Так, в сельском
хозяйстве этими формами кооперации к концу 1920-х годов было охвачено
больше половины крестьянских дворов. Известно, что в России и до революции
существовало мощное кооперативное движение, но к концу 1928 года
непроизводственной кооперацией различных видов было охвачено уже 28 млн.
человек, или в тринадцать раз больше, чем в 1913 году.
Развивалось и производственное кооперирование в форме
сельскохозяйственных коммун, артелей и товариществ по совместной обработке
земли, куда входили, в основном, бедняки и середняки: около 84% всех членов
кооперативов составляли однолошадные и безлошадные крестьяне. В эти
кооперативы государство направляло сельскохозяйственные орудия, удобрения,
племенной скот, семена, денежные средства.
Осенью 1923 года в стране разразился так называемый «кризис сбыта»,
когда был собран хороший урожай, но крестьяне не торопились сдавать хлеб по
низким ценам, поскольку они не компенсировали затраты на производство.
Крестьяне не могли купить необходимые промышленные товары, которыми были
забиты все склады и магазины. Деревня стала задерживать сдачу хлеба по
продналогу кое-где по стране прокатились массовые крестьянские восстания,
которые были подавлены. Государство снова стояло перед необходимостью
пойти на уступки сельскохозяйственным производителям. В 1924/1925
хозяйственном году произошли некоторые изменения в ценовой политике, была
разрешена аренда земли и использование наемного труда. Был осуществлен
переход к денежному налогообложению крестьянства, что дало им больше
свободы в развитии своих хозяйств. Тем не менее, обстановка в деревне
оставалась напряженной. Дело в том, что правительство осуществляло четкую
социально ориентированную политику в аграрном секторе, поддерживая
экономически беспомощные бедняцко-середняцкие хозяйства, создавая так
называемый «культ бедноты». Так, беднякам предоставлялись льготные
кредиты, отменялись или снижались налоги, их снабжали семенами, рабочим
скотом, сельскохозяйственным инвентарем, но, как правило, все это мало
помогало таким хозяйствам. Зачастую и семенное зерно, и скот использовались
ими в качестве дополнительного продовольствия. В то же время, правительство
всемерно сдерживало развитие хозяйств зажиточных крестьян - кулаков, чей
удельный вес составлял примерно 5% всего сельского населения. По отношению
к этим хозяйствам постоянно проводились уравнительные переделы земли,
изъятие земельных излишков, что влекло за собой дробление крестьянских
дворов, снижение их мощности и урожайности. Слабеющие крестьянские
хозяйства не могли эффективно использовать появляющуюся новую технику. В
1926 году 40% пахотных орудий по-прежнему составляли деревянные сохи, а
треть хозяйств не имела даже лошадей, поэтому уровень урожайности был одним
и самых низких в Европе. Аренда земли, на которую зажиточные крестьяне
возлагали определенные надежды, была сопряжена с большими ограничениями.
Фактически запрещалось образование хуторских хозяйств.
Следствием провозглашенной политики «ограничения кулачества» стало
снижение во второй половине 1920-х годов товарности крестьянских хозяйств,
их рыночной ориентации. Так, почти в два раза, по сравнению с довоенным
уровнем, сократилась доля продукции, направляемой крестьянами на продажу. В
1926/1927 хозяйственном году они потребляли до 85% своей продукции, что
означало фактически возврат к натуральному хозяйству. Постепенно снижался
объем сдачи зерна в государственные фонды.

Новая экономическая политика в промышленности.
Бурно развивающееся кооперативное движение охватило не только сельское
хозяйство, но и торговлю, промышленность. В 1928 году 60-80% товарооборота
в обобществленной розничной торговле приходилось на кооперативную, и лишь
20-40% - собственно на государственную. До 13% всего объема промышленной
продукции давали кооперативные предприятия. В стране действовало
кооперативное законодательство, получили развитие кредитные и страховые
организации по обслуживанию кооперативов.
Трудные времена переживала промышленность, значительная часть
предприятий была разрушена или закрыта во время гражданской войны, заметно
сократились поставки сырья, снизилась численность рабочих и их качественный
уровень. Восстановление промышленности шло с большим трудом. Хотя некоторые
показатели к 1925 году были значительно выше уровня 1913 года, это
относится к производству электроэнергии, продукции машиностроения, легкой и
пищевой промышленности, общий объем промышленного производства все еще
составлял 75,5% от уровня 1913 года. Добыча угля составила 16,5 млн.т.
против 29,1 млн.т в 1913 году, железной руды - соответственно 3,3 и 9,2
млн. т. Грузооборот железных дорог составлял не более 80% от довоенного
уровня. Требовались радикальные перемены для ликвидации многочисленных
проблем в промышленности.
Развивая идею о государственном капитализме, правительство разрешило
частному предпринимательству брать в аренду мелкие и средние промышленные и
торговые предприятия. Фактически эти предприятия принадлежали государству,
программа их работ утверждалась в учреждениях государственной власти на
местах, но производственная деятельность осуществлялась частными
предпринимателями. Арендовать предприятия могли как государственные
организации, так и частные лица, в том числе и их бывшие владельцы.
Арендованные частниками фабрики порой насчитывали 200-300 наемных
работников.
Было денационализировано небольшое количество государственных
предприятий. Разрешалось открывать собственные предприятия частным лицам с
числом занятых не более 20 человек, позже этот «потолок» был поднят. К
середине 1920-х годов на долю частного сектора приходилось от 20 до 25%
производства промышленной продукции. Одним из признаков НЭП явилось
развитие концессий, то есть предприятий, действующих на основе договора
между государством и иностранными фирмами как в добывающих, так и
обрабатывающих отраслях. Несмотря на большевистские лозунги, призывавшие
идти на «последний и решительный бой» против мировой буржуазии, Советское
правительство понимало, что нужны огромные средства для выхода из
экономического кризиса и своими силами восстановить разрушенное хозяйство
без иностранной помощи страна не сможет.
К тому же руководители государства рассчитывали использовать опыт
концессионных предприятий, их воздействие на повышение производительности
труда и организацию работ на аналогичных отечественных предприятиях. С
помощью иностранных предпринимателей Советская Россия рассчитывала завязать
необходимые международные связи на мировом рынке, утраченные после
революции.
В апреле 1922 года в г. Рапалло (Италия) был подписан советско-
германский договор, по которому были восстановлены дипломатические
отношения между двумя странами. После подписания Рапалльского договора
начался период признания Советской республики многими странами мира. Это
позволило заключить различные экономические договоры, причем многие из них
не ограничивались только сферой международной торговли, но охватывали также
технические и технологические связи, прежде всего с Германией, США,
Англией. После заключения Рапалльского договора более двух тысяч немецких
инженеров и техников прибыли в Россию для участия в восстановлении
промышленности. Особый интерес представляло германо-советское военное
сотрудничество. Поскольку Версальский договор 1919 года запретил Германии
иметь и производить современное вооружение (самолеты, танки), то некоторые
немецкие фирмы перевели часть своих мощностей в Советский Союз. Таким
образом, Германия могла обходить Версальский договор и получать новейшее
оружие, которое создавалось на советской территории. Советская сторона, в
свою очередь, получала доступ к новейшим технологиям. Зарубежные фирмы
ожесточенно конкурировали между собой, предлагая свои услуги Советскому
Союзу. Они приобретали концессии, поставляли новую технику, оборудование,
принимали у себя советских инженеров-стажеров. Так, в 1925/1926 годах
стажировку на западных предприятиях прошли 320 инженеров из Советского
Союза, в 1927 - 1928 годах - более 400, а в 1928/1929 годах - более 500
человек. Советский Союз умело использовал конкуренцию между западными
фирмами. В середине 1929 года были заключены соглашения с 27 германскими и
15 американскими фирмами, а в конце 1929 года - уже 40 американских фирм
сотрудничали с СССР (хотя официально США признали нашу страну лишь в 1933
году).
Исходя из всего этого, следует сказать, что многочисленные утверждения
советского руководства о международной «блокаде», «экономической изоляции»,
враждебном отношении «капиталистических акул» к советской стране не вполне
соответствовали действительности. Имеются данные о том, что до 95%
советских промышленных предприятий получали в 1920-е годы западную
техническую помощь, которая помогла достаточно быстро восстановить многие
отрасли экономики. Но как только зарубежное оборудование и технологии
осваивались нашими специалистами, Советское правительство разрывало
договоры о концессиях и других формах сотрудничества с иностранными
партнерами.
В некоторых отраслях удельный вес концессионных предприятий и
смешанных акционерных обществ, созданных с участием иностранного капитала,
был весьма заметным. В середине 1920-х годов они давали более 60% добытого
свинца и серебра, почти 85% марганцевой руды, 30% золота, 22% производимой
одежды и галантереи. Однако в целом роль концессий была невелика: в
1926/1927 хозяйственном году насчитывалось всего 117 действующих
соглашений, они охватывали предприятия, на которых работало всего 18 тыс.
человек и выпускалось чуть больше 1% промышленной продукции.
Кроме капиталов, в нашу страну направился поток рабочих- эмигрантов
из многих стран мира, и, прежде всего из США. Более ста квалифицированных
рабочих с заводов Форда в 1921 - 1922 годах налаживали производство на
Московском автомобильном заводе (АМО). С помощью американских профсоюзов
была создана Российско-американская индустриальная корпорация (РАИК),
которой были переданы шесть текстильных и швейных фабрик в Петрограде,
четыре - в Москве. Иностранные рабочие помогали восстанавливать угольные
шахты Донбасса, десятки инженеров работали на различных заводах страны. С

Новинки рефератов ::

Реферат: Разработка технологического процесса ТР переднего моста автомобиля ГАЗ-31029 (Транспорт)


Реферат: История развития секретарского дела (Делопроизводство)


Реферат: Rosa canina шиповник собачий (Ботаника)


Реферат: Витте, денежная реформа (Право)


Реферат: Вознаграждение персонала и другие методы поощрения (Менеджмент)


Реферат: Волейбол (Физкультура)


Реферат: Эволюция сонатной формы (Музыка)


Реферат: Облік, контроль та аналіз формування прибутку підприємства та розрахунок з бюджетом його оподаткуванн (Бухгалтерский учет)


Реферат: Преступность в России и зарубежных странах. Сравнительный анализ (Криминалистика)


Реферат: Конституционный статус человека и гражданина (Гражданское право и процесс)


Реферат: Система японского менеджмента (Менеджмент)


Реферат: История культуры Древнего Египта (Культурология)


Реферат: По организации и проведению учебной (Геодезия)


Реферат: Программирование с помощью Delphi (Программирование)


Реферат: Культура как социальное явление (Культурология)


Реферат: Финансово-промышленная группа «РОССТРО» (Финансы)


Реферат: Автоматизация проектирования цифровых СБИС на базе матриц Вайнбергера и транзисторных матриц (Радиоэлектроника)


Реферат: Клиническая психология (Психология)


Реферат: Биотехнологии (Биология)


Реферат: Время Ивана Грозного (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист