GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Факторы, влияющие на производительность и удовлетворенность работой (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Факторы, влияющие на производительность и удовлетворенность работой (Социология)



Министерство образования Российской Федерации
Пензенский государственный университет
Кафедра «Связь с общественностью»



РЕФЕРАТ
по дисциплине «Деловое общение»
Факторы, влияющие на производительность и удовлетворенность работой.



Руководитель:
________________Еремина Е. В.
“___”___________20__г.
Выполнил: студент гр. 99АЭ1
________________Холодков В. И.
“___”___________20__г.



Пенза: 2001
План
1. Что значит для нас работа и можно ли любить свою работу.
2. Причины, по которым мы любим свою работу.
3. Мотивы, влияющие на удовлетворенность работой.
4. Признаки мотивирующей организации труда.
5. Роль руководителя в организации законов труда.
Факторы, влияющие на производительность и удовлетворенность работой.
“Работа – это поиск смысла жизни и
хлеба насущного, признания и денег,
интереса, а не безразличия, короче
говоря, поиск жизни, а не постепенного,
с понедельника до пятницы, умирания.”
Стадс Теркель.
На вопрос “Любите ли вы свою работу?” лишь 1 из 10 отвечает: да. В
своей книге “Работа с удовольствием” Ричард Герман, Диана Блюменсон и Питер
Арнольд отмечают, что 4 из 5 работающих что-нибудь да не нравится в
выполняемой им работе. Процент недовольных своей работой достигает 95% -
ужасающая статистика. Большинство из нас проведут на работе около 100 000
часов в своей жизни – приблизительно половину всего остающегося от сна
времени. Когда подумаешь, как много часов – месяц за месяцем, год за годом
– мы проводим на работе, становится грустно от того, что отдача в смысле
получаемого удовлетворения столь мала. Зависит ли что-нибудь от того, как
мы относимся к своей работе? Несомненно. Если работа вам не по душе, вы
чувствуете это сразу, вы можете выполнить работу, но ощутите разочарование,
раздражение или апатию. И это обязательно отразиться как на личной жизни
так и на самой работе. Результатом могут стать ваши частые болезни.
Установлено, что стресс и скука, которую вы испытываете во время работы
пагубно могут повлиять на ваше здоровье. Международная организация труда
установила, что 45% служащих испытывают на работе чрезмерный стресс, а 15%
ощущают депрессию.
Почему работа так много для нас значит, почему мы должны любить ее?
Многие уверены, что работу полюбить нельзя. “Да это же просто работа!” -
говорят они. Значит ли это, что работа – это еще не все в жизни. Конечно не
все, но она важнее, чем многие себе представляют. Подумайте только, сколько
времени и энергии уходит у вас на работу, даже если она вам не нравится.
Разве не лучше было бы использовать это время и энергию на обеспечение
счстливого будущего? Многие рады уже тому, что у них есть хоть какая-то
работа. Большинство из нас должны работать, чтобы иметь деньги, но работа
дает нам еще кое-что: чувство причастности к делу и самоуважение. Разве не
хотелось бы вам получить от работы что-нибудь сверх зарплаты?
Мы зависим от работы возможно даже больше чем следует. Но ведь
существуют и другие важные вещи в нашей жизни. Детей всегда спрашивают:
“Кем ты хочешь стать когда вырастишь?” При встрече с друзьями мы
интересуемся: “Чем ты занимаешься?”, имея в виду работу. Чтобы помочь найти
ответ на вопрос о важности работы, зададим другой: “Кто из вас знает
соседей по дому?”, а потом “Кто из вас хорошо знаком с 4 или 5
сослуживцами?” В подавляющем большинстве случаев лишь немногие дадут ответ
на первый вопрос и все отвечают на второй. Работа стала нашим “окружением”.
Мы показываем друг другу семейные фотографии, рассказываем о своих
проблемах, жалуемся, радуемся, делимся воспоминаниями и строим планы на
будущее. С сослуживцами мы проводм гораздо больше времени чем с нашими
соседями и даже с нашими семьями.
Согласно статистики мы проводим на работе сегодня на 15% больше времени
чем 20 лет назад. В нынешние времена экономического спада, недовольство
политикой правительства и страха перед все возрастающей глобальной
конкуренцией эта проблема вряд-ли ослабеет. Большую часть года многие из
нас затемно уходят на работу и затемно возвращаются с нее. Я не хочу
сказать, что все так и должно быть, но, нравится это нам или нет, все так и
обстоит. А поскольку мы проводим большую часть времени на работе, то она
должна приносить нам радость и удовлетворение. Для нашего поколения
исключительно важно, гораздо важнее, чем раньше, добиться успеха в работе,
обрести уверенность в том, что время и энергия, затраченная на выполнение
служебных обязанностей не пропадают зря, а способствуют достижению успеха в
жизни.
Некоторые из тех, кто не доволен своей работой, говорят, что были бы
счастливы и полюбили бы свою работу, если бы им больше платили. Всем,
конечно, нужны деньги, чтобы жить, содержать семью и вообще чувствовать
себя хорошо, но одни деньги не способны превратить работу, которую вы
имеете, в работу, которую вы любите. Вызвать у человека любовь к своей
работе могут на первый взгляд такие несущественные вещи, как чувство
ответственности, профессиональная этика, способность осуществить свои
мечты. В нее можно вложить не только мастерство, но и чувства. Подходящая
работа странным образом возвышает нас, она улучшает всю нашу жизнь. С
уверенностью можно сказать: если я доволен своей работой, если она мне
нравится, я счастлив и вне работы, а ненавистная работа делает людей
обозленными, раздражительными, в каком-то смысле обманутыми. Ощущения, что
я отдаю всего себя, не получая ничего взамен подавляет нашу энергию,
подтачивает веру и вообще как-бы принижает человека.
Причины по которым один любит свою работу, а другой нет весьма
индивидуальны. Часто они связаны с психологическими особенностями человека.
Существует масса личных причин и пристрастий в выборе работы. В нас целый
комплекс интересов, набор самых разных(часто несовместимых) индивидуальных
качеств и совокупность трудовых и профессиональных навыков, которые
определяют в конце концов наше решение относительно того, какая работа
является для нас делом всей жизни. Определим 5 мотивационных личных
вопросов при выборе работы:
. нужна ли мне постоянно меняющаяся работа?
. хочу ли своей работой помогать другим?
. хочу ли, чтобы на мне лежала большая ответственность или эта
мысль меня пугает?
. хочу ли все время быть на людях, или это для меня крайне
нежелательно?
. люблю ли докапываться до мелочей или для меня важна общая
картина?
. нуждаюсь ли я в строгих рамках или меня больше привлекает
открытое или независимое окружение?
Самая лучшая работа – это та, выполняя которую ты чувствуешь себя самим
собой. Проще говоря, если она доставляет радость. Она возможно дана вам на
всю жизнь. Самое важное в поисках работы, которую вы можете полюбить, -
будь то работа в конторе или в поле, потребует ли она отказа от всего
остального в жизни – это понять себя и выяснить что может принести вам
удовлетворение.
Что же влияет на производительность и удовлетворенность работой? Из
всех факторов, влияющих на удовлетворенность работой следует выделить
личную мотивацию. Но прежде всего мы должны уяснить, что же представляет
собой термин “мотивы”. Здесь напрашивается довольно простое определение:
мотивы есть побудительные моменты, управляющие нашими поступками. У каждого
есть свои побудительные моменты. Психолог Шонпфлуг выразил это в более
широкой формулировке: “Когда восприятие и мышление, поступки и познание
выливаются в форму координированных действий и за этим начинает проступать
образ целостной личности, то объяснение следует искать в индивидуально
окрашенном и последовательном действии мотивов и эмоциональных восприятий.”
Как видно, наряду с мотивами наблюдается и апелляция к чувствам, так же
выступающим в качестве движущей, активизирующей силы.
Если мы обратимся к классификации мотивов, то можно составить слудующую
классификацию:
. физиологические потребности;
. потребность в защите/безопасности;
. потребность в любви/причастности;
. потребность в признании/результатах;
. потребность в самовыражении.
Помимо собственных целей, для достижения производственных мы можем и
должны использовать не только собственные мотивы, но и мотивы работающих
рядом. Например, работник с готовностью остается после работы помогать
своему молодому товарищу осваивать сложную для него операцию. Возможны
различные причины этого: “болеет” за коллектив и интересы дела; опасается,
что его недолюбливают товарищи, и хочет понравиться им; любит учить других
и показывать свою компетентность; не знает, куда деться после работы; хочет
помочь работникам из-за личной симпатии и т.д. Таким образом, знание
мотивации – ключ к пониманию поведения человека и возможности воздействия
на него.
О каких же мотивах идет речь? Прикладная психология разделяет
мотиваторы и демотиваторы, влияющие на производительность и
удовлетворенность работой. В одной из крупных фирм (более 500 человек) в
течении целого ряда лет проводился опрос, связанный с мотивацией:
1. В моей работе мотивирует прежде всего…
2. В моей работе демотивирует прежде всего…
После обрабтки результатов опроса получены следующие данные.

Перечисленные мотиваторы однозначно свидетельствуют о том, что в
отношении с мотивацией сотрудников решающую роль играет удовлетворенность
работой и результатами своего труда, так же возможность самовыражения.
Интерес к работе во многом определяется не только ее содержанием, но и
организацией труда, методами управления и степенью влияния работника на
производство (инициатива, самостоятельность, участие в принятии решения).
Не нужно, однако, забывать, что заработок, оплата труда так же играют
мотивирующую роль. Мотивируют как труд, так и стремление к достижению
успеха, т.е. не только духовные, но и материальные ценности. Материальная
заинтересованность – один из основных общечеловеческих стимулов трудовой
активности, однако учитывать его необходимо осторожно, т.к. этот стимул
хоть и является очевидным, но как показывает опыт, “срабатывает” далеко не
всегда. Например, молодые работники, не имеющие своей семьи и
профессионально не определившиеся могут больше высокого заработка ценить
возможность иметь свободное время; пожилые ориентированы на улучшение
условий труда, снижение его напряженности даже в ущерб заработку. Психологи
и социологи предлагают систему факторов, определяющих чувства
удовлетворенности работой:
1. Рабочая среда. Нет никаких сомнений, что обстановка, в которой
выполняется работа может существенно влиять на отношение и
энергию работников. Это значит, что организации стоит вкладывать
время, ресурсы и заинтересованность в создание такой обстановки,
которая содействовала бы достиженю ее задач и отвечала бы
потребностям занятых.
2. Вознаграждение. Оно включает в себя зарплату, прочие выплаты,
выходные дни и дополнительные льготы.
Дополнительные льготы получили в последние годы широкое
распрастранение. Мы видим, как компания предлагает многие из следующих
выгод, обычно имеющих для служащих большие ценности, чем эквивалентный
объем заработка: жилье, личное медицинское страхование, страхование жизни и
от несчастных случаев, оплаченное питание, возможности для развлечения,
бесплатные товары, предоставление одежды, проведение диспансеризации и
лечения, программа участия в прибыли, низкопроцентные кредиты, возмещение
затрат на образование, загородные выезды для служвщих и их семей,
социальные функции.
3.Безопасность. Люди редко дают максимум возможного в атмосфере
отсутствия безопасности. Трудно ждать продуктивной работы от сотрудников
бюджетной организации, финансирование которой постепенно сокращается и в
любой момент может совсем прекратиться. Чувство безопасности не просто
связано с наличием или отсутствием работы. Люди так же боятся утратить свое
положение или потерять уважение, которое испытывают к ним другие. Многим
нравиться чувство безопасности, которую они испытывают в группе, к которой
принадлежат.
4.Личное развитие и профессиональный рост. Один из наиболее эффективных
способов увеличить вклад людей в работу организации заключается в оказании
помощи их личному развитию. Развитие и опыт не разделими, и, хотя
тренировка и обучении могут оказаться полезными, невозможно найти замену
возрастающей ответственности и новому опыту. Обратная связь с работой не
отделима от развития людей, и она может быть сильнейшим мотивом для еще
больших достижений.
5. Чувство причастности. Большинству людей нравится ощущение полезности
их работы, и они хотят чувствовать себя частью организации, которая их
нанимает. В некоторых организациях довольно открыто доводят до служащих
информацию, что помогает им понимать происходящее. Однако в других,
кажется, делают все, чтобы как можно дольше держать своих служащих в
неведении, поскольку чувство причастности – это двухсторонний процесс,
необходимо интересоваться мнениями, суждениями и взглядами работников.
Психологи говорят, что в организационных группах обычно кто-то один
является наиболее влиятельным и особенно важно, чтобы он участвовал в
решении вопросов, воздействующих на группу.
Подчиненные считают так же, что рядом с ними должны находится
компетентные руководители и хорошие коллеги, они хотят быть информированы и
ясно представлять себе поставленные перед ними задачи. Руководитель должен
вырабатывать цели и задачи вместе с сотрудниками и анализировать зоны
ответственности каждого за их выполнение. Чем больше сотрудник имеет
возможность участвовать в выборе и постановке цели, тем меньше требуется
усилий для их убеждения в дальнейшем. Спущенные сверху цели – это плохие
цели, хотя бы потому, что эти “чьи-то чужие цели” никому не интересны,
каждый заинтересован в своих. Хороший управляющий должен добиваться того,
чтобы его сотрудники считали поставленные цели своими, тогда они могут
помочь в их осуществлении.
6. Интерес и вызов. Стремление добиться значительных результатов широко
распространено во многих организациях. Большинство людей ищут такую работу,
в которой содержался бы “вызов”, которая требовала бы мастерства и не была
бы слишком простой. Само содержание работы может взбодрить работников. К
несчастью, очень многие виды работ скучны и не предъявляют особых
требований. Даже явно исполнительские виды деятельности могут быть
перестроены так, чтобы они приносили больше удовлетворения.
Если сложившаяся на работе ситуация удовлетворяет потребности
работника, открывает перед ним возможности самореализации, для него
характерна удовлетворенность своей работой, которая в значительной степени
определяет эффективное трудовое поведение и на основании этого можно
назвать 15 признаков мотивирующей организации труда:
1) Любые действия должны быть осмысленными. В первую очередь это
относится к тому, кто требует действия от других.
2) Большинство людей испытывают радость от работы, отвечая за нее,
удовлетворяя свою потребность в личной причастности к результатам
деятельности, к работе с людьми (клиентами). Они хотят, чтобы их
действия были важны для кого-то конкретно.
3) Каждый на своем рабочем месте хочет показать на что он способен, он
хочет доказать свои способности и свою значимость. Он не хочет,
чтобы в тех вопросах, в которых компетентен именно он, решения
принимались без его участия.
4) Каждый стремиться выразить себя в труде, узнать себя в каких-то
результатах, иметь доказательства того, что он может что-то сделать.
Это “что-то” по-возможности должно получить имя своего создателя.
Это относится и к работнку, и к группе.
5) Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как можно
улучшить свою работу, ее организацию. Он хочет реализовать свои цели
и не боиться санкций. Он расчитывает на то, что его предложение
встретят заинтересованно.
6) Людям нравиться ощущать свою значимость. Каждый сотрудник знает как
важен его труд для общего успеха.
7) Каждый человек стремиться к успеху. Успех – это реализованные цели.
У сотрудников выработаны цели, достижения которых подаются по уровню
и срокам выполнения.
8) Успех без признания приводит к разочарованию. Каждый хорошо
работающий сотрудник с полным правом расчитывает на признание и
поощрение – и материальное и моральное.
9) Потому, каким способом, в какой форме и с какой скоростью сотрудники
получают информацию, они оценивают какова их реальная значимость в
глазах непосредственного начальника и управляющих вообще. Если их
доступ к информации затруднен, если информацию они получают с
опозданием, они чувствуют себя приниженными.
10) Сотрудники негативно относятся к тому, чтобы решения об изменении в
их работе и рабочих местах, даже если эти изменения позитивны
принимались без учета их знаний и опыта.
11) Каждому требуется информация о качестве собственного труда.
Сотруднику она нужнее чем его начальнику. К тому же она должна быть
оперативной, чтобы работник мог вносить коррективы в свои действия.
Каждый хочет знать масштаб, которым его измеряют и с самого начала,
а не тогда, когда время ушло.
12) Для всех нас контроль со стороны неприятен, каждая работа выигрывает
от максимально возможной степени самоконтроля. Непосредственно
видимые результаты действия повышают интерес к работе.
13) Большинство людей стремиться в процессе работы приобрести новые
знания. Повышенные требования, дающие шанс дальнейшего развития
принимаются гораздо охотнее, чем заниженные. Если работа примтивна и
не предоставляет возможности развития, можно практиковать смену
видов деятельности.
14) Сотрудники остро реагируют, если их старания и результаты приводят
только к тому, что их еще больше загружают, особенно, если это никак
не компенсируется в денежном отношении. Так “убивают” инициативу.
15) Имеется свободное пространство для инициативы в организации
производства, для индивидуальной ответственности работников во всей
производственной цепочке.
Итак, можно считать что некоторое представление о мотивации труда
получено и руководителю необходимо проанализировать мотивы и воздействовать
на них.
Поскольку управление осуществляется через взаимодействие людей,
руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие
процессы, межличностные взаимоотношения, групповое поведение. Некоторые из
этих законов я приведу ниже. Термин “закон” здесь будет употребляться не в
строго широком толковании.
1. Закон неопределенности отклика или, по другому, закон
зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различий их
психологических структур. Разные люди и даже один человек в
разное время могут реагировать качественно по-разному на
одинаковые воздействия. Руководитель, отдавая распоряжение
работнику, недеется, что оно будет выполнено к опредленному
сроку и с определенным результатом. Иногда эти надежды
оправдываются, но довольно часто его не удовлетворяет
деятельнось подчиненного по какому-либо из контролируемых
параметров. Руководитель может посчитать подчиненного
бездельником или неспособным работником. Подчиненный, в свою
очередь может предъявить десятки объективных обстоятельств в
оправдание своей недисциплинированности. Мнение руководителя при
этом может оказаться ошибочным. Оправдания подчиненного – просто
наивными. Руководитель избрал способ воздействия на работника,
не соответствующий его ожиданиям и особенностям, работник
использовал в качестве защиты все способы, только бы не
затронули его как личность, не оскорбили бы чувства его
собственного достоинства и самоуважения.
2. Закон неадекватности отображения человека человеком. Человек –
сверхсложная система. Он включен в систему общественных
отношений и потому является их выражением и отображением. Кроме
того человек осознанно или неосознанно защищается от попыток
раскрыть его особенности и возможности. Психологически раскрытая
личность может стать игрушкой в руках человека, склонного к
манипулированю людьми. Поэтому человек скрывает что-либо о себе,
что-либо усиливает, какие-либо сведения о себе отрицает, что-то
подменяет, что-то придумывает, т.е. пользуется защитными
приемами и демонстрирует себя таким, каким бы он хотел, чтобы
его видели другие.
3. Закон неадекватности самооценки. Этот закон можно рассматривать
как частный случай предыдущего закона. Когда человек пытается
оценить сам себя, ему мешают те же ограничения, что и в случае
анализа других людей.
4. Закон самосохранения. Ведущим мотивом социального поведения
является сохранение личного статуса, личностной состоятельности,
собственного достоинства человека.
5. Закон компенсации. Его суть в том, что при высоком уровне
стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к
человеку нехватка каких-либо способностей для успешного
осуществления именно данной деятельности возмещаются другими
способностями или навыками и умением работать. Этот
компенсаторный механизм часто срабатывает бессознательно, и
человек приобретает опыт работы в ходе проб и ошибок.
Наука управления не исчерпывается описанными выше психологическими
законами, существуют многие другие закономерности, принципы, правила,
имеющие отношение к управлению организацией. Почему же производство не
останавливается, когда руководители не знают законов управления и,
следовательно, не могут соотнести свою деятельность с их требованиями.
Ответ прост – законы управления, как и законы природы, действуют даже
тогда, когда они не осознаются. К сожалению, некоторые руководители
учитывают действия законов управления и согласовывают свою деятельность с
их требованиями лишь на интуитивном уровне. Они не должны забывать, что
руководить – значит приводить сотрудников к успеху и самореализации (В.
Зигерт, Л. Ланг).
Учитывая сложную природу индивидуальной удовлетворенности трудом как
результата соотношения притязаний, ожидание работника с теми возможностями,
которые ему предоставляются в организации вынести однозначные суждения о
мотивации отдельного работника, степени активности его позиций в
коллективе, отношение к труду только на основании данных о его
удовлетворенности работой непросто. Целесообразнее поэтому использовать
анализ удовлетворенности людей работой и аспектами социально
производственной ситуации скорее как групповой показатель этой оценки. Ниже
в таблице перечислены возможные мотивы, определяющие трудовое поведение
работающего человека, степень их значимости для работников может быть
различной. Данные мотивы хороший руководитель заполняет сам. Затем
организует заполнение всеми сотрудниками (с учетом условий, указанных при
описании карты оценки удовлетворенности работы) и обрабатывает эту таблицу
для получения сравнительных результатов.
Таблица мотивации к труду.
|N |Материальная заинте- |Интерес к |Осознание и |Условное |
| |ресованность в работе|процессу труда|переживание |название |
| | | |общественной |человеческого |
| | | |значимости |типа |
| | | |труда | |
|1 |+ |+ |+ |Оптимальный |
|2 |+ |- |+ |Неустойчивый |
|3 |+ |- |- |Рвач |
|4 |- |+ |+ |Энтузиаст |
|5 |- |- |+ |Неустроенный |
|6 |- |- |- |Негативн. |
| | | | |настр. |

Руководитель сравнивает свой личный взгляд на мотивационную обстановку
с позиции своего коллектива. Выявляющиеся разногласия станут предметом его
анализа и основой соответствующих управленческих решений. Проанализировав
основные трудовые мотивы отдельного работника, он отности его к
определенному типу. Такая простейшая типологизация может быть полезной для
индивидуальной работы с кадрами. Работа с кадрами – это одна из основных
задач управления. Каждый руководитель должен заботиться о повышении
компетентности тех, кем руководит. Почти каждый человек обладает
значительным потенциалом для личного и профессионального роста, и по мере
удорожания человеческих ресурсов становиться все более важным задействовать
этот потенциал. Развитие людей – это ключевой элемент управленческой
эффективности, которая позволяет получить следующие результаты:
. рост заинтересованости и воодушевления работника;
. более высокие результаты работы;
. появление кандидатов на выдвижение;
. увеличение жизненной энергии;
. создание благоприятного климата;
. постоянное повышение качества внутреорганизационно деятельности,
продукции, услуг.
Некоторые из этих пунктов отражают влияние развития на моральный климат
и жизненный тонус не затрагивая производственные показатели. Но это не так.
Если на производстве созданы необходимые условия для развития личности, то
это непосредственно скажется и на развитии производства.
Список использованной литературы
1. Бербель Швальбе, Хайн Швальбе “Личность, карьера, успех ” (Психология
бизнеса), изд-во “Хозяйство, право”, Мюнхен, 1993
2. Д-р Пол Пауерс и Дебера Рассел, “Найди свое дело”, Москва, 1994
3. Роджер Фишер и Уильям Юри, “Путь к согласию или переговоры без
поражения”, Москва, Наука, 1992
4. Ксенчук Е.В, Киянова М.К, “Технология успеха”, Дело, Москва, 1993
5. Бойко В.В, Ковалев А.Г, “Социально-психологический климат коллектива
и личность”, Москва, 1993
6. Гришина Н.В, “Я и другие: общение в трудовом коллективе”, Л, 1993
7. Жизилев А.В, “Руководитель и коллектив”, Ставрополь, 1989




Реферат на тему: Феминизм

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Понятие феминизма………………………………………………………4
2. Причины появления феминизма………………………………………...6
3. Социальная дискриминация женщин…………………………………...8
4. Феминизм как политическая сила……………………………………...11
5. Противоречия в теории современного феминизма……………………17
6. Феминистские организации в мире…………………………………….24

Заключение………………………………………………………………….….27

Литература……………………………………………………………………..28



Введение

Феминизм – противоречивое явление. Поэтому многие, кто пытается
разобраться в сущности этого явления по разному рассматривают феминизм, как
социальное явление.
Например, Шведова. Ее подход к данной проблеме рассмотрен с точки
зрения влияния женщин на ход современной истории. То есть она сторонница
феминизма, как политического явления.
Шведова рассматривает феминизм, как нормальный процесс укрепления прав
женщин и вхождения их во все сферы жизни общества и управления им.
К такому же типу можно отнести Галину Старовойтову. Она была женщиной в
большой политике и всеми способами подчеркивала, что это нормальное
явление, которое не следует сдерживать.
То есть двух вышеперечисленных авторов, публикации и работы которых
были использованы при написании данной работы я отношу к политическим
феминисткам.
Такие авторы как Дугин и Шатерникова рассматривают феминизм со стороны,
как просто социальное явление.
Они пытаются выделить основные черты этого явления, прослеживают как
оно развивалось во времени, дают свою оценку и выявляют положительные и
отрицательные черты процесса феминизации.
Такие публикации в журналах типа «Девичник», которые являются не
редкостью как правило, как и в нашем случае, пронизаны протестом против
мужского доминирования во всех сферах.
К феминизму в целом можно отнестись с пониманием, за исключением его
воинствующего направления, стремящегося, под предлогом раскрепощения
женщины, во что бы то ни стало поменять ее местами с мужчиной. Сторонников
этой точки зрения узнать легко, достаточно лишь просто высказать мнение,
что женщины в первую очередь должны быть хранительницами домашнего очага, а
уж потом искать возможности для своего профессионального и творческого
самовыражения, как эти фурии приходят в неописуемую ярость и начинают
кричать, что пора, мол, «навсегда покончить с господством мужчин» и
«окончательно раскрепостить женщину, освободив ее от плиты и корыта». У
меня нередко складывается впечатление, что для этих дам счастье заключается
именно в том, чтобы помыкать мужчинами и переложить на плечи своих мужей,
если таковые конечно имеются, свои традиционные обязанности по дому,
сложившиеся на протяжении тысячелетий человеческой истории в соответствии с
особенностями обоих полов. На самом деле нет необходимости искать какой-то
новый путь, люди давно бы изменили такой порядок вещей, если это было бы
разумным и возможным, однако, несмотря на стремительные темпы научно-
технического прогресса, человеческая природа остается прежней, чего, к
сожалению, никак не могут понять оголтелые сторонники безудержной женской
эмансипации. Может быть, они всерьез рассчитывают на то, что готовить суп
или стирать белье за них в дальнейшем будут роботы или же инопланетяне,
однако лично я глубоко убежден, что в человеческой жизни существуют вещи и
понятия, надежно проверенные временем, и что по-настоящему счастлива может
быть только та женщина, которая имеет возможность гармонично сочетать
семейную жизнь, материнство и ведение домашнего хозяйства с интересной
работой, учебой или какой-то иной полезной деятельностью, которая ей по
душе. Некоторые оголтелые феминистки все время побуждают женщин к
соревнованию с мужчинами во всем, причем нередко даже в области тяжелого
физического труда, что абсолютно бессмысленно, ведь совершенно очевидно,
что Всевышний Аллах (Хвала Ему и велик Он!), изначально наделил мужской и
женский пол такими взаимодополняющими качествами, которые необходимы им для
образования гармоничного целого. Поэтому женщины не должны надрываться ради
куска хлеба на тяжелых и вредных работах, бросив воспитание своих детей на
детские сады или вообще на произвол улицы. Для этого необходимо создать
такие социально-экономические условия в нашей стране, чтобы их мужья могли
хорошо зарабатывать, благодаря чему матери имели бы возможность не работать
хотя бы до того момента, пока ребенок не пойдет в школу, поскольку именно
первые семь лет существования являются решающим этапом в формировании
физически здорового и духовно развитого человека. При этом нужно хорошо
понимать, что дело тут вовсе не в том, будто Ислам подвергает женщину
некоей дискриминации, насильно принуждая ее оставаться дома, а в том, что
он расценивает ее повседневный домашний труд и воспитание детей как
изнурительное и ответственное занятие, нисколько не уступающее по своей
важности мужскому труду, приносящему заработок. Благодатную почву для
оголтелого феминизма создает и грубое обращение с женщинами со стороны
отдельных невоспитанных мужчин, ведь ни для кого не секрет, что некоторые
из них не стесняются даже поднимать руку на женщин, видя в этом некое
своеобразное «геройство» и позабыв о том, что мужество следует
демонстрировать не на слабой половине человечества, а на поле боя или же в
борьбе с неблагоприятными житейскими обстоятельствами.

1. Понятие феминизма

Феминизм (фр. Feminisme, от лат. Femina - «женщина»)-в широком
смысле- стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни
общества, в узком смысле – женское движение, целью которого является
устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.[1]
Синонимом можно назвать термин « эмансипация женщин».
Эмансипация (лат.-emancipatio)-у римлян обозначало освобождение из-под
отцовской власти. Отсюда произошло общее значение-освобождение от
зависимости и ограничения.[2]

Феминизм имеет долгую историю и может, вероятно, быть прослежен от 15-
го столетия (Келли, 1982), а женское сопротивление подчинению, конечно же,
предшествует возникновению феминизма как полностью сформулированной
идеологии и практики (Рауботам, 1972). Корни современной феминистской мысли
прослеживаются с конца 18-го столетия и творчества Мэри Уоллстоункрафт.
Позднее имели многочисленные проявления феминистской активности,
сопровождаемые периодами относительного затишья. "Первую волну" феминизма
часто относят к середине 19 - началу 20-го столетия. "Вторая волна"
идентифицировалась с возрождением феминизма в конце 1960-х гг. и
сохранилась в качестве социального движения до настоящего времени. Однако
таких "волн" было много, и Сара (1982) подвергла критике идею "первой" и
"второй волны" как этноцентристскую.

Несмотря на то, что феминизм в конце 60-х гг. стремился понять и
документально доказать, что угнетению обычно подвергаются все женщины,
многие современные документы подчеркивают многообразие подобных отношений
не только в связи с мужским социальным порядком, но и из-за отношения
женщин друг с другом. Следовательно, точнее было бы говорить о феминизмах,
ибо Сибистайн (1978) выявила свыше десятка политических тенденций внутри
феминизма в диапазоне от либеральной позиции равноправия до требования
женского верховенства. Палмер (1989) перечислила следующие тенденции
феминизма: академический, культурный, лесбийский, либеральный,
психоаналитический, радикальный, социалистический, а также политическое
лесбиянство. Кроме того, "черный" феминизм занимался скрытым и открытым
расизмом, выделяя специфические проблемы из жизни черных женщин (Лорд,
1979). Экофеминизм утверждает, что конец угнетения женщин связан с
экологическими ценностями..., женщины должны быть прежде всего озабочены
прекращением эксплуатации экосистем (Канард, 1988).
Экофеминизм был особенно силен внутри радикального феминизма и внутри
движения зеленых.

Радикальный феминизм, преобладающая форма в США, разработал понятие
исключительно женской культуры, наряду с убеждением в потребности
организации отдельно от мужчин. Материалистический (социалистический)
феминизм настроен критически в отношении эссенциализма, скрыто присущего
радикальному феминизму, и внеисторического подхода к патриархату. Данная
идеология имеет корни в марксизме и наделяет приоритетным значением
социальный класс как фактор, определяющий положение женщин при капитализме,
будучи, следовательно, связана с интеракцией между диалектикой класса и
пола. Деление на радикальных феминисток, которые желают организоваться
отдельно от мужчин, и материалистических феминисток, стремящихся к
солидарности с "благосклонными" мужчинами, остается непреодоленным.

Академический феминизм придал импульс обучению и исследованиям
во многих академических учреждениях. Направление женских исследований было
связано с пересмотром и оспариванием широкого разнообразия академических
дисциплин, включая социологию, историю, английскую литературу, с критикой
"слепого в отношении пола" характера академического знания. В социологии
все чаще появлялась литература о положении женщин в обществе и развитии
особой феминистской методологии исследования (Стенли и Вайз, 1983).

В настоящее время феминизм остается жизненным и заметным
социальным движением, достигшим наибольших успехов в области культуры.
Несмотря на громкие предсказания постфеминистской эры, продолжающееся
социальное неравенство женщин и его искоренение остаются в центре внимания
феминизма во всех его формах.[3]



2. Причины появления феминизма

В Америке все равны перед законом, и у всех одинаковые гражданские
права. Общество зорко стоит на страже этих священных принципов.
Но такой национальный спорт, как перегибание палки, процветает и здесь.
Немало активистов борются за то, чтобы все были вообще как можно больше
равнее. Нелегальные иммигранты, оказывается, должны иметь те же права и
помощь от государства, что и легальные. Равны все языки - и на улицы
выходят демонстрации под мексиканским флагом, требуя, чтобы в школах
обучали по-испански. Равны все культуры - в университетах сражаются с
"засильем культуры белых". Хотят узаконить равенство сексуальных
ориентаций, чтобы гомосексуальные пары могли официально вступать в брак и
усыновлять детей. На детских конкурсах призы иногда вручают всем подряд,
чтобы проигравшие не ощущали неравенства с победителями. Взрослых тоже
стараются не травмировать. На церемонии вручения "Оскара" раньше объявляли:

- Итак, победил такой-то.
Недавно слово "победил" отменили, и в целях равенства стали возглашать:
- Итак, "Оскар" вручается такому-то.
Борются, конечно, и за равенство женщин. Их права реально ущемлены в
двух областях. На частных предприятиях женщинам иногда норовят заплатить
поменьше, чем мужчинам. И бывает, что воздвигают над ними "стеклянный
потолок" - невидимую преграду, мешающую повышению по службе. Благородные
усилия борцов с этим безобразием можно только приветствовать и
поддерживать.
Но активистки "женского освобождения" требуют гораздо большего.
Американкам не возбраняется служить в армии. Женщин в армии 180 тысяч,
есть среди них несколько генералов и один контр-адмирал. Думаю, что
большинство из них идет туда из материальных побуждений: платят скромно, но
есть большие надбавки к зарплате, медицинская страховка для всей семьи,
длинные отпуска, оплата учебы, приличная пенсия. Женщины служат обычно в
транспорте, связи, разведке, снабжении. Некоторые войска, в том числе
десантные, для них закрыты. Пока что.
Недавно страна с интересом следила за исходом битвы у стен "Цитадели".
Это военное училище, где уже 150 лет по традиции учатся только юноши. Туда
пожелала поступить Шэннон Фолкнер. Училище энергично воспротивилось.
Феминистки пошли в атаку. Дело дошло до Верховного суда США. По его решению
Шэннон приняли. В первый же день она упала от жары в обморок, через неделю
покинула "Цитадель" к восторгу всех 1700 воспитанников. Шэннон, измученная
двухлетней борьбой, заявила, что ее сторонницы и адвокаты использовали ее
как пешку в собственных играх. Год спустя в "Цитадель", однако, прорвались
уже четыре девушки. Две, впрочем, скоро ушли, жалуясь на издевательства
соучеников. Одного парня за это выгнали, десятерых наказали. Папу одной из
оставшихся курсанток - генерала - срочно назначили начальником училища.
Идеолог консерватизма Патрик Бьюкенен выступил в печати с гневной
филиппикой против "сторонних агитаторов", которые "оскверняют традиции" и
насаждают "однополую идеологию, отвергаемую большинством американцев". Но
либералы шумно восторгаются новой победой женщин.
Вероятно, вдохновившись этими событиями, писательница, у которой даже
фамилия женская - Даниэль Александра - сочинила сценарий "Солдат Джейн"
(G.I.Jane). Известный режиссер Ридли Скотт поставил по нему фильм, где
главную роль за 10 млн. долларов сыграла крупнейшая голливудская звезда
Деми Мур.
Сюжет незатейливый. Женщина-сенатор, председательница комиссии по
военным делам, хочет, наконец, ввести в армии полное равенство. Она решает,
что среди военно-морских десантников, которых в США называют "тюленями"
(Seals), не хватает нашей сестры. Одну кандидатку - увесистую и
мужеподобную - сенаторша отводит по внешним данным, заявив, что она похожа
на "жену русского свекловода". Выбор падает на красивую и умную Джордан
О'Нил, лейтенанта разведки, имевшую до того дело лишь с компьютерами.
Джордан проходит нечеловечески трудное обучение наравне с мужчинами, многие
из которых не выдерживают и отсеиваются. В какой-то момент сенаторше-
интриганке становится нужно, чтобы Джордан тоже ушла, и она организует ее
травлю. Но и предательство сенаторши не может сломить стальную волю
героини. В финале "тюленей" посылают на операцию в Ливию - выручать своих
товарищей. Там очень долго, как говорила одна моя знакомая, "они стреляют
из них в них". Командира-мужчину тяжело ранят. Догадайтесь, кто принимает
командование, спасает всех и с триумфом возвращается домой?
Напрасно военные мужчины писали после фильма в газеты, объясняя, что
подготовка "тюленей" абсолютно, категорически непосильна для женщин и что,
не дай Бог, если какие-то несчастные девушки поверят экрану и бросятся в
десантные части. Напрасно утверждают ученые, что уже доказано - мы
биологически разные (способ мышления, пространственная ориентация, степень
агрессивности и т.д.) Феминистки настаивают на полном равенстве.
Зигмунд Фрейд феминисток не жаловал. Он утверждал, что морфологическое
различие между полами обязательно обусловливает и разницу в психическом
развитии.
- Анатомия - есть Судьба, - говорил он, перефразируя Наполеона.
Феминистки это отрицали, а к Фрейду питали неприязнь.
Но вот что поразительно. Сценарий "Солдата Джейн", написанный ярой
феминисткой, сделан абсолютно по модели ее идейного противника Фрейда. Как
известно, Фрейд полагал, что девочки, впервые обнаружив свое физическое
отличие от мальчиков, чувствуют себя обделенными, кастрированными и
становятся жертвами того, что он называл "завистью к пенису". (Об этом
можно прочесть в "Некоторых психических последствиях различия между
полами", 1925, и в "Новых вводных лекциях по психоанализу", 1933.) Это
чувство женщинами не осознается, но может сохраниться в подсознании на
"невероятно долгие годы", даже когда женщина давно поняла умом, что природу
не одолеть. Из-за этого "супер-эго" женщины развивается по-иному, чем у
мужчины. Бессознательная надежда вопреки всему когда-нибудь обрести
недостающее и уподобиться мужчине у некоторых женщин "может стать мотивом
странных и ничем иначе не объяснимых действий".
В фильме "Солдат Джейн" решение Джордан добровольно пойти в мирное
время на то, чтобы во имя равенства искалечить десантными тренировками свой
организм, выглядит достаточно странным. Врач предупреждает Джордан, что от
перегрузок у нее прекратятся обычные женские отправления. Но она словно и
мечтает избавиться от женского естества. В середине фильма она совершает
символический акт уподобления мужчине - бреет себе голову наголо. Но
главное впереди.
Самое тяжкое испытание у "тюленей" - когда их готовят к возможному
захвату в плен. Командир нещадно избивает солдат - так, как будут избивать
враги. С Джордан он особенно жесток, объясняя, что враг сочтет ее слабым
звеном отряда и будет мучить больше всех. К этому надо быть готовыми.
Окровавленная, измочаленная Джордан, конечно, выдерживает пытку и даже лихо
отбивается кулаками и ногами. А победив, с ненавистью говорит командиру не
просто грубейшее, грязное, а именно сугубо мужское ругательство . Мужчины в
восторге - теперь Джордан и вправду одна из них. А ей больше не надо им
завидовать, комплекс кастрации побежден - недостающее обретено!
Фрейдовские построения кажутся нам невероятными. Но такой фильм, как
"Солдат Джейн", внезапно, невольно для его авторов, доказывает, как умел
гениальный психиатр читать в нашем бессознательном. Феминистки думают, что
их надсадное, иррациональное стремление сравняться с мужчинами продиктовано
передовыми идеологическими соображениями. А корни, пожалуй, иногда
действительно скрываются гораздо глубже...[4]
3. Социальная дискриминация женщин
Социальная дискриминация женщин означает ограничение или лишение прав
по признаку пола (или гендерному признаку) во всех сферах жизни общества:
трудовой, социально-экономической, политической, духовной, семейно-бытовой.
Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и
является одной из форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой
для ее безопасности.
Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой
древности. Ученые и политики Древнего Мира прикрывали неравноправное
положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том,
является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на
неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских
трудах Древнего Мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над
женщиной Сократ выразил следующими словами: "Три вещи можно считать
счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты
мужчина, а не женщина". Со времен Сократа прошло почти два с половиной
тысячелетия. Но и в наши дни мало кто из мужчин изменил свое мнение о
женщине.
Главный вопрос, который волнует ученых на рубеже тысячелетий: каковы
пределы равенства полов, может ли оно быть полным?
Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей, состоит
в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни
в чем не уступает мужчине. Для нее не существует принципиально закрытых,
недоступных сфер умственного и физического труда. Ни один закон не должен
запрещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту или иную
профессию. Ее святое право - полная свобода личного выбора видов и форм
деятельности для ее самореализации. Такая постановка вопроса, разумеется,
не означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать
(иногда, временно) их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод,
что равенство полов, не являясь абсолютным, может быть достаточно полным и
всесторонним.
Подходы в исследовании социальной дискриминации женщин
1. Правовой подход
В российской науке сложилось традиционное отношение к изучению
социальной дискриминации женщин, ее рассматривали как проблему
исключительно юридическую. Однако известно, что права, закрепленные
юридическими нормами, нередко отличаются от реального их осуществления.
2. Психологический подход
Анализ социальной дискриминации женщин на уровне микросоциума: анализа
семьи. Он ограничивается изучением межличностных отношений в микрогруппе,
исходя из разных сексуальных ролей двух полов. При этом в основу анализа
кладутся как биологические различия между полами ("биологический пол"), так
и разные социо-культурные представления о ролевом поведении мужчин и
женщин. Иначе говоря, гендерная идентичность и гендерные идеалы:
мужественность - женственность.
3. Социологический подход(основные особенности).
1. Первая особенность.
Необходимость анализа степени дискриминации женщин, т. е. масштабов и
форм ограничения их прав в любой сфере общественной жизни: прежде всего
производственной, но также семейно-бытовой, социальной, политической,
духовной.
2. Вторая особенность
Социологический анализ предполагает использование на определенных
стадиях исследования процесса социальной дискриминации женщин
психологического подхода. Для социолога необходим анализ общественной
психологии как сферы жизнедеятельности общества в целом и женского социума
в особенности с позиций больших социальных общностей.
3. Третья особенность
Социальную дискриминацию женщин наиболее целесообразно исследовать в
двуедином плане. С одной стороны - это массовидное, социальное явление,
охватывающее большую демографическую общность, состоящую из разных
социально-профессиональных, возрастных, статусно-должностных групп. С
другой - это социальный процесс с последовательной сменой состояния
объекта.
4. Четвертая особенность
Дискриминация женщин меняет их социальный статус и социальные установки
в конкретной ситуации (как семейно-бытовой, так и общественной) и влечет за
собой перемены в ролевых функциях женщины. Социологический анализ учитывает
эти обстоятельства.
5. Пятая особенность
Социологический подход к исследованию процесс социальной дискриминации
женщин предусматривает междисциплинарное изучение этой проблемы, которая
находится "на перекрестке" нескольких наук: юридической, исторической,
философской, психологической и собственно социологической.
6. Шестая особенность
Социологический подход исходит из того, что субъектами социальной
дискриминации женщин являются: а) мужчины (если анализ ведется на уровне
семейно-бытовых отношений), обладающие конкретными демографическими
характеристиками, своей социальной ролью и гендерной идентичностью; б)
общество при исследовании социальных отношений; в) государство в лице его
социальных институтов, регулирующих отношения полов, способствующее или,
напротив, нарушающее принципы гендерного равновесия в составе властных
институтов в вопросах распределения рабочей силы в различных сферах
занятости.
4. Социогендерный подход
В настоящее время это наиболее перспективный подход, эмпирическую базу
которого составляют результаты конкретных социологических исследований. В
России они непрерывно проводятся различными исследовательскими группами и
поддерживаются грантами зарубежных фондов(центр "ГАЛСИ" Международной
ассоциации "Женщины и развитие" под руководством Г. Силласте провел в 90-х
годах : "Женщины и демократизация", "Женщины - рынок - конверсия"; "Женщины
в российском обществе", "Труд, Занятость, Безработица".
5. Причины современного неблагоприятного положения женщин в социуме:
Во-первых, свойственная любой экономике тенденция привлекать женскую
рабочую силу в период экономического роста и вытеснять ее с рынка рабочей
силы в периоды спада. Во-вторых, дискриминация женщин по причине
предубеждений. В-третьих, объективная неконкурентоспособность женщин на
рынке труда.
6. Реальные возможности и механизмы устранения причин неблагоприятного
положения женщин или смягчения их последствий.
Понимание проблем женщин, сложности их взаимоотношений определяет и
стратегии, и реальные возможности улучшения их положения. Любая
государственная политика в отношении женщин может складываться только из
двух компонентов, в том или ином сочетании:
1. компенсация их объективно сложного положения на рынке труда (с учетом
огромной важности для общества других функций, выполняемых женщиной за
пределами этого рынка, прежде всего заботы о детях и обеспечения
нормальной ситуации в семье, позволяющей мужчине трудиться с полной
отдачей)
2. борьба с дискриминацией женщин и меры по повышению их объективной
конкурентоспособности на рынке труда.
7. Феминизм как следствие дискриминации
Естественно, что в такой ситуации женщины стали объединяться в единое
течение, которое пыталось бороться с массовой дискриминацией и продолжает
это делать до сих пор. Это течение получило название "феминизм". Существует
множество инструментов, с помощью которых феминизм заявляет о себе. Но,
пожалуй, наиболее глобальным средством массовой информации является
Интернет, который дает практически неограниченные возможности для
осуществления исследований, проведения тестов, общения. Существует
множество электронных клубов феминисток, специальные электронные газеты,
посвященные этому течению.[5]

4.Феминизм как политическая сила
После периода отмежевания молодых, честолюбивых женщин от феминизма и
провозглашения прихода эры постфеминизма в США и Великобритании в 90-х гг.
появилось новое молодое поколение женщин, настроенных очень критически по
отношению к господствующему радикальному феминизму, однако отождествляющих
себя снова с феминистками.
Феминизм они рассматривают как политическую силу, способную помочь им
добиться успехов в сфере политики и как источник творческого вдохновения.
Новая ориентация феминизма получила название "феминизм силы" (power
feminism). Это название предложила Naomi Wolf, которая противопоставляет
его "страдальческому феминизму" (victim feminism) – так она характеризует
радикальный феминизм. Последний рассматривает женщину как безоружную жертву
мужчины и, в частности, его вампирической сексуальности. Naomi Wolf
считает, что пора покончить с фразеологией войны между полами, ибо на самом
деле женщины не являются жертвами и слабыми по своей природе, хотя и бывают
и жертвами, и слабыми.
Учитывая, что слово "сила" имеет два противоположных значения –
"способность" и "господство", следует подчеркнуть, что Naomi Wolf
использует первое значение слова "сила", хотя целью феминизма силы является
завоевание политической власти – не влияния на власть, а именно власти.
Однако, как будет показано ниже, речь идет не об установлении матриархата,
а о равноправном партнерском взаимодействии между полами во всех сферах
жизни.
Феминистки силы поддерживают политические устремления женщин. Их
интересует реальное участие женщин в структурах власти и вообще в
социальной жизни (а не только формальное равенство). Они исследуют феномен
маскулинности, изменения в стереотипах мужественности, а также изменения в
отношениях между полами.
Феминизм силы признает, что мир в значительной мере изменился с тех
пор, как в середине 60-х гг. родился феминизм. Под влиянием борьбы
феминисток объём свободы для женщин в странах Запада существенно
увеличился, и явная дискриминация женщин стала затруднительной и реже
проявляется. Изменилась частная жизнь, так как под давлением феминисток
наступили изменения в нравах. Растет не только уровень трудоустройства
женщин и их участие в публичной сфере жизни, но также возросла степень
вовлеченности мужчин в домашнюю работу и воспитание детей. Сломаны барьеры
в сексуальной жизни, ограничивающие женщин и поддерживающие двойные
стандарты. Возросла толерантность в отношении гомосексуализма. Никто не
препятствует женщине получить образование в любой сфере знания. Появилась
сеть центров оказания помощи женщинам, подвергшимся сексуальному
домогательству, преследованию, изнасилованию. Женщины чувствуют себя в
большей безопасности. Все более результативной становится борьба с
сексуальными домогательствами на работе, а в последнее время отмечаются
успехи в преодолении насилия в браке и семье. Средства массовой информации,
хотя и в собственных интересах, начинают отходить от прежних сексистских
реклам, фильмов и вообще высказываний. Рынок публикаций и фильмов не
сторонится феминистских произведений, более свободно развиваются также
женское искусство и феминистская критика искусства и науки. Женщины
представляют особый контингент электората, с взглядами которого считаются
претенденты на власть.
Может быть, действительно феминизм утратил смысл своего существования?
Может быть, правы те, кто провозгласил приход эры постфеминизма? Это было
бы большим преувеличением, утверждают феминистки силы. Женщины по-прежнему
опутаны стереотипами – только модифицированными, не используют и не умеют
использовать сполна отвоеванные свободы. Те из них, кто эти свободы
использует, убеждаются, что по-прежнему существуют скрытые барьеры и
неявная дискриминация. В настоящее время в новых профессиях и сферах жизни
обнаруживаются прежние отношения, хотя преимущественно в более
завуалированном виде. В Интернете процветает порнография и агрессия в
отношении женщин. Время от времени оживляются попытки отобрать у женщин
отвоёванные свободы. Правые группировки и церковь объединяют свои усилия с
этой целью. В прочности завоеваний феминизма всё ещё нет уверенности.
Угрожают этим завоеваниям также и сами женщины, активно участвующие в
традиционалистских движениях. А также – и это становится в настоящее время
важной проблемой для феминизма – завоеваниям феминизма угрожают сами
феминистки. Конечно же, не все феминистки, а феминистки радикально-
сепаратистской и культурной ориентации.
Радикальный феминизм, разочарованный неудачей на пути к быстрой
трансформации общества, впал, как считают феминистки силы, в опасный
сепаратизм. Сосредоточившись на оказании помощи женщинам, которые в ней
действительно нуждаются, радикальный феминизм создал наряду с этим
идеологию, по которой женщины являются жертвами изначальной злонамеренности
мужчин и женская сущность имеет превосходство над мужской. Таким образом,
радикальный феминизм перешел от программы ликвидации неравенства между
полами к программе культа и возвышения женственности, развил в себе
враждебность по отношению к мужчинам, опасно поляризуя полы, отталкивая
даже союзников. Эта крайность приносит больше вреда, чем пользы, поднимает
на смех феминистские публикации и призывы. Дискредитации образа феминизма и
неприязни, которую ему выказывают молодые женщины, ценящие, однако
завоевания, добытые благодаря прежнему феминизму, способствует также война
радикальных феминисток с гетеросексуальностью. Большинство женщин
испытывает потребность в общении с мужчинами, как в общественной, так и в
личной жизни, вовсе не желая изолироваться от них, не склонно приписывать
всем мужчинам вину за проступки только некоторых из них. Кроме того, многие
женщины отдают себе отчет в том, что образ женственности, воспеваемый
феминистками, далек от действительности, т.к. реальные женщины отнюдь не
ангелы.
Феминистки силы обращают внимание на тот факт, что женщины по-прежнему
не имеют должного влияния на все стороны общественной жизни. Между тем они
составляют более половины человечества. В парламентах и правительствах
женщин незначительный процент. Такое положение не может не возмущать, если
учесть, что на сегодняшний день известно, вопреки прежним представлениям,
что различия между полами ограничиваются исключительно физиологической
сферой. Женщины так же, как и мужчины, способны к выполнению различных
ролей в обществе и точно так же, как и мужчины, обладают способностью к
саморазвитию и испытывают потребность в нём. Они такие же люди – не лучше и
не хуже! – и им принадлежат такие же права, в том числе право выбора
жизненного пути, не ограниченного в большей степени, чем у мужчин.
В настоящее время довольно много женщин из среднего класса имеют
достаточное количество денег и "пробивной" силы, а у большинства из них
есть большое желание и причины, чтобы начать добиваться паритетного
представительства женщин во всех институтах социальной власти.
Осуществлению этой цели препятствуют три обстоятельства: женщинам их
собственное движение стало чуждым; одно из течений феминизма пошло по пути
сепаратизма, недостаток в душе многих женщин чувства "женской силы" делает
невозможным использование открывающихся возможностей6. Однако многие
женщины этим чувством силы уже обладают. Женщины находятся в переломном
моменте истории: им надоели напоминания о трудностях их положения.
Значительно охотнее женщины реагируют на обращение к их силе,
предприимчивости и чувству ответственности, чем к чувству беспомощности.
Это дают о себе знать позитивные результаты прежней борьбы феминисток.
Достаточно посмотреть на то, как феминизм преобразил наше общество и как
большинство женщин, мужчин и всё больше институтов принимают феминистские
принципы

Новинки рефератов ::

Реферат: Система управления базами данных ACCESS (Программирование)


Реферат: Рецензия на очерк И.С. Тургенева "Бирюк" (Литература : русская)


Реферат: Расчет уборки навоза по технологии механизации животноводства (Сельское хозяйство)


Реферат: Страхование (Шпаргалка) (Предпринимательство)


Реферат: Внутригрупповое взаимодействие, как социальный процесс (Социология)


Реферат: Борис Годунов (Искусство и культура)


Реферат: Женщина в современном обществе: к истории гендерной проблематики (Культурология)


Реферат: Крупнейшие фирмы-разработчики операционных систем и программных средств (Компьютеры)


Реферат: Земельный налог и налог на имущество предприятий (Бухгалтерский учет)


Реферат: Размышления о судьбе вишневого сада (Литература : русская)


Реферат: Государственная безопасность Латвийской Республики (Государство и право)


Реферат: Анализ эффективности коммерческой рекламы (Социология)


Реферат: Государственный долг России - анализ динамики и структура (Международные отношения)


Реферат: Adam Smith (Исторические личности)


Реферат: Развитие рок-музыки (Музыка)


Реферат: Контрольная (Право)


Реферат: Медицинское страхование (Социология)


Реферат: Шпоры по бух.учету (Аудит)


Реферат: Автомобильные масла (Транспорт)


Реферат: Математическое моделирование биполярных транзисторов типа p-n-p (Радиоэлектроника)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист