GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Диалектика количественных и качественных изменений (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Диалектика количественных и качественных изменений (Философия)


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«ФИЛОСОФИЯ »


Диалектика количественных и качественных изменений

Диалектика количественных и качественных изменений

План.

1. Введение. Диалектика Гегеля
2. Понятие Качества, Свойства и Состояния
3. Понятие Количества и Меры
4. Взаимный переход количественных и качественных изменений
5. Заключение
Список использованной литературы.
1. Введение. Диалектика Гегеля

Ценнейшим приобретением философии Гегеля была диалектика, изложенная
наиболее полно в «Науке логике». В этом произведении Гегель дал анализ
важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве
диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли
развернутую систему диалектической логики.
Диалектический метод встречался в философии и до Гегеля. Первоначально
термин «Диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался
преимущественно в целях совершенствования ораторского искусства.
Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем,
диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности
(учение о развитии Гераклита, Зенона, Канта). Однако только Гегель придал
диалектике наиболее развитую совершенную форму.
Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия
как единство взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих
противоположностей. Противоречие понимается здесь как мотор, внутренний
импульс развития духа вообще. Движение это восходит от абстрактного к
конкретному, ко всему более полному, истинному результату.
С помощью созданного им диалектического метода Гегель критически
переосмысливает все сферы современной ему культуры. На этом пути он всюду
открывает напряженную диалектику, процесс постоянного отрицания каждого
понятного, достигнутого состояния духа следующим, вызывающим в его недрах
состоянием в виде конкретного ему противоречия.
Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания,
как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.
Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он
дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и
сформулировал три основных закона диалектики – закон перехода
количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения
противоположностей и закон отрицания отрицания.
Закон перехода количественных изменений в качественные описывает
механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий
качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени
бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием
внутреннюю определенность. Количество определял как внешнюю для бытия
определенность. Непосредственное конкретное единство качества и количества,
качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера –
это не просто указатель на единство качества и количества в виде их связи
друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу.

2. Понятие Качества, Свойства и Состояния

Зададим себе вопрос: отличается ли вещь чем – либо от другой вещи или
ничем не отличается? Если данная вещь для нас ничем не отличается от всякой
другой, то тогда невозможно говорить и о нашем познании этой вещи. Если мы
знаем, что такое данная вещь, то, следовательно она есть для нас нечто, а
если нечто, то нечто определенное, а если нечто определенное, то, значит,
определенная совокупность тех или иных свойств. Совокупность всех свойств в
их целостности и есть качество. Ясно, что если мы не воспринимаем вещь как
нечто целое, то мы не в состоянии отличить ее от другой вещи. Поэтому, если
мы действительно познаем нечто, то мы, следовательно, обладаем и знанием
качества этого нечто, то есть определенности, выделенной выделенной из
окружающего фона. Качество вещи есть указание на совокупность ее свойств,
на ее состав и построение, а также на функциональное назначение как во
взаимодейситвии с другими вещами, так и с познающим субъектом. Иными
словами, качество вещи есть нечто существенное для ее познания, для ее
практического применения и изготовления. Оно есть то, что дает возможность
отличать одну вещь от другой, а следовательно, и отождествлять,
противополагать, сравнивать, объединять, разъединять и вообще
конструировать вещи не только в бытии, на практике, но и в сознании. Путем
оперирования категорией качества мы производим как бы накладывание одного
объекта на другой, что выступает средством отождествления какого – либо
объекта с ним самим и дает возможность узнать, что данный объект есть
именно это, а не что – либо другое.
Качество объекта обнаруживается, таким образом, в совокупности его
свойств, которые как – то структурно упорядочены: оно есть как бы пучок
свойств. С гносеологической точки зрения свойство – первичное и далее
неразложимое образование, соотнесенное со столь же элементарным
познавательным феноменом – ощущением, а в сложных случаях – с понятием,
если оно недоступно ощущающей способности субъекта. Свойства познаются
через взаимодействие объектов друг с другом и с субъектом. Свойство, таким
образом, есть способ проявления определенной стороны объекта по отношению к
другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Оно есть именно
то, посредством чего нечто проявляет для другого свое специфическое бытие.
Свойства проявляются с разной степенью интенсивности, что
характеризует состояние системы. Состояние относится к устойчивому
проявлению данного свойства в его динамике. Своими свойствами объект
обращен вовне, а состоянием – прежде всего внутрь себя. Свойства,
состояния, функции и связи образуют качественные признаки объекта.
Теперь на основе того, что такое свойство и состояние можно подойти к
более полному определению качества предмета. Качество представляет собой
целостную характеристику функционального единства существенных свойств
объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной
устойчивости.
Способ проявления качества данного предмета при его воздействии на
другой предмет существенно зависит от качественного состояния последнего.
Так, искра, упавшая на пороховой склад, неизмеримо более опасна, чем та же
искра, упавшая на сырую землю. Но способ проявления качества того или иного
предмета зависит также и от условий взаимодействия с другим предметом. Под
воздействием условий сами взаимодействующие предметы меняют свое
качественное состояние. Свойства не только проявляются, но могут и
видоизменяться, и даже формироваться в своих отношениях.
Всякое свойство или качество предмета, взаимодействующего с другими
предметами, выступает как относительное: по отношению к дереву сталь
тверда, а по отношению к алмазу – мягка. Любое качественное состояние
объекта относительно. Под воздействием различных условий одно качественное
состояние может исчезать, но оно исчезает не иначе как превращаясь в
другое. Подобно тому как материя не сводится к совокупности своих свойств,
так и никакой объект не растворяется в своих свойствах, но он есть их
носитель. Чем на более высоком высоком уровне организации материи находится
объект, тем большим числом качеств и свойств он обладает.

3. Понятие Количества и Меры

Каждая совокупность однородных предметов есть некоторое множество.
Если оно конечно, то его можно сосчитать. Количественно сравниваться могут
и качественно однородные вещи, и качественно различные в каком – то
отношении, но сходные в иных отношениях: скажем по весу, твердости, а также
путем деления объекта на части. Следовательно, то или другое количество
есть множество, если его можно сосчитать, и величина, если ее можно
измерить. Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношение
предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество,
класс, степень проявления того или иного свойства. Понятие числа, величины,
фигуры и т.п. суть стороны или моменты категории количества.
С целью установления количественной определенности предмета мы
сравниваем составляющие его элементы – пространственные размеры, скорость
изменения, степень развития – с определенным эталоном как единицей счета и
измерения. Чем сложнее явление, тем труднее подвергнуть его изучению с
помощью количественных методов. Не случайно поэтому процесс познания
реального мира как исторически, так и логически совершается таким образом,
что познание качества предшествует познанию количественных отношений.
Познание количественной стороны системы есть ступень к углублению знания
всей системы. Прежде чем считать, человек должен знать что он считает.
Наука движется от общих качественных оценок и описаний явлений к
установлению точных количественных закономерностей.
Основой количественного мышления является объективная дискретность,
расчлененность вещей и процессов. Количество выражается числом, заключающим
два основных смысла: меру общности, однопорядковости элементов дискретности
при их сополагании друг другу и раздельности (реальной или мысленной)
объекта, его свойств и отношений на однородные элементы, относительно
независимые от его качества. Всякое число есть относительно
самостоятельная, цельная собранность некоторого множества, или раздельное
единство количества. При этом количество нетождественно числу – одно и то
же количество как величина может выражаться в разных масштабах измерения, а
поэтому и в разных числах. Число есть мысленная форма освоения
количественной определенности объекта.
Любое качество выражается в специфической для него системе
количественных характеристик. Известно, что количество и качество выступают
как нечто раздельное лишь в абстракции, реально же они разные
характеристики определенных реалий, существуют и тяготеют друг к другу,
пребывая в нерасторжимом единстве, образующем их меру.
Уже Августин утверждал, что мера – это количественная граница данного
качества, это то, больше чего или меньше чего оно не может быть. Категория
меры была была одной из основных для философов древности, о чем бы они ни
рассуждали. Идеей меры проникнута вся история философии со времен
античности.
Мера выступает как третий член, связующий качество и количество в
единое целое. Например, атомы разных химических элементов только тем и
отличаются друг от друга, что в их ядрах заключено разное количество
протонов. Достаточно изменить число протонов в ядре, как один элемент
превратится в другой.
Но мало сказать, что мера – единство качества и количества, а также
что она – граница, в которой качество проявляется в своей определенности.
Мера глубочайшим образом связана с сущностью, с законом, закономерностью.
Мера – это зона в пределах которой данное качество модифицируется,
варьируется в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств,
сохраняя при этом свои существенные фарактеристики.

4. Взаимный переход количественных и качественных изменений

Путь развития в природе, обществе и сознании – отнюдь не прямая линия.
Ее изгибы – это как бы узлы, завязывающие все новые и новые закономерности,
«права» которых простираются от одного узла к другому: это «узловатая линия
мер» (Гегель). Границы этих мер далеко не всегда четко фиксированы, а порой
и условны.
Процесс развития сочетает в себе единство непрерывного и прерывного.
Непрерывные изменения, т.е. постепенные количественные изменения, и
неразрывно связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного
качества обозначаются понятием эволюция. Однако в более широком смысле это
понятие применяется для обозначения развития систем, имеющих глобальный
характер, например эволюция звезд, эволюция растительного и животного
царств, а также самого человека.
Непрерывность в развитии системы выражает ее относительную
устойчивость, качественную определенность, а прерывность – ее переход в
новое качество.
Абсолютизация того или иного момента в развитии системы есть ошибка
метафизики, отрицающей саму возможность развития. Утверждение только
прерывности ведет к нарушению связи, взаимодействия, а утверждение
обратного, то есть сплошной континуальности (непрерывности), исключает
качественный переход. Системы развиваются ритмически и рождение чего то
нового представляет собой процесс взаимопревращения количественных и
качественных изменений. Основой этого процесса взаимопревращения выступает
постепенное накопление количественных изменений в системе, а также
постоянное качественное обновление ее структурных элементов. Существует
многообразие количественных изменений. Это изменение и числа элементов
объекта, и объема информации, и скорости движения, и степени проявления
того или иного качества и т.п. Любое из этих количественных изменений ведет
к появлению нового качества.
Появление нового качества – это, по существу, появление нового
предмета с новыми закономерностями жизни, с новой мерой, в которой заложена
уже иная количественная определенность. При этом глубина качественных
изменений может быть различной: она может как ограничиваться уровнем данной
формы движения, так и выходить за его пределы. Процесс становления нового
качественного состояния противоречив: он есть единство уничтожения и
возникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения. Мера, выражающая
единство количества и качества как применительно к предметам, для которых
характерно простое превращение в пределах данного уровня организации
системы, так и границам перехода с одного уровня организации системы на
другой, является как бы межевым знаком процесса развития.
Процесс коренного изменения качества, надлом старого и рождение нового
есть скачок – линия, отделяющая одну меру от другой. Существуют разные типы
скачков, определяемые и природой развивающейся системы, и условиями, в
которых она развивается, т.е. внутренними и внешними факторами развития.
Длительными во времени или постепенными скачками в развитии объективной
реальности являются, например, возникновение жизни на Земле, происхождение
человека и его сознания, образование новых видов животных и растений,
возникновение и смена общественно – экономических формаций. Наряду с этим
имеют место и скачки, протекающие в быстром темпе и бурно, так сказать,
скачки со взрывом, для которых характерны резко выраженные границы
перехода, высокая интенсивность, целостность перестройки всей системы,
подъем ее на другой сущностный уровень как бы разом. Примером такого рода
скачка является то, что произошло во Вселенной в результате Большого
Взрыва.
Исходя из природы качества как системы свойств, различают скачки
единичные и общие. Единичные скачки связаны с появлением отдельных новых
свойств, а общие – с преобразованием всей системы свойств, т.е. качества в
целом.
Особым видом скачка является социальая революция. Специфика ее
заключается прежде всего в том, что она осуществляется сознательно и
целенаправленно, воплощаясь в деятельности народных масс, социальных групп,
классов, политических партий и их лидеров. Характер этой революции зависит
от внутреннх и внешних условий развития социальной системы, от характера и
остроты противоречий, напряжение которых делает невозможным существование
общественной системы в ее старом качестве.

5. Заключение

Выражая объективно существующие процессы развития в их определенном
аспекте, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,
описывая механизм саморазвития, имеет важный методологический смысл как в
теории, так и на практике. Его действие обнаруживается не только в природе,
в исследованиях природных объектов, но и в области общественной жизни,
изменение которой происходит благодаря качественным изменением
совокупностей жизненных факторов.
Список использованной литературы.

1. Невлева И.М. Философия. – М., 1998
2. Радугин А.А. Философия. – М., 1995
3. Спиркин А.Г. Основы философии. – М., 1988




Реферат на тему: Диалектический характер процесса познания


Реферат по философии на тему:
Диалектический характер процесса познания



Выполнил студент
группы

Проверил
преподаватель



Москва, 1997



Философское миропонимание призвано не только представить
основные “ блоки ” бытия, но и воссоздать их многообразные связи,
развитие. Однако построить целостный теоретический образ мира в его
динамике оказалось очень трудно. Решение этой задачи растянулось
на многие века и тесно переплелось с формированием диалектики как
наиболее полного и всестороннего учения о развитии. Давно начатый
философский поиск продолжается и поныне. Глубокое понимание мира
как связанного и целостного, осмысление важнейших тенденций его
изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки
и практики, проблем, вставших перед человечеством сегодня.
Понятие диалектики ( от греч. dialektike techne — искусство
вести беседу, рассуждать ) употреблялось в истории философии в разных
значениях. Сократ, например, рассматривал диалектику как искусство
обнаружения истины путём столкновения или согласования различных и
даже противоположных мнений в процессе полемики. Его ученик Платон
представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как
движение мысли от многообразных конкретных их значений ( случаев
употребления ) к общим понятиям — идеям, выражавшим, по его убеждению,
истинно сущее.
Диалектика как искусство спора развивалась в средние века.
Вершиной средневековой диалектики стали труды Пьера Абеляра. ( книга
“ Да и нет. ”) Накопленная в веках культура диалектической
полемики — умения обсуждать сложные проблемы, выявлять, понимать,
уточнять разные, порой противоположные точки зрения — имеет
непреходящее значение. Не подавление, не духовное уничтожение
оппонента, а стремление в ходе разрешения противоречий выработать
правильный, обоснованный подход к сложным проблемам — таковы цель и
назначение диалектики творческого диалога.
Формирование диалектики прошло долгий путь. Среди
исторических форм диалектики выделяют диалектику древних философов,
идеалистическую диалектику классической немецкой философии и
материалистическую диалектику. Утверждение идей развития существенно
меняло взгляд на мир: он стал осмысляться не как набор готовых “
вещей ”, повторение одних и тех же циклов, а как совокупность
процессов, развёрнутых во времени, уходящих корнями в прошлое и
направленных в будущее.
Диалектика в её зрелом теоретическом виде — позднее детище
человеческой культуры. В виде стройной теоретической системы она
впервые предстала в идеалистической философии Гегеля ( 1770 — 1831 ).
Диалектическим методом он пытался показать, что происхождение
многого из единого может быть предметом рационального познания,
инструментом которого является логическое мышление, а основной формой
— понятие. Но это рациональное познание — особого рода: в основе
его лежит диалектическая логика, движущим мотором которой является
противоречие. Гегель сознательно отверг закон непротиворечия
Аристотеля ( 384 — 322 до н. э. ) и требовал переосмыслить природу
понятия.
Гегель отождествляет “ чистое понятие ” ( “ Понятие ” с
большой буквы ) с самой сущностью вещей, отличает его от
субъективно данных понятий, которые существуют в человеческой голове.
Логика совпадает у Гегеля с диалектикой. Диалектика развития “
чистого понятия ” составляет общий закон развития как природы, так
и человеческого мышления.
Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определённой
схеме: утверждение или полагание ( тезис ), отрицание этого
утверждения ( антитезис ) и, наконец, отрицание отрицания, снятие
противоположностей ( синтез ). В синтезе как бы примеряются между
собой тезис и антитезис, из которого возникает новое качественное
сознание.
В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое
представление о том, что источник всякого развития — как природы, так
и общества, и человеческого понимания — заключён в саморазвитии
понятия, а значит, имеет логическую духовную природу. Согласно
Гегелю, “ только в понятии истина обладает стихией своего
существования ”, и поэтому диалектика понятий определяет собой
диалектику вещей — процессов в природе и обществе. Последняя (
диалектика вещей ) есть, по Гегелю, лишь отражённая “ отчуждённая ”, “
отвнешнённая ” форма подлинной диалектики, присущей только “ жизни
понятия ”.
Гегель выявил, развил, привёл в систему понятийный аппарат
диалектики. Причём это была не жёсткая система понятий с
неизменными, раз и навсегда заданными, резко очерченными значениями.
Философские понятия как бы “ расплавлялись ”, становились гибкими,
способными выразить подвижные связи, переходы, развитие мира.
Формирование научного знания сопряжено также с установлением
законов соответствующей области явлений. Через взаимосвязь категорий
Гегель сформулировал совокупность закономерностей, отражающих
универсальные связи мира и познания. Диалектика предстала в виде
знания о диалектических закономерностях. Кроме того, теоретическая
система включает в себя принципы — положения, содержание которых как
бы “ пронизывает ” всю теорию, определяет её общую направленность,
суть. В качестве таких принципиальных идей гегелевской диалектики
можно выделить идеи универсальной связи явлений, единства
противоположностей и развития через диалектические отрицания.
Существует много категорий диалектики. Сущность, например, это
есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних
связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего
проявления. Понятие сущности соотносительно с понятием содержания,
выражая не всё содержание целиком, а лишь главное, основное в нём.
Открытие сущности чего-либо есть проникновение в глубины вещей, в
их основные свойства, выявление причин её возникновения и законов
функционирования. Сущность всегда конкретна, нет сущности вообще.
Если сущность — это нечто общее, то явление — единичное,
выражающее лишь какой-то момент сущности. Если сущность есть нечто
глубинное, то явление — внешнее, более богатое, красочное. Сущность —
есть нечто устойчивое и необходимое, а явление — это переходящее,
изменчивое, случайное. Явление есть то, как сущность проявляет себя
вовне, во взаимодействии со всем иным.
Единичное, особенное, всеобщее являются философскими
категориями диалектики, выражающими различные объективные связи мира,
а также ступени познания этих связей.
Объекты действительности обладают своеобразием, благодаря
которому они отличаются друг от друга. Поэтому каждый отдельный
объект воспринимается как нечто единичное. Таким образом единичное —
категория, выражающая относительную обособленность, дискретность,
ограниченность объектов друг от друга в пространстве и времени, с
присущими им специфическими особенностями, составляющими их
неповторимую количественную и качественную определённость. Общие
черты и признаки, повторяющиеся в единичном, выступают как особенное,
присущее узким группам объектов. Если же черты и признаки присущи
всем предметам и явлениям, то они выступают как всеобщее. Всеобщее
— это единое во многом. Единичное, особенное и всеобщее находятся в
неразрывной связи, единстве, различие их относительно, они взаимно
переходят друг в друга. Никакая деятельность не была бы возможна,
если бы не существовало возможности выделить в вещах нечто общее.
Диалектика единичного и общего универсальна, и общее
проявляется не иначе как в единичном и через единичное.
Философскими понятиями, с помощью которых ранее всего, и
притом долгое время, осмысливалось “ устройство ” бытия, служили
понятия “ простого-сложного ”, “ части-целого ”.
Под частями понимали такие “ предметы ”, которые в своей
совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же
рассматривалось как результат сочетания частей того или иного
предмета.
Тайна целостности, её несводимости к простой сумме частей
заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во
взаимовлиянии частей.
Учёт диалектического взаимодействия части и целого имеет
важное значение в процессе познания. При этом необходимо учитывать:
1) неправильность сведения целого к части, что может привести к
утрате понимания целого, как качественной определённости, подчиняющейся
специфическим законам; 2) необходимость рассмотрения целого во всей
его сложности и относительной самостоятельности сторон, элементов,
частей, из которых оно состоит, так как последние могут иметь свои
особенности, не совпадающие с целым; 3) рассмотрение отдельных сторон,
частей должно иметь своей предпосылкой знание природы целого и
наоборот, изучение целого должно опираться на знание свойств его
составных частей.
Существуют ещё и другие категории диалектики, как-то:
возможность и действительность, необходимость и случайность, форма и
содержание, качество и количество, элемент, структура и система.
Устойчивые, повторяющиеся связи тех или иных явлений
называют законами. Признание универсальной законосообразности вещей и
процессов, наличие в них устойчивых регулярностей является
непременной предпосылкой всякого рационального познания и
целенаправленного преобразования реальности. Открытие регулярных
связей, зависимостей, схем детерминации явлений концентрирует в себе
наиболее важные процессы и результаты познавательной деятельности
людей.
“ ...Понятие закона есть одна из ступеней познания
человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового
процесса. ”( Ленин В. И.)
Категориальные структуры, выражающие универсальные связи
бытия, могут рассматриваться как совокупность наиболее общих
закономерностей реального мира и тем самым принципов его познания,
осмысления. Разграничение диалектических законов, закономерностей,
принципов, категориальных соотношений весьма условно. Познание,
философское осмысление диалектической закономерности проходит
различные этапы — от первичной, иногда наивной догадки к более
зрелой, оформленной в соответствующих понятиях ( соотношение категорий
) и опытно подкреплённой идее, далее к системно-теоретическому
знанию и, наконец, к разрабатываемым на его основе методологическим
принципам, познавательным приёмам и процедурам. Навык, умение, порой
даже искусство применения таких приёмов очень важны в диалектике.
Здесь нельзя ограничиваться простой констатацией той или иной
диалектической связи лишь в виде знания-результата. Диалектические
соотношения категорий служат концептуальными орудиями уяснения всё
новых и новых предметных областей, решения многообразных проблем.
Материалистическая диалектика представляет собой теоретический
философский “ образ ” мира в сложном сплетении его связей,
взаимодействий, в его изменении, развитии.
Существует несколько наиболее важных законов диалектики:
закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания
отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные.
Закон единства и борьбы противоположностей — это всеобщий
закон действительности и её познания человеческим мышлением,
выражающий суть, “ ядро ” материалистической диалектики. Каждый объект
заключает в себе противоположности, под которыми понимаются такие
моменты, которые: 1) находятся в неразрывном единстве, 2)
взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в
одном и том же отношении, 3) взаимопроникают друг в друга. Нет
противоположностей без их единства, нет единства без
противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно,
борьба противоположностей — абсолютна. Этот закон объясняет
объективный внутренний “ источник ” всякого движения, не прибегая ни
к каким посторонним силам, позволяет понять движение как
самодвижение.
Процесс развития осуществляется через столкновение как
внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает
внешние противоположности не как изначально различные сущности, а
как результат раздвоения единого, в конечном счёте как производные
от внутренних.
Закон отрицания отрицания был впервые сформулирован в
идеалистической системе Гегеля. Он выражает преемственность, связь
нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых
свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития.
В диалектике категория “ отрицание ” означает превращение одного
предмета в другой при одновременном “ уничтожении ” первого. Но это
такое “ уничтожение ”, которое открывает простор для дальнейшего
развития и выступает как момент связи с удержанием всего
положительного содержания пройденных ступеней. Диалектическое
отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает
как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает и
особенность развития, выражаемая двойным отрицанием или отрицанием
отрицания. Иными словами, во всём существующем происходит борьба
взаимоисключающих сторон. В итоге она приводит к отрицанию старого
и возникновению нового. Появившееся новое явление содержит в себе
свои противоречия. Борьба противоположностей завязывается на новой
основе и приводит к необходимости нового отрицания, то есть
отрицания отрицания.
Закон перехода количественных изменений в качественные есть
всеобщий закон развития, который констатирует, что накопление
незаметных, постепенных количественных изменений в определённый для
каждого отдельного процесса момент приводит к существенным коренным
качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого
качества к новому. Развитие науки в любой области знания, а также
всемирный исторический опыт социальных преобразований подтверждают и
обогащают диалектическую теорию развития как процесса качественных
изменений, происходящих в результате изменений количественных.
Качество — такая определённость предмета, которая характеризует
его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему
свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. При
утрате качественной определённости предмет перестаёт быть самим
собой, приобретает новые черты, определяющие его принадлежность уже к
другому классу предметов.
Количество — это характеристика явлений, предметов, процессов
по степени развития или интенсивности присущих ему свойств,
выражаемая в величинах и числах. “ Уравнивание ” качественных
различий предметов, приведение их к некоторому единству делает
возможным измерение.
Диалектика — открытая, творческая система мышления, призванная
осмысливать всё новые и новые реалии, проблемы, ситуации с которыми
сталкивается человечество и человек на каждом новом этапе своей
жизни, своего исторического пути. Диалектику мало выучить по
книжкам. Каждая диалектическая позиция требует практического её
освоения, формирования навыка решения проблем, использования
диалектических понятий, анализа.
Диалектика выступает в качестве мировоззрения и метода,
максимально соответствующего творческому духу и гуманистическому
характеру современной науки и культуры. Сегодня она служит основой
нового мышления и познания.



Библиография.
1. “ Введение в философию. ”, т. 2
2. “ Диалектика. ” Краснов Г. Д.
3. “ Мир философии. ”, т. 1
4. “ Шпоры по философии. Для очень занятых студентов.”, Москва







Новинки рефератов ::

Реферат: Монархия, республика и их виды (Право)


Реферат: Тема деревни в современной литературе (Литература : русская)


Реферат: Карл Фрідріх Гаусс (Математика)


Реферат: Обзор технологии CORBA (Компьютеры)


Реферат: Германская мифология и ее культурное влияние (Культурология)


Реферат: Журналистика конца XIX века (Журналистика)


Реферат: Настоящее и будущее биосенсоров (Биология)


Реферат: Internet (Программирование)


Реферат: Формы государственного устройства (Теория государства и права)


Реферат: Криминалистические особенности расследования взяточничества (Криминалистика)


Реферат: Развитие исследований полупроводников (Радиоэлектроника)


Реферат: Глюкоза (Химия)


Реферат: Теория политических решений (Политология)


Реферат: Производство в Арбитражном суде РФ (Арбитражный процесс)


Реферат: Организация складского хозяйства на предприятии (Предпринимательство)


Реферат: Центральная двигательная система (Психология)


Реферат: Школа семейного типа (Педагогика)


Реферат: Майкельсон Альберт Абрахам (Физика)


Реферат: Культура 19 века (Культурология)


Реферат: Анализ рынка и позиционирование (Маркетинг)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист