GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Фрейдомарксизм Э.Фромма и Г.Маркузе (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Фрейдомарксизм Э.Фромма и Г.Маркузе (Социология)




Московский Педагогический Государственный Университет



Варнавский Евгений, 103 гр



Доклад по истории социологии на тему:


Фрейдомарксизм Э. Фромма и Г. Маркузе



Москва 2000



Фрейдомарксизм развивался в рамках франкфуртской школы неомарксизма, и
представлял из себя синтез учений Маркса и Фрейда, а, точнее, синтез
неофрейдизма и неомарксизма. Осноовоположниками фрейдомарксизма были
представители франкфуртской школы Эрик Фромм и Герберт Маркузе.


Маркузе (Marcuse) Герберт (1898-1979) — немецко-американский философ и
социолог, один из виднейших представителей франкфуртской школы
неомарксизма. Активно сотрудничал с франкфуртским инститтом социальных
исследований, с 1934 жил и работал в США. В 50-е годы сотрудничал с Русским
институтом при Колумбийском и Русским центром при Гарвардском университетах
(в качестве эксперта по советскому марксизму)
Философско-социологическая эволюция Маркузе протекала под влиянием
«левого» немецкого марксизма, истолкованного в духе неогегельянства 20-х
годов. В конце 20-х Маркузе занимался проблематикой «историчности»,
истолковывая в духе собственной версии «хайдеггермарксизма» ранние работы
Маркса («К феноменологии исторического материализма», и философию Гегеля
В 50-е годы в связи с общим увлечением «фрейдо-марксистской» версией
неофрейдизма, характерным для франкфуртской школы в целом, Маркузе построил
леворадикальную версию теории индустриального общества, опираясь на
фрейдомарксистские предпосылки. Согласно Маркузе, современное
индустриальное, или позднекапиталистическое общество обеспечивает
лояльность своих «функционеров» (им же и подавляемых и угнетаемых) тем, что
формирует соответствующую ему «структуру влечений», «витальных
потребностей», не выходящих за социокультурные рамки этого общества. Это
значит, что революция против такого общества могла бы быть успешной лишь в
том случае, если бы углубилась до уровня «антропологической структуры»
человеческих потребностей так, чтобы социальная революция превратилась в
антропологическую, прежде всего сексуальную, поскольку основой всех
влечений, в духе Фрейда, считаются сексуальные влечения.

Эрик Фромм (1900 – ?) – немецко-американский (как, впрочем, и Маркузе)
психолог и социолог, Сотрудник франкфуртского института социальных
исследований, с приходом к власти нацизма эмигрировал в США. С
1951—профессор университета в Мехико
Фромм отходит от биологизма Фрейда, приближаясь по своим исходным
положениям к экзистенциализму. Согласно Фромму, собственно человеческое
начинается лишь там, где кончается природное; оно коренится в сецифике
человеческого существования. Основная психическая потребность индивида по
Фромму – установить систему отношений к миру и обществу. Двойственность
положения человека в мире – как природного так и надприродного существа –
порождает основную историческую дихотомию: наряду со стремление к свободе и
независимости человека как мыслящего существа, в нем столь же укоренено и
стремление к безопасности («бегство от свободы»), которое лишь принимает
различные формы в ходе истории. Ставя целью создание целостной концепции
человека, Фромм ищет путей к этому в объединении социального и
индувидуально-психологического подходов более конкретно – в достижении
некоего синтеза учений Маркса и Фрейда. Это осуществляется через
социализацию психоанализа с одной стороны, и гуманизацию марксизма с
другой. Через господствующий тип характера деятельность индивида
направляется в каналы, поддерживающие функционирование данного общества.
Формы социального характера совпадают у Фромма с различными
историческими типами самоотчужденного человека. В работе «Бегство от
свободы» Фромм применил свою концепцию к эпохе раннего капитализма, связав
первоначальное накопление с накопительским типом характера, соединившим в
себе скупость, упорство и педантизм, и эксплуататорским типом. Параллельно
с ними на другом общественно полюсе шло формирование рецептивного
(пассивного) типа характера. Затем к ним прибавился рыночный тип характера
– порождение капитализма 20в. – «общества тотального отчуждения».
С отчуждением человека в современном обществе Фромм связывает и формы
патологии – невроз в любой форме есть прямой результат отчуждения, и
индивидуальная попытка его компенсации, поиск выхода из отчуждения.

Список использованной литературы:

1. История теоретической социологии в 3-х томах, Москва 1997
2. Философская энциклопедия в 5-ти томах, Москва 1960




Реферат на тему: Функции общения



Функции общения.

План.

1. Определение общения.
2. Процесс общения (коммуникации).
3. Структура общения.
а) Коммуникативная сторона общения.
б) Средства коммуникации.
в) Интерактивная сторона общения.
г) Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми
друг друга.
4. Функции общения в жизни человека.
а) Социальные функции общения.
б) Психологические функции общения
5. Уровни общения.
6. Виды общения.



1. Определение общения.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в
обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение
характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс
общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными
актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором,
получающий ее – реципиентом.
В общении можно выделить ряд аспектов[1]: содержание, цель и средства.
Рассмотрим их подробнее.
Содержание общения – информация, которая в меж индивидуальных контактах
передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о
внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во
внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае,
если субъектами общения являются люди.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт
общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о
содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки
актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут
быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения
социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих
других потребностей.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки
информации, которая передается в процессе общения от одного существа к
другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между
людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых
систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
2. Процесс общения (коммуникации). Во-первых, он состоит непосредственно из
самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты,
общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-
вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем
общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять
"считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее,
например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-
третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном
акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы
речи и слуха; в таком случае говорят об аудио вербальном (слухо-словесном)
канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма
воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие -
способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-
осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник,
допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к
нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному,
поскольку словесно (вербально), никто ничего не сообщал.
3. Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в
данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении
3) трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и
перцептивной[2]. Таким образом, схематически структуру общения мы
представим так:



Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова)
состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная
сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися
индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает
процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и
установления на этой основе взаимопонимания.
Употребление этих терминов условно, иногда в боле менее аналогичном смысле
употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-
коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-
коммуникативная[3].
Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.
а) Коммуникативная сторона общения.
Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная
передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами
общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так:
S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при
этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать
общий смысл[4]. А это возможно лишь в том случае, если информация не только
принята, но и осмыслена.
Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек,
направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее
(реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации
информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».
В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные
барьеры. Они носят социальный или психологический характер.
Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной
(приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо
действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных
образовательных системах).
б) Средства коммуникации.
Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом
закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых
систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную,
использующие разные знаковые системы. Вербальная - использует в качестве
таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством
коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее
всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты
вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание»[5] «Говорящий» сначала
имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в
систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается
одновременно с декодированием.
Модель коммуникативного процесса Лассуэлла[6] включает пять элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
КАК? (осуществляется передача) – Канал
КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного
процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки
зрения), отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет
противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения,
скрывает ее).
Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств
общения:
1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки,
придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование,
паузы, смех, покашливание и т.д.)
2) Оптико-кинетические (это то, что человек «прочитывает» на
расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)
Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе
функций, которые выполняют:
коммуникативные (заменяющие речь)
описательные (их смысл понятен только при словах)
жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.
Мимика – это движение мышц лица.
Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.
3) Проксимика (организация пространства и времени коммуникативного
процесса)
В психологии выделяют четыре дистанции общения:
интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило,
близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и
спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.
Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между
друзьями.
Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для
делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более
официальны их отношения.
Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед
аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за
правильностью построения фраз.
4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно
общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.[7]
в) Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов
общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной
организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий –
кооперация и конкуренция[8]. Кооперативное взаимодействие означает
Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом
совместной деятельности, порождается самой ее природой.
Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.
г) Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания
людьми друг друга.
Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически
дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.
Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:
Социальные функции общения
Организация совместной деятельности
б) Управление поведением и деятельностью
с) Контроль
2. Психологические функции общения
Функция обеспечения психологического комфорта личности
б) Удовлетворение потребности в общении
с) Функция самоутверждения
5. Уровни общения. Общение может происходить на различных уровнях:
Манипулятивный уровень, заключается в том что один из собеседников через
определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.
Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один
постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной
роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.
6. Виды общения[9].
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на
несколько видов.
1. По содержанию оно может быть:
1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
1.2 Когнитивное (обмен знаниями)
1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами,
потребностями)
1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
2. По целям общение делиться на:
Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития
организма)
Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных
контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного
роста индивида)
По средствам общение может быть:
Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных
живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг
другом общающихся людей в самом акте общения)
Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать
другие люди).
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт
друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы
строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как
взаимодействие происходило бес проблемно, оно должно состоять из следующих
этапов:
Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека,
представление себя другому человеку.
Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.
Обсуждение интересующей проблемы.
Решение проблемы.
Завершение контакта (выход из него).



Список использованной литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.
2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М.,
1991.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
4. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида//
Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.
5. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М.,
Просвещение, 1994.
6. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и
Яноушека Я. М., МГУ, 1987.

-----------------------
[1] Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М.,
Просвещение, 1994.
[2] Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.
[3] Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида//
Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.
[4] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
[5] Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991.
[6] Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М.
и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.
[7] Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 1979.
[8] Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996.
[9] Немов Р.С. Психология. Том 1. Общие основы психологии. – М.,
Просвещение, 1994.

-----------------------

Общение


Коммуникация


Интеракция


Социальная перцепция






Новинки рефератов ::

Реферат: Брежнев, портрет лидера застоя (История)


Реферат: Вторая Мировая Война (История)


Реферат: Батареи и элементы питания (Аккумуляторы) (Технология)


Реферат: Новгород в XII – XV веках (История)


Реферат: Социология конфликтов (Социология)


Реферат: Психология у Аристотеля (Психология)


Реферат: Проверка знаний и умений в обучении истории (Педагогика)


Реферат: Награды в России XVIII-XIX в.в. (История)


Реферат: Разновидности правовых систем (Право)


Реферат: Глоссарий хакера (Программирование)


Реферат: Буддизм (Мифология)


Реферат: Древние греки (История)


Реферат: Возникновение Волжской Булгарии (История)


Реферат: Подмосковному угольному бассейну 150 лет (История)


Реферат: Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения учащихся литературе в 5-7 классов (Педагогика)


Реферат: Гражданский процесс (Контрольная) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Microsoft Excel 97 (Программирование)


Реферат: Беспозвоночные (актинии и медузы) (Биология)


Реферат: Авиационная промышленность Республики Татарстан (Транспорт)


Реферат: Институт уполномоченного по правам человека в РФ (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист