GeoSELECT.ru



История / Реферат: Александр Македонский и эллинизм (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Александр Македонский и эллинизм (История)


Государственный Университет Высшая Школа Экономики
Факультет прикладной политологии



Реферат на тему
Александр Македонский и эллинизм



Выполнила: Белова Александра
141 группа



Москва, 2003

1 Введение 5
2 Эпоха эллинизма на Ближнем Востоке 5
2.1 Завоевания Александра Македонского 5
2.2 Порядки на завоеванной территории 6
2.3 Сущность эллинизма 7
2.4 Достижения эллинизма 11
3 Заключение 13


Введение


Государство Ахеменидов в IV в. до н.э. клонилось к упадку. Все более
явственно проявлялось расстройство государственной системы, значительные
территории были потеряны. В 336 г. до н.э. на персидском престоле оказался
представитель боковой линии Ахеменидов, принявший тронное имя Дарий III.
Несколько лет его правления — это время гибели державы Ахеменидов(.
Развитие греческих полисов на рубеже V-IV вв. привело к социально-
политическому и экономическому кризису. Внедрение рабства подрывало
единство гражданского коллектива, вело к имущественной и социальной
дифференциации. В рамках полисов обострялись взаимоотношения между богатыми
и бедными, демосом и аристократией. Все чаще звучали претензии то одного,
то другого из усиливавшихся время от времени государств на гегемонию в
Элладе, на создание союза греческих городов.
В политической борьбе лидировали разные полисы (чаще всего Афины), но
постепенно центр тяжести стал перемещаться на север, в Македонию.
Политический строй Македонии отличался от греческих полисов: это была
наследственная монархия, несколько ограниченная собранием воинов, советом
знати. Вся земля принадлежала монарху, он отдавал ее в пользование, требуя
за это военной службы. Землю обрабатывали не рабы, а свободные люди.
Ослабление полисной Греции совпало по времени с укреплением
политического могущества Македонии. Ее царь, Филипп II, умный и энергичный
правитель, не только реорганизовал и усилил армию, но и начал активно
вмешиваться в междоусобные войны полисов. Он подчинил себе большинство
полисов Эллады и начал готовиться к походу на Восток, против Ахеменидов.
Однако в разгар военных приготовлений в 336 г. Филипп погиб в результате
заговора. Македонский престол перешел к его сыну, 20-летнему Александру.


Эпоха эллинизма на Ближнем Востоке


1 Завоевания Александра Македонского


Филипп II с 16 лет начал приобщать сына к государственным делам:
отправившись в поход против Византии, он оставил Александра управлять
государством, а в битве при Херонее юноша командовал конницей.
Придя к власти, Александр жестоко расправился с убийцами отца и
возможными претендентами на престол. Примерно в течение года молодой царь
уничтожил внутреннюю оппозицию, усмирил северные племена и привел к
покорности греков. Ничто более не мешало долгожданному походу и весной 334
г. до н.э. Александр переправился через Геллеспонт (Дарданеллы) и ступил на
азиатскую землю.
Войско Александра не знало поражений. К 324 г. до н.э. под властью
Александра оказались значительные территории и возникла огромная,
невиданная до сих пор империя, включавшая в себя Македонию, большую часть
полисов Балканской и островной Греции, области бывшей Персидской державы,
часть Северо-Западной Индии.


2 Порядки на завоеванной территории


Силой оружия Александр объединил самые различные страны и народы —
культурные греческие полисы и сохранявшую еще пережитки первобытно-
общинного строя Македонию, долину Нила и Месопотамию с их тысячелетней
культурой, кочевые племена восточного Ирана.Эта держава не имела единой
экономической базы и представляла собой чисто военное объединение.
Во время похода завоевание сводилось преимущественно к захвату
городов, важных в стратегическом отношении опорных пунктов и дорог и
установлению общего контроля — военного, административного и финансового.
Двигаясь вдоль побережья, Александр отовсюду изгонял олигархов и
устанавливал демократический строй, городам даровалась свобода и автономия.
Эта политика определялась во многом тактическими соображениями: старые
правители опирались обычно на олигархов, тем самым демократы становились
естественными сторонниками Александра. Однако свобода, которая даровалась
полисам, во многом оставалась чисто номинальной, т.к. города фактически
переходили под власть Александра, самовластно вмешивавшегося в их
внутренние дела.
Кроме того, преследуя военные цели, Александр основывал новые города,
видя в них опорные пункты своей власти. Поэтому они строились там, где
сопротивление населения было особенно сильным. Такие города не были
полисами со свойственными им органами самоуправления, состав их населения
был смешанным. Это были подданные царя, поставленные под контроль его
уполномоченных.
Основами новой системы управления были опора на местную знать,
разделение административного, финансового и военного управления,
упорядочение сбора налогов и чеканки монеты, уважение к местным обычаям и
богам.
По сути Александр ограничивался лишь признанием своей власти и уплатой
налогов. В условиях жизни, особенно удаленных от центра областей, не
произошло коренной ломки.
Держава Александра держалась военной силой, ее необходимо было
укрепить. Центром своей многонациональной державы Александр сделал Вавилон.
Чтобы укрепить единство государства и сгладить противоречия между
завоевателями и побежденными, Александр проводил политику «слияния
народов»(. Ярким примером это политики была свадьба в Сузах, когда 10 тыс.
воинов – греков и македонян – женились на местных девушках. Сам Александр
взял в жены старшую дочь Дария. Все новобрачные получили богатое придание.
Эта затея, по словам А.И. Немировского, «каких-либо результатов не имела,
но дала лишний повод для обвинений его [Александра] в деспотизме и отходе
от греко-македонских религиозных и бытовых традиций». Подобная деятельность
свидетельствует скорее о стремлении расширить социальную базу, создать
своего рода «господствующий народ», верную опору власти и «орудие угнетения
и эксплуатации других народов»(. Объединяя македонян персами, Александр
тем самым низводил их до уровня подданных.
Александр провел реформу в армии. Он велел отправить по домам воинов,
«не годных к военной службе по старости и увечьям». На их места он набрал
30 тыс. местных юношей, обученных греческой грамоте и обращению с
македонским оружием.
Еще одно мероприятие Александра — это насильственное обожествление его
личности. Возможно, мысль использовать собственное обожествление в
политических целях как средство усиления власти возникла у Александра еще в
Египте, где жрецы объявили его сыном Амона. В любом случае приписывание
себе божественного происхождения шло в общем русле его политики и должно
было освятить его власть.
Все эти мероприятия вызывали недовольство у армии, усиливали
социальную напряженность.


3 Сущность эллинизма


Во время похода Александра и после него на Восток хлынул большой
поток греков и македонян, которые осели здесь, принеся иные формы
социальных отношений. Некоторые из построенных Александром городов
становятся центрами политической и экономической жизни. В результате похода
раздвинулись географические рамки тогдашнего мира, были проложены новые
пути сообщения, расширилось судоходство — все это способствовало развитию
экономики, торговых связей. Поход принес новые знания в области географии,
биологии, этнографии. Он ознаменовал начало нового этапа в истории
Восточного Средиземноморья, который характеризуется сложными и
противоречивыми процессами взаимодействия греко-македонских и местных
начал, — эпохи эллинизма.
После смерти Александра начался распад мировой державы и создание
новых государств. Ближайшие полководцы Александра Македонского (диодохи)
более 40 лет делили наследство своего покойного повелителя. Идея единой
империи была весьма популярна: правители отдельных областей рассматривались
как сатрапы одного образования. Однако династия Филиппа-Александра
прервалась, а ни один из диадохов не имел достаточных сил и морального
права, чтобы претендовать на роль верховного повелителя всей империи.
Теперь каждый диадох думал о закреплении власти за собой и своими потомками
в той или иной части державы.
К началу III в. до н.э. место единой державы занял ряд независимых
государств, в которых власть была сосредоточена в руках греко-македонских
завоевателей. Эти государства, по определению немецкого историка XIX в.
Иоганна Дройзена, получили название «эллинистических»1.

В состав эллинистического мира входили мелкие и крупные по территории
государственные образования: территория классической Греции (включая
Великую Грецию и Причерноморье) и так называемый классический Восток
(Египет, Передняя и Средняя Азия (без Индии и Китая)). В рамках этой зоны
можно выделить четыре региона, сходных по признакам как географического,
так и исторического порядка, имеющих известную общность общественного и
культурного развития:
1) Египет и Ближний Восток (Восточное Средиземноморье, Сирия, Армения,
Вавилония, большая часть Малой Азии);
2) Средний Восток (Иран, Средняя Азия, северо-западная часть Индии);
3) Балканская Греция, Македония и западная часть Малой Азии (Пергам);
4) Великая Греция и Причерноморье2./Кузищин, с. 291-292/

Что касается временных рамок эллинистического этапа греческой и
древневосточной истории, то началом эллинизма считают походы Александра
Македонского на Восток в 334 г. до н.э., а концом — завоевание последнего
эллинистического государства (Египетское царство) римлянами в 30 г. до н.э.
Таким образом, общая продолжительность эллинизма составляет около 300 лет.
В развитии эллинизма можно выделить три временных периода:
1) 334-281 гг.до н.э. — образование империи Александра Македонского, ее
распад в результате войн диадохов;
2) 220 г.-сер. II в. до н.э. — период зрелости эллинизма, создание
социально-экономической структуры, государственности и культуры
эллинизма;
3) сер. II в.-30 г. до н.э. — поздний эллинизм, разложение
эллинистических государств, завоевание их Римом на западе и Парфией на
востоке.
Эти этапы характерны для эллинизма как для целостной социально-
экономической, политической и культурной системы, хотя не все страны прошли
через все три этапа развития3.

Эллинизм — это насильственное объединение древнегреческого и
древневосточного мира, ранее развивавшихся отдельно, в единую систему
государств. В результате создалось своеобразное общество и культура,
которые отличались как от собственно греческого, так и от собственно
древневосточного общественного устройства и культуры. Это был синтез
древнегреческой и древневосточной цивилизаций, который дал качественно
новую общественно-экономическую структуру, политическую надстройку и
культуру.
И древнегреческие, и древневосточные общества клонились к упадку.
Греческий полис, обеспечивший экономический подъем Греции, создание
динамической социальной структуры, зрелое республиканское устройство,
включая разные формы демократии, создание замечательной культуры, к
середине IV в. до н.э. исчерпал свои внутренние возможности и стал тормозом
исторического прогресса. На фоне постоянной напряженности в отношениях
между классами развернулась острая социальная борьба между олигархией и
демократическими кругами гражданства, которая вела к тирании и
самоуничтожению. Коалиции отдельных городов-государств непрерывно воевали
между собой, то объединяясь, то распадаясь.
Древневосточный мир, объединенный в рамках Персидской империи, в
середине IV в. до н.э. тоже переживал серьезный общественно-политический
кризис. Его консервативная, малоподвижная общественная структура находилась
на стадии разложения. Застойная экономика не позволяла освоить обширные
пространства пустующих земель. Новые города не строились. Торговле
уделялось слабое внимание, огромные запасы валютного металла лежали в
сокровищницах и не пускались в оборот. Традиционные общинные структуры
разлагались, а процесс распространения частных хозяйств как более
динамичных производственных ячеек шел медленно и болезненно. Связи
центральной власти и местных правителей ослабели, а сепаратизм отдельных
частей стал обычным явлением.
Если Греция страдала от излишней активности внутриполитической жизни,
перенаселенности, ограниченности ресурсов, ей исторически необходимо было
объединиться в рамках крупного государственного образования с сильной
центральной властью, которая обеспечила бы внутренний порядок, внешнюю
безопасность и возможность дальнейшего развития, то Персидская монархия,
напротив, терпела неудачи из-за застойности слабого использования
потенциальных возможностей, дезинтеграции отдельных частей. Эти различные
между собой социально-экономические и политические системы могли идеально
дополнить друг друга. Таким синтезом стали эллинистические общества и
государства, образовавшиеся после распада мировой державы Александра
Македонского.
Эллинизм стал новым, более прогрессивным этапом в развитии
древнегреческий и древневосточных обществ. Отлив значительной части
населения Эллады на Восток разрядил на некоторое время острую социальную
ситуацию в греческих городах и способствовал преодолению кризисных явлений
в полисах.
Образование более значительного территориального единства,
установление тесных связей между разными частями эллинистического мира
расширило возможности эллинистической экономики в целом, включая Элладу,
Македонию, Великую Грецию и Причерноморье. В этих регионах усилились
хозяйственные, этнические и культурные контакты с окружающими их местными
племенами (фракийцы, скифы, сарматы), наметился рост объединительных
тенденций, возникли более прочные, чем в классические времена, полисные
федерации (Ахейский, Этолийский союзы) или государственные образования
нового типа, в состав которых входили, помимо греческих полисов, и местные
племена (Сицилийское государство, Боспор).
Небывалая до того по масштабам колонизация привела к возникновению
десятков новых городов, похожих на классические греческие полисы, т.е.
являющихся самоуправляемыми территориями. Эти полисы имели автономные формы
администрации, а также привилегии и иммунитеты. Правда, об их политической
независимости речи быть не могло: все возникавшие по эллинистическому типу
городские поселения включались в единую систему государственной
администрации, причем цари неизменно стремились поставить города под свой
контроль. Правами земельного владения в этих городах пользовались не только
полноправные граждане, но и иные переселенцы, что резко изменяло характер
статуса гражданской общины города. Через такие поселения в ближневосточный
регион проникали элементы греческой культуры, социального и политического
строя, экономики и образа жизни греков. Наиболее важной в этом отношении
являлась новая столица Египта Александрия.
Однако такое проникновение затрагивало лишь наиболее развитые в
экономическом и культурном отношении районы и слои населения. Что же
касается отдаленных районов или древних торгово-промышленных центров вроде
Вавилона, то они в основном сохраняли свою привычную структуру и мало что
заимствовали у греков, разве что усиливали связи с ними.
Таким образом, вся территория ближневосточного региона как бы
разделилась на две неравные части: на эллинистические и эллинизированные
города и поселения, включавшие в сферу своего влияния придворную и высшую
служилую знать, часть аппарата администрации, а также зажиточных
представителей частновладельческого сектора, и на мало связанную с этими
центрами периферию, которая продолжала жить прежней жизнью. Эта периферия
стала именоваться хорой.
Противопоставление хоры и полисов со временем привело к тому, что
этнический термин «эллин» стал восприниматься как социальный: так начали
называть всех лиц, причастных к власти, привилегиям, влиятельных и имущих —
в противовес массам разноплеменного непривилегированного и в основном
сельского населения1.
Синтез древнегреческих и древневосточных начал в каждом регионе
эллинистического мира был неодинаковым по степени своей интенсивности и
роли участвующих в нем элементов. Различная степень сочетания греческих и
восточных начал зависела от конкретно-исторических особенностей
существования тех или иных эллинистических обществ и государств. В одних
обществах превалировали греческие начала, в других — восточные, в третьих
их соотношение было более или менее равномерным. В одних странах синтез
охватил в большей степени общественные структуры, в других — политические
учреждения, в третьих — сферу культуры и религии.
Наиболее характерные черты эллинизма как синтеза греческих и
восточных начал во всех областях жизни, производства, культуры проявились в
Египте и на Ближнем Востоке. Этот регион рассматривается как район
классического эллинизма. В Балканской Греции и Македонии, Великой Греции и
Причерноморье, т.е. на территории собственно Древней Греции, напротив,
синтеза не существовало. Историческое развитие в этих областях проходило на
основе древнегреческой цивилизации. Тем не менее, эти регионы относят к
эллинистическому миру по ряду причин: они входили в общую систему
эллинистических государств как определенного социально-экономического,
политического и культурного целого; эмигрировавшие из этих регионов эллины
и македоняне как воины, администраторы, граждане греческих городов,
основанных в разных частях эллинистического мира играли важную роль в жизни
новых обществ и государств.


4 Достижения эллинизма


Расширение территориальных рамок эллинистической ойкумены, более
тесное взаимодействие различных ее частей благотворно сказалось прежде
всего на хозяйственной жизни. Это выразилось в стремительном развитии
торговли и товарно-денежных отношений. Возобновились старые, были открыты
новые торговые пути (например, из Александрии в Индию через Нил, Красное
море, Баб-эль-Мандебский пролив и аравийское море). Эллинистические цари
принимали энергичные меры к поощрению торговых операций (охрана торговых
путей, налоговые льготы для купцов, строительство дорог). Развитие торговли
сопровождалось массовой чеканкой монет из запасов драгоценного металла,
хранившегося в виде слитков в подвалах персидских царей.
Показателем активного развития эллинистической экономики являлось
интенсивное градостроительство: в эпоху эллинизма было основано свыше 170
больших и малых городов греческого типа. Вновь основанные города стали
крупными ремесленными, торговыми и культурными центрами.
Заметно усложнились социально-классовые отношения. В каждой
эллинистической стране произошло как бы совмещение отношений развитого
полисного типа с традиционной общинной структурой древневосточного типа:
наряду с классом зависимых работников разных статусов увеличилось общее
количество рабов классического типа. Усложнилась и структура
господствующего класса: в него вошли не только представители местной
аристократии, но и иноземцы (греки, македоняне), составившие его верхушку.
Противоречие между местной и греко-македонской аристократией усложнило
социальную борьбу в целом.
Появилась новая форма государственного устройства, пришедшая на смену
традиционным типам суверенного греческого полиса и древневосточной деспотии
— эллинистическая монархия. Она сочетала в разных вариациях элементы как
полисной государственности, так и древневосточных монархических порядков.
Обожествление правителя, его неограниченная власть наличие постоянного
бюрократического аппарата, царская собственность на значительную часть
земли, профессиональная армия (признаки восточной деспотии) сочетались с
самоуправлением городов, имеющих ряд привилегий, где признавалась частная
собственность на землю, собиралось Народное собрание, избирались совет и
магистраты, функционировали некоторые полисные институты.
Расширение ойкумены дало мощный толчок развитию культуры. В эпоху
эллинизма усилилось перемещение и смешение населения, обогащался умственный
кругозор, усиливалось творческое начало каждого человека. Социальная
структура эллинистического общества, предполагающая сочетание рабовладения
полисного типа и древневосточных общинных отношений, многообразие
социальных и классовых противоречий, нестабильность социальной системы
эллинизма в целом создавали особую общественную атмосферу, которая
воплощалась в различных идеологических системах, по-разному проявлялась в
разных сферах культуры.
Государство предпринимало попытки направить культурное творчество в
нужное русло, выделяя значительные средства для финансирования тех или иных
отраслей (открытие музея).
Возросла роль религии. Смешение греческой и восточной культур привело
к взаимопроникновению религий, появились новые божества, соединявшие черты
древнегреческих и древневосточных божеств (Сарапсис). В целом
эллинистический период характеризовался активным поиском новых религиозных
форм и идей. Начала появляться тяга к монотеизму, усилился интерес к
этической стороне религиозных учений. В религиозных поисках рождались идеи,
которые впоследствии стали основой христианства.
Подобные поиски отражали усложнение социальной и политической жизни,
нестабильность обстановки в эллинистических странах и вызванные этими
процессами изменения в общем мировоззрении людей. В условиях постоянного
перемещения больших масс людей по обширной территории эллинистического мира
прерывалась связь человека с родным городом. Он стал ощущать себя
гражданином мира, космополитом. Подрывались основы коллективизма,
появлялись чувство индивидуализма, вера в собственные силы, удачу. Это
оказало значительное влияние на философию, поражавшую разнообразием идей и
философских школ (академики, перипатетики, стоики, эпикурейцы, киники).
В литературе наблюдалось увеличение количества пишущих авторов, что
свидетельствовало о повышении интереса широкой массы читателей к
литературным произведениям. Эллинистическая литература поражала жанровым
разнообразием. Усилилось внимание к форме, идейное содержание произведений
стало менее глубоким. Литература характеризовалась высоким интересом к
обыденной жизни, усилением психологизма, вниманием к внутреннему миру
человека. Сюжеты приобрели реалистичность.
Масштабное градостроительство сделало необходимым повысить скорость
возведения городов. Города стали строить по определенным принципам
(принципы регулярного города): 1) тщательный подход к выбору места
застройки; 2) составление генерального плана застройки, рассчитанного на
несколько лет; 3) город разбивался на одинаковые кварталы, блочная
застройка; 4) улицы прямые, расположены перпендикулярно друг к другу; 5)
места для отдыха, развлечений, площади планируются заранее, изначально
вносятся в план застройки. Главными архитектурными сооружениями были уже не
храмы, как раньше, а места общественного назначения (библиотеки, театры,
стадионы).
Особенностью эллинистической эпохи является бурное развитие как
гуманитарных, так и естественных наук. Большое значение уделяется
возможности практического применения науки (в военном деле, в
строительстве). Наблюдается дифференциация и специализация научных
дисциплин.


Заключение


Великие империи Ахменидов и Александра и последовавшая за ними эпоха
эллинизма подвели черту под почти трехтысячелетним развитием цивилизации и
государственности на Ближнем Востоке. Эллинизм позволил создать ту
Средиземноморскую культуру, порождением которой стала античность — без
ближневосточной основы она едва ли могла появиться на свет.
Тем не менее, эллинизм был лишь эпизодом в развитии Ближнего Востока.
«…Античный мир остался античным и по структуре, и по образу жизни даже
тогда, когда римские граждане подвергались жесточайшему произволу
всевластных тиранов-цезарей, а восточный мир оставался восточным и тогда,
когда произвола почти не ощущалось, а все текло по традиционному и всех
удовлетворяющему руслу каждодневной обыденности» (Л. С. Васильев). Ближний
Восток так и не стал похожим на Европу, что оказалось очевидным после его
исламизации.



Библиография

Васильев Л.С. История Востока. Москва, 2001. том 1
История Древней Греции. Ред. Кузищин В.И. Москва, 2001.
Немировский А.И. История Древнего мира. Античность. Москва, 2000.
( Кузищин, с.274
( Кузищин, с. 285
( Кузищин, с.285
1 Немировский, с. 336
2 деление Кузищина (с.291-292)
3 периодизация Кузищина (с.292, 294)
1 Васильев, с. 149-150





Реферат на тему: Александр Невский


У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются,
напротив, — чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче,
светлее становятся в памяти потомства имена тех кто, отдал все силы
служение своим соотечественникам. Такие деятели становятся народными
героями, составляют его национальную славу.
Князь Александр Невский оставил яркий след и русской истории как
историческая личность, полководец и дипломат. Однако далеко не все
подробности его биографии известны. Историки больше касались его военных
свершений, в то время, как все стороны его жизни и дипломатической
деятельности ёще не выяснены до конца.
Александр родился в 1220 году. Его Отец князь Ярослав Всеволодович
выделялся неукротимой энергией. C 1210 по1234 г. участвовал во многих
походах на половцев, на Рязань, Чернигов, Емьскую землю, Колывань и Юрьев,
в Чудской земле, бился с Литвой. Семь лет он княжил в Переяслявле-Русском,
в 1213—1236 г. владел Переяславлем- Залесским, четырежды ему предоставляли
стол в Новгороде, а однажды — в Киеве. Карта передвижений Ярослава
Всеволодовича охватывала север и юг Руси. Особенно выделял он Новгород; с
дружиной этого города он победил ливонских немцев, емь, Литву. В 1238 г.
Ярослав Всеволодович стал великим князем. В биографии князя были и
поражения, но он снова и снова начинал борьбу и почти всегда добивался
успеха. Он не смог смириться с монгольским игом на Руси. Его пребывание на
владимирском престоле монголы сочли опасным для своего владычества, и в
1246 г. он на обратном пути из Каракорума умер, скорее всего, отравленный
медленно действующим ядом: Туракина, мать монгольского хана Гуюка, в знак
высочайшей милости покормила князя из своей руки, а в еде, по-видимому, и
был яд. Одна из летописей сообщает, что Ярослав Всеволодович «преставися во
Орде нужною (насильственною )смертию».
Отрочество и юность молодого Александра большей частью прошли в Новгороде.
В 1228 году ,в возрасте восьми лет Александр был оставлен в Новгороде со
своим братом и двумя княжескими мужами. Но ему пришлось бежать:
он не выдержал поднявшегося в то время междоусобья- явления, обычного в
вольном Новгороде. В 1230 году юноша снова вернулся в Новгород и с тех пор
долго не покидал Новгорода. С 1236 года начинается его самостоятельная
деятельность Отец его Ярослав уехал в Киев; Александр был посажен князем в
Великом Новгороде. А через два года Новгород праздновал свадьбу своего
молодого князя: он женился по любви на Александре, дочери Брячислава
Полоцкого. У него родился сын Василий.
У Александра были тёплые отношения с его матерью Феодосией Игоревной. Это
была мудрая любящая женщина, это она отсоветовала ехать в Каракорум, где
Александру обещали ярлык великого князя Руси,— материнское сердце
чувствовало, что там постигнет сына отцовская участь.
Вторжение на Русь в 1237 г. татаро-монгольских полчищ резко изменило
обстановку. Ход экономического и культурного развития страны был прерван.
Захватчики вели жестокую, кровавую войну, основанную на тотальном
истреблении народа. В 1238г. пал Владимир,столица Северо-Восточной Руси. В
течение февраля 1238г. монголы
взяли на северо-востоке 14 городов, не считая слобод и погостов. 4 марта
того же года за Волгой на р. Сити было разгромлено русское войско, и погиб
великий князь Юрий. Завоевание Владимиро-Сузальского княжества было
завершено. Монгольская армия двинулась дальше, не тронув Новгорода и
Пскова. С большим трудом стали восстанавливаться разрушенные города. Но
надежды на то, что захватчики ушли навсегда, не оправдались. На страну
надвигались новые беды. В те же годы военная угроза нависла над Северо-
Занадной Русью: шведские и немецкие феодалы, воспользовавшись разгромом
большей части страны, открыли «второй фронт», чтобы завладеть землями
Новгорода и Пскова. Начало княжения в Новгороде оказалось для Александра
трудным. В очень сложных условиях, при большом недостатке военной силы
молодой князь провёл свои первые успешные компании с западными
противниками.
Из письменных источников нам известно, что за свою жизнь Александр, провел
не меньше 12 битв, воевал со шведами, немцами, Литвой, и всегда добивался
успеха.,не проиграв не одного сражения. Большую часть военных предприятий
Александр провел в то время, когда был полноправным новгородским князем.
В 1240 году шведская флотилия во главе с ярлом Ульфом Фаси и зятем короля
Эрика Xl Биргером Магнуссоном вошла в устье Невы. О приближении вражеского
войска новгородцы были оповещены сторожей(дозором) во главе с ижорянином
Пелигусием. Шведы, утомившись морским переходом, устроили себе отдых.
Простые воины отдыхали на судах. Начальникам и рыцарям слуги поставили
шатры на берегу. У леса выгуливались сведенные с судов рыцарские кони.
Биргер был уверен, что новгородцы не смогут собрать такую силу, как у него.
Знал он, что Александру не поможет и родное Владимирское княжество, оно
само в бедственном состоянии. Ведь и трех лет не прошло после разорения
княжества монголо-татарами.
Новгород до приезда шведских послов был уже на ногах. Боярский совет
одобрил решение князя — немедля идти к Неве и, пока враги пребывают в
самоуверенной беспечности, ударить по ним. Александр располагал только
своей небольшой дружиной и отрядом воинов-новгородцев. Heдостаток сил нужно
было возместить внезапным нападением на шведский лагерь.
Спешно шли русские войска вдоль Волхова к Ладоге. Пополнились отрядом
ладожан. Затем присоединились воины-ижоряне. Шведские рыцари даже не
выставили постов на подходах к лагерю.
Внезапность была достигнута. Биргер, Слабость шведских позиций состояла в
том, что часть войска была на берегу, а часть на судах: суда же соединялись
с крутым берегом сходнями. Если в начальный момент боя сбить сходни, то
враг потеряет свое преимущество в численности.
Новгородцы приготовились к атаке. Было утро 15 июля 1240 года. Протрубил
рог. Конный отряд Гаврилы Олексича выскочил из леса и ринулся вдоль реки,
сбивая сходни. Шведы, находившиеся на кораблях. не могли прийти на помощь
тем, кто был на берегу. Неприятель оказался разъединенным на две части.
Дружина во главе с самим Александром нанесла но шведам главный удар.
Завязался жестокий бой.
Александр находился в самой гуще сражавшихся. Он распоряжался как
полководец и бился как воин. Летописец сообщает, что князь самому Биргеру
«возложи печать на лице острым своим копнем». Отважно сражались и другие.
Гаврило Олексич действовал у самой воды, не пуская неприятеля с берега на
суда и с судов на берег. Когда он увидел, что шведы уводят на судно
королевича, то на коне ринулся за ним. Шведы столкнули храбреца вместе с
конем в воду. Дружинник выбрался на берег и оказался поблизости от
шведского военачальника, сразился с ним, убил его, затем рубился с
епископом и тоже убил.
Пеший отряд новгородцев разрушал суда. Командовал им Миша (кроме имени,
летописец ничего не сообщает об этом человеке). Рубили топорами борта ниже
ватерлинии и потопили три судна.
Дружинник Сава на коне пробился через ряды слуг и оруженосцев к шатру
Биргера. Топором срубил шатерный столб, дорогое полотнище упало на землю.
Вечером сражение окончилось. Шведы, бежавшие на суда, подняли паруса.
Неприятельский флот пошел в сторону Финского залива. А те, кто остался на
берегу, были мертвы. Ими нагрузили два захваченных судна, пустили с
поднятыми парусами вдогонку за живыми. После этой битвы князь Александр
получил почётный титул «Невский»
В том же году возник раздор между Александром Невским и новгородским вече,
и князь был вынужден покинуть Новгород.
В это время, по приказу папы римского Инокентия lV, Тевтонский орден,
объединившись с Орденом меченосцев, перешёл в наступление. Рыцари взяли
Изборск, сожгли его и перебили всё население. Псковская рать, направленная
против захватчиков была разбита. Вскоре Немцы взяли и сам Псков.
Продвигаясь к Новгороду, рыцари взяли городок Тёсово и основали недалеко от
побережья Финского залива крепость Копорье . Новгородцы чувствуя
смертельную опасность ,попросили Александра Ярославича защитить Новгород.
Полководец согласился, он получил от отца в помощь владимирское войско во
главе с младшим братом – князем Андреем Ярославичем. Братья действовали
стремительно: под их ударами пало Капорье, был возвращён Псков, гарнизон
которого они почти полностью истребили, а двух немецких наместников Пскова
отправил в оковах в Новгород.
После этого Александр вошел в чудскую землю, во владения ордена, где 5
апреля 1242 года и произошло главное сражение
От Пскова на север лежит Псковское озеро, еще севернее — озеро Чудское. Они
соединяются широкой протокой. Крестоносцы находились на западе от озер.
Александр решил отойти назад и построить свои полки у восточного берега
протоки, между озерами. Боевое построение немецких рыцарей называлось
«кабанья голова». Все войско строилось в виде клина: его острие — одетые в
латы рыцари, их кони тоже покрыты железом и по бокам клина тоже рыцари, а
внутри этой подвижной брони — пехота. Неудержимо и грозно движется клин —
«кабанья голова» — на противника, рассекает его строй, проходит сквозь
шеренги, дробит затем на части и уничтожает сопротивляющихся и бегущих.
Много побед одержали таким образом рыцари над пешими войсками разных стран.
У Александра было в основном пешее войско. И князь рассчитал, что
крестоносцы, находясь, на ровной местности, и, имея противником — пехоту,
несомненно, начнут сражение в излюбленной, проверенной манере.
В боевом построении русских самым сильным был срединный полк. Полк левой
руки и полк правой руки, что по обе стороны от срединного, слабее. Это было
известно военачальникам крестоносцев. И Александр решил, что срединный полк
будет состоять из ополченцев — горожан и селян, вооруженных копьями,
топорами, засапожными ножами; опытные же воины, закаленные, хорошо
вооруженные, встанут на флангах, там же разместятся конные дружины.
Что же произойдет благодаря такому нововведению? «Кабанья голова»
легко прошибет срединный полк. Рыцари посчитают, что главное дело уже
сделано, но в это время с флангов нападут на них конные дружины. Придется
рыцарям вести бой в непривычных условиях.
Позади срединного полка Александр распорядился поставить сани, на которых
везли оружие, доспехи и продовольствие. За санями, за этой искусственной
преградой, начинался берег, усеянный большими валунами — преграда
естественная. Между саней, между камней было трудно сражаться на лошади,
отягощенной железом. Зато ополченец, одетый в легкие доспехи, будет
действовать среди преград ловко, он сразу получит преимущество перед
медлительным рыцарем.
Перед срединным полком стояли стрелки-лучники. Они первыми вступили в
сражение.Войско крестоносцев-рыцарей в шлемах с рогами, когтистыми лапами и
иными устрашениями, в белых с черными крестами плащах, с длинными копьями,
прижатыми к бедру, прикрывшись щитами, двигалось как таран. Железные
намордники, надетые на лошадей, превратили привычных животных в чудовищ. В
середине клина, стараясь не отставать от всадников, бежали с секирами и
короткими мечами рыцарские слуги и пехота.
Подпустив «кабанью голову» на несколько сот метров, русские лучники начали
осыпать ее стрелами. Шесть прицельных стрел в минуту может выпустить
хороший стрелок. Под свистящим градом стрел немецкий клин несколько
сузился, на какую-то долю потерял свою разрушительную силу. Но все равно
его удар по срединному полку был неудержимо мощным. Полк распался на две
половины Русские называли рыцарский строй менее почтительно, чем сами
германцы, - не «кабаньей головой», а «свиньей». Летописец писал: «Наехаша
на полк немци и чудь и нрошибошася свиньею сквозь полк...»
Теперь, по опыту прежних сражений, рыцарям надлежало дробить боевой порядок
русских на части, сечь бегущих мечами. Но картина оказалась иной. Ополченцы
откатились за обозные сани и не побежали дальше. Рыцари, выскочив на
берег со льда, медленно кружили среди камней и саней, получая со всех
сторон удары.
Александр не искал встречи с предводителем крестоносцев, как было принято в
те времена и как поступил сам на Неве, а следил за развитием обстановки.
Сейчас действовали друг против друга большие человеческие массы. В этом
сражении полезнее, чем личный пример, был своевременный приказ полководца.
Александр дал знак вступить в сражение полкам правой и левой руки.
Новгородцы, ладожане, ижоряне, карелы с одной стороны, суздальцы - с другой
напали на рыцарскую «свинью»...
«...Труск от копий ломления и звук от сечения мечного...» -- так скажет
летописец о том моменте сражения.
Конные дружинники напали на противника с тыла. «Свинья» была окружена.
Сбившихся в кучу рыцарей, перемешавшихся со своими кнехтами-пехотинцами,
русские воины стаскивали с коней крюками, пропарывали животы лошадей
ножами. Спешенный рыцарь был уже не такой грозный, как сидевший на коне.
Весенний лед ломался под тяжестью борющихся, рыцари тонули в полыньях и
проломах. «Немци ту падоша, а чудь даша плеща». Подневольные пешие воины-
эсты «дата плеща» - бежали, искали спасение в бегстве. Вскоре и рыцари,
нарушив обет быть до конца стойкими, начали прорываться из кольца. Части
крестоносцев удалось это. Александр приказал преследовать беглецов. До
противоположного берега протоки — на многие версты - лед был усеян телами
врагов.
Много русских воинов в тот великий день «кровь свою прольяша». Но враг
понес потери еще большие. Только рыцарей было убито полтысячи. Полсотни
рыцарей попало в плен. Полки Александра под звуки труб и бубнов подходили к
Пскову. Ликующие люди высыпали из города встречать победителей. Смотрели,
как ведут крестоносцев подле их коней; рыцарь, идущий около коня с
непокрытой головой, терял, но правилам ордена, рыцарское достоинство.
Военные историки спустя столетия будут внимательно изучать Ледовое побоище
и с удивлением писать о военном искусстве Александра Невского: многое он
совершил впервые
Впервые в полной мере были использованы условия местности: высокий берег,
к которому был прислонен русский пехотный строй, не позволил немцам развить
первоначальный успех после прорыва пешего полка.
Впервые было организовано преследование разбитого противника вне поля боя:
раньше русские воеводы стояли «на костях» празднуя победу.
Тактическое окружения всего немецкого войска, которое завершило разгром
врага, было единственным таким случаем для всего средневековья. Этот
сложнейший маневр требовал умелого руководства боем и решительности.
Впервые тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом сражении войском,
в основном состоящем из пехоты. Да потери немцев оказались невероятными для
рыцарской воины. Например, в весьма известной битве при Брюме (1119г) между
англичанами и французами было убито…три рыцаря.
Летом в Новгород приехали послы из ордена и просили у Александра вечного
мира. Мир был заключен. Говорят, что тогда-то Александр произнес слова,
ставшие на Русской земле пророческими: «Кто с мечом к нам придет, от меча и
погибнет!». Благодаря этой победе агрессия с запада была остановлена,
авторитет Александра Ярославича как государственного деятеля и полководца
возрос, что сыграло свою роль в дальнейшем. Северо-западные границы Руси
были защищены. О знаменитой Невской битве и не мене знаменитом Ледовом
побоище, навечно прославившим князя-ротоборца Александра Ярославовича
Невского, написано и рассказано немало. Значительно меньше известно о
других походах Александра Невского против немецких, шведских и литовских
феодалов.По скупым летописным сведениям академик Б.А. Рыбаков попытался
восстановить маршрут полярного похода Александра Невского в1256 году из
Новгорда до Копорья , от Копорья по льду Финского залива на лыжах в
Финляндию, по финским лесам и замерзшим озерам, через «горы непроходимые» в
«Поморие»,на побережье Ботнического залива в районе Улеаборга. На обратнмом
пути войско прошло земли еми в южной Финляндии. Б.А. Рыбаков делает ещё
одно не лишенное оснований предположение: русские «вои» перешли во время
этого похода полярный круг и достигли берега Баренцева моря.
В конце зимы Александр Невский и его войны благополучно возвратились в
Новгород.
Значение этого похода огромно. От оборонительной тактики в войнах со
шведскими крестоносцами Александр Невский перешёл к активной,
наступательной, нанеся неожиданный удар по землям, которые шведские феодалы
уже считали своими. Шведское правительство отказалось от своих планов
завоевания Карелии. Призыв римского папы подняться на крестовый поход
против карел не был реализован. Кроме того,шведские нападения на русские
рубежи прекратились более чем на четверть века.
Александр мог оружием переведаться с западными врагами и остановить их
покушения овладеть Северной Русью, но не мог он теми же средствами
действовать против восточных завоевателей. Западные враги только
намеривались покорить Северную Русь, а восточные уже успели покорить прочие
русские земли опустошить и обезлюдить их. При малочисленности, нищете и
разрозненности остатков тогдашнего русского населения в восточных землях
нельзя было думать о том, что бы выбиться оружием из-под власти татаро-
монголов. Руси предстояла другая историческая дорога, для русских
политических людей- другая идеология. Оставалось отдаться на великодушие
победителей, кланяться им, признавать себя их рабами. Александр как
передовой человек своего времени осознал этот путь и вступил на него.
Многие историки обвиняют Александра Невского в «протатарской» политике.
Однако в сложившейся тогда обстановке существовал единственный выбор: или
вынужденное согласие на дань, или военный разгром Северной Руси, на этот
раз— включая Новгород и Псков. Пришлось выбирать наименьшее зло. Дать отпор
беспощадному врагу военными средствами Русь не могла. Разрозненные очаги
сопротивления на севере и юго-западе страны не изменяли обстановки. Брат
Александра- князь Андрей Ярославович не умел уживаться с Ордой. Его
поддерживал тесть, князь Даниил Романович - могущественный повелитель
Галицко-Волынской Руси. В 1252 году на Владимирскую Русь за непокорство и
строптивость великого князя Андрея Ярославича обрушались татарские тумены ,
войско Андрея было разбито, а сам он бежал в Швецию откуда вернулся лишь
несколько лет спустя.
Смерть отца, антитатарские выступления брата, всесилие Орды вынудили
Александра приспособиться к трудным обстоятельствам. Чтобы уцелеть и
избежать карательных мер, он пять раз ездил на поклон к монгольским ханам в
Сарай и Каракорум. Ему пожаловали ярлык, сначала на великое княжение в
Киеве и Русской земле (имеются в виду южные районы с городами Киевом,
Переславлем Русским и Черниговом), а затем во Владимиро-Суздальской,
Новгородско-Псковской и Полоцко-Витебской землях. Своей столицей Александр
избрал Владимир. В 50-х годах, когда татарские числиники принялись
переписывать русское население, с целью упорядочения взимания дани, Великий
Новгород взбунтовался против татар, но князь Александр жестоко подавил
восстания новгородцев, которых сам ранее и оборонял от всех врагов и
прогнал с новгородского престола своего сына Василия. В результате перепись
в Новгороде была проведена.
Политическое и экономическое положение Руси заставляло князя идти на
компромиссы с Золотой Ордой. Сколь гибкую внутреннюю и внешнюю политику ни
проводил Александр Ярославич, но в вопросах веры он был тверд. И
относительно предложений папской курии об антиордынском союзе он выступал с
жёстких позиций. В 1248г. папа Иннокентий IV призвал князя: «дабы ты матерь
римскую церковь признал и папе повиновался, чтобы вкусить тебе от
неувядаемых плодов вечного блаженства». Направленная этому поводу
Александру грамота содержала просьбу известить братьев Тевтонского Ордена в
Ливонии, если татарское войско двинется на христиан, чтобы в таком случае
«мы смогли безотлагательно поразмыслить, каким образом с помощью Божией сим
татаром мужественно сопротивление оказать». Князь отверг папское послание —
«от вас учения не приимаем» . В этом поступке сказалась не только верность
«вере отцов», но и понимание сущности обещаний папы оказать некую
неопределенную помощь в борьбе в Ордой. Бесполезность и даже опасность
союза с католическим миром подтвердили события в Галицко-Волынской Руси.
Папский престол, на словах поддержавший князя Даниила Романовича Галицкого,
в момент появления в его земле большою татарского войска Бурундая никакой
помощи князю не оказал.
Александр заручился поддержкой не римской, а православной церкви, чем
укрепил свои авторитет. В 1250г. он пригласил митрополита Кирилла из Киева
во Владимир. Митрополит стал его верным помощником и наставником.
Полагают, что во второй половине жизни Александр Ярославич сделал, так
называемый, «восточный выбор». Он хотел заручиться поддержкой Орды и
предотвратить набеги монгольской конницы. Но такой подход слишком
односторонен. Политику великого князя, на самом, деле вернее было бы
назвать евроазиатской и заключалась она в балансировании между силами
Запада и Востока. На западе приходилось выступать с оружием в руках, а в
благоприятный момент - с предложениями «мягкого мира» и союза, не
поступаясь, однако, вопросами веры. На востоке - действовать методом
переговоров, просьб, платежом дани и, нередко, проявлять смирение. Только в
этих условиях Русь могла накопить войско и освободить себя от татарского
ига.
Силы для отпора копились исподволь, под прикрытием безоговорочного
подчинения. В начале 60-х годов Xlll в. подошло время первого пробного
удара. В городах северо-восточной Руси бесчинствовали откупщики даней —
(бухарцы или выходцы из Волжской Булгарии), названные в источниках
«бесерменами». От их поборов русские испытывали, как сказано в летописи,
«лютое томление». В Ярославле, у представителя ордынцев Кутлубия, служил
некий приспешник, бывший монах Зосима (Изосима), отступник «от христианства
и иночества», «пьяница» и «кощунник», который особенно свирепствовал вместе
со своим хозяином. Однако ордынская власть над Русью в те годы
заколебалась: между ханами начались кровавые распри, затянувшиеся на
несколько лет. Именно тогда, в 1262 г., и вспыхнуло восстание, разом
распространившееся на огромную территорию. В Ростове, Суздале, Владимире,
Ярославле, Переславле-Залесском и Устюге Великом «бысть вече», и «Бог...
вложи ярость хрестьяном во сердце». Откупщиков перебили или изгнали из
городов, Кутлубий и Зосима также погибли, а тела их ярославцы «повергоша
псом на снедение», т.е. бросили на корм собакам.
О поддержке, оказанной восставшим Александром Невским (если только не о
координирующей роли с его стороны), свидетельствует строка в Устюжской
летописи, сообщающая о посылке от его имени грамот, «что татар бити». В том
же году по соглашению между русскими князьями было собрано общее войско,
включавшее княжеский «великий полк», новгородский сводный полк, витебский,
тверской, полоцкий полки и литовскую дружину в 500 человек. Эта армия могла
достойно встретить ордынское нашествие. Но в Орду отправился один великий
князь «за христианы с погаными... перемогаться», вымаливать мир своей
земле. То ли благодаря его усилиям, то ли из-за напряжённой
внешнеполитической ситуации, то ли ожидая встретить на Руси серьёзное
сопротивление, золотоордынский хан Берке карательную экспедицию не послал.
Сам же Александр Ярославич был надолго им задержан. Князь заболел или,
возможно, был отравлен уже На обратной дороге, и 14 ноября 1263 г., приняв
схиму, Александр Невский окончил свой земной путь в Городце. Митрополит
Кирилл сказал о кончине великого защитника Руси: «Зашло солнце земли
русской!». Тело князя было встречено народом близ Боголюбова и похоронено
во Владимире в церкви Рождества Богородицы.
А в конце ХIII века князь Александр Ярославович Невский Русской Преславной
церковью был причислен к лику святых.
Петр I вскоре после победы в Северной войне повелел перенести мощи
Александра Невского в новую столицу в лавру, основанную в 1710 году в
память победы князя над шведами. А его женой – Екатериной I ,был учрежден
орден Александра Невского. Он был упразднен после революции
В годы Великой Отечественной воины в тяжёлые времена русский народ вспомнил
Александра Невского – война освободителя, и орден был учрежден вновь. Им
награждались генералы и офицеры Советской Армии за личную отвагу, мужество
и храбрость, умелое командование.
Русский народ помнил и помнит Александра Невского, его самоотверженную
борьбу за родную землю и военное искусство.

Список литературы.



1. Карамзин Н. М. История государства Российского 5-е издание 1842
г.(репринт М.1988г.)
2. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.,1960г. Т. 2,3.
3. Ключевский В. О. Сочинения. М. Полит. литература, 1957. Т.1
4. Шахмогонов, Ф.Ф. Греков И.Б. Мир истории Русские земли в Xlll-XV веках.
М. Мол. Гвардия 1986 г.
5. Кирпичников А.Н. «Александр Невский: между Западом и Востоком.» 1998г
История Отечества N12. ст.115-118.
6. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества Xll-Xll вв. М. Наука
1982г.
7. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды.
М. Изд. Ан. СССР,1941г. Т.1.
8. Каргалов В. В. Полководцы X-XVl вв. М. изд. Досааф 1989г.
9. Очерки русской культуры Xlll-XV вв. М. изд. Моск. ун-та, 1970г. Ч.1,2.
10. Памятники литературы Древней Руси.Xlll век. М. Худож. лит. 1981 г.
Пашуто В. Т. Александр Невский М. Мол. Гвардия,1975.




Новинки рефератов ::

Реферат: Анимистическая теория религии Э. Б. Тайлора (Религия)


Реферат: Предмет и сущность философии (Философия)


Реферат: Венгрия - сказочная страна Центральной Европы (География)


Реферат: Индустриализация (История)


Реферат: Роль примера в воспитании (Педагогика)


Реферат: Производство метанола (Химия)


Реферат: Вимоги до апаратного забезпечення ОС Win95/94/2000/Me/XP (Программирование)


Реферат: Древнегреческая культура (История)


Реферат: Голод в СССР в 1946-1947 (История)


Реферат: Экологическое образование младших школьников в курсе природоведения (Педагогика)


Реферат: Миф и его аспекты (Культурология)


Реферат: Исследование религиоведческой концепции З. Фрейда - психоаналитического метода в целом (Психология)


Реферат: Сложения и вычитания чисел с плавающей запятой (Математика)


Реферат: Краткое изложение альтернативного понимания монархии (История)


Реферат: Феминология как наука (Социология)


Реферат: Архитектура современных суперЭВМ (Программирование)


Реферат: Загальні питання права власності у відносинах з іноземцями за законодавством України (Право)


Реферат: Short Overview of African Countries (География)


Реферат: Податная реформа Петра Великого (История)


Реферат: Деньги, виды денег (Деньги и кредит)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист