GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Античная философия (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Античная философия (Философия)



АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ФИЛОСОФИИ

ПО ТЕМЕ «АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ»


1 «А» КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ПРАВА

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – ХОЗ. ПРАВО



РОДЬКО ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Г. МИНСК, ПР-КТ Г-ТЫ «ИЗВЕСТИЯ», 14/4-12
З/К №695



1. Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки.
Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами
которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой –
формирующаяся именно в Древней Греции наука.
Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы
к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных
структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной
религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных
нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост
научных знаний – вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная
атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.
В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл
человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой,
когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого
общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность
удовлетворять новые мировоззренческие запросы.
Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль
здесь сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX –
VII веках до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и
расширение греческих колоний, увеличение богатства и его
перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В
результате развития торговли, мореходства, колонизаций новых земель
расширялся географических горизонт греков, Средиземное море стало
известным до Гибралтара, куда достигали ионийские торговые суда, а тем
самым гомеровское представление о Вселенной обнаружило свою
неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с
другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и
верований, что наводило на мысль об относительности, условности их
собственных социальных и политических установлений. Эти факторы
способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни,
вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных
ориентиров.
В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение
традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое
разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся
уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из
поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей
для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела
своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к
человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались[1].
Социально-экономические изменения, происходившие в VII – VI веках до
н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали
от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из
ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип
самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум.
Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру — думай сам. На
место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал
учитель, а тем самым и власть отца в семье ставилась под вопрос.
К социокультурным предпосылкам возникновения античной философии
прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов
VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» – изречение, греческое – стихотворный
афоризм), создававших стихотворные афоризмы.
Протофилософское значение гомеровского эпоса можно выразить в
следующих позициях: Гомеровские поэмы структурированы в соответствии с
чувством гармонии, пропорции, меры, которые впоследствии в контексте
философии станут онтологическими принципами; Гомеровский стих
обнаруживает подлинное искусство мотивации, то есть поэт не просто
излагает факты, а находит им объяснение, отыскивает их причины и мотивы.
Данный способ изложения фактов подготовил греческую ментальность к
восприятию философии, которая тоже будет искать истоки, основания вещей;
Гомеровский эпос представляет реальность мифопоэтическими средствами, но
во всей ее полноте. Имплицитно гомеровский стих содержит вопрос: какова
роль человека в универсуме? Вопрос, который станет «классическим»
вопросом греческой философии. Философия также будет стремиться выразить
реальность во всей ее полноте, но в форме рациональных понятий.
К социокультурным предпосылкам античной философской мысли можно,
конечно же, отнести и общественную религию, орфические мистерии. В
греческой религии различают две формы: публичную и религию мистерий. В
определенной части собственного содержания они совпадают, но порой
антиномичны, к примеру, в интерпретации понятий смысла жизни,
предназначения, судьбы, человека. При этом для интерпретации генезиса
философии важнее рассмотрение религии мистерий. По мнению Б. Рассела,
именно благодаря религиозным мистическим сообществам «возникла концепция
философии как образа жизни (way of life)».
Публичная религия представлена поэмами Гомера и Гесиода. Боги этой
религии – персонифицированные явления природы. Тем самым, публичная
религия натуралистична. Свой характер она передает и философии. Ссылка на
природу есть константа греческой мысли.
Возникнув в конце VII – начале VI в. до н.э., древнегреческая
философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась
характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни
античного общества. Она возникла в греческих городах-государствах на
рубеже VII–VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в
Ионии), затем в греческих городах Южной Италии, в прибрежных греческих
городах острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции – в Афинах (V в.
до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э.,
философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования
монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а
затем под властью Римской империи и в период разделения ее – в Восточной
империи – вплоть до начала VI в. н. э.
Греческие философы принадлежали в большинстве к различным слоям
«свободных», то есть по преимуществу рабовладельческого класса. Их
общественно-политические, нравственные и педагогические учения выражали
взгляды и интересы этого класса. Тем не менее в разработке даже этих
вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения,
древние греки создали учения, высокого поднимающиеся над тесным
историческим горизонтом рабовладельческого общества.
Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок.625-
547гг. до н.э.), а его продолжателями были Анаксимандр (ок.610-546гг.
до н.э.) и Анаксимен (ок.585-525 гг. до н.э.).
Древнегреческая философия возникла не как область специальных
философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных
знаний – математических и естественнонаучных, в связи с зачатками
политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством. Только в
эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в. до н.э., некоторые
науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные
области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия
продолжает развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на
вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: математических,
естественных и общественных[2].
Философия Древнего Рима возникла в конце республиканского периода
Рима (II–I вв. до н. э.) и развивалась параллельно с греческой философией
– во времена Римской империи приблизительно до времени ее падения (конец
V – начало VI в. н. э.).
Характерная особенность древнегреческой философии состоит прежде
всего в противопоставлении философских размышлений практической
деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие
в VII–IV вв. до н. э. шло от мифологии и религии к науке и философии.
Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками
научных и философских понятий, выработанных в странах Востока – в
Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велико было влияние
вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы мер.
Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы
греками от их предшественников и соседей на востоке.
Постепенно в античной философии возникает два основных типа
философского мировоззрения – материализм и идеализм. Их борьба составляет
основное содержание философского развития во все последующее время.
Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления –
диалектики и метафизики.
V в. до н.э. был временем дальнейшего развития греческой науки и
философии, которые по-прежнему оставались тесно связанными. В этот
период дальнейшего развития античного общества и государства,
происходившего в условиях ожесточенной классовой и политической
борьбы, возникают также политические теории и публицистика.
2. Этапы развития. Основные проблемы и школы античной философии.

Этапы развития.

О периодизации античной философии пишут многие видные философы, это
Чанышев А.Н. (Курс лекций по древней философии, М.,1981г.), Смирнов И.Н.,
Титов В.Ф. («Философия», М.,1996г.), Асмус В.Ф. (История античной
философии М., 1965г.), Богомолов А.С. («Античная философия», МГУ,
1985г.). Для удобства анализа необходимо привлечь более лаконичную
периодизацию, представленную Смирновым И.Н. Так, он отмечает, что при
анализе греческой философии в ней выделяют три периода: первый – от
Фалеса до Аристотеля, второй – греческую философию в римском мире и,
наконец, третий – неоплатоновскую философию.
История греческой философии представляет собой общий и вместе с тем
живой индивидуальный образ духовного развития вообще. Первый период по
преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-
политическим и этико-религиозно философским. Абсолютно все ученые-
философы отмечают, что этот период развития античной философии был
периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была
связь ее учений с учениями о природе, из которых в последствии развились
самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и V вв. до н.э.
философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о
природе – отдельно от философии. Космологическое умозрение VII и VI
столетий до н.э. поднимает вопрос о последнем основании вещей. Таким
образом появляется понятие мирового единства, которое противостоит
множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого
множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся прежде
всего в самых общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении
звезд. Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества, из
которого в вечном движении происходят вещи и в которое они опять
превращаются.
Второй период греческой философии (V-VI в. до н.э.) начинается
постановкой антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло
границ, за которые оно в то время не могло выйти. Данный период
представлен софистами, Сократом и сократиками. В своей философской
деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными
оракулами: «необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один
человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он
ничего не знает». Сократом завершается натурфилософский период в истории
древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с
деятельностью Платона и Аристотеля. Платон далеко переступает за границы
сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный объективный
идеалист. Он первый среди философов поставил основной вопрос философии,
вопрос о соотношении духа и материи. Строго говоря, о философии в Древней
Греции со значительной степенью определенности можно говорить, только
начиная с Платона.
Третий период античной философии – век эллинизма. Сюда относятся
стоики, эпикурейцы, скептики. Он включает в себя период раннего эллинизма
(III-I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура
раннего эллинизма характеризовалась прежде всего индивидуализмом,
обусловленным освобождением человеческой личности от политической,
экономической и моральной зависимости от полиса. Главным предметом
философского исследования становится субъективный мир личности. В период
позднего эллинизма были доведены до логического завершения основные
тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к
идеям классики, к ее философским учениям о бытии (неопифагореизм,
неоплатонизм), но возврат, обогащенный знанием субъективного мира
личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой Римской
империи привело философскую мысль к частному отходу от рационализма и
обращению к мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от
свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сакрального, то есть
религиозного постижения мира.

Проблемы античной философии.

Совокупную проблематику античной философии можно тематически
определить следующим образом: космология (натурфилософы), в ее контексте
тотальность реального виделась как “physis” (природа) и как космос
(порядок), основной вопрос при этом: «Как возник космос?»; мораль
(софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических
способностей; метафизика (Платон) декларирует существование
интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие
неоднородны, причем мир идей выше чувственного; методология (Платон,
Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при
этом метод рационального поиска понимается как выражение правил
адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы
искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской
философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем:
физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология),
этика; и в завершение эпохи античной философии формируются мистико-
религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой
философии.
Необходимо отметить, что в русле античной способности воспринимать
этот мир философски теоретическая философская мысль представляется
наиболее важной для последующего становления философского познания. По
крайней мере, доктрина философии как жизни в настоящее время претерпела
существенное изменение: философия – это уже не просто жизнь, а жизнь
именно в познании. Разумеется, что сохраняют свое значение и элементы
практической философии, развивающие идеи античной практической философии:
идеи этики, политики, риторики, теории государства и права. Таким
образом, именно теорию можно считать тем философским открытием
античности, которое определило не только мышление современного человека,
но и его жизнь. И без сомнения, «обратное влияние» механизмов познания,
порожденных древнегреческим сознанием, очень сильно сказалось на самой
структуре сознательной жизни человека. В этом смысле, если теория как
принцип организации познания и его результатов вполне выверена, то ее
«обратное» воздействие как реверсивного принципа организации сознания еще
не вполне ясно.
Школы античной философии.
По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских
учений, из которых помимо великих философских школ выделяется учение
киников и киренских философов. В Афинах существовало четыре большие
школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и
Сад (эпикурейская школа).
Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа – древнейшая
натурфилософская школа. Как считает Чанышев А.Н., «Ионийская философия –
это протофилософия. Для нее характерно еще отсутствие поляризации на
материализм и идеализм…, наличие многих образов мифологии, значительных
элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской
терминологии, представление физических процессов в контексте моральной
проблематики»[3]. Но ионийская философия уже философия в основном смысле
этого слова, потому что уже ее первые творцы – Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен – стремились понять то или иное начало как субстанцию (вода,
воздух, огонь и т.д.). Их первоначало всегда одно (в этом смысле
ионийские философы – монисты), оно вещественно, но также разумно, даже
божественно. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну
из стихий. Фалес – основатель милетской, или ионийской школы, – первой
философской школы. Он был одним из родоначальников философии и
математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал
астрономию и геометрию у египетских жрецов. Фалес стал основателем
натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и
всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир
считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365
дней. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и
сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу
противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит
ввел понятие Логоса (Слова) – принципа разумного единства, который
упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и
познать мир можно только через него. Анаксимандр (610 – ок. 540 годы до
н.э.) считал началом всего бесконечную природу – нечто среднее между
четырьмя элементами. Он говорил, что возникновение и уничтожение миров
представляет вечный циклический процесс. Анаксимен (ум. 525 до н.э.),
ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух. Разрежаясь, воздух
становится огнем, сгущаясь – ветром, водой и землей. Анаксагор, ученик
Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси
беспорядочных стихий. С ионийской школой связывают зарождение основ
астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.
Независимо от этих древних малоазиатских ионийцев в нижне-италийских
колониях греков выступают мыслители, проникнутые той же идеей мирового
единства. К ним относятся прежде всего Пифагор и его ученики, которые
исследовали мировое целое. Они замечали прежде всего правильность в
движении небесных тел и от них пытались перенести эту правильность на
земные явления, явления физического и морального миров. Пифагорейская
школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала
до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу
после смерти Пифагора в 500 г. до н.э. По сути, это было религиозно-
философское аристократическое братство, оно имело большое влияние на
греческие полисы Южной Италии и Сицилии. Союз отличался строгими обычаями
и высокой нравственностью. Однако и облик, и поведение были лишь
следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие,
подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание.
Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа
понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл.
Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10.
Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. Им мировой
порядок представлялся в виде господства чисел; и в этом смысле они
переносят на мир, «как целое, понятие космос, первоначально означавшее
порядок, украшение». Если задать себе вопрос «философской направленности
Пифагора, то, кажется, можно с полной уверенностью сказать, что это была
прежде всего философия числа, этим оно резко отличалось от ионийской
натурфилософии, стремившейся свести все существующее к той или иной
материальной стихии с подчеркиванием ее качественного своеобразия (вода,
воздух, огонь, земля)».
Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном
звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете
соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы
музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии:
музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела. В
пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано
множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика
греческого языка. Таким образом, пифагорейцев можно считать
родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической
наук.
Элейской школой называется древнегреческая философская школа, учения
которой развивались, начиная с конца VI в. вплоть до начала второй
половины V в. до н.э. с темя крупными философами – Парменидом, Зеноном и
Мелиссом. Два первых – Парменид и Зенон – жили в небольшом италийском
городе Элея, а третий – Мелисс – был уроженец далекого от Элеи Самоса.
Но так как основные учения школы были выработаны Парменидом и Зеноном,
гражданами из города Элеи, то школа в целом и получила название
элейской[4]. И если пифагорейцы рассматривали мировой порядок
исключительно с его количественной стороны, то в противоположность им в
VI веке выступают направления, которые подобно древним ионийским
мыслителям, понимают идею мирового единства качественно, однако, видят
при этом мировое единство не в едином мировом веществе, а в едином
правящем мировом принципе, в едином понятии, господствующем над сменой
всех явлений. Для элеатов таким понятием служит бытие, которое остается
постоянным при всяком изменении вещей.
Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в
образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить
любого искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к
активной политической жизни. Деятельность софистов, релятивизировавшая
всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверности знания –
таких, которые могли бы устоять перед судом критической рефлексии. Эти
поиски продолжил великий афинский философ Сократ (ок. 470 – 399 годы до
н.э.), сперва ученик софистов, а затем их критик. Различие Сократа от
софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит
соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что
вредно. Мысли Сократа послужили основой для развития большинства
последующих философских школ, которые основывали его ученики, в том числе
и Академия Платона. Суть собственной философии он объяснял одной фразой:
«Я знаю только одно, что я ничего не знаю». В своих беседах Сократ не
отвечает на вопросы, он ставит их, искусстно побуждая собеседника к
самостоятельному поиску истины. А когда тот, казалось бы, близок к ней,
находит новые аргументы и доводы, чтобы показать тщетность этих попыток.
Основной философский интерес Сократа сосредотачивается на вопросе о том,
что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя»
– любимое изречение Сократа.
Платон объединил в своем учении ценности двух своих великих
предшественников: Пифагора и Сократа. У пифагорийцев он воспринял
искусство математики и идею создания философской школы, которую он
воплотил в своей Академии в Афинах. Учениками Платона были
преимущественно «холеные молодые джентльмены» из аристократических родов
(можно вспомнить хотя бы самого известного его ученика – Аристотеля). Для
занятий была построена Академия в живописном уголке на северо-западной
окраине города. Знаменитая философская школа просуществовала до самого
конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан
закрыл ее. Хотя Платон, подобно Сократу, и считал, что взимание платы за
мудрость ничем не лучше взимания платы за любовь, и так же, как и он,
называл софистов «проститутами от философии» за то, что они требовали
деньги с учеников, это не мешало Платону принимать богатые подарки и
всяческую помощь от сильных мира сего. У Сократа Платон научился и
сомнению, и иронии, и искусству беседы. Диалоги Платона пробуждают
интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни,
которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет. Наиболее
значимыми в философии Платона являются представления об Идеях,
Справедливости и Государстве. Он пытался сочетать философское и
политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных
править справедливо, исходя из принципов общего блага.
В 335 г. до н.э. Аристотель, ученик Платона, основал собственную
школу – Ликей, или Перипат, отличавшуюся исключительно философской
направленностью. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать
по его работам, представляющими из себя зачастую сборники лекций и
курсов. Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в
политике было воспитание Александра Македонского. На развалинах Великой
Империи возникли Эллинистические государства и новые философы.
Если прежние этические учения видели главное средство нравственного
совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то
теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой
жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего – от
политически-социальной сферы. Такова в значительной мере установка школы
стоиков. Эта школа, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э.,
существовала еще во времена Римской империи. Философия для стоиков – не
просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только
философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и
достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в
поздней Римской Империи, где разложение нравов в первые века новой эры
достигло высшей точки. Свободу от власти внешнего мира над человеком
стоики считают главным достоинством мудреца; сила его в том, что он не
есть раб собственных страстей. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не
боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки
умирать. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность
всего сущего. Зенон так говорил о стоике: «Жить последовательно, то есть
согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те, кто живет
непоследовательно, несчастливы». Природа для стоика – это рок или судьба:
примирись с роком, не сопротивляйся ему – вот одна из заповедей Сенеки.
Полный отказ от социального активизма в этике встречается у
знаменитого материалиста Эпикура (341 – 270 годы до н.э.). Наиболее
известным из римских эпикурейцев был Лукреций Кар (ок. 99 – 55 годы
н.э.). Отдельный человек, а не общественное целое – вот отправной пункт
эпикуровской этики. Тем самым Эпикур пересматривает определение человека,
данное Аристотелем. Индивид – первичен; все общественные связи, все
отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и
рациональных соображений пользы и удовольствия. Общественный союз,
согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного
благополучия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок к
софистам. В 306 г. до н.э. в Афинах он основал школу. В отличие от
стоической, эпикурейская этика гедонистична: целью человеческой жизни
Эпикур считал счастье, понимаемое как удовольствие. Однако подлинное
удовольствие Эпикур видел вовсе не в том, чтобы без всякой меры
предаваться грубым чувственным наслаждениям. Как и большинство греческих
мудрецов, он был привержен идеалу меры. Высшим удовольствием считалось,
как и у стоиков, невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и
безмятежность, а такое состояние может быть достигнуто только при
условии, что человек научиться умерять свои страсти и плотские влечения,
подчиняя их разуму. Особенно много внимания эпикурейцы уделяют борьбе с
суевериями, в том числе и с традиционной греческой религией[5].
3. Творчество Платона и Аристотеля – выдающееся достижение в истории
мировой культуры.
Платон и Аристотель создавали свои философские картины мира в эпоху
великих потрясений, происходивших в современном им обществе. С этой
точки зрения было бы интересно, изучая философские и политические
взгляды Платона и Аристотеля, рассматривать мировоззрения этих философов
не в законченном виде, а проследить за их развитием, за тем, как бурные
события общественной жизни в эпоху Платона и Аристотеля находили свое
отражение в становлении их философских систем.
Вопрос о тысячелетней значимости Платона возникает у каждого, кто
соприкоснулся с его мировоззрением и с художественным стилем его
произведений. Интерес к древнегреческому философу Платону, к его
творчеству не ослабевает, быть может, даже усиливается в наше время. Во-
первых, мнение даже самого обыкновенного человека, жившего две с
половиной тысячи лет назад, интересно само по себе. Конечно, интерес
многократно усиливается, если этот человек – Платон. «... Платон – один
из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали
бы, кем были древние греки, что они дали миру, – мы хуже понимали бы
самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство,
поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и
свершений»[6], – писал В.Ф. Асмус. Платон – первый в Европе
последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой
философии. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном
существовании идей как общих и родовых понятий. Платон является первым в
Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и
разработавшим его в целостном виде. Мир по Платону и не телесный космос,
лишенный индивидуальности, и не отдельные материальные вещи, наполняющие
Вселенную. Прекрасный, материальный космос, собравший множество
единичностей в одно нераздельное целое, живет и дышит, весь наполнен
бесконечными физическими силами, но зато он управляется законами,
находящимися вне его, за его пределами. Это самые общие закономерности,
по которым живет и развивается весь космос. Они составляют особый
надкосмический мир и называются у Платона миром идей. Увидеть их можно не
физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи, управляющие
Вселенной, первичны. Они определяют жизнь материального мира. Мир идей
находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. И
самая высшая идея идей – это абстрактное благо, тождественное абсолютной
красоте. Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он
признает существование вполне реального, независимого от сознания
человека, то есть объективного идеального бытия. Платон создал теорию
общего как закона для единичного, теорию необходимых и вечных
закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому
смешению и слепой нерасчлененности, противостоящую всякому донаучному
пониманию. Именно эта сторона учения Платона об идеях в значительной мере
обусловила его тысячелетнюю значимость в истории человеческой мысли.

Ученик Платона Аристотель развил и критически переосмыслил философию
своего учителя. На путях художественного осмысления действительности ему
пришлось столкнуться с тем искаженным пониманием Платона, что идеи резко
противопоставлены миру вещей. На первый план выдвигались идеи вещей,
существующие где-то в недосягаемых небесах, а вещи оказывались брошенными
в мир без всякого их идейного наполнения. По мнению Аристотеля, в
реальном бытии совершенно невозможно оторвать одно от другого и
устанавливать резкое противопоставление вещей и идей. Таким образом,
Аристотель сам не отрицал роли идей в осмыслении материального мира, но,
становясь на путь критики крайнего идеализма, свое собственное учение об
идеях пытался использовать исключительно ради жизненных целей и ради
понимания всей действительности как художественного произведения,
пронизанного глубочайшим идейным смыслом. Аристотель создает первую в
истории систему логики – силлогистику, главную задачу которой он видит в
установлении правил получения достоверных выводов из определенных
предпосылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об
умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и
частного. Формальная логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих
веков служила главным средством научного доказательства.
Небывалый размах и расцвет философской мысли Платона и Аристотеля
всегда соединялся у них с весьма активной политической
деятельностью. Как истые греки, они были бесконечно преданы своим
патриотическим интересам и всеми силами хотели сохранить Грецию
именно периода ее классики. Но уже тут им пришлось столкнуться с
весьма суровой судьбой греческого классического полиса, быстро
шедшего к своей неминуемой гибели. Система политических взглядов
изложена у Аристотеля более богато и развернуто, чем у Платона. В
трудах Аристотеля можно найти описание около 420 существовавших в
его время законодательных систем и государственных устройств.
Аристотель, в отличие от Платона, не замыкается на
построении какого-то наилучшего государственного устройства,
а рассматривает основные принципы функционирования государства,
описывая при этом несколько типов как положительных, так и
отрицательных, по его мнению, государственных систем. Платон в свою
очередь был убежден, что существует абсолютная истина, и весь
трагизм его положения заключается в том, что он верил в немедленное
и всестороннее осуществление этой истины. Будучи именно
реставратором погибшей старины, Платон хотел оставаться и
фактически всегда оставался по преимуществу идеологом греческой
классики давнего периода греко-персидских войн. Гармония человеческой
личности, человеческого общества и всей окружающей человека
природы – вот постоянный и неизменный идеал Платона в течение всего его
творческого пути. Творчество античных философов Платона и Аристотеля
представляет интерес еще и потому, что они имели редкую возможность
практически реализовывать свои философские системы. Платон приложил
немало усилий в просвещении сиракузского тирана Дионисия
Младшего, Аристотель имел большое влияние на императора Александра
Македонского, был его учителем. Он и его ученики предлагали
законодательные системы для новых греческих городов и колоний. Если
подробно изучить биографию Аристотеля, можно только удивляться,
как последовательно и естественно совпадали у Аристотеля его
философская теория и жизненная практика. Жизнь трагична. Но эту трагедию
жизни может понимать только тот, кто в глубине этой трагедии
видит не трагическую, а чисто эйдетическую, или идеальную,
действительность. Судьба героев в греческой трагедии как раз
свидетельствует о наличии высших основ жизни, которые только и
способны осмыслить трагическую судьбу действительности. И
Аристотель доказал это как в своей философской теории, так и в своей
практической жизни и деятельности, для него и сама смерть
оставалась актом мудрости и невозмутимого спокойствия. Идейный
порыв, принципиальная настроенность, самоотверженное служение
идеалу — все это на целые тысячелетия сделали философии
Платона и Аристотеля необходимыми. Аристотель говорил, что Платон ему
друг, но истина для него дороже.

Основные работы Платона

Мы являемся обладателями 23 подлинных диалогов Платона, одной
речи под названием «Апология Сократа», 22 приписываемых Платону
диалогов, 13 писем, многие из которых считаются подлинными. К
раннему периоду, начиная со смерти Сократа и заканчивая первой
поездкой Платона в Сицилию, то есть с 399 года до 389-387 годов до
н.э., относят: защитительную речь Сократа на суде, так называемую
«Апологию Сократа», «Критона», «Протагора», 1-ю книгу «Государства»,
«Лахета», «Лисия», «Парменида». К переходному периоду относят
написанные в 80-е годы диалоги: «Ион», «Гиппий больший», «Гиппий
меньший», «Горгий», «Менон», «Кратил», «Евтидем», «Менексен». К
зрелому периоду творчества, то есть к 70-60 годам IV века до н.э.,
диалоги: «Федон», «Пир», «Федр», «Теэтет», «Тимей», «Критий»,
«Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Государство» (2-10
книги). Наконец, к 50-м годам относятся написанные только в черновом
виде и переписанные набело одним из ближайших учеников Платона –
Филиппом Опунтским – «Законы».
Основные работы Аристотеля
1. Учение о бытии: «Метафизика» (О «первой философии»), «Физика», «О
небе», «О возникновении и уничтожении»;
2. Логика: «Категории», «Об истолковании», «Первая Аналитика», «Вторая
Аналитика», «Топика»;
3. Психология: «О душе»;
4. Этика: «Этика Никомахова», «Этика Эвдемова», «Большая этика»;
5. Учение об искусстве: «Поэтика», «Риторика»;
6. Политические учения: «Политика»;
7. История: «Афинская полития»;
8. Естественнонаучные труды: «Метеорологика», «О частях животных», «О
происхождении животных», «История животных». Кроме сочинений, дошедших
до нас полностью (если не говорить, насколько они передают
первоначальный текст), сохранились фрагменты ещё пятидесяти с
небольшим сочинений.
Список используемой литературы:


1. В.Ф.Асмус «Античная философия», Москва, «Высшая школа», 1999г.
2. И.Т.Фролов Введение в философию, Москва, Издательство политической
литературы, 1989г.
3. А.Н.Чанышев Курс лекций по древней философии, Москва, 1981г.
-----------------------
[1] И.Т.Фролов Введение в философию, Москва, 1989. Стр. 78-79.
[2] В.Ф.Асмус «Античная философия», Москва, 1999. Стр. 8-9.

[3] А.Н.Чанышев Курс лекций по древней философии, М, 1981г. Стр. 36.
[4] В.Ф.Асмус «Античная философия», Москва, 1999. Стр. 24.
[5] И.Т.Фролов Введение в философию, Москва, 1989. Стр. 113-114.
[6] В.Ф.Асмус «Античная философия», Москва, 1999. Стр. 58.

-----------------------



[pic]



План:


1. Зарождение древнегреческой
философии: условия и предпосылки……………………..……………Стр. 3



2. Этапы развития, основные проблемы
и школы античной философии…………………………………….Стр. 6



3. Творчество Платона и Аристотеля –
выдающееся достижение в
истории мировой культуры………………...Стр. 12



[pic]






Реферат на тему: Античная философия

Возникновение античной философии.

Античная философия возникла в греческих городах-государствах на рубеже
VII–VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии),
Затем в греческих городах Южной Италии, В прибрежных греческих городах
острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции – в Афинах (V в. до н. э.).
Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э., философия античной
Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра
Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью
Римской империи и в период разделения ее – в Восточной империи – вплоть до
начала VI в. н. э.
Философия Древнего Рима возникла в конце республиканского периода
Рима (II–I вв. до н. э.) и развивалась параллельно с греческой философией –
во времена Римской империи приблизительно до времени ее падения (конец V –
начало VI в. н. э.).
Характерная особенность древнегреческой философии состоит прежде всего
в противопоставлении философских размышлений практической деятельности, в
ее своеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие в VII–IV вв. до н.
э. Шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием
этого развития оказалось усвоение греками научных и философских понятий,
выработанных в странах Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии.
Особенно велико было влияние вавилонской науки – математики, астрономии,
географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры
были заимствованы греками от их предшественников и соседей на востоке.
Греческая философия зародилась не как область специальных философских
исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями – математическими,
естественнонаучными, с зачатками политических понятий, а также с мифологией
и искусством. Только в эллинистическую эпоху, начиная с III в. до н. э.,
некоторые науки, прежде всего, математика и медицина, обособляются в
специальные области исследования и знания.
Постепенно в античной философии возникает два основных типа
философского мировоззрения – материализм и идеализм. Их борьба составляет
основное содержание философского развития во все последующее время.
Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления –
диалектики и метафизики.



Ранняя философия древнегреческого Востока и Запада


Древнегреческая философия возникла не в самой Греции, а в ионийских
городах западного побережья Малой Азии, основанных греками.
Первые материалистические учения возникли на рубеже VII–VI вв. до н.
э. в Милете – крупнейшем малоазиатском греческом городе. С конца VII до
конца VI вв. до н. э. здесь жили три мыслителя: Фалес, Анаксимандр и
Анаксимен. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что все
возвращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей.
Первовещество они понимали не как мертвую и косную материю, а как вещество
живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Все три философа
наряду с постановкой философских и естественнонаучных вопросов занимались
разносторонней практической деятельностью. Они развили первые в Древней
Греции астрономические, математические, физические и биологические понятия
и догадки, сконструировали первые простейшие научные приборы (гномон,
солнечные часы, модель небесной сферы, и т. д.); основываясь на
наблюдениях, они первые предсказали астрономические и метеорологические
явления. Собранные и самостоятельно добытые ими знания были для них не
только основой практического действия и применения, но прежде всего
элементами цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своем существе
материалистическое.
Фалес. Первым милетским философом был Фалес (конец VII –первая
половина VI в. до н. э.). Он соединил практическую деятельность с глубоким
изучением природы. Будучи купцом, он использовал торговые поездки и
путешествия в целях расширения научных сведений. О предложил проект
политического объединения малоазиатских греческих городов, на которые
надвигалась угроза персидского завоевания. Он был знаком с достижениями
науки Вавилона и Египта. Фалес прославился в Греции, впервые удачно
предсказав солнечное затмение, наблюдавшееся в Греции в 585 г. до н. э. Для
этого предсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте или в Финикии
астрономические сведения о периодической повторяемости (цикличности)
затмений. В исследованиях он пользовался изобретенными им или усвоенными от
ученых Египта астрономическими приборами. Свои географические,
астрономические и физиологические познания Фалес связал в философское
представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на явные следы
мифологических представлений. Фалес полагал, что все существующее возникло
из некоего влажного первовещества, или воды. Все рождается из этого
первоисточника. Сама Земля держится на поверхности воды, окруженная со всех
сторон океаном. По форме Земля – плоский диск, плавающий по воде. В то же
время вещественное первоначало – вода – и все происшедшее из него вещи не
мертвые, не лишены жизни. Вселенная полна богов, все одушевлено. Признак
всеобщей одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря: из того,
что магнит и янтарь способны приводить другие тела в движение, Фалес сделал
вывод, что они имеют душу.
Фалес пытался разобраться в строении Вселенной, определить, в каком
порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце,
звезды. И в этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки.
Однако он представлял себе порядок светил обратным тому, какой существует в
действительности: он полагал, что ближе всего к Земле находятся звезды, а
дальше всего – Солнце. Эта ошибка была исправлена уже его ближайшими
продолжателями.
Анаксимандр. Подобно Фалесу, своему учителю и старшему современнику,
Анаксимандр (род. ок. 610 г. до н. э.) интересовался вопросами строения
мира, географии, физики, происхождения жизни и человека. Результаты своих
многолетних работ он изложил в своем прозаическом сочинении «О природе», от
которого уцелело только несколько отдельных слов и ни одного законченного
предложения. Как и Фалес, Анаксимандр не только мыслитель, собирающий
отовсюду сведения и перерабатывающий их в цельное представление о мире. Он
применяет добытые знания для нужд практики. Он впервые чертит карту земли и
создает нечто вроде небесного глобуса. Земля со всеми водами на ней и с
сушей, которую эти воды окружают, уже не плоский диск Фалеса. Анаксимандр
утверждает, что земля напоминает срез цилиндра или колонны. Небо – сфера,
или шар, окружающий Землю со всех сторон. Ни Солнце, ни Луна, ни звезды не
погружаются с наступлением вечера в мировой океан: светила продолжают и
ночью свое круговое движение вместе со всей небесной сферой, опускаясь под
горизонт. Не нуждаясь ни в какой опоре, Земля неподвижно пребывает в центре
мира, находясь на равном расстоянии от всех точек небесной сферы. Для нее
не существует причины, по которой она могла бы прийти в движение в какую-
нибудь одну сторону скорее, чем в другую.
Анаксимандр, по-видимому, предполагал, что пространство изначально
было заполнено веществом. Однако вещество это не могло быть ни в одном из
определенных, известных нам веществ: ни водой, ни каким-либо другим
веществом. Первовещество, будучи неопределенным, включало в себя все виды
веществ, которые в последствии выделились из «теплого» и «холодного» и,
охваченные суточным вращением мировой сферы, расположились в мировом
пространстве в зависимости от своего веса и количества. Не имея границ,
«неопределенное» первовещество есть «беспредельное» («апейрон»). На способе
выделения веществ из противоположностей – «теплого» и «холодного» –
Анаксимандр не останавливается, и вопрос об этом способе был поставлен
впервые только продолжателем Анаксимандра Анаксименом. В процессе
мирообразования, согласно Анаксимандру, возникли над Землей оболочки воды и
воздуха; воздух в свою очередь облекла, «как кора обнимает дерево»,
оболочка огня. Однако море не сохранилось как сплошная пелена, покрывшая
некогда Землю; в настоящее время сохранилась только часть первоначала.
Солнечное тепло высушило морскую оболочку, и местами морское дно
обнажилось.
От происхождения оболочек, покрывающих и окружающих Землю, Анаксимандр
переходит к происхождению форм жизни на Земле. Родина жизни, согласно его
представлению, илистое дно моря. Древнейшие животные были покрыты илистой
кожей или панцирем; выйдя из ила, обнажившегося на дне моря, они утратили
эту оболочку. Однако человек не мог произойти таким образом. Его
беззащитность и беспомощность в первый период его существования требовали
длительного ухода и условий, которые не дали бы ему погибнуть. Поэтому люди
должны были родиться и первоначально развиться внутри рыб и только по
достижении силы вышли оттуда. При переходе на сушу они изменили свои формы.
Все обособившееся от «беспредельного» первовещества должно со временем
вернуться в него, и за свое обособленное существование вещи должны понести
в назначенное время наказание. По той же причине и миры возникают и
разрушаются. При этом остается неясным, полагал ли Анаксимандр, что в
каждый данный период времени существует один-единственный мир, на место
которого впоследствии появится новый, или же он думал, что одновременно
существует бесконечное множество возникших и со временем обреченных на
гибель миров.
Анаксимен. Милетский философ Анаксимен (ум. ок. 528–524 до н. э.)
развил новые представления о мире. Он полагал, что первовеществом не может
быть ни «беспредельное» Анаксимандра, ни «вода» Фалеса. По его мнению для
того, чтобы ответить на вопрос о первовеществе, необходимо объяснить тот
процесс, посредством которого из первовещества должны были возникнуть
известные нам тела и вещи природы. Первовеществом Анаксимен объясняет
воздух. Именно воздуху свойственны процессы разрежения и сгущения,
посредством которых из него образуются все вещества. Разряжаясь, воздух
становится огнем; сгущаясь, он в зависимости от степени сгущения
последовательно превращается в воду, в землю и, наконец, в камни. По своей
физической природе воздух – род пара или темного облака и сродни пустоте.
Земля – плоский диск, поддерживаемый огромной массой воздуха и парящий на
нем, так же как парят в нем наподобие листьев во время листопада плоские,
состоящие из огня диски небесных светил. В то время как Анаксимандр
ошибочно полагал, что ближе всего к Земле звезды, а дальше всего Солнце,
Анаксимен устанавливает истинный порядок расположения Луны, Солнца и звезд
в мировом пространстве по отношению к Земле: ближе всего Луна, затем Солнце
и, наконец, звезды.
Воздух был для Анаксимена не только первоначальной космической
стихией, но и началом, источником жизни и психических явлений: сама душа
(psych?) для него – «дыхание», дуновение воздуха. Анаксимен любит мыслить
аналогиями, сравнениями. Он сравнивает дыхание жизни, поддерживающее тела
животных и человека и сохраняющее их целостность, с воздухом,
поддерживающим набесные светила и наполняющим вселенную. Как и его
предшественники-милетцы Фалес и Анаксимандр, Анаксимен исходит из
представления о всеобщей изменчивости: все вещества способны принимать
различные формы и способы соединения и разъединения частиц посредством
всюду действующего процесса сгущения и разрежения.
Смелый и плодотворный в своих физических догадках о процессах сгущения
и разрежения вещества, Анаксимен менее проницателен и плодотворен в
астрономических представлениях. Здесь можно отметить лишь догадку о том,
что небесные тела, испускающие свет, сопровождаются темными телами,
напоминающими по своей природе Землю. Зато несомненным шагом назад было
утверждение и плоской форме светил. Однако утверждение это не только не
казалось современникам правдоподобным, но и было принято впоследствии
атомистическими материалистами.

С утратой Милетом политической самостоятельности (в начале V в. до н.
э.) прекращается и развитие здесь философии. Однако в других городах Греции
учения милетцев не только продолжали оказывать влияние, но и нашли
продолжателей. Среди этих продолжателей были и Ксенофан, основатель
философского учения элеатов, и Пифагор.



Философия эпохи эллинизма

В конце V в. до н. э. Афины вошли в состав огромной державы, созданной
Александром Македонским. Быстрый распад этой державы после смерти
завоевателя не мог не вызвать глубокие изменения в духовной жизни
древнегреческого общества и усилил созерцательный характер древнегреческой
философии. В это время три главных течения эллинистической философии:
скептицизм, куреизм и стоицизм.
Скептицизм. Первое течение охватывает период от IV в. до н. э. до III
в. до н. э. и затем от I в. до н. э. и до II в. до н. э. Основным учением
античного скептицизма был постулат воздержания от суждения, от решительного
предпочтения одного из двух противоречащих друг другу и, с точки зрения
скептиков, равносильных рассуждений.
Скептицизм сложился на основе идей, выработанных предшествующим
развитием философии. Уже представители наивной диалектики первых греческих
школ говорили о текучести всех вещей и явлений, об относительности качеств,
воспринимаемых посредством чувств, об отсутствии оснований, которые делали
бы оправданным выбор между двумя противоречащими друг другу утверждениями.
Идеи подобного рода развивались в учениях элиатов, софистов, в учении
Платона о чувственно воспринимаемом мире. Однако лишь в эпоху эллинизма,
эти идеи привели к возникновению скептицизма как особого философского
течения.
Родоначальником скептицизма был Пиррон (ок. 365–275 до н. э.). По его
учению, философ – человек, который стремится к счастью. Счастье же может
состоять в невозмутимом спокойствии и в отсутствии страданий. Желающий
достигнуть счастья должен ответить на три вопроса:
1) из чего состоят вещи;
2) как мы должны к ним относится;
3) какую выгоду получим мы из нашего к ним отношения.
На первый вопрос мы не можем дать никакого ответа: ни о чем нельзя
утверждать определенно, что оно существует. Поэтому о любом способе
познания нельзя сказать, истинный он или ложный, как всякому утверждению о
любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противолежащее
ему утверждение.
Из невозможности однозначных утверждений о предметах Пиррон выводил
ответ на второй вопрос: истинно философский способ отношения к вещам
состоит в воздержании от каких бы то ни было суждений о них. Это не значит,
что не существует ничего достоверного: наши чувственные восприятия, или
впечатления, безусловно, достоверны. Заблуждения возникают лишь в суждениях
– там, где высказывающий пытается от кажущегося и являющегося заключать к
тому, что существует поистине.
Ответом на второй вопрос определяется, по Пиррону, и ответ на третий
вопрос: выгодой, проистекающей из воздержания от всяких суждений, будет
невозмутимость, или безмятежность, в которой скептицизм видит высшую
ступень возможного для философа суждения.
Основные положения Пиррона получили свое дальнейшее развитие в учении
его последователей: Тимона, Энесидема и Секста Эмпирика, позднего
представителя скептицизма, жившего во II в. н. э.
Эпикур. Философия Эпикура (341–270 до н. э.) – высший этап развития
древнегреческого атомистического материализма. Эпикур родился на острове
Самос, учился у последователя Демокрита – Навсифана. После пятилетнего
преподавания философии в Мителене и Лампсаке Эпикур переехал в Афины, где
до конца своей жизни был главой основанного им содружества, или школы («сад
Эпикура»). Главной задачей философии Эпикур считал создание этики – учения
о поведении, приводящем к счастью. Но этика может быть построена только
при условии, если определено место, которое человек – частица природы –
занимает в самой природе. Этика должна поэтому опираться на физику,
включающую в себя учение о человеке. В свою очередь разработке физики
должно предшествовать исследование познания и его критерия («каноника»).

Эпикур отстаивает и развивает материалистический сенсуализм. Все, что
мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают. Ошибки возникают
вследствие неправильной оценки того, о чем свидетельствуют органы чувств;
сами же органы чувств не судят и по этому не могут ошибаться. Даже иллюзии,
галлюцинации не доказывают ложности ощущений. В отличии от Демокрита Эпикур
не считает чувственные восприятия чем-то второстепенным, существующим лишь
для «мнения», а не для науки. Главная деятельность логического мышления –
индукция, обобщение. Так как восприятие – единственный критерий истинности,
то оно критерий и для заключений о таких вещах, которые непосредственно
нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в логическом
противоречии с данными восприятия.

Принимая исходные положения атомистики Демокрита, Эпикур стремится
доказать, что признаваемое им учение Демокрита о причинной необходимости
всех явлений природы не должно вести к выводам о невозможности для человека
свободы. В рамках необходимости должен быть указан путь к свободе.
Руководимый этой мысль, Эпикур перерабатывает атомистическую теорию
Демокрита. Если у Демокрита движение атома в пустоте вызывается
механической внешней необходимостью, то Эпикур полагает, что это движение
обусловлено внутренним свойством атома – его тяжестью, которая, таким
образом, наряду с формой, положением и порядком становится важным
объективным внутренним определением атома. С этой мыслью связано
предположение Эпикура, что бесконечно лишь количество атомов, количество же
их форм ограничено, поскольку атомы не могут обладать большой тяжестью. При
движении атомы способны самопроизвольно отклоняться на небольшой угол по
отношению к первоначальному – прямолинейному – пути движения и, таким
образом, переходить с прямолинейных путей на криволинейные. Эта идея о
самодвижении атома – оригинальный вклад Эпикура в развитие материализма.
Наивно истолковывая отклонение атома, Эпикур полагал, что оно необходимое
условие свободы человека.
Этика Эпикура направлена против религиозных суеверий, которые,
согласно Эпикуру, принижают достоинство человека. Для Эпикура критерий
счастья – в чувстве удовольствия. Благо есть все то, что порождает
удовольствие, зло – то, что порождает страдание. Обоснованием учения о
пути, ведущем человека к счастью, должно быть устранение всего, что стоит
на этом пути: страха перед вмешательством богов в человеческую жизнь,
страха перед смертью и загробным миром. Эпикур доказывает несостоятельность
всех этих страхов. Боги не страшны, ибо они не способны вмешиваться в
человеческую жизнь, они живут не в нашем мире, а в промежутках между
мирами. Так как душа смертна и есть временное соединение атомов, то
осознавший эту истину философ освобождается от всех прочих страхов,
препятствующих счастью.
Освобождение от гнетущих душу страхов открывает путь к счастью.
Мудрец различает три вида удовольствия:
1) природные и необходимые для жизни;
2) природные, но для жизни не необходимые;
3) не необходимые для жизни и не природные;
Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных.
Результат такого воздержания – полная невозмутимость, или безмятежность,
которая и есть счастье философа.
Учение Эпикура было последней великой материалистической школой
древнегреческой философии. Последующие античные мыслители высоко почитали
строй мыслей, характер и строгий, граничащий с аскетизмом

Новинки рефератов ::

Реферат: Защита прав субъектов финансовых правоотношений (Право)


Реферат: Культура общения (Психология)


Реферат: Анализ оборачиваемости оборотных средств (на примере дочернего предприятия ОАО "Татнефть" Алабакульский кирпичный завод) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Вычислительная техника в управлении на примере управления международных связей ВГУЭС (Программирование)


Реферат: Форма правления, понятие и виды (Теория государства и права)


Реферат: Потери электрической и тепловой энергии при транспортировке (Физика)


Реферат: Групповые конфликты. Их природа, типология и функции (Психология)


Реферат: Особенности организации маркетинга в банках (Менеджмент)


Реферат: Интегральная социология Питирима Сорокина (Социология)


Реферат: Борьба правоохранительных органов с экологическими правонарушениями (Экологическое право)


Реферат: Трудовое воспитание младших школьников (Педагогика)


Реферат: Курсовая работа - виды стопорения крепёжных деталей (Технология)


Реферат: Автоматизация бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: "На дне" - философская драма (Литература : русская)


Реферат: Природные душистые вещества и современная химия (Химия)


Реферат: Александр 1 (История)


Реферат: Гидросфера (География)


Реферат: Цепные дроби (Математика)


Реферат: Северный Экономический Регион РФ (География)


Реферат: Автоматизация технологических процессов основных химических производств (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист