GeoSELECT.ru



Спорт / Реферат: Травматизм при занятиях физическими упражнениями (Спорт)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Травматизм при занятиях физическими упражнениями (Спорт)




Травматизм при занятиях физическими упражнениями.
Профилактическая направленность российского здравоохранения
обусловливает проведение комплекса предупредительных мероприятий для
сохранения и укрепления здоровья человека. В эти мероприятия входит
огромная по своим масштабам система мер по профилактике травматизма, в
частности при занятиях спортом.
Травмы при занятиях физической культурой и спортом возникают
относительно редко по сравнению с травмами, связанными с промышленным,
сельскохозяйственным, уличным, бытовым и другими видами травматизма, -
около 3 % к общему числу травм. Возникновение повреждений при занятиях
спортом, противоречит оздоровительным задачам системы российского
физического воспитания. Хотя, как правило, эти травмы и не опасны для
жизни, они отражаются на общей и спортивной работоспособности спортсмена,
выводя его на длительный период из строя и нередко требуя много времени для
восстановления утраченной работоспособности.
Наблюдаются случаи развития хронических процессов в результате ранее
полученного повреждения. Вследствие повторных травм они обостряются и
выводят спортсмена из строя на весьма длительный срок. Большие физические
нагрузки, применяемые иногда при занятиях спортом, особенно в условиях
напряженных тренировок и соревнований, требуют хорошо налаженной системы
восстановления поврежденной области и организма в целом.
Обобщенные материалы о состоянии заболеваемости спортсменов
представителей всех видов спорта показывают, что на первом месте по частоте
распространения стоят хронические воспалительные и дегенеративные изменения
опорно-двигательного аппарата, являющиеся следствием перенесенных и
недостаточно излеченных травм, повторных микротравм и физических
перегрузок. К ним относятся: деформирующие артрозы, хронические
периоститы, паратенониты, тендовагиниты, миофасциты, оссифицирующие миозиты
и пр. При этом, как правило, преимущественно поражаются наиболее
нагружаемые суставы, связочно-сумочный аппарат и мышцы.
Частота заболеваний опорно-двигательного аппарата у квалифицированных
спортсменов большей, чем у менее квалифицированных и начинающих
спортсменов, что в определенной мере связано с более высокими физическими
нагрузками в тренировке. Значительный процент таких изменений у ведущих
спортсменов объясняется недостаточно ответственным отношением к лечению
травм, возобновлением тренировок, до наступления функционального
восстановления, а также недостаточно разработанной диагностикой и оценкой
функционально состояния нервно-мышечного аппарата и тем, что не решены еще
полностью вопросы об эффективных средствах восстановления нервно-мышечной
системы после больших физических напряжений.
Причины спортивных травм. Успешная борьба со спортивными травмами
возможна лишь при знании причин их возникновения. В спортивной медицине
имеется большое количество работ, в которых дается анализ спортивного
травматизма и причин возникновения травм. Представляется целесообразной
следующая классификация причин возникновения спортивных травм:
1) недочеты и ошибки в методике проведения занятий;
2) недочеты организации занятий и соревнований;
3) недостатки в материально-техническом обеспечении занятий и
соревнований;
4) неблагоприятные метеорологические и санитарные условия при
проведении тренировок и соревнований;
5) нарушение требований врачебного контроля;
6) недисциплинированность спортсменов.
Недочеты и ошибки в методике проведения занятий по физической культуре
и спорту. Спортивные травмы по этой причине составляют более половины всех
травм и чаще наблюдаются в спортивных играх, легкой атлетике, гимнастике
борьбе и в поднимании штанги.
Травмы этой группы обусловлены главным образом тем, что некоторые
тренеры при обучении спортсменов не всегда выполняют важные принципы
тренировок: регулярность занятий, постепенность физической нагрузки,
последовательность в овладении двигательными навыками и индивидуализацию
тренировок. Форсированная тренировка, недооценка разминки применение в
конце занятий очень трудных, технически сложных упражнений, отсутствие
страховки или неправильное ее применение при выполнение упражнений и др. не
раз выявлялись при анализе причин возникновения спортивных травм.
Причиной травм может быть использование при занятиях со спортсменами
низких разрядов, при тренировке юношей, подростков средств и методов
тренировки, применяемых со спортсменами высоких разрядов. Особенно
неблагоприятным является систематическое применение в тренировках
интенсивных нагрузок максимальной мощности.
Травмы могут быть связаны с недостаточной технической
подготовленностью спортсмена, особенно это проявляется в технически сложных
видах спорта, таких, как гимнастика, фехтование, акробатика, спортивные
игры, прыжки в воду, прыжки на лыжах с трамплина и др. Увеличение скорости
движений в них должно идти параллельно с совершенствованием в технике
движений.
Отмечены случаи возникновения спортивных травм вследствие того, что
при возобновлении занятий после длительного перерыва не связанного с
заболеванием, тренер дает спортсмену физические нагрузки, к которым
организм его еще не подготовлен, хотя прежде он свободно выполнял их.
Недочеты в организации занятий и соревнований. По этой причине травмы
в различные годы составляют от 5 до 10 % всех спортивных травм. Нарушение
инструкций и положений по проведению тренировочных занятий, а также
правил безопасности, неправильное составление программ соревнований,
нарушение правил их проведения нередко являются причиной травм. Они могут
быть связаны с проведением занятий в отсутствие тренеров, преподавателей,
инструкторов или с тем, что на каждого из них приходится слишком много
занимающихся.
Существенным организационным недочетом, ведущим к травмам, является
неправильное размещение занимающихся (например, совместное проведение на
одном спортивном поле игры в футбол и метаний легкоатлетических снарядов
или игры в хоккей и скоростного бега на коньках); перегрузка мест занятий
(например, перегрузка в плавательном бассейне может, служить причиной даже
утопления). По утвержденным гигиеническим нормам площадь на одного
занимающегося должна быть в гимнастических залах 4 м2 на летних спортивных
площадках 12 м2, на катках и в открытых водоемах 8 м2, в бассейнах 5 м2.
Причиной травм может служить неправильное комплектование групп
занимающихся (например, занятия спортом в одной секции спортсменов с разной
физической подготовленностью или различной спортивной квалификацией;
занятия в одной секции взрослых и подростков, или взрослых и пожилых, или
мужчин и женщин); отсутствие распределения спортсменов в подгруппы по
весовым категориям в борьбе и боксе.
Большая вероятность травм существует при несоблюдении требований
безопасности участников, суде и зрителей во время соревнований (например,
при метаниях, скоростном спуске на лыжах, прыжках на лыжах, прыжках в воду,
автомобильных, мотоциклетных, велосипедных гонках и др.); при встречном
движении конькобежцев на катках, движении различного транспорта на шоссе во
время велосипедных и мотоциклетных гонок, особенно во время общих стартов,
кроссов и т. д.
Травмы могут быть связаны с такими нарушениями, как участие одного и
того же спортсмена в соревнованиях по нескольким видам спорта в один и тот
же день, неодновременный приход спортсменов на занятия, а также уход,
нечетко организованная смена занимающихся групп, переход одной группы по
участку спортивного поля в тот момент, когда другая группа еще проводит
занятия и т.п.; встречные метания; несоблюдение установленных интервалов
стартов во время соревнований по горнолыжному спорту и при прыжках на лыжах
с трамплина и др.
Недостатки в материально-техническом обеспечении занятий и
соревнований. По данным различных авторов, по этой причине происходит от 10
до 25% всех спортивных травм. Существуют определенные нормативы
материально-технического обеспечения оборудования мест занятий
(гимнастические залы, площадки, беговые дорожки, места для прыжков и
метаний, катки, бассейны, и пр.) и табель необходимого спортивного
инвентаря. Имеются также указания по эксплуатации спортивного оборудования
и инвентаря. Все эти нормативы и указания регламентированы соответствующими
приказами правилами соревнований. Невыполнение их, например неровность
поверхности футбольного поля, наличие на нем острых предметов, дно с
уступами в бассейне, жесткий грунт в яме для прыжков и на легкоатлетической
площадке, плохое состояние поверхности льда на катке (трещины, бугры),
неисправный или скользкий пол гимнастическом зале, несоблюдение
установленных требований к спортивному инвентарю несоответствие размера и
веса мячей для спортивных игр или снарядов для метаний установленным
нормам); неисправность гимнастических снарядов, которые должны иметь
гладкую поверхность, быть устойчивыми; плохое их крепление (брусья, конь,
перекладина и др.) и многие другие причины нередко приводят к возникновению
травм у спортсменов.
Важным в предупреждении травм при занятиях гимнастикой и борьбой
является состояние матов. Они должны быть упругими, равномерно набитыми,
плотно прилегающими друг к другу. Немало травм возникает вследствие
невыполнения мер безопасности на соревнованиях, проводимых вне спортивных
сооружений, на трассах легкоатлетических кроссов, велокроссов,
мотоциклетных гонок, (например, в том случае, если при мотоциклетных
гонках стволы деревьев вблизи трассы гонки не обложены мешками с опилками).
Возникновению травм может способствовать несоответствие спортивного
костюма, обуви особенностям данного вида спорта и метеорологическим
условиям занятий. Например, нерациональная одежда при занятиях зимними
видами спорта может привести к отморожениям; излишне теплая одёжда
затрудняет выполнение упражнений. Одежда должна быть аккуратно подогнанной
по фигуре, не иметь наружных крючков, пряжек. Тесная, не разношенная
спортивная обувь ведет к потертостям, а в зимних условиях создает опасность
отморожения. Излишне свободная спортивная обувь легкоатлетические туфли или
футбольные бутсы без шипов или с неисправными шипами снижают устойчивость
и могут также быть причиной травм. Необходима тщательная подгонка обуви при
занятиях хоккеем, лыжным, конькобежным и другими видами спорта.
Неблагоприятные метеорологические и санитарные условия при проведении
тренировок и соревнований. По этим причинам возникает от 2 до 6% всех
спортивных травм.
В некоторых видах спорта при проведении занятий и соревнований
существенное значение имеют метеорологические условия. Имеются утвержденные
нормы температуры воздуха, при которых разрешается проведение занятий и
соревнований. Недоучет метеорологических условий и температурных норм
(сильный дождь, ветер, снегопад, высокая или низкая температура) во время
тренировок или соревнований, особенно по зимним видам спорта, нередко
служит причиной травм. Проведение назначенных соревнований независимо от
возникших неблагоприятных метеорологических условий осложняет действия
спортсменов, в связи с чем увеличивается возможность возникновения травм.
Известно, что заключительные матчи, например, футбольного первенства
иногда затягиваются и проводятся поздней осенью при низкой температуре даже
при выпавшем снеге. В этих условиях недостаточные физическая
подготовленность, техническое мастерство и опыт спортсмена могут явиться
причиной травм.
Неудовлетворительное санитарное состояние спортивных сооружений (залы,
катки, площадки), несоблюдение гигиенических норм температуры и влажности
воздуха в спортивных залах или воды в бассейнах, неполноценная вентиляция в
закрытых спортивных сооружениях, недостаточная освещенность при занятиях и
соревнованиях на открытых и закрытых сооружениях, нарушение ориентации у
спортсмена из-за слепящих лучей солнца при занятиях на открытых площадках в
солнечный день могут явиться причинами, вызывающими травмы. Известны случаи
возникновения травм из-за недостаточной акклиматизации спортсменов к горным
условиям (альпинистов, горнолыжников, прыгунов на лыжах и др.).
Нарушение требований врачебного контроля. Связанные с этим травмы
составляют от 4 до 6% всех спортивных травм. Причинами травм могут быть
допуск лиц, не прошедших врачебного осмотра, к спортивным занятиям и
соревнованиям: продолжение тренировок спортсменами, имеющими отклонения в
состоянии здоровья, несмотря на рекомендацию врача провести курс лечения (у
них быстрее возникает утомление и наступает расстройство координации
движений); игнорирование тренером указаний врача об ограничении для
спортсмена тренировочной нагрузки; большая нагрузка для спортсмена без
учета состояния его здоровья и подготовленности; невыполнение требования
распределения учащихся на медицинские труппы, проведение занятий с
учащимися основной и подготовительной групп совместно; допуск тренером
спортсмена к занятиям после перенесенного заболевания без соответствующего
обследования врачом и его разрешения (преждевременное возобновление
тренировки после заболевания, а тем более участие в соревновании может
вновь привести к обострению процесса и даже к значительным осложнениям).
Недисциплинированность спортсмена. Травмы, причиной которых являются
нарушение спортсменами установленных в каждом виде спорта правил и
проявление грубости, составляют от 4 до 6% спортивных травм. Так, ими
иногда допускаются запрещенные приемы (в боксе, борьбе, регби, футболе,
хоккее, водном поло и других видах спорта), которые могут нанести увечья
спортсмену. Анализ показывает, что в подавляющем большинстве случаев это
наблюдается при невысоком уровне владения техникой (некоторые спортсмены
стремятся возместить недостаточную техническую подготовленность применением
силы и грубых, недозволенных приемов), при недостаточной требовательности
судей на соревнованиях, отсутствии должной воспитательной работы тренеров
со спортсменами.
В этом направлении немалая роль принадлежит судьям, которые должны
своевременно пресекать любые попытки к осуществлению грубых, опасных
приемов.
Иногда травмы у спортсменов возникают в результате недостаточной
внимательности, нечеткого выполнения указаний тренера, поспешности в
выполнении приема и т. п. Существенную роль в возникновении травм играет
нарушение режима спортсменами (прием пищи непосредственно перед
соревнованиями, приход на тренировку в утомленном состоянии и пр.).
Следовательно, одной из важных мер предупреждения травм является высокая
требовательность тренеров и преподавателей, хорошо поставленная
воспитательная работа со спортсменами.
Ряд исследователей указывают на внутренние факторы, вызывающие
спортивные травмы. Спортивному врачу важно учитывать их в своей
практической деятельности. К этим факторам относятся:
1) состояния утомления, переутомления и перетренированности, а также
продромальные состояния. Они вызывают расстройство координации, снижение
внимания защитных реакций организма. В мышцах происходит накопление
продуктов распада, что отрицательно отражается на силе их сокращения,
растяжимости, расслаблении;
2) наличие в организме спортсмена хронических очагов инфекции
3) индивидуальные особенности организма спортсмена (например,
неблагоприятные реакции организма на физические нагрузки, нейроэндокринные
реакции, неспособность к сложно координированным упражнениям, наклонность к
спазмам сосудов и мышц, излишняя предстартовая лихорадка);
4) перерывы в занятиях спортом (командировка, болезнь и др.), что
ведет к снижению функциональных возможностей организма и его физических
качеств.
Повреждения в различных видах спорта. Ниже приведены наиболее типичные
травмы у спортсменов некоторых видов спорта.
Легкая атлетика: подострые и хронические травматические заболевания
опорно-двигательного аппарата, вызываемые в большинстве случаев имевшей
место в прошлом травмой или незначительными по интенсивности, но
повторяющимися травмами; ссадины (50%), раны (19%), повреждения сумочно-
связочного аппарата суставов (15%) и др., в основном относящиеся к нижним
конечностям (70%).
У спортсменов-барьеристов: ушибы нижних конечностей при ударе о
барьер, травмы сумочно-связочного аппарата коленного и голеностопного
суставов. Иногда травмы голеностопного сустава осложняются переломом одной
или обеих лодыжек с подвывихом или вывихом стопы.
У спринтеров: травмы двуглавой мышцы бедра, икроножной и камбаловидной
мышц голени, растяжения, повреждения ахиллова сухожилия, связочного
аппарата голеностопного сустава.
У бегунов на средние и длинные дистанции: воспалительные заболевания
стопы и голени — тендовагиниты и паратенониты ахиллова сухожилия,
миофасциты, которые возникают при тренировке на твердом грунте, при
физических перегрузках икроножной и камбаловидной мышц. У бегунов на
сверхдлинные дистанции: потертости стоп и в области промежности. У тех и
других иногда отмечаются травматические невриты, в основном седалищного
нерва.
У прыгунов в высоту: травмы голеностопного сустава, в частности его
связочного аппарата, иногда сопровождающиеся переломом лодыжки; травмы
коленного сустава с повреждением менисков. У спортсменов, прыгающих с
шестом: травмы голеностопного сустава и мышц спины; при переломах шеста —
повреждение головы и позвоночника.
У прыгунов в длину с разбега, тройным: ссадины, ушибы, повреждения
сумочно-связочного аппарата суставов, преимущественного голеностопного.
У метателей молота: травмы мышц туловища и сумочно-связочного аппарата
голеностопного сустава. У толкателей ядра: повреждения сумочно-связочного
аппарата плечевого и лучезапястного суставов. У метателей диска:
повреждения внутренней боковой связки коленного сустава и внутреннего
мениска, травмы плечевого сустава. У копьеметателей: повреждения сумочно-
связочного аппарата локтевого и плечевого суставов и мышц верхней
конечности и плечевого пояса. Травмы локтевого сустава могут вызвать
развитие хронических воспалительных процессов. Нередким осложнением у
метателей является периартрит плечевого сустава.
Спортивная гимнастика: ссадины, потертости и срывы мозолей на кистях и
пальцах; ушибы, растяжения, повреждения сумочно-связочного аппарата
лучезапястного, локтевого, плечевого, голеностопного и коленного суставов.
Свыше 70% травм у гимнастов приходится на кисти и пальцы рук.
При тренировках на параллельных брусьях: ссадины, ушибы и повреждения
связочно-сумочного аппарата лучезапястного, локтевого и плечевого суставов,
вывихи локтевого, плечевого суставов и пальцев кисти, переломы лучевой
кости в типичном месте (дистальный эпифиз), переломы пальцев кисти и ребер.
При выполнении упражнений на кольцах: повреждение сумочно-связочного
аппарата плечевого сустава, разрывы ключично-акромиального сочленения,
повреждение пучков мышечных волокон дельтовидной, большой грудной,
двуглавой, надключичной и подключичной мышц. Иногда такие травмы в
дальнейшем способствуют развитию периартрита плечевого сустава. При
упражнениях на перекладине: травмы ладоней и срывы мозолей. При тренировках
на гимнастическом коне: ушибы бедра и голени о снаряд. При выполнении
упражнений на бревне: намины на коже в области остистых отростков шейных и
верхних грудных позвонков, что связано с частым надавливанием на эту
область. Футбол: повреждения сумочно-связочного аппарата коленного сустава,
внутренних менисков и связок, голеностопного сустава и мышц (сгибателей)
бедра; вывихи и переломы костей голени, ушибы, ссадины, потертости.
Баскетбол: травмы голеностопного сустава, в частности подвывихи или
полные вывихи, при которых страдает связочный аппарат сустава; травмы
пальцев кисти, стопы, ушибы, ссадины, потертости; травмы коленного сустава
(растяжения и разрывы связок и повреждения менисков).
Хоккей: повреждения головы, туловища, нижних и верхних конечностей и
костей рук; растяжения связок голеностопного и коленного суставов, ушибы
плечевого сустава и туловища, повреждения лица и челюсти и другие травмы.
Лыжный спорт: травмы нижних конечностей, в частности повреждения
связок голеностопного сустава, переломы одной или обеих лодыжек; травма
коленного сустава, его внутреннего мениска и боковых связок; повреждения
пучков волокон приводящих мышц бедра; реже — травмы верхних конечностей:
повреждения сумочно-связочного аппарата лучезапястного и локтевого
суставов, вывих предплечья, переломы костей предплечья.
Теннис: повреждение локтевого сустава, известное под названием «локоть
теннисиста» (чаще всего деформирующий артроз, возникающий в результате
многочисленных микротравм); травмы голеностопного и локтевого суставов.
Волейбол: повреждения связочного аппарата голеностопного и коленного
суставов, травмы пальцев и кисти, вывихи большого пальца, ушибы туловища.
Длительные нерациональные занятия волейболом приводят к развитию
деформирующего артроза плечевого сустава бьющей руки.
Велосипедный спорт: обширные ссадины, ушибы, переломы ключиц, разрывы
ключично-акромиальных сочленений, переломы костей предплечья, потертости в
области промежности, мозоли и потертости ладоней, повреждения мышц и связок
нижних конечностей; сотрясение мозга.
Борьба: травмы локтевых и плечевых суставов — вывих плеча и
предплечья, переломы ключицы; разрывы ключично-акромиальных сочленений и
мышц верхней конечности в области надплечья; повреждение пучков волокон
мышц спины и шеи, ушибы грудной клетки, переломы ребер; травмы уха
(повреждение соединительно-тканной прослойки между кожей и подлежащим
хрящом, в результате чего образуется гематома, а последующее рубцевание
приводит к деформации уха). Специфичными травмами у борцов вольного стиля
являются повреждения сумочно-связочного аппарата, коленного и
голеностопного суставов и мышц нижних конечностей.
Тяжелая атлетика: повреждение мышц поясничной области и травматические
периоститы остистых отростков III поясничного или VII—VIII грудных
позвонков, повреждения пучков волокон и сухожилий двуглавой и трехглавой
мышц руки; паратенониты длинной головки двуглавой мышцы, повреждение пучков
волокон четырехглавой мышцы бедра; периартрит плечевого и локтевого
суставов; хронический периостит лобковой кости; хронический травматический
периостит надкостницы грудины. Бывают случаи компрессионных переломов
позвонков и повреждений межпозвоночных дисков у штангистов.
Бокс: повреждения кистей рук, переломы фаланг пальцев руки, периоститы
тыльной поверхности пястных костей; повреждения связок межфаланговых
суставов, пястных фаланговых суставов, пястных костей; вывихи и подвывихи
большого пальца; повреждения лица (около 20% всех травм)—переломы носовых
костей, повреждения носовых хрящей, рассечение мягкий тканей надбровья,
слизистой оболочки рта при прижатии губ или щек к зубам во время удара.
Предупреждение спортивных травм. Для предупреждения спортивных травм
осуществляется комплекс мер: правильная методика тренировки, обеспечение
хорошего состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, применение
защитных приспособлений, регулярный врачебный контроль, выполнение
гигиенических требований, повседневной воспитательной работы и т. п.
Очень значительна роль спортивного врача в предупреждении травматизма.
В его функции входят: обеспечение полной безопасности занятий,
соревнований, воспитательная работа со спортсменами (настойчивое
разъяснение недопустимости применения грубых, неправильных приемов, которые
могут вызвать травму, необходимости постоянного применения защитных
приспособлений и т. п.). Врач должен вести постоянную разъяснительную
работу не только среди спортсменов, но и среди тренеров по поводу условий,
способствующих возникновению травм, важности показа врачам и медицинским
работникам любой травмы у спортсмена (бывают случаи, когда спортсмен,
получив легкую травму, не обращается за медицинской помощью, в результате
чего возникает осложнение). Опыт показывает, что там, где ведется
продуманная разъяснительная работа (врачебные советы, беседы, лекции),
намного меньше вероятность возникновения травм.
Работу по предупреждению травм врач ведет как самостоятельно, так и
совместно с тренерами, преподавателями и организаторами соревнований.
Важное значение в предупреждении спортивных травм имеет регулярный
контроль со стороны администрации, тренеров, педагогов и судей за
состоянием мест занятий, инвентаря, оборудования, за наличием у спортсменов
исправной спортивной обуви, одежды и защитных приспособлений,
соответствующих виду спорта и правилам соревнований. Спортивный врач должен
проверять, как выполняется этот контроль.
Предупреждение травм зависит от обеспечения соответствия спортивных
сооружений установленным государственным стандартам и строгого соблюдения
санитарных норм и правил их содержания.
После оказания первой медицинской помощи врач должен выяснить причину
возникновения травмы. В этом большую помощь ему оказывают тренеры, судьи,
спортсмены.
В предупреждении спортивного травматизма имеет значение правильно
организованный учет травм, происшедших во время занятий и соревнований.
Обязанностью врача является систематический учет всех случаев травм. Не
только тяжелые травмы, но и травмы средней тяжести необходимо тщательно
изучать, выявлять причины их возникновения и определять необходимые меры по
их устранению. Каждый такой случай подробно обсуждают на тренерском совете,
а также со спортсменами.
При занятиях такими видами спорта, как гимнастика, акробатика и др.,
исключительно важное значение в предупреждении повреждений имеет страховка.
Полноценность страховки зависит от ее своевременности и технической
подготовленности страхующего (тренер или опытный спортсмен). При
акробатических упражнениях на специальных снарядах необходимо для страховки
применение специальных поясов с тросом, пропущенных через блок. Во многих
видах спорта важная роль принадлежит самостраховке (способность спортсмена
самостоятельно выходить из опасного положения, изменяя или прекращая
выполнение упражнения для предотвращения возможности травмы, владение
навыком правильного и безопасного падения, умение избежать опасных движений
и положений тела). Приемы самостраховки особенно хорошо должны быть усвоены
борцами, гимнастами, акробатами, прыгунами в воду при прыжках с трамплина.
Необходимо настойчивое воспитание у спортсмена навыков самостраховки,
однако в этом нужна разумная мера. Если спортсмен приучен к чрезмерной
страховке, то у него не будет должной уверенности при выполнении упражнений
без страховки (например, на соревнованиях).
Для предупреждения травм большое значение имеет разминка перед
тренировкой или соревнованием. Ее проводят при любых метеорологических
условиях. Значение разминки не следует рассматривать упрощенно только как
«разогревание мышц» (это является лишь одной стороной сложного процесса
подготовки двигательного аппарата организма спортсмена к предстоящему
физическому напряжению). Разминка способствует общему повышению уровня
деятельности: возбуждению в нервных центрах, координирующих деятельность
систем организма во время упражнений, подготовке двигательного аппарата,
увеличению газообмена, дыхания и кровообращения. Она создает как бы общий
рабочий фон, на котором можно успешнее выполнять спортивные упражнения.
Разминка включает определенный комплекс физических упражнений, который
обычно состоит из общей и специальной частей. Общая часть имеет целью
создание оптимальной возбудимости центральной нервной системы и нервно-
мышечного аппарата, усиление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной
систем. Специальная часть направлена на создание оптимальной возбудимости
тех звеньев нервно-мышечного аппарата, которые будут участвовать в
выполнении предстоящей физической нагрузки. С целью предупреждения
утомления мышц во время разминки дается нагрузка не только на мышцы,
которые должны выполнять основную работу во время соревнований, но и на те,
которые не будут нагружены. Нагрузка, выполняемая при разминке, должна быть
строго индивидуализирована.
Рационально построенная разминка не вызывает утомления организма и
излишнего возбуждения.
Одной из мер профилактики травм является регулярное закаливание
организма спортсменов к действиям низкой и высокой температур, солнечной
инсоляции и т. п. С целью профилактики спортивных травм используют
специальные защитные средства.
Ниже приводятся некоторые апробированные средства и меры
предупреждения травм.
В легкой атлетике: рациональная разминка, особенно в холодную погоду;
теплый тренировочный костюм в прохладную погоду, при сильном ветре, дожде;
соответствующая обувь (у легкоатлетов-бегунов туфли должны иметь шипы 12—18
мм, что особенно важно при беге на скользком грунте, за исключением
кроссов); у прыгунов в легкоатлетических туфлях должны быть резиновые
прокладки для смягчения ударов пяточной кости и сотрясений тела;
у марафонцев и стайеров — войлочные или фетровые стельки.
В футболе: бинтование голеностопных суставов эластичными бинтами;
наложение специальных щитков на переднюю область голени для защиты от
возможных ушибов и переломов; надевание под трусы суспензория для
предохранения от ушибов половых органов, а вратарями—дополнительно ватных
трусов под обычные и налокотников на область локтевых суставов.
В хоккее с шайбой: применение особых перчаток для кистей рук, щитков
на голени и на области предплечья;
предохранение коленных и локтевых суставов наколенниками и
налокотниками, а головы — шлемом; вратарям — дополнительно специальных
защитных приспособлений в виде масок, меховых унтов и др.
В гимнастике: правильный уход за кожей ладоней; магнезия для кистей
рук (перед подходом к снарядам) с целью профилактики повреждений ладонной
поверхности; накладки на ладони из тонкой кожи для предупреждения ссадин и
потертостей.
В лыжном и конькобежном спорте: меры защиты от отморожении — наушники,
байковые треугольники на область половых органов, а также правильная
подгонка обуви, регулярное просушивание одежды (в частности, варежек) и
обуви.
В боксе: комплекс предупредительных мер (защитные маски и шлемы на
тренировках, тщательное бинтование кистей рук, применение защитной раковины
на половые органы, загубника для защиты зубов).
В тяжелой атлетике: широкий кожаный пояс, надеваемый штангистом для
профилактики травм связочного аппарата поясничного отдела позвоночника;
кожаные манжеты для предупреждения травм лучезапястных суставов; наложение
на область грудной кости во время тренировки ватно-марлевого амортизатора с
целью профилактики хронического периостита грудной кости, что является
результатом многократного травмирования ее штангой.
В фехтовании: ряд защитных приспособлений (майки, куртки, нагрудники,
высокие плотные воротники, перчатки; для женщин, кроме того,— жесткие
бюстгальтеры, для мужчин — бандаж); тщательная проверка перед тренировками
и соревнованиями состояния масок, нагрудников и оружия, в частности наличия
на нем защитных шляпок.
В мотоциклетном и велосипедном спорте: защитные шлемы, надеваемые для
защиты головы во время гонок на треке и шоссе.
Опыт работы показывает, что при уделении должного внимания
предупреждению спортивных повреждений при занятиях спортом, правильном
выполнении методических и организационных указаний, хорошей постановке
врачебного контроля и воспитательной работы травмы, как правило,
отсутствуют.




Реферат на тему: Традиционные и нетрадиционные методы закаливания
ПЛАН
Введение
1. Основные принципы закаливания
2. Традиционные методы закаливания
3. Закаливание водой
4. Закаливание воздухом
5. Закаливание солнцем
6. Контрастное и нетрадиционное закаливание
Заключение
Литература
Введение.

Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от
наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня
здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Здоровый образ жизни - это
рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое
другое. Важную роль играет и закаливание. Рост числа часто болеющих детей,
особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту
проблему чрезвычайно актуальной. Закаливание - это научно обоснованное
систематическое использование естественных факторов природы для повышения
устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.
Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным
метеорологическим условиям использовалось с древних времен. Дошедший до нас
опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. Абу Али ибн-Сина (Авиценна)
в VIII-IX веках создал "Канон врачебной науки". Он разделил медицину на
теоретическую и практическую, а последнюю - на науку сохранения здоровья и
науку лечения больного тела. В одной из глав свооего труда Авиценна говорит
о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста, а также о
методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях
жаркой пустыни и зимней непогоды. Древнейший русский летописец Нестор в X
веке описывал, как начинал парить в бане и купать в холодной воде младенцев
сразу после рождения. И так - в течение нескольких недель, а затем при
каждом нездоровье. Скифы, по свидетельству Геродота и Тацита, купали своих
новорожденных в холодной воде. Якуты натирали новорожденных снегом и
обливали холодной водой несколько раз в день. Жители Северного Кавказа два
раза в день обмывали детей ниже поясницы очень холодной водой начиная с
первого дня жизни [2]. Основоположник отечественной медицины С.Г.Зыбелин
(1735-1802 гг.) в "Слове о вреде, проистекающем от содержания себя в
теплоте излишней" (1773 г.) писал: "Весьма полезно ... мыть младенцев
холодной водою для приведения в крепость и для предупреждения многих
болезней". Медицинских отводов от закаливания нет, только острые
лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие
процедуры противопоказаны ослабленным детям. Задача медицинского работника
состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для
каждого ребенка. Необходимо соблюдать ряд правил:
Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года,
без перерывов.
Постепенное увеличение дозы раздражающего действия.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма ребенка.
Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.

Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от
закаливающих процедур, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы
и последующему ее истощению [2].
Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие
включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой.
К специальным закаливающим процедурам относятся закаливания воздухом
(воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры).

1. Основные принципы закаливания.

При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к
числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных
особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то
закаливание будет носить случайный характер.
Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному
организму, - он может не справиться с ними. Соблюдение принципа
постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще не
обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был эффект от закаливания
необходимо постепенно усиливать нагрузку.
Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не
только в проведении того или иного специального мероприятия. Если
проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не
в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным.
Закаливание должно проводится систематично, лучше всего с самого рождения и
продолжаться в течение всей жизни. Необходимо также считаться с
индивидуальными особенностями ребенка.
Есть дети чувствительные, к ним применительны более нежные средства
закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от
средств закаливания не целесообразно. Дети должны принимать активное
участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок проведения, раздевания.
Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример
взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не
любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.

2. Традиционные методы закаливания

1. Закаливание водой.

Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по
сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что
теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем
воздуха.
Различают три фазы реакции организма на действие пониженной
температуры воды. Первая - повышенный спазм сосудов кожи, при более
глубоком охлаждении - и подкожно-жировой клетчатки. Вторая фаза - в связи с
адаптацией к низкой температуре воды происходит вазодилатация, кожа
становится красной, снижается артериальное давление, активируются тучные
клетки и лейкоциты сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки с
высвобождением биологически активных веществ, в том числе с
интерфероноподобными свойствами. Эта фаза характеризуется улучшением
самочувствия, увеличением активности. Третья фаза (неблагоприятная) -
исчерпываются приспособительные возможности организма, возникает спазм
сосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб [3].
При систематическом использовании водного закаливания первая фаза
сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное, чтобы не наступила
третья фаза. Водные процедуры делят на традиционные и нетрадиционные, или
интенсивные.
Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед
другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры
легко дозировать.
Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении
воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае,
постепенно снижая ее.
При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует
придерживаться следующих правил:
Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в
помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым
для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать
своей очереди.
Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта
реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным
растиранием кожи полотенцем "до красноты".
Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с
телом".
Существует несколько отдельных способов закаливания водой:
Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во
всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в
воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям:
хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички
были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание
сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от
периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от
кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще
всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды
+30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног
20-30 секунд.

Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно
детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода
охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот,
затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под
струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из
душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже
вода при обливании.
Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке,
озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов
закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры
+24 - 26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать
при температуре +19 - 20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается
от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.
Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями посек,
почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких.
В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается
врачами.

2. Закаливание воздухом

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с
кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой
дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах
применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны.
Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные
ванны. Прежде чем объяснить родителям, как проводить закаливание воздухом,
нужно напомнить им, что температура воздуха в комнате для новорожденного
ребенка должна быть 23oC, в возрасте от 1 до 3 мес. - 21oC, от 3 мес. до 1
года - 20oC, старше 1 года - 18oC. Грудным детям свойственны высокие
энергетические затраты и потребление кислорода (больше, чем у взрослых, в
2,5 раза). Поэтому необходимо проветривать помещения 4-5 раз в день по 10-
15 мин. зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки.
Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей;
температура воздуха снижается на 1-2oC, что является закаливающим фактором.
При сквозном проветривании воздухообмен происходит гораздо быстрее, чем
через форточку, но его желательно производить при отсутствии ребенка в
комнате [3]. Возможно использование бытовых кондиционеров, которые
автоматически регулируют температуру и влажность.
В летнее время новорожденных можно выносить на прогулку практически
сразу после рождения, вначале на 20-40 мин., быстро увеличивая время до 6-8
ч в день. Зимой в средней полосе России детей впервые выносят на улицу в
возрасте 2-3 нед. при температуре воздуха не ниже -5oC на 15-20 мин. и
постепенно доводят нахождение на воздухе до 1,5-2 ч 2 раза в день. В
безветренную погоду с ребенком в возрасте от 1 до 3 мес. можно гулять при
-10oC, старше 3 мес. - 12oC, старше 6 мес. - 15oC. Дети старше 1,5 лет
гуляют не менее 2 раз в день по 2,5-3 ч при температуре не ниже -15-16oC
[3].
В возрасте до 1,5-2 мес. ребенок зимой на улице спит на руках у
взрослого, и только более старшие дети - в коляске, так как в связи с
несовершенством терморегуляции у маленького ребенка может наступить
переохлаждение, даже если его положили в теплую коляску.
Насморк - не противопоказание для прогулок. Нужно только
предварительно прочистить нос. Лицо ребенка и зимой должно быть открыто, но
ватное одеяло вокруг лица нужно устроить как бы в виде колодца.
Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме,
когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды.
Благоприятным моментом является не только температурное воздействие на
организм, но и диффузия кислорода через кожу в кровь, так как проницаемость
кожи в раннем возрасте очень высока. Воздушные ванны нужно проводить в
хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха 20-22oC для грудных
детей и 18-19oC для детей 1-2 лет. Детям старше 1-2 лет, которые хорошо
переносят закаливание, температура воздуха может быть снижена до 12-13oC.
Вначале длительность процедуры составляет 1-2 мин., каждые 5 дней она
увеличивается на 2 мин. и доходит до 15 мин. для детей до 6 мес. и до 30
мин. после 6 мес. Максимальное время воздушных ванн для детей 2-3 лет - 30-
40 мин. Воздушные ванны обязательно должны сочетаться с гимнастическими
упражнениями. Дети старше 1,5 лет принимают обычно воздушные ванны во время
утренней гимнастики, сначала в трусах, майках, носках и тапочках. Позже
можно оставлять только трусы и тапочки.
Детей с признаками пониженной адаптации к изменению температуры
окружающего воздуха (стойкая бледность кожных покровов, цианотическая
мраморность дистальных отделов конечностей, жалобы на дискомфорт) нельзя
отстранять от щадящих закаливающих процедур. Например, ребенок может быть
раздет частично, воздушные ванны можно проводить всего 5 мин, но по
несколько раз в день.

3. Закаливание солнцем.

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является
сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на
организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме,
лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но
солнце может оказывать и отрицательное действие.
Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших
детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный
подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить
спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно.
Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую
резистентность организма, повышая активность гипоталамо-гипофизарно-
надпочечниковой системы. Однако нужно помнить, что чувствительность к
ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому
солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Крайне осторожно они
назначаются детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их
проводят достаточно широко, но после предварительного недельного курса
ежедневных световоздушных ванн.
В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и
сравнительно мало, в отличие от прямого солнечного излучения, инфракрасных
лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно
для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. В осенне-зимний и
весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому
попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо.

Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре
воздуха 22oC и выше для грудных детей и при 20oC для детей 1-3 лет, лучше в
безветренную погоду. Поведение ребенка в момент проведения ванны должно
быть активным. В средней полосе России ванны лучше начинать с 9 до 12 ч
дня, в более жарком климате с 8 до 10 ч утра. Продолжительность первой
ванны у грудных детей 3 мин., у более старших - 5 мин с ежедневным
увеличением до 30-40 мин. и более. Прямые солнечные ванны (после тренировки
световоздушными) у детей более старшего возраста проводятся не более 15-20
мин., всего за лето не более 20-30 ванн.
Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является
температура воздуха 30oC [3]. После солнечных ванн, а не до них, детям
назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть ребенка, даже
если температура воздуха высокая, так как при влажной коже происходит
переохлаждение детского организма. Искусственное ультрафиолетовое
излучение, которое еще несколько лет назад широко применяли не только на
Севере, но и в средней полосе России в первую очередь с целью профилактики
рахита, в настоящее время многие авторы либо не рекомендуют вообще
назначать детям раннего возраста, либо использовать крайне осторожно,
учитывая его возможное канцерогенное действие.

3. Контрастное и нетрадиционное закаливание

К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые
методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного
тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.
Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в
родительских оздоровительных клубах. Однако практически нет научных
исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида
закаливания.
Реакция организма на действие любых раздражителей обозначается как
общий адаптационный синдром, в котором выделяют три стадии: стадию тревоги
(активация функции коры надпочечников, вследствие чего уменьшается объем
вилочковой железы, селезенки, лимфатических узлов), стадию резистентности
(развитие гипофункции коры надпочечников) и стадию истощения.
Физиологическая незрелость организма детей раннего возраста, в первую
очередь незрелость нейроэндокринной системы, является нередко причиной не
повышения, а наоборот, подавления иммунной активности, быстрого развития
стадии истощения при чрезмерном закаливании ребенка к холоду.
Поэтому практически все авторы, занимающиеся вопросами закаливания
детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде
противопоказанным [2].
Однако существует контрастное закаливание как переходная ступень между
традиционным и интенсивным закаливанием. Это контрастные ножные ванны,
контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др.
Наиболее распространенным методом для детей является контрастное
обливание ножек.
Необходимо соблюдать правило - нельзя обливать холодные ноги холодной
водой, т.е. ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза так,
чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура
воды всегда равна 38-40oC, а в другом (в первый раз) на 3-4oC ниже. Ребенок
сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин. (топчет ими), затем в
прохладную на 5-20 с. Число попеременных погружений 3-6. Каждые 5 дней
температуру воды во втором тазике понижают на 1oC и доводят до 18-10oC. У
здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных -
горячей. Контрастное обтирание для усиления воздействия можно проводить с
настоем трав.
Для более интенсивного охлаждения используют настой мяты. Сухую траву
с цветами заливают кипятком из расчета 4 столовые ложки на 1 л, настаивают
30 мин, фильтруют, охлаждают до 20-22oC. Горячий настой готовят с
разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и
еловыми иголками. Их берут по 2 столовые ложки на 1 л кипятка, настаивают,
фильтруют, подогревают до 38-40oC. Сначала растирают ручку ребенка
полотенцем, смоченным в холодном настое, затем другой рукавичкой, смоченной
в горячем растворе, а после этого сухим полотенцем растирают ручку до
покраснения. Так проводят процедуру со второй ручкой, ногами, туловищем. У
более старших и закаленных детей при наличии положительных эмоций можно
постепенно повышать температуру горячего настоя до 40-42oC, а холодного
снизить до 4-6oC [4]. Более старшим детям контрастные ножные ванны можно
заменить контрастным душем: экспозиция горячей воды 40-50oC в течение 1
мин., затем в течение 10-20 с проводят обливание холодной водой с
минимальной температурой 10-15oC. Чередуют 5-10 раз.
В сауне (суховоздушной бане) используется высокая температура воздуха
в парной (около 60-90oC) с низкой влажностью и охлаждением в бассейне с
температурой воды 3-20oC, а зимой купание в снегу. При отсутствии
противопоказаний, желании родителей ребенок может посещать сауну с 3-4 лет,
1 раз в неделю, вначале в виде одного захода на 5-7 мин. при температуре в
парной около 80oC на высоте верхней полки. Затем можно довести до
трехкратного посещения парной на 10 мин. с последующим охлаждением.
Во многих регионах нашей страны широко используется закаливающий
эффект русской бани. Основой его является строгое соблюдение контрастного
цикла: нагревание - охлаждение - отдых. Формула закаливающего цикла -
1:1:2, т.е. париться и принимать прохладный душ нужно примерно одинаковое
время, а отдыхать в два раза дольше. Для детей раннего возраста, только
привыкающих к русской бане, достаточно одного цикла. В парильном отделении
вначале следует находиться не более 3-5 мин., через несколько посещений
можно увеличить время до 5-10 мин. Вначале охлаждение лучше проводить
обливанием, затем холодным душем, позднее - купанием в холодной воде, в том
числе и в проруби, обтиранием снегом. Постепенно количество заходов в
парную увеличивают до 4-5 [1, 4]. В русской бане часто на раскаленные камни
льют не простую воду, а банные коктейли в виде ароматического настоя трав.
Например, для антисептического эффекта используют в равных пропорциях мяту,
шалфей, тимьян, лист эвкалипта; с успокаивающей целью - тимьян, мяту,
душицу, ромашку, березовые почки, зеленую хвою ели; тонизирующее действие
оказывают почки тополя (1 часть), цветочные корзинки пижмы обыкновенной (2
части), листья зубовки (1 часть); улучшают дыхание листья березы, дуба,
липы, трава душицы, тимьяна.
Широко используют в русской бане веники, причем каждый веник вызывает
специфический эффект. Например, березовый веник оказывает болеутоляющее,
успокаивающее и бронхолитическое действие, дубовый - успокаивающее,
противовоспалительное, липовый - бронхолитическое, мочегонное, а также
помогает при головной боли, простудных заболеваниях, пихтовый - помогает
при радикулитах, невралгии, ольховый - при миалгии, рябиновый - оказывает
возбуждающее действие и т.д.
Контрастное закаливание эффективнее закаливания только холодом. Но
есть сторонники и этого метода [4, 5].
Для этого вида закаливания используют обливание из ведра водой
температуры 3-4oC, купание в ледяной воде в течение 1-4 мин. в домашней
ванне и, как высшую форму закаливания, зимнее плавание, или "моржевание".
Страх перед применением этих видов закаливания у взрослых и детей старшего
возраста преувеличен из-за незнания и неправильных выводов в крайне
немногочисленных научных публикациях.
В редких научных исследованиях, посвященных "моржам", объем наблюдений
невелик, не обращается внимание на то, что очень часто начинают заниматься
этими видами закаливания люди с различными хроническими заболеваниями после
безуспешного лечения традиционными медикаментозными методами. Поэтому,
конечно, в таких группах выше процент людей с ишемической болезнью сердца,
гипертонией, заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и
др.
Если родители настаивают на проведении таких видов закаливания, долг
медицинского работника состоит не в том, чтобы запретить категорически, так
как в большинстве подобных случаев родители все равно их будут проводить, а
в том, чтобы настойчиво рекомендовать специальные правила, особенно учет
возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и постепенное увеличение
дозы раздражающего воздействия.
В заключение необходимо остановиться на так называемых
фармакологических методах закаливания. Речь идет об иммуностимуляторах,
усиливающих интерферонообразование, таких как продигиозан, левамизол,
тимолин, T-активин и др. Некоторые авторы рекомендуют их использовать для
профилактики частых респираторных заболеваний у детей раннего возраста. Но,
как правило, научные исследования об эффективности иммуностимуляторов у
этой группы детей касаются только иммунологических показателей до и после
применения препаратов, в частности снижения уровня IgE, нарастания числа T-
лимфоцитов.
Однако результаты проведенного терапевтического опыта свидетельствуют
об отсутствии влияния лечения иммуностимуляторами на уровень и динамику
респираторной заболеваемости, в то время как, например, контрастное
закаливание уже через год способствует снижение ОРВИ детей раннего возраста
в 3,5 раза [6].

Заключение.

Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам
окружающей среды — основная задача современной медицины. В этом именно и
заключается её профилактическая направленность.
Научная профилактика в педиатрии своими корнями уходит в далекую
историю народной медицины. В России с древних времен детей приучали к
холоду, к физическому труду. Народная мудрость усматривала в этом главный,
а может быть и единственный по тем временам, источник здоровья. Русские
врачи XVIII века Н. М. Амбодик, С. Г. Зыбелин, А. И. Полунин уже тогда
отмечали необходимость использования природных факторов для укрепления
здоровья детского организма.
Выдающиеся детские врачи Н. Ф. Филатов, А. А. Кисель, Н. П. Гундобин,
Г. Н. Сперанский видели в закаливании детского организма неисчерпаемый
источник здоровья детей. Ещё в 1910 г. Г. Н. Сперанский публикует первую в
России книгу о закаливании детей. Научная разработка проблемы закаливания
стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям.
Закаливание организма — это формирование и совершенствование
функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что
в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем
закаливание детей дает двойной положительный результат — снижение их
заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве,
что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение.
Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания
являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного
возраста.
С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми
действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух
и вода.
Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления
организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но говоря о закаливании
как средстве физического воспитания, имеется в виду не только
приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных
условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в
определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма,
воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к
различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого
раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и
методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение
воздушных, солнечных ванн, водных процедур несомненно. Закаленные дети
меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания
заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно
использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они
не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их
применения в умелых руках не представляют затруднений.

Литература.

1. Иванченко В.Г. Тайны русского закала.- М., 1991. - С. 31.
2. Воронцова И.М., Беленький Л.А. Закаливание детей с применением
интенсивных методов. Метод. рекомендации. - СПб., 1990. - С. 27.
3. Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста - М., 1988. -
С. 220.
4. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Материалы
конф.- Дубна, 1992. - С. 115.
5. Толкачев Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ. - М., 1988. - С. 102.
6. Турсунов М.М. Патогенетические основы врачебной тактики при частых ОРЗ
у детей: Автореферат. - М., 1987. - С. 18.






Новинки рефератов ::

Реферат: Книгопечатник Гуттенберг (Исторические личности)


Реферат: Третичный период развития жизни на земле (Биология)


Реферат: Лингвистическая типология (шпаргалка) (Иностранные языки)


Реферат: История литературы Соединенных Штатов Америки (Литература)


Реферат: Влияние оздоровительной физической культуры на организм (Спорт)


Реферат: Акцентуация характера в подростковом возрасте (Психология)


Реферат: Проект информационно-вычислительной сети Мелитопольского межрайонного онкологического диспансера (Программирование)


Реферат: Социальная защищенность различных слоев населения в России (Социология)


Реферат: Призыв к единению в "Слово о полку Игореве" (Литература)


Реферат: Денежно-кредитная политика (Деньги и кредит)


Реферат: Подготовка и ход реформы 1861г. (История)


Реферат: Время труда и время отдыха (Право)


Реферат: Крылатые выражения из древнегреческой мифологии и Библии (Культурология)


Реферат: Алкоголизм (Спорт)


Реферат: Спортивные сооружения столицы (Физкультура)


Реферат: Археологические исследования на территории Дагестана (История)


Реферат: Автоматизация учета продажи товаров в ООО "Мастер-СД" (Компьютеры)


Реферат: Эмиграция первой волны (История)


Реферат: Инновационный менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Отчёт о посещении Государственного Исторического Музея (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист