GeoSELECT.ru



Страхование / Реферат: Пенсионная система России (Страхование)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Пенсионная система России (Страхование)


Пенсионная система России


Содержание:



I. Пенсионное обеспечение. Закон “О государственных
пенсиях в
РФ”.........................................................................
........................2
II. Основные виды пенсий
1. Пенсии по
старости....................................................................
..............5
2. Пенсия по
инвалидности...........................................................
................7
3. Пенсия по случаю потери
кормильца.......................................................9
III. Пособие на
погребение..................................................................
..........10
IY. Реформа пенсионной
системы........................................................……..12
Литература



I. Пенсионное обеспечение. Закон “О государственных пенсиях в РФ”

В Кодексе законов о труде Российской Федерации записано, что
пенсии в нашей стране назначаются в соответствии с законом “О
государственных пенсиях в РФ” (в ред. Закона РФ от 25.09.92 г.). Данным
законом установлено, что пенсионные отношения регулируются лишь этим
законом, то есть изменение условий и норм пенсионного обеспечения
осуществляется не иначе как путём внесения изменений и дополнений в
настоящий закон.
Целью данного закона является обеспечение стабильности
достигнутого уровня пенсионного обеспечения и его повышения по мере роста
благосостояния трудящихся.
Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного
обеспечения признается в законе труд и его результаты. В законе все пенсии
подразделяются на две группы - трудовые пенсии и социальные пенсии.
Трудовых пенсий, т.е. пенсий, которые устанавливаются в связи с трудовой и
иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в трудовой стаж,
четыре вида:
- по старости;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца;
- за выслугу лет.
Соответственно в законе названы основания для назначения этих пенсий.
Тем гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют право на
трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия. Это пенсия для всех.
Условия определяющие право на социальную пенсию перечислены в ст. 113
Закона. По общему правилу гражданам, которые имеют одновременно
право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их
выбору, за исключением трех категорий граждан имеющих право на получение
двух пенсий (ст.5 Закона).
Финансирование выплаты пенсий осуществляется Пенсионным Фондом из
трех источников:
- страховые взносы работодателей;
- страховые взносы граждан;
- ассигнования из Федерального бюджета.
Выплата пенсий военнослужащим и приравненных к ним граждан, их семьям, а
также социальных пенсий осуществляется за счёт средств, ассигнуемых в
Пенсионный фонд Российской Федерации из федерального бюджета.
Важным моментом является то, что при внесении в настоящий Закон изменений и
дополнений, требующих увеличения расходов на выплату пенсий, в
соответствующем федеральном законе обязательно должен быть определён
источник финансового обеспечения дополнительных расходов.
Обращаться за пенсией можно в любое время после возникновения права на неё.
Это правило относится ко всем видам пенсии.
При установлении размеров и условий выплаты пенсий применяются,
такие понятия как трудовой стаж и среднемесячный заработок.
Размер пенсии обычно зависит от длительности общего трудового стажа,
с его учетом определяется также минимальный и максимальный размер пенсии
по старости. Порядок определения общего трудового стажа и специального
трудового стажа установлен разделом VI Закона. В статье 89 указана работа,
которая включается в общий трудовой стаж, в ст.90 - военная служба и
другая, приравненная к ней служба, включается в общий трудовой стаж, в
ст.91 - учёба, включаемая в общий трудовой стаж. Иные периоды,
засчитываемые в указанный трудовой стаж перечислены в ст.92.
С учетом общего трудового стажа, то есть суммарной
продолжительности той или иной общественно-полезной деятельности,
устанавливается пенсия по старости, а в соответствующих случаях пенсия по
инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца.
С учетом специального трудового стажа, то есть суммарной
продолжительности определённой трудовой деятельности устанавливается пенсия
по старости в связи с особыми условиями труда (ст.12 Закона), работой на
крайнем Севере (ст.14 Закона), а также пенсия за выслугу лет ( раздел V
Закона).
Периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их
фактической продолжительности, за исключением случаев, перечисленных в
ст.94 Закона о льготном исчислении периодов( например, время работы в
районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, учитываются в
полуторном размере; военная служба по призыву, время работы во время
Великой Отечественной войны и период работы в лепрозориях и противочумных
учреждениях - в двойном размере, а период работы в Ленинграде во время
блокады - в тройном размере) и особых правил исчисления выслуги лет (ст. 83
Закона).
Трудовой стаж, приобретённый до регистрации в качестве
застрахованного лица в соответствии с Федеральным Законом “Об
индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного
пенсионного страхования”, устанавливается на основании документов,
выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и
муниципальными органами, организациями.
А после регистрации в качестве застрахованного лица, трудовой стаж
устанавливается на основании сведений индивидуального
(персонифицированного) учёта.
Размер пенсии определяется из среднемесячного заработка, кроме
случаев, когда пенсия назначается в максимальном размере.
Гражданам которым пенсия не может быть исчислена из заработка, она
устанавливается в минимальном размере соответствующей пенсии.
Состав заработка, из которого исчисляется пенсия, определяется в
ст.100 Закона. В заработок для исчисления пенсий включаются все виды
выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных
обязанностей), предусмотренной статьёй 89 Закона, на которые начисляются
страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Натуральная часть заработка оценивается по государственным розничным
ценам того периода, когда производилась оплата труда.
Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется: за 24
последних месяца, либо за 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой
деятельности перед обращением за пенсией ( ст.102 Закона).
Порядок подсчета среднемесячного заработка указаны в ст.103
Закона. Он подсчитывается путем деления, общей суммы заработка за 24 месяца
работы и 60 месяцев работы соответственно на 24 и 60.
В этой статье также указывается как подсчитывается среднемесячный
заработок в том случае, если работа продолжалась менее 24 месяцев.
Законом предусмотрено повышение, пенсий для некоторых категорий
граждан (ст.110), а также назначение надбавок к пенсиям.
Общие правила начисления надбавок таковы:
n надбавки начисляются после того, как определена сумма пенсии и она
повышена согласно ст.110 Закона;
n пенсия с надбавками не ограничивается предельной суммой;
n если в семье 2 или более неработающих пенсионеров, то каждый
нетрудоспособный член семьи, находящийся на их общем иждивении,
учитывается для надбавки лишь одному из пенсионеров.
Пенсионное обеспечение в соответствии с Законом осуществляется
государственными органами социальной защиты населения. Правила обращения за
пенсией, её назначения и организация выплаты, ведения пенсионной
документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Пенсия назначается со дня обращения за ней, за исключением
нескольких случаев описанных в ст.119 Закона, когда пенсия устанавливается
ранее дня обращения за ней. Но во всех случаях пенсия назначается не ранее
чем со дня возникновения права на неё.
Закон “О государственных пенсиях в РФ” предусматривает, что
организация(гражданин) несет ответственность за достоверность сведений
содержащихся в документах, выданных для назначения и выплаты пенсии.
Споры по вопросам назначения и выплаты пенсии, удержаний из пенсии
и т.д. разрешаются вышестоящим органом социальной защиты населения.


II. Основные виды пенсий

1. Пенсии по старости

Пенсии по старости занимают главное место в расходах Пенсионного
Фонда. Для получения пенсии по старости устанавливается двуединое условие
- достижение определенного возраста и наличие соответствующего трудового
стажа. Общеустановленный пенсионный возраст для мужчин - 60 лет, для женщин
- 55 лет. С достижением данного возраста человек получает возможность
прекратить активную трудовую деятельность и реализовать свое право на
пенсионное обеспечение. Однако назначение пенсий по старости осуществляется
независимо от того, прекращена ли работа ко времени обращения за пенсией
или продолжается.
Общеустановленной продолжительностью трудового стажа для
приобретения права на пенсию по старости является для мужчин 25 лет, для
женщин 20 лет. Вместе с тем возможно получение пенсии и при стаже меньшей
продолжительности, при этом пенсия назначается в размере, пропорциональном
имеющемуся стажу, но не менее социальной пенсии равной 2/3 минимальной
пенсии по старости. Согласно ст.15 Закона право на пенсию по старости при
неполном стаже возникает при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Во второй части ст. 242 Кодекса РФ предусматривается, что
отдельным категориям застрахованных пенсии по старости устанавливаются при
пониженном трудовом стаже. Конкретные категории таких граждан указаны в
Законе о госпенсиях.
Оснований для снижения пенсионного возраста и стажа три.
Первое связано с личностью человека, независимо от того, какую
работу он выполняет. Это пенсии на льготных основаниях. Они установлены:
для женщин, родивших пять и более детей и воспитавших их до 8 лет; для
матерей инвалидов с детства, воспитавших их до 8 лет; для инвалидов Великой
Отечественной войны и других инвалидов вследствие военной травмы; для
граждан, больных гипофизарным нанизмом (лилипутам). Конкретные условия -
пониженный пенсионный возраст и трудовой стаж указаны в ст.11 Закона.
Второе основание - особые условия труда ( ст. 12 Закона). Таких
оснований ныне 13 (подземные работы, работы с вредными условиями труда и в
горячих цехах; работа с тяжёлыми условиями труда и т.д.). В ряде случаев
пенсии в связи с работой с особыми условиями труда введены как для мужчин,
так и для женщин, а в ряде случаев - лишь для женщин. Перечни
соответствующих работ с особыми условиями труда утверждены Правительством
РФ.
Третье основание - это длительная работа на Крайнем Севере и в
местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Перечень этих районов
утверждается Правительством РФ.
Пенсия по старости назначается пожизненно.

С 1 февраля 1998 года вступил в силу Федеральный Закон от 21 июля
1997 года “ О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”,
который определяет порядок расчета пенсий и вносит изменения в ст.7 Закона
о гос. пенсиях. В соответствии с этим законом расчёт пенсии проводится с
использованием нового показателя - индивидуального коэффициента пенсионера
(ИКП).

ИКП= % от труд.стажа ( ЗПпен./ЗПср.

ЗПпен. - заработок пенсионера
ЗПср. - зарплата по стране в тот же период


Пенсия = ИКП ( ЗПср.

ЗПср. - зарплата по стране за предыдущий период


Порядок определения среднего заработка за текущий период
определен в законе “О порядке исчисления и увеличения государственных
пенсий”. В соответствии с этим законом, увеличение размера пенсии в связи с
ростом зарплаты в стране производится четыре раза в год - 1 февраля, 1 мая,
1 августа, 1 ноября. Для определения размера пенсии с учетом ИКП берется
средняя зарплата по стране за предыдущий квартал. Эти данные должны быть
утверждены Правительством РФ по предоставлению Госкомстата РФ не позднее,
чем за 15 дней до соответствующего срока повышения пенсии.
Процентная величина трудового стажа рассчитывается в целом также
по прежним правилам, но из общего трудового стажа исключается целый ряд
достаточно продолжительных периодов.
Несмотря на то, что вводится ИКП, размер заработка пенсионера
окажет на размер получаемой пенсии ещё меньшее влияние, так как он будет
учитываться не непосредственно, а в отношении к средней зарплате по стране
в тот же период. Причем согласно новой редакции ст.7 Закона о гос.пенсиях
размер этого отношения ограничивается числом 1,2, а в период с февраля 1998
года и до принятия специального федерального закона по этому вопросу - 0,7.
Надо также отметить, что хотя новый порядок расчета пенсий не
предлагает ограничения их размера, на самом деле Правительство получает
целых два инструмента ограничения размеров пенсий:
1. ограничение отношения между заработком пенсионера и заработком по
стране за тот же период;
2. ограничение текущего размера средней заработной платы в РФ, с учетом
которого рассчитывается пенсия.
Таким образом, органы исполнительной власти смогут управлять размерами
пенсий с учетом наличия бюджетных средств, но практически без учета
трудовой деятельности каждого работника.
Увеличение пенсий, исчисленных по нормам Закона без применения ИКП
производится в следующие сроки: 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября.
Если размер пенсии, исчисленный с учетом ИКП, не достигает размера
пенсии, рассчитанного с использованием других норм пенсионного
законодательства, пенсионер вправе выбрать исчисление пенсии без применения
ИКП.
В этом случае размер пенсии устанавливается, исходя из статьи 16
Закона,
в размере 55 процентов заработка, и сверх того, один процент заработка за
каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для
назначения пенсии,
При назначении пенсии в связи с особыми условиями труда, а также
пенсии в связи с работой на Крайнем Севере увеличение её размера на 1
процент заработка производится также за каждый полный год специального
трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии.
Размер пенсии, исчисленной таким образом, не может превышать 75 %
заработка.
Минимальный размер пенсии устанавливается Федеральными законами РФ
в сумме, не меньшей, чем величина минимального размера оплаты труда.

Максимальный размер составляет три минимальных размера пенсии(три
с половиной в случае, если пенсия была назначена в связи с подземной
работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах).
Размер пенсии при неполном общем трудовом стаже определяется
пропорционально имеющемуся стажу, исходя из полной пенсии, устанавливаемой
за стаж мужчинам 25 лет и женщинам 20 лет, но эта сумма не может быть ниже
социальной пенсии.
В Российской Федерации действует также система компенсационных
выплат для пенсионеров. Размеры компенсационных выплат устанавливаются
Указами Президента РФ или Федеральными Законами РФ. Компенсационные выплаты
могут устанавливаться также органами власти субъектов РФ за счет средств
соответствующего бюджета.
В соответствии со ст.21 Закона “О госпенсиях” для некоторых
категорий граждан, получающих пенсии по старости, устанавливаются надбавки
к пенсии. А в ст. 110 указаны случаи, когда пенсии повышаются.
Работающим пенсионерам пенсия выплачивается полностью, без
надбавки на иждивенцев. За работу после назначения пенсии устанавливается
надбавка в размере 10 % пенсии за каждый проработанный год, но не более чем
за 3 года работы.


2. Пенсия по инвалидности

Определение инвалидности и критерии разграничения трёх её групп
даны в ст.23 Закона. Инвалидностью считается нарушение здоровья со стойким
расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной
потери профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в
жизни.
Гражданам, полностью утратившим трудоспособность к регулярному
профессиональному труду в обычных условиях, устанавливается I группа
инвалидности, если они нуждаются в постоянном постороннем уходе (надзоре,
помощи), и II группа, если они не нуждаются в таком уходе. Гражданам,
утратившим способность к регулярному профессиональному труду частично,
устанавливается III группа инвалидности.
Инвалидность, её группы, а при необходимости и время наступления
определяются Врачебно-трудовыми экспертными комиссиями, они действуют на
основании положения, утверждаемого в порядке, определённым Правительством
РФ.
В ст. 39, 40, 41, 42, 43, раскрываются конкретные причины
инвалидности; трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная
травма, заболевание, полученное в период военной службы, общее заболевание.
От причины инвалидности зависят условия назначения пенсии.


При усилении инвалидности вследствие иной причины, причина
инвалидности определяется по желанию инвалида.
Пенсия по инвалидности устанавливается на тот срок, на который
определена инвалидность. Инвалидность I группы устанавливается на два года,
II и III групп на один год. Некоторым категориям граждан
переосвидетельствование не назначается (ст.28).
Пенсия, если инвалидность наступила вследствие, трудового увечья,
профессионального заболевания, а также вследствие общего заболевания
(ст.43) гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, устанавливается
независимо от продолжительности общего трудового стажа. В остальных же
случаях пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания назначается
при наличие определенного трудового стажа (ст.29): гражданам в возрасте до
23 лет - не менее одного года, а в возрасте 23 года и старше - один год с
увеличением его на четыре месяца за каждый полный год возраста, начиная с
23 лет, но не более 15 лет.
Пенсия на основаниях, предусмотренных для военнослужащих(ст.26,
27, 29, 31 Закона) устанавливается независимо от общего трудового стажа.
Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания может
назначаться и при неполном общем трудовом стаже.
Размер пенсии по инвалидности (кроме инвалидности вследствие
военной травмы) в процентах к заработку составляет: инвалидов I и II групп
- 75%, инвалидов III группы - 30%.
Пенсия по инвалидности I и II групп вследствие военной травмы
назначается в максимальном размере пенсии по старости, а пенсия по
инвалидности III группы в размере половины указанного размера.
Законом определяется также, минимальный и максимальный размер
пенсии по инвалидности (ст.32, 33 Закона).
Минимальный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается
не ниже минимального размера пенсии по старости, а при частичной
инвалидности - 2/3 минимального размера этой пенсии.
Максимальный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается
на уровне максимального размера пенсии по старости, а при частичной - на
уровне минимального размера такой пенсии.
Размер пенсии по инвалидности I и II групп повышается на 1% за
каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения
пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20%.
К пенсии по инвалидности могут устанавливаться соответствующие
надбавки. Она также повышается отдельным категориям граждан.
Всем работающим пенсионерам по инвалидности без какого-либо
исключения пенсия выплачивается в полном объеме, но без надбавки на
нетрудоспособных иждивенцев.


3. Пенсия по случаю потери кормильца.

Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспособным
членам семьи умершего, которые находились на иждивении кормильца при его
жизни. Однако есть некоторые изъятия: родителям и вдовам (вдовцам) граждан,
погибших вследствие военной травмы, а также одному из родителей, другому
члену семьи, занятому уходом, пенсия назначается независимо от того,
состояли ли они на иждивении умершего.
Нетрудоспособными членами семьи считаются:
а) дети, братья, сёстры и внуки, не достигшие 18 лет или старше
этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, при этом
братья, сёстры и внуки - при условии, если они не имеют трудоспособных
родителей;
б) отец, мать, супруг (жена, муж), если они достигли 60 или 55
лет ( соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
в) один из родителей или супруг, либо дед, бабушка, брат или
сестра, независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят
уходом за детьми, братьями, сёстрами или внуками умершего кормильца, не
достигшими 14 лет, и не работает;
г) дед и бабушка - при отсутствии лиц обязанных их содержать.
Родители и супруг умершего, не состоявшие на иждивении, имеют
право на пенсию, если впоследствии они утратили источник средств к
существованию.
Право на пенсию предоставлено также учащимся в возрасте 18 лет и
старше до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях,
но не более чем до 23 лет.
Пенсия по случаю потери кормильца вследствие трудового увечья и
профессионального заболевания назначается независимо от продолжительности
трудового стажа кормильца.
Пенсия по случаю потери кормильца вследствие общего заболевания
устанавливается, если кормилец ко дню смерти имел общий трудовой стаж,
который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности.
Члены семьи умершего считаются находившимися на его иждивении,
если они находились при жизни кормильца на его полном содержании или
получали от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным
источником средств к существованию.
Иждивенство детей умерших родителей предполагается и не требует
доказательств.
Несовершеннолетние, имеющие право на пенсию, сохраняют это
право и при их усыновлении (пенсия может быть им назначена, следовательно,
и после усыновления). Пенсия, назначенная по случаю потери кормильца -
супруга, сохраняется при вступлении в новый брак.
Размер пенсии по случаю потери кормильца (кроме пенсии по
случаю потери кормильца вследствие военной травмы) составляет 30 %
заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи (на двух - 60,
на трёх - 90, на четырёх - 130 % и т.д.). На каждого ребёнка, потерявшего
обоих родителей, назначается более высокая пенсия.
Минимальный размер пенсии на каждого нетрудоспособного члена
семьи умершего кормильца - 2/3 минимального размера пенсии по старости.

Максимальный размер - равен минимальному размеру пенсии по
старости.
К пенсии по случаю потери кормильца могут устанавливаться
соответствующие надбавки, она также повышается отдельным категориям
граждан.
Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.
Пенсия по случаю потери кормильца может назначаться и при
неполном общем трудовом стаже кормильца.
Пенсия устанавливается на весь период, в течение которого
член семьи умершего считается нетрудоспособным.


III. Пособие на погребение.

В случае смерти застрахованного или члена его семьи выдаётся
пособие на погребение.
Размер пособия на погребение работника устанавливается Законом
РФ “О ритуальном пособии” (ст. 243(2) Кодекса РФ).
Указанный закон признан утратившим силу. 12 января 1996 г. принят
Федеральный закон “О погребении и похоронном деле”. Им установлены основы
организации похоронного дела в РФ как самостоятельного вида деятельности и
регулируются отношения граждан и юридических лиц, связанные с погребением
умерших.
В отличие от прежнего закона, этот закон не только предусматривает
выплату социального пособия на погребение. Но и устанавливает
гарантированный перечень четырёх видов услуг по погребению, которые при
определённых условиях предоставляются на безвозмездной основе
специализированной службой по вопросам похоронного дела тем, кто изъявит
желание воспользоваться услугами этой службы. При этом сумма социального
пособия или возмещения стоимости услуг специализированной службе не может
превышать десятикратного минимального размера оплаты труда.
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню
услуг по погребению, определяется органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по согласованию с региональными отделениями фонда
социального страхования Российской Федерации и отделениями Пенсионного
фонда Российской Федерации.
Федеральный закон “О погребении и похоронном деле” конкретизирует
также категории умерших граждан по источникам финансирования расходов на
погребение.
Согласно закону гарантированный перечень услуг по погребению
предусматривает:
n оформление документов, необходимых для погребения;
n предоставление и доставку гроба и других предметов, необходимых для
погребения;
n перевозку тела умершего на кладбище;
n погребение.
За счёт средств социального страхования выплачивается социальное
пособие на погребение, либо возмещается специализированной службе по
вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно
гарантированному перечню услуг по погребению умерших работавших граждан, а
также несовершеннолетних членов семей работающих граждан.
Выплата социального пособия на погребение производится супругу,
близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или
иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Социальное пособие на погребение выплачивается в размере
установленной стоимости гарантированного перечня услуг по погребению,
которая не может превышать суммы десятикратного минимального размера оплаты
труда.
Гражданам, получившим гарантированный перечень услуг по погребению,
социальное пособие на погребение не выплачивается.
Выплата социального пособия на погребение умершего работавшего
гражданина производится в день обращения организацией, в которой умерший
работал; на погребение умершего несовершеннолетнего члена семьи -
организацией, где работает один из его родителей или другие члены семьи, в
которой проживал несовершеннолетний.
Основанием для выплаты социального пособия на погребение является
заявление и справка о смерти, выдаваемая органами ЗАГСа.
Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним
последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.

Размер пособия определяется исходя из минимального размера оплаты
труда на день обращения.
Возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению
специализированной службе по вопросам похоронного дела производится
организацией, в которой работал умерший, либо организацией, где работает
один из родителей умершего несовершеннолетнего или другие члены семьи, в
которой проживал несовершеннолетний.
Возмещение стоимости услуг специализированной службе по вопросам
похоронного дела производится организацией в десятидневный срок со дня
получения от службы справки о смерти и соответствующего счёта.


IY. Реформа пенсионной системы

Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в РФ
представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем.
Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем,
что оно затрагивает жизненно важные интересы большого количества людей.
Глубокий кризис, который переживает государственная пенсионная
система РФ сегодня в значительной мере был спровоцирован резким скачком цен
в 1992 году, не сопровождавшимся принятием действенных мер по поддержанию
покупательной способности пенсии. Также причина этого кризиса кроется и в
самой системе пенсионного обеспечения, в законодательстве, которым она
закрепляется.
Между началом уплаты взноса и выходом на пенсию проходит очень
много времени. Это приводит к тому, что неэффективные и ошибочные решения
оказываются очевидными только по прошествии длительного периода. Поэтому
проблемы, которые приходится решать сегодня во многом порождены
несовершенством подходов прошлых лет. Сюда относят в частности:
n несовершенство взаимоотношений пенсионного и федерального бюджетов;
n индексация пенсий, не учитывающая наличие финансовых источников;
n нерациональная структура пенсионных прав, в которых значительную
долю занимают льготы для множества профессий.
Недостатки финансовой базы пенсионного обеспечения в немалой степени
объясняются отсутствием какой-либо заинтересованности граждан в
перечислении страховых взносов в пенсионный фонд из-за их обезличивания и
из-за того, что общая сумма поступавших страховых взносов не влияла на
размер получаемой пенсии. На финансовую устойчивость пенсионной системы
сказывается низкое соотношение численности между лицами трудоспособного
возраста и пенсионерами.

Число пенсионеров растёт, численность работающих в народном хозяйстве
снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов
на пенсионное обеспечение. В настоящий момент в РФ на одного пенсионера
приходится только 1,7 работающих. По данным демографического прогноза,
наиболее трудный период ожидается в 2007-2008 годах.[1]
Учитывая это, можно сказать, что в последующий период кризис
пенсионной системы, основанной на распределительном принципе, вновь начнёт
обостряться и дальнейшем неизбежно приведёт к неплатежеспособности
Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Действующая пенсионная система сложилась, когда экономические
отношения базировались исключительно на государственной собственности и
государство жестко регулировало все сферы жизни общества и народного
хозяйства. С помощью пенсионного обеспечения решались многие несвойственные
для неё задачи. В частности, в целях привлечения работников на работы,
связанные с неблагоприятными условиями труда, в районы Крайнего Севера
создано законодательство, которое предусматривает снижение установленного
пенсионного возраста. Значительные преимущества установлены для назначения
пенсии за выслугу лет.
Наличие многочисленных льгот по возрасту ставит трудящихся в
неравные условия, приводит к ситуации, когда независимо от
продолжительности срока, в течение которого уплачивались взносы и их
величины, получают пенсию большего размера в течении более длительного
периода.
Основными проблемами пенсионного обеспечения на данном этапе
является длительные задержки выплат пенсий, низкий уровень как абсолютных,
так и относительных размеров пенсий.
Минимальный размер пенсии значительно ниже прожиточного минимума
нетрудоспособного населения, несмотря на то, что в нашей стране установлен
высокий тариф страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд (29% оплаты
труда).
При существующей системе пенсионного обеспечения заработная плата
и прошлый трудовой вклад пенсионера не играют сколько-нибудь заметную роль
при исчислении размера пенсии. Идет процесс постоянного уменьшения
дифференциации размеров пенсий.
Все эти причины обусловили необходимость реформы существующей
системы пенсионного обеспечения РФ. Концепцией пенсионной реформы
предлагается переход от распределительной системы к накопительной системе
финансирования пенсий. Накопительная система предполагает три уровня
пенсионного обеспечения граждан.
Пенсионная реформа предлагает введение
индивидуального(персонифицированного) учета в системе государственного
пенсионного страхования. С 1 января 1997 года на всей территории РФ уже
вступил в силу Федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе государственного пенсионного страхования.”
Суть персонифицированного учета в том, что для каждого работающего
открывается индивидуальный лицевой счет, в котором накапливаются все
данные, необходимые для назначения ему в будущем пенсии по возрасту.
Система учета строится таким образом, что где бы человек не работал в
разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о
его стаже и заработке будут попадать в один и тот же индивидуальный лицевой
счет. Обеспечиваются достоверность данных, их сохранность и
конфиденциальность. При наступлении страхового случая, определенного
пенсионным законодательством, на основе сведений персонифицированного
учета, хранящихся в индивидуальном лицевом счете, данному застрахованному
лицу назначается пенсия.
Концепцией пенсионной реформы предполагается введение трех уровней
пенсий:
n социальные (базовые) пенсии;
n трудовые (страховые) пенсии;
n негосударственные (дополнительные) пенсии.
Намечается изменение в соотношения в размерах взносов,
уплачиваемых гражданами и организациями в пенсионный фонд, поэтапно
установить для них одинаковую норму страховых взносов в процентах к
заработку работника.
При том, чтобы работник не страдал от такого решения, заработную плату
предлагается увеличить на ту часть страховых взносов, которую он будет
выплачивать вместо работодателя. Сумма страховых взносов не должна
увеличиться. Предполагается, что работник, зная, что размер пенсии зависит
от продолжительности уплаты страховых взносов, вынужден будет включиться в
механизм контроля за их своевременной уплатой. Это позволит избежать или по
крайней мере сократить количество случаев неуплаты взносов в Пенсионный
Фонд.
Важным нововведением должно стать паритетное, трехстороннее
управление средствами, предназначенными для выплаты пенсий, с участием
государства, работодателей, профсоюзов.
15 марта 1997 года было принято постановление Правительства РФ “О
мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей
государственного пенсионного страхования”.
В мае 1997 года в Закон РФ “О государственных пенсиях в РФ”
внесены изменения, предусматривающие установление трудового стажа и
определение среднемесячного заработка при назначении пенсий и их пересчете
на основе данных индивидуальных лицевых счетов.
Принят Федеральный Закон “О порядке исчисления и увеличения гос.
пенсий”, предусматривающий расчет размера пенсии на основе вычисления
индивидуального коэффициента для каждого пенсионера.
Но несмотря на все принимаемые меры, финансовый кризис в системе
пенсионного обеспечения продолжает усугубляться.



8


Литература:


1. Кодекс законов о труде РФ
2. Закон РФ “ О государственных пенсиях в РФ”
3. Комментарий к Кодексу законов о труде РФ
4. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 года
“ О программе пенсионной реформы в РФ”. Российская газета №16,98г.
1. К.Д. Крылов “Право на будущие”. Российская газета №16, 98г.
2. А.П. Колесник “Преобразование пенсионной системы и персонифицированный
учет”. Российская газета №14, 97г.
3. А. Бажанова “ Основные направления развития пенсионной системы РФ”.
Экономико-правовой бюллетень №1, 98г.
4. В. Черемных “Вопросы индивидуального (персонифицированного) учета в РФ.
Экономико-правовой бюллетень №1, 98г.
5. А. Назаров “Комментарий к некоторым статьям Закона РФ о
государственных пенсиях в РФ”. ж-л Хозяйство и право №2,3,4, 98г.



-----------------------
[1] Экономико-правовой бюллетень, № 1, 98 год, стр 7.





Реферат на тему: Перестрахование, его сущность и значение

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СФЕРЫ БЫТА И УСЛУГ
УФИМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ



Контрольная работа по дисциплине
“Страхование”

Тема:
“Перестрахование, его сущность и значение”



студент Асеев Денис Борисович
Адрес: РБ, г. Салават, ул. Колхозная, д.1/6, кв.45
тел. (263) 4-70-77 (дом.)
4-49-99 (раб.)



-УФА-
-1999г-



СОДЕРЖАНИЕ

|Введение |1 |
|Перестрахование, его сущность и функции |5 |
|Перестрахование, как основа обеспечения финансовой |9 |
|устойчивости страховых организаций | |
|Основные виды перестраховочных договоров |11 |
|1. Договора пропорционального перестрахования |14 |
|2. Договора непропорционального перестрахования |17 |
|Список использованной литературы |20 |



ВВЕДЕНИЕ

Страхование - одна из древнейших категорий общественно-
производственных отношений.
Страховые отношения известны по крайней мере с эпохи позднего
средневековья. Тогда в результате великих географических открытий заметно
расширились горизонты международной торговли и предпринимателям
потребовались крупные суммы капитала, чтобы использовать новые возможности.
Рост богатства общества и степень удовлетворения его потребностей в
решающей мере зависели от страхования. Первый из известных в мировой
практике договоров страхования был оформлен в Генуе в 1347г. Первый
письменный договор страхования жизни, дошедший до наших дней, был заключен
в Англии в XVI в. Страхование возникло и развивалось, имея своим конечным
назначением удовлетворение потребностей человека, его осознанных запросов в
страховой защите от различных случайностей. В страховании реализовались
определенные экономические отношения, складывающиеся между людьми в
процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных
благ. Оно предоставляло всем хозяйственным субъектам гарантии в возмещении
ущерба.
На этой почве закономерно возникла идея объединения заинтересованных
лиц по возмещению материального (имущественного) ущерба путем его
солидарной раскладки между участниками объединения. Действительно, если бы
каждый владелец имущества намеревался возмещать ущерб за свой счет, то он
вынужден был бы создавать материальные резервы, по величине равные
имеющемуся имуществу, что очень невыгодно.
В то же время многолетний жизненный опыт показывает, что, хотя
непредвиденные и стихийные бедствия носят случайный и неравномерный
характер, число пострадавших всегда меньше числа заинтересованных лиц или
хозяйств. При таких условиях солидарная раскладка возможного ущерба между
заинтересованными владельцами имущества существенно сглаживает последствия
стихийных бедствий и случайностей. Чем больше заинтересованных лиц или
хозяйств участвуют в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходится
на каждого участника. Так возникло страхование, сущность которого состоит в
замкнутой раскладке возможного ущерба между заинтересованными лицами.
Наиболее примитивной формой раскладки ущерба было натуральное
страхование. По мере развития товарно-денежных отношений, натуральное
страхование уступило место страхованию в денежной форме.
Раскладка ущерба в денежной форме значительно расширила и упростила
возможности страхования. Страхование превратилось во всеобщее универсальное
средство по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при
наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных
фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (премий,
платежей). То есть экономическая сущность страхования состоит в
формировании страховщиком страхового фонда за счет страховых взносов
страхователей, предназначенного для страховых выплат страхователям при
наступлении страховых случаев, оговоренных в договоре.
Страхование в нашей стране прошло несколько этапов в дореволюционный
и послереволюционный периоды. Основной формой страхования в дореволюционном
периоде было добровольное страхование, которое осуществлялось акционерными
обществами, обществами взаимного страхования и земскими обществами. В
послереволюционном периоде страхование прошло два этапа: в условиях
социализма (при государственной монополии на этот вид деятельности) и в
условиях становления рыночной экономики.
При государственной страховой монополии страхование предоставляло
населению очень узкий спектр услуг, дополняющих систему государственного
социального обеспечения (Соцстрах).
Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование
рыночной инфраструктуры, резкое снижение сферы государственного воздействия
на развитие производственных отношений и распределение материальных благ в
корне изменили процесс формирования отечественного страхового рынка, его
содержание, виды страховых услуг, предлагаемых физическим и юридическим
лицам.
Отправным моментом создания отечественного добровольного страхования
следует считать факт реальной демонополизации страховой деятельности и, как
следствие этого - быстрый рост числа альтернативных страховых организаций.
Так, например по состоянию на 1996г., несмотря на неблагоприятные
финансовые и общеэкономические условия, в Российской Федерации уже
действовали 2 700 страховых компаний, из которых только 6% находились в
государственной или муниципальной собственности, 36% являлись частными, а
58% - находились в смешанной собственности (АО, СП и др.). Большинство из
них (60%) имели стаж работы до трех лет.
Общественное развитие России обусловило необходимость перехода к
страховому рынку, функционирование которого опирается на познание и
использование экономических законов, таких как закон стоимости, закон
спроса и предложения.
Российский страховой рынок обладает мощным потенциалом развития. Об
этом свидетельствует тот факт, что общий объем страховых платежей
составляет в РФ не более 1% от годового ВВП, тогда как в развитых странах
этот показатель составляет 8-10%.
Предпосылками для дальнейшего развития страхового дела в нашей стране
являются не только наметившаяся финансовая стабилизация и оживление
экономики, но и становление источников такого развития. Во-первых,
укрепление негосударственного сектора экономики: частный предприниматель
(собственник) в силу своей экономической обособленности от государства
вынужден страховать свои риски. Во-вторых, источником спроса на страховые
услуги является рост объемов и разнообразия частной собственности
физических и юридических лиц. При этом важное значение имеет развитие рынка
недвижимости и ипотечного кредитования жилищного строительства, а так же
приватизация государственного жилого фонда. В-третьих, важным источником
развития страхового рынка является сокращение некогда всеобъемлющих
гарантий, предоставляемых системой государственного соцстрахования и
соцобеспечения. Сегодня отсутствие гарантий должно восполняться различными
формами личного страхования.

ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ, ЕГО
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ

Одним из видов страхования является перестрахование. Перестрахование
позволяет компенсировать колебания и сокращать потенциал ущерба. Это
система экономических отношений, в соответствии с которой страховщик,
принимая на страхование риски, часть ответственности по ним (с учетом своих
финансовых возможностей) передает на согласованных условиях другим
страховщикам с целью создания по возможности сбалансированного портфеля
страхований, обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых
операций.
В основе перестрахования - договор, согласно которому одна сторона -
цедент передает полностью или частично страховой риск (группу страховых
рисков определенного вида) другой стороне - перестраховщику, который в свою
очередь принимает на себя обязательство возместить цеденту соответствующую
часть выплаченного страхового возмещения. Из приведенного определения
следует, что в договоре перестрахования выступают две стороны: страховое
общество, передающее риск, который мы будем называть перестраховочным
риском, и страховое общество, принимающее риск на свою ответственность,
которое мы будем называть перестраховщиком. Сам процесс, связанный с
передачей риска, следует называть цедированием риска, или перестраховочной
цессией. В этой связи перестраховщика, отдающего риск, называют цедентом, а
перестраховщика принимающего риск, - цессионарием. Риск, принятый данным
перестраховщиком от цедента, довольно часто подвергается последующей
передаче полностью или частично следующему страховому обществу. Последующая
передача перестраховочного риска называется ретроцессией. Страховое
общество, отдающее риск в перестрахование третьему участнику, называется
ретроцедентом, а страховое общество, принимающее ретроцедированный риск, -
ретроцессионарием.
Родиной перестрахования считается Германия. Первое перестраховочное
общество было образовано в Кельне в 1846г., затем появилось Мюнхенское
перестраховочное общество. “Русское общество перестрахования” возникло в
1895г., и занималось оно перестрахованием огневых рисков. Сбор премий
составлял 11,4 млн. руб. в год, а убытки - 8 млн. руб. Общество обладало
капиталом в 4 млн. руб. перестрахованием занималось и русское страховое
общество “Помощь” с премиями в 4,3 млн. руб. и убытками в 2,5 млн. руб. в
год. Создание этих обществ преследовало цель препятствовать оттоку золота в
виде премий за границу. В данное время основной целью соглашений
отечественных перестраховочных компаний с компаниями assistance (assistance
- комплекс страховых услуг) является передача страховщиком
(перестраховщиком, или цедентом) в перестрахование иностранной компании
(перестраховщику, или цессионарию) определенного процента страховой
ответственности и соответственно такого же процента страховой премии (как
показывает практика, примерно от 65% до 95%). Это означает, что львиная
доля страховых взносов попадает в руки иностранных сервисных или страховых
компаний, либо в руки сервисных, страховых и перестраховочных компаний
одновременно. На долю отечественных страховых или перестраховочных компаний
остается лишь 5%-35% от общей суммы собранной ими страховой премии.
Классическое определение перестрахования было дано в XIX в. в
законодательстве Великобритании, где было сказано, что перестрахование
является новым страхованием того же самого, уже застрахованного риска и что
заключается оно для того, чтобы обезопасить страховщика от ранее принятых
рисков.
Немецкая юрисдикция еще более кратка и категорична: перестрахованием
признается страхование рисков, принятых страховщиком
В законе Российской Федерации “О страховании” дается определение
перестрахования: “Перестрахованием является страхование одним страховщиком
(перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения
всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика
(перестраховщика)”.
В ст.27 Закона говорится: для обеспечения своей платежеспособности
страховщики обязаны соблюдать нормативные соотношения между активами и
принятыми ими страховыми обязательствами. Методика расчета этих соотношений
и их нормативные размеры устанавливаются Росстрахнадзором.
Страховщики, принявшие обязательства в объемах, превышающих
возможности их исполнения, за счет собственных средств и страховых резервов
обязаны застраховать у перестраховщиков риск исполнения соответствующих
обязательств”.
Согласно методике Росстрахнадзора страховщик обязан передать в
перестрахование часть риска (своих обязательств перед страхователем), если
не будет соблюдаться условие:
S=(A-Y)*5% / 100%,
где S - сумма, на которую страховщик имеет право заключать договоры по
данному виду страхования;
А - величина активов (авуаров (фр. avoire) - активы (денежные
средства, ценные бумаги, счета в банках и т.д.) - часть страхового баланса)
страховщика;
Y - размер уплаченного уставного капитала;
5% - нормативное процентное отношение поступивших страховых взносов к
уплаченному уставному капиталу по данному виду страхования.
Следовательно, перестрахование гарантирует платежеспособность
страховщика при наступлении чрезвычайных (выше нормальных) ущербов
(убытков).
В Условиях лицензирования страховой деятельности (ст.3, п.3.5)
говорится, что максимальная ответственность по отдельному риску страхования
жизни, страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского
страхования и страхования ответственности владельцев автотранспортных
средств не может превышать 10% собственных средств страховщика. В остальных
видах страховой деятельности максимальная ответственность по пяти наиболее
крупным рискам не должна превышать двукратного размера собственных средств.
В то же время в ст.13 (п.2) Закона “О страховании” сказано, что
страховщик, заключивший с перестраховщиком договор о перестраховании,
остается ответственным перед страхователем в полном объеме в соответствии с
договором страхования.
Таким образом, исходя из данных определений, перестрахование является
“вторичным” страхованием страховщиков от чрезвычайных рисков, превышающих
платежеспособность страховой организации. В этом основная сущность и
функция перестрахования.
С финансово-экономической точки зрения, перестрахование - это форма
отношений Сторон (страховщика и перестраховщика), в соответствии с которой
страховщик принимая на страхование риски по защите имущественных интересов
физических и юридических лиц, часть ответственности по ним передает на
согласованных договорных условиях другим страховщикам (перестраховщикам) с
целью создания по возможности сбалансированного портфеля страхований,
обеспечения финансовой устойчивости (платежеспособности) и рентабельности
страховых операций.

ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ, КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРАХОВЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ

Проблема обеспечения финансовой устойчивости страхового фонда
рассматривается двояко: как определение степени вероятности дефицита
средств страховой компании за определенный период и как отношение доходов к
расходам страховщика за истекший тарифный период.
Теоретической основой определения степени вероятности дефицитности
средств является так называемый “коэффициент профессора Ф.В. Коньшина”
К=( (1-q)/n*q, (1)
где К - коэффициент;
q - средняя тарифная ставка по всему страховому портфелю;
n - количество застрахованных объектов.
Чем меньше будет значение К, тем ниже вероятность дефицитности средств
и тем выше финансовая устойчивость страховой компании.
Однако данный коэффициент дает наиболее точные результаты в тех
случаях, когда страховой портфель страховщика состоит из объектов с
примерно одинаковыми страховыми суммами (однородными по стоимости
страховыми рисками). На величину показателя К, как видно из формулы (1), не
влияет величина страховой суммы (страхового покрытия), ее нет в формуле, а
влияют лишь количество застрахованных объектов (n) и размеры средней
тарифной ставки (q). Иными словами, чем больше застрахованных объектов и
выше размер страхового тарифа, тем меньше будет К и выше финансовая
устойчивость страховых операций.
Для оценки финансовой устойчивости страхового фонда как отношения
доходов к расходам за тарифный период (практический аспект), используется
формула:
Кфу=(Д+Сзф)/Р, (2)
где Кфу - коэффициент финансовой устойчивости;
Д - сумма доходов страховщика за тарифный период;
Р - сумма расходов за тот же период;
Сзф - сумма средств в запасных фондах.
Нормальным состоянием финансовой устойчивости страховой организации
следует считать, если Кфу > 1, т.е. когда сумма доходов с учетом остатка
средств в запасных фондах превышает все расходы страховщика.
Проблема обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций,
как видно из формулы (2), непосредственно связана с выравниванием размеров
страховых сумм, на которые застрахованы различные объекты. Только в этом
случае, согласно коэффициенту Ф.В. Коньшина финансовая устойчивость не
зависит от размера страховых сумм. Стремление страховщиков к выравниванию
страховых сумм и породило потребность в перестраховании.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
ПЕРЕСТРАХОВОЧНЫХ ДОГОВОРОВ

Правовой характер договора перестрахования является предметом
теоретических дискуссий: следует ли рассматривать перестрахование как
обособившуюся отрасль страхования или как самостоятельную отрасль вне
страхования.
Одной из отличительных черт договора перестрахования является принцип
“возмездности”, заключающийся в том, что перестраховщик обязан выплатить
цеденту (перестрахователю) страховую сумму, или страховое возмещение,
пропорционально доле участия и только в том случае, если перестрахователь
выплатил причитающуюся страховую сумму (страховое возмещение) страхователю.
При этом перестрахователь обязан предоставить перестраховщику полную и
достоверную информацию о цедированном риске. Это требование называется
“принципом доброй воли”.
Объектом перестраховочных отношений цедента и цессионария являются
имущественные интересы страхового общества. Перестраховщик не имеет ни
каких прав и обязанностей, вытекающих из заключенных перестрахователем
договоров страхования. В свою очередь страхователь не имеет ничего общего с
договорами перестрахования, заключенными перестрахователем относительно
передачи рисков. Страховщик не обязан информировать страхователя о
намерении передать в перестрахование полностью или частично взятые риски.
По форме взаимно взятых обязательств договоры перестрахования
подразделяются на:
- факультативные (необязательные);
- облигаторные (обязательные);
- факультативно-облигаторные, или договоры “открытого покрытия”.
Наиболее ранней формой договоров были договоры факультативного
перестрахования. Такой договор представляет собой индивидуальную сделку,
касающуюся одного риска. Отличительной чертой его является то, что как
перестрахователю, так и перестраховщику предоставлена возможность
индивидуальной оценки риска: цеденту - в решении вопроса, сколько следует
оставить в собственном риске (собственное удержание), а цессионарию - в
решении вопросов принятия риска в том или ином объеме. Отрицательной
стороной факультативного перестрахования является то, что цедент должен
передать часть риска до заключения договора со страхователем. В силу этого
цессионарий располагает небольшим промежутком времени для подробного
анализа получаемого риска.
Договор облигаторного перестрахования обязывает цедента в передаче
определенных долей во всех рисках, принятых на страхование, если их общая
страховая сумма превышает определенное заранее собственное участие
(гарантию) страховщика. С другой стороны, этот договор налагает
обязательство на перестраховщика принять предложенные ему доли этих рисков.
Такой вид договора наиболее выгоден для цедента, поскольку все заранее
определенные риски автоматически получают страховое обеспечение у
перестраховщика.
Факультативно-облигаторная (переходная) форма договора дает цеденту
свободу принятия решений: в отношении каких рисков и в каком размере
следует их передать цессионарию. В свою очередь цессионарий обязан принять
цедированные доли рисков на заранее оговоренных условиях. Перестраховщику
эта форма договора может быть невыгодна и небезопасна, поскольку
перестрахователь, произведя селекцию рисков в страховом портфеле, может
передать в перестрахование самые небезопасные риски. При облигаторно-
факультативном перестраховании предполагается обязательность для
перестрахователя, а факультативность для перестраховщика.
Разновидностью факультативно-облигаторного перестрахования является
так называемый “открытый ковер”. В данном случае перестрахователь может
передавать риски без каких-либо ограничений и без четко определенного
собственного удержания, что невозможно по эксцедентному договору.
В целом перестраховочные договора делятся на две основные группы:
- пропорциональное перестрахование;
- непропорциональное перестрахование.

1. Договора пропорционального перестрахования.
Основными формами договоров пропорционального страхования являются:
квотный (quota share treaties), или долевой;
эксцедентный (surplus treaties), или лимитный;
квотно-эксцедентный, или смешанный.
Кроме этих форм договоров, иногда используются модификации этих форм,
которые применяются в зависимости от поставленных целей. К ним относятся:
открытый ковер;
почтовый ковер;
первоочередные или приоритетные передачи и т.д.
Квотный, или долевой, договор является наиболее простой формой
пропорционального перестрахования. Согласно условиям этого договора
перестрахователь передает в перестрахование в согласованной с
перестраховщиком доле все без исключения принятые на страхование риски по
определенному виду страхования или группе смежных страхований. В той же
доле перестраховщику передается причитающаяся ему страховая премия, а он
возмещает перестрахователю в той же доле все оплаченные им страховые убытки
при наступлении страхового случая, т.е. при квотном договоре цессионарий
полностью разделяет убытки цедента в определенной доле.
Определяющим фактором по эксцедентному договору является так
называемое “собственное удержание”, представляющее собой определенный
уровень удержания страховой суммы, в пределах которой перестрахователь
оставляет на своей ответственности только определенную часть (лимит)
рисков, а остальное передает перестраховщику.
Максимум собственного участия страховщика в покрытии возможного ущерба
называют эксцедентом.
Лимит собственной ответственности страховщик, как правило,
устанавливает в определенной сумме в каждой группе рисков, но по одному
виду страхования (например, суда, грузы, космические и др. объекты и т.п.).
Так, если максимум собственного участия перестрахователя составляет 100
млн. руб., то все принятые на страхование риски в пределах этой суммы
остаются на ответственности перестрахователя, а все сверх этой суммы
передается перестраховщику.
При заключении договора эксцедентного перестрахования исключаются все
риски, страховая сумма которых меньше или равна установленному для данного
портфеля количеству долей собственного участия страховщика (например, если
максимум участия перестраховщика равен 9 долям участия страховщика, то
договор перестрахования автоматически предусматривает покрытие 9 долей
(линий), или 9 перестраховочных максимумов. И наоборот, риски, страховая
сумма которых превышает собственную ответственность страховщика, считаются
перестрахованными.
Процент перестрахования - это отношение доли участия перестраховщика к
страховой сумме данного риска. Он составляет основу для взаиморасчетов
между перестрахователем и перестраховщиком, как по перестраховочным
платежам, так и по страховой выплате.

Новинки рефератов ::

Реферат: Развитие туризма в России и Германии (Туризм)


Реферат: Конспект лекций по разделу "Политическая власть" (Политология)


Реферат: Принципы и формы налогообложения на Украине (Право)


Реферат: Международные аспекты американского менеджмента: новые тенденции 90-х годов (Менеджмент)


Реферат: Потерянное поколение. Жизнь и творчество Э.М. Ремарка (Литература : зарубежная)


Реферат: Классификация компьютерных вирусов. (Программирование)


Реферат: Факторы вызывающие мутацию (Доклад) (Биология)


Реферат: Книга как основное средство документной коммуникации (Культурология)


Реферат: Василий Шукшин (Исторические личности)


Реферат: Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками у младших школьников (Педагогика)


Реферат: Галицко-Волынское княжество (Галицько – Волинське князівство) (История)


Реферат: Эволюционная теория Дарвина (Биология)


Реферат: Анализ организации и ремонтных работ на примере моторного цеха ПАТП-7 (Транспорт)


Реферат: Компьютер (Интенет, Windows, пакет программ Micrsoft Office) (Компьютеры)


Реферат: Общее машиностроение России (География)


Реферат: Исторический портрет Ивана Грозного (Исторические личности)


Реферат: Земельная реформа в России и эффективность использования земельных угодий ОПХ "Белоусовское" (Сельское хозяйство)


Реферат: Влияние бухгалтерского учета на экономику предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Борьба правоохранительных органов с экологическими правонарушениями (Экологическое право)


Реферат: Глюкоза и сахароза (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист