GeoSELECT.ru



Теория государства и права / Реферат: Генезис (развитие) теории правового государства с древнейших времен и по наши дни (Теория государства и права)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Генезис (развитие) теории правового государства с древнейших времен и по наши дни (Теория государства и права)


Содержание.



1. Введение.

2. Идеи правового государства в древности.

3. Идеи правового государства в эпоху феодализма.

4. Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций.

5. Развитие концепций правового государства в дореволюционной России.

6. Взгляды современных исследователей государства и права на проблему
правового государства.

7. Основы и основные признаки правового государства.

8. Практика становления правового государства в России.

9. Заключение.

10. Список используемой литературы.



1. Введение.



В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала
однопартийная система, которая исключала возможность создания и
функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной,
государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное
демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское
общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации,
политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в
качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в
правовом государстве строится на основе идеологического, политического
многообразия (плюрализма), многопартийности.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих
преобразований в государственной и политической жизни нашего общества,
является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо
избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо
проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей
государственного аппарата.

В связи со всем вышесказанным, на мой взгляд, крайне необходимо
развивать идею правового государства и целью данной работы является
исследование истории зарождения и развития концепции правового государства.



2. Идеи правового государства в древности.



Правовое государство как определенная теоретическая концепция и
соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин
"правовое государство" (Rechtsetaat) прочно утвердился в немецкой
литературе в первой трети ХIХ века( в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля
и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в
России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н.
Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.

Прежде всего необходимо заметить, что различные теоретические
концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности,
сформировались очень и очень давно.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для
установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного
взаимодействия права и власти. В процессе углублявшихся представлений о
праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и
справедливости такой политической формы общественной жизни людей.

Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини
Правосудия(с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),
олицетворяющей единение силы и права: охраняемый богиней порядок в равной
мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ
правосудия(остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим
символом для правового государства) выражает смысл и идею не только
справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой
государственности вообще(справедливой организации власти в человеческом
обществе).



Целый ряд положений, значимых для последующих представлений о
правовом государстве, был разработан уже античными авторами. В их числе
положения о власти закона как сочетании силы и права(Аристотель и другие);
о различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном
правлении и о роли права в типологии государственных форм(Сократ, Платон,
Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении естественного и
волеустановленного права(Демокрит, софисты и др.); о равенстве людей по
естественному праву(некоторые софисты, римские юристы); о праве как
мериле справедливости и регулирующей нормы политического общения
(Аристотель); о государстве (республике), как "деле народа", как правовом
общении и "общем правопорядке"(Цицерон); о сферах частного и публичного
права; о свободном индивиде как юридическом лице, субъекте права(римские
юристы).



3. Идеи правового государства в эпоху феодализма.



В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение
приобретают проблемы политическом власти и ее формально равной для всех
правовой организации в виде упорядоченной системы разделенных
государственных властей, соответствующей новому отношению социально-
классовых и политических сил. Юридическое мировоззрение нового восходящего
класса требовало утверждения новых представлений о свободе человека
посредством режима господства права и в частных, ив публично-политических
отношениях.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой
государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители
того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе
многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего
предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития
политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства,
наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства
он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения
безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных
формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в
большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Боден же определяет государство как правовое управление многими
семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению,
состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.



4. Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций.



В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового
государства значительный вклад внесли философы-мыслители и
просветители, такие как Г. Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Ш. Монтескье,
Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие. Из этих учений я
выделил наиболее важные положения в правовом государстве.
Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права.
Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природе
человека, поэтому он выдвинул требования нового права, "отвечающего
законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности,
посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому
человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.
Источником любой формы государства по учению Гроция является общественный
договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму
правления, но, избрав ее, народ обязан повиноваться правителям.
Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть возникает как
продукт общественного договора, который придает обществу организованную
политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою
естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения
воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле
народа, который является сувереном: "Лишь нация есть истинный суверен;
истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является
источником политической власти."
Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение неотъемлемых
прав граждан и их счастья. Идеи Дидро продолжил и обосновал Кант в своей
теории правового государства.
Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демократического
государства, был Спиноза. Будучи связано законами, государство
обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что
государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому
гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов,
и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность,
честь, свободу и иные блага подданных.
Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не
менее он разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в
общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными
буржуазными мыслителями. К их числу относится обоснование формального
равенства перед законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс
рассматривал как право делать все то, что не запрещено законом, и тем
самым закончил теоретические основы наиболее эффективного принципа
правового регулирования общественных отношений.
В трактовке Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был
"классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в
противоположность феодальному". Идея господства права воплощается в
государстве, где верховенствует закон, соответствующий естественному
праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и
осуществлено разделение властей. Такое государство с господством права он
противопоставляет деспотизму. "Свобода людей, находящихся под властью
правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь постоянное
правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное
законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему
собственному желанию во всех случаях, когда этого не защищает закон, и не
быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной
воли другого человека." Обоснованный здесь Локком правовой принцип, как и
у Гоббса, индивидуальной свободы лишь словесно несколько расходится с
последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой: "разрешено все, что
не запрещено законом".
Новые представления о разделении властей получили систематическую
разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода
власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для
предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при
котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.
Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно
Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее
отношениях к государственному устройству.
Необходимость разделения власти на законодательную, исполнительную и
судебную, как основной принцип правового государства, Монтескье
обосновывает следующим образом: "Если власть законодательная и
исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не
будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать
тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их.
Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от
власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с
законодательной властью, то жизнь и свобода гражданина окажутся во власти
произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с
исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем."
(Монтескье Ш. Избранные произведения, с.290)
Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только на
последующие теоретические представления о правовой государственности, но и
на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную
практику. Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США
1787 года. Она практически воплощает идею правового государства на
американском континенте. Автор "Декларации Независимости США" Джефферсон
подвергает критике монархическую форму правления с позиции теории
общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и
отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Независимости
провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для
обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию
естественных прав человека, превратившихся в субъективные права отдельных
индивидов по отношению к государству в целом.
С философским обоснованием теории правового государства выступил И.
Кант. Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим
принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать
своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции,
выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство
и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как
"объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Там, где
государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле
народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав
граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной
деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же
возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой
обладает властвующий в его отношении к гражданину. Правовую организацию
Кант, так же как и Ш.Монтескье, связывает с разделением властей на
законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству,
и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом. Философская
концепция Канта оказала значительное влияние на дальнейшее развитие
политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства
цивилизованного общества.
Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное
право, так как оно включает в себя признание "всех остальных прав
личности, семьи и общества" Возводя государство в абсолют, стоящий над
личностью и обществом, Гегель доказывает, что такие государства
предшествуют развитию гражданского общества. В этом утверждении Маркс
видел главный порок гегелевской концепции государства, поскольку в
реальной жизни общество возникает раньше государства, а последнее
является его продуктом и результатом развития общества. "Государство, по
Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой
все строится на правовой основе, представляющей царство реальной жизни."
Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что
принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. В
целом вся гегелевская концепция правового государства прямо и однозначно
направлена против произвола, бесправия и вообще всех неправовых форм
применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и
государственной власти.
Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической основе развили
дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства( у
философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали
как нечто единое). Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское
общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а
жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила
исторического прогресса, или дословно "истинный очаг и арена всей
истории".
Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или
классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство
и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления
диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов.
Примечательным является утверждение Маркса, в котором он выразил идею
правового государства "Свобода состоит, чтобы превратить государство,
стоящее над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный."
Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице
Исринга, Паунда, Спекира и других оттачивали элементы теории правового
государства с позиции своего времени и опыта прошлого. большинство
авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое
государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. В
концепции Еллинека государство определяется как представитель общих
интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным и
общечеловеческим солидарным интересам в направлении прогрессивного
развития общества.



5. Развитие концепций правового государства в дореволюционной России.



Идеи правового государства были отражены и в трудах русских
мыслителей, таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и
др., где они подвергали критике беззаконие феодализма. Правоведы и
философы предоктябрьского периода: Котляровский, Новгородцев, Чичерин,
Бердяев и др. в своих произведениях теоретически завершили русскую
концепцию правового государства.

Рассмотрим основные идеи и принципы правового государства с точки
зрения Г.Ф. Шершевича. Он отмечает следующие пути формирования и основные
параметры правового государства:
1) Для устранения произвола необходимо установление норм
объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и
ограничивают одни интересы и другие, в том числе и государственной
организации, -отсюда идея господства права в управлении.
2) Если личная инициатива требует простора, то государству достаточно
ограничиться охраной субъективных прав.
3) Чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти,
необходимо строго определить полномочия последних, отделив от
исполнительной власти законодательную, утвердить самостоятельность
судебной власти, и допустив к соучастию в законодательстве выборные
общественные элементы.

Реальные гарантии правовой государственности Шершевич видит в том,
что в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка
против произвола "...а) неотъемлемое ограничение власти; б) принцип
разделения властей; в) правовое самоограничение власти; г) подчиненность
государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией
является только сдерживающая сила общественного мнения."
В послеоктябрьский период в России идеи правового государства были
налажены требованиями революционного правосознания, а затем полностью
исключены из реальной жизни. Советская государственно-правовая наука в
период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая
ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции
государства.



6. Взгляды современных исследователей государства и права на проблему
правового государства.



В последние годы в русле реформаторских процессов произошли серьезные
изменения в научных взглядах на государство и право.
Концептуальные положения и пути формирования правового государства
излагаются в трудах сегодняшних исследователей права и государства: С.С.
Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др.

По В.Н. Хропанюку правовое государство - "это такая форма организации
и деятельности государственной власти, которая строится на
взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм
права."

Теперь рассмотрим основные характеристики правового государства. В.Н.
Хропанюк различает экономическую, социальную и нравственную основу
правового государства. "Экономической основой правового государства
являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на
различных формах собственности(государственной, коллективной, арендной,
частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в
одинаковой мере защищенных юридически." В правовом государстве
собственником должен быть производитель и потребитель материальных благ.
Правовое начало же государственности реализуется только при наличии
свободы и самостоятельности собственности, которые обеспечивает право.

"Социальную основу правового государства составляет
саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных
граждан... В центре внимания... находится человек, его права, свободы и
интересы. Правовое государство это и социальное государство." (Но далеко
не обязательно, на мой взгляд, и не всегда).


Нравственная основа правового государства заключается в
общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы
личности, ее чести и достоинства. Правовое государство отличается от
неправового качеством законов: они должны быть гуманными, закреплять
неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. "Правовое государство -
это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет
народа, наций и народностей, населяющих его территорию."

"Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его
суверенитете." Суверенность государства выражается в том, что ему
принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать
законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами
этого общества, и, наконец, осуществлять правосудие.



7. Основы и основные признаки правового государства.



Рассмотрим теперь основные признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе
правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание
"правовое государство", то можно понять, что на первом месте в таком
государстве - право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех
его сферах.
Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном законе) страны и
распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже
неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит
Конституционный Суд и вся система судов правового государства. поэтому
правовое государство это и конституционное государство.
Верховенство права(закона) в обществе как главный принцип правового
государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение
закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.

2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития.
В социально-политической жизни свобода человека выступает как его
право. В правах человека выражаются возможности его действий в различных
сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социально-
культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем
свободнее личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он
чувствует себя неуверенно, униженно, теряет способность к творчеству,
ограничивая таким образом собственное развитие и развитие общества.
Например, когда в США была распространена практика подслушивания
правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего
нарушались права гражданина. Многие американцы, зная о подслушивании,
стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. " А
жить с глазами, полными страха, - справедливо заметил бывший министр
юстиции в администрации президента Джонсона, - значит жить в несчастливой
стране."
Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет
свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого
человека.
3. Взаимная ответственность государства и личности.
Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности,
не является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь
тоже соглашается не определенные ограничения и обязуется подчиняться общим
установлениям государства. Правовой характер взаимной ответственности
государства и личности - это важная составная часть объективно
складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства.
Следовательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной
ответственности государства и личности.

4. Принцип разделения властей.
Основным принципом организации и деятельности правового государства
является разделение властей. Это принцип разделения власти между
законодательными, исполнительными и судебными органами государства.
Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не
принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них
осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять
деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то,
чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить
возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом -
вместе с тем, если одна из трех ветвей(отраслей государственной власти)
не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен
постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится
в силу не движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение
занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон
основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает
верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов
занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых
законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои
государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не
совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только
судебными органами.
Таковы основные характеристики правового государства. В них
концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе
длительного развития государственно-организованного общества.
естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые
элементы в теорию и практику строительства правового государства.


8. Практика становления правового государства в России.



"Сейчас завершается важный этап преобразования России в
демократическое государство. На основе Конституции формируется
демократическая система власти" - Б.Н.Ельцин.
Реальные демократические преобразования в праве начались со второй
половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения
августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип "правового
государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и
положения, стали развиваться демократическое законодательство, система
правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший
арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом
Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая
направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как
самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от
властей законодательной и исполнительной.
Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация
прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство
признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и
свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной
власти.
Процесс формирования правового государства предполагает создание
системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы
реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и
судом, взаимную ответственность государства и личности.
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием
правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование
законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В
настоящее время, на мой взгляд, принято достаточное количество
законодательных актов, создающих основы для дальнейшего развития нашего
государства как демократического, правового. Это прежде всего Конституция
Российской Федерации, Декларация о государственном суверенитете Российской
Федерации, Закон о гражданстве, Закон о собственности, Договор об
общественном согласии, Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс (когда его,
наконец, примут !) - перечислять можно довольно долго, но не в этом суть.
Главное, на мой взгляд, - это создание условий и действенных механизмов для
нормального функционирования принятых законов.


9. Заключение.



Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том,
что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от
совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а
стремиться к его ограничению. В том числе и с помощью создания правового
общества. Более того, возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо
такова природа человека.

На данный момент нет альтернативы правовому государству, если мы
принимаем общечеловеческую систему ценностей, в основе своей христианскую.
Впрочем, насчет общечеловеческой - явное преувеличение, не следует
забывать об мусульманских государствах, где существует религиозная система
права. Поэтому, на мой взгляд, на данный момент для нашего государства не
существует альтернативы правовому государству, если мы принимаем систему
ценностей западной цивилизации.



10. Список используемой литературы:



1. В.И. Хропанюк "Теория государства и права" ,М.1993.
2. С.С. Алексеев "Теория государства и права"
3. В.Н. Кудрявцев "Правовое государство", изд."Вопросы философии"
4. В.С. Нерсиянец "Гражданское общество и правовое государство".,
журнал "Государство и право"
5. К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, т. 17
6. Ш. Монтескье. Избранные произведения.
7. Современное государство и право. Вопросы теории и истории 1992г.
Владивосток: В.П.Федоров, В.И.Дымченко, Т.А.Гуменюк.
8. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность,
Москва 1993г.
9. Конституция Российской Федерации.
10. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации
"Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и
внешней политики), от 24.02.94г.





Реферат на тему: Государственное и национальное устройство

Министерство образования и высшей школы Республики Коми


СЫКТЫВКАРСКОЕ ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

(ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ) №1 ИМ. И.А. КУРАТОВА


ЮРИДИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ


Специальность 0202 «Право и организация социального обеспечения»



Курсовая работа



Государственное и национальное устройство.
Унитарное государство



Научный руководитель

к.и.н., доцент
М.Е. Наймушин
« »
2002



Исполнитель, студент

511 гр.
П.А. Горяев


« » 2002



Сыктывкар 2002



ПЛАН

Введение
3
Глава I Многообразие форм административно – территориального
5 устройства государства
§1 Унитарная форма административно – территориального 5
устройства государства
§2 Федеративная форма административно – территориального 11 устройства
государства
Глава II Унитарная Россия в прошлом и федеративная в настоящем
16
§1 Административно – территориальное устройство России до 16 1917 года
§2 Россия перед выбором: унитарный или федеративный путь 22 развития

Заключение 30

Библиографический список
31
Приложение 1
32
Приложение 2
33



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и значимость данной темы выражается, прежде всего, в форме
проявления унитаризма по отношению к федеративным государствам, к ситуации,
сложившейся на мировой арене. Актуальность обусловлена выбором дальнейшего
развития российской государственности на современном этапе - это
представляет интерес для проведения научного исследования.
Объектом исследований здесь является само понятие унитарного
государства во всех своих аспектах. То есть, в данную категорию можно
включить: национальные особенности, исторические и современные типы
устройства государства как такового.
К предмету исследования можно отнести процессы ее зарождения,
становления, развития, эволюционной взаимообусловленности и значимости.
Целями данного исследования является следующее:
1. Стремление раскрыть понятие унитарного государства;
2. Выявит ее негативные и позитивные стороны;
3. Рассмотреть современные разновидности устройства унитарных
государств, отличные от устройства федеративного государства.
К задачам проведенного исследования можно отнести следующее:
1. Анализ теоретических работ отечественных и зарубежных правоведов
о сущности унитарного государства как формы права;
2. Раскрытие сущности унитарного государства;
3. Краткое описание процессов зарождения, становления и развития
унитарного государства.
Новизна данного исследования заключается, прежде всего, в
самостоятельном комплексном исследований унитарного государства как формы
государственного устройства.
При исследовании данной темы использовались такие частно-научные методы
как сравнительное правоведение, струтурно-системный, исторический и другие
методы изучения.
В работе были использованы научные статьи и статьи периодических
изданий следующих авторов: Аверина Ю.П., Зубова А.Б., Крылова Б.С., В.
Тишкова., Моммена А., Синюкова В.Н. и др.
Апробация результатов исследования…



|Глава I |Многообразие форм административно - территориального |
| |устройства государства |

|§1 |Унитарная форма административно – территориального устройства |
| |государства |

Изучая этот блок, прежде всего, следует обратить внимание на
многозначность понятия “ устройство государства” в теории государства и
права. Говорится об устройстве государства как форме государства, об
устройстве - как форме правления, об устройстве - как территориальной
организации. И это неслучайно. Действительно во всех этих случаях речь идет
именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в
разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.
Об этом последнем - территориальном - устройстве и говорится в связи
с национально-государственной и административно-территориальной
организацией государства.
Необходимость определенным образом построить территориальную
организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое
государство расположено на ограниченной территории, там же проживают
граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального
назначения - организации экономической жизни, защиты граждан, создания
страховых запасов и т.п. - государство ведет разнообразную деятельность.
Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и
т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные,
рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию
военной службы) и т.д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при
значительной численности населения и больших размерах государства
становится объективно невозможным.
После определенного порога численности граждан и размеров территории
возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли,
области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать на
этих территориальных образованьях местные (территориальные) органы власти.
Возникает потребность распределить полномочия между центральными и
местными органами власти и управления.
Как и форма правления, территориальное устройство также уходит своими
корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии - империи -
делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д.
Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.1
Разумеется, государство - это не сумма его территориальных
образований, но без этой структуры государство функционировать не может.
Теория государства и права выделяет несколько видов территориального
(национально-государственного и административно-территориального)
устройства государства.
Итак, первым из существующих видов форм государственного устройства
рассмотрим: унитарное государство
Унитарное государство - это цельное государство, части (территориальные
подразделения) которого (департаменты, провинции, округа, и т. д.) являются
только административно - территориальными образованьями, не имеющими каких
- либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и
своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены
непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение -
"центру" и местным представительным органам. Все административно-
территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус равное
положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей
основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение
(например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут
обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако в области
хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно
широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при
этом ее особенности.
Далее - единое гражданство. Население унитарного государства имеет
единую государственную принадлежность. Никакие административно-
территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут
иметь. 1
Для унитарного государства характерной является единая система права.
Ее базу образует единая Конституция - основной закон, нормы которого
применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений.
Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты,
принимаемые центральными органами власти. Их собственная норма,
устанавливающая деятельность имеет сугубо подчиненный характер,
распространяется на соответствующую локальную территорию.
В унитарном государстве действует единая судебная система, которая
осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими
для всех государственных образований нормами материального и
процессуального права. Судебные органы, как впрочем, и все другие
правоохранительные органы, представляют собой звенья единой
централизованной системы.
В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как
правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные
регионы.
Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация
всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль
над местными органами.
Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в
разных формах и в разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют
местные органы и административно-территориальные единицы управляются
назначаемыми представителями центральной власти. В других государствах
местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или
косвенный) центральной власти. В зависимости от того, какой вид контроля
осуществляет центральная власть за местными органами, различают
централизованные и децентрализованные унитарные государства. В некоторых же
унитарных государствах используется предоставление более льготного
правового статуса одной или нескольким административно-территориальным
единицам. Такое унитарное государство характеризуется наличием
административной автономии для некоторых структурных территориальных
подразделений. Указанная форма государственного устройства находит
применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных
единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.) Права
по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения
обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность
автономий допускается только в пределах, установленных центральной
властью.1
В зависимости от степени централизации унитарные государства
делятся на централизованные и децентрализованные. В бюрократически
централизованных государствах во главе местных органов
государственной власти стоят назначенные центром чиновники, которым
подчиняются местные органы самоуправления. Демократическая форма
централизации допускает большую степень самостоятельности выборных
местных органов государственной власти в решении их региональных
вопросов.
Децентрализованным теория называет государство, в котором
центральные органы государственной власти имеют весьма ограниченные
права вмешательства в решения местных проблем и где местные
органы, избираемые населением, обладают значительным объемом
автономии.
Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных
государств, где большинство населения является представителем одной нации.
Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с
монархической формой правления.1
Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой
первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные
образования древности и средних веков обладали этой формой государственного
устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские
Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием
идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и
привело к появлению в области государственного строительства многих стран
иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных
государственных союзов.

В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также
существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего
характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как
небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных
методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления
права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное
строительство), а также для монархических государств (в связи с
традициями). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и
др. Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы,
княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно, прогрессивное,
способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических
отношений. Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса,
появлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются
интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и
их образований - федераций, конфедераций, содружеств и т. д.
На этом закончим рассмотрение унитарного государства и перейдем к
федерации.



|§2 |Федеративная форма административно – территориального |
| |устройства государства |

Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более
прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на
национально-территориальной основе или распались (СССР, Чехословакия,
Югославия), или испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная
природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения
(Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация). В основу нынешнего
федеративного устройства России положены национально-территориальный и
территориальный принципы. Они присутствуют и в устройстве таких федераций,
как Канада, Индия. При этом федеративное устройство может способствовать
решению национального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти,
разграничивая полномочия центра и регионов. 1
Субъектами федерации являются государства или государственные
образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием.
Так, в составе США пятьдесят штатов, ФРГ — шестнадцать земель, Швейцарии —
двадцать три кантона. В составе Российской Федерации двадцать одна
республика, шесть краев, сорок девять областей, два города федерального
значения, одна автономная область, десять автономных округов.
Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в
одной из которых представлены ее субъекты. Когда в 1787 году на Конвенте в
Филадельфии разрабатывалась и принималась Конституция первой в мире
федерации — Соединенных Штатов Америки, возникли разногласия о порядке
представительства штатов в конгрессе. В качестве компромисса было решено
создать две палаты — палату представителей, число конгрессменов, в которой
зависит от населения штатов, и сенат, в котором каждый штат независимо от
величины его территории и численности населения, представлен двумя
сенаторами. По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира.
Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации. Каждый субъект
Федерации в Совете Федерации имеет по два представителя.
Территории федераций состоят из территорий, входящих в них государств и
государственных образований. “Российская Федерация обеспечивает целостность
и неприкосновенность своей территории”, — говорится в ст. 4 Конституции
России. Право выхода из состава федераций за их субъектами в современных
конституциях не признается, что обеспечивает единство и целостность
государства. Республики, входившие в Союз ССР, в силу Договора 1922 года об
образовании СССР и последующих общесоюзных и республиканских конституций,
таким правом наделялись. Но оно не реализовывалось за все шестьдесят девять
лет существования Союза.
Федеративные государства характеризуются тем, что наряду с федеральной
Конституцией и законодательством, Конституции и законы имеют и субъекты
федерации. Но они не обладают верховенством на своей территории.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на
всей территории федерации. Конституция и законы США являются высшими
законами страны. Аналогичные положения содержатся в конституциях ряда
других государств (Аргентины, Канады, Мексики), распространяя действие
федеральных законов, принятых по вопросам компетенции федерации, на всю ее
территорию. 1
Признаком федеративных государств является наличие общефедерального
гражданства и гражданства членов федерации.
Независимо от форм национально-государственного устройства, территории
государств подразделяются на административно-территориальные единицы.
Административно-территориальное устройство не сводится к простому
географическому делению территории. Оно необходимо для рациональной
организации жизни людей, производства и управления. В его основу положено
несколько принципов, наиболее универсальными среди которых являются
экономический, национальный и политический.
Экономический принцип предполагает учет естественно-географических и
производственных особенностей страны, размеров ее территории, численности и
плотности населения, его тяготение к определенным экономическим центрам,
направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил.
Национальный принцип немаловажен в многонациональных государствах. Его
суть в том, чтобы одноименные народы не были искусственно, вопреки их
желанию разделены по различным административно-территориальным единицам.
Характерное проявление этого принципа можно наблюдать в административно-
территориальном устройстве многонационального Дагестана — субъекта
Российской Федерации. Отдельные районы этой республики — Лазский,
Ногайский, Табасаранский — имеют наименование тех народов, которые в них
преобладают и являются коренными. Политический принцип предполагает так
установить административно-территориальное деление страны, чтобы приблизить
органы власти и управления к населению, создать систему местного
самоуправления.
Комплексное применение экономического, национального и политического
принципов, с учетом сложившихся традиций и иных факторов позволяет
осуществить рациональное выделение административно-территориальных единиц.
Их характерными признаками являются: четко очерченные границы,
компактность, непрерывность и экономическая целостность территории, право
населения формировать органы государственной власти и местного
самоуправления. Именно в силу этого права определенная территория обретает
черты, присущие социально-политической организации и получает статус
административно-территориальной единицы.
Административно-территориальное устройство каждой страны имеет
особенности, а ее подразделения свои наименования. В федерациях на
административно-территориальные единицы делятся территории их субъектов, в
унитарных государствах — вся территория страны.
Организация России с точки зрения ее внутреннего построения с учетом
национальных и территориальных факторов представляется сложной и настолько
важной, что от нее в значительной степени зависит настоящее и будущее нашей
страны и ее государственности.1
Россия многонациональна и федеративная. Это должно лежать в основе
российской государственной политики. Учет особенностей республик и
регионов, наделение их равными социально-экономическими, бюджетно-
финансовыми и иными, связанными с собственностью и рыночными отношениями,
правами позволит при сохранении многообразия добиться единства по важнейшим
стратегическим направлениям, определяющим облик общества, благополучие его
народов. Возможно, наряду с национальной автономией, созданной по
национально-территориальному принципу, образование территориальных
автономий, основанных по воле населения и его исторически сложившейся
культурно-этнической общности (казачества, например), где это не ущемляет
интересы других народов.
Все это призвано способствовать укреплению российской
государственности, объединившей в Федерацию многие народы, исторические
судьбы которых нерасторжимы.



|Глава II |Унитарная Россия в прошлом и федеративная в настоящем |



|§1 |Административно – территориальное устройство России до 1917 |
| |года |

За свою многовековую историю Россия знает две формы государственно-
территориального устройства - унитарную и в определенной степени
федеративную. Формирование и развитие российской государственности с IX
века по 1917 год проходило в унитарной форме.
Основная особенность эволюционного развития Российского государства с
момента его образования в 862 году до революционных потрясений в феврале и
октябре 1917 года состояла в том, что входящие в его состав население и
территории не теряли при этом возможности своего самоуправления. Этот
процесс нашел свое правовое обеспечение в Русской Правде, Новгородской и
Псковской судебных грамотах, Судебниках 1497 и 1550 годов, Соборном
Уложении 1649 г., Своде законов Российской империи.
В результате к 1917 году в России был накоплен богатый опыт
децентрализованного развития унитарного государства, который учитывал
территориально-географические и социально-экономические, национальные и
культурно-исторические особенности регионов. Данный опыт позволял сохранить
на обширной территории Российского государства традиционные нормы права,
быта и обычаев народов, опирался на местную элиту, учитывал политическую
ситуацию, а, в конечном счете, способствовал росту Российской державы. 1

Остановимся на главных формах децентрализованного управления. Первая из
них была характерна для территорий, где проживало в основном русское
население, а также Прибалтики, Закавказья, регионов, населенных оседлыми
тюркскими народами.
На этих территориях при развитии унифицированной государственно-
административной системы внедрялось и самоуправление: поначалу сословное, а
затем и земское. При этом в Прибалтике местное самоуправление было более
развито в связи с предоставлением ее жителям значительных прав и
привилегий. В течение длительного времени в Прибалтике действовали органы
местного бюргерства - городские магистраты. Широко развивались, по
преимуществу, из местных дворян приходские собрания, конвенты, ландтаги,
комитеты. Все три основные религии - православие, евангелическо-лютеранская
и католическая, имели равные права. Крестьяне Прибалтики были освобождены
от крепостной зависимости еще в 1816-1818 гг. за 45 лет до освобождения
крестьян центральной России.
Значительные права были даны различным сословиям Закавказья. Так,
грузинские дворяне получили права русских дворян. За участие в военных
действиях знать получала дворянские звания, высокие чины и занимала
определенные должности по службе в центральных и местных органах власти
России. Свод законов Российской империи определял широкие права и для
представителей высшего мусульманского сословия в Закавказье.
Второй формой децентрализованного развития унитарной России были
автономии Польши и Финляндии. Польша, например, имела собственную
Конституцию и законодательную власть - Сейм, который состоял из короля
(император России короновался на польский престол), Сената и Посольской
избы. Польские феодалы получили права русских дворян. По Своду законов
Российской империи дворянское звание имели право получать все те, кто имел
грамоты российских государей и привилегии королей польских. Финляндия также
имела свои органы власти и управления, свою судебную систему. Ее
законодательство было обособлено от законодательства Российской империи.
Крестьяне Финляндии были лично свободными и находились в более
привилегированном положении, нежели крестьяне российских губерний.
Третьей особенностью децентрализованного развития унитарного
Российского государства было управление народами Урала, Сибири, Дальнего
Востока и Средней Азии. Суть этого управления заключалась в том, что каждый
из этих народов имел свои традиционные органы управления, в предметы,
ведения которых центральная власть в Петербурге не вмешивалась. Более того,
она освобождала эти народы от целого ряда повинностей, защищала от
ассимиляции, поддерживала культурно-этническое развитие, способствовала
сохранению традиционных хозяйственных укладов.
Четвертый принцип децентрализованного управления в унитарной России
заключался в политике протектората. Российская власть имела договоры о
покровительстве с Хивинским ханством, Бухарским эмиратом и Урянхайским
краем (нынешняя Тува). Эта политика характеризовалась передачей российской
власти права внешних сношений, военной защиты Российским государством этих
территорий и прав на торговлю русским купцам. 1
Значение разнообразных форм децентрализованного управления регионами
России состояло в том, что оно расширяло возможности политического маневра,
обеспечивало гибкость и гармоничность управления, не разрушая при этом
унитарного характера российской государственности.
Наконец, важнейшей особенностью унитарного развития России до 1917 года
было территориальное несовпадение зон ответственности органов
административного управления с районами действия финансовых, судебных и
военных структур (за исключением генерал-губернаторов). Так, например,
округ Московской судебной палаты (как и Петербургской судебной палаты)
охватывал несколько губерний. Это обеспечивало независимость
правоохранительных органов, финансового и судебного контроля от нарушения
законности и произвола местных органов власти. Такая система эффективно
препятствовала сговору правящих политических элит, развитию коррупции,
нарушению прав и свобод граждан.
Обращает на себя внимание, что именно таким образом построена нынешняя
федеральная судебная система в США: 50 штатов, но всего лишь 13
апелляционных федеральных судов. Та же система развита во Франции, Италии,
Великобритании и других государствах.1
В первой декаде ХХ века Россия стояла перед крупной комплексной
реформой, которая была направлена на расширение децентрализации
государственного управления. Ее разработал Председатель Совета Министров П.
А. Столыпин. Он намеревался создать в стране 11 по возможности однородных в
этническом и экономическом плане крупных областей (Польша, Прибалтийская,
Северо-западная, Правобережная и Левобережная Украина, Московская, Верхнее
и Нижнее Поволжье, Север России (две области), Степная область (Западная
Сибирь). В каждой из них Столыпин предусматривал создание областного
земского собрания и областного правительственного управления. Области
получали широкие права местного законодательства по всем предметам ведения,
которые не имели общегосударственного значения. Остальные регионы - казачьи
области, Туркестан, Восточная Сибирь, Крым и Кавказ - по замыслу
реформатора пока оставались вне областного управления. Одновременно
реорганизовывалась и усиливалась административная вертикаль Российской
империи - от уездного начальника до губернатора.
...С революционных февральских и октябрьских событий 1917 года этот
опыт был практически утрачен. За последние 80 лет века эволюционный
характер преемственного государственного развития России был сломан и
заменен на перманентную революционную реконструкцию, которая глубоко
деформировала естественные исторические процессы.
Если за 1055 лет, то есть за период с 862 года до 1 сентября 1917 года
(с момента образования государства до момента провозглашения Временным
правительством Российской республики), Российское государство прошло в
своей исторической эволюции через шесть этапов: Древняя Русь, Киевская
Русь, Владимиро-Суздальская Русь, Великое княжество Московское, Россия
конца XV-XVII вв., Российская империя, то только за 75 лет (1917-1992 гг.)
ХХ столетия страна трижды претерпевала революционные фундаментальные
преобразования: Российская Республика, РСФСР-СССР, Российская Федерация
(Россия). С 1918 по 1993 год в стране было принято шесть конституций.
Мировой опыт не знал не только таких темпов в смене форм государственного
развития, но и таких социальных экспериментов, которые пережила Россия -
разрушение унитарного государства, монархии, земства, культурно-
исторических традиций плодотворного сожительства "семьи народов",
социальных групп и слоев российского общества.1
По сути, российская государственность стала разменной монетой в руках
борющихся за власть и собственность политиков, которым многовековая судьба
великой страны безразлична. Вырождение российской государственной элиты
привело Россию к печальному состоянию. Придумав модель "социалистического
федерализма", верхушка правящего класса по-настоящему так и не приступила к
строительству подлинной федерации. Строительство федерации разделением
страны по национально-территориальному принципу было сведено к "решению
национального вопроса". С одной стороны, власть создала формально
юридически федеративное государство, предоставив союзным республикам
значительную

Новинки рефератов ::

Реферат: Кандидатский минимум по философии (шпаргалки) (Философия)


Реферат: Валы и оси (Технология)


Реферат: Анализ хозяйственной деятельности (Деньги и кредит)


Реферат: Типовой состав оборудования ЛВС (Компьютеры)


Реферат: Жилищные правоотношения в Республики Казахстан (Гражданское право и процесс)


Реферат: Бухгалтерский баланс (Бухгалтерский учет)


Реферат: Ислам (География)


Реферат: Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная) (Международное публичное право)


Реферат: Социология конфликтов (Социология)


Реферат: Деньги, виды денег (Деньги и кредит)


Реферат: Деятельность налоговой полиции по борьбе с налоговыми правонарушениями (на материалах УФСПП РФ) (Право)


Реферат: Кант. Свобода с точки зрения философии Канта (Философия)


Реферат: Пенсионная система России: современное состояние, правовые проблемы, дальнейшее развитие (Социология)


Реферат: Современная типография (Цифровые устройства)


Реферат: Александр II и Екатерина Долгорукая (История)


Реферат: Финансовый анализ в управлении отделением Сбербанка (Банковское дело)


Реферат: Библейские мотивы в произведении М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (Литература : русская)


Реферат: Основные задачи термохимии. Использование калориметрических методов для определения теплот растворения солей (Химия)


Реферат: Место интенсивной методики в системе обучения иностранному языку в средней школе ([Курсовая]) (Педагогика)


Реферат: Синтез речи (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист