GeoSELECT.ru



История / Реферат: Крестовые походы (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Крестовые походы (История)



КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Причины крестовых походов:
. Завоевания турок-сельджуков;
. Религиозные мотивы;
. Экономические стимулы.

НАЧАЛО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ:
. Первые крестоносцы;
. 1-й крестовый поход (1096–1099);
. Иерусалимское королевство;
. Население;
. Прибрежные города;
. Духовно-рыцарские ордена.

ПОСЛЕДУЮЩИЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ:
. 2-й крестовый поход (1147–1149);
. 3-й крестовый поход (1187–1192);
. 4-й крестовый поход (1202–1204);
. Крестовый поход детей (1212);
. 5-й крестовый поход (1217–1221);
. 6-й крестовый поход (1228–1229);
. 7-й крестовый поход (1248–1250);
. 8-й крестовый поход (1270).

ИТОГИ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ:
. Византийская империя;
. Торговля;
. Феодализм и церковь;
. Культура.

ЛИТЕРАТУРА.



КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1095–1291)-- ряд военных походов на Ближний Восток,
предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободить
Святую Землю от мусульман. Крестовые походы явились важнейшим этапом в
истории Средневековья. В них были вовлечены все социальные слои
западноевропейского общества: короли и простолюдины, высшая феодальная
знать и духовенство, рыцари и слуги. Люди, принимавшие обет крестоносца,
имели разные мотивы: одни стремились обогатиться, других влекла жажда
приключений, третьи были движимы исключительно религиозными чувствами.
Крестоносцы нашивали на одежду красные нагрудные кресты; при
возвращении из похода знаки креста нашивались на спину.Благодаря легендам
крестовые походы были окружены ореолом романтики и величия, рыцарского духа
и отваги. Однако рассказы о галантных рыцарях-крестоносцах изобилуют
преувеличениями сверх всякой меры. Кроме того, в них упускается из виду тот
«малозначительный» исторический факт, что, несмотря на проявленные
крестоносцами доблесть и геройство, а также воззвания и посулы римских пап
и уверенность в правоте своего дела, христианам так и не удалось освободить
Святую Землю. Крестовые походы привели лишь к тому, что мусульмане стали
бесспорными властителями Палестины.

Причины крестовых походов.
Начало крестовым походам было положено папами, которые номинально
считались предводителями всех предприятий такого рода. Папы и другие
вдохновители движения пообещали небесные и земные награды всем тем, кто
подвергнет свою жизнь опасности ради святого дела. Кампания по привлечению
добровольцев оказалась особенно успешной благодаря религиозному рвению,
которое царило тогда в Европе. Какими бы ни были личные мотивы для участия
(а во многих случаях они играли существеннейшую роль), воины Христовы были
уверены в том, что сражаются за правое дело.
Непосредственной причиной крестовых походов явился рост могущества
державы турок-сельджуков и завоевание ими в 1070-е годы Ближнего Востока и
Малой Азии. Выходцы из Средней Азии, в начале века сельджуки проникли в
подвластные арабам области, где их вначале использовали как наемников.
Постепенно, однако, они делались все более самостоятельными, завоевав в
1040-е годы Иран, а в 1055 Багдад.
Затем сельджуки стали расширять границы своих владений на запад, ведя
наступление главным образом на Византийскую империю. Решающее поражение
византийцев при Манцикерте в 1071 позволило сельджукам выйти к берегам
Эгейского моря, покорить Сирию и Палестину и в 1078 (указывают и другие
даты) взять Иерусалим.
Угроза со стороны мусульман заставила византийского императора
обратиться за помощью к западным христианам. Падение Иерусалима чрезвычайно
обеспокоило христианский мир.
Завоевания турков-сельджуков совпали по времени с общим религиозным
возрождением в Западной Европе в X-XI вв., которые было во многом
инициировано деятельностью бенедиктинского монастыря Клюни в Бургундии,
основанного в 910 герцогом Аквитании Гильомом Благочестивым. Благодаря
усилиям ряда настоятелей, настойчиво призывавших к очищению церкви и
духовному преображению христианского мира, аббатство стало весьма
влиятельной силой в духовной жизни Европы.
Одновременно в XIв. возросло число паломничеств в Святую Землю.
«Неверного турку» изображали как осквернителя святынь, варвара-язычника,
чье присутствие на Святой Земле нетерпимо для Бога и человека. Кроме того,
сельджуки создали непосредственную угрозу христианской Византийской
империи.
Многим королям и баронам Ближний Восток представлялся миром широчайших
возможностей. Земли, доходы, могущество и престиж – все это, полагали они,
будет наградой за освобождение Святой Земли. В связи с расширением практики
наследования на основании первородства многие младшие сыновья феодалов,
особенно на севере Франции, не могли рассчитывать на участие в дележе
отцовских земель. Приняв участие в крестовом походе, они уже могли
надеяться на приобретение земли и положения в обществе, которым обладали их
старшие, более удачливые братья.
Крестьянам крестовые походы давали возможность освободиться от
пожизненной крепостной зависимости. В качестве слуг и поваров крестьяне
образовывали обоз войска крестоносцев.
По чисто экономическим мотивам в крестовых походах были
заинтересованы европейские города. На протяжении нескольких веков
итальянские города Амальфи, Пиза, Генуя и Венеция сражались с мусульманами
за господство над западным и центральным Средиземноморьем. К 1087 итальянцы
вытеснили мусульман из южной Италии и с Сицилии, основали поселения в
Северной Африке и взяли под свой контроль западную акваторию Средиземного
моря. Они предпринимали морские и сухопутные вторжения на мусульманские
территории Северной Африки, силой добиваясь у местных жителей торговых
привилегий. Для этих итальянских городов крестовые походы означали лишь
перенос военных действий из Западного Средиземноморья в Восточное.


НАЧАЛО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

Начало крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе в 1095г.
папа Урбан II. Он был одним из деятелей клюнийской реформы и многие
заседания собора посвящал обсуждению бед и пороков, мешающих церкви и
клиру. 26 ноября, когда собор уже завершил работу, Урбан обратился к
огромной аудитории, насчитывавшей, вероятно, несколько тысяч
представителеей высшей знати и клириков, и призвал начать войну против
неверных мусульман, с тем, чтобы освободить Святую Землю. В своей речи папа
подчеркивал святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил
о разграблении и поругании, которым они подвергаются со стороны турок, и
обрисовал картину многочисленных нападений на паломников, а также упомянул
об опасности, грозящей братьям-христианам в Византии. Затем Урбан II
призвал слушателей взяться за святое дело, пообещав всем, кто отправится в
поход, отпущение грехов, а всякому, сложившему в нем голову – место в раю.
Папа призвал баронов прекратить губительные междоусобицы и обратить свой
пыл на богоугодное дело. Он дал понять, что крестовый поход предоставит
рыцарям широкие возможности для обретения земель, богатств, могущества и
славы – все за счет арабов и турок, с которыми христианское воинство легко
разделается.
Ответом на речь явились крики слушателей: «Deus vult!» («Бог того
хочет!»). Слова эти стали боевым кличем крестоносцев. Тысячи людей тут же
дали обет, что отправятся на войну.
Папа Урбан II повелел клиру разнести его призыв по всей Западной
Европе. Архиепископы и епископы (наиболее активным среди них был Адемар де
Пюи, взявший на себя духовное и практическое руководство подготовкой
похода) призвали откликнуться на него своих прихожан, а проповедники, вроде
Петра Пустынника и Вальтера Голяка, донесли слова папы и до крестьян.
Нередко проповедники возбуждали в крестьянах такой религиозный пыл, что их
не могли удержать ни хозяева, ни местные священники, они тысячами срывались
с места и отправлялись в путь без припасов и снаряжения, не имея ни
малейшего представления о дальности и тяготах пути, в наивной уверенности,
что Бог и предводители позаботятся как о том, чтобы они не заблудились, так
и о хлебе насущном. Эти орды пошли через Балканы к Константинополю, ожидая,
что братья-христиане будут оказывать им гостеприимство как поборникам
святого дела.
Однако местные жители встречали их прохладно или вовсе презрительно, и
тогда западные крестьяне принялись за грабежи. Во многих местах между
византийцами и ордами с запада разыгрывались настоящие сражения. Те же,
кому удалось добраться до Константинополя, вовсе не были желанными гостями
византийского императора Алексея и его подданных. Город временно селил их
вне городской черты, кормил и спешно перевозил через Босфор в Малую Азию,
где с ними в скором времени расправлялись турки.

1-й крестовый поход (1096–1099). Сам 1-й крестовый поход начался в 1096. В
нем участвовало несколько феодальных армий, каждая со своим
главнокомандующим. Тремя основными маршрутами, по суше и по морю, они
прибывали в Константинополь в течение 1096 и 1097. Поход возглавили бароны-
феодалы, в том числе герцог Готфрид Бульонский, граф Раймунд Тулузский и
князь Боэмунд Тарентский. Формально они со своими армиями подчинялись
папскому легату, но фактически игнорировали его указания и действовали
самостоятельно.
Крестоносцы, двигавшиеся по суше, отбирали у местного населения еду и
фураж, осадили и разграбили несколько византийских городов, неоднократно
завязывали стычки с византийскими войсками. Присутствие в столице и вокруг
нее 30-тысячного войска, требовавшего крова и пищи, создавало сложности для
императора и жителей Константинополя. Между горожанами и крестоносцами то и
дело вспыхивали ожесточенные конфликты; одновременно обострялись
разногласия между императором и военачальниками крестоносцев.
Отношения между императором и рыцарями продолжали ухудшаться по мере
продвижения христиан на восток. Крестоносцы подозревали, что византийские
проводники намеренно заманивают их в засады. Армия оказалась совершенно не
готовой к внезапным набегам вражеской конницы, которая успевала скрыться,
прежде чем рыцарская тяжелая кавалерия бросалась в погоню. Нехватка пищи и
воды усугубляла тяготы похода. Колодцы, встречавшиеся по пути, часто были
отравлены мусульманами. Те, кто перенес эти тяжелейшие испытания, были
вознаграждены первой победой, когда в июне 1098 была осаждена и взята
Антиохия. Здесь, согласно некоторым свидетельствам, один из крестоносцев
обнаружил святыню – копье, которым римский воин пронзил бок распятого
Христа. Сообщается, что это открытие чрезвычайно вдохновило христиан и в
немалой степени способствовало их дальнейшим победам. Ожесточенная война
длилась еще год, и 15 июля 1099, после продолжавшейся немногим больше
месяца осады, крестоносцы взяли Иерусалим и предали все его население,
мусульман и иудеев, мечу.
Королем Иерусалима был после долгих споров избран Готфрид Бульонский,
который, правда, в отличие от своих не столь скромных и менее религиозных
преемников, избрал непритязательный титул «защитника Гроба Господня».
Готфриду и его преемникам досталась в управление держава, объединенная лишь
номинально. Она состояла из четырех государств: графства Эдесского,
княжества Антиохийского, графства Триполи и собственно Иерусалимского
королевства. Король Иерусалима располагал в отношении прочих трех довольно
условными правами, поскольку их правители утвердились там еще до него, так
что свою вассальную присягу королю они исполняли (если исполняли) лишь в
случае возникновения военной угрозы. Многие государи водили дружбу с
арабами и византийцами, невзирая на то, что такая их политика ослабляла
позиции королевства в целом. Кроме того, власть короля была значительно
ограничена церковью: поскольку крестовые походы проводились под эгидой
церкви и номинально возглавлялись папским легатом, высшее духовное лицо на
Святой Земле, патриарх Иерусалимский, был здесь чрезвычайно влиятельной
фигурой.
Население королевства отличалось большим разнообразием. Помимо евреев,
здесь присутствовало множество других наций: арабы, турки, сирийцы, армяне,
греки и др. Большинство крестоносцев составляли выходцы из Англии,
Германии, Франции и Италии. Поскольку французов было больше, крестоносцев
собирательно называли франками.
В этом время получили развитие по крайней мере десять важных центров
коммерции и торговли. Среди них можно назвать Бейрут, Акру, Сидон и Яффу. В
соответствии с привилегиями или пожалованиями полномочий итальянские купцы
учредили в прибрежных городах собственную администрацию. Обыкновенно они
имели здесь собственных консулов (глав администрации) и судей, обзаводились
своей монетой и системой мер и весов. Их законодательные уложения
распространялись и на местное население.
Как правило, итальянцы вносили от имени горожан подати иерусалимскому
королю или его наместникам, но в повседневной деятельности пользовались
полной независимостью. Под резиденции и склады итальянцев отводились
специальные кварталы, а поблизости от города они заводили сады и огороды,
чтобы иметь свежие фрукты и овощи. Как и многие рыцари, итальянские купцы
водили дружбу с мусульманами, разумеется, в целях получения барыша.
Некоторые зашли так далеко, что даже помещали на монетах изречения из
Корана.
Костяк армии крестоносцев образовывали два рыцарских ордена – рыцари-
храмовники (тамплиеры) и рыцари cв. Иоанна (иоанниты или госпитальеры). В
них входили преимущественно низшие слои феодальной знати и младшие отпрыски
аристократических семейств. Первоначально эти ордены были созданы для
защиты храмов, святынь, ведущих к ним дорог и паломников; предусматривалось
также создание больниц и забота о больных и раненых. Поскольку ордены
госпитальеров и тамплиеров ставили наряду с военными религиозные и
благотворительные цели, их члены вместе с воинской присягой давали
монашеские обеты. Ордены смогли пополнять свои ряды в Западной Европе и
получать финансовую помощь от тех христиан, кто не смог принять участие в
крестовом походе, но жаждал помочь святому делу.
За счет таких взносов тамплиеры в 12–13 вв. по существу превратились
в мощный банкирский дом, осуществлявший финансовое посредничество между
Иерусалимом и Западной Европой. Они субсидировали религиозные и торговые
предприятия на Святой Земле и давали здесь ссуды феодальной знати и купцам,
с тем чтобы получить их уже в Европе.

ПОСЛЕДУЮЩИЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

2-й крестовый поход (1147–1149). Когда в 1144 Эдесса была захвачена
мусульманским правителем Мосула Зенги и известие об этом достигло Западной
Европы, глава монашеского ордена цистерцианцев Бернар Клервоский убедил
германского императора Конрада III (правил в 1138–1152) и короля Франции
Людовика VII (правил в 1137–1180) предпринять новый крестовый поход. На
этот раз папа Евгений III выпустил в 1145 специальную буллу о крестовых
походах, в которой имелись точно сформулированные положения,
гарантировавшие семьям крестоносцев и их имуществу защиту церкви.
Силы, которые удалось привлечь к участию в походе, были огромны,
однако из-за отсутствия взаимодействия и продуманного плана кампании поход
завершился полным провалом. Более того, он дал повод сицилийскому королю
Рожеру II совершить набеги на византийские владения в Греции и на островах
Эгейского моря.

3-й крестовый поход (1187–1192). Если христианские военачальники постоянно
пребывали в раздорах, то мусульмане под началом султана Салах-ад-дина
объединились в государство, простиравшееся от Багдада до Египта. Салах-ад-
дин легко разбил разобщенных христиан, в 1187 взял Иерусалим и установил
контроль над всей Святой Землей, за исключением нескольких прибрежных
городов.
3-й крестовый поход возглавили император Священной Римской империи
Фридрих I Барбаросса (правил в 1152–1190), французский король Филипп II
Август (правил в 1180–1223) и английский король Ричард I Львиное Сердце
(правил в 1189–1199). Германский император утонул в Малой Азии при
переправе через реку, и лишь немногие из его воинов достигли Святой Земли.
Два других монарха, соперничавших в Европе, перенесли свои раздоры на
Святую Землю. Филипп II Август под предлогом болезни возвратился в Европу,
чтобы постараться в отсутствие Ричарда I отобрать у него герцогство
Нормандское.
Ричард Львиное Сердце остался единственным вождем крестового похода.
Совершенные им здесь подвиги породили легенды, окружившие его имя ореолом
славы. Ричард отвоевал у мусульман Акру и Яффу и заключил с Салах-ад-дином
договор о беспрепятственном допуске паломников в Иерусалим и к некоторым
другим святыням, но большего ему добиться не удалось. Иерусалим и бывшее
Иерусалимское королевство остались под властью мусульман. Самым весомым и
договременным достижением Ричарда в этом походе явилось завоевание им в
1191 Кипра, где в результате возникло самостоятельное Кипрское королевство,
просуществовавшее до 1489г.

4-й крестовый поход (1202–1204). В объявленный папой Иннокентием III 4-й
крестовый поход отправились преимущественно французы и венецианцы.
Перипетии этого похода изложены в книге французского военачальника и
историка Жоффруа Виллардуэна «Завоевание Константинополя» – первой
пространной хронике во французской литературе.
По первоначальной договоренности венецианцы обязались доставить
французских крестоносцев по морю к берегам Святой Земли и обеспечить их
оружием и провиантом. Из ожидавшихся 30 тыс. французских воинов в Венецию
прибыло только 12 тыс., которые в силу своей малочисленности не могли
оплатить зафрахтованные корабли и снаряжение. Тогда венецианцы предложили
французам, чтобы в качестве платы те оказали им помощь в нападении на
подвластный венгерскому королю портовый город Задар в Далмации, который был
главным соперником Венеции на Адриатике. Первоначальный план – использовать
Египет в качестве плацдарма для нападения на Палестину – был на время
отложен.
Узнав о планах венецианцев, папа запретил поход, однако экспедиция
состоялась и стоила ее участникам отлучения от церкви. В ноябре 1202
объединенная армия венецианцев и французов обрушилась на Задар и
основательно его разграбила. После этого венецианцы предложили французам
еще раз отклониться от маршрута и повернуть против Константинополя, с тем
чтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II
Ангела. Отыскался и благовидный предлог: крестоносцы могли рассчитывать,
что в благодарность император даст им денег, людей и снаряжение для
экспедиции в Египет.
Не обращая внимания на запрет папы, крестоносцы прибыли к стенам
Константинополя и вернули Исааку трон. Однако вопрос о выплате обещанного
вознаграждения повис в воздухе, а после того, как в Константинополе
произошло восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсацию
растаяли. Тогда крестоносцы захватили Константинополь и грабили его в
течение трех дней начиная с 13 апреля 1204. Уничтожались величайшие
культурные ценности, было расхищено множество христианских реликвий. На
месте Византийской была создана Латинская империя, на трон которой был
посажен граф Балдуин IX Фландрский.
Просуществовавшая до 1261 империя из всех византийских земель включала
лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные
уделы. Венецианцы же владели константинопольской гаванью с правом взимать
пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на
островах Эгейского моря. Тем самым они выиграли от крестового похода больше
всех, но до Святой Земли его участники так и не добрались.
Папа пытался извлечь из сложившейся ситуации собственные выгоды – он
снял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под свое
покровительство, надеясь укрепить союз греческой и католической церквей,
но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империи
способствовало углублению раскола.

Крестовый поход детей (1212). Пожалуй, самая трагическая из попыток
возвратить Святую Землю. В религиозное движение, зародившееся во Франции и
в Германии, были вовлечены тысячи крестьянских детей, которые были
убеждены, что их невинность и вера свершат то, чего не смогли добиться
взрослые силой оружия.
Религиозный пыл подростков подогревали родители и приходские
священники. Папа и высшее духовенство противодействовали предприятию, но
пресечь его не смогли. Несколько тысяч французских детей (возможно, до 30
000) под предводительством пастушка Этьена из Клуа близ Вандома (ему явился
Христос и вручил письмо для передачи королю) прибыли в Марсель, где их
погрузили на корабли.
Два корабля затонули во время шторма на Средиземном море, а остальные
пять дошли до Египта, где судовладельцы продали детей в рабство. Тысячи
немецких детей (по оценкам, до 20 тыс.), возглавляемые десятилетним
Николасом из Кёльна, пешком направились в Италию. При переходе через Альпы
две трети отряда погибло от голода и холода, остальные дошли до Рима и
Генуи. Власти отправили детей назад, и на обратном пути почти все они
погибли.
Имеется и другая версия этих событий. Согласно ей, французские дети и
взрослые, во главе которых стоял Этьен, первым делом прибыли в Париж и
просили короля Филиппа II Августа снарядить крестовый поход, однако королю
удалось уговорить их разойтись по домам. Немецкие же дети под началом
Николаса дошли до Майнца, здесь некоторых уговорили вернуться, но наиболее
упорные продолжили путь в Италию. Часть прибыла в Венецию, другие в Геную,
а небольшая группа дошла до Рима, где папа Иннокентий освободил их от
обета. Некоторые же дети объявились в Марселе. Как бы то ни было, большая
часть детей исчезла без следа. Возможно, в связи с этими событиями в
Германии возникла знаменитая легенда о крысолове из Гаммельна.
Новейшие исторические исследования ставят под сомнение как масштабы
этого похода, так и сам его факт в той версии, как он обычно преподносится.
Высказывается предположение, что под «Крестовым походом детей» на самом
деле имеется в виду движение собравшихся в крестовый поход бедняков
(крепостных, батраков, поденщиков), потерпевших неудачу уже в Италии.

5-й крестовый поход (1217–1221). На 4-м Латеранском соборе в 1215 папа
Иннокентий III объявил новый крестовый поход (иногда его рассматривают в
качестве продолжения 4-го похода, и тогда последующая нумерация смещается).
Выступление было намечено на 1217, его возглавили номинальный король
Иерусалима Иоанн Бриеннский, король Венгрии Андрей (Эндре) II и др. В
Палестине военные действия шли вяло, однако в 1218, когда прибыли новые
подкрепления из Европы, крестоносцы перенесли направление удара на Египет и
захватили город Дамиетту, находившийся на берегу моря.
Египетский султан предложил христианам уступить Иерусалим в обмен на
Дамиетту, но папский легат Пелагий, ожидавший подхода с востока
легендарного христианского «царя Давида», не дал на это согласия. В 1221
крестоносцы предприняли неудачный штурм Каира, попали в тяжелое положение и
были вынуждены сдать Дамиетту в обмен на беспрепятственное отступление.

6-й крестовый поход (1228–1229). Этот крестовый поход, иногда его называют
«дипломатическим», возглавил Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха
Барбароссы. Королю удалось избежать военных действий, путем переговоров он
(в обмен на обещание оказать поддержку одной из сторон в межмусульманской
борьбе) получил Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229
Фридрих короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь
завоеван мусульманами.

7-й крестовый поход (1248–1250). Его возглавил французский король Людовик
IX Святой. Военная экспедиция, предпринятая против Египта, обернулась
сокрушительным поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каиру
были наголову разбиты, а сам Людовик попал в плен и вынужден был заплатить
за свое освобождение огромный выкуп.

8-й крестовый поход (1270). Не вняв предостережениям советников, Людовик IX
вновь пошел войной на арабов. На сей раз он направил удар на Тунис в
Северной Африке. Крестоносцы оказались в Африке в самое жаркое время года и
пережили эпидемию чумы, погубившей самого короля (1270). С его смертью
завершился этот поход, ставший последней попыткой христиан освободить
Святую Землю.

Военные экспедиции христиан на Ближний Восток прекратились после
того, как мусульмане взяли Акру в 1291. Однако в Средние века понятие
«крестовый поход» применялось к различного рода религиозным войнам
католиков против тех, кого они считали врагами истинной веры или церкви,
эту веру воплощавшей, в том числе к Реконкисте – продолжавшемуся семь
столетий отвоеванию Пиренейского полуострова у мусульман.

ИТОГИ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

Хотя крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при
всеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, они
составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние на
многие стороны европейской жизни.

Византийская империя.
Возможно, крестовые походы действительно отсрочили турецкое завоевание
Византии, однако они не смогли предотвратить падение Константинополя в
1453. Византийская империя длительное время находилась в состоянии упадка.
Ее окончательная гибель означала появление турок на европейской
политической сцене. Разорение Константинополя крестоносцами в 1204 и
венецианская торговая монополия нанесли империи смертельный удар, от
которого она не смогла оправиться даже после своего возрождения в 1261.

Торговля.
Самую большую выгоду из крестовых походов извлекли купцы и ремесленники
итальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев снаряжением,
провиантом и транспортом. Кроме того, итальянские города, прежде всего
Генуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии в странах
Средиземноморья.
Итальянские купцы установили торговые связи с Ближним Востоком,
откуда вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши – шелка,
пряности, жемчуг и т.п. Спрос на эти товары приносил сверхприбыли и
стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. В
конечном счете эти поиски привели к
открытию Америки. Крестовые походы сыграли также чрезвычайно важную роль в
зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию
капиталистических отношений в итальянских городах.

Феодализм и церковь.
В крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов, кроме того, множество
знатных родов разорилось под бременем долгов. Все эти потери в конечном
счете способствовали централизации власти в западноевропейских странах и
ослаблению системы феодальных отношений.

Влияние крестовых походов на авторитет церкви
оказалось противоречивым. Если первые походы способствовали укреплению
авторитета римского папы, взявшего на себя роль духовного лидера в
священной войне против мусульман, то 4-й крестовый поход дискредитировал
власть папы даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий
III. Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений,
заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловые
и даже дружеские контакты с мусульманами.

Культура.
Когда-то было принято считать, что именно крестовые походы подвели Европу к
Возрождению, однако сейчас такая оценка представляется большинству
историков завышенной. Что они несомненно дали человеку Средневековья, так
это более широкий взгляд на мир и лучшее понимание его многообразия.
Крестовые походы получили широкое отражение в литературе. О подвигах
крестоносцев в Средние века было сложено несчетное количество поэтических
произведений, большей частью на старофранцузском языке. Среди них
встречаются подлинно великие произведения, как, например, История священной
войны (Estoire de
la guerre sainte), описывающая подвиги Ричарда Львиное Сердце, или
предположительно сложенная в Сирии Песнь об Антиохии (Le chanson
d'Antioche), посвященная 1-му крестовому походу. Новый художественный
материал, рожденный крестовыми походами, проникал и в древние легенды. Так,
получили продолжение раннесредневековые циклы о Карле Великом и короле
Артуре.
Крестовые походы стимулировали также развитие историографии.
Завоевание Константинополя Виллардуэна остается самым авторитетным
источником для изучения 4-го крестового похода. Лучшим средневековым
произведением в жанре биографии многие считают жизнеописание короля
Людовика IX, созданное Жаном де Жуанвилем.
Одной из самых значительных средневековых хроник стала написанная по-
латыни книга архиепископа Вильгельма Тирского История деяний в заморских
землях (Historia rerum in partibus transmarinis gestarum), живо и
достоверно воссоздающая историю Иерусалимского королевства с 1144 по 1184
(год смерти автора).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Эпоха крестовых походов. М., 1914
2. Заборов М. Крестовые походы. М., 1956
3. Заборов М. Введение в историографию крестовых походов (латинская
хронография XI–XIII вв.). М., 1966
4. Заборов М. Историография крестовых походов (XV–XIX вв.). М., 1971
5. Заборов М. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977
6. Заборов М. Крестом и мечом. М., 1979
7. Заборов М. Крестоносцы на Востоке. М., 1980




Реферат на тему: Крестовые походы



Зарождение Крестовых походов.

К началу XI века люди, населявшие Европу, не слишком много знали об
остальном мире. Для них средоточием всей жизни на земле было
Средиземноморье. В центре этого мира правил Папа как глава христианства. В
бассейне Средиземного моря располагались столицы прежней Римской империи -
Рим и Константинополь.
Древняя Римская империя распалась около 400г. на две части, западную
и восточную. Греческую часть, Восточную Римскую империю, называли Ближний
Восток или Ориент. Латинская часть, Западная Римская империя, получила
название Оксидент. Западная Римская империя прекратила свое существование
уже к концу X века, тогда как Восточная - Византийская - еще существовала.
Обе части бывшей большой империи располагались к северу от
Средиземного моря. Северное побережье этого вытянутого в длину водного
массива населяли христиане, южную - народы, исповедующие ислам, мусульмане,
которые даже преодолели Средиземное море и закрепились на северном берегу,
в Италии, Франции и Испании. Но теперь христиане вознамерились вытеснить
их оттуда.
В самом христианстве тоже не было единства. Между Римом, резиденцией
западного главы церкви, и Константинополем, резиденцией восточного, с
давних времен существовали весьма натянутые отношения.
Несколько лет спустя после смерти Мухаммеда (632г.), основателя
ислама, арабы с Аравийского полуострова продвинулись на север и завладели
обширными территориями Ближнего Востока. Теперь, в XI веке сюда, угрожая
Ближнему Востоку, подтянулись тюркские племена из Центральной Азии. В 1701
г. они разбили Византийское войско под Манцикертом, захватили иудейские и
христианские святыни не только в самом Иерусалиме, но и во всей Палестине и
провозгласили Никкею своей столицей. Этими завоевателями были тюрко-
язычные племена сельджуков, принявшие ислам всего лишь несколько лет назад.

В конце XI века в Западной Европе разгорелась борьба за власть между
церковью и государством. С марта 1088 г. Папой стал Урбан II, француз по
происхождению. Он собирался реформировать Римско-католическую церковь,
чтобы сделать ее более сильной. С помощью реформ он хотел укрепить свои
притязания на роль единственного наместника Бога на земле. В это время
византийский император Алексей I попросил у папы помощи в борьбе против
сельджуков, и Урбан II тотчас изъявил готовность помочь ему.
В ноябре 1095г. недалеко от французского города Клермон перед
огромной толпой собравшегося народа - крестьян, ремесленников, рыцарей и
монахов - выступил Папа Урбан II. В пламенной речи он призвал всех взяться
за оружие и отправиться на Восток, чтобы отвоевать у неверных гроб
Господень и очистить от них святую землю. Всем участникам похода Папа
обещал прощение грехов.
Весть о предстоящем походе в Святую землю быстро разлетелась по
Западной Европе. Принять участие в нем призывали священники в церквях и
юродивые на улицах. Под влиянием этих проповедей, равно как и по призыву
своего сердца, поднялись в святой поход тысячи бедняков. Весной 1096 из
Франции и прирейнской Германии они двинулись нестройными толпами по
дорогам, издавна известным паломникам: по Рейну, Дунаю и дальше - к
Константинополю. Они были плохо вооружены, страдали от нехватки
продовольствия. Это было довольно дикое шествие, так как по дороге
крестоносцы нещадно грабили болгар и венгров, через земли которых
проходили: отбирали скот, лошадей, продукты, убивали тех, кто пытался
защитить свое добро. С горем пополам, положив многих в стычках с местными
жителями, летом 1096 г. крестьяне добрались до Константинополя.
Конец похода крестьян был печален: осенью того же года турки-сельджуки
встретили их войско неподалеку от города Никкеи и почти полностью перебили
или, захватив в плен, продали в рабство. Из 25тыс. “воинства Христова -
уцелело только около 3 тыс."


Первый крестовый поход.

Летом 1096г. впервые в истории огромное христианское войско из
представителей многих народов двинулось в поход на Восток. Это войско
состояло отнюдь не из благородных рыцарей, в походе участвовали также
вдохновленные идеями креста крестьяне и плохо вооруженные горожане, мужчины
и женщины. В общей сложности, соединенные в шесть больших групп, в этот
поход выступили от 50 до 70 тысяч человек, причем большинство из них
проделало большую часть пути пешком.
С начала в поход выступили отдельные отряды во главе с Пустынником и
рыцарем Вальтером по прозвищу Голяк. Они насчитывали примерно 15 тысяч
человек. За рыцарем Голяком последовали, прежде всего, французы. Когда эти
крестьянские толпы шли через Венгрию, им пришлось выдержать жестокие
схватки с озлобленным населением. Наученный горьким опытом правитель
Венгрии потребовал от крестоносцев заложников, что гарантировало довольно
“благопристойное - поведение рыцарей по отношению к венграм. Однако это был
единичный случай. Балканский полуостров был разграблен прошествовавшими по
нему “христовыми воинами.
В декабре 1096 - январе 1097 гг. крестоносцы прибыли к
Константинополю. Самое многочисленное войско возглавлял Раймунд Тулузский,
в его свите находился и папский легат Адемар. Боэмунд Тарентский, один из
наиболее честолюбивых и циничных руководителей первого крестового похода,
отправился с войском на Восток через Средиземное море. Тем же морским путем
достигли Босфора Роберт Фландрский и Стефан Блауский. Император Византии
Алексей I еще в 1095 г. обратился к папе Урбану II с настойчивой просьбой
помочь ему в борьбе против сельджуков и печенегов. Однако он несколько
иначе представлял себе помощь, о которой просил. Он желал иметь наемных
воинов, которые оплачивались из его собственной казны и повиновались ему.
Вместо этого наряду с убогим крестьянским ополчением к городу подошли
рыцарские отряды во главе со своими князьями. Нетрудно было догадаться, что
цели императора - возвращение утраченных византийских земель - не совпадали
с целями крестоносцев. Понимая опасность подобных “гостей", стремясь
использовать их военное рвение в своих целях, Алексей хитростью, подкупами
и лестью добился от большинства рыцарей вассальной присяги и обязательства
вернуть империи те ее земли, которые будут отвоеваны у турок.
Первой целью рыцарского войска была Никкея, некогда место больших церковных
соборов, а теперь столица сельджукского султана Кылыч-Арслана. 21 октября
1096г. сельджуки уже разбили наголову крестьянское войско крестоносцев. Те
из крестьян, кто не пал в бою, были проданы в рабство. Среди погибших
оказался и Вальтер Голяк. Петр Пустынник к тому времени еще не вышел из
Константинополя. Теперь же, в мае 1097г., он с остатками своего войска
присоединился к рыцарям.
Султан Кылыч-Арслан надеялся точно так же разгромить и новых
пришельцев, а потому не воспринял всерьез приближение врага. Но ему суждено
было жестоко разочароваться. Его легкая, вооруженная луками и стрелами
конница и пехота были побеждены западной кавалерией в открытом бою. Однако
Никкея была расположена так, что взять ее без военной поддержки с моря было
не возможно. Здесь необходимую помощь крестоносцам оказал византийский
флот, и город был взят. Войско крестоносцев двинулось дальше и 1 июля
1097г. крестоносцы сумели одержать победу над сельджуками на прежней
византийской территории от Дорилея (ныне Эскишехир, Турция). Несколько
дальше к юго-востоку войско разделилось, большая часть двинулось на Кесарию
(ныне Кайсери, Турция) по направлению к сирийскому городу Антиохия. 20
октября с боями крестоносцы проложили себе путь через Железный мост на реке
Оронт вскоре уже стояли под стенами Антиохии. В начале июля 1098г., после
семимесячной осады, город сдался. Византийцы и армяне помогли взять город.
Между тем некоторые французские крестоносцы утвердились в Эдессе
(ныне Урфа, Турция). Балдуин Булонский основал здесь собственное
государство, простиравшееся по обе стороны Ефрата. Это было первое
государство крестоносцев на Востоке, к югу от него впоследствии возникло
еще несколько таких же.
После взятия Антиохии крестоносцы без особых препятствий продвигались
вдоль побережья на юг и по дороге завладели несколькими портовыми городами.
6 июня 1098г. Танкред, племянник Боэмунда Тарентского, вступил, наконец, со
своим войском. В Вифлеем, место рождения Иисуса. Перед рыцарями открылся
путь на Иерусалим.
Иерусалим основательно подготовился к осаде, запасов продовольствия
было вдоволь, а чтобы оставить неприятеля без воды, все колодцы вокруг
города были приведены в негодность. Крестоносцам для штурма города не
хватало лестниц, таранов и осадных машин. Пришлось им самим добывать в
окрестностях города древесину и строить военную технику. На это ушло много
времени и лишь в июле 1099г. крестоносцам удалось взять Иерусалим. Они
быстро рассеялись по всему городу, хватая золото и серебро, коней и мулов,
забирая себе дома. После этого, рыдая от радости, воины направились к гробу
Спасителя Иисуса Христа и загладили свою вину перед Ним.
Вскоре после взятия Иерусалима крестоносцы овладели большей частью
восточного побережья Средиземного моря. На захваченной территории в начале
XII в. рыцарями было создано четыре государства: королевство Иерусалимское,
графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское. Власть в этих
государствах строилась на основе феодальной иерархии. Возглавлял ее король
Иерусалимский, остальные три правителя считались его вассалами, но на деле
были самостоятельны. Огромное влияние в государствах крестоносцев имела
церковь. Ей принадлежали и большие земельные владения. На землях
крестоносцев в XI в. возникли прославившиеся в дальнейшем духовно-рыцарские
ордена: тамплиеров, госпитальеров и тевтонцев.
С завоеванием Гроба Господня была достигнута основная цель этого
кр0естового похода. После 1100г. крестоносцы продолжали расширять свои
владения. С мая 1104г. им принадлежал Аккон, крупный торговый центр на
Средиземном море. В июле 1109г. они захватили Триполи и тем округлили свои
владения. Когда государства крестоносцев достигли максимальных размеров, их
площадь простиралась от Эдессы на севере до залива Акаба на юге.
Завоевания в первом крестовом походе отнюдь не означали конца борьбы.
Это было лишь временное перемирие, так как на Востоке все еще жило больше
мусульман, чем христиан.

Второй крестовый поход.


Государства крестоносцев были со всех сторон окружены народами, чью
территорию они захватили. Поэтому неудивительно, что владения захватчиков
то и дело подвергались нападению египтян, сельджуков и сирийцев. Впрочем,
Византия при всяком удобном случае тоже участвовала в боях против
христианских государств на Востоке. В 1137г. византийский император Иоанн
II напал на Антиохию и завоевал ее. Государства крестоносцев были между
собой в таком разладе, что даже не помогли Антиохии. Под конец 1143г.
мусульманский полководец Имад-ад-дин Зенги напал на графство Эдесса и
вырвал его у крестоносцев. Потеря Эдессы вызвала гнев и огорчение и в
Европе, ибо возникло опасение, что теперь мусульманские государства широким
фронтом выступят против захватчиков.
По просьбе иерусалимского короля Папа Евгений III вновь призвал к
крестовому походу. Организацию его взял на себя аббат Бернар Клервоский. 31
марта 1146г. перед вновь воздвигнутой церковью св. Магдалины в Везеле, в
Бургундии, он в пламенных речах увещевал своих слушателей принять участие в
крестовом походе. Несметные толпы последовали его призыву.
Вскоре целое войско выступило в поход. Германский король Конрад III и
французский король Людовик VII встали во главе этого войска. Весной 1147г.
крестоносцы вышли из Регенсбукга. Французы предпочли путь через Средиземное
море. Германские же войска без особых происшествий прошли через Венгрию и
вошли в византийские земли. Когда воинство креста проходило через Анатолию,
оно подверглось под Дорилеем нападению сельджуков и понесло большие потери.
Королю Конраду удалось спасти и попасть в Святую землю лишь благодаря
византийскому флоту.
Французам тоже пришлось не лучше, чем немцам. В 1148г. неподалеку от
Лаодикеи они подверглись яростному натиску мусульман. Помощь византийской
армии оказалась совершенно недостаточной - по-видимому, император Мануил в
глубине души желал поражения крестоносцев.
Между тем Конрад III, Людовик VII, патриарх и король Иерусалима
провели тайный совет об истинных целях крестового похода и приняли решение
всеми наличными силами овладеть Дамаском, сулившим им богатую добычу. Но
таким решением они лишь толкнули сирийского правителя в объятия
сельджукского князя из Алеппо, который надвигался с большим войском и с
которым отношения у Сирии были до этого враждебными.
Вскоре стало ясно, что второй крестовый поход не достигнет своей цели
- вернуть утраченную Эдессу. 3 июля 1187г. у селения Хиттин, западнее
Генисаретского озера, разгорелось жестокое сражение. Мусульманское войско
численно превосходило силы христиан. В результате крестоносцы потерпели
сокрушительное поражение. Бесчисленное множество их полегло в бою, а
оставшиеся в живых были взяты в плен. Это поражение имело роковые
последствия для государств крестоносцев. У них больше не было боеспособного
войска. В руках христиан осталось всего несколько мощных крепостей на
севере: Крак-де-Шевалье, Шатель Блан и Маргат.


Третий крестовый поход.

Итак, Иерусалим пал. Весть эта потрясла весь христианский мир. И
снова в Западной Европе нашлись люди, готовые идти на борьбу против
мусульман. Уже в декабре 1187г. на страссбургском рейхстаге первые из них
приняли крест. Весной следующего года их примеру последовал германский
император Фридрих I Барбаросса. Кораблей не хватало, поэтому решено было не
идти морем. Большая часть войска двинулась по суше, несмотря на то, что
путь этот был нелегок. Предварительно были заключены договоры с балканскими
государствами, чтобы обеспечить крестоносцам беспрепятственный проход через
их территории.
11 мая 1189г. войско вышло из Регенсбурга. Возглавил его 67-летний
император Фридрих I. Из-за нападений сельджуков и нестерпимой жары
крестоносцы продвигались очень медленно, среди них начались повальные
болезни. 10 июня 1190г. император утонул при переправе через горную речку
Салеф. Его гибель была тяжелым ударом для крестоносцев. Особого доверия к
старшему сыну императора у них не было, а поэтому многие повернули обратно.
Лишь небольшое число верных рыцарей продолжило свой путь под
предводительством герцога Фридриха. 7 октября они подошли к Аккону.
Французские и английские части вышли из Везеле лишь в конце апреля
1190г., потому что между Францией и Англией постоянно возникали раздоры.
Между тем немецкое войско при поддержке пизанского флота осадило Аккон. В
апреле 1191г. подоспел французский флот, а вслед за ним и английский.
Саладин был вынужден капитулировать и сдать город. Он всячески старался
избежать_ заранее оговоренного выкупа, и тогда английский король Ричард I
Львиное Сердце не колеблясь приказал убить 2700 пленных мусульман. Саладину
пришлось просить перемирия. Победители вслед за английским королем отошли к
югу и направились через Яффу в сторону Иерусалима. Иерусалимское
королевство было восстановлено, хотя сам Иерусалим по-прежнему оставался в
руках мусульман. Столицей королевства стал теперь Аккон. Власть
крестоносцев ограничивалась в основном полосой побережья, которая
начиналась чуть севернее Тира и тянулась до Яффы, а на востоке не доходила
даже до реки Иордан.

Четвертый крестовый поход.

Рядом с этими неудачными предприятиями европейских рыцарей совершенно
отдельно стоит 4-й крестовый поход, сравнявший с неверными православных
христиан-византийцев и приведший к гибели Константинополь. Инициатором его
стал Папа Иннокентий III. Первейшей его заботой было положение христианства
на Ближнем Востоке. Он захотел снова примерить латинскую и греческую
церкви, укрепить господство церкви, а заодно и собственные притязания на
верховное главенство в христианском мире.
В 1198г. он развернул грандиозную агитацию за очередной поход во имя
ор1вобождения Иерусалима. Папские послания были разосланы во все
европейские государства, но, кроме того, Иннокентий III не обошел своим
вниманием еще одного христианского правителя - византийского императора
Алекскея III. Он тоже, по мнению Папы, должен был двинуть войска в Святую
землю. Он дипломатично, но не двусмысленно намекнул императору, что в
случае несговорчивости византийцев на Западе найдутся силы, которые готовы
выступить против них. На самом деле, Иннокентий III мечтал не столько о
восстановлении единства христианской церкви, сколько о подчинении
Византийской греческой церкви Римско-католической.
Четвертый крестовый поход начался в 1202г., и первоначально его
конечным пунктом намечался Египет. Путь туда лежал через Средиземное море,
а крестоносцы, несмотря на всю тщательность подготовки “святого
паломничества", флотом не располагали и поэтому вынуждены были обратиться
за помощью к Венецианской республике. С этого момента маршрут крестового
похода резко изменился. Дож Венеции Энрико Дандоло потребовал за услуги
огромную сумму, а крестоносцы оказались неплатежеспособны. Дандоло это не
смутило: он предложил “святому воинству" компенсировать недоимки захватом
далматинского города Задара, купцы которого конкурировали с венецианскими.
В 1202г. Задар был взят, воинство крестоносцев погрузилось на корабли,
но... отправилось совсем не в Египет, а оказалось под стенами
Константинополя. Поводом для такого поворота событий послужила борьба за
престол в самой Византии. Дож Дандело, которому понравилось сводить счеты с
конкурентами руками крестоносцев, сговорился с предводителем “Христова
воинства" Бонифацием Монферратским. Папа Иннокентий III поддержал
предприятие - и маршрут крестового похода был во второй раз изменен.
Осадив в 1203г. Константинополь, крестоносцы добились восстановления
на троне императора Иисака II, который за поддержку обещал щедро заплатить,
однако оказался не так богат, чтобы сдержать слово. Разгневанные таким
поворотом дела “освободители святой земли - в апреле 1204г. штурмом взяли
Константинополь" и подвергли его погрому и разграблению. После падения
Константинополя была захвачена часть Византийской империи. На ее развалинах
возникло новое государство - Латинская империя, созданная крестоносцами.
Она простояла недолго, до 1261г., пока не рухнула под ударами завоевателей.

После падения Константинополя, призывы идти освобождать Святую землю
на время затихли, пока дети Германии и Франции не отправились на этот
подвиг, обернувшийся для них гибелью. Последовавшие следом четыре крестовых
похода рыцарей на Восток успеха не принесли. Правда, во время 6-го похода
императору Фридриху II удалось освободить Иерусалим, но “неверные" через 15
лет вернули себе утраченное.
После провала 8-го похода французских рыцарей в Северную Африку и гибели
там французского короля Людовика IX, призывы римских священников к новым
подвигам “во имя веры Христовой" отзыва не находили. Владения крестоносцев
на Востоке постепенно захватывались мусульманами, пока в самом конце XIII
в. не перестало существовать Иерусалимское королевство.
Правда, в Европе крестоносцы существовали еще долго. Крестоносцами
были и те немецкие рыцари, которых разбил на Чудском озере князь Александр
Невский.
Римские Папы вплоть до XV в. организовывали походы в Европе во имя
истребления Ересей, но это были лишь отголоски былого. Гроб Господень
остался за “неверными". Великая битва, длившаяся 200 лет завершилась. С
господством крестоносцев было покончено раз и навсегда.






Новинки рефератов ::

Реферат: Лингвистика (Иностранные языки)


Реферат: История технологии художественных отливок. Литье пушек (Металлургия)


Реферат: Ответы на билеты по технологии образования (педкласс) 11 класс (Педагогика)


Реферат: Банкротство (Бухгалтерский учет)


Реферат: Бизнес-план предприятия, процедура разработки и характеристика системы показателей (Финансы)


Реферат: Характер решений Конституционного Суда Российской Федерации (Право)


Реферат: Классификация счетов по экономическому содержанию (Бухгалтерский учет)


Реферат: Роль самооценки в самовоспитании старших школьников (Педагогика)


Реферат: Подготовка и проведение бизнес-переговоров (Менеджмент)


Реферат: Психологические теории эмоций (Педагогика)


Реферат: Разделительный силлогизм (Логика)


Реферат: Геополитика (вопросы) (Геополитика)


Реферат: Лідерство, вплив та влада (Менеджмент)


Реферат: Архитектура сотовых сетей связи и сети абонентского доступа (Радиоэлектроника)


Реферат: Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы (Литература)


Реферат: Тема детства в романе Достоевского "Преступление и наказание" (Литература : русская)


Реферат: УСТОЙЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ. ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ В СЛОЖНЫХ СИСТЕМАХ. ДЕГРАДАЦИЯ (Физика)


Реферат: Международная экономика - основа развития (Международные отношения)


Реферат: Избирательная система современной России (Право)


Реферат: Лекции по бухгалтерскому учету кафедры бухучета Финансовой академии при Правительстве РФ (Аудит)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист