GeoSELECT.ru



Теория государства и права / Реферат: Формы реализации права (Теория государства и права)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Формы реализации права (Теория государства и права)




Санкт-Петербургский Государственный Технический Университет


Гуманитарный факультет



Курсовая работа по теории права и государства на тему:
«Формы реализации права»



Выполнил студент: Редькина Е.В.

Группа: 1123-2
Проверил:

Г.Санкт-Петербург 1999 г.
Оглавление.



Введение
2


1. Формы реализации права.
4
2. Применение права, как особая форма его реализации.
9
3. Стадии правоприменительного процесса.
12
4. Акты применения права: понятия и виды.
15
5. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права.
18

Заключение.
20
Список используемой литературы.
21



Введение.


Проблемы реализации права всегда были в центре внимания
юридической науки, но это не делало их проще. Наоборот,
проникновение в данный процесс, всесторонний его анализ ставили
перед учеными еще более трудные задачи.


Еще в период перестройки, одной из центральных проблем, с
которой столкнулось общество, было развитие демократии в
сочетании с соблюдением законности и дисциплины. Это значит, что,
сколько бы ни были радикальны примеры в политической,
экономической, социальной и других сферах, они должны
осуществляться, лишь получив одобрение избранной демократическим
путем законодательной власти в лице Съезда народных депутатов
СССР и Верховного Совета СССР. Вместе с тем в правовой практике
были присущи правовой нигилизм, декларативность многих
законодательных установлений. Без преодоления указанных
недостатков невозможно построение правового социалистического
государства.


Формирование правового государства предполагает уважение к
закону, праву, строгому соблюдению юридических норм. В данной
связи теоретические проблемы реализации права приобретали особую
практическую значимость. Необходим анализ право реализующей
деятельности в самых разных аспектах, ибо путь от создания закона
до воплощения его предписаний в фактическое поведение людей
весьма сложен, зависит от множества факторов. Эти различные
условия и факторы и стали предметом настоящего исследования.

При изучении темы следует понять, что представляют собой
различные формы реализации права.
Важно уметь раскрыть содержание таких форм реализации
юридических норм, как использование, соблюдение и использование.
Особое внимание надо обратить на такую форму, как применение
права.
Необходимо знать, какие основные требования обеспечивают
применение норм права, в чем выражается законность и
обоснованность этого процесса, каковы его основные стадии.
Следует хорошо знать способы восполнения пробелов в праве,
разбираться в вопросах аналогии закона и аналогии права.
Что такое реализация права и каковы ее формы? Ответить на этот
вопрос можно так: реализация права – перевод норм права в
правомерное поведение субъектов в форме использования
принадлежащих ему прав, исполнения обязанностей и соблюдения
запретов в целях удовлетворения интересов и потребностей
адресатов права, достижения его целей.[1]
К формам реализации права относятся: 1) соблюдение норм
права; 2) исполнение норм права; 3) использование норм права; 4)
применение норм права.
В дальнейшем мы также рассмотрим стадии применения права. К
ним относятся: 1) установление или фактических обстоятельств
юридического дела; 2) выбор и анализ правовых норм, подлежащих
применению; 3) принятие решения по юридическому делу и его
документальное оформление.
Мы подробно разберем, что представляют собой акты применения
права, их отличия от нормативно-правовых актов, а также их
классификацию.



Формы реализации права.

В правовом обществе народ с одной стороны, и государство с
другой, принимают на себя обязательство следовать праву. Отсюда
проблема реализации права имеет две стороны может быть
рассматриваема по двум направлениям: следование праву со стороны
органов государства и должностных лиц; осуществление права в
поступках граждан, в деятельности их организаций и объединений.
Исходной формой реализации права государством является
законодательствование. Принятие правовых законов, формулирование
в законах правовых предписаний - самое трудное и самое
благородное дело законодателей. Тем самым они реализуют
содержащиеся в общественных отношениях объективные по
обстоятельствам и естественные по условиям места и времени
требования, вытекающие из самой природы вещей.
Принятие подзаконных актов – уже вторичный процесс. Здесь в
основном в форме конкретизации реализуется право, выраженное в
законах. Хотя, конечно же, жизнь по-прежнему даёт нам примеры
того, как в подзаконных актах формируются исходные, первичные
нормы права, не имеющие своей основы в законах. В принципе и в
нормальных условиях такая практика подлежит осуждению, поскольку
отыскать право и сформулировать его надлежащим образом
представляется возможным только в ходе совершенной парламентской
деятельности в рамках оптимально организованного законодательного
процесса. По причине правильности законов и отсутствия норм в
подзаконных актах конкретизацией права занимаются также высшие
судебные инстанции, а в странах англосаксонской системы права –
суды вообще. Можно по-разному оценивать форму реализации права
судами, но факт остаётся фактом: в определённых ситуациях судьи
''черпали'' право непосредственно в жизни и даже конкурировали в
этом отношении с законодателем.
По общему правилу основной формой реализации права судьями и
другими должностными лицами государства считается применение
правовых норм, содержащихся в законах и подзаконных нормативных
актах. Если смотреть на реализацию права со стороны граждан, то
было бы неверно не заметить их участия во всех отмеченных формах
и их самостоятельного в ряде случаев (на своём уровне )
осуществление прав в области законодательствования, конкретизации
и применения права. Назовём в качестве примеров:
1. Решение какого-либо вопроса референдумом, когда народное
волеизъявление (нахождение права) закрепляется законом;
2. Конкретизацию в рамках закона условий договора между
предпринимателем и наёмным работником;

3. Возбуждение гражданином производства по делу частного
обвинения.
Однако для граждан наиболее характерна всё - таки
реализация законодательных предписаний воли законодателя,
выраженной в законах и подзаконных актах. Своего рода формой
реализации воли законодателя является толкование нормативных
актов должностными лицами и гражданами.
Акты толкования к закону ничего не добавляют, но они
реализуют свободу субъектов социального общения на интерпретацию
воли, выраженной в нормативных актах. Всё связанное с различием
права и закона имеет практическое значение, скорее, для
нормативной деятельности. Гораздо более широкий диапазон для
юридической практики имеет деление форм реализации закона и иных
нормативных актов государства. Именно о реализации права в
объективном смысле и принято чаще всего говорить, хотя не
исключается анализ реализации субъективных прав и юридических
обязанностей участников конкретных общественных отношений.
Реализация права в данном аспекте представляет собой
деятельность, соответствующую выраженной в законе воле. Её можно
рассматривать как процесс и как конечный результат.
Как конечный результат реализация прав означает достижение
полного соответствия между требованиями норм совершить или
воздержаться от совершения определённых поступков и суммой
фактически последовавших действий. Так, например, согласно
нормам, регулирующим индивидуальную трудовую деятельность,
граждане до начала занятий ею должны:
1. Получить разрешение
2. Уплатить государственную пошлину за выдачу документа на
разрешение
3. Получить регистрационное удостоверение или приобрести патент
Только эти действия, а не какие-либо их эквиваленты и только
в полном объёме будут обозначать реализацию требований закона.
Реализацией права достигается тот результат, к которому
законодатель стремится и который, по его мнению, должен привести
к полезной цели. Достижение последней выходит за рамки реализации
права. Юриста интересуют лишь действия, которых требует закон.
Реализация права как процесс может быть охарактеризована с
объективной и субъективной стороны. С объективной стороны она
представляет собой совершенствование определёнными средствами в
известной последовательности, в сроки и вместе, предусмотренных
нормами права правомерных действий. С субъективной стороны
реализация права характеризуется отношением субъекта к
реализуемым правовым требованиям, его установками и волей в
момент совершения предписываемых действий. Он может быть
заинтересованным в реализации права, осуществлённого долга или
из страха неблагоприятных последствий. Но главное в этом процессе
– скрупулезное следование образу действий условиям места и
времени их совершения. Реализация не состоится, если одно какое-
либо из обязательных условий будет нарушено.
Реализацию права можно определить как такое социальное поведение
субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм,
как форму практической деятельности по осуществлению прав,
выполнению обязанностей.[2] Выделяются четыре такие формы
деятельности по реализации права: соблюдение, исполнение,
использование, применение права. В чётком определении этих форм
заключается большое научное завоевание теории права, так как
анализ позволяет установить способы активной деятельности самих
субъектов права в обществе, развитие правовой коммуникации,
другие аспекты воплощения права в повседневное социальное
бытие.
Соблюдение права предполагает обычное рутинное, но очень
важное для упорядоченности, стабильности общества поведение
субъектов права. Именно в этом смысле говорится о законопослушных
гражданах, которые воздерживаются от действий (бездействия),
нарушающих норму права. Это одна из распространённых форм
правомерного поведения. Но какая? Соблюдение – это пассивная
форма реализации права, осознанное или неосознанное поведение по
привычке: « Так поступают все свои '',.'' Так положено'' и т.п.
Пассивная в том смысле, что не требует от субъекта каких-либо
активных действий в правовой сфере. Просто соблюдаются известные
принципы или нормы правового поведения – и этим соблюдается
право. Мы соблюдаем право, когда учитываем права и законные
интересы граждан. Сама формула – учёт законных интересов -
говорит о том, что действительно существует
законные социальные интересы.
Соблюдать свои и чужие законные интересы – это значит как
раз обеспечивать баланс, меру между своими правами и свободами и
правами и свободами другого человека, сообщества. Соблюдение
права обоими субъектами и есть одна из форм социальной реализации
этого права. Соблюдение права становится попутной формой обычной
жизнедеятельности людей в рамках установленных прав и
обязанностей.
Исполнение права предполагает активное выполнение
обязанностей. Эти обязанности возникают из требований закона или
условий договора. Поэтому их реализация определяется как
исполнение права. Эти обязанности, наряду со своей юридической
формой, имеют и социальное содержание. Исполнение права
предполагает механизма, принуждающего в
случае необходимости к выполнению обязанностей.
Обращения, жалобы в соответствующие государственные органы
приводят в действие этот механизм для того, чтобы заставить
гражданина исполнять свои обязанности.
Исполнение права как формы реализации имеет своим субъектом
не только гражданина, но и коллективное образование, а также
должностное лицо. В сложной взаимозависимости и взаимодействии
граждан между собой, граждан и государственных органов и
происходит феномен исполнения права.
Использование права - это ещё один активный способ
воплощения права в жизнь, форма активного, даже творческого
обеспечения субъектом своих законных интересов.
Например, субъект ставит перед собой социальную цель -
приватизировать квартиру и для этого начинает поиск правовых
средств ( нормативно – правовых актов, документов; органов,
осуществляющих правовую процедуру и т.п. ), которые бы позволили
ему осуществить своё социальное намерение. Он пишет
соответствующее заявление, обращается с ним в соответствующий
орган, участвует в определённых процедурах – он использует своё
право, осуществляет тем самым его воплощение в жизнь.
Использование права действительно предполагает активное,
сознательное отношение к своим правам и свободам – субъект имеет
возможность осуществить выбор разных вариантов поведения. Он
становится свободным, независимым гражданином, настоящим членом
общества – это ведь то, что и требуется на современном этапе
общественного развития.
Но с этим выбором, с интенсивностью использования своих
прав органично связан и такой неожиданный юридический феномен,
как злоупотребление правом.
Употребление ( использование ) права '' во зло'' , в
ограничение прав и свобод других появляется там и тогда, где и
когда нарушается мера разумного социального поведения, нарушается
баланс своих и чужих прав.
Злоупотребление правом может приобретать и такие
извращённые формы социального поведения, когда оно становится
даже уголовным преступлением. Злоупотребление правом - явление
малоизученное в теоретическом плане, но приобретающее подчас
зловещее, даже гибельное свойство для правовой системы. Это как
злоупотребление алкоголем, которое становится гибельным для
индивида, а подчас при массовом злоупотреблении и для общества.
Вот почему сам подход к изучению этого явления с позиции
использования права, его меры предоставляются весьма социально
важными и теоретически плодотворными. Злоупотребление правом –
это как раз тот случай, когда нарушается именно субъективное
право – мера возможного поведения, нарушаются границы,
устанавливаемые этой мерой.
Особое место занимает применение права как властная
комплексная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая
в себе одновременно разные поведенческие акты.
Классификация форм реализации законодательной воли в
практическом отношении тесно связана с избранием методов
обеспечения нормального процесса реализации правовых норм и
достижения требуемых законодателем результатов.
Успех или неуспех перевода нормативных требований права в
реальное поведение связан, в конечном счете, с созданием
материальной базы, научно-техническим и ресурсным обеспечением
благоприятного морально-политического климата, организационными
мерами и т. п. Вместе с тем большое значение имеет субъективная
сторона процесса осуществления права и средства прямого
воздействия на волю и сознание людей. Если люди решительно
отказываются повиноваться предъявленному требованию, то последнее
никогда не будет осуществлено в их поведении. Поэтому государство
использует ряд методов для того, чтобы и граждан,
должностных лиц и коллективных субъектов права потребность,
желание или необходимость совершить предусмотренные в нормах
права действия.
История знает два основных средства понуждения воли людей к
реализации государственных велений - это обещание награды и
угроза физическим принуждением или лишением каких-то благ. В
правовом государстве значительно меняются сфера и объём
репрессивно-карательных и принудительных мер, открывается
возможность своеобразного ''самообеспечение '' правовых
предписаний. Цель права состоит в удовлетворении жизненных
потребностей людей. Поэтому должно устанавливаться принципиальное
соответствие государственной воли с волей субъектов реализации
права.
При таком условии глобальная перспектива состоит в
постепенном отпадении необходимости
специализированного государственного принуждения. Само содержание
права обуславливает добровольное повиновение со стороны
подавляющего большинства граждан.
Однако ''самообеспечение'' норм права в обществе нельзя
принимать упрощенно , нельзя видеть также, что в
определённые периоды развития ряда государств получили
гипертрофированное использование метода командно-волевого,
административного нажима, принудительное и даже репрессивное
методы. Заинтересованность участников общественных отношений
состоит в реализации принадлежащих им прав в сфере действия
управамачивающих норм, а более широко - за пределами действия
запретов, ограничений и обязывающих велений.
Государство не обещает наград за сам факт реализации
управамачивающих норм. Тем более не грозит лишениями на случай
отказа от реализации предоставленных прав. Содержащие
управамачивающих норм удовлетворяют волю их адресатов, а сам
результат осуществления прав приносит желаемые блага.
При осуществлении обязывающих норм затрагиваются
человеческие силы. В качестве определённой компенсации
государство обещает какие-то блага. Исполнение обязанностей под
угрозой возможно, но оно не будет качественным. Какой-то круг
людей в обществе исполняет юридические обязанности по внутреннему
убеждению, чувству долга.
Правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой
наступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения.
Это могут быть лишение свободы, штраф, исправительные работы и
др.
В целях обеспечения процесса реализации правовых норм широко
используются политические (например, средства партийного
воздействия) и идеологические (пропаганда, убеждение) методы.
Несмотря на департизацию государственного аппарата, большое
значение они имеют в воздействии на должностных лиц и
представителей власти. Но решающее значение имеет другое. За
надлежащее исполнение ими своих юридических обязанностей
государство платит заработную плату. Неисполнение обязанностей
влечёт применение дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения
с должности. Нарушение запретов образует состав должностного
преступления или проступка и наказывается в соответствии с
санкцией закона.
В этой главе мы разобрались, что собой представляют собой
формы реализации правовых норм. Но указанные формы считаются
непосредственными, так как правовые предписания реализуются
самими участниками общественных отношений. Если же данные формы
не позволяют в полном объёме реализовать права и обязанности,
предусмотренные правовыми нормами, возникает необходимость в
использовании применения права как особой формы его реализации.


Применение права как особая форма его реализации.

Применение права – это властная деятельность компетентных
государственных органов по реализации правовых норм относительно
конкретных жизненных случаев и индивидуально- определённых лиц
.[3]
Путём применения права государство в своей деятельности
осуществляет две основные функции: а) организацию выполнения
предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством
индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения.
На этом основании выделяют две формы применения права:
оперативно - исполнительную и правоохранительную.
Оперативно-исполнительная форма применения права - это
властная оперативная деятельность государственных органов по
реализации предписаний норм права путём создания, изменения или
прекращения конкретных правоотношений на основе норм права.[4]
Указанная форма деятельности есть основной способ организации
исполнения положительных велений права.
Правоохранительная деятельность – это деятельность
компетентных органов по охране норм права, о каких бы то ни
было нарушений. Цель правоохраны – контроль за соответствием
деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за её
правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения – принятия
соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка,
применение государственного принуждения к правонарушителям,
создание условий, предупреждающих правонарушения.

Применение права как особая форма реализации отличается от
соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.

Во-первых, по своей сущности применение права выступает
как организующая властная деятельность государства, посредством
которой упорядочивается общественная жизнь путём установления
чётких организационных начал взаимоотношений между различными
субъектами общественных отношений, сосредоточения решения
определённых вопросов в руках компетентных органов.
Эта деятельность связана с особыми приёмами разрешения
жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков.
Учитывая это, государство определяет специальных субъектов,
наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной
деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд,
прокуратура, милиция и т. д.); должностные лица (Президент РФ,
глава администрации, прокурор, следователь и т. д.); некоторые
общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).
Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку
государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не
умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко
по их инициативе осуществляется применение права (например,
заявление гражданина о приёме на работу или назначении пенсии и
т. д.)
Следовательно, применить норму права – это не просто
осуществить, реализовать её. Это властная деятельность
компетентного органа, которому государство предоставило
полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.
Цель применения права – удовлетворение не личных
потребностей правоприменителей и не только потребностей лиц,
реализующих права и обязанности, а потребностей и интересов всего
общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает
повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами
реализации права. [5]
Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках
конкретных правовых отношений, получивших в специальной
литературе название правоприменительных отношений. Правовое
положение участников в подобных правоотношениях различно.
Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в
данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан
использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов,
а интересов других участников правового отношения в направлении
разрешения конкретной жизненной ситуации. «Оказать содействие,
принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в
случае нарушения правовых норм и т. п. – такова задача субъектов
правоприменения».[6]
Субъект правоприменения – это наделённый государством
соответствующей компетенцией активный участник
правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль
в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения
конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права.
В-третьих, правоприменительная деятельность осуществляется в
особых, установленных процессуальным законом формах. Это
способствует укреплению законности и правопорядка в обществе,
обеспечению защиты интересов личности.
В-четвёртых, применение права как самостоятельная форма
реализации – сложная, поскольку её осуществление проявляется в
сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением,
использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.
В-пятых, применение права – это не одноактное действие, а
определённый процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из
ряда последовательных стадий реализации права (установление
фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т. д.).

В-шестых, применение права сопровождается всегда вынесением
индивидуального акта (акта применения права), исходящего от
субъекта правоприменения.
Необходимость применения права в определённых сферах
общественных отношений диктуется природой и характером этих
отношений. В частности: а) когда правоотношение не может
появиться без властного веления государственного органа или
должностного лица (призыв граждан на действительную военную
службу, назначение пенсии и т. д.) б) когда возникает спор о
праве и стороны сами не могут прийти к согласованному решению
(раздел судом имущества) или существует препятствие для
реализации субъективных прав и юридических обязанностей; в) когда
требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных
фактов и признать их юридически значимыми. Только в судебном
порядке, например, можно признать гражданина умершим или
безвестно отсутствующим; г) когда общественное отношение в силу
его особой социальной или личной значимости должно пройти
контроль со стороны соответствующих органов государства с целью
проверки его правильности и законности (регистрация избирательной
комиссии кандидата в депутаты, регистрация автотранспорта в
органах ГАИ, нотариальное удостоверение купли-продажи
домостроения и т. д.); д) когда совершено правонарушение и лицо
привлекается к юридической ответственности.
Всё изложенное позволяет сделать вывод, что применение права
– важная форма реализации юридических норм, отличающаяся от иных
по своей цели, характеру деятельности. Под применением права
следует понимать осуществляемую в специально установленных
законом формах государственно-властную, организующую деятельность
компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае
и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения
права).



Стадии правоприменительного процесса.

Применение норм права - сложный процесс, включающий
несколько стадий. Первая стадия- установление фактических
обстоятельств юридического дела. Вторая- выбор и анализ правовой
нормы, подлежащей применению. Третья стадия- принятие решения по
юридическому делу и его документальное оформление. Первые две
стадии являются подготовительными, третья - заключительной,
основной. На третьей стадии принимается властное решение – акт
применения права.
1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых
начинается применение права, очень широк. При совершении
преступления – это лицо, совершившее преступление, наступившие
вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и
другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового
спора – обстоятельства заключения сделки, её содержание,
действия, совершённые для её исполнения, взаимные претензии
сторон и т. д.
Фактические обстоятельства, как правило, относятся к
прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их
непосредственно. Они подтверждаются доказательствами –
материальными и нематериальными следами прошлого,
зафиксированными в документах (показаниях свидетеля, заключениях
экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т. д.). Эти
документы и отражают юридически значимую фактическую ситуацию.
Сбор доказательств может быть сложнейшей юридической
деятельностью (например, предварительное следствие по уголовному
делу), а может и сводиться к представлению заинтересованным лицом
необходимых документов. Например, гражданин, имеющий право на
пенсию, обязан представить в комиссию по назначению пенсий
подтверждающие это право документы: о возрасте, стаже работы,
заработной платы и др.
К доказательствам, с помощью которых устанавливаются
фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные
требования относимости, допустимости и полноты.
Требование относимости означает принятие и анализ только тех
доказательств, которые имеют значение для дела, т. е.
способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств,
с которыми применяемая норма права связывает наступление
юридических последствий (прав, обязанностей, юридической
ответственности). Например, в соответствии со ст. 56 Арбитражного
процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает только те
доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
Требование допустимости гласит, что должны использоваться
лишь определённые процессуальными законами средства показывания.
Например, не могут служить доказательством фактические данные,
сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей
осведомлённости (ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса), для
установления причин смерти и характера телесных повреждений
обязательно проведение экспертизы (п.1 ст.79 УПК).
Требование полноты фиксирует необходимость установления всех
обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение
является основанием к отмене или изменению решения ссуда (п.1
ст.306 ГПК), приговора (п.1 ст.342, 343 УПК).
2. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств,
то есть их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти,
выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна
регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск
происходит путём сравнения фактических обстоятельств реальной
жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой
правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для
правильной юридической квалификации фактов, установленных на
первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо
рассчитанную на эти факты. В чём тут трудности?
Основная трудность заключается в том, что даяно не всегда
подлежит применению норма, гипотеза которой охватывает
фактическую ситуацию. Для устранения сомнений необходимо
проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего
эту норму закона во времени, пространстве и по кругу лиц.
Например, определяя действие закона во времени, надо соблюдать
следующие правила: ''Закон, устанавливающий или отягчающий
ответственность, обратной силы не имеет.'' (ч.1 ст.54 Конституции
РФ); ''законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие
положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.(ст.57
Конституции РФ.); ''Действие закона распространяется на
отношения, возникшие до введения его в действие, только в
случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ч.1 ст.4 ГК РФ) и
т. д. Юридическая квалификация облегчает работу правоприменителя
по уяснению круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не
любые факты, а лишь те которые предусмотрены в гипотезе избранной
нормы. Типичная ошибка в этой ситуации, – когда начинают
''подгонять ''факты под гипотезу избранной нормы. В юридической
практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к
изменению юридической квалификации.
Анализ, толкование избранной нормы права предполагает
обращение к официальному тексту соответствующего нормативно-
правового акта, ознакомление с возможными дополнениями и
изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными
разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы.
3. Содержание решения по юридическому делу определяется
главным образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем
при вынесении решения правоприменитель руководствуется
требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы. Вынесение
решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах.
Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в
оценке собранных доказательств и установлении на их основе
действительной картины происшедшего, в окончательной юридической
квалификации в определении для сторон или виновного юридических
последствий – прав и обязанностей сторон, меры ответственности
виновного.
Во-вторых, решение по делу представляет собой документ – акт
применения права, в котором закрепляется результат умственной
деятельности по разрешению юридического дела, официально
фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.
Правоприменительное решение играет особую роль в механизме
правового регулирования. Ранее, уже отмечалось, что юридические
нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические
обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения,
однако последняя реализуется именно по индивидуальному
правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть
исполнены в принудительном порядке.
Возможность принудительного исполнения актов применения
права обуславливает их особенности и предъявляемые к ним
требования обоснованности и законности.



Акты применения права: понятие и виды.

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной
деятельности выступают акты применения права, посредством которых
закрепляются решения компетентных органов по конкретному
юридическому делу. Эта разновидность правовых актов
характеризуется определёнными специфическими чертами, из которых
основными, можно назвать следующие:
Во-первых, акт применения права имеет властный характер и
охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нём
конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к
кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть
реализованы принудительным путём (решение суда о возвращении
гражданином взятое во временное пользование вещи обязательно для
исполнения. За нарушение требований этого акта гражданин несёт
ответственность как за нарушение нормы права, на основании
которой он судим.)
Во-вторых, акт применения – это индивидуальный правовой акт.
Он относится к строго определённым лицам. Правоприменительный акт
имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не
распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых
актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер.
Нормы права реализуют множество однотипных случаев и
распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере её
действия. Они рассчитаны на неоднократное применение.
Индивидуально-правовые акты не содержат правовые нормы. Они
только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным
лицам или органами имеют разовое значение. В силу этого акты
применения норм права к источникам права не относятся. В сборники
законодательства не включаются.
В-третьих, правоприменительные акты должны быть законными,
выноситься в строго соответствии с законом, опираться на
определённые нормы права. Так, приговор суда о назначении
наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься
только на основании норм уголовного права. Если акт применения не
соответствует закону, он должен быть отменён.
В-четвёртых, акты применения норм права издаются в
установленной законом форме и имеют точное наименование. Закон
предусматривает строго определённый порядок издания и оформления
индивидуально-правовых актов. К примеру, акты, принимаемые
правоохранительными органами, должны иметь следующие обязательные
элементы:
1. Вводную часть, в которой указывается наименование акта,
название органа, издавшего его, время издания, конкретный
адресат.
2. Описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства
дела.
3. Мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения.
4. Резолютивную часть, в которой излагается содержание решения.
Каждый правоприменительный акт имеет строго определённое
наименование: приговор, приказ , постановление, распоряжение.
Классификация актов применения норм права производится по
различным основаниям.
1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты
подразделяются на: а) акты государственных актов и
общественных организаций; б) акты главы государства –
Президента РФ; в) акты федеральных органов власти и
управления; г) акты органов власти и управления субъектов РФ;
д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры; и)
акты органов надзора и контроля; ж) акты коллегиальные и
единоличные.
2. По предмету правового регулирования, т. е. По отраслям
применяемых норм различают: а) акты конституционно-правовые;
б) акты административно-правовые; в) акты уголовно-правовые;
г) акты применения материального и процессуального права.
3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить: а)
акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы
права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее
эффективно регулировать многообразные проявления правомерного
поведения; б) акты правоохранительные, связанные с реализацией
правовых санкций за совершённое правонарушение, а также с
применением мер по их предупреждению.
4. По функциональному признаку, то есть по их месту в механизме
правового регулирования, выделяют два вида: а) акты-
регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения;
указывающие объём их субъективных прав и юридических
обязанностей; предусматривающие моменты возникновения
конкретного правоотношения, условия его развития и
прекращения; б) правообеспечительные акты, которые также
выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании
общественных отношений. Но это не основное их назначение.
Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы
на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить
реализацию правоотношений, и, следовательно, достижение целей
правового регулирования.
5. По форме внешнего выражения акты применения права
подразделяются на акты – документы акты – действия.
Правоприменительный акт-документ – это надлежаще оформленное
решение компетентного органа, составленное в письменном виде,
поскольку требуется строгая определённость в фиксации, например,
фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер
государственного принуждения и т. д. Всё это позволяет точно
установить содержание акта, проверить законность и обоснованность
его издания.
Акты-документы имеют различную структуру, что обусловлено
положением правоприменительного органа и значением
рассматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и
процедурой его принятия.

По структуре их можно разделить на акты-документы: а)
включающие все четыре составные части – вводную, описательную
(констатирующую), мотивировочную и резолютивную (приговор или
решение суда, другие юрисдикционные акты); б) состоящие из трёх
частей – вводной, описательной, резолютивной, что характерно для
следственных и административных протоколов; в) состоящие из двух
частей – вводной и резолютивной (акты-разрешения на совершение
определённых действий); г) не имеющие указанных разделов, за
исключением резолютивной части (резолюции «утвердить»,
«уплатить», «оплатить», «исполнить» и т. п., наложенные
должностным лицом на соответствующих документах)
По наименованию правоприменительные акты-документы
подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы,
приговоры, решения и т. д.
Правоприменительные акты-документы делятся на словесные и
конклюдентные. Словесные акты применения права-действия – это, к
примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые
подчиненным и т. п.
Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются
посредством сочетания определённых жестов, движений и тому
подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта
применения права (жесты милиционера, осуществляющего
регулирование движения транспорта и пешеходов).
Как и письменные, правоприменительные акты-действия
обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ
от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь
дисциплинарную, административную, материальную, уголовную
ответственность.
6. По своему юридическому значению акты применения права могут
быть разделены на основные и вспомогательные. Основные – это
акты, которые содержат завершённое решение по юридическому
делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются
такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие
издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-
процессуальные).
7. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты
делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и
длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).



Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права.

Ни одно законодательство не в состоянии учесть всё
многообразие общественных отношений, которые требуют правового
регулирования. Поэтому в практике правоприменения может
оказаться, что определённые обстоятельства, имеющие юридический
характер, не находятся в сфере правового регулирования. Налицо
пробел в праве.
Под пробелом в праве понимают отсутствие в действующей
системе законодательства нормы права, в соответствии, с которой
должен решаться вопрос, требующий правового регулирования.
Наличие пробелов в праве нежелательно и свидетельствует об
определённых недостатках правовой системы. Однако они объективно
возможны, а в некоторых случаях и неизбежны. Пробелы в праве
возникают по трём причинам: 1) в силу того, что законодатель не
смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных
ситуаций, требующих правового регулирования; 2) в результате
недостатков юридической техники; 3) вследствие постоянного
развития общественных отношений.
Единственным способом устранения пробелов в праве является
принятие соответствующим полномочным органом недостающей нормы
или группы норм права. Однако быстрое устранение, таким образом,
пробелов не всегда возможно, поскольку связано с процессом
норматворчесва. Но органы, применяющие нормы права, не могут
отказаться от решения конкретного дела по причине неполноты
законодательства. Во избежание этого в праве существует институт
аналогий., означающий сходство жизненных ситуаций и правовых
норм. Он предусматривает два оперативных метода преодоления,
восполнения пробелов – аналогию закона и аналогию права.
Аналогия закона применяется, когда отсутствует норма права,
регулирующая рассматриваемый конкретный жизненный случай, но в
законодательстве имеется другая норма, регулирующая сходные с ним
отношения. Например, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР не
предусматривает отвод общественного обвинителя. Однако решение об
отводе этого участника уголовного процесса решается на основе
статьи того же Кодекса, предусматривающей отвод прокурора.
Аналогия права применяется, когда в законодательстве
отсутствует и норма права, регулирующая сходный случай, и дело
решается на основе общих принципов права. Речь, прежде всего,
идёт о таких принципах права, как справедливость, гуманизм,
равенство перед законом и др. Подобные принципы закрепляются в
Конституции и других законах.
Аналогия закона и аналогия права, – исключительные средства
в праве и требуют соблюдения ряда определённых условий,
обеспечивающих правильное их применение. Поэтому для того, чтобы
использовать аналогию права, необходимо : во-первых, установить,
что данная жизненная ситуация имеет юридический характер и
требует правового решения; во-вторых, убедиться, что в
законодательстве отсутствует конкретная норма права, призванная
регулировать подобные случаи; в-третьих, отыскать в
законодательстве норму, регулирующую данный случай, и на её
основе решить дело (аналогия закона), а при отсутствии таковой
опереться на общий принцип права и на его основе решить дело
(аналогия права); в-четвёртых, в решении по делу дать
мотивированное объяснению причин применения к данному случаю
аналогии закона или аналогии права. Тем самым обеспечивается
возможность проверить правильность решения дела.
Таким образом, применение права по аналогии – это не
произвольное разрешение дела. Принятие решения осуществляется в
соответствии с государственной волей, выраженной в правовой
системе в целом или в отдельных нормах права, регулирующих
сходные отношения. Путём аналогии правоприменительной орган
пробел в праве не устраняет, а лишь преодолевает. Пробел может
быть удален только компетентным нормотворческим органом.
Институт аналогии имеет ограниченное применение в праве. В
области уголовного права аналогия закона и аналогия права не
допускаются, поскольку действует непреложный принцип «нет
преступления без указания на то в законе», что служит гарантией
защиты личности. В других отраслях права аналогия допускается, а
в таких, как гражданское и гражданско-процессуальное право. Она
прямо закреплена.



Заключение.

В связи с раскрытием этой темы можно сказать, реализация
норм права играет большую роль в развитии государства и права, и
общества в целом. Возьмем, к примеру, одну из форм реализации
права применение права. Применение права - важная форма
реализации юридических норм, отличается от иных по своей цели,
характеру, действительности.
Под применением права следует понимать осуществляемую
специально установленных законом формах государственно-властную,
организующую деятельность компетентных органов по реализации норм
права в конкретном случае и вынесения индивидуально-правовых
актов (актов применения права).



Литература.

1. Алексеев С.С. Общая теория права; курс в 2 томах. М: Юрид.
лит.,1981.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для вузов.
М: Новый Юрист 1998.
3. Коваленко А.И. Общая теория государства и права: ТЕИС.1996.
4. Корельский В.М. Перевалова В.Д. Теория государства и права:
учебник для вузов. М.1997.
5. Лазарев В.В. Общая теория государства и права: учебник.
М.1996.
6. Лазарев В.В. Применение советского права. Казань, 1977.
7. Лазарев В.В. Социально – психологические аспекты применения
права. Казань, 1977.
8. Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права: курс
лекций. М.1997
9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.1995.
10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: хрестоматия.
М.1998.



-----------------------
[1]См.: Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М., 1996. С.40.

[2] Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для вузов. М.1998.
С.138.
[3] Алексеев С.С. Общая теория права. М.1982. С.329.
[4] Матузов М.И. Малько А.В. Теория государства и права. М.1997. С.240.
[5] См.: Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права.
Казань, 1982. С. 64.
[6] Лазарев В.В. Применение советских правовых норм. Казань, 1972. С. 38.





Реферат на тему: Формы современных государств
Министерство наук и образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Нижегородский Государственный Университет
им. Н.И.Лобачевского



7факультет дистанционного образования.
г. Заволжье


Контрольная работа по предмету
теория государства и права
на тему:

Формы современных государств



Выполнил:


Студент группа
7-21ю/7
Панкратова Ю.А.
Рецензент:
Сэруа В.С.



Г. Заволжье
2004


Содержание:

1. Понятие и элементы формы государства………………………………………………3
2. Форма правления: понятия и виды………………………………………………………5
3. Форма государственного устройства………………....13
4. Политический (государственный) режим: понятия и
виды……………………………………………………...16
5. Соотношения и взаимосвязь элементов формы
государства……………………………………………...19
6. Список литературы……………………………………21



1. Понятие и элементы формы государства
Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных
характеристик государствоведения. Несомненно, также и его методологическое
значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения,
синтезирования материи государственности. Научные разработки и политико-
правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной
недооценки данной категории. Однако строгость и четкость формы государства
(как и нормы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли
бы существенно ограничить субъективизм и произвол в провидении
провозглашенного политического курса.
Исследуя форму государства, необходимо исходить, прежде всего из
того, что она: а) является одной из важнейших « составных» частей,
проявлений и атрибутов государства и б) не существует сама по себе, вне
связи и взаимозависимости с другими « составными» частями, атрибутами
государства.
В частности, форма государства всегда имеет самую непосредственную
связь с сущностью и содержанием государства, выступает в качестве
выразителя его сущности и содержания. Исходя из этого можно сказать, что
каковы сущность и содержание государства, такова, в конечном счете и его
форма. Изучить государство с точки зрения его формы – значит, в первую
очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю
структуру, основные методы установления и осуществления государственной
власти.
Форма государства не остается раз и навсегда установленной,
неизменной. Под влиянием множества экономических, социально-
политических, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и
развивалась[1].
История многих стран учит, что во времена жестоких социально-
политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма
государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы,
спасала от гибели. Все, что в государстве устойчиво, стабильно, главным
образом относится к его форме.[2] Серьёзное влияние на форму государства
оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер
религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия
проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также
характер взаимоотношений государства и его органов с не государственными
организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью, и
другими организациями.) В различных странах, государственные формы имеют
свои особенности характерные признаки, которые по мере общественного
развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и
взаимодействии. В месте с тем форма всех существующих государств, особенно
современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому
элементу формы государства.
Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя
три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного
устройства и форму государственного режима.[3]
Понятие формы государства охватывает:
. организацию верховной государственной власти, источники её образования
и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и
населением;
. территориальную организацию государственной власти, соотношение
государства как целого с его составными частями;
. методы и способы осуществления государственной власти.


2. Форма правления: понятия и виды.
Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они
собой представляют, на каких началах взаимодействуют.
Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в
формировании высших органов государства, т.е. демократическим или
недемократическим способом они образованы. Не демократическим путем
формируются, например, высшие органы государства при наследственной
монархии. Таким образом, форма правления рассказывает способ организации
верховной государственной власти, порядок образования её органов, их
взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их
формировании. Существуют две основные формы правления – монархия и
республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку
образования, и по составу, и по компетенции.[4]
Республика-это формула правления, в которой высшая, государственная власть
принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок несущим
ответственность перед избирателями.
Республике присущ демократически способ образования верховных
органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими
органами строятся на принципе разделения властей,. они имеют связь с
избирателями и ответственны перед ними.
Общими признаками республиканской формы правления являются:

- существование единоличного и коллегиального главы

государства;
- выборность на определенный срок главы государства
и
других верховных органов государственной власти;
- осуществление государственной власти не по-своему

велению, а по поручению народа;
- юридическая ответственность главы государства в
случаях, предусмотренных законом;
- обязательность решений верховной государственной
власти.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась
в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она
видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась
демократическим содержанием.
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского
правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства
на:
-
парламентарные
- президентские
- смешанные
(полупрезидентские)

Парламентская республика - разновидность современной формы
государственного правления, при которой верховная роль в организации
государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется парламентским путем
из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают
большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную
ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех
пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты
доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку,
либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения
досрочных парламентских выборов.
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается
парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение
парламентом главы государства является главным видом парламентского
контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в
современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например,
президент республики избирается членами обеих палат на их совместном
заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой
области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие
парламента в избрании главы государства, также разделяется с
представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается
федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа
лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального
представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике
могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что
характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает
полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу
правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и
т.д.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета
министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует
возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную
исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.
Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что
любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление
государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и
контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми
полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный
бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития
страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.
Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую
структуру высших органов государственной власти, которая реально
обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает
справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах
правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию
(по конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и
др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы
государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в
руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики:
- внепарламентский метод избрания президента и фор-
мирования правительства;
- ответственность правительства перед президентом, а не
перед парламентом;
- более широкие, чем в парламентарной республике,
полномочия главы государства.
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты
Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип
разделения властей, четко определено, что законодательная власть
принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному
суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного
голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков
должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте
(конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом,
из лиц, принадлежащих к его партии.
Президентская форма правления в различных странах имеет свои
особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием.
Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов.
Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.
Характерным для всех президентских республик, несмотря на их
разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы
государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или
совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными
полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является
верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает
законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве,
назначает членов Верховного суда.
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная
исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей
нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно
действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных
президентских республиках, способствует возможности гармоничного
функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны
исполнительной власти.
В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские
республики». Эта форма правления - практически независимая, слабо
контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат
традиционной формы с полу диктаторским управлением.
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между
формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.

Монархия
Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть
осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.
Основными признаками классической монархической формы
управления являются:

- существование единоличного главы государства, пользую-

щегося своей властью пожизненно (царь, король, импера-
тор, шах);
- наследственный порядок преемственности верховной
власти;
- представительство государства монарха по своему усмо-
трению;
- юридическая безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При
феодализме она стала основной формой государственного правления. В
буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном
формальные черты монархического управления.
В свою очередь монархия делится на:
- абсолютную
- ограниченную (парламентарную, конституционную)
- дуалистическую
- теократическую
- парламентарную

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная
государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
По формуле Петровского Воинского устава — « самовластный монарх,
который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Основным
признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо
государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных
отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых
феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии
относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных
учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его
непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и
развитого бюрократического аппарата.
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а
чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.
Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма
приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление,
хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими
странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.

Конституционная монархия - представляет собой такую форму
правления, при которой власть монарха значите

Новинки рефератов ::

Реферат: Описание детей дошкольного возраста с ЗПР (Педагогика)


Реферат: Билеты по предпринимательскому праву (Предпринимательство)


Реферат: Изучение взаимно влияющих друг на друга математических параметров (Компьютеры)


Реферат: Семья как важнейший социальный институт (Социология)


Реферат: Борьба с компьютерными вирусами (Программирование)


Реферат: Двойственность Познания по Учению Св. Григория Паламы (Double Knowledge According to Gregory Palamas) (Религия)


Реферат: Проблемы педагогики (Педагогика)


Реферат: Отчет по практике в Банке АСАКА (Банковское дело)


Реферат: Производство серной кислоты из серы (Химия)


Реферат: Отчеты по практике в Коммерческом банке (Банковское дело)


Реферат: Организация кредитования юридических лиц коммерческими банками (на основе информационно-аналитических материалов) (Банковское дело)


Реферат: П.Л. Лавров: субъективный метод в социологии (Социология)


Реферат: Организация и управление риском в банковской деятельности (Банковское дело)


Реферат: Вынужденное явление Рамана (Физика)


Реферат: Теория Графов (Математика)


Реферат: Вопросы обеспечения прав человека в деятельности Службы судебных приставов (Теория государства и права)


Реферат: Организация и оплата труда в условиях рынка (Банковское дело)


Реферат: Понятие и классификация договоров в римском праве (Право)


Реферат: Сущность финансов и их функции (Финансы)


Реферат: Сущность человеческой деятельности (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист