GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Основные правовые системы современности (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основные правовые системы современности (Право)


ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

1. Правовая карта мира. Основные понятия и категории. 2. Классификация
правовых систем современности. 3. Общая характеристика основных правовых
семей современности.

1. Правовая карта мира. Основные понятия и категории
На пороге XX в. число национальных правовых систем увеличилось почти
втрое, и ныне их число приближается к двумстам. '
Имея в виду все национальные правовые системы, в юридической литературе
употребляют термины «правовая карта мира» (В.А. Туманов), «юридическая
география мира» (В. Кнапп), «сообщество правовых систем» (Ж. Сталев) и др.
Названные термины охватывают существующие в мире национальные правовые
системы с их самобытными признаками.
Дело, разумеется, не только в количественных характеристиках и весьма
значительном многообразии национальных правовых систем, но и в том, что
неравномерность социального и исторического развития обусловливает
соединение на одном синхронном срезе самых разных стадий правового
развития.
«Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную
технику и создано для общества с весьма различными структурами, нравами,
верованиями»1.-
Существуют два различных понятия правовой системы — узкое и широкое,
более сложное.
В узком смысле под правовой системой понимается право определенного
государства, терминологически обозначаемое как «национальная правовая
система». При этом понятие «правовая система» — не синоним понятия «система
права», так как последнее — понятие институционное, раскрывающее
взаимосвязь, соотношение и строение отраслей права, что предопределяется
факторами как объективного, так и субъективного порядка.
Понятие «правовая система», используемое в широком значении, тесно
связано со сравнительным правоведением. Терминология здесь весьма
разнообразна. Например, Р. Давид использует термин «семья правовых систем»,
К.-О. Эберт и М. Рейнстайн — «правовые круги», И. Сабо — «форма правовых
систем», С.С. Алексеев — «структурная общность». Наиболее рас-пространен
термин «правовая семья».
Категория «правовая семья» служит для обозначения относительного единства
правовых систем, имеющих сходные юридичес-кие признаки, и отражает те
особенности названных систем, которые обусловлены сходством их конкретно-
исторического разви-гия: структуры, источников, ведущих институтов и
отраслей права, правовой культуры, юридических традиций и т.д. Она отражает
относительную самостоятельность правовой формы, особенности технико-
юридического содержания права.
Таким образом, под правовой семьей понимается более или менее широкая
совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью
исторического формирования, структуры и источников, ведущих отраслей и
правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата
юридической науки, методов и способов развития. Можно привести в этой связи
сравнение с миром религий, каждая из которых, например, христианство, ислам
и буддизм, основана на фундаментальном единстве, что, однако, не исключает
наличия в ее рамках сект, культов, толков, школ.
Понятие «правовая семья» требует рассмотрения существующих правовых
систем как сложных юридико-социальных комплексов. Понятию «правовая семья»
не соответствует какая-то биологическая реальность, оно используется лишь в
дидактических целях, чтобы выявить сходства и различия действующих правовых
систем.
При совпадении общих, существенных признаков правовые системы различаются
своими индивидуально-историческими характеристиками, которые особенно важны
для общей теории права.
В каждой национальной правовой системе обнаруживаются, во-первых,
определяемые общими закономерностями права черты, т.е. признаки,
свойственные всем правовым системам, праву вообще (всеобщие признаки); во-
вторых, черты, объединяющие в рамках правовой семьи и правовой группы
(внутрисемейные и внутригрупповые черты); и, наконец, в-третьих, черты,
свойственные только данной национальной правовой системе (специфические
черты).


2. Классификация правовых систем современности
Хотя в современном мире существует множество национальных правовых
систем, они могут быть сведены к ограниченному числу правовых семей.
Возможна классификация правовых систем современности в правовые семьи,
подобно тому, как это делают и другие науки, оставляя в стороне
второстепенные различия и выделяя семьи, как, например, в лингвистике —
романские, славянские, семитские языки; в религии — христианство, ислам,
буддизм и т.д.; в естественных науках — млекопитающие, пресмыкающиеся,
птицы, земноводные и т.д. Тем самым мы достигнем поставленной цели, не
входя в детали каждой национальной правовой системы, не акцентируя внимание
на общих характерных чертах основных правовых семей.
Сравнительная характеристика основных правовых семей современности
выступает необходимой предпосылкой многоаспектного, разностороннего
дифференцированного анализа правовой карты мира. В философском русле она
показывает единство общего (правовой семьи), особенного (правовой группы) и
единичного (конкретной национальной правовой системы).
Классификацию правовых систем современности следует рассматривать как
сложную по структуре систему правовых семей, правовых групп и отдельных
национальных правовых систем. Внутри каждой правовой семьи можно
предусмотреть еще более дробные классификации, т.е. разделить ее на
несколько правовых групп. Например, в романо-германской правовой семье
выделяют группу французского (романского) права и группу германского права,
в правовой семье общего права — группу английского права и группу
американского права и т.п.
При классификации основных правовых систем современности юрист должен
сделать осмысленный отбор и прежде всего ограничиться не слишком большим
числом правовых систем. Если бы кто-то захотел использовать при
классификации все существующие на земном шаре правовые системы, он просто
погрузился бы в массу эмпирического материала. Самый подробный на
сегодняшний день перечень правовых систем современности представлен в
Международной энциклопедии сравнительного права. Однако симптоматично, что
и здесь не удалось охватить все правовые системы мира.
Представляется, что юрист должен прежде всего определить родословие
правовых систем и далее проследить их дальнейшее
географическое распространение, т.е. рецепирование. Если обратиться к
правовой карте мира, то можно увидеть, что две трети государств живет по
первоначально рецепированным правовым системам, восходящим к романо-
германскому и английскому общему праву.
В основу классификации, во-первых, могут быть положены более широкие или,
наоборот, более узкие исходные географические сферы. Во-вторых, критерии
могут носить не географический, а исторический характер. И, наконец, в
третьих, в качестве таковых могут выступать собственно юридические
институты и отрасли права.
В поисках развернутой классификации правовых систем современности
используемые критерии могут принимать в расчет самые различные факторы,
начиная с этнических, культурных, географических, религиозных и кончая
«правовой техникой», «стилем права», поэтому классификаций существует почти
столько же, сколько и ученых-юристов. Однако при всем многообразии позиций
и точек зрения можно выделить (разумеется, весьма условно) два основных
направления классификации правовых систем современности, каждое из которых
в свою очередь имеет несколько разновидностей, обладающих определенными
особенностями.
Первое направление наиболее ярко представлено в работах известного
французского ученого Р. Давида, выдвинувшего идею трихотомии — выделения
трех «правовых семей» (романо-германской, англосаксонской,
социалистической), к которым примыкает весь остальной юридический мир,
охватывающий четыре пятых планеты и названный «религиозные и традиционные
системы».
В основе этой классификации лежат два критерия — идеологический (сюда Р.
Давид относит факторы религии, философии, экономической и социальной
структуры) и критерий юридической техники, причем оба они должны быть
использованы «не изолированно, а в совокупности».
Классификация Р. Давида пользуется значительной популярностью в
современной юридической науке. Преподавание, например, учебного курса
«Основные правовые системы современности» во французских университетах
ведется в соответствии именно с этой классификацией.
Наиболее известным представителем второго направления является немецкий
юрист К. Цвайгерт. В качестве критерия классификации у него взято понятие
«правовой стиль» («стиль права»), учитывающий пять факторов: 1)
происхождение и эволюцию правовой системы; 2) своеобразие юридического
мышления;
3) специфические правовые институты; 4) природу источников права и способы
их толкования; 5) идеологические факторы.
На этой основе К. Цвайгерт различает восемь «правовых кругов»: романский,
германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право
ислама, индусское право, дальневосточное право.
Система и иерархия источников права характеризуют состояние правовых
семей и представляют собой важнейшие критерии их классификации. Если для
романо-германской правовой семьи характерно писаное, кодифицированное
право, получившее законодательное выражение, где постоянное и обширное
нормотворчество находит дорогу к закрепляемым законом общим принципам, то
англо-американское общее право противостоит континентальному праву в том
смысле, что в основе его лежит судебный прецедент: оно представляет собой
систему некодифицированного права.
Система источников права каждой правовой семьи прежде всего определяется
своеобразным историческим развитием. В этой связи особый интерес
представляют источники скандинавского права: вот уже свыше ста лет
большинство законодательных актов принимается здесь в результате
сотрудничества Скандинавских стран, одной из целей которого является
унификация их законодательства. Если раньше это законодательное
сотрудничество касалось только частного права, то ныне оно охватило и сферу
публичного права.
Особенности исторического развития, система источников права определяют и
так называемый образ юридического мышления. Характерным, например, для
романо-германского юриста является склонность к понятийной абстракции,
понятийной конструкции, к возможно более полной систематизации всех
правовых областей и к дедуктивно-логическому рассмотрению логических
связей. Английский юрист не утруждает себя обобщениями и абстракциями. Он
импровизирует лучше и успешнее, опираясь на свой собственный юридический
опыт,
Классификация возможна и на уровне ведущих отраслей права. Специфика
отраслевой классификации определяется задачей как можно более
дифференцированного подхода к правовой карте мира. При этом в каждом
отдельном случае достаточно одного или двух критериев. Таковыми могут
выступать специфические правовые институты, источники права (кодексы),
сфера правоприменения и т.д. Одна и та же правовая система может оказаться
отнесенной к разным правовым семьям в зависимости от того, какая отрасль
(или отрасли) права берутся в качестве критерия.
Безусловно, что все отраслевые классификации в той или иной мере содержат
признаки, характеризующие классификацию и на уровне правовых систем.
При классификации правовых систем в целом следует принимать во внимание
места отраслей права — особенно ведущих, таких, как конституционное,
гражданское, торговое, уголовное, процессуальное. Одна и та же правовая
система может оказаться отнесенной к разным правовым семьям в зависимости
от того, какие отрасли права берутся в качестве критерия. К примеру,
правовые системы латиноамериканских стран при классификации, разработанной
на основе частного права, окажутся, с некоторыми отклонениями, в романо-
германской правовой семье. Однако при классификации, основанной на
конституционном праве, большинство этих стран попадает в группу
американского права в системе общего права.
Что же касается скандинавского права, то оно тяготеет к романо-германским
правовым системам, но если исходить из того, что здесь значительно менее
рельефна граница между частным и публичным правом, то оно окажется ближе к
«общему праву». Для выделения основных правовых семей наиболее
существенными являются следующие взаимосвязанные три группы критериев: во-
первых, исторический генезис правовых систем; во-вторых, система источников
права; в-третьих, структура правовой системы — ведущие правовые институты и
отрасли права.
На основе этих трех взаимосвязанных критериев, на наш взгляд, можно
выделить следующие основные правовые семьи: романо-германская правовая
семья; социалистическая правовая семья; правовая семья общего права;
скандинавская правовая семья; латиноамериканская правовая семья;
мусульманская правовая семья; индусская правовая семья; дальневосточная
правовая семья.

ВВЕДЕНИЕ.
В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает
и так, что в одном и том же государстве действуют несколько
конкурирующих правовых систем. Свое право имеют также и
негосударственные общности: каноническое право, индусское право,
мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует
также и международное право, призванное регулировать во всемирном или
региональном масштабе межгосударственные и внешне торговые отношения.

Право разных стран сформулировано на разных языках, использует
различную технику и создано для обществ с весьма различными
структурами, нравами, правилами, верованиями.
В современном мире существует множество правовых систем.
Правовая система - понятие более широкое и объемное, чем просто
понятие "право".
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ.
Правовая система - это совокупность взаимосвязанных,
согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих
общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень
правового развития той или иной страны. Правовая система-это вся
"правовая действительность" данного государства. В этом широком
понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой:
собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе,
иных, признаваемых государством источниках; правовая идеология -
активная сторона правосознания; судебная (юридическая) практика.
Понятие "правовая система" имеет существенное значение для
характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом
случае говорится о "национальной правовой системе", например,
Великобритании, Германии, и так далее.
Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если
исходить не из содержания конкретных норм, а из их более постоянных
элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами
нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки,
систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов,
которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых
систем современности в правовые семьи, подобно тому, как это делают и
другие науки, оставляя в стороне второстепенные различия и выделяя
семьи, как, например, в лингвистике — романские, славянские,
семитские языки; в религии — христианство, ислам, буддизм и так
далее; в естественных науках — млекопитающие, пресмыкающиеся, птицы,
земноводные и так далее.
Категория "правовая семья" служит для обозначения группы
правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие
говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является
результатом их конкретно-исторического и логического развития.
Заслуживает внимания подход западных компаративистов, отрицающих
типологию правовых систем единственно по признаку их классовой
сущности. При классификации они используют различные факторы, начиная
с этнических, расовых, географических, религиозных и заканчивая
юридической техникой и стилем права. Отсюда множество классификаций.
Одна из самых популярных - классификация правовых семей, данная
Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии,
включающую религию, философию, экономические и социальные структуры,
и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей
источники права.
Р.Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных
семей: романо-германской, англо-саксонской, и социалистической. К ним
примыкает остальной юридический мир, который получил название
"религиозные и традиционные системы".
Другая классификация была предложена К.Цвайгертом и Г.Котцем в
книге "Введение в правовые сравнения в частном праве", вышедшей в
1971 году. В основу этой классификации положен критерий "правового
стиля" («стиль права»), учитывающий пять факторов: 1) происхождение и
эволюцию правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления;3)
специфические правовые институты; 4) природу источников права и
способы их толкования; 5) идеологические факторы.
На основе этого различаются следующие "правовые круги":
романский, германский, скандинавский, англо - американский,
социалистический, право ислама, индуистское право. По существу,
получен тот же результат, что и у Р.Давида.
При этом, во всех случаях, не учитывается марксистско -
ленинская типология права, в основе которой лежит критерий
общественно-экономической формации (рабовладельческое право,
феодальное право, буржуазное право, социалистическое право).
А.Х.Саидов полагает, что только единство глобальной марксистско -
ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем,
дает возможность составить целостное представление о правовой карте
мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых
семей: романо - германскую, скандинавскую, латино-американскую,
правовую семью "общего права", и дальневосточную правовую семью. Они
рассматриваются наряду с семьей социалистического права. В пределах
социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте,
существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая
система, правовые системы соцстран Европы, правовые системы соцстран
Азии, и правовая система республики Куба.
Таким образом, существует несколько точек на классификацию
правовых систем настоящего и недалекого прошлого.
Теперь рассмотрим более подробно основные правовые семьи.
РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ.
Романо-германская правовая семья или система континентального
права (Франция, Германия, Италия, Испания и т.д.) имеет длинную
юридическую историю. Она сложилась в Европе в результате усилий
ученых европейских университетов, которые выработали и развили,
начиная с 12 века на базе кодификации императора Юстиниана общую для
всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

Р.Давид подчеркивает, что романо-германская правовая семья в
своем историческом развитии не была продуктом деятельности феодальной
государственной власти (в этом ее отличие от формирования английского
"общего права"), а была исключительно продуктом культуры, независимым
от политики. Это в какой-то мере верно по отношению к первой,
доктринальной стадии рецепции. О следующей стадии, когда римское
право (а точнее право, основанное на римском). воспринималось
законодателем, этого сказать нельзя. Формирование романо-германской
правовой семьи было подчинено общим, закономерным связям права с
экономикой и политикой, и не может быть понято вне учета сложного
процесса развития капиталистических отношений в недрах феодального
общества, прежде всего отношений собственности, обмена, перехода от
внеэкономического к экономическому принуждению. Здесь на первый план
выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила
поведения, отвечающие требованиям морали и прежде всего
справедливости. Юридическая наука видит свою основную задачу в том,
чтобы определить, какими должны быть эти нормы.
Рецепция римского права привела к тому, что еще в период
феодализма правовые системы европейских стран - их правовая доктрина,
юридическая техника приобрели определенное сходство.
Начиная с 19 века основным источником (формой) права, где
господствует эта семья является закон. Буржуазные революции коренным
образом изменили классовую природу права, отменили феодальные
правовые институты, превратили закон в основной источник права.
"Закон образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его
аспекты, а жизнь этому скелету, в значительной степени придают иные
факторы. Закон не рассматривается узко и текстуально, а зачастую
зависит от расширительных методов его толкования, в которых
проявляется творческая роль доктрины и судебной практики. Юристы и
сам закон теоретически признают, что законодательный порядок может
иметь пробелы, но пробелы эти практически не значительны".
Во всех странах романо-германской семьи есть писаные
конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила.
Она выражается как в соответствии конституции законов и подзаконных
актов, так и в установлении большинством государств судебного
контроля за конституционностью обычных законов. Конституции
разграничивают компетенцию различных государственных органов в сфере
правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят
дифференциацию различных источников права.
В романо-германской юридической доктрине и, главным образом, в
законодательной практике различают три разновидности обычного закона:
кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные
тексты норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют:
гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-
процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.
Система текущего законодательства также весьма разнообразна.
Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, например,
акционерные законы. Число их в каждой стране велико. Особое место
занимают сводные тексты налогового законодательства.
Среди источников романо-германского права велика (и все более
возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных
циркуляров, декретов министров и других.
В романо-германской семье достаточно широко используются
некоторые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе,
а в случае необходимости и в не закона. Эти принципы показывают
подчинение права велению справедливости в том виде, как последнее
понимается в определенную эпоху и в определенный момент. Сам
законодатель своим авторитетом закрепляет некоторые новые формулы
(например, ст.2 швейцарского гражданского кодекса устанавливает, что
осуществление какого-то права запрещается, если оно явно превышает
пределы, установленные доброй совестью, или добрыми правами, или
социальной и экономической целью права)
В наши дни, как и в прошлом, в романо-германской правовой семье
доктрина составляет весьма жизненный источник права. Она влияет как
на законодателя, так и на правоприменителя (например, используется в
толковании законов).
Своеобразно положение обычая в системе источников романо-
германского права. Он может действовать не только в "дополнение к
закону" но и "кроме закона". Возможны ситуации, когда обычай занимает
положение "против закона" (например в Италии, в навигационном праве,
где морской обычай превалирует над нормой гражданского кодекса). В
целом, однако, сегодня за редким исключением обычай потерял характер
самостоятельного источника права.
По вопросу о судебной практике, как источника романо-германского
права позиция доктрины весьма противоречива. Несмотря на это можно
сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу
вспомогательных источников. В первую очередь это касается
"кассационного прецедента". Кассационный суд - это высшая инстанция.
Поэтому, в сущности и "простое" судебное решение, основанное,
например, на аналогии или на общих принципах, благополучно пройдя
"кассационный этап", может восприниматься другими судами при решении
подобных дел, как фактический прецедент. Здесь можно говорить о
судебном прецеденте как о некотором исключении, не затрагивающем
исходного принципа господства закона. Является принципиально важным,
что суды не превращаются в законодателя.
Мы рассмотрели общие признаки правовых систем стран,
принадлежащих к романо-германской правовой семье. Но наряду с общими
признаками, эти системы имеют и свои существенные отличия. Рассмотрим
в сопоставительном плане системы двух стран, принадлежащих к этой
семье: Франции и ФРГ (Германии).
Французская правовая система с одной стороны и германская с
другой послужили той моделью, на основании которой внутри романо-
германской правовой семьи выделяют две правовые группы: романскую,
куда входят Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия,
Португалия, Испания; и германскую, включающую кроме Германии Австрию,
Швейцарию и некоторые другие страны. Внутри романо-германского права
группа "римского" (романского) права, которая наиболее сильно
отражена во французском праве, отличается от группы германского
права, на которое оказала значительное влияние германская правовая
наука.
Франция имеет длительную правовую историю и в основе ее
современной системы источников права до сих пор лежат кодексы
наполеоновской эпохи. Общепризнанно, что несмотря на многочисленные
поправки, кодексы эти устарели, а в современный этап своего правового
развития страна вступила с огромной массой правовых актов, лежащих за
пределами традиционной кодификации. Основным направлением
упорядочения этой массы актов стала разработка кодексов по типу
отраслевых сборников, включающих как законодательные так и
подзаконные акты. Начиная с 50-х годов, принято несколько десятков
таких кодексов, которые по своей правовой природе являются актами
систематизации, консолидации действующего права. Французкие юристы
отмечают два момента, отличающие эти кодексы от наполеоновских
кодификаций. Во-первых, они затрагивают весьма узкие области (кодекс
сберкасс, лесной кодекс и т.д.). Во-вторых, эти кодексы не преследуют
цель "переосмыслить" совокупность норм той или иной отрасли права, а
направлены на логическую перегруппировку уже принятых законодательных
актов и регламентов.
Эта новая кодификация ослабила принцип верховенства законов-
кодексов в его традиционном понимании. Второй удар по престижу закона
нанесла Конституция 1958 года, перевернувшая "классическое"
распределение компетенции между законодательной и исполнительной
властями. Конституция перечислила круг вопросов, входящих в
компетенцию парламента и тем самым ограничила сферу его
законодательной деятельности. И, наоборот, компетенция исполнительной
власти существенно расширилась, и соответственно возросли удельный
вес и значение ее актов в системе источников права.
Весьма своеобразное место в системе источников французкого права
занимает обычай. Он может действовать как secundum lege так и praeter
lege.
В первом случае обычай в качестве источника права применяется
наиболее часто в вопросах собственности и договора, где необходимо
использовать нормы права при решении конкретных дел определенного
географического региона или профессиональной среды.
Во втором случае он применяется, чтобы дополнить писаное право,
если оно недостаточно или неясно выражено. Это применение наиболее
часто встречается в трудовом и торговом праве.
Во французкой правовой системе в качестве самостоятельного
источника права признаются и общие принципы права. Их роль особенно
важна тогда, когда в законодательной структуре имеются существенные
пробелы, что наиболее наглядно прослеживается в области
административного права. Административные суды и Государственный
совет в силу не кодифицированности административного законодательства
наиболее часто отсылаются на общие принципы права.
Во французской юридической литературе источники права делятся на
две основные группы: первичные (основные) и вторичные
(дополнительные). В первую группу (основных) источников права входит
государственный нормативный акт. К вторичным (дополнительным)
источникам относят судебные решения.
Судебная практика сыграла важную роль в развитии французкого
права, а современная законодательная практика еще более широко
открывает ей дорогу для правотворчества в виде индивидуальных и общих
норм. Из простого толкователя закона и унификатора собственных
решений - а именно такую роль отводит судебной практике теория
разделения властей - она превратилась сегодня в источник французского
права, хотя и дополнительный, по мнению французских авторов,
"источник в рамках закона".
Решения Кассационного суда, Государственного совета,
Конституционного совета в определенной степени начинают играть роль,
близкую английскому прецеденту. Судья хотя и не обязан жестко
следовать существующей практике и сохраняет в определенной степени
свободу решать иначе, все же находится под сильным влиянием
авторитета предыдущих судебных решений.
Германия (на примере ФРГ)
В ФРГ, как и во Франции, костяком, основой, действующего права
являются кодексы. Как и во Франции они не молоды, неоднократно
изменялись, в частности после 2-й мировой войны, когда из них были
исключены новеллы, внесенные во времена нацизма. Однако, значительная
часть изменений в праве ФРГ внесена не через кодексы, а с помощью
специальных законов, регламентирующих различные сферы жизни общества.
Большинство из этих законов принято после образования ФРГ в 1949г.,
но есть и такие, которые подобно кодексам восходят к более давним
временам. Как и в других капиталистических странах, в ФРГ наблюдается
постоянная тенденция к увеличению удельного веса среди источников
права подзаконных актов, прежде всего правительственных. Однако, в
отличие от Франции, Основной закон ФРГ 1949г. не признает за
исполнительной властью право на автономную регламентацию и запрещает
практику декретов-законов. Правительственные и иные подзаконные акты
в ФРГ могут быть изданы только в рамках исполнения законов, хотя на
практике встречались и исключения из этого правила. ФРГ не знает
консолидированных кодексов "нового типа" подобных тем, которые так
распространены во Франции.
Роль обычая в частном праве Германии примерно такова же как и во
Франции. Он имеет значение только в узкой среде, не охваченной
кодификацией. Что касается публичного права, то здесь его роль меньше
чем во Франции, что связано во-первых, с более широкой конституционно-
правовой регламентацией в сфере действия государственного права, а во-
вторых с тем, что государственные структуры Германии имеют не столь
значительную историю как во Франции, где соответственно более
значительна роль исторически сложившихся обычаев и обыкновений в
сфере конституционного права.
Как и во Франции судебная практика приобретает в Германии
характер источника права, когда какая-то правовая проблема однозначно
подтверждена при решении ряда аналогичных дел и данное решение
подтверждено авторитетом высшей судебной инстанции.
Однако о более или менее полном совпадении ситуации в обеих
странах можно лишь применительно к общей судебной системе. Что
касается административного права, то поскольку оно в Германии
разработано значительно шире, чем во Франции, то соответственно и
роль судебной практики в этой области далеко не столь значительна как
в этой стране.
Особенно большие различия обнаруживаются в свете той весомой
роли, которую в государственных структурах Германии Конституционный
Суд. Его решения - это источник права, стоящий наравне с законом. Его
толкования законов, изданных парламентом, обязательны для всех
органов, в том числе и для суда. Если у обычного суда возникают
сомнения в конституционности подлежащей применению нормы, он
приостанавливает дело, обращается с запросом в Конституционный Суд, а
затем решает дело в соответствии с заключением Конституционного Суда.
Во Франции нет ничего подобного. Конституционный Совет, существующий
в этой стране, имеет более ограниченную компетенцию. Ему
предоставлено право предварительного контроля за конституционностью
еще не вступивших в силу законопроектов и, следовательно, он не может
оказать влияние на применение уже действующих законов и иных
нормативных актов, как это имеет место в Германии, а тем самым и на
судебную практику. Суды не имеют права обращаться в Конституционный
Совет.
Система источников права в Германии - и здесь еще одно отличие
от французской системы - отражает федеральный характер
государственного устройства страны. В составе Германии (до
воссоединения с Восточной Германией) девять земель и каждая из них
имеет свое законодательство. Это усложняющий систему источников права
фактор.
Федеральное право имеет приоритет над правом земель (ст.31
Основного Закона ФРГ 1949г.) Однако приоритет федерального права не
следует переоценивать, так как, с одной стороны, земли участвуют
через бундесрат в федеральном нормотворчестве, а с другой -
законодательная компетенция федерации ограничена определенными
рамками. Так, по Основному Закону, вопросы, не отнесенные к
исключительной или совместно действующей законодательной компетенции
федерации, остаются в компетенции земель. На другую группу вопросов
распространяется так называемая ограниченная законодательная
компетенция федерации. Здесь речь идет о "каркасном"
законодательстве, то есть федерация может издавать только общие
положения (законы-рамки), а право издания детальных законодательных
актов закреплено за землей. В целом, однако, действует правило,
согласно которому в случае расхождения федерального закона и закона
земли, превалирует первый.
Отличии между французской и германской системами существуют и в
международном праве. Так согласно статье 25 Конституции ФРГ 1949г.
"общие нормы международного права являются составной частью права
Федерации. Они имеют преимущество перед законом и непосредственно
порождают права и обязанности для жителей федеральной территории".
Влияние международного права отражено в праве Германии значительно
более четко, чем во Франции, где оно также признается, но выражено
Конституцией в более умеренной форме, ибо Конституция говорит (ст.55)
не о нормах международного права, а "о договорах и соглашениях,
должным образом ратифицированных или одобренных".
В заключение, хотелось бы подчеркнуть, что различные страны
романо-германской правовой семьи объединены в настоящее время единой
концепцией, согласно которой, первостепенная роль принадлежит закону.
Тем не менее наблюдаются и существенные различия между системами этих
стран, которые касаются конституционного контроля, кодификации,
различной роли закона и регламента, толкования закона.
АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ ИЛИ СИСТЕМА "ОБЩЕГО ПРАВА".
Система общего права была создана в Англии после нормандского
завоевания главным образом в процессе деятельности королевских судов.
Семья общего права включает кроме английского права правовые системы
всех стран английского языка, за некоторыми исключениями. Влияние
общего права было значительным также во многих странах, которые
политически были связаны с Англией. В отличие от государств романо-
германской правовой семьи, где основным источником права является
введенный в действие закон, в странах англосаксонской правовой семьи
основным источником права служит норма, сформулированная судьями, и
выраженная в судебных прецедентах.
Судебный прецедент. - судебное решение по конкретному
юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое
значение.
Англо-американское общее право, как и римское право развивалось
руководствуясь принципом: "Право там, где есть и защита". Поэтому,
несмотря на все попытки кодификации английское "общее право"
дополненное и усовершенствованное положениями "права справедливости",
в основе своей является прецедентным правом, созданным судами. Но это
с другой стороны не исключает возрастания роли статутного
(законодательного) права.
Таким образом, английское право обрело как бы тройную структуру:
"общее право" - основной источник; "право справедливости"-
дополняющее и корректирующее этот основной источник, и статутное
право - писаное право парламентского происхождения. Это разумеется
несколько упрощенное, схематизированное изображение.
В англо-американской правовой семье следует различать группу
английского права, и связанного с ним по своему происхождению права
США.
В группу английского права входят наряду с Англией Северная
Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также право бывших
колоний Британской империи. Как известно, Англия была крупнейшей
колониальной державой, и английское "общее право" получило
распространение во многих странах мира. В результате сегодня почти
треть населения мира живет в значительной мере по нормам английского
права.
Вторую группу образует право США, которое имея своим источником
английское "общее право", в настоящее время является вполне
самостоятельным.
"Общее право" - это система, несущая на себе глубокий отпечаток
его истории, а история эта до 17 века - исключительно история
английского права. В связи с этим, рассмотрим историю его развития,
которое шло тремя путями: формированием "общего права", дополнением
его "правом справедливости", и толкованием статутов.
Английское право своими корнями уходит далеко в прошлое. Есть
дата, которая является основопологающей в истории английского права,
как и в истории самой Англии и Европы, - это 1066 год, когда Англия
была завоевана нормандцами. Основная роль в осуществлении правосудия
была возложена на королевские суды, находившиеся в Лондоне. Частные
лица, как правило, не могли обращаться непосредственно в королевские
суд. Они должны были просить у короля, а практически у канцлера
выдачи приказа, позволяющего перенести рассмотрение спора в
королевский суд. Первоначально даже приказы издавались в
исключительных случаях. Но постепенно список тяжб, по которым они
издавались, расширялся. В ходе деятельности королевских судов
постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в
последующем эти суды. Сложилось правило прецедента. Однажды
сформулированное судебное решение в последующем становилось
обязательным и для всех других судей.
Поскольку основная сложность заключалась в том, чтобы получить
возможность обратиться в королевский суд, сложилась формула "Средство
судебной защиты важнее права", - которая и до сих пор определяет
характерные черты английского правопонимания.
К концу 13 века возрастает роль и значение статутного права. В
связи с этим правотворческая роль судей некоторым образом
сдерживается принципом, согласно которому, изменения в праве не
должны происходить без согласия короля и парламента. Но одновременно
с этим устанавливается право судей интерпретировать статуты - право,
которое судьи присвоили себе, ссылаясь на то, что участвуя в
парламенте при обсуждении статутов, они лучше других могут пояснить
их содержание. Так прецеденты распространялись на дополнительную
сферу - толкование законов.
В 19-20 веке в связи с большими социальными изменениями в
феодальном обществе Англии (развитие товарно - денежных отношений,
рост городов, упадок натурального хозяйства) возникла необходимость
выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов.
Эту роль взял на себя королевский канцлер, решая в порядке
определенной процедуры споры, в связи с которыми их участники
обращались к королю. Так рядом с "общим правом" сложилось "право
справедливости".
До 1873 г. в Англии на этой почве существовал дуализм
судопроизводства: помимо судов, принимающих нормы "общего права",
существовал суд Лорда - канцлера. "Право справедливости", как и
"общее право", является составной частью прецедентного права, но
прецеденты здесь созданы иным путем, и охватывают иные отношения чем
"общее право". Несмотря на общие черты "общего права" и "права
справедливости", прецеденты их судов фиксировались раздельно, что и
привело к дуализму английской правовой системы, который продолжался
более двух веков вплоть до судебной реформы 1873-1875 гг. Эта реформа
слила "общее право" и "право справедливости" в единую систему
прецедентного права.
В то время, как юристы континентальной Европы рассматривают
право как совокупность предоставленных правил, для англичанина право
- это в основном то, к чему придет судебное рассмотрение. На
континенте юристы интересуются прежде всего тем, как регламентирована
данная ситуация; в Англии внимание сосредотачивается на том, в каком
порядке она должна быть рассмотрена, чтобы придти к правильному
судебному решению.
В странах романо-германской семьи правосудие всегда
осуществлялось судьями, имеющими университетский диплом юриста. В
Англии даже судьи в "Высших" судах до 19 века не обязательно должны
были иметь юридическое университетское образование; они овладевали
профессией, работая адвокатами и изучая практику судопроизводства.
Лишь в наше время наличие университетского диплома стало важной
предпосылкой для того, чтобы стать адвокатом или судьей;
профессиональные экзамены, позволяющие заниматься юридическими
профессиями, стали очень серьезными и могут рассматриваться сегодня
как эквивалент юридического диплома. Однако и сегодня, в глазах
англичан, главное то, чтобы дела разбирались в суде добросовестными
людьми. Соблюдение основных принципов судопроизводства, составляющих
часть общей этики, по их мнению, достаточно для того, чтобы "хорошо
судить". Судья в отличии от доктрины и законодателя не создает
решения общего характера в предверии серии случаев, которые могут
произойти в будущем; он занимается тем, что требует правосудия именно
в этом, конкретном случае; его роль в том, чтобы довести до конца
судебный спор. С учетом правила прецедента такой подход делает нормы
"общего права" более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права
романо-германской семьи, но одновременно делает право более
казуистичным и менее определенным.
В Англии благодаря "общему праву" и правилу прецедента различие
права и закона носит несколько иной, и одновременно более ярко
выраженный характер, чем различие права и закона на континенте.
Структура права в англо-американской правовой семье (деление на
отрасли и институты права), сама концепция права, система источников
права, юридический язык, совершенно иные, чем в романо-германской
правовой семье. В английском праве отсутствует деление права на
публичное и частное, здесь его заменяет деление на "общее право" и
"право справедливости". Отрасли английского права выражены не столь
четко как в континентальных правовых системах, и проблемам их
классификации уделялось гораздо меньше внимания. Отсутствие резко
выраженного деления права на отрасли обусловлено преимущественно
двумя факторами. Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию, то есть
могут разбирать разные категории дел: публично и частноправовые,
гражданские, торговые, уголовные и т.д. Разделенная юрисдикция ведет
к разграничению отраслей права, а унифицированная юрисдикция
действует очевидно в обратном направлении. Во-вторых, английское
право развивалось постепенно, путем судебной практики и
законодательных реформ по отдельным вопросам. В Англии нет кодексов
европейского типа, поэтому английскому юристу право представляется
однородным. Английская доктрина не знает дискуссий о структурном
делении права.
Укажем некоторые черты прецедентного права и, прежде всего,
самого прецедента в английском праве.
Основной принцип, который должен соблюдаться при отправлении
правосудия, состоит в том, что сходные дела решаются сходным образом.
Почти везде судебный прецедент в той или иной степени обладает
убеждающей силой, поскольку stare decisis (решить так, как было
решено ранее) - правило фактически повсеместного применения.
В английской системе доктрина прецедента отличается сугубо
принудительным характером. Нередко английские суды обязаны следовать
более раннему решению даже в тех случаях, когда имеются достаточно
убедительные доводы, которые в иных обстоятельствах позволили бы не
делать этого. Английское право в широкой степени основано на
прецеденте. Прецедентное право - это прежде всего правило, что
рассматривая дело, суд выяснил, не было ли аналогичное дело
рассмотрено ранее и в случае положительного ответа, руководствовался
уже имеющимся решением. Другими словами, однажды вынесенное решение
является обязательной нормой для всех последующих рассмотрений
аналогичных дел. Судья при рассмотрении последнего по времени дела
обязан принимать во внимание эти нормы и принципы, в то время как в
романо-германской правовой системе и других системах они служат всего
лишь материалом, который судья может учитывать при вынесении
собственного решения. То, что английское право является в
значительной степени правом прецедентным, означает, что решение
английского судьи по какому-либо конкретному делу образует прецедент.
Судья, разбирающий более позднее по времени дело, как правило
сталкивается с большим числом различного рода прецедентов. Он
вынужден либо просто учесть ранее вынесенное решение как часть
материала, на основании которого он может разрешать рассматриваемое
им дело, либо разрешить это дело так, как было разрешено предыдущее,
если только он не найдет достаточно убедительных доводов, чтобы не
поступать таким образом. Наконец, судья может быть обязан решить дело
так же, как и предыдущее, несмотря на то, что он сумел бы привести
достаточно убедительные доводы против такого решения.
Правило прецедента нуждается в детализации, поскольку степень
обязательности прецедентов зависит от места в судебной иерархии суда,
рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при
этом прецедентом.
При нынешней организации судебной системы, ситуация выглядит
следующим образом: решения высшей инстанции - Палаты лордов -
обязательны для всех других судов; апелляционный суд, состоящий из
двух отделений (гражданского и уголовного) обязан соблюдать
прецеденты Палаты лордов и свои собственные, а его решения
обязательны для всех нижестоящих судов; высокий суд (все его
отделения, в том числе и апелляционные) связан прецедентами обеих
вышестоящих инстанций, его решения обязательны для всех нижестоящих
инстанций, но, не будучи строго обязательны, влияют на рассмотрение
дел в отделениях Высокого суда; окружные и магистральные суды обязаны
следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные
решения прецедентов не создают. Не считаются прецедентами и решения
Суда короны, созданного в 1971 г. для рассмотрения особо тяжких
уголовных преступлений.
Правило прецедента традиционно рассматривалось в Англии как
"жесткое". В отличие, например, от США, судебная инстанция не могла
отказываться от созданного ранее прецедента, который мог быть вменен
только вышестоящей инстанцией или парламентским актом. Даже высшая
судебная инстанция - Палата лордов - до середины 60-х годов,
считалась связанной своими собственными прежними решениями, что в
конечном итоге создавало иногда тупиковую ситуацию. В 1966г. Палата
лордов отказалась в отношении себя от этого принципа.
Представление о том, что правило прецедента сковывает судью,
также во многом обманчиво. Поскольку полное совпадение обстоятельств
разных дел бывает не так уж часто, то усмотрением судьи решается,
признать обстоятельства сходными или нет, от чего зависит применение
той или иной прецедентной нормы. Судья может найти аналогию
обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд они не совпадают.
Наконец, он вообще может не найти ни какого сходства обстоятельств и
тогда - если вопрос не регламентирован нормами статутного права -
судья сам создает правовую норму, становится как бы законодателем.
Сказанным отнюдь не исчерпываются возможности судебного усмотрения в
рамках прецедентного права. Такому усмотрению способствует и
традиционная структура судебного решения. Оно, как правило,
развернуто и включает анализ доказательств, мнение судьи по поводу
спорных фактов, мотивы, которыми руководствовался суд при вынесении
решения и, наконец, правовые выводы - прецедентом является лишь та
часть судебного решения, которая со времен Остина именуется "основные
решения" - правоположение на котором основано решение. Лишь оно носит
обязательный характер: остальная часть судебного решения именуется
"попутно сказанным", и не может рассматриваться как нечто
обязательное.
Ежегодно английский парламент издает до 80 законов. За
многовековую деятельность законодательного органа общее число
принятых им актов занимает около 50 увесистых томов.
Закон формировался под воздействием требований судебной
практики, которая диктовала определенную структуру, характер
изложения норм. Отсюда казуистический стиль законодательной техники.
Здесь также следует отметить, что Англия - одно из немногих
государств, которое не имеет писаной конституции. Ее заменяют акты
парламента - старейшего в мире (существует более 700 лет).
Рост числа законов обострил проблему систематизации. Английская
правовая система - традиционный представитель правовых систем,
определяемых как "не кодифицированные". Здесь до сих пор речь идет
лишь о систематизации путем консолидации процесса соединения
законодательных положений по одному вопросу в единый акт.
В Великобритании, в отличие от романо-германских правовых
систем, исполнительные органы были изначально лишены полномочий
принимать акты "во исполнения закона". Для того, чтобы создать
подобный акт, исполнительный орган должен быть наделен
соответствующим полномочием, которое ему делегирует парламент.
Поэтому нормотворчество исполнительных органов в Англии именуется
делегированным.
Пожалуй, ни в одной стране проблема соотношения закона и
судебной практики не приобретала такого специфического характера, как
в Англии. На первый взгляд эта проблема решается просто: действуют
правила, согласно которым закон может отменять прецедент, а при
коллизии закона и прецедента, приоритет отдается первому. Однако
действительность во многом сложнее, ибо огромна роль судебного
толкования закона, правила, согласно которому, правоприменительный
орган связан не только самим текстом закона, но и тем его
толкованием, которое дано ему в предшествующих судебных решениях,
именуемых "прецедентами толкования".
Законодательство, как источник права, находится в менее выгодном
положении в том смысле, что акт парламента требует судейских
толкований, которые сами становятся судебными прецедентами. Поэтому
было бы упрощением, относиться к парламентскому законодательству как
к источнику права, стоящему выше прецедента.
Несмотря на это, в последние десятилетия английское
законодательство приобретает все более систематизированный характер.
В 1965г. была создана Правовая комиссия для Англии, которой поручено
готовить проекты крупных консолидированных законодательных актов в
различных отраслях права, с тем, чтобы в перспективе "провести
реформу всего права Англии вплоть до его кодификации". Параллельно с
ней действуют комитеты по пересмотру гражданского и уголовного
законодательства, а также различные королевские комиссии, которым
поручается подготовка отчетов о состоянии законодательства по
определенному вопросу и вынесение предложений по его
совершенствованию. В результате осуществления ряда весьма
последовательных реформ, крупными консолидированными актами ныне
регулируется подавляющее большинство правовых институтов, хотя до сих
пор ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью.
В заключение по английской системе хотелось бы отметить, что в
Англии суд наделен широкими возможностями усмотрения в отношении
статутного права. Эти возможности еще более возрастают, если от
законодательной части статутного права, обратиться к его подзаконной
части. Что касается делегированного законодательства то, как
отмечалось выше, суд официально имеет право отмены, признав акт ultru
vires. В отношении остальных исполнительных актов, суд может отменять
их и не обращаясь к доктрине ultru vires по самым различным
основаниям.
Особенности правовой системы США.
Английские поселенцы, обосновавшиеся на территории США, принесли
с собой и английское право. Начиная с 1607г. - даты образования
первой колонии-оно считалось единственным действующим правом; обычай
и традиции местного вытесняемого населения игнорировались как нечто
нецивилизованное и враждебное. Однако, английское право претерпело в
колониях (всего их было 13) известное изменение.
Это было обусловлено тем, что социально-экономические условия и
порядки в колониях были свободны от феодальных наслоений, существенно
отличались от ситуации в метрополии. Потребность в регламентации
новых отношений складывавшихся колониях при отсутствии
централизованной судебной власти, способствовала утверждению идеи о
необходимости писаного кодифицированного права. По тем же основаниям
- специфика общественных отношений - английское право применялось с
оговоркой "в той мере, в какой его нормы соответствуют условиям
колоний".
Американская революция выдвинула на первый план идею
самостоятельного национального американского права, порывающего со
своим "английским прошлым". Принятие писаной федеральной конституции
в 1787г., и конституций штатов, вошедших в состав США - был первым и
важным шагом на этом пути. Предполагался полный отказ от английского
права, а вместе с ним от правила прецедента и других характерных черт
"общего права". В ряде штатов были приняты уголовные, уголовно-
процессуальные и гражданско-процессуальные кодексы, были запрещены
ссылки на английские судебные решения, вынесенные до провозглашения
независимости. Однако перехода американской правовой системы в романо-
германскую правовую семью не произошло.
Лишь некоторые штаты, бывшие ранее французскими или испанскими
колониями (Луизиана, Калифорния) приняли кодексы романского типа,
которые, однако, в дальнейшем постепенно оказались как бы поглощены
"общим правом". В целом же в США сложилась система, сходная с
английской: прецедентное право во взаимодействии с законодательством.

В Англии и США одна и та же общая концепция права; в обеих
странах существует в общем одно и то же деление права, используются
одни и те же понятия и трактовка нормы права. Для американского
юриста, как и для английского, право - это прежде всего право
судебной практики; нормы, выработанные законодателем, по-настоящему
входят в систему американского права лишь после того, как они будут
неоднократно применены и истолкованы судами, когда можно будет
ссылаться не на сами нормы, а на судебные решения, их применившие.
Право США, следовательно, в целом имеет структуру, аналогичную
структуре "общего права". Однако только в целом: стоит приступить к
рассмотрению той или иной проблемы, как выявляются многочисленные
структурные различия между американским и английским правом, многие
из которых действительно существенные и не могут сбрасываться со
счетов.
Одно из таких различий, причем весьма существенное, связано с
федеральной структурой США. Штаты, входящие в состав США, наделены
весьма широкой компетенцией, в пределах которой они создают свое
законодательство и свою систему прецедентного права. В этой связи
можно сказать, что в США существует 51 система права - 50 в штатах и
одна федеральная.
Суд

Новинки рефератов ::

Реферат: Физика в Эстонии (Физика)


Реферат: Взаимозаменяемость запчастей (Транспорт)


Реферат: Методы документооборота (Бухгалтерский учет)


Реферат: Шпаргалки по философии для магистранта БГУ (Философия)


Реферат: Расчет и анализ показателей объема работы и использования подвижного состава Ж/Д (Статистика)


Реферат: Процессоры. История развития. Структура. Архитектура (Компьютеры)


Реферат: Реклама в маркетинговой деятельности предприятия (Маркетинг)


Реферат: Шпаргалка по химии (Химия)


Реферат: Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (Право)


Реферат: Антропогенез: эволюционная теория происхождения человека (Биология)


Реферат: Вопросы менеджмента (Менеджмент)


Реферат: А.И. Куприн - "Поединок" (Литература)


Реферат: Строительство Мацестинского тоннеля (Технология)


Реферат: Принципы оценки необоротных активов предприятия в международной практике и в Украине (Аудит)


Реферат: Пражская весна (История)


Реферат: Видеокарты (Компьютеры)


Реферат: Нетрадиционные уроки в начальной школе (Педагогика)


Реферат: Глобальные сети АТМ (Программирование)


Реферат: Происхождение человека разумного (Биология)


Реферат: Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г. (Государство и право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист