GeoSELECT.ru



Технология / Реферат: Научные и общетехнические революции (Технология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Научные и общетехнические революции (Технология)



Министерство общего и профессионального образования
Димитровградский институт Технологии Управления и Дизайна



Реферат на тему:



НАУЧНЫЕ И ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЕ

РЕВОЛЮЦИИ



Выполнил: студент гр. М-12
Ипполитов Николай



Димитровград 1999

СОДЕРЖАНИЕ



СОДЕРЖАНИЕ 1


ВВЕДЕНИЕ 3


1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 3


2. НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 5


3. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА 7


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10


ЛИТЕРАТУРА 12



ВВЕДЕНИЕ


Настоящее и будущее экономики любой страны зависит во многом от того,
как новейшие достижения науки и техники внедряются во все сферы жизни.
Поэтому важно выяснить, каковы а) сущность, б) этапы и в) перспективы
НТР.
Научно-техническая революция (НТР) - коренное качественное
преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий
фактор производства.
Общепризнано, что эпоха НТР наступила в 40 - 50-е годы. Именно тогда
зародились и получили развитие ее главные направления: автоматизация
производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и
применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-
космической техники началось освоение людьми околоземного космического
пространства.
Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное
сочетание их, революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за
два - три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных,
постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования
факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия
и, изобретения 70 - 80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для
него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная
автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых
материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в
конце ХХ-начале ХХI вв.


1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


Термин технология имеет ряд смысловых нагрузок: он применяется в
промышленности, науке, искусстве и других областях человеческой
деятельности. Очевидно, что технология означает интеллектуальную
переработку технически значимых качеств и способностей. В сущности, это
культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека. Оно
определяет место человека в природе, рамки его возможного вмешательства в
природные процессы.
Технологическая культура - четвертая универсальная культура. Она
определяет мировоззрение и самопонимание современного человека. При этом
под универсальными культурами мы понимаем системы эпистемических принципов,
характерных для определенной эпохи и определенных уровней развития научных
знаний и технических средств.
Первой универсальной культурой, отдельные черты которой
восстановлены в ходе изучения археологических находок и письменных
свидетельств, была культура мифологическая. Она присуща всем природным
цивилизациям древности. Люди этой культуры объясняли явления природы,
опираясь на данные непосредственных наблюдений. В своей жизни они
пользовались функционально приспособленными натуральными продуктами и
материалами. Эпистема такой культуры сводилась к представлению о неких
скрытых “тайных” силах, свойственных всем объектам окружающего мира и
определяющих их существование. Эти силы, по представлениям древних,
определяли последовательность всего происходящего; они наделяли смыслом все
сущее в мире - космосе. Само существование при таком подходе и есть Судьба.
Люди же, подобно всему остальному, оказываются лишь элементами
всеобъемлющей гармонии.
Вторая универсальная культура - космологическая - расцвела в период
средней природной цивилизации. Ее эпистема сводилась к тому, что во всяком
явлении проявляется действие сил природы в соответствии с присущими им
закономерностями. Отдельные элементы, компоненты существа образуют
естественные организмы, множества же естественных организмов, в свою
очередь, образуют равновесие природного порядка, ту же “гармонию”
мифологической культуры.
Эпистема третьей антропологической культуры характерна для развитой
природной цивилизации. Согласно этой культуре, все явления и закономерности
окружающего мира доступны человеческому пониманию. Опыт позволяет раскрыть
системную сущность разрозненных фактов и явлении. Качества таких систем
соответствуют качествам составляющих их элементов. Плановая организация
жизни оказывается вполне возможной, ее цель - то же механическое
равновесие, которое в других культурах выступало как “гармония”, или
“порядок вещей”.
Человек - исследователь, систематизатор и создатель нового - черпал
силы из своих же сил и уверенности. Мир человека постепенно становился
центром его внимания, сферой его достижений. Возникали новые представления
об отношении к природе, новые средства познания, которые уже переставали
быть просто посредниками между мыслью и природой. Начиналось активное
вмешательство человека в естественные процессы. Так шло развитие четвертой
универсальной культуры.
Здесь стоит учесть два момента. Первый - вмешательство человека в ход
естественных процессов принимает небывало широкие масштабы, становится
постоянным и, если иметь в виду результаты, необратимым. Второй - среда
обитания человечества - Земля перестает быть неиссякаемым источником
разнообразных ресурсов, неким “рогом изобилия”; укоренившееся в сознании
“царя природы” потребительское отношение к миру все чаще становится
причиной расстройства природного равновесия, в итоге оно может привести к
окончательному его нарушению.


2. НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ


На современном этапе НТР переросла в технологическую революцию.
Вместо традиционного для машинной индустрии создается качественно новый
технологический способ производства - принципиально иная совокупность
методов изготовления полезных вещей. Иначе говоря, НТР порождает “высокие
технологии”, которые обеспечивают гораздо возросший уровень эффективности.
Современные технологии и их объекты очень сложны, что определяет их
высокую научную и информационную емкость, невозможность их формирования и
развития без основательной научной базы, без научно-информационного поиска.
Эти технологии обычно базируются на новейших достижениях фундаментальных
наук и взаимодействуют с ними. Часто они ставят перед наукой сложные
задачи, которые могут быть решены лишь на базе интеграции ряда
естественных, математических, технических и общественных наук. При их
формировании устанавливаются новые связи между науками и технологией. И
если раньше взаимодействовали науки, смежные по иерархическому ряду, то
теперь начали взаимодействовать и науки далекостоящие друг от друга. По
существу, впервые в серьезные взаимоотношения с технологией вступили
гуманитарные науки (психология, социология). При этом не происходит
механического переноса понятий из одних наук в другие, а происходит
усиление взаимопроникновения научных дисциплин и формирование
междисциплинарных наук, в том числе технологического цикла, объединяющим
фактором в которых являются как единые подходы к решению различных проблем,
так и единые проблемы, к решению которых привлекаются различные подходы и
методы наук.
Впервые создается безмашинная технология - принципиально новые
способы обработки изделий и получения готовых продуктов: электронно -
лучевые, плазменные, импульсные, радиационные, мембранные, химические и др.
Безмашинная технология многократно повышает производительность труда,
поднимает эффективность использования ресурсов, снижает затраты энергии и
материалов на изготовление продукции.
Другим важным направлением совершенствования технологии является
ресурсосбережение. В этих целях используются экономичные виды
металлопродукции, синтетические и другие прогрессивные материалы,
улучшаются технико-экономические и повышаются прочностные характеристики
конструкционных материалов. Более полное и комплексное использование
сырьевых ресурсов и технологических отходов позволяет создавать
малоотходное и безотходное производство.
Вот какова эффективность ресурсосберегающих технологий: 1 кг
конструкционных пластмасс заменяет не менее 4-5 кг металлопроката; на
производство 1 кг пластмасс требуется в 2-3 раза меньше энергетических
затрат. Применение в металлообработке деталей, изготовленных из
металлических порошков, экономит на каждую тонну 2 т проката, высвобождает
60 металлообрабатывающих станков.
Основанная на достижениях электроники и автоматизации обработка
изделий способна надежно обеспечить их высокое качество.
В отличие от традиционной технологии, для которой характерно
загрязнение окружающей среды, “высокие технологии”, как правило, являются
экологически чистыми. В этом случае применяются закрытые системы
водопотребления, замкнутые циклы производства, широко используется
вторичное сырье и производственные отходы, улучшается природопользование.
Это обеспечивает рост не только экономической, но и социальной
эффективности хозяйственной деятельности.


3. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА


Система “ технология - материалы - машины “ (ТММ) является, по
существу технологическим отображением процесса постоянного воспроизводства
техники, в том числе ее модернизации и создания новых технических средств.
Исходным продуктом процесса воспроизводства техники всегда являются
материалы, а конечным продуктом - готовые изделия, в числе которых новые
материалы и машины. Схема превращения исходного продукта определяется
технологией, а основным средством, с помощью которого осуществляется
преобразование исходного продукта в конечный, выступает машина. Таким
образом, система ТММ является динамической.
Поскольку процесс воспроизводства техники, в том числе создания новой
техники, является сердцевиной научно-технического прогресса (НТП),
тенденции и закономерности НТП либо совпадают с тенденциями и
закономерностями функционирования системы ТММ, либо соотносятся с ними по
принципу “ общее - частное “. Ниже рассмотрены некоторые особенности,
тенденции и закономерности НТП, равным образом характеризующие систему ТММ
и ее отдельные компоненты.
Общую схему циклов, характеризующих НТП в целом, можно представить в
виде четырехуровневой системы.
1. Первый, высший уровень составляют всеобщие (глобальные) технические
(научно-технические) революции, каждая из которых коренным образом
преобразует общество во всех его элементах: и в производительных силах, и
в политических формах, и в идеологии. Каждая из всеобщих революций
значительно ускоряет темпы НТП. К таким революциям могут быть отнесены:
1) технический переворот, связанный с переходом к “железному веку” в 1
тысячелетии до н.э. и заключающийся в использовании стальных орудий в
сельском хозяйстве и ремесле и стального оружия;
2) промышленная революция конца 18-19 вв., связанная с широким применением
в различных областях универсального парового двигателя, распространением
рабочих машин и формированием машиностроения (начиная с изобретения
суппорта);
3) научно-техническая революция (середина 20 в.), связанная в первую
очередь с распространением устройств и систем управления и обработки
информации на базе ЭВМ (компьютеризация) и других средств электроники
(электронизация) в том числе устройств управления робототехническими
системами (роботизация). Этим трем революциям предшествовала еще более
значительная, имевшая уникальные последствия для судеб жизни на земле,
революция, связанная с созданием каменных орудий и освоением огня. Эта
революция определила четкую грань между человечеством и животным миром и с
нее начинается отсчет развития человеческого общества и последующих
технических и научно-технических революций.
2. Циклы второго уровня представлены длинными волнами нововведений.
Фаза подъема каждой волны связана с техническими (научно-техническими)
революциями меньших масштабов по сравнению с глобальными, приводящими к
структурным изменениям в экономике в целом и качественным сдвигам в
квалификации рабочей силы.
Не исчерпывая перечня таких революций, можно указать на неолитическую
революцию, переход от неолита к “бронзовому веку”, развитие ремесла на базе
цеховой формы его организации, развитие производства на основе
мануфактурной формы его организации, техническую революцию конца 19 -
начала 20 в. (на базе электрификации), микропроцессорную революцию 70-х
годов.
3. Третий уровень циклов образуют классические циклы
капиталистического производства - среднесрочные циклы (7-11 лет),
характеризующиеся массовым обновлением производственных фондов и временными
рамками, связанными со средним сроком жизни оборудования. В 20 в. форма
циклов постепенно меняется в связи с созданием (после кризиса 1929 г.)
системы государственного регулирования экономикой. Циклы приобретают менее
выраженный характер, в основном в результате попыток государства полностью
элиминировать фазу спада и регулировать подъем (стимулировать его лишь до
известных пределов и не допуская “перегрева” экономики). Однако изменение
формы циклов не отменяет закономерности их смены.
4. Малые циклы НТП, связанные с колебаниями в инновационной
деятельности. Здесь может помочь обращение к статистике публикаций в научно-
технической сфере, которая, хотя и может служить лишь косвенным
доказательством, но зато значительно легче поддается формированию и
обработке чем статистика инноваций. Статистика публикаций показывает
наличие в различных областях науки и техники не только крупных по масштабам
и длительности волн интереса к тем или иным проблемам, но и краткосрочных
колебаний в рамках этих волн, отражающих циклические колебания в появлении
инноваций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Характерная черта современных технологий то, что в них большой
удельный вес приходится на научные исследования, в том числе
фундаментальные, и эти исследования все быстрее и более короткими путями
включаются в практику.
В мировом сообществе происходит кардинальный пересмотр стратегии
научно-технического развития. Там возобладало отношение к технологии как к
началу начал современной научно-технической революции. Оно еще более
окрепло в период энергетического кризиса, когда на первый план вышла
стратегическая задача создания и широкого применения ресурсосберегающих
технологий. Преимущество технологического подхода к научно-техническому
развитию производства и социальной сферы, как свидетельствует практика
развитых стран, характеризуется комплексностью и ориентацией на конечный
результат. Такой подход существенно меняет организацию производства и сферы
обслуживания.
В условиях насыщенности западного рынка товарами высокоразвитые
страны меняют ориентиры с производства массовой продукции на производство
мелких серий большого набора товаров. Реальностью становится уменьшение
потребности в стандартных видах продукции, растет разнообразие товаров,
что, в свою очередь, обусловливает фундаментальные изменения как в
управлении, так и в структуре производства и его технологиях. Возникает
потребность в небольших предприятиях, способных лучше адаптироваться к
запросам покупателей. В результате создается примат потребителя над
производителем, повышаются требования к товарам, их качеству,
своевременности поставок, разнообразию товаров и услуг, приспособленных к
запросам конкретного потребителя. Такой подход привел не только к новым
типам технологий, но и к ускорению их обновляемости. Очевидно, что этого
пути развития технологий не миновать и нашей стране.
Научные исследования требуют высоких затрат, и стоимость этих затрат
входит в цену конечного продукта. За рубежом многие фундаментальные
исследования субсидируются коммерческими структурами, занимающимися
новейшими технологиями, и направление исследований, их задачи определяются
требованиями технологий. Это пугает ряд ученых, так как наряду с
положительным эффектом - увеличением ассигнований на науку - может быть и
отрицательный - перекосы в развитии науки, нарушение внутренней логики ее
развития. Погоня за близким эффектом в перспективе может привести к
стагнации науки и поскольку разработка новейших технологий требует больших
ассигнований, они часто будут недоступны странам, не способным
финансировать исследования.



ЛИТЕРАТУРА


1. Барцель А. Значение технологической культуры и технологической культуры
и техноэтики / Ж.: “Вестник высшей школы”, 1991 г., №12, 54-58с.
2. Блауберг И.В., Пантин И.К. Краткий словарь по философии / М.: Наука,
1982 г. 40с.
3. Ламан Н.К., Корягин Н.И., Васильев В.И. и др. Технология - материалы -
машины (история, современность, перспективы). М., 1994.





Реферат на тему: Немного из истории русской вышивки

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании
вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к
9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные
золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы
быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17
веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении
костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с
жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и
бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали
также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани,
платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных
семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18
века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из
основных занятий девушек – крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники
(скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные
уборы и др. изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих
материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.
Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась
на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту,
рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое
отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом
плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента
народного шитья, в котором вплоть до 2-й чет верти XX века сохраняются
древние символы.
Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является
"ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные
значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия,
связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном
начале всех рождений на земле. Ромб -"репей" в фольклоре сравнивается с
дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного
"цвета" -молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых
мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей,
соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия.
Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое
дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является
стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях:
в центре, всадники или птицы по сторонам;
держащая ветки или светильники;
с птицами в руках и т.д.
Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве
из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру- Землю, выступает
покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить
жизненные блага и воспроизводство рода.

Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры
народа и их эволюции во времени.

Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались
их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и
создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.
Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой,
отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов,
совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов
выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому
назначению.
В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки.
Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века. Вышивка
делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не
имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды,
приходившей с Запада. Нар одная вышивка была связана со стародавними
обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к
13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые
скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки.
На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей
работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно
было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали,
вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали
своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт
многих поколений.
Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её
украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из
цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности,
отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная,
свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой,
пожилой женщины).
По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень
многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои
характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом
определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.
Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается
от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический
орнамент и геометризированные формы растений и животных : ромбы, мотивы
женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с
поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце –
символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли
плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение
узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды,
которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей
ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы
рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды.
Вышивку располагали вдоль соединительных швов.
В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры
растительного характера.
К старинным русским швам относятся : роспись или полукрест, набор,
крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились
вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная
вышивка, белая и цветная гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы
: северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки
Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской,
Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.
Самые распространённые приёмы северной вышивки – крест, роспись,
вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и
цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому
фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как
один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур
птицы – павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно-
красной шерстью.
Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных
спрос как в нашей стране, так и за рубежом.

Орнамент в вышивке.


Для выполнения вышивки необходим узор, рисунок. А всякий ли рисунок
подходит для этого? Многие любят вышивать цветы, различные растения. И
зачастую в качестве рисунков для вышивки используют натуралистические
изображения растений, цветов, а также сюжетные картинки, переведённые с
репродукций, открыток. Такие «узоры» нельзя назвать художественными,
они не отвечают особенностям декоративно- прикладного искусства. И,
кроме того, как бы мы ни стремились вышить цветок во всех его деталях,
чтобы он получился «как живой», всё равно он таким не получится и
изделие не украсит. Лишь в рисунке, выполненном живописными средствами,
где наличие света и тени создаёт ему объём, возможно приближение к
натуре, но и живописец не стремится бездумно копировать природу.

В задачу вышивки не входит добиваться реалистических изображений.
Она служит для украшения бытовых изделий и самостоятельного значения не
имеет. Основную роль играет сам предмет, который благодаря вышивке
приобретает художественную ценность.
При создании рисунка для вышивки художник делает зарисовки с натуры
и затем претворяет их в орнамент и различные орнаментальные композиции.
Слово «орнамент» в переводе с латинского означает «украшать».
Орнаментом украшают, оформляют изделие прикладного искусства, поэтому
он является неотъемлемой частью этого изделия и всецело зависит от его
формы, назначения и материала, из которого выполняется это изделие.
При переработке рисунка в орнамент отбираются основные, характерные
черты предмета (например, цветка, птицы). Мотивы животных, птиц,
растений рисуют контуром, не стремясь к точной передаче, выделяя лишь
главные черты. Плоскостное изображение таких мотивов становится частью
узора и органически связывается с поверхностью украшаемого изделия.
При создании узоров для вышивки современных изделий художники часто
используют мотивы крестьянских вышивок 18- 19 веков, в которых всегда
сохраняются принципы орнаментальной композиции.
Трактовка в узорах мотивов растительного или животного
происхождения зависит от характера орнамента, фактуры ткани, техники
выполнения. Так, например, изображение ягод и листьев клубники может
быть различным и зависит от того, какими швами оно будет выполнено.



Приступая к выполнению изделия, сначала надо продумать его
художественное решение в целом, определить расположение узора на
плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в
цвете, т. е. всё, что входит в понятие композиция.
Характер композиции в большей степени определяется ритмом –
закономерным чередованием отдельных элементов или группы элементов в
орнаменте, что способствует достижению выразительности композиции,
чёткости её восприятия. Повторение абсолютно одинаковых элементов или
групп элементов называется раппортом.



Орнаментом может быть украшена вся поверхность предмета (например,
ковёр) или какая – либо часть его (края салфетки или середина
наволочки), отдельные орнаментальные мотивы могут быть разбросаны по
поверхности изделия (скатерть) и т. д.
Для построения орнамента могут быть использованы геометрические
формы (треугольники, квадраты, звёзды, окружности и т. д.), а также
волнообразные, ломаные линии, спирали и т. д., растительные мотивы
(листья, цветы, ветви, деревья и т. д.), изображение образов животного
мира (насекомые, птицы, рыбы, звери), а также фигура человека в очень
обобщённой форме. Иногда в орнаменте геометрические формы сочетаются с
мотивами природы. Все части орнамента должны быть соразмерными.
Иногда мотивы в узоре не повторяются. Узор может строиться на
основе симметрии и асимметрии. Такой узор также будет орнаментальным.
Для узоров русской вышивки характерна симметрия – закономерное
расположение основных линий, форм, красок относительно горизонтальной
или вертикальной осей симметрии. Рисунок может быть построен
относительно одной, а также двух или нескольких осей симметрии.
Построение композиции может быть основано на принципе равновесия,
когда части узора уравновешивают друг друга и становится частью узора.



Часто узор строится в замкнутой плоскости, т. е. В плоскости,
ограниченной какой – либо геометрической формой. Это может быть
скатерть квадратной или прямоугольной формы, панно, шаль в форме
треугольника, круглая наволочка на диванную подушку и др. в зависимости
от формы изделия и замысла исполнителя форма и расположение узора могут
меняться. Так, на скатерти могут быть вышиты углы или середина.
Плоскость скатерти или салфетки может быть разделена на квадраты или
прямоугольники, а в них располагаться узоры вышивки.
Во всех, приведённых ниже узорах, сохранилось сходство с растениями
того же названия, но цветы и листья приняли новую, идеальную форму. В
них нет изъянов, которые можно встретить в природе: сморщенный или
поломанный листочек, отвёрнутый лепесток цветка, поломанная или
загущённая веточка. Чтобы рассмотреть такую веточку, надо раздвинуть и
выпрямить листочки, удалить какую – то их часть. То же делает и
художник, создавая узор для вышивки. Чёткие формы цветов и листьев
группируются по- новому и заполняют полосу или плоскость, подчиняясь
замыслу художника. В этих узорах цветы, листья и ягоды не мешают друг
другу, не находят один на другой. элементы узора располагаются таким
образом, что фон изделия между ними равномерно распределяется и
становится частью узора.
Для вышивки рекомендуется использовать образцы народных узоров и
рисунки, созданные художниками. Отдельные части рисунков можно
комбинировать по – своему, а ещё интереснее, наблюдая природу, самим
придумывать узоры, их расположение на поверхности изделия.
О цвете.

Вышивка тесно связана с цветом. При подборе ниток необходимо
учитывать сочетания цветов, знать, как они влияют друг на друга. Для
этого надо познакомиться с основными свойствами, взаимодействием цветов
– цветовой гармонией, т. е. Согласованностью в сочетании цветов.
За основу гармоничного подбора цветов берётся цветовой круг,
состоящий из цветов замкнутого спектрального ряда.
Если пучок света пропустить через трёхгранную стеклянную призму, то
он окажется разложенным на составные части, образуется цветовая полоса
– спектр. В природе можно часто наблюдать это сочетание красок в
радуге, при прохождении луча солнца через каплю росы.

Видимый спектр представляет собой непрерывный ряд изменяющихся
цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего,
фиолетового. Эти цвета отделены друг от другагаммой промежуточных
тонов. Если цвета спектра в том же порядке расположить в круге, то
между сине - фиолетовым и красным будет пурпурный.Цветовой круг можно
разделить по диаметру пополам, так, чтобы в одну половину вошли тёплые
цвета, а в другую – холодные.
Любой цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью и
насыщенностью.
Цветовой тон, это, собственно, цветность – красный, синий, жёлтый и
т. д. По цветовому тону отличают один цвет от другого.
Яркость- степень близости к белому цвету. Из всех окружающих нас
предметов наибольший процент света отражают белые поверхности. Поэтому
самые светлые будут цвета, близкие к белому.
Насыщенность цвета определяется степенью его густоты, его
предельной окраской. Например, синий цвет считается насыщенным, если
его нельзя сделать более синим.



Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. К
хроматическим относят все цвета спектра, весь ряд бесчисленных оттенков
этих цветов. Их называют тональными. К ахроматическим цветам относят
белый, серый и чёрный. Это бесцветные, неокрашенные цвета. Их называют
нейтральными.
Ахроматические цвета насыщенности не имеют. Они не имеют и
цветового тона и отличаются друг от друга только яркостью. Самый яркий
цвет - белый. Чёрный цвет яркости не имеет.
Цвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального
круга, называют дополнительными. Если провести диаметр через середин
красного цвета, то он пересечёт голубо – зелёный цвет, который в
цветовом круге находится почти напротив красного, и т. д.
Если дополнительные цвета смешать в равных количествах, то они как
бы гасят друг друга, получается сероватый малонасыщенный цвет. При
расположении рядом дополнительные цвета взаимно усиливают насыщенность
цвета. Учитывая это свойство дополнительных цветов, не рекомендуется
брать их в равных пропорциях: один из них должен служить основным, а
другой дополнительным (для отделки). Любые цвета при расположении рядом
влияют друг на друга и могут производить различное впечатление. Всякий
цвет в окружении более тёмных цветов кажется светлее, а в окружении
более светлых – темнее.
Гармоничные сочетания цветов можно получить из оттенков,
расположенных вблизи друг от друга в пределах одной четвёртой части
цветового круга, например, сочетание жёлтого с жёлто – зелёным. Красивы
и оригинальны сочетания, составленные из трёх контрастных цветов (или
их оттенков). эти цвета лежат на вершинах равностороннего или
равнобедренного треугольника, вписанного в цветовой круг.
Хорошо сочетаются между собой ахроматические цвета: белый с
чёрным, чёрный с серым, белым. Эти цвета гармонируют с любым цветом.
При этом хроматические тёплые цвета выигрывают рядом с тёмными
ахроматическими, а холодные – со светлыми ахроматическими. Насыщенные
цвета гармонируют с чёрным или белым, а малонасыщенные – с различными
оттенками серого цвета. Во всех случаях на сочетание цветов большое
влияние оказывает преобладание того или иного цвета.
При выборе цвета надо помнить ещё об одном его свойстве. Он может
зрительно видоизменять форму и величину предмета. Если смотреть на
поверхность, покрытую красными и синими пятнами, то возникает иллюзия,
будто красные пятна расположены ближе к зрителю, чем синие. Светлые и
тёплые цвета кажутся нам ближе, чем тёмные и холодные. Поэтому тёплые
цвета как бы увеличивают предмет, а холодные уменьшают его. Это
свойство цветов можно использовать для того, чтобы выделить
определённую часть одежды, сгладить резкость очертаний. Изделия,
которые смотрятся на большом расстоянии, можно вышивать нитками
насыщенных контрастных цветов.
Выбор цвета и ниток для вышивки, сочетание их цветов зависят от
назначения вещи, расположения узора, величины. Как правило, фону
(цвету ткани) отводится дополнительное место, а узору главное. Поэтому
фон не должен выделяться, быть ярче орнамента. Цветовое решение узора
зависит также от техники выполнения.


Инструменты и приспособления для вышивки.


Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты:
иглы, напёрсток, ножницы, сантиметр, заострённая палочка, пяльцы; кроме
того, миллиметровая бумага, калька, копировальная бумага.
Иглы для вышивания лучше брать короткие с удлиненным ушком. В
большое ушко легче вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Такие
иглы применяют для выполнения счётных и простейших швов, а также для
вышивки владимирскими швами. Считать и отделять нити с помощью таких
игл очень удобно.
Трудно вдевается в иглу шерстяная нитка. Для вдевания её можно
воспользоваться нитковдевателем. Её можно вдеть также с помощью кусочка
шелковой или тонкой катушечной нити. Нитку шёлка складывают вдвое и в
образовавшуюся петлю вкладывают конец шерстяной нити. В ушко иглы
продевают оба конца шёлковой нитки и протаскивают их вместе с шерстяной
ниткой.
Для вышивки на плотных и тонких тканях нужны более тонкие иглы с
меньшим ушком. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять
отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая
нитка.
Напёрсток необходим для проталкивания иглы через ткань при
вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоёв ткани, при
подшивании краёв изделия и т. д. Он предохраняет палец от уколов иглой.
Напёрсток надевают на средний палец правой руки, подбирают его точно по
размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него.
Ножницы для работы хорошо иметь трёх видов: маленькие с острыми
концами для подрезания и выдёргивания нитей из ткани, средних размеров
с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие – для
разрезания тканей и мотков ниток.
Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью
смыкаться.
Сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки
узоров на ткани, при выполнении швейных работ.
Заострённая палочка (костяная, деревянная или пластмассовая)
применяется для прокалывания дырочек при вышивке белой гладью.
Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и
предохранения её от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или
круглые. Очень удобны для работы круглые деревянные пяльцы.
Пяльцы могут быть с винтом, при помощи которого их можно прикрепить
к столу.
Миллиметровая бумага нужна для составления орнаментов, особенно
геометрических, счётных.
Калька используется при подготовке рисунка к переводу на ткань.
Орнамент с оригинала сначала переводят на кальку, а с кальки на ткань
Копировальная бумага нужна для перевода рисунка на ткань.


Подготовка к вышивке.

Прежде чем приступить к вышивке, ткань выравнивают по основе и
утку, намечают на ней расположение узора, затем переводят узор. После
этого ткань запяливают. Для того, чтобы выровнять края ткани, надо
выдернуть крайнюю нить и по её следу отрезать лишнюю ткань. Ширину и
длину изделия намечают таким же образом.
Если узор геометрический, а ткань имеет чёткое переплетение нитей,
то его можно выполнить по счёту нитей ткани. При вышивке, не связанной
со структурой ткани (владимирские швы, цветная гладь и др.), требуется
перевод рисунка на ткань.

Перевод рисунка на ткань.

Рисунок на ткань можно перевести несколькими способами. Во всех
случаях узор с оригинала сначала переводят на кальку или переносят на
миллиметровую бумагу хорошо отточенным карандашом. После этого рисунок
переводят на ткань.

a) Перевод рисунка с помощью копировальной бумаги.
Ткань, предварительно проглаженную, расстилают на гладкой
поверхности (столе, доске), при этом следят, чтобы не было перекоса
ткани по нитям основы и утка.
Кальку с узором кладут на ткань и прикрепляют булавками. Под кальку
подкладывают копировальную бумагу жирной стороной к ткани и обводят
узор остро отточенным карандашом. Желательно для копирования иметь
набор копировальной бумаги различных цветов, тогда для светлых тканей
берут тёмную копировальную бумагу (чёрную, синюю, зелёную), для тёмных
– светлую (белую, жёлтую).
После того как узор будет переведён, надо вынуть копировальную
бумагу, отколоть с одной стороны булавки, проверить рисунок и после
этого снять кальку.
Узоры геометрического характера (для вышивки счётными швами и др.)
можно также переводить с помощью копировальной бумаги. Для этого
толстой иглой делают проколы миллиметровки и копировальной бумаги по
узору в местах пересечений горизонтальных и вертикальных линий клетки.
На ткани получается узор, обозначенный точками.
Переводя рисунок с помощью копировальной бумаги, надо помнить, что
линии узора не должны быть жирными, иначе ткань и нитки в процессе
выполнения вышивки могут загрязниться. Поэтому лучше пользоваться
копировальной бумагой, бывшей в употреблении, а новую предварительно
протирать сухой ватой или тряпочкой.

b) Перевод рисунка на «просвет».
На тонкие прозрачные ткани узор можно перевести с помощью
подсвечивания. На стекло, под которым помещена лампа, кладут кальку с
четким узором, а поверх неё хорошо натянутую ткань. Остро отточенным
карандашом обводят узор (рисуют по ткани), который виден сквозь ткань.
c) Перевод рисунка с помощью папиросной бумаги.
На сукно, бархат и блестящие ткани узор переводят прометкой через
папиросную бумагу, приметывают её к ткани и прошивают мелкими частыми
стежками швом вперёд иголку по всему контуру. Затем бумагу срывают.
После выполнения вышивки промётку выдёргивают.

Рабочее место вышивальщицы.

Чтобы заниматься вышиванием было удобно, работа не вызывала
утомления, надо правильно организовать своё рабочее место и соблюдать
определённые правила труда.
Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы
свет падал с левой стороны. Если в столе нет ящика, то нитки можно
хранить в специальном мешочке, инструменты – в коробке, а листы кальки
с узорами – в папке. Надо следить за положение корпуса, не сутулиться,
не наклонять низко голову. Корпус во время работы должен быть несколько
наклонён вперёд. Расстояние между глазами и работой не должно превышать
25 – 30 см. иногда с этой целью пяльцы устанавливают повыше,
подкладывая под них доску, книгу и т. д. Стул придвигают к столу так,
чтобы можно было опираться о его спинку.
Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы:
левая рука должна находиться внизу, правая – сверху пялец. При
вышивании на редких тканях и строчевой сетке правой рукой проводят
рукой проводят иглу на изнаночную сторону вышивки, вкалывая её острым
концом. Левой рукой берут иглу за острых конец, выводя на лицевую
сторону тупым концом (ушком). Нитку затягивают правой рукой.
Выполняя вышивку на плотных тканях, иглу с изнаночной стороны на
лицевую выводят острым концом.



Счётные швы.

Счётные швы относятся к наиболее древним и распространённым швам
русской вышивки. Это – крест, набор, роспись, козлик, счётная гладь и
т. д. Вышивка этими швами имеет повсеместное распространение, особенно
она характерна для Архангельской, Ивановской, Рязанской, Тамбовской,
Смоленской областей.
Крест появился позже шва роспись, приблизительно во второй половине
14 века, когда стали распространяться рисунки из городских альбомов.
Для выполнения его использовали узоры шва роспись и строчевые вышивки.
Шов крест выполняется быстрее, чем шов роспись и привлекает своей
плотной, зернистой фактурой и яркой декоративностью.
Крестом с успехом вышивали полотенца, подзоры, одежду. Большое
применение эта вышивка нашла в Рязанской и Тамбовской областях. Трудно
найти вышивальщицу, которая не знала бы вышивки простым крестом, но не
все знают, что есть двойной крест, двусторонний и односторонний, а в
Тамбовской области вышивают двусторонним крестом, обрамлённым четырьмя
стежками, это – тамбовский крест.
Счётные швы называют счётными потому, что ими заполняют узор,
отсчитывая нити ткани. Стежки вышивки ровно ложатся на поверхность
ткани. Для выполнения счётных вышивок лучше брать ткань плотного
переплетения, так как у неё хорошо видна структура. Швы крест, роспись,
счётную гладь можно вышивать и по переведённому рисунку на плотных
тканях, на тканях с нечёткой структурой.
Счётная вышивка с успехом применяется для оформления предметов
одежды, салфеток, занавесок, диванных подушек, панно и других изделий.
Выполнение счётной вышивки способствует развитию глазомера, но она
требует особой внимательности. Если нити ткани будут отсчитываться
неверно, то стежки получатся разной величины и в результате рисунок
исказится и работа приобретёт неряшливый вид. Вышивка с изнаночной
стороны должна так же красиво, аккуратно выглядеть, как и с лицевой.
Шов крест простой.
Этот шов прост в выполнении. Он представляет собой диагональные
перекрещенные стежки одинаковой величины. Выполняют крест в такой
последовательности: первый стежок – снизу слева вверх направо, второй –
снизу справа вверх налево. От первого стежка ко второму рабочая нитка
проходит по изнаночной стороне по вертикали сверху вниз. Если надо
выполнить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали, то
выполняют сначала все первые (нижние) стежки, затем все вторые (верхние).
Таким образом, все верхние стежки должны иметь одно направление.
При вышивании сложного узора необходимо также соблюдать основные
правила выполнения шва. Так, в мотиве ромба, где крестики расположены
по диагонали, выполняют нижний стежок в первом крестике, верхний - во
втором, нижний – в третьем и так далее по всему узору. Продвигаясь в
обратном направлении, перекрывают нижние стежки крестиков и подводят
иглу с ниткой под верхние стежки.



Введение.

Ручная вышивка всегда ценилась очень высоко, особенно в наше время,
когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили
ручной труд. Поэтому я считаю очень важным для себя перенять опыт
многих поколений и научиться вышивать, как когда – то много веков назад
и до наших дней вышивали искусные мастерицы.
Я выполняла вышивку простым крестом по наволочке на подушку.
Выбрать это изделие мне помогла бабушка, показав свои работы тех
времён, когда она была в моём возрасте. Вышивки уже порядком
истрепались, оно и понятно: выполнены они были как минимум 65 лет
назад. Мне захотелость сделать бабушке приятное, и я решила оживить
потёртую вышивку, вышив её заново. Мне пришлось вышивать не по схеме,
а, глядя на готовую работу, что было намного сложнее. Однако результат
не заставил жалеть об этом.



Расчёт стоимости.

1. Канва – 55р.
2. Ткань – 10р.
3. Мулине –50 р.
4. Синтипон- 20 р.
5. Работа –60р.

Итого: 195 р.


Анализ работы.

Это не первая моя работа по вышивке крестом, поэтому я уже имела
некоторый опыт, когда бралась за изготовление подушки и старалась все
предусмотреть и спланировать заранее. Я не стала ничего менять в
вышивке, потому, что не я её разрабатывала, хотя и заметила некоторые
несоответствия в цвете. Цвета я старалась подобрать как можно ближе к
оригиналу: очень мне хотелось приблизить мою вышивку к образцу, а
потому, мне кажется, что у меня всё получилось так, как я и
планировала. В процессе работы я немного увеличила свою вышивку, так
как канва у меня была немного больше. Это моя лучшая работа по вышивке
крестом. Мне очень хотелось бы подарить эту подушку бабушке.
Мне очень понравилось вышивать крестом, потому что это не сложно,
хотя трудоемко, а наблюдать результат работы очень приятно.



План.



Введение……………………………………………………… 1стр.
1. Немного из истории русской вышивки. ………………2 - 4 стр.

2. Орнамент в вышивке……………………………………4-9 стр.
3. О цвете………………………………………………….9-12 стр.
4. Инструменты и приспособления для вышивки…….12-13стр.
5. Подготовка к вышивке……………………………….13 - 14стр.
6. Перевод рисунка на ткань……………………………12-13 стр.
С помощью копировальной бумаги.
На «на просвет».
С помощью папиросной бумаги.
7. Рабочее место вышивальщицы……………………14-15 стр.
8. Счётные швы………………………………………..15-17стр.
9. Расчёт стоимости……………………………………18 стр.
10. Анализ работы……………………………………….18 стр.
Используемая литература……………………………19 стр.



Используемая литература:

1. Т. И. Ерёменко «Иголка – волшебница».
Т. И. Ерёменко «Вышивка крестом».
Л. М. Русакова «Мотивы ромба с крючками в узорах сибирских вышивальщиц.»
Г. П. Дурасов «Изобразительные мотивы русской народной вышивки».





Новинки рефератов ::

Реферат: Управление инновационными проектами (Менеджмент)


Реферат: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (Социология)


Реферат: Детская Психология (Психология)


Реферат: Основы Политологии (Политология)


Реферат: Смазки при обработке металлов давлением (Металлургия)


Реферат: Защита в чрезвычайных ситуациях (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Человекообразные обезьяны (Биология)


Реферат: Индивидуальный трудовой договор (Гражданское право и процесс)


Реферат: Стабилизатор напряжения (Цифровые устройства)


Реферат: Пиявка (Биология)


Реферат: Билеты по геометрии (11 класс) (Математика)


Реферат: Конфликты в повседневной жизни (Социология)


Реферат: Учет операций по начислению амортизации (износа) основных средств и нематериальных активов (Бухгалтерский учет)


Реферат: КультУра (Культурология)


Реферат: Субкультуры как способ межличностной и межкультурной коммуникации (Социология)


Реферат: Интеграция как методическое явление. Возможности интеграции в начальном обучении (Педагогика)


Реферат: Топики по Английскому (Иностранные языки)


Реферат: Способы совершения компьютерных преступлений (Управление)


Реферат: Ноосфера и биосфера (Биология)


Реферат: Новации в процессе обучения иностранным языкам (Иностранные языки)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист