GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Девиантное поведение (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Девиантное поведение (Социология)



Содержание



Содержание 2


Введение 3


1.Понятие девиантного поведения. 4

1.1.Понятие девиации 4

1.2.Понятие «нормы» и его связь с отклоняющимся поведением 5


2.Причины отклоняющегося поведения 7

2.1.Определение причин девиации различными учеными. 7

2.2.Маргинализация и отклоняющееся поведение. 8

2.3.Отклоняющаяся социализация и девиантное поведение. 10


3.Аддиктивные формы отклоняющегося поведения. 12


4.Девиантное поведение в современных условиях. 14


Заключение 16


Список литературы 17



Введение


Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием
отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации
присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины
таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть
свойственным каждому современному человеку.
Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент
социального контроля и управления обществом.
В недалеком прошлом термин «отклонение» был связан в нашем сознании
только с криминальными явлениями - преступлениями, пьянством, наркоманией,
проституцией и др. И это неслучайно, ибо они практически везде и всегда
считаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в этой связи
возникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать отклонениями и
что представляет собой девиация?
Проблему отклонений изучают криминология, правовая статистика,
социология, психология и другие науки.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное
явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов
на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории
«норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах,
традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в
быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным
мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и
межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть
в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную
работу человеческой машины» [6,с.208].
Именно поэтому почти любое отклонение можно рассматривать как
отклонение от социальной нормы.
Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня
наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

1.Понятие девиантного поведения.

1.1.Понятие девиации

К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в
котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными
требованиями. Термин “отклонение” означает поведение индивида или группы,
которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы
ими нарушаются. Отклонения могут принимать самые разные формы: преступники,
отшельники, аскеты, святые, гении и т.д.
Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы
человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства
определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием,
интересами правящей элиты. Проблемы социального “зла” всегда привлекали
интерес ученых.
Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в
личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной
организации.
У истоков социологии девиантного (отклоняющегося) поведения стоял
французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - создатель французской
социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее
как “состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют
реальным отношениям, а новые еще не утвердились”.
Конституированию в качестве самостоятельного научного направления теория
девиантного поведения обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. Мертон
проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых
членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. Американский
социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое “идет
вразрез с институционализированными ожиданиями”[3,c.520], а англичанин Д.
Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что
“социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый
статус”[7,c.98], то есть только субъективное обозначение, “ярлык”, а не
объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее,
присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и
применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося
поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные
свойства.
Более широкую трактовку определения девиации дает Г.А.Аванесов: ”Под
отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие
заданным обществом нормам и типам”[1,c.257], то есть речь идет о нарушении
любых социальных норм.
Отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они
представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными
нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур,
нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие
отклонения определяются как групповые.
Как пишет профессор социологии Калифорнийского университета в Беркли (США)
Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что связано с
неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Девиация ведет за
собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет
три основных компонента девиации:
а)человека, которому свойственно определенное поведение;
б)норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как
девиантного;
в)другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение. [5,c.78]
Таким образом, под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением
понимаются:
поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным
или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности,
не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в
данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии,
педагогики, психиатрии. Во втором значении - предмет социологии и
социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение
относительно.

1.2.Понятие «нормы» и его связь с отклоняющимся поведением

Исходным для понимания отклонений служит понятие "норма".[4,c.123]
В теории организации сложилось единое - для естественных и общественных
наук - понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и
изменения системы). Для физических и биологических систем - это допустимые
пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается
сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это -
естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности
сохранения и изменения системы.
Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе
предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного)
поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В
отличии от естественных норм физических и биологических процессов
социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного
отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей
функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам
общественного развития, являясь "естественными", либо недостаточно
адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного - классово
ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного -
отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится
"норма", "нормальны" же отклонения от нее.
Вот почему отклонения могут иметь для общества различные значения.
Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения
уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или
реакционных стандартов поведения. Это - социальное творчество: научное,
техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные -
дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это -
социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция,
суицид. [7,c.98]
Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во
времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют
различные "нормативные субкультуры" (от научных сообществ и художественной
"богемы" до сообществ наркоманов и преступников).
2.Причины отклоняющегося поведения
2.1.Определение причин девиации различными учеными.



В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений,
объясняющих причины возникновения отклоняющегося поведения. Так, Роберт
Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие аномии (например, в
работе “Социальная структура и аномия”), причиной отклоняющегося поведения
считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и
средствами, которые оно предлагает для их достижения. Люди начинают
приспосабливаться к состоянию аномии разными индивидуальными способами:
либо конформизмом, либо различными видами отклоняющегося поведения
(“инновация”, “ритуализм”, “ретретизм” и “мятеж”), в которых отвергаются
или цели, или средства. или то и другое вместе.
Второе направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой
точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если
они основаны на нормах другой культуры (А. Коэн). Например, преступник
рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по
отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. [8,c.17]
Еще одно направление в изучении причин девиации представляет
австрийский теоретик психологии личности Виктор Франкл, разработавший
основы логотерапии, которая проявила себя как эффективное средство в
решении проблем утраты людьми смысла жизни. Теория логотерапии и
экзистенциального анализа Франкла представляет собой сложную систему
воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в
норме и патологии, пути и способы коррекции аномалий в развитии личности.
Ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им
приходится вести нередко без возможности какого-либо реального выбора и
невозможность найти в ней позитивный смысл из-за разрушения старых
ценностей и традиций, дискредитации “новых” и отсутствия культуры
мировозренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим,
неповторимым путем,- этим во многом объясняются те социальные патологии,
которые широко распространяются в модернизируемом обществе.
В современной отечественной социологии, несомненно, интерес
представляет позиция Я.И.Гилинского, считающего источником девиации наличие
в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях
удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Известно - любые
действия в конечном счете осуществляются ради удовлетворения потребностей.
И, переходя к проблеме причин изучаемых процессов, можно предположить, что
в иерархии противоречий социально-экономического развития, составляющих
“причинный комплекс” девиантного поведения, наиболее значимо противоречие
между относительно равномерно растущими потребностями и весьма неравными
возможностями их удовлетворения, зависящими прежде всего от социальной
позиции индивидов и общественных групп, их места в социальной структуре.
Иначе говоря, источником девиантного поведения как социального явления
служит социальное неравенство. [8,c.67]
На уровне индивидуального поведения наиболее общей причиной девиации
служит “социальная неустроенность” как результат несоответствия объективных
свойств индивида, включая его задатки, способности, а также свойства,
приобретенные в процессе социализации требованиям занимаемой позиции в
системе общественных отношений. Позиция может быть “ниже” (философ-
истопник) или “выше” (посредственность в директорском кресле) своих
объективных возможностей; индивид может оказаться вне официальной структуры
общества (бродяга, тунеядец).
Каждая из этих позиций имеет право на существование, так как дает срез
реально действующих общественных отношений. В то же время их авторов
объединяет стремление найти единый источник причинности для различных форм
девиаций.
2.2.Маргинализация и отклоняющееся поведение.



Существует и зависимость всех форм проявления девиации от
экономических, социальных, демографических, культурологических и многих
других факторов.
Отвечая на вопрос, что главным образом детерминирует в настоящее время
девиантное поведение, преступность как его тяжелейшую разновидность и
социальную аномию в целом, можно с уверенностью сказать, что это те
изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в
понятии “маргинализация”, то есть неустойчивость, “промежуточность”,
“переходность”. Главным признаком маргинализации является разрыв социальных
связей, причем в классическом случае последовательно рвутся экономические,
социальные и духовные связи.
Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь
восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи, ибо
они зависят от известной “переоценки ценностей”.[2,c.112]
Общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от
привычной системы ценностей, безработица, беженцы, развал СССР объективно
приводят к усилению маргинализации.
Люди смиряются с ухудшением своего материального положения, со своей
ущемленностью, зависимостью, бесперспективностью существования. Грозит ли
это нам сегодня? К сожалению, да. Человек, ведущий борьбу за выживание и
конкурирующий с другими в этой борьбе, постепенно сосредотачивает всю свою
энергию и усилия на удовлетворение первичных (материальных) потребностей.
На все другое у него не остается сил (или он теряет к этому интерес).
Массовое нарушение даже самых простых норм человеческого общения -
свидетельство общего понижения уровня культуры людей.
Примитивизация общества как бы оправдывает различные формы социальной
патологии, перестает не только вести с ними борьбу, но и осуждать их.
Апатия, рождающая цинизм, получает все большее распространение.
Основным социальным источником маргинализации общества является
растущая безработица в ее явных и скрытых формах. При допустимой
безработице в 5-6 % от трудоспособного населения (пороговая норма) по
имеющимся данным реальное число безработных возрастет в ближайшие годы в
несколько раз.
Существенное влияние на маргинализацию общества будет оказывать
миграция, претерпевающая значительные изменения в связи с расширением
масштабов вынужденной миграции, усилением оттока “некоренных народов” (в
основном русского населения) из регионов со сложной этнополитической
ситуацией. Положение вынужденных мигрантов (особенно беженцев)
характеризует не только разрыв прежних социальных связей, но и утрата
своего социального статуса и имущественные потери.
Наряду с русскими значительно увеличивается и поток людей других
национальностей, уезжающих из родных мест в результате растущей социально-
экономической нестабильности. Их социальное обустройство представляется
делом еще более сложным, чем русскоязычного населения: сказываются не
только языковые трудности, но и уровень квалификации, привязанность к
другим традициям и обычаям. [7,c.78]
Каковы перспективы самой маргинализации общества? В самом общем виде
на этот вопрос можно ответить следующим образом. Под влиянием происходящих
в обществе изменений, вызванных рыночными реформами, часть маргиналов будет
продолжать движение по нисходящей то есть опускаться на социальное дно
(люмпенизироваться). Бомжи, алкоголики, тунеядцы, проститутки и т.д.
растущий численно слой люмпенов. Иначе говоря, это та часть людей, которая
не сумела(или не пожелала) адаптироваться к новым рыночным условиям, и,
потерпев “социальное крушение”, перестала занимать промежуточное положение.
Она как бы окончательно “определилась”. Вторая часть (значительно большая)
маргиналов находит постепенно способы адаптации к новым реальностям,
обретает новый социальный статус (а с ним относительную стабильность своего
бытия), новые социальные связи и социальные качества. Они заполняют новые
ниши в социальной структуре общества, начинают играть более активную,
самостоятельную роль в общественной жизни.
Конечно, маргинализация общества - это не единственный фактор усиления
девиантного поведения. Но этот фактор становится доминирующим именно в
нынешних условиях. [4,c.91]
Другая группа причин связана с распространением различного рода
социальных патологий. В частности, ростом психических заболеваний,
алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения. Каждая
из вышеназванных причин, обусловливающих расширение масштабов девиантного
поведения, требует специального рассмотрения. Однако, принципиально новым и
вместе с тем наиболее опасным для России в настоящее время является угроза
наркотизации населения, под которой понимается процесс легализации
распространения наркотиков среди различных социальных групп.
Результаты проводящихся в России социологических исследований
позволяют сделать выводы об увеличении за последнее время распространение
наркотиков. Например, среди городского населения число респондентов,
“потребляющих наркотики хоть раз в жизни”, колеблется от 11 до 15 %. Они,
таким образом составляют значительную социальную базу для дальнейшего
распространения наркомании, увеличения числа людей, зависимых от наркотиков
и способных на любые действия ради их употребления.
Обострилась за последние годы проблема алкоголизма. Россия находится
на I месте в употреблении алкоголя на душу населения (в 1995 г. этот
показатель составлял около 20 литров абсолютного алкоголя на душу
населения). Главная причина этого состоит в том, что в стране никогда не
было научно обоснованной и последовательно осуществляемой антиалкогольной
политики. [6,c.56]
Нельзя не отметить, что среди различных видов социальных отклонений
широкое распространение в последнее время получили бродяжничество,
попрошайничество, проституция. Для них характерна прогрессирующая
устойчивость, превращающая подобные социальные отклонения в образ жизни.
2.3.Отклоняющаяся социализация и девиантное поведение.



Социализация - это процесс интеграции индивида в общество, в различные
типы социальных общностей посредством усвоения им элементов культуры,
социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально
значимые черты личности. В ходе этого процесса индивид из младенца
превращается в человеческую личность с комплексом установок и ценностей,
целями и намерениями, с неповторимо индивидуальным видением мира.
Социализация не всегда бывает успешной. Более того, результат
практически никогда не достигает идеала как на социальном, так и на
личностном уровне, а само общество, его социальные институты и организации
не реализуют сполна свои социализационные функции. Всегда остается
некоторый неиспользованный резерв возможностей. Может происходить и
определенный перекос в “наложении” социальности на личность, в результате в
личности нежелательные для общества черты. Кроме того, сам человек даже при
позитивных внешних для него условиях может оказаться за чертой социально
одобряемого поведения.
Социализация индивида почти всегда имеет отклонение. При этом
социализационная норма может не выполняться в процессе социализации и не
достигаться как ее результат. отклонение определяется несоответствием
социализации как объективного и субъективного процесса сложившейся в данном
обществе на конкретном историческом этапе социализационной норме.
Отклоняющаяся, неудавшаяся социализация является одной из причин
девиантного поведения. Некоторые формы отклонений могут встречаться и в
случае нормального процесса социализации, представляя собой временное и
случайное явление (болезнь, опьянение и т.п.) и даже длительные и стойкие
состояния (физические дефекты, неврозы, психозы и т.п.). При этом
отклоняющееся поведение следует отличать от аномального, обусловленного
мозговой патологией.
3.Аддиктивные формы отклоняющегося поведения.

В отечественной социологии до настоящего времени малоисследованной
остается проблема аддикции (аддикция — пагубная склонность к чему-либо).
Между тем без понимания механизма возникновения и протекания этого явления,
на наш взгляд, трудно анализировать алкоголизм, наркоманию и некоторые
другие формы деструктивного поведения. [4,c.37]
Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое
психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией
внимания на определенных предметах или видах деятельности. Процесс
употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию
сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что
начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию
аддикции. Такая форма поведения характерна для людей с низкой
переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой
смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще
достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится
универсальным средством бегства от реальной жизни. Для самозащиты люди с
аддиктивным типом поведения используют механизм, называемый в психологии
«мышлением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они
считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям. В итоге нарушаются
межличностные отношения, человек отчуждается от общества.
Какие вещества, предметы или действия могут быть средством для людей с
аддиктивной формой поведения? Это — наркотики, алкоголь, табак, азартные
игры (включая компьютерные), длительное прослушивание ритмической музыки, а
также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от
жизненно важных обязанностей человека.
Аддиктивное поведение формируется постепенно. Начало отклонения
связано с переживанием интенсивного острого изменения психического
состояния человеком в связи с принятием определенных веществ или
определенными действиями, возникновением понимания того, что существует
определенный способ изменить свое психологическое состояние, испытать
чувство подъема, радости, экстаза. [4,c.51]
Далее формируется устойчивая последовательность прибегания к средствам
аддикции. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического диском
форта провоцируют аддиктивную реакцию. Постепенно такое поведение
становится привычным типом реагирования на требования реальной жизни.
Происходит формирование аддиктивного поведения как интегральной части
личности, т.е. возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая
прежнюю. Этот процесс сопровождается борьбой, возникает чувство тревоги.
Одновременно включаются защитные механизмы, способствующие сохранению
иллюзорного чувства психологического комфорта. Защитные формулы таковы: «я
не нуждаюсь в людях», "я поступаю так, как мне нравится",«если я захочу,
то все изменится» и т.п.
В итоге аддиктивная часть личности полностью определяет поведение
человека. Он отчуждается от общества, затрудняются контакты с людьми не
только на психологическом, но и на социальном уровне, нарастает
одиночество. Вместе с этим появляется страх перед одиночеством, поэтому
аддикт предпочитает стимулировать себя поверхностным общением, находиться в
кругу большого числа людей. Но к полноценному общению, к глубоким и
долговременным межличностным контактам такой человек не способен, даже
если окружающие и стремятся к этому. Главное для него - те предметы и
действия, которые являются для него средствами аддикции.
Проблема аддиктивного поведения включает не только анализ таких
известных явлений, как наркомания и алкоголизм, но и гораздо менее
исследованных — «работоголизм», проблему взрослых детей алкоголиков (ВДА),
проблему «сухого алкоголизма». Изучение механизма возникновения и развития
этих явлений даст возможность понять их реальное место в структуре
общественных отношений и прогнозировать последствия их распространения.

4.Девиантное поведение в современных условиях.



Стоит ли говорить, насколько опасно для общества распространение преступной
идеологии, ведущей к эррозии моральных ценностей и нравственной деградации
значительных слоев населения. Формируются неписаные нормы общественной
безнравственности, оправдывающие нетрудовые доходы, воровство, насилие и
т.п.
Размытость нынешних, внедряемых свыше современными реформаторами норм, их
неубедительность делают проблему определения девиации чрезвычайно сложной.
Все труднее и теоретикам и практикам становится ответить на вопрос: В чем
и от чего происходит отклонение?
В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как
посягательство на социально-политические и нравственные устои общества,
личную безопасность и благополучие его граждан. Рост преступности
представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества
и личности.
Социальное влияние и давление преступного мира на общество, распространение
его морали, психологическое заражение наименее устойчивой части населения
(особенно молодежи) - тревожная реальность наших дней. Происходящая
деформация ценностных ориентаций у молодых людей создает предпосылки для
воспроизводства закононепослушания, утверждения своеволия, права сильного и
жестокого. Борьба с преступностью сегодня превратилась в острейшую,
самостоятельную проблему, решение которой требует комплексного подхода. Это
значит, что все предпосылки, пограничные к преступлению, явления, связанные
с состоянием общественного организма, должны учитываться, ибо грань между
аморальностью и преступностью весьма подвижна. Более того, именно отрицание
моральных норм лежит в основе многих преступлений.
Разрушительные масштабы девиантности приводят общество к состоянию
социальной аномии, общество теряет свою историческую память, девальвирует
свою систему ценностей. Иначе говоря, ему грозит перерождение, ведущее к
деградации, социальному регрессу. Нечто подобное может произойти сегодня и
в России, если не будут приняты эффективные меры по остановке падения
производства и снижения жизненного уровня большинства населения страны.
Иначе ситуация с девиантным поведением еще более усложнится. [7,c.71]
Сегодня эта проблема приобрела особую остроту в нашей стране, где все сферы
общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация
прежних норм поведения. Рассогласованность между ожидаемым и реальным
повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель
своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой
социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами
нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система
социального контроля.
Есть объективные основания считать, что в ближайшие годы масштабы
девиантного поведения будут возрастать, а значит и расширять причинную базу
преступности. “Во всяком случае,- пишет доктор юридических наук В.В.Лунеев,-
по этим признакам у нас нет сколько-нибудь значимых доказательств снижения
криминогенности социальных условий”[5,c.95].
Значительное ухудшение социальных условий, детерминирующих характер и
масштабы девиаций, требует разработки в кратчайшие сроки системы мер,
дифференцированных по регионам и группам населения. Причем меры эти должны
быть не только прямого, непосредственного воздействия на разные категории
людей, но и опосредованного, связанного с оздоровлением образа жизни людей,
повышением их культуры и социальной активности, изменениями в их ценностных
ориентациях и установках, в их нравственной устойчивости. [1,c.82]
Профилактика социальных отклонений может быть эффективной, если в центре
предпринимаемых мер будет стоять конкретный человек с его заботами,
чаяниями, устремлениями, сильными и слабыми сторонами.
Разумеется выработка эффективной системы мер по преодолению, ограничению и
профилактики девиации в поведении разных групп населения возможна только на
основе специально организованных социальных, социально-психологических,
криминологических и других исследований. Полученные на их основе социальные
показатели могут в свою очередь повлиять на саму систему принятых в
обществе норм, сделать их более адекватными сложившимся условиям.
Заключение

Итак, в данной роботе мы рассмотрели наиболее важные теоретические
проблемы, возникающие при изучении психологии отклоняющегося поведения.
Мы постарались выяснить, что же такое отклоняющееся поведение, каковы его
причины. Рассмотрели, что понимается под отклоняющимся поведением сегодня.
Как было сказано выше, под девиантным (отклоняющимся) поведением можно
понимать: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально
установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам
(стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах
человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или
фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
Отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они
представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными
нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур,
нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие
отклонения определяются как групповые.
Значение изучения этих проблем очевидно: отклоняющееся поведение
представляет собой социальное и психологическое явление, которое имеет
некоторые отклонения от признанных норм и законов, а иногда связанное с
определенным антиобщественным поведением людей. Сами отклонения могут
принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые,
гении и т.д.
Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и
средства предупреждения можно только при глубоком изучении психологии
отклоняющегося поведения.

Список литературы



Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. - М.,1980.

Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-
политический журнал. – 1995. - № 2.


Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося
поведения//Социология сегодня. - М., 1965.

1. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения
// Социально-политический журнал. – 1993. - № 4.
2.
Лунеев В.В. Преступность в XXI веке: Методология прогноза//Социс. - 1996.
- № 7.

Льюис К.С. Христианское поведение // Иностранная литература. 1990. №5.

Новые направления в социологической теории. - М., 1978.

3. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – 1998. -
№9.
4.
Солженицын А. Хочу во всем разобраться сам // Литературная газета.
13 июля 1994.






Реферат на тему: Девиантное поведение

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
НЕМНОГО ИСТОРИИ 2
Содержание понятия «девиантное поведение» 3
ПРИЧИНЫ ДЕВИАЦИИ 5
Особенности отдельных форм девиантного поведения. 6
Преступность. 6
Алкоголизм. 7
Наркомания. 9
Суицид. 10
Проституция. 12
Особенности девиантного поведения подростков. 13
Аддиктивные формы отклоняющегося поведения. 14
Меры социального воздействия. 15
Девиантное поведение: благо или зло? 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20


ВВЕДЕНИЕ

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм,
приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в
центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников
правоохранительных органов.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное
явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов
на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории
«норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно
функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос
более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно
устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента
социального регулирования и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И.
Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе
предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного)
поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах,
традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в
быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным
мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и
межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть
в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную
работу человеческой машины» [5].
Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже
на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения
нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи
высказывание А. Солженицына: «Какая это реформа, если результат ее –
презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а
жульничество стало доблестным?» [6]. Полемизирующий с А. Солженицыным по
ряду вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России, Г. Померанц
тоже приходит к близкому по сути выводу: «Вышла не свобода как в Германии
или Франции, т.е. жизнь по закону, а воля – бандитам убивать, ворам –
воровать, интеллигентам – свободно высказывать, что на душе. К сожалению,
достаточно духовной силы, чтобы перевесить, переупрямить хаос, не
оказалось, не надо ее собирать» [7].
Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком
положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает
сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные
формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства
определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием,
интересами правящей элиты. Проблемы социального «зла» всегда привлекали
внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи
рассматривали и оценивали различные виды социальной патологии:
преступность, пьянство и алкоголизм, наркотизм, проституцию, самоубийства и
т.п.
В становлении социологии как науки исследование негативных явлений (Г.
Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле и Г. Зиммель, П. Сорокин и Р. Мертон) сыграло
свою роль.
В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная (частная)
социологическая теория – социология девиантного (отклоняющегося) поведения
и социального контроля. Именно под таким названием функционирует один из 40
исследовательских комитетов Международной социологической ассоциации. У
истоков социологии девиантного поведения стоял Э. Дюркгейм, а
конституированию в качестве самостоятельного научного направления она
обязана – прежде всего Р. Мертону и А. Коэну.
В бывшем СССР отклоняющееся поведение длительное время изучалось
преимущественно в рамках специальных дисциплин: криминологии, наркологии,
суицидологии и т.д. Социологические же исследования начали в Ленинграде в
конце 60-х – начале 70-х гг. В.С. Афанасьев, А.Г. Здравомыслов, И.В.
Маточкин, Я.И. Гилинский. В развитии и институализации социологии
девиантного поведения большая заслуга принадлежит академику В.Н.
Кудрявцеву.
Динамизм социальных процессов в период перестройки, кризисная ситуация
во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению
девиаций, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от норм.
Наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения,
экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество)
усиливаются девиации негативные – насильственная и корыстная преступность,
алкоголизация и наркотизация населения, подростковая делинкветность,
аморальность. Растет социальная незащищенность граждан. В этих условиях
объективно повышается спрос (не всегда и не всеми субъектами социального
управления осознаваемый) на научные исследования девиаций, их форм,
структуры, динамики взаимосвязей. Тем более, что социальная патология –
чуткий барометр общественной жизни.

Содержание понятия «девиантное поведение»

Специальные социологические теории исследуют отдельные социальные
феномены как подсистемы конкретной общественной системы, зависимости
объекта изучения от социального целого и взаимосвязи с другими социальными
процессами (подсистемами).
Предметом подобных теорий могут социальные явления и институты в
определенной сфере общественного бытия (труд, политика, быт, досуг) или же
«сквозные», присущие различным сферам.
Функционально частные социологические теории служат методологией
познания отдельных социологических процессов, общностей, институтов и
методологической основой эмпирических исследований.
Социология девиантного поведения относится к «сквозным» теориям.
Специфика ее предмета состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически
изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе
социальных норм.
Однако прежде чем сформулировать суть девиантного поведения, сделаем
небольшое «метафизическое» отступление.
Существование каждой системы (физической, биологической, социальной)
есть динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения.
Девиации (флуктуации в неживой природе, мутации – в живой) являются
всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а, следовательно, и
жизнедеятельности, развития каждой системы. Чем выше уровень ее организации
(организованности), чем система динамичнее, тем больше значат изменения как
средство сохранения (по выражению И. Пригожина – «порядок через
флуктуации»).
Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с
человеческой жизнедеятельностью (предметной коллективной сознательной
деятельностью общественного человека), социальные девиации реализуются в
конечном счете также путем девиантного поведения.
Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются: 1)
поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным
или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой
деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически
сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет
психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предмет социологии
и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение
относительно.
Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма».
В теории организации сложилось единое – для естественных и общественных
наук – понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и
изменения системы). Для физических и биологических систем – это допустимые
пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается
сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это –
естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности
сохранения и изменения системы.
Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном
обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или
обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных
организаций. В отличии от естественных норм физических и биологических
процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или
искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных
закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют
законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно
адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного – классово
ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного –
отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится
«норма», «нормальны» же отклонения от нее.
Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные
значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы,
повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших,
консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – социальное
творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое.
Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее
основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания,
проституция, суицид.
Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во
времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют
различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной
«богемы» до сообществ наркоманов и преступников).

ПРИЧИНЫ ДЕВИАЦИИ

В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений,
объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон,
используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (состояние общества,
когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а
новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает
несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами,
которое оно предлагает для их достижения. Другое направление сложилось в
рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы
поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой
культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной
субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе
типу культуры.
В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет
позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе
социального неравенства, высокой степени различий в возможностях
удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Каждая из позиций
имеет право на существование, т.к. дает срез реально действующих
общественных отношений. В то же время их авторов объединяет стремление
найти единый источник причинности для различных форм девиаций.
Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт
относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти
взаимосвязи могут носить вид индукции нескольких форм социальной патологии,
когда одно явление усиливает другое. К примеру, алкоголизм способствует
усилению хулиганства. В других случаях, наоборот, установлена обратная
корреляционная зависимость (уровни убийств и самоубийств).
Существует и зависимость всех форм проявления девиации от
экономических, социальных, демографических, культурологических и многих
других факторов. Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей
стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения,
происходит девальвация прежних норм поведения. Устоявшиеся способы
деятельности не приносят желаемых результатов. Рассогласование между
ожидаемым и реальностью повышает напряженность в обществе и готовность
человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся
нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные
изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные
ограничители, ослабевает вся система социального контроля.
Профессор В.Н. Иванов выделяет такие причины девиации как: те изменения
в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии
«маргинализация», т.е. его неустойчивость, «промежуточность»,
«переходность», распространение различного рода социальных патологий.
«Главный признак маргинализации, - пишет Е. Стариков, - разрыв
социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся
экономические, социальные и духовные связи» [8]. Экономические связи рвутся
в первую очередь и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего
восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от известной «переоценки
ценностей».
Одной из характерных социального поведения маргиналов является снижение
уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Одним из самых
тяжелых последствий этого для общества является его примитивизация,
проявляющаяся в производстве, в быту, в духовной жизни. Основным социальным
источником усиления маргинализации общества является растущая безработица в
ее явных и скрытых формах.
Каковы перспективы самой маргинализации общества? В самом общем виде на
этот вопрос можно ответить следующим образом. Под влиянием происходящих в
обществе изменений, вызванных рыночными реформами, часть маргиналов будет
продолжать движение по нисходящей, т.е. опускаться на социальное дно
(люмпенизироваться). Вторая часть маргиналов находит постепнно способы
адаптации к новым реальностям, обретает новый социальный статус, новые
социальные связи и качества. Они заполняют новые ниши в социальной
структуре общества, начинают играть более активную, самостоятельную роль в
общественной жизни.
Другая группа причин связана с распространением различного рода
социальных патологий. В частности, ростом психических заболеваний,
алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения. Нельзя
не отметить, что среди различных видов социальных отклонений широкое
распространение получил в последнее время социальный паразитизм в форме
бродяжничества, попрошайничества и проституции. Для него характерна
прогрессирующая устойчивость, превращающая подобное социальное отклонение в
образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация
сугубо на нетрудовые доходы). Опасность этого паразитизма опасна в любой
форме. Так, например, люди, занимающиеся бродяжничеством и
попрошайничеством, нередко выступают в роли посредников в распространении
наркотиков, совершают кражи, помогают сбыть краденое.

Особенности отдельных форм девиантного поведения.

К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно
отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию. Каждая форма
девиации имеет свою специфику.

Преступность.

Социологические исследования преступности и ее причин берут начало в
работах русского статистика К.Ф. Германа (1824 г.). Мощный толчок развитию
социологии преступности дала работа франко-бельгийского ученого –
математика-статистика Л.А. Кетле «Социальная физика» (1835 г.). В ней,
опираясь на статистический анализ, Кетле приходит к выводу о том, что
всякий социальный строй предполагает определенное количество и определенный
порядок преступлений, вытекающих из его организации.
По мере изучения проблем преступности все большее количество факторов,
воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним
можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как
самостоятельный фактор. Выявлено также особое значение деклассирования,
т.е. разрушения или ослабления связей между индивидом и социальной группой.
В 30-е годы нашего столетия исследования, проведенные представителями так
называемой чикагской школы в социологии, выявили влияние внутригородских
различий на уровень преступности: самые «преступные районы» – районы, где
присутствует высокая степень социальной дезорганизации. До сих пор остается
дискуссионной проблема соотношения биологического и социального в
формировании преступного поведения.
В нашей стране в течение длительного времени закономерности и тенденции
развития преступности рассматривались преимущественно исходя из теории
последовательного освобождения общества в условиях социализма от различных
форм социальной патологии. С формальной точки зрения определенные основания
для таких утверждений были: по мере укрепления СССР тоталитарного режима
действительно происходило снижение (в абсолютных и относительных величинах)
уголовной преступности. Вместе с тем не следует забывать об огромном числе
политических заключенных и широком распространении безнаказанной
преступности, вплоть до уголовной, среди многих власть предержащих.
Несомненно, что в данном случае фактором снижения уголовной преступности
был страх. Не случайно и то, что во времена политических оттепелей
происходило увеличение неполитической преступности.
Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по
основным качественным показателям приближается к общемировым тенденциям.
Хотя пока регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в
индустриальных странах, но очень высок темп прироста преступлений. В этой
связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и
качественного насыщения, за которым она из криминологической,
правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую.
В России на состояние преступности большое влияние оказывает переход к
рыночным отношениям и появление таких феноменов, как конкуренция,
безработица, инфляция. Специалисты отмечают, что пока еще характер
преступности в нашей стране можно определить как «патриархальный», но уже
заметны процессы, говорящие об «индустриализации» девиантности.
Преступность – отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить
ее не удалось ни одному обществу. Вероятно, и нам надо отказаться от
утопических на сегодняшний день представлений о «полном искоренении»
социальной патологии и удержании преступности под контролем на социально
терпимом уровне.

Алкоголизм.

С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались
они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым
сопровождались празднества. Древние греки даже ставили одно время рядом
статуи бога вина Бахуса и богини мудрости Миневры, хотя позже между ними
поставили богиню воды Нимфу, вероятно, считая необходимым разбавлять вино
водой. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в
ХVI в. На протяжении долгого времени алкогольные напитки, особенно крепкие,
оставались для большинства населения предметом роскоши: они были дороги и
малодоступны. Коренные перемены произошли после того, как был открыт
промышленный способ получения этилового спирта. Именно это открытие сделало
возможным массовое потребление алкоголя, и в XVIII в. пьянство приобрело
широкий размах в таких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и
др. Примерно в это же время в России быстро входит в употребление водка.
Можно сказать, что XIX в. породил, а ХХ в. усугубил весьма сложную проблему
для человеческой цивилизации – проблему алкоголизма.
Данные социологических исследований выявляют любопытную картину. С
одной стороны, подавляющее большинство опрошенных считают, что пьянство –
большое зло, с другой – то же подавляющее большинство либо пьет, либо
«выпивает, как все»; около половины не хотели бы иметь среди друзей
непьющего человека, а одна треть обиделась бы, если бы хозяин при встрече
гостей не поставил бы на стол спиртное. [9] 40 % опрошенных считают, что
потребление спиртного в пределах нормы безвредно и не сказывается на
работоспособности, а каждый пятый мужчина вполне допускает появление в
пьяном виде на улице, в транспорте, в местах отдыха, лишь бы это не
приводило к скандалам и конфликтам.
Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных
ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников,
некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако это
социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует
статистика, 90 % случаев хулиганства, 90 % изнасилований при отягчающих
обстоятельствах, почти 40 % других преступлений связаны с опьянением.
Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных
повреждений в 70 % случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около
50 % всех разводов также связано с пьянством.
Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий
составляет большую сложность. По каким критериям можно судить об
алкогольной ситуации и ее динамике? Как правило, используются три группы
социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов
распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя
на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики
массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в-
третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.
Показатель уровня потребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с
данными о структуре потребления. Следует учитывать и еще целый ряд
характеристик, например, регулярность потребления, длительность, связь с
приемом пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления
алкоголя среди населения: численность и состав пьющих, непьющих, пьющих
умеренно; распределения потребления алкоголя между мужчинами и женщинами,
по возрастам и другим социально-демографическим признакам. Поведение при
одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно
различаются в социокультурных и этнических группах. Все перечисленные
характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления.
При оценке алкогольной ситуации выделяют три модели потребления
алкоголя: винную, пивную и водочную. Эти модели сложились исторически и
проявляются в традициях потребления алкоголя у разных народов.
Винная модель получила распространение в таких странах, как Франция,
Италия, Португалия, Армения, Грузия, Молдавия. Для нее характерно
регулярное потребление слабого виноградного вина за обедом и ужином.
Сравнительно равномерно и распределение объема потребляемого алкоголя между
различными группами населения. Этой модели присуще чрезвычайно высокое
суммарное потребление алкогольных напитков (к началу 80-х годов во Франции
– 15,8 литра абсолютного алкоголя на человека в год, в Италии – 13,9
литра), хотя негативные последствия этого несколько смягчаются некоторыми
факторами, но не устраняются полностью. Особую проблему в этих странах
представляет такое последствие алкоголизма, как угроза здоровью пьющих и их
потомства.
Водочная модель традиционно преобладает в Польше, России, Финляндии,
Швеции и других странах, где на крепкие напитки приходится до половины и
более суммарного употребления алкоголя. Для этой модели характерны: высокая
неравномерность распределения потребляемого алкоголя среди населения,
существование групп, резко выделяющихся неумеренностью и асоциальным
поведением, сильное опьянение как сознательно достигаемая цель потребления.
Страны преимущественно водочной модели, заметно уступая «винным» по
суммарному потреблению алкоголя на душу населения в год, зачастую имеют не
меньше отрицательных последствий.
Пивная модель близка к винной; по уровню потребления алкоголя «пивные»
страны занимают среднее место.
Следовательно, уровень потребления алкоголя лишь косвенно отражает
степень развития пьянства. Кроме того, сегодня существует тенденция
размывания национальной специфики алкогольного потребления. В России рост в
общем объеме употребляемых алкогольных напитков доли пива и вина, к
сожалению, несвязан с сокращением количества водки. Фактически употребление
водки дополняется употреблением менее концентрированных алкогольных
напитков.
Уточнить алкогольную ситуацию можно, изучая последствия употребления
алкоголя: количество преступлений, связанных с выпивкой, и их долю в общем
объеме преступлений; количество и долю несчастных случаев на почве
пьянства, число доставленных в медвытрезвитель, хронических алкоголиков и
т.п. последствиями пьянства и алкоголизма являются экономический,
материальный ущерб от преступлений и от несчастных случаев, издержки на
лечение больных алкоголизмом, содержание правоохранительных органов. Не
поддается материальному учету ущерб духовным и нравственным отношениям в
обществе, семье.
В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два
направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков,
сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение
карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия,
направленные на уменьшения потребности в алкоголе, улучшение социальных и
экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная,
взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения
безалкогольных стереотипов поведения.
История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введения на территории
некоторых стран «сухого закона» (Англия, США, Финляндия, Россия). Все они
не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя – не единственная и не
главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и
алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный,
культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский
аспекты. Только с учетом всех этих аспектов возможно ее успешное решение.

Наркомания.

Долгие годы в нашей стране наркомания считалась явлением, принадлежащим
исключительно западному образу жизни. Сегодня уже никто не отрицает, что
наркомания существует и у нас, все понимают тяжесть ее последствий для
личности и для общества в целом, однако все такой же острой остается
проблема эффективности борьбы с ней.
Результаты социологических исследований показывают, что главные мотивы
потребления наркотиков – жажда удовольствий, желание испытать острые
ощущения, эйфория. А поскольку речь в большинстве случаев идет о молодых
людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью,
легкомыслием. Большинство опрошенных наркоманов (77,1 %) пристрастились к
зелью под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков
из числа друзей, знакомых, причем нередко приобщение происходило в компании
гедонистически настроенной молодежи. Потребление наркотиков в молодежной
среде очень часто носит именно групповой характер. Многие наркоманы
принимают наркотики в общественных местах (на улицах, во дворах, в
кинотеатрах, в кафе, на пляжах), некоторые могут это сделать в «любом
месте».
Обнаруживается, что сегодня население гораздо лучше информировано об
опасных последствиях потребления наркотиков. Большая часть наркоманов в
какой-то степени осознает угрожающую им опасность и критически относится к
своему пристрастию: 12,2 % считают его пагубным, 65,5 % относятся
отрицательно. [10] Не видят в потреблении наркотиков ничего плохого в
основном начинающие молодые курильщики гашиша, нередко даже бравирующие
этим. Наступающее после приема наркотиков возбуждение, приподнятое
настроение многие по неопытности и невежеству принимают за благотворное
влияние этого вещества на состояние здоровья. Но на определенной стадии
физической и психической деградации большинство наркоманов отчетливо
осознают, что ждет их дальше, хотя уже не в силах отказаться от этой
привычки.
Борьбе с наркоманией могут способствовать меры социального,
экономического, культурного характера, в том числе и те, которые
применяются для искоренения алкоголизма. Но, учитывая специфику развития
наркомании, в борьбе с этой формой отклоняющегося поведения следует
использовать и специальные меры – медицинские, правовые и др.

Суицид.

Суицид – намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения
самоубийства. Эта форма отклоняющегося по

Новинки рефератов ::

Реферат: Налоги с населения: роль, значение и перспективы развития (Финансы)


Реферат: Топики по Английскому (Иностранные языки)


Реферат: Этика французских просветителей (Искусство и культура)


Реферат: Природные пожары, их характеристика,особенности лесных пожаров (Военная кафедра)


Реферат: Лихтенштейн (История)


Реферат: Грамматика испанского языка (Иностранные языки)


Реферат: Международный факторинг (Международное частное право)


Реферат: БУДДА: Победить самого себя (Религия)


Реферат: Економічне становище Запорізького краю (История)


Реферат: Защита населения и территорий в ЧС (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Звук (Радиоэлектроника)


Реферат: Конфликты и методы их разрешения (Социология)


Реферат: Социология религии (Социология)


Реферат: Бухгалтерский учет и аудит основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Сущность и происхождение искусства (Искусство и культура)


Реферат: Актуарные расчеты (Страхование)


Реферат: Полиплоидия и получение полиплоидов (Биология)


Реферат: Курение, как социальная проблема в обществе (Социология)


Реферат: Природа социального конфликта (Социология)


Реферат: Яркость (Физика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист