|
Реферат: Организация размещения и экскурсионного обслуживания (Транспорт)
Государственный Университет Сервиса Институт Туризма и Гостеприимства
Контрольная работа По дисциплине: Организация размещения и транспортно-экскурсионного обслуживания туристов
Вариант 3
| | | | |Выполнил: студентка 4 | |курса заочного отделения,| |специальность 2305 | |Вишневская Екатерина | | | |Проверил: Осипова О.Я. |
Москва 2001 г. Cодержание:
Задание № 1. 3
Задание № 2. 7
Список литературы: 11
Задание № 1.
Авиационный билет. Его атрибуты. Маршрут полета, класс авиакомпании, код авиакомпании, срок годности билета, статус билета. Авиабилет - это не просто чек, подтверждающий Ваше право на место в самолете, вылетающем по конкретному рейсу, а полновесный договор о перевозке между авиакомпанией и пассажиром. Как известно, в любом договоре обозначены права и обязанности сторон. Не является исключением и авиабилет: факт перевозки возможен лишь в случае, когда пассажир выполняет взятые на себя обязательства, обозначенные в договоре (билете). Поэтому каждый из нас, собираясь в полет, должен внимательно ознакомиться со всем, что написано в билете, во избежание досадных недоразумений, которые могут сделать Вашу поездку либо невозможной, либо очень хлопотной. В настоящее время в Мире широкое распространение получили три типа бланка. Автоматический Копирующийся Билет ("Сэндвич"), Автоматический Купонный билет с Посадочным Талоном и Ручной бланк. Особый случай, приобретающий все более широкую популярность Электронный Билет. На внешнем бланке билета напечатаны общие правила, характерные для всех рейсов авиакомпании. На внутреннем - конкретные условия перелета. Сам билет имеет стандартную форму, используемую подавляющим большинством авиаперевозчиков во всем мире. Изучите ее один раз и в будущем, отправляясь в путешествие, Вы будете чувствовать себя значительно увереннее. [pic] 1. Фамилия пассажира. NAME OF PASSENGER. На международных рейсах пишется латинскими буквами. Покупая билет, необходимо сверить, совпадает ли написание Вашей фамилии с тем, как она обозначена в загранпаспорте. Ошибки возможны: в паспортах принято французское написание, в авиабилетах - английское. Расхождения необходимо исправить заблаговременно. За фамилией следует (через слеш) первая буква имени или имя полностью, а также пол (MR - мистер, MRS/MSS - мисс или миссис). По международным нормам данное поле допускает до 3-х ошибок без искажения звучания. 2. Маршрут полета. FROM/TO. На выделенном цветом поле указан пункт отправления для данного полетного купона (английское написание). Ниже следует пункт прибытия. Если в данном городе несколько аэропортов за названием следует трехбуквенный код аэропорта. Если Ваш самолет делает посадки, но при этом не меняется номер рейса, в билете указываются только начальный и конечный пункты перелета. Если же в пути меняется номер рейса, то в билете указывается пункт пересадки. Например, Вы летите по маршруту Москва - Манила с посадкой в Гонконге без смены номера рейса - в билете стоит только "Москва - Манила". Если же номер рейса меняется, то в билете будет уже не один отрывной полетный купон, а два: "Москва - Петербург" и "Петербург - Осло". 3. Код авиакомпании / Номер рейса. CARRIER / FLIGHT. Двухбуквенный код авиакомпании перевозчика. Коды нормируются ИАТА (Международная Ассоциация Авиаперевозчиков) и могут быть как достаточно очевидными: SU - Аэрофлот, LH - Lufthansa, AF - Air France, BA - British Airways, так и не очень: AY- Finnair, UN - Трансаэро, AZ -Alitalia. 4. Дата вылета. DATE. Дата вылета по данному купону. 5. Время вылета. TIME. Всегда местное время пункта вылета. 6. Статус бронирования. STATUS. Буквы ОК гарантируют Вам место на борту самолета. RQ, или SA означают, что придется подождать, пока закончится регистрация. Если у Вас в билете обозначено ОК, Вы пришли, когда регистрация еще не закончилась, а все места Вашего класса уже заняты, то авиакомпания обязана разместить Вас в салоне другого, более высокого класса. Если же и там свободных мест не оказалось, то авиакомпания выплачивает Вам компенсацию за причиненные неудобства и передает Вас на свой следующий рейс. В билете для младенцев (до 2-х лет) летящих без места указывается статус "NS". 7. Не действителен до/ не действителен после. NOT VALID BEFORE/NOT VALID AFTER. Дата, раннее которой и позднее которой, соответственно, нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тарифа допускают изменения дат). Для большинства "жестких" льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по данному купону. Если графы пустые, то это означает, что данный билет действителен как минимум год. 8. Норма провозимого багажа. ALLOW. Норма бесплатно провозимого багажа. Практически во всех авиакомпаниях установлены следующие нормы бесплатного провоза багажа: первый класс - 40 кг, бизнес-класс - 30 кг, экономический - 20 кг. Обычно в качестве багажа разрешается провозить предметы любой формы (например, велосипеды) - лишь бы они укладывались в норму по весу и габаритам (160 см по трем измерениям). Сверхнормативный багаж оплачивается отдельно. Что касается ручной клади, то здесь одно жесткое правило: в самолет можно пронести только одно место ручной клади. Сверх этого в салон можно взять плащ или пальто, сумку с детским питанием, если Вы летите с малышом, костыли или коляску, если они Вам необходимы. 9. Передаточная надпись/ограничения. ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS. В этой графе указываются различные ограничения на перевозку по данному билету, а также возможность "передачи" (endorsement) пассажира другому перевозчику. Например, если в графе указано "SU/KL ONLY", то это означает, что данный билет действителен на рейсах "Аэрофлот" (SU) и "KLM" (KL) и если условия тарифа позволяют изменения по билету, то даже уже по выписанному билету, Вы можете "пересесть" с одной компании на другую. Если тариф, по которому выписан билет, позволяет какие-либо изменения, то эта возможность должна быть отражена в этой графе. Например, "RES CHG USD50" или "ONE INBOUND REB FREE" означает: "ИЗМЕНЕНИЕ БРОНИРОВАНИЯ СО ШТРАФОМ 50 ДОЛЛАРОВ США" или "ОДНО ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАТНОЙ ДАТЫ БЕСПЛАТНО". Обычно, для самых льготных ("жестких") тарифов распространен следующий шаблон: "XX ONLY/NON REF/NO CHG/NO REROUT" - "БИЛЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ТОЛЬКО НА ПЕРЕВОЗЧИКЕ ХХ/БИЛЕТ ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ/ИЗМЕНЕНИЯ ДАТ ПО БИЛЕТУ НЕВОЗМОЖНЫ/ИЗМЕНЕНИЕ МАРШРУТА ЗАПРЕЩЕНО". В этой графе может быть отображена также служебная информация. Если информация не помещается в данную графу, то используется графа Дополнительные ограничения (только для ручных бланков). 10. Итого. FARE. Тариф в валюте начала перевозки. Например, если билет выписан по маршруту Лондон - Москва, то тариф будет указан в фунтах (GBP). Страны с "мягкой" валютой (в том числе и Россия) имеют тарифы опубликованные в долларах США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу, то в этой графе тариф может быть не указан (заменяется на значок "IT" или "FORFAIT"). 11. Эквивалент тарифа. EQUIV/ FARE PD. Эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки). Курс пересчета должен быть отражен или в графе Итого или Дополнительный билет или Расчет тарифа. 12. Такса. TAX. Это дополнительные сборы за услуги, оказываемые в аэропорту, - за взлет- посадку, обеспечение безопасности и т.д. В разных странах они разные. Чаще всего аэропортовый сбор включают в стоимость билета. Но есть страны, в которых аэропортовый сбор пассажир оплачивает отдельно перед вылетом и обязательно наличными (примерно $10 - 20). Таксы указываются в виде двухбуквенного обозначения, а сумма аэропортового сбора указывается в валюте пункта выписки. Если все аэропортовые сборы не помещаются в соответствующи графах, то в последней графе указывается "сборная" такса (сумма всех оставшихся), а ее расшифровки приводится в графе Расчет тарифа. 13. Всего. TOTAL. Полная стоимость билета (тариф плюс аэропортовые сборы) без учета налога с продаж и в валюте пункта выписки билета. В России для разных авиакомпаний это могут быть как рубли РФ, так и доллары США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу, то в этой графе сумма может быть не указана (заменяется на значок "IT" или "FORFAIT"). 14. Форма оплаты. FORM OF PAYMENT. Форма оплаты, которой был оплачен билет. Наиболее распространенные: CASH (наличные), INVOICE или INV (безналичная оплата), CC------------ (кредитная карта). 15. Первоначально выдан. ORIGINAL ISSUE. Сумма налога с продажи. 16. Форма и серийный номер. FORM AND SERIAL NUMBER. Номер авиабилета. 17. Для отметок авиакомпании. AIRLINE DATA. Буквенно-цифровой номер бронирования (PNR CODE). 18. Дата и место выдачи. DATE AND PLACE OF ISSUE. Сдать билет можно только там, где вы его приобрели. Если билет утерян, восстановить его сразу нельзя. Сначала в агентстве проверят, действительно ли вы числитесь в списках пассажиров, а лишь затем выпишут дубликат. 19. Класс бронирования. CLASS. Латинская буква, обозначающая определенную квоту мест в самолете. Обычно: R "Сверхзвуковой" (на рейсах Concord). F, P, A - первый класс. J, C, D, I, Z - бизнес класс. W,S,Y,B,H,K,L,M,N,Q,T,V,X - экономический класс. 20. Вид тарифа. FARE BASIS. Буквенно-цифровое обозначение тарифа по данному купону. Их довольно много - годовой, экскурсионный, групповой, РЕХ, APEX, молодежный и т.д. Чем выше тариф (т.е. цена оплаченной перевозки), тем меньше ограничений. Например, Вы опоздали на рейс. В этом случае все зависит от того, какой у Вас билет. Если это билет первого или бизнес-класса, полный годовой или экскурсионный билет экономического класса - не все потеряно. Бегите в кассу - Вам забронируют новый на ближайший рейс. А вот билеты молодежного тарифа, APEX или РЕХ обмену не подлежат. За новое бронирование места Вам придется платить полную сумму. При вылете из России это правило соблюдается весьма жестко. Если Вы опоздали на самолет за границей, Вам могут пойти навстречу и отправить домой ближайшим рейсом. Но это не правило, а исключение. Представитель авиакомпании вполне может потребовать от Вас покупки нового билета и будет прав. 21. Расчет тарифа. FARE CALCULATION. В данной графе приведен подробный расчет тарифа по всему билету. Расчет состоит из трехбуквенных кодов городов, двухсимвольных кодов перевозчиков и тарифных компонентов в NUC (нейтральных единицах расчета). Здесь же расшифровывается сборная такса (аэропортовые сборы), если все сборы не помещаются в графы Такса. В графе может находиться служебная информация: курсы пересчета нейтральных единиц, валют, различные ограничительные надписи (если последние не поместились в графы Передаточная надпись/ограничения и Дополнительные ограничения). Другие поля: Индикатор "стоповер". X/O. Если в данном пункте происходит остановка по маршруту более чем на 24 часа ("стоповер"), то это поле пусто или "О". Если же данный пункт является пунктом транзита, то напротив данного пункта стоит "Х". Пункт отправления/назначения. ORIGIN/DESTINATION. Трехбуквенное обозначение пункта вылета и через слеш, пункт прилета по всему маршруту. Поле валидатора. Уникальный "штамп" агентства. Должен содержать название агентства, его краткий адрес, уникальный номер офиса (в России номера ИАТА аккредитованных агентств должны начинаться на 922). Буквенно-цифровая референция агента выписавшего билет. Дата выписки билета. Выдан в обмен на. ISSUED IN EXCHANGE FOR. Если билет выписан в обмен на другой (так называемая "переписка"), то в эту графу заносится номер первоначального билета. Смысл переписки авиабилета проще понять на примере. Вы купили билет по маршруту Сингапур - Москва - Сингапур, прилетели по нему в Москву и решили изменить маршрут на маршрут Москва - Бангкок. В этом случае агент пересчитает стоимость перелета по новому маршруту (начиная от Сингапура, т.е. Сингапур - Москва - Бангкок) и вычтет данную стоимость из стоимости "старого" билета. Если новый билет дороже, то Вам придется доплатить некую сумму, если дешевле, то агент выпишет Вам квитанцию (MCO - ордер различных сборов), по которой Вы можете получить причитающуюся Вам сумму по месту приобретения билета. Номер "старого" билета будет указан в графе Выдан в обмен на "нового" билета. Аналогичная процедура выписки билета при оплате PTA ("Prepaid Ticket Advice"). Ваш авиабилет оплачивает некое лицо (спонсор) в пункте отличном от пункта начала Вашего путешествия и сообщает кто (т.е. Вы) и куда должен прийти за билетом. Спонсору выписывается квитанция (MCO - ордер различных сборов) а в графе Выдан в обмен на билета будет стоять номер этой квитанции. Дополнительный билет. CONJUNCTION TICKETS. Если маршрут по билету включает в себя большее количество перелетов, чем количество полетных купонов в бланке, то такой билет выписывается на нескольких бланках и в графе Дополнительный билет каждого указывается номер дополнительного билета. Следует иметь в виду, что эти несколько бланков представляют собой ОДИН билет, и даже если Вы полностью пролетели маршрут по одному из них, ни в коем случае не выбрасывайте его до конца всего путешествия. Другой распространенный случай, когда в графе стоит номер (а) дополнительного билета - компаньонские тарифы (но не групповые) (несколько человек должны путешествовать вместе). В этом случае в каждом билете графа Дополнительный билет содержит "ссылку" на номера билетов всех остальных участников "компании". Дополнительные ограничения. ADDITIONAL ENDORSEMENT/RESTRICTIONS. Только для ручных бланков. Содержит информацию, не вместившуюся в графы Расчет тарифа и Передаточная надпись/ограничения. Код тура. TOUR CODE. Некое условное обозначение применяемое для групповых и конфиденциальных тарифов. Документы, удостоверяющие личность пассажира. 1. Паспорт или документ, его заменяющий. 2. Военный билет (военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или контракту). 3. Свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 16-летнего возраста). 4. Для иностранцев, лиц без гражданства и политэмигрантов: - национальный паспорт - удостоверение для лица без гражданства; - удостоверение исполкома СОКК для политэмигрантов; - вид на жительство.
Задание № 2.
Ответственность железнодорожного перевозчика за просрочку в доставке, недостачу и утерю багажа. Бывают такие случаи (например, переезд из одного города в другой), когда приходится с собой брать довольно большое количество багажа. В таких случаях багаж необходимо сдавать в багажный вагон. Но случается и такое, что в поезде нет багажного вагона. Тогда багаж отправляется другим поездом, следующим в таком же направлении, что и пассажирский. Согласно «Транспортному Уставу Железных дорог РФ», принятому Государственной Думой 19 декабря 1997 года действуют следующие правила, регламентирующие ответственность железнодорожного перевозчика за несвоевременную доставку, недостачу и утерю багажа:
1. Срок доставки багажа, грузобагажа определяется временем следования поезда, которым отправлены багаж, грузобагаж до железнодорожной станции назначения. Дата отправления багажа, грузобагажа указывается в перевозочных документах. Если багаж или грузобагаж в пути следования подлежит перегрузке, срок доставки багажа или грузобагажа определяется временем следования по данному пути следования согласованных поездов, в состав которых включены багажные вагоны, с добавлением одних суток на каждую перегрузку багажа и двух суток на каждую перегрузку грузобагажа. Дата прибытия багажа или грузобагажа проставляется железнодорожной станцией назначения в перевозочных документах. (ст. 98)
2. Багаж или грузобагаж считается утраченным, если не прибудет на железнодорожную станцию назначения по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа или грузобагажа, и его стоимость подлежит возмещению. Если багаж или грузобагаж прибыл по истечении указанного в настоящей статье срока, получатель может получить багаж или грузобагаж и должен возвратить железной дороге сумму, ранее выплаченную ему за утрату багажа или грузобагажа в порядке, предусмотренном настоящим Уставом. В случае отказа в письменном виде от получения багажа, грузобагажа или непредставления получателем решения о судьбе багажа, грузобагажа в течение четырех суток после уведомления получателя в письменной форме о прибытии багажа, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения железная дорога вправе реализовать багаж, грузобагаж в порядке, установленном настоящим Уставом. (ст. 99)
3. Железная дорога несет имущественную ответственность за несохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его получателю багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке багажа, возмещается железной дорогой в случаях: . утраты или недостачи багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего багажа; . повреждения (порчи) багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, при невозможности восстановления поврежденного багажа - в размере его стоимости; . утраты багажа, сданного для перевозки с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости багажа. Стоимость багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, при отсутствии счета продавца или цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Железная дорога наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, возвращает получателю багажа плату за перевозку багажа, а также иные причитающиеся получателю багажа платежи, взысканные за перевозку утраченного, недостающего или поврежденного багажа. (Ст. 126)
4. За просрочку доставки багажа железная дорога назначения уплачивает получателю багажа при его выдаче на основании акта, составленного по требованию получателя багажа, пени в размере 3 процентов платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку багажа, если не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, устранения угрожающей жизни и здоровью людей неисправности транспортных средств или иных не зависящих от железной дороги обстоятельств. Просрочка доставки багажа исчисляется с 24 часов суток, в которые должен прибыть багаж. (Ст. 127)
5. При определении вины перевозчика при утрате или просрочке в доставке багажа, чтобы перевозчик понес ответственность и возместил причиненный ущерб, составляется коммерческий акт. Акт составляется железной дорогой, как правило, по требованию грузополучателя на специальных бланках. Его подписывают на железной дороге начальник станции, заведующий грузовым двором и весовщик станции, а также грузополучатель, если он участвовал в проверке. Если в приемке участвовал эксперт, должен быть составлен специальный акт с указанием этого в коммерческом акте. Коммерческий акт составляется: - при выгрузке багажа и грузобагажа в местах общего пользования - в день выгрузки, в соответствующих случаях - в день его выдачи получателю; - при выгрузке багажа в местах необщего пользования - в день его выгрузки, при этом проверка багажа должна проводиться в процессе его выгрузки или непосредственно после выгрузки; - в пути следования багажа и грузобагажа - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток. Коммерческий акт составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. В коммерческом акте должны содержаться точное и подробное описание состояния грузов, багажа или грузобагажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность багажа. Не допускается вносить в коммерческий акт какие-либо предположения и выводы о причинах такой несохранности либо виновности отправителя или железной дороги. На вопросы, содержащиеся в бланке коммерческого акта, даются точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вместо повторения необходимых данных; данные о том, правильно ли погружен, размещен и закреплен багаж. Лица, составившие или подписавшие коммерческий акт, содержащий недостоверную информацию, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. По требованию получателя железнодорожная станция обязана в течение трех дней выдать коммерческий акт. В случае необоснованной задержки составления коммерческого акта свыше предусмотренного срока или отказа от его составления железная дорога несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае отказа железнодорожной станции от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований получатель имеет право подать заявление в письменной форме об отказе или о нарушении в отделение (управление) железной дороги непосредственно или через начальника железнодорожной станции. На это заявление отделение железной дороги обязано дать получателю мотивированный ответ. (Ст. 134) 6. До предъявления к железной дороге иска, возникшего в связи с осуществлением перевозки пассажиров или багажа, к железной дороге может быть предъявлена претензия в случае: - утраты багажа - предъявителем багажной квитанции; - недостачи или повреждения (порчи) багажа - предъявителем выданного железной дорогой коммерческого акта о недостаче или повреждении (порче) багажа; - просрочки доставки багажа - предъявителем выданного железной дорогой акта общей формы о просрочке доставки багажа; - задержки отправления или опоздания поезда - пассажиром при предъявлении проездного документа (билета). (Ст. 136)
7. Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки багажа, могут быть предъявлены к железной дороге отправления или железной дороге назначения по усмотрению заявителя претензии. (Ст. 137)
8. Претензии к железным дорогам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение 45 дней. Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в отношении: возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу багажа со дня его выдачи груза; возмещения за утрату багажа, по истечении 30 дней после окончания срока доставки багажа физических лиц и по истечении 10 дней после окончания срока доставки грузобагажа юридических лиц; просрочки доставки багажа, грузобагажа со дня его выдачи; Железная дорога вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных настоящей статьей сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.(Ст. 139)
9. Иски к железной дороге, возникшие в связи с осуществлением перевозки багажа, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа железной дороги удовлетворить претензию либо в случае неполучения от железной дороги ответа в течение 30 дней со дня получения претензии. Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд по месту нахождения управления железной дороги, к которой предъявлены или могли быть предъявлены претензии, в течение одного года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий. Иски, возникшие в связи с осуществлением перевозок багажа, а также грузобагажа для личных (бытовых) нужд, могут быть предъявлены не ранее истечения сроков, установленных статьей 139 Устава ЖД, или до истечения таких сроков, если получен ответ железной дороги на претензию. При рассмотрении исков документы о причинах несохранности багажа или грузобагажа юридических, физических лиц (коммерческий акт, акт общей формы, иные акты), составленные железной дорогой в одностороннем порядке, подлежат оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут послужить основаниями для имущественной ответственности железной дороги, отправителя, либо получателя багажа или грузобагажа юридических, физических лиц.
Список литературы:
1. http://www.ptlco.ru/docs/train0.htm 2. http://guide.zodchiy.ru/texts/dokum/p2vs.htm 3. http://www.cfto.css-mps.ru/normdocs/ustav/ustav.html 4. http://www.mps.ru/cfto/normdocs/ustav.html 5. TRAVEL.RU/2000-08-21/ 6. www.km.ru
Реферат на тему: Организация ремонта переднего моста ГАЗ-53А
I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1 Характеристика ремонтного предприятия
1.1.1. Краткая историческая справка
Согласно генеральному плану развития ремонтной базы в системе ''Сельхозтехника'', разработанной ''Союзсельхозтехникой'' было намечено построить в Ростовской области авторемонтный завод, на 1000 ремонтов автомобилей ГАЗ-51 и его агрегатов, обслуживающий совхозы и колхозы Ростовской области. По инициативе председателя областного объединения ''Сельхозтехники'', такой завод было решено построить в г. Сальске. Строительство было начато в мае 1964г. В 1968г. строительство было завершено и завод был введен в эксплуатацию. Параллельно со строительством завода велось строительство жилого, 64-х квартирного дома для рабочих. Со строительством этого дома было построено еще 3 пятиэтажных дома. Начиная с 1971г. завод приступил к освоению капитального ремонта автолюбителей ГАЗ-53 и его агрегатов. Однако увеличение объема ремонта 2х марок автомобилей требовало механизации трудоемких процессов, улучшение качества ремонтов. Поэтому в 1973г. началась реконструкция завода, которая завершилась в 1976г. Был построен новый производственный корпус, несколько складов, реконструирована котельная. В 1995г. завод вошел в состав 5 тысяч ведущих предприятий РФ. В 1997г. ТОО ''Авторемонтник'' был преобразован в РТП ОАО ''Авторемонтник'', в результате чего каждому работнику завода были выданы акции с учетом стажа работы и заработка.
1.1.2. Энергоснабжение предприятия
Электроснабжение Сальского авто-ремонтного завода осуществляется при помощи двух трансформаторных подстанций, где находятся 2 трансформатора по 1000 Вт каждый. Распределение электроэнергии потребителям находящимся на территории завода производится через понижающие трансформаторные подстанции. Напряжение питания на них U=380/22В. Общая нагрузки по заводу составляют: 1) Активной – 3888,5 кВт 2) Реактивная – 1301,5 кВт 3) Полная – 5110 кВт Годовой расход электроэнергии по заводу за 1998 год составил 12845,8 тыс.кВт(ч. Снабжение Сальского АРЗ природным газом производится от городской газовой сети. Для обеспечения АРЗ сжатым воздухом и имеется собственная компрессорная станция. Для снабжения АРЗ паром имеется собственная котельная на жидком топливе.
1.1.3. Анализ производственной деятельности ремонтного предприятия
Развитие и совершенствование авторемонтного производства требует правильной организации ремонта автомобилей и их агрегатов и узлов, которая зависит в свою очередь от целого ряда факторов, наиболее важными из которых являются: - рациональное размещение ремонтных предприятий; - специализация; - производственная мощность. Сальский авторемонтный завод был запроектирован на капитальный ремонт 1000 автомобилей ГАЗ-51, и после реконструкции увеличил свои мощности. После проведения реконструкции в старом корпусе производится ремонт двигателей, коробок передач, ремонт электорооборудования, восстановления деталей электромеханическим наращиванием. В новом корпусе производится общая разборка автомобилей, разборка агрегатов и узлов, восстановление деталей, сборка, испытания и окраска агрегатов и узлов, а также общая сборка и обкатка автомобилей. Тут же производится установка дизельных двигателей Д-240 и-240Л на автомобили ГАЗ-53А по специальному заказу с заменой трансмиссии. Однако в настоящее время динамика выпуска заводом продукции такова, что на начало 90-х годов завод производит лишь порядка 200 капитальных ремонтов полнокомплектных автомобилей и около 1200 ремонтов агрегатов в год. К концу 90-х эти цифры еще более уменьшились в связи с старением оборудования, необходимостью новой реконструкции завода. Так в настоящее время на заводе не всегда обеспечивается качественный ремонт автомобилей. Это связано с устаревшим оборудованием, неквалифицированной обкаткой, испытанием, а также общей сборкой и балансировкой.
1.1.4. Характеристика участка и объекта ремонта
Участок по ремонту передних мостов (передних осей) автомобиля ГАЗ-53А расположен в новом корпусе ремонтного завода и занимает порядка 85м2 производственной площади. Участок рассчитан на ремонт 1000 передних мостов Имеется централизированный подвод электроэнергии и воды к технологическому оборудованию. К недостаткам участка следует отнести устаревшее оборудование, низкую квалификацию рабочих, плохую организацию труда, несоблюдение технических требований на ремонт и восстановление деталей. Передняя ось автомобиля ГАЗ-53А представляет собой самостоятельный узел, составляющий из балки, соединенной с поворотными кулаками с помощью цилиндрических шкворней. Балка передней оси, изготовленная из легированной стали 3ОХ, имеет форму двутавра. На верхней полке на расстоянии 806мм друг от друга расположены две площадки, которыми ось прикреплена к ресорам. В вертикальной полке расположены два цилиндрических отверстия для стопорных штифтов шкворня и два конических для пальцев телескопических амортизаторов. Поворотный кулак, штампованный из легированной стали 35Х имеет цапфу с двумя цилиндрическими отверстиями (30 и 45мм под подшипники ступицы переднего колеса, шейку под втулку сальника ступицы и массивной фланец для центрирования щита тормоза, шкворень (30мм изготовлен из прутковой стали 45 и закален т.в.ч. От продольного перемещения и проворачивания шкворень удерживается в балке клиновым стопорным штифтом. Рычаги рулевых тяг прикреплены к червякам поворотных кулаков корончатыми шплинтуемыми гайками. Рычаги фиксируются в отверстиях кулака шпонками. На цапфах поворотных кулаков вращаются ступицы передних колес. Конические подшипники под ступицами крепятся и регулируются корончатой гайкой, навернутой на резьбовой конец цапфы кулака и зашплинтованный.
1.2. Организационные параметры производства
1.2.1. Обоснование производственной программы предприятия
Сальский АРЗ производит капитальный ремонт автомобиля ГАЗ-53А. Зона обслуживания предприятия – Южно-степная и Орловская зона Ростовской области, которая включает 17 районов. Наименование районов и количество автомобилей в них приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Количество автомобилей ГАЗ-53А по районам. |№ п/п |Наименование районов |Количество автомобилей | |1 |2 |3 | |1 |Аксайский |600 | |2 |Веселовский |380 | |3 |Семикаракорский |450 | |4 |Азовский |500 | |5 |Кагальницкий |360 | |6 |Зерноградский |450 | |7 |Егорлыкский |490 | |8 |Целинский |350 | |9 |Песчанокопский |360 | |10 |Сальский |530 |
Продолжение табл. 1.1. |1 |2 |3 | |11 |Пролетарский |280 | |12 |Багаевский |300 | |13 |Зимовниковский |160 | |14 |Орловский |110 | |15 |Дубовский |206 | |16 |Заветинский |140 | |17 |Ремонтненский |180 | | | ИТОГО |5846 |
Количество капитальных ремонтов (КР) автомобилей определены по наличию охвата машин капитальным ремонтом: NKP = NM ( K0 (1.1) где NKP – количество автомобилей, нуждающихся в капитальном ремонте, шт; NM – количество автомобилей в зоне обслуживания, шт; К0 – коэффициент охвата машин капитальным ремонтом. [pic] ; (1.2) где ВГ – среднегодовая наработка автомобиля, тыс. км. ВГ = 40000 км, по фактическим данным предприятия. ВК – пробег автомобиля до капитального ремонта, тыс. км. ВК = 160 тыс. км, по /1/ ( - поправочный коэффициент к нормативам на техническое обслуживание и ремонт, учитывающий категорию дорожных условий эксплуатации, по /2/ ( = 1,00 КЗ – зональный поправочный коэффициент по /1/ КЗ = 1,00 Тогда [pic] Тогда NКР = 5846(0,25 = 1462 Принимаем NКР = W = 1500 шт.
1.2.2. Обоснование схемы технологического процесса ремонта и ее описание
Под технологическим процессом понимают часть производственного процесса, в течение которого происходит последовательная смена состояния ремонтируемого объекта. Принимаем схему технологического процесса представленную на рис. 1.1. Схема технологического процесса ремонта передней оси автомобиля ГАЗ- 53А
Рис.1.1. Поступающая на участок передняя ось разбирается на узлы. Узлы разбираются на детали и отправляются на дефектацию. Продефектованные детали делятся на три группы: негодные, ремонтопригодные, годные. Ремонтопригодные детали направляются на ремонт и восстановление, негодные – в утиль. Годные, отремонтированные и новые детали со склада комплектуются и собираются в узлы. Из узлов происходит сборка передней оси, которая потом подвергается регулировке.
1.2.3. Расчет трудоемкости ремонта и годового объема работ, распределение трудоемкости по видам работ.
Согласно /2/ трудоемкость ремонта переднего моста автомобиля ГАЗ-53А составляет 7,7 чел.ч для предприятия с годовой программой 5000 шт. С учетом поправочного коэффициента КПР = 1,11 /3/ трудоемкость ремонта на предприятии с программой 1500 шт. составит 8,54 чел.ч. Трудоемкость ремонта на перспективу равна: ТРП = ТРД ( КС ( КСЕР ( КПЕР ( КПР , чел.ч. (1.3) где ТПР – трудоемкость ремонта машины данной марки на перспективу, чел.ч.; ТРД – действительная трудоемкость ремонта машины данной марки, чел.ч.; КС – коэффициент, учитывающий соотношение в программе предприятия полнокомплектных машин и комплектов агрегатов, КС = 1; КСЕР – коэффициент, учитывающий влияние на трудоемкость производственной программы, по /4/ КСЕР = 0,7; КПЕР – коэффициент, учитывающий рост производительности труда на перспективу, КПЕР = 0,98; КПР – коэффициент приведения данной марки машины к аналогу основной модели, КПР = 1. Подставив данные получим: ТРП = 8,54 ( 1 ( 0,7 ( 0,98 ( 1 = 5,86 чел.ч. Годовой объем работ на перспективу составит: ТП = ТРП ( WПР = 5,86 ( 1500 = 8790 чел.ч. (1.4) Согласно /1/ и /2/ процентное содержание работ по ремонту передней оси автомобиля ГАЗ-53А равно: таблица 1.2.
Таблица 1.2. Процентное содержание работ по ремонту передней оси автомобиля ГАЗ-53А |Наименование работ |Разряд|% |Трудоемкость,| | |работы| |чел.ч. | |Разборка на узлы |3 |2,24 |0,1 | |1. Снятие стремянок, накладок, рессор | | | | |2. Снятие рулевых тяг |3 |1,54 |0,07 | |3. Снятие рычагов рулевого управления |3 |1,88 |0,08 | |4. Снятие ступиц |3 |2,73 |0,12 | |5. Снятие поворотных кулаков |3 |3,07 |0,13 | |6. Разборка на детали |3 |11,3 |0,5 | |7. Мойка деталей |3 |2,56 |0,11 | |8. Дефектация и комплектация |5 |24,4 |1,04 | |9. Сборка узлов |4 |28,6 |1,22 | |Сборка передней оси |4 |6,14 |0,26 | |10. Установка поворотных кулаков | | | | |11. Установка ступиц |4 |3,92 |0,17 | |12. Установка рычагов рулевого управления|4 |3,24 |0,14 | |13. Установка рулевых тяг |4 |2,24 |0,1 | |14. Установка стремянок, накладок |4 |2,56 |0,11 | |15. Регулировка |4 |3,58 |0,15 | | ИТОГО | |100 |4,30 |
С учетом процентного содержания работ разряда составим таблицу (1.3) распределения трудоемкости ремонта передней оси по видам работ. Таблица 1.3. Трудоемкость ремонта передней оси автомобиля ГАЗ-53А. |Наименование работ |Разряд|% |Трудоемкость, | | |работ | |чел.ч. | | | | |на 1 |на | | | | |объект |програм. | |Разборка на узлы |3 |2,24 |0,13 |195 | |1. Снятие стремянок, накладок, рессор | | | | | |2. Снятие рулевых тяг |3 |1,54 |0,09 |135 | |3. Снятие рычагов рулевого управления |3 |1,88 |0,11 |165 | |4. Снятие ступиц |3 |2,73 |0,16 |240 | |5. Снятие поворотных кулаков |3 |3,07 |0,18 |270 | |6. Разборка на детали |3 |11,3 |0,67 |1005 | |7. Мойка деталей |3 |2,56 |0,15 |225 | |8. Дефектация и комплектация |5 |24,4 |1,43 |2145 | |9. Сборка узлов |4 |28,6 |1,67 |2505 | |Сборка передней оси |4 |6,14 |0,36 |540 | |10. Установка поворотных кулаков | | | | | |11. Установка ступиц |4 |3,92 |0,23 |345 | |12. Установка рычагов рулевого |4 |3,24 |0,19 |285 | |управления | | | | | |13. Установка рулевых тяг |4 |2,24 |0,13 |195 | |14. Установка стремянок, накладок |4 |2,56 |0,15 |225 | |15. Регулировка |4 |3,58 |0,21 |315 | | ИТОГО | |100 |5,86 |8790 |
1.2.4. Организационный режим работы и фонды времени рабочих и оборудования
Под режимом работы предприятия понимается количество рабочих дней в году, продолжительность смены, число смен, количество рабочих часов в неделю в днях и часах. На Сальском АРЗ принят следующий режим работы: пятидневная рабочая неделя, продолжительность смены 8 часов, работа в одну смену. Номинальный фонд времени работы определим по формуле: ФН = (КР ( tСМ – КП ( tС) n (1.5) где КР – число рабочих дней в году; tСМ – число часов в смене, tСМ = 8 ч; КП – число предвыходных и предпраздничных дней, КПП = 5; tС – время, на которое сокращается смена в предпраздничные и предвыходные дни.
КР = КК – КВ – КПР (1.6) где КК – число календарных дней в 2000 году, КК = 366; КВ – количество выходных дней, КВ = 106; КПР – количество праздничных дней, КПР = 10.
КР = 366 – 106 – 10 = 250 дней n – число смен. ФН – (250 ( 8 – 5 ( 1) ( 1 = 1995 ч. Действительный годовой фонд времени рабочего: ФД = (ФН – К0 ( tСМ) ( (Р (1.7) где К0 – количество дней отпуска, К0 = 20 дней; (Р – коэффициент потерь рабочего времени, (Р ФД = (1995 – 20 ( 8) 0,97 = 1780 ч.
Коэффициент штатности: [pic] (1.8) Действительный годовой фонд времени работы оборудования: ФД.О. = ФН ( (О ( n (1.9) где (О – коэффициент использования оборудования, (О = 0,97; n – количество смен. ФД.О. = 1995 ( 0,97 ( 1 = 1935 ч.
1.2.5. Разработка графика ремонтного цикла
Исходные данные: W – программа предприятия, шт; W = 1500 шт.; ФН – номинальный годовой фонд времени участка; ФН = 1995 ч.; - Наименование операций технологического процесса участка; - Разряд работы операций; - Трудоемкость операций.
Определим такт производства: [pic] ; (1.10) [pic] ч/шт. Определим расчетное количество рабочих по каждому виду работ: ; (1.11) где Тi – трудоемкость вида работ, чел.ч.;
Загрузку рабочих органов определим по формуле: [pic] (1.12) Полученные данные сводим в таблицу 1.5. Определим коэффициенты параллельности и последовательности выполнения работ по формулам: [pic] ; (1.13) [pic] ; (1.14) где ТПАР, ТПОС – трудоемкость параллельно и последовательно выполняемых работ, чел.ч. ТОБ – общая трудоемкость ремонта передней оси.
Таблица 1.4. График ремонтного цикла |Наимено-в|№ |№ |Наименование операций |Разря|Трудо|Количество|Процен| |ание |раб.|п/|(работ) |д |-емко|рабочих |т | |рабочего |мест|п | |работ|-сть,| |загруз| |места |а | | |ы |чел.ч| |ки | | | | | | |. | | | | | | | | | |расч|прин| | | | | | | | |. | | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | |Разборо-м|1 |1 |Разборка на узлы: |3 |0,13 |0,1 |11 |111 | |оечное | | |Снятие стремянок, | | | | | | | | | |накладок, рессор | | | | | | | | |2 |Снятие рулевых тяг |3 |0,09 |0,07| | | | | |3 |Снятие рычагов рулевого|3 |0,11 |0,08| | | | | | |управления | | | | | | | | |4 |Снятие ступиц |3 |0,16 |0,12| | | | | |5 |Снятие поворотных |3 |0,18 |0,13| | | | | | |кулаков | | | | | | | | |6 |Разборка на детали |3 |0,67 |0,5 | | | | | |7 |Мойка деталей |3 |0,15 |0,11| | |
|Продолжение табл. 1.4 | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | |Дефекта-ц|2 |8 |Дефектация и |5 |1,43 |1,08|1 |108 | |ии и | | |комплектация | | | | | | |комплек-т| | | | | | | | | |ации | | | | | | | | | |Сборочнор|3 |9 |Сборка узлов |4 |1,67 |1,26|2 |110,5 | |егулиро-в| | | | | | | | | |очное | | | | | | | | | | | |10|Сборка передней оси |4 |0,36 |0,27| | | | | | |Установка поворотных | | | | | | | | | |кулаков | | | | | | | | |11|Установка ступиц |4 |0,23 |0,17| | | | | |12|Установка рычагов |4 |0,19 |0,14| | | | | | |рулевого управления | | | | | | | | |13|Установка рулевых тяг |4 |0,13 |0,1 | | | | | |14|Установка стремянок, |4 |0,15 |0,11| | | | | | |накладок | | | | | | | | |15|Регулировка |4 |0,21 |0,16| | |
[pic] [pic]
Фронт работ равен: [pic] (1.15) где tЦ – время пребывания машины в ремонте; [pic]
1.3. Расчет участка
1.3.1. Расчет рабочих и работающих по рабочим местам, составление штатной ведомости
Явочное количество рабочих и работающих по рабочим местам согласно графику ремонтного цикла. 1 рабочее место RЯ = 1,0 чел. 2 рабочее место RЯ = 1,0 чел. 3 рабочее место RЯ = 2,0 чел.
Списочное количество рабочих равно: [pic] ; (1.16) где [pic]= 0,9 – коэффициент штатности. Тогда: 1 рабочее место RСП = 1,11, принимаем 1 чел. 2 рабочее место RСП = 1,11, принимаем 1 чел. 3 рабочее место RСП = 2,11, принимаем 2 чел.
Таблица 1.5. Состав и количество работающих | |Категория работающих |Количество работающих | | | |явочное |списочное | | | |расчетн.|принят|расчетн|принят.| | | | |. |. | | |1 |Производственные рабочие |4,4 |4 |4,44 |4 | |2 |Вспомогательные рабочие, 14% |0,36 |0 |0,4 |0 | |3 |Руководящие и ИТ, 14% |0,36 |0 |0,4 |0 | |4 |Служащие (СКП), 12% |0,32 |0 |0,36 |0 | |5 |МОП, 2% |0,08 |0 |0,09 |0 |
Таблица 1.6. Штатная ведомость производственных рабочих |№ |Наименовани|Профессия |Коли-|Количество по разрядам |Количест| |п/|е рабочих | |честв| |во | |п |мест | |о | | | | | | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |муж|жен| | | | | | | | | | | | |. | |1 |1 раб. |слесарь-ремонт|1 | | |1 | | | |1 | | | |место |ник | | | | | | | | | | |2 |3 раб. |слесарь-ремонт|2 | | | |2 | | |2 | | | |место |ник | | | | | | | | | | |3 |2 раб. |дефектовщик |1 | | | | |1 | |3 | | | |место | | | | | | | | | | | |ИТОГО: | |4 | | |1 |2 |1 | |4 | |
1.3.2. Обоснование номенклатуры и расчет количества оборудования
Номенклатура технологического оборудования должна соответствовать выполнению всех операций технологического процесса. По производственному назначению технологическое оборудование подразделяется на основное, подъемно-транспортное, общего назначения. Расчету подлежит основное оборудование, остальное выбирается по табелю оборудования для участка. Количество моечных машин равно: [pic]; (1.17) где: W – годовая программа предприятия, шт.; Фд.о. – действительный годовой фонд времени оборудования; ч.; q – часовая производительность моечной машины, шт/ч; Км – коэффициент учитывающий использование моечного оборудования по времени, Км=0,85 по /1/. [pic] Принимаем Nм=1 Количество разборо-сборочного оборудования равно по /1/: [pic]; (1.18) где: Тр.с. – трудоемкость разборо-сборочных работ, выполняемых на стендах, чел.-ч [pic] Принимаем Nр.с.=2
Количество оборудования для контрольно-дифектовочных и комплектовочных работ равна по /1/: [pic]; (1.19) где: W – годовая программа, шт; tk – продолжительность контроля одного объекта ремонта, ч; Кс – коэффициент, учитывающий использование оборудования по времени, Кс=0,8 по /1/. [pic] Принимаем Nс=1
Количество станочного оборудования равно по /1/: [pic]; (1.20) где: Тст – общая годовая трудоемкость станочных работ, ч; Кз – коэффициент загрузки оборудования по времени, Кз=0,9 [pic] Принимаем Nст=2 Таблица 1.7. Технологическое оборудование и оснастка участка |№ |Наименование и марка оборудования |Коли-ч|Размеры |Площадь, | |п/п | |ество | |м2 | |1 |2 |3 |4 |5 | |1 |Разборо-сборочный стенд |2 |850х1250 |2,125 | | |ОР-6361-ГОСНИТИ | | | | |2 |Машина моечная ОМ-5300 |1 |3360х2760 |934 | |3 |Верстак слесарный |2 |1200х800 |1,92 | | |ОРГ-1468-01-060А-ГОСНИТИ | | | | |4 |Стол монтажный |1 |240х800 |9,96 | | |ОРГ-1468-01-080А-ГОСНИТИ | | | | |5 |Стол дефектовочный |1 |2400х1610 |1,92 | | |ОРГ-1468-01-090А-ГОСНИТИ | | | | |6 |Стенд для холодной правки балки |1 |2120х352 |3,86 | | |переднего моста автомобиля ГАЗ-53А | | | | |7 |Пресс гидравлический |1 |1250х |0,32 | | |ОКС-1671А-ГОСНИТИ | | | | |8 |Контейнер для деталей |4 |900 |6,75 | |9 |Шкаф для инструмента |2 |860х360 |0,62 | | |ОРГ-1468-07-040-ГОСНИТИ | | | | |10 |Стеллаж для деталей |4 |1400х500 |2,8 | | |ОРГ-1468-05-230А-ГОСНИТИ | | | | |11 |Ларь для обдирочных материалов |2 |1000х500 |1,0 | | |ОРГ-1468-07-090А-ГОСНИТИ | | | | |ИТОГО: |- | |(31,615 |
1.3.3. Расчет количества ПТО
Количество подъемно-транспортного оборудования равно по /1/: [pic]; (1.21) где: nоп – количество крановых операций в час, nоп=3; Ткр – средняя продолжительность крановой операции, мин; Кпр – коэффициент учитывающий простои крана Кпр=0,87 [pic]; (1.22) где: L – средняя дальность транспортирования груза за одну операцию, м L=20м; V – скорость передвижения крана, V=20 м/мин tз – среднее время загрузки крана за одну операцию, tз=4мин; tр – среднее время разгрузки крана за одну операцию, tр=3мин; Тогда: [pic] [pic] Принимаем Nкр=1 В качестве ПТО принимаем кран-балку грузоподъемностью 3 тонны. Догрузка кран-балки осуществляется за счет соседних участков.
1.3.4. Расчет площади участка
Площадь участка рассчитывается по формуле: Fуч=(Fоб(К; (1.23) где: (Fоб – суммарная площадь пола занимаемая технологическим оборудованием, м2; К – коэффициент проходов и проездов /1/. Fуч= Fрм1+ Fрм2+ Fрм3; (1.24) где: Fрмi – площадь i-го рабочего места, м2. Тогда: Fрм1=12,33(5=61,65м2 Fрм2=1,92(4=7,68м2 Fрм3=10,1(5=50,5м2 Fуч=61,65+7,68+50,5=119,83м2 Принимаем Fуч=120м2.
1.3.5. Технологическая планировка участка
Планировка участка выполняем в соответствии с компоновочным планом здания, указываем наружные и внутренние стены, колонны здания, окна, ворота, транспортное оборудование, верстаки, стеллажи и т.п., проходы и проезды. Технологическое оборудование на плане изображаем упрощенными контурами с учетом крайних положений перемещающихся частей. Все виды оборудования нумеруем сквозной порядковой нумерацией. Вне контура указываем. Условные обозначения подвода электроэнергии, воздуха, воды. Расстановку оборудования выполняем с учетом существующих требований, норм расстояний между оборудованием и элементами зданий, норм ширины проездов и норм расстояний между оборудованием. Оборудование располагаем в порядке выполнения технологических операций. Также оборудование располагаем с учетом возможности изменения планировки при использовании более прогрессивных технологических процессов. Размеры планируемого участка согласно расчетам равны: длина L=12м, ширина В=10м.
1.3.6. Организация рабочих мест участка и их взаимосвязь. Выбор оптимального варианта планировки рабочего места
Рабочее место – это первичная производственная ячейка, в которой происходит соединение трех элементов труда: средств труда, предметов труда и самого труда (человека). Рабочее место представляет собой часть площади участка, оснащенную необходимым оборудованием и оснасткой, закрепленную за одним или несколькими рабочими, на которой выполняется определенные операции технологического процесса ремонта узла. Под организацией рабочего места понимается создание условий, способствующих качественному выполнению операций технологического процесса, рациональному использованию рабочего времени и средств труда, повышению производительности труда и сохранению здоровья рабочих. Современное ремонтно-обслуживающее предприятие представляет собой сложный механизм, в каждом его составляющие (участок, рабочее место) настолько взаимосвязаны, что от организации труда на любом из них, зависит общий ритм работы предприятия. Поэтому рабочее место нельзя рассматривать изолированно друг от друга, независимо от выполняемой организации и технологии ремонта. Оснащение рабочего места. В зависимости от типа, характера производства, действующего технологического процесса рабочее место оснащается: - основным технологическим оборудованием (станок, агрегат, верстак и т.д.); - предметами труда (сырье, заготовки, детали); - основной технологической оснасткой (инструмент, приборы, приспособления); - вспомогательным оборудованием и оснасткой, которые непосредственно не участвуют в изменении предмета труда, но создают условия наилучшего проведения этого процесса. Обоснование оптимального варианта организации рабочего места Первым этапом обоснования оптимального варианта планировки является изучение содержания трудовых процессов на рабочем месте. Основное внимание уделяется на установку и снятие деталей, смену инструментов, контроль и сортировку продукции. В зависимости от частоты смены видов работ, а следовательно и использование инструмента, оборудования решается вопрос об их расположении на рабочем месте с учетом принципа: что чаще берется – располагается ближе к рабочему. Главной задачей организации рабочего места является наиболее рациональное расположение узлов, деталей, оборудования, оснастки, грузоподъемных и транспортных средств с тем, чтобы обеспечить минимальные затраты труда на выполнение простейших трудовых движений: переходов, поворотов, нагибаний и т.д. Решение задачи нахождения оптимального варианта организации рабочих мест может быть значительно упрощено с помощью специальных систем бальной оценки различных вариантов. Сущность методики заключается в том, что любое рабочее место схематично можно разделить на ряд зон в зависимости от состава трудовых движений, необходимых для перемещения предмета труда к месту его установки, перестановки, обработки. При построении данной схемы рабочее место в плане разделено на две основные зоны: А, находящуюся спереди от основной линии, и Б, находящуюся сзади этой линии. Каждая из основных зон разделена на ряд секторов в зависимости от расположения к рабочему, а каждый сектор, в свою очередь разделен концентрическими окружностями, определяющими расстояние места расположения предметов труда от рабочего (в м.). Зоны делятся также в зависимости от расположения предмета по высоте на верхние (В) и нижние (Н). Цифровая индексация построена таким образом, что меньшее значение индексов соответствует более удобным зонам. Оценив во времени затраты труда на выполнение манипуляций, связанных с предметами труда и технологической оснасткой, в той части, в какой эти манипуляции зависят от организации рабочего места, можно создать систему бальной оценки организации рабочих мест. Бальная система основана на принципе экономии движений с уменьшение затрат времени на манипуляции с предметом труда или с инструментом число баллов возрастает, т.е. большее значение бальной оценки соответствует лучшей организации рабочего места, и наоборот. Так если работы выполняются с помощью оборудования (разборка, сборка, дефектация и т.д.) то число баллов рассчитывают по формуле по /5/: [pic]; (1.25) где: n – число единиц (деталей) задействованных при выполнении данной операции не считая базовой; ( - бальная оценка расположения на рабочем месте базового объекта при выполнении операции; (1 - бальная оценка расположения на рабочем месте базового объекта до выполнения операции; (0 - бальная оценка расположения на рабочем месте остальных объектов (деталей) которые должны быть установлены на базовом объекте. Оптимальный вариант организации рабочего места соответствует большему числу баллов. Экономия рабочего времени за смену или после выполнения работ на одном объекте в результате рационализации рабочего места определяют по формуле по /5/: Э=0,01(Бн-Бс); (1.26) где: Бс – бальная оценка организации рабочего места до рационализации; Бн – бальная оценка организации рабочего места после рационализации. Рассмотрим рабочее место слесаря-сборщика до рационализации (рис.1 | |